Что такое производственные мощности организации. Большая энциклопедия нефти и газа. Оценка экстенсивности эксплуатации техники

6.2 Методика расследования преступлений в сфере компьютерной

информации

Хорошо известно, что одними мерами предупреждения не всегда удается предотвратить преступное посягательство. В связи с этим возникает необходимость заниматься не только вопросами защиты средств компьютерной техники, но и решать вопросы расследования компьютерных преступлений.

Принципиальная схема организации взлома защитных механизмов информационных систем достаточно однотипна. Профессиональные компьютерные взломщики обычно работают только после тщательной предварительной подготовки. Они снимают квартиру на подставное лицо, подкупают сотрудников организации, знакомых с деталями электронных платежей и паролями, и работников телефонной станции, чтобы обезопаситься на случай поступления запроса от служб безопасности. Нанимают охрану из бывших сотрудников МВД России. Чаще всего взлом компьютерной сети осуществляется рано утром, когда дежурный службы безопасности теряет свою бдительность, а вызов помощи затруднен. Может быть предложена некоторая общая схема расследования преступления, связанного с неправомерным (несанкционированным) доступом к компьютерной информации.

В ходе расследования основные следственные задачи целесообразно решать в такой последовательности:

1. Установление факта неправомерного доступа к информации в компьютерной системе или сети.

2. Установление места несанкционированного проникновения в компьютерную систему или сеть.

3. Установление времени совершения преступления.

4. Установление надежности средств защиты компьютерной информации.

5. Установление способа несанкционированного доступа.

6. Установление лиц, совершивших неправомерный доступ, их виновности и мотивов преступления.

7. Установление вредных последствий преступления.

8. Выявление обстоятельств, способствовавших преступлению.

На признаки несанкционированного доступа или подготовки к нему могут указывать следующие очевидные обстоятельства:

Появление в компьютере фальшивых данных;

Не обновление в течение длительного времени в автоматизированной информационной системе кодов, паролей и других защитных средств;

Частые сбои в процессе работы компьютеров; участившиеся жалобы клиентов компьютерной системы или сети;

Осуществление сверхурочных работ без видимых на то причин;

Немотивированные отказы некоторых сотрудников, обслуживающих компьютерные системы или сети, от отпусков;

Неожиданное приобретение сотрудником домашнего дорогостоящего компьютера;

Чистые дискеты либо диски, принесенные на работу сотрудниками компьютерной системы под сомнительным предлогом перезаписи программ для компьютерных игр;

Участившиеся случаи перезаписи отдельных данных без серьезных на то причин; чрезмерный интерес отдельных сотрудников к содержанию чужих распечаток (листингов), выходящих из принтеров и т.д.

Определить место и время непосредственного применения технических средств удаленного несанкционированного доступа, не входящих в данную информационную систему или сеть, на практике бывает достаточно трудно. Для установления этих данных необходимо привлекать специалистов. Способ несанкционированного доступа может быть установлен путем производства информационно-технической судебной экспертизы. Перед экспертом следует поставить вопрос: «Каким способом мог быть совершен несанкционированный доступ в данную компьютерную систему?». Целесообразно представить эксперту всю проектную документацию на исследуемую систему (если таковая имеется), а также имеющиеся данные о ее сертификации.

Несанкционированный доступ к закрытой компьютерной системе или сети является технологически весьма сложным действием. Совершить такую акцию могут только специалисты, имеющие достаточно высокую квалификацию. Поэтому поиск подозреваемых следует начинать с технического персонала пострадавших компьютерных систем или сетей (разработчиков соответствующих систем, их руководителей, операторов, программистов, инженеров связи, специалистов по защите информации и других).

Следственная практика показывает, что чем сложнее в техническом отношении способ проникновения в компьютерную систему или сеть, тем легче выделить подозреваемого, поскольку круг специалистов, обладающих соответствующими способностями, обычно весьма ограничен.

При расследовании компьютерных преступлений, связанных с созданием, использованием и распространением вредоносных программ для ЭВМ, целесообразно применять следующую последовательность действий:

1. Установление факта и способа создания вредоносной программы для ЭВМ.

2. Установление факта использования и распространения вредоносной программы.

3. Установление лиц, виновных в создании, использовании и распространении вредоносных программ для ЭВМ.

4. Установление вреда, причиненного данным преступлением.

5. Установление обстоятельств, способствовавших совершению расследуемого преступления.

При расследовании нарушения правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети, необходимо прежде всего доказать факт нарушения определенных правил, повлекший уничтожение, блокирование или модификацию охраняемой законом компьютерной информации и причинивший существенный вред. Кроме того, необходимо установить и доказать:

Место и время (период времени) нарушения правил эксплуатации ЭВМ;

Характер компьютерной информации, подвергшейся уничтожению, блокированию или модификации вследствие нарушения правил эксплуатации компьютерной системы или сети;

Способ и механизм нарушения правил;

Характер и размер ущерба, причиненного преступлением;

Факт нарушения правил определенным лицом;

Виновность лица, допустившего преступное нарушение правил эксплуатации ЭBM;

Обстоятельства, способствовавшие совершению расследуемого преступления.

Кроме того, следователю необходимо знать, что существует много особенностей, которые должны учитываться при производстве отдельных следственных действий. Приведем некоторые из них.

Если следователь располагает информацией, что на объекте обыска находятся средства компьютерной техники, расшифровка данных с которых может дать доказательства по делу, он должен заранее подготовиться к их изъятию. Необходимо обеспечить участие в ходе обыска специалиста по компьютерной технике. По прибытии на место обыска следует сразу же принять меры к обеспечению сохранности ЭВМ и имеющихся на них данных и ценной информации. Для этого необходимо:

Не разрешать кому бы то ни было из лиц, работающих на объекте обыска или находящихся здесь по другим причинам (персоналу), прикасаться к ЭВМ с любой целью;

Не разрешать кому бы то ни было из персонала выключать электроснабжение объекта;

В случае, если на момент начала обыска электроснабжение объекта выключено, то до его восстановления следует отключить от электросети всю компьютерную технику, находящуюся на объекте;

Самому не производить никаких манипуляций со средствами компьютерной техники, если результат этих манипуляций заранее неизвестен.

После принятия указанных выше неотложных мер можно приступать к непосредственному обыску помещения и изъятию средств компьютерной техники.

При этом следует принять во внимание следующие неблагоприятные факторы:

Возможные попытки со стороны персонала повредить ЭВМ с целью уничтожения информации и ценных данных;

Возможное наличие на компьютерах специальных средств защиты от несанкционированного доступа, которые, не получив в установленное время специальный код, автоматически уничтожат всю информацию;

Возможное наличие на ЭВМ иных средств защиты от несанкционированного доступа;

Постоянное совершенствование компьютерной техники, следствием чего может быть наличие на объекте программно-технических средств, незнакомых следователю.

В целях недопущения вредных последствий перечисленных факторов следователь может придерживаться следующих рекомендаций:

1. Перед выключением питания по возможности корректно закрыть все используемые программы, а в сомнительных случаях просто отключить компьютер (в некоторых случаях некорректное отключение компьютера – путем перезагрузки или выключения питания без предварительного выхода из программы и записи информации на постоянный носитель – приводит к потере информации в оперативной памяти и даже к стиранию информационных ресурсов на данном компьютере).

2. При наличии средств защиты ЭВМ от несанкционированного доступа принять меры к установлению ключей доступа (паролей, алгоритмов и т. д.).

3. Корректно выключить питание всех ЭВМ, находящихся на объекте (в помещении).

4. Не пытаться на месте просматривать информацию, содержащуюся в компьютерах.

5. В затруднительных случаях не обращаться за консультацией (помощью) к персоналу, а вызывать специалиста, не заинтересованного в исходе дела.

6. Следует изъять все носители ЭВМ, обнаруженные на объекте.

7. При обыске не подносить ближе, чем на 1 м к компьютерной технике металлоискатели и другие источники магнитного поля, в т. ч. сильные осветительные приборы и некоторую специальную аппаратуру.

8. Поскольку многие, особенно неквалифицированные, пользователи записывают процедуры входа-выхода при работе с компьютерной системой, а также пароли доступа, на отдельных бумажных листках, следует изъять также все записи, относящиеся к работе с ЭВМ.

9. Так как многие коммерческие и государственные структуры прибегают к услугам нештатных и временно работающих специалистов по обслуживанию средств компьютерной техники, следует записать паспортные данные у всех лиц, находящихся на объекте, независимо от их объяснений цели пребывания на объекте.

10.При изъятии средств компьютерной техники необходимо обеспечить строгое соблюдение требований действующего уголовно-процессуального законодательства. Для этого необходимо акцентировать внимание понятых на всех производимых действиях и их результатах, давая им при необходимости пояснения, поскольку многим участникам следственного действия могут быть непонятны производимые манипуляции. Кроме того, следует опечатывать ЭВМ так, чтобы исключить возможность работы с ними, разукомплектования и физического повреждения основных рабочих компонентов в отсутствие владельца или эксперта. При опечатывании компьютерных устройств следует наложить один лист бумаги на разъем электропитания, расположенный на задней панели, второй – на переднюю панель вверху с захлестом на верхнюю панель и закрепить их края густым клеем. На листах бумаги должны быть подписи следователя, понятых и представителя персонала. При изъятии магнитного носителя машинной информации нужно помнить, что они должны перемещаться в пространстве и храниться только в специальных опломбированных и экранированных контейнерах или в стандартных дискетных или иных алюминиевых футлярах заводского изготовления, исключающих разрушающее воздействие различных электромагнитных и магнитных полей и «наводок», направленных излучений.

11. В случае, когда необходимо сослаться непосредственно на определенный физический носитель, следует указать в протоколе его серийный (заводской) номер, тип, название (если есть) или провести его точное описание (размеры, цвет, класс, надписи, физические повреждения). При отсутствии четких внешних признаков физический носитель запечатывается в отдельную коробку (ящик, конверт), о чем обязательно делается отметка в протоколе проведения следственного действия.

12. В случае невозможности изъятия и приобщения к делу в качестве вещественного доказательства средства компьютерной техники (например, если компьютер является сервером или рабочей станцией компьютерной сети) в обязательном порядке после его осмотра необходимо блокировать не только соответствующее помещение, но и отключать источники энергопитания аппаратуры или, в крайнем случае, создать условия лишь для приема информации с одновременным опломбированием всех необходимых узлов, деталей, частей и механизмов компьютерной системы. Если же возникла необходимость изъятия информации из оперативной памяти компьютера (непосредственно из оперативного запоминающего устройства – ОЗУ), то сделать это возможно только путем копирования соответствующей машинной информации на физический носитель с использованием стандартных паспортизированных программных средств, с соответствующим документальным приложением и в порядке, установленном следующими нормативными документами: Государственный стандарт (ГОСТ) № 6104–84 от 01.07.87 «Унифицированные системы документации. Придание юридической силы документам на машинном носителе и машинограмме, создаваемым средствами вычислительной техники. Основные положения» и Постановление Госстандарта № 2781 от 24.09.86 «Методические указания по внедрению и применению ГОСТ 6104–84». Только с использованием указанных нормативных документов машинная информация будет относиться к разряду «документированной информации», как требует того закон.

К сожалению, практика работы органов прокуратуры и следствия показывает, что рассмотренные рекомендации в большинстве случаев следователями в практической деятельности по расследованию компьютерных преступлений не применяются. В результате неправильного изъятия средств компьютерной техники добытая информация зачастую не может являться доказательством в судебном процессе.

В зарубежных государствах накоплен обширный опыт борьбы с компьютерной преступностью. Однако в России большинство уголовных дел по компьютерным преступлениям остаются нераскрытыми. И дело не в том, что плохо работают сыщики или российские компании экономят на защите своих компьютерных сетей. К сожалению, при высоком техническом оснащении и тщательной подготовке компьютерного преступления поймать преступника очень сложно.

Или кому причинен вред: информации, бизнесу, репутации фирмы или гражданина. Очевидно, ответы на эти вопросы даст лишь судебная практика. 3. Виды преступлений в сфере компьютерной информации. 3.1 НЕПРАВОМЕРНЫЙ ДОСТУП К КОМПЬЮТЕРНОЙ ИНФОРМАЦИИ. Данная норма является базовой из указанных статей в гл.28 УК. Такое решение законодателя является вполне оправданным, поскольку на отечественном рынке...

Доступ, то собственник сервера не идет в милицию, а нанимает хакера и «залатывает брешь» в защите. ГЛАВА 2. УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ ИНФОРМАЦИИ 2.1. Неправомерный доступ к компьютерной информации В статье 272 Уголовного кодекса РФ предусмотрена ответственность за неправомерный доступ к компьютерной информации, охраняемой законом, т.е. информации на...

Научный руководитель – Кряжев Владимир Сергеевич, кандидат юридических наук, доцент

Профилактика, расследование и предотвращение преступлений в сфере компьютерной информации осуществляется с применением правовых, программно-технических и организационно-технических норм. Правовое поле регулирует нормы, которыми устанавливается ответственность за совершение преступлений в сфере компьютерной информации. С использованием данных норм защищаются авторские права программистов (разработчиков, распространителей и владельцев программного обеспечения).

Распространение компьютерной информации ограничивается рамками законов в сфере международного права. При помощи правовых инструментов контролируется деятельность разработчиков как распространителей компьютерной информации. Организационно-технические нормы позволяют организовать охрану вычислительных центров, куда стекается и откуда распространяется компьютерная информация.

Несмотря на грамотную кадровую политику центров обработки компьютерной информации, существуют как внутренние риски совершения преступлений в сфере компьютерной информации нанятым персоналом, так и риски вирусных атак с кражей данных и порчей хранящейся на вычислительных серверах информации.

Защита систем, где хранится и обрабатывается компьютерная информации, подразумевает наличие системы контроля доступа. Профилактика от распространения вирусов минимизирует риски совершения преступлений в сфере компьютерной информации, однако полностью не исключает этого.

В рамках политики по защите компьютерных данных программисты и владельцы центров обработки информации используют разные инструменты, в частности, резервное копирование данных, программы для защиты от кражи данных, охранные сигнализации и кодовые системы доступа к управлению вычислительным оборудованием. В настоящее время на уровне государства принята программа по развитию специальной службы, цель ее функционирования – профилактика преступлений в сфере компьютерной информации и расследование уже совершенных преступлений.

В настоящее время борьба с компьютерной преступностью в России ведется под воздействием факторов, которые снижают как эффективность профилактических мер, так и расследование преступлений в сфере компьютерной безопасности. По мнению исследователя Щеголаева Н.А., такими факторами являются: отсутствие совершенной правовой системы, которая бы отвечала интересам граждан в сфере защиты компьютерной информации, отсутствие организационно-технического обеспечения, которое бы отвечало интересам власти и его граждан в сфере защиты компьютерной информации.

В настоящее время на борьбу с компьютерной преступностью выделяется небольшой объем финансирования, что не позволяет осуществлять полноценную профилактику преступлений и внедрять эффективные методики расследования совершенных преступлений. Техническая, организационная и правовая база требует не только постоянных финансовых вливаний, но и их увеличения в сфере активизации преступных элементов, действия которых направлены на кражу, перехват и распространение компьютерной информации, которая противоречит правовым нормам России и международного права.

Последствия совершения компьютерных преступлений в сфере компьютерной информации в достаточной мере не осознаются федеральными и региональными властями, институтами правовой защиты гражданского населения.

Правоохранительные органы не располагают достаточной информационно-технической и программной базой для расследования преступлений в сфере компьютерной безопасности. Все структуры правоохранительных органов действуют по-разному, при обнаружении факта совершения преступления.

Отсутствие четкого алгоритма взаимодействия подразделений полиции и других структур ведет к тому, что большая часть преступлений остается нераскрытой, оперативники не могут получить достаточно данных для того, чтобы квалифицировать преступление, опираясь на его признаки. Кроме того, кадровый состав суда, прокуратуры и полиции не имеет достаточного уровня подготовки для профилактики таких преступлений и их эффективного расследования.

В России действует единая система учета совершенных преступлений, однако она морально устарела, не отвечает специфике совершения преступлений в сфере компьютерной информации. Средства и технологии информации в настоящее время недостаточно защищены от действий преступных элементов. Порою пренебрежительность и незнание владельцев компьютерной информации ведет к привлечению внимания к ним преступных элементов.

На мировом уровне уже приняты совершенные законы и внедрены единые системы безопасности, которые позволяют проводить специалистам работу по профилактике преступлений в сфере компьютерной информации, эффективно расследовать преступления и отслеживать преступные действия не только для защиты государственных, но и гражданских интересов. С целью повышения эффективности профилактики преступлений в сфере компьютерной информации, расследования преступлений и защиты интересов граждан предлагается применить несколько необходимых мер. Во-первых, разработать и внедрить проект, который бы предусматривал постоянное функционирование и отслеживание потоков компьютерной информации.

Такая система могла бы выявлять при помощи алгоритмов попытки совершения преступлений, а также устанавливать слежение за активными элементами, которые ведут подозрительную деятельность. Эта система могла бы использоваться и для профилактики преступлений.

Правоохранительная система и судебная система могут взаимодействовать более эффективно, если будут разработаны единые регламенты взаимодействия между структурами. Кроме того, требуется обеспечить подразделения и спецслужбы необходимой программно-технической базой.

В связи с активизацией преступных элементов за рубежом требуется разработать и внедрить стандарты, которые бы стали регулировать порядок взаимодействия российских правоохранительных органов и органов других стран. В связи с тем, что обеспечение компьютерной безопасности возложено не только на специальные подразделения и полицию, но и на владельцев, носителей и хранителей компьютерной информации, необходимо наладить взаимодействие между социальными фондами, банками, владельцами серверов и оборудование путем регламентирования норм взаимодействия. Координированные действия заинтересованных в обеспечении компьютерной безопасности структур позволили бы проводить профилактику преступлений, отслеживать действия подозрительных лиц и эффективно взаимодействовать при обнаружении признаков совершения преступления.

Кроме того, требуется наделить полномочиями в сфере обеспечения компьютерной безопасности лиц, прошедших квалифицированную подготовку. В настоящее время этой работой занимается до 70% специалистов, которые слабо разбираются в специфике распространения компьютерной информации. Это недопустимо для эффективной работы специальных подразделений в сфере обеспечения компьютерной безопасности.

На базе государственных учреждений требуется создать специальные факультеты, где могла бы вестись подготовка специалистов в области компьютерной безопасности. Программами обучения необходимо предусмотреть не только качественную теоретическую подготовку, но и практическую подготовку еще до момента поступления на службу. Учитывая специфику и рост преступлений в сфере компьютерной информации, необходимо предусмотреть постоянное функционирование системы переподготовки специалистов в сфере профилактики и расследования преступлений в сфере компьютерной безопасности.

Это одна из главных задач, которая в настоящее время стоит перед государством, но не выполнена в связи с недостатком финансирования и недостаточной оценкой юридических последствий от совершения таких преступлений.

Обращаясь к правовым нормам в сфере профилактики и расследования преступлений в области компьютерной информации, следует отметить несовершенство правовой системы. Так, в УК содержатся статьи, предусматривающие уголовную ответственность за получение неправомерного доступа к информации, за распространение вредоносных программ, за нарушения в сфере правил эксплуатации электронно-вычислительных машин.

Этими статьями ограничивается правовая ответственность лиц за совершение преступлений в сфере компьютерной информации. Согласно УК, преступлением в сфере компьютерной информации является получение неправомерного доступа к электронно-вычислительным машинам и их сетям, эти действия для квалификации преступления должны подразумевать нанесение такого вреда, как порча, блокировка и незаконное копирование информации.

Что касается международной практики в сфере профилактики и расследования компьютерных преступлений, то она сводится к организации симпозиумов и встреч в рамках ООН, которая формирует рекомендации и рекомендует к применению стандарты взаимодействия субъектов, заинтересованных в обеспечении безопасности компьютерной информации.

Таким образом, к настоящему времени не сложилось общемировой и российской практики по взаимодействию правоохранительных структур, которые являются ответственными за обеспечение безопасности компьютерной информации. Единого плана по развитию отрасли защиты пока не принято. С единым планом действий можно было бы оперативно и качественно наладить работу системы по обеспечению компьютерной безопасности.

Сюда следует отнести внеправительственные мероприятия, разделение ответственности между подразделениями позволит усилить контроль за работой специалистов, заинтересованных в обеспечении компьютерной безопасности с позиции экономики, политики и промышленности. Правительству требуется провести встречи с субъектами-носителями и распространителями компьютерной информации для того, чтобы на этой базе подготовить новые проекты законов в сфере обеспечения компьютерной безопасности.

Требуется разработка проектов по защите от совершения преступлений в сфере компьютерной информации на уровне промышленности, которая убеждена в том, что реализации поставленной задачи нельзя достичь без специальных промышленных продуктов. Требуется развивать международное сотрудничество и разработать единый регламент взаимодействия правоохранительных структур разных стран. Требуется провести работы по унификации законодательных актов и внедрить их в систему международного права.

Требуется разработать и постоянно совершенствовать стандарты по координации взаимодействия разных государственных органов. А в рамках Интерпола можно осуществить первый проект стандартизации взаимодействия национальных структур в сфере обеспечения компьютерной безопасности.

Материально-техническая база системы правосудия и обеспечения правопорядка устарела и не позволяет эффективно бороться с преступниками в сфере компьютерной безопасности. Таким образом, должна быть принята программа финансирования и модернизации материально-технической базы правоохранительных структур, которые специализируются, как только на преступлениях в сфере компьютерной информации, так и на обеспечении общего правопорядка.

С совершенствованием материально-технической базы можно было бы ввести единую систему учета преступлений в сфере компьютерной информации. Ее анализ мог бы быть использован для разработки профилактических мер в сфере обеспечения компьютерной безопасности. К настоящему времени не разработано единой специфики расследования преступлений в сфере обеспечения компьютерной безопасности, что осложняет ведение оперативно-розыскной деятельности.

Знание специфики совершения таких преступлений могло бы улучшить результаты оперативно-розыскной деятельности. Поэтому требуется получение качественных знаний специалистами, как в рамках профессиональной подготовки, так и в рамках программа переподготовки специалистов соответствующих подразделений.

Основными научными дисциплинами в рамках преподавания программ для специалистов в сфере обеспечения безопасности компьютерной информации могли бы стать психология и кибернетика, информационные технологи и психолингвистика. Реализация данного подхода в данное время является затруднительной, поскольку нет достаточного оснащения и необходимой базы для обучения специалистов.

Учитывая тот факт, что повысить эффективность расследования преступлений в сфере компьютерной информации необходимо срочно, следует на базе подразделений обеспечения правопорядка в самом широком смысле использовать последние достижения в сфере информационных технологий.

Для эффективного расследования таких преступлений необходимо разработать единую тактику и стратегию. К данной работе следует привлекать высококвалифицированных специалистов. При осуществлении агентурной работы следует пересмотреть качественный состав субъектов, с целью установления конфиденциального и эффективного сотрудничества.

В арсенал оперативной техники следует включить современные технические приборы и устройства (компьютеры и программное обеспечение). Для личного состава правоохранительных структур необходимо предусмотреть разработку и принятие программ подготовки. С целью выполнения долгосрочной стратегии следует предусмотреть возможности для организации переподготовки специалистов в сфере обеспечения компьютерной безопасности.

Данными программами должна преследоваться не только качественная теоретическая подготовка специалистов, но и практическая работа по освоению современной компьютерной техники и программных средств. Без соблюдения этих требований итоги оперативно-розыскной деятельности по фактам преступлений в сфере компьютерной безопасности останутся неудовлетворительными.

Таким образом, повышению эффективности расследования преступлений в сфере компьютерной безопасности будет способствовать усовершенствование правовой, технической базы и внедрение программ подготовки специалистов в сфере обеспечения компьютерной безопасности.

Хорошо известно, что одними мерами предупреждения не всегда удается предотвратить преступное посягательство. В связи с этим возникает необходимость заниматься не только вопросами защиты средств компьютерной техники, но и решать вопросы расследования компьютерных преступлений. В 1998 г. в Экспертно-криминалистическом центре МВД был проведен классификационный анализ лиц, замешанных в применении компьютеров для совершения противоправных деяний.

Обобщенный портрет отечественного злонамеренного хакера, созданный на основе уголовного преследования такого рода личностей, выглядит примерно так: это мужчина в возрасте от 15 до 45 лет, либо имеющий многолетний опыт работы на компьютере, либо почти не обладающий таким опытом; в прошлом к уголовной ответственности не привлекался; является яркой, мыслящей личностью, способной принимать ответственные решения; хороший, добросовестный работник, по характеру нетерпимый к насмешкам и к потере своего социального статуса в рамках группы окружающих его людей; любит уединенную работу; приходит на службу первым и уходит последним; часто задерживается на работе после окончания рабочего дня и очень редко использует отпуска и отгулы.

По сведениям того же Экспертно-криминалистического центра МВД, принципиальная схема организации взлома защитных механизмов информационных системы достаточно однотипна.

Профессиональные компьютерные взломщики обычно работают только после тщательной предварительной подготовки. Они снимают квартиру на подставное лицо, подкупают сотрудников организации, знакомых с деталями электронных платежей и паролями, и работников телефонной станции, чтобы обезопаситься на случай поступления запроса от служб безопасности. Нанимают охрану из бывших сотрудников МВД. Чаще всего взлом компьютерной сети осуществляется рано утром, когда дежурный службы безопасности теряет свою бдительность, а вызов помощи затруднен. Ниже представлена общая схема расследования неправомерного доступа к компьютерной информации. В ходе расследования основные следственные задачи целесообразно решать в такой последовательности:

  • 1. Установление факта неправомерного доступа к информации в компьютерной системе или сети.
  • 2. Установление места несанкционированного проникновения в компьютерную систему или сеть.
  • 3. Установление времени совершения преступления.
  • 4. Установление надежности средств защиты компьютерной информации.
  • 5. Установление способа несанкционированного доступа.
  • 6. Установление лиц, совершивших неправомерный доступ, их виновности и мотивов преступления.
  • 7. Установление вредных последствий преступления.
  • 8. Выявление обстоятельств, способствовавших преступлению.

На признаки несанкционированного доступа или подготовки к нему могут указывать следующие обстоятельства: появление в компьютере фальшивых данных; не обновление в течение длительного времени в автоматизированной информационной системе кодов, паролей и других защитных средств; частые сбои в процессе работы компьютеров; участившиеся жалобы клиентов компьютерной системы или сети; осуществление сверхурочных работ без видимых на то причин; немотивированные отказы некоторых сотрудников, обслуживающих компьютерные системы или сети, от отпусков; неожиданное приобретение сотрудником домашнего дорогостоящего компьютера; чистые дискеты либо диски, принесенные на работу сотрудниками компьютерной системы под сомнительным предлогом перезаписи программ для компьютерных игр; участившиеся случаи перезаписи отдельных данных без серьезных на то причин; чрезмерный интерес отдельных сотрудников к содержанию чужих распечаток (листингов), выходящих из принтеров. Определить место и время непосредственного применения технических средств удаленного несанкционированного доступа (не входящих в данную компьютерную систему или сеть) на практике бывает достаточно трудно.

Для установления этих данных необходимо привлекать специалистов. Способ несанкционированного доступа может быть установлен путем производства информационно-технической судебной экспертизы, перед экспертом следует поставить вопрос:

"Каким способом мог быть совершен несанкционированный доступ в данную компьютерную систему?". Целесообразно представить эксперту всю проектную документацию на исследуемую систему (если таковая имеется), а также имеющиеся данные о ее сертификации. Несанкционированный доступ к закрытой компьютерной системе или сети является технологически весьма сложным действием. Совершить такую акцию могут только специалисты, имеющие достаточно высокую квалификацию.

Поэтому поиск подозреваемых следует начинать с технического персонала пострадавших компьютерных систем или сетей (разработчиков соответствующих систем, их руководителей, операторов, программистов, инженеров связи, специалистов по защите информации и других). Следственная практика показывает, что чем сложнее в техническом отношении способ проникновения в компьютерную систему или сеть, тем легче выделить подозреваемого, поскольку круг специалистов, обладающих соответствующими способностями, обычно весьма ограничен.

При расследовании преступления, предусматривающего создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ представляется наиболее целесообразной следующая последовательность решения основных задач:

  • 1) Установление факта и способа создания вредоносной программы для ЭВМ.
  • 2) Установление факта использования и распространения вредоносной программы.
  • 3) Установление лиц, виновных в создании, использовании и распространении вредоносных программ для ЭВМ.
  • 4) Установление вреда, причиненного данным преступлением.
  • 5) Установление обстоятельств, способствовавших совершению расследуемого преступления.

При расследовании нарушения правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети, необходимо прежде всего доказать факт нарушения определенных правил, повлекший уничтожение, блокирование или модификацию охраняемой законом компьютерной информации и причинивший существенный вред.

Кроме того, необходимо установить и доказать:

  • 1) место и время (период времени) нарушения правил эксплуатации ЭВМ;
  • 2) характер компьютерной информации, подвергшейся уничтожению, блокированию или модификации вследствие нарушения правил эксплуатации компьютерной системы или сети;
  • 3) способ и механизм нарушения правил;
  • 4) характер и размер ущерба, причиненного преступлением;
  • 5) факт нарушения правил определенны лицом;
  • 6) виновность лица, допустившего преступное нарушение правил эксплуатации ЭBM;
  • 7) обстоятельства, способствовавшие совершению расследуемого преступления. Помимо этого, следователю необходимо знать, что существует много особенностей, которые должны учитываться при производстве отдельных следственных действий.

Приведу некоторые из них. Если следователь располагает информацией, что на объекте обыска находятся средства компьютерной техники, расшифровка данных, с которых может дать доказательства по делу, он должен заранее подготовиться к их изъятию. Необходимо обеспечить участие в ходе обыска специалиста по компьютерной технике. По прибытии на место обыска следует сразу же принять меры к обеспечению сохранности ЭВМ и имеющихся на них данных и ценной информации. Для этого необходимо:

  • 1) не разрешать, кому бы то ни было из лиц, работающих на объекте обыска или находящихся здесь по другим причинам (персоналу), прикасаться к ЭВМ с любой целью;
  • 2) не разрешать, кому бы то ни было из персонала выключать электроснабжение объекта;
  • 3) в случае если на момент начала обыска электроснабжение объекта выключено, то до его восстановления следует отключить от электросети всю компьютерную технику, находящуюся на объекте;
  • 4) самому не производить никаких манипуляций со средствами компьютерной техники, если результат этих манипуляций заранее неизвестен.

После принятия указанных выше неотложных мер можно приступать к непосредственному обыску помещения и изъятию средств компьютерной техники.

При этом следует принять во внимание следующие неблагоприятные факторы: - возможные попытки со стороны персонала повредить ЭВМ с целью уничтожения информации и ценных данных; - возможное наличие на компьютерах специальных средств защиты от несанкционированного доступа, которые, не получив в установленное время специальный код, автоматически уничтожат всю информацию; - возможное наличие на ЭВМ иных средств защиты от несанкционированного доступа; - постоянное совершенствование компьютерной техники, следствием чего может быть наличие на объекте программно-технических средств, незнакомых следователю.

В целях недопущения вредных последствий перечисленных факторов следователь может придерживаться следующих рекомендаций:

  • 1. Перед выключением питания по возможности корректно закрыть все используемые программы, а в сомнительных случаях просто отключить компьютер (в некоторых случаях некорректное отключение компьютера - путем перезагрузки или выключения питания без предварительного выхода из программы и записи информации на постоянный носитель - приводит к потере информации в оперативной памяти и даже к стиранию информационных ресурсов на данном компьютере).
  • 2. При наличии средств защиты, ЭВМ от несанкционированного доступа принять меры к установлению ключей доступа (паролей, алгоритмов и т.д.).
  • 3. Корректно выключить питание всех ЭВМ, находящихся на объекте (в помещении).
  • 4. Не пытаться на месте просматривать информацию, содержащуюся в компьютерах.
  • 5. В затруднительных случаях не обращаться за консультацией (помощью) к персоналу, а вызывать специалиста, не заинтересованного в исходе дела.
  • 6. Следует изъять все ЭВМ, обнаруженные на объекте.
  • 7. При обыске не подносить ближе, чем на 1 м к компьютерной технике металлоискатели и другие источники магнитного поля, в т. ч. сильные осветительные приборы и некоторую спецаппаратуру.
  • 8. Поскольку многие, особенно неквалифицированные, пользователи записывают процедуру входа-выхода, работы с компьютерной системой, а также пароли доступа на отдельных бумажных листках, следует изъять также все записи, относящиеся к работе с ЭВМ.
  • 9. Так как многие коммерческие и государственные структуры прибегают к услугам нештатных и временно работающих специалистов по обслуживанию средств компьютерной техники, следует записать паспортные данные у всех лиц, находящихся на объекте, независимо от их объяснений цели пребывания на объекте.

При изъятии средств компьютерной техники необходимо обеспечить строгое соблюдение требований действующего уголовно-процессуального законодательства.

Для этого необходимо акцентировать внимание понятых на всех производимых действиях и их результатах, давая им при необходимости пояснения, поскольку многим участникам следственного действия могут быть непонятны производимые манипуляции. Кроме того, следует опечатывать ЭВМ так, чтобы исключить возможность работы с ними, разукомплектовки и физического повреждения основных рабочих компонентов в отсутствие владельца или эксперта.

При опечатывании компьютерных устройств следует наложить один лист бумаги на разъем электропитания, расположенный на задней панели, второй - на переднюю панель вверху с захлестом на верхнюю панель и закрепить их края густым клеем. На листах бумаги должны быть подписи следователя, понятых и представителя персонала.

При изъятии магнитного носителя машинной информации нужно помнить, что они должны перемещаться в пространстве и храниться только в специальных опломбированных и экранированных контейнерах или в стандартных дискетных или иных алюминиевых футлярах заводского изготовления, исключающих разрушающее воздействие различных электромагнитных и магнитных полей и "наводок”, направленных излучений. В случае, когда необходимо сослаться непосредственно на определенный физический носитель, следует указать в протоколе его серийный (заводской) номер, тип, название (если есть) или провести его точное описание (размеры, цвет, класс, надписи, физические повреждения).

При отсутствии четких внешних признаков физический носитель запечатывается в отдельную коробку (ящик, конверт) о чем обязательно делается отметка в протоколе проведения следственного действия. В случае невозможности изъятия и приобщения к делу в качестве вещественного доказательства средства компьютерной техники (например, если компьютер является сервером или рабочей станцией компьютерной сети) в обязательном порядке после его осмотра необходимо блокировать не только соответствующее помещение, но и отключать источники энергопитания аппаратуры или, в крайнем случае, создать условия лишь для приема информации с одновременным опломбированием всех необходимых узлов, деталей, частей и механизмов компьютерной системы.

Если же возникла необходимость изъятия информации из оперативной памяти компьютера (непосредственно из оперативного запоминающего устройства - ОЗУ), то сделать это возможно только путем копирования соответствующей машинной информации на физический носитель с использованием стандартных паспортизированных программных средств с соответствующим документальным приложением и в порядке, установленном следующими нормативными документами; Государственный стандарт (ГОСТ) № 6104-84 от 01.07.87 "УСД". Придание юридической силы документам на машинном носителе и машинограмме, создаваемым средствами вычислительной техники. Основные положения и Постановление Госстандарта № 2781 от 24.09.86 "Методические указания по внедрению и применению ГОСТ 6104-84”.

Только с использованием указанных нормативных документов машинная информация будет относиться к разряду "документированной информации”, как требует того закон.

К сожалению, пятилетняя практика работы автора в органах прокуратуры показывает, что вышеуказанные рекомендации в большинстве случаев следователями не применяются в практической деятельности по расследованию преступлений. В результате неправильного изъятия средств компьютерной техники добытая информация зачастую не может являться доказательством в судебном процессе.

Однако хочется привести и пример грамотных действий группы следователей прокуратуры Курганской области в которой принимал непосредственное участие и автор данной работы. В 1996 г. прокуратурой Курганской области было возбуждено уголовное дело в отношении ряда должностных лиц ГИБДД УВД Курганской области по факту неоднократного получения взяток за изготовление поддельных документов на автомобили и внесении заведомо ложной информации в компьютерную базу данных.

Материалами дела было установлено, что в конце января 1996 года по предложению работника ГИБДД УВД Курганской области В., Ю., работая инженером подотдела ГИБДД и, являясь должностным лицом, на своем рабочем месте, используя компьютер и лазерный принтер, изготовил заведомо поддельную таможенную декларацию на автомобиль "Вольво-360", за что получил от В. в качестве взятки 500 тысяч рублей. Также, в начале февраля 1996 года Ю. по предложению В. на своем рабочем месте, используя компьютер и лазерный принтер, заполнил бланк свидетельства о регистрации автомобиля "Вольво-445", внеся в него заведомо ложные сведения о регистрации указанного автомобиля в РЭО ГИБДД УВД г. Кургана В то же время Ю., используя свое служебное положение, внес в компьютерную базу данных РЭО ГИБДД УВД г. Кургана заведомо ложные сведения о регистрации автомобиля "Вольво-445" на имя Д. За это Ю. получил от В. в качестве взятки 500 тысяч рублей. Своими действиями Ю. совершил преступление, предусмотренное ст. 173 ч. 2 УК РСФСР, т.е. - получение взятки должностным лицом неоднократно за выполнение действий в интересах дающего взятку с использованием своего служебного положения. Кроме того, Ю., изготовив в январе - марте 1996 г. по предложению В. на своем рабочем месте с использованием компьютера и лазерного принтера заведомо поддельную таможенную декларацию на автомобиль "Вольво-360", два бланка доверенностей нотариуса Люберецкой государственной нотариальной конторы Московской области С., и внеся заведомо ложные сведения о регистрации автомобиля "Вольво-445" в бланк свидетельства о регистрации и в компьютерную базу данных РЭО ГИБДД УВД г. Кургана, совершил преступление, предусмотренное ст.175 УК РСФСР - должностной подлог.

При проведении первоначальных следственных действий был произведен обыск в рабочем помещении РЭО ГИБДД, при котором в соответствии с требованиями закона изъяты используемые в работе средства вычислительной техники. После доставления этих компьютеров в помещение областной прокуратуры вся база данных в присутствии понятых была переписана на съемные носители информации. В дальнейшем при производстве сверки с другими базами данных, имеющимися в ИЦ УВД области, архивными документами, данными таможенной службы были выявлены множественные несоответствия.

Выяснилось, что обвиняемыми сотрудниками РЭО ГИБДД путем внесения заведомо ложной информации в компьютерную базу данных и выдачи поддельных техпаспортов, таможенных деклараций, были незаконно зарегистрированы десятки автомашин импортного производства без уплаты соответствующих таможенных пошлин и платежей. Данное уголовное дело в начале 1997 г. было рассмотрено Курганским областным судом с вынесением обвинительного приговора.

Все подсудимые были приговорены к длительным срокам лишения свободы. Однако большинство уголовных дел по компьютерным преступлениям в России остаются нераскрытыми. И дело здесь даже не в том, что наши сыщики плохо работают или, что российские компании экономят на защите своих компьютерных сетей. К сожалению, при высоком техническом оснащении и тщательной подготовке преступления, поймать компьютерного вора очень сложно.

Ведь компьютерные сигналы легко перебрасываются через спутник и могут поступать в тот же Центробанк хоть из Зимбабве, хоть с Берега Слоновой Кости. Похищенные деньги прокручиваются через несколько банков, и если их след все же обнаруживается, конечный получатель только пожимает плечами - мол, сам удивляюсь, откуда они взялись. На нынешний день возбуждено около 20 уголовных дел по "компьютерным преступлениям", - сказал в интервью газете "Труд” оперуполномоченный по особо важным делам Главного управления по экономическим преступлениям МВД РФ Игорь Никитенко.

Но я не уверен, что все они будут доведены до суда. Дела разваливаются, так как выявить личность конкретного преступника порой просто невозможно”. Вот лишь два примера: - Уголовное дело номер 113063. Неизвестные лица проникли в компьютерную сеть Центрального банка и ввели программу о переводе более 68 миллиардов рублей на другие счета. Произошло это в 1993 году. Преступники так и не найдены. - Уголовное дело номер 112288. В начале 1995 года злоумышленники через компьютерную сеть одного из московских банков фиктивно ввели на его счет 2 миллиарда рублей, попытавшись потом перевести эту сумму на другие счета.

Попытка преступления была предотвращена. Но уголовное дело в настоящий момент приостановлено "за неустановлением виновных лиц". Уверен, что при тотальной криминализации нашего общества "компьютерная преступность" не стала еще в России национальным бедствием лишь из-за не менее тотальной технической отсталости.

Приведу лишь один известный мне пример осуждения преступника по статьям 272 и 273 УК РФ. 19 декабря 1997 г. в Южно-Сахалинском городском суде завершилось слушание дела по обвинению Гоярчука Сергея в совершении противоправных действий, квалифицировавшихся по статье 30 "Подготовка к преступлению и покушение на преступление", статье 272. "Неправомерный доступ к компьютерной информации" и статье 273. "Создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ" УК РФ. Гоярчук С.А. являлся техническим специалистом двух организаций, заключивших договора на услуги электронной почты и сети "Интернет".

В связи с этим он имел доступ к нескольким компьютерам, как в помещениях организаций, так и у себя дома, т.к. одна из организаций передала ему один из компьютеров для ремонта кнопки питания. При заключении договоров и в дальнейшем Гоярчук С.А. проявлял большой интерес к особенностям работы электронной почты, возможностям доступа к ней через различные сети передачи данных и сценариям работы с почтой в каждом из случаев. В мае 1997 г. Гоярчук С.А., первоначально вручную, а в последствии используя скрипт к терминальной программе , пытался подобрать пароли к адресам пользователей электронной почты. Все попытки осуществлялись через номер общего пользования сети Х.25 <Спринт> в г. Южно-Сахалинске. В результате Гоярчуку удалось подобрать пароли к адресам некоторых абонентов.

Подбор проводился либо в выходные и праздничные дни, либо в ночное время. В ночь с 14 на 15 мая и в ночь с 15 на 16 мая техническим персоналом ТТС и ГТС Южно-Сахалинска были проведены мероприятия по определению телефонного номера, с которого работал правонарушитель. В ходе дальнейших оперативных проверок было выяснено, что это номер соседней квартиры, с хозяевами которой Гоярчук якобы договорился об использовании номера в ночное время.

Hаблюдения за действиями Гоярчука продолжались до момента, пока он не разослал от имени ТТС некоторым пользователям электронной почты письма с просьбой сообщить все свои реквизиты, в том числе и учетные имена сети <Интернет> с паролями. Письмо было разослано с электронного адреса, который был зарегистрирован на сервере CHAT.ru. Найти владельцев этого сервера в Москве, для того чтобы определить IP адреса, с которых выполнялось соединение, представителям ФСБ, которые вели следствие не удалось. 6 июня 1997 г. было проведено задержание Гоярчука С.А. у него на квартире, в ходе которого было изъято два компьютера и около 40 дискет.

В ходе исследования компьютеров на личном компьютере Гоярчука была найдена программа-скрипт SM_CRACK, электронные письма, адресованные одному из Южно - Сахалинских банков и коммерческой фирме, файл, содержащий текст письма, разосланного абонентам от имени ТТС. В ходе судебного разбирательства Гоярчук С.А. пытался обосновать свои действия тем, что не понимал сути происходящих процессов и плохо разбирался в том, как работают компьютерные программы, которые он запускал. Однако по показаниям директора фирмы, в которой Гоярчук С.А. в течении более чем года (!) бесплатно (!) проходил практику, он обучал продавцов и бухгалтеров фирмы работе с компьютерными программами. Заслушав обвиняемого и свидетелей, государственное обвинение по совокупности просило суд применить наказание в виде лишения свободы сроком на три года со штрафом в размере 200 минимальных окладов. Однако, учитывая юный возраст подсудимого, положительные характеристики с мест работы и отсутствие судимостей, просило считать срок заключения условным, установив испытательный срок 2 года.

Защита, указав на техническую сложность дела, отсутствие судебной практики подобного характера, личность подсудимого, а так же помощь (?), которую подсудимый оказал следствию в ходе расследования, просила не применять к подсудимому статьи 30 и 272 УК, и ограничить наказание штрафом в 200 минимальных окладов. Кроме этого, в качестве одного из аргументов защита приводила факт отсутствия каких-либо предупреждений по поводу противоправности действий подзащитного в договоре на оказание услуг. В результате суд пришел к решению признать Горчука С.А. виновным и применить меру наказания, предлагаемую обвинением.