Экономическое содержание инновационного предпринимательства. Инновационное предпринимательство в россии

Министерство образования и науки РФ

ФГАОУ ВПО "Российский государственный

профессионально-педагогический университет"

Институт экономики и управления

Кафедра экономики и предпринимательства


по организации малого бизнеса

"Инновационное предпринимательство в России"


Выполнил: студент гр. ПД−408

Ярина М.С.

Проверил: Старикова Л.Д.


Екатеринбург 2010


Введение

Заключение

Список литературы


Введение


В связи с переходом к модели "открытой" экономики, в рамках которой отечественные товаропроизводители вынуждены конкурировать с высококачественной импортной продукцией не только на внешнем, но и на внутреннем рынке, основной экономической проблемой становится проблема конкурентоспособности. Ключевым, стратегическим фактором обеспечения конкурентоспособности, значение которого неуклонно возрастает, является технологическое перевооружение отечественной промышленности. Поэтому инновационный вариант экономического развития не имеет альтернатив.

Интенсивность инновационной деятельности во многом определяет уровень экономического развития. Анализ развития экономики показывает, что наиболее прибыльными в настоящее время стали предприятия и отрасли в целом, которые ориентированы на производство высокотехнологичных товаров, таких как компьютеры и полупроводники, лекарственные средства и медицинское оборудование, средства связи и системы коммуникаций. Освоение высоких технологий в промышленности и выпуск новой наукоемкой продукции являются ключевыми факторами устойчивого экономического роста для большинства индустриально развитых стран мира.

Поэтому проблема инвестиционного предпринимательства сегодня достаточно актуальна, ведь данный вид деятельности является шагом вперед не только для российской, но и для мировой экономики в целом.


1. Сущность инвестиционного предпринимательства


Под инновационным предпринимательством понимается процесс создания и коммерческого использования технико-технологических нововведений. Как правило, в основе предпринимательской деятельности лежит нововведение в области продукции или услуг, позволяющее создать новый рынок, удовлетворить новые потребности. Инновации служат специфическим инструментом предпринимательства, причем не инновации сами по себе, а направленный организованный поиск новшеств, постоянная нацеленность на них предпринимательских структур. П. Дракер отмечает, что "предпринимателей отличает инновационный тип мышления. Инновационность - особый инструмент предпринимательства" .

Таким образом, задача предпринимателя-новатора- реформировать и революционизировать способ производства путем внедрения изобретений, а в более общем смысле - через использование новых технологических возможностей для производства принципиально новых товаров или производства старых товаров новыми методами, благодаря открытию нового источника сырья или нового рынка готовой продукции - вплоть до реорганизации прежней и создания новой отрасли экономики.

Инновационное предпринимательство - это особый новаторский процесс создания чего-то нового, процесс хозяйствования, в основе которого лежит постоянный поиск новых возможностей, ориентация на инновации. Оно связано с готовностью предпринимателя брать на себя весь риск по осуществлению нового проекта или улучшению существующего, а также возникающие при этом финансовую, моральную и социальную ответственность. В общем плане инновационное предпринимательство можно определить как общественный технический экономический процесс, приводящий к созданию лучших по своим свойствам товаров (продукции, услуг) и технологий путем практического использования нововведений. В экономической литературе выделяются три основных вида инновационного предпринимательства:

1) инновация продукции;

2) инновация технологии;

3) социальные инновации.

Первый вид инновационного предпринимательства- инновация продукции - представляет собой процесс обновления сбытового потенциала предприятия, обеспечивающий выживаемость фирмы, увеличение объема получаемой прибыли, расширение доли на рынке, сохранение клиентуры, укрепление независимого положения, повышение престижа, создание новых рабочих мест и т. д.

Второй вид - инновация технологии - это процесс обновления производственного потенциала, направленный на повышение производительности труда и экономию энергии, сырья и других ресурсов, что в свою очередь дает возможность увеличить объем прибыли фирмы, усовершенствовать технику безопасности, провести мероприятия по защите окружающей среды, эффективно использовать внутрифирменные информационные системы.

Последний вид инновационного предпринимательства - социальные инновации - представляет собой общий процесс планомерного улучшения гуманитарной сферы предприятия. Применение инноваций такого рода расширяет возможности на рынке рабочей силы, мобилизует персонал предприятия на достижение поставленных целей, укрепляет доверие к социальным обязательствам предприятия перед сотрудниками и обществом в целом.

В основе всех видов инновационного предпринимательства лежит создание и освоение новых видов продукции (товаров, услуг), изготовление, создание вещей, ценностей, благ, понимаемое в самом широком смысле слова. Главной и определяющей частью такого предпринимательства является создание и производство научно-технической продукции, товаров, работ, информации, духовных (интеллектуальных) ценностей, подлежащих последующей реализации покупателям, потребителям.

Для освоения и изготовления нового вида товаров (продукции, услуг) предпринимателю необходимы оборотные средства в виде материалов, используемых в процессе создания научно-технической продукции; энергии, необходимой для обработки материалов, и другие ресурсы. Кроме этого, может возникнуть потребность в комплектующих изделиях, полуфабрикатах, т. е. готовых составных частей, которые могут быть использованы при изготовлении научно-технической продукции.

Предпринимательство как процесс включает в себя четыре стадии: поиск новой идеи и ее оценка; составление бизнес-плана; поиск необходимых ресурсов; управление созданным предприятием. Для инновационного предпринимательства эти основные четыре стадии целесообразно разбить на более мелкие. На схеме представлена логическая цепь основных стадий инновационного предпринимательства при разработке товара-новинки:

Инновационное предпринимательство – многогранный вид экономической деятельности. В качестве предпринимателя выступают физические и юридические лица, осуществляющие следующие виды инициативной деятельности, связанные с воспроизводственным циклом инновационного продукта:

· создание инновационного продукта (собственно инновационное предпринимательство);

· выполнение посреднических функций (оказание услуг, связанных с продвижением инновационного продукта и его передачей от непосредственного создателя его потребителю);

· осуществление функций в финансовой сфере для обеспечения инновационной деятельности.

Будучи относительно самостоятельными данные виды предпринимательской деятельности в инновационной сфере дополняют друг друга, хотя и могут существенно различаться по организационно-правовой форме, по содержанию операций и способам их осуществления. Выбор формы инновационного предприятия зависит от личных пристрастий, сферы деятельности, наличия денежных средств и т.п.


2. Формы инвестиционного предпринимательства


В условиях рыночной экономики развитие инновационного предпринимательства зависит от спроса со стороны потребителей на инновации, наличия развитого научно-технического потенциала национальной экономики, функционирования венчурных фирм и инвесторов, финансирующих рисковую инновационную деятельность.

Типы инноваций дифференцируются по отраслевому признаку: в топливной, полиграфической промышленности и металлургии преобладают технологические инновации; а в остальных отраслях – продуктовые, на которые приходится почти две трети всех затрат. Они являются и более наукоемкими – при их осуществлении на НИОКР расходуется треть от всех инвестируемых средств.

Более 70% предприятий осуществляют инновации в целях расширения ассортимента продукции, чтобы заполучить сегмент рынка. Снижение издержек производства – цель почти половины от общего количества инновационно-активных предприятий.

Любая инновационная деятельность является предпринимательской и основана на:

· поиске новых идей (от нового продукта до новой структуры) и их оценке;

· поиске необходимых ресурсов;

· создании и управлении предприятием;

· получении денежного дохода и личном удовлетворении достигнутым результатом.

Не всякое предпринимательство является инновационным, а лишь такое, которое позволяет извлечь предпринимательский доход в результате создания производства, использования или диффузии инновационного продукта. К субъектам инновационного предпринимательства относятся предприятия и организации, осуществляющие инновационную деятельность.

Основу инновационного предпринимательства составляют малые инновационные фирмы (эксплеренты) – технологические лидеры в зарождающихся отраслях экономики, открывающие новые сегменты рынка, развивающие новые производства, повышающие наукоемкость и конкурентоспособность производства и тем самым способствующие формированию новых технологических укладов.

Однако помимо малых форм инновационного предпринимательства (типичными представителями являются венчурные предприятия, создаваемые для апробации, доработки и доведения до промышленной реализации рисковых нововведений), функционируют средние и крупные организационные формы инновационного предпринимательства.

Как малые, так и средние формы инновационных предприятий могут быть представлены следующими организациями:

· деловой центр (бизнес-инкубатор), содействующий развитию совместного предпринимательства и обеспечивающий управление и услуги в юридической, бухгалтерской, экономической и другой деятельности малым предприятиям;

· внедренческая фирма, специализирующаяся на внедрении, патентовании и лицензировании, продвижении на рынок научно-технических новшеств и объектов инновационной деятельности, доведении изобретений до коммерческого использования и продаже лицензий.

Крупные инновационные предприятия отличаются консервативностью и медленно реагируют на новые общественные потребности и коммерчески выгодное воплощение новых идей в рыночный продукт. Высокая эффективность малых инновационных предприятий объясняется оперативным реагированием на новые научные идеи и на решение конкретных проблем, связанных с получением конечного результата от реализации инновационного продукта.

В отличие от малых предприятий, крупные корпоративные структуры предпринимательского типа имеют материальную и финансовую возможность для освоения базовых, стратегических инноваций. Используя эффект масштаба и располагая большим капиталом, крупное корпоративное предпринимательство способно осваивать стратегические технологии, имеющие приоритетное значение для достижения национальной экономики научно-технического прогресса. Государство, сотрудничая с крупными предпринимательскими структурами, создает смешанные частно-государственные предприятия по выполнению определенных предпринимательских проектов и программ.

К крупным организационным формам инновационного предпринимательства относятся научно-технические комплексы, инженерные центры, научно-технические кооперативы, технополисы и научно-технологические парки (технопарки), исследовательские консорциумы и инкубаторы, на средства которых осуществляется коммерционализация инновационного продукта. Крупные формы инновационного предпринимательства способствуют развитию наукоемкого производства, осуществлению трансферта технологий для скорейшего внедрения среди экономических агентов национальной экономики.


3. Финансирование инвестиционной деятельности


Для достижения конкурентных преимуществ и максимизации прибыли, фирмам, при нынешних условиях развития рынка, приходится разрабатывать и предлагать потребителю новые виды товаров и услуг. Данные нововведения требуют больших финансовых затрат по крайней мере на начальном этапе. Это могут быть капитальные вложения в новые здания, сооружения, станки, оборудование, запасы сырья и материалов, используемых в производстве, затраты на проведение различных исследований и проектирование изделий и технологических процессов, а также на оплату работы сотрудников, рекламную кампанию и др.

В целом, общая сумма финансирования инновационного проекта фирмы может складывается из средств, направляемых на:

1. финансирование затрат по техническому перевооружению, модернизации и увеличению производственных мощностей;

2. финансирование затрат по подготовке и освоению новой и модернизированной продукции, конструкций и материалов, изготовления опытных образцов, прогрессивных технологических процессов;

3. проведение НИОКР (включая приобретение лицензий), на финансирование затрат на приобретение оборудования, приборов и других товарно-материальных ценностей для этих работ;

4. компенсацию повышенных затрат на производство новой продукции в период ее освоения;

5. финансирование прироста собственных оборотных средств, а также на возмещение их недостатка;

6. погашение долгосрочных кредитов банков, а также на уплату по ним процентов.

На этой базе определяется потребность в капитале, привязанная к графику реализации инновационного проекта и осуществляется поиск оптимального инструментария финансирования.

В соответствии с законодательством, под инновационной деятельностью понимается "процесс, направленный на воплощение результатов научных исследований и разработок (инноваций) либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности". В целом все источники финансирования инновационной деятельности принято подразделять на: централизованные (бюджетные или государственные) и децентрализованные (внебюджетные или коммерческие).

Децентрализованные источники: прямые и косвенные.

Наиболее распространенными источниками прямого финансирования инновационных проектов являются: банковский кредит, средства от эмиссии ценных бумаг, сторонние инвестиции под создание проектного предприятия для реализации проекта, средства от продажи или сдачи в аренду свободных активов, инновационный кредит, доходы от краткосрочных проектов (для финансирования долгосрочных), собственные средства фирмы (прибыль, амортизационный фонд), средства, полученные под заклад имущества. В свою очередь, к косвенным методам относятся такие, суть которых заключается в обеспечении инновационных проектов необходимыми материально-техническими, трудовыми и информационными ресурсами. К подобным методам относят: покупка в рассрочку или получение в лизинг (аренду) необходимого для выполнения проекта оборудования, приобретение (на используемую в проекте технологию) лицензии с оплатой последней в форме "роялти" (процента от продаж конечного продукта, особенного по данной лицензии), размещение ценных бумаг с оплатой в форме поставок или получения в лизинг необходимых ресурсов, привлечение потребных трудовых ресурсов и привлечение вкладов под проект в виде знаний, навыков и "ноу-хау".

Централизованные источники.

К централизованным источникам обычно относятся средства федерального бюджета, средства бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Федеральный бюджет является главным инструментом научно-технической политики государства и центральным звеном финансовой системы. В соответствии с законом РФ "О науке и научно-технической политике" на финансирование научных исследований и экспериментальных разработок гражданского назначения должно выделяться не менее 4% расходной части федерального бюджета. В соответствии с законодательством, основными источниками доходов бюджета являются: налоговые отчисления фирм, предприятий и организаций, акцизы, лицензионные и регистрационные сборы, платежи за пользование природными ресурсами, таможенные пошлины и иные таможенные сборы и платежи, доходы от внешнеэкономической деятельности и прочие неналоговые доходы. В некоторых случаях, в частности, на проведение научно-исследовательских работ прикладного характера, расходуются средства, накопленные за счет отчислений земельного налога и арендной платы за землю. Данные доходы перераспределяются между различными целевыми фондами, определенная часть идет на финансирование фундаментальной науки внутри страны и инновационных проектов, выполняемых как государственными предприятиями, учреждениями и организациями, так и частными фирмами. Средства, получаемые от распоряжения принадлежащими РФ правами на результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения, учитываются в полном объеме в доходах федерального бюджета и направляются на финансирование мероприятий, связанных с осуществлением военной реформы и реализацией различных целевых программ.

Государственное участие в инновационной деятельности может включать как непосредственную финансовую поддержку централизованными средствами (прямое финансирование: прямое бюджетирование ФИ и прикладных разработок, направленных на экологические, социальные, оборонные цели), так и создание условий для использования рыночного механизма привлечения средств (косвенное финансирование: создание благоприятных условий для выполнения НИОКР: налоговые льготы, ускоренная амортизация, льготное кредитование).

Для государства особую важность представляет поддержка малых инновационных фирм, поскольку считается доказанным, что мелкий наукоемкий бизнес является наиболее эффективным в плане создания новых продуктов и технологий, изобретений и патентов в расчете на единицу затрат на исследования и разработки.

Проблема поиска оптимального инструментария финансирования деловых операций очень важна, поскольку объем и характер ресурсов, которыми располагает инновационная фирма - это одна из важнейших составляющих, которая определяет ее инновационную стратегию. От того, в какой степени в настоящее время внедряемые инвестиционные проекты учитывают передовые, прогрессивные технические и технологические тенденции, на микро-уровне зависит размер получаемой фирмами прибыли, а на макро-уровне это выражается в повышении уровня НТП и конкурентоспособности страны на международных рынках.


4. Национальная инновационная структура


Основной проблемой российской инновационной системы является то, что в результате трансформационных шоков (как со стороны спроса, так и со стороны предложения) рыночное равновесие установилось на крайне низком уровне, не соответствующем накопленным интеллектуальным и человеческим ресурсам, а также материальным активам. Помимо этого, национальная инновационная система, которая должна представлять собой, с одной стороны, совокупность взаимосвязанных структур, занятых производством и реализацией научных знаний, а с другой, комплекс институтов правового, финансового и социального характера, обеспечивающих инновационные процессы, страдает существенной неполнотой, хотя органами государственного управления уже довольно много сделано в этом направлении. В частности, на территории страны в настоящее время действуют более 70 технологических парков, идет формирование федеральных центров науки и высоких технологий по стратегическим научно-техническим направлениям. Работают Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере и Федеральный фонд развития малого предпринимательства, система внебюджетных фондов технологического развития. Создан Российский государственный университет инновационных технологий и предпринимательства. Разработан и утвержден Координационный план совместных действий по созданию многоуровневой системы подготовки менеджеров для инновационной деятельности в научно-технической сфере. При 60 университетах и вузах функционируют технопарки. В регионах с развитым научно-техническим потенциалом создается сеть региональных инновационно-технологических центров (ИТЦ). Сейчас их создано: 18 – с привлечением федеральных ресурсов и 17 – за счет средств регионов, в составе которых организованы 266 малых фирм, в которых созданы рабочие места для 6000 высококвалифицированных специалистов.

В России инновационная активность отличает предприятия, относящиеся к отрасли машиностроения и металлообработки (около половины от общего количества инновационно-активных предприятий в промышленности). Второе место занимают предприятия пищевой промышленности, далее следуют предприятия химической и нефтехимической промышленности и легкой промышленности.

В экономически развитых странах средняя доля нематериальных активов в основном научного характера составляет на производственных предприятиях 30%, тогда как в России она практически не учитывается. Это ведет к безнаказанному воровству авторских достижений, а результаты НИОКР российских ученых коммерчески используются за рубежом без всякого долевого участия России и авторов достижений.

Для развития инновационного потенциала, обновления основных производственных фондов, активизации предпринимательской деятельности в инновационной сфере необходимо решить в предстоящий период целый ряд задач государственной инновационной политики. Отсутствуют крупные наукоемкие фирмы, которые могли бы взять на себя финансовые и технологические риски создания нововведений. Например, в США научные исследования – область, отличающаяся очень высокой концентрацией ресурсов в небольшом числе крупных корпораций. Всего 1% из общего числа компаний, ведущих НИОКР, контролируют около 70% расходуемых средств.

В западных странах малый наукоемкий бизнес разросся и укрепился в 80-е годы. Он стал заметной частью всего малого предпринимательства. Ряд новейших направлений НТП в частном секторе, таких как программное обеспечение и биотехнология, развивается в основном за счет малого бизнеса.

В России процесс создания МИП начался в конце 80-х годов и прошел несколько этапов со сменой организационно-правовых форм и приоритетных видов деятельности. На этих этапах возникали научнотехнические кооперативы; центры научно-технического творчества молодежи; совместные инновационные предприятия; фирмы-посредники между временными творческими коллективами и заказчиками научно-технической продукции, занимавшиеся внедрением нововведений; фирмы, обеспечивающие процесс компьютеризации страны на базе импортной вычислительной техники, периферийного оборудования и средств связи. До начала приватизации малые формы научно-технического профиля являлись теми или иными структурными подразделениями государственных предприятий или организаций.

В ходе же приватизационной кампании стали возникать частные инновационные предприятия: АО (товарищества) на материально-технической и финансовой базе государственных предприятий или предприятий арендного типа, создававшихся на основе НИИ, вузов и госпредприятий.

Главной проблемой поддержки и развития научно-технической базы (и для малых инновационных предприятий особенно) остается проблема финансирования НИОКР. Сегодня трудно встретить предприятие, которое не пыталось бы найти источник внешнего инвестирования. Вариантов решения этой проблемы не много. Отечественная банковская система слаба. Зарубежные банки очень осторожны и дают кредиты российским предприятиям только при наличии первоклассных гарантий возврата кредита, получить которые весьма сложно. Международные финансовые организации, такие как Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), Международная финансовая корпорация и другие если и принимают к рассмотрению тот или иной крупный инвестиционный проект, то в большинстве случаев на условиях частичного его финансирования, которое редко превышает 30% общей суммы. Таким образом, в международные финансовые организации стоит обращаться только тогда, когда уже есть стратегический инвестор или партнер.

Самой большой трудностью на пути инновационных проектов в России часто является сложность привлечения инвестора именно на ранней стадии (отсутствие венчурного капитала). В настоящее время в России реально функционируют только 20 венчурных фондов, под управлением которых находится около 2 млрд. долл. США. Примерно 25% от этой суммы инвестировано, 1,5 млрд. долл. должны быть инвестированы в ближайшее время. Для сравнения в США объем венчурного капитала в 1995 г. был 37,7 млрд. долл. Действующие в России венчурные фонды – это почти исключительно финансовые институты с иностранным капиталом.


5. Молодежное инновационное предпринимательство в России


Будущее сферы инноваций, интенсивность ее развития во многом определяет молодежный инновационный сектор. В Москве активно развивается инфраструктура поддержки инновационного предпринимательства – создано Агентство по развитию инновационного предпринимательства, активно работает МИВТ-центр, 2 венчурных фонда и порядка 10 управляющих компаний, ведающих финансами Российской венчурной компании. На территории Москвы работают 29 технопарков, из них только 2 построены на средства бюджета города. Однако данный опыт по поддержке инновационного предпринимательства пока не востребован в других регионах. Существует одна большая проблема, решение которой невозможно без одобрения Минэкономразвития РФ. На сегодняшний день существует огромная пропасть между моментом старта компании, получившей субсидию, и приходом этой компании в венчурный фонд с готовым инновационным бизнес-проектом. Необходимо финансирование именно на этой промежуточной стадии, так как значительное число перспективных предприятий гибнет именно в этот период.

На сегодняшний день плохо работают социальные лифты. Как следствие, молодежь лишена возможности "внести креативную струю" в процесс управления государством, регионом и т.п. В условиях растущей экономики, высоких цен на нефть такое положение дел еще можно было терпеть. Однако в условиях кризиса необходим креативный мозговой штурм. Поэтому НАИРИТ (Национальная Ассоциация Инноваций и Развития Информационных Технологий) выступает с инициативой создания антикризисного молодежного комитета. Наиболее активные представители российской молодежи в возрасте от 14 до 30 лет смогут внести свои предложения по выходу из кризиса.

В условиях кризиса грамотно проводимая инновационная политика становится гарантом стабильного развития России. Однако, по данным НАИРИТ, представители молодежи отмечают такие проблемы молодежного инновационного сектора, как отсутствие единой централизованной информационной системы, значительное число организаций, оказывающих неквалифицированную консультационную помощь в сфере инноваций.

По данным 2009 года, только 2% выпускников вузов выбирают инновационное предпринимательство или научную деятельность, 44% - другие направления бизнеса, 31% - работу за границей, 14% - госслужбу. Такая статистика говорит о том, что молодые ученые покидают инновационную деятельность, предпочитая заниматься торговлей. По данным НАИРИТ, за последние 5 лет страну покинули 30 тыс. молодых ученых.

Развитие молодежного инновационного сектора во многом зависит от активной позиции региональных властей. Как следствие, развитие молодежных инноваций проходит неравномерно и носит точечный характер. На карте регионов можно выделить такие полюса инновационной активности, как Москва, Санкт-Петербург, Республика Татарстан, Томская область и Приморский край. Низкая инновационная активность обусловлена фундаментальной проблемой российского образования: российские вузы научились готовить бизнес-кадры, но не предпринимателей. Как следствие, бизнесмены, они же управленческие кадры для крупных предприятий, есть, но предпринимателей, способных рисковать и начать свое дело, нет. Еще одна глобальная ошибка в том, что государство стимулирует предложение, а не спрос на инновации. Но если обеспечить спрос на инновации, то бизнес сам обеспечит предложение.


Заключение


России нужна агрессивная инновационная политика государства, направленная на создание полной инновационной инфраструктуры, которая позволит успешно функционировать инновационным предприятиям и создаст благоприятные условия для венчурного инвестирования. Реализация инновационной политики потребует ускорения реструктуризации предприятий, необходимой для успешной работы в условиях рыночной экономики, а также стимулирования их деятельности по повышению эффективности производства. Необходима правовая база для повышения эффективности управления объектами федеральной собственности и государственными пакетами акций, обеспечивающая при этом соблюдение государственных интересов в инновационном развитии, расширение возможностей государства по управлению находящимися в его собственности предприятиями. В сфере малого предпринимательства деятельность государства должна быть направлена на активизацию использования возможностей малого предпринимательства в ускорении процессов реструктуризации отраслей и реформирования предприятий в тех отраслях, где идет процесс развития кооперационного взаимодействия крупного производства с малыми предприятиями. Это позволит оживить инновационную деятельность малых предприятий и обеспечить положительную динамику по таким показателям как занятость населения, объем продукции и услуг (рост составит 3-5% в год), инвестиции в основной капитал малых предприятий (увеличение до 5% в год), что в результате повлияет на увеличение выпуска отечественной инновационной продукции.

Основными задачами государственной инновационной политики, призванной обеспечить формирование целостной эффективной инновационной системы, должны стать:

Координация действий федеральных органов исполнительной власти, органов власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в целях разработки комплексного подхода к решению задач инновационного развития, эффективного функционирования инновационной системы и реализации государственной инновационной политики;

Выбор рациональных стратегий и приоритетов развития инновационной сферы при реализации в отраслях экономики критических технологий и инновационных проектов, оказывающих влияние на повышение эффективности производства и конкурентоспособности продукции;

Обеспечение благоприятных экономических и финансовых условий для активизации инновационной деятельности;

Создание системы подготовки и переподготовки кадров в области инновационного предпринимательства;

Внедрение мировых стандартов качества продукции и защиты окружающей среды.


Список литературы


1. В.Г. Медынский, Л.Г. Шаршукова. Инновационное предпринимательство: учебное пособие. М.: ИНФРА - М, 1997.

2. Власов А. Высокие технологии России: в ожидании венчурных инвестиций // Cnews. Аналитика, 24 октября 2002 г.

3. ИА "Альянс Медиа"

4. Инновационная экономика / Под ред. Дынкина А.А. М.: Наука. 2001.

5. Инновационный менеджмент/Под ред. Ильенковой С.Д. - М., Банки и биржи, ЮНИТИ, 2003

6. Ковалев Г.Д. Основы инновационного менеджемнта/Под ред. В.А. Швандара. - М., ЮНИТИ, 2002

7. Мотовилов О.В. Источники капитала для финансирования нововведений. - СПб, СПбГУ, 2004

8. Наука и технология в России (прогноз до 2100 г.). Образовательное пространство России.

9. Р.Г. Потемкин. Возможности активизации инновационной деятельности в России. М.: Москва, 2000.

Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Инновационное предпринимательство – это целенаправленная деятельность, связанная с решением противоречий (проблемы) между действительностью и возможным состоянием, предназначенная для доведения новой идеи в виде продукта или услуги до рынка, ориентированная на получение экономической выгоды.

Данная проблема давно привлекала широкий круг специалистов-теоретиков. Отечественные ученые исследуют широкий круг теоретических и практических проблем повышения эффективности производства в результате осуществления инновационной деятельности. Зарубежные исследователи Р.Акофф, В.Беренс, П.Друккер, Д.Кларк, Г.Менш, М.Портер, Р.Фостер, Й.Шумпетер и другие развили современную теорию экономических отношений, отражающих инновационный характер предпринимательства в производственной сфере.

В Казахстане проблемам инновационного предпринимательства посвящены работы ученых-экономистов Кенжегузина М.Б., Днишева Ф.М., Альжановой Ф.Г., Абдыгаппаровой С.Б., Хамитова Н.Н., Кажымурата К., Тукаева А., Кантарбаевой А.К., Каренова Р.С., Кошанова А.К., Баймуратова У. , Сабденова О.С., и др.

До 80-гг. ХХ века предпринимательство в отличие от таких факторов производства как труд и капитал считалось элементом, лишь косвенно влияющим на экономическое развитие. Новейшие экономические теории, в частности эволюционный подход, рассматривают инновационное предпринимательство в качестве основного фактора социально-экономического прогресса, стимулятора роста национальной экономики.

Первые научные исследования предпринимательской деятельности в экономической науке стали проводиться в XVIII веке в трудах Р.Кантильона, А.Тюгро, А.Смита и Ж.-Б.Сэя. Рассмотрим некоторые положения в трудах этих ученых.

Понятие о предпринимателе (entrepreneur) как о хозяйственном субъекте, берущем на себя риск, связанный с организацией нового предприятия или с коммерческим внедрением новой идеи, нового продукта или нового вида услуг, впервые появилось в книге Р. Кантильона «Очерк о природе коммерции».

Ж. Сэй заметил, что предприниматель перемещает экономические ресурсы из области низкой производительности и низких доходов в область более высокой производительности и прибыльности . Однако никто не выделял особую самостоятельную роль предпринимателя как одного из движущих факторов экономического развития. Теоретики научно-технического прогресса К. Фримен и менеджмента П. Друкер однозначно признают, что последовательная теория предпринимательства была впервые предложена Й. Шумпетером . Но по ряду объективных причин его пионерным работам не уделялось должного внимания вплоть до последней четверти двадцатого века.


Й.Шумпетер предпринял попытку выявить движущие силы экономической динамики. Целью его исследований было построение теории так называемых циклов деловой активности (business cycles) – волнообразных чередований периодов относительного процветания и депрессии, которые впервые были обнаружены Н. Кондратьевым. Й. Шумпетер выдвинул гипотезу, согласно которой двигателем экономического развития, которое он мыслил как циклический процесс структурных изменений, рождающихся внутри экономики, является инновационная деятельность предпринимателя. Практические исследования в области научно-технического прогресса полностью подтвердили подобное видение функции предпринимателя. с.189

Однако и до сегодняшнего времени в общественной мысли сохраняется полисемантизм понятия «предпринимательство». В научной литературе присутствуют различные представления о данном понятии, зачастую являющиеся эклектическим набором экономических, организационных и психологических характеристик этого эмпирически существенного феномена.

Вслед за Р. Кантильоном в трудах неоклассической школы предпринимателем стали считать обладающего предприятием индивида, осуществляющего торговую деятельность на принципах конкуренции со свойственным ей риском. В данной концепции доход предпринимателя рассматривался как плата за риск. В этом виделось его отличие от дохода на авансированный капитал и заработной платы.

Ограниченность взглядов Р.Кантильона и представителей неоклассической школы связана с тем, что они приписывали рынку такие специфические черты, как однородность продукта, однотипность технологии, большое количество контрагентов и конкурентов. Это не позволило им осуществить исследование предпринимательской функции в области расширения или создания спроса на основе производства новой продукции.

На соединение в предпринимательской функции несения риска и осуществления инновационной деятельности обратил внимание Й. Фон Тюнен. В соответствии с этим представлением доход предпринимателя складывается из дохода от рисковой деятельности и вознаграждения, получаемого в результате достижения экономического эффекта от применения нововведения.

Обоснование представлений об инновационной деятельности как основной функциональной характеристики принадлежит Й. Шумпетеру. Согласно его взглядам предприниматель ключевая фигура прогресса производительных сил, осуществляющий «реорганизацию экономической жизни на началах большей частнохозяйственной целесообразности».

В отличие от предшественников, основывающих свои взгляды на предпринимательство на концепции рыночного равновесия, Й.Шумпетер обосновал метод динамического равновесия, происходящего в результате замены существующей комбинации факторов производства новой, соответствующей более высокому уровню развития производительных сил. Обоснованные Й.Шумпетером теоретические основы предпринимательской деятельности опирались на представления Ж.-Б.Сэя, которому принадлежит определение предпринимателя как лица, соединяющего и комбинирующего факторы производства.

По мнению Й.Шумпетера, сущность предпринимательской функции состоит в реформировании производства; содержанием предпринимательской деятельности выступает реализация новых факторов производства и обращения благодаря открытию и практическому использованию новых возможностей изготовления новой продукции, применения новой технологии, новых источников сырья и нахождения новых рынков сбыта, реорганизацию производства. Отрицая обязательность для предпринимателя статуса собственника, он утверждал, что предпринимательская функция присуща различным категориям работников, и ее правомерно считать общеэкономической функцией. с.123.

По мнению другого видного представителя новоавстрийской школы – Ф.фон Хайека, предпринимательство связано с поиском и исследованием новых экономических возможностей, причем потенциальным предпринимателем выступает любой индивид, деятельность которого носит поисковый характер.

Таким образом, в трудах ученых новоавстрийской школы наиболее характерной чертой предпринимательства признается инновационная деятельность. Новоавстрийская экономическая школа в лице Л. Мизеса и Ф.фон Хайека в рыночном процессе, связав их не с конкретным субъектом определенной социальной группы, а со всей деятельностью экономических субъектов, реализуемых ими всеми. Само предпринимательство выступает не только на индивидуальном уровне, но и на уровне крупных организаций. Оно проявляется в явном и неявном качестве в виде принятия решений и несения риска, новых комбинаций производственных факторов или нововведений, распределения ресурсов в перспективных направлениях, управления, организации и выполнения принятых решений. Следовательно, предпринимательство – это созидательная деятельность по реализации новых возможностей удовлетворения потенциала платежеспособного спроса в условиях неравновесного состояния экономической системы.

Определение предпринимательской деятельности, предложенное Исследовательским Центром по истории предпринимательства, созданным в Гарварде в 1940 г.: «Предпринимательская деятельность может быть определена как ориентированная деятельность индивида или группы ассоциированных индивидуумов, предназначенная для того, чтобы создавать, поддерживать единицу, которая стремиться получить прибыль за свою продукцию или за распределение экономических благ и услуг, имеет целью или мерой успеха денежную или иную выгоду, взаимодействует с внутренней ситуацией этой единицы и с экономическими, политическим и социальными условиями, существующими на тот или иной период, с тем, чтобы реализовывалась ощутимая мера свободы решения. Рассматриваемая в общем виде, эта деятельность относится к такой категории социальных феноменов, которую можно отличить от других социальных перемен» .

Данное определение отмечает инновационную функцию предпринимателя , выделяет связь между предпринимателем и предприятием, деятельность которого опосредуется социальной и институциональной средой. Таким образом, американские ученые обращают внимание, что политическая стратегия в ХХ в. становится необходимой функцией предпринимателя, вынужденного противостоять не только нажиму рынка, но и политическому давлению.

Предприниматель – субъект, выполняющий в экономике специфические функции, поэтому понятие «предприниматель» не может быть адекватно заменено понятиями «капиталист», или «менеджер», «коммерсант».

Эволюция представлений о предпринимательстве связана с тем, что на более раннем этапе развития государств с рыночной экономикой управленческая квалификация рассматривалась как наиболее важная характеристика предпринимательской деятельности, а роль менеджера – как более приоритетная по отношению к роли инноватора. Однако переход к экономике, основанной на высоких технологиях, на первый план вывел трактовку предпринимательства, преимущественно связанную с инновационными процессами, распространением на их основе реализации собственных или заимствованных новшеств. В связи с этим для экономического развития стран с аграрно-сырьевой экономикой и находящихся на стадии ранней индустриализации особую важность имеет имитационное предпринимательство, базирующееся на использовании существующих и легко доступных ресурсов, управленческой квалификации, технических знаний, заимствованной технологии.

Начиная с 70-х гг. в странах с рыночной экономикой исследования ученых были связаны с анализом роли предпринимателя как регулирующего субъекта в экономической структуре и исследованием механизма предпринимательства в конкретных институциональных формах.

Согласно представлениям американского экономиста Дж. Карлэнда, предпринимателем является «индивидуум, который создает бизнес и управляет им с принципиальной целью достижения прибыли и роста, характеризуемый инновационным поведением и использующий в деле практику стратегического управления». Под последним понимается готовность брать на себя риск, связанный с обнаруженной возможностью развития бизнеса, активное способствование реализации нововведений в качестве непрерывного процесса изменений внутри организации и во внешней среде, стремление к опережению конкурентов.

Американский ученый П.Друкер , специалист в области современного менеджмента, определяет предпринимательство как конкретную деятельность, содержанием которой являются нововведения во всех сферах, в том числе в управлении. Согласно П.Друкеру, «нововведения являются особым инструментом предпринимателей, средством, при помощи которого они и используют изменения как благоприятную возможность для осуществления своих замыслов в сфере бизнеса и услуг. В задачу предпринимателей входит целенаправленный поиск источников нововведений, а также изменений и их признаков, указывающих на возможность достижения успеха» с. 30.

Следовательно, нововведения специфический инструмент предпринимателя, с помощью которого он использует инновации как реальные возможности реализации отдельных видов деятельности. Для умелого применения этого инструмента, считает автор, необходимо внимательное изучение источников информации об изменениях во внешней и внутренней средах, а также их симптомов, намечающих возможность самих нововведений, овладение принципами успешной реализации нововведений и применение их с. 16.

Таким образом, в западной экономической литературе отсутствует общепринятое определение предпринимательской деятельности. Возникшие эмпирические представления о специфике предпринимательства, отличающие его от деятельности собственника и менеджера, не сопровождаются строгим разграничением между объективными (функция) и субъективными (деятельность) аспектами предпринимательства, а имеющиеся попытки его научного обоснования сводятся лишь к одному из названных аспектов. Между тем необходимо четкое разграничение объективной роли, принадлежащей предпринимательству в экономической системе (предпринимательская функция), и того, как эта роль осуществляется практически через целеустремленную работу экономического субъекта (предпринимательская деятельность)

Предпринимательская деятельность важнейший фактор экономического развития государств с рыночной экономикой, в которых признается приумножение национального богатства за счет вовлечения в производство не использованных ранее коммерчески эффективных ресурсов.

Выявление экономических функций предпринимательства, т.е. форм проявления качеств предпринимателей при осуществлении им хозяйственной деятельности в условиях конкурентной борьбы, осуществил Й.Шумпетер, отнесший к ним следующие функции:

1) изготовление нового, неизвестного потребителям блага или создание нового качества того или иного блага.

2) внедрение нового, для данной отрасли промышленности еще практически неизвестного метода производства, в основе которого не обязательно лежит новое научное открытие, и который может заключается также в новом способе коммерческого использования соответствующего товара.

3) освоение нового рынка сбыта, т.е. такого рынка, на котором до сих пор данная отрасль промышленности этой страны еще не была представлена независимо от того, существовал этот рынок прежде или нет.

4) получение нового источника сырья или полуфабрикатов независимо от того, существовал этот источник прежде или просто не принимался во внимание, или считался недоступным, или его еще только предстояло создать.

5) проведение соответствующей реорганизации, например обеспечение монопольного положения или подрыв монопольного положения другого предприятия.

К функциям внутреннего порядка относятся следующие:

1.Организация производства, под которой понимаются следующие операции:

Оценка экономической ситуации;

Выработка плана действий;

Организация административного управления;

Контроль за выполнением плана;

2.Взятие на себя риска. Предприниматель – человек рискующий: он производит для рынка, спрос которого он предугадывает. У него нет никакой уверенности относительно сбыта своей продукции; его успех выражается в получении чистой прибыли; его ошибки, недостаточная активность или неспособность наказываются потерями или крахом. Однако риск может быть локализован самой концепцией предприятия и разработкой производственного плана и его выполнением;

3. Исполнение властных функций. Предприниматель является руководителем производственной единицы, т.е. имеет принуждающую власть над тем, кто работает под его руководством, и его влияние по отношению к ним необратимо. При любом типе организации первейшая и неотчуждаемая характеристика руководителя в том, что он является таким же работником, как другие.

Проведя исследование функций предпринимательства, мы попытаемся выделить их следующим образом, представив на рисунке.

Рисунок 1

Классификация форм предпринимательской деятельности может осуществляться различно. В зависимости от фаз воспроизводства формами предпринимательства будут:

Производственно-предпринимательская деятельность;

Финансовое предпринимательство;

Коммерческое предпринимательство (торгово-закупочная деятельность, торговая, снабженческо-сбытовые услуги);

Предпринимательство в сфере бытовых, социально-культурных, медицинских и коммерческих услуг

В Казахстане проблемам инновационного предпринимательства посвящены работы ученых-экономистов Кенжегузина М.Б., Днишева Ф.М., Альжановой Ф.Г., Абдыгаппаровой С.Б., Хамитова Н.Н., Кажымурата К., Тукаева А., Кантарбаевой А.К., Каренова Р.С., Кошанова А.К., Баймуратова У. , Сабденова О.С., и др. Эти работы посвящены вопросам развития инноваций, инновационного предпринимательства в период становления рыночной экономики, начиная с 1990гг. по настоящее время.

Научная литература в период существования СССР практически не затрагивала проблему предпринимательства, так как данный феномен находился вне рамок предмета социалистической политэкономии. Предпринимательство связано с деятельностью частных предприятий, а как известно, в Советском союзе законодательно была определена только государственная собственность.

На протяжении последних 15 лет в Казахстане и других странах с транзитной экономикой появились многочисленные публикации,

затрагивавшие практические и методические вопросы организации предпринимательства. Теории предпринимательства рассматривались как правило, с точки зрения менеджмента.

Прорыв в области применения эволюционных идей в теории транзитной экономики принадлежит российским ученым. Абалкиным Л.И. разработан цивилизованный подход к развитию общества . Львовым Д.С. , Глазьевым С.Ю. , Маевским В.Е. предложена теория эволюции технологических укладов .

Такие казахстанские ученые, как Кенжегузин М.Б., Днишев Ф.М., Альжанова Ф.Г. исследуют экономическую природу инновационных процессов. Они пришли к выводу, что в нашей стране встречается зачастую упрощенный поверхностный подход к проблемам инноваций и инновационной деятельности. Это проявляется, во-первых, в том, что преобладает технократический подход, инновации рассматриваются как чисто научно-техническая проблема, хотя это в большей степени экономическая и социальная проблема. Во-вторых, недооценивается институциональный контекст инновационной деятельности. Ценными представляются те идеи, которые связаны с формированием национальной инновационной системы, в частности, авторы выявили те сферы, развитие или стимулирование которых наиболее действенным образом будет способствовать технологической динамике и конкурентоспособности национальной экономики .

Казахстанский ученый-экономист Кантарбаева А.К. рассмотрела предпринимательство с позиций институционально-эволюционного подхода. По мнению ученого, предпринимательство представляет собой полюс интенсивного экономического роста, движущая причина экономической динамики. Работы Кантарбаевой К.А. основаны на использовании новых методологических подходов к таким принципиально неравновесным процессам, как инновационная деятельность, динамика предпринимательства, транзитная экономика: «Эволюционный взгляд оказывается здесь более адекватным, чем некритическое использование рецептов «мэйнстрима», т.е. неоклассической теории общего равновесия» .

Представителями экономической теории «мэйнстрима» являются Л.Вальрас, Дж.Кейнс, П.Самуэльсон, М.Фридман. Неоклассическая теория общего равновесия не способна описать глубинные процессы и такие качественные сдвиги, как НТП, появление инноваций, новых институтов, изменений в экономике.

Сабденов О.С. в своих трудах затрагивает множество аспектов инновационного процесса в рыночной среде: выявляет причины, тормозящие инновационное развитие в республике; отмечает эффективность создания новой инновационной инфраструктуры; определяет виды инновационной деятельности, связывая их с комплексным решением экологических проблем, внедрением ресурсосберегающих технологий, развитием АПК, применением западных технологий, активной инвестиционной политикой . Он определяет инновации как «новый продукт или услугу, способ производства, новшество в организационной, финансовой, научно-исследовательской и других сферах, любое усовершенствование, обеспечивающее экономию затрат или дополнительный элемент для такой экономии..., ориентированных на рынок, конкретного потребителя или на потребность.»

Казахстанскими учеными исследуются процессы возникновения и развития предпринимательства в постсоветский транзитный период. Кошановым А.К. предпринят системный анализ среды формирования предпринимательства в Казахстане и барьеров, препятствующих его интенсивному развитию. Предлагаются механизмы экономической политики поддержки предпринимательства в условиях перехода к рыночной экономике. .

Теорию и методологию инноваций в условиях рынка изучает Абдыгаппарова С.Б., которая обобщила ее положения и представила следующими укрупненными блоками теорий и концепций:

Цикличности и неравномерности инновационного развития, длинных волн, кластеров и классификации нововведений;

Взаимодействия экономического роста и НТП;

Эффективности НТП;

Диффузии нововведений, инновационного мультипликатора;

Технологических систем и технологических укладов;

Технологического прогнозирования;

Взаимодействия технологии и рынка, рынка технологий, технологической ренты, маркетинга технологий, технологической квазиренты;

Инновационной предпринимательской активности, управления человеческим фактором;

Государственной инновационной политики, организационно-экономического механизма управления инновациями;

Формирования конкурентных стратегий и стадий конкурентного развития; формирования инновационных стратегий .

Приоритетным направлением развития экономики Казахстана является переход на индустриально-инновационное развитие на основе современных достижений науки и техники. Баймуратов У.Б. считает, что «учитывая технологическую многоукладность экономики республики, эта стратегия должна основываться не на едином технологическом пути, а на технологическом плюрализме, с помощью которого можно обеспечить достижение отраслей. Это необходимо подчеркнуть особо, потому что в связи со стратегией технологического развития в республике нашла распространение идея технологического прорыва, получившая воплощение в проекте соответствующей национальной программы» .

Выделение технологических укладов, больших волн с учетом усиления влияния нововведений в работах казахстанских ученых Днишева Ф.М. , Кажымурата К. позволяет дифференцировать стратегии развития экономической системы и формировать отдельные механизмы инновационной деятельности .

Кажымурат К. определяет роль инноваций как важнейшее звено в рыночных отношениях, считая их «реальной силой, позволяющей не только экономить огромные материальные ценности, но и создавать их, причем во много раз эффективнее, чем сама стоимость нововведения». Он выделяет 8 приоритетных направлений инновационного развития, таких как: комплексная автоматизация производства, компьютеризация и электронизация, развитие энергетики, создание новых средств транспорта и связи, освоение мембранной, лазерной, плазменной и других технологий, создание и применение конструктивных материалов, биотехнология, развитие космонавтики. .

Ашимбаевой А.Т. инновационное развитие считается условием модернизации отечественной экономики, где немаловажная роль отведена не только государству, но и инновационному предпринимательству: «Промышленная модернизация в странах догоняющего развития результативна только при опоре на инновационные процессы» .

Казахстанский предприниматель в сфере инновационного бизнеса Айтмамбетов Р.М. определил инновационное предпринимательство как

«процесс организации работ по генерированию инновационной идеи и созданию технико-технологических возможностей, ориентированных на совершенствование потребительских свойств, снижение себестоимости и улучшение других характеристик изделия, по оптимизации соответствующего технологического процесса в целях получения коммерческой прибыли» .

Казахстанский ученый-экономист Каренов Р.С. в своей работе, посвященной проблемам инновационного менеджмента рассматривает инновационное предпринимательство с точки зрения организационных форм, как фирмы с различной инновационной стратегией, ориентированных на изменяющиеся вкусы и предпочтения потребителей, изменения рыночной ситуации, адаптацию к внешним условиям, к условиям конкурентной борьбы .

В развитие теории и практики инновационного предпринимательства внесли свой вклад казахстанские ученые - практики, как Дзекунов В., Пердебаева Р., Батпенов Т., исследовавшие некоторые вопросы развития инновационной деятельности на промышленных предприятиях. Ими выяснены, факторы, тормозящие инновационную деятельность предпринимателей.

Индустриально-инновационному развитию промышленности в добывающих отраслях экономики посвящены труды Д.Муканова. Объективная оценка состояния горно-металлургического комплекса страны, которая дана ученым, дает возможность выработать пути решения проблем, связанных с инновационной деятельностью .

Макроэкономическим вопросам развития инновационного предпринимательства посвящены работы М. Кенжегузина , А. Жарменова, А. Терликбаевой, Б.Сарсебаева . Выявленные этапы индустриально-инновационного развития Республики Казахстан, механизмы реализации инновационной политики, позволяют выработать четкую стратегию развития отечественного инновационного бизнеса.

Региональным и отраслевым особенностям формирования субъектов инновационной деятельности уделяет особое внимание Г. Куатбаева . Среди них важное значение приобретают бизнес-инкубаторы, технопарки, венчурные фонды, представляющие собой один их элементов инновационной инфраструктуры.

Полученные результаты в ходе обзора научных разработок, касающихся теории инновационного предпринимательства также позволяют систематизировать ее и сделать определенные выводы.

В частности, представляется возможным проследить эволюцию взглядов на инновационное предпринимательство, выделяя при этом наиболее значимые, что целесообразно представить в виде таблицы.

Таблица 2 - Эволюция взглядов на инновационное предпринимательство

Предпринимательство характеризуется обязательным наличием инновационного момента будь то производство нового товара смена профиля деятельности или основание нового предприятия. Новая система управления производством качеством внедрение новых методов организации производства или новых технологий это также инновационные моменты. Таким образом задача предпринимателей – реформировать и революционализировать способ производства путем внедрения изобретений а в более общем смысле через использование новых технологий для...


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

21858. Личностные качества предпринимателя. Имидж, предприимчивость и организационный потенциал предпринимателя 35.63 KB
Предпринимательство есть, прежде всего, мыслительный процесс. Каждый предприниматель, обладая собственным стереотипом мышления, и применительно к конкретной сфере: деловой активности, его успехи, естественно, должны быть различными. Уровень успеха не может не отражать уровень мышления, хотя одного этого недостаточно
3341. Создание и государственная регистрация туристской организации и индивидуального предпринимателя. Ликвидация юридического лица и индивидуального предпринимателя 14.94 KB
Хозяйственные общества могут создаваться в форме обществ с ограниченной или с дополнительной ответственностью и в форме акционерного общества которое может быть открытым или закрытым. Обществом с ограниченной ответственностью признается учрежденное одним или несколькими лицами общество уставной капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков связанных с деятельностью общества в пределах стоимости...
18195. Роль государства в рыночной экономике 478.9 KB
Остается рыночный путь развития. В развитие этой цели можно выделить следующих круг задач: рассмотреть научные направления о необходимости государственного вмешательства в экономику; охарактеризовать методологию государства; провести анализ регионального развития РК; рассмотреть тенденции развития Костанайской области на 2015 год. Второй раздел включает анализ роли и значения государства в переходной экономике и социально-экономического развития регионов Казахстана. Третий раздел полностью посвящен перспективам развития Костанайской...
744. Роль финансов в экономике государства 128.58 KB
Финансы являются одной из важнейших экономических категорий, отражающей экономические отношения в процессе создании и использования денежных средств. Их возникновение произошло в условиях перехода от натурального хозяйства к регулярному товарно-денежному обмену и было тесно связано с развитием государства и его потребностей в ресурсах.
6710. Роль и функции государства в переходной экономике 113.31 KB
Роль и функции государства в переходной экономике. Особенности государства переходного периода. Особенности государства в переходной экономике. Приоритетные направления вмешательства государства в экономику переходного периода.
873. Роль Рынка рекламных услуг в экономике 550.32 KB
Целью данной работы является показать огромное значение рекламы, которая играет ключевую роль в развитие рыночной экономике и являясь орудием конкурентной борьбы служит стимулом повышения качества продукции и снижения цен. Проанализировать сегодняшнее состояние, одного из самых быстро развивающихся в мире
2655. Маркетинг и его роль в экономике фармацевтических организаций 260.2 KB
Растущая конкуренция диктует необходимость в постоянном движении в направлении формирования лояльности конечного потребителя при этом формирование этого ключевого фактора зависит не от одного специалиста а от всей команды организации. в положительном результате работы а это получение максимальной прибыли заинтересован прежде всего весь коллектив организации а не только его руководители. Вот одно из них маркетинг это любая сознательная деятельность организации направлена на обеспечение рыночного успеха собственных товаров и услуг. ...
7778. Роль государства в экономике. Социальное государство 65.22 KB
Макроэкономические показатели характеризующие эффективность государственной политики Предмет и основные направления макроэкономики Макроэкономика национальное хозяйство экономика страны в целом – всё это тождественные понятия которые характеризуют исторически сложившуюся в определённых территориальных границах систему общественного воспроизводства. Цель макроэкономического анализа – выявление сложившейся ситуации в социальноэкономическом развитии страны на основе использования показателей объективно отражающих процесс воспроизводства....
4296. Гамма-функция и ее варианты. Бета-функция и ее варианты 26.15 KB
Гамма-функция и ее варианты. Бета-функция и ее варианты gamma iпс(X,А) - возвращает неполную гамма-функцию соответствующих элементов X и А. Аргументы X и А должны быть вещественными и иметь одинаковый размер (или любой из них может быть скалярным).
11333. Организация Объединенных Наций, ее роль в мировой экономике 37.35 KB
Международные экономические организации, осуществляющие регулирование в системе мирового хозяйства, можно классифицировать по двум основным принципам: по организационному принципу и по сфере многостороннего регулирования.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Влияние интенсивности инновационной деятельности на уровень экономического развития. Сущность процесса создания и коммерческого использования технико-технологических нововведений. Национальное и молодежное инновационное предпринимательство в России.

    реферат , добавлен 16.12.2010

    Определение видов инновационного предпринимательства и организационные формы, в которых оно осуществляется. Признаки, фазы жизненного цикла и общий порядок создания. Слабые и сильные стороны малых инновационных предприятий и структуры управление ими.

    курсовая работа , добавлен 09.03.2011

    Инновации как главная движущая сила развития современной экономики. Анализ развития инновационного предпринимательства в Республике Казахстан. Региональные аспекты реализации стратегии в этой сфере. Механизмы и основные направления ее совершенствования.

    курсовая работа , добавлен 06.12.2014

    Понятие малого предпринимательства, краткая экономическая характеристика малого бизнеса. Особенности и место малого предпринимательства в экономике. Эволюция и классификация проблем, возможные пути решения. Перспективы развития малого бизнеса в России.

    курсовая работа , добавлен 06.05.2010

    Сущность и основные виды малого предпринимательства, динамика его развития в регионах России, государственная поддержка. Объем инвестиций в основной капитал. Методы решения существенных проблем и перспективы развития малого предпринимательства.

    курсовая работа , добавлен 28.06.2011

    Предпринимательство в России на современном этапе развития, его специфические особенности и острые проблемы. Предпринимательство в масштабе малого предприятия. Анализ теории и практики приватизационного процесса. Демонополизация российской экономики.

    контрольная работа , добавлен 23.02.2009

    Генезис бизнеса, его экономическая основа и факторы развития. Характеристика принципов и условий предпринимательского бизнеса и анализ динамики развития его в Украине. Экономическое обоснование создания собственного дела (швейного производства).

    курсовая работа , добавлен 05.12.2009

    Характеристика малого предпринимательства в России на современном этапе его развития. Его виды и организационно-правовые формы. Выявление специфических особенностей и обозначение наиболее острых проблем, стоящих перед отечественным малым бизнесом.

    курсовая работа , добавлен 19.05.2009

Библиографическое описание:

Нестеров А.К. Инновационное предпринимательство [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия сайт

В XXI веке темпы прогресса науки и техники очень высокие, что стимулирует развитие инновационного предпринимательства. Государство также заинтересовано в расширении инновационной деятельности субъектов рынка. В Российской Федерации интерес к инновационному предпринимательству также формирует предпосылки для дальнейшего экономического роста и развития.

Факторы развития инновационного предпринимательства

В условиях перехода к цифровой экономике изменение политики в отношении инноваций сегодня просто необходимо.

Важно ориентировать экономическое развитие России на инновационный вариант в соответствии с современными глобальными вызовами, что обеспечит существенное улучшение положения населения страны в обозримый период и рост позиций на мировой арене.

При этом основой такого экономического развития следует считать инновационную деятельность, в соответствии с чем можно выделить четыре фактора долгосрочного экономического роста России, основанного на использовании инновационного потенциала страны и стимулировании развития инновационного предпринимательства.

  1. Социальная структура;
  2. Адаптационный потенциал;
  3. Научно-техническая специализация;
  4. Преодоление инерции экономики.
– это практическая реализация инноваций, внедрение передовых технологий в производство, применение новых технико-технологических процессов с целью получения качественно нового результата (продукции, услуг, работ) на основе различных нововведений.

Во-первых, необходимо обеспечить устойчивую социальную структуру общества и повысить уровень доходов населения. На данный момент в Российской Федерации уровень ВВП на душу населения составляет 26926 долларов по данным МВФ за 2016 год, а средняя заработная плата за 2017 год составила 38900 руб. по данным Госкомстата. Повышение уровня доходов населения позволит существенно расширить объемы реализуемых инновационных продуктов. Основная масса товаров и услуг, являющихся результатом инновационных разработок отечественных предприятий и научных институтов, станет широкодоступна, что положительно скажется на скорости коммерциализации инноваций. Предприятия смогут сосредоточить свои инновационные разработки на изыскании возможностей предложения более совершенных товаров при сохранении текущего уровня качества. Это, безусловно, положительный факт, который приведет к качественному развитию и совершенствованию отечественного производства. Инновационный потенциал этих предприятий помимо поддержания уже реализованных инноваций может быть реализован и для расширения масштабов инновационной деятельности. Перед субъектами инновационного предпринимательства встанет уже проблема правильного выбора объектов и масштабов инвестиций для получения предпринимательского дохода.

Во-вторых, необходимо развивать адаптационный потенциал. Под этим понимается уже не увеличение ВВП на душу населения и доходов граждан, а потенциал, способный обеспечивать устойчивость экономики в условиях системного роста на основе инноваций. Для инновационного предпринимательства это означает, что такой потенциал должен снижать неизбежно возникающую системную неопределенность и структурные дисбалансы. Компонентами адаптационного потенциала являются сектор высоких технологий, стратегически важные отрасли, так называемые "прорывные технологии", национальная инновационная система, развитие инновационной инфраструктуры, техноградов, технопарков, бизнес-инкубаторов, система воспроизводства и преумножения человеческого капитала, обеспечение энергетической безопасности и устойчивости национальной валюты и инфраструктуры.

Третьим фактором развития инновационного предпринимательства является научно-техническая специализация. Под этим понимается не только специализация на определенных высокотехнологичных товарах и услугах, а определение приоритетных отраслей, на которых концентрируются усилия в первую очередь. Следует отметить, что на мировом уровне существует ярко выраженная специализация стран, которая основана на развитии критических технологий, во многом она основана на международном разделении труда. В этом плане инновационное предпринимательство не может опираться на какую-либо одну отрасль, сферу деятельности, так как подобная специализация делает страны критически зависимыми от спроса на продукцию отраслей. Напротив широкая научно-техническая специализация означает повышенную гибкость и повышение устойчивости и самостоятельности страны на мировом рынке. В этом плане основу для развития инновационного предпринимательства в России может составить сфера атомных технологий, военно-промышленных разработок, строительство атомных станций и реакторов, энергетика. На данный момент, экономический рост на базе инновационного развития определяется развитием в структуре национальной экономики России передовых отраслей и высоких технологий.

Четвертым фактором выступает преодоление инерции экономики, под этим понимается системное сопротивление изменениям, что неизбежно возникает в ходе любых преобразований. Возможным решением является перевод отраслей экономики на качественно новый уровень развития, поэтапно ликвидируя точки возникновения инерции.

Использование данных факторов необходимо осуществлять с параллельным формированием и реализацией региональной политики в отношении использования инновационного потенциала для развития инновационного предпринимательства в России. Следует отметить, что для России, где климатические и территориальные различия ее субъектов крайне велики, разница в развитии инновационного потенциала чрезвычайно велика. Разработка региональных стандартов по интеграции отдельных инновационных предприятий в единый инновационно-технический комплекс, работающий в направлении развития экономики страны, необходимое условие сохранения целостности государства и дальнейшего инновационного и экономического развития.

В настоящее время инновационное предпринимательство в России развивается под влиянием формирования и реализации

  • важнейших инновационных проектов государственного значения;
  • приоритетных направлений развития науки, технологии и техники на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ;
  • критических технологий федерального, регионального и отраслевого значения.

При этом необходимо исходить из принципов инновационного менеджмента, и реализовывать инновационные проекты, прежде всего, с учетом существующих потребностей населения страны и человечества в целом. Это является основой для развития инновационного предпринимательства в Российской Федерации. Здесь следует выделить две концепции развития:

  1. Концепция производства инновационной продукции, вызванной существующими потребностями;
  2. Концепцию "технологического проталкивания", т.е. основанную на НИОКР и разработках и возможностях технологии.

При этом использование только одной из концепций чревато негативными последствиями:

  1. Производство инновационной продукции на основе существующих потребностей приводит к преобладанию малых нововведений;
  2. Производство по технологической концепции влечет преобладание фундаментальных инноваций в ущерб их практической реализации.

Очевидно, что необходимо сочетать эти две концепции для достижения положительного эффекта и развития инновационного предпринимательства. В результате технологическое проталкивание создаст основу для долговременного конкурентного преимущества, а производство инновационной продукции – обеспечит его практическую реализацию. Следует отметить, что инновационные прорывы зарождаются в научно-исследовательских организациях и подразделениях, а не на рынке, поэтому уповать только на существующие потребности не следует, так как ограниченность такой концепции, безусловно, замедляет инновационное предпринимательство. Прикладные разработки позволяют эффективно реализовывать результаты фундаментальных исследований.

Задача на федеральном уровне состоит в обеспечении прогрессивных изменений в деятельности инновационных предприятий и организаций. Технологические разработки и внедрение прогрессивных изменений на инновационных предприятиях служат средством повышения благосостояния населения Российской Федерации.

Инновационное предпринимательство в России

Инновации создаются на большинстве промышленных предприятий России, при этом только часть из них представляют собой нововведения, так как к инновациям относятся и технологические усовершенствования, и совершенствование технологии, и повышение качества продукции за счет инновационных идей. Инновационное предпринимательство же ориентировано на постоянное внедрение инноваций в одной или нескольких сферах:

  1. Законченный инновационный продукт;
  2. Внедрение инновационных технологий;
  3. Совершенствование производства и производственных процессов в комплексе;
  4. Управление производством без привязки к конкретному продукту или процессам.

Современный процесс развития инновационного предпринимательства в России начался в конце 1980-х годов. До начала приватизации малые формы научно-технического профиля являлись теми или иными структурными подразделениями государственных предприятий или организаций.

В период 1990-х годов инновационное предпринимательство прошло несколько этапов со сменой организационно-правовых форм и приоритетных видов деятельности. Сначала возникали научно-технические кооперативы, но существовали они недолго и позже превращались в технологические предприятия или научно-производственные объединения (НПО). В начале 90-х годов было создано достаточно много совместных инновационных предприятий, которые преследовали цели использования зарубежных источников финансирования для разработок отечественных ученых, на которые не выделялись средства из бюджета. Однако данное направление показало, что финансировались не разработки, а привлечение отечественных ученых к работе за рубежом, так называемая "утечка мозгов". Также в 90-х годах массово возникали фирмы-посредники между новаторами и заказчиками научно-технических разработок, опять же, в основном, зарубежных. Отдельно существовали центры молодежного научно-технического творчества, которые действовали на правах некоммерческих организаций.

Наиболее успешной формой инновационного предпринимательства, пришедшей из прошлого века, оказались научно-производственные объединения. Часть НПО, организованных в 90-х годах, действует до сих пор в соответствии с действующими организационно-правовыми нормами. Фактически, в то время большинство НПО занималось обеспечением компьютеризации страны, поставляя вычислительную технику, периферийные устройства и средства стационарной и мобильной связи.

На рубеже XX-XXI веков стали активно появляться инновационные предприятия в форме акционерных обществ, которые использовали материально-техническую и финансовую базу государственных унитарных предприятий. Некоторые инновационные предприятия создавались и развивались на основе НИИ или высших учебных заведений технического профиля. Большинство подобных предприятий действует и сегодня.

Основными направления инновационного предпринимательства в период с конца 1980-х годов до начала XXI века являлись компьютеризация, автоматизация и телекоммуникации. Переориентация инновационных предприятий на производственные нужды и потребительские товары широкого профиля начала происходить с 2001-2004 годов.

К 2010-2012 годам в России первостепенная роль в стимулировании и поддержке инновационной деятельности перешла к государству, которое с помощью доступных ему рычагов воздействовало на инновационную систему России.

В период 2001-2008 годов была заложена ориентация на концепцию технологического проталкивания для создания долгосрочных преимуществ национальной экономической системы России.

Впоследствии активно развивалась инфраструктура и создавалась атмосфера заинтересованности в инновациях у отечественных предприятий, чтобы они также стимулировали развитие инновационной деятельности. Что и было достигнуто в 2013-2017 годах, в том числе за счет инновационных проектов Сколково.

В настоящее время в Российской Федерации принята программа построения цифровой экономики, что является логическим завершением развития инновационного предпринимательства предыдущих 30-ти лет.

Следует отметить, что потенциал для применения инноваций больше у малых и средних предприятий, тогда как финансовые возможности для финансирования разработок сосредоточены у крупных промышленных гигантов. Только в условиях их взаимной кооперации и симбиоза возможно дальнейшее развитие эффективной инновационной системы, которая позволила бы инновационным предприятиям соперничать с конкурентами из других стран.

Роль государства в обеспечении условий дальнейшего развития инновационного предпринимательства в Российской Федерации:

  • дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы;
  • предоставление специальных льгот инновационным предприятиям в рамках налогового законодательства;
  • обеспечение доступа к ресурсам;
  • защита прав субъектов инновационного предпринимательства;
  • улучшение условий коммерциализации научной продукции;
  • содействие развитию кооперации с крупным бизнесом.

Развитие инновационного предпринимательства

Сегодня темп развития инновационных процессов задает государство. Это объясняется как большим количеством государственных инновационных организаций, так и солидными государственными вложениями в инновационную сферу.

Основные тенденции развития инновационного предпринимательства :

  1. Спрос на инновации существенно вырос качественно и количественно. Нужно отметить растущий интерес молодежи к инновациям, уникальным видам деятельности, которые относятся к сфере информационных технологий, телекоммуникаций, нанотехнологий, биотехнологий и т.д.
  2. Количество продукции, производимой субъектами инновационного предпринимательства, увеличивается.
  3. С учетом существующей динамики и принимая во внимание устойчивую долю инновационных предприятий 7-9% за последние 8 лет, следует сделать вывод о позитивной тенденции усиления инновационного развития в условиях приближающегося перехода к цифровой экономике.
  4. Наибольшие темпы роста наблюдаются в отраслях, связанных с информационными технологиями и телекоммуникациями.
Для Российской Федерации представляется актуальным развитие инновационного предпринимательства в сфере наукоемких высоких технологий, на что следует делать ставку отечественным предприятиям. В этом случае переход к цифровой экономике будет существенно облегчен за счет заблаговременного снятия инерционных ограничений на действующих предприятиях.

Выделим основные проблемы развития инновационного предпринимательства, объективно характерные для данной сферы, их следует учитывать в отечественной практике в контексте построения цифровой экономике.

Объективные проблемы развития инновационного предпринимательства

Проблема

Характеристика

Возможное решение

Разрыв между новаторскими идеями, научными достижениями и внедрением их в производство.

Традиционно, быстрое внедрение в практику характерно для прикладных разработок, перспективных технологических разработок, тогда как результаты серьезных научных исследований внедряются значительно дольше. Они объективно требуют дополнительных опытно-конструкторских разработок, которые позволят использовать их на практике.

Сюда же относятся наукограды, технопарки и т.п. инфраструктура, позволяющая быстро реализовать на практике результаты научных достижений.

Также необходимо взаимодействие научного, финансового, промышленного сообщества для их внедрения.

Сложности с реализацией и защитой интеллектуальной собственности.

Результаты научно-технической деятельности и опытно-конструкторских работ внедряются в экономический оборот, сталкиваясь с трудностями в плане возможной кражи результатов исследований.

Оптимизация законодательства в плане возможностей использования патентованных технологий, разработок, продуктов.

Формирование комплексной инновационной инфраструктуры.

Необходимость системного подхода к инновационному развитию.

Субъекты инновационного предпринимательства действуют разрозненно, обособленно, занимаясь своими научными изысканиями и прикладными разработками в соответствии со своими сферами научно-прикладных интересов.

Проработка комплексной инновационной политики.

Федеральное программирование.

Отсутствие у крупных предпринимателей заинтересованности в высокотехнологичных инновациях.

Инновационная деятельность крупным предприятиям требуется только для увеличения прибыли, поэтому при прочих равных условиях они замещают реальные инновации небольшими изменениями. При отсутствии государственной инновационной политики это приводит к снижению активности инновационного предпринимательства.

Помимо налоговых льгот, направленных на стимулирование инновационной деятельности, необходимо применение к крупным предприятиям мер принуждения – техническое регулирование, стандартизация и контроль, задающие технологические коридоры с целью модернизации отраслей экономики.

Государственная политика в отношении науки, как локомотива инновационного развития.

Формирование условий для осуществления исследований и разработок.

Разрыв между интеллектуальным капиталом и экономическим развитием.

Проявляется в результате снижения вклада интеллектуального капитала в прирост валового внутреннего продукта. В результате снижается вклад науки в темпы экономического роста, результативность научной и научно-технической деятельности.

Создание эффективного механизма формирования и реализации государственной научно-технической и инновационной политики.

Формирование и развитие государственного сектора науки, который бы занимался фундаментальными исследованиями, а результаты этих исследовании прорабатывались бы коммерческими инновационными организациями и в виде конкретных разработок уже внедрялись в производство, находили применение в потребительских товарах и использовались для создания новых технологий.

Согласование деятельности академического, прикладного и вузовского сегментов науки.

Трудности на начальных этапах инновационной деятельности.

Основное проявление – трудности с поиском источника финансирования. В результате перспективные проекты могут остаться без реализации.

Государственное финансирование в виде специальных программ для инновационных предприятий.

Создание технопарков с бизнес-составляющей для участников.

Сложности реализации инновации на практике.

Даже разработки на базе серьезных научных исследований, имеющие превосходный технический базис, не всегда могут найти применение на практике в момент своего появления. Возникает разрыв между разработкой и внедрением.

Разработка опередила свое время.

Формирование национальной инновационной системы.

Технопарки с полном циклом реализации инновации.

Организация проектных институтов для прикладных разработок вариантов внедрения в производство.

Формирование государственной инфраструктуры поддержки и развития инноваций, которые признаны полезными, но не нашли применения в данный момент.

Предпосылки развития инновационного предпринимательства в России в среднесрочном и долгосрочном периоде:

  1. Созданы научно-технические центры, технопарки, наукоград Сколково, бизнес-инкубаторы.
  2. Ориентация ведущих вузов на создание инноваций и их последующую коммерциализацию.
  3. Принята Федеральная Программа "Цифровая экономика Российской Федерации".
  4. Смещены акценты в сторону получения конкретного продукта от инновационной деятельности.
  5. Государственное стимулирование развития инновационного предпринимательства: налоговые льготы, упрощенная отчетность, информационная поддержка, отраслевые форумы и т.д.
  6. Созданы центры, которые будут заниматься коммерциализацией, развитием перспективных технологий, которые будут формировать устойчивые конкурентные преимущества экономики России в целом, что является положительным фактором для успеха инновационной модели на национальном уровне.
  7. Повысилась интенсивность инновационных проектов за счет венчурного финансирования, которое активно развивается в нашей стране параллельно с развитие инновационного предпринимательства.

Пути повышения эффективности развития инновационного предпринимательства в Российской Федерации:

  • рост капитализации инновационных предприятий через учет инноваций в качестве нематериальных активов;
  • системная коммерциализация инноваций;
  • формирование цифровой экономики;
  • продолжение политики импортозамещения;
  • развитие робототехники;
  • внедрение организационно-управленческих инноваций;
  • формирование единого информационного и коммерческого пространства инновационного предпринимательства;
  • определение конкретных целей научно-исследовательских работ, научных и опытно-конструкторских разработок;
  • переход к системно ориентированному инновационному предпринимательству для достижения эффекта синергии.

Существующие в Российской Федерации предпосылки развития инновационного предпринимательства и рассмотренные пути повышения его эффективности учитывают актуальные требования к экономическому развитию национальной экономике.