Социальная защита граждан органами местного самоуправления. Задачи и полномочия отдела социальной защиты населения

  • § 1. Основные теории местного самоуправления
  • § 2. Муниципальные системы зарубежных стран
  • Часть III устанавливает порядок подписания, ратификации и вступления в силу Хартии.
  • § 3. Земское и городское самоуправление в дореволюционной России
  • § 4. Организация местной власти в советский период
  • § 5. Основные тенденции развития местного самоуправления в России на современном этапе
  • Раздел II местное самоуправление в системе народовластия
  • Глава 4 понятие местного самоуправления
  • § 1. Местное самоуправление как основа конституционного строя
  • § 2. Местное самоуправление как право населения на самостоятельное решение вопросов местного значения
  • § 3. Местное самоуправление - форма народовластия
  • Глава 5 общие принципы местного самоуправления
  • § 1. Понятие общих принципов местного самоуправления
  • § 2. Самостоятельность решения населением вопросов местного значения
  • § 3. Организационное обособление местного самоуправления, его органов в системе управления государством и взаимодействие с органами государственной власти в осуществлении общих задач и функций
  • § 4. Сочетание представительной демократии с формами прямого волеизъявления граждан
  • § 5. Соответствие материальных и финансовых ресурсов местного самоуправления его полномочиям
  • § 6. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед населением
  • § 7. Многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления
  • § 8. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина
  • § 9. Законность в организации и осуществлении местного самоуправления
  • § 10. Гласность местного самоуправления
  • § 11. Сочетание коллегиальности и единоначалия в местном самоуправлении
  • § 12. Государственная гарантия местного самоуправления
  • Глава 6 функции местного самоуправления
  • § 1. Понятие функций местного самоуправления
  • § 2. Обеспечение участия населения в решении вопросов местного значения
  • § 3. Управление муниципальной собственностью, финансовыми средствами местного самоуправления
  • § 4. Обеспечение комплексного социально-экономического развития муниципального образования
  • § 5. Обеспечение удовлетворения основных жизненных потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению муниципальных образований
  • § 6. Охрана общественного порядка
  • § 7. Представительство и защита интересов и прав местного самоуправления, гарантированных государством
  • Г л а в а 7 понятие системы местного самоуправления и ее состав
  • § 1. Понятие системы местного самоуправления
  • § 2. Организационные формы осуществления местного самоуправления
  • Глава 8 формы прямого волеизъявления граждан и другие формы участия населения в осуществлении местного самоуправления
  • § 1. Местный референдум
  • § 2. Муниципальные выборы
  • § 4. Собрания (сходы) граждан
  • § 5. Народная правотворческая инициатива
  • § 6. Обращение граждан в органы местного самоуправления
  • § 7. Территориальное общественное самоуправление и другие формы участия населения в осуществлении местного самоуправления
  • Глава 9 органы местного самоуправления в системе народовластия
  • § 1. Понятие и система органов местного самоуправления
  • § 2. Представительные органы местного самоуправления
  • § 3. Иные органы и должностные лица местного самоуправления
  • Глава 10 ассоциации и союзы муниципальных образований
  • § 1. Понятие и функции ассоциаций и союзов муниципальных образований
  • § 2. Виды ассоциаций и союзов муниципальных образований
  • Раздел III
  • § 2. Конституция Российской Федерации, федеральные законы, иные правовые акты федеральных органов государственной власти в системе нормативных правовых актов о местном самоуправлении
  • § 3. Конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении
  • § 4. Устав муниципального образования. Иные нормативные правовые акты муниципальных образований
  • Глава 12 территориальные основы местного самоуправления
  • § 1. Понятие территориальных основ местного самоуправления
  • § 2. Границы и состав территории муниципального образования
  • § 3. Образование, объединение, преобразование или упразднение муниципальных образований
  • Глава 13 организационные основы местного самоуправления
  • § 1. Понятие и развитие организационных основ местного самоуправления
  • § 2. Определение организационной структуры местного самоуправления
  • Глава 14 структура и организация работы органов местного самоуправления
  • § 1. Структура и организация работы представительных органов местного самоуправления
  • § 2. Структура и организация работы иных органов местного самоуправления
  • § 3. Правовые акты органов и должностных лиц местного самоуправления
  • Глава 15 муниципальная служба
  • § 1. Понятие, принципы и правовое регулирование муниципальной службы
  • §2.Понятие и виды муниципальных должностей
  • § 3. Понятие и классификация муниципальных служащих
  • § 4. Правовой статус муниципального служащего
  • § 5. Прохождение муниципальной службы
  • Глава 16 особенности организации местного самоуправления б городских, сельских поселениях и на других территориях
  • § 1. Особенности организации местного самоуправления в городских поселениях
  • § 2. Особенности организации местного самоуправления в сельских поселениях
  • § 3. Особенности организации местного самоуправления в районе (уезде)
  • § 4. Особенности организации местного самоуправления в городах федерального значения
  • § 5. Особенности организации местного самоуправления в закрытых административно-территориальных образованиях
  • Глава 17 финансово-экономические основы местного самоуправления
  • § 1. Понятие финансово-экономических основ местного самоуправления
  • § 2. Муниципальная собственность
  • § 3. Местный бюджет и другие местные финансы
  • Раздел IV предметы ведения и полномочия местного самоуправления
  • Глава 18 предметы ведения местного самоуправления
  • § 1. Понятие предметов ведения местного самоуправления
  • § 2. Правовое регулирование предметов ведения местного самоуправления
  • Глава 19 понятие, структура и формы реализации полномочий местного самоуправления
  • § 1. Понятие полномочий местного самоуправления и формы их реализации
  • § 2. Понятие, структура и принципы определения компетенции органов местного самоуправления
  • § 3. Соотношение компетенции представительного органа местного самоуправления и иных органов местного самоуправления
  • Глава 20 полномочия местного самоуправления в области планово-финансовой деятельности
  • § 1. Полномочия местного самоуправления в области планирования
  • § 2. Полномочия местного самоуправления в бюджетно-финансовой сфере. Бюджетный процесс
  • Глава 21 полномочия местного самоуправления в области управления муниципальной собственностью, взаимоотношений с предприятиями, учреждениями и организациями на территории муниципального образования
  • § 1. Полномочия местного самоуправления в области управления муниципальной собственностью
  • § 2. Отношения органов местного самоуправления с предприятиями, учреждениями и организациями, не находящимися в муниципальной собственности
  • Глава 22 полномочия местного самоуправления в области использования и охраны земли и других природных ресурсов
  • § 1. Полномочия местного самоуправления в области использования земли и других природных ресурсов
  • § 2. Полномочия местного самоуправления в области охраны окружающей среды
  • Глава 23 полномочия местного самоуправления в обаасти строительства, транспорта и связи
  • § 1. Полномочия местного самоуправления в области строительства и транспорта
  • § 2. Полномочия местного самоуправления в области связи и информатизации
  • Глава 24 полномочия местного самоуправления в жилищной сфере, в сфере коммунального, бытового и торгового обслуживания населения
  • § 1. Полномочия местного самоуправления в области жилищного и коммунального хозяйства
  • § 2. Полномочия местного самоуправления в области торгового и бытового обслуживания населения
  • Глава 25 полномочия местного самоуправления в области образования и культуры
  • Глава 26
  • Глава 27 полномочия местного самоуправления в области социальной защиты населения
  • Глава 28 полномочия местного самоуправления в области охраны общественного порядка, противопожарной безопасности, гражданской обороны, воинского учета и призыва граждан на военную службу
  • Раздел V
  • §2. Гарантии, обеспечивающие организационную самостоятельность местного самоуправления
  • § 3. Гарантии, обеспечивающие финансово-экономическую самостоятельность местного самоуправления
  • § 4. Судебная и иные правовые формы защиты местного самоуправления
  • Раздел VI
  • § 2. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением
  • § 3. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами
  • § 4. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед государством
  • Европейская хартия местного самоуправления256 Преамбула
  • Ратифицирована Федеральным Собранием (Федеральный закон от 11 апреля 1998 года.№ 55-фз - Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 15.Ст.1695).
  • Глава 27 полномочия местного самоуправления в области социальной защиты населения

    Социальная защита населения - это система гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих гражданам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

    Это улучшит жизнь людей в Шотландии. Инвестиции в уход за детьми и социальное жилье могут также иметь долгосрочные положительные последствия для отдельных лиц и общин, снижая необходимость дорогостоящих вмешательств через системы правосудия и здравоохранения в будущем. Такой подход может создать экономию на долгосрочную перспективу, которая может быть реинвестирована на благо людей в Шотландии в будущем и обеспечить постоянные выгоды для отдельных лиц и общин.

    Мы также можем выбрать защиту ключевых элементов наших обязательств по социальной справедливости в письменной конституции. Такой подход принят во многих других европейских странах. Эти права могут включать Молодежную гарантию на занятость, образование или профессиональную подготовку, а также права на социальную поддержку и здравоохранение. Это обеспечило бы четкое руководство будущим правительствам, о любых политических убеждениях, о потребностях и устремлениях жителей Шотландии, которые ожидают увидеть приоритеты.

    В соответствии с Законом об общих принципах организации местного самоуправления (п. 28 ст. 6) в области социальной защиты населения к вопросам местного значения, находящимся в ведении муниципальных образований, относятся обеспечение социальной поддержки и содействие занятости населения.

    Полномочия местного самоуправления в области социальной защиты населения определяются федеральными законами от 10 декабря 1995 г. “Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации” 228 , от 2 августа 1995 г. “О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов” 229 , от24 ноября 1995 г. “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации” 230 , от 12 января 1995 г. “О ветеранах” 231 . Законом РФ (в редакции от 20 апреля 1996 г.) “О занятости населения в Российской Федерации” 232 , а также рядом других законодательных актов.

    Социальные права, закрепленные в конституции, поставят вопросы социальной справедливости на первый план работы парламента Шотландии, правительства и государственных учреждений. Шотландское правительство и местные власти Шотландии также предоставляют другие более широкие социальные услуги, например, через социальную работу и услуги социальной помощи, за дополнительную плату в размере около 5 млрд. Фунтов стерлингов в год.

    С независимостью мы можем решить, как наилучшим образом распределить эти ресурсы для обеспечения системы социального обеспечения, которая соответствует нашим потребностям. С независимостью Шотландскому парламенту и будущим шотландским правительствам будет определено будущее направление системы социального обеспечения в Шотландии.

    Деятельность по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, в законодательстве определяется как социальное обслуживание населения. Социальное обслуживание населения - одно из направлений деятельности по социальной защите населения. Оно осуществляется системой социальных служб, включающей государственную и муниципальную систему. Социальное обслуживание осуществляется также предприятиями и учреждениями иных форм собственности и гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения.

    • Изменение от пособия по нетрудоспособности для личной независимости.
    • Оплата для лиц в возрасте от 16 лет до.
    Мы не принимаем подход Вестминстера к благосостоянию. Мы считаем, что можно разработать эффективную и справедливую систему социального обеспечения, которая отвечает потребностям тех, кто от нее зависит, и относится к ним с достоинством и уважением, поддерживая тех, кто может работать Однако только с полномочиями независимости мы сможем построить такую ​​систему.

    Принципы системы социального обеспечения в независимой Шотландии. Существуют некоторые ключевые принципы системы социального обеспечения, которые правительство Шотландии определило для информирования нашего подхода. Экспертная рабочая группа по вопросам благосостояния рассматривает эти и другие принципы как часть своего призыва к доказательствам. Среди принципов, которые лежат в основе этого подхода правительства к благосостоянию в независимой Шотландии, относятся.

    К муниципальной системе социальных служб относятся муниципальные предприятия и учреждения социального обслуживания, находящиеся в ведении органов местного самоуправления, которые осуществляют управление этой системой в соответствии с их компетенцией.

    Учреждениями социального обслуживания населения являются комплексные центры социального обслуживания населения; территориальные центры социальной помощи семье и детям; центры для несовершеннолетних; центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей; социальные приюты для детей и подростков; центры психолого-педагогической помощи населению; центры (отделения) социальной помощи по телефону; центры (отделения) социальной помощи на дому; дома ночного пребывания; специальные дома для одиноких престарелых; стационарные учреждения социального обслуживания (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты, детские дома-интернаты для умственно отсталых детей, дома-интернаты для детей с физическими недостатками), геронтологические центры; другие учреждения, предоставляющие социальные услуги. К предприятиям социального обслуживания относятся предприятия, оказывающие населению социальные услуги. Местные органы управления социального обслуживания и учреждения муниципального подчинения, предоставляющие социальные услуги, образуют муниципальный сектор социального обслуживания.

    Шотландская система льгот и налоговых льгот и службы поддержки занятости должны защищать наших людей от нищеты и помогать им в достижении их потенциала, в работе и в жизни в течение нашей жизни, мы должны вносить вклад в систему социального обеспечения, когда можем. мы должны иметь доступ к этой системе, когда нам нужна система льгот, должна быть справедливой, прозрачной и сочувствующей вызовам, с которыми сталкиваются люди, получающие их, уважая личное достоинство, равенство и права человека, преимущества, налоговые льготы и системы поддержки занятости должны работать в гармонии, чтобы люди, которые потеряли работу, не сталкиваются с крайней финансовой неопределенностью для тех, кто не может оплачивать работу, пособия не должны отвлекать их от финансовой неопределенности и бедности. Преимущества должны поддерживать уровень жизни, который обеспечивает достоинство и позволяет участвовать в жизни общества, а управление льготами и налоговыми льготами должно быть быстрым, упорядоченным и учитывающим индивидуальные обстоятельства. Экспертная рабочая группа изучает вопрос о том, как система льгот должна позволять людям, которые могут работать, переходить на работу, и как она может поддерживать людей, которые не могут работать в обществе как можно полнее.

    Местные органы управления социальным обслуживанием несут ответственность за обеспечение его качеств и доступности, за развитие муниципального сектора социального обслуживания на подведомственных территориях, а также обеспечивают контроль за соблюдением государственных стандартов качества социального обслуживания в муниципальном и негосударственном секторе социального обслуживания.

    Рекомендации Рабочей группы экспертов будут заблаговременно заблаговременно до референдума, с тем чтобы довести до сведения обсуждения. Налог и благосостояние - два из самых мощных средств, которые правительствам приходится решать в условиях бедности и неравенства в доходах. Недавно опубликованные данные показывают общий регрессивный характер изменений в Вестминстере в отношении налогов и льгот в последние годы. Уровни неравенства в доходах были осложнены решениями Вестминстера. Было бы открыто, чтобы независимая Шотландия решила изменить этот баланс.

    Органы местного самоуправления предоставляют муниципальным учреждениям социального обслуживания помещения для организации социального обслуживания в соответствии с федеральным и территориальным перечнем гарантированных государством социальных услуг. Они осуществляют строительство, содержание и организацию работы предприятий и учреждений социального обслуживания населения.

    Налогообложение также важно для поддержки усилий по сокращению неравенства и увеличению экономических возможностей. Комиссия также признала возможность для Шотландии получить комплексную политическую основу для налогообложения и социального обеспечения. Системы налогообложения и социального обеспечения являются ключевыми рычагами в решении проблемы неравенства - оба они тесно взаимосвязаны и должны рассматриваться как фундаментальная часть одной и той же системы.

    Мы призвали другие органы государственного, частного и третьего секторов последовать их примеру. Живая заработная плата может помочь обеспечить определенность для домохозяйств, которые уже имеют дело с давлением на семейные бюджеты, вызванные ростом цен на продовольствие и топливо, и с учетом независимости они будут открыты для будущих правительств для расширения охвата и объема прожиточного минимума. Это правительство также указало, что после обретения независимости минимальная заработная плата должна быть увеличена, по крайней мере, темпами инфляции.

    Органы местного самоуправления принимают участие в деятельности государственной службы реабилитации инвалидов, представляющей собой совокупность органов государственной власти, независимо от ведомственной принадлежности, органов местного самоуправления, учреждений различного уровня, осуществляющих мероприятия по медицинской, профессиональной и социальной реабилитации инвалидов. Они создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для свободного доступа к объектам социальной инфраструктуры: жилым, общественным и производственным зданиям, местам отдыха, спортивным сооружениям, культурно-зрелищным и другим учреждениям, для беспрепятственного пользования общественным транспортом и транспортными коммуникациями, средствами связи и информации.

    Мы не согласны с подходом, который предпринимает Вестминстер для достижения этих целей. Непосредственные приоритеты действий. Действия в этих областях позволят нам облегчить трудности, связанные с некоторыми из наиболее уязвимых людей в Шотландии. Он также высвободит деньги в шотландском бюджете, который в настоящее время направлен на смягчение худших последствий изменений в Вестминстере.

    Стоимость отмены «спального налога» составляет около 50 миллионов фунтов стерлингов в год, по оценкам, меньше общего вреда, который он оказывает непосредственно на шотландскую экономику. Мы будем: извлекать жилищную выгоду из единого платежа, восстанавливать его как отдельную выгоду и поддерживать прямые выплаты социальным помещикам. Это правительство планирует также сохранить жилищную выгоду в качестве отдельного платежа в любой долгосрочной перспективе реформы. Это обеспечит защиту для некоторых из наших наиболее уязвимых граждан, восстанавливающих способность претендентов получать индивидуальную поддержку, а не выплаты одиночных семей. Мы будем поддерживать такой подход при проведении долгосрочных реформ. . Эти приоритеты получили широкую поддержку среди тех, кто дал показания Экспертной рабочей группе по благосостоянию, а также более широко отражает взгляды заинтересованных сторон.

    Организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, не выполняющие предусмотренных законодательством мер по приспособлению действующих средств транспорта, связи, информации и других объектов социальной инфраструктуры для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, отчисляют в соответствующие бюджеты средства, необходимые для удовлетворения потребностей инвалидов, в порядке и размерах, устанавливаемых органами местного самоуправления при участии общественных объединений инвалидов. Эти средства используются целевым назначением только на мероприятия по приспособлению объектов социальной инфраструктуры для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами.

    Наряду с нашими приоритетами для немедленного улучшения мы также планируем поддерживать доступ к паспортным пособиям, таким как бесплатные школьные приемы. Еще одним приоритетным приоритетом для этого правительства станет незамедлительное рассмотрение режима условных условий и санкций, установление соразмерного и этичного подхода и предотвращение чрезмерных или полных мер, которые наказывают тех, кто ищет работу. Мы также проведем срочный обзор системы оценок пособий по инвалидности.

    Будущее благосостояние в независимой Шотландии. С независимостью будет возможность для долгосрочной реформы социального обеспечения в Шотландии, построенной на принципах, изложенных выше. Наша всеобъемлющая цель будет заключаться в том, что преимущества работают рука об руку с программами, призванными помочь людям найти работу. Мы хотим помочь людям перейти на устойчивую работу и с независимостью у нас будет возможность развивать наши общественные услуги таким образом, чтобы обеспечить благосостояние с другими общественными услугами, такими как здравоохранение, жилье и социальная помощь.

    Органы местного самоуправления вправе устанавливать инвалидам дополнительные льготы по обеспечению жилой площадью сверх тех, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и ее субъектов. Они с участием общественных объединений инвалидов определяют порядок и основания социального обслуживания инвалидов, создают специальные службы социально-бытового обслуживания инвалидов, в том числе по доставке инвалидам продовольственных и промышленных товаров, и утверждают перечень заболеваний инвалидов, при которых они имеют право на льготное обслуживание.

    Таким образом, люди могут рассчитывать на более персонализированный пакет поддержки, чем в настоящее время. И когда обстоятельства людей меняются из-за плохого здоровья, безработицы или выхода на пенсию, они будут знать, на какой уровень поддержки они имеют право, и могут с уверенностью планировать на более длительный срок.

    Рассматривая наш подход к благосостоянию в долгосрочной перспективе, приоритет будет заключаться в том, чтобы жить в рамках наших финансовых ресурсов, как это было сделано на протяжении всего нашего периода пребывания в должности. Однако мы не допустим, чтобы изменения в системе социального обеспечения были обусловлены краткосрочными, долгосрочные сокращения бюджетов, но тем, что лучше всего в долгосрочных интересах народа Шотландии.

    Органы местного самоуправления участвуют в руководстве государственной службой по делам ветеранов, осуществляют систему мер, направленных на обеспечение социальной защиты ветеранов. Они определяют условия капитального ремонта принадлежащих ветеранам жилых помещений за счет средств местных бюджетов; первоочередного получения ветеранами местных строительных материалов для жилищного строительства, отпуска древесины на корню для строительства жилых домов; устанавливают дополнительные основания признания инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий на территориях других государств, а также членов их семей нуждающимися в улучшении жилищных условий.

    Она определяет благосостояние как все услуги и выгоды, которые мы получаем от государства, а не только денежные переводы. Подход, основанный на социальном инвестировании, исходит из того, что предоставление социальных услуг не должно рассматриваться как просто защитная сетка для людей, которые не могут себя поддерживать. Вместо этого их следует рассматривать как возможность для позитивных инвестиций в людей на протяжении всей их жизни. Социальные инвестиции предназначены для получения конкретных результатов, таких как обучение и развитие в ранние годы, повышение занятости и здоровья во взрослой жизни, а также для пожилых людей, повышение независимости и способность быть активными в своих сообществах.

    Решения по вопросам социальной защиты ветеранов, деятельности общественных объединений ветеранов принимаются органами местного самоуправления при участии представителей соответствующих органов объединений ветеранов.

    Органы местного самоуправления принимают участие в социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов. Важную роль в осуществлении этой деятельности играют муниципальные центры социального обслуживания.

    Эти инвестиции выплачиваются за счет улучшения результатов для людей, семей и общин и за счет увеличения взносов в общество, будь то путем налогообложения или другими способами. Этот подход призван создать общую ответственность среди граждан, помогая установить социальное партнерство между ними и государством, где высококачественные государственные услуги предоставляются в обмен на людей, участвующих в жизни общества, посредством работы там, где это возможно, или других положительных вкладов где это не так.

    Так, например, обеспечение качественного легкодоступного ухода за детьми помогает родителям найти устойчивую работу, но это также инвестиции в детей, чтобы дать им лучший старт в жизни. И в результате этих ранних инвестиций, когда эти дети продолжают использовать свой полный потенциал, они возвратят эти инвестиции благодаря своей продуктивности и творчеству в качестве активных членов более сплоченного общества.

    Муниципальные центры социального обслуживания являются учреждениями муниципального сектора социального обслуживания, создаются органами местного самоуправления на подведомственных территориях, находятся в их ведении и осуществляют организационную, практическую и координационную деятельность по оказанию различных видов социальных услуг. Они занимаются выявлением граждан пожилого возраста и инвалидов, нуждающихся в социальном обслуживании, определяют необходимые для них виды социальных услуг, обеспечивают их предоставление в полустационарных и нестационарных условиях, осуществляют срочное социальное обслуживание, а также оказывают населению социально-консультативную помощь.

    В целях решения вопросов трудоустройства инвалидов, граждан пожилого возраста и трудовой реабилитации инвалидов муниципальные центры" социального обслуживания вправе создавать цехи, производственные мастерские, подсобные хозяйства, надомные производства, а также организовывать курсы профессиональной подготовки и переподготовки. Цехи, производственные мастерские, надомные производства и подсобные хозяйства находятся в ведении администраций муниципальных центров социального обслуживания и подлежат льготному налогообложению. Доход от их деятельности, поступает на развитие социального обслуживания в муниципальные центры социального обслуживания.

    При муниципальных центрах социального обслуживания могут создаваться магазины по торговле продовольственными и промышленными товарами первой необходимости по льготным ценам для граждан пожилого возраста и инвалидов, в семьях которых среднедушевой доход на каждого челна семьи ниже прожиточного минимума, установленного для данного региона.

    На основании решения органов местного самоуправления принимаются на социальное обслуживание в специальные стационарные учреждения социального обслуживания граждане пожилого возраста и инвалиды, частично или полностью утратившие способность к самообслуживанию и нуждающиеся в постоянном постороннем уходе, из числа освобождаемых из мест лишения свободы особо опасных рецидивистов и других лиц, за которыми в соответствии с действующим законодательством установлен административный надзор, а также граждане пожилого возраста и инвалиды, ранее судимые или неоднократно привлекавшиеся к административной ответственности за нарушение общественного порядка, занимающиеся бродяжничеством и попрошайничеством, которые направляются из учреждений органов внутренних дел, при отсутствии медицинских противопоказаний и по их личному желанию.

    Муниципальные центры социального обслуживания могут осуществлять иные виды предпринимательской деятельности, если это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующие этим целям.

    Деятельность муниципальных центров социального обслуживания финансируется из средств соответствующих бюджетов, целевых социальных фондов, доходов от их хозяйственной деятельности и других источников, не запрещенных законом. Финансирование деятельности муниципальных центров социального обслуживания осуществляется из средств местных бюджетов. Размеры расходов на эти цели определяются органами местного самоуправления при утверждении соответствующих местных бюджетов.

    Для оказания помощи в деятельности администрации муниципального центра социального обслуживания могут создаваться общественные (попечительские) советы.

    Важную роль в социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов играет решение жилищных вопросов. Для этого учрежден муниципальный жилищный фонд социального использования. Он включает жилые дома и жилые помещения, в том числе специализированные, предназначенные для постоянного или временного проживания и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов. Архитектура, планирование и оборудование специализированных домов и жилых помещений в них должны соответствовать возрастным и физиологическим особенностям граждан пожилого возраста и инвалидов.

    Муниципальный жилищный фонд социального использования является составной частью муниципального сектора социального обслуживания, создается и содержится органами местного самоуправления на подведомственных территориях за счет средств соответствующего бюджета.

    Жилые помещения в домах муниципального жилищного фонда социального использования для граждан пожилого возраста и инвалидов предоставляются одиноким гражданам, гражданам, родственники которых по объективным причинам не могут обеспечить им помощь и уход, при сохранении указанными гражданами способности к самообслуживанию и несоответствии условий их проживания требованиям жилищного законодательства, в порядке, установленном жилищным законодательством.

    Жилые помещения в специализированных домах и иные жилые помещения муниципального жилищного фонда социального использования для граждан пожилого возраста и инвалидов являются муниципальной собственностью и не подлежат приватизации, обмену, сдаче в поднаем или аренду. Гражданам пожилого возраста и инвалидам, проживающим в этих жилых помещениях, не разрешается раздел занимаемой жилой площади, прописка других лиц, а также вселение временных жильцов без разрешения на то органов местного самоуправления.

    Органы местного самоуправления обеспечивают жилыми помещениями вне очереди детей-инвалидов, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания и являющихся сиротами или лишенными попечительства родителей, по достижении ими 18 лет.

    В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 1998 г. “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской федерации” 233 органы местного самоуправления при поддержке государства осуществляют деятельность по защите прав и законных интересов ребенка. В соответствии со своей компетенцией они содействуют ребенку в реализации и защите его прав и законных интересов с учетом возраста и в пределах установленного законодательством объема дееспособности ребенка посредством принятия соответствующих нормативных правовых актов, проведения методической, информационной и иной работы с ребенком по разъяснению его прав и обязанностей, порядка защиты прав, установленных законодательством, а также посредством поощрения исполнения ребенком обязанностей, поддержки практики правоприменения в области защиты прав и законных интересов ребенка.

    Органы местного самоуправления на основании обращения детей и (или) их законных представителей проводят периодическую оценку соответствия услуг, предоставляемых детям, находящимся в соответствующем образовательном учреждении, специальном учебно-воспитательном учреждении, учреждении здравоохранения, учреждении социального обслуживания или ином учреждении, в котором осуществляются уход за ними, образовательный и воспитательный процессы, их защита или лечение, государственным минимальным социальным стандартам основных показателей качества жизни людей.

    Принятие органом местного самоуправления решения о реконструкции, модернизации, об изменении назначения или о ликвидации объекта социальной инфраструктуры для детей, являющегося муниципальной собственностью, не допускается без предварительной экспертной оценки уполномоченным органом местного самоуправления последствий принятого решения для обеспечения жизнедеятельности, образования, воспитания и развития детей, для социального обслуживания.

    Органами местного самоуправления устанавливается порядок изменения назначения имущества, которое является муниципальной собственностью (земельные участки, здания, строения и сооружения, оборудование и иное имущество) и обособление или приобретение которого связано с целями образования, воспитания, развития детей, оказания им социальной защиты и социального обслуживания детей.

    Органами местного самоуправления осуществляется защита прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Такая защита должна обеспечивать выживание и развитие детей, их участие в общественной жизни. Органы местного самоуправления могут принимать решения о проведении мероприятий по защите прав и законных интересов детей, координировать свои действия с действиями органов исполнительной власти в части поддержки федеральных, региональных, местных программ защиты прав и законных интересов детей, поддержки детства, а также мероприятий, осуществляемых в данной области. Они могут заключать договоры с юридическими и физическими лицами об оказании услуг по социальному обслуживанию детей, в том числе детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Финансирование этих мероприятий осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления.

    Мероприятия по разработке и реализации местных целевых программ защиты прав и законных интересов детей, поддержки детства осуществляются органами местного самоуправления в соответствии с законодательством субъектов Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления.

    Органы местного самоуправления предоставляют в пределах своих полномочий льготы и преимущества, связанные с охраной материнства и детства, улучшением условий жизни многодетных семей, решают вопросы усыновления (удочерения), опеки и попечительства.

    В целях координации муниципальной деятельности в сфере охраны семьи, материнства и детства в структуре органов местного самоуправления предусматривается создание комитетов по вопросам женщин, семьи и детей. Органы местного самоуправления вправе принимать региональные программы, направленные на решение вопросов социальной поддержки семьи, материнства и детства.

    В соответствии с Порядком организации централизованного учета детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденным постановлением Правительства РФ от 3 августа 1996 г. 234 , на органы местного самоуправления, выполняющиефункции органа опеки и попечительства, возложено осуществление первичного учета детей, оставшихся без попечения родителей, в целях передачи детей на воспитание в семью, под опеку (попечительство) или в приемную семью 235 , а при отсутствии такой возможности - в учреждения всех типов для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей.

    Органы местного самоуправления исходя из установленных норм материального обеспечения выделяют на приемного ребенка (детей) денежные средства по фактически сложившимся ценам в данном регионе. Для приобретения продуктов питания приемная семья прикрепляется органом местного самоуправления непосредственно к базам, магазинам, снабжающим образовательные учреждения.

    В Российской Федерации в законодательном порядке установлены государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Органы местного самоуправления в пределах своей компетенции участвуют в реализации законодательства о выплате пенсий и пособий. Назначение, пересчет, выписку и доставку государственных пенсий осуществляют местные органы социальной защиты населения. Они из собственных и привлеченных средств вправе назначить и выплачивать доплаты к пенсиям и пособиям.

    Одной из наиболее важных сторон социальной защиты населения является социальная защита от безработицы. Согласно действующему законодательству безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

    Органы местного самоуправления разрабатывают и реализуют программы повышения уровня занятости населения. Они определяют максимальную удаленность подходящей работы 236 от места жительства безработного с учетом развития сети общественного транспорта в данной местности.

    Органы местного самоуправления могут принимать решения, предусматривающие не противоречащие федеральному законодательству условия и порядок выплаты пособия по безработице, приведенного в федеральном законодательстве определения подходящей работы, усиливающие социальную защищенность граждан, включая продление сроков выплаты и увеличение размеров пособия по безработице, вознаграждение за труд на оплачиваемых общественных работах, а также стипендии в период обучения за счет средств субъектов Федерации.

    Органы местного самоуправления по предложению органов службы занятости, профсоюзных органов или иных представительных органов работников могут приостановить на срок до шести месяцев решение о высвобождении работников или принять решение о проведении поэтапного их высвобождения в течение года, осуществляя финансирование этих мероприятий. По предложению и при участии органов службы занятости они организуют в целях обеспечения временной занятости населения проведение оплачиваемых общественных работ в организациях, находящихся в их собственности, и по договорам - в других организациях.

    Органы местного самоуправления определяют для трудоустройства работодателями число граждан, особо нуждающихся в социальной защите, или резервирование отдельных видов работ (профессий) для трудоустройства таких граждан.

    В целях повышения уровня занятости населения органы местного самоуправления организуют общественные оплачиваемые работы по благоустройству, строительству и ремонту дорог, зданий и сооружений и т.д. за счет средств местного бюджета, внебюджетных фондов и привлеченных средств.

    Самостоятельность органов местного самоуправления в обеспечении занятости населения сочетается с согласованностью их действий с органами власти субъектов Федерации при реализации федеральной программы содействия занятости населения.

    Федеральный орган исполнительной власти в области социальной защиты населения:

    1) разрабатывает и по согласованию с уполномоченными органами в области здравоохранения и образования утверждает стандарты оказания социальных услуг в ситуации семейно-бытового насилия;

    2) разрабатывает и внедряет профилактические программы и мероприятия в целях предупреждения семейно-бытового насилия;

    3) разрабатывает нормативные правовые акты в области профилактики семейно-бытового насилия;

    4) осуществляет сбор данных для статистического учета, ведёт статистику случаев обращения в органы социального обслуживания населения в связи с семейно-бытовым насилием, собирают иные необходимые данные;

    5) обеспечивает организацию обучения сотрудников органов социального обслуживания населения по вопросам профилактики бытового насилия.

    Статья 16.Полномочия некоммерческих организаций в сфере семейно-бытового насилия

    1. Некоммерческие организации, международные и иные неправительственные организации, функционирующие в сфере противодействия семейно-бытовому насилию, выявляют случаи семейно-бытового насилия, проводят информационные кампании, направленные на профилактику семейно-бытового насилия и просвещение населения в сфере семейно-бытовых отношений; просветительскую работу с пострадавшими, участвуют в организации специализированных учреждений по оказанию помощи пострадавшим от семейно-бытового насилия и осуществлении мер по их социальной адаптации и социальной реабилитации, а также проводят специализированные психологические программы с нарушителями.



    2. Некоммерческие организации, международные и иные неправительственные организации, функционирующие в сфере противодействия семейно-бытовому насилию вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе, либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Заявление в защиту законных интересов недееспособного или несовершеннолетнего гражданина в этих случаях может быть подано независимо от просьбы заинтересованного лица или его законного представителя.

    Глава 3.Меры профилактики семейно-бытового насилия

    Статья 17.Механизмы профилактики семейно-бытового насилия

    1. Механизм профилактики семейно-бытового насилия включают в себя комплекс социальных, экономических, правовых и иных мер, направленных на устранение семейно-бытового насилия, пресечение причин и предпосылок, способствующих совершению семейно-бытового насилия, ведение процессуальных действий против семейно-бытовых нарушителей, восстановление прав и поддержку в реадаптации как пострадавшим, так и семейно-бытовым нарушителям.

    2. Настоящим Федеральным законом устанавливается механизм профилактики семейно-бытового насилия.

    3. Механизм профилактики семейно-бытового насилия включает в себя:

    1) выявление факторов семейно-бытового насилия;

    2) анализ и оценку факторов семейно-бытового насилия;

    3) введение эффективных средств, предусмотренных законом, для выявления, профилактики, предупреждения и устранения семейно-бытового насилия;

    4) ведение статистического учета в области семейно-бытового насилия;

    5) внедрение профилактических мероприятий для нарушителей, и потенциальных нарушителей;

    6) информационные кампании, направленные на профилактику семейно-бытового насилия среди населения в сфере семейно-бытовых отношений;

    7) распространение информации об ответственности нарушителя, о правах потерпевших и защите прав потерпевших;

    8) действия по оказанию юридической, психологической, медицинской, социальной или иной необходимой помощи и защиты потерпевшим, а также иным лицам, предусмотренным настоящим Федеральных законом и действия по пресечению совершения дальнейших актов семейно-бытового насилия, действия по принятию к нарушителям мер наказания, мер воспитательного и иного характера;

    9) разработка специальных профилактических программ в сфере семейно-бытового насилия.

    Статья 18. Меры индивидуальной профилактики бытового насилия

    1. Меры индивидуальной профилактики семейно-бытового насилия применяются для систематического целенаправленного воздействия на правосознание и поведение нарушителя в целях предупреждения совершения новых правонарушений с его стороны и обеспечения безопасности пострадавшего.

    2. Мерами индивидуальной профилактики семейно-бытового насилия являются:

    1) профилактический учет;

    2) профилактическая беседа;

    3) специализированные психологические программы;

    4) защитное предписание;

    5) судебное защитное предписание;

    3. Меры индивидуальной профилактики семейно-бытового насилия определяются с учетом индивидуальных особенностей нарушителя, в отношении которого они применяются, характера и степени общественной опасности совершенных им правонарушений.

    4. Решение о применении мер индивидуальной профилактики может быть обжаловано заинтересованными лицами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

    5. Меры индивидуальной профилактики семейно-бытового насилия могут быть применены в течение двух лет со дня совершения семейно-бытового насилия.

    Статья 19. Основания для принятия мер индивидуальной профилактики семейно-бытового насилия

    Основанием для принятия мер индивидуальной профилактики семейно-бытового насилия органом внутренних дел является одно из следующих обстоятельств:

    1) поступление заявления или сообщения от лиц, указанных в статье 5 настоящего Федерального закона;

    2) непосредственное обнаружение сотрудником органа внутренних дел обстоятельств, или данных, свидетельствующих о совершении семейно-бытового насилия, попытки его совершения или угрозы его совершения;

    3) сведения, поступившие из органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, организаций и физических лиц.

    Статья 20. Постановка на профилактический учет и снятие с профилактического учета семейно-бытового нарушителя

    1. Семейно-бытовой нарушитель, которому было вынесено защитное предписание или судебное защитное предписание, орган внутренних дел ставит на профилактический учет.

    2. Порядок постановки на профилактический учет и порядок снятия с профилактического учета семейно-бытового нарушителя, которому было вынесено защитное предписание, судебное защитное предписание, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

    3. На лицо, состоящее на профилактическом учете, возлагается обязанность являться в орган внутренних дел от одного до четырех раз в месяц для профилактической беседы.

    Статья 21. Профилактическая беседа

    1. Основными задачами профилактической беседы являются выявление причин и условий совершения семейно-бытового насилия, разъяснение социальных и правовых последствий семейно-бытового насилия и убеждение в необходимости законопослушного поведения.

    2. Профилактическая беседа проводится сотрудником органа внутренних дел с нарушителем, или лицом, в отношении которого имеются основания для принятия мер индивидуальной профилактики семейно-бытового насилия.

    3. Профилактическая беседа проводится в служебных помещениях органов внутренних дел, а также по месту жительства, учебы, работы либо непосредственно на месте совершения семейно-бытового насилия, и не может продолжаться более одного часа.

    4. Лицо, с которым проводится профилактическая беседа, предупреждается о необходимости прекращения противоправных действий.

    5. Профилактическая беседа с несовершеннолетним проводится в присутствии его родителей или других законных представителей, а также психолога.

    6. По результатам профилактической беседы сотрудником органа внутренних дел составляется акт профилактической беседы. В акте профилактической беседы указывается дата, время, место и основания проведения профилактической беседы, ее краткое содержание.

    Статья 22.Специализированные психологические программы

    1. Основными задачами специализированных психологических программ являются выявление причин совершения семейно-бытового насилия, профилактика совершения семейно-бытового насилия, реадаптация нарушителя.

    2. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области социальной защиты в целях исполнения защитных предписаний или судебного защитного предписания об обязании нарушителя пройти в специализированную психологическую программу, утверждает положение об организации и порядке осуществления специализированных психологических программ для нарушителей, в том числе устанавливает плату за их прохождение. Нарушители, признанные малоимущими в установленном законом порядке, могут освобождаться от оплаты специализированных психологических программ.

    3. Специализированные психологические программы для нарушителей осуществляются социальными службами. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области социальной защиты обеспечивают реализацию консультационных психологических программ для нарушителей в достаточном объеме.

    4. Прохождение специализированной психологической программы должно быть начато нарушителем в течение 10 суток с момента вынесения защитного предписания или судебного защитного предписания.

    Статья 23. Защитное предписание

    1. В целях обеспечения безопасности пострадавшего, либо иных лиц, указанных в статье 5 настоящего закона, сотрудником органа внутренних дел, к которому поступило заявление или сообщение от пострадавшего или иных лиц, либо сведения от органов или организаций, либо непосредственно обнаружившим факт совершения семейно-бытового насилия, попытки его совершения, либо угрозу его совершения, незамедлительно выносится защитное предписание. Защитное предписание выносится с согласия пострадавшего, за исключением случаев, когда пострадавшее лицо в силу возраста, болезни, инвалидности, материальной зависимости, либо по иной причине, не может выразить согласие. Защитное предписание выносится при наличии данных, указывающих на совершение семейно-бытового насилия, либо попытки его совершения или угроз его совершения. Копия защитного предписания вручается для обязательного исполнения нарушителю под расписку. В случае отказа от подписания, либо в случае уклонения от его получения, в защитном предписании делается соответствующая запись и нарушитель считается получившим защитное предписание. Защитное предписание выносится незамедлительно на месте совершения (попытки совершения, угрозы совершения) семейно-бытового насилия. В случае невозможности вынесения защитного предписания на месте совершения (попытки совершения, угрозы совершения) семейно-бытового насилия, нарушитель доставляется в орган внутренних дел для вынесения защитного предписания.

    2. Лицу, в защиту которого вынесено защитное предписание, предоставляется его копия в день его вынесения с разъяснением прав потерпевшего, а также правовых последствий в случае нарушения защитного предписания лицом, в отношении которого оно вынесено.

    3. Защитное предписание выносится в отношении вменяемого лица, достигшего на момент совершения семейно-бытового насилия шестнадцатилетнего возраста.

    4. Защитным предписанием запрещается:

    1) совершать семейно-бытовое насилие;

    3) приобретать и пользоваться любыми видами оружия.

    5. Защитным предписанием на нарушителя возлагается обязанность пройти специализированную психологическую программу.

    6. В защитном предписании указываются: время и место его вынесения, кем и в отношении кого оно вынесено, место, время и обстоятельства совершения, попытки совершения или угрозы совершения семейно-бытового насилия, установленные ограничения в отношениях нарушителя с пострадавшим, а также применяемые к правонарушителю запреты и обязанности, правовые последствия в случаях продолжения противоправных действий и нарушения защитного предписания.

    7. Срок действия защитного предписания составляет один месяц с момента его вручения лицу, в отношении которого оно вынесено.

    8. При наличии оснований полагать, что угроза совершения семейно-бытового насилия сохраняется, по письменному заявлению пострадавшего, срок действия защитного предписания может быть продлен до двух месяцев сотрудником органа внутренних дел.

    9. Нарушение защитного предписания влечет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

    10. На время действия защитного предписания лицо, в отношении которого оно вынесено, ставится на профилактический учет органами внутренних дел и за ним осуществляется профилактический контроль.

    11. Вынесение защитного предписания может быть обжаловано лицом, в отношении которого оно вынесено, а также лицом, в защиту которого оно выдано в течение 3 дней с момента его получения в вышестоящий орган, либо в прокуратуру. Жалоба на вынесение защитного предписания подлежит рассмотрению в срок до 5 суток. Вышестоящий орган или прокурор, получившие жалобу на вынесение защитного предписания, имеют право отменить защитное предписание, в случае, если защитное предписание вынесено с нарушением настоящего Федерального закона. Обжалование защитного предписания не приостанавливает его действие.

    12. Вынесение защитного предписания может быть обжаловано в суде в порядке, предусмотренном законодательством об обжаловании в суде действий и решений, нарушающих права и свободы граждан в течение 3 дней с момента получения защитного предписания.

    13. Лица, указанные в пункте 2 статьи 5 настоящего Федерального закона, обращаются за защитным предписанием в порядке, предусмотренном настоящей статьей, при этом, согласие пострадавшего на вынесение защитного предписания в защиту указанных лиц, не требуется.

    Статья 24. Судебное защитное предписание

    1. В целях защиты пострадавшего, либо иных лиц, указанных в статье 5 настоящего Федерального закона, а также в целях пресечения и предупреждения семейно-бытового насилия, выносится судебное защитное предписание.

    2. Судебное защитное предписание выносится в отношении вменяемого лица, достигшего на момент совершения семейно-бытового насилия шестнадцатилетнего возраста.

    3. Судебное защитное предписание выносится мировым судьей по месту проживания пострадавшего по его заявлению, либо по заявлению субъектов профилактики семейно-бытового насилия с согласия пострадавшего, за исключением случаев, когда пострадавшее лицо в силу возраста, болезни, инвалидности, материальной зависимости либо по иной причине, не может выразить согласие.

    4. Заявление о вынесении судебного защитного предписания подается в суд в двух экземплярах. В заявлении должно быть указано лицо, в отношении которого оно подается, лицо, в защиту которого оно подается, а также обстоятельства, в связи с которыми оно подается.

    5. Судебное защитное предписание может быть выдано на срок от 1 месяца до 12 месяцев. Неисполнение лицом, получившим судебное защитное предписание, указанных в нем запретов в течение установленного судом срока, влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством.

    6. Действие судебного защитного предписания прекращается:

    1) по истечении его срока действия;

    2) в случае изменения обстоятельств (оснований) в судебном порядке;

    3) в случае смерти одной из сторон.

    7. При наличии оснований полагать, что угроза совершения семейно-бытового насилия сохраняется, либо между сторонами имеются иные судебные разбирательства, либо в отношении нарушителя возбуждено уголовное дело, по которому пострадавший признан потерпевшим, по письменному заявлению пострадавшего, либо субъектов профилактики семейно-бытового насилия с согласия пострадавшего срок действия защитного предписания может быть неоднократно продлен судом на срок до шести месяцев.

    8. В случае изменения обстоятельств или по заявлению лица, в защиту которого вынесено судебное защитное предписание, либо по заявлению субъекта профилактики с согласия пострадавшего за исключением случаев, когда пострадавшее лицо в силу возраста, болезни, инвалидности, материальной зависимости либо по иной причине, не может выразить согласие, суд, вынесший судебное защитное предписание, имеет право дополнить защитное предписание мерами, предусмотренными статьей 26 настоящего Федерального закона в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом. Дополнение, либо изменение защитного предписания может быть обжаловано в порядке, предусмотренном для обжалования постановления о вынесении защитного предписания.

    9. Лица, указанные в пункте 2 статьи 5 настоящего Федерального закона обращаются за судебным защитным предписанием в порядке, предусмотренном настоящей статьей, а также статьями 25-27 настоящего Федерального закона, при этом согласие пострадавшего на вынесение судебного защитного предписания в защиту указанных лиц, не требуется.

    Статья 25. Порядок вынесения судебного защитного предписания

    1. Суд рассматривает заявление о вынесении судебного защитного предписания по правилам, предусмотренным гражданским судопроизводством с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом.

    2. Судебное разбирательство должно быть начато не позднее 5 суток и окончено не позднее 15 суток со дня поступления в суд заявления о вынесении судебного защитного предписания.

    3. Суд, получив заявление о вынесении судебного защитного предписания, выносит постановление о вынесении семейно-бытовому нарушителю временного судебного защитного предписания на срок рассмотрения судом заявления о вынесении судебного защитного предписания. Временным судебным защитным предписанием запрещаются действия, указанные в части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона.

    4. Суд, получив заявление о вынесении судебного защитного предписания, в течение суток принимает меры по уведомлению заявителя, пострадавшего и лица, в отношении которого подано заявление, о дате, времени и месте рассмотрения заявления, о вынесении временного судебного защитного предписания, а также предлагает последнему явиться в суд для получения копии данного заявления. Суд может поручить уведомление лица, в отношении которого подано заявление, органу внутренних дел по месту проживания либо, пребывания указанного лица.

    5. При подготовке к рассмотрению заявления о вынесении судебного защитного предписания суд направляет в уполномоченный орган внутренних дел запрос о предоставлении:

    1) информации о ранее принятых мерах индивидуальной профилактики семейно-бытового насилия к лицу, в отношении которого подано заявление;

    2) информации о ранее поданных в орган внутренних дел заявлениях, сообщениях или сведениях по фактам семейно-бытового насилия к лицу, в отношении которого подано заявление, а также материалов проверок по данным заявлениям.

    6. Суд, заслушав объяснения сторон, показания имеющихся по делу свидетелей, рассмотрев заявление пострадавшего, представленные суду материалы, при наличии данных, свидетельствующих о совершении лицом, в отношении которого подано заявление, семейно-бытового насилия, либо угроз или попытки его совершения, выносит постановление о вынесении семейно-бытовому нарушителю судебного защитного предписания и определяет срок его действия, содержание и условия его исполнения. Постановление о вынесении судебного защитного предписания изготавливается в день его вынесения. Неявка в суд заявителя, пострадавшего либо лица, в отношении которого подано заявление не препятствует рассмотрению заявления о вынесении судебного защитного предписания.

    7. Суд вручает под роспись нарушителю постановление о вынесении судебного защитного предписания и разъясняет последствия его нарушения. В случае неявки нарушителя в суд, либо уклонения от его получения, суд делает соответствующую запись в постановлении и направляет его нарушителю по месту жительства или месту пребывания, после чего нарушитель считается получившим судебное защитное предписание. Копия постановления о вынесении судебного защитного предписания также вручается пострадавшему и заявителю.

    8. Суд разъясняет пострадавшему, что независимо от получения судебного защитного предписания, он имеет право обратиться в суд с целью возмещения имущественного ущерба и морального вреда, а в случае, если имеются основания полагать, что нарушителем в отношении пострадавшего совершено преступление, суд разъясняет право пострадавшего на обращение с заявлением о возбуждении уголовного дела.

    9. Срок действия судебного защитного предписания исчисляется со дня вынесения судом постановления о вынесении судебного защитного предписания и подлежит немедленному исполнению.

    10. В целях сохранения неприкосновенности частной жизни сторон, суд может проводить слушание дела в закрытом судебном заседании.

    11. Суд в течение 24 часов с момента вынесения постановления обязан направить копию постановления о вынесении судебного защитного предписания в орган внутренних дел по месту проживания пострадавшего, а также по месту проживания или пребывания нарушителя в целях постановки семейно-бытового нарушителя на профилактический учет на срок действия судебного защитного предписания.

    12. Контроль за соблюдением правонарушителем, условий судебного защитного предписания возлагается на орган внутренних дел, а также на службу судебных приставов в соответствии с их компетенцией.

    13. Обжалование постановления о вынесении защитного предписания производится в порядке, предусмотренном гражданским судопроизводством. Обжалование постановления о вынесении судебного защитного предписания не приостанавливает его действия.

    Статья 26. Меры устанавливаемые судебным защитным предписанием

    1. Судебным защитным предписанием семейно-бытовому нарушителю запрещается:

    1) совершать семейно-бытовое насилие по отношению к пострадавшему или другим лицам;

    2) преследовать пострадавшего;

    3) приобретать и пользоваться огнестрельным оружием или другими видами оружия.

    2. Судебным защитным предписанием на нарушителя возлагается обязанность пройти специализированную психологическую программу.

    3. При необходимости, с учетом конкретных обстоятельств дела, судебным защитным предписанием дополнительно может быть постановлена одна или несколько следующих мер:

    1) предложение нарушителю, покинуть место совместного проживания с пострадавшим, независимо от того, кто является собственником жилого помещения;

    2) обязать нарушителя передать пострадавшему его личное имущество, документы, если они удерживаются нарушителем;

    3) обязать нарушителя содержать общих с пострадавшим детей в соответствии с семейным законодательством;

    4) обязать нарушителя, оплатить расходы пострадавшего на лечение, консультирование или пребывание в социальной гостинице (убежище), временном приюте, оплатить расходы по найму пострадавшим жилого помещения в разумном размере, если совместное проживание пострадавшего и нарушителя невозможно, оплатить судебные расходы пострадавшего, в том числе расходы на оказание юридической помощи;

    5) обязать нарушителя пройти лечение от алкоголизма или наркомании.

    Статья 27. Содержание постановления о вынесении судебного защитного предписания

    В постановлении о вынесении судебного защитного предписания должны быть указаны:

    1) должность, фамилия, имя, отчество судьи, вынесшего постановление, его адрес;

    2) дата и место рассмотрения дела;

    3) сведения о лице, в отношении которого подано заявление о вынесении судебного защитного предписания;

    4) сведения о лице, обратившемся с заявлением о вынесении судебного защитного предписания;

    5) сведения о пострадавшем;

    6) обстоятельства, установленные при рассмотрении дела;

    7) срок действия и содержание судебного защитного предписания, вынесенного судом;

    8) разъяснение пострадавшему его право обратиться в суд в целях возмещения имущественного ущерба и морального вреда, а в случае, если имеется основания полагать, что нарушителем в отношении пострадавшего совершено преступление, право на обращение с заявлением о возбуждении уголовного дела;

    9) разъяснение нарушителю последствий нарушения им судебного защитного предписания.

    Глава 4.Организация социально-правовой защиты граждан от семейно-бытового насилия

    Статья 28.Понятие и цели социально-правовой защиты граждан от семейно-бытового насилия

    1. Социально-правовая защита гражданот семейно-бытового насилия представляет собой профилактическую деятельность социальных служб по профилактике, предотвращению, и разрешению ситуаций, связанных с проявлением или опасностью проявления семейно-бытового насилия, по социальной поддержке лиц, пострадавших от семейно-бытового насилия, оказанию им социальной помощи и услуг, их социальной адаптации и реабилитации, оказанию помощи семье в восстановлении нормальных семейных отношений, реабилитации лиц, создающих опасность совершения или совершивших семейно-бытовое насилие.

    2. Целью социально-правовой защиты от семейно-бытового насилия является оказание помощи в предотвращении и разрешении ситуации семейно-бытового насилия для охраны их жизни, психического и физического здоровья.

    Статья 29.Основы деятельности социальных служб по социально-правовой защите граждан от семейно-бытового насилия

    1. Деятельность социальных служб по социально-правовой защите гражданот семейно-бытового насилия строится на основе принципов национальных и государственных стандартов социального обслуживания, порядка создания, реорганизации, ликвидации социальных служб, управления ими, координации, ресурсного, кадрового и научно-методического обеспечения социального обслуживания, порядка оплаты социальных услуг, установленных соответствующим законодательством и настоящим Федеральным законом.

    2. Государственный и (или) муниципальный орган управления социальными службами имеет право заключить договоры о социально-правовой защите пострадавших от семейно-бытового насилия с организациями и учреждениями социального обслуживания, не входящими в систему государственных или муниципальных социальных служб.

    Статья 30.Основания и порядок предоставления социально-правовой защиты от семейно-бытового насилия

    1. Основанием для предоставления социальной службой социально-правовой защиты от семейно-бытового насилия является обращение за помощью лица, пострадавшего от семейно-бытового насилия; высказанное им желание на получение такой помощи при поступлении в социальную службу.

    2. Социальная служба, не имеющая возможности оказать в полном объеме социально-правовую защиту от семейно-бытового насилия в порядке, предусмотренном соответствующим законодательством, направляет заявление или сообщение о семейно-бытовом насилии в уполномоченный орган государственной власти субъектов Российской Федерации, о чем уведомляет заявителя. При устном обращении социальная служба, не имеющая возможности предоставить в полном объеме социально-правовую защиту от семейно-бытового насилия, направляет заявителя в уполномоченный орган государственной власти субъектов Российской Федерации в области социальной защиты.

    3. Решение об оказании социально-правовой защиты от семейно-бытового насилия принимается незамедлительно.

    4. Социально-правовая защита граждан от семейно-бытового насилия осуществляется вне зависимости от возбуждения по факту семейно-бытового насилия уголовного дела, проведения дознания, предварительного следствия, производства в суде, если семейно-бытовое насилие продолжается, либо имеется угроза его совершения.

    Статья 31.Полномочия социальных служб в ситуации семейно-бытового насилия

    Социальные службы в ситуации семейно-бытового насилия:

    1) незамедлительно информируют органы внутренних дел о фактах семейно-бытового насилия или об угрозе их совершения;

    2) осуществляют прием пострадавших от семейно-бытового насилия;

    3) организуют предоставление бесплатной психологической, педагогической, юридической помощи пострадавшим, при необходимости направляют их в организации здравоохранения для оказания медицинской помощи и дальнейшей реабилитации;

    4) предоставляют временный приют пострадавшим;

    5) проводят специализированные психологические программы с нарушителями;

    6) осуществляют работу по предотвращению и профилактике семейно-бытового насилия;

    7) осуществляют взаимодействие с физическими и юридическими лицами по вопросам профилактики семейно-бытового насилия;

    8) выдают заключения по запросу пострадавшего, органов внутренних дел, прокуратуры и иных правоохранительных органов и суда по фактам обращений и принятых мер по вопросам семейно-бытового насилия.

    Статья 32.Предоставление временного приюта

    1. Уполномоченный орган государственной власти субъектов Российской Федерации в области социальной защиты населения при наличии непосредственной угрозы семейно-бытового насилия обязан незамедлительно обеспечить предоставление пострадавшему по его просьбе временного приюта в специализированном учреждении социального обслуживания с правом проживания. В случае, если на иждивении пострадавшего имеются другие лица, им предоставляется временный приют вместе с пострадавшим.

    2. Временный приют предоставляется бесплатно на срок, установленный учредителем специализированного учреждения социального обслуживания, но не менее двух месяцев. Плата за предоставление временного приюта свыше установленного бесплатного периода устанавливается в порядке предусмотренном действующим законодательством Российской Федерации.

    3. В течение срока, на который предоставлен временный приют пострадавшему от семейно-бытового насилия, орган управления системой социальных служб совместно с территориальным органом внутренних дел обязан принять меры, обеспечивающие устранение угрозы жизни или здоровью пострадавшего.

    4. В случае сохранения опасности для жизни или здоровья, пострадавшего от семейно-бытового насилия по истечении срока пользования предоставленным ему временным приютом, орган управления системой социальных служб обязан с согласия пострадавшего незамедлительно обратиться в орган внутренних дел для вынесения защитного предписания либо в суд для вынесения судебного защитного предписания. Одновременно орган управления системой социальных служб продлевает пребывание пострадавшего в специализированном учреждении социального обслуживания до устранения опасности его жизни и здоровью.

    5. Продление временного приюта пострадавшему от семейно-бытового насилия, осуществляется на основе акта (приказ, распоряжение) руководителя специализированного учреждения социального обслуживания.

    Глава 5.Надзор и контроль в области предупреждения и профилактики семейно-бытового насилия

    Статья 33. Надзор за исполнением законодательства в области предупреждения и профилактики семейно-бытового насилия

    Надзор за точным и единообразным исполнением настоящего Федерального закона осуществляют органы прокуратуры в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Статья 34. Общественный контроль за исполнением законодательства в области предупреждения и профилактики семейно-бытового насилия

    1. Общественный контроль в сфере действия настоящего Федерального закона осуществляется некоммерческими организациями, средствами массовой информации, гражданами, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в целях обеспечения соблюдения положений настоящего Федерального закона.

    2. Общественный контроль осуществляется в следующих направлениях:

    1) проверка соответствия деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений настоящему закону, а также иному законодательству в области предупреждения и профилактики семейно-бытового насилия, в том числе проверка соблюдение международных обязательств государства в сфере предупреждения и профилактики семейно-бытового насилия и оказания помощи его жертвам;

    2) анализ эффективности системы государственного регулирования в указанной сфере;

    3) контроль за исполнением нормативных правовых актов в указанной сфере;

    4) выявление случаев семейно-бытового насилия;

    5) предупреждение и профилактика семейно-бытового насилия.

    3. Органы общественного контроля вправе:

    1) осуществлять мониторинг состояния ситуации в сфере противодействия семейно-бытовому насилию и защиты его жертв;

    2) создавать системы получения информации о фактах семейно-бытового насилия и его жертвах ("горячие линии");

    3) предоставлять сведения о нарушениях законодательства в области предупреждения и профилактики семейно-бытового насилия и защиты его жертв органам прокуратуры, государственным органам исполнительной власти и муниципальным органам, осуществляющим надзор и контроль за соблюдением законодательства в данной сфере;

    4) обращаться в уполномоченные органы, а также в суд и прокуратуру с заявлениями о фактах нарушения законодательства в области предупреждения и профилактики семейно-бытового насилия;

    5) осуществлять иные полномочия в сфере предупреждения и профилактики семейно-бытового насилия в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Глава 6.Заключительные положения

    Статья 35.Информация о пострадавших от семейно-бытового насилия

    Информация о личности, физическом и психологическом состоянии пострадавшего является конфиденциальной, и её раскрытие разрешается только в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

    Статья 36. Взаимодействие государственных органов с общественными объединениями, международными и иными неправительственными организациями в сфере профилактики семейно-бытового насилия

    1. Государственные органы в соответствии со своей компетенцией обеспечивают сотрудничество с некоммерческими организациями, международными и иными неправительственными организациями, средствами массовой информации и гражданами в целях повышения эффективности предупреждения и профилактики семейно-бытового насилия, предоставления защиты и помощи пострадавшим, совершенствования координации профилактической работы в данной сфере, а также усиления контроля институтов гражданского общества за ходом и результатами этой деятельности.

    2. Государственные органы в соответствии со своей компетенцией поддерживают средства массовой информации, общественные объединения, международные и иные неправительственные организации в их деятельности по профилактике семейно-бытового насилия.

    3. Некоммерческим организациям в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, предоставляется финансовая поддержка за счет средств государственного и (или) регионального бюджетов. В соответствии с проведенным открытым конкурсом предложенные ими программы мероприятий по предупреждению и профилактике семейно-бытового насилия включаются в ведомственный или региональный план.

    Статья 37. Государственный доклад о профилактике и предотвращении семейно-бытового насилия в Российской Федерации