Нередко на предприятиях используется тарифная система оплаты труда. Это могут быть как государственные учреждения, так и частные компании. Но нюансы в применении этой системы для них будут существенно отличаться.
Одним из способов для расчета размера заработной платы является применение тарифной системы. Ею руководят правила, которые разработаны государственными органами или же специалистами внутри предприятия. Но в последнем случае они должны отвечать государственным нормам, а также правилам о минимальной заработной плате сотрудников на предприятии.
Каждая организация решает самостоятельно, какая система оплаты труда в ней используется. ТК РФ на протяжении 2016-2017 годов закрепило нормы, по которым должна внедряться в работу тарифная система. В организации по этому поводу должны быть сделаны отметки в коллективном договоре или же в положении об уплате труда. В этих локальных нормативных актах должны быть прописаны все правила и принципы использования тарифной системы. Руководство предприятия также должно подготовить тарифную сетку, по которой и будет происходить начисление зарплаты сотрудникам.
Тарифная сетка в какой-то мере привязана к тарифным разрядам. Так как все должности, которые существуют на предприятии, можно отнести к определенному разряду, так и каждый разряд имеет свои отдельный тариф на оплату труда. Чаще всего первый разряд получают те работники, у которых самая низкая квалификация и так далее. Если у сотрудника повышается сложность исполняемых работ, то повышается и его тарифный разряд.
Из этого выплывает, что за более сложную и ответственную работу насчитывается более высокая заработная плата. Для того чтобы не использовать для каждой отдельной группы должностей разную сумму, применяют тарифные коэффициенты. Они дают возможность оклад для 1-го разряда сразу же поднимать до уровня второго или третьего разрядов.
Так происходит формирование тарифной сетки, где каждому разряду присваивается определенный коэффициент. Применение тарифной системы на предприятиях – это далеко не редкость, а вот тарифная сетка на каждом из них может существенно отличаться. Приватные компании часто самостоятельно разрабатывать свои тарифные сетки, учитывая специфику работу. Здесь может отличаться не только сумма оклада, но даже и количество тарифных разрядов, ведь она разрабатывается кадровиками самостоятельно.
Бюджетные предприятия не могут себе такого позволить, ведь на них действуют государственные нормы, а весь контроль процесса работы происходит государственными органами. Поэтому на государственных предприятиях применяется Единая тарифная сетка, которая была утверждена вышестоящими органами.
До конца 2008 года на территории Российской Федерации действовала Единая тарифная сетка. Именно исходя из данных, изложенных в ней, насчитывалась заработная плата для бюджетников.
Но с 2016 года в тарифной системе оплаты труда произошли существенные изменения, что поменяло и начисление зарплаты бюджетникам. Теперь вместо понятия тарифный разряд используется «квалифицированные уровни» или «квалифицированные группы». Также введены в систему стимулирующие и компенсационные выплаты.
Размер самого оклада и ставки по нему теперь устанавливает сам руководитель организации или предприятия. Для этого он должен учитывать особенности работы, ее сложность, возможности сотрудника и уровень его квалификации. Есть некая зависимость между заработной платой сотрудников и того оклада, который получает руководитель. Чем выше средняя зарплата работников, тем больше денег будет насчитываться за работу руководителя. Это должно позволить равномерно распределять фонд заработной платы предприятия меду всеми сотрудниками, а не делать перевес в сторону руководства.
Для частных компаний не существует обязательной тарифной сетки. Они также могут использовать тарифную систему оплаты, но тарифную сетку могут составлять самостоятельно. Также они не обязаны придерживаться установленных Правительством правил тарификации. Также сотрудники такой компании могут самостоятельно решать, сколько у них будет тарифных разрядов. Это позволяет руководителям реально оценить специфику работы сотрудников, выдвигать требования к их работе.
Тарифная ставка для 1 разряда каждый год устанавливается на правительственном уровне и не может быть ниже минимальной заработной платы. Если же последняя была в какой-то момент повышена, то Правительство принимает решение об увеличении тарифной ставки по этому разряду.
У каждого из разрядов есть свой тарифный коэффициент, который показывает во сколько раз оклады второго и других разрядов больше, чем у первого. Можно наблюдать увеличение этого коэффициента от 1 до 4,5 вместе с увеличением числа тарифного разряда.
Тарифные разряды показывают насколько сложной является работа того или иного сотрудника. Эти данные можно брать с тарифно-квалификационных справочников, в которых прописаны требования к работнику, его навыкам, званиям или умениям. Также заработная плата очень зависит от условий труда. Их трудность компенсируется разного рода доплатами или компенсациями.
Рабочие профессии тарифицируются по восьми разрядам (от 1 до 8). Но это не значит, что квалифицированные работники не могут получать больше того минимума, который устанавливает восьмой разряд. Правительство разрешает руководителям предприятий повышать таким сотрудникам оплату труда до 10 или 11 разряда Единой тарифной сетки (ЕТС). А если профессия считается очень важной (например, работа в медицинском учреждении), то повышать ставку можно и до 11-12 разрядов.
Если с годами работы квалификация сотрудника существенно выросла, то должен вырасти и его тарифная ставка. Работники государственной сферы повышают свою квалификацию посредством аттестации. Для проведения этой процедуры используются нормы Основного положения о порядке проведения аттестации. Этот документ используется только для бюджетных организации или предприятий и необязателен для частных компаний.
Всего тарифных разрядов существует 18. Последний, самый высокий, разряд получают высококвалифицированные сотрудники, часто руководитель предприятий.
Разряды в тарифной сетке делятся в соответствии с отраслями, в которых работают сотрудники. Например:
Закон об аттестации работников бюджетной сферы предусматривает написание характеристики на сотрудника. Такой документ должно подготовить непосредственное руководство работника не позднее чем за две недели до самой аттестации. Такая оценка должна включать в себя такие данные:
Работник должен быть ознакомлен с этим документом не позднее чем за пару недель до проведения аттестации.
Аттестационная комиссия включает в себя:
Члены аттестационной комиссии должны заслушать аттестуемого работника и руководителя того подразделения, в котором он работает.
Если аттестуемым является руководитель организации или предприятия, то его аттестация происходит в комиссиях, которые состоят из представителей вышестоящих органов. Оценка работы сотрудника происходит посредством открытого голосования. Решение принимается большинством голосов. В соответствии с этим решением руководитель организации получает месяц на то, чтобы перевести сотрудника на соответствующий разряд оплаты труда. Все результаты аттестации вносятся в трудовую книжку сотрудника, где указывается тарифный разряд по Единой тарифной сетке.
Такие системы оплаты труда, как тарифные должны быть внесены в коллективный договор оплаты труда, или же другие соглашения, в которых содержатся нормы трудового законодательства.
Вконтакте
На любом российском предприятии, бюджетном или коммерческом, зарплаты сотрудников неодинаковы.
Размеры зарплат указываются в штатном расписании, а вот соотношение размеров окладов работников закрепляется в тарифной сетке.
Оплату труда по определённой системе разработали ещё в первой половине прошлого века советские законодатели. По мнению разработчиков, любого сотрудника (от простого рабочего до руководителя) должна зависеть:
Для определения разницы в окладах разрабатываются тарифные сетки (ТС). Основа ТС - это единая тарифная сетка (ЕТС), составленная в виде таблицы. Элементы таблицы таковы:
Коэффициент повышается с каждым разрядом .
Кроме ЕТС разрабатываются сетки по разрядам с указанием должностей и квалификации. Такие ТС делятся на отрасли. В бюджетной сфере, например, отрасли такие:
Кроме того, каждая отрасль разделяется на подотрасли. Например, образование разбито на элементы:
В свою очередь, каждая подотрасль может содержать свои составляющие. На примере образования - в подотрасли руководителей содержатся сетки:
Сами ТС - это тоже таблицы, которые состоят из столбцов со значениями:
Для наглядности рассмотрим пример:
По тарифной сетке оклад ректора ВУЗа должен быть в диапазоне разряда ЕТС от 17 до 18, а школьного учителя - от 7 до 14.
Коэффициенты разрядов: для ректора - от 9, 07 до 10, 07, а учителя - от 2,76 до 6, 51.
Какой именно коэффициент по разряду применить, указывается в справочниках:
Из вышесказанного резюме: ТС устанавливает, на какой коэффициент нужно умножать МРОТ, чтобы получить .
Система оплаты в бюджетной сфере по единой сетке применялась до конца 2008 года, на сегодня она не применяется . Для расчёта зарплат бюджетников в 2017 году применяются правила Постановления №583.
Указанным правовым актом были введены новые системы расчёта окладов сотрудников муниципальных, федеральных или казённых организаций.
В новой системе обязательно применение справочников ЕТКС и ЕКС, но размеры ставок или окладов утверждаются руководителем организации.
Руководитель бюджетного предприятия при установлении или оклада обязан учитывать:
А между тем зарплата бюджетника - это не только голый оклад, но и:
Согласно 583-го Постановления система установления зарплат сотрудников должна обязательно фиксироваться в локальном акте организации:
Как именно разработать систему оплаты труда, описано в рекомендациях Российской комиссии от 25.12.2015г. (Протокол решения №12).
Комиссия решила, что зарплата руководителя предприятия напрямую зависит от средней зарплаты его подчинённых. Кроме того, при формировании системы оплаты труда, должны применяться условия:
В итоге, что получаем: размер зарплаты (оклад + премии и надбавки) можно узнать из локальных актов:
Со всеми документами и актами организации, которые касаются зарплат, сотрудники имеют право знакомиться.
По норме 143 статьи Трудового кодекса оплата работника должна быть соразмерна его КПД. То есть, чем выше разряд или квалификация сотрудника, тем дороже его работа. А разряд напрямую зависит от видов работ. Все виды работ, присущие тому или иному разряду (по профессиям) перечислены в ЕТКС.
В справочнике определены:
Справочник регулярно обновляется, актуальная версия ЕТКС находится .
По каждому разряду любой рабочей профессии в справочнике описано:
На основании именно данных из справочника можно устанавливать разряд или тарифный коэффициент.
Руководящее звено (управленцы) - это администрация организации, в задачи которой входит обеспечение деятельности предприятия в соответствии:
То есть, администрация обязана так организовать свою работу, чтобы предприятие работало на результат, обозначенный в уставе, и при этом соблюдались бы законные права работников и государства.
Для этого советскими разработчиками создан справочник ЕКС. Действует он до сих пор, но изменяется регулярно. Последняя его редакция утверждена в 2014 году. В справочнике содержатся сведения:
Все данные можно посмотреть по ссылке .
В справочнике описаны требования к должностям всех подразделений управленческого аппарата:
Данные справочника обязательны для разработки системы оплаты труда в организации.
Чтобы обосновать размер зарплаты сотрудника частной компании, достаточно указать размеры окладов и надбавок в штатном расписании. А рассчитать эти размеры можно на основании тех же справочников - ЕКТС и ЕКС.
За основу всегда принимается МРОТ (наименьшая цифра по 1 разряду). Важно учесть и то, что в каждом регионе может быть принят свой размер минимального оклада. Это обстоятельство можно выяснить, изучив информацию об оплате труда, опубликованную на официальном сайте администрации региона (края, области, Москвы или Санкт-Петербурга).
Единственное условие тарификации - это недопущение дискриминации. То есть, директор вправе установить любые оклады работникам фирмы.
Но сотрудники, выполняющие одну и ту же функцию на равных условиях, должны получать зарплату с одинаковым коэффициентом.
Как можно разработать ТС:
При этом в основе первого разряда стоит размер МРОТ и коэффициент 1. Далее систему тарификации нужно закрепить в локальном нормативном акте.
1. Единая тарифная сетка по оплате труда работников бюджетной сферы
Единая тарифная сетка (далее ЕТС) в разных вариантах действовала в России с 1992 года. Да и раньше, в советские времена, уровень зарплаты во многом зависел от сходных принципов. Тарифная сетка подразделяет всех работников бюджетной сферы на 18 разрядов. Такая система была удобна во времена высокого уровня инфляции в стране, так как позволяла оперативно индексировать зарплаты всем бюджетникам. Но у ЕТС имеются и отрицательные стороны — это очень жесткая конструкция, если уж происходит повышение, то одновременно у всех, вне зависимости от ситуации в каждой отдельно взятой отрасли. Следовательно, каждая индексация требовала серьезных бюджетных расходов. Но главное, ЕТС не учитывала специфики профессий, приравнивая труд школьного учителя к работе врача районной поликлиники или циркового артиста. Трудно браться за оценку сложности и полезности той или иной профессии, но следует придерживаться индивидуального подхода к оплате труда бюджетных работников. Существует мнение о моральной устарелости ЕТС, о необходимости тарифицирования заработных плат бюджетников исходя из объективных реалий сегодняшнего дня.
Формально с 2005 года субъектам РФ же было предложено разработать свои собственные системы. Однако отвязаться от единой сетки тогда так и не удалось: фактически большинство регионов, не утруждая себя разработкой дифференцированных схем оплаты, продолжали ориентировать на ЕТС и зарплаты бюджетников-регионалов. Единая тарифная сетка, действовавшая единым порядком по всей стране, не учитывала особенности, связанные с функционированием той или иной отрасли.
_________________________
Егоршева Н., Российская газета. 4 октября 2007 года.
Согласно приложению N 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 14 октября 1992 г. N 785 (утратило силу — Постановление Правительства РФ от 27.02.1995 N 189), размер тарифной ставки (оклада) первого разряда устанавливается Правительством Российской Федерации. Ставки (оклады) работников остальных разрядов Единой тарифной сетки устанавливаются путем умножения тарифной ставки (оклада) первого разряда на соответствующий тарифный коэффициент.
Профессии рабочих тарифицируются в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих с 1 по 8-й разряды Единой тарифной сетки. Высококвалифицированным рабочим, занятым на важных и ответственных работах и на особо важных и особо ответственных работах, могут устанавливаться тарифные ставки и оклады, исходя из 9 — 12 разрядов Единой тарифной сетки по перечням, утвержденным министерствами и ведомствами Российской Федерации и Министерством труда Российской Федерации.
Должностные оклады заместителей устанавливаются на 10 — 20 процентов ниже оклада соответствующего руководителя.
Единая тарифная сетка:
Разряды оплаты труда
|
Тарифные коэффициенты
|
1 |
1,0 |
2 |
1,30 |
3 |
1,69 |
4 |
1,91 |
5 |
2,16 |
6 |
2,44 |
7 |
2,76 |
8 |
3,12 |
9 |
3,53 |
10 |
3,99 |
11 |
4,51 |
12 |
5,10 |
13 |
5,76 |
14 |
6,51 |
15 |
7,36 |
16 |
8,17 |
17 |
9,07 |
18 |
10,07 |
по общеотраслевым должностям служащих
(Приложение 2 к Постановлению Правительства Российской Федерации
от 14 октября 1992 г. 785):
|
Диапазон разрядов
|
I.Технические исполнители
|
|
Дежурный бюро пропусков |
2 |
Копировщик |
2 |
Нарядчик |
2 |
Табельщик |
2 |
2 |
|
Экспедитор |
2 |
3 |
|
Делопроизводитель |
3 |
Секретарь |
3 |
Секретарь-машинистка |
3 |
Счетовод |
3 |
Чертежник |
3 |
Архивариус |
3-4 |
Кассир (включая старшего) |
3-4 |
Машинистка |
3-4 |
Экспедитор по перевозке грузов |
3-4 |
Инкассатор |
4 |
Секретарь |
4 |
Статистик |
4 |
Стенографистка |
4 |
II. Специалисты
|
|
Диспетчер (включая старшего) | 4-5 |
Инспектор (включая старшего) | 4-5 |
Лаборант (включая старшего) | 4-5 |
Техники всех специальностей и наименований | 4-8 |
Бухгалтер | 5-11 |
Инженеры различных специальностей и наименований | 6-11 |
Переводчик | 6-11 |
Переводчик-дактилолог | 6-11 |
Психолог | 6-11 |
Редактор | 6-11 |
Социолог | 6-11 |
Товаровед | 6-11 |
Физиолог | 6-11 |
Художник | 6-11 |
Экономисты различных специальностей и наименований | 6-11 |
Юрисконсульт | 6-11 |
Архитектор | 6-13 |
Конструктор | 6-13 |
Математик | 6-13 |
Программист | 6-13 |
Технолог | 6-13 |
Художник | 6-13 |
Электроник | 6-13 |
Бухгалтер- ревизор | 6-13 |
III. Руководители
|
|
Заведующие: |
|
камерой хранения |
3 |
3-4 |
|
бюро пропусков |
3-4 |
копировально-множительным бюро |
3-4 |
фотолабораторией |
3-4 |
хозяйством |
3-4 |
экспедицией |
3-4 |
канцелярией |
4-5 |
машинописным бюро |
4-5 |
4-6 |
|
Мастер участка (включая старшего) |
6-11 |
7-8 |
|
Начальник участка (смены) |
7-12 |
Производитель работ (прораб), включая |
8-11 |
Начальник хозяйственного отдела |
7-8 |
Начальник участка (смены) |
7-12 |
Производитель работ (прораб), включая старшего | 8-11 |
Начальник отдела |
11-14 |
Начальник цеха |
11-14 |
Главный специалист |
13-17 |
Руководитель учреждения, организации, предприятия | 10-18 |
Разряды оплаты труда единой тарифной сетки
по основным должностям служащих отраслей бюджетной сферы
(Приложение 3 к Постановлению Правительства Российской Федерации
от 14 октября 1992 г. 785):
Категории и должности работников
|
Диапазон разрядов
|
НАУКА И НАУЧНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ |
|
Научный сотрудник |
8-17 |
Руководители |
|
Главные специалисты: в отделах, отделениях, лабораториях, мастерских | 12-14 |
Главный инженер (конструктор, технолог, архитектор) проекта научной организации | 13-15 |
Руководитель основного структурного подразделения, ученый секретарь | 13-16 |
Директор филиала (начальник, заведующий) | 13-16 |
Руководитель учреждения (организации) | 16-18 |
ОБРАЗОВАНИЕ |
|
Педагогический персонал учреждений народного образования |
|
Учителя всех специальностей, преподаватель,
воспитатель, концертмейстер |
7-14 |
Методист, мастер производственного обучения |
8-13 |
Высшие учебные заведения |
|
Профессорско-преподавательский состав |
8-17 |
Руководители |
|
Учреждения народного образования |
|
Руководитель структурного подразделения |
8-12 |
Директора (заведующие): внешкольных учреждений, детских дошкольных учреждений, школ, интернатов, детских домов, лицеев, гимназий, профессионально-технических и средних специальных учебных заведений, колледжей, учебно-производственных кабинетов и др. | 10-16 |
Высшие учебные заведения |
|
Руководитель основного структурного подразделения |
13-16 |
Директор филиала |
16-17 |
17-18 |
< Раздел 1. ОТРАСЛЕВАЯ СИСТЕМА ОПЛАТЫ ТРУДА РАБОТНИКОВ СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ2. Принципы отраслевой системы оплаты труда >
Межразрядные коэффициенты – это коэффициенты, на которые умножается ставка 1 разряда тарифной сетки для определения ставки соответствующего разряда.
Например, ставка 15 разряда составляет 6982,8 руб. (2300 руб. Ч 3,036).
Тарифные ставки (оклады) работников со 2 по 18 разряд ЕТС по оплате труда работников федеральных государственных учреждений определяются путем умножения тарифной ставки (оклада) 1 разряда на соответствующий межразрядный тарифный коэффициент.
Размер тарифной ставки (оклада) заместителя руководителя устанавливается на один-два разряда ниже тарифной ставки (оклада) соответствующего руководителя.
В период с 1 сентября 2007 года по 31 декабря 2008 года для работников федеральных бюджетных учреждений и гражданского персонала воинских частей, оплата труда которых осуществляется на основе ЕТС, будут вводиться новые системы оплаты труда в соответствии с постановлением Правительства РФ от 22.09.2007 № 605 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и гражданского персонала воинских частей, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений».
В период подготовки к введению новых систем оплаты труда в целях формирования мотивации к повышению качества и результативности труда с 1 сентября 2007 года всем категориям работников федеральных бюджетных учреждений и гражданского персонала воинских частей назначены стимулирующие надбавки в размере 15 % к тарифным ставкам (окладам), определенным в соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.04.2006 № 256 (приказ Минздравсоцразвития России от 19.10.2007 № 660 «Об утверждении разъяснения об увеличении с 1 сентября 2007 года оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений, в которых не введены новые системы оплаты труда»).
скачать Выбор тарифной сетки (это совокупность разрядов и ее диапозон). Мы определяем диапазон разряда, какой будет тип разряда, какие будут тарифные коэффициенты.
Для рабочих чаще всего используют 6-ти или 8-ми разрядную тарифную сетки.
В свое время использовали тарифную сетку (18-разрядную) для бюджетных организаций, рекомендуемая для других отраслей. У нее есть свои плюсы, свои минусы.
Чем отличается 6-ти или 8-ми разрядная сетка, 18-разрядная?
Мы пытаемся в 18-разрядную сетку ввести все виды работ по предприятияю, по организации, включая работы физического, умственного характера, руководителя.
В этом случае попытка вместить все в одну сетку бывает не совсем корректно.
Чаще всего, где используются тарифные сетки, берутся в основу тарифные сетки рабочих (6-8 разрядов), для специалистов и служающих разрабатывается своя тарифная сетка, свои классы разрядов (их могут называть классами, как угодно; например, инженер первого класса; это может называться категория; разницы нет, это все равно попытка разделить всех работников по определенному признаку, прежде всего признаком является сложность работ, выполняемых работником, а сложность работ лежит в определении тарифной сетки.
Отраслевая тарифная сетка, учитывающая специфику отрасли. Она чаще всего разрабатывается отраслевым тарифным соглашением. В этом случае в отрасли практически все предприятия используют именно эту сетку.
Региональная тарифная сетка: если мы в качестве ставки 1-го разряда возьмем прожиточный минимум, то мы должны брать прожиточный минимум для региона.
Раз изменяется прожиточный минимум, то уровень цен тоже может быть разным, то в этом случае получается, что региональная сетка - отражение специфики региона. Не факт, что это используется, это может быть использовано.
Заводская, фирменная, тарифная сетка - то, что отражается в коллективном договоре предприятия, там она прежде всего фиксируется. Почему у предприятия может быть своя тарифная сетка? У него может быть специфика своя. Дифференциация сложности работ может быть разной. Многономенклатурное предприятие. Специфика должна быть отражена.
Тогда возникает специфики разработки своей тарифной сетки.
Почему-то предприятиям нравится больше грейдинговая система.
Тарификация работ. Прежде чем вводится тарифная сетка, осуществляется тарификация работ на данном предприятии. То есть все виды работ, осуществляемых на данном предприятии, мы должны расписать-оценить по сложности выполнения работ, некую работу взять за эталон. За единичный вектор, и от нее произвести тарификацию работ.
Для тарификации работ следует воспользоваться аналитическим методом оценки сложности работ, который основан на оценке сложности по определенной совокупности факторов с использованием системы баллов и др.
Мы выстравиваем работы, аналазируем, ранжируем от наименее простых. Сначала тарифицируют работы, затем только рабочих и служащих.
Мы выстраиваем таблицу. Какая-то работа берется за единичный вектор.
i1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
i2 | 1 | 2 | … | … | … | … |
Обоснование принципа нарастания тарифных коэффициентов абсолютно и относительно:
Заводская тарифная сетка разрабатывается прежде всего для рабочих, затем - руководителей, специалистов и служащих.
Выбор форм оплаты труда
Использование сдельной и повременной форм оплаты труда зависит от условий производства, качества нормирования труда, возможностей роста объема производства (продаж, услуг).
Две формы оплаты труда. Выбор самой формы зависит от условий производства, качеств нормирования труда, возможности роста объема производства. В современных условиях использование только одной формы оплаты труда ограничено.
Обычно применяется обе формы оплаты труда.
Сетка:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
100 | 120 | 130 | 140 | 150 |
Средняя тарифная ставка: 135 рублей.
Разряд средний рабочих: Р{рабочих} = СУММА(численность рабочих данного разряда * номер разряда) / СУММА(численность)
Разряд средний работ: Р{работы} = СУММА(трудоемкость работ * номер разряда) / СУММА(общая трудоемкость)
Разряд средний работ: Р{работы} = МеньшийИБольшийМеждуКоторымНаходитсяТарифнаяСтавка{м} + (ТарифнаяСтавка{средняя} — ТарифнаяСтавка{маленькая})/(ТарифнаяСтавка{большая} — ТарифнаяСтавка{маленькая})
Разряд средний работ: Р{работы} = МеньшийИБольшийМеждуКоторымНаходитсяТарифнаяСтавка {б} + (ТарифнаяСтавка{большая} — ТарифнаяСтавка{средняя})/(ТарифнаяСтавка{большая} — ТарифнаяСтавка{маленькая})
Рработ = 3 + (135-130)/(140-130)
Можно использовать и коэффициенты, так как зная ставки, мы можем использовать коэффициенты.
ТарифнаяСтавкаСредняя = СУММА(Тарифные ставки * ЧисленностьИлиТрудоемкость) / СУММА(ЧисленностьИлиТрудоемкость)
Тарифная система оплаты труда
Нормирование труда - это установление научно обоснованных затрат труда и его результатов: норм времени, численности, управляемости обслуживания, выработки, нормированных заданий.
Тарифная система представляет собой совокупность различных нормативных материалов, с помощью которых на предприятии устанавливается уровень ЗП работников в зависимости от их квалификации…
К числе основных элементов тарифной системы относятся:
Тарифная ставка - выраженный в денежной форме абсолютный размер оплаты труда в единицу рабочего времени.
На основе тарифной сетки и тарифной ставки первого разряда рассчитываются тарифные ставки каждого последующего разряда. Согласно…
Дневная и месячная ставки рассчитываются:
[часовая ставка] * [кол-во часов в рабочей смене - дневная] * [среднемесячное количество отработанных часов в месяц - месячная]
Тарифно-квалификационные справочники - это нормативные документы, с помощью которых…
Простые системы оплаты труда формируют заработок работника в зависимости от одного покзателя учета результатов труда: рабочего времени (повременные системы оплаты труда) или количества изготовленной продукции (сдельные системы оплаты труда).
Простая повременная система формирует заработок работника согласно его тарифной ставке и фактически отработанному времени. Соответственно этому применяют и тарифные ставки: почасовые, поденные и месячные. При примени почасовых и поденных тарифных ставок размер заработка работника определяется по формуле: З{п} = С{т} * Т{ф}.
Что получается? Например, количество часов, которые должен работник: 180 часов, к примеру. Часовая тарифная ставка = 20 руб. в час. Работник отработал 150, соответственно, мы 150 * 20. Почему оклады отличаются?
В этом месяце: 20 рабочих дней, в другом месяце: 22 рабочих дня. Поставим доклад: 20 т. р. Работник-специалист в первом месяце отработал 15 дней, а во втором - 20.
Месячная тарифная ставка работника:
З{п} = (C{т} * Т{ф}) / Т{рп}
Нам требуются: табель учета рабочего времени, тарифная ставка.
Размер часовой тарифной ставки работника (работнику установлен месячный оклад 10 тыс. руб.)
Годовой фонд рабочего времени на 2006 года при 40-часовой рабочей неделе (1980 часов).
Среднемесячное количество рабочих часов работника: 1980: 12 мес. = 165 часов
Часовая тарифная ставка работника: 10 тыс. руб. : 165 ч. = 60,606 руб.
В течение месяца работником фактически отработано 180 часов:
Оплата труда по тарифу составила:
60606 руб. * 180 часов = 10 909,08 руб.
Повременно-премиальная система:
Заработная плата, начисленная за фактически отработанное время (месяц, квартал), дополненная процентной надбавкой (месячной или квартальной премией)
(Тарифная ставка, установленная работнику; Табель учета использования рабочего времени; Положение об Оплате труда (О премирование))
Пример 2: Условиями коллективного договора предусмотрена выплата ежемесячной премии в размере 25 % от оклада работника при условии выполнения организацией месячного плана производства. Оклад работника - 10 тыс. руб. Работник отработал в расчетном месяце все дни по графику.
Начислено работнику:
ЗП - 10 тыс. руб.
Премия - 10 000 руб. * 25 % = 2 500 руб.
Сумма заработной платы за месяц: 10 000 + 2 500 = 12 500 руб.
В расчетные месяцы работник отработал 15 рабочих дней из 20-ти.
Начисление:
Заработная плата - 10 000 руб. : 20 дней * 15 дней = 7500.
Премия 7500 * 25 % = 1 875 руб.
Сумма заработной платы за месяц: 7500 + 1875 = 9375.
Работник дважды привлекался к работе в выходные дни. Сверхурочные работы при повременной оплате труда, их оплата прописывается в коллективном договоре, хотя в ТК сказано, что нужно рассчитывать по повышенной ставке. Чаще всего используют: первые два часа по 1,5 ставкам; последующие часы: в двойном размере. Работнику начислены:
ЗП: 10000: 20 дней * 15 дней = 7500
Оплата за работу в выходные дни: 10000: 20 дней * 2 дня * 2 = 2000
Премия: (7500 + 2000) * 25 % = 2375 руб.
Общая сумма: 7500 + 2000 + 2375 = 11875.
Простая сдельная оплата труда построена таким образом, что заработок рабочего зависит от сдельной расценки, представляющей собой размер оплаты за единицу изготовленной продукции (выполненной работы), и от количества произведенной продукции (выполненной работы).
Величина заработка определяется по формуле: З{сд} = R * q.
Сдельная форма ЗП характеризуется разнообразием способов расчета сдельных расценок и методов установления…
На практике могут применяться следующие системы сдельной оплаты труда:
Индивидуальная прямая сдельная система заработной платы характеризуется тем, что заработок рабочего определяется по результатам его личного труда.
Это выражается в количестве изготовленных рабочим изделий (деталей) или количестве выполненных им операций за какой-то период. В данном случае устанавливается прямая, непосредственная связь между затратами и результатами труда рабочего и его заработком.
R = СредняяТарифнаяСтавка / НормаВыработки либо R = СредняяТарифнаяСтавка * НормуВремени
Изменение размера расценки (ДельтаR) в %% при измеении нормы выработки (y):
ДельтаR = (100 * y) / (100 + y) ИЛИ ДельтаR{1} = (100 * y{1}) / (100 – y{1})
Прямая индивидуальная сдельная система весьма проста и понятная для рабочего и исключает - при высоком качестве нормирования - уравнительность в оплате.
Любая система оплаты труда должна быть понятна.
Она целесообразна там, где по условиям производства возможно и оправданно…
Организация индивидуальной сдельной оплаты труда в условиях многостаночного обслуживания: если рабочий-сдельник работает по нормам врмени на нескольких станках, но в пределах установленной ему нормы обслуживания, то сдельные расценки определяются по формуле:
R = (СредняяТарифнаяСтавка / КоличествоСтанков) * Н{вр}
Если рабочий-сдельщик работает по нормам выработки на станках с разной производительностью или разным характером работы в пределах установленной нормы обслуживания, то сдельные расценки определяются по каждому станку в отдельности:
R{i} = С{тр} / (n * Н{выр; i})
R{k} = СУММАот1доN(C{т; i} * (1 / (Норма выработки бригады))
R{косв} = С{т. вн.} / НормаВыботка{осн}
Если работник выполняет разные виды работ:
ЗПпрогрессивная = R(n{1}Ky{1} + … + n{L}Ky{L})
ЗПрегрессивная = R * (n{1} / K{1} + … + n{L} / K{L})
Прогрессивные и регрессивные шкалы могут быть использованы: если мы используем сдельно-премиальную с прогрессивной шкалой премирования. Что имеется в виду? Либо в коллективном договоре, либо в положение о премировании: если предприятие выполнило план месячный, то работникам начисляется 25 % премия от оклада. Если бригада перевыполнила… Если бригада выполнила план, то за выполнение плана он получает 25 %, за каждый процент перевыполнения плана - 5 % от оклада. Если % перевыполнения перевалит через 10 %¸ то тогда дополнительно еще 3 %.
qплан + перевыполнение плана на 15 % (15% q)
ЗП = ЗПоклад + 25%отЗПоклада + 5%*ЗПОклада_за_10% + 3%за5%.
Коллективные формы оплаты труда:
Аккордная форма оплаты труда предполагает, что оплата производится за весь объем работ по заранее установленным расценкам с учетом максимального срока выполнения работ. При примени аккордной формы оплаты труда (при аккордном подряде) определяется весь объем работ, устанавливаются срок их окончания и сумма заработной платы. Пооперационная плата не предусматривается.
Для усиления заинтересованности в окончании аккордного задания в срок или даже досрочно моет быть дополнительно устанавливаться премия.
Аккордный заработок, рассчитанный исходя из оценки аккордного задания распределеяется на условиях, определенных бригадой:
Закончили на 25 слайде.
скачать
Смотрите также:
Для рабочих чаще всего используют 6-ти или 8-ми разрядную тарифную сетки
Локальные сети ЭВМ. Способы связи ЭВМ между собой
Генерация поверхностной треугольной неструктурированной сетки на основе расчётной сетки AeroShape3D
Кодирование текстовой информации. Кодировка ascii. Основные кодировки кириллицы
Урок алгебры в 11 классе по теме «Комплексные числа»
8. Классификация строительных материалов по назначению и эксплуатационным признакам 4
И. Н. Калинаускас
Статья отнесена к разделам: Преподавание физики
Анаэробная инфекция
Подготовка для проведения ультразвуковых исследований
Как разваливают государство
Единая транспортная система (ЕТС)
- технологически и экономически сбалансированная совокупность видов транспорта, выполняющих внегородские перевозки. В ЕТС входит железнодорожный, морской, речной, автомобильный, воздушный и трубопроводный транспорт. С ЕТС взаимодействуют различных виды городского пасс, и промышленного транспорта. Развитие видов транспорта как составных частей ЕТС позволяет наиболее полно использовать технико-экономических особенности каждого из них и тем самым обеспечивает наиболее эффективное решение транспортных проблем страны. В 1990 в общем грузообороте и внегородском пассажироооороте по России и стране в целом наибольшая доля приходилась на железнодорожный транспорт.
Ж.-д. транспортом перевозятся практически все виды производимой в странах бывшего СССР продукции, но основные часть его грузооборота составляют массовые грузы: каменный уголь и кокс, нефтяные грузы, минер, строит, материалы, чёрные металлы, лесные грузы, руды. В грузообороте морского транспорта преобладают грузы внеш. торговли. Речным транспортом перевозятся преим. массовые грузы, прежде всего минер, строит, материалы, лесные (на судах и в плотах), нефть и нефтепродукты, каменный уголь. Автомобильным транспортом осуществляются перевозки главным образом в местном сообщении, а также подвоз грузов и пассажиров к магистральным путям сообщения и развоз грузов к местам потребления. В перевозочной работе воздушного транспорта св. 80% приходится на пасс, перевозки. По нефтепроводам перекачивается сырая нефть, по нефтепродуктам - светлые нефтепродукты. Указанные особенности видов транспорта определяют ср. дальность перевозок на них и их долю в ЕТС.
Общий грузооборот ЕТС России и СССР в 1990 составил соответственно 5,9 в 8,3 трлн. т-км нетто, внегородской пассажирооборот - 9,7 и 1,19 трлн. пасс.-км. Протяжённость путей сообщения, которыми располагали транспортной системы в России и в СССР, приведена в табл. 1.
Табл. 1. - Структура транспортной сети в 1990
Единство транспортной системы требует согласованного развития всех видов транспорта, координации их эксплуатационных деятельности, взаимной увязки некоторых параметров подвижного состава, согласования тарифов и организационных мер. До кон. 1991 это единство базировалось на общенародной собственности на средства производства и обеспечивалось соответствующими плановыми заданиями и централизованным руководством. При рыночных отношениях оно обеспечивается трансп. законодательством, предусматривающим создание единого рынка трансп. услуг, и экономических рычагами.
Особенностью транспортной системы России является большой уд.
вес в ней железнодорожного транспорта, обеспечивающего большинство наиболее важных межрайонных связей, соединяющего разобщённые морские и речные бассейны, принимающего грузы с автомобильного и трубопроводного транспорта, резервирующего при необходимости др. виды транспорта. Прямое ж.-д. сообщение осуществляется практически между всеми районами России, за исключением районов азиатского севера и северо-востока. На большинстве межрайонных направлений имеются двухпутные линии.
Другая существенная особенность ЕТС России - большая степень концентрации перевозок на высокооснащённых магистралях при относительно небольшой по сравнению с др. развитыми странами густоте путей сообщения. Средняя грузонапряжённость железной дороги общего пользования в 1990 составила 28,4 млн. т-км/км; на значительной части железнодорожной сети средняя грузонапряжённость составляла более 50 млн. т-км/км. На ряде линий густота движения грузов в одном направлении превышала 100 млн. т нетто в год при больших размерах пасс, движения. Средняя грузонапряжённость магистральных нефтепроводов и загрузка наиболее крупных из них сопоставимы с приведёнными показателями железной дороги Многониточные системы магистральных газопроводов перекачивают до 200 млрд. м3 газа в год.
Значительная концентрация перевозок позволяет применять совершенные и вы- сокопроизводительыне транспортные средства и добиваться большой экономичности перевозок. Наращивание перевозочных возможностей транспортной системы, увеличение скоростей и снижение стоимости сообщений между различных регионами и пунктами являются факторами, способствующими росту деловой активности, повышению эффективности производства, улучшению условий жизни населения. В связи с этим необходимо систематическое развитие и совершенствование ЕТС, которое должно быть сбалансировано с решаемыми экономическими и социальными задачами, удовлетворять природоохранным, ресурсосберегающим и другим требованиям.
Большое внимание этим вопросам уделяется во всех промышленно развитых странах с рыночной экономикой. Транспортная политика этих стран строится, как правило, на рациональном разграничении функций государственного управления транспортом (через соответствующее законодательство, налоги, субсидии, льготы и др. экономических рычаги) и функций по непосредственному выполнению перевозок, осуществляемых полностью самостоятельно в своей хозяйственной деятельности транспортными компаниями и предприятиями.
1 … 6 7 8 9 10 11 12 13 … 22
ТарификацияДля составления тарификации учителей нужно:
Управление тарификациейПанель управленияУправление тарификацией выполняется с помощью кнопок, расположенных на панели управления: Рис. Панель управления тарификацией Диалог ТарификацияТарификация включает дополнительные данные об учителях, не используемые при составлении расписания. Для ввода этих данных используется диалог Тарификация . Диалог состоит из двух страниц, Аттестация и Доплаты . Для построение тарификационной таблицы заполнять все поля на страницах диалога не обязательно. Ниже будет показано, как выбрать нужные столбцы таблицы. Рассмотрим страницу Аттестация . Рис. Диалог Тарификация , страница Аттестация Страница Аттестация состоит главным образом из трех групп элементов — Квалификация , Педагогический стаж работы и Образование и Должность . Примечание . Форматы дат в диалоге совпадает с форматом, заданным в Панели Управления операционной системы компьютера. Изменить формат можно в Старт/Настройки/Панель Управления/Дата и Время. Формат даты в примерах: год-месяц-день. Если стаж рассчитан неправильно, проверьте системную дату на Вашем компьютере.
Перейдем к рассмотрению второй страницы диалога — страницы Доплаты . Рис. Диалог Тарификация , страница Доплаты
|
ИНВЕСТИЦИОННО - СТРОИТЕЛЬНАЯ СФЕРА
Тарифы оплаты трупа в строительстве
3П см = Т см × 3 раб
Где: 3П см - заработная плата рабочих в сметной стоимости строительства объекта, рублей; Т см - средняя (сметная) тарифная ставка оплаты труда рабочих в сметном расчете по конкретному объекту, руб./ч.-час; 3 раб - затраты труда рабочих по сметному расчету, ч.-час. В настоящее время, трудозатраты по смете определяются в обобщенном виде, без деления по специальностям и квалификации рабочих Целью сметного планирования стоимости строительства является формирование полного фонда оплаты труда по строительному проекту, а тарифное нормирование в производственных условиях обеспечивает дифференцирование заработной платы рабочих в подрядных строительных организациях. Принципы непрерывного планирования и соответствия функций управления в строительстве увязывают эти задачи в единую систему посредством тарифных ставок оплаты труда рабочих-строителей. Правило единства функций управления предусматривает, что фактические затраты, отнесенные на оплату труда, должны быть равны (или близки) к запланированным объемам средств на эти цели. Административно-командные положения тарифного нормирования сохранены Госстроем РФ в Методических положениях по определению размера средств на оплату труда (МДС 83-1.99). Рекомендуемая Госстроем РФ сметная система основана на привязке сметных тарифов оплаты труда к уровню прожиточного минимума (уровне бедности) и к единой для всех строительных рабочих тарифной сетке 1986 г. (постановление № 115 ЦК КПСС, СМ СССР, ВЦСПС от 17.09.86 № 1115 «О совершенствовании организации заработной платы и введении новых тарифных ставок и должностных окладов»). До сих пор советская тарифная система оплаты труда в строительстве осталась без изменения, сохранился диапазон тарифной сетки, тарифные коэффициенты и разрядная классификация. Такое положение не только не отвечает задачам рыночного ценообразования, но и его применение на практике привело к серьезным негативным последствиям в развитии строительного комплекса страны, основным из которых являются значительные отклонения планируемой в сметах и фактической заработной платы рабочих в реальном строительстве. В результате внедрения административных рекомендаций в строительном комплексе часть заработной платы ушла в теневую, полукриминальную область экономики, потеряно доверия к сметным расчетам и усилилось коррупционное давление в отрасли. Проблемы тарифного нормирования следует рассматривать в единой системе оплаты труда но раздельно по двум уровням: дифференцирование заработной платы на предприятии и сметное планирования фонда оплаты труда в договорах подрядного строительства. На предприятиях тарифные системы устанавливаются в самой организации исходя из собственных интересов, мотиваций и возможностей. При этом используются общие научно-методические принципы и правила построения тарифных сеток, а также общеотраслевые и федеральные условия и ограничения по классификации работ и рабочих специальностей. В сметном нормировании тарифные ставки оплаты труда определяются договором сторон, а методы определения договорного уровня ставок должны учитывать как возможности заказчика, так и потребности подрядчика, т.е. должны использоваться современная методика мониторинга регионального рынка рабочей силы.
Диаграмма 1
Факторы влияния и приоритеты тарифной системы оплаты труда
Главным фактором влияния на уровень заработной платы является средний уровень тарифной системы. По значению абсолютной величины средней тарифной ставки (или средней заработной платы) можно, с одной стороны, определить сметную сумму оплаты труда рабочих по проекту, с другой стороны, расчетные характеристики (тарифные коэффициенты) позволяют получить однозначные значения плановой заработной платы для работников любой специальности и квалификационного разряда в пределах установленной тарифной системы. Следующим по влиянию на уровень заработной платы любого работника в строительстве оказывает форма и структура диапазона тарифной системы. Важнейшим параметром этого уровня влияния является определение соотношения между средним уровнем тарифов и пограничным показателями - минимальной и максимальной заработной платой. Градация заработной платы по рабочим специальностям, профессиям и должностям, в сегодняшних условиях, является основным параметром тарифной системы оплаты труда наиболее всего поверженным рыночному влиянию. Оценить труд работников разных специальностей возможно только на основе сравнения необходимости и полезности их труда на рынке рабочей силы. Это обстоятельство предопределяет обязательное проведение полноценного рыночного мониторинга заработной платы по профессиям работников. Наименьшее влияние на уровень заработной платы в тарифной системе оказывает дифференцирование оплаты труда по квалификационным разрядам. Возможности разрядной сетки в изменении уровня оплаты труда незначительны, находится в пределах стоимости труда по одной специальности и практически не влияют на сумму заработной платы по объекту строительства в целом. Однако в настоящее время разрядные тарифные ставки являются основной категорией при определении как размера оплаты труда в сметных расчетах стоимости строительства, так и в организации заработной платы в подрядной деятельности. Традиционная модель тарифной системы, действующая до настоящего времени, устанавливает единую для всех профессий рабочих в строительстве разрядную сетку оплаты труда с диапазоном равным 1,8 (отношение максимальной и минимальной ставок). Такой диапазон в оплате труда определяет эгалитарную модель дифференциации доходов населения, которая применятся в административно-командной системе государственного управления, и приводит к «уравниловке» в заработной плате, не стимулируя развитие экономики страны. Умеренная (рыночная) модель предполагает диапазон доходов населения в размере (6-8): 1, что можно рассматривать в качестве ориентира при определении диапазона современной тарифной системы оплаты труда в строительстве. В плановой экономике были установлены единые для всех отраслей народного хозяйства тарифные сетки оплаты труда. Тарифная система оплаты труда, указанная в постановлении ЦК КПСС, СМ СССР, ВЦСПС от 17.09.86 № 1115, действует и в настоящее время без изменения. В сметных расценках Госстроя РФ ФЕР-2001 и ТЕР-2001 тарифы оплаты труда рабочих-строителей приняты по данным этого постановления, в котором диапазон коэффициентов дифференцирования заработной платы равняется - 1,8. Сегодня в стране применяются тарифные сетки с большим количеством разрядов, например, 18-и разрядная Единая тарифно-квалификационная сетка для бюджетных организаций. Такие тарифные сетки объединяют в общую систему заработную плату рабочих, служащих, специалистов и руководителей. Такая система пригодна для централизованного распределения и управления заработной платой, но не допустима и не возможна в рыночных отношениях гражданско-правового характера, для подрядной деятельности в строительстве, хотя Госстрой РФ в МДС 83-1.99 настойчиво рекомендовал 18-и разрядную сетку для строительства. Идея унификации тарифов оплаты труда для бюджетной сферы и для гражданско-правовых отношений на предприятиях свободного предпринимательства по стране в целом не нова и возвращает строительный комплекс к системе административно-командного управления, не соответствует рыночной экономики и прямо противоречит Конституции, Гражданскому и Трудовому законодательству. Оптимальное количество разрядов в тарифной сетке, проверенное на практике в сегодняшних условиях и обеспеченное нормативной инфраструктурой, составляет 6-8 разрядов, традиционно принятых в строительстве. При разработке фирменных условий оплаты труда предприятия вправе сохранять ранее разработанные и действующие межразрядные соотношения тарифных ставок в 6-и разрядной тарифной сетке (таблица 1) или принимать любые другие тарифные условия оплаты труда.
Таблица 1
Тарифные разрядные сетки сметно-нормативных баз в строительстве
Показатели нормативных баз |
Квалификационные разряды |
Тарифные ставки (руб./ч.-час) |
Тарифные коэффициенты |
Тарифные ставки (руб./ч.-час) |
Тарифные коэффициенты |
Тарифные ставки (руб./ч.-час) |
Тарифные коэффициенты |
Диаграмма 2
Типы тарифных сеток с коэффициентами в зависимости от основных параметров системы
Наиболее просты и понятны в разработке и применении тарифные сетки типа и , для которых приводим полную схему и формулы расчета параметров. Тип 2 - линейная зависимость изменения тарифных коэффициентов. Равномерный и постоянный рост абсолютных значений тарифных коэффициентов. Значение тарифных коэффициентов по разрядам (К ρ) рассчитывается по формулам:
К ρ = 1 + А × (Р-1), А = Р макс |Р мин -1,
Где: К ρ - тарифный коэффициент для разряда (р) в тарифной сетке; Р - номер текущего разряда в тарифной сетке; Р мин - номер минимального разряда (1); Р макс - номер максимального разряда в проектируемой тарифной сетке. Тип 4 - экспоненциальная зависимость изменения тарифных коэффициентов. Равномерный относительный прирост значений коэффициентов. Затраты на прирост квалификации на каждый последующий тарифный разряд исчисляются по принципу сложных процентов (показательная функция). Тарифный коэффициент для каждого разряда (р) в тарифной сетке исчисляется по формулам:
Рассчитанные таким образом тарифные коэффициенты, для принятого диапазона - 1,8 в 6-и разрядной сетке, соответствуют коэффициентам, принятым в сметно-нормативной базе 1984г.: К 6 = 1,125 5 = 1,8; К 5 = 1,6; К 4 = 1,424; К 3 = 1,266; К 2 = 1,125; К 1 = 1,00 Для практического применения тарифных сеток дифференцирования заработной платы на предприятиях важным показателем является понятие среднего разряда и средней тарифной ставки. На диаграмме 2 для середины диапазона в варианте уровень квалификации соответствует третьему тарифному разряду, в варианте тарифной сетки - четвертому разряду, а в тарифной сетке варианта середина диапазона коэффициентов соответствует середине тарифной сетки (разряд = 3,5). Таким образом, при сравнении различных тарифных систем и при формировании тарифных сеток для целей планирования заработной платы (сметные тарифные сетки), необходимо ориентироваться на середину диапазона, а не на среднюю тарифную ставку, как это ошибочно делается. Середина диапазона и средняя тарифная ставка (средний разряд) совпадают только в сетках с линейной зависимостью. В производственных тарифных сетках не может быть разрядов с дробными показателями. Это противоречит понятию деления на категории и дискретному изменению и измерению уровня квалификации персонала. В практической работе часто используются средние тарифные ставки оплаты труда, которые можно получить из тарифных коэффициентов проектируемых тарифных сеток с коэффициентами приведения. Коэффициент приведения принимается для среднего значение диапазона, а приведенная тарифная сетка для средних ставок оплаты труда рассчитывается делением тарифных коэффициентов на коэффициент приведения, рассчитанный как отношение тарифной ставки среднего тарификационного уровня строительных работ на тарифные ставки каждого разряда.
Таблица 2
Таблица фирменных тарифных коэффициентов и ставок по специальностям рабочих-строителей
Наименование рабочих специальностей |
Тарифные коэффициенты |
Заработная плата, |
Рабочие-строители - всего в среднем | в том числе: | Арматурщик | Асфальтобетонщик | Бетонщик | Гидроизолировщик | Гипрочник | Грузчик | Маляр | Монтажник по монтажу стальных и железобетонных конструкций | Отделочник универсал | Штукатур | Электро и газосварщик | Электромонтажник |
Таблица 3
Тарифные ставки оплаты труда по разрядной сетке сметно-нормативной базы ГЭСН-2001
Показатели разрядной системы оплаты труда |
Квалификационные разряды |
Тарифные коэффициенты (к 1-му разряду) | Тарифные коэффициенты (к среднему, 4-му разряду) | Тарифные ставки (руб./ч.-час.) | Тарифные ставки (руб./ч.-мес.) |
Таблица 4
Сетка фирменных тарифных коэффициентов по квалификационным разрядам рабочих-строителей
Показатели |
6-и разрядная сетка | 8-и разрядная сетка | Тарифные коэффициенты 6-и разрядной системы (к минимальной ставке - 1 разряд) | Тарифные коэффициенты 8-и разрядной системы (к средней ставке - 5 разряд) |
Диаграмма 3
Фирменные тарифные сетки по квалификационным разрядам заработной платы
Средние разряды для тарифных сеток приняты для середины диапазона (по диаграмме 3) с округлением до ближайшего целого разряда, т.к. в производственном тарифном нормировании дробная величина разряда не имеет смысла. Разряды 2-7 фирменной тарифной сетки соответствуют разрядам I - IV традиционной сетки и действующим характеристикам работ и рабочих профессий в ЕТКС, что позволяет их применять без изменений. Разряд 1 фирменной 8-и разрядной сетки (для неквалифицированных рабочих) позволяет включить в систему тарифного регулирования заработной платы учеников, стажеров и, самое важное, «гастарбайтаров» - наемных рабочих из других регионов и иностранных строительных рабочих, не имеющих строительных лицензий. Уровень ставки неквалифицированного рабочего устанавливает самостоятельно предприятием и находится в пределах 0,5-0,7 от заработной платы квалифицированного рабочего I -го разряда по ЕТКС. Высший разряд в предлагаемой тарифной сетке присваивается индивидуально высококвалифицированным мастерам по специальности. Уровень таких тарифных ставок устанавливается вне формулы расчета коэффициентов для остальных разрядов. 4. Расчет тарифных ставок оплаты труда на текущий период для рабочего любой специальности (с) и любой квалификации (р) определяется в проектируемой фирменной тарифной системе по формуле:
Т с. Р. = Т баз × К с × К р × К д ,
Где: Т ср - тарифная ставка рабочего специальности (с) разряда (р), руб./ч.-мес; T баз - базовая ставка оплаты труда - средняя по организации заработная платы рабочих на плановый период, руб./ч.-мес; К с - коэффициент тарифный сетки по специальностям, принимается по данным таблицы 2; К р - коэффициент разрядной тарифной сетки, принимается по данным таблицы 4 (для 8-и разрядной сетки); К д - коэффициент, учитывающий дополнительную заработную плату по системным условиям оплаты труда (стимулирующие и компенсирующие выплаты). Коэффициент (К д ) позволяет откорректировать и включит в тарифные ставки фирменной системы дополнительные выплаты по специфичным условиям труда отдельных специалистов, для которых установлены надбавки администрацией предприятия. Например - рассчитанные ставки применяются для рабочих повременщиков, а для сдельщиков вводится повышающий коэффициент 1.07 (7 % - половина прироста коэффициентов тарифной сетки). В коэффициент (К д ) можно включать надбавки на работы в тяжелых и вредных условиях, работы на высоте, надбавки за передвижные и мобильные условия производства работ и т.п. В примере расчета фирменной тарифной системы оплаты труда принята базовая ставка в размере 10 тыс.руб. и использованы тарифные коэффициенты таблиц 2 и 4. Для 1-го разряда (неквалифицированные рабочие) и 8-го разряда (высококвалифицированные рабочие) тарифные ставки рассчитаны для всех специальностей в одинаковом уровне исходя из характеристик разрядной сетки по диаграмме 3. По принятым исходным данным разрабатывается фирменная тарифная система оплаты труда (таблица 5) для нормальных условий производства строительных работ без стимулирующих и компенсирующие выплат заработной платы.
Таблица 5
Пример фирменной тарифной системы оплаты труда рабочих-строителей
Наименование профессий |
Коэффициенты но профессиям |
Квалификационные разряды |
Коэффициенты по разрядам |
Арматурщик | Асфальтобетонщик | Бетонщик | Гидроизолировщик | Гипрочник | Грузчик | Маляр | Монтажник внутренних санитарно-технических систем | Монтажник наружных трубопроводов | Монтажник стальных и железобетонных конструкций | Отделочник универсал | Штукатур | Электро и газосварщик | Электромонтажник | Электрослесарь строительный |
Любое предприятие, вне зависимости от формы хозяйствования, оплачивает труд своих работников неодинаково, о чем указано в штатном расписании, а вот соотношение объемов окладов сотрудников на предприятии закреплено в тарифной сетке.
Это один из способов расчета заработной платы на предприятии, который формируется на основании локальных или законодательных актов, именно она определяет коэффициент для умножения МРОТ в зависимости от квалификации специалиста и прочих сопутствующих.
При формировании тарифной сетки учитывается:
Важно: за основу в тарифной сетке всегда используется стоимость часа работы сотрудника.
Может учитываться выполненный им объем работ за смену, при этом он впоследствии все равно разбивается на количество часов в смене или рабочем дне. Это приводит к исчислению часовой нормы работника на любом производстве.
Различия между тарифной системой и рассмотрены в этом видео:
Важно: ставки и повышенные оклады могут не зависеть от категорий. Тарифная сетка формируется согласно разрядам, обычно в ее формировании используются 6 разрядов, такая система применяется в основном для бюджетных учреждений.
Если предприятие занимается производством и достаточно сложное используется большее количество разрядов до 23, но при этом применяются те же коэффициенты, что в бюджетной сфере.
От используемых коэффициентов зависит размер зарплаты каждого сотрудника.
Оплата труда на производстве формируется согласно законодательству ст. 143 – 145 ТК РФ и при использовании тарифно-квалификационных справочников.
ТК РФ Статья 143. Тарифные системы оплаты труда
Тарифные системы оплаты труда – системы оплаты труда, основанные на тарифной системе дифференциации заработной платы работников различных категорий.
Тарифная система дифференциации заработной платы работников различных категорий включает в себя: тарифные ставки, оклады (должностные оклады), тарифную сетку и тарифные коэффициенты.
Тарифная сетка – совокупность тарифных разрядов работ (профессий, должностей), определенных в зависимости от сложности работ и требований к квалификации работников с помощью тарифных коэффициентов.
Тарифный разряд – величина, отражающая сложность труда и уровень квалификации работника.
Квалификационный разряд – величина, отражающая уровень профессиональной подготовки работника.
Тарификация работ – отнесение видов труда к тарифным разрядам или квалификационным категориям в зависимости от сложности труда.
Сложность выполняемых работ определяется на основе их тарификации.
Тарификация работ и присвоение тарифных разрядов работникам производятся с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или с учетом профессиональных стандартов. Указанные справочники и порядок их применения утверждаются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Тарифные системы оплаты труда устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Тарифные системы оплаты труда устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда.
Данные справочники представляют собой перечень деятельности и различных профессий, которые имеются на предприятиях и в учреждениях. Они полностью содержат характеристики и квалификационные данные, а также сложность всех видов профессий. Кроме этого они указывают на требования, предъявляемые к навыкам и опыту работников, определяют их степень ответственности.
Важно: справочник предназначен для определения и присвоения разряда каждому сотруднику.
Конечно, на предприятии руководство имеет право разработать свой тарифно-квалификационный справочник с учетом особенностей деятельности организации.
Важно: при этом не должно происходить ущемление гарантий и прав работника, в частности труд не должен оплачиваться ниже минимальной зарплаты.
Классификация в тарифной сетке происходит на основании нескольких составляющих:
К примеру, в тарификации выплат для медицинских работников принимают участие их категории, базовый оклад и размер минимальной зарплаты.
Кроме этого тарифы основываются на:
При этом применяется новая система оплаты труда, но с учетом старых основ.
Используемые коэффициенты могут быть различными в зависимости от отрасли применения, но при этом для бюджетных организаций используются практически в любой сфере фиксированные показатели.
К примеру, для бюджетных организаций в медицине применяются следующие цифры:
1 | 1 | 1 100 |
2 | 1,04 | 1 144 |
3 | 1,09 | 1 199 |
4 | 1,142 | 1 256,2 |
5 | 1,268 | 1 394,8 |
6 | 1,407 | 1 547,7 |
7 | 1,546 | 1 700,6 |
8 | 1,699 | 1 868,9 |
9 | 1,866 | 2 052,6 |
10 | 2,047 | 2 251,7 |
11 | 2,242 | 2 466,2 |
12 | 2,423 | 2 665,3 |
13 | 2,618 | 2 879,8 |
14 | 2,813 | 3 094,3 |
15 | 3,036 | 3 339,6 |
16 | 3,259 | 3 584,9 |
17 | 3,510 | 3 861 |
18 | 4,500 | 4 950 |
Важно: при этом, если работник трудиться в сельской местности, то к его зарплате прибавляется 25% от базового оклада.
Если это заместитель, то его оклад на 10 – 20% ниже руководителя с учетом квалификации, степени, почетного звания.
Если специальность не указана в тарифном межотраслевом справочнике, то такому специалисту начисление оклада происходит согласно единому тарифно-квалификационному справочнику.
Если используется повременная оплата, то происходит простое умножение количества отработанных часов на ставку за час.
Сотрудник отработал за месяц 150 часов, его ставка в час 134 рубля, отсюда следует, что он заработал:
150 * 134 = 20 100 рублей за месяц.
Так как он выполнил план, то согласно коллективному договору ему полагается премия в размере 20% от заработка, то есть:
Кроме этого он располагает 5 разрядом, а это предполагает использование коэффициента 1, 268, что указывает на заработок в данном месяце сотрудника 30 584, 16 рублей.
Важно: если сотрудник не выполнил план, то работодатель вправе его лишить надбавки.
Тарифная сетка – это большие преимущества, если она используется согласно нововведениям и в первую очередь оценивается ценность сотрудника, его опыт и сложность производственного процесса, а уже на следующей ступени стоит ранг руководящей должности.
Как построить эффективную систему оплаты труда на предприятии – смотрите тут: