Продвижение свадебного фотографа. Как продвигать себя в качестве фотографа в Instagram. Основные принципы: как раскрутиться свадебному фотографу

Моя студентка, Каролина Хорунжая , фотограф, написала хорошую курсовую работу по специальности «Связи с общественностью» (много букв!!!). Мне показалось, что работа может быть интересна фотографам.
Делаем скидку на то, что это - студенческая работа, и не предназначалась для широкого круга читателей. Тем не менее, с любезного разрешения автора, я ее воспроизвожу.
Каролина сделала блиц-опрос фотографов в процессе, в работе есть ответы с указанием источника. Если что-то неточно или неправильно - я исправлю. Надеюсь на понимание:) И еще - я искренне благодарен фотографам, ответившим на вопросы:) Это очень важно для учебного процесса:).

Я исключил список литературы и источников, оглавление.

Введение

Фотография, утвердившись как один из видов искусства, прочно вошла не только в повседневную жизнь, но и в творчество художников, дизайнеров, полиграфию и др. Ее можно рассматривать, как вид искусства, произведения которого создаются с помощью специальных технических и изобразительных средств, используемых фотографом, что позволяет ему добиться образного воплощения темы в законченном решении снимка.

Сейчас в России происходит бум фотографии. Цены на полупрофессиональные и профессиональные фотоаппараты снижаются, появляются новые фотографы (в дальнейшем, возможно, кто-то из них станет профессионалом), люди посещают различные выставки, все чаще привозят на мастер-классы известных фотографов не только России, но и зарубежья, - это основные тенденции не просто нескольких лет, а скорее год-два.

В России фотография развивается как будто в 10 раз быстрее, чем за границей. Раньше фотографов раскручивала пара-тройка человек и организаций, теперь же сам фотограф может заниматься своей рекламой. Процесс вышел, что называется «в народ». Появились блоги не только о фотографии, как об искусстве и творчестве, но и блоги частных фотографов, реклама в социальных сетях, сайты и прочее, прочее.
Фотограф Максим Селин в интервью для журнала «Fashionweek» так говорит о фотографии в России сейчас: «Многие привыкли думать, что путь России не похож ни на чей, что Россия якобы идет своим путем, поэтому у нее периодически все плохо. Путь России должен быть более прозрачным, как мне кажется, да и не надо об этом думать – надо жить, работать над тем, что тебе нравится, и делать это хорошо, стремиться делать лучше всех и не опускать руки, даже в сложные моменты жизни…

Работа в России – это много трудностей и сложностей, но через них нужно проходить. Пока здесь намного легче зарекомендовать себя, чем за рубежом, конкуренция с каждым годом растет, но это хороший стимул.

Все это обуславливает актуальность выбранной темы курсовой работы.

Работа состоит из двух разделов.

В первом разделе рассматриваются теоретические аспекты исследуемой темы: определение «профессиональный фотограф», а также попытка понять, какие действия необходимо совершать фотографу, чтобы сделать себе имя.

Второй раздел посвящен анализу существующих методов продвижения частного фотографа и выявлению наиболее эффективных технологий.

Объектом исследования в данной работе является частный фотограф.

В качестве предмета выступает продвижение частного фотографа средствами PR.

Главными целями данного исследования являются:

Выявление существующих технологий продвижения фотографа;
- определение наиболее эффективных технологий продвижения частного фотографа.

На самом деле, сейчас вся ситуация в фотографии сводится по большей степени к обработке фотографий, нежели к продумыванию кадра. С одной стороны страшно предполагать, что будет дальше, если снимки будут «вытягивать» только за счет Photoshop, Lightroom и других программ для обработки. Но, с другой стороны, Россия всегда славилась талантами, поэтому я верю в более светлое будущее российской фотографии.

Как стать фотографом?

Кто такой профессиональный фотограф?

Для человека, заинтересовавшегося фотографией, все начинается с приобретения фотоаппарата. Естественно, что каждый думает о хорошей камере (особенно для новичков кажется, что чем дороже техника будет стоить – тем лучше снимки и их качество, и уж тем более, сколько уважения сразу будет от окружающий при виде дорогущей камеры).

Поначалу, кажется, что успех будет зависеть именно от технического оснащения. Но вот в руках начинающего дорогой автоматизированный фотоаппарат. Мечта сбылась! И что же? Снимки, сделанные в первые дни, далеки от совершенства, съемка показала новичку, что все не так просто, возможно даже, что при начальных опытах фотографирование обернется для него не удовольствием и развлечением, а трудной работой.

Безусловно, на этом этапе очень многое зависит от фотоаппарата, но как мне кажется, от фотографа зависит еще большее. На этапе новичка профессиональная или полупрофессиональная камера обеспечивает удобство в обращении (если, конечно, перед этим прочитать внимательно инструкцию по применению), съемку в различных условиях освещения (как на улице, так и в помещении, как днем, так и ночью), возможность с помощью выдержек добиваться картинок различной резкости и различных световых эффектов, возможность начальной обработки на самом фотоаппарате. Хорошая камера облегчает только техническую сторону съемки. Но техника не всегда «равно» хорошему кадру. Все зависит от человека. Он творец. Художник. Ведь снимать можно и на обычную мыльницу и тебя признают, как одаренного и хорошего фотографа, а можно снимать на дорогую, технически оснащенную камеру, но в снимках не будет никакой души – просто качественная картинка.

Здесь главное определиться: либо снимать для себя, сделать фотографию хобби, либо зарабатывать на этом деньги, но тогда снимать стереотипно. В большинстве случаев все так, как написано выше. Но в любом правиле есть исключения. Можно совмещать приятное с полезным - хобби может приносить деньги, но это бывает крайне редко.

Но когда-то новичок становится профессионалом. Вот здесь мнению людей о профессионализме фотографа расходятся. Так кто же он – профессиональный фотограф?

В «Википедии» пишут так: «Профессионализм: по этому критерию принято разделять фотографов на фотографов-любителей (фотолюбителей) и профессиональных фотографов. Фотолюбитель - человек, занимающийся фотографией для собственного удовольствия или развлечения, снимающий для семьи, друзей, для своего блога, размещенного в интернете. Профессиональный фотограф - человек, который, как правило, имеет соответствующее образование, опыт работы и чей основной доход составляют заработки от фотосъемок».

Еще одно определение: профессиональный фотограф – опытный фотограф, умеющий организовать привлечение клиентов и работу с ними таким образом, чтобы обеспечить себе постоянный приток денежных средств, необходимых для жизнедеятельности.
Профессиональный фотограф бывает как узкоспециализированным на каком-либо одном виде фотосъемки, так и широкого профиля, способным выполнить различные виды фотосъемки одинаково качественно. Это зависит от опыта и индивидуальных личностных особенностей фотографа.

Кто такой профессиональный фотограф? Прежде всего - это мастер своего дела, творец красивых и качественных снимков. Оттачивать свое мастерство фотограф должен каждую свободную минуту.

Профессиональный фотограф - тот, кого кормит фотография, будучи основным источником дохода. Когда вы почувствуете в себе решимость оставить теплый офис, забрать трудовую книжку и уйти, подобно ёжику из мультфильма, в туманную даль, чтобы жить на гонорары от публикации ваших снимков, вы с полным правом можете называть себя профессионалом.

Когда я работала в фотоагентстве «Эйфория», я столкнулась с одним из известных в Екатеринбурге фотографов, Евгением Продажным.

Речь также зашла о профессионализме фотографа:

Е: - Какая у тебя камера?
К: - Nikon d300s.
Е: - Хорошая камера. А сколько времени снимаешь?
К: - Полтора года, чуть больше даже.
Е: - А деньги ты получаешь за съемку?
К: - Да.
Е: - Тогда ты профессиональный фотограф. У тебя хорошая камера, в съемке ты не новичок и она приносит тебе деньги.

Таким образом, если фотосъемки приносят постоянный доход, значит ты - профессионал.

По моему мнению, чтобы стать профессионалом, необходимо обладать хотя бы небольшим талантом (или огромным стремлением) и кучей терпения, поскольку узнавать и учить придется очень многое, а также иметь достаточно материальных средств на покупку профессионального оборудования: камеры, объективов, другой съемочной техники.

Профессиональный фотограф должен предоставлять высокое качество своей работы. Качество работы прямо пропорционально зависит от цены на фотоуслуги. Но если вы работаете посредственно, то вряд ли что-то поможет стать настоящим профессионалом. Профессионал, как мне кажется, живет фотографией, дышит ею. Это самое главное.

Посетив курсы фотографии, либо закончив учебное заведение по специальности «фотограф», прослушав лекции и изучив работы известных фотографов, думается, что предстоит долгая работа по отработке полученных знаний на практике. Что на это уйдет не один месяц и даже не один год. Начнется становление от новичка к профессионалу.

Конечно, технические навыки важны, но должны быть и творческие способности. Нужно быть отчасти художником, чтобы открыть для людей что-то новое в привычных вещах.

Для того чтобы стать профессиональным фотографом, необязательно обладать дипломом о высшем образовании в сфере фотографии или сертификатом о законченных курсах. Примером этому служат большинство российских фотографов, для которых фотография являлась сначала просто хобби.

Существует мнение, что новичку достаточно базовых знаний, которые можно получить на фотокурсах. Я полностью согласна с эти мнением, поскольку считаю, что учиться на профессиональных курсах бессмысленно, так как тебе просто навязывают точку зрения другого фотографа. Необходимо знать базу, а дальше только развиваться: больше снимать, читать о новых тенденциях, посещать мастер-классы, в общем, всячески развиваться.

Куда идти после курсов? Многие фотографы, закончив фотокурсы, не знают, что делать дальше. Вроде ты такой весь замечательный и умный, готов к свершениям и съемке шедевров, но. Вот тут-то и происходит основной ступор.

На некоторых фотокурсах говориться, что после их посещения вас трудоустроят. Это не совсем правда. Если у вас на самом деле талант и шикарные снимки, то возможно вас пристроят, но скорее всего, придется искать самим, где работать в качестве фотографа.
Гарантий в трудоустройстве вам никто обещать не может, тем более, если вы новичок. Тут все зависит от вас. Не только в вашем умении снимать, но и в умении продвигать себя.

В первую очередь необходимо определиться со стилем съемки, направлением, жанром. От этого и составлять портфолио и выбирать место дальнейшей работы.

Нужно просматривать различные объявления (часто каким-либо изданиям требуются фотограф, как штатные, так и внештатные). Оплата вашего труда напрямую будет зависеть от газеты/журнала, и не исключено, что вам для более приличного заработка придется сотрудничать не с одним изданием.

Другой вариант – устроиться в студию, но без определенного опыта, знаний, а, как правило, связей, устроиться в фотостудии тяжело. Тут либо удача, трудолюбие и целеустремленность, либо полезные знакомства. И самый большой минус – минимальная оплата труда.
Третий вариант – самый сложный – фотограф-фрилансер. Вы работает исключительно на себя и на свое имя. Тут, главное, расширять круг клиентов. Здесь на начальном этапе важен не талант, а способность себя «пропиарить», сделать себе имя.

Как говориться, задачка не для слабонервных – одновременно придется и снимать, и рекламировать свои услуги. Для начала необходимо создать свой сайт и найти профессионалов, которые будут продвигать его в интернете. Кажется, что на это необходима уйма денег, но нет. Со всеми можно договориться. Проверено.

Сайт сделан, все прекрасно, но не стоит думать, что на нем вся реклама и закончилась. Необходимо размещать объявления о съемках на фото-форумах, создать свой блог, в котором общаться с людьми и выкладывать свои фотографии, также принимать участие во всевозможных фотоконкурсах. Главное – «светиться», как можно больше.

Первое время, возможно, придется снимать бесплатно. От этого не стоит отказываться – соглашайтесь, раздавайте всем визитки, там и платные съемки не за горами.

Как продвинуть фотографа?

Каждому фотографу требуется продвижение, PR, реклама - общими словами, каждому фотографу необходимо, чтобы его знали, чтобы у него было «имя», которым бы он мог зарабатывать.

Сейчас рынок фотографов переполнен. Существуют такие фотографы, которые предлагают съемки по очень низким ценам, делают невообразимые скидки, работаю бесплатно – снимают для портфолио. С одной стороны, они не особо мешают уже профессионалам, поскольку это, как правило, начинающие или любители, с другой стороны они не часто делают не качественную продукцию. Но мне кажется, что на эту ситуацию никак нельзя повлиять – тут все равно, что плевать против ветра. Главное, чтобы у тебя была база клиентов (в идеале - постоянных), которые не пойдут к другому фотографу.

Как продвигать фотографа? Какими методами? Есть ли какая-то грань?

Известный российский фотограф Илья Рашап так говорил в своем интервью для сайт: «Например, девушка снимает красные перцы на тарелке и получает полторы тысячи долларов за снимок, что это? Это маркетинг, с моей точки зрения. Есть более жесткие примеры, когда поливают себя краской, валяются по холсту и опять же зарабатывают. Это опять-таки во многом дань некоей моде, хотя не хочу вешать ярлык, можно, наверное, очень художественно поваляться.

Недавно такой случай произошел: у одного фотографа купили изображение за миллион долларов, и я в этой связи задумался о том, что это был бы отличный PR- ход. Можно даже договориться, чтобы у тебя купили изображение за миллион долларов, отдать потом этот миллион долларов обратно, просто, чтобы о тебе заговорили».

К чему только не прибегают фотографы, чтобы о них узнали и чтобы привлечь больше клиентов. Вот пример (к сожалению, не смогла найти в Интернете источник, где читала данную статью): «фотографы Омской фотостудии 2Д воспользовались услугами сайта http://www.biglion.ru, ребята решили продать свои услуги с большой скидкой. Вместо 1500 рублей за студийную фотосессию они предлагали фотосъемку за 300 рублей. Честно говоря, даже я хотел заказать такую фотосессию для себя, но не было денег на webmoney, оплата проводилась только посредством Интернет-систем или мультикассы. Акция действовала 3 дня и за это время 221 человек приобрели фотосессию. Такого поворота событий не ожидал никто. Замечательно, не правда ли? Но…..

Грубо говоря, при проценте biglion ребята подняли около 60 000 рублей. А теперь, подумаем, что значит подняли. Им предстоит провести 221 фотосессию и понести некие расходы по времени, по аренде даже собственной студии, ведь иногда фотосессии будут пересекаться. Посчитаем ещё количество времени, которое понадобиться для того, чтобы отснять 221 фотосессию. 1 фотосессия = 1 час фотосъемки и 2 часа обработки. Получаем 3 часа, умножаем на 221 фотосессию = 663 часа работы = 28 суток. Месяц непрерывной работы без сна и отдыха. Вы готовы на это пойти?

Ещё хочу добавить, что такой вид собственного продвижения хорош тем, что при добросовестном подходе, возможно, вы получите будущих свадебных клиентов или ещё, что-то подобное, но при большом напоре и человеческой усталости данный подход чреват отрицательными отзывами, при недовольном клиенте. Вы получаете 300 рублей, а не 1500 и то, вы получаете сумму сразу, а не после работы. Ваша заинтересованность в отличном результате подорвана ленью, усталостью. А человек купил не уцененный товар, а профессиональную фотосессию и будет требовать соответствующий результат».

Как правило, в таких ситуациях фотограф не задумывается о последствиях: о том, как он будет успевать проводить такое количество съемок, какие расходы понесет и прочее.

Какие методы продвижения фотографа существуют?

На практике получается, что PR является своеобразными отношениями между фотографом и его клиентами. Среди фотографов бытует два противоположных мнения о саморекламе. Одни думают, что реклама это ниже их достоинства и их работы говорят лучше рекламы, вторые же считают, что без продвижения они не найдут себе клиентов и не продвинутся на фото-рынке.

Исходя из этого, составляется портфолио фотографа. Опять-таки все зависит от профессионализма фотографа, его целей (либо клиентоориентированность, либо доказать фотосообществу свое мастерство/новый взгляд на фотографию/креативность). Иногда фотографы не могут определиться и все смешивают, например, на сайте выкладывают одни работы, а в группе «Вконтакте» - абсолютно другие, это не правильно. Портфолио, стилистика – все атрибуты фотографа должно быть едиными. Использовать только коммерчески направленные работы тоже не всегда ведут к успеху, все красиво, отфотшоплено, но если нет души, обычные люди не захотят работать с таким фотографом.

В идеале несколько (самых лучших работ) из портфолио можно распечатать. Если фотограф работает в своей студии, то повесить их на стену, чтобы люди лишний раз видели; еще, как вариант использовать какую-нибудь фотографию для визиток. Если фотограф снимает свадьбы, то можно сделать фото-книги, чтобы показывать, как он снимает будущим клиентам, чтобы слова были подкреплены печатным материалом.

Многое играет информация, размещенная на сайте, в блоге, «Вконтакте». Чтобы люди поняли, что вы хотите – просто нужно им это рассказать (о том, что значит для вас фотография, как вы относитесь к моделям, бесплатным съемкам и прочее).

Итак, продвижение фотографа, на мой взгляд, состоит из 3 основных направления:

Сайт (или блог)

Хорошо, если вам сделают сайт профессиональные web-дизайнеры, но это удовольствие не из дешевых, особенно для новичков. В силу технического прогресса и интеренет-ресурсов можно сделать сайт самому (вполне подойдет сайт-визитка, где будет информация о фотографе, расценки на предоставляемые услуги и портфолио). Можно соединить сайт с блогом, но лучше не смешивать. Блог можно создать на Livejournal, Blogspott, Liveinternet. В блоге можно писать о различных фотосъемках, подкрепляя их фотографиями, о себе, немного о своей личной жизни, так сказать быть ближе к народу.

На сайте кроме портфолио, биографии и профессии, нужно разместить контакты с обратной связью и указать все социальные сети, где вы зарегистрированы.

Размещение рекламных страниц Вконтакте и Facebook на сегодняшний день явление очень массовое. Каждый, кому не лень создает группы, официальные страницы. На мой взгляд, наличие группы Вконтакте не дает ничего, так как массовый бум PR через данное средство уже прошел. Группу постоянно нужно обновлять, писать о всех акциях, фотосъемках, любых изменениях. «Мертвая» группа неинтересна никому. Но даже если делать все вышеперечисленное, не факт, что появиться много клиентов. Через социальные сети заказывают съемки единицы. Но как лишнее средство PR не повредит.

Другие способы

Сарафанное радио, выставки, посещение публичных мест (мастер-классы, мероприятия, связанные с фотографией), на которых можно знакомиться с людьми, ненавязчиво предлагать им свои услуги, вручать визитки.

Чем может фотограф выделиться среди огромного количества конкурентов? В первую очередь – предложением, а затем уже фотографиями, дизайном сайта/блога/визиток/флаеров/сертификатов.

Подводя итог, хочется сказать, что методов продвижения множество, главное, выбрать, который больше подходит вам и четко следовать ему, а не прыгать с одного на другой. Лучше сосредоточиться на одном и сделать качественный PR, чем использовать метод «то тут, то там», а в итоге ничего.

Выявление наиболее эффективных технологий продвижения фотографа

В предыдущем разделе я затронула самые основные технологии продвижения фотографа. В этой главе данные технологии будут рассмотрены более подробно, но хочется начать с ошибок, которые допускают, продвигая фотографа.

Часто устраивать бесплатные фотосессии
Бесплатные фотосессии хороши тем, что благодаря им обновляется портфолио и расширяется клиентская база, но если устраивать их слишком часто, то люди не будут рассматривать вас как коммерческого фотографа.

Часто делать скидки на фотосессии
Не стоить скидывать цены фотосессии по доброте душевной для друзей, потом они сядут вам на шею, свесят ножки и будут требовать сначала бОльших скидок, а затем и вообще бесплатных съемок.

Известность фотографу приносит множество составляющих, это не только конкретная реклама и PR-методы:

Определиться со специализацией, жанром
Если фотограф узкоспециализирован, то ему проще определиться с целевой аудиторией и правильно выстроить программу продвижения и рекламные кампании.

С именем фотографа обычно ассоциируется его образ. Либо вы фотограф, который устраивает на площадке целый спектакль, либо фотограф-скандалист, либо клубный фотограф. Так же из узкой специализации деятельности вы можете быть лучшим фэшн-фотографом, портретистом или свадебным.

Можно сделать упор на уникальность услуг, можно предлагать какой-то вид съемки для определенных людей, компаний, организаций (главное выбрать нужное время и нужное место), предлагать съемку для определенных случаев (свадьбы, корпоративы, праздники).

Портфолио

Участвовать в различных выставках. Не факт, что они принесут вам клиентов, но о вас услышат. Да и в биографии появится еще один пункт профессионализма. Устраивать тематические вечеринки, мастер-классы.

Обслуживание ваших клиентов

Обслуживание играет одну из самых значительных ролей в работе фотографа. Если клиент доволен не только результатом работы, но и процессом съемки – это дополнительный плюс в вашу сторону. Довольные клиенты обращаются во второй и третий раз, рассказывают о вас друзьям, знакомым. Тут-то уже и действует принцип сарафанного радио.

У фотографа должна быть определенная, грамотно сформулированная стратегия продвижения: что раскручивать, каким образом, какого результата хотим достичь.

Выявить самые эффективные технологии продвижения фотографа оказалось крайне затруднительно, так как все зависит от специфики съемки фотографа, его целевой аудитории, профессионализма и других составляющих. Поэтому, я решила провести опрос в социальных сетях, а именно Вконтакте и Facebook.

Вопрос был один, а именно: «Какие на ваш взгляд наиболее эффективные технологии продвижения частного фотографа?».

Я не думала, что получу так много откликов от фотографов. Большинство из них фрилансеры, снимающие год-два, также есть мнения нескольких профессионалов, таких как Марат, Дэн Марино, Григорий Щекалев, Ксения Ветрова.

На поставленный вопрос я получила следующие ответы:

Марат (ZOOM ZOOM Photographers), Екатеринбург
«Эффективное личное общение с целевой аудиторией и успешные публичные проекты…
Может быть, награды в конкурсах, но меньше, чем первые два пункта. Выставки (даже правильно организованные и раскрученные) работают как очень дополнительный PR. на следующем месте после публикаций в журналах.
Общение с ЦО – это разговоры об их ценностях и их интересах (как в рамках бизнеса, так и более широких сферах – вплоть до здоровья бабушки, если ты о ней знаешь, а ещё лучше – знакома)…про бабушку утрирую… фотограф всегда может предположить, что из того, что он делает в бизнесе и в жизни, может быть интересно, тем или иным людям, которые знакомы с ним. остальное - либо дело техники, либо дело таланта».

Григорий Щекалев, Екатеринбург-Москва
«Думаю, что выставки наиболее эффективны».

Евгений Свиридов (freelance), Екатеринбург
«Думаю, что самое эффективное – это «сарафанное радио».

Den Marino (директор фотоагентства «Aurora»), Екатеринбург

«Сарафанное радио».

Ольга Головизина (freelance), Екатеринбург

«Думаю, что социальные сети самый эффективный способ, добавил друзей побольше, и вперед. Одна моя знакомая совершенно не умеет фотографировать, но благодаря контакту и фэйсбуку у нее тоже иногда заводятся клиенты. Это, конечно, вряд ли поможет, но мне кажется, что пока фотограф свою клиентскую базу не наработает, не будет делать работу хорошо за относительно небольшие деньги, никакая реклама не поможет, потому, что результат сразу виден».

Сергей Ефремов (freelance), Екатеринбург
«У меня кроме, как рекламы, больше ничего в голову прийти не может. Возможно, какие-то предварительные или первоначальные съемки где-нибудь, чтоб посмотрели как фотограф работает, с кем работает и на сколько хорошо».

Татьяна Глазырина (Рудая), (freelance), Екатеринбург
«СМИ».

Ксения Ветрова (VS-photography), Екатеринбург-Москва
» -фотосайты
- рассылки
- акции
- знакомства на всяких вечеринках
- спонсорство проектов
- участие во всяких форумах, консультации
- можно выбрать более скандальный метод, устраивая везде разборки, но это уже для людей с характером + уровень работ должен соответствовать».

Вадим Коноваленко (freelance), Сумы
«Рекомендации клиентов (слухи)».

Иван Попов (freelance), Екатеринбург
«Интернет в этом плане самое доступное и простое, но проблема в том, что он есть у всех сейчас и помогает всем в равном количестве. Без таланта ты далеко не уедешь. В принципе никакие технологии не помогут без таланта и собственного стиля и виденья. А так, очень интересными мне видятся всякие билборды, световые панели. Даже не знаю… какие-то инсталляции».

Алексей Веретенников (владелец фотостудии «ALVER»), Екатеринбург
«Для начала - интернет и знакомые, когда надо только учиться и снимаешь за копейки, потом слухи, положительные отзывы в том же интернете и немного публикаций не помешает».

Олег Нохрин (freelance), Екатеринбург
«Реклама и интересные предложения».

Даша Ripp (freelance), Екатеринбург
«Умение себя подать, наверное, или фото-менеджер, который это сделает, сарафанное радио. А самому фотографу – думаю, нужно некоторое количество прагматичности и трезвой оценки тенденций».

Женя Климов (freelance), Екатеринбург
«Ну, наверное, если грамотно все делать, то социальными сетями и через друзей, устраивая им бесплатные фотосессии в обмен на рекламу и привлечение тебе клиентов».

Ярослав Кайдалов (Freelance), Екатеринбург

«Сарафанное радио и только при том, что фотограф хороший».

Илья Сорвин (Freelance), Екатеринбург

«- Сарафанное радио – люди больше доверяют совету тех, кто услугами уже пользовался и может увидеть результат для сравнения.
- Интернет сайт – можно дешево и сердито представить свои работы.
- Социальные сети – вообще бездонная площадка для саморекламы и продвижения. Можно не тратить ни копейки.
- Визитки – можно просто на улице тормознуть понравившегося человека и вручить свою визитку. Нужна харизма.
При определенных навыках с компьютером все перечисленное обойдется в ноль рублей и ноль копеек. Остальные не рассматриваю, т.к. фотография относительно малоприбыльный бизнес и затраты на начальном этапе должны быть минимальные, если конечно это не гений фотографии с протекцией фото-элиты. И все равно, скорость продвижения будет зависеть только от одного – качество/цена работы фотографа».

Антон Селецкий (Nightparty), Екатеринбург
«Флэшмобы, имджевые проекты».

Что же я узнала из опроса: большинство опрошенных фотографов считают, что наиболее эффективно сарафанное радио, социальные сети, съемка знакомых/друзей.

Мне больше всего импонируют два ответа, с которыми я полностью согласна (ответы Ксении Ветровой и Ильи Сорвина) и думаю, именно они отражают самые эффективные технологии продвижения фотографа.

Таким образом, получается, что наиболее эффективными технологиями продвижения фотографа являются:

- «сарафанное» радио (так как доверчивость людей своим друзьям-товарищам, уже работавшими с данным фотографом, выше, чем что-либо другое);
- сайт (это визитная карточка фотографа, биография и взгляд на мир и фотографию приобщают вас к обычным людям, на которых вы ориентируете свои услуги);
- социальные сети (благодаря группам и официальным страницам, «левым аккаунтам», рассылке и приглашениям, добавлению всех подряд или строго людей определенного возраста/статуса/определенных интересов, социальные сети вообще бездонная площадка для самореализации, хотя не для всех подходящая);
- визитки (неотъемлемый атрибут, поскольку на любых мероприятиях, необязательно связанных с фотографией, можно их вручать знакомым и незнакомым людям);
- различные акции (бесплатные, платные, креативные, главное – заинтересовать потребителя);
- участие в различных фото-проектах (как участник или как спонсор, если средства позволяют);
- участие в фото-форумах, консультациях, мастер-классах.

Заключение

Многим людям, ни разу не державшим фотоаппарат в руках, кажется, что съемка - это, как раз-два и готово. Мало кто понимает насколько это сложный и трудоемкий процесс. Поиск клиентов, подготовка к съемке, непосредственно съемка, обработка фотографий – это не для слабонервных, особенно если учитывать какая жесткая конкуренция сейчас на рынке фотографии. Но суть не в этом. Главное для фотографа (если для него фотография больше, чем просто хобби) -это его продвижение, его узнаваемость в различных кругах общества.

Продвижение фотографа складывается из нескольких составляющих, которые, как правило, формируются индивидуально под каждого, но все же есть небольшая шаблонность. Она заключается в создании сайта или блога и продвижения через социальные сети. Естественно, продвижением через социальные сети занимаются не все фотографы (это старое, маститое поколение фотографов, у которых уже есть имя), молодые дарования и новички, как правило, используют именно социальные сети для саморекламы.

Посвящённой актуальной для молодых фотографов теме: «Ключевые ошибки продвижения фотоуслуг в соцсетях» . Роман является директором по развитию компании по организации онлайн-трансляций «под ключ» RF-PROSTUDIO , участником «Клуба Экспертов» Деловой Афиши , а также одним из ведущих специалистов в области современного маркетинга. Он продвигал мероприятия совершенно разного масштаба: от встреч с охватом в 50-300 человек до крупных событий с аудиторией численностью более чем 1000 человек.

Сегодня большинство людей не представляют своей жизни без социальных сетей, в них содержится всё: от личных страничек «Вконтакте» до сообществ по продвижению услуг. Практически у каждого фотографа – любителя и уж тем более профессионала – есть своя группа или сайт, но не каждый знает, как надо презентовать его, чтобы привлечь целевую аудиторию. Именно об основных ошибках, с которыми сталкиваются многие фотографы, Роман рассказал и привёл конкретные примеры в сравнительной перспективе.

Первое, с чего стоит начать – это поставить цель, ответив на вопрос: «Зачем мне это нужно, чего я хочу добиться?» И для получения ответа на этот простой, казалось бы, вопрос Роман предложил простую и структурированную модель SCORE , которая была разработана Роберт Дилтсом и Тоддом Эпштейном в 1987 году. Алгоритм этой модели можно применять ко многим областям нашей жизни. Она расшифровывается следующим образом:

S – Sympomps (симптомы)

C – Causes (причины)

O – Outcome (результат)

R -Resources (ресурсы)

E –Effects (эффекты).

Каждому пункту соответствует свой вопрос, ответ на который помогает переходить к следующему шагу: симптомы предполагают основной вопрос «что сейчас не так?»; причины – «почему что-то не так?»; желаемый результат – «чего хочешь достигнуть?»; ресурсы – «что готов сделать для достижения результата?»; эффекты – «что изменится физически в жизни после достижения цели?». Это очень простые вопросы, ответы на которые помогут выйти из подвесного состояния.

Роман в ходе выступления плавно перешёл к вопросу: «Чем именно ты отличаешься от остальных?» В наши дни каждый второй предоставляет свои услуги через социальные сети, но для обычных клиентов нет разницы между фотографами, они смотрят исключительно на то, что им предлагают. «У кого-то ч/б фотографии, а у кого-то портреты, но как в итоге выбрать-то? Самое главное: понять, какие же критерии выбора именно у вашего клиента. Для этого необходимо задавать чёткие и по максимуму конкретные вопросы заказчику. У человека есть встроенные механизмы желания, поэтому клиент уже знает, чего он хочет» .

Перед тем, как перейти к ошибкам во взаимодействии с клиентом, Роман сделал отступление и рассказал о двух видах коммуникации: неконтактной и контактной . Отличие состоит в том, что неконтактная – это коммуникация с неодушевленными объектами, а контактная, соответственно, с человеком. И из этого вытекает первая, очень важная ошибка отношение к клиенту как к неодушевленному объекту. Другими словами, фотограф предлагает снимки, но не задумывается о том, что клиенту нужны не сами снимки, а конкретный результат, например, скорость (через какое будут готовы фотографии), сколько будет итоговых фото, получит ли заказчик исходники, стоимость и так далее.

Существует и вторая ошибка взаимодействия с клиентом, а именно подход «вы не делали – сделайте». Ошибка, по словам Романа, заключается в том, что люди не хотят чего-то нового, они хотят старое по-новому. Поэтому надо понять, чего хочет клиент, тем самым возвращаясь к главному – необходимо слушать клиента, а не навязывать ему свою точку зрения. Клиент при выборе товара и услуг проходит так называемый «путь клиента», заключающийся в следующем:

«Необходимо слушать клиента, а не навязывать ему свою точку зрения»

Исходя из схемы мы видим, что клиент проходит определённый путь перед тем, как связаться с исполнителем. Роман рассказал о том, как важно учитывать каждый шаг клиента. Например, на стадии « Test » необходимо предоставлять какие-то «пробные, бесплатные услуги», чтобы клиент убедился, что он не выкинет деньги на ветер, а итоговый результат будет достойный.

Третья ошибка , которая является наиболее распространенной – это неправильное оформление странички или сайта. Роман показал примеры неудачных оформлений, которые, встречаются очень часто: в описании фотограф рассказывает не о том, что он конкретно может дать клиенту, а о том, какой он замечательный фотограф, слишком много абстракции и никакой конкретики. Чтобы потенциальные клиенты заметили группу, важно создать свой собственный, индивидуальный стиль, который будет бросаться в глаза, но «не слепить». Однако не стоит сильно погружаться в сухое описание своих услуг – можно потерять эту самую уникальность. Люди хотят знать больше о фотографе, о его личности, поэтому на той же страничке надо показывать и рассказывать о себе, о своих путешествиях и планах, тем самым становясь ближе к клиенту.

За 4 года количество пользователей Instagram перевалило за 300 млн человек. Это большое количество людей, с которыми можно делится вашими фотошедеврами, поэтому вот для вас небольшая инструкция, как обратить на себя внимание людей.

1. Великие художники показывают только лучшие работы

Разница между хорошим художником и великим в том, что великий показывает только лучшие свои работы. Пока вы не можете конкурировать с фотографами Vogue, но уже сейчас вы должны уделять внимание тому, чем вы делитесь. Возможно, даже одна фотография может оттолкнуть людей от вашего портфолио, поэтому если снимок не вызывает у вас вау-эффекта – не выкладывайте его.

2. Найдите свою нишу

Это так же важно для вашего роста в качестве фотографа, как и в определении вашего бренда : что отличает вас от всех остальных? Это правило работает не только для Instagram, но и в принципе применимо для фотографа.

Можно, например, заниматься фотографированием лесной природы

3. Используйте настоящую камеру

Да, ваш новенький смартфон может делать прекрасно быстрые снимки, но мы считаем, что Instagram пережил эру “быстро сфотографируй и выставь”, и к этому делу теперь подходят куда серьезнее. А использование зеркальной (или беззеркальной, но с хорошей матрицей) камеры дает вам определенное преимущество.

4. Пост-продакшн должен быть серьезным

Да, у инстаграм есть много готовых красивых фильтров, и вы можете легко их использовать, но, к примеру, на вас вышел заказчик и говорит, что хочет фото с такой обработкой, и что вы тогда будете делать? Поэтому настоящий фотограф не берет ничего готового, а создает сам.

5. Делитесь хорошей историей вместе со снимком

Думаете вам тяжело выходить на работу в понедельник? Китайские носильщики в провинции Хуаншань каждый поднимают на себе полезный груз на высоту до 2500 м. для туристической индустрии. В то время как туристы поднимаются на специальных подвесных системах.

В инстаграме мало быть хорошим фотографом, нужно еще быть хорошим автором для описания своих снимков. Обязательно задавайте вопрос в конце истории, это то, что отличает описание снимка от живого общения с подписчиками.

6. Эффективно используйте хэштеги

Если вы продвигаетесь по общим хэштэгам такие как: #vsco или #instagood, то вероятность, что вы попадете в целевую аудиторию, очень низкая, поэтому сначала проведите анализ хэштегов для ниши, которую вы выбрали.

7. Стройте сообщество

Найдите фотографов, которыми вы вдохновляетесь, и налаживайте с ними связь. Это сложный и тяжелый процесс, но потом вы можете друг друга пиарить и заниматься совместными проектами.

8. Не гонитесь за подписчиками

Лучше у вас будет 100 подписчиков, но вы точно будете получать от них лайки и обратную связь, чем 2000, которые будут молчать. Прежде чем нагонять большое количество людей, поднимите уровень качества контента.

Каждый фотограф, рано или поздно, сталкивается с ситуацией, когда необходимо расширять свой круг общения и искать новых клиентов. Это может происходить по разным причинам: начало работы в новом жанре, поднятие стоимости услуг и т.д. На сегодняшний день легче всего это сделать с помощью соцсетей, поскольку ими пользуются миллионы людей и продвигаться в них можно бесплатно.

Благодаря социальным сетям появляется возможность находить новые деловые знакомства, находятся интересные люди, продвигаются интернет-ресурсы, сайты-визитки, сайты портфолио. А также идёт насыщенный обмен информацией - ссылками, книгами, интересной и полезной информацией.

Что такое SMM?

Social Media Marketing (SMM) - это комплексные мероприятия, которые направлены на увеличение охвата аудитории, укрепление имиджа в соцсетях, с помощью чего происходит повышение интереса и лояльности к предоставляемой услуге.

Продвигать свои услуги;

Привлекать новых клиентов;

Создавать выгодный образ вашего бренда;

Изучать аудиторию;

Вести микроблог;

Создавать портфолио работ;

Анализировать отзывы о своей работе;

Проводить акции и конкурсы;

Вести свою статистику.

Рассмотрим основные задачи SMM:

1. Увеличение продаж

При правильном продвижении и постинге, соцсети становятся солидным источником трафика. Для этого достаточно переадресации целевой аудитории на свой сайт. Еще один бонус работы с соцсетями - возможность продавать свои услуги прямо со своей страницы.

2. Повышение узнаваемости бренда

Узнаваемости бренда возможно добиться за счет работы "сарафанного радио". Человек, который заинтересован в приобретении Ваших услуг, по собственной инициативе рассказывает друзьям об «выгодном предложении/хорошей скидке/отменном качестве».

3. Формирование ядра лояльных пользователей

4. Отбор и реакция на негатив

Одной из самых важных задач SMM является противодействие негативу. Чтобы не испортить проделанную Вами работу в соцсетях и не разрушить положительный имидж фотографа, важно вовремя реагировать на проявление негатива со стороны пользователей. При этом, чем раньше негатив будет погашен, тем лучше.

Очень важно различать так называемый «естественный негатив» (клиент действительно недоволен качеством Вашей услуги) от троллинга, а тем более - от профессиональной атаки со стороны конкурентов.

Итак, давайте рассмотрим базовые принципы, без которых ваша работа в социальных сетях будет бессмысленна:

1. Определение задач (не только для SMM, но и для всего бизнеса)

Первым делом нужно определить цель, а потом, отталкиваясь от нее, заниматься продвижением. Пока вы четко не сформулируете для себя, чего вы хотите добиться, вы вряд ли чего-то добьетесь. Четко и грамотно поставленную цель достичь намного легче.

Согласно модели SMART, любая цель, чтобы ее возможно было реализовать, должна отвечать пяти параметрам, зашифрованным в акрониме SMART.

Цель должна быть:

Воронка продаж

Чем больше вы сделаете для ваших клиентов - тем ближе они будут к вам. Образуется так называемая воронка продаж, суть которой заключается в отсеивании незаинтересованной аудитории, а результатом является формирование собственной статистики.

Воронка продаж представляет собой график, напоминающего перевернутую пирамиду: верхняя широкая часть показывает, сколько клиентов находятся на начальной стадии процесса продаж (выражают заинтересованность, ведут переговоры и т.д.), а нижняя - со сколькими клиентами уже заключен договор.

Из этой таблицы можно сделать несколько выводов, которые послужат основой для более детального анализа или управленческих действий, например:

Сколько вам нужно клиентов, чтобы заключить в итоге необходимое число контрактов? На основании данной статистики можно получить соответствующие оценки;
- сколько клиентов отсеивается на каждом из этапов или какая доля клиентов переходит в следующий этап?

Например, есть 100 друзей, из которых 80 лайкают ваши посты, из них 50 комментируют ваши статьи, 30 участвуют в розыгрышах, а 10 становятся вашими клиентами. То есть, из 100 подписчиков может быть 10 потенциальных клиентов. Это дает возможность делать прогнозы на будущее и ставить перед собой конкретные цели.

Не надо выкладывать в Facebook фотографии еды и котиков,

а также хвастаться своими достижениями.

/Рэнди Цукерберг/

За последние 5 лет ситуация изменилась: те, над кем смеялись, речь про «Одноклассники», рвутся на первые позиции в рейтинге страны; те, кто некогда задавал вектор развития, речь о «Twitter», не знают кому себя продать, настолько все печально; и все это в ожидании темных лошадок - «Google» (растут возможности Google+) и «Apple» (работают над собственной социальной сетью).

В долгосрочной перспективе, любой участник может стать фаворитом, но надолго ли? И главное - причем тут фотограф?

Из этой статьи вы узнаете:

  • Почему фотографу необходимо использовать, если очень хочется, 1 или 2 социальные площадки, а в остальных присутствовать лишь формально.
  • Почему социальные сети, на данный момент, не самый результативный инструмент для продвижения фотографа в интернете.
  • Почему фотографы превращаются в маркетологов и когда все это закончится.

Но сперва, поговорим о причинах написания статьи.

Продвижение фотографа в социальных сетях

Мое присутствие в «Facebook» и «ВКонтакте» - простая формальность, временная. Такое решение было принято в 2014 году, после 2 лет изучения возможностей и оценки перспектив:

  1. Социальные сети закрываются на себе. Это наиболее заметно в «Facebook»: плата изданиям за рейтинговый контент, быстрые страницы (Instant articles), интеграция модулей, заменяющих решения вне сети и т. д.
  2. Социальные сети - развлекательный формат. А значит: необходимо скатываться в сферу услуг или в «клоунаду», а это стагнация и вымирание.
  3. Социальные сети - неудобный инструмент. , рекомендую к прочтению.
  4. Социальные сети - временно, если говорить о фотографе. Владельцы социальных сетей - бизнесмены, их цель - прибыль. Поэтому «Facebook» станет видео-площадкой, а другие последуют тренду. Кому будут нужны фотографии в ленте?
  5. Социальные сети - площадки для обкатки технологий: машинного обучения, нейронных сетей, личных помощников, дополненной и виртуальной реальностей.

В дополнение к этому, в общении с заказчиком, я всегда задаю два вопроса:

  1. Откуда вы узнали обо мне?
  2. Как вы находите нужные вам товары и услуги?

Как выяснилось, среди моей аудитории, приоритет в источниках выглядит так:

  1. Рекомендации. «Сарафанное радио» и партнеры.
  2. Поисковые системы. Удивлен, хотя да, что может быть проще, чем спросить «Google» или «Yandex».
  3. Блог. Как выяснилось, читают.

— Да пойди разбери, что там по-делу, а где одноразовое.

Конечно, маркетологи говорят иначе: фотографу нужны социальные сети, публикации по графику, отслеживание упоминаний и т. д.

А я говорю иначе: необходимо выбрать 1-3 рекламных инструмента, которые будут работать на фотографа и не станут отвлекать его от основной деятельности - фотографии.

Возможности социальных сетей для продвижения. Есть ли прок фотографу?

Маркетологи осознали угасание SMM и, чтобы не сидеть без работы, ушли в преподаватели. Цитируют книжки, друг друга и равнодушны к тому, что их стараниями, доверчивый слушатель окажется на свалке истории.

Разберем основные проблемы, которые должны решить социальные сети и найдем ошибки:

Узнаваемость и облик эксперта

Узнаваемость - людская слава, приходит и уходит. Толку от нее? Про вред сами знаете.

Облик эксперта - пшик, т. к. в профессии фотографа ценен опыт, а не слова.

Говорилось ранее, не стану повторяться.

Отзывы клиентов

Было актуально, но уже под сомнением: череда громких разоблачений копирайтеров и маркетологов, чьи действия испортили и этот инструмент для продвижения. Увы.

Фиктивные инструменты, мнимые ценности и плавающие ценники - возможности, которые оставят фотографа один на один с нерешенными проблемами (малый сегмент аудитории и упущенное время; практика маркетолога, вместо опыта фотографа и т. д.) и осознанием морали социальных сетей: «Сегодня заметят, а завтра не вспомнят».

Будущее социальных сетей, или что ждать фотографу от соцмедиа

Конечно, не все компании информируют о своих планах, но кое-что известно из достоверных источников и можно оценить будущее социальных сетей. Я не Ванга и дат называть не стану, а лишь объясню трудности, с которыми столкнется фотограф, желая взаимодействовать с аудиторией на просторах соцмедиа.

  1. Потенциальных клиентов станет меньше. Благосостояние граждан России падает и следом спрос на фотографию. В социальные сети приходят с целью отвлечься, себя показать и других посмотреть. Для покупок - поисковые системы и «звонок другу».
  2. Падение эффективности рекламы и рост рекламных бюджетов. Очевидно и неприятно. Надежная альтернатива онлайн - контекстная реклама в поисковых системах. Удовлетворяет текущий спрос, дает продажи здесь и сейчас. Дорого.
  3. Смена формата. Как говорилось выше, и , на видео обращено внимание всех владельцев социальных площадок. Фотограф и его портфолио, как информация, привлекающая пользователей - не представляет былой ценности для владельцев соцмедиа: понижение в органической выдаче и обесценивание контента.
  4. Технологии и борьба за лидерство. Oculus Rift - инструмент будущего «Facebook», как развлекательного портала. Нейросети - основа интеллектуальных помощников, разработкой заняты главные игроки рынка: «Google», «Apple», «Microsoft» и конечно же - «Facebook». Кто станет монополистом, с учетом технологии «умный дом» - неизвестно. Фотографу необходимо готовиться заранее: доступ к онлайн-портфолио по единому протоколу, вне площадок; налаживание деловой переписки по email и т. д.
  5. Машинное обучение и маркетинг. Видимые результаты машинного обучения - качество поисковой выдачи. SEO изменилось. Вслед за ним изменится SMM, а манипуляции с эмоциональным постом по графику станут частью истории. Алгоритм сам найдет владельцу требуемого исполнителя и соединит его с вами, дальше - опыт общения, организации и проведения фотосъемки.
  6. Потери. Они неизбежны. На протяжении многих лет фотограф вкладывает средства в сторонние разработки. Если они не выдерживают конкуренции на рынке - исчезают, как и все наработки фотографа. Недавно закрылся «Smartresponder». Представьте ощущения пользователей, владельцев бизнеса. А лучше подумайте над проблемой, которая может появиться у вас, если любимая социальная сеть «сдаст позиции».
  7. Абонемент. Доступ по подписке набирает популярность в зарубежных странах. Не исключаю, что вслед за журналами и корпоративными блогами, социальные сети задумаются о платном доступе, но прежде - создание монополии, иначе выиграет тот, у кого «даром».

Не спешите удалять аккаунты. 🙂

Постскриптум

Основа существования социальных сетей - доход от рекламы . Но чтобы ее показывать - нужен контент, созданием которого занимаются пользователи, в том числе - фотограф. Отсюда рекомендации и щедрые советы: не покидайте пределов, публикуйте чаще, пишите обо всем и т. д.

Реальная сеть. 🙂

Вначале творческого пути фотограф ограничен в финансах и социальные сети - логичный набор инструментов для презентации портфолио, ведения переписки и размещения рекламы.

По мере роста, необходимо не только обновлять технику, но и ликвидировать зависимость от сторонних решений. Отдельный стимул - ежегодное снижение затрат на содержание личных ресурсов (развитие технологий, конкуренция и т. д.).

Наступает время, когда в лидерах индустрии те, кто 10 лет назад создал свои ресурсы, а теперь, при необходимости, добавляет нужные модули: фотошкола, продажа оборудования, система уведомлений, партнерская сеть, персональная презентация портфолио (на основе метаданных) и т. д.

Думайте. Обсуждайте. Делитесь с друзьями.

С уважением
Андрей Бондарь.