Деньги как социальный контроль. Социальное поведение и социальный контроль. Формы и функции социального контроля. Понятие социального контроля, его функции

Общественное сотрудничество в условиях разделения труда является условием удовлетворения растущих потребностей людей, а значит, и успеха в борьбе за выживание. В человеческой природе, склонной к девиантному поведению, действуют силы, препятствующие действиям, несовместимым со стандартами поведения, которые ведут к интеграции и стабильности. В исследовании Смелзера 99 % опрошенных признались, что хотя бы раз в жизни нарушали закон в силу противоречия между желанием чего-то и общественными нормами и ценностями.

Роль механизма социального контроля — своеобразного «отвод но го клапана» — играет массовая молодежная культура. Обладая чертами сверхдопустимости, она позволяет молодежи «оттянуться», снять эмоциональное и девиантное напряжение, сохранить контроль над ней со стороны старших и стандартов поведения общества. Уверенность молодых людей в их независимости от взрослых в рамках молодежной культуры формирует чувство и мотивы ответственности за свое поведение. С взрослением молодой человек обычно теряет интерес к этой культуре, социализируется и становится конформным к стандартам поведения. Однако у некоторых молодых людей сверхдопустимость молодежной культуры формирует отчетливое девиантное поведение и мотивацию.

Крайней формой социального контроля является прежде всего изоляция от социальной среды — для прекращения контактов девианта с другими людьми. Этот механизм блокирует потенциальные конфликты, девиантные мотивы и действия. Изолированные оставляют поле проявления конформных мотивов, стандартов поведения. Такая изоляция характерна для преступников, содержащихся в тюрьмах. Еще один механизм социального контроля - обособление девианта от социальной среды ограничением его контактов с другими людьми, предполагающее возможность возвращения в общество. И, наконец, возможна реабилитация девиантов, когда для них создают искусственные условия общения с себе подобными под контролем психиатров, надзирателей и т. п. Для заключенных такие обстоятельства складываются в условном освобождении, расконвоировании и т. п.

Социальный контроль делится также на (1) неформальный и (2) формальный. Неформальный социальный контроль существует, по мнению Кросби, в виде: (а) вознаграждения (одобрение, повышение в должности и т. п.); (б) наказания (недовольный взгляд, критические замечания, угроза физического наказания и т. п.); (в) убеждения (аргументированное доказательство соблюдения нормального поведения); (г) переоценки культурных норм человеком (в результате всех предыдущих форм социального контроля плюс способности к самооценке).

Формальный контроль осуществляется государственным аппаратом, который обеспечивает принуждение к соблюдению стандартов поведения и мотивацию такого соблюдения стандартов. В политических странах, где базисом общества является авторитарное или тоталитарное государство, подобный контроль осуществляется путем прямого насилия над людьми во всех сферах. Он часто остается нелегитимным, порождая разные виды девиант- ной мотивации и поведения в форме скрытого саботажа или даже восстания. Идея свободы как важнейшей ценности жизни народа никогда не разрабатывалась на Востоке (в Азии) — там главной ценностью считалось повиновение власти, а любое выступление против нее рассматривалось как девиантное и жестоко каралось.

В экономических и экономико-политических странах, где базисом общества является рыночная экономика, формальный контроль за соблюдением правовых норм и стандартов поведения дополняется контролем над полномочиями чиновников, осуществляющих контроль за соблюдением конформного поведения и борьбой против девиантного поведения. Идея свободы давно уже стала ценностью западных обществ, породившей инициативу, которая нарушает традиционные стандарты поведения и которой современный человек обязан достижениями индустриальной эпохи: в их числе правовое государство и представительное правительство, независимость судов и трибуналов, судебное разбирательство и возмещение ущерба в случае незаконных действий государства, свобода слова и прессы, отделение церкви от государства.

Функции системы социального контроля

Социальный контроль — это система социального регулирования поведения людей в обществе, обеспечивающая их упорядоченное взаимодействие. По отношению к обществу социальный контроль выполняет две важнейшие функции: охранительную и стабилизирующую и подразделяется на два вида:

1. внутренний контроль, или самоконтроль . когда индивид самостоятельно регулирует свое поведение, согласовывая его с нормами общества, здесь главным критерием нравственной оценки выступает совесть;

2. внешний контроль представляет собой совокупность институтов и средств, гарантирующих соблюдение общепринятых норм.

Система социального контроля осуществляется с помощью социальных норм, санкций и институтов (агентов контроля).

Социальные нормы — это предписания, требования, правила, определяющие границы допустимого, общественно одобряемого поведения людей. Они выполняют в обществе следующие функции:

  • регулируют общий ход социализации;
  • интегрируют личность в социальное окружение;
  • служат образцами, эталонами соответствующего поведения;
  • контролируют отклоняющееся поведение. Принято выделять два вида социальных норм:

1. Формальные, на основе права:

  • формально определены;
  • закреплены в нормативных актах;
  • подтверждены принудительной силой государства.

2. Неформальные у на основе морали:

  • не закреплены официально;
  • поддерживаются общественным мнением.

Сущность социальных норм заключается в следующем:

  • они позволяют личности вступать во взаимоотношения с другими людьми;
  • выполнение норм строго контролируется сложным механизмом, который соединяет усилия контроля и самоконтроля посредством системы санкций и поощрений.

Соблюдение социальных норм в обществе обеспечивается через социальные санкции , которые представляют собой реакцию группы на поведение индивида в социально значимых ситуациях. Все многообразие социальных норм в обществе по мере возрастания эффекта действия подразделяют на четыре вида:

Выделяют три способа реализации социального контроля в группе и обществе:

  • через социализацию. Суть его состоит в том, что социализация, формируя наши желания, предпочтения, привычки и обычаи, является одним из основных факторов социального контроля и установления порядка в обществе;
  • через групповое давление. Каждый индивид, являясь членом многих первичных групп, должен при этом разделять определенный минимум принятых в данных группах культурных норм и вести себя подобающим образом. В противном случае могут последовать осуждение и санкции со стороны группы, применяемые в широком диапазоне, начиная от простых замечаний и кончая изгнанием изданной первичной группы;
  • через принуждение. В ситуации, когда отдельный индивид не желает выполнять законы, нормативные регуляторы, формализованные процедуры, группа или общество прибегает к принуждению, чтобы заставить его поступить, как все.

Таким образом, каждое общество вырабатывает определенную систему контроля, которая складывается из формальных и неформальных способов регулирования поведения людей и способствует поддержанию общественного порядка. В качестве агентов неформального контроля выступают семья, родственники, друзья, коллеги, тогда как формальный контроль осуществляют в первую очередь официальные представители государства, наделенные функциями контроля, — суды, армия, спецслужбы, правоохранительные органы и иные уполномоченные институты.

Усилия общества, направленные на предотвращение девиантного поведения, наказание и исправление девиантов, определяются понятием «социальный контроль».

Социальный контроль - это механизм регуляции отношений индивида и общества с целью укрепления порядка и стабильности в обществе.

В широком смысле слова социальный контроль можно определить как совокупность всех видов контроля, существующих в обществе (нравственный, государственный контроль и др.), в узком смысле социальный контроль - это контроль общественного мнения, гласность результатов и оценок деятельности и поведения людей.

Социальный контроль включает в себя два главных элемента: социальные нормы и санкции.

Санкции - это любая реакция со стороны остальных на поведение человека или группы.

Существует следующая классификация санкций.

Виды санкций:

Формальные:

Негативные - наказание за преступление закона или нарушения административного порядка: штрафы, тюремное заключение и др.

Позитивные - поощрение деятельности или поступка человека со стороны официальных организаций: награждения, свидетельства о профессиональных, академических успехах и др.

Неформальные:

Негативные - осуждение человека за поступок со стороны общества: оскорбительный тон, ругань или выговор, демонстративное игнорирование человека и др.

Позитивные - благодарность и одобрение неофициальных лиц - друзей, знакомых, коллег: похвала, одобрительная улыбка и т. п. и др.

Социологи выделяют две основные формы социального контроля:

Внутренний (самоконтроль)

Форма социального контроля, при которой индивид самостоятельно регулирует свое поведение, согласовывая его с общепринятыми нормами.

Внешний

Совокупность институтов и механизмов, гарантирующих соблюдение общепринятых норм поведения и законов.

Неформальный (внутригрупповой) - основан на одобрении или осуждении со стороны группы родственников, друзей, коллег, знакомых, а также со стороны общественного мнения, которое выражается через традиции и обычаи либо через средства массовой информации.

Формальный (институциональный) - основан на поддержке действующих социальных институтов (армия, суд, образование и т. д.).

В процессе социализации нормы усваиваются настолько прочно, что люди, нарушая их, испытывают чувство неловкости или вины, муки совести. Совесть - проявление внутреннего контроля.

Общепринятые нормы, будучи рациональными предписаниями, остаются в сфере сознания, ниже которого расположена сфера подсознания, или бессознательного, состоящая из стихийных импульсов. Самоконтроль означает сдерживание природной стихии, он основывается на волевом усилии.

В традиционном обществе социальный контроль держался на неписаных правилах, в современном его основой выступают писаные нормы: инструкции, указы, постановления, законы. Социальный контроль приобрел институциональную поддержку. Формальный контроль осуществляют такие институты современного общества, как суд, образование, армия, производство, средства массовой информации, политические партии, правительство. Школа контролирует благодаря экзаменационным оценкам, правительство - благодаря системе налогообложения и социальной помощи населению, государство - благодаря полиции, секретной службе, государственным каналам радио, телевидения, печати.

В Российской Федерации созданы специальные органы для осуществления социального контроля. К ним относятся Прокуратура РФ, Счетная палата РФ, Федеральная служба безопасности, различные органы финансового контроля и т. д. Функциями контроля наделены и депутаты различных уровней. Помимо государственных органов контроля, все большую роль в России играют различные общественные организации, например, в области защиты прав потребителей, в контроле за трудовыми отношениями, за состоянием окружающей среды и т. д.

Детальный (мелочный) контроль, при котором руководитель вмешивается в каждое действие, поправляет, одергивает и т. п., называют надзором. Надзор осуществляется не только на микро-, но и на макроуровне общества. Его субъектом становится государство, и он превращается в специализированный общественный институт.

Чем выше у членов общества развит самоконтроль, тем меньше этому обществу приходится прибегать к внешнему контролю. И наоборот, чем меньше у людей развит самоконтроль, тем чаще вступают в действие институты социального контроля, в частности армия, суд, государство. Чем слабее самоконтроль, тем жестче должен быть внешний контроль. Однако жесткий внешний контроль, мелочная опека граждан тормозят развитие самосознания и волеизъявления, приглушают внутренние волевые усилия.

Методы социального контроля:

1) Изоляция – это установление непроходимых перегородок между девиантом и всем остальным обществом без каких-либо попыток исправления или перевоспитания его.

2) Обособление – это ограничение контактов девианта с другими людьми, но не полная его изоляция от общества; такой подход допускает исправление девиантов и их возвращение в общество, когда они будут готовы вновь выполнять общепринятые нормы.

3) Реабилитация – это процесс, в ходе которого девианты могут подготовиться к возвращению к нормальной жизни и правильному исполнению своих социальных ролей в обществе.

Таким образом, социальный контроль необходим для недопущения отрицательных явлений в обществе. Он направлен на позитивное развитие.

Одним из наиболее сложных и многозначных понятий, применяемых в научной правовой, политологической и социологической литературе является широко используемое в названных науках понятие «социальный контроль» 1 .

Цель лекции: познакомить студентов с явлением социального контроля; проанализировать толкования данного понятия с точки зрения различных наук; изучить сущностные составляющие социального контроля с очки зрения социологической науки.

В соответствии с поставленными целями, можно предложить следующий план для рассмотрения темы:

    Понятие социального контроля.

    Функции, участники, виды и формы социального контроля.

    Социальные нормы и социальные санкции.

1.Понятие социального контроля.

Понятие «социальный контроль» вошло в научный оборот исторически недавно. Так еще в дореволюционном словаре «Брокгауза и Ефрона» используется только термин «государственный контроль», причем трактуется он достаточно узко, как деятельность «учреждения, на обязанности которого лежало бы наблюдение за правильностью и законностью поступления государственных доходов и производства расходов».

Социальный контроль - термин, введенный в широкий научный оборот французским социологом и криминологом Г. Тардом, который первоначально рассматривал его как средство возвращения преступника к общественной деятельности. В дальнейшем, расширив объем понятия, Г. Тард стал понимать его как один из факторов «социализации» личности. Социальный контроль стал трактоваться как целенаправленное влияние общества на поведение индивида в целях обеспечения «здорового» социального порядка.

Развернутую теорию социального контроля в социологии создал Р.А. Лапьер, рассматривавший социальный контроль как средство, обеспечивающее процесс усвоения индивидом культуры и передачу ее от поколения к поколению. При этом Лапьер выделил три универсальных механизма социального контроля, действующих в различных обществах:

1) физические санкции (наказание индивида за нарушение групповых норм),

2) экономические санкции («провокация», «запугивание», «штраф»),

3) административные санкции.

Различные науки выработали подходы к проблеме социального контроля, отвечающие специфике их предмета.

Так, например, психология рассматривает проблему социального контроля сообразно проблеме психической жизни индивида 2 . Характерно, что в своем труде Т. Шибутани посвящает всю первую часть своей социальной психологии проблеме социального контроля. Здесь социальный контроль рассматривается в сопряжении с такими темами как «Структура организованных групп», «Самосознание и участие в группах», «Культурная матрица играния ролей» и, наконец, «Коммуникация и социальный контроль».

В политологии проблема социального контроля исследуется в рамках соотношения государства и гражданского общества. При этом в ряде случаев исследователи пытаются свести ее к проблеме форм и методов включения индивида в политическую деятельность, рассматривая социальный контроль как воздействие индивидов через институты гражданского общества на институты государства в результате развития различных форм демократии, как в непосредственных, так и опосредованных формах участия.

В юриспруденции проблема социального контроля присутствует не только в пограничной с социологией отрасли «социологии права», но и в теории правовой науки. Особенно ясно ощущается присутствие проблемы социального контроля в таких теориях как аналитическая юриспруденция Герберта Харта, концепциях «живого права» Е. Эрлиха и в американской социологической школе права.

Известно, что социологическая юриспруденция наибольшее распространение получила в США, где она сосуществовала и конкурировала с аналитической юриспруденцией и естественно-правовым направлением. Роско Паунд, глава этой школы, начал разрабатывать новую проблематику еще в первой четверти века и в конце своего творческого пути сумел свести воедино свои разработки в пятитомной «Юриспруденции» (1959). Суть нового подхода в социологии права была охарактеризована самим Р. Паундом как «инструментальный прагматический подход» к изучению права, причем само право стало восприниматься преимущественно как «инструмент социального контроля». Поскольку контроль связан с урегулированием и координацией поведения и социального взаимодействия законопослушных граждан, то для самой юриспруденции наиболее подходящим названием стало название «юридическая социальная инженерия», авторство которого также принадлежит Р. Паунду.

На трактовке анализируемого понятия сказывались особенности становления новой отрасли науки - социологии права. В XX в. сформировалось два подхода к социологии права. Если в континентальной Европе выделилось направление социологии, именующее себя юридической социологией, то в Соединенных Штатах, прагматически ориентированных на изучение практических проблем правопорядка, появилась социологическая юриспруденция.

Первая из этих дисциплин связывала социологию с феноменом групповой жизни как влекущей за собой «право». Другая - связывала юриспруденцию с регулированием отношений и упорядочением поведения, что необходимо в рамках жизнедеятельности социальных групп. Первая трактовка оказалась ближе к общей социологии, вторая - ближе специальной науке о праве.

Известно, что если для европейской общественной мысли характерно строгое разделение различных отраслей науки и в том числе социологии и права, то для США больше характерен интеграционный подход. В частности, это проявляется в широком распространении социологической концепции права, когда, согласно классикам американской правовой мысли О.У. Холмсу и Р. Паунду, право трактуется как «совокупность реальных общественных отношений» (отсюда название одной из американских правовых школ - реализм) или же, как социальная инженерия. При этом само право рассматривается в большей степени инструментально, а именно как важнейшая форма социального контроля.

В рамках этого различия сформировались и несколько различные представления о функциях права. В европейской традиции для права основными являются регулятивная и охранительная функции. В американской правовой мысли - другая точка зрения. Так, по мнению американского юриста Лоуренса Фридмэна, основная функция права состоит в социальном контроле поведения людей в обществе 3 . Естественно, что сама правовая система рассматривается как часть системы социального контроля.

Согласно общесоциологическому пониманию, социальный контроль есть способ саморегуляции любой социальной системы, регламентирующей и консолидирующей деятельность своих членов, стабилизирующей собственное функционирование и развитие посредством формирования личностных, групповых и институциональных стандартов деятельности (норм, ценностей, идеалов), а также оценки на их основе реальной деятельности людей и последующего приведения этой деятельности в соответствие со стандартами при помощи системы социальных санкций.

С точки зрения системного подхода социальный контроль определяется как механизм саморегуляции системы, обеспечивающий упорядоченное взаимодействие составляющих ее элементов посредством нормативного (в т.ч. правового) регулирования. Как часть общей системы согласования взаимодействия индивидов и общества, первичный социальный контроль задается наличием институциональной организации общества. Социальный институт контролирует поведение, устанавливая образцы, которые придают поведению одно из многих, теоретически возможных направлений. Контролирующий характер институционализации жестко не связан с системой санкций, поддерживающих институт: дополнительные, вторичные механизмы контроля требуются в том случае, если процессы институционализации не вполне успешны. Применение санкций обеспечивает совпадение или минимизирует расхождение между фактическим и ожидаемым поведением членов общества 4 .

Девиантное поведение и его виды.

Гендер как форма социального контроля.

Социальный контроль и его средства.

Важнейшим условием социального взаимодействия и эффективного функционирования социальной системы является предсказуемость в действиях и поведении людей. Отсутствие предсказуемости ведет общество (социальную общность) к дезорганизации и распаду. Поэтому общество создает различные механизмы социального контроля для того, чтобы координировать поведение своих членов.

Социальный контроль – это совокупность процессов в социальной системе (обществе, социальной группе, организации) посредством которых обеспечивается следование определенным «образцам» деятельности, соблюдение ограничений в поведении, нарушение которых отрицательно сказывается на функционировании системы.

Социальный контроль – это воздействие общества на индивида или группы с тем, чтобы они следовали нормам с целью поддержания стабильности

ценности, правовые и моральные нормы

административные предписания, решения

привычки

Социальные нормы это социально одобряемые и/или законодательно закрепленные правила, образцы, стандарты, регулирующие поведение людей.

Их (нормы) можно разделить на два основных вида:

1. Правовые нормы - это нормы, формально закрепленные в различного рода законодательных актах (например, Конституции, Уголовном кодексе, Правилах дорожного движения)

Нарушение правовых норм предполагает юридические, административные и иные виды наказания;

2. Нормы морали - это неформальные нормы, функционирующие в виде общественного мнения. Главным инструментом в системе норм морали является общественное порицание (осуждение) или общественное одобрение.

Чтобы люди всегда вели себя в соответствии с существующими в обществе нормами, необходимо, во-первых, обучать людей соответствующему поведению и. во-вторых, осуществлять контроль за соблюдением норм.

Социальный контроль обеспечивает определенную организацию общественной жизни, адекватность поведения членов общества взаимным ожиданиям.

Принуждение к должному поведению наблюдается уже у животных, особенно живущих в стаях (обезьяны должны ухаживать за вожаком).

Есть и специальные институты – судебные, карательные органы.

В качестве механизмов социального контроля выступают различные социальные институты. Например, институт семьи осуществляет первичный социальный контроль и регулирует поведение людей в брачно-семейной сфере общества; политические институты осуществляют социальный контроль политическими методами, мораль, обычаи, право и т.д.

Чтобы поведение людей соответствовало социальным ожиданиям, в обществе создаются (формируются) определенные стандарты поведения - социальные нормы.


Они очень разные и разной степени строгости.

Нормы – правила поведения, ожидания и стандарты, которые регулируют взаимодействие людей.

Образец культурное образование, которое определяет, как индивид должен реагировать на ситуацию, важную для него и его окружения. Наиболее часто повторяющийся способ поведения в определенных ситуациях.

Цель социального контроля – ограничение девиантного поведения.

Средства обеспечения социального контроля:

  • социализация
  • групповое давление (вознаграждение/улыбки, кивки, повышение в должности/, наказание, убеждение)
  • принуждение государственного аппарата

Методы социального контроля:

· изоляция – отлучение индивида от других

· обособление – ограничение контактов

· реабилитация – возвращение к нормальной жизни

Одна из форм социального контроля - представления о гендере.

Субординация женщин и мужчин – важнейший элемент, на котором держится социальный порядок. Социальные условия для одних благоприятны, для других – нет. Они подчиняются, другие – командуют. Люди неравны, почему же они мирятся с таким положением дел. Почему соблюдается социальный порядок ? Добровольное подчинение объясняется тем, что оно воспринимается как естественное, обусловленное самой природой.

П. Бурдье показывает на примере мужского доминирования (этнографический материал крестьяне – берберы в Алжире)

Во-первых, природа интерпретируется через бинарные оппозиции: высокое/низкое, сухое/влажное, светлое/темное, и т.д.

Все они пронизаны ассоциациями с мужское/женское. Женское связывает с теплом очага, терпением, слабостью.

Представления/стереотипы о полах настолько вплетены в нас в процессе социализации, что мы этого можем и не осознавать. Мы даже не замечаем, как влияют половые различия на наше поведение. Они укореняются в нас с первых дней жизни.

ПР. Джен Морис, знаменитая писательница, была Джеймсом Морисом. Она описала опыт человека, который изменив свой пол, ощутил себя в разных мирах. Она сделала такое наблюдение – менялась не только реакция окружающих людей, но и ее собственная. Если ее считали некомпетентной в открывании пробок, или тонкостях вождения автомобиля, она начинала вести себя соответственно.

ПР. Г. Гарфинкель посвятил работу анализу «индивидуального случая» изменения полового статуса. Основной эмпирический материал – интервью с Ангнессой, девятнадцатилетней девушкой, рожденной и воспитывавшейся до 17 лет как мальчик и сознательно сменившей пол. С токи зрения генетики Агнесса представляла редкий случай гормональной феминизации в подростковом возрасте. Мужские органы соседствовали с женскими вторичными половыми признаками. Внешне – привлекательная девушка. До момента поступления в клинику Агнесса жила уже два года в облике девушки и ощущала себя женщиной. Был жених. Сделала операцию. Позже призналась, что никаких биологических дефектов, которые бы вели к феминизации в подростковом возрасте не имела. Она тайно с 12 лет принимала экстрогены (женские половые гормоны), прописанные матери после серезной хирургической операции.

В 50-х гг. Х. Беньямин впервые описал трансексуализм с научной точки зрения как патологическое состояние личности, заключающееся в расхождении между биологическим и психическим полом.

С 60-70 хх. начали разделять понятия «пол» (в англ. sex) – биологический пол, физические признаки и «гендер» (в англ. gender) – социальный пол, обусловленный социо-культурными особенностями, обусловленные культурой половые различия. Как сказала Симона де Бовуар «Женщинами не рождаются, ею становятся». Тоже можно сказать и о мужчине. Поведение связано с усвоением комплекса норм, привязанных в культуре к определенному полу. Таким образом, существует два пола (мужской и женский) и два гендера (маскулинный и феминный). Они формируются через изучение женской и мужской идентичности – феминности и маскулинности .

Если пол человека определяется биологически, то гендер – культурная и социальная конструкция. Основной политический и теоретический вопрос заключается в том, связан ли гендер с биологией и определяется ли ею. Всегда ли отличия в поведении связаны с биологией. На сегодня не установлено однозначно степень влияния биологии на идентификацию.

Например, в ХIХ веке медицинские теории утверждали, что личность женщины определяется анатомией и женскими воспроизводящими функциями. Диагноз «истерия» считался женским и связывался с наличием матки. Эти взгляды были оспорены феминистками

ПР. в большинстве культур женщины большую часть своей жизни отдают детям, поэтому не могут принимать активное участи в войне или охоте.

ПР. родились близнецы, но одному повредили орган и решили реконструировать ему половые органы, чтобы они стали женскими. После этого, воспитывали как женщину. Росли типичные мальчик и девочка. Куклы, замуж, помощь по хозяйству и машинки, милиционер. Но когда узнала о происхождении своего пола, то высказала неуверенность в гендере.

Т.е. идентификация зависит от ярлыка, который дали человеку с детства. В нормальной ситуации эти ярлыки соответствуют биологическим отличиям в хромосомах, гормонах и анатомии.

Научение гендеру происходит в процессе социализации. С девочками и мальчиками по-разному разговаривают, разные игрушки.

ПР. изучение сказок показало, что там в качестве героев значительно чаще выступают мужчины. А если принять во внимание зверей с гендерними признаками, то соотношение 95 к 1. Там мужчины в авантюрных приключениях, а женщины – дома, ждут их, пассивны, или баба-яга.

Т.е. уже в сказках отражено отношение к гендеру и распределение гендерных ролей. Поэтому феминистки переписывают известные сказки (Золушка разочарована в принце и решает притворится, что туфелька ей давит).

ПР. тоже и в мультиках. Активные преследователи и герои – мужчины.

ПР. Изучали, каким игрушкам дети отдают предпочтение. Анализировали отношение к игрушкам, которые традиционно являются женскими, мужскими, нейтральными. И дети, и взрослые одинаково относили игрушки к соответствующему полу. В Италии дети выбирали дифференцированные по полу игрушки чаще, чем в Голландии, что связано с большей традиционностью итальянской культуры. В обоих обществах девочки высказывали желание поиграть с мальчиковыми и нейтральными игрушками намного чаще, чем мальчики выбирали девочковые.

Поэтому многие авторы говорят о том, что маскулинность – это испытание, а не только власть, за что критикуют феминистки западную культуру – за андроцентризм современной культуры. Т.е. за то, что реальный социальный мир культуры ориентирован на мужчину.

Признаки:

Отождествление понятия «человек» и «мужчина» (во многих языках обозначаются одним словом)

Разделение языка на мужской и женский основано на реальной социальной ассиметрии

Мужская физиология определяет большее количество видов спорта

Женщина «выпадает» из социальной жизни в связи с рождением ребенка

Неудобная одежда (короткие юбки сковывают движения и заставляют постоянно контролировать себя)

Общество ожидает определенного поведения. Гендер не просто существует, мы каждый день «подтверждаем» свой гендер во взаимодействиях. Польза от ликвидации гендерных различий, к чему стремятся феминистки – вопрос (дать эссе).

Все социальные нормы сопровождаются санкциями и направлены на поощрение общепринятого поведения, общепринятых образцов действия и предотвращение отклонений от него (девиации, «девиантности», от лат. «отклонение»).

Социальный контроль - это совокупность средств, с помощью которых общество или социальная общность (группа) обеспечивает соответствующее принятым нормам (моральным, правовым, эстетическим и др.) поведение своих членов, а также предотвращает девиантные поступки, наказывает девиантов или исправляет их.

Основные средства социального контроля заключаются в следующем:

1. Социализация, обеспечивающая восприятие, усвоение и выполнение индивидом принятых в обществе социальных норм.

2. Воспитание - процесс систематического воздействия на социальное развитие личности в целях формирования у нее потребности и привычки соблюдать господствующие в обществе нормы.

3. Групповое давление, свойственное любой социальной группе и выражающееся в том, что каждый индивид, входящий в группу, должен выполнять определенный набор исходящих от группы требований и предписаний, соответствующих принятым в ней нормам.

4. Принуждение - применение определенных санкций (угроза, наказание и т.п.), понуждающих индивидов и их группы выполнять предписываемые обществом (общностью) нормы и правила поведения.

Среди методов социального контроля наиболее употребимыми, как установил Т. Парсонс, являются:

1. Изоляция, т.е. отлучение девианта от других людей (например, заключение в тюрьму).

2. Обособление - ограничение контактов девианта с другими людьми, но не полная его изоляция от общества (например, подписка о невыезде, домашний арест, помещение в психиатрическую больницу).

3. Реабилитация, т.е. подготовка девиантов к нормальной жизни (например, в группах анонимных алкоголиков).

Социальный контроль над девиацией подразделяется на два основных вида. Неформальный социальный контроль включает в себя социальное поощрение, наказание, убеждение или переоценку существующих норм, замену их новыми нормами, более соответствующими изменившимся социальным установлениям. Формальный контроль осуществляется специально созданными обществом социальными институтами и организациями. Среди них основную роль играют милиция, прокуратура, суд, тюрьма.

Социальный контроль, при всем разнообразии средств, методов и видов, призван руководствоваться в демократическом обществе несколькими основополагающими принципами.

Во-первых, реализация функционирующих в обществе правовых и иных норм должна стимулировать социально полезное поведение и предотвращать общественно вредные, а тем более социально опасные поступки.

Во-вторых, санкции должны соответствовать тяжести и социальной опасности содеянного, не закрывая ни в коем случае пути к социальной реабилитации индивида.

В-третьих, какая бы санкция ни применялась по отношению к девианту, она ни в коем случае не должна унижать достоинство личности, следует соединять принуждение с убеждением, воспитывать у индивидов, допустивших отклоняющееся поведение, позитивное отношение к закону, к нравственным нормам общества.


Таким образом, социальный контроль - это специфическая деятельность, направленная на поддержание поведения индивида, группы или общества в соответствии с принятыми нормами посредством социального воздействия.

Такая деятельность носит надстроечный характер, но объективно неизбежна для организации жизнедеятельности общества, в частности производства (она непосредственно не создает продукт, но без нее в конечном итоге этот продукт был бы невозможен).

Конкретными функциями социального контроля в сфере труда являются:

Стабилизация и развитие производства (поведение работника контролируется с точки зрения результатов труда, взаимодействия с другими, производительности и т.д.);

Экономическая рациональность и ответственность (контроль за использованием ресурсов, сбережением имущества и оптимизацией затрат труда);

Морально-правовое регулирование (организационно-трудовая дисциплина - соблюдение морали и права во взаимоотношениях субъектов трудовой деятельности);

Физическая защита человека (соблюдение техники безопасности, нормативов рабочего времени и т.д.);

Моральная и психологическая защита работника и др.

Таким образом, в сфере труда социальный контроль преследует как собственно производственно-экономические, так и социально-гуманитарные цели.

Социальный контроль обладает сложной структурой, которую составляют три взаимосвязанных процесса: наблюдение поведения, оценка поведения с точки зрения социальных норм, реакция на поведение в форме санкций.

Эти процессы свидетельствуют о наличии социально-контрольных функций в трудовых организациях. В зависимости от характера используемых санкций или поощрений социальный контроль бывает двух видов: экономический (льготы, поощрения, взыскания) и моральный (демонстрация уважения, презрения, симпатий). В зависимости от контролируемого субъекта могут быть выделены различные виды социального контроля - внешний, взаимный и самоконтроль.

При внешнем контроле его субъект находится вне контролируемой системы отношений и деятельности: это контроль, осуществляемый администрацией в трудовой организации.

Административный контроль обладает рядом преимуществ. Прежде всего он представляет собой специальную и самостоятельную деятельность. Это, с одной стороны, освобождает от контрольных функций персонал, непосредственно занятый основными производственными задачами, с другой - способствует осуществлению контрольных функций на профессиональном уровне.

Административный контроль имеет свою специфическую мотивацию, отражающую особенности отношения именно администрации к вопросам дисциплины в сфере труда. Он основывается как на материальном, так и на моральном интересе, свойственном управляющим.

Во-первых, организационно-трудовой порядок рассматривается как обязательное условие социально-экономического существования и благополучия организации. В случае распада или банкротства трудовой организации рядовой наемный работник лишается всего лишь рабочего места, управленческий же слой, собственники теряют при этом свой капитал, авторитет, престижное занятие и социальное положение.

Во-вторых, каждый руководитель как представитель института администрации морально ответствен за персонал, требует от подчиненных соблюдения установленных норм в их же собственных интересах, проявляя при этом своеобразное патерналистское отношение к людям.

В-третьих, моральный интерес со стороны администрации к организационно-трудовой дисциплине заключается в том, что само конструирование порядка является творческой стороной управленческого труда, усиливающей его привлекательность.

В-четвертых, любой контроль - это способ поддержания власти, подчинения: ослабляется контроль, - ослабевает и влияние на людей.

Взаимный контроль возникает в ситуации, при которой носителями социально-контрольных функций оказываются сами субъекты организационно-трудовых отношений, обладающие одинаковым статусом. Тем самым либо дополняется, либо замещается административный контроль. Контролировать друг друга с точки зрения дисциплины в сфере труда способны не только отдельные индивиды (данный опыт довольно широко распространен на Западе), но и целые группы, если они достаточно сплочены на основе материального и морального интереса. Существуют различные формы взаимного контроля - коллегиальный, групповой, общественный.

Самоконтроль - это специфический способ поведения субъекта, при котором он самостоятельно (без внешнего принуждения) осуществляет надзор за собственными действиями, ведет себя соответственно общественно принятым нормам. Основное преимущество самоконтроля - сокращение контрольной деятельности со стороны администрации. Кроме того, он дает работнику чувство свободы, самостоятельности, личной значимости. В некоторых случаях самоконтроль более компетентен.

Недостатками самоконтроля являются в основном два обстоятельства: каждый работник в оценке собственного поведения склонен занижать социально-нормативные требования, проявлять либеральность в отношении себя; кроме того, самоконтроль плохо предсказуем и управляем, зависим от субъекта, проявляется только при таких его личностных качествах, как сознательность, нравственность, порядочность и т.д.

В рамках классификации социального контроля можно выделить не только его виды, но и типы. Последние различают социальный контроль с точки зрения не субъектов, а характера его осуществления.

1. Сплошной и избирательный. Социальный контроль может быть неодинаков в таких важных характеристиках, как интенсивность, объект, содержание поведения. При сплошном социальном контроле постоянному наблюдению и оценке подвергается весь процесс организационно-трудовых отношений и деятельности; объектом внимания в равной степени оказываются все индивиды и микрогруппы, составляющие трудовую организацию.

При избирательном контроле его функции относительно ограничены, распространяются только на самое главное. Например, наблюдаются и оцениваются только конечные результаты, самые ответственные задачи и функции или периоды их осуществления, самые «больные точки» в дисциплине согласно статистике предприятия, только определенная (вызывающая сомнение) часть персонала и т.д. Выбор типа социального контроля определяется многими факторами: индивидуальными особенностями субъекта контроля, модой, традициями в стиле управления, качеством и состоянием персонала, объективной спецификой контролируемого поведения (например, спецификой труда и его организации).

На степень и масштаб социального контроля оказывают влияние фактическая статистика организационно-трудовых нарушений, а также оценка их вероятности. Если серьезные нарушения не отмечаются достаточно длительное время, это способствует либерализации контроля, его избирательности; если же на относительно нормальном фоне вдруг происходят нарушения, то контрольные функции вновь пробуждаются, принимая «на всякий случай» сплошной характер.

Понятие «содержательный» отражает глубину, серьезность, действенность контроля, а понятие «формальный» - его поверхностность, видимость, непринципиальность. В случае формального контроля наблюдению и оценке подвергается не качество организационно-трудовых отношений и деятельности (их смысл), а внешние признаки, способные создавать эффект правдоподобности, нормальности. Наиболее явные признаки формального контроля в трудовой организации: пребывание на рабочем месте, а не действительное участие в процессе работы; внешняя активность, а не действительные результаты; исполнительность, а не качество исполнения.

Формальный контроль стимулирует так называемое имитативное (в жизни довольно распространенное) поведение, когда человек как работник и экономический деятель не соблюдает требований дисциплины, а имитирует такое соблюдение; определенными действиями он лишь воспроизводит внешние признаки отношений и деятельности в той мере, в какой это удовлетворяет окружающих и его самого. При достаточном анализе проблемы оказывается, что в организационно-трудовой сфере потенциально велики возможности имитации активности, добросовестности, принципиальности, исполнительности, обдуманности и других составляющих дисциплины.

3. Открытый и скрытый. Несмотря на кажущуюся простоту и конкретность, эти типы отражают достаточно сложные явления в организационно-трудовой сфере. Выбор открытой или скрытой формы социального контроля определяется степенью осведомленности, информированности о социально-контрольных функциях тех, кто оказывается объектом этих функций. Скрытый контроль в трудовых организациях обеспечивается наблюдением с помощью технических средств, неожиданного появления формальных или неформальных контролеров, сбора информации через посредников.

Важный аспект социального контроля - определенность требований и санкций. Наличие такой определенности предотвращает неожиданность социального контроля, что способствует его открытому характеру.

Подводя итог сказанному, необходимо отметить, что правилами поведения, регулирующими взаимодействие работников, выступают социальные нормы - совокупность ожиданий и требований трудовой организации к своим членам относительно трудового поведения, - регулирующие их взаимодействие в процессе трудовой деятельности. В нормах, как правило, фиксируются типичные, обязательные и допустимые варианты трудового поведения. Социальные нормы выполняют две функции: предписывающую, когда они задают должное поведение, выступают мерой допустимых его вариантов, и оценочную, когда они являются эталоном, с которым сравнивается действительное поведение.

Действие социального контроля сводится главным образом к применению санкций. Санкция -предохранительная мера, применяемая к нарушителю социальных ограничений и имеющая для него определенные неблагоприятные последствия. Санкции бывают формальные — применяемые администрацией в соответствии с установленными критериями и законодательством, и неформальные -спонтанная реакция членов трудовой организации (коллективное осуждение, отказ от контактов и т.д.). Санкции и поощрения, противодействуя нежелательным поведенческим актам и побуждая работников к соответствующему трудовому поведению, способствуют формированию у них сознания необходимости соблюдения определенных норм и предписаний.