Деятельность автотранспортного предприятия. Атп как субъект предпринимательской деятельности. Комплексный анализ: сущность, этапы и их

РЕФЕРАТ

на тему

«Основы организации работы и виды автотранспортного предприятия»


1 Организационная структура автотранспортного предприятия

Автотранспортное предприятие (АТП) - организация, осуществляющая перевозки автомобильным транспортом, а также хранение, техническое обслуживание (ТО) и ремонт подвижного состава.

Основными задачами автотранспортного предприятия являются:

· организация и выполнение перевозок в соответствии с планом и заданиями;

· хранение, техническое обслуживание и ремонт подвижного состава;

· материально-техническое снабжение предприятия;

· подбор, расстановка и повышение квалификации персонала;

· организация труда, планирование и учет производственно-финансовой деятельности.

Основными процессами производственной деятельности автотранспортного предприятия являются:

· основное производство;

· вспомогательное производство;

· обслуживающее производство;

· управление производством.

Основное производство на автомобильном транспорте - выполнение перевозок, что является определяющим для автотранспортного предприятия. Однако основное производство нуждается в обслуживании и выполнении комплекса вспомогательных работ.

Вспомогательное производство автотранспортного предприятия - это совокупность производственных процессов, имеющих свой результат труда в виде определенной технической готовности подвижного состава, который используется в основном производстве.

Обслуживающие производства материального продукта не создают. Они обеспечивают основное и вспомогательное производство энергоресурсами, информационным обслуживанием, контролируют качество технического обслуживания и ремонта. Автотранспортное предприятие для успешной деятельности должно состоять из ряда структурных подразделений с определенными функциями и строго определенными взаимосвязями (рис. 1).

Производственная структура автотранспортного предприятия формируется следующим составом:

· основная (эксплуатационная) служба – служба организации перевозок;

· вспомогательное производство – техническая служба;

· обслуживающее производство – служба главного механика и энергетика;

· служба подсобно-вспомогательных работ (уборка помещений, территории и т. п.);

· службы управления.

Эти функциональные подразделения нуждаются в информации о состоянии своего объекта ответственности. Полученная информация требует анализа, а в случае внештатной ситуации - воздействия путем принятия решения. Это определяет необходимость управления.

Размеры автотранспортного предприятия определяют организацию этих служб. В крупных населенных пунктах несколько АТП образуют производственные объединения грузового (пассажирского) автомобильного транспорта (рис. 2).

АТП с числом автомобилей меньше 25 подразделения объединяются. Например, начальник такого АТП одновременно является главным инженером, начальником гаража и начальником службы эксплуатации.

На автомобильном транспорте общего пользования грузовые АТП и производственные объединения подчинены в своей деятельности транспортным управлениям; пассажирские АТП и их объединения - управлениям пассажирского автомобильного транспорта. Работой транспортных управлений руководят региональные объединения, которые непосредственно подчиняются Министерству автомобильного транспорта. На ведомственном автомобильном транспорте работой АТП руководят транспортные управления министерств или организаций.

2 Производственная мощность АТП

Каждое АТП имеет определенную производственную мощность. Под ней понимается максимальное количество продукции определенной номенклатуры, которое может произвести производственная единица (предприятие, цех, участок) за год при заданном объеме и структуре основных фондов, совершенной технологии и организации производства и соответствующей квалификации кадров.

Производственная мощность АТП зависит от списочного количества подвижного состава и его грузоподъемности.

Производственная мощность зон технического и ремонта подвижного состава, цехов и участков АТП определяется по наибольшей пропускной способности ведущих звеньев производства, линий технического обслуживания, постов для ремонта и т.д.

3 Классификация и виды автотранспортных предприятий

автотранспортный предприятие мастерская ремонт

По первоначальному классифицирующему признаку все предприятия, связанные с автоперевозками, делятся на автотранспортные, автообслуживающие и авторемонтные.

Автотранспортные предприятия занимаются непосредственно перевозками грузов и пассажиров. Кроме того, в область их деятельности также входят техобслуживание транспорта, его ремонт, хранение и оснащение. По функционалу они делятся на грузовые, пассажирские, грузопассажирские и специальные. По организации производственной деятельности - на комплексные (занимаются всеми видами ТО) и текущего ремонта и хранения подвижного состава (их транспортная работа, ТО и ТР централизованы). Последние АТП состоят из основного предприятия, на котором производятся наиболее трудные ремонты и текущие работы и хранится свой подвижной состав, и филиалов, где производятся несложные ремонты и хранится основной состав всего предприятия.

В категорию «автообслуживающие предприятия» входят базы централизованного ТО (БЦТО), станции ТО (СТО), гаражи-стоянки, пассажирские автостанции и автовокзалы, грузовые и топливозаправочные автостанции. БЦТО выполняют сложные ремонтные и обслуживающие работы по транспорту, принадлежащему расположенным вблизи баз неполным АТП. В зависимости от категорий транспорта БЦТО работают с грузовыми машинами, автобусами или легковыми машинами. СТО занимаются обслуживанием личного транспорта, выполняют все виды ТО и снабжают транспорт запчастями и сопутствующими материалами. СТО делятся на городские и придорожные. Пассажирские автостанции организуются в городах с малоинтенсивным междугородним автобусным и таксомоторным сообщением. В крупных городах, где сосредоточено несколько конечных станций междугороднего пассажирского сообщения, организуются автовокзалы, оборудованные посадочными площадками, кассами и залами ожидания. Грузовые автостанции осуществляют сбор, хранение и комплектование грузов. Автозаправочные станции обеспечивают транспорт топливом, маслами, смазками, антифризом и водой, а также иногда шинным азотом.

Авторемонтные предприятия - это специализированные предприятия, занимающиеся ремонтом автомобилей и их механизмов. В число АРП входят авторемонтные и агрегатноремонтные заводы, авторемонтные и шиноремонтные мастерские, аккумуляторные зарядно-ремонтные станции и специализированные цехи. Последние занимаются ремонтом узлов и механизмов, окрасочными, кузовными и другими работами.

Грузовые АТП.

Грузовые АТП в настоящее время в значительной степени специализируются на перевозках определенного рода груза (кирпича, железобетона, хлебобулочных изделий и т.д). Это позволяет использовать определенный тип специализированного подвижного состава и получать экономический эффект за счет улучшения его использования, повышения сохранности груза и др. грузовые АТП в большинстве случаев располагаются на периферии городов (для разгрузки центра от транспорта) и строятся в виде одноэтажных зданий промышленного типа.

В зависимости от структуры управления автотранспортные объединения подразделяются на два типа:

1) Первый тип объединений имеет головное (базовое) предприятие, в котором централизованы функции по планированию, бухгалтерскому учету, взаимоотношения с бюджетом и филиалы, полностью или частично лишенные юридических прав;

2) Второй тип объединений не имеет головного (базового) предприятия, а предприятия (филиалы), вошедшие в объединение, лишены юридических прав, но имеют самостоятельные балансы и действуют на основе внутреннего хозрасчета.

Наибольшее распространение получил первый тип автотранспортных объединений.

Пассажирские АТП.

Пассажирские АТП (автобусные) обычно располагаются в местах наибольшего количества маршрутов с целью получения наименьших нулевых пробегов и строятся в виде одноэтажных зданий промышленного типа.

Таксомоторные АТП.

Таксомоторные АТП располагают в центральных зонах городов и строят одноэтажными и многоэтажными. Многоэтажные здания позволяют снизить размеры земельных участков, что очень важно при строительстве объектов в городской черте.

Наряду с комплексными АТП значительное распространение получили автообслуживающие и авторемонтные предприятия, которые являются специализированными предприятиями автомобильного транспорта, выполняющие определенные функции технического обеспечения автомобилей:

1) хранение;

2) техническое обслуживание;

3) ремонт.

К автообслуживающим предприятиям относятся: гаражи-стоянки, станции технического обслуживания, автозаправочные станции, пассажирские и грузовые станции, транспортно-экспедиционные предприятия.

Гаражи-стоянки представляют собой специализированные предприятия по хранению автомобилей. Иногда в них выполняются работы по техническому обслуживанию (в объеме ежедневного обслуживания и снабжению эксплуатационными материалами.

Гаражи-стоянки общего пользования предназначаются для хранения автомобилей, принадлежащих преимущественно индивидуальным владельцам. Они могут быть домовые, квартальные, районные, а также строиться для временного хранения автомобилей с целью разгрузки улиц и площадей городов (у вокзалов, стадионов, торговых центров и т.д.).

Классификация рынков

По товарным группам: рынок средств пр-ва, сырья, поторебительских товаров и услуг

По отдельным товарам: Рынок денег, капитала, ценных бумаг, земли, труда.

По пространственному расположению: Национальный и мировой

По степени зрелости и развитию конкуренции: Рынок совершенной и несовершенной конкуренции

По соответствию правовым нормам: легальный и нелегальный

Классификация рынков имеет большое значение при выделении типов рыночных структур, организации производственной деятельности фирмами, проведении регулирующих мероприятий государственными органами.

Роль автотранспортных предприятий на рынке транспортных услуг

В системе автомобильного транспорта России в настоящее время создаются и функционируют предприятия и организации, различающиеся между собой по назначению, форме собственности, организационно-правовой форме и размерам. По назначению они подразделяются на два типа: автотранспортные (автоэксплуатационные) и автообслуживающие (автосервисные). Автотранспортные предприятия (АТП) выполняют главную задачу транспорта -- осуществляют перевозки грузов и пассажиров. В зависимости от вида перевозок АТП подразделяются на грузовые, пассажирские (автобусные и легковые), смешанные (грузопассажирские) и специальные (скорой медицинской помощи, коммунального обслуживания и др.). Такие автотранспортные предприятия могут быть комплексного типа и специализированные. Комплексные предприятия осуществляют не только перевозки пассажиров и грузов, но и хранение, техническое обслуживание и ремонт подвижного состава, принадлежащего самому предприятию. Они могут на коммерческой основе выполнять и другие услуги, в том числе техническое обслуживание и ремонт подвижного состава для сторонних предприятий и организаций, а также индивидуальных предпринимателей-перевозчиков, транспортно-экспедиционные услуги и другие. Специализированные автотранспортные предприятия выполняют только перевозки пассажиров или грузов. Это чаще всего малые предприятия, на которых создание своей ремонтной базы нерационально.

По организационной принадлежности АТП делятся на предприятия общего пользования и ведомственные. Предприятия общего пользования выполняют транспортные услуги только на коммерческой основе для юридических и физических лиц.

В качестве основных клиентов АТП общего пользования выступают предприятия товаропроизводящих отраслей (промышленности, строительства и др.). При реализации каналов распределения готовой продукции, им приходится решать вопросы, связанные с доставкой, т. е. выбирать вид транспорта, методы организации перевозок, тип транспортных средств, участвовать в организации погрузочно-разгрузочных работ, использовать современные технологии в организации размещения, учета товаров и запасов на складах и терминалах.

Ведомственные АТП входят в состав отраслей нетранспортного назначения (например, промышленности, строительства, сельского хозяйства). Они обслуживают предприятия и организации только той отрасли, в которую они входят.

К автообслуживающим предприятиям относятся: станции технического обслуживания автомобилей, гаражи-стоянки, терминалы, автозаправочные станции, автовокзалы, авторемонтные предприятия.

Необходимость в организации и существовании подобных предприятий объясняется тем, что автотранспортные предприятия и индивидуальные владельцы автомобилей не всегда могут своими силами обеспечить нормальные условия для выполнения транспортных услуг.

Станции технического обслуживания (СТО) выполняют работы (услуги) по поддержанию и восстановлению работоспособности автомобилей, а именно контролю технического состояния (диагностирование), техническому обслуживанию (гарантийное, регламентное, послегарантийное, сезонное) и ремонту (автомобилей, агрегатов, кузовов). При этом заказчиками услуг могут быть все автовладельцы (юридические и физические лица).

По производственному признаку станции технического обслуживания подразделяются на грузовые, автобусные, легковые и смешанные, на которых осуществляются работы по поддержанию автомобилей всех типов в технически исправном состоянии.

По территориальному признаку они могут быть городскими, дорожными, районными.

Терминалы осуществляют транспортно-эксплуатационное обслуживание грузоотправителей и грузополучателей. Это может быть производственное подразделение крупного автотранспортного предприятия или самостоятельное предприятие, предназначенное для обработки контейнерного и пакетированного грузов. Такие предприятия размещаются чаще всего на окраинах городов.

Терминальная система доставки грузов является прогрессивной формой транспортно-экспедициошюго обслуживания. Она предусматривает подвоз мелких отправок от клиентов малотоннажными автомобилями на терминалы пунктов отправления (грузоформирующие объекты), формирование на терминалах крупных отправок, перевозку их на терминалы пунктов назначения и развоз отправок грузополучателям малотоннажными автомобилями. Кроме того, терминалы работают как пункты накопления и распределения средних и крупных партий груза (распределительные пункты).

Автозаправочные станции представляют собой специализированные предприятия по снабжению подвижного состава эксплуатационными материалами: топливом, маслом для двигателей, трансмиссионными маслами, консистентными смазочными материалами, водой и воздухом для подкачки шин. Как правило, автозаправочные станции специализируются по виду заправляемого топлива: бензин, дизельное топливо, газобаллонное топливо. По территориальному признаку их делят на городские, районные и дорожные.

Автовокзалы осуществляют продажу билетов на проезд, выполняют багажные операции, предоставляют необходимые помещения пассажирам для отдыха и ожидания отправления в пригородном, междугородном и международном сообщении.

Гаражи-стоянки осуществляют только хранение автомобилей. Их создают главным образом на магистралях, в конечных и промежуточных пунктах маршрутов.

В зависимости от формы собственности предприятия автомобильного транспорта подразделяются на государственные, частные, со смешанной формой собственности, с иностранным участием, а также предприятия общественных организаций.

Преобладающая часть предприятий автомобильного транспорта в России в настоящее время являются частными. Опыт их функционирования с начала рыночных реформ показал, что на частных предприятиях лучше показатели по производительности труда, себестоимости услуг, прибыли. Это объясняется в первую очередь тем, что частные предприятия имеют большую самостоятельность в решении экономических и производственных проблем, свободу выбора партнеров по сделкам и использованию оптимальных форм и методов мотивации труда.

На грузовом автомобильном транспорте общего использования, выполняющем перевозки на коммерческой основе, своевременное выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту способствует повышению уровня коэффициента его использования во времени Экономический эффект здесь формируется как на самом транспорте (транспортный эффект), так и в обслуживаемых им отраслях и видах деятельности (внетранспортный эффект). Транспортный эффект формируется в результате снижения себестоимости перевозок, внетранспорный -- в основном производстве предприятий и организаций обслуживаемых отраслей за счет сокращения экономических потерь из-за неудовлетворительной работы транспорта. Указанная закономерность присуща всем элементам производственной инфраструктуры независимо от ее иерархического уровня: отраслевой, региональной, локальной. На уровне предприятия первая часть эффекта в конечном итоге входит в состав эффекта, достигаемого в основном производстве, поскольку снижение себестоимости транспортных работ удешевляет это производство.

Предприятие имеет право продавать и передавать другим юридическим лицам, обменивать, сдавать в аренду, предоставлять безвозмездно во временное пользование или взаймы, принадлежащее ему средства производства. Также эти права могут быть переданы физическим лицам.

Предприятия на добровольной основе могут объединяться в союзы, ассоциации, концерны и другие объединения по отраслевому, территориальному и другим принципам в целях координации деятельности, обеспечения защиты прав представления общих интересов как государственных и иных органах, так и международных организаций. Объединение может быть централизованное для выполнения отдельных производственно-хозяйственных функций. Предприятия входящий в состав объединения сохраняют свое самостоятельность и юридическое лицо.

Ликвидация предприятия происходит либо по решению собственника (органа уполномоченного решать эти проблемы) либо по решению арбитражного суда. Причины ликвидации: 1.Банкротство 2.Запрет деятельности из-за не выполнения условий законодательства 3.Запрет из-за невыполнения условий лицензии

Предприятия классифицируются по следующим признакам:1.Отраслевая принадлежность 2.Структура производства 3.Мощность производственного потенциала(размер предприятия)

В зависимости от отраслевого различия выпускаемой продукции предприятия делятся: 1.Промышленные предприятия (выпуск машин, оборудования, инструментов, добыча сырья, выработка электроэнергии, производство материалов и средств производства) 2.Сельхоз предприятия 3.Предприятия строй индустрии 4.Транспортные предприятия

Крупные отрасли народного хозяйства состоят из более мелких, специализированных отраслей. В народном хозяйстве используют 2 определения отраслевой принадлежности предприятия:1.Административно-организационная принадлежность, где учитывается заявленный вид деятельности и принадлежность какому либо ведомству 2. Продуктовая принадлежность: структура и объем производства по каждой продуктовой(чистой) отрасли.

По структуре предприятия делятся на узко специализированные, многопрофильные и комбинированные. Узко специализированные предприятия изготавливают ограниченный ассортимент продукции массового или крупносерийного производства.

Многопрофильные предприятия выпускают продукцию широкого ассортимента и различного назначения. Комбинированые предприятия один вид сырья или готовой продукции превращают в параллельно или последовательно др. вид и т.д.

По количественным параметрам предприятия делятся на малые, средние и крупные. Отнесения предприятий к этим видам осуществляется по численности работающих. В промышленности, в строительстве и на транспорте малым считается предприятие с численностью до 100 человек (закон РФ о гос. Поддержке малого предпринимательства в РФ). В сельском хозяйстве и научно-технической сфере до 60 человек, в оптовой торговле до 50, в розничной торговле и в бытовом обслуживании до 30.


2. Автотранспортная деятельность заключается в выполнении комплекса работ и услуг, связанных с организацией и осуществлением автомобильных перевозок, грузов и пассажиров, включая техническую эксплуатацию транспортных средств, транспортно экспедиционные работы и другие услуги. Перевозки выполняются по договорам с клиентом, либо по обращению любого гражданина или юридического лица. Техническая эксплуатация- комплекс работ и услуг по техническому обслуживанию и ремонту, хранению и инструментальной проверки технического состояния транспортных средств.

Транспортная экспедиция- организация и или выполнение оператором услуг связанных с заключением и выполнением договора автомобильной перевозки груза. В зависимости от назначения предприятия транспорта разделяются на 3 типа:1. Автотранспортные (автоэксплуатационные) 2. Автообслуживающие 3. Авторемонтные

АТП выполняют главную задачу транспорта. В зависимости от вида перевозок АТП делятся на грузовые и пассажирские (автобусные и легковые), смешанные (грузопассажирские) и специальные. Кроме того АТП могут быть комплексными и специализированными.

Комплексные АТП осуществляют не только перевозки но и хранение грузов ТО и ТР транспортных средств принадлежащих этому предприятию хотя могут на коммерческой основе оказывать эти услуги сторонним организациям и лицам.

Специализированные АТП выполняют только перевозки. Чаще всего это малые предприятия где содержание собственной ремонтной базы не целесообразна.

По ведомственной принадлежности АТП делятся на предприятия общего пользования (входят в систему министерства транспорта РФ) и выполняют транспортные услуги только на коммерческой основе и ведомственные (входят в состав отраслей не транспортного назначения) и обслуживают предприятия и организации только той отрасли в которую входят.

Основными клиентами АТП являются предприятия товаропроизводящих отраслей. Вторая группа автообслуживания предприятия это автосервисные предприятия, терминалы, АЗС, автовокзалы, гаражи-стоянки.

По производственному признаку автопредприятия делятся на грузовые, легковые, смешанные, а по территориальному признаку - городские, районные, дорожные.

Виды и формы предпринимательства.

2.Организационно-правовые и организационно-экономические формы предпринимательства.

1.Виды предпринимательской деятельности.

Все многообразие предпринимательской деятельности может быть классифицировано по различным признакам:

По виду деятельности;

По формам собственности;

По количеству собственников;

По организационно-правовым и организационно-экономическим формам;

По степени использования наемного труда;

1) По виду или назначению предпринимательскую деятельность делят на:

а) производственную, включающую в себя инновационную деятельность, научно-техническую деятельность, производство товаров, оказание услуг, производственное потребление товаров, производственное потребление услуг и информационной деятельности;

б) коммерческую, включающую в себя: торговую деятельность, торгово-закупочную деятельность, торгово-посредническую деятельность, товарные биржи;

в) Финансовую, включающую в себя: банковскую деятельность, аудиторскую деятельность,страховую деятельность, аудиторскую деятельность, лизинговую деятельность, фондовые биржи;

г) консультативную деятельность: общее управление, администрирование, финансовое управление, управление кадрами, маркетинг, управление производством, информационные технологии, специализированные услуги;

2) По формам собственности предприятия могут быть частными, государственными, муниципальными, либо находится в собственности общественных организаций;

3) По количеству собственников: индивидуальная, коллективная.

Коллективному предпринимательству соответствует собственность, принадлежащая единовременно нескольким субъектам, либо с определением долей каждого из них (тогда это называется долевая собственность), либо без определения долей (совместная собственность);

4) К организационно-правовым формам относятся: товарищества, общества, кооперативы;

5)К организационно-экономическим формам относят: концерны, ассоциации, консоциумы, синдикаты, картели, финансово-промышленные группы (ФПГ), и т.д.

Все формы предпринимательской деятельности делятся на организационно-правовые и организационно-экономические.

К организационно-правовым формам относятся:

1) Товарищество – объединение лиц осуществляющих предпринимательскую деятельность. Они создаются в том случае, когда в предпринимательстве решает принять участие 2 и более партнера.

Преимущества:

Возможность привлечения дополнительного капитала,

Наличие нескольких владельцев, позволяет осуществить специализацию внутри организации на основании знаний и умений каждого из партнеров.

Недостатки:

Каждый из участников несет равную материальную ответственность независимо от его вклада,

Действия 1 из партнеров являются обязывающими для всех остальных.

Товарищества могут быть полными (тогда поучают название товарищества с неограниченной ответственностью) и коммандитными (товарищества с ответственностью).

2) Общество – создается по согдашению не менее 2-х граждан или лиц путем объединения их вкладов для осуществления хозяйственной деятельности, подразделяются на ООО (общество с ограниченной ответственностью, не отвечают по обязательствам и несут ответственность только в пределах стоимости внесенных вкладов) и общества с дополнительной ответственностью (несут ответственность всем своим имуществом).

Наиболее распространенными являются акционерные общества, им предоставлено право привлекать необходимые средства путем выпуска ценных бумаг – акций.

Участники акционерных обществ (АО) несут ответственность за результаты свой деятельности в пределах стоимости принадлежащих им акций.

3) Кооператив – предприятие созданное группой лиц для совместной деятельности, здесь обязательным является личное трудовое или иное участие его членов, при его создание объединяются имущественные паевые взносы участников.

К организационно – экономическим формам относят:

1) Концерн – многоотраслевое АО контролирующее предприятия через систему участия.

Концерн приобретает контрольный пакет акций различных компаний являющихся по отношению к нему дочерними.

2) Ассоциация – мягкая форма добровольного объединения экономики самостоятельных предприятий, которые одновременно могут входить в другие предприятия.

В его состав входит односпециализированные предприятия расположенные на определенной территории. Цель создания ассоциаций – совместное решение технических, экономических, социальных, научных и других задач.

3) Консорциум – объединение предпринимателей с целью совместного проведения крупной финансовой операции. Оно имеет возможность вложить средства в крупный проект при этом риск вложений уменьшается, так как ответственность делится среди участников.

4) Синдикат – объединение сбыта продукции предпринимателями одной отрасли с целью устранения излишней конкуренции между ними.

5) Картель – соглашение между предпринимателями одной отрасли о ценах, о разделе рынка сбыта, о долях в общем объеме производства, и т.д.

6) Финансово-промышленные группы (ФПГ) – объединение промышленного, банковского, страхового, торгового капиталов и интеллектуального потенциала предприятий.

Сюда также относятся унитарные предприятия – не имеют права собственности, только распоряжаются ею (МУП).

Общая производственная структура предприятия.

1. Производство и производственные структуры.

2. Типы производственной структуры.

3. Типы организации производства.

Производство – процесс создания материальных благ необходимых для существования и развития общества.

1) Целесообразную работу или самостоятельный труд;

2) Предмет труда, т.е. все то, на что направлена деятельность человека.

3) Средства или орудия труда при помощи которых человек преобразует предметы труда.

Продукт производства – благо, которое представляет собой объединение вещества природы и труда.

Почти каждое предприятие состоит из производственных подразделений:

Участков;

Обслуживающих хозяйств;

Органов управления;

Организаций и учреждений удовлетворяющих нужды работников предприятия.

Общая структура предприятия состоит из комплекса производственных подразделений, организации по управлению предприятием и обслуживанию работников, их количество, величина взаимосвязи, соотношение между ними по размеру площадей, численности работников и пропускной способности.

Производственную структуру предприятия составляют:

Участки;

Обслуживающие хозяйства;

Связи между ними взятые в совокупности.

Она определяет уровень производительности труда, издержек производства, эффективности производства.

Основной структурной производственной единицей предприятия является цех.

Цех – обособленное в административном отношении звено, выполняющее определенную часть общего производства. Бывают:

Основными (заготовительные, обрабатывающие, сборочные);

Вспомогательными;

Побочными (очистка);

Подсобными (транспортный).

Также в структуре могут быть цеха службы и отделы обслуживающие не промышленные хозяйства.

Также на предприятиях имеется складское хозяйство, санитарно-технические устройства, коммуникации.

На предприятиях имеются конструкторские технологические подразделения, НИИ, лаборатории.

Существует 3 основных типа производственных структур предприятия:

1) Предметная структура:

Основные цеха предприятия и участки строятся по признаку изготовления каждым из них определенного изделия.

Преимущество такой структуры:

Упрощает и ограничивает производственную взаимосвязь между цехами;

Сокращает путь движения деталей;

Упрощает и удешевляет межцеховой и цеховой транспорт;

Уменьшает длительность производственного цикла;

Повышает ответственность рынка за качество работ;

Повышает эффективность использования высокопроизводительных станков и оборудования.

2) Технологическая структура:

Здесь определяется четкая технологическая обособленность каждого цеха, участка.

Преимущества:

Упрощает руководство цехом;

Позволяет маневрировать расстановкой людей;

Позволяет перестраивать производство с одной номенклатуры изделий на другую.

Недостатки:

Возникновение встречных маршрутов движения изделий;

Усложнение производственных взаимосвязей между цехами;

Большие затраты времени на переналадку оборудования;

Ограниченность применения высокопроизводительного оборудования.

3) Смешанная структура: характеризуется наличием на одном и том же предприятии цехов, организованных как по предметному, так и по технологическому принципу.

Преимущества:

Уменьшение объемов внутрицеховых перевозок,

Снижение длительности производительного цикла;

Улучшение условий труда;

Высокий уровень загрузки оборудования;

Рост производительности;

Снижение себестоимости.

Тип организации производства – комплексная характеристика особенностей организации и технического уровня производства.

На тип организации производства оказывает влияние ряд факторов к числу которых относят:

Уровень специализации;

Масштабность производства;

Сложность и устойчивость изготовляемой номенклатуры изделий.

В связи с этим различают 3 основные типа организации производства:

1. Единичное производство – штучный выпуск изделий разнообразной и не постоянной номенклатурой ограниченного потребления.

Особенности:

Многономенклатурность выпускаемой продукции;

Организация по технологической специализации;

Использование универсального оборудования;

Преобладание высококвалифицированных рабочих универсалов;

Большая длительность производственного цикла;

Большая величина незавершенного производства.

2. Серийное производство – предусматривает одновременное изготовление сериями широкой номенклатуры однородной продукции, выпуск которой повторяется в течении длительного времени.

Особенности:

Постоянство относительно большой номенклатуры повторяющейся продукции;

Специализация рабочих мест;

Периодичность изготовления сериями;

Преобладание специализированного оборудования;

Большая численность рабочих средней квалификации;

Небольшая длительность производственного цикла.

При серийном производстве различают: мелкосерийное, среднесерийное и крупносерийное.

3. Массовое производство – характеризуется непрерывностью и относительно длительным периодом изготовления ограниченной номенклатуры однородной продукции в больших количествах.

Массовое производство является высшей формой специализации производства. Условием такого производства является высокий уровень стандартизации и унификации деталей, узлов, агрегатов, и т.д.

Особенности:

Строго установленный выпуск небольшой номенклатуры изделий в большом количестве;

Специализация рабочих мест для выполнения одной операции;

Большой удельный вес специализированного оборудования;

Высокий процент автоматизированных процессов;

Минимум времени на операции;

Применение труда рабочих невысокой квалификации.

Тип производства оказывает влияние на формирование структуры предприятия, условия, требования и критерии рациональной организации производства.

На производственную структуру влияет ряд факторов:

1) Отраслевая принадлежность. От нее зависят: номенклатура выпускаемой продукции, ее конструктивные особенности, используемое сырье.

2) Простота конструкции и технологичность изделия;

3) Уровень требований предъявляемых к качеству продукции;

4) Тип производства и уровень специализации;

5) Состав оборудования и технологичность оснастки;

6) Способность производства оперативно перестраиваться на выпуск новой продукции;

На предприятиях должна постоянно вестись работа по поиску основных путей в совершенствовании производственной структуры. К ним относятся:

Укрупнение предприятий и цехов;

Поиск и реализация более совершенного принципа построения цехов и производств;

Соблюдение рационального соотношения между основными, вспомогательными и обслуживающими цехами;

Интеграция отдельных предприятий в объединения;

Обеспечение пропорциональности между всеми цехами предприятия;

Изменение производственного профиля;

Развитие комбинированного производства;

Достижение однородности продукции за счет стандартизации и унификации;

Создание безцеховой структуры управления производством.

Материально-техническое обеспечение АТП.

1.Определение потребностей в материальных ресурсах.

2. Форма материально-технического обеспечения.

3. Организация складского хозяйства.

1. Определение потребностей в материальных ресурсах.

Объектами материально-технического снабжения является Подвижной состав, инструменты, гаражное и ремонтное оборудование, топливо топливо-смазочные материалы, шины, зап.части, материалы для ремонта, электроэнергия, тепло и т.д.

Задачами службы материально-технического обеспечения (МТО) является определение потребности в ресурсах, организация хранения, получения, выдачи материалов, а также контроль за использованием этих ресурсов. Потребность в МТО устанавливается исходя из норм расхода этих ресурсов.

1) Потребность в топливе определяют для каждой марки ПС на основании линейных норм расхода, учитывающих дорожные, климатические условия и специфику перевозок. Расход топлива на ремонт автомобиля и хозяйственные расходы в эти нормы не включается и фиксируется отдельно. Норма расхода топлива утверждается Минтрансом и периодически пересматривается. Для автомобилей общего назначения устанавливаются следующие нормы:

Базовые нормы на 100 км пробега;

Норма на 100 т·км транспортной работы;

Норма на ездку с грузом;

Норма на транспортную работу зависит от разновидности двигателя. Норма на ездку с грузом учитывает маневрирования автомобиля в пунктах погрузки-выгрузки. Базовая норма устанавливается для определенных дорожно-эксплуатационных, климатических и нагрузочных условий работы.

Расход топлива зависит от множества факторов, главным из которых является пробег. Также на расход топлива влияет техническое состояние, категория условий эксплуатации, категория водителей и т.д. Для учета этих факторов к нормам расхода вводятся поправочные коэффициенты. При работе автомобиля в зимнее время базовые нормы увеличиваются:

В южных районах на 5%;

В северных районах на 15%;

На крайнем севере 20%;

в остальных регионах на 10%.

При эксплуатации автомобилей на внегородских дорогах с усовершенствованным покрытием нормы расхода снижаются.

2) Потребность в топливо-смазочных материалах рассчитывается на основании норм установленных для каждой марки и модели автомобиля в литрах на 100 л расхода топлива. А нормы расхода пластичных смазок в кг на 100 л расхода топлива. Нормы могут уменьшаться на 50% для всех автомобилей кроме ВАЗ и легковых иностранных, находящихся в эксплуатации до 3-х лет, и увеличивается до 20% для автомобилей находящихся в эксплуатации более 8 лет.

3) Потребность в шинах определяется на основании рекомендаций по нормам эксплуатации ресурса шин (центроргтрудавтотранс минтранса). Нормы эксплуатации пробега шин устанавливаются на основе среднестатистического пробега шин, снятых с эксплуатации. При этом они устанавливаются для каждого типа, размера и модели шины. Учет дорожно-траспортных условий производится при помощи поправочных коэффициентов.

4) Потребность в материалах и запчастях. Нормы расхода устанавливаются на 1000км пробега по видам технического воздействия. При этом потребляемое количество запчастей и материалов определяют делением запланированного пробега автомобилей на 10000 км и умножением полученного результата на норму расхода. На крупных АТП потребность в запчастях и материалах рассчитывают на основании норм среднегодового расхода конкретной детали на 100 автомобилей в год. Мелкие АТП определяют потребность в запчастях по фактическому расходу.

5) Электроэнергия – снабжаются АТП на основании договоров с местной эксплуатирующей организацией. Расход электроэнергии зависит от расходов на основное технологическое оборудование, освещение, выработку сжатого воздуха, вентиляцию. Расчет производится для каждого потребителя отдельно.

6) Тепловая энергия – расход тепла зависит от расхода на отопление, вентиляцию, горячее водоснабжение. Расход зависит от объема отапливаемого здания, внутренней темперетуры, средней наружной температуры за отопительный период, данных о расходе горячей воды в течение года.

7) Водопотребление – годовой расход воды складывается из расходов на производственные, хозяйственно-бытовые нужды и противопожарные нужды.

2. . Форма материально-технического обеспечения

Для приобретения материалов и запчастей предприятие применяет способы:

1) прямые хозяйственные связи;

2) Оптовая торговля;

3) Приобретение материалов на предприятии мелкорозничной торговли.

При прямых связях заключаются договора на поставку и используются договорные цены.

Транзитная форма (от изготовителя к потребителю) уменьшает затраты на погрузочно-разгрузочные работы и хранения на промежуточных базах.

При оптовой торговле договора заключаются с оптовыми организациями. При этом посредник осуществляет поставку широкого перечня наименований. С другой стороны оптовая торговля предполагает применение складской формы организации сбыта. Поэтому такая форма снабжения целесообразна для крупного АТП.

Складское хозяйство – комплекс складов и обслуживающий персонал, осуществляющие приемку, размещение, хранение, учет, проверку состояния, подготовку к потреблению и отпуск материальных ресурсов.

Производственные запасы материалов и запчастей хранят в специально оборудованных складах. На крупных и средних АТП должны функционировать: Основной материальный склад, специализированный склад, склад утиля.

Склады обеспечивают сохранность, пожарную безопасность, нормальные санитарно-гигиенические условия для работников.

ТСМ должны храниться в стандартных резервуарах, которые либо закапывают, либо располагают в подвалах и открытых площадках.

Горючее может храниться в тарах от 125 до 500 л.

Масла хранятся в подвальных помещениях под постами ТО.

На складах смазочных материалов хранятся также керосин, тормозная жидкость.

Шины хранятся в сухих помещениях с температурой от 10 до 25°С при влажности 50-60%.

Запчасти и агрегаты хранят в закрытых складах.

Учет материальных ценностей поставленных на склад, выданных в производство и возвращенные обратно осуществляются с использованием типовой первичной документации: приходный ордер, акт о приемке материалов, накладная, характеристики складского учета, ведомости учета остатков материалов на складе.

При поступлении на склад новых материалов оформляется приходный ордер. Движение материалов оформляется накладной в 2-х экземплярах.

Учет материальных ценностей ведется по сальдовому методу. При этом на складах осуществляется количественный учет, в бухгалтерии – стоимостной.

На складах составляются карточки складского учета, в бухгалтерии – оборотные ведомости. В конце каждого месяца остатки карточек складского учета переносятся в сальдовые книги, подсчитывается их общая стоимость и итоги сравниваются с оборотными ведомостями.

Комплексные АТП до последнего времени были самыми мас­совыми предприятиями на автомобильном транспорте нашей стра­ны. Появление комплексных предприятий относится к 1933 г., когда впервые в стране издается типовое Положение о низовом звене на автотранспорте, которым была определена автобаза. Автобазе вменялись следующие функции: подготовка автомобилей к вы­пуску на линию, организация перевозок грузов и пассажиров, проведение технического обслуживания и ремонта машин, хра­нение машин, обеспечение транспорта всем необходимым, обес­печение безопасности перевозок и т.д.

Положением были определены службы автобазы, главными из которых были служба эксплуатации и техническая служба.

По характеру перевозок и типу подвижного состава (рис. 2.1) комплексные АТП (УТТ) подразделяются на легковые таксомо­торные, легковые по обслуживанию учреждений и организаций, автобусные, грузовые, смешанные (выполняют как грузовые, так и пассажирские перевозки) и специальные, т.е. скорой медицин­ской помощи, коммунального обслуживания и т.п.

Рисунок 2.1 – Классификация комплексных предприятий автомобильного (тех­нологического) транспорта и специальной техники

По целевому назначению, характеру производственно-хозяй­ственной деятельности, подчиненности и формам собственности АТП могут быть общего пользования (республиканских ведомств автомобильного транспорта, государственных концернов), ведом­ственные, акционерные, частные и др.

По организации производственной деятельности АТП подразделяются на автономные и кооперированные.

К автономным АТП относятся самостоятельные пред­приятия, которые осуществляют транспортную работу, хранение и все виды ТО и ТР подвижного состава. Размер таких АТП зависит в основном от численности и типа подвижного состава. Типаж автономных автотранспортных предприятий, сложившийся к 1980-1990 гг., имел широкий диапазон: для грузовых - 100 - 500 ед. подвижного состава, для автобусных - 100 - 400 ед. под­вижного состава, для легковых таксомоторных - 200-1000 ед. подвижного состава.

На автомобильном транспорте общего пользования функцио­нировали крупные автономные АТП (автокомбинаты) с числом автомобилей 600-1500 и более, в том числе специализирован­ные по виду перевозок и типу подвижного состава. К коопериро­ванным относятся АТП, деятельность которых осуществляется на основе централизации транспортной работы, а также полной или частичной специализации и кооперации производства ТО и ТР подвижного состава. Кооперированные комплексные предприя­тия для выполнения ряда функций, например, по поддержанию машин в исправном техническом состоянии, объединяются и со­здают на более высоком организационном и технологическом уров­не на условиях кооперации специализированные централизован­ные производства.


Совершенствование организации эксплуатационной и инже­нерно-технической службы обусловливает выделение в составе АТП эксплуатационных и производственных филиалов.

В эксплуатационных филиалах предусматривается хранение подвижного состава, выполнение ЕО, в отдельных случаях ТО-1 и несложных работ ТР. Эти филиалы организуются преимуществен­но в местах интенсивных грузо- и пассажиропотоков, вблизи пун­ктов массовой загрузки и разгрузки, конечных станций маршру­тов пассажирского транспорта, что способствует приближению подвижного состава к потребителям (сокращению холостых про­бегов).

Производственные филиалы создаются для выполнения ТО-1, ТО-2, когда они не производятся в эксплуатационных филиалах, и наиболее трудоемких работ ТР. Централизация ТО и ТР в произ­водственных филиалах способствует повышению качества работ.

Основными задачами автотранспортного предприятия являются:

– организация и выполнение перевозок в соответствиис планом и заданиями;

– хранение, техническое обслуживание и ремонт подвижного состава;

– материально-техническое снабжение предприятия; - содержание и ремонт зданий, сооружений и оборудования;

– подбор, расстановка и повышение квалификации персонала;

Организация труда, планирование и учет производственно-финансовой деятельности.

Основными процессами производственной деятельности автотранспортного предприятия являются:

– основное производство;

– вспомогательное производство;

– обслуживающее производство;

– управление производством.

Основное производство на автомобильном транспорте- выполнение перевозок, что является определяющим для автотранспортного предприятия. Однако основное производство нуждается в обслуживании и выполнении комплекса вспомогательных работ.

Вспомогательное производство автотранспортного предприятия - это совокупность производственных процессов, имеющих свой результат труда в виде определенной технической готовности подвижного состава, который используется в основном производстве.

Обслуживающие производства материального продукта не создают. Они обеспечивают основное и вспомогательное производство энергоресурсами, ин­формационным обслуживанием, контролируют каче­ство технического обслуживания и ремонта.

Автотранспортное предприятие для успешной де­ятельности должно состоять из ряда структурных подразделений с определенными функциями и стро­го определенными взаимосвязями (рис. 2.2).

Рис. 2.2 Организационная структура АТП


К атегория:

Автомобилестроение



-

Общие сведения об автотранспортном предприятии


Автотранспортные предприятия осуществляют перевозки грузов и пассажиров, хранение, техническое обслуживание и ремонт подвижного состава (автомобилей, прицепов и полуприцепов).

По роду выполняемых работ автотранспортные предприятия подразделяются на грузовые, пассажирские (автобусные, таксомоторные, легковых автомобилей), смешанные (грузовые и пассажирские) и специальные (скорой медицинской помощи, коммунального обслуживания и др.).

Автотранспортное предприятие состоит из двух основных служб: эксплуатационной и технической. Служба эксплуатации организует и осуществляет перевозки грузов и пассажиров в соответствии с установленными планами и заданиями. Задачи технической службы состоят в обеспечении технической готовности автомобилей к работе на линии путем своевременного и высококачественного выполнения технического обслуживания и ремонта, хранения автомобилей и материально-технического снабжения автотранспортного предприятия.

Техническая служба возглавляется главным инженером автотранспортного предприятия. В соответствии с ее задачами техническая служба включает гараж-стоянку, зоны технического обслуживания и ремонта, производственно-вспомогательные цехи или участки: агрегатный, слесарно-механический, электротехнический, аккумуляторный, топливной аппаратуры, шиномонтажный, шиноремонтный, кузнечно-рессорный, сварочный, медницкий, кузовной и малярный.

В агрегатном цехе выполняют разборочно-сборочные, моечные, Регулировочные и контрольные работы по агрегатам (агрегат - соединение нескольких разнотипных узлов, устройств и деталей в одно целое для совместной работы) и узлам, снятым с автомобилей ^я текущего ремонта.

Основными слесарно-механическими работами являются изготовление крепежных деталей и втулок, механическая обработка Деталей после наплавки и заварки, ремонт гаражного оборудования и др.

Электротехнический и аккумуляторный цехи проверяют и ремонтируют приборы электрооборудования, снятые с автомобиля, заряжают и ремонтируют аккумуляторные батареи.

В цехе топливной аппаратуры проверяют, ремонтируют и испытывают приборы и трубопроводы систем питания двигателей.

Шиномонтажный и шиноремонтный цехи выполняют демонтаж- монтаж шин, ремонт дисков колес и камер, балансировку колес (покрышки ремонтируют, как правило, на специализированных шиноремонтных заводах).

Основными работами, выполняемыми в кузнечно-рессорном; сварочном и медницком цехах, являются: ремонт и изготовление деталей с применением нагрева (правка, ковка, клепка), ремонт рессор, сварка поломанных деталей, заварка трещин, наплавка изношенных деталей, ремонт радиаторов, топливных баков и пайка различных трубопроводов.

В кузовном и малярном цехах выполняют столярные, арматурные, жестяницкие, обойные работы, местную и полную окраску кузовов, кабин и грузовых платформ, подкраску номерных знаков, нанесение надписей и номеров на бортах, на маршрутных досках автобусов и т. д.

В автомобильном транспорте перспективными являются автокомбинаты, имеющие по 700-1000 автомобилей. Автокомбинат состоит из основного предприятия и нескольких филиалов (150-200 автомобилей), расположенных на других территориях - в районе обслуживания перевозками. В основном предприятии выполняют наиболее трудоемкие и сложные виды технического обслуживания и текущего ремонта всех автомобилей комбината. В филиалах осуществляется хранение, ежедневное и первое техническое обслуживание и мелкий текущий ремонт автомобилей данного филиала.