Провести камеральную таможенную проверку организации юридического лица. Таможенная проверка – порядок проведения, виды и сроки. Становление таможенного контроля после выпуска товаров

1. Выездная таможенная проверка проводится таможенным органом с выездом в место (места) нахождения юридического лица, место (места) осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) место (места) фактического осуществления деятельности такими лицами (далее в настоящей главе - объекты проверяемого лица).

2. Выездные таможенные проверки подразделяются на следующие виды:

1) плановая выездная таможенная проверка;

2) внеплановая выездная таможенная проверка;

3) встречная внеплановая выездная таможенная проверка.

3. Законодательством государств-членов могут устанавливаться дополнительные виды выездных таможенных проверок, основания, сроки и особенности порядка проведения таких проверок.

4. Законодательством государств-членов может быть установлено, что выездная таможенная проверка в виде плановой выездной таможенной проверки не применяется.

5. Выездная таможенная проверка назначается руководителем (начальником) таможенного органа, определяемого в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании, уполномоченным им заместителем руководителя (заместителем начальника) таможенного органа либо замещающими их лицами путем принятия решения (выдачи предписания) о проведении выездной таможенной проверки.

6. Решение (предписание) о проведении выездной таможенной проверки должно содержать следующие сведения:

1) дата и регистрационный номер этого решения (предписания);

2) вид выездной таможенной проверки;

3) наименование таможенного органа, проводящего выездную таможенную проверку;

4) основание для назначения выездной таможенной проверки - ссылка на план (график) проверок либо на основание, предусмотренное пунктом настоящей статьи;

5) наименование (фамилия, имя и отчество (при наличии)) проверяемого лица, его место (места) нахождения (место жительства) и (или) место (места) фактического осуществления деятельности, его идентификационные и (или) регистрационные номера;

6) фамилии, имена, отчества (при наличии) и должности должностных лиц таможенного органа, проводящих выездную таможенную проверку;

7) фамилии, имена, отчества (при наличии) и должности должностных лиц, привлекаемых для участия в проведении выездной таможенной проверки;

8) предмет выездной таможенной проверки в соответствии с пунктом 6 настоящего Кодекса;

9) иные сведения, предусмотренные законодательством государств-членов о таможенном регулировании.

7. Форма решения (предписания) о проведении выездной таможенной проверки устанавливается законодательством государств-членов о таможенном регулировании.

8. При необходимости изменения (дополнения) сведений, указанных в подпунктах 5 - 9 пункта настоящей статьи, до завершения проведения выездной таможенной проверки в решение (предписание) о проведении выездной таможенной проверки могут быть внесены изменения (дополнения) в порядке, установленном законодательством государств-членов о таможенном регулировании.

9. Выездная таможенная проверка может назначаться по результатам проведения таможенного контроля в иных формах, а также по результатам проведения камеральной таможенной проверки.

10. Плановая выездная таможенная проверка проводится на основании планов проверок, разрабатываемых таможенными органами.

Плановые выездные таможенные проверки в отношении одного и того же проверяемого лица проводятся таможенными органами не чаще 1 раза в год.

Плановые выездные таможенные проверки в отношении уполномоченных экономических операторов проводятся таможенными органами не чаще 1 раза в 3 года.

11. Выбор лиц, в отношении которых проводится плановая выездная таможенная проверка, производится с использованием информации, полученной из следующих источников:

1) результаты проведения таможенного контроля до и после выпуска товаров;

2) информационные ресурсы таможенных органов;

3) результаты предыдущих таможенных проверок;

4) банки, небанковские кредитные (кредитно-финансовые) организации и организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций, государств-членов;

5) таможенные и (или) иные государственные органы государств-членов;

6) средства массовой информации;

7) иные источники информации.

12. Перед началом проведения плановой выездной таможенной проверки таможенные органы направляют проверяемому лицу уведомление о проведении плановой выездной таможенной проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или передают такое уведомление иным способом, позволяющим подтвердить факт его получения.

13. Возврат почтового отправления с отметкой, свидетельствующей о невручении письма адресату в связи с отсутствием проверяемого лица по месту его нахождения, не является основанием для отмены плановой выездной таможенной проверки.

14. Плановая выездная таможенная проверка может быть начата не ранее чем через 15 календарных дней со дня получения уведомления о проведении плановой выездной таможенной проверки проверяемым лицом либо со дня поступления в таможенный орган почтового отправления с отметкой о невручении письма адресату.

15. Внеплановые выездные таможенные проверки проводятся без ограничений периодичности проведения таких проверок.

16. Основаниями для назначения внеплановых выездных таможенных проверок могут являться:

1) данные, полученные в результате анализа информации, содержащейся в информационных ресурсах таможенных органов и иных государственных органов государств-членов, и свидетельствующие о возможном нарушении международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства государств-членов;

2) информация, свидетельствующая о возможном нарушении международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства государств-членов;

3) заявление лица о включении в реестр уполномоченных экономических операторов;

4) представление уполномоченным экономическим оператором таможенному органу информации об изменении сведений, заявленных им при включении в реестр уполномоченных экономических операторов о находящихся в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или аренде сооружениях, помещениях (частях помещений) и (или) открытых площадках (частях открытых площадок), предназначенных для временного хранения товаров;

5) необходимость проведения встречной внеплановой выездной таможенной проверки в соответствии с пунктом настоящей статьи;

6) обращение (запрос) компетентного органа государства, не являющегося членом Союза, о проведении проверки лица, совершавшего сделки, связанные с перемещением товаров через таможенную границу Союза, с иностранным лицом;

7) поручение (запрос) органов предварительного расследования (органов уголовного преследования) государств-членов по материалам проверки сообщения о преступлении или по возбужденному уголовному делу;

8) поручение таможенного органа одного государства-члена, данного таможенному органу другого государства-члена, о проведении выездной таможенной проверки у лица, созданного и (или) зарегистрированного в соответствии с законодательством государства-члена, таможенному органу которого направлено поручение по основаниям, предусмотренным подпунктами 1 и (или) 3 пункта 3 настоящего Кодекса;

9) иные основания, предусмотренные законодательством государств-членов о таможенном регулировании.

17. При необходимости подтверждения достоверности сведений, представленных проверяемым лицом, таможенным органом может проводиться встречная внеплановая выездная таможенная проверка у лиц, созданных и (или) зарегистрированных в соответствии с законодательством государства-члена, таможенным органом которого проводится выездная таможенная проверка, и связанных с проверяемым лицом по сделкам (операциям) с товарами.

18. Датой начала проведения выездной таможенной проверки считается дата вручения проверяемому лицу решения (предписания) о проведении выездной таможенной проверки, а если такое решение (предписание) о проведении выездной таможенной проверки доводится до проверяемого лица иным способом, - дата, определяемая в соответствии с законодательством государств-членов.

19. Отказ проверяемого лица от получения решения (предписания) о проведении выездной таможенной проверки не является основанием для отмены выездной таможенной проверки.

В этом случае датой начала проведения выездной таможенной проверки считается дата внесения в решение (предписание) о проведении выездной таможенной проверки записи об отказе в получении этого решения (предписания).

20. Перед началом проведения выездной таможенной проверки на объекте проверяемого лица должностные лица таможенного органа обязаны предъявить руководителю проверяемого лица, лицу, замещающему руководителя, либо представителю проверяемого лица свои служебные удостоверения.

21. В период проведения выездной таможенной проверки проверяемое лицо не вправе вносить изменения (дополнения) в проверяемые документы, связанные с его деятельностью.

22. Срок проведения выездной таможенной проверки не должен превышать 2 месяца. В указанный срок не включается период времени между датой вручения проверяемому лицу требования о представлении документов и (или) сведений и датой получения таких документов и (или) сведений.

23. Срок проведения выездной таможенной проверки может быть продлен на 1 месяц по решению таможенного органа, который проводит такую проверку.

24. При необходимости проведения встречной внеплановой выездной таможенной проверки, проведения таможенной экспертизы, направления запросов в компетентные органы государств-членов или государств, не являющихся членами Союза, восстановления проверяемым лицом документов, необходимых для проведения выездной таможенной проверки, представления дополнительных документов, относящихся к проверяемому периоду, влияющих на выводы по результатам выездной таможенной проверки, а также в иных случаях, устанавливаемых законодательством государств-членов, проведение выездной таможенной проверки может быть приостановлено по решению руководителя (начальника) таможенного органа, осуществляющего таможенную проверку, уполномоченного им заместителя руководителя (заместителя начальника) таможенного органа либо замещающих их лиц.

Срок приостановления проведения выездной таможенной проверки не может превышать 9 месяцев, если более продолжительный срок не установлен законодательством государств-членов.

Порядок приостановления проведения выездной таможенной проверки устанавливается законодательством государств-членов о таможенном регулировании.

Срок приостановления выездной таможенной проверки по основаниям, установленным настоящим пунктом, а также по основаниям, устанавливаемым законодательством государств-членов, не включается в срок проведения выездной таможенной проверки.

25. В решение (предписание) о проведении выездной таможенной проверки вносятся соответствующие записи о продлении срока выездной таможенной проверки, а также о приостановлении ее проведения, о чем уведомляется проверяемое лицо.

26. Результаты проведения выездной таможенной проверки оформляются путем составления таможенного документа, форма которого устанавливается в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании, в порядке, установленном таким законодательством.

27. Законодательством государств-членов о таможенном регулировании может быть установлен порядок ознакомления проверяемых лиц с предварительными результатами выездной таможенной проверки и представления возражений по ним при их наличии.

28. В таможенном документе, составляемом при оформлении результатов проведения выездной таможенной проверки, указываются следующие сведения:

1) место и дата составления этого документа;

2) регистрационный номер этого документа;

3) наименование таможенного органа, проводившего выездную таможенную проверку;

4) основание для назначения выездной таможенной проверки - ссылка на план (график) проверок либо на основания, предусмотренные пунктом настоящей статьи;

5) дата и номер решения (предписания) о проведении выездной таможенной проверки;

6) вид выездной таможенной проверки;

7) наименование (фамилия, имя и отчество (при наличии)) проверяемого лица, его место (места) нахождения (место жительства) и (или) место (места) фактического осуществления деятельности, его идентификационные и (или) регистрационные номера;

8) фамилии, имена, отчества (при наличии) и должности должностных лиц таможенного органа, проводивших выездную таможенную проверку;

9) фамилии, имена, отчества (при наличии) и должности должностных лиц, привлеченных для участия в проведении выездной таможенной проверки;

10) даты начала и завершения проведения выездной таможенной проверки, а в случае приостановления проведения и (или) продления срока проведения выездной таможенной проверки также указываются периоды такого приостановления и (или) продления;

11) виды проверенных документов;

12) сведения о формах таможенного контроля, иных действиях, проведенных в ходе выездной таможенной проверки;

13) описание выявленных фактов, свидетельствующих о нарушениях международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства государств-членов, с указанием положений международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства государств-членов, требования которых были нарушены, либо сведения об отсутствии таковых;

14) выводы по результатам проведения выездной таможенной проверки;

15) иные сведения, предусмотренные законодательством государств-членов о таможенном регулировании.

29. Датой завершения проведения выездной таможенной проверки считается дата составления таможенного документа, составляемого при оформлении результатов проведения выездной таможенной проверки.

30. Выездная таможенная проверка не проводится в отношении физических лиц, за исключением индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных в соответствии с законодательством государств-членов.

  • 2) достоверность сведений, заявленных в таможенной декларации и иных документах, представленных при таможенном декларировании товаров, повлиявших на принятие решения о выпуске товаров;
  • 3) соблюдение ограничений по пользованию и распоряжению условно выпущенными товарами;
  • 4) соблюдение требований, установленных таможенным законодательством ТС и законодательством государств – членов ТС, к лицам, осуществляющим деятельность в сфере таможенного дела;
  • 5) соответствие лиц условиям, необходимым для присвоения статуса уполномоченного экономического оператора;
  • 6) соблюдение установленных таможенным законодательством ТС и (или) законодательством государств – членов ТС условий таможенных процедур, при помещении под которые товары не приобретают статус товаров ТС;
  • 7) соблюдение иных требований, установленных таможенным законодательством ТС и (или) законодательством государств – членов ТС.
  • Для участия в таможенной проверке могут привлекаться должностные лица других контролирующих государственных органов государства – члена ТС.
  • Таможенная проверка осуществляется в форме камеральной таможенной проверки или выездной таможенной проверки.
  • Основаниями для назначения внеплановых выездных таможенных проверок являются:
  • 2) данные, свидетельствующие о возможном нарушении требований таможенного законодательства ТС и законодательства государств – членов ТС;
  • 3) заявление лица, в том числе осуществляющего деятельность в сфере таможенного дела, на получение статуса уполномоченного экономического оператора;
  • 4) необходимость проведения встречной выездной таможенной проверки;
  • 5) обращение (запрос) компетентного органа иностранного государства о проведении проверки лица, совершавшего внешнеэкономические сделки с иностранной организацией;
  • 6) иные основания, предусмотренные законодательством государств – членов ТС.
  • В случаях необходимости подтверждения достоверности сведений, представленных проверяемым лицом, таможенным органом может проводиться встречная выездная таможенная проверка у лиц, связанных с проверяемым лицом по сделкам (операциям) с товарами.
  • Основанием для проведения встречной проверки является необходимость установления достоверности хозяйственных операций, отраженных в первичных документах проверяемого лица, либо в случае отсутствия надлежащих первичных документов.
  • Встречная выездная таможенная проверка является внеплановой.
  • Внеплановые выездные таможенные проверки осуществляются без ограничений периодичности их проведения.
  • Плановые выездные таможенные проверки проводятся не чаще 1 (одного) раза в год в отношении одного и того же проверяемого лица.
  • Плановые выездные таможенные проверки в отношении уполномоченных экономических операторов проводятся таможенными органами один раз в три года.
  • Отбор проверяемых лиц для плановой выездной таможенной проверки производится с использованием информации, полученной:
  • 1) из информационных ресурсов таможенных органов;
  • 2) по результатам предыдущих проверок, в том числе камеральных проверок;
  • 3) от государственных органов;
  • 4) от банков и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций;
  • 5) от таможенных и (или) иных контролирующих государственных органов государств – членов ТС;
  • 6) из средств массовой информации;
  • Возврат почтового отправления с отметкой, свидетельствующей о невручении письма адресату в связи с отсутствием проверяемого лица по месту его нахождения, не является основанием для отмены плановой выездной таможенной проверки.
  • Датой начала проведения выездной таможенной проверки считается дата вручения проверяемому лицу копии решения о проведении таможенной проверки.
  • Копия решения о проведении таможенной проверки вручается проверяемому лицу должностным лицом таможенного органа либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
  • В случае отказа от получения копии решения должностное лицо таможенного органа делает об этом соответствующую запись в решении.
  • Перед началом проведения выездной таможенной проверки на объекте проверяемого лица должностные лица таможенного органа обязаны предъявить руководителю проверяемого лица либо его представителю служебные удостоверения.
  • В период проведения выездной таможенной проверки проверяемое лицо не вправе вносить изменения и дополнения в проверяемые документы, связанные с его деятельностью.
  • Срок проведения выездной таможенной проверки может быть продлен еще на 1 (один) месяц по решению начальника таможенного органа, осуществляющего проверку.
  • При проведении таможенной проверки должностные лица таможенного органа имеют право:
  • 2) требовать у проверяемого лица предъявления товаров, в отношении которых проводится выездная таможенная проверка;
  • 3) требовать у проверяемого лица представления отчетности в целях таможенного контроля;
  • 6) проводить в порядке, установленном законодательством государств – членов ТС, инвентаризацию (требовать проведения инвентаризации) товаров при проведении выездных таможенных проверок;
  • 7) направлять международные запросы в связи с проведением таможенной проверки;
  • 8) быть допущенными на объекты проверяемого лица с предъявлением решения (предписания) о проведении таможенной проверки (акта о назначении проверки) и служебных удостоверений;
  • 9) осуществлять при проведении выездных таможенных проверок отбор проб и образцов товаров с составлением акта об отборе проб и образцов товаров;
  • 10) изымать у проверяемого лица документы либо их копии с составлением акта изъятия при проведении выездных таможенных проверок;
  • 13) проводить иные действия, предусмотренные законодательством ТС и законодательством государств – членов ТС.
  • Форма акта объяснения утверждена решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 260 «О формах таможенных документов» (приложение 5).
  • Рис. 6.2. Схема неправомерного занижения таможенной стоимости товара
  • 7.1. Методика проведения проверочных мероприятий в отношении организаций, экспортирующих товары
  • 7.2. Особенности мероприятий, направленных на предотвращение фактов незаконного возмещения НДС
  • Глава 1
  • СТАНОВЛЕНИЕ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ПОСЛЕ ВЫПУСКА ТОВАРОВ
  • Глава 2
  • ФОРМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ПОСЛЕ ВЫПУСКА ТОВАРОВ
  • Глава 3
  • ПРИНЦИПЫ, ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ПОСЛЕ ВЫПУСКА ТОВАРОВ
  • Основные
  • Комплементарные
  • Задачи таможенного контроля после выпуска товаров
  • Глава 4
  • АНАЛИТИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ, ПРЕДШЕСТВУЮЩИЕ ПРОВЕДЕНИЮ ТАМОЖЕННОЙ ПРОВЕРКИ
  • Глава 5
  • ВЫБОР ОБЪЕКТОВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ПРОВЕРОК
  • Глава 6
  • МЕТОДОЛОГИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТАМОЖЕННОЙ ПРОВЕРКИ УЧАСТНИКОВ ВЭД, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ВВОЗ ТОВАРОВ НА ТАМОЖЕННУЮ ТЕРРИТОРИЮ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА
  • Таможня
  • Глава 7
  • Глава 8
  • Задача по выявлению схем с участием фиктивных фирм, подставных физических лиц, реквизиты которых используются для совершения внешнеэкономических сделок и последующих операций с товарами, поставлена перед таможенными органами поручением ФТС России.
  • Таким образом, от уплаты налогов уводится основная часть стоимости товара, реализуемого конечным потребителям на территории РФ.
  • В соответствии с действующим законодательством владельцем СВХ может быть российское юридическое лицо, включенное в реестр владельцев СВХ.
  • Владелец СВХ осуществляет хранение товаров, находящихся под таможенным контролем, в случаях и на условиях, которые установлены таможенным законодательством ТС.
  • Условиями включения юридического лица в реестр владельцев СВХ являются:
  • 3) отсутствие на день обращения в таможенный орган неисполненной обязанности по уплате таможенных платежей, пеней;
  • 5) соответствие иным требованиям и соблюдение иных условий, которые установлены таможенным законодательством ТС и (или) законодательством государств – членов ТС.
  • Если владение помещениями и (или) открытыми площадками осуществляется на основании договора аренды, такой договор должен быть заключен на срок не менее 1 года на день подачи заявления о включении в реестр владельцев СВХ.
  • Условия включения (исключения) в (из) реестр(а) владельцев СВХ перечислены в ст. 24 и 25 ТК ТС и ст. 70 федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в РФ».
  • Требования, предъявляемые к обустройству, оборудованию и месту расположения СВХ, перечислены в главе 4 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ. Порядок временного хранения товаров определяется главой 25 ТК ТС.
  • Таможенные проверки проводятся таможенными органами в целях соблюдения лицами требований, установленных таможенным законодательством ТС и законодательством государств – членов ТС.
  • Глава 9
  • ПРОВЕДЕНИЕ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ В ОТНОШЕНИИ РЕЕСТРОВЫХ ЛИЦ (на примере владельцев СВХ)
  • Приложение 2
  • (факты отказа в доступе на территорию (в помещения), пресечения сопротивления, вскрытия запертых помещений и др.)
  • Замечания, заявления, сделанные лицами, присутствующими (участвующими) при таможенном осмотре помещений и территорий:
  • О предоставлении документов
  • О предоставлении информации
  • Начальник службы
  • таможенного контроля
  • Глава 1

    СТАНОВЛЕНИЕ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ПОСЛЕ ВЫПУСКА ТОВАРОВ

    История развития таможенной службы Российской Федерации свидетельствует о том, что направление таможенного контроля после выпуска товаров развивается с момента ее образования. Выделяют следующие этапы возникновения

    и развития таможенного контроля после выпуска товаров:

    1. С 1991 по 1993 г. – зарождение идеи необходимости проведения контроля после выпуска товаров

    и транспортных средств.

    После переноса «центра тяжести» таможенного оформления с границы на внутренние таможенные органы в таможенной службе возникло осознание того, что бороться с нарушениями таможенных правил можно не только по периметру таможенной территории РФ, но и на внутреннем рынке РФ.

    В начале 90-х годов понятия «таможенный контроль после выпуска» еще не существовало, но появляется осознание необходимости его организации и осуществления.

    Прогрессивный зарубежный опыт (в частности, опыт ФРГ) свидетельствует о правильности данного пути развития таможенной службы. В исследуемый промежуток времени в таможенной системе ФРГ существуют Главные таможни по ревизии – подразделения, занимающиеся таможенным контролем после выпуска товаров и транспортных средств. В обязанность Главной таможни по ревизии входит проведение ревизии и контрольных мер на крупных и тяжелоконтролируемых средних предприятиях, обеспечение равно-

    правного взимания налогов с налогоплательщиков и поступления налогов. Также Главные таможни по ревизии контролируют соблюдение предписаний внешнеэкономического законодательства (в особенности ограничения по ввозу и вывозу определенных видов товаров) об обращении товаров, подлежащих специальным правилам по урегулированию рынка.

    Ориентируясь на опыт иностранных коллег, должностные лица таможенных органов РФ осуществляют первые шаги по разработке и законодательному закреплению понятийного аппарата таможенного контроля после выпуска товаров.

    Завершающим этапом этого периода и началом качественно нового этапа развития таможенного контроля после выпуска товаров явилось принятие в 1993 году нового Таможенного кодекса РФ.

    2. С 1993 по 1995 г. – формирование законодательной базы по проведению таможенного контроля после выпуска товаров.

    Началом данного этапа можно считать принятие Таможенного кодекса РФ (далее – ТК РФ) 1993 года, который законодательно закрепил право таможенных органов РФ на проведение посттаможенного контроля. В ТК РФ появляются такие статьи, как ст. 186 «Проверка финансовохозяйственной деятельности» и ст. 193 «Таможенный контроль после выпуска товаров и транспортных средств».

    Статьей 193 ТК РФ было предусмотрено, что вне зависимости от факта выпуска товаров и транспортных средств таможенный контроль за ними может проводиться в любое время, если имеются достаточные основания полагать о наличии нарушения законодательства РФ.

    Данная статья также определяла полномочия таможенных органов при проведении таможенного контроля после выпуска товаров. В соответствии с ней таможенные органы, в частности, были вправе после выпуска товаров проверять коммерческие документы и другую информацию, относящуюся к внешнеэкономическим, а также последующим коммерческим операциям с данными товарами. Проверка могла производиться в местах нахождения любого лица,

    прямо или косвенно имеющего отношение к указанным операциям или владеющего необходимыми документами.

    Указанная проверка могла осуществляться в форме проверки финансово-хозяйственной деятельности (далее – ФХД). Согласно ст. 186 ТК РФ таможни и вышестоящие таможенные органы РФ вправе были назначать либо проводить в пределах своей компетенции проверку ФХД лиц, перемещающих товары и транспортные средства через таможенную границу РФ, таможенных брокеров либо иных лиц, осуществляющих деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы РФ.

    В круг лиц, в отношении которых могла быть проведена проверка ФХД, не входили организации и индивидуальные предприниматели (далее – ИП), не являющиеся лицами, перемещающими товары, но осуществляющие оптовую или розничную торговлю ввезенными товарами. Однако таможенные органы были вправе, например, запрашивать для проверки необходимые документы и сведения, проводить осмотр территорий и помещений и иных мест, где могли находиться товары и транспортные средства, подлежащие таможенному контролю.

    В данный промежуток времени появляется первый нормативный акт, регламентирующий порядок проведения проверок ФХД, а именно указание Государственного таможенного комитета (далее – ГТК) РФ от 24.11.1993 № 0112/994 «О мерах по организации проверок ФХД участников ВЭД». Данный правовой акт предусматривал порядок проведения проверок ФХД импортеров, экспортеров, а также организаций, осуществляющих бартерные операции.

    Участники ВЭД не были готовы к тому, что таможенные органы РФ будут осуществлять таможенный контроль после выпуска товаров. Данное обстоятельство обусловило появление следующих, простых с точки зрения выявления, нарушений таможенного законодательства РФ: несоответствие количества оприходованного товара по бухгалтерскому учету количеству товара, предъявленному к таможенному оформлению; недостоверное заявление сведений о стоимости товара в бухгалтерском учете и таможенных документах;

    недекларирование товаров при таможенном оформлении и при этом отражение их по бухгалтерии организации.

    Инспекторы таможенных органов, осуществлявшие деятельность по проведению проверок ФХД, работали в рамках самостоятельных рабочих групп, а затем объединились в отделения на базе отделов таможенной стоимости и валютного контроля. В различных таможенных органах данные отделения носили разное название, а именно: отделения внешних проверок и отделения таможенного аудита.

    3. С 1995 по 1998 г. – отделы таможенной инспекции выделены в отдельные самостоятельные подразделения.

    Происходит формирование нового направления деятельности таможенных органов РФ, выделяются отделы таможенных инспекций в таможнях, региональных таможенных управлениях (далее – РТУ). На уровне ГТК РФ формируется Управление таможенной инспекции (далее – УТИ). Таким образом, создается организационная вертикаль, существующая по настоящее время в таможенных органах РФ (приложение 1).

    На уровне РТУ формируется служба таможенной инспекции (СТИ), основными функциями которой являются:

    1) организация, проведение проверки ФХД, а также других форм таможенного контроля при проверке достоверности заявленных при таможенном оформлении сведений в порядке, предусмотренном главой 35 ТК РФ;

    2) организация, координация и проведение информа- ционно-аналитической работы по контролю за деятельностью участников ВЭД;

    3) организация и взаимодействие с другими подразделениями таможенных органов при проведении проверочных мероприятий;

    4) организация и осуществление взаимодействия с налоговыми, правоохранительными и другими контролирующими органами РФ при проведении совместных проверочных мероприятий, при обмене информацией на основе межведомственных соглашений (приказов);

    5) координация и контроль деятельности подразделений таможенной инспекции таможен;

    6) оказание методической и практической помощи подразделениям таможенной инспекции таможен в планировании, организации и проведении проверочных мероприятий;

    7) анализ и обобщение результатов проведения проверочных мероприятий, оценка их эффективности;

    8) обеспечение исполнения поручений УТИ ГТК РФ, руководства РТУ.

    На данном этапе проводится более активная работа по формированию показателей федерального бюджета, устанавливаются контрольные показатели по количеству проведенных проверок ФХД, суммам доначисленных таможенных платежей и штрафов, количеству уголовных дел и дел об административных правонарушениях.

    У участников ВЭД формируется представление о том, что их деятельность после выпуска может быть проверена, и, как следствие, нарушения таможенного законодательства РФ становятся более латентными.

    4. С 1998 по 2004 г. – принятие Налогового кодекса РФ 1998 года.

    В соответствии с нормами нового Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) таможенные органы обязаны были осуществлять проведение таможенного контроля после выпуска товаров в форме камеральных и выездных налоговых проверок участников ВЭД.

    Камеральная налоговая проверка должна была проводится по месту нахождения таможенного органа на основе таможенных деклараций и документов, представленных участником ВЭД, служащих основанием для исчисления и уплаты таможенных платежей, а также других документов о деятельности участника ВЭД, имеющихся у таможенного органа.

    Камеральная проверка проводилась уполномоченными должностными лицами таможенного органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя таможенного органа в течение

    двух месяцев со дня представления участником ВЭД необходимых документов.

    При проведении камеральной проверки налоговый орган вправе был истребовать у участника ВЭД дополнительные сведения, получать объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты таможенных платежей.

    Выездная налоговая проверка проводилась на основании решения руководителя таможенного органа не чаще одного раза в год и не могла продолжаться более двух месяцев.

    Выездная налоговая проверка, осуществляемая в связи с реорганизацией или ликвидацией организации – участника ВЭД, а также вышестоящим таможенным органом в порядке контроля за деятельностью таможенного органа, проводившего проверку, могла проводиться независимо от времени проведения предыдущей проверки.

    При необходимости уполномоченные должностные лица таможенных органов, осуществляющие выездную налоговую проверку, могли проводить инвентаризацию имущества участника ВЭД, а также производить осмотр (обследование) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых участником ВЭД для извлечения дохода.

    При наличии у осуществляющих проверку должностных лиц достаточных оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, скрыты, изменены или заменены, проводилось изъятие данных документов по акту, составленному этими должностными лицами.

    Особенностью осуществления таможенного контроля после выпуска товаров на рассматриваемом этапе развития являлось то, что параллельно существовали нормы Таможенного кодекса РФ и Налогового кодекса РФ. При этом оба акта имели равную юридическую силу, что приводило на практике к возникновению многочисленных противоречий.

    Данный этап также характеризуется введением учетных карт участников ВЭД. За подразделениями таможенной инспекции была закреплена функция по регистрации

    вновь обратившихся в таможенный орган участников ВЭД. После прохождения процедуры регистрации участнику ВЭД выдавалась учетная карта, без которой таможенное оформление в таможне не производилось.

    5. С 2004 по 2010 г. – принятие новой редакции Таможенного кодекса РФ.

    Пятый этап начинается со вступления в силу нового Таможенного кодекса РФ. На данном этапе среди прочих форм таможенного контроля впервые появляется такое понятие, как «таможенная ревизия». Данная форма таможенного контроля становится основной формой проведения таможенного контроля после выпуска товаров. Правом осуществления данной формы таможенного контроля наделяются только подразделения таможенной инспекции таможенных органов.

    Порядок организации и проведения таможенной ревизии был предусмотрен ст. 376 и 377 ТК РФ и регламентировался приказом Федеральной таможенной службы (далее – ФТС) России от 06.11.2008 № 1378 «Об утверждении порядка организации и проведения таможенной ревизии».

    В соответствии с нормами ТК РФ таможенная ревизия – проверка факта выпуска товаров, а также достоверности заявленных сведений, указанных в таможенной декларации и иных документах, представляемых при таможенном оформлении, путем сопоставления этих сведений с данными бухгалтерского учета и отчетности, со счетами, с другой информацией лиц (участников ВЭД, таможенных брокеров, реализаторов товаров и т.д.).

    Дублирование норм таможенного и налогового законодательства РФ устраняется. Подразделения таможенной инспекции не имеют права работать в соответствии с нормами Налогового кодекса РФ в части проведения таможенных ревизий, а также проводить камеральные и выездные налоговые проверки участников ВЭД.

    6. С 01.07.2010 г. по настоящее время – принятие Таможенного кодекса Таможенного союза.

    Шестой этап развития таможенного контроля характеризуется заменой понятия «таможенная ревизия» на поня-

    тие «таможенная проверка», изменением длительности периода, в течение которого возможно осуществление таможенной проверки (с одного года до трех лет с момента утраты статуса нахождения товаров под таможенным контролем), созданием института уполномоченных экономических операторов, которым разрешено применение упрощенных таможенных процедур.

    Упомянутый институт «уполномоченного экономического оператора» также является новым и призван заменить институт «специальных упрощенных процедур».

    При этом деятельность уполномоченных экономических операторов будет такой же реестровой и требующей внесения обеспечения, как и деятельность таможенных представителей, владельцев складов временного хранения (далее – СВХ), таможенных перевозчиков и т.д.

    При необходимости проведения исследований или экспертиз, направления запросов в компетентные органы государств – членов ТС или иностранных государств, восстановления проверяемым лицом документов, необходимых для проведения выездной таможенной проверки, предоставления дополнительных документов, относящихся к проверяемому периоду, влияющих на выводы по результатам выездной таможенной проверки, проведение выездной таможенной проверки может быть приостановлено по решению начальника таможенного органа.

    До вступления в силу Таможенного кодекса Таможенного союза право приостановления проверки у таможенных органов отсутствовало. Наличие данного права позволяет в рамках проверочных мероприятий направлять запросы в иностранные государства и проводить различные исследования и экспертизы, что существенно улучшает качественный уровень проведения проверочных мероприятий.

    Таможенный кодекс ТС наделяет подразделения таможенного контроля после выпуска товаров довольно обширными правами и полномочиями для проведения проверочных мероприятий. К числу полномочий, появившихся со вступлением в силу ТК ТС, можно отнести: право опечатывать помещения проверяемого лица, в которых находятся товары;

    изымать у проверяемого лица документы либо их копии с составлением акта изъятия при проведении выездных таможенных проверок; осуществлять при проведении выездных таможенных проверок отбор проб и образцов товаров с составлением акта об отборе проб и образцов товаров.

    Приказом ФТС России от 11.01.2012 № 11 «О проведении организационно-штатных мероприятий в центральном аппарате ФТС России» создано Главное управление таможенного контроля после выпуска товаров ФТС России. Создание данного управления способствовало концентрации и централизации функций по проверке участников ВЭД в подразделениях таможенного контроля после выпуска товаров.

    Понятие таможенной проверки

    Определение 1

    Таможенная проверка представляет собой совершение особых действий таких как:

    • досмотр,
    • проверка подлинности документов,
    • контроль транспортного средства,
    • контроль багажа и прочих видов товаров и транспортных средств, которые сопровождаются лицами, участвующие в официальных расследованиях.

    Данные действия производят в соответствии с таможенными правилами.

    Виды выездной таможенной проверки

    Замечание 1

    Выездная таможенная проверка, в отличие от камеральной проверки, проводится с выездом таможенных органов в место нахождения юридического лица или осуществления деятельности индивидуального предпринимателя.

    Таможенная проверка может быть плановой или внеплановой

    Плановые выездные проверки осуществляются в соответствии с установленным планом, который разрабатывается таможенными органами.

    Внеплановые проверки проводятся на основании решения о проведении выездной проверки и носят профилактический характер. Проверки ориентированы на низкий уровень риска таможенных правонарушений.

    Законом не определены основания по которым включают лица в плановую проверку. Отбор полностью зависит от выбора таможенного органа и основывается на аналитической работе и официальной информации, которую получили из разных источников. Данными источниками выступают:

    • информационные ресурсы, находящиеся в распоряжении таможенных органов
    • ресурсы, прошлых камеральных проверок,
    • информация от государственных органов,
    • информация от банков,
    • информация от таможенных органов или других контролирующих органов,
    • информация от вышестоящего органа,
    • средства массовой информации,
    • прочие источники

    Внеплановые проверки проводятся в случае выявления правонарушений. Основаниями для выездной проверки могут выступать данные информационной базы ФТС России или сведения от иных контролирующих органов. Информация несет в себе свидетельствование возможного правонарушения в том числе:

    1. заявление от лица, который осуществляет таможенную деятельность
    2. нарушения сроков по устранению нарушений
    3. встречная выездная проверка,
    4. прочие основания для проверки

    Выездные проверки могут осуществляться на основании результатов прочих форм таможенного контроля или по результатам камеральной таможенной проверки. Помимо всего прочего выездная проверка может быть назначена для подтверждения необходимых сведений по сделке или проверяемому товару.

    Внеплановые выездные проверка не планируются и проводятся исключительно в порядке, установленном для выездной проверки. Во время выездной проверки изучают вопросы, которые поставили перед проверкой.

    Плановые выездные проверки проводят не чаще 1 раза в год в отношении проверяемого лица и не чаще 1 раз в 3 года в отношении экономических операторов.

    Замечание 2

    Внеплановые таможенные проверки не ограничиваются периодичностью.

    Общий порядок проведения и организации выездной таможенной проверки

    Перед тем как провести плановую выездную проверку, таможенные органы уведомляют о своих намерениях проверяемое лицо посредством заказного письма или уведомления. Если письмо возвращается в связи с отсутствием лица по месту нахождения это не является основанием для отмены проверки.

    Плановую проверку назначают не раньше, чем за 15 дней со дня врученного уведомления. Вместе с уведомлением проверяемому вручается копия решения о проведении выездной камеральной проверки. В решении указываются вопросы и состав проверки.

    Датой проверки считается дата вручения уведомления о проверке. При этом руководителем делается отметка об ознакомлении. Отказ от проверки или возврат письма в связи с отсутствием адресата по месту проверки не является основанием для отмены проверки

    Если это происходит, то дата записи решения об отказе является датой начало проверки. Если проверяемое лицо отсутствует по назначенному адресу, то письмо отправляется по месту государственной регистрации.

    При невозможности вручения копии решения из-за отсутствия проверяемого лица либо его представителя оно направляется заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу государственной регистрации этого лица. В этом случае к решению прилагают документы, подтверждающие факт его направления в адрес проверяемого лица.

    Сроки проведения выездной таможенной проверки не превышают двух месяцев. В данный срок не входит время между вручением уведомления и датой отправки уведомления. Срок проведения выездной проверки могут продлить на месяц, но это исключительный случай.

    Выездную таможенную проверку могут приостановить для проведения таможенных экспертиз, направлений запросов в компетентные органы или для восстановления необходимы документов. Приостановление выездной проверки не может быть больше 6 месяцев. Но если присутствуют веские основания, то данный срок могут увеличить до 3-х месяцев. О продлении или приостановлении таможенной проверки вносятся специальные записи в решении выездной проверки, об этом в обязательном порядке уведомляют проверяемое лицо. Дата завершения проверки является дата подписания акта о результатах выездной проверки. Данный акт составляется в двух экземплярах и подписывается таможенными органами, которые проводили выездную проверку.

    Первый экземпляр приобщают к материалам выездной проверки

    Второй экземпляр в течении 5 дней выдается проверяемому лицу.

    Если в результате проверки были выявлены нарушения или прочие административные правонарушения проверка непосредственных объектов завершается. Составляется акт с установленным порядком в части установленных непосредственных объектов правонарушения. При этом проверка по другим объектам продолжается. Выездная проверка помогает устранить правонарушения. Зачастую именно на выездных проверках проявляется большое количество нарушений в области таможенного контроля.

    СТ 132 ТК ТС

    1. Выездная таможенная проверка проводится таможенным органом с выездом в место нахождения юридического лица, место осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) в место фактического осуществления их деятельности (далее - объекты проверяемого лица).

    2. Выездная таможенная проверка может быть плановой или внеплановой.

    Плановая выездная таможенная проверка осуществляется на основании планов проверок, разрабатываемых таможенными органами.

    3. Выездная таможенная проверка проводится на основании решения (предписания, акта о назначении проверки), форма которого определяется законодательством государств-членов таможенного союза.

    4. Основаниями для назначения внеплановых выездных таможенных проверок являются:

    1) данные, полученные в результате анализа информации, содержащейся в базах данных таможенных органов и органов государственного контроля (надзора) государств-членов таможенного союза, свидетельствующие о возможном нарушении таможенного законодательства таможенного союза и иного законодательства государств-членов таможенного союза;

    2) данные, свидетельствующие о возможном нарушении требований таможенного законодательства таможенного союза и законодательства государств-членов таможенного союза;

    3) заявление лица, в том числе осуществляющего деятельность в сфере таможенного дела, на получение статуса уполномоченного экономического оператора;

    4) необходимость проведения встречной выездной таможенной проверки в соответствии с пунктом 6 настоящей статьи;

    5) обращение (запрос) компетентного органа иностранного государства о проведении проверки лица, совершавшего внешнеэкономические сделки с иностранной организацией;

    6) иные основания, предусмотренные законодательством государств-членов таможенного союза.

    5. Выездная таможенная проверка может назначаться по результатам применения иных форм таможенного контроля, а также по результатам камеральной таможенной проверки.

    6. В случаях необходимости подтверждения достоверности сведений, представленных проверяемым лицом, таможенным органом может проводиться встречная выездная таможенная проверка у лиц, связанных с проверяемым лицом по сделкам (операциям) с товарами.

    Встречная выездная таможенная проверка является внеплановой.

    7. Плановые выездные таможенные проверки проводятся не чаще 1 (одного) раза в год в отношении одного и того же проверяемого лица.

    Плановые выездные таможенные проверки в отношении уполномоченных экономических операторов проводятся таможенными органами 1 (один) раз в 3 (три) года.

    Внеплановые выездные таможенные проверки осуществляются без ограничений периодичности их проведения.

    8. Отбор проверяемых лиц для плановой выездной таможенной проверки производится с использованием информации, полученной:

    1) из информационных ресурсов таможенных органов;

    2) по результатам предыдущих проверок, в том числе камеральных проверок;

    3) от государственных органов;

    4) от банков и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций;

    5) от таможенных и (или) иных контролирующих государственных органов государств-членов таможенного союза;

    6) из средств массовой информации;

    7) из других источников официальным путем.

    9. Перед началом проведения плановой выездной таможенной проверки таможенные органы направляют проверяемому лицу уведомление о проведении плановой выездной таможенной проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или передают такое уведомление иным способом, позволяющим подтвердить факт его получения.

    Возврат почтового отправления с отметкой, свидетельствующей о невручении письма адресату в связи с отсутствием проверяемого лица по месту его нахождения, не является основанием для отмены плановой выездной таможенной проверки.

    Плановая выездная таможенная проверка может быть начата не ранее чем через 15 (пятнадцать) календарных дней со дня получения уведомления проверяемым лицом либо со дня поступления в таможенный орган почтового отправления с отметкой о невручении письма адресату.

    10. Датой начала проведения выездной таможенной проверки считается дата вручения проверяемому лицу копии решения (предписания) о проведении таможенной проверки (акта о назначении проверки).

    Копия решения (предписания) о проведении таможенной проверки (акта о назначении проверки) вручается проверяемому лицу должностным лицом таможенного органа, либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

    При вручении копии решения (предписания, акта о назначении проверки) руководитель проверяемого лица либо его представитель на оригинале решения (предписания, акта о назначении проверки) делает отметку об ознакомлении, а также о дате и времени получения копии решения (предписания, акта о назначении проверки).

    В случае отказа от получения копии решения (предписания, акта о назначении проверки) должностное лицо таможенного органа делает об этом соответствующую запись в решении (предписании, акте о назначении проверки).

    Отказ проверяемого лица от получения копии решения (предписания) о проведении таможенной проверки (акта о назначении проверки), а также возврат почтового отправления с отметкой, свидетельствующей о невручении письма адресату в связи с отсутствием лица по месту его нахождения, не являются основанием для отмены выездной таможенной проверки. В этом случае датой начала проверки считается дата записи в решении (предписании, акте о назначении проверки) об отказе в получении копии решения (предписания, акта о назначении проверки), либо дата поступления в таможенный орган почтового отправления с отметкой о невручении письма адресату.

    Перед началом проведения выездной таможенной проверки на объекте проверяемого лица должностные лица таможенного органа обязаны предъявить руководителю проверяемого лица либо его представителю служебные удостоверения.

    11. В период проведения выездной таможенной проверки проверяемое лицо не вправе вносить изменения и дополнения в проверяемые документы, связанные с его деятельностью.

    12. Срок проведения выездной таможенной проверки не должен превышать 2 (два) месяца. В указанный срок не включается период времени между датой вручения проверяемому лицу требования о представлении документов и сведений и датой получения таких документов и сведений.

    Срок проведения выездной таможенной проверки может быть продлен еще на 1 (один) месяц по решению таможенного органа, осуществляющего проверку.

    При необходимости проведения исследований или экспертиз, направления запросов в компетентные органы государств-членов таможенного союза или иностранных государств, восстановления проверяемым лицом документов, необходимых для проведения выездной таможенной проверки, предоставления дополнительных документов, относящихся к проверяемому периоду, влияющих на выводы по результатам выездной таможенной проверки, проведение выездной таможенной проверки может быть приостановлено по решению руководителя (начальника) таможенного органа или уполномоченного им лица в соответствии с законодательством государств-членов таможенного союза. Срок и порядок такого приостановления устанавливаются законодательством государств - членов таможенного союза.

    О продлении срока выездной таможенной проверки, а также о приостановлении ее проведения в решение (предписание) о проведении выездной таможенной проверки (акт о назначении проверки) вносятся соответствующие записи, о чем уведомляется проверяемое лицо.

    13. Датой завершения выездной таможенной проверки считается дата составления документа, оформленного по результатам таможенной проверки, который составляется в 2 (двух) экземплярах и подписывается должностными лицами таможенного органа, проводившими выездную таможенную проверку.

    Первый экземпляр такого документа приобщается к материалам выездной таможенной проверки, второй экземпляр не позднее 5 (пяти) дней со дня завершения выездной таможенной проверки вручается проверяемому лицу или направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

    Комментарий к Ст. 132 Таможенного кодекса Таможенного союза ЕврАзЭС

    1. Выездная таможенная проверка проводится проверяющим органом путем выезда в место нахождения объекта или объектов проверяемого лица. В ч. 1 комментируемой статьи обозначены места (объекты) осуществления выездных таможенных проверок.

    Круг лиц, проверяемых в рамках выездной таможенной проверки, более узкий по сравнению с камеральной таможенной проверкой. Выездная таможенная проверка может быть осуществлена только в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

    2. Выездные таможенные проверки имеют две разновидности: плановые и внеплановые. Плановая выездная таможенная проверка проводится на основании составленных уполномоченными подразделениями таможенных органов планов проверок.

    Для включения в план проверки проверяемых лиц отбирают на основании информации, полученной:

    Из информационных ресурсов таможенных органов;

    По результатам предыдущих проверок, в том числе камеральных;

    От государственных органов;

    От банков;

    От таможенных и (или) других контролирующих государственных органов государств - членов Таможенного союза;

    От вышестоящего таможенного органа либо таможенного органа, в регионе деятельности которого осуществлен выпуск товаров;

    Из средств массовой информации;

    Из других источников официальным путем.

    Интересным остается тот факт, что в ТК ТС ЕврАзЭС не определены основания для включения в план проверок, таким образом, решение данного вопроса отнесено к компетенции самого таможенного органа. Необходимо отметить, что сам порядок оформления документов выездной таможенной проверки не подвергся эпохальным изменениям.

    Внеплановая выездная таможенная проверка проводится на основании:

    Данных, свидетельствующих о возможном нарушении требований таможенного законодательства, в том числе в результате анализа информации, содержащейся в базах данных таможенных органов и органов государственного контроля (надзора) государств - членов Таможенного союза;

    Заявления лица на получение статуса уполномоченного экономического оператора;

    Необходимости проведения встречной выездной таможенной проверки;

    Обращения (запроса) компетентного органа иностранного государства о проведении проверки лица, совершавшего внешнеэкономические сделки с иностранной организацией.

    Встречная выездная таможенная проверка у лиц, связанных с проверяемым лицом по сделкам (операциям) с товарами, проводится для подтверждения достоверности сведений, представленных проверяемым лицом. Руководитель проверяющей группы составляет на имя начальника своего подразделения докладную записку с обоснованиями встречной проверки и перечень требующих проверки вопросов, получает у него визу, после чего записка поступает начальнику (заместителю) таможенного органа. Он принимает решение направить поручение о проведении встречной выездной таможенной проверки или признает встречную проверку нецелесообразной, о чем и пишет в своей резолюции на докладной записке.

    Копия решения о проведении встречной выездной таможенной проверки и акт по ее результатам направляются в таможенный орган, по инициативе которого была назначена встречная выездная таможенная проверка, в течение пяти рабочих дней после их составления.

    3. В ТК ТС ЕврАзЭС не закреплена определенная форма документа назначающего выездную таможенную проверку. Этот вопрос отнесен к компетенции государств - членов Таможенного союза.

    Внесены значительные дополнения к нормам, касающимся выездной таможенной проверки. В частности, закреплен в ТК ТС ЕврАзЭС состав сведений, которые должны быть указаны в решении (предписании) о проведении выездной таможенной проверки. Относительно формы такого решения (которое определяется национальным законодательством стран ТС) на территории Российской Федерации утвержден Приказ ФТС РФ от 30.12.2010 N 2713 "Об утверждении форм документов, применяемых при проведении таможенных проверок".

    4. В части 4 анализируемой статьи закреплены основания назначения внеплановых выездных таможенных проверок. ТК ТС ЕврАзЭС закрепляет основания проведения внеплановых выездных таможенных проверок в отличие от плановых проверок. Помимо первостепенных оснований проведения внеплановых проверок, ТК ТС ЕврАзЭС делает отсылку на национальное законодательство государств - членов Таможенного союза.

    Мероприятия, которые таможенные инспекторы планируют провести в ходе выездной проверки, должны быть перечислены в решении о ее проведении.

    Законодатель закрепил возможность назначения проведения выездной таможенной проверки по результатам форм таможенного контроля, которые установлены в ст. 110 ТК ТС ЕврАзЭС. В случае выявления несоответствий либо нарушений законодательства в процессе проведения камеральной таможенной проверки также возможно проведение выездной таможенной проверки.

    5. Принципиальным новшеством, неизвестным прежнему порядку проведения таможенной ревизии (по ТК РФ), является возможность проведения встречной выездной таможенной проверки.

    Разработчики ТК ТС ЕврАзЭС предусмотрели случаи, когда таможенным органам необходимо подтвердить проверяемые сведения, предоставляя им право на проведение встречной выездной таможенной проверки у лиц, связанных с проверяемым лицом по сделкам или операциям с товарами.

    В части 6 анализируемой статьи закреплено, что встречная выездная таможенная проверка является внеплановой, основания которой закреплены в ч. 4 ст. 132 ТК ТС ЕврАзЭС. Сроки проведения выездной таможенной проверки определены ст. 132 ТК ТС ЕврАзЭС.

    6. Необходимо отметить также, что законодатель определил возможную периодичность проведения плановых выездных таможенных проверок, которые отсутствовали в ТК РФ. В то же время этот срок различается в зависимости от того, кто же все-таки является объектом проверки. Согласно ч. 7 комментируемой статьи, плановые выездные таможенные проверки в отношении одного и того же проверяемого лица не могут проводиться чаще одного раза в год, а вот в отношении уполномоченных экономических операторов срок между проверками увеличен. В отношении последних внеплановые выездные таможенные не могут быть проведены чаще одного раза в три года. Целесообразно также подчеркнуть, что законодатель в ТК ТС ЕврАзЭС не ограничил периодичность проведения внеплановых выездных таможенных проверок.

    В комментируемом законодательном акте не сказано о том, что в отношении одних и тех же товаров у одного и того же лица проведение выездной таможенной проверки не допускается. Целесообразно было бы внести подобное утверждение.

    7. В частях 8, 9 законодатель зафиксировал источники информации, с помощью которой определяется круг проверяемых лиц для проведения плановой выездной проверки, а также обязанность таможенных органов направить уведомление проверяемому лицу различными способами, позволяющими подтвердить факт его получения еще до начала проверки.

    Законодатель не освобождает проверяемое лицо от необходимости прохождения выездной таможенной проверки в связи с неполучением отправленного надлежащим способом уведомления по месту нахождения проверяемого лица.

    Здесь же зафиксирован максимальный срок (15 календарных дней), по истечении которого таможенный орган имеет право начать выездную таможенную проверку.

    8. По ТК РФ срок проверки отсчитывался со дня принятия решения о проведении таможенной ревизии. Согласно ч. 10 ст. 132 ТК ТС ЕврАзЭС датой начала проведения выездной таможенной проверки считается дата вручения проверяемому лицу копии решения (предписания) о проведении таможенной проверки (акта о назначении проверки).

    В комментируемой части ст. 132 ТК ТС ЕврАзЭС закреплена обязанность должностного лица таможенного органа вручить проверяемому лицу лично или через почтовое отправление копию решения (предписания) о проведении таможенной проверки (акта о назначении проверки), а также предусмотрены последствия отказа проверяемого лица от получения копии данного решения.

    Также зафиксировано, что проверяющие лица еще до начала проведения выездной таможенной проверки обязаны предъявить свои служебные удостоверения, тем самым защищая права проверяемых лиц. Ведь если отсутствует точное совпадение данных проверяющих лиц и данных лиц, указанных в решении (предписании, акте) о назначении проверок, проверяемое лицо имеет право отказать проверяющим лицам в осуществлении проверки.

    Согласно ч. 11 комментируемой статьи вносить изменения и дополнения в проверяемые документы, связанные с деятельностью проверяемого лица, прямо запрещено.

    9. Срок проведения выездной таможенной проверки не может продолжаться более двух месяцев, однако может быть продлен на один месяц.

    ТК РФ предусматривал подобные сроки проведения специальной таможенной ревизии. В то же время есть некоторые трансформации.

    Согласно ч. 5 ст. 376 ТК РФ решение о продлении срока ревизии принимал в исключительных случаях только вышестоящий таможенный орган, тогда как по ТК ТС ЕврАзЭС субъектом продления проверки является таможенный орган, осуществляющий проверку.

    Проведение выездной таможенной проверки может быть приостановлено по решению руководителя (начальника) таможенного органа или уполномоченного им лица в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза при наличии определенных условий:

    При необходимости проведения исследований или экспертиз;

    Направления запросов в компетентные органы государств - членов Таможенного союза или иностранных государств;

    Восстановления проверяемым лицом документов, необходимых для проведения выездной таможенной проверки;

    Предоставления дополнительных документов, относящихся к проверяемому периоду, влияющих на выводы по результатам выездной таможенной проверки.

    Отметим также, что в решение (предписание) о проведении выездной таможенной проверки (акт о назначении проверки) вносятся соответствующие записи о продлении срока выездной таможенной проверки, а также о приостановлении ее проведения, о чем уведомляется проверяемое лицо.

    Необходимо подчеркнуть, что законодательством государств - членов Таможенного союза устанавливаются срок и порядок приостановления, однако при этом порядок приостановления определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела. В исключительных случаях начальник таможни может продлить выездную проверку до трех месяцев, однако перечень таких случаев отсутствует и решение в каждом конкретном случае принимается только по усмотрению начальника таможни. В то же время это не дает право начальнику таможни безосновательно увеличивать сроки проверки. Например, сроки могут быть увеличены, если к концу проверки таможенники обнаружили документы, свидетельствующие о совершении преступления.

    Считаем важным отметить, что сроки приостановления проведения выездной таможенной проверки установлены на уровне законодательства Российской Федерации, а в ТК ТС ЕврАзЭС по данному вопросу существует лишь отсылочная норма на законодательство государств - членов Таможенного союза.

    10. Результаты проведения выездной таможенной проверки оформляются документом в двух экземплярах, один из которых приобщается к материалам выездной таможенной проверки, а другой вручается проверяемому лицу лично или посредством почтового отправления не позднее 5 пяти дней со дня завершения данной проверки.

    Разумнее было бы закрепить в Таможенном кодексе "не позднее пяти рабочих дней со дня ее завершения", так как существующая формулировка включает в этот временной период, в том числе и выходные дни, что может существенно сократить срок вручения акта выездной таможенной проверки и затрудняет работу таможенных органов.

    Подобная формулировка "не позднее 5 (пяти) рабочих дней со дня завершения таможенной проверки" нашла свое отражение в п. 51 Приказа ФТС от 6 июля 2012 г. N 1373 "Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при проведении таможенного контроля в форме таможенной проверки".

    Целесообразно исправить данное расхождение. Такой акт должен быть подписан должностными лицами таможенного органа, проводившими выездную таможенную проверку. Правильно оформленные результаты проверки суд может признать доказательствами по уголовным и административным делам.

    Понятие таможенной проверки

    Определение 1

    Таможенная проверка представляет собой совершение особых действий таких как:

    • досмотр,
    • проверка подлинности документов,
    • контроль транспортного средства,
    • контроль багажа и прочих видов товаров и транспортных средств, которые сопровождаются лицами, участвующие в официальных расследованиях.

    Данные действия производят в соответствии с таможенными правилами.

    Виды выездной таможенной проверки

    Замечание 1

    Выездная таможенная проверка, в отличие от камеральной проверки, проводится с выездом таможенных органов в место нахождения юридического лица или осуществления деятельности индивидуального предпринимателя.

    Таможенная проверка может быть плановой или внеплановой

    Плановые выездные проверки осуществляются в соответствии с установленным планом, который разрабатывается таможенными органами.

    Внеплановые проверки проводятся на основании решения о проведении выездной проверки и носят профилактический характер. Проверки ориентированы на низкий уровень риска таможенных правонарушений.

    Законом не определены основания по которым включают лица в плановую проверку. Отбор полностью зависит от выбора таможенного органа и основывается на аналитической работе и официальной информации, которую получили из разных источников. Данными источниками выступают:

    • информационные ресурсы, находящиеся в распоряжении таможенных органов
    • ресурсы, прошлых камеральных проверок,
    • информация от государственных органов,
    • информация от банков,
    • информация от таможенных органов или других контролирующих органов,
    • информация от вышестоящего органа,
    • средства массовой информации,
    • прочие источники

    Внеплановые проверки проводятся в случае выявления правонарушений. Основаниями для выездной проверки могут выступать данные информационной базы ФТС России или сведения от иных контролирующих органов. Информация несет в себе свидетельствование возможного правонарушения в том числе:

    1. заявление от лица, который осуществляет таможенную деятельность
    2. нарушения сроков по устранению нарушений
    3. встречная выездная проверка,
    4. прочие основания для проверки

    Выездные проверки могут осуществляться на основании результатов прочих форм таможенного контроля или по результатам камеральной таможенной проверки. Помимо всего прочего выездная проверка может быть назначена для подтверждения необходимых сведений по сделке или проверяемому товару.

    Внеплановые выездные проверка не планируются и проводятся исключительно в порядке, установленном для выездной проверки. Во время выездной проверки изучают вопросы, которые поставили перед проверкой.

    Плановые выездные проверки проводят не чаще 1 раза в год в отношении проверяемого лица и не чаще 1 раз в 3 года в отношении экономических операторов.

    Замечание 2

    Внеплановые таможенные проверки не ограничиваются периодичностью.

    Общий порядок проведения и организации выездной таможенной проверки

    Перед тем как провести плановую выездную проверку, таможенные органы уведомляют о своих намерениях проверяемое лицо посредством заказного письма или уведомления. Если письмо возвращается в связи с отсутствием лица по месту нахождения это не является основанием для отмены проверки.

    Плановую проверку назначают не раньше, чем за 15 дней со дня врученного уведомления. Вместе с уведомлением проверяемому вручается копия решения о проведении выездной камеральной проверки. В решении указываются вопросы и состав проверки.

    Датой проверки считается дата вручения уведомления о проверке. При этом руководителем делается отметка об ознакомлении. Отказ от проверки или возврат письма в связи с отсутствием адресата по месту проверки не является основанием для отмены проверки

    Если это происходит, то дата записи решения об отказе является датой начало проверки. Если проверяемое лицо отсутствует по назначенному адресу, то письмо отправляется по месту государственной регистрации.

    При невозможности вручения копии решения из-за отсутствия проверяемого лица либо его представителя оно направляется заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу государственной регистрации этого лица. В этом случае к решению прилагают документы, подтверждающие факт его направления в адрес проверяемого лица.

    Сроки проведения выездной таможенной проверки не превышают двух месяцев. В данный срок не входит время между вручением уведомления и датой отправки уведомления. Срок проведения выездной проверки могут продлить на месяц, но это исключительный случай.

    Выездную таможенную проверку могут приостановить для проведения таможенных экспертиз, направлений запросов в компетентные органы или для восстановления необходимы документов. Приостановление выездной проверки не может быть больше 6 месяцев. Но если присутствуют веские основания, то данный срок могут увеличить до 3-х месяцев. О продлении или приостановлении таможенной проверки вносятся специальные записи в решении выездной проверки, об этом в обязательном порядке уведомляют проверяемое лицо. Дата завершения проверки является дата подписания акта о результатах выездной проверки. Данный акт составляется в двух экземплярах и подписывается таможенными органами, которые проводили выездную проверку.

    Первый экземпляр приобщают к материалам выездной проверки

    Второй экземпляр в течении 5 дней выдается проверяемому лицу.

    Если в результате проверки были выявлены нарушения или прочие административные правонарушения проверка непосредственных объектов завершается. Составляется акт с установленным порядком в части установленных непосредственных объектов правонарушения. При этом проверка по другим объектам продолжается. Выездная проверка помогает устранить правонарушения. Зачастую именно на выездных проверках проявляется большое количество нарушений в области таможенного контроля.