Публичный конкурс быть предложение организатора. Публичный конкурс

разновидность односторонней сделки, совершенной под условием. Это означает, что обязательства по такой сделке возникают у лица, объявившего о П.к.

П.к. регулируется нормами ГК РФ (ст. 1057-1061), которые устанавливают следующие важнейшие положения. П.к. может быть направлен только на достижение общественно полезных целей, а в объявлении на проведение П.к. должны содержаться как минимум существо задания, критерии и порядок оценки работ, место и срок их сдачи, размер и форма награды, порядок и сроки объявления результатов П.к.

П.к. - разновидность публичного обещания награды, сутью которого является выплата вознаграждения лицу, совершившему правомерное действие, указанное в объявлении.

Несмотря на появление в ГК РФ двух глав, которые непосредственно посвящены регулированию сходных правоотношений, некоторые связанные с П.к. вопросы вызывают определенные затруднения. Так, лицо, объявившее конкурс, может не выплачивать сумму вознаграждения лицу, которое выполнило работу вне связи с конкурсом, в том числе до объявления о П.к. (если лицо сможет это доказать). Видимо, в подобных случаях, как и при выплате вознаграждения лицу, фактически предоставившему информацию, но не знавшему на момент предоставления об обещании награды, возможно возникновение трудностей процессуального порядка (доказывания). Указанное обстоятельство имеет особую важность, если учесть, что предметом П.к. может быть создание предметов науки, в том числе объектов интеллектуальной собственности.

Необходимо обратить внимание и на следующее обстоятельство: улица, объявившего о проведении П.к., предметом которого было создание объектов интеллектуальной собственности, не возникает непосредственного права на использование подобных объектов при выплате награды победителю П.к. У него возникает лишь преимущественное право заключить с создателем произведения (победителем П.к.) договор на право использования произведения. Естественно, что в подобных случаях к П.к. могут быть применимы положения ГК РФ о заключении сделок на торгах (ст. 447- 449).

Отличное определение

Неполное определение ↓

ПУБЛИЧНЫЙ КОНКУРС

объявляемый публично конкурс. Заключается, согласно ГК РФ (гл. 57), в объявлении публично о выплате денежного вознаграждения или выдаче иной награды (о выплате награды) за лучшее выполнение работы или достижение иных результатов. Лицо, объявившее об этом, должно выплатить (выдать) обусловленную награду тому, кто в соответствии с условиями проведения конкурса признан его победителем. П.к. должен быть направлен на достижение каких- либо общественно полезных целей. Он может быть открытым и закрытым. Открытый П.к. связан с предложением организатора конкурса принять в нем участие всех желающих путем объявления в печати или иных средствах массовой информации. В закрытом П.к. предложение адресуется определенному кругу лиц по выбору организатора. По своей юридической природе П.к. представляет собой одностороннюю сделку для совершения которой достаточно волеизъявления устроителя конкурса. Представление лицом работы, выполненной согласно условиям конкурса, тоже односторонняя сделка, поскольку желание лица участвовать в нем - его самостоятельное решение и не требует предварительного согласования с кем-либо. Объявление о П.к. должно содержать ряд обязательных условий, к которым относятся: существо задания; критерии и порядок оценки результатов работы или иных достижений; место, срок и порядок их представления; размер и форма награды; порядок и сроки объявления результатов конкурса. Необязательные условия определяются свободным усмотрением устроителя конкурса. К ним могут быть отнесены: порядок представления работы под девизом, когда имя автора сохраняется в тайне до оценки его работы, или за подписью автора; количество экземпляров представляемых работ; определение срока и необходимости предварительного представления проекта и т.д. Устроителю П.к. предоставлено право не только изменять условия конкурса, но и отменять его, однако только в первой половине срока, установленного для представления работ, и при условии обязательного д о ведения до сведения возможных его участников тем же способом, каким был объявлен конкурс (путем публикации в газетах, сообщения по радио, телевидению и т.д.). Внесение поправок недопустимо в условия, касающиеся существа конкурса, поскольку такое изменение практически приводит к отмене конкурса. Субъектами П.к. являются лицо, объявившее публично о выплате денежного вознаграждения или выдаче иной награды, и участники конкурса - лица, выполнившие и представившие на смотр определенную работу. Потенциально участниками конкурса могут быть как граждане (единолично или коллективно), так и юридические лица. Никаких возрастных ограничений для граждан не установлено. В объявлении о конкурсе оговаривается, кто приглашается к участию в нем: либо только граждане (танцоры, певцы, чтецы), либо только организации (самодеятельные коллективы), либо и те, и другие. Обещаемое вознаграждение - это специально установленная премия или иная награда, выплачиваемая победителю конкурса за достигнутый результат. Конкурсное вознаграждение может выражаться в деньгах или в виде конкретной вещи (автомобиль, телевизор и т.д.). Иные формы поощрения победителя (грамоты, д и п л о м ы и другие отличительные знаки) возможны только в сочетании с выплатой премии. П.к. часто проводится для создания и использования произведений науки, литературы и искусства. Устроитель конкурса, удостоив созданное произведение обусловленной наградой, приобретает преимущественное право на заключение с победителем договора об использовании его произведения. Если устроитель конкурса не намерен использовать премированные произведения, их авторы должны быть поставлены об этом в известность, что дает им возможность использовать произведения по своему усмотрению. По окончании конкурса лицо, его объявившее, обязано возвратить участникам конкурса работы, не удостоенные награды, если иное не предусмотрено объявлением о конкурсе и не вытекает из характера выполненной работы. Конкурс считается закончившимся с момента, когда победителям выплачены премии, а остальным участникам возвращены работы, не удостоенные премий. С.А. Чернышева

Статья 1057 ГК РФ. Организация публичного конкурса

Комментарий к статье 1057

  1. Комментируемая статья посвящена организации публичного конкурса. Публичный конкурс – разновидность публичного обещания награды. При его объявлении лицо, объявившее публично о выплате денежного вознаграждения или выдаче иной награды (о выплате награды) за лучшее выполнение работы или достижение других результатов, должно выплатить (выдать) обусловленную награду тому, кто в соответствии с проведением конкурса признан лучшим исполнителем работы или достиг лучших результатов.
  2. В отличие от публичного обещания награды публичный конкурс направлен на достижение каких-либо общественно полезных целей и может быть обращен ко всем желающим (открытый конкурс) и к определенному кругу лиц по выбору организатора конкурса (закрытый конкурс).

Так, например, целью проведения открытого публичного конкурса на лучший урок по истории на тему: “Первая мировая война на карте Союзного государства” <39> выступила потребность найти новые форматы проведения уроков по истории в целях формирования и воспитания военно-патриотических чувств у молодого поколения, выявления общих исторических корней российского и белорусского народов.

——————————–

<39>

Цель публичного конкурса “БАМ в истории моей семьи” – популяризация истории России, пропаганды патриотизма и достижений отечественного строительства железных дорог <40>.

——————————–

<40>

Целевое назначение Всероссийского конкурса на лучшую научную работу среди студентов, аспирантов и молодых ученых высших учебных заведений Минсельхоза России – поддержка талантливой молодежи, пропаганда научных знаний и творческих достижений, выявление и развитие у российской молодежи творческих способностей, интереса к научной деятельности (см. Приказ Министерства сельского хозяйства РФ от 17.07.2014 N 283).

  1. Объявление о конкурсе может иметь место в печати или иных средствах массовой информации. Это объявление, как и обещание награды, является односторонней сделкой или публичной офертой. В пользу последней говорит п. 4 ст. 1057 ГК РФ, а именно то обстоятельство, что объявление о публичном конкурсе должно содержать условия, предусматривающие существо задания, критерии и порядок оценки результатов работы и иных достижений, место, срок и порядок их представления, размер и форму награды, порядок и сроки выполнения результатов конкурса.

Так, например, объявление об открытом публичном конкурсе работ на соискание премий Правительства РФ в области образования в 2014 году было опубликовано 15.01.2014 в “Российской газете” (федеральный выпуск N 6278) <41>, а также на сайте Минобрнауки России <42>.

——————————–

<41> См. также электронную версию: URL: http://www.rg.ru/2014/01/13/konkurs-site-dok.html.

<42> См.: URL: http://минобрнауки.рф/новости/3856/файл/2660/Объявление о конкурсе_премияПравительстваРФвобластиобразованияв2014году.doc.

Объявления о проведении конкурса “БАМ в истории моей семьи” и на лучший урок по истории на тему: “Первая мировая война на карте Союзного государства”, а также соответствующие положения о проведении этих конкурсов были опубликованы на сайте ЗАО “Издательский дом “Комсомольская правда” в сети Интернет по адресу: www.kp.ru.

  1. Поскольку конкурс – соревнование, которое определяет лучших из числа его участников, он предполагает наличие нескольких участников, которые принимают во внимание объявленные условия и представляют на конкурс работы – результаты авторского, исполнительского мастерства, спортивные достижения, научные труды и т.д.

Представление работ, достижений на конкурс является акцептом и моментом заключения договора (ст. 433 ГК РФ). Это условная сделка с отлагательным условием, поскольку обязанность выплаты награды наступает лишь для победителя. Форма договора может быть любая. Чаще всего доказательством его заключения является письменное оформление представления результатов работы или иных достижений. Существенное условие такого договора – его предмет: вышеназванные работы или достижения, критерии и порядок их оценки, размер и форма награды, порядок и сроки объявления результатов конкурса.

Награда может быть выплачена не только в денежной форме. В качестве награды вручаются памятные знаки. Выдаче награды могут сопутствовать награждение различного рода грамотами, присуждение почетных званий лауреата или дипломанта конкурса. Однако это лишь меры морального поощрения, которые сами по себе конкурсной наградой не являются.

Субъектами договора могут быть любые физические и юридические лица. В качестве организатора конкурса могут выступать государственные органы и органы местного самоуправления.

  1. К публичному конкурсу, содержащему обязательство заключить с победителем конкурса договор, применяются положения о публичном конкурсе и, соответственно, статьи о заключении договора на торгах (ст. ст. 447 – 449 ГК РФ).
  2. Применимое законодательство:

– Постановление Правительства РФ от 28.08.2013 N 744;

– распоряжение Министерства транспорта РФ от 08.09.2014 N МС-127-р;

– распоряжение Министерства транспорта РФ от 08.09.2014 N МС-126-р;

– Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 04.08.2014 N 516;

– Приказ Министерства сельского хозяйства РФ от 17.07.2014 N 283;

– Приказ Федеральной службы исполнения наказаний от 13.05.2014 N 224;

– Приказ Федерального агентства по делам молодежи от 17.03.2014 N 60;

– Приказ Федерального агентства по делам молодежи от 12.03.2014 N 56;

– Приказ Федерального агентства по делам молодежи от 12.03.2014 N 50;

– Приказ Федерального агентства лесного хозяйства от 07.03.2014 N 61;

– Приказ Федеральной службы судебных приставов от 15.01.2014 N 3;

– Приказ Федерального агентства по делам молодежи от 13.01.2014 N 6;

– Приказ МВД России от 10.08.2013 N 612;

– Положение о конкурсе “За производство высококачественной пищевой продукции” (утв. Министерством сельского хозяйства РФ 20.08.2014);

– Положение о Всероссийском конкурсе “За служение спорту” (за вклад в развитие физической культуры и спорта) (утв. Министерством спорта РФ 21.07.2014);

– Положение о Всероссийском конкурсе “Спортивная солидарность” (за укрепление международных спортивных отношений) (утв. Министерством спорта РФ 01.07.2014);

– Положение о проведении конкурса “Лучшая семейная животноводческая ферма” (утв. Министерством сельского хозяйства РФ 18.06.2014);

– Положение о Всероссийском конкурсе на звание “Гордость России” (лучший спортсмен, лучшая спортсменка, лучший тренер) (утв. Министерством спорта РФ 11.06.2014);

– Положение о Всероссийском конкурсе на звание “Эпоха в спорте” (за многие годы работы на благо развития спорта в стране) (утв. Министерством спорта РФ 11.06.2014);

– письмо Министерства образования и науки РФ от 28.01.2014 N ВК-101/09.

  1. Судебная практика:

– Определение ВС РФ от 11.04.2012 N 32-АПГ12-3;

– Постановление ФАС Дальневосточного округа от 22.10.2009 N Ф03-5483/2009 по делу N А59-148/2009;

– Постановление ФАС Дальневосточного округа от 19.10.2009 N Ф03-5340/2009 по делу N А59-6592/2008;

– Постановление ФАС Дальневосточного округа от 16.10.2009 N Ф03-5395/2009 по делу N А59-6582/2008;

– Постановление ФАС Поволжского округа от 22.01.2009 по делу N А55-8445/2008.

Статья 1058. Изменение условий и отмена публичного конкурса

Комментарий к статье 1058

  1. В комментируемой статье регламентируются изменение условий и отмена публичного конкурса <43>.

——————————–

<43> Комментарий подготовлен с учетом исследований, содержащихся в следующем издании: Абрамова Е.Н., Аверченко Н.Н., Арсланов К.М. и др. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации / Под ред. А.П. Сергеева. М.: Проспект, 2010. Часть вторая: Учебно-практический комментарий. Комментарий к ст. 1058 ГК РФ.

Правила об изменении условий конкурса или его отмене распространяются и на открытый, и на закрытый конкурс и относятся к сроку таких действий и способу, которым осуществляется изменение или отмена конкурса. Поскольку правила комментируемой статьи установлены в интересах участников конкурса и направлены на защиту их прав, то следует признать, что изменение условий конкурса об увеличении размера или количества наград может осуществляться без соблюдения нижеследующих положений ГК РФ. Во всех остальных случаях осуществление таких действий независимо от причины их осуществления возможно только при точном соблюдении установленных правил.

Первое требование, предусмотренное комментируемой статьей, заключается в том, что извещение об изменении условий конкурса или его отмене допускается только в течение первой половины установленного для представления работ срока.

Второе требование касается способа извещения. Извещение об изменении условий конкурса или его отмене должно быть осуществлено тем же способом, каким конкурс был объявлен, т.е. в тех же средствах массовой информации, что позволяет довести новую информацию до сведения всех потенциальных участников. Замена средства массовой информации возможна только в исключительных случаях, по причинам, не зависящим от организатора конкурса, например, при прекращении деятельности средства массовой информации.

Соблюдение организатором конкурса вышеназванных правил об изменении условий конкурса или его отмене позволяет ему отказаться от приема на конкурс работ, выполненных на первоначальных условиях, независимо от того, знал или не знал участник об изменении условий конкурса.

Соблюдение правил, установленных для извещения об изменении условий или отмене публичного конкурса, также означает, что лицо, объявившее о конкурсе, должно возместить расходы, понесенные участниками, выполнившими предусмотренную в первоначальном объявлении работу до того, как им стало или должно было стать известно о происшедших изменениях. Возмещению подлежат только произведенные до этого времени расходы, например на приобретение необходимых материалов; возмещение упущенной выгоды не предусмотрено.

Из этого общего правила, устанавливающего обязанность организатора конкурса по возмещению расходов, установлены два случая, освобождающие его от такой обязанности. Это возможно, если организатор конкурса докажет, что представленная на конкурс работа была выполнена не в связи с конкурсом, а, например, до его объявления либо заведомо не соответствовала условиям конкурса. В интересах участников конкурса законодатель специально установил, что бремя доказывания этих фактов возлагается на организатора конкурса.

  1. При нарушении требований, указанных в п. п. 1 или 2 комментируемой статьи, для организатора конкурса наступают иные правовые последствия. Он должен выплатить награду тем, кто выполнил работу, удовлетворяющую первоначальным условиям, независимо от их количества и независимо от определения победителя. Буквальное толкование статьи позволяет прийти к выводу, что награда подлежит выплате каждому из таких лиц (участников) в полном размере, даже если по условиям конкурса предусмотрено определение только одного победителя.
  2. Судебная практика:

– Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 02.06.2004 N Ф04/2983-1245/А27-2004;

– Постановление ФАС Московского округа от 23.06.2005 N КГ-А40/4291-05.

Статья 1059. Решение о выплате награды

Комментарий к статье 1059

  1. В комментируемой статье регламентирован порядок вынесения решения о выплате награды. Объявление о конкурсе в числе обязательных условий должно содержать условие о порядке и сроке выплаты награды. Решение о выплате награды доводится до сведения участников конкурса. Делаться это должно своевременно и с соблюдением порядка и срока выплаты награды. Объявляя конкурс, устроитель указывает, сколько он учреждает премий и в каком размере.

При подведении итогов конкурса устроитель, исходя из количества назначенных премий, может принять одно из следующих решений:

а) о выплате премий согласно их числу по каждому призовому месту;

б) об отказе в присуждении премий за отдельные призовые места (при объявлении нескольких призовых мест);

в) о присуждении поощрительных премий вместо присуждения премий за призовые места;

г) о неприсуждении премий вообще, если ни одна из представленных работ не признана победившей или ни одна из них не отвечает требованиям, изложенным в условиях конкурса. При отказе в выплате наград или ином решении устроитель конкурса не обязан мотивировать свои решения.

Оценка конкурсных работ может осуществляться самим устроителем, быть поручена другим организациям либо специально созданной конкурсной комиссией или жюри из высококвалифицированных специалистов в данной области деятельности.

Несоблюдение срока об объявлении результатов проведенного соревнования и срока выплаты премий является нарушением со стороны устроителя своих обязанностей. Участники конкурса, чьи работы признаны удовлетворяющими условиям конкурса и подлежащими премированию, вправе обратиться в суд с требованием о выплате премии.

  1. Работа, представленная на конкурс, может быть выполнена двумя или более лицами. В случае присуждения премии авторскому коллективу сумма премии не увеличивается. Она распределяется между участниками, выполнившими работу в соответствии с достигнутым ими соглашением. При отсутствии такого соглашения порядок распределения награды определяется судом.

Решение выплатить награду участникам конкурса, чьи работы премированы, доводится до них путем письменного извещения, а также публикации результатов конкурса в печати или оглашения в других средствах массовой информации.

  1. Судебная практика:

– Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 12.12.2013 по делу N А46-935/2013;

– Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.09.2013 по делу N А18-256/2013.

Статья 1060. Использование произведений науки, литературы и искусства, удостоенных награды

Комментарий к статье 1060

  1. В соответствии со ст. ст. 1255 и 1259 ГК РФ объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства, на которые устанавливаются авторские права <44>. Лицо, объявившее конкурс, как правило, преследует цель дальнейшего использования произведения, отмеченного наградой, поэтому приобретает преимущественное право на заключение с автором договора об использовании такого произведения. Таким договором является лицензионный договор о предоставлении права использования произведения, в соответствии с которым одна сторона – автор предоставляет либо обязуется предоставить другой стороне право использования этого произведения в установленных договором пределах (ст. 1286 ГК РФ).

——————————–

<44> Комментарий подготовлен с учетом исследований, содержащихся в следующем издании: Абрамова Е.Н., Аверченко Н.Н., Арсланов К.М. и др. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации / Под ред. А.П. Сергеева. М.: Проспект, 2010. Часть вторая: Учебно-практический комментарий. Комментарий к ст. 1060 ГК РФ.

Различают два вида лицензионных договоров: простая (неисключительная) и исключительная лицензии. При этом если договором не предусмотрено иное, лицензия предполагается простой (неисключительной). По общему правилу лицензионный договор должен заключаться в письменной форме.

С 01.10.2014 также действуют нормы ст. 1286.1 ГК РФ о том, что лицензионный договор, по которому автором или иным правообладателем (лицензиаром) предоставляется лицензиату простая (неисключительная) лицензия на использование произведения науки, литературы или искусства, может быть заключен в упрощенном порядке (открытая лицензия). Открытая лицензия является договором присоединения. Все ее условия должны быть доступны неопределенному кругу лиц и размещены таким образом, чтобы лицензиат ознакомился с ними перед началом использования соответствующего произведения. В открытой лицензии может содержаться указание на действия, совершение которых будет считаться акцептом ее условий (ст. 438 ГК РФ). В этом случае письменная форма договора считается соблюденной.

  1. Нормы, посвященные преимущественному праву организатора конкурса на заключение договора, носят диспозитивный характер, поэтому если организатор конкурса не преследует цель дальнейшего использования произведения, он должен при объявлении конкурса и его условий оговорить, что не собирается использовать произведения, удостоенные наград, и участники конкурса – авторы должны самостоятельно решать вопросы, связанные с дальнейшим использованием произведения. Если же устроитель конкурса, не установив иного, отметил произведение наградой и воспользовался преимущественным правом на заключение договора о его использовании, он должен выплатить автору вознаграждение в соответствии с лицензионным договором без зачета суммы, которая причитается автору как победителю конкурса.

В законодательстве не определяется способ использования произведения, поэтому он должен быть определен либо при объявлении условий конкурса, либо при заключении лицензионного договора.

Преимущественное право на заключение договора касается только объектов авторского права (произведений науки, литературы, искусства) и не распространяется на объекты смежных прав, перечисленные в ст. 1304 ГК РФ, поэтому у организатора конкурса не возникает преимущественного права на заключение договора тогда, когда в качестве предмета публичного конкурса выступают объекты смежных прав. В этом случае договоры с победителями-исполнителями заключаются в общем порядке.

Так, например, Положением о проведении конкурса “БАМ в истории моей семьи” предусмотрено, что участник конкурса, представивший свою работу организатору конкурса, тем самым предоставляет организатору конкурса право на публикацию материалов своей работы в изданиях и на телевидении организатора конкурса без выплаты участнику какого-либо дополнительного вознаграждения <45>. Положение о проведении открытого публичного конкурса на лучший урок по истории на тему: “Первая мировая война на карте Союзного государства” устанавливает, что, присылая работу на конкурс, участник предоставляет организаторам конкурса неисключительное авторское право на одноразовое опубликование работы в газете “Комсомольская правда” и на сайте www.kp.ru в сети Интернет <46>.

——————————–

<45> См.: Положение о публичном конкурсе “БАМ в истории моей семьи”. URL: http://www.kp.ru/daily/26227.5/3110226.

<46> См.: Положение о публичном конкурсе на лучший урок по истории на тему: “Первая мировая война на карте Союзного государства. URL: http://www.kp.ru/daily/26245/3126779.

  1. Применимое законодательство:

– Международная конвенция об охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций (Рим, 26.10.1961);

– Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений (09.09.1886; в редакции от 28.09.1979);

– ФЗ от 26.05.1996 N 54-ФЗ “О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации”;

– ФЗ от 17.11.1995 N 169-ФЗ “Об архитектурной деятельности в Российской Федерации”;

– Закон РФ от 15.04.1993 N 4804-1 “О вывозе и ввозе культурных ценностей”;

– Закон РФ от 09.10.1992 N 3612-1 “Основы законодательства Российской Федерации о культуре”;

– Постановление Правительства РФ от 21.03.1994 N 218 “О минимальных ставках авторского вознаграждения за некоторые виды использования произведений литературы и искусства”.

  1. Судебная практика:

– Постановление Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 26.03.2009 N 5/29;

информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13.12.2007 N 122;

– Постановление Пленума ВС РФ от 19.06.2006 N 15.

Статья 1061. Возврат участникам публичного конкурса представленных работ

Лицо, объявившее публично о выплате денежного вознаграждения или выдаче иной награды (выплате награды) за лучшее выполнение работы или достижение иных результатов (публичный конкурс), должно выплатить (выдать) обусловленную награду тому, кто в соответствии с условиями проведения конкурса признан его победителем. Данный договор регулируется гл. 57 ГК РФ. Предметом публичного конкурса является лучшее выполнение работы или достижение иных результатов. Публичный конкурс, который в отличие от конкурсов, торгов завершается выплатой награды, может включать наряду с этим обязательство заключить с победителем конкурса договор. Виды публичного конкурса: а) открытый - организатор не может отказать кому-либо в приеме представленных работ или в оценке достигнутых результатов. Это не исключает права организатора публичного конкурса осуществлять предварительную квалификацию в виде отбора среди претендентов; б) закрытый - публичный конкурс, в котором предложение принять участие организатор направляет определенному кругу лиц по своему выбору.

Права и обязанности сторон в публичном конкурсе. За лицом, объявившим публичный конкурс, закреплено право не только отказаться от проведения конкурса, как предусмотрено п. 3 ст. 448 ГК РФ, но также и изменить его условия (п. 1 ст. 1058 ГК РФ). И то и другое применительно к публичному конкурсу лишь до истечения половины срока, который был установлен в извещении для представления работы; притом сделать такое извещение необходимо непременно тем же способом, каким был в свое время объявлен публичный конкурс. Любому лицу, которое выполнило названную в объявлении работу до того, как ему стало или должно было стать известным о состоявшихся отмене или изменении условий конкурса, предоставлено право требовать возмещения расходов, которые он до указанного момента понес. Расходы считаются понесенными в связи с конкурсом и в соответствии с его условиями, если тот, кто объявил публичный конкурс, не докажет иного (в частности, того, что работа выполнена вне связи с таким конкурсом либо заведомо не соответствует его условиям). Если объявивший о конкурсе отменил или изменил его условия с нарушением установленного для этого порядка или сроков, он обязан выплатить награду любому, кто выполнил работу в соответствии с условиями конкурса. Лицо, объявившее публичный конкурс на лучшее произведение науки, литературы и искусства, имеет преимущественное право на заключение с автором произведения, удостоенного обусловленной награды, договора об использовании произведения с выплатой автору определенного вознаграждения.

Статья 1057. Организация публичного конкурса

Комментарий к статье 1057

1. Публичный конкурс — разновидность публичного объявления награды, представляет собой один из видов обязательств. Оба института объединяет публичное обещание награды за правомерное действие. Различия состоят в следующем. Обещание награды направлено на достижение личной (частной) цели, а иногда — общеполезной цели. Публичный конкурс организуется всегда в общественно полезных целях.
Следует отметить, что институт публичного объявления награды был известен еще гражданскому законодательству дореволюционной России.
Так, в проекте Гражданского уложения Российской империи от 1905 г. (документ так и не был принят) имелся раздел III «Обязательства, возникающие не из договоров», где была специально предусмотрена глава I «Публичное обещание награды». Как представляется, современная российская правовая доктрина публичного конкурса в некоторой степени заимствовала основные идеи этого проекта.
По нашему мнению, в проекте Гражданского уложения Российской империи был сформулирован основной принцип публичного конкурса — публичного объявления награды, который используется и сегодня. Скажем, согласно ст. 2582 этого проекта «обещавший посредством публичного объявления награду, в случае совершения кем-либо определенного в объявлении действия, обязан выдать ее совершившему это действие, хотя бы последний действовал, не имея в виду объявления награды».
Упоминаемый документ регламентировал также возможность отказа от публичного обещания награды. Например, согласно ст. 2583 проекта «пока не приступлено еще к исполнению действия, за которое обещана награда, обещание может быть взято обратно, разве бы обещавший в самом объявлении отказался от права отменить обещание. Отмена обещания может последовать только посредством публичного объявления, произведенного таким же образом, как и объявление награды.
В случае назначения в объявлении срока для совершения действия безуспешное истечение этого срока влечет за собою отмену обещания».
Предусматривал проект и порядок приобретения права на публичное получение награды. Согласно ст. 2584 проекта «право на получение награды имеет тот, кто первый совершил действие. Между лицами, исполнившими действие одновременно, награда делится поровну. Если в совершении действия участвовало совместно несколько лиц, то обещанная награда распределяется на основании состоявшегося между ними соглашения; в случае спора награда распределяется судом по мере участия каждого в совершении действия».
Особо оговаривался в проекте Гражданского уложения вопрос о публичном объявлении награды за произведение. Так, согласно ст. 2585 проекта «публично объявленное обещание награды, имеющее предметом вызов на соискание награды за произведение, признается действительным лишь в том случае, если в нем назначен определенный срок для представления произведения. Решение вопроса о том, соответствует ли представленное в срок произведение требованиям, определенным в объявлении, а равно о том, которое из нескольких произведений заслуживает преимущества перед прочими, принадлежит обещавшему награду, если в самом объявлении им не было назначено для этого другое лицо, а равно если назначенное лицо отказалось исполнить поручение. Возражение против решения не допускается. Между соискателями, представившими произведения равного достоинства, награда делится поровну. Обещавший награду тогда только становится собственником награжденного произведения, когда это было им выговорено в объявлении» .
———————————
http://www.contitutions.ru/archives/3942/19

В современном российском законодательстве понятие «конкурс» получило правовую регламентацию с принятием в 1964 г. Гражданского кодекса РСФСР (далее — ГК РСФСР) (гл. 39). Вопросы объявления конкурса, изменения условий его проведения, принятия решения о выплате вознаграждения (премии) и некоторые другие содержались в ст. 439 — 443 ГК РСФСР.
2. Сегодня публичным конкурсам посвящена гл. 57 ГК РФ. К публичному конкурсу, содержащему обязательство заключить с победителем конкурса договор, применяются правила ст. 447 — 449 ГК РФ и субсидиарно — нормы гл. 57 Кодекса.
Безусловно, за последние десятилетия с момента принятия ГК РСФСР конструкция публичного конкурса претерпела существенные изменения, поскольку его предметом может быть не только лучшее выполнение определенной работы (например, п. 1 ст. 439 ГК РСФСР), но и достижение иных результатов (например, конкурс скрипачей, певцов, танцоров и т.п.).
Публичный конкурс как гражданско-правовой институт охватывает отношения, связанные с постановкой задачи, которая разрешается на основе состязания неопределенного круга лиц с выплатой специального вознаграждения победителю. Существует ряд признаков, характеризующих публичный конкурс, которые по своей сути приближают данную модель к публичному обещанию награды.
Во-первых, обещание вознаграждения за лучшее выполнение определенной работы или достижение иных результатов должно быть публичным, т.е. обращенным к более чем одному лицу. Конкурсы могут быть открытыми и закрытыми в зависимости от того, к кому обращено предложение участвовать в конкурсе.
При открытом конкурсе предложение принять в нем участие обращено ко всем желающим, и каждый откликнувшийся на него может стать участником конкурса. В этом случае круг участников конкурса может быть более широким (все пожелавшие принять в нем участие) или более узким (конкурс среди лиц определенной профессии), но он всегда характеризуется количественной неопределенностью и неизвестностью для организатора конкурса конкретного состава его участников.
Закрытый конкурс, напротив, характеризуется тем, что предложение участвовать в нем направляется определенному кругу лиц по выбору организатора конкурса. В этом случае круг участников конкурса всегда ограничен и известен его организатору.
Во-вторых, публичный конкурс должен быть направлен на достижение каких-либо общественно полезных целей. В противном случае публичный конкурс признается недействительным с последствиями, предусмотренными п. 2 ст. 167 ГК РФ. В частности, «при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом».
В-третьих, обещанное вознаграждение должно быть не обычной предусмотренной законодательством (трудовым, авторским) платой за выполнение той или иной работы, а специально установленной премией, которая выплачивается победителю конкурса за достигнутый результат независимо от его права на получение иных видов вознаграждения за свой труд. При этом премия должна быть денежной или вещевой (например, путевка, автомобиль, электронная аудио-, видеотехника и т.п.). Всякое иное поощрение победителя конкурса (например, выдача кубков, грамот, дипломов, медалей и иных отличительных знаков), если оно не сочетается с выплатой премии, не признается конкурсным вознаграждением.
В-четвертых, награда должна быть обещана за лучшее выполнение определенной работы или достижение иных результатов, что предполагает возможность сопоставления и выбора одного из многих сравнимых по своим качественным признакам результатов, достигнутых к тому же разными лицами. Следовательно, работа должна отвечать условиям конкурса, а по характеру быть такой, чтобы результаты ее при выполнении разными лицами могли быть сопоставимыми. Поэтому конкурс должен быть признан несостоявшимся, если представлена только одна работа (результат) или хотя и несколько работ, но выполненных одним и тем же лицом.
Если организатором конкурса являются министерства, другие ведомства на правах юридического лица, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, то принимается правовой нормативный акт о порядке проведения конкурса, включающий положение о конкурсе и утверждающий состав оргкомитета и жюри.
Существует и такая практика. Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, субъектом Российской Федерации, федеральным органом и органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации принимается правовой акт, регламентирующий конкурсные отношения в определенной области. Конкретный организатор принимает положение о проведении отдельного конкурса, которое в зависимости от вида организатора (физическое лицо, коммерческая организация, общественная организация, министерство или ведомство) может иметь статус правового нормативного акта или письменного документа.
Так, в соответствии с Указом Президента РФ от 13 февраля 2012 г. N 181 «Об учреждении стипендии Президента Российской Федерации для молодых ученых и аспирантов, осуществляющих перспективные научные исследования и разработки по приоритетным направлениям модернизации российской экономики» учреждены стипендии Президента Российской Федерации для молодых ученых и аспирантов, осуществляющих перспективные научные исследования и разработки по приоритетным направлениям модернизации российской экономики. На основании данного Указа согласно Постановлению Правительства РФ от 7 июня 2012 г. N 563 (в ред. Постановления Правительства РФ от 25 ноября 2013 г. N 1061) утверждены специальные Правила назначения и выплаты стипендий Президента Российской Федерации молодым ученым и аспирантам, осуществляющим перспективные научные исследования и разработки по приоритетным направлениям модернизации российской экономики. В соответствии с п. 4 данных Правил Министерство образования и науки РФ организует и проводит соответствующие открытые конкурсные процедуры.
———————————
Собрание законодательства РФ. 2012. N 8. Ст. 987.
Собрание законодательства РФ. 2012. N 24. Ст. 3194.

В теории гражданского права существуют две конструкции, объясняющие природу обязательств, возникающих из публичного конкурса.
Большинство российских цивилистов считают, что обязательства из публичного конкурса являются следствием двух односторонних сделок: сделки организатора по объявлению конкурса и сделки участника — предоставление результата работы (достижение иных результатов) на конкурс.
Существует точка зрения, согласно которой публичный конкурс можно рассматривать как договор, где объявление конкурса — разновидность публичной оферты, а предоставление результатов работы (достижение иных результатов) — акцепт оферты, направленной на вступление в обязательственное правоотношение с организатором конкурса.
———————————
См.: Отдельные виды обязательств / Под ред. К.А. Граве, И.Б. Новицкого. М., 1954. С. 356; Эрделевский А. Публичный конкурс // Законность. 2000. N 8.

Представляется, что гражданско-правовая природа и структура института публичного конкурса должны объясняться в зависимости от поведения и намерения субъектов этих отношений.
Условия многих конкурсов устанавливают необходимость выражения волеизъявления лица на участие в конкурсе, сделанного до предъявления результата работы (достижения иных результатов). Такой участник представляет письменную заявку, как правило, заполняя утвержденный организатором бланк. В заявке приводятся как минимум сведения о личности участника, а также указывается, что участник ознакомился с условиями конкурса и согласен с ними (или обязуется их выполнять). Более того, условия конкурса устанавливают срок направления заявки организатору. Заявка подписывается участником. Таков порядок в конкурсах артистов-исполнителей, на выбор лучшего по профессии, определения лучшей по каким-либо показателям организации и др.
Представляется, что в указанных случаях публичное обещание награды выполняет роль публичной оферты (направлено неопределенному кругу лиц и содержит существенные условия). Если публичное обещание исходит от юридического лица, то оно оформляется и в виде локального акта этой организации. Заявка на участие в конкурсе является акцептом. Подавший заявку регистрируется организатором в списках участников конкурса.
Оба документа свидетельствуют о намерении организатора конкурса и участника вступить в обязательственные правоотношения и о согласовании их воли в отношении условий конкурса. Таким образом, заключается договор о публичном конкурсе, который следует квалифицировать как договор присоединения.
При этом некоторые обязанности сторон возникают уже до проведения конкурса: обязанность участника внести вступительный взнос, обязанности организатора предоставить помещение для репетиций, обеспечить местом проживания иногородних участников.
Существует и другая организация публичных конкурсов. Возможно, что первое обращение участника к организатору происходит только в момент представления результата работы (достижения иных результатов), т.е. волеизъявления и организатора, и участника автономны, разделены во времени и образуют самостоятельные акты — односторонние сделки.
Следует отличать публичный конкурс в том смысле, о котором идет речь в гл. 57 ГК РФ, от конкурсов для замещения вакантных должностей, хотя последние также проводятся, как правило, публично. Например, согласно ст. 22 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) поступление гражданина на гражданскую службу для замещения должности гражданской службы или замещение гражданским служащим другой должности гражданской службы осуществляется, как правило, по результатам конкурса.
———————————
Собрание законодательства РФ. 2004. N 31. Ст. 3215.

Проводятся конкурсы и на замещение вакантных должностей профессорско-преподавательского состава в научно-исследовательских учреждениях и учебных заведениях. Скажем, Министерством образования и науки, Министерством здравоохранения и социального развития РФ и Российской академией наук был издан Приказ от 23 мая 2007 г. , которым было утверждено Положение о порядке проведения конкурса на замещение должностей научных работников организаций, подведомственных Российской академии наук. Однако целью проведения подобных конкурсов, носящих, как правило, открытый характер, является заключение служебного контракта или трудового договора; элемент публичного обещания награды в них полностью отсутствует.
———————————
Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств. 2007. N 29.

3. По мнению С.А. Чернышевой, по своей юридической природе конкурс представляет собой одностороннюю сделку, для которой характерно изъявление воли одной стороны. Объявление конкурса — односторонняя сделка, ибо для ее возникновения достаточно изъявления воли устроителя конкурса. Представление лицом выполненной согласно условиям конкурса работы — тоже односторонняя сделка, поскольку выражает желание лица участвовать в соревновании без предварительного согласования вопросов, относящихся к конкурсу.
———————————
Чернышева С.А. Авторский договор в гражданском праве России. М., 1996. С. 37.

Конституция РФ (ст. 43) использует понятие «на конкурсной основе» применительно к получению высшего образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. Применение этого понятия значительно шире. Оно встречается во многих законах, принятых за последнее время, и затрагивает различные стороны жизни государства и общества.
Например, во исполнение Указа Президента РФ от 12 апреля 1993 г. N 443 «О неотложных мерах государственной поддержки студентов и аспирантов образовательных учреждений высшего профессионального образования» и Положения о стипендиях Президента Российской Федерации, утвержденного распоряжением Президента РФ от 6 сентября 1993 г. N 613-рп (в ред. Указов Президента РФ от 14 февраля 2010 г. N 182 , от 22 июня 2010 г. N 773 , от 8 марта 2011 г. N 285), было объявлено о проведении открытого публичного конкурса на получение стипендий Президента РФ для обучения за рубежом студентов и аспирантов российских вузов в 2011/2012 учебном году.
———————————
Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. N 16. Ст. 1341.
Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. N 37. Ст. 3451.
Собрание законодательства РФ. 2010. N 8. Ст. 837.
Собрание законодательства РФ. 2010. N 26. Ст. 3331.
Собрание законодательства РФ. 2011. N 11. Ст. 1514.

Обычно публичный конкурс объявляют организации, заинтересованные в достижении наилучшего результата в определенной сфере деятельности. Однако, как показывает практика, далеко не всегда организаторы и участники публичного конкурса отчетливо представляют себе правовую сторону отношений, в которые они вступают в связи с его объявлением.
Публичный конкурс — это в первую очередь один из важнейших институтов гражданского права, в силу которого лицо, объявившее публично о выдаче награды за лучшее выполнение работы или достижение иных результатов, обязуется провести в установленный срок конкурс и выдать обусловленную награду тому, кто в соответствии с условиями проведения конкурса признан его победителем.
Публичный конкурс и публичное объявление награды объединяет публичное обещание награды за совершение правомерного действия.
Публичный характер проявляется в том, что объявление адресовано неопределенному кругу лиц в публичном месте. Таким может быть обращение, сделанное в Интернете или на пресс-конференции во время проведения международной выставки, в печатных и электронных средствах массовой информации.
Под объявлением публичного конкурса понимается сделанное доступным для сведения неопределенного круга лиц способом сообщение организатора конкурса о принятии им на себя обязательства выплатить материальное вознаграждение победителю конкурса, т.е. тому, кто в соответствии с условиями конкурса будет признан наилучшим образом выполнившим определенную работу или достигшим иных наилучших результатов.
4. Необходимым признаком результатов действий участников конкурса должно быть их способствование достижению каких-либо общественно полезных целей. Что касается публичного обещания награды, то сообщение об этом, как и в случае публичного конкурса, должно быть доступно сведению неопределенного круга лиц. В то же время, в отличие от конкурса, здесь награда может быть обещана за совершение не только общественно полезного, но и любого иного правомерного действия, обычно направленного на удовлетворение интересов частного лица (например, отыскание утраченной вещи, получение необходимой информации). Кроме того, награда должна быть выплачена любому, кто совершит указанное в объявлении действие. Если же требуемое действие совершается несколькими лицами, то право на награду приобретает тот, кто совершил это действие первым, а не тот, кто достиг результатов и признан победителем конкурса.
И публичное обещание награды, и публичный конкурс как разновидность публичного обещания награды, как уже отмечалось выше, традиционно считаются односторонними сделками. Между тем применительно к ним в этом аспекте можно усмотреть некоторое различие.
По мнению профессора А.М. Эрделевского, квалификация публичного обещания награды в качестве односторонней сделки не вызывает сомнений. Для возникновения обязательства выплатить награду необходимо наличие двух юридических фактов: публичное объявление обещающего лица о выплате награды; совершение другим лицом того действия, которым обусловлена выплата награды. Из этих действий лишь первое должно быть направлено на наступление юридических последствий, свойственных обещанию награды, а именно на возникновение обязанности выплатить награду. Действительная направленность воли лица, совершившего соответствующее действие, для возникновения этой обязанности юридически безразлична, поскольку согласно п. 4 ст. 1055 ГК РФ обязанность выплатить награду возникает независимо от того, совершено ли соответствующее действие в связи со сделанным объявлением или независимо от него.
———————————
Эрделевский А.М. Публичный конкурс. С. 11.

Направленность воли совершающего требуемое действие лица на получение награды имеет правовое значение лишь как основание возникновения его права на возмещение расходов, понесенных в связи с совершением этого действия, в случае правомерной отмены публичного обещания награды, поскольку такое право может возникнуть у лица, «отозвавшегося» на объявление (п. 2 ст. 1056 ГК РФ).
Односторонний характер такой сделки, как публичный конкурс, не столь очевиден. Для возникновения обязанности организатора публичного конкурса выплатить награду необходимо наличие четырех юридических фактов: объявление организатора о публичном конкурсе; выполнение участниками конкурса определенной работы или достижение иных результатов; представление результатов конкурсного задания на участие в конкурсе; признание участника конкурса победителем.
Нетрудно заметить, что выполнение конкурсного задания и представление результатов для участия в конкурсе в совокупности образуют то действие, совершением которого обусловлено обещание награды в публичном конкурсе. Совершение первой части этого действия — выполнение конкурсного задания вполне может не быть связано с объявлением о конкурсе и не быть направлено на принятие участия в нем. Однако вторая часть действия участника конкурса — представление результатов выполненной работы на конкурс всегда направлена на вступление в обязательственные правоотношения с организатором публичного конкурса и достижение свойственных такому конкурсу правовых последствий.
Изложенное дает основания некоторым российским ученым-цивилистам (в их числе В.П. Мозолин, С.А. Чернышева, А.М. Эрделевский и др.) рассматривать публичный конкурс, как уже отмечалось выше, не как одностороннюю сделку, а как своего рода договор, где объявление о конкурсе оказывается разновидностью публичной оферты, становящейся по истечении первой половины установленного для представления работ срока безотзывной, а представление результатов работы на конкурс — акцептом оферты в порядке п. 3 ст. 438 ГК РФ, где указано, что совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действия по выполнению указанных в ней условий договора (отгрузка товаров, предоставление услуг, выполнение работ, уплата соответствующей суммы и т.п.) считается акцептом, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не указано в оферте.
5. Организаторами публичного конкурса могут быть как юридические лица, так и граждане.
Юридическими лицами применительно к организации публичных конкурсов могут выступать, во-первых, различные федеральные министерства. Например, в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения РФ от 19 марта 2013 г. N 151н (зарегистрировано в Минюсте России 5 апреля 2013 г. N 28005) проводился Всероссийский конкурс врачей в номинациях по основным врачебным специальностям.
———————————
Российская газета. N 89. 24.04.2013.

Организаторами публичных конкурсов могут быть и иные юридические лица. Так, в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 20 марта 2013 г. N 402-р «Об утверждении Государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» было дано поручение ФГУП РАМИ «РИА «Новости» (юридическое лицо) провести два журналистских конкурса, победители которых в составе команды «РИА «Новости» должны были работать на XXVII Всемирной летней универсиаде 2013 г. в г. Казани, XXII Олимпийских зимних играх и XI Паралимпийских зимних играх 2014 г. в г. Сочи.
———————————
Собрание законодательства РФ. 2013. N 12. Ст. 1399.

Круг участников конкурса зависит от его вида. Если публичный конкурс открытый, то предложение организатора принять в нем участие обращено ко всем желающим путем объявления в средствах массовой информации.
Судебная практика, как представляется, еще не выработала четких критериев в определении надлежащего средства массовой информации применительно к опубликованию в этом средстве массовой информации сведений о проведении того или иного публичного конкурса. Казалось бы, Федеральный закон от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 «О средствах массовой информации» (в ред. Федерального закона от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ) дает четкие дефиниции понятий «средства массовой информации» и «периодическое печатное издание». Например, под периодическим печатным изданием понимается газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное наименование (название), текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год (п. 3 ст. 2 Закона).
———————————
Российская газета. N 32. 08.02.1992.

По нашему мнению, именно такой критерий должен браться за основу при возникновении конфликтов между участниками публичного конкурса по поводу возможности (или невозможности) получения информации о проведении конкурса, размещенной в том или ином периодическом печатном издании.
Открытый конкурс может быть обусловлен и предварительной квалификацией его участников, когда организатором конкурса проводится предварительный отбор лиц, пожелавших принять в нем участие.
Например, перед проведением XIV Международного конкурса имени П.И. Чайковского, который состоялся с 14 июня по 2 июля 2011 г. в г. Москве, всем подавшим заявки для участия в этом конкурсе было предложено пройти предварительный отбор, который и сформировал окончательный состав конкурсантов в четырех номинациях (фортепьяно, скрипка, виолончель, сольное пение). Следует отметить, что на данном конкурсе был установлен и определенный возрастной ценз.
Дееспособность граждан — участников конкурса определяется общими нормами гражданского права. Это значит, что, как правило, в конкурсе могут участвовать не только совершеннолетние граждане, но и несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, ибо они вправе самостоятельно, без согласия родителей, усыновителей и попечителей осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности (ст. 26 ГК РФ). За несовершеннолетних до 14 лет согласно ст. 28 ГК РФ сделки могут совершать от их имени законные представители (родители, усыновители, опекуны).
К участникам открытого конкурса могут применяться и иные ограничения.
Круг участников конкурса зависит от вида конкурса. Если публичный конкурс открытый, то предложение организатора принять в нем участие обращено ко всем желающим путем объявления в средствах массовой информации.
При закрытом конкурсе участники составляют определенный круг лиц по выбору организатора конкурса.
Возможность проведения закрытого конкурса применительно, скажем, к размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд регламентирована специальным Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (в ред. Федеральных законов от 2 июля 2013 г. N 188-ФЗ, от 28 декабря 2013 г. N 396-ФЗ).
———————————
Собрание законодательства РФ. 2013. N 14. Ст. 1652.

Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации своим Приказом от 3 мая 2006 г. N 124 (в ред. Приказов Минэкономразвития России от 24 декабря 2007 г. N 454, от 15 июня 2009 г. N 215) (зарегистрирован в Минюсте России 17 июля 2006 г. N 8069) утвердило Порядок, который регламентирует вопросы проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, возможности заключения государственного или муниципального контракта с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) .
———————————
Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2006. N 30.

Тем не менее само сообщение об объявлении закрытого конкурса должно быть сделано публично, хотя в этом случае не обязательно через средства массовой информации, а любым способом (например, через стенную печать, вывешивание объявлений, распространение информационных листков). Этот вывод следует из п. 1 комментируемой статьи, где публичность объявления о выплате награды указана в качестве обязательного признака любого публичного конкурса, как открытого, так и закрытого.
6. Содержание односторонней сделки (публичное объявление организатором о конкурсе) или договора о публичном конкурсе составляют существенные и иные условия. В п. 4 комментируемой статьи установлены достаточно жесткие требования к содержанию объявления о публичном конкурсе. Оно должно включать условия, предусматривающие существо задания (т.е. какая именно работа должна быть выполнена или какие результаты должны быть достигнуты), критерии и порядок оценки результатов работы или иных достижений (самим организатором конкурса, специально формируемым жюри и т.п.), место, сроки и порядок представления результатов на конкурс, размер и форму награды, а также порядок и сроки объявления результатов конкурса. Установление критериев оценки результатов необходимо, в частности, для того, чтобы исключить возможность произвольного определения победителя конкурса. Отсутствие в объявлении о конкурсе любого из необходимых условий влечет его недействительность.
Таким образом, к существенным условиям публичного конкурса следует отнести предмет сделки, место, срок и порядок представления работы или иных достижений, критерий и порядок оценки результатов работы, размер и форму награды, порядок и сроки объявления результатов конкурса.
В качестве иных условий могут быть указаны порядок и сроки выплаты вознаграждения, судьба представленных на конкурс работ, не удостоенных награды.
Предмет сделки — это осуществление правомерных действий, направленных на достижение общественно полезной цели и составляющих существо задания.
Наличие общественно полезной цели означает, что сам конкурс и его результаты служат обществу в целом, поскольку оно заинтересовано в выявлении и поддержке талантливых исполнителей, разработке проектов по охране памятников, защите окружающей среды и т.п.
Существо задания описывается как требования, предъявляемые к работе и ее результату. Практикуется и детализация требований к результату работы. Так, программа XIV Международного конкурса им. П.И. Чайковского подробно регламентировала содержание каждого тура, а также обязательные требования к исполнению конкурсантами в каждом туре определенного рода музыкальных произведений.
Место представления работы — это обычно адрес организатора или его управомоченного. В условиях конкурса может быть установлено, что представление работы производится в публичном месте, т.е. наряду с жюри обеспечивается также доступ зрителям, слушателям.
Установление срока представления работы необходимо для того, чтобы все участники находились в одинаковых по времени условиях для успешного выполнения указанного в объявлении задания. Срок должен быть реальным. Для представления работы могут устанавливаться окончательный и промежуточные сроки. Для конкурса исполнителей организатор обычно утверждает календарный план конкурса с указанием дат регистрации, жеребьевки, каждого тура (прослушивания, просмотра), церемонии вручения наград и закрытия.
Условиями конкурса может быть предусмотрено представление работы под девизом с целью сохранения тайны имени участника для объективного определения победителя.
К существенным относится условие о критериях и порядке оценки результатов работы. Организатор вправе самостоятельно оценивать достижения, представленные на конкурс, либо привлечь третьих лиц. Иногда, как уже отмечалось выше, создается специально для этих целей жюри, конкурсная комиссия или комитет. Оценку результатов работы может осуществлять какой-либо постоянный орган организатора конкурса.
Для каждого конкурса с учетом его специфики устанавливаются критерии оценки результатов работы. Оценка может выводиться по сумме набранных баллов по каждому критерию.
Обязательным условием является определение порядка и срока объявления результатов конкурса. Устанавливается точная дата объявления результатов конкурса или период, в течение которого результат объявляется после принятия решения о выборе победителя.
Результат сообщается либо устно всем участникам, возможно, через средства массовой информации одновременно с извещением каждого победителя, либо письменно. Иногда специально оговаривается объявление результата в торжественной обстановке.
7. Многие российские цивилисты применительно к публичному конкурсу особое значение придают объявлению о проведении конкурса. Так, О.С. Иоффе отмечал, что «объявление — не только односторонняя сделка, вместе с другими юридическим действиями порождающая конкурсное обязательство, но и фактор, оказывающий решающее влияние на содержание самих связанных с конкурсом отношений» . С данным выводом ученого следует полностью согласиться.
———————————
Иоффе О.С. Избранные труды. В 4 т. Т. III: Обязательственное право. М., 1975. С. 753.

8. Отдельную группу представляют собой нормы, регулирующие заключение договоров на торгах, одной из форм которых являются конкурсы (ст. 447 ГК РФ). Цель этих конкурсов — отчуждение определенного имущества тому, кто предложил за него оптимальные условия. В результате таких конкурсов для организаторов возникает обязанность заключить с победителем договор, который определяет их обязательства. Объектом же конкурса в смысле гл. 57 ГК РФ являются заранее объявленные обязательства организатора. Поэтому нормы данной главы могут применяться к отношениям, возникающим при проведении торгов, только в тех случаях, когда они не урегулированы и не противоречат им.
9. В международной практике конкурсные торги обычно называются тендерами (от английского слова «tender»). Поэтому в литературе достаточно часто встречается термин «тендер», который используется как зарубежный аналог российского термина «конкурс». Что касается нормативной базы, то подавляющее большинство нормативных актов, использовавших этот термин, принимались до вступления в силу действующего ГК РФ. При этом данному термину придавались разные смысловые оттенки, довольно сильно влиявшие на его понимание и применение. Отсюда следует, что, сталкиваясь с термином «тендер», необходимо очень внимательно разобраться, какой именно смысл вкладывает в него контрагент.
———————————
Турсунова Ю.С. Юридическая природа конкурса и правовое положение организатора торгов // Юридическая практика. 2003. N 2(33). С. 129.

По мнению О.Б. Ломакиной, термин «тендер» может употребляться при проведении торгов в разных значениях:
———————————
Ломакина О.Б. Подготовка, контроль и управление исполнением государственного контракта при проведении конкурсных торгов (прокьюремента). М., 2003. С. 2 — 13.

1) как извещение о предстоящих торгах, как приглашение ряда известных фирм, располагающих необходимой технической и финансовой базой, для участия в торгах, как специальное приглашение одной или нескольких отобранных заранее фирм для участия в ограниченных (закрытых) торгах;
2) как комплект тендерной документации, отражающей требование тендерного законодательства страны-заказчика;
3) как проформа предложения, составленная организатором торгов, входящая в состав тендерной документации (проформа тендера — это формуляр, подлежащий заполнению и подписанию оферентом, когда он согласен взять на себя все обязательства по выполнению работы в соответствии с общими и специальными условиями тендерной документации);
4) как предложение (оферта) потенциального поставщика, участвующего в торгах;
5) как закрытая процедура (без приглашения участников торгов) по выбору поставщика на конкурсной основе.
Ранее действовавшее (а в некоторых случаях и ныне действующее) законодательство придавало данному термину различные смысловые оттенки. Прежде всего основное смысловое значение тендера заключалось в его отождествлении с конкурсной формой торгов как соревнованием представленных претендентам коммерческих предложений с точки зрения их соответствия условиям конкурса, некоторым заранее установленным критериям. Другой смысловой оттенок вносило законодательство о приватизации, которое предполагало, что коммерческий конкурс мог проводиться «в виде открытых аукционных торгов или закрытого тендера» . Таким образом, под тендером понимались закрытые конкурсы, претенденты на победу в которых подавали предложение о цене в запечатанных конвертах.
———————————