Правовое регулирование органов социальной защиты населения. Региональные системы управления социальной работой

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Министерство образования и науки Казахстана

Важной функцией является воспроизводство минерально-сырьевой базы, рациональное использование минеральных ресурсов и комплексное развитие нефтяной промышленности. Министерство образования и науки Казахстана имеет руководящие и координационные функции в области исследований и образования. В министерстве работают Комитет по надзору и сертификации в области образования и науки и Комитет по исследованию космического пространства.

Министерство внутренних дел Казахстана

Министерство внутренних дел отвечает за управление внутренними делами.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

социальный защита финансовый гражданин

Актуальность темы исследования заключается в следующем. Социальная защита граждан Российской Федерации является одной из основных функций государства, предоставляется в различных формах, гарантируется государством и защищается законодательством РФ. При применении различных форм социальной защиты граждан РФ учитываются различные критерии их правового статуса. Социальная защита как совокупность правовых норм направлена на предупреждение и компенсацию социального риска, который может нарушить условия жизнедеятельности человека, а также на решение определенных социально-экономических проблем в этой сфере. Поэтому общественные отношения, возникающие в сфере государственного регулирования социальной защиты, могут быть применены при реализации различных отраслей права.

Основными задачами являются защита общественного порядка, обеспечение общественной безопасности и борьба с преступностью. Министерство отвечает за безопасность дорожного движения. Он также отвечает за контроль над иностранными гражданами и лицами без гражданства, проживающими на территории Казахстана.

Министерство промышленности и торговли Казахстана

Министерство промышленности и торговли Казахстана работает над политическими и нормативными правовыми актами в области промышленного развития, военно-промышленного, научно-технического и инновационного развития. Министерство также координирует развитие торговли, туризма, городского развития и муниципального жилья. Это также ответственность за конкуренцию. Важной задачей Министерства является создание благоприятных условий для стимулирования частных инвестиций в нетопливный сектор экономики. Комитет по промышленности и научному развитию, Комитет по торговле и туризму, Комитет по защите конкуренции, Комитет по строительству и жилищному строительству, Комитет по техническому регулированию и метрологии и Комитет по инвестициям.

Многочисленные проблемы, с которыми сталкиваются субъекты социального обеспечения при реализации права на помощь и поддержку, невозможно решить, издав один или даже несколько нормативных актов, хоть немного отвечающих экономическому и социальному положению в стране. Следует детально изучить и правильно оценить исторический опыт, который накапливался поколениями. Иначе практически невозможно построить и реализовать модели помощи нуждающимся людям.

Министерство охраны окружающей среды Казахстана

Основными задачами Министерства являются повышение качества охраны окружающей среды в Казахстане. Министерство охраны природы работает в министерстве. В районах и городах Астаны и Алматы власти отвечают за охрану окружающей среды.

Министерство финансов Казахстана

Кроме того, министерство регулирует производство и продажу табачных изделий и алкоголя, а также некоторых нефтепродуктов.

Министерство юстиции Казахстана

Кроме того, полномочия министерства включают вопросы неплатежеспособности, управления государственной собственностью, финансового учета и аудита. В министерстве работают Министерство казначейства, Комитет таможенного контроля, Налоговый комитет, Комитет финансового контроля за государственными закупками, Рабочий комитет неплатежеспособных должников и Комитет по государственной собственности и приватизации. Задачи Министерства юстиции Казахстана включают в себя правовые основы государственной деятельности, поощрение принципа законности в деятельности государственных учреждений и учреждений, обеспечение правовой защиты и законных интересов граждан и организаций.

Кроме этого, специалисты права справедливо замечают, что сегодня актуальны и требуют серьезного изучения и проработки практически все аспекты проблемы социальной защиты населения России. Среди них: экономические и правовые механизмы, организационные формы и практические методы. А также взаимосвязь различных областей социального обслуживания: государственной, религиозной, общественной и частной.

Министерство имеет территориальные структуры во всех областях, а также в городах Астана и Алматы. В рамках министерства работают Комитет по регистрации, Комитет по защите интеллектуальной собственности, Комитет по пенитенциарной системе, Комитет по организации правовой помощи и юридическим услугам. На основании правового порядка Министерство юстиции разрабатывает национальное законодательство, организует работу над законопроектом и производит юридическую экспертизу нормативных актов.

Министерство по чрезвычайным ситуациям Казахстана

Помимо всего прочего, он отвечает за промышленную безопасность, а также за безопасность и охрану труда сотрудников компаний с опасными условиями производства. Министерство имеет территориальные структуры во всех областях, а также города Астана и Алматы.

Целью данной работы является рассмотреть финансовый механизм социальной защиты населения России, его структуру и динамику.

Для достижения поставленной цели, необходимо решить ряд задач:

Определить сущность системы социальной защиты населения;

Исследовать развитие системы социальной защиты;

Определить направления социальной политики;

В рамках министерства работают Комитет по контролю и надзору за ситуацией с бедствиями и Комитет по государственным материальным резервам. Таким образом, любое регулирование этой статьи должно иметь предел самой статьи, и это, похоже, не так сложно понять. В этом случае конституционный закон не может назначать функции, не предусмотренные конституционным текстом.

Выражение «как предусмотрено законом» не предоставляет карт-бланш нормативному акту, который должен регулироваться в пределах, установленных в конституционном тексте, не более того. Таким образом, мы должны проанализировать, какие атрибуты были внесены законом № 022 в Муниципальную гвардию и проверить, находятся ли они в пределах конституционного предела.

Рассмотреть подходы к финансовому обеспечению социальной защиты.

Объектом исследования является социальная политика в современной России как важнейшая составляющая государственной политики в контексте формирования в России современного социального государства.

Предметом исследования является изучение процесса формирования политико-правовых и институциональных основ государственного регулирования социальной защиты населения как приоритетного направления социальной политики современного социального государства.

Статья 1 Закона № 022 начинает хорошо информировать логика: «Настоящий Закон устанавливает общие правила для муниципальных охранников, дисциплинируя пункт 8 ст. 144 Федеральной конституции». В статье 2 говорится, что на муниципальные охранники, институты гражданского характера, в форме и вооруженном порядке, предусмотренные законом, функция муниципальной превентивной защиты, за исключением компетенции Союза, штатов и федерального округа.

Для превентивной муниципальной защиты мы должны понимать, как мы действуем с товарами, услугами и средствами муниципалитета. Статья 3 устанавливает принципы, которыми руководствуется муниципальная гвардия. Проверяя эти руководящие «принципы», возникают некоторые сомнения.

Степень изученности довольна высока. В настоящее время большое количество социологов предлагает вниманию работы по заданной теме. В данном исследовании были использованы материалы работ Малышок И.Г., Истоминой Т.А., Никифоровой О., Егоровой З.А., Иглина А.В. и др.

Структура работы: введение, две главы, заключение и список использованных источников.

Эта формулировка имеет неопределенность и расширение, которое вызывает появление видов. В дополнение к тому, что Конституция не возлагает на муниципальную гвардию эти атрибуты. Аналогичным образом, эти полномочия не были предоставлены муниципальной гвардии Конституцией. Но если мы примем этот север, мы спрашиваем, какие страдания и какие потери? Какой притворство законодателя.

При условии, что вы предотвратите нарушения прав собственности, услуг и объектов муниципалитета, вы можете. Интересно, как муниципальная гвардия может способствовать социальной эволюции сообщества, созданию рабочих мест, увеличению доходов рабочих, обучению детей, молодежи и, наконец, Гуарде Геркулесу.

В первой главе говорится о системе социальной защиты населения, во второй - о финансово-правовом регулировании социальной защиты граждан.

1 . Система социальной защиты населения

1.1 Сущность системы социальной защиты населения

В Конституции РФ достаточно четко сформулированы основные положения в сфере социальной защиты граждан. Социальная защита населения - это политика государства, направленная на обеспечение социальных, экономических, политических и других прав и гарантий человека независимо от его пола, национальности, возраста, места жительства и других обстоятельств. Таким образом, социальной защите подлежат все конституционные права и свободы человека .

Нам больше не понадобится политический класс. При условии, что он предназначен для обеспечения товаров, услуг и объектов муниципалитета. Статья 4, с другой стороны, имеет так называемую «общую» компетенцию муниципальной гвардии, которая полностью соответствует Конституции: «Общиной защиты охраняемых товаров, услуг, муниципальных общественных мест и муниципальных объектов является общая компетенция муниципальных охранников».

Статья 5 устанавливает конкретные компетенции. Одна вещь заключается в защите товаров, услуг и объектов муниципалитета, еще одна вещь - действовать в защиту населения, которое их использует. Население не вписывается в «товары, услуги и объекты», даже с наибольшей интерпретационной доброжелательностью.

В социальном законодательстве РФ понятие «социальная защита» используется в сравнительно узком смысле: оно означает политику государства, направленную на обеспечение прав и гарантий человека в сфере уровня жизни. В то же время концепция социальной защиты населения включает в себя законодательное закрепление минимальных гарантий, предоставляемых государством (либо под его контролем) любому гражданину, оказавшемуся в сложной жизненной ситуации, независимо от его трудового стажа, размера страховых взносов и т.д. .

Эта защита действует до тех пор, пока население использует товары, услуги и объекты. В этом смысле Конституция не передавала полномочия муниципальной гвардии. Кто несет ответственность за социальный мир, является судебная и превентивная полиция. Цель этого параграфа - разрешить Муниципальной гвардии сотрудничать с органами, имеющими полицейскую власть. Проблема в том, что полиция не может делегировать функции тем, у кого нет функции. Даже не конституционный закон, в данном случае, поскольку он ограничен Конституцией.

При условии, что это конфликт, который угрожает товарам, услугам и средствам муниципалитета. Помните, конституционное ограничение. В других конфликтах Муниципальная гвардия может действовать, поскольку Конституция не обязана действовать в конфликтах между, например, военной полицией и разбойниками.

Следовательно, социальная защита населения - это система мер правового, социально-экономического и организационного характера, гарантированная и реализуемая государством для обеспечения достойной жизни человека, т.е. его материальной обеспеченности на уровне стандартов современного развития общества и доступа к ценностям культуры.

Они забыли согласиться с законодателем закона №. При условии, что он будет действовать в области защиты товаров, услуг и объектов муниципалитета. При условии, что его исполнение в сфере безопасности ограничивается полномочиями, предусмотренными Конституцией.

Если эти события связаны с товарами, услугами и средствами муниципалитета, гвардия обязана действовать. В противном случае он имеет право действовать, поскольку его юридическая конституционная атрибуция ограничена. Он может быть арестован на месте преступления, как и любое другое лицо города, но он не обязан делать это в случаях, которые не связаны с муниципальным достоянием.

Из этой формулы со всей очевидностью следует, что проблематика социальной защиты населения гораздо шире круга вопросов, решаемых социальным обеспечением, а последний можно рассматривать как важнейшую составляющую первой.

Социальная защита населения представляет собой историческое явление, которое подвергалось постепенным изменениям. Эволюция социальной защиты совершается в тесной связи с экономической эволюцией государства и общества. В любом обществе - феодальном, капиталистическом, социалистическом и пр. постоянно присутствуют риски, которым подвержен, по сути, каждый человек. Это риски лишения средств существования, потери трудоспособности в результате болезни или травмы, старость, безработица и пр. Вместе с тем в обществе и государстве также существует в той или иной форме система мер, которые призваны нивелировать эти риски .

Направление на сотрудника полиции является обязательством по делам, связанным с преступлениями против собственности, услуг и объектов муниципалитета. В другом государстве, поскольку у него нет конституционного обязательства действовать, но факультет не обязан давать указания, имея возможность активировать любой полицейский орган, даже военную полицию.

Те же рассуждения касаются сохранения места преступления. Такое назначение может потребоваться в преступлениях против собственности, услуг и объектов муниципалитета. Во всех других преступлениях нет никаких обязательств и конституционного разрешения на уход за места преступления. Это функция судебной полиции: Делегат полиции.

Развитие рыночной экономики в современной России также сопровождается возникновением проблем в социальной сфере государства. Это связано с дифференциацией доходов населения в различных секторах экономики. Государство в свою очередь стремится минимизировать негативные последствия перехода к рыночной экономики и одно из наиболее важных направлений здесь является социальная защита различных социальных групп населения. На практике используются следующие формы защиты граждан: личная взаимопомощь работников предприятия, благотворительность, социальная помощь, социальное страхование, социальное обеспечение и др. Все эти виды защиты объединяют общим названием «социальная защита» населения, которая является неотъемлемой частью социально-экономических отношений общества. Впервые термин «социальная защита» был использован в США в 1935 году в законе о социальной защите, в соответствии с которым были узаконены пенсии по старости и пособия по безработице и чуть позже в него были внесены дополнения о помощи бедным, инвалидам, сиротам. После чего этот термин стал широко использоваться и другими странами, а также международной организацией труда МОТ .

Эта безопасность в крупных событиях должна ограничиваться товарами, услугами и средствами муниципалитета. Защита властей и сановников не является атрибутом, предусмотренным Федеральной конституцией, если мы не согласны с тем, что такие лица являются муниципальным имуществом # кв.

Выйдя за пределы, это безопасность для любого органа власти? Федеральный, государственный и муниципальный? Прямого и косвенного администрирования? К преступности в целом или только к преступлениям против товарных услуг и муниципальных объектов? Поэтому любые совместные действия муниципальной гвардии с другими органами государственной безопасности должны быть ограничены вышеупомянутой конституционной статьей.

В научной литературе нет однозначной формулировки понятия «социальная защита», это зависит от того, с какой позиции рассматривается понятие с научной или прикладной или с точки зрения синтеза этих подходов.

Так, например, определение, которое дала В.Г. Павлюченко, в большей степени носит прикладной характер и охватывает все слои населения - как трудоспособное, так и нетрудоспособное. Под социальной защитой понимается «совокупность разнообразных мер, осуществляемых государством, обществом, корпорациями, общественными организациями по защите граждан от различного рода социальных угроз (безработица, бедность, болезни и т.д.)» .

Короче говоря, у нас есть закон, который при регулировании муниципальной гвардии предоставляет ему атрибуты, которые не предусмотрены в статье 144 § 8 Федеральной конституции. Мы не против действий муниципальной гвардии в вопросах, рассмотренных выше, при условии, что конституционный текст так разрешает.

Федерация подчеркивает, что выполнение муниципальных охранников в качестве полиции порождает юридический риск в преступной сфере, если власти понимают, что муниципальные охранники, действующие вне конституционного мандата, преувеличивают свои обязанности.

Однако наиболее полное понимание значения социальной защиты дает подход, который объединяет научные категории и практическое значение. В качестве примера можно привести понимание социальной защиты профессором Осадчей Г.И., в этом понимании социальная защита есть система социальных отношений, мер и правовых гарантий, защищающих любого члена общества от экономической, социальной и физической деградации вследствие внезапного и резкого ухудшения условий его благосостояния, угрозы здоровью и жизни, невозможности по независящим от него причинам реализовать свой трудовой и гражданский потенциал.

В текущий период времени в России основной формой реализации стратегии социальной защиты населения является социальное страхование, так как в эту форму вовлечено большинство граждан России. Но на практике мы можем видеть использование и все иные перечисленные виды социальной защиты.

Социальную защиту можно рассматривать как систему мер направленных на сохранение установленных обществом стандартов жизни каждого человека. С экономической категории эта системы выглядит как процесс перераспределения национального дохода на макроуровне, в целях обеспечения нормального воспроизводства человека в условиях социальных рисков.

Таким образом, система социальной защиты построена на формировании доходов от тех, кто не подвергся влиянию социальных рисков и перераспределении доходов тем, у кого этот риск уже наступил. Кроме того система социальной защиты формирует меры по предотвращению наступления социальных рисков, компенсации или минимизации последствий наступления социальных рисков, что так же способствует нормальному воспроизводству рабочей силы и достижению экономического равновесия. Вместе с тем, экономическое содержание социальных рисков все же приводит к противоречиям между работником и работодателем, работодателем и государством, работником и государством, работником подвергшимся рискам и работникам не подвергшихся рискам и пр. Социальная защита позволяет достичь равновесия между этими противоречиями. Для того, чтобы снять противоречия включается механизм распределения и перераспределения внутреннего национального продукта и создаются страховые фонды .

Реализация социальных гарантий - одна из наиболее острых проблем в России. Хотя Конституция РФ зафиксировала основные социальные права граждан, в ней не говорится о механизме осуществления социальных гарантий, кроме ссылок на то, что «обиженные» граждане могут жаловаться в суд (это бесполезно, ибо суд не может заставить правительство соблюдать конституционные гарантии) .

Многочисленные проблемы, с которыми сталкиваются субъекты социального обеспечения при реализации права на помощь и поддержку, решить невозможно, издав один или даже несколько нормативных актов, отвечающих экономическому и социальному положению в стране; следует еще детально изучить и правильно оценить исторический опыт, который накапливался поколениями.

Регулировать в социальной жизни - значит определять поведение людей и их коллективов, давать ему направление функционирования и развития, вводить его в определенные рамки, целеустремленно его упорядочивать. Степень и характер регулирующего влияния на общественные отношения позволяют выделить в системе нормативного регулирования, наряду с правом, следующие группы норм: обычаи, корпоративные нормы, религиозные нормы, мораль (нравственность) и т.д. О.Е. Кутафин дает следующее определение: «социальные нормы - это правила поведения, регулирующие отношения между людьми. Это своего рода образцы, стандарты, масштабы поведения одного человека по отношению к другому». Социальные нормы учитывают интересы определенных групп человечества при определенных жизненных ситуациях и охватывают сообщество людей в целом, так как преследуют одну цель. А это значит, что социальные нормы составляют правила человеческого общежития. Они обусловлены экономическими, политическими, социальным и бытовыми и другими условиями, существующими в обществе .

Социальные нормы регулируют не отдельные случаи или конкретные общественные отношения, а типичные ситуации или вид общественных отношений. Они предполагают многократное повторение, имеют общий характер, рассчитаны на многих лиц, поименно не указанных. Проанализировав природу социальных норм, можно провести параллель между социальными нормами и социальными обычаями.

Правовые нормы - это составная часть системы социальных норм, но самая важная, несущая основную нагрузку по упорядочению жизни общества. Они регулируют жизненно важные вопросы - государственной власти и подчинения, осуществления политической деятельности, права и свободы граждан, формы собственности, вопросы применения труда и распределения, социальной защиты. Возникнув в процессе развития общества и общественных отношений, государство стало основным инструментом цивилизованной организации

общественной жизни и ее последующего прогресса.

Вопросы социальной сферы были и остаются самыми актуальными и проблематичными для жизни общества.

Реализация социальных гарантий как никогда сегодня беспокоит общество и власть. Тотальное и быстрое изменение правовых норм не дает возможности обществу своевременно адаптироваться к изменениям отношений в социальной сфере, что приводит к сбою в регулировании некоторых социально значимых вопросов. Общество, самостоятельно, «рефлекторно» приспосабливаясь к различным ситуациям, начинает вырабатывать определенные модели поведения, что не всегда поддерживается государством.

Социальные права человека - это совокупность его прав, дающих ему возможность претендовать на получение от государства при определенных условиях определенных материальных благ. Они призваны обеспечивать человеку достойный жизненный уровень, право на труд и свободный выбор работы, на образование, на защиту материнства и детства, на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и в иных случаях, установленных законом. Не изучив и не оценив исторический опыт, практически невозможно построить и реализовать модели помощи нуждающимся людям .

Систему социального обслуживания необходимо развивать, расширять перечень предоставляемых услуг и повышать их качество. Хотя ведется огромная работа по развитию системы социальной защиты, она пока еще малоэффективна. Эффективность социальной защиты можно определить по степени социальной защищенности граждан, т.е. их возможности в полном объеме реализовывать свои права, а также по уровню жизни. В Конституции РФ государство приняло на себя обязанность обеспечить достойный уровень жизни, но нет еще критериев оценки такого уровня. Необходимо более тщательно исследовать социально-экономическое положение отдельных категорий граждан, выявляя самые острые проблемы. Социальные программы должны предусматривать решение этих проблем, а также их профилактику.

Социальные права человека - это его возможность претендовать на получение от государства при определенных условиях определенных материальных благ. Они призваны обеспечивать человеку достойный жизненный уровень, право на труд и свободный выбор работы, на образование, на защиту материнства и детства, на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и в иных случаях, установленных законом .

Вхождение учреждений социальной сферы в новые социально-экономические отношения происходит сложно и неоднозначно. Изменения коснулись всех сторон деятельности социального комплекса. Современное положение в этой сфере нужно оценивать с точки зрения экономических проблем, в числе которых остается падение реальных доходов большинства населения. Ослабление активной регулирующей роли государства, неразвитость рыночных механизмов и отсутствие эффективной системы регулирования социальных процессов, особенно в условиях экономического спада, привели к обострению многих социальных проблем жизнеобеспечения людей. В их числе:

Отставание роста денежных доходов населения от роста цен и, соответственно, снижение их реального содержания;

Усиление дифференциации в доходах населения;

Сохраняются тенденция необоснованного перераспределения общего объема доходов в пользу наиболее обеспеченных групп населения, а также высокий уровень межрегиональных различий;

Обострение проблемы массовой бедности;

Ухудшение условий труда, обусловленное снижением контроля со стороны органов государственного управления, появление в массовом масштабе явной и скрытой безработицы .

Специфика распространения бедности в России заключается в том, что, помимо традиционно уязвимых групп - инвалидов, многодетных семей, матерей-одиночек, лиц пенсионного возраста, - в категорию бедных попадают новые большие группы - безработные, ранее занятые на высокооплачиваемых работах, уволенные в запас военнослужащие и т.д., т.е. те категории экономически активного населения, которые в принципе способны своим трудом обеспечить себе необходимый уровень благосостояния.

Углубление масштабов бедности характеризуется также дальнейшим ухудшением материального положения той части населения, которая уже находится за гранью бедности, формированием ситуации, когда дети, унаследовав бедность от родителей, уже не могут ее преодолеть.

В этой связи существенно огранивается доступность для многих семей потребления услуг отраслей социальной сферы. Проблемы здоровья населения носят комплексный характер - не только демографический, но и социально-экономический, медико-социальный. Они тесно связаны с уровнем, качеством и образом жизни населения. Экономический кризис в стране вызвал негативные изменения в материальном положении большинства семей; результатом стали ухудшение структуры и рациона питания, уменьшение потребления витаминов и белков, недоступность питания для части детей в необходимом количестве, ограничение возможности семейного отдыха, занятий спортом.

Ухудшение здоровья населения в значительной степени обусловлено трудностями, которые переживает вся система здравоохранения. Переход к рыночным отношениям сопровождается распространением платных форм медицинского обслуживания. Следует отметить, что они не всегда дополняют бесплатные медицинские услуги, а иногда просто заменяют их, не повышая при этом их качества. Введение платности в сфере здравоохранения делает такие услуги доступными главным образом для семей с высокими доходами. Низкий уровень доходов значительной части семей не позволяет им пользоваться высококвалифицированной платной медицинской помощью.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что система социальной защиты населения имеет сложную структуру, каждый ее элемент специфичен и играет свою собственную роль в обеспечении социальной безопасности человека. Кроме того к системе социальной защиты можно отнести - благотворительность и личные сбережения граждан, частное личное страхование.

Что касается развития системы социальной защиты, то здесь необходимо отметить, что ослабление активной регулирующей роли государства, неразвитость рыночных механизмов и отсутствие эффективной системы регулирования социальных процессов, приводят к обострению многих социальных проблем жизнеобеспечения людей.

Проблема финансового обеспечения социальной защиты наиболее уязвимых категорий граждан нуждается в комплексном подходе к изучению целостной системы финансирования социальной защиты, всей совокупности форм и методов формирования и использования финансовых ресурсов. Искомая проблема была, есть и будет актуальной даже в странах с высокими личными доходами граждан, тем более в России она имеет огромное значение по масштабам задействованных в социальной сфере человеческих и финансовых ресурсов .

Для более полного изучения основ финансового обеспечения социальной защиты наиболее уязвимых категорий граждан считаем необходимым: во-первых, определиться с пониманием сущности социальной защиты указанных категорий; во-вторых, раскрыть источники ее финансирования, а также определить формы государственной финансовой поддержки изучаемых субъектов социальной защиты.

Следует отметить, что в настоящее время в России не сформулирован и законодательно не закреплен общий перечень категорий граждан, которым предоставляется социальная защита или которые могут ее получить при определенных условиях. Исходя из множества нормативных документов всех уровней, можно сказать, что социальную защиту в настоящее время получают порядка 45 различных категорий граждан.

Необходимо учитывать, что не все перечисленные категории действительно нуждаются в социальной защите, к тому же степень такой нужды также может различаться. Такое различие будет зависеть от степени подверженности той или иной категории граждан влиянию разнообразных факторов (политических, социально-демографических, регионально-географических и др.), обусло-вливающих развитие такого явления, как социальная уязвимость.

Зачастую социальную уязвимость отождествляют с низким уровнем дохода и накопленного богатства у отдельных незащищенных категорий граждан, однако мы считаем, что рассматривать ее с этих позиций не совсем верно, так как это явление намного шире и может включать в себя медико-демографическую, физическую, психологическую уязвимость, а отождествление социальной уязвимости с уровнем доходов правильнее называть финансовой уязвимостью, которую, на наш взгляд, следует отделять от уязвимости социальной.

Основополагающим фактором, обусловливающим финансовую уязвимость, является нетрудоспособность отдельных категорий граждан, вследствие чего они не имеют возможности получения трудового заработка, а следовательно, существует практически стопроцентная вероятность того, что они попадут за черту бедности. В этой связи считаем возможным предложить авторское определение, в соответствии с которым финансовая уязвимость населения понимается как степень подверженности риску бедности вследствие влияния различных факторов, результатом которого является ограничение возможности получения доходов. Чем сильнее эти ограничения, тем выше степень финансовой уязвимости.

В целом же, состав уязвимого населения непостоянен. Он может зависеть от времени действия рисков, от степени их влияния, от степени защищенности объекта воздействия. При этом разные категории граждан могут постоянно переходить из одного состояния в другое. Так, в определенный момент времени граждане, которые ранее не нуждались в социальной защите, одномоментно могут перейти в категорию нуждающихся, например, в случае утраты места работы. Возможен и обратный переход, когда ранее нуждавшиеся в социальной защите, например в связи с болезнью, перестают попадать под воздействие риска и переходят в категорию граждан, которые в ней не нуждаются. Однако есть категории граждан, которые обратный переход осуществить не могут вообще либо на протяжении длительного периода времени по причине постоянной нетрудоспособности, невозможности к самообслуживанию и самоуходу, в связи с ограничением передвижения и т.д. Степень уязвимости таких граждан наиболее высока, соответственно, возрастает и степень их нужды в социальной защите.

Следует отметить, что вопрос отнесения граждан к категории наиболее уязвимых носит дискуссионный характер, в этой связи считаем необходимым выделить ряд условий и критериев, определяющих наибольшую вероятность попадания граждан в указанную категорию. Выделение критериев должно происходить на основе различных факторов с учетом следующих условий: рассматриваемые факторы (критерии) должны носить объективный характер и не зависеть от воли граждан; действие факторов должно носить длительный (хронический) характер; при отнесении каждого отдельно взятого гражданина к категории наиболее уязвимых необходимо учитывать принцип адресности.

Критериальные факторы отнесения граждан к категории наиболее уязвимых мы считаем возможным разделить на две группы: определяющие (основные) факторы и усиливающие при этом указанные группы факторов применимы как для социальной, так и для финансовой уязвимости.

За основу определяющих факторов социальной уязвимости был взят критерий ограничения жизнедеятельности, т.е. ограничение / утрата способности / возможности граждан осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, а за основу определяющих факторов финансовой уязвимости были взяты критерии возможного физического и правового ограничения к трудовой деятельности. Помимо определяющих факторов, большую роль играют и факторы, усиливающие степень уязвимости граждан. Так, на наш взгляд, социальную уязвимость усиливает фактор социального сиротства и беспризорности, а финансовую - наличие иждивенцев.

В результате анализа мы пришли к выводу что к наиболее уязвимым относятся те граждане которые совмещают в себе факторы как социальной, так и финансовой уязвимости: дети-сироты дети, оставшиеся без попечения родителей; нетрудоспособные инвалиды; пожилые нетрудоспособные граждане старше 80 лет. Данные категории не могут самостоятельно обеспечивать удовлетворение своих потребностей, поэтому проблема их финансового обеспечения полностью ложится на государство и реализуется через систему социальной защиты .

Государственное финансирование социальной защиты наиболее уязвимых категорий граждан может осуществляться в форме прямого и косвенного финансирования.

Основными формами прямого государственного финансирования социальной защиты наиболее уязвимых категорий граждан, непосредственно влияющих на снижение степени их финансовой уязвимости, яв¬ляются прямые денежные выплаты: пенсии, пособия, материальная помощь и др. Косвенное финансирование осуществляется в процессе финансового обеспечения деятельности учреждений социальной защиты наиболее уязвимых категорий граждан по предоставлению социальных услуг нуждающимся категориям, посредством которых происходит снижение их социальной уязвимости.

В настоящее время финансирование социальной защиты наиболее уязвимых категорий граждан из бюджетов различных уровней бюджетной системы осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, которые возникают при выполнении расходных полномочий, отнесенных к компетенции тех или иных органов государственной власти. В финансировании социальной защиты наиболее уязвимых категорий граждан с определенной долей условности можно выделить три типа расходных обязательств: расходные обязательства по предоставлению трансфертов населению; расходные обязательства по оказанию государственных услуг; расходные обязательства по предоставлению межбюджетных трансфертов бюджетам для выполнения полномочий в сфере социальной защиты.

В данной связи особый интерес для нас представляет вопрос о том, на бюджет какого уровня бюджетной системы ложится основная нагрузка по финансовому обеспечению социальной зашиты наиболее уязвимых категорий граждан.

Проведенный анализ показал, что к расходным обязательствам Российской Федерации в сфере социальной защиты наиболее уязвимых групп преимущественно относятся расходные обязательства по предоставлению трансфертов населению (выплата пенсий, ежемесячные денежные выплаты инвалидам, в том числе инвалидам войны, детям-инвалидам, а также участникам Великой Отечественной войны), а также расходные обязательства по предоставлению межбюджетных трансфертов бюджетам для выполнения полномочий в сфере социальной защиты. При этом указанные расходные обязательства исполняются как за счет федерального бюджета, так и в случаях, установленных федеральными законами, за счет средств бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ.

Преобладающая часть полномочий в области финансирования учреждений социальной защиты, оказывающих соответствующие государственные услуги наиболее уязвимым категориям граждан, передана органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

На рисунке 1 представлено государственное финансирование наиболее уязвимых категорий граждан.

Рисунок 1 - Государственное финансирование наиболее уязвимых категорий граждан

Для осуществления указанных полномочий в областных бюджетах предусматриваются субвенции муниципальным бюджетам. В то же время на региональном уровне созданы условия для самостоятельного определения органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе в рамках регионального законодательства, основных параметров социальных обязательств, т.е. они имеют возможность устанавливать в пределах своих полномочий и бюджетных возможностей условия, формы, меры, размер и порядок социальной поддержки населения. В частности, это создает предпосылки для принятия субъектами Российской Федерации законодательных актов, предусматривающих альтернативные варианты механизмов социальной поддержки населения.

Собственные полномочия органов местного самоуправления в сфере социальной защиты наиболее уязвимых категорий граждан в настоящее время весьма сужены, поскольку, согласно законодательству о разграничении полномочий, муниципальные образования могут заниматься социальной защитой отдельных категорий граждан в двух не исключающих друг друга случаях (рисунок 2).

Рисунок 2 - Случаи полномочий

Принципиальной особенностью сложившейся системы управления в сфере социальной защиты наиболее уязвимых категорий является концентрация на муниципальном уровне (главным образом на уровне городов и районов) значительной части практической работы, связанной с назначением и выплатой различных пособий, а также с предоставлением материальной помощи в денежной или натуральной формах.

Таким образом, процесс финансирования социальной зашиты наиболее уязвимых категорий граждан представляет собой сложную систему с множеством потоков от непрерывности, своевременности и адресности которых зависит эффективность социальной зашиты наиболее уязвимых категорий граждан.

В целом, дискуссия по поводу сущности социальной зашиты наиболее уязвимых категорий граждан не ограничивается приведенными в данном научном исследовании характеристиками. Существуют и другие дискуссионные вопросы в этой сфере. И, именно всестороннее изучение теоретических аспектов сущности социальной защиты и основ ее финансирования может заложить основу построению действенной и эффективной системы социальной защиты наиболее уязвимых категорий граждан в стране, отвечающей требованиям рыночной экономики .

Одним из основных способов, с помощью которых гражданам предоставляются различные виды социального обеспечения, является деятельность соответствующих органов. В настоящее время в стране функционирует достаточно разветвленная система таких органов.

Возможность беспрепятственной реализации права на социальную защиту от безработицы обеспечивается комплексом мер: развитием экономики, ростом производственно-технического потенциала, нормальным функционированием рынка труда, проводимой государством политикой, направленной на содействие реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость, разработкой и реализацией федеральных и региональных программ в сфере занятости населения, принятием федеральных законов и иных нормативных правовых актов в сфере труда и занятости населения, созданием и успешным функционированием государственной службы занятости населения, социальной поддержкой граждан в период безработицы, финансовым обеспечением мероприятий по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных и др. Не менее важную роль играет деятельность органов службы занятости по оказанию содействия в трудоустройстве и осуществлению гарантированных Законом о занятости выплат, а также деятельность работодателей по предоставлению предусмотренных ТК РФ гарантий при приеме на работу, при вынужденном прекращении работы не по вине работника, при увольнении и в других случаях. Гарантированность права на защиту от безработицы ориентирует на его обеспечение государственные органы и иные субъекты, в обязанности которых вменены содействие в трудоустройстве и материальная поддержка безработных граждан.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что основные направления социальной политики должны быть ориентированы на следующие перспективные цели (рисунок 3).

Рисунок 3 - Перспективные цели социальной политики

Предоставление социальных гарантий в сфере занятости населения предполагает закрепление на уровне закона долговременных обязательств государства, направленных на обеспечение реализации гражданами конституционного права на защиту от безработицы, возложение на соответствующих субъектов обязанностей по созданию благоприятных условий для получения гражданином социального блага, опосредованного правом на защиту от безработицы. Таким социальным благом может быть получение бесплатного содействия в поиске подходящей работы, направления на общественные работы, на профессиональное обучение, получение пособия по безработице, стипендии и др.

Кроме этого, проблема финансового обеспечения социальной защиты наиболее уязвимых категорий граждан нуждается в комплексном подходе к изучению целостной системы финансирования социальной защиты, всей совокупности форм и методов формирования и использования финансовых ресурсов.

2 . Финансово-правовое регулирование социальной защиты граждан

2.1 Подходы к финансовому обеспечению социальной защиты

Основные направления социальной политики должны быть ориентированы на следующие перспективные цели:

Достижение уровня и качества жизни населения, соответствующего национальным идеалам и стандартам экономически развитых государств, в том числе - в области получения образования, здравоохранения, чистоты окружающей среды, воспитания детей, обеспечения экономических прав и свобод граждан, защиты от преступности их личности и имущества;

Обеспечение устойчивых и высоких темпов экономического роста и научно-технического прогресса, конкурентоспособности продукции отечественных товаропроизводителей на внутреннем и зарубежном рынках, восстановление положения России в качестве одной из ведущих научно-промышленных держав, эффективная интеграция ее экономики в мирохозяйственные связи;

Обеспечение благоприятных экономических условий для укрепления суверенитета, территориальной целостности, национальной безопасности и обороноспособности, международного авторитета и влияния России, в том числе в странах - бывших союзных республиках, защита законных прав и интересов российских граждан и организаций за рубежом;

Развитие человеческого потенциала, гармонизация социальных отношений (то есть обеспечение условий для образования системы социальных групп и устойчивых связей между ними; создание системы, в которой доминируют отношения взаимодополняемости и сотрудничества, а не конфликта и борьбы, высокая социальная мобильность населения, поддержка социально приемлемой самореализации каждой личности), ослабление социальной поляризации и предотвращение дезинтеграции общества, чрезмерного усиления социальной дифференциации, сдерживание перехода противоречий интересов между социальными группами в антагонистическую форму .

Социальная защита граждан РФ контролируется Министерством здравоохранения и социального развития России, которое координирует деятельность государственных внебюджетных фондов на территории РФ: Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ и Федерального фонда обязательного медицинского страхования РФ, обеспечивающих, в свою очередь, социальную защиту граждан. В соответствии со ст. 147 Бюджетного кодекса РФ, расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются в соответствии с бюджетами указанных фондов исключительно на цели, определенные законодательством РФ, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского).

Деятельность Пенсионного фонда РФ как одного из звеньев финансовой системы государства является важнейшим элементом осуществляемых в современной России структурных преобразований в экономике и социальной политике. Как крупнейший резерв денежных средств, способный выступать в качестве мощного инвестиционного ресурса экономики. Это подтверждает высокую социальную и экономическую значимость финансовой деятельности Пенсионного фонда РФ, которая обусловливает необходимость тщательного правового регулирования всей совокупности отношений, возникающих в процессе взаимодействия Пенсионного фонда РФ с властными структурами, управляющими компаниями, населением и т.д.

Пенсионный фонд РФ является организацией, управляющей внебюджетным фондом финансовых средств социального назначения, призванным обеспечить реализацию одной из важнейших социальных гарантий - государственного пенсионного обеспечения, т.е. материального обеспечения граждан при наличии соответствующих социальных страховых рисков и наступлении соответствующих страховых случаев. Пенсионный фонд осуществляет единую стратегию управления пенсионной системой на всем социальном пространстве России, являясь одной из немногих вертикально интегрированных структур в современной российской власти. Пенсионный фонд РФ наделен значительными полномочиями по проведению государственной политики в социальной сфере, по своему правовому положению близок к органам исполнительной власти, при этом в систему федеральных органов исполнительной власти не входит .

Фонд социального страхования РФ является вторым по объему аккумулируемых средств государственным внебюджетным фондом. Он создан в целях обеспечения государственных гарантий в системе социального страхования и повышения контроля за правильным и эффективным расходованием указанных средств. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации «О Фонде социального страхования Российской Федерации» Фонд социального страхования является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации, который управляет средствами государственного социального страхования Российской Федерации. Денежные средства и иное имущество находятся в оперативном управлении Фонда социального страхования и являются федеральной собственностью .

Система обязательного медицинского страхования создана с целью обеспечения конституционных прав граждан на получение бесплатной медицинской помощи, закрепленных в ст. 41 Конституции Российской Федерации. Медицинское страхование является формой социальной защиты интересов населения в охране здоровья. Основным нормативным правовым актом, регулирующим обязательное медицинское страхование, является федеральный закон РФ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» .

Для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования граждан РФ созданы федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования. В соответствии федеральным законом «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» Федеральный фонд обязательного медицинского страхования является страховщиком в сфере обязательного медицинского страхования в рамках реализации базовой программы обязательного медицинского страхования.

Территориальные фонды обязательного медицинского страхования - это некоммерческие организации, созданные субъектами РФ для реализации государственной политики в сфере обязательного медицинского страхования на территориях субъектов РФ. Они осуществляют отдельные полномочия страховщика в части реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования.

В целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития РФ одним из приоритетов государственной политики в настоящее время является сохранение и укрепление здоровья граждан РФ на основе повышения доступности и качества медицинской помощи. «Решение значительной доли проблем в области финансово-правового механизма защиты прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь находится в плоскости права. Изменения законодательной базы российского здравоохранения, особенно появившиеся в последние 10-15 лет, позволили в определенной степени урегулировать общественные отношения в сфере медицины» .

Кроме того можно также отнести к системе социальной защиты - благотворительность и личные сбережения граждан, направленные на личную безопасность, а также частное личное страхование.

По данным за 2013 год, Приморский Край находится на 55 месте по уровню безработицы, который составил 6.87%, тогда как средний уровень по стране составил 5.46%. Минимальный уровень безработицы 0.81% зафиксирован в Городе Москва, а максимальный в 47.68% - в Республике Ингушетия (Таблица 1).

Таблица 1 - Уровень безработицы в Приморском крае по годам

Экономически Активные

Безработные

Уровень Безработицы

Таким образом, в настоящее время государство реализует одну из основных социальных функций, выражающуюся в обеспечении нормальных условий жизни граждан РФ посредством выделения необходимых средств на здравоохранение, иных видов помощи гражданам.

Можно выделить основную функцию государственной социальной защиты населения объединив ее общим пониманием, что по сути это помощь человеку, уже попавшему в трудное финансовое положение, или/и предупреждение возникновения такой ситуации. Однако существую различные классификации функций социальной защиты, которые более детально разъясняют ее функциональные особенности. Так С.В. Якимчук выделяет три основные функции социальной защиты населения: компенсирующая, защитная и стабилизирующая.

Компенсирующая функция подразумевает компенсацию утраченного заработка, ущерба здоровью, расходов на лечение.

Защитная функция гарантирует материальное обеспечение достаточное для покрытия основных нужд человека.

Стабилизирующая функция предназначена для согласования интересов работников работодателей и государства. Данная классификация по мнению автора недостаточно глубоко описывает все функциональные особенности социальной защиты населения, в этом смысле более развернутую классификацию дает Роик В. По его мнению функции социальной защиты делятся не на 3 категории, а на четыре:

Профилактически-предупредительная функция. Заключается в проведении комплекса мероприятий, направленных на профилактику и защиту здоровья, профилактику трудоспособности граждан и пр.;

Экономическая функция. Направлена на замещение утраченной заработной платы или дохода в связи с утратой трудоспособности по причине болезни, несчастного случая, преклонного возраста или по причине потери кормильца (для членов его семьи), для компенсации дополнительных расходов в связи с лечением или инвалидностью.

Социально-реабилитационная функция. Заключается в формировании комплекса мер медицинской, профессиональной, социальной реабилитации граждан с целью восстановления утраченного здоровья и трудоспособности.

Политическая функция. Обеспечивает формирование и поддержание эффективных институтов и механизмов социальной защиты с целью обеспечения гарантированных Конституцией и законодательной базой социальных и правовых норм защиты и поддержания социальной стабильности в обществе .

Система социальной защиты населения имеет достаточно сложную структуру, каждый элемент структуры специфичен и играет свою собственную роль в обеспечении социальной безопасности человека.

С 1 января 2007 года вступил в силу Федеральный закон №256-ФЗ от 29.12.2006 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».

Этот нормативный акт устанавливает право на получение материнского (семейного) капитала для семей, в которых с 1 января 2007 года появился второй ребенок (либо третий ребенок или последующие дети, если при рождении второго ребёнка право на получение этих средств не оформлялось). Размер материнского капитала увеличивается с учетом роста инфляции (Таблица 2)

Таблица 2-Материнский капитал по годам

Размер капитала (в рублях)

450 870 (прогноз)

Размер материнского капитала в 2014 году для тех, кто им еще не воспользовался, составит 429 тысяч 408 рублей 50 копеек. Для владельцев сертификата, которые уже распорядились частью средств, размер оставшейся части суммы будет увеличен с учетом темпов роста инфляции.

Прошло три года с тех пор как вы получили право обладать материнским капиталом. Подрос ребенок, выросли потребности семьи. Именно этот факт способствовал принятию решения о том, что государство должно оказать семьям с двумя детьми финансовую помощь. За пять лет с момента принятия Закон о материнском капитале изменялся. Жизнь корректировала финансовый и жилищные рынки страны, социальную и демографическую политику. В результате - росла сумма материнского капитала, и увеличивалось число направлений для траты семейного капитала.

Первоначально, материнский капитал можно было потратить на расширение жилищного вопроса семьи, на накопление пенсии мамы, на оплату обучения ребенка. Затем было принято решение использовать материнские деньги на погашение кредитов по ипотеке. В 2011 году закон разрешил использовать материнский капитал для перечисления на лицевой счет владельца сертификата, чтобы семья могла построить или реконструировать дом самостоятельно.

Заключение

Критерии оценки социальной защиты - социальные гарантии и признанные нормы качества жизни граждан (уровень жизни населения, нормы потребления продуктов питания и пр.)

Основными организационно-правовыми формами социальной защиты являются: социальное обеспечение, государственная социальная помощь, социальная поддержка населения, социальное обслуживание, социальное страхование, пенсионное обеспечение, социальная работа в рамках деятельности социальных служб.

Следует отметить, что социальная защита граждан в РФ сейчас все более активно реализует свои функции через целевые социальные программы, которые направлены на решение проблем отдельных категорий населения. Например, принята и частично реализована программа «Старшее поколение», активно реализуется программа «Молодежь России». Социальные программы разрабатываются и реализуются как на федеральном, так и на региональном уровне. Это одно из приоритетных направлений социальной защиты.

Но хотя ведется огромная работа по развитию системы социальной защиты, она пока остается все еще малоэффективной.

Эффективность социальной защиты можно определить по степени социальной защищенности граждан, т.е. их возможности в полном объеме реализовывать свои права, а также по уровню жизни. В Конституции РФ государство приняло на себя обязанность обеспечить достойный уровень жизни, но на сегодняшний день критериев оценки такого уровня не существует. Необходимо более тщательно исследовать и анализировать социально-экономическое положение отдельных категорий граждан, выявлять самые острые проблемы. Социальные программы должны предусматривать решение этих проблем, а также их профилактику. Не следует забывать, что социальные права человека - это совокупность прав человека, дающих ему возможность претендовать на получение от государства при определенных условиях определенных материальных благ. Они призваны обеспечивать человеку достойный жизненный уровень, право на труд и свободный выбор работы, право на образование, право на защиту материнства и детства, право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и в иных случаях, установленных законом.

Таким образом, Российская система социальной защиты населения имеет свои национальные особенности, которые формировались на протяжении многих десятилетий. Несколько веков тому назад социальная защита в России заключалась в прямой подаче милостыни и именовалась призрением. Сегодня же она включает социальные пособия, пенсии, социальную помощь малоимущим категориям граждан и пр. Очевидно, что современная система социальной защиты многокомпонентна. Она постоянно совершенствуется и вполне очевидна необходимость регулирования системы социальной защиты населения со стороны государства. Особенно остро это необходимо в период кризисных явлений в экономике, что подтверждается текущим периодом.

Список использованных источников

1. Конституция Российской Федерации. - М.: Изд-во Эксмо, 2009. - 64 с.

2. Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.11.2010 №326-ФЗ [ред. от 28.12.2013]. - М.: Изд-во ИНФРА. - 2006. - 360 с

3. О Фонде социального страхования Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 12.02.1994 №101 [ред. от 06.12.2012]. - М.: Изд-во «Лаинс», 2007. - 528 с.

4. Кошелев, Н.С. Социальное обслуживание и права населения: учебное пособие / Н.С. Кошелев. - М.: Омега-Л, 2010. - 82 с.

5. Магомедов, О.А. Экономическая безопасность в сфере социальной защиты малообеспеченного населения: учеб. для студ. экон. вузов / О.А. Магомедов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - 240 с.

6. Организация работы органов социальной защиты: учебное пособие / Под ред. А.Н. Савинова. - М.: Академия, 2011. - 224 с.

7. Социальная защита отдельных категорий населения: учебное пособие/ Под ред. А.Н. Аверина. - М.: РАГС, 2011. - 116 с.

8. Ткаченко, В.С. Организационно-административная работа в системе социальных служб: учебное пособие / В.С. Ткаченко. - М.: Изд-во «Дашков и К о », 2010. - 262 с.

9. Экономика и социальная политика: учебное пособие / Под ред. Н.А. Волгина, В.И. Кушлина. - М.: РАГС, 2010. - 559 с.

10. Якушев, А.В. Социальная защита. Социальная работа: учеб. для студ. экон. вузов / А.В. Якушев. - М.: А-Приор, 2010. - 144 с.

11. Алексеева, О. Правовые основы социальной защиты населения / О. Алексеева // Вопросы социального обеспечения. - 2010. - №5. - С. 23 -28.

12. Айзинова, И.М. Антикризисные проблемы социальной защиты населения / И.М. Айзинова // Проблемы прогнозирования. - 2010. - №3. - С. 93 - 114.

13. Егорова, З.А. Финансово-правовое регулирование социальной защиты

граждан как проблема отношений власти и общества в России / З.А. Егорова // Власть. - 2012. - №12. - С. 160-162.

14. Караваева, Ю.И. Механизмы социально-управленческого решения проблем семьи / Ю.И. Караваева // Социально-гуманитарные знания. - 2011. - №1. - С. 342 -348.

15. Колобов, А.В. Генезис социально-правовой защиты беженцев и вынужденных переселенцев в России / А.В. Калобов // Аграрное и земельное право. - 2013. - №8. - С. 140-146.

16. Лукьянова, Т.Н. Социальная защита населения: исторический аспект Т.Н. Лукьянова // Экономические науки. - 2010. - №10. - С. 42 - 45.

17. Малышок, И.Г. Развитие социальной защиты населения в России: прошлое и настоящее / И.Г. Малышок // Вестник Амурского государственного университета. - 2010. - №36. - С. 22 -25.

18. Михайлова, Л.И. Социальное самочувствие и восприятие будущего россиянами / Л.И. Михайлова // Социологические исследования. - 2010. - №3. - С. 45-50.

19. Никифорова, О. Система социальной защиты населения и ее сущность / О. Никифорова // РИСК. - 2011. - №2. - С. 586-588.

Подобные документы

    Теоретико-методологические основы изучения социальной защиты населения РФ: направления и функции. Анализ нормативно-правовых и финансовых основ социальной защиты населения. Деятельность отдела социальной защиты населения в Заводском районе г. Кемерова.

    курсовая работа , добавлен 05.03.2010

    Нормативно-правовая база и основные задачи государственной политики в области социальной защиты граждан. Структура Министерства труда и Российской Федерации. Полномочия, реализуемые программы в области социальной защиты отдельных категорий граждан.

    реферат , добавлен 30.07.2013

    Теоретический и статистический аспекты инвалидности. Государственная политика и нормативно-правовое обоснование социальной защиты инвалидов. Практические меры социальной защиты инвалидов. Реабилитация инвалидов. Определение и статистика инвалидности.

    курсовая работа , добавлен 07.08.2008

    Особенности организации социальной защиты населения в России. Анализ социально-экономического развития и социальной защиты населения городского округа Железнодорожный. Характеристика деятельности Управления социальной защиты населения городского округа.

    дипломная работа , добавлен 05.10.2012

    Выявление особенностей социальной защиты отдельных групп населения. Проблемы социальной защищенности населения и деятельность органов местного самоуправления по вопросам социальной защиты. Организация работы с лицами, нуждающимися в социальной поддержке.

    курсовая работа , добавлен 12.08.2013

    Характеристика социальной защиты населения и ее форм как объекта регионального социального управления. Изучение практики реализации форм социальной защиты населения в регионах Российской Федерации. Анализ проблем управления социальной защитой населения.

    курсовая работа , добавлен 22.07.2013

    Особенности социальной защиты семьи в Российской Федерации на современном этапе. Мероприятия государственной семейной политики: основные направления развития социальной сферы. Механизмы и инструменты ее реализации. Проблемы социальной защиты семьи.

    курсовая работа , добавлен 11.08.2016

    Характеристика социальной политики Республики Башкортостан в системе социальной политики государства. Функции территориального органа Министерства труда и социальной защиты населения - отдела Управления труда и социальной защиты населения в г. Межгорье.

    дипломная работа , добавлен 25.02.2015

    Характеристика особенностей нормативно-правового обеспечения управленческой деятельности в области социальной защиты лиц с ограниченными возможностями в Российской Федерации. Анализ государственной системы льгот и гарантий для работающих инвалидов.

    дипломная работа , добавлен 17.06.2017

    Социальная защита: принципы и механизмы оказания. Правовая база обеспечения социальной защищенности отдельных категорий граждан в современных условиях. Целевая программа "Социальная поддержка старшего поколения Хабаровского края на 2012–2013 годы".

Социальная защита населения и механизм ее реализации базируются на конституционно-правовых законодательных основах и международных пактах о правах и свободах человека. Всеобщая декларация прав человека, международные акты о гражданских и политических, экономических, социальных и культурных правах провозглашают и признают права всех людей на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, достоинство, свободу убеждений, право на труд, отдых, образование, социальное обеспечение, защиту материальных и моральных интересов.

Общество не может обойтись без установления прав, свобод и обязанностей своих граждан. Вместе с тем они не могут устанавливаться произвольно, так как обусловлены достигнутым уровнем материальных, культурных и духовных возможностей. Основные права, свободы и обязанности граждан находят юридическое закрепление и гарантируются государством в главном его законе - Конституции.

Конституция Российской Федерации провозглашает, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей. Это выражается:

В гарантированном размере минимальной оплаты труда, пенсий, пособий и т.д.;

В обеспечении государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан;

В развитии системы социальных служб.

В статье 38 Конституции Российской Федерации указано:

1. Каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

2. Устанавливаются пенсии и пособия.

В ст. 39 Конституции указано, что каждому человеку гарантируется социальное обеспечение в случаях нетрудоспособности, для воспитания детей и в иных ситуациях, установленных законом.

Таким образом, Конституция РФ возлагает обязанность на государство создавать все необходимые условия для осуществления права гражданина на социальную защиту и определяет основные пути его реализации:

– обязательное пенсионное страхование работающих граждан;

– создание фондов, являющихся источниками финансирования социальной защиты населения;

– принятие федеральных законов, гарантирующих реализацию социальных прав.

Рассмотрим некоторые Федеральные нормативно-правовые акты, гарантирующие реализацию социальных прав определенным категориям граждан:

1. Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», который был принят 2 августа 1995 г. По степени концентрации законодательного материала данный закон можно рассматривать как нормативный акт кодификационного значения. Он отличается актуальностью нормативного регулирования, особой емкой внутренней структурой (состоит из 7 глав, 40 статей), что обеспечивает единое согласованное нормативное регулирование отношений в области социального обслуживания указанной категории граждан. Этот закон является базовым для института социального обслуживания, так как регулирует в комплексе круг вопросов, касающихся социального обслуживания двух наиболее слабо защищенных групп населения - граждан пожилого возраста и инвалидов.

2. Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10 декабря 1995 г. Закрепляет основы правового регулирования в области социального обслуживания граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. В рассматриваемом законе выделяются следующие принципы социального обслуживания граждан:

Адресность;

Доступность;

Добровольность;

Гуманность;

Приоритетность;

Конфиденциальность;

Профилактическая направленность.

3. Основы законодательства Российской Федерации «Об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 г. Данный закон закрепляет понятие охраны здоровья граждан и ее основные принципы, права граждан в области охраны здоровья. В частности Основы отдельно предусматривают право на охрану здоровья:

Беременных женщин и матерей;

Несовершеннолетних;

Военнослужащих;

Граждан пожилого возраста;

Инвалидов.

4. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». Данный закон закрепил единую систему пособий, адресованных гражданам, имеющим детей:

Пособие по беременности и родам женщине;

Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности;

Пособие в связи с рождением ребенка, полагающееся каждой семье;

Пособие за время отпуска по уходу за ребенком до достижения им 1,5 лет;

Ежемесячное пособие на каждого ребенка с момента его рождения и до достижения им 16-летия (или если ребенок обучается в учебном заведении, то до достижения им 18-летия).

В последующие годы были изданы дополнения к данному закону, связанные с изменением размера выплат.

5. Федеральный закон от 16 июля 1999 г. «Об основах обязательного социального страхования». Он закрепил:

Основные принципы осуществления обязательного социального страхования;

Виды социальных рисков;

Страховые случаи;

Виды страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию;

Права и обязанности субъектов обязательного социального страхования.

6. Следующая группа Федеральных законов отвечает за обеспечение граждан социальными пособиями:

- «О занятости населения в Российской Федерации»;

- «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;

- «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней»;

- «О погребении и похоронном деле».

7. Федеральный закон от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Федеральный закон от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» регулируют пенсионное обеспечение различных категорий граждан.

8. Большое практическое значение в осуществлении социальной защиты различных категорий населения имеет принятый целый ряд социальных программ, национальных проектов большим преимуществом которых является специальное выделение «программных ресурсов» и их концентрация на достижении подцелей программ. На сегодняшний день в Российской Федерации действуют следующие социальные программы:

– Комплексная программа «Социальная поддержка инвалидов»;

– Национальные проекты «Образование», «Здоровье» и т.д.;

– Программа переподготовки и обеспечения занятости военнослужащих, подлежащих увольнению в запас или в отставку, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в места их компактного проживания;

– Миграционная программа и др.

Таким образом, Конституция как основной закон государства и нормативно-правовые акты, конкретизирующие и наполняющие реальным содержанием социальные права, свободы и обязанности личности (Указы Президента РФ, Федеральные законы, Постановления Правительства, правовые акты, принимаемые субъектами Федерации, муниципальными органами власти) составляют и образуют то правовое пространство, в котором функционирует социальный механизм защиты интересов человека. Действие и действенность этого механизма непосредственно связаны с деятельностью людей и в значительной мере зависят от их добросовестности, профессионализма, компетентности и других качеств.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие нормативно-правовые документы провозглашают РФ социальным государством?

2. Назовите и расскажите об основных законодательных актах регламентирующих социальную защиту населения в РФ.

3. Какие национальные проекты и программы по социальной защите определенных категорий граждан существуют в РФ?