Какая бывает деятельность человека примеры. Не требующие особенных условий. Виды познавательной деятельности человека

Существуют различные классификации видов деятельности:

1. По способу осуществления:

- практическая деятельность (преобразование объектов природы и общества). Она включает в себя материально-производственную деятельность (преобразование природы) и социально-преобразовательную (преобразование общества);

- духовная деятельность, связана с изменением сознания людей. В нее входят:

Познавательная деятельность (отражение действительности в художественной и научной форме, в мифах и религиозных учениях);

Ценностно-ориентировочная деятельность (отношение лю­дей к явлениям окружающего мира, формирование их мировоз­зрения);

Прогностическая деятельность (планирование и предвидение возможных изменений действительности).

2. По характеру человеческой активности:

Созидательная деятельность - производство материальных и духовных ценностей;

Разрушительная деятельность - негативное воздействие на природу (загрязнение окружающей среды) и общество (войны, нашествия и пр.).

3. По творческой роли в социальном развитии:

Репродуктивная деятельность - направленная на получение известного результата труда;

Продуктивная деятельность - производство новых идей, способов достижения цели.

4. В зависимости от соответствия общекультурным цен­ностям и социальным нормам:

Законную и незаконную;

Моральную и аморальную.

5. В зависимости от новизны целей, результатов, средств:

Однообразную, шаблонную, монотонную;

Инновационную, изобретательскую, творческую.

6. В зависимости от общественных сфер, в которых дея­тельность протекает

Экономическая (производственная, потребительская и др.);

Политическая (государственная, военная, международная и др.);

Социальная;

Духовная (научная, образовательная, досуговая и др.)

7. По способу формирования человека как личности:

- игра;

Общение.

Труд - целесообразная социальная деятельность человека, направленная на преобразование окружающей среды и достиже­ние общественно полезного результата. Отличительной особен­ностью трудовой деятельности является своеобразие ее мотивов. Труд всегда нацелен на достижение запрограммированных ре­зультатов, заранее ожидаемых результатов. Труд, как целесооб­разная деятельность, начался с изготовления орудий труда. На­личие орудий труда и специальной подготовки является специ­фической особенностью трудовой деятельности человека. Толь­ко люди способны действовать на окружающую среду с помо­щью специально созданных средств труда. Для успеха необхо­димо мастерство, умения, знания. В любой трудовой деятельно­сти ее участники решают какую-то определенную задачу, пла­нируют свои действия, предвосхищают результат.


Игра - первичный вид активности человека, воображаемое представление реальности в искусственно смоделированных си­туациях Основной мотив не в результате, а в самом процессе. Игры часто имеют характер развлечений, преследующих цель получения отдыха. Некоторые формы игровой деятельности приобретают характер ритуалов, учебно-тренировочных заня­тий, спортивных увлечений. Наиболее существенной особенно­стью игровой деятельности является ее двуплановость:

С одной стороны, играющий осуществляет реальное дейст­вие;

С другой стороны, действия носят условный характер. Игра в развитом виде включает роли, которые берут на себя играю­щие Роль - это соответствие принятым (условным) нормам по­ведения в игровой ситуации.

Занимаясь любой деятельностью, человек чему-то учится, а, значит, изменяем себя самого. Цель учения - приобретение знаний иовладение способами действий, необходимыми для успешного взаимодействия с миром.

В процессе совместной работы люди общаются друг с дру­гом, обмениваются практическим опытом и способами деятель­ности, т.е. находятся в общении.

В современной отечественной науке существуют разные точки зрения на то, как связаны деятельность и общение:

1) эти понятия отождествляют;

2) деятельность и общение противопоставляются друг другу;

3) общение рассматривается наряду с деятельностью как са­мостоятельное, но равноправное явление.

В учебных пособиях чаще представлена первая точка зре­ния.

Общение - это процесс взаимосвязи и взаимодействия лю­дей и социальных групп, в ходе которого происходит обмен ин­формацией, опытом, результатами деятельности. В мире обще­ния, происходит взаимодействие субъекта не с объектом, а субъ­ектом.

В зависимости от разнообразия субъектов выделяют сле­дующие виды общения:

Общение между реальными субъектами (двумя людьми);

Общение реального субъекта с иллюзорным партнером (об­щение с животным),

Общение реального субъекта с воображаемым партнером (внутренний диалог);

Общение воображаемых партнеров (художественных пер­сонажей).

Все виды деятельности взаимосвязаны между собой и в по­вседневной жизни их трудно отделить друг от друга. Так, в про­цессе труда человек может общаться с партнёром, устраивая иг­ру в виде соревнования, обучаясь новым навыкам, и в этом про­цессе получить принципиально новые знания о мире, познавая его законы. Ряд ученых выделяет как вид деятельности наряду с трудом, игрой, общением и познание (учение в данном случае трактуется как частный вид познания).

Этот раздел включает:

Физическую и/или химическую обработку материалов, веществ или компонентов с целью их преобразования в новые продукты, хотя это нельзя использовать как единый универсальный критерий для определения производства (см. ниже "переработка отходов")

Материалы, вещества или преобразованные компоненты являются сырьем, т.е. продуктами сельского хозяйства, лесного хозяйства, рыболовства, горных пород и минералов и продуктов других обрабатывающих производств. Считается, что значимые периодические изменения, обновление или преобразование продуктов относятся к производству.

Произведенная продукция может быть готовой к потреблению или может представлять полуфабрикат для последующей обработки. Например, продукт очистки алюминия используется как сырье для первичного производства алюминиевых изделий, например алюминиевой проволоки, которая в свою очередь будет использована в необходимых конструкциях; производства техники и оборудования, для которого данные запасные части и аксессуары предназначены. Производство неспециализированных компонентов и деталей машин и оборудования, например двигателей, поршней, электромоторов, клапанов, шестеренок, подшипников, классифицируется в соответствующей группировке раздела C "Обрабатывающие производства", независимо от того, в состав каких машин и оборудования могут входить эти предметы. Однако производство специализированных компонентов и аксессуаров посредством отливки/формовки или штамповки пластиковых материалов включает в себя группировка 22.2. Сборка комплектующих частей и деталей также отнесена к производству. Данный раздел включает сборку целостных конструкций из составляющих компонентов, произведенных самостоятельно или приобретенных. Переработка отходов, т.е. переработка отходов для производства вторичного сырья вошла в группировку 38.3 (деятельность по обработке вторичного сырья). Хотя может производиться физическая и химическая переработка, это не считается частью обрабатывающего производства. Первичной целью данных видов деятельности является основная переработка или переработка отходов, которая классифицирована в разделе E (водоснабжение; канализация, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений). Однако производство новых готовых изделий (в противовес продукции, произведенной из вторичного сырья) относится ко всему производству в целом, даже если в данных процессах использованы отходы. Например, производство серебра из отходов пленки считается производственным процессом. Специальное техобслуживание и ремонт промышленных, коммерческих и подобных машин и оборудования в целом указаны в группировке 33 (ремонт и установка машин и оборудования). Однако ремонт компьютеров, бытовых устройств указан в группировке 95 (ремонт компьютеров, предметов личного пользования и хозяйственно-бытового назначения), в то же самое время ремонт автомобилей описывается в группировке 45 (оптовая и розничная торговля и ремонт автотранспортных средств и мотоциклов). Установка техники и оборудования как узкоспециализированная деятельность классифицирована в группировке 33.20

Примечание - Границы обрабатывающего производства с другими разделами данного классификатора могут не иметь четкой однозначной спецификации. Как правило, обрабатывающие производства включают переработку материалов для производства новой продукции. Обычно это совершенно новая продукция. Однако определение того, что представляет собой новая продукция, может быть несколько субъективным

Переработка подразумевает следующие виды деятельности, задействованные в производстве и определенные в данном классификаторе:

Переработка свежей рыбы (извлечение устриц из раковин, филетирование рыбы), выполняемые не на борту рыболовецкого судна, см. 10.20;

Пастеризация молока и розлив по бутылкам, см. 10.51;

Выделка кожи, см. 15.11;

Распиловка и строгание древесины; пропитка древесины, см. 16.10;

Печать и родственные ей виды деятельности, см. 18.1;

Восстановление протектора шин, см. 22.11;

Производство готовых к применению бетонных смесей, см. 23.63;

Гальванопокрытие, металлизация и тепловая обработка металла, см. 25.61;

Механическое оборудование для ремонта или переборки (например, двигателей автомобилей), см. 29.10

Также существуют виды деятельности, включенные в процесс переработки, которые отражены в других разделах классификатора, т.е. они не классифицируются как обрабатывающие производства.

Они включают:

Лесозаготовки, классифицированные в разделе A (СЕЛЬСКОЕ, ЛЕСНОЕ ХОЗЯЙСТВО, ОХОТА, РЫБОЛОВСТВО И РЫБОВОДСТВО);

Модификацию сельскохозяйственной продукции, классифицированную в разделе A;

Подготовку пищевых продуктов для немедленного потребления в помещениях, классифицированную в группировке 56 (деятельность предприятий общественного питания и баров);

Обогащение руды и прочих минералов, классифицированную в разделе B (ДОБЫЧА ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ);

Строительные и сборочные работы, выполняемые на строительных площадках, классифицированные в разделе F (СТРОИТЕЛЬСТВО);

Деятельность по разбивке крупных партий товаров на мелкие группы и вторичный сбыт более мелких партий, включая упаковку, переупаковку или розлив в бутылки такой продукции, как алкогольные напитки или химикаты;

Сортировку твердых отходов;

Смешивание красок по заказу клиента;

Резку металлов по заказу клиента;

Пояснения к различным товарам, отнесенные к разделу G (ТОРГОВЛЯ ОПТОВАЯ И РОЗНИЧНАЯ; РЕМОНТ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ И МОТОЦИКЛОВ)

В обращении на регистрацию ИП или компании указываются их будущие направления бизнеса. Они обозначаются кодами из 4-х символов. Список таких шифров устанавливается в ОКВЭД. Этот сборник постоянно подвергается изменениям, в него вносятся дополнения. В классификаторе определены числовые значения для каждой сферы предпринимательства, которая действует в границах РФ. Классификатор для удобства пользователей разделен на группы и подгруппы, каждая из них специализируется на определенных экономических сферах.

Выбор вида деятельности

Заявитель, прежде чем подавать акты на регистрацию, должен определиться с видами предпринимательства по справочнику ОКВЭД. Каждому сектору функционирования ИП и организации здесь присвоен свой код. ОКВЭД требуется государству, чтобы установить сферу работы компании или индивидуального предпринимателя.

Количество направлений деятельности, которые можно определить в обращении, законом не ограничивается. Предприниматель вправе заявить каждый код по собственному желанию. Поэтому в заявлении обычно указываются разные шифры. Рекомендуется ограничиться 20-30 кодами. Объемный список создаст путаницу и помешает оценить сферу работы компании или ИП.

Среди прочих кодов надо выбрать один, который признается основным.

Значение основного кода

Информация по кодам ОКВЭД, основному и дополнительному, фиксируются в ЕГРЮЛ, ЕГРИП, выписке из реестра и информационном письме. Шифры требуются для статистической отчетности.

Коды ОКВЭД пригодятся предпринимателю при постановке на учет в ФОМС, открытии расчетного счета в некоторых кредитных учреждениях.

Согласно закону предприниматели могут получать прибыль от любой сферы незапрещенной деятельности. Если предприниматель выбирает «лишние» коды — это не страшно. Приоритетное направление деятельности – другое дело.

Основной вид деятельности – это то направление работы, которое приносит компании или ИП преобладающий размер выручки. Шифр превалирующего вида бизнеса должен как можно точнее описывать будущую сферу экономической активности заявителя.

Выбор главного направления деятельности влечет определенные последствия. Например, это повлияет на тариф, определяющий величину взносов по страхованию от несчастных случаев и профессиональных заболеваний. Согласованные тарифы используются в зависимости от главного вида деятельности. Если выбор ИП или ООО пал на рисковую деятельность (травматичную или вызывающую развитие профзаболеваний), то величина страховых платежей станет выше.

Коды ОКВЭД связаны и с налогообложением. Специальные режимы, например, УСН, ПСН, ЕНВД имеют ограничения по видам функционирования. Так, может произойти конфликт интересов. Организация или ИП желают выбрать какую-либо из льготных систем налогообложения, но она не распространяется на деятельность, код которой указан в выписке из ЕГРЮЛ или ЕГРИП. При такой ситуации придется выбирать — либо желаемая налоговая система, либо ОКВЭД.

Так, если предприниматель желает заниматься страховой деятельностью, производством подакцизных товаров или добычей полезных ископаемых, то он не сможет работать на УСН.

ЕНВД и ПСН – системы, которые вправе выбрать далеко не каждый ИП и компании, а лишь те, которые ведут работу в определённых секторах рынка. Ограничения отсутствуют только для ОСНО.

Выбранный ОКВЭД влияет не только на систему налогообложения, размер налога, количество передаваемой в государственные органы отчетности. Он играет роль, если у ИП трудятся работники. Ставка взносов в Фонд соцстраха «на травматизм» вычисляется исходя из тарифов на основной вид функционирования.

Главный код ОКВЭД и ЕНВД

Шифр играет роль при налогообложении по единому налогу на вмененный доход. Так, предприниматель освобождается от обязанности сдавать «нулевую» отчетность по ЕНВД, если реально не осуществляет вид деятельности, подпадающий под эту систему.

Обязанность отчитываться возникает тогда, когда ИП или организация начинают работать в данном секторе. Обязательно в налоговую инспекцию передается заявление о постановке на учет в качестве плательщика ЕНВД.

Подтверждение главной сферы бизнеса в ФСС

Работники, оформленные для реализации своих должностных обязанностей на основании трудового соглашения, подлежат обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Эта норма закреплена в ФЗ №125. Взнос перечисляется каждый месяц. Расчет ведется исходя из тарифов, которые определяются по классу профессионального риска.

Для каждой компании размер утверждается ежегодно на основании сведений, представленных фирмой. Процесс передачи информации определен в Порядке подтверждения главного вида экономической деятельности, утвержденного приказом №55.

Для целей ФСС главной признается та разновидность функционирования, от которой за прошлый отчетный период приобретен наивысший доход. Если не отчитаться в установленный период о реально преобладающем направлении бизнеса и дохода, то расчет производится исходя из высоких тарифов для видов деятельности, которые определены для компании, даже если бизнес по этому направлению не ведется. Таким образом, «лишние» коды могут сыграть свою роль и оказаться ненужными.

Для целей расчета страхового взноса учреждены специфические критерии утверждения главного вида функционирования:

  • для коммерческих компаний – подавляющая доля в суммарном объеме произведенных или реализованных товаров;
  • для некоммерческих фирм — превалирующее число сотрудников, трудящихся в конкретной отрасли деятельности.

Работа в превалирующем направлении деятельности подтверждается каждый год – до 15 апреля. Компании, которые привлекают работников, передают в ФСС акты, доподлинно свидетельствующие о преобладании одного из направлений бизнеса. Организации должны ежегодно представлять соответствующие сведения. У предпринимателей данная обязанность возникает, когда ключевой вид деятельности преобразован.

Величина тарифа утверждается Фондом соцстраха. Он может составлять — 0,2 до 8,5% в зависимости от класса профессионального риска.

Подтверждение превалирующего вида выделяется особенностями, если страхователь ведет бизнес сразу в нескольких отраслях экономики.

В этом случае возможно два варианта :

  1. Доля одного направления деятельности превалирует над прочими: во внимание при расчетах принимается класс профессионального риска, соответствующий этому направлению.
  2. Виды деятельности равнозначны в суммарной массе: для целей расчета страхового взноса принимается та из областей функционирования, которая характеризуется самым высоким классом профессионального риска.

Не подтверждать преобладающую сферу бизнеса вовсе неразумное решение, так как предпринимателю придется нести излишние затраты на страховые взносы по наибольшему тарифу.

Для подтверждения главного вида предпринимательства ООО обязаны представить следующую документацию в ФСС :

  1. заявление по форме определенной законодателем;
  2. справку-подтверждение;
  3. пояснительную записку к бухгалтерскому балансу (исключение: для малых предприятий не требуется).

Расчет прибыли осуществляется по утвержденной законодателем формуле: выручка после продажи по конкретному направлению делится на суммарную прибыль со всех секторов рынка. Полученный итог умножаем на 100%.

Деятельность с превалирующим удельным весом является для фирмы главной в данном отчетном периоде.

Пример расчета:

Компания «Мир проката» специализируется на 2 видах деятельности — прокат фильмов и копирование видеозаписей. Суммарная прибыль за предшествующий период составила – 1,5 млн рублей. Из них по первому виду – 500 тыс. рублей, а по второму – 1 млн. рублей.

Удельный вес рассчитываем по выше приведенной формуле:

— для проката – 500000/1500000*100% = 33%

— для копирования – 1000000/1500000*100% = 67%

Полученные данные свидетельствуют о том, что второе направление работы компании приносит ей более значительную выручку, а следовательно, класс профессионального риска рассчитывается по тарифу, утвержденному для соответствующего ей кода ОКВЭД.

Напоминаем о том, что платежи на травматизм вносят и предприниматели, которые выбрали УСН. Указанная категория плательщиков также должна подтверждать превалирующий вид деятельности.

Законодатель предусмотрел исключения для некоторых предпринимателей.

  1. ИП (передают письменное обращение и требуемую документацию в ФСС, если изменяют основной вид деятельности);
  2. Вновь образованные фирмы, которые функционируют меньше года.

Об установленном тарифе компании и ИП извещаются не позднее 14 дней с момента передачи документации. Форма уведомления утверждена законодателем. До этого момента платежи начисляются по тарифам, которые действовали в предшествующий период.

Неоднозначная ситуация возникает в том случае, когда ООО или ИП преобразовали преобладающую сферу бизнеса на протяжении года. Законодатель установил, что в такой ситуации тариф не станет пересматриваться. Преобразования последуют только в следующем году.

Некоторые предприниматели стараются избежать лишних расходов за счет того, что подтверждают в ФСС вид деятельности с низким уровнем страховых выплат. Данная хитрость легко выявляется, так как бизнесмены обязаны передать помимо прочей документации бухгалтерский баланс.

Изменение основного кода ОКВЭД

Преобразование кодов может понадобиться в результате функционирования предприятия. Например, компания хочет изменить специализацию и расширить производство в другом секторе рынка.

Процедура изменения кодов отличается для ИП и ООО. В последнем случае требуется дополнительно вносить изменения в учредительную документацию компании, когда в ней прописаны конкретные сектора функционирования для организации. К тому же от имени фирмы вправе действовать исключительно руководитель. Обращение и акты должны быть заверены у нотариуса.

Для изменения основного кода бизнесмен передает в налоговую инспекцию заявление:

  • титульный лист (п. 1.1, 1.2, 1.3) — в пункте 2 проставляется цифра 1;
  • лист Н (стр.1) – п.1.1 – обновленный ОКВЭД;
  • лист Н (стр.2) – п.2.1 – главный шифр, который подлежит ликвидации;
  • лист Р – данные по заявителю.

Прочие шифры вписывать в заявление не нужно. Числа вносятся слева направо с первой ячейки. Код состоит из 4-х знаков. Данное требование указывает законодатель.

Деятельность - специфическая сознательная активность человека, направленная на познание и творческое изменение окружающего мира и самого себя в соответствии с актуальными потребностями и целями. Главная особенность деятельности состоит в том, что она не может определяться лишь теми потребностями и мотивами, которые её порождают. Сама потребность может выступать как побуждение к активности, а её содержание будет определяться уровнем знаний, навыками, целями социума , индивидуальным опытом.

Черты человеческой деятельности

Деятельность индивида очень сильно отличается от активности животных, поскольку она имеет творческо-преобразующий характер. Если понадобится дать определение деятельности человека на экзамене, то важно разобраться в её особенностях, чтобы чётко сформулировать понятие.

Ей присущи такие черты :

Основные компоненты

Для того чтобы полностью осознать сложность и специфику человеческой активности, нужно разобраться в её основных компонентах:

  • Субъект - индивид, который совершает действия.
  • Объект - то, на что направлены действия и активность субъекта. Объектом может стать любой материал (изготовление продукции), другой индивид (воздействие с целью изменения убеждений) или сам субъект (тренировки в спортзале с целью изменить самого себя).

Существуют также компоненты, образующие структуру деятельности :

Потребности человека

Известный американский психолог А. Маслоу разработал «пирамиду потребностей человека» . Все потребности человека он разделяет на первичные (физиологические, потребность в безопасности и защищенности) и вторичные (социальные потребности, уважение, самореализация). Первичные потребности являются базовыми для выживания индивида, если они не удовлетворены, то невозможен переход на удовлетворение потребностей из высших слоёв пирамиды. Вторичные нужды являются приобретёнными в процессе социальной жизни человека, их удовлетворение происходит при взаимодействии индивидов в межличностном общении.

Мотивы деятельности

На основании потребностей формируются мотивы субъекта, толкающие его к деятельности. Сложные виды активности могут нести в себе много мотивов. В таких случаях формируется иерархия мотивов, в которой определяют доминирующий (главный) и второстепенные мотивы.

Мотив может формироваться под влиянием одной или нескольких потребностей, которые проходят сквозь призму интересов, убеждений, традиций, установок индивида :

  • Интерес является основной причиной действий. Разные социальные группы могут иметь идентичные потребности, но разные интересы. К примеру, предприниматели и люди искусства: первая группа имеет материальные интересы, а вторая - духовные; потребность у обеих групп общая, но пути её достижения разные. Помимо этого, у каждого человека есть интересы, которые формируются под влиянием окружения, склонностей, уровня развития (люди могут читать книги разных жанров или заниматься разными видами творчества).
  • Традиции - это совокупность обрядов, установок от предыдущих поколений, что проявляется в религии, национальных обрядах, профессиональных и корпоративных особенностях. Иногда люди, следуя традициям, могут ограничить свои базовые потребности. К примеру, солдаты в условиях войны могут ограничить свою потребность в безопасности, потому что профессиональные и национальные традиции требуют защищать свою страну.
  • Убеждения - принципиальные и твёрдые взгляды на события и окружающий мир, которые могут заставить субъекта отказаться от базовых потребностей в пользу того, что он считает правильным (отказ от денег для сохранения достоинства).

Определение цели

Мотивация человека определяет формирование цели и результата. Индивид может создавать внутренний план действий, на основании которого они будут осуществляться в определённом порядке для получения конкретного результата. Когда субъект начинает что-то делать, он держит в сознании образ желаемого результата. То есть, прежде чем создавать что-то в реальности, индивид создаёт это в своём воображении.

Поскольку человеческая деятельность часто бывает сложной, цели также делятся на простые и сложные. Для достижения сложной цели необходимо планировать свою активность, разбить её на шаги, выделить задачи, определить инструменты для действий и возможные пути преодоления преград. Если все задачи во время манипуляций решатся, то цель будет достигнута.

Индивиды могут иметь общие потребности, цели и идти к достижению одинаковых результатов, однако при использовании разных средств и выполнения разных действий содержание деятельности будет очень сильно отличаться.

Виды действий

Существуют такие типы социальных действий, выделенных М. Вебером:

  • целерациональные - при таких действиях человек планирует все задачи и средства, продумывает пути преодоления препятствий (подготовка преподавателя к лекции);
  • ценностно-рациональные - такой вид действий основан на моральных принципах, ценностях, убеждениях (решение спасти жизнь другого человека, рискуя своей жизнью);
  • аффективные - спонтанные действия под влиянием сильных эмоциональных состояний (бегство при нападении);
  • традиционные - действия, которые человек совершает по привычке, могут быть выработаны на основании ритуалов или традиций (последовательность действий на свадебной церемонии).

Основой для активных действий человека являются первые два типа действий, которые характеризуются осознанностью цели и творческим характером.

Формы деятельности

Существует две основные формы деятельности субъекта, различные по характеру выполняемых функций:

  • Физический труд - осуществляется при активизации опорно-двигательного аппарата, мышц и всех функциональных систем организма. При такой форме деятельности очень большие энергетические затраты и утомляемость организма.
  • Умственный труд - подразумевает под собой интеллектуальную деятельность для выполнения работы, связанной с обработкой информации. При такой форме активности возрастает напряжение всех психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения.

Как правило, действия человека включают в себя обе формы активности . Примеров деятельности человека, в которой сочетаются физический и умственный труд, много: действия с целью видоизменения окружающего пространства, выполнение работы по созданию креативных предметов и другие. Рассмотрим более детально: чтобы посадить дерево, необходимо сначала продумать ход действий, достать все необходимые материалы для этого, а потом уже при помощи физических усилий выполнить данное действие.

Существует много видов деятельности, в которые человек включается на протяжении своей жизни. Но какие из них называют основными и почему? К ним относятся игра, учение, общение, труд и творчество. Они являются основными, потому что именно в них происходит самое интенсивное и эффективное развитие индивида.

Это специфический вид человеческой активности, целью которого является не результат, а процесс. Её особенность заключается в том, что все действия происходят в воображаемой ситуации, которая может быстро меняться. Дети используют замещающие предметы, выступающие для них аналогами того, чем взрослые пользуются в реальной жизни.

В игре происходит развитие психических процессов, внимания, социальной активности и получение навыков межличностного общения. Существуют разные виды игр, которые возникают в определённые возрастные периоды при условии нормального развития ребёнка.

Это один из базовых видов взаимодействия, который характеризуется взаимным обменом эмоциями, мыслями, взглядами . Структурными компонентами общения являются субъект (инициатор общения), цель (то, ради чего происходит общение), содержание (информация, которая передаётся), средства (способы передачи информации; могут использоваться рисунки, аудио, видео, органы чувств) и получатель информации.

Общение является структурным компонентом любой целенаправленной активности, сама же деятельность выступает условием для возникновения общения.

Целью данного вида деятельности является приобретение субъектом знаний, умений и навыков. Учение может быть специально организованным или спонтанным (получение знаний и опыта при выполнении других действий). А также существует такая форма учения, как самообразование.

Трудом называют целенаправленную активность индивида, цель которой - получение конкретного результата . Труд невозможен без определённого уровня знаний, навыков и мастерства. Эта целенаправленная активность помогает развивать личность и преобразовывать окружающую среду.

Творчество

Творчеством называют активность человека, которая порождает что-то новое, ранее не существовавшее. Она может быть самостоятельной деятельностью или компонентом другого вида занятий. Это вид деятельности характерный для всех детей. Когда человек взрослеет, он уже имеет определённые способности и таланты, которые развиваются и проявляются в творчестве.

В зависимости от того, на какой результат направлены действия индивида, выделяют:

На основании количества субъектов и объектов деятельности выделяют индивидуальную и коллективную деятельность. По влиянию на общественный прогресс принято разделять прогрессивную (развивает общество) и реакционную активность. Также выделяют такие виды деятельности: законная и незаконная , репродуктивная (создание по образцу) и творческая (создание чего-то нового), экстраверсионная (физические действия) и интроверсионная (мышление, фантазия, чувства).

Целенаправленная активность человека принципиально отличается от поведенческой активности животных, поскольку является его способом существования. Поведение животных регулируется инстинктами и является средством приспособления к изменчивым условиям окружающей среды.

Поведение человека является сознательной деятельностью, которая направлена на преобразование окружающего мира. Примером этого является постановка цели, разработка внутреннего плана действий, предвидение результата этой активности.

Само существование человека является постоянным созданием и развитием, изменением себя и внешнего мира для создания лучших условий жизнедеятельности и удовлетворения своих потребностей . Деятельность человека характеризуется осознанностью, наличием внутреннего плана действий, который впоследствии реализуется при выполнении поставленных задач. Ещё одним важным отличием поведения человека от животного является то, что активность индивида не всегда связана с базовыми мотивами и очень часто может вступать в конфликт с ними.

Рис. Основные виды человеческой деятельности и их предыстория

Поскольку деятельность является формой реализации отношения субъекта к миру объектов, можно выделить разныетипы та­ких отношений, реализуемые в разных формах деятельности: прак­тической, познавательной, эстетической и т.д.

Практическая дея­тельность направлена прежде всего на преобразование мира в со­ответствии с поставленными человеком целями.

Познаватель­ная деятельность служит целям понимания объективных законов существования мира, без которого невозможно выполнение прак­тических задач.

Эстетическая деятельность, связанная с восприя­тием и созданием произведений искусства, предполагает транс­ляцию (передачу) смыслов, которые определяются ценностными ориентациями того или иного социума и индивида. Все это - типы человеческой деятельности.

Внутри каждого типа деятельности можно выделить отдельные виды деятельности по различию их предметов - мотивов (12).

Деятельность людей многообразна, но при этом ее можно свести к трем основным видам: учебной, трудовой и игровой. Иногда выделяют спортивную деятельность , а также общение как своеобразный вид деятельности.

Основные три вида деятельности отличаются друг от друга как по результатам, так и по мотивации, а также по организации.

Труд, основной вид деятельности, имеет результатом создание общественно полезного продукта. Труд, в котором проявляется нечто новое приобретает творческий характер. Творческой деятельностью называется деятельность, дающая новый, оригинальный продукт высокой общественной значимости. Творческая деятельность, конечно, требует наличия способностей, знаний и огромного интереса к делу. Кроме этого, творческая деятельность требует развитого воображения.

Учение лишь подготовительный этап к будущей трудовой деятельности, оно дает полезный продукт лишь на определенной стадии обучения. Игра, разумеется, не дает общественно значимого продукта. Различны и мотивы этих видов деятельности: мотивом труда и учения является прежде всего осознание общественного долга, игра мотивирована интересом. Существенны различия и в организации этих видов деятельности - труд и учение, как правило, осуществляются в специально организованной форме, в определенное время и в определенном месте. Игра связана со свободной организацией.

Человеку почти в любом возрасте свойственны все три вида деятельности, но в разные периоды жизни они имеют разное значение (3).

Особые виды деят-ти – действия – операции – психофизиологические функции.

Действие – процесс, направленный на реализацию цели. Деят-ть несводима к сумме действий.

1.Действие – это процесс, мотив и цель которого не совпадают. Цель – сознательный образ желаемого рез-та. Есть действие, есть сознание.

    Действие - это процесс, подчиненный представлению о результате.

    Цель, данная в определенных условиях, есть задача. Задача имеет об и суб стр-ру: объективно – требования и условия; субъективно – требование превращается в цель, условия в средства. 2 процесса в решении задач: целеобразования и поиска средств.

    действие включает акт сознания в виде постановки цели

    действие есть акт поведения: единство сознания и поведения

    принцип активности

    социальность: предметность и соц обусловленность чел деят-ти

Операция – способ выполнения действия, зависит от условий. Практически не осознаются.

    операции возникают путем адаптации, прилаживания или автоматизации действий

    первые не осознаются, вторые на границе сознания

    подвижность границы, отделяющей слой действий от операций (укрупнение или дробление единиц деят-ти)

Психофизиологические ф-ции – предпосылки, средства деят-ти, органический фундамент.

Потребности – состояния объективной нужды организма в чем-либо (в онтогенезе познавательная, в контактах).

Опредмечивани е потребности – узнавание своего предмета – рождение мотива.

Мотив – это аффективно закрепленный предмет потребности, который направляет деят-ть.

Совокупность действий, которые вызываются одним мотивом, называется деятельностью.

Мотивы – осознаваемые (цели) и неосознаваемые.

Неосозн. проявляются в сознании в виде эмоций и личностных смыслов.

Иерархия мотивов, главный – ведущий, второстепенные – мотивы-стимулы. Деятельность полимотивирована. Конфликт мотивов.

    Выделение базовой мотивации – Мак-Дауголл

    Ситуативная – Левин (квазипотребности)

    По способу их удовлетворения: редукция или поддержание напряжения

Функции мотивов:

    побуждение к деятельности (закон оптимума мотивации)

    смыслообразующая: мотив наделяет смыслами наши действия

Развитие мотивов :

В ходе деятельности формируются новые мотивы и потребности Д-М-П. Сдвиг мотива на цель.

Внутренняя деятельность:

    имеет то же строение, что и внешняя

    образуется от внешней путем интериоризации

Функции: подготовка к внешней деят-ти, экономия усилий, избегание ошибок.

Все психические процессы – особые формы деят-ти.

Механизм формирования навыка

    Первоначальное знакомство с движением и овладение им

    выявление двигательного состава движения (как оно выглядит снаружи)

    прояснение внутренней картины движения; перешифровка афферентных сигналов в эффекторные команды

    роспись коррекций по нижележащим уровням

    Автоматизация движения

    увязка деят-ти всех низовых уровней (иерархия колец)

    рекрутирование готовых двигательных блоков

Выход движения из-под контроля сознания.

    Окончательная шлифовка навыка за счет стабилизации и стандартизации: приобретение навыков стереотипизации, нахождение динамически устойчивой траектории.

Принцип активности: постулирование определяющей роли внутренней программы в актах жизнедеятельности.

Бихевиоризм: принцип реактивности.

    Конкретно-физиологический: механизм кольцевого управления движением (центральная программа!) Реакции – частный случай активности. Программа выбирает даже действующие стимулы.

Общебиологический: жизнь есть реализация внутренних программ, организм преодолевает среду