Опыт работы нко в сфере социального обслуживания. Где можно посмотреть их перечень? Сколько семей, чьи дети занимаются в ЦЛП, уже смогли воспользоваться этим механизмом

В феврале Центр лечебной педагогики получил первую субсидию как поставщик социальных услуг за работу с четырьмя семьями с детьми-инвалидами. ЦЛП стала первой организацией в Москве, которая вошла в реестр поставщиков соцуслуг в апреле 2016 года - и на тот момент была единственной в городе. Четыре семьи с детьми с нарушениями развития, которые поддерживает ЦЛП , обратились в муниципальные органы соцзащиты для оформления индивидуальных программ предоставления социальных услуг (ИППСУ) осенью. После этого центр заключил с этими семьями договор об оказании им услуг на основании ИППСУ. В итоге Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы выплатил ЦЛП компенсацию: за четыре месяца работы с четырьмя детьми было перечислено 108 тысяч 45 рублей.

Следовательно, некоторые люди исключают себя из участия в организациях, которые публично связаны с «Хизбаллой» и чьи религиозные обязательства являются жесткими. Тем не менее, для тех, кто отчаянно нуждается, выбор для исключения из услуг может быть привилегией, которую многие просто не могут себе позволить. Во многих сообществах «Хезболла» стала единственным поставщиком услуг. Его высокий уровень компетентности в сочетании с отсутствием государства увеличил контроль партии над определенными областями, в той степени, в которой другим сервисным организациям трудно работать без одобрения «Хизбаллы». «Хизбалла» контролирует и контролирует всю помощь людям на юге Ливана и в южном пригороде Бейрута.

Павел Кантор, юрист Центра лечебной педагогики

Что такое социальные услуги, почему ЦЛП стали первой организацией, получивший этот статус, и что нужно сделать, чтобы попасть в реестр, — рассказал «Филантропу» Павел Кантор, юрист Центра лечебной педагогики.

  1. Что такое социальные услуги?

Закон (Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации № 442-ФЗ) говорит, что это «действия по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности». Проще говоря, эта та помощь, которую должны получать граждане, которые нуждаются в поддержке, находятся в тяжелой ситуации.

Учитывая роль Хезболлы в качестве поставщика услуг, контроль над ресурсами других гуманитарных агентств и необходимость направления от политических лидеров «Хезболлы» для получения услуг, бедные в общинах с преобладанием «Хизбаллы» демонстрируют свою лояльность к партии, будь то сердечный или нет. Социальные службы «Хизбаллы» повысили уровень жизни многих бедных шиитов. Этот положительный эффект, несомненно, породил подлинную преданность и постоянную политическую поддержку. Однако, когда человеческие потребности высоки, и есть только одна сторона, чтобы пойти на услуги, получатели могут быть тонко принуждены, чтобы показать свою преданность «Хезболле» способами, которые выходят за рамки голосования в день выборов.

2. Что такое формы социального обслуживания?

Закон говорит о том, что социальные услуги предоставляются в трех формах. Во-первых, это социальные услуги на дому. В этом случае социальные работники приходят к нуждающемуся домой и оказывают ему помощь. Во-вторых, это услуги в полустационарной форме. В этом случае получатель помощи сам приходит в организацию, где с ним проводятся какие-то мероприятия, предоставляется та или иная помощь. В-третьих, это стационарная форма обслуживания. В этом случае получатель помощи постоянно проживает в организации, которая обеспечивает его помощью. Примерами таких организаций могут служить дома престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты. Закон говорит о том, что один и тот же человек может получать разные услуги в разных формах социального обслуживания, если он в этом нуждается.

Исследование операций по сбору средств Хезболлы в Парагвае и Эквадоре. Тейлор, «Заработная плата преступности: черные рынки», «Незаконные финансы» и «Подземная экономика». Курс формирует социальных работников, и профессионал может конкурировать за различные должности в этом районе. Эти профессионалы должны руководствоваться Кодексом профессиональной этики наряду с другими инструментами и стратегиями организаций, представляющих социальную работу, которые называются Этически-политико-профессиональным проектом социального работника.

3. Где можно посмотреть их перечень?

Примерный перечень утвержден постановлением Правительства России от 24.11.2014 № 1236. В него включены социально-бытовые, социально-медицинские, социально-психологические, социально-педагогические, социально-трудовые, социально-правовые, срочные услуги, а также услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов (здесь имеется в виду обучение пользованию компьютером, другими техническими устройствами, навыкам поведения в быту и так далее). Однако каждый регион России обязан разработать свой собственный перечень услуг (например, в Москве он утвержден Постановлением Правительства Москвы № 829-ПП от 26.12.2014 г.) и разместить их на сайте своего ведомства, отвечающего за социальное обслуживание населения (департамента, министерства и т.п.). Кроме того, более подробно содержание каждой услуги раскрывается в утвержденных на региональном уровне стандартах услуг, которые также в обязательном порядке размещены на этом сайте.

Поэтому этот профессионал должен понимать проблемы и социальные отношения, политический и социально-экономический контекст в поиске качества услуг, предоставляемых в третьем секторе. Эта роль должна предоставляться не только специалистам социальных служб, но и тем, кто непосредственно связан с гуманитарными и социальными науками. Для этих профессионалов необходимо, чтобы они знали третий сектор и учреждения, которые его составляли, знали внутреннюю и внешнюю среду для учреждения, законодательство своего сегмента, работали в команде, решали проблемы и понимали потребности обслуживаемых людей.

4. Кто имеет право на их получение?

Право на их получение имеют лица, которые признаны нуждающимися в социальном обслуживании. Основания для признания нуждающимися в социальном обслуживании приведены в статье 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». Туда включены такие случаи, как инвалидность, нуждаемость в постоянном уходе, отсутствие средств к существованию и тому подобное. Кроме того, каждый субъект вправе установить дополнительные основания для нуждаемости в социальном обслуживании.

Поскольку формулировка концепции третьего сектора, ассоциаций, направленных на достижение этой цели, всегда выделялась ассистификацией и филантропией, которую они предоставляют обществу. В этой области работают социальные работники и специалисты из других областей знаний. Есть те, кто предоставляет услуги спонтанно, не получая никакого вознаграждения, выполняя добровольную работу. Согласно закону, это работа, которая не создает трудовых обязательств, а также трудовых обязательств, социального обеспечения и других.

Должен быть контракт на предоставление этой услуги и условия для осуществления этой деятельности. Только в том случае, если уполномоченное лицо может разрешить добровольцу возмещать расходы, понесенные в ходе работы по представлению ваучеров. Предпочтение отдается молодым заключенным, соблюдению социально-образовательных мер или групп молодых людей, которым грозит безработица.

5. Сколько они стоят?

Тарифы на оказание социальных услуг утверждаются на уровне региона. Несовершеннолетние, а также пострадавшие от чрезвычайных ситуаций, получают услуги бесплатно. Регион может установить также другие льготные категории. Тарифы за услуги в стационарной форме не могут превышать 75% дохода получателя. Услуги на дому и в полустационарной форме бесплатно получают лица, чей среднедушевой доход не превышает установленной регионом цифры (обычно – полуторной величины прожиточного минимума). Среднедушевой доход рассчитывается как общий доход совместно проживающих близких родственников, разделенный на их количество. Для тех, у кого среднедушевой доход превышает эту величину, месячная плата за услуги не должна превышать половины разницы между этой величиной и доходом. Для города Москвы тариф на услуги составляет 315 руб. в час, в разных регионах тарифы отличаются очень значительно как по величине, так и по порядку расчета.

Государство и его аппарат ищут новые форматы, демократизируют свои отношения и делают их более восприимчивыми к социальному контролю. Трансформации, происходящие в бразильском государственном аппарате на различных уровнях государственного управления, по-прежнему являются зарождающимся процессом. Частные интересы, которые пронизывают организационные структуры, трудно вытеснить, чтобы уступить место коллективным интересам.

Организации, такие как социальные реалии, строятся с течением времени, включая новых участников и их интересы, независимо от их положения. Способность этих организаций эффективно вмешиваться в социальную реальность зависит не только от способностей социальных субъектов, занимающихся чтением, но и от создания новых организационных знаний.

6. Где их предоставляют?

Социальные услуги предоставляются поставщиками социальных услуг, включенными в соответствующий реестр. В каждом регионе свой реестр, который обязательно размещен на сайте регионального ведомства. В настоящее время в этом реестре находятся практически исключительно государственные психоневрологические интернаты и дома престарелых, а также центры социального обслуживания. Получатель услуг может выбрать любого поставщика, при условии наличия у него свободных мест.

Общественные организации, ответственные за это руководство, по разным причинам не смогли выполнить эту задачу. Тупики, испытываемые государственным сектором, заставляют искать новые магазины, а организации третьего сектора являются одной из привилегированных альтернатив для решения социальных проблем, которые затрагивают население в целом. Это институциональные пространства, которые не ограничиваются только одним сектором, это организации, которые материализуют межсекторальную реальность.

Это пространства, которые развивают гражданство. Сложность социальных проблем требует различных подходов, различных способов их приближения, объединения знаний и практики для понимания и комплексного построения решений, гарантирующих населению качественную жизнь.

7. Как добиться их получения?


Для этого необходимо обратиться в орган социальной защиты по месту жительства (в Москве это районные управления социальной защиты) с заявлением о признании нуждающимся в социальном обслуживании. Форма заявления утверждена Приказом Минтруда России от 28.03.2014 № 159н. Предварительно необходимо изучить перечень услуг и включить желаемые услуги в заявление. Если заявитель будет признан нуждающимся в социальном обслуживании, ему будет составлена индивидуальная программа предоставления социальных услуг (ИППСУ), куда будут включены социальные услуги, в которых нуждается гражданин (нередко к составлению ИППСУ привлекается районный центр социального обслуживания). С заполненной ИППСУ получатель может обратиться к любому поставщику, включенному в реестр, после чего между заявителем и поставщиком будет заключен договор о предоставлении социальных услуг.

С этой точки зрения в этой статье предполагается обсудить межсекторальность, межсекторальное управление и социальные сети, которые объединяют и формулируют социальные практики. Это, однако, не означает, что общественные организации будут заменены, но их полномочия разделяют автономные частные организации, которые предоставляют привилегии коллективным интересам. Качество жизни требует комплексного взгляда на социальные проблемы. Межсекторальные действия появляются как новая возможность решить эти проблемы, которые затрагивают население, которое занимает определенную территорию.

8. Какова роль негосударственных организаций в социальном обслуживании?

Согласно закону, поставщиками социальных услуг могут выступать не только государственные, но и негосударственные (коммерческие и некоммерческие организации). На настоящий момент таких, вошедших в региональные реестры, организаций немного, но рост их числа может привести к росту конкуренции, а значит повышению качества и увеличению возможности выбора для получателей помощи.

Это важная перспектива, поскольку она указывает на комплексное представление социальных проблем и их решений. Межсекторальность включает идею интеграции, территории, равенства и, наконец, социальных прав; это новый способ приближения к социальным проблемам.

Этот подход предполагает рассмотрение социальных проблем, в которых они проявляются. С этой точки зрения город является привилегированным пространством для проведения межсекторальных действий. Это пространство, определенное территориально и социально, где люди живут и воспроизводят. Именно в нем люди и группы связаны с построением своего будущего.

9. Какие НКО на данный момент входят в реестр поставщиков социальных услуг в Москве?

В настоящий момент в реестр поставщиков г. Москвы входят Региональная благотворительная общественная организация «Центр лечебной педагогики» (полустационарные услуги), Местная правоставная религиозная организация «Сестричество во имя благоверного Царевича Димитрия » Моссковской епархии Русской Православной Церкви (стационарные услуги), Региональная общественная организация развития социальной сферы Центрального административного округа города Москвы «Служба Милосердия» (услуги на дому). ЦЛП вошел в реестр в апреле 2016 года и приступил к оказанию социальных услуг в соответствии с установленным порядком в сентябре 2016 г. ЦЛП стал и остается первой НКО – поставщиком социальных услуг в полустационарной форме в городе Москва.

Установлены новые трудовые отношения, предлагающие занятость без стабильности, главным образом в сфере услуг, и женская рабочая сила используется дифференцированным образом. Межсекторальность относится к населению и его проблемам, ограниченным территорией или районом города или муниципалитета. Межсекторальность - это концепция, которая должна информировать о новом способе планирования, осуществления и контроля за предоставлением услуг для обеспечения равного доступа к неравным. Это означает изменение всей артикуляции различных сегментов правительственной организации и ее интересов.

10. В чем польза для организации?

Попадание в реестр поставщиков социальных услуг – доказательство высокого качества услуг ЦЛП, подтверждает его надежность и прозрачность как организации, помогающей детям.

11. Что это на практике означает для родителей?

В соответствии с законом, если организация оказывает услуги бесплатно (в частности, детям – а это основной контингент получателей помощи в ЦЛП), то государство, в лице Департамента социальной защиты населения г. Москвы, выплачивает компенсацию за оказанные услуги в соответствии с установленными тарифами. Эта компенсация позволяет тем родителям, которые занимаются в ЦЛП, уменьшить размер родительской платы за услуги ЦЛП в части стоимости тех услуг, которые попадают под действие установленного в Москве перечня.

Это процесс, который имеет риски из-за предсказуемого сопротивления групп интересов. Смелость изменить потребует союзов всех, кто хочет повысить качество жизни гражданина, внутри и вне государственной публичной администрации. Обращаясь к гражданам, находящимся на одной территории, и их проблемы, комплексным образом, требует четкого планирования действий и услуг. Это новое действие связано с изменением ценностей, культуры, которые воспринимаются: в социальных нормах и правилах, которые определяют действия социальных групп и организаций.

12. Сколько семей, чьи дети занимаются в ЦЛП, уже смогли воспользоваться этим механизмом?

В настоящий момент таких семей – четыре, и несколько семей находятся в процессе оформления документов.

13. Какие есть препятствия для более активной работы в этом направлении?

К сожалению, районные управления соцзащиты часто сталкиваются с затруднениями при рассмотрении новых для них заявлений о признании нуждающимися в социальном обслуживании и составлении ИППСУ. ЦЛП консультирует родителей по вопросам составления ИППСУ.

Это изменение требует понимания культуры, основанной на рутинных аспектах повседневной практики, которые «определяют социально сконструированный этап, на котором поколение актеров дает жизнь своей культуре». Эта конструкция происходит не только внутри организаций, ежедневных отношений, которые устанавливают людей между собой, но и функционирования группы или групп вне организаций и руководителей, которые возникают из этого процесса.

Мы живем в период неопределенности, когда организации, чтобы создавать новые знания, должны смотреть в будущее и в будущее, предвидя изменения. Инновационные средства поиска знаний о людях вне организации, установления связи между внутренней и внешней реальностью, формулирования новых организационных знаний. Это новое знание включает в себя идеалы и идеи, направленные на воссоздание мира в соответствии с конкретной или идеальной перспективой.

Готовы ли НКО стать активными игроками на рынке социальных услуг? По материалам исследования «Перспективы НКО в качестве поставщиков общественной пользы» Ольга Дроздова Агентство социальной информации Санкт-Петербург форум "Социальный Петербург: Новые решения» 22 ноября 2013 г.


Исследование «Перспективы НКО в качестве поставщиков общественной пользы» Проводилось летом 2013 г. Социологической мастерской Задорина (группа ЦИРКОН) по заказу Агентства социальной информации Цели исследования: получение информации, необходимой для планирования информационной кампании, задачи которой - формирование имиджа НКО, основанном на понимании, какие услуги и в каких рамках они могут предложить обществу. Методы: Качественная часть – полуформализованный опрос руководителей НКО, имеющих опыт оказания социальных услуг (25) и представителей региональной и муниципальной власти, участвующих во взаимодействии с НКО (25). Количественная часть – онлайн-опрос 310 руководителей НКО по формализованной анкете. Необходимо учитывать, что в выборку исследования в силу ряда обстоятельств попали заведомо активные члены некоммерческого сообщества.

Эти методы должны призывать к интеграции знаний и опыта в ущерб секторальной и автономизации. Организационные субъекты и группы населения рассматриваются как субъекты, способные в полной мере воспринимать их проблемы и выявлять решения, соответствующие их социальной реальности. В контексте государственных организаций, посредством децентрализации, они должны передать свою компетенцию учреждениям, предоставляющим социальные услуги.

Это устанавливает партнерство с независимыми частными организациями, ориентированными на коллективные интересы, способные комплексно развивать межсекторальные проекты в ответ на социальные потребности населения. В этом процессе население начинает рассматриваться как субъект, а не как объект вмешательства. При этом он начинает играть активную роль, сотрудничая в выявлении проблем и их решении.


Исследование «Перспективы НКО в качестве поставщиков общественной пользы» Базовая гипотеза: Большая часть НКО не готова к освоению рынка социальных услуг, не готова к конкуренции за него, не рассматривает развитие услуг как стратегию, которая обеспечивает их устойчивость. Вопросы к исследованию Готовы ли НКО к более активному участию в системе предоставления социальных услуг? Каковы основные барьеры для включения НКО в систему предоставления социальных услуг? Располагают ли НКО достаточными ресурсами для активизации работы на рынке социальных услуг? Каких ресурсов не хватает? Какой информационной поддержки не хватает НКО для укрепления своей роли на рынке социальных услуг? Готовы ли сами НКО «формировать потребителя»? Трактовка понятия «Социальные услуги» действия в рамках закона по оказанию неденежной поддержки гражданам и семьям в целях создания условий достойной жизни и развития человека, а также содействия решению проблем, возникающих в связи с трудной жизненной ситуацией».

Это намечается построение социального проекта. Для этого необходимо создать механизмы артикуляции и интеграции решений, имеющих объективную и ориентированную на качество жизни населения. В этом смысле планирование является важным инструментом для достижения этой новой меры: планирования и децентрализации решений в городе. Процесс планирования не исчерпывает межсекторальные действия, которые должны включать в этот процесс оценку и мониторинг действий, принимая в качестве перспективы результаты, которые должны изменить качество жизни гражданина.


Готовы ли НКО к более активному участию в системе предоставления социальных услуг? Скорее да; 37% Затрудняюсь ответить; 8% Определенно нет; 2% Скорее нет; 7% Определенно да; 46% Хотели бы Вы участвовать в системе предоставления социальных услуг населению после завершения преобразований в этой сфере (установления законодательных правил, оформления нужных регламентов и т.п.)? Роль НКОРоль власти Обеспечение благоприятных условий Законодательная база Общие принципы социальной политики Выделение финансирования Разработка региональных и местных программ Координация процесса Организация конкурсов Финансирование и поддержка ВАЖНО: представители власти продолжают рассматривать услуги как разовые социальные проекты

Нет никакого смысла в видении будущего, которое дает планирование, если нет мониторинга и оценки результатов, поскольку мы работаем в перспективе процесса, а не в результатах. Необходимо изменить эту логику и искать результаты, которые влияют на качество жизни граждан.

Таким образом, осуществление межсекторальных действий включает в себя не только общее понимание целей, задач, действий и показателей каждой программы или проекта, но также сформулированных социальных практик, которые влияют на качество жизни населения. Поэтому жизнеспособность этого межсекторального действия зависит от способности создавать группы, которые обладают общим чувством реальности с единством, вокруг общих понятий, которые определяют их рост.


Схема процесса За схемы без посредников – большинство (12% + 46%). Заинтересованный потребитель обращается непосредственно к поставщику (НКО); 46% Заинтересованный потребитель обращается в государственные / муниципальные структуры, которые переадресуют запрос поставщику; 11% Государственные / муниципальные структуры выдают поставщику заказ на социальное обслуживание конкретных лиц / территорий / организаций; 21% Поставщик самостоятельно выявляет заинтересованных потребителей и предлагает им социальное обслуживание; 12% Другое; 1% Затрудняюсь ответить; 9% Если рассматривать Вашу организацию как поставщика социальных услуг, какой механизм запроса на эти услуги Вы бы предпочли в наибольшей степени?





Сравнение НКО с другими поставщиками социальных услуг 48% 47% 39% 33% 27% 22% 35% 40% 36% 39% 47% 40% 8% 6% 12% 15% 12% 19% 6% 4% 10% 9% 11% 16% НКО на рынке социальных услуг обладают большей адаптивностью и гибкостью, чем государственные или муниципальные структуры НКО лучше понимают потребности людей, чем государственные или муниципальные службы НКО не стремятся зарабатывать на социальных услугах, как бизнес, поэтому могут не экономить на качестве НКО решают проблемы, которые не под силу ни государству, ни бизнесу НКО оказывают социальные услуги более качественно, чем государственные или муниципальные учреждения НКО оказывают социальные услуги более качественно, чем коммерческие структуры Полностью согласенСкорее согласенСкорее не согласенПолностью не согласенНе знаю


Преимущества услуг НКО Еще не отмерший человеческий подход. Индивидуальный подход. Гибкость, гуманистичность, индивидуальный подход (Москва, НКО). Гибкость Меньше формализма и бюрократии Неформальность. Естественно, мы просим документы. Но формальностей этих гораздо меньше, чем в государственных службах. У людей отбивается охота обращаться туда после тех требований, которые там выдвигаются. Там столько справок! (Воронеж, НКО). Гуманизм НКО это делает с горячим сердцем, прежде всего (Калининград, НКО). Мотивация Потому что НКО а) им это интересно, б) они разбираются во всех мелочах, с) очень часто в большинстве случаев, например, ветеранские организации, инвалидские, военнослужащих и т.д. - это, скажем так, личная заинтересованность (Воронеж, НКО).


Слабые стороны НКО как поставщиков Минус НКО, как поставщика социальных услуг, - это непостоянство состава волонтеров, добровольцев. Здесь наблюдается текучка (Воронеж, НКО). Кадры У традиционных поставщиков услуг тоже есть плюсы - это административные рычаги воздействия на различные инстанции (Воронеж, НКО). Нет власти А плюс госсектора – устойчивость. НКО, в этом смысле, наверное, менее устойчивы. То есть, материальная база у государственного сектора, конечно, крепче. Помещение, техника (Москва, НКО). Неустойчивость НКО на сегодняшний день не готовы к конкуренции психологически. Я им говорила - а что если нам с Вами рассмотреть вопрос о возможности создания объединения НКО в систему СРО. То есть, где Вы, сами организации будете себя оценивать, определять уровень услуг и выходить уже все-таки на какой-то уровень объединенный. Ну нет. Еще к этому не готовы (Москва, «Власть»). Неготовность к конкуренции Нет механизмов самооценки Неумение как-то дать самооценку, определить, где и в каких местах недорабатывают и почему ее социальные услуги, так скажем, не так востребованы государством (Москва, "Власть") «Нерыночность» Этого понимания у них нет. Того, что они выходят на рынок, их выбирают, их сравнивают. И качество услуг их, и работоспособность, и их актив (Москва, "Власть").


Основные барьеры для включения НКО в систему предоставления социальных услуг В системе оказания социальных услуг есть три ключевых элемента - заказчик (государство), поставщик (НКО или другие операторы услуг) и потребитель (население). Как Вы считаете, с каким из этих элементов сейчас в наибольшей степени связаны препятствия, барьеры к масштабному выходу НКО на рынок социальных услуг? Поставщик. НКО в силу тех или иных причин не могут и/или не хотят осваивать рынок социальных услуг; 13% Затрудняюсь ответить; 17% Потребитель. Население в силу тех или иных причин не может и/или не хочет обращаться к НКО за социальными услугами; 7% Заказчик. Государство в силу тех или иных причин не может и/или не хочет делегировать НКО полномочия по оказанию социальных услуг; 63%


Условия успешного выхода НКО на рынок услуг На Ваш взгляд, от чего в наибольшей степени зависят перспективы успешного выхода Вашей организации на рынок социальных услуг и/или укрепления своих позиций на нем? Что в наибольшей степени может этому способствовать? 59% 40% 36% 33% 31% 30% 28% 27% 25% 20% 14% 13% 10% 9% 5% Адекватное законодательное и административное обеспечение процесса разгосударствления социальной сферы Качество услуг, которые может оказывать организация Реальная готовность органов госвласти и местного самоуправления допустить НКО на рынок социальных услуг Равный доступ НКО к государственному и муниципальному заказу, честные конкурсы Активность организации по продвижению себя в качестве поставщика социальных услуг Доверие со стороны населения к НКО Квалификация персонала организации Ресурсная обеспеченность (кадровая, материально-техническая) организации Внешняя информационная поддержка, реклама НКО в качестве поставщиков социальных услуг Полная бюджетная компенсация стоимости оказанных услуг Готовность других НКО объединяться в пулы и консорциумы для совместной работы по государственному и муниципальному заказу Наличие спроса на социальные услуги со стороны потребителей Добросовестная конкуренция со стороны коммерческих структур в пересекающихся сегментах рынка соцуслуг Личная воля руководства организации Приемлемые издержки на освоение новых услуг


Барьеры: общественное мнение Какие еще ограничения со стороны общественного мнения, препятствующие расширению доли НКО на рынке социальных услуг, Вы могли бы назвать? 63% 34% 23% 13% 3% 5% Низкая информированность населения об НКО Консерватизм получателей социальных услуг (доверяют только государственным структурам) Потребители не считают НКО достаточно профессиональными В контексте закона об "НКО - иностранных агентах" граждане боятся вообще иметь дела с любыми НКО Другое Ничего из перечисленного


Барьеры: внутренние Кадровые проблемы НКО – нехватка персонала. Инфраструктурные проблемы – слабая материально- техническая база, нехватка помещений и вообще материального обеспечения. Возможные эмоциональные трудности у персонала некоммерческих организаций на фоне привыкших к работе с человеческими проблемами работников социальных служб.





Готовность НКО активно выходить на аудиторию Заинтересованный потребитель обращается непосредственно к поставщику (НКО); 46% Заинтересованный потребитель обращается в государственные / муниципальные структуры.. 11% Государственные / муниципальные структуры выдают поставщику заказ на социальное обслуживание конкретных лиц / территорий / организаций; 21% Поставщик самостоятельно выявляет заинтересованных потребителей и предлагает им социальное обслуживание; 12% Другое; 1% Затрудняюсь ответить; 9% Нужно искать, когда есть много возможностей. А если их не хватает? А наших возможностей даже не хватает на исполнение нужд тех, которых мы уже взвалили на свои плечи и несем за них ответственность (Воронеж, НКО). Скорее не готова. Потребители, в силу нашей специфики, они формируют свои потребности самостоятельно и обращаются к нам за помощью. Поэтому нет особой необходимости (Екатеринбург, НКО). А здесь же вопрос стоит по-другому: кто обратится, тому и будем оказывать помощь. Поэтому нет, мы не формируем (Саратов, НКО). Мы так и делаем.. Мы именно формируем сознательное потребление. И вокруг нас собирается целевая группа (Воронеж, НКО).


Взаимодействие НКО с населением 50% 47% 36% 33% 40% 27% 43% «Граждане – жертвователи» (сбор финансовой, материальной помощи, пожертвований) «Граждане – сотрудники» (привлечение граждан в качестве волонтеров) «Граждане – зрители» (публичные акции и мероприятия с привлечением населения) «Граждане – клиенты» (оказание услуг целевой аудитории) Используется сейчас Не используется сейчас Скажите, пожалуйста, в каких формах Ваша организация сейчас взаимодействует с населением? В каких из этих форм взаимодействие Вашей организации с населением хотелось бы расширить или начать, если форма еще не используется)? Доля ответов «Хотелось бы расширить или начать» в зависимости от того, используется ли сейчас эта форма взаимодействия или нет





Отношение НКО к самопродвижению и публичности Как Вы считаете, может ли повышение уровня публичности деятельности Вашей организации способствовать ее большей эффективности? Затрудняюсь ответить; 10% Скорее да; 42% Определенно нет; 1% Скорее нет; 7% Определенно да; 39% Использует ли Ваша организация какие-то из перечисленных видов продвижения? 90% 70% 68% 61% 60% 53% 6% 18% 20% 23% 30% 8% 6% 11% 10% 15% 4% 6% 8% 7% Распространение информации среди друзей, знакомых Информационные мероприятия (собрания) для всех желающих Конференции и иные информационные мероприятия с участием третьего сектора Публичные акции Направленное формирование потребителя через адресную работу в целевых аудиториях Прямая реклама своих услуг (наружная, в прессе, в электронных СМИ, в интернете) ДаНет, но хотели бы использоватьНет, и не будем использоватьНе знаю


Какая информационная поддержка нужна НКО? 57% 54% 48% Поддержка информационной кампании, направленной на продвижение НКО как поставщиков социальных услуг Поддержка информационной кампании, направленной на общее укрепление имиджа НКО Поощрение СМИ, рекламных агентств, которые предлагают спецпроекты по поддержке социально ориентированных НКО (проводить конкурсы, помогать СО НКО при ведении переговоров со СМИ Организационная поддержка проведения мероприятий НКО Скажите, какого рода информационная поддержка со стороны государства или специализированных инфраструктурных НКО (ресурсных центров и т.п.) могла бы быть наиболее полезной?


Основные выводы Передача части государственных функций по оказанию социальных услуг – правильная и своевременная мера. Так считают обе стороны процесса: представители администраций готовы делегировать эту часть своих функций, представители активной части третьего сектора готовы брать на себя эту ответственность. Разгосударствление социальной сферы уже идет, и выход на рынок социальных услуг не воспринимается как освоение новой практики. Преимущества НКО – гуманизм, гибкость, внутренняя мотивация. Недостатки НКО – недостаточные ресурсы и «нерыночность». Главный субъект, тормозящий процесс (по мнению НКО), - государство. Главное препятствие: не оформлены условия делегирования. Ожидания НКО от государства – запуск и некоторая поддержка (в первую очередь – информационная). Главное опасение – неадекватное финансирование. Большинство НКО - за схемы взаимодействия с аудиторией без посредников, но готовность активно выходить на аудиторию невысока. Готовность расширять ассортимент услуг есть. Основные препятствия: ресурсы, документы, потеря специализации и камерности. Главная проблема сектора – малая информированность населения. Но деятельность по собственному продвижению воспринимается как вынужденная, отнимающая много сил и ресурсов, хоть и необходимая в жизни организации.


Рекомендации – власти НКО могут быть делегированы все услуги, не относящиеся к исключительной компетенции государства Для обеспечения участия значительного числа НКО в конкуренции на рынке необходимо инвестировать ресурсы в развитие материально-технической базы НКО, а также в развитие профессионализма организаций, распространение опыта и лучших практик. Развивать рынок социальных услуг, апробировать новые и тиражировать те из них, доказавшие свою эффективность. Обеспечить правила игры: НКО должны видеть долгосрочную перспективу, конкурентную среду для развития Разнообразить виды и форматы оказания поддержки НКО Ответственный подход к стандартизации услуг Совершенствовать конкурсные процедуры, сфокусировав на ожидаемый результат Повышение прозрачности о открытости при получении государственных средств Инвестиции в развитие инфраструктуры некоммерческого сектора и в его изучение Поддержка «сильных» НКО – не поощрение их монополии, а инвестиция в развитие рынка Техническая и информационная поддержка, Радикальное упрощение системы отчетности и налогообложения Стимулировать НКО к обмену лучшими практиками, которые существуют во всем мире.


Рекомендации НКО: выйти из «зоны комфорта» и включаться Для развития НКО важно, прежде всего, доверие общества, а также организационное развитие Солидарность и коммуникации внутри НКО-сообщества не противоречат здоровой конкуренции. Учиться воспринимать себя в качестве субъекта экономической деятельности, поставщика услуг Анализировать для себя успешные практики оказания услуг, в том числе наработки из коммерческого менеджмента и маркетинга Коммуникации: организации должны научиться говорить на языке, понятном своим клиентам и убедить, что услуга отвечает их потребностям Организациям нужно использовать возможности новых технологий и социальных сетей Повышать свой профессионализм Четко определять миссию организации, чтобы успешно работать с ресурсами Лидерам сектора НКО: задавать планку и растить конкурентов Разработать систему индикаторов эффективности социальных услуг Распространение лучших практик: выставки, сайты, ярмарки, сборники лучших практик НКО Инициировать региональные форумы и дискуссионные площадки НКО, которые помогут в развитии инфраструктуры сектора Проведение информационной кампании по продвижению имиджа НКО, Обучение на новом качественном уровне по актуальным темам


СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! Агентство социальной информации (495)