Когда появилась социология. Что изучает социология

1. Когда возникает социология? Каковы основные предпосылки ее возникновения? Объективными предпосылками появления социологии как самостоятельной нау-ки в первой половине XIX века можно назвать следующие:

Сложная социально-политическая ситуация в странах Западной Европы;

Развитие капиталистических отношений;

Географические открытия;

Чтобы объяснить общественную жизнь и поведение человека по отношению к внутренним, конкретным социальным явлениям, направлено психологическое направление. Он обнаруживает их в чувствах и восприятиях, склонностях и установках, инстинктах и ​​вере людей, которые мотивируют действия. Достоинство психологического направления состоит в том, что он подчеркивает важность внутреннего субъективного мира человека как относительно независимого фактора человеческого поведения и, следовательно, социального развития.

Его односторонность заключается в абсолютизации роли субъективного и отстранения от экономических и политических отношений и структуры общинной группы. Здесь мы имеем в виду неоспоримое психологическое и клиническое значение фрейдистских постановок, а попытки Фрейда объяснить с помощью психо-сексуальных механизмов основную обусловленность человеческого поведения - это его социолог. которые являются чрезмерными.

Законы, сформулированные в естествознании;

Технические изобретения;

Высокий уровень развития прикладных научных дисциплин;

Повышенный интерес к проблемам взаимодействия человека и общества в литературе и искусстве.

Причины зарождения социологии в России

В 40-50-хх годах XIX в. в России остро ощущалась необходимость реформ. В 1861 г. было отменено крепостное право, что привело к появлению новых социальных отношений. Общество было заинтересовано в изучении социальных процессов. Метафизика и философия уже полностью не могли отвечать на вопрос о реальном положении вещей в обществе. А значит, накопилось большое количество социологического и демаграфического материала, требующего обработки на основе новой теоретической базы с новыми методами. Это привело к зарождению и становлению в России новой науки.Возникновение социологии в первую очередь связано с капиталистическим путем развития, по которому Россия медленно продвигалась после реформы 1861 г. Этот хронологический рубеж и следует считать началом социологии в России, которая, как и в Западной Европе, возникла в русле позитивистской традиции. К началу 60-х годов в русском обществоведении сложилась парадоксальная ситуация. Часть конкретных социальных наук - история, этнография, социальная статистика, юридическая наука и другие - достигли известных успехов, но дальнейшее их развитие требовало глобального методологического осмысления материала.Возникновению социологии как самостоятельной науки предшествовал подготовительный этап, в котором выделяется два направления общественной мысли: западническое и славянофильское. Символически это выражается в том, что российское государство расположено на двух континентах: Европа и Азия.

Растущее значение психологического фактора порождает микросогласование. Это центральное место в изучении молодых, в т.ч. неформальные группы и отношения. Чарльз Калли, Курт Левин, Джордж Хоуманс, Роберт Бейлс разработали небольшую теорию групп. Элтон Майо провел широко известные хотторианские эксперименты, результаты которых спровоцировали появление доктрины «человеческих отношений».

Якоб Морено создает социометрию, чьи самые ревностные пропагандисты - Рене Кениг в Германии и Джордж Гурвич во Франции. Она возникает в ответ на новые потребности индустриального общества, а также новые познавательные требования - в ответ на предыдущие абстрактные теории. С этой целью создается большое количество институтов, центров, лабораторий. Сосредоточение внимания на систематическом изучении социальных фактов и заполнении значительной части социальной территории. наука, эмпирическое направление, под влиянием позитивистской методологии, отказывается создавать общие теории, сводит свои задачи к установлению и систематизации фактов с использованием количественных методов.

2. Предмет и метод социологии. Предмет соц-ии: 1. Законы и закономерности функционирования и развития личности, соц. группы, общности и об-ва в целом. 2. Соц. жизнь об-ва, т.е. взаимодействие соц. субъектов по проблемам, связ. с их соц. статусом, ролью, соц-ией.

Методы соц-ии: Общенаучные (приемы, кот. не охватывают всего науч. познания, а применяются лишь на отдельных его этапах, в отличие от всеобщих методов): наблюдение; описание; индустрия, синтез; сравнение; факторный анализ; системный анализ.

Кроме того, накопление когнитивного материала для различных компонентов и аспектов субъекта С. позволяет синтезировать. Социальная жизнь, невероятно сложная, в которой взаимодействие ее различных элементов и уровней становится все более и более интенсивным и всеобъемлющим и приобретает все более планетарный характер, требует создания социальной. теории, которые охватывают общество как глобальный организм.

Появляется общество. структурно-функциональная теория Толкота Парсонза и Роберта Мертона. Это оказывает сильное влияние на социол. думал после Второй мировой войны. Ее вклад заключается в попытке прояснить основные элементы и аспекты общества, механизмы, в которых он функционирует как всеобъемлющая и устойчивая система. Особое внимание уделяется необходимости устранения или минимизации отклоняющихся явлений и процессов для усиления гомеостаза системы.

Частнонаучные (приемы, кот. выступают следствием усвоения инновационной теорией науч. достижений технических, естественных и гуманитарных наук): статистические; психологические; прогностические; эмпирические; педагогические.

3. Функции социологии. Познавательная . Теоретический и эмпирический анализ соц. факта в качестве исходного момента практики соц. преобразования. Познание процесса преобразовательной действительности. Разработка теории и методов соц. исследования методики.

Главной заслугой в этом направлении является Живко Ошавков с его монографией «Исторический материализм и социология», которая приобрела международную репутацию и значение. Тема 1 Появление и дифференциация социологии как науки. Домашние идеи об общественной жизни. Социально-исторические и теоретико-логические предпосылки возникновения социологии. Дифференциация социологии как самостоятельной социальной науки. Социальное, по сути, досоциологическое знание возникает в самой глубокой древности. Уже в древнем Китае и Индии, Шумере и Египте люди не только наблюдали отдельные элементы и аспекты общественной жизни и человеческого поведения, но также рассматривали сущность общества в целом.

Управленческая Принятие управленческого решения. Соц. планирование и разработка соц. показателей. Определение осн. направлений повышения эффективности деят-сти.

Мировоззренческая. Подразумевает, что соц. знание, как и социально-гуманитарное знание в целом, способствует оценочной деятельности человека, т.е. выработке его ориентации в обществе, его отношения к себе и к другим.

В Древней Греции и Риме эти наблюдения усиливаются и углубляются. Социальная мысль значительно обогатилась во времена Западноевропейского Возрождения, Просвещения и в первые десятилетия после Французской революции. Древность Платон сначала создает теорию польский. Он рассматривает несовершенные, по его мнению, социальные конструкции, которые можно охарактеризовать как мир социальных явлений, и поэтому они неизбежно обречены на гибель. В нем рассматриваются четыре таких несовершенных общества - Тимократия, Олигархия, Демократия, Тирания.

Прогностическая. Создание условий сознательной выработки и осуществления научно обоснованной перспективы развития личности, общности, соц. группы, об-ва.

Соц. проектирования и конструирования. Разработка моделей конкретной организации с оптимальными параметрами ее функционирования. Определение путей проектирования соц. процесса.

Тимократия - это полис, общество, в котором честь возложена выше всего остального, и разрешены все средства, позволяющие ей достичь. Это, по словам Платона, это линия, построенная на порочности. Эволюция тимократии приводит к обогащению небольших групп людей и обнищанию большинства. Материальное богатство становится основой власти. Это привело к появлению нового общественного здания - олигархии. Демократия - это общество, управление которым характеризуется беспорядком, индивидуализмом и полной свободой, что является полной безответственностью.

Организационно-технологическая. Разработка комплекса организационных мер по обеспечению внедрения и реализации предусмотренных технологией процессов. Выработка организационных мер по осущ-ию соц. технологий.

4. Предметное поле соц-ии. Объект науки - то, на что направлено изучение, некая часть внешней реальности, выбранная для изучения (для социологии - общество). Специфика социологии в том, что она изучает общество как целостность. Предмет науки (предметная область) - те стороны, связи, отношения объекта, которые изучаются данной наукой. Поиски предмета социологии на протяжении всей истории ее развития могут быть связаны с вопросом "Как возможно общество?". Многообразие ответов на этот вопрос представлено в многообразии социологических концепций. Макс Вебер (начало XX века), немецкий социолог, сказал, что главная задача социологии - отыскание смысла человеческих действий. Он стал основоположником "понимающей социологии". Задача - понимание социологических действий людей.

Отсутствие социального контроля приводит к пренебрежению нравственностью и предшествует возникновению тирании. Это выражение полной несвободы людей. Критикуя общественные сооружения, Платон создает теорию идеального состояния. Он упразднил богатство и нищету. Важную роль играет образование, воспитание и юридическая. Нет собственности, это коррупция. Руководители - это философы, умы и мудрость. Второй класс - солдаты. Мужество - их долг. Третий класс - фермеры. Из них требуется осмотрительность. Последние - рабы, они не профессия.

Это потому, что кто-то должен делать «нижние работы», недостойные других членов, например, санитары, сборщики мусора и другие. Для поэтов нет места в государстве, потому что они не видят реальности. Аристотель критиковал платоническое идеальное состояние. По словам Аристотеля, она не идеальна, потому что у нее есть рабы, в идеальном состоянии нет рабов. В обществе язык должен играть ключевую роль как выражение коммуникации и общения. Состояние имеет сложную структуру. В нем есть рабы, у которых нет души: народные массы, построенные фермерами, ремесленниками и т.д.; трейдеры; рабочие; воины, воины; граждан без гражданства и государственных деятелей.

5. Три уровня соц. знания. Большинство социологов различают три уровня социологического знания: ​общесоциологическая теория (теория: объясняющая социальную форму материального мира и вскрывающая основные закономерности социальной деятельности людей и тенденции развития социальных отношений. Фундаментальное включает в себя изучение наиболее общих вопросов развития общества, место в нём индивида, проблемы построения математических моделей социальных общностей и процессов, разработку методов изучения социальных процессов. Концепции, выдвигаемые социологией на фундаментальном уровне, отличаются высокой степенью абстракции, так как позволяют понять закономерности развития общества). Эмпирические социологические исследования (прикладные) (В то же время социология как наука должна основываться на точных, конкретных данных об отдельных социальных фактах, о конкретных социальных единицах – социальных группах, процессах. Эти данные фиксируются на эмпирическом уровне, в основе которого лежит сбор многочисленных сведений, мнений, их последующая обработка, обобщение и формирование первичных выводов относительно конкретных явлений социальной жизни. Следовательно прикладные исследования посвящаются разрешению конкретной социологической проблемы). Общесоциологический и прикладной уровни должны быть тесно связаны между собой, так как на основе теоретического и эмпирического изучения различных социальных систем социология может давать ценные практические рекомендации и обоснованные прогнозы. Однако практика показала, что это не всегда возможно. В результате сформировался ещё один уровень социологического знания – теории среднего уровня.

Впервые поговорить о гражданском обществе, в котором нет рабов. Управление должно быть разумным, справедливым и умеренным. Государство должно доминировать в моральных отношениях дружбы, и вражда отсутствует, поскольку она разрушает общество. В «Для города Бога» он сделал вторую попытку создать идеальное состояние после Платона. Основываясь на христианской религии, он строит Божье поселение, город, в котором живут люди. Этот город противоположен земному, реальность. Люди умирают, после смерти они идут в город Бога.

Есть блаженство, праведность, покаяние. Реальность создается любовью к себе, конфликтами насилия, пороками и грабежами, в то время как в городе Бога есть гармония, нет насилия, любовь направлена ​​на Бога и других, нет войн. Развивает идею эсхатологии - конец реальности неизбежен, город Бога вечен. По его словам, общество постоянно развивается под влиянием христианской религии. В основе своей лежит экономическая организация. Производство необходимо, разделение труда играет важную роль. Он хочет, чтобы в обществе была частная собственность, в порядке размера.

Специальные (частные) социологические ​теории (это относительно самостоятельные теоретические подсистемы, которые имеют предметом исследования социальные общности, институты, системы и процессы. Они призваны: во-первых, установить объективные взаимосвязи предметной сферы (труд, семья, социальные группы, слои) с целостностью общественной системы; во-вторых, выявить специфические для предметной сферы внутренние взаимосвязи и закономерности.),

Он делит государство с обществом. Государство служит обществу. Государственные деятели должны быть умеренными и справедливыми, не иметь тирании, иметь справедливые законы, чтобы подчиняться обществу. Аквинский против самоубийства. Они являются представителями реформистских и контрреформационистских движений в Европе в эпоху Возрождения. Они отрицают влияние церкви на жизнь людей. Лютер не может дать спасение верующим. Он выступает против товарной торговли Папы Римского, который хвалил и продавал их равными Христу.

В своих пресловутых 95 тезисах Лютер раскритиковал резкую торговлю Папой с товарами, таким образом, создав движение Реформации в Германии и начало открытых войн между католиками и протестантами. Движение было известно как лютеранское. Позже он перерос в протестантизм, характерным для него было участие светской власти в делах церкви. Кальвин с кальвинскими учениями о безусловной предопределенности, люди не могут избежать своей судьбы. Адам Смит объясняет общественный порядок исследованиями труда. Это связывает экономику с социальным развитием.

6 . Роль соц-ии в общественном развитии. Как и другие общественные науки, социология выполняет многообразные функции, в которых проявляется ее предназначени и роль. В общем виде эти функции можно разделить на 3 основные: теоретико-познавательную, практически-политическую, идейно-воспитательную. Реализация теоретико-познавательной функции позволяет социологии расширить и конкретизировать знание о сущности общества, его структуре, закономерностях, основных направлениях и тенденциях, путях, формах и механизмах его развития. Практическо-политическая функция социологии связана с тем, что эта наука не ограничивается познанием социальной реальности. Опираясь на это, она вырабатывает предложения и рекомендации для политики и практики, направленные на совершенствование социальной жизни, на повышение эффективности управления соц. процессами. Идейно-воспитательная функция находит свое выражение в той роли, какую играют социологические исследования и их результаты в воспитательной работе.

У человека есть общественные потребности, инстинкты, страсти, они основные, соответствующие голоду, жажде и т.д. человек ищет способы удовлетворить их. Для их достижения он использует организованные нормы, которые он уважает, рассчитывая на достижение своих целей, мудрости, рациональности. Среди основных потребностей есть желание быть утвержденным и избежать неодобрения других. Решающим для достижения внутренних эгоистических потребностей является обмен и постоянное стремление к ней. Обмен осуществляется в соответствии с нормами, которые обеспечивают консенсус между людьми.

7. Роль О. Конта в возникновении соц-ии. Основоположником социологии считается французский философ Огюст Конт (1798-1857). В первой половине девятнадцатого века вышла в свет его фундаментальная работа «Основы позитивной философии». Будучи позитивистом, Конт обосновывал социологию по аналогии с точными науками, науками о природе. Он считал, что необходимо отказаться от тех теоретических положений, которые нельзя ни проверить, ни опровергнуть. Поэтому социология, как и все науки о природе, должна изучать объективные законы, управляющие поведением людей. Основными методами социологии должны были стать наблюдение и эксперимент. Социология, по его мнению, должна стать инструментом обществен-ных преобразований, прежде всего эмпирической наукой.

Особенно важным для социального развития является удовлетворение материальных потребностей. Это делается благодаря труду. Работа создает богатство для народов, общественного богатства. Смит устанавливает экономическую базу как ключ к развитию коллективной жизни общества. Он отображает основные характеристики человека. Труд связан с социальными связями, в которые человек входит непосредственно через работу. На основе социальных отношений формируется экономическая структура общества. Общественный характер труда также проявляется в разделении труда.

8. Особенности класс. развития соц-ии. Герберт Спенсер (1820-1903) связывал общество с живым организмом, подчиняющемуся биологическим законам. Общество развивается от простейших форм к более сложным, оно постоянно приспосабливается к изменяющимся условиям, выживают наиболее приспособленные. Идея соц. эволюционизма. Объектами соц. анализа являются: знания; нравственная сфера; эстетическая сфера; взаимная зависимость между структурами и организациями об-ва с одной стороны, и жизнедеятельностью людей, их поступками – с другой. Ввел в оборот категории «структура» и «функция» применительно к соц. организму. Критерий соц. прогресса – повышение уровня личной свободы. Чел. деят-сть зависит от: соц. среды, географии местности, климат. Условий, численности народонаселения и т.д. Эмиль Дюркгейм (1858-1917) 1. Структурный функционализм. Концепция объяснения социального «социальным» (нормы и ценности). 2. Социальные факты (ценности и нормы), как воплощение коллективного сознания, становятся рычагами соц. регуляции. Совокупность соц. фактов – вещей сост. Соц. систему, ее институты, ценности и нормы. 3. Идея освобождения науки от всяких политических, религиозных, метафизических и др. предрассудков, этика честного, непредвзятого познания. 4. Идея «аномии» - соц. патологии и преступности. Отсутствие норм и права. Соц. нормы эффективны только тогда, когда опираются не на принуждение, а на нравственное совершенствование личности, моральный авторитет об-ва. Выход из «аномии» он видел в развитии экономики, в ее нормативной регуляции, учитывающей право. 5. На основе «аномии» объяснил причину самоубийств. Макс Вебер (1864-1920) «Понимающая соц-ия». 1. понимание через прямое наблюдение; 2. объяснительное понимание; 3. причинное объяснение. Соц-ия как научная дисциплина обретает характер «понимающей» соц. науки, поскольку ориентирована на интерпретацию соц. действий людей. Действие человека обретает характер соц. действия, если в нем присутствуют 2 момента: 1. субъективная мотивация индивида, кот. вкладывает в свое действие опр. смысл. 2. ориентация на поведение др. людей. М.Вебер выделил типы социальных действий:1) целерациональное;2) ценностно-рациональное;3) аффективное;4) традиционное. Карл Маркс (1818 – 1883) По его теории об-во осн. на матер. условиях жизни, причём эк. базис оказывает первичное влияние на форм-е и развитие соц. структур, и оп. духовную жизнь об-ва. Материалистическое объяснение истории базируется на формационном подходе. Человечество в своём развитии проходит определённые этапы-«общественно-экономические формации». 5 осн. стадий – формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая (социализм – первая фаза коммунистической формации). Движущей силой замены одной формации другой выступал клас. конфликт, порождаемый пост. развитием производительных сил.

Разделение труда заставляет людей взаимозависимо извлекать выгоды, которые они получают в обмен. Человек не способен производить все, что ему нужно, другим нужно, а другим - производить его, а затем обменивать. Это мотивируется индивидуальными эгоистическими потребностями для удовлетворения их потребностей. Так рождается экономический человек. Экономическая структура общества является основой, на которой модернизируются другие сферы жизни. Благодаря разделению труда люди проявляют свои таланты, развивают свои способности, приобретают привычки.

9. Основные направления дореволюционной русской социологи ческой мысли :

Географическое направление было представлено: Мечниковым, Соловьёвым, Ключевским. Так, Л. И. Мечников объяснял неравномерность общественного развития изменением значения одних и тех же географических условий, прежде всего водных ресурсов и путей сообщения, выделял три периода в истории цивилизации: 1) речной – со времени возникновения первых рабовладельческих государств в долинах Нила, Тигра и Евфрата, Инда и Ганга, Хуанхэ и Янцзы; 2) средиземноморский – от основания Карфагена; 3) океанический – после открытия Америки. Усматривая критерий общественного прогресса в «нарастании общечеловеческой солидарности», Л.И. Мечни-ков считал неизбежным переход человечества от деспотического правления к свободе.

Развитие разделения труда приводит к увеличению производительных сил, увеличению богатства, развитию рынка, развитию, обогащению социальных отношений. То есть экономический прогресс определяет социальный прогресс. Индивидуализм является основой экономического человека. При ведении бизнеса руководство руководствуется мотивами мотивации. Разделение труда также подчиняется определенным стандартам соблюдения. Производство и рынок, которым законы регулируют обмен, образуют общую систему, создаваемую их системами.

В этой системе человек стремится получить самую большую выгоду, выгоду для себя, подвергнутую рациональному действию. Эта система рыночного обмена без вмешательства государства, это саморегулирующаяся, то есть невидимая рыночная рука. Роль систем надстройки и влияние нравственности и религии не игнорируются, но они второстепенны, несущественны. Это теория экономического детерминизма. Экономические системы развиваются.

Субъективистское направление возникло в конце 60-х гг. XIX века и существовало до начала XX века. Основоположником субъективной школы является Лавров (1828 – 1900). В изучении социологии он опирался на философию, историю и этику. Пытался найти истоки общественности в животном мире, понять специфику именно человеческого общества, проследить разные состояния социокультурной эволюции, начиная с первобытных форм и кончая цивилизованными формами. В этом отношении он был одним из пионеров генетической и исторической социологии. Единственно возможной целью прогресса, по мнению П. Л. Лаврова, является достижение солидарности во всех сферах общественной жизни. Капиталистический строй разъедает солидарность людей. Только новое общество – социализм – в состоянии установить истинную солидарность всех трудящихся. Михайловский (1842 – 1904) доказывал несостоятельность аналогий и параллелей между обществом и организмом. Считал, что история управляется постоянными законами. Исторические законы определяют необходимость и направление развития, а индивидуальная деятельность – скорость социального прогресса. Идея определяет не только выбор исторического направления, но и даёт «реальное содержание» законам истории. Михайловский был эволюционистом и пытался определить общее направление прогресса.

Ярким представителем психологического направления был Л. И. Петражицкий (1867 – 1931 гг.). Социология, по его мнению, должна изучать именно человеческое участие в различных процессах общественной жизни, т.е. психическую деятельность индивидуального характера. Показал ущербность натуралистического редукционизма. Особое значение он придавал роли эмоций как автономному, нормативному, доминирующему фактору социального поведения. Петражицкий отрицал объективный, естественно исторический характер общественных отношений. Петражицкий создал «эмоциональную» психологию и на этой основе отразил своё понимание социального мира.

10. Социологические теории второй половины XX века можно классифицировать по способу анализа общества, распределяя на две группы: макросоциологические и микросоциологические теории.

Макросоциологические теории рассматривают функционирование общества как единого целого: структурный функционализм, конфликтная социология.

Функционализм в том или ином виде присутствовал во всех социальных теориях, где имелись принципы системного исследования общества. Наиболее полно основы функционализма сформулировал Парсонс (1902 – 1979) и Мертон (1910).

Парсонс разработал «теорию социального действия». Оно заключает в себе: 1) субъект действия (агент); 2) цель действия; 3) ситуацию действия; 4) нормативную ориентацию субъекта. Все эти элементы необходимы для того, чтобы вообще рационально описывать действие как таковое. По концепции Парсонса, человеческое действие всегда образует системы. Функционирование общества, его сохранение обусловлено определёнными предпосылками. Основные из них: 1) адаптация; 2) целедостижение; 3) интеграция; 4) непрерывность системы. На основе критики структурного функционализма Парсонса создавались современные конфликтные теории. Все конфликтологические направления рассматривают общество как единое целое, но исходят из того, что в обществе есть группы людей с разными интересами. Из-за существования различных интересов в обществе всегда присутствует потенциал конфликта.

У истоков теории социального конфликта стоял американский социолог Миллс. Более чёткую формулировку теория социального конфликта получила в работах немецкого социолога Дарендорфа (1929). Рассмотрел проблему интереса как фундаментальной категории теории, так как сам социальный конфликт непосредственно связан с интересом. Чтобы понять природу конфликта, важно понять природу интереса и способы его осознания действующими субъектами. Выделяет объективные и субъективные интересы, которые обнаруживаются с самого начала конфликта и выступают как противоположности. Р.Дарендорф убеждён, что содержание конфликта связано с отношениями господства и подчинения, с характером власти.

Микросоциологические теории уделяют основное внимание изучению человеческого поведения как социального действия. К ним относятся: символический интеракционизм, теории обмена, феноменологическая социология, этнометодология.

Символический интеракционизм (Мид, Блумер, Роуз, Стросс) главный акцент делает на лингвистическую или предметную сторону коммуникации, особенно на роль языка в формировании сознания, человеческого Я и общества. Так, с точки зрения создателя теории символического интеракционизма Мида (1863 – 1931), поведение человека является сугубо социальным, и индивид может стать человеком только в социальной среде. В основе символического интеракционизма лежит представление о социальной деятельности как совокупности социальных ролей, которая фиксируется в системе языковых и других символов.

Теории обмена . Хоманс (1910 – 1989) выдвинул пять взаимосвязанных постулатов, объясняющих поведение человека. 1. постулат успеха – состоит в том, чем чаще действия человека одобряются, тем вероятнее их воспроизведение. 2. постулат стимула – состоит в утверждении, что если стимул привёл к действию, которое оказалось успешным, то в случае повторения стимула человек будет стремиться воспроизвести действие. 3. постулат ценности – чем более ценным представляется человеку результат его действия, тем с большей вероятностью он должен его воспроизвести. 4. постулат насыщения – голодания: чем регулярнее вознаграждается поступок, тем менее он начинает ценить каждое последующее вознаграждение. 5. постулат агрессии – одобрения. Если действие не вызывает ожидаемого вознаграждения, то действующий субъект будет демонстрировать агрессивное поведение и наоборот. Эти пять положения Д. Хоманс переносит на объяснение всех социальных процессов.

Феноменологическая социология . Огромное влияние на развитие этого направления оказали труды австрийского философа Шюца (1899 – 1959). В центре внимания данного социолога находится проблема того, как мы понимаем друг друга, как формируется общее восприятие и общее представление о мире. Индивиды, согласно феноменологам, контактируют с окружающим миром, познают его с помощью чувств. Однако простого наличия чувств недостаточно для осмысления мира, так как люди сталкиваются с неупорядоченной массой впечатлений, цветов, запахов, звуков. Поэтому люди организуют окружающий мир в явления, а затем классифицируют свой чувственный опыт в виде предметов, обладающих общими характеристиками. Люди воспринимают внешний мир через «типизации».

Этнометодология . Считают, что вступая во взаимодействие, каждый индивид имеет представление о том, как будет или должно протекать это взаимодействие, причём представления эти организуются в согласии с нормами и требованиями, отличными от норм и требований общепринятого рационального суждения. Отсюда главный тезис этнометодологии: «Черты рациональности поведения должны быть выявлены в самом поведении».

11. Системный подход - направление методологии исследования, в основе которого лежит рассмотрение объекта как целостного множества элементов в совокупности отношений и связей между ними, то есть рассмотрение объекта как системы.

Говоря о системном подходе, можно говорить о некотором способе организации наших действий, таком, который охватывает любой род деятельности, выявляя закономерности и взаимосвязи с целью их более эффективного использования. При этом системный подход является не столько методом решения задач, сколько методом постановки задач. Как говорится, «Правильно заданный вопрос - половина ответа». Это качественно более высокий, нежели просто предметный, способ познания.

Основные принципы системного подхода (системного анализа): Целостность , позволяющая рассматривать одновременно систему как единое целое и в то же время как подсистему для вышестоящих уровней. Иерархичность строения , то есть наличие множества (по крайней мере, двух) элементов, расположенных на основе подчинения элементов низшего уровня элементам высшего уровня. Реализация этого принципа хорошо видна на примере любой конкретной организации. Как известно, любая организация представляет собой взаимодействие двух подсистем: управляющей и управляемой. Одна подчиняется другой. Структуризация , позволяющая анализировать элементы системы и их взаимосвязи в рамках конкретной организационной структуры. Как правило, процесс функционирования системы обусловлен не столько свойствами её отдельных элементов, сколько свойствами самой структуры. Множественность , позволяющая использовать множество кибернетических, экономических и математических моделей для описания отдельных элементов и системы в целом.

12. Признаки общества и его подсистемы. Признаки общества : 1. Территория, на кот. происходит консолидация соц. связей. Территория – основа соц. пространства, в кот. складываются и развиваются отношения и взаимодействия индивидов. 2. Способность поддерживать и воспроизводить высокую интенсивность внутр. взаимосвязей, целостность и устойчивость об-ва. 3. Автономность и высокий уровень саморугеляции. Автономность об-ва достигается его многофункциональностью, т.е. способностью создавать необх. условия для удовлетворения разнообразных потребностей индивидов и предоставлять им широкие возможности для самоутверждения и самореализации. 4. Большая интегрирующая сила. Об-во социализирует каждое новое поколение людей. Подсистемы об-ва: 1. Экономическая (отношения в процессе материал. производства). 2. Социальная (взаимодействие классов, соц. групп, слоев). 3. Правовая. 4. Демографическая. 5. Политическая (деятельность гос. организаций, полит. институтов, партий). 6. Духовная (развитие и взаимодействие общественного сознания, науки, искусства, образования).

13. Соотношение понятий «общество», «культура» и «цивилизация». Общество представляет собой соц. систему, обладающую отн. самостоятельностью с точки зрения критерия равновесия между такими факторами, как территориально ориентированная полит. организация, доступ к экологическим ресурсам, воспроизводство и социализация населения и культурная легитимизация системы как независимого целого. Культура - система исторически развивающихся надбиологических программ человеческой деятельности, поведения и общения, выступающих условием воспроизводства и изменения социальной жизни во всех ее основных проявлениях. Программы деятельности, поведения и общения, составляющие корпус К., представлены многообразием различных форм: знаний, навыков, норм и идеалов, образцов деятельности и поведения, идей и гипотез, верований, социальных целей и ценностных ориентаций и т.д. В своей совокупности и динамике они образуют исторически накапливаемый социальный опыт. Цивилизация - в высшей степени эклектичное и многозначное понятие, могущее обозначать: 1) одно из разнокачественных состояний общества в его изменении в реальном историческом времени; 2) этап в эволюции человеческого общества, пришедший на смену "первобытному варварству" (Морган - см.); 3) совокупность организационных средств (программ деятельности), посредством которых люди стремятся достичь тех общественных целей, которые заданы существующими универсалиями культуры и фундаментальными символами последней.

14.Назовите социокультурные особенности и проблемы развития российского общества.

Культура XX столетия едина в своем многообразии. К общечеловеческим нормам, ценностям, формам восприятия и оценки мира человечество приходит в результате развития и взаимовлияния национальных культур. Идеалы и установки современной культуры являются сплавом того, что достигло человечество к концу XX в.В современной культуре широкое распространение получили гуманистические идеалы и принципы . Разумеется, гуманизм-достаточно многообразное понятие. Ренессансный гуманизм, например, утверждавший мощь и свободу творческого человеческого духа, являлся в определенном смысле элитарным, поскольку его мораль была индивидуалистической, значимой лишь для избранных.Важнейшим итогом развития культуры, воспринятой в нашем столетии, является установка на научно-рациональное познание мира и связанная с ней социокультурная система- наука. Еще в XIX в. появляются первые признаки того, что наука стала мировой, объединив усилия ученых разных стран. Возникла, развилась в дальнейшем интернационализация научных связей. Техногенное отношение к природе как к средству удовлетворения не духовных, а сугубо технических потребностей становится в первой половине XX в. одной из ведущих тенденций в развитии культуры. Космизм - уникальное, интереснейшее явление современной культуры, значение которого начинает осознаваться только сейчас, на пороге третьего тысячелетия. Это идея активной эволюции, в которой выражается новое качество взаимоотношений человека и природы. Опираясь на естественно-научные эволюционные воззрения, традиционно ценимые в России, космисты выдвинули мысль о неизбежности развития человека, природы и космоса; когда сознание, разум становятся ведущей силой мирового развития, человек берет на себя ответственность за космическую эволюцию . Он должен проникнутся духом космической этики. Однако культура XX в. отразила тот кризис, в который медленно входила техногенная цивилизация. Современное производство, породившее новый тип цивилизации, индустриальное общество, привело к действительному господству безличных экономических, технологических, политических структур над живой человеческой деятельностью, индивидуальным "Я" подлинной культуры. В результате в культуре XX в. развилось противоречие, проявившееся в противостоянии двух установок: сциентистской и антисциентистской. Понятие "сциентизм " -знание, наука. сциентисты утверждают: науке все подвластно. Действительно, современная наука проникла во все поры современного общества, пронизывая собой не только промышленность, с/х, но и политику, административную и военную сферы. Однако не все в мире - наука. Например, существует сфера искусства, вера, человеческие чувства и отношения. Антисциентизм появился как реакция на преувеличение роли науки. Для него характерно принижение значения научного знания, обвинения науки в том, что она вызвала возможные кризисы: экономический, экологический, национальный. В XX в. человек столкнулся с проблемами, от решения которых зависит судьба цивилизации. Эти проблемы названы глобальными (что значит земной шар). В чем причина глобальных проблем?

Во-первых, это целостность современного мира, которая обеспечивается глубинными политическими и экономическими связями. Во-вторых, кризис мировой цивилизации связан с возросшей экономической мощью человека, который никогда не взимал с природы столько дани, как теперь. В-третьих, одной из причин возникновения глобальных проблем является неравномерность развития стран и культуры. Экономическая и политическая взаимозависимость стран дополняется информационной. Суть новой культуры вырастает из разрушения характерных для классического индустриального общества систем, внешне детерминирующих жизнь личности. Человек перестает быть элементом технологической, экономической или политической систем, где его деятельность жестко определяется внешними по отношению к его личностной культуре качествами. Возникает новая информационная культура, новые способы получения информации, производственной и научной деятельности. Доступ к информационным сетям, знанию оказывается определяющей основой для стратификации, разделения общества.

Социоло м гия (от лат. socius -- общественный; др.-греч. льгпт -- наука) -- это наука об обществе, системах, составляющих его, закономерностях его функционирования и развития, социальных институтах, отношениях и общностях.

По определению Энтони Гидденса, социология -- это «изучение общественной жизни человека, изучение групп и обществ». По определению Ядова В.А., социология -- это наука о функционировании общества, о взаимоотношениях людей.

Основной целью социологии является «анализ структуры социальных отношений в том виде, в каком они складываются в ходе социального взаимодействия».

Вследствие разнообразия подходов, характерного для современного состояния данной дисциплины, «ни одно определение социологии не является полностью удовлетворительным».

Основоположник «социологии»

Основоположником социологии принято считать французского философа Огюста Конта (1798-1857). В своей важнейшей работе "Курс позитивной философии" (в 6-ти томах - 1830-1842), в опубликованном в 1839 г. 3-ем томе он впервые использовал термин "социология" и выдвинул задачу изучения общества на научной основе.

Истоки понимания причин возникновения социологии как самостоятельной науки об обществе неразрывно связаны с философской системой позитивизма, который, в свою очередь, возник на волне бурного развития естествознания (физики, химии, биологии) в конце XVIII - начале ХIХ вв.

Позитивизм по-своему трактовал понятие научного знания, считая научным только такое знание, которое основано на опыте. Именно эта претензия поставить учение об обществе на научную основу и явилась тем отправным фактом, который привел к формированию и развитию социологии.

Как же конкретно обосновывает О. Конт необходимость и возможность появления этой новой науки?

В системе О. Конта обоснование осуществляется на основе сформулированного им закона о трех последовательных стадиях интеллектуального развития человека и общества: теологической, метафизической, позитивной.

На первой, теологической стадии развития человеческого ума, которая продолжалась до 1300 г., человек объяснял все явления как результат действия многочисленных сверхъестественных сил. Такое знание об окружающем мире, с точки зрения позитивизма нельзя считать научным.

На второй, метафизической стадии, продолжавшейся, по мнению О. Конта с 1300 по 1800 г., люди отказываются от апелляции к сверхъестественному и пытаются всё объяснить при помощи абстрактных сущностей, причин и других философских абстракций. Такое знание не может считаться научным, так как не опирается на эмпирически наблюдаемые данные. Задача второй стадии - критическая. Разрушая прежние представления, она подготавливает третью стадию - позитивную, или научную.

Суть новой стадии, которая началась с 1800 г., заключается в коренном преобразовании мыслительных ориентиров.

На этой стадии человек перестает оперировать абстрактными сущностями, отказывается раскрывать причины явлений и ограничивается наблюдением за явлениями и фиксированием постоянных связей, которые могут устанавливаться между ними. Только такое знание, полученное в результате наблюдения связей между явлениями, знание опытное, наглядное, легко проверяемое и может быть названо подлинно научным.

О. Конт стремился к органическому синтезу наук, при котором их законы, хотя и связаны иерархически, не сводятся к простым законам физики. Он классифицировал науки по нескольким основаниям:

Историческому (по времени и последовательности возникновения);

Логическому (от абстрактного к конкретному);

По сложности предмета исследования (от простого к сложному);

По характеру связи с практикой.

Классификация социологии:

Теоретическая социология -- социология, ориентированная на объективное научное исследование общества в целях получения теоретического знания. Необходима для адекватной интерпретации социальных явлений и поведения людей. Без данных эмпирической социологии теоретическая социология становится неаргументированной.

Эмпирическая социология -- это совокупность методических и технических приемов для сбора первичной социологической информации. Эмпирическую социологию называют также социографией. Такое наименование представляется более точным, поскольку оно подчеркивает описательный характер этой дисциплины. Основная её функция -- изучение общественного мнения и разных социальных процессов, описание отдельных частных сторон жизни общества. Эмпирическая социология обречена на ошибки без теоретической социологии.

Наука подразделяется намакросоциологию имикросоциологию .

Макросоциология акцентирует внимание на типичных образцах поведения, которые дают возможность понимания общества в целом. Основными структурными элементами в обществе с точки зрения макросоциологии выступают семья, экономические и политические институты, образование, религия. Главный интерес для макросоциологических теорий представляет собой изучение крупных закономерностей в развитии общества, взаимоотношения между основными элементами общественной системы и изменение этих отношений.

Основные концепции: Эмиль Дюркгейм (Структурный функционализм), Т. Парсонс (Структурный функционализм), К. Маркс (Теория социального конфликта), Н. Луман (Теория социальных систем), Р. Дарендорф (системный конфликт).

Дюркгейм разработал четкую концепцию предмета социологии -- считается классиком теории социологического метода (подход -- «социальный реализм»).

Принципы социологии

Общество -- часть объективной реальности, включенной в общий порядок природы и имеющей свои специфические законы.

Общество первично по отношению к составляющим его людям.

Изучаемые социологией социальные факты объективны и не зависимы от человеческого произвола.

Предметом социологии являются социальные факты, существующие вне индивида и обладающие по отношению к нему нормативно-принудительной силой.

Задачи социологии -- понять, что побуждает людей жить сообща, почему для них стабильный социальный порядок выступает наивысшей ценностью и какие законы управляют межличностными отношениями; предложить правительству конкретные рекомендации по устройству современной жизни.

Концепция О. Парсона «Структурный функционализм»

Высокоабстрактное, жёстко кодифицированное теоретическое построение, претендующее на универсальное объяснение социальной реальности;

Социология занимается изучением функций, выполняемых социальными институтами, и социальным действием индивидов, которые занимают определённое место в социальной структуре общества (статусы) и исполняют предписанные общественными нормами и ценностями социальные роли;

Тесная связь между статикой и динамикой, социальной системой и социальной структурой.

Общество в структурном функционализме -- любое социальное явление, учреждение или институт рассматриваемые с точки зрения их вклада в развитие общества; функционально взаимосвязанные переменные.

Требования к обществу:

Общество должно быть приспособлено к среде.

У общества должны быть поставлены цели.

Все элементы общества должны быть скоординированы.

Ценности в обществе должны сохраняться.

Концепция Николаса Лумана

Общество, как всеохватывающая социальная система, конституируется различением себя от окружающего мира, к которому относятся системы сознания (индивиды), система мозга и физические системы. Отграничив себя от окружающего мира, общество способно оперировать замкнутым образом и, поскольку, единственной подлинно-социальной операцией выступает коммуникация, то оперативная замкнутость выражается в том, что одна коммуникация подсоединяется к другой коммуникации. Смысл есть медиум, посредством которого происходит такое подсоединение. Однако само общество неоднородно и дифференцируется на ряд подсистем, таких как: функциональные подсистемы (массмедиа, политика, наука и прочее), системы интеракций лицом к лицу, а также системы организаций. Каждая функциональная подсистема обособляется через кодирование коммуникаций: через да - редакции и нет - редакции, заложенные в смысле. Так, каждая функциональная подсистема стремится включить в себя коммуникации, специфичные только для себя, но, одновременно с этим, исключить коммуникации иного рода. Наука, к примеру, существует благодаря коду истина / ложь, поэтому в ней любое истинное утверждение может подсоединяться исключительно к другому истинному утверждению. Коммуникация как таковая есть триединство информации, сообщения и понимания (осознания различения между информацией и сообщением).

Микросоциология

Микросоциология обращает своё внимание, прежде всего, на поведение индивидов, на мотивы и смыслы, которые люди вкладывают во взаимодействие. Именно те смыслы, которые люди вкладывают в своё взаимодействие с другими людьми, с точки зрения микросоциологии, и влияют на процесс возникновения и развития общества.

Теории разрабатывали: Макс Вебер (Понимающая социология), Д. Хоманс, П. Блау (Теория социального обмена), Д.Г. Мид (Интеракционизм), А. Щюц (социальная феноменология), Г. Гарфинкель (этнометодология).

Свою концепцию Вебер называл «понимающей социологией». Социология анализирует социальное действие и пытается объяснить его причину. Понимание означает познание социального действия через его субъективно подразумеваемый смысл, т. е. смысл, который вкладывает в данное действие сам его субъект. Поэтому в социологии находят своё отражение всё многообразие идей и мировоззрений, регулирующих человеческую деятельность, т. е. всё многообразие человеческой культуры.

В отличие от своих современников Вебер не стремился строить социологию по образцу естественных наук, относя её к гуманитарным наукам или, в его терминах, к наукам о культуре, которые как по методологии, так и по предмету составляют автономную область знания. Все научные категории - только конструкции нашего мышления. «Общество», «государство», «институт» - это просто слова, поэтому им не следует приписывать онтологических характеристик. Единственно реальным фактом общественной жизни является социальное действие. Всякое общество представляет собой совокупный продукт взаимодействия конкретных индивидов. Социальное действие - атом общественной жизни, и именно на него должен быть направлен взгляд социолога. Действия субъектов рассматриваются как мотивированные, имеющие смысл и ориентацию на других, эти действия можно анализировать с помощью расшифровки смыслов и значений, которые придают субъекты этим действиям. Социальным действием, пишет Вебер, считается действие, которое по смыслу соотносится с действиями других людей и ориентируется на них.

То есть, Вебер выделяет 2 признака социального действия:

Осмысленный характер;

Ориентация на ожидаемую реакцию других лиц.

Интеракционизм (interactionism; interpretivism; от англ. interaction -- «взаимодействие») -- методологический подход, объединяющий нескольких различных направлений в общественных науках:

Символический интеракционизм

Социальный конструктивизм

Этнометодология

Основоположником парадигмы интеракционизма был чикагский учёный Джордж Герберт Мид (1863--1931), примыкавший к течению американского прагматизма. Мид указывал на лежащую в основе взаимодействия людей ориентацию участников коммуникации на мнение других/другого.

Общение -- это «обмен символами», где необходимо принимать роль другого или других (референтной группы; «генерализованный другой»).

Воззрения Мида были развиты Гербертом Блумером в теорию символического интеракционизма.

Методы социологии

Теоретические концепции -- основа для эмпирических исследований. В исследованиях социология использует качественные и количественные методы. Качественные основаны на микросоциологических концепциях и используют для получения информации понимание и интерпретацию. Количественные -- это статистические и математические методы.

Как фундаментальная наука, социология объясняет социальные явления, собирает и обобщает информацию о них. Как прикладная наука, социология позволяет прогнозировать социальные явления и управлять ими.

Социология считается молодой наукой, которая ещё находится в процессе становления. Существует множество отраслей социологии, их число продолжает расти. С социологией также тесно связаны такие науки, как психология, политология, культурология, антропология, и другие гуманитарные дисциплины.

Функции социологии

В обществе социология выполняет ряд функций, которые по критерию "теория - практика" можно разделить на две группы: теоретико-познавательные и управленческо-преобразовательные. В каждой группе в качестве примера назовём по две конкретные функции

Познавательная функция означает возможность социологии раскрыть ход и причины какого-либо социального явления или процесса и рассказать об этом окружающим. Свое органическое продолжение она находит в прогностической функции, которая говорит о способности социологии предсказывать (просчитывать) развитие данного процесса или явления в будущем.

Прогностическая функция социологии может быть реализована в нескольких формах:

а) Социальное проектирование - разработка конкретной модели социального процесса или социальной системы (подсистемы) с чётко заданными параметрами и спецификой функционирования. Т.е. это стремление дать четкий, имеющий строгие границы, количественно и качественно выдержанный социальный прогноз.

б) Социальное конструирование - общее мыслительное построение нового социального объекта безотносительно к конкретно заданным параметрам и нормативам. Т.е. это создание своего рода "математической модели" развития некоего типичного социального явления или процесса, где параметры можно изменять (конструировать).

в) Социальное планирование - разработка целевых комплексных программ развития отдельных сфер общественной жизни (жилье, здравоохранение, свободное время) на предприятии, в регионе, государстве в целом.

Управленческая функция означает, что выводы, рекомендации, предложения социологов, их оценки состояния социального объекта могут стать основанием для выработки и принятия управленческих решений. Однако следует понимать, что поскольку социологическая наука не имеет властных полномочий, то она не может нести полной ответственности за характер и направление управленческого решения.

Организационно-технологическая функция - результаты исследования социологов представляются не только в виде теории, но и в виде рекомендаций, предложений, методик, социальных технологий. Социальная технология - это программа преобразовательной деятельности и сама деятельность на основе этой программы, призванная в корне изменить ситуацию.

Кроме того, следует назвать еще одну функцию социологии, которая присутствует при реализации каждой из перечисленных функций. Это идеологическая функция или функция ценностного ориентирования . Дело в том, что социология, имеющая дело непосредственно с интересами людей, не может полностью абстрагироваться от своих собственных оценок изучаемых явлений.

Учёные-социологи, имея свои мнения и суждения, представляя информацию, прогнозируя дальнейший ход событий, предлагая методики преобразовательной деятельности, ориентируют людей на следование определённым ценностям.