Особенности социальной адаптации студентов инвалидов. Социальные стипендии, материальная и иные виды помощи

-- [ Страница 2 ] --

Кроме того, в диссертационном исследовании использованы данные Владимирской областной общественной организации Всероссийского общества инвалидов, а также нормативно-правовые источники: международные (Декларация о правах инвалидов, Конвенция о правах инвалидов), федеральные законы РФ («Об образовании», «О социальной защите инвалидов», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»); Государственная программа РФ «Доступная среда» на 2011-2015 годы; строительные нормы и правила РФ «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения»; доклад Министерства образования и науки РФ «О результатах и основных направлениях деятельности на 2011-2013 годы».

Научная новизна исследования заключается в следующем:

Дана классификация трактовок понятия социальной адаптации, подразделяющая их на социально-доминирующие, личностно-доминирующие и двухсторонние;

Предлагается теоретическая модель процесса социальной адаптации студентов с ограниченными возможностями здоровья к системе высшего учебного заведения, в рамках которой выделены три компонента: пространственный, образовательный и социально-психологический;

Уточнена классификация моделей инвалидности – на основе синтеза моделей, содержащихся в отечественных источниках, разработана их авторская классификация, в рамках которой диссертантом выявлены типичные стигмы, присущие лицам с инвалидностью;

Разработана система принципов, призванных обеспечить оптимальное включение студентов с инвалидностью в среду вузов.

Положения, выносимые на защиту:

1. Процесс социальной адаптации студентов с ограниченными возможностями здоровья к условиям вуза предлагается подразделять на три основных компонента – пространственный, образовательный и социально-психологический. Несмотря на взаимосвязь выделенных компонентов, последний представляется наиболее значимым, так как на основе социального восприятия лиц с инвалидностью формируются мероприятия по адаптационной деятельности данной категории в системе вуза.

2. В структуре современного общества в силу его многообразия находят распространение элементы противоположных моделей инвалидности, сформированных в разные исторические периоды, но на социально-политическом уровне допускается господство единой парадигмы.

3. К числу основных факторов-стрессоров в процессе адаптации студентов с инвалидностью к условиям вуза относятся барьеры среды – низкая степень доступности пространства и организации среды жизнедеятельности, а также социальные барьеры, обусловленные отличием образа жизни инвалидов и их сверстников. Несмотря на то, что процесс социальной адаптации студентов-инвалидов к условиям вуза сопровождается рядом обозначенных стрессоров, данная категория предпочитает совместное обучение со сверстниками без инвалидности. С другой стороны, студенты, не являющиеся инвалидами, склонны к поддержке сегрегированной среды обучения. Это подтверждается результатами анкетирования: большинство поддерживает идею создания особых образовательных условий для инвалидов с сокращением учебной нагрузки (60,2%); организацию сегрегированной инфраструктуры с безбарьерной средой (62,7%).



4. Средства массовой информации могут выступать в качестве одного из субъектов, формирующих позитивный социальный портрет лиц с инвалидностью, ориентируя данную категорию на получение высшего образования, если характер публикуемой информации будет более системным и целенаправленным.

5. На уровне высших учебных заведений необходимо создание базы данных, учитывающих потребности студентов с ограниченными возможностями здоровья. В силу того, что часть молодых инвалидов, имеющих латентные ограничения жизнедеятельности, склонна к сокрытию своего статуса, осуществлять данную работу необходимо на индивидуальных принципах, обеспечивающих его анонимность. В связи с этим в структурах вуза рекомендуется введение должности специалиста по социальной работе в качестве независимого консультанта.

Теоретическая и практическая значимость работы. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что отдельные положения диссертационной работы могут быть использованы как для дальнейшего изучения адаптационных процессов в среде вузов, так и для исследования специфики социального статуса лиц с инвалидностью. Разработанная в рамках моделей инвалидности типология стигм создает предпосылки для дальнейшего развития концепции стигматизации относительно данной группы, а также для поиска путей создания позитивного социального портрета инвалидов.

Практическая значимость работы состоит в том, что в диссертации предложены рекомендации по оптимизации данного процесса, которые могут быть использованы как в деятельности вузов, так и в деятельности общественных организаций, представляющих интересы данной социальной группы. В работе предложен алгоритм деятельности специалиста по социальной работе со студентами-инвалидами в вузе, обоснованы направления оптимизации адаптационных процессов на основе разработанной системы принципов работы с данной категорией: принципа доступности, непрерывности «растворения»; психологической и физической комфортности; развития самоадаптированности; развития конкурентоспособности. Кроме того, на основе рекомендаций по этическим основам общения с лицами, имеющими инвалидность, общественной организации «Перспектива» разработана памятка для преподавателей и однокурсников студентов-инвалидов, имеющих ярко выраженные физические нарушения.

Отдельные результаты исследования могут быть использованы высшими учебными заведениями при изучении студентами учебных курсов по дисциплинам «Социология», «Технологии социальной работы».

Апробация результатов исследования. Работа подготовлена на кафедре обществознания ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса».

Отдельные теоретические положения диссертационной работы были использованы при проведении исследований, поддержанных Администрацией Владимирской области, Российским гуманитарным научным фондом, в рамках ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009-2013 годы», а также при реализации социальных проектов Национального благотворительного фонда в 2009-2011гг14.

Положения, выносимые на защиту, представлены в виде докладов и сообщений на различных научных и научно-практических конференциях, в том числе:

На международных: конференции «Социальная стратегия российской системы образования» в рамках Третьих Санкт-Петербургских социологических чтений (г.Санкт-Петербург, 2011г.); молодежного форума «Ломоносов-2010», «Ломоносов-2008» (г.Москва); конференции «Питирим Александрович Сорокин и современные проблемы социологии» в рамках Первых Санкт-Петербургских социологических чтений (г.Санкт-Петербург, 2009г.); молодёжной конференции «ХV Туполевские чтения» (г.Казань, 2008г.); молодёжной конференции XXXIII Гагаринские чтения (г.Москва, 2007г.);

На всероссийских: IV Всероссийском социологическом конгрессе «Социология в системе научного управления обществом» (г.Москва, 2012г.); конференции в рамках Зворыкинских чтений (г.Муром, 2009-2012гг.), конференции аспирантов и молодых учёных «Современные проблемы туризма и сервиса» (г.Москва, 2010-2011гг.); конференции «Молодёжь в современном мире: гражданский, творческий и инновационный потенциал» (г.Старый Оскол, 2010г.); конференции «Человек. Общество. Культура. Социализация» (г.Уфа, 2006-2009гг.); конференции «Социальная работа в ХХI веке: современные методы и технологии» (г.Новосибирск, 2008г.); конференции «Дружининские чтения» (г.Сочи, 2008г.); конференции «XIX век: итоги и новые горизонты социальной работы» (г.Москва, 2007г.); конференции «Социальные технологии в различных сферах жизнедеятельности: теория и практика» (г.Муром, 2007г.);

На межрегиональных: «Социальная работа и сестринское дело в системе здравоохранения и социальной защиты населения: проблемы профессиональной деятельности и перспективы подготовки кадров» (г.Екатеринбург, 2008г.); «Деструктивная социальная среда как основной фактор неблагополучной социализации личности» (г.Владимир, 2008г.); «Актуальные проблемы гуманитарных наук» (г.Томск, 2008г.); «Наука и образование в развитии промышленного потенциала и социально-экономической сферы региона» (г.Муром, 2008г.).

Результаты исследования применялись диссертантом при чтении лекционного курса и при проведении семинарских занятий учебного курса по дисциплине «Социология» в Муромском институте (филиале) Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых.

Материалы диссертационной работы обсуждались на заседаниях кафедры «Обществознание» ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса».

Структура диссертационной работы. Объем и структура работы обусловлены темой исследования, её объектом и предметом. Работа состоит из введения, основной части, заключения, библиографического списка и приложений. Основная часть состоит из двух глав, каждая из которых включает три параграфа.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во Введении диссертационной работы приводится обоснование актуальности темы исследования, освещается степень научной разработанности, дается характеристика объекта и предмета исследования, формулируется цель и задачи, гипотеза, приводится теоретико-методологическая база исследования, раскрывается научная новизна, теоретическая и практическая значимость результатов работы, излагаются основные положения, выносимые на защиту, приводятся данные по апробации результатов исследования.

Первая глава «Теоретико-методологические основы изучения процесса адаптации студентов с ограниченными возможностями здоровья к системе высшего учебного заведения» состоит из трех параграфов.

В параграфе 1.1. «Основные трактовки понятия социальной адаптации и их анализ в контексте проблемы инвалидности» содержится анализ подходов к интерпретации сущности социальной адаптации, на основе которого предлагается подразделять трактовки процесса социальной адаптации на: социально-доминирующие, признающие преобладающее воздействие среды над индивидом. Индивид при этом рассматривается как относительно пассивный объект воздействия этой среды; личностно-доминирующие, акцентирующие внимание на подчиненности внешней среды индивидом; двухсторонние трактовки (бидоминантные), признающие равнозначность воздействия обеих сторон адаптации (субъекта и среды) друг на друга.

Последний подход представляется актуальным для анализа процесса социальной адаптации студентов с ограниченными возможностями здоровья к условиям вуза и разработок направлений оптимизации в данном направлении. Он подразумевает изучение специфики обеих сторон и разработку направлений практической деятельности с учетом их характеристик.

Далее проводится анализ особенностей, свойственных процессу социальной адаптации студентов с ограниченными возможностями к условиям вуза. Рассматриваются общие проблемы, типичные для адаптации студентов, отмеченные отечественными авторами: вхождение в новую социальную среду, изменение образа жизни. На основе анализа источников обозначены специфические проблемы, свойственные процессу адаптации студентов с ограниченными возможностями к условиям вуза, к которым необходимо отнести: социальные барьеры, порождаемые низкой степенью доступности инфраструктуры вузов и спецификой образа жизни инвалидов, отсутствием форм взаимодействия студентов-инвалидов и типичных сверстников. Несмотря на то, что процесс социальной адаптации студентов с ограниченными возможностями здоровья к условиям вуза требует комплексного подхода, в узком смысле можно предложить следующую модель процесса социальной адаптации данной группы, включающей три компонента:

Адаптацию к физическому пространству (пространственный компонент);

Адаптацию к образовательному процессу (образовательный компонент);

Социально-психологическую адаптацию к среде однокурсников, преподавательского состава (социально-психологический компонент).

При этом необходимо отметить, что процесс социальной адаптации подразумевает функционирование индивида во всём многообразии условий среды как системного объекта, а не в строго автономных частях. В то же время доминирующее значение отдается социально-психологическому аспекту адаптации. Это обусловлено тем, что именно в социально-психологическом ключе формируется модель инвалидности, на основе которой базируются формы взаимодействия людей без отклонений в здоровье и инвалидов, а также адаптационные стратегии в отношении данной категории. При этом существует тесная взаимосвязь выделенных компонентов в процессе адаптации – пространственного (ПР), образовательного (ОБ) и социально-психологического (С-П), как это показано на рисунке 1. Так, пространственные барьеры создают предпосылки для социальной изолированности инвалидов, а социальные барьеры, в свою очередь, закрепляют данную изолированность посредством сегрегации и создания специализированных учреждений для инвалидов.

Рис. 1. Соотношение аспектов социальной адаптации

В параграфе 1.2 «Модели инвалидности в образовательном контексте » анализируются основные признаки моделей инвалидности в рамках образовательного пространства, предлагается их авторская классификация с выделением стигм, типичных для ряда моделей. Необходимо поддержать точку зрения современных исследователей о том, что формирование основных адаптационных стратегий в отношении лиц с ограниченными возможностями здоровья происходит на базе социальной политики государства, которая тесно связана с преобладающими формами восприятия инвалидности типичными индивидами (без инвалидности). Пользуясь методологией М.Вебера, можно заключить, что восприятие инвалидов типичными членами социальной среды обусловлено господствующими «идеально-типическими конструкциями» (моделями инвалидности), которые предстают как обобщенное социокультурное представление об инвалидности, отдельные элементы которого в процессе исторического развития нашли отражение в нормативно-правовой базе, социальной политике, а также, непосредственно, в общественном отношении к инвалидам в виде стигм и социальных установок. В связи с этим можно предложить классификацию моделей инвалидности, подразделяющую их на два исторически противоположных подхода – социально-сберегающий, направленный на изоляцию инвалидов как социальной группы, представляющей угрозу для основной части общества, и, личностно-сберегающий, при котором в качестве объекта защиты со стороны социальной среды выступают лица с инвалидностью. В рамках каждого подхода предлагается выделять три модели инвалидности, большинству из которых свойственны стигмы, типичные для восприятия лиц с ограниченными возможностями (рис.2).

Комплексно-ориентированная модель, разработанная в рамках концепции независимой жизни инвалидов, призвана исключать какие-либо проявления дискриминации и стигматизации данной социальной группы, поэтому стигма имеет нулевое значение. Следует отметить, что ни одна модель инвалидности на социальном уровне не существует в «чистом» виде в связи с тем, что одной из главных характеристик общества является многообразие. Однако на уровне социальной политики необходима единая парадигма с присущими принципами, стратегиями и технологиями. Кроме того, модель инвалидности будет находиться в постоянной динамике ввиду развития инновационных технологий, получению новых знаний, совершенствованию нормативно-правовой базы в отношении инвалидности.


Рис. 2. Типичные стигмы в рамках моделей инвалидности

В параграфе 1.3 «Адаптационные стратегии в российских высших учебных заведениях» содержится анализ данных стратегий в контексте отечественного опыта высшего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Необходимо отметить, что система специализированной вузовской подготовки инвалидов в России зародилась в последнем десятилетии ХХ века, когда по инициативе общественных организаций появились специализированные высшие учебные заведения для студентов-инвалидов. Анализ истории развития высшего образования относительно лиц с ограниченными возможностями проведен С.С.Лебедевой, Н.А.Романович, Е.Р.Ярской-Смирновой. Обобщая данные по этому вопросу, можно поддержать этапизацию, предложенную Н.А.Романович, внося некоторые уточнения. В частности предлагается выделить пятый этап, берущий начало с 2000 года, когда политика в области высшего образования инвалидов была дополнена дистанционной формой обучения. В итоге можно предложить следующую периодизацию:

Первый этап – до 30-х годов ХХ века;

Второй этап – с 30-х гг. до 60-х гг. ХХ века;

Третий этап – с 60-х гг. до 90-х гг. ХХ века;

Четвертый этап – с 90-х гг. по 2000г. ХХI века;

Пятый этап – с начала ХХI века по настоящее время.

Далее в параграфе анализируются адаптационные стратегии, получившие распространение в российских вузах, на разных этапах: сегрегация (студенты-инвалиды обучаются отдельно от здоровых сверстников в специальных учебных заведениях), интеграция (в учебном заведении созданы отдельные группы, состоящие из учащихся-инвалидов), инклюзия и мейнстриминг (совместное обучение). Предлагается отличать мейнстриминг от инклюзии, исходя из того, что мейстриминг подразумевает наличие определенных предпосылок для совместного обучения со стороны студентов-инвалидов (таких, как «хорошая» учебная успеваемость, наличие достижений в виде побед на олимпиадах, конкурсах и т.д.). Инклюзия предполагает включение инвалидов в среду здоровых сверстников без обозначенных выше условий. В последние годы сегрегированная стратегия в образовательном пространстве в силу ряда стрессоров была заменена инклюзивной стратегией.

Обобщая опыт развития высшего образования, можно выделить ряд принципов обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, внедрение которых должно обеспечить подготовку конкурентоспособного специалиста, способного к успешному функционированию в среде лиц без нарушений здоровья. На основе синтеза источников, можно предложить следующие принципы адаптационной работы со студентами-инвалидами в вузе: принцип доступности, непрерывности «растворения», психологической и физической комфортности, адресности, развития самоадаптированности и конкурентоспособности.

Во второй главе «Исследование социальной адаптации студентов с ограниченными возможностями здоровья к условиям вуза» проводится анализ основных факторов, влияющих на процесс адаптации студентов с инвалидностью к условиям вуза (факторов-стрессоров, дестабилизирующих процесс адаптации, и факторов-стазоров, стабилизирующих данный процесс).

В этом разделе ты узнаешь, какие возможности предоставляет Вышка для студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.

В ходе изучения раздела ты можешь ознакомиться со следующими информационными блоками:

Маршрут, проложенный на карте возможностей, проходит через пять пунктов:

В первом из них ты узнаешь о доступной среде, которая создается в Вышке, и о том, кто такие учебные консультанты и как призвать их на помощь в случае затруднений.

Второй пункт откроет тебе информацию об учебном процессе, контрольных и экзаменах всех видов и уровней. Ты узнаешь, что предпринять, если тебе требуются особые условия.

Наша третья остановка посвящена тому, как получить социальную и повышенную социальную стипендии, а также материальную, медицинскую или психологическую помощь.

Четвертая точка на нашей карте позволит заглянуть в будущее и узнать про имеющуюся в университете поддержку в вопросах дальнейшего профессионального и карьерного развития.

Наконец, в финале мы подведем итоги модуля и расскажем, как оставаться на связи.

Поговорим о каждом пункте более подробно.

Доступная среда и учебные консультанты

Доступная среда

Вышка старается сделать образовательную среду максимально доступной и удобной для всех студентов. Территориальная доступность для маломобильных студентов — вопрос наиболее щепетильный и требующий тонких взвешенных решений со стороны администрации, так как многие здания являются архитектурными памятниками. Однако университет ищет оптимальные варианты реализации удобной среды и всегда открыт к диалогу.

Здания московского кампуса, доступные для маломобильных студентов:

Учебно-лабораторные здания НИУ ВШЭ
  • Мясницкая ул., д. 11.
  • Комплекс зданий «Шаболовка», Шаболовка ул., д. 26, стр. 2, 3, 4, 5, 9; д. 28/11, стр. 2; д. 31Б; 31Г; 31, стр. 23.
  • Большой Харитоньевский пер., д. 4, стр. 1 (частично).
  • Кирпичная ул., д. 33.
  • Кочновский пр., д. 3 (частично).
  • Лялин пер., д. 3 А (частично).
  • Таллинская ул., д. 34.
Общежития НИУ ВШЭ:
  • Общежитие «Студенческий городок «Дубки», МО, Одинцовский р-н, пос. ВНИИСОК, ул. Дениса Давыдова, д. 1.
  • Общежитие «Студенческий городок «Дубки», МО, Одинцовский р-н, пос. ВНИИСОК, ул. Дениса Давыдова, д. 3.
  • Общежитие «Студенческий городок «Дубки», МО, Одинцовский р-н, пос. ВНИИСОК, ул. Дениса Давыдова, д. 9.

Совет: если тебе потребуется узнать подробности, обратись в дирекцию нужного административно-учебного здания / комплекса или к менеджеру образовательной программы, интересующей тебя и расположенной в этом здании.

Где описаны подробности: Список зданий и комплексов смотри на странице (список расположен справа на странице; нажав на название здания / комплекса, ты сможешь узнать контакты директора).

Стоит иметь в виду, что общежития и учебные корпуса зачастую удалены друг от друга, поэтому, выбирая ту или иную образовательную программу или курс, нужно заранее озаботиться вопросами, связанными с условиями проживания и территориальной доступностью

Совет: если тебе нужны особые условия проживания, стоит как можно раньше (желательно до поступления) сообщить о них ответственным за размещение; обсудить с ними все, что связано с доступностью учебных корпусов, общежитий, транспортной системы и т.п. Каждый случай рассматривается индивидуально.

Контакты: для прояснения общих вопросов можно написать на или по корпоративной почте начальнику , а также директору по управлению общежитиями, гостиницами, учебно-оздоровительными комплексами .

Если у тебя есть ограничения, связанные с передвижениями по корпусу, и тебе необходима дополнительная помощь, сообщи об этом менеджеру своей образовательной программы.

Доступ родителей (опекунов) в здания Вышки : Бывает такое, что твоим родителям / опекунам необходимо прийти в университет по какому-то вопросу (сопроводить тебя или отдать какие-то документы). В таком случае следует заказать разовый пропуск.

Что нужно: позвонить в учебный офис (или иную структуру, куда необходимо попасть родителю), объяснить цель визита и попросить сделать пропуск на нужную фамилию и дату с указанием примерного диапазона времени посещения.

Понадобится: предъявить документ, удостоверяющий личность родителя / опекуна, работнику охраны на входе.

Учебные консультанты

Если ты чувствуешь, что нуждаешься в помощи по предмету или иным учебным вопросам, попроси предоставить тебе учебного консультанта.

Учебный консультант — это такой же, как и ты, студент твоей образовательной программы, который готов добровольно тебе помочь.

Совет: для получения помощи учебного консультанта обратись с заявкой в учебный офис своей образовательной программы. Заявить о своем желании воспользоваться услугой учебного консультанта ты можешь в любой момент, когда почувствуешь такую необходимость.

Как общаться с учебным консультантом:

  • Дружелюбно:) Будь тактичен, но и не стесняйся обращаться за помощью.
  • Вы можете общаться лично, по электронной почте, по телефону. Заранее определи, какой способ тебе более удобен, спроси, насколько это удобно твоему помощнику.
  • Старайся заранее обдумать, какие конкретные действия учебного консультанта могут тебе помочь. Если ты не знаешь, постарайся кратко сформулировать свою проблему.
  • Старайся решать вопросы самостоятельно там, где это возможно. Не напугай своего помощника чрезмерным вниманием.
  • Учебный консультант — это не репетитор и не психолог. В идеале — товарищ, готовый прийти на помощь. Возможно, и ты сможешь ему чем-то помочь.

Что может сделать учебный консультант?

  • Проконсультировать по трудным для тебя дисциплинам.
  • Оказать помощь, если у тебя есть сложности с перемещением или навигацией по корпусу.
  • Объяснить принципы и правила университетской среды.
  • Помочь подготовиться к сессии.
  • Обратиться в случае необходимости к преподавателям дисциплин, академическим руководителям программы, менеджерам программы, куратору курса.
  • Помочь с конспектированием, а также сканированием, распознаванием и распечаткой учебно-методических материалов.
  • Содействовать в получении доступа к информационным ресурсам (например, помочь зарегистрироваться в библиотеке).
  • Поддержать в кризисных и конфликтных ситуациях.

Где описаны подробности: смотри Справочник учебного процесса, раздел

Заглянем в будущее и поговорим про те особые формы контроля, с которыми ты столкнешься на втором и четвертом курсе. Речь идет о независимом экзамене по английскому языку и государственной итоговой аттестации (ГИА). Регламент Вышки предусматривает их организацию с учетом индивидуальных возможностей и состояния здоровья студентов с инвалидностью и ОВЗ.

Нужно заранее заявить о такой необходимости через учебный офис.

Независимый экзамен по английскому языку на втором курсе

Итак, для создания особых условий при проведении независимого экзамена по английскому языку, необходимо следующее:

Сроки : за 2 недели до проведения письменной части экзамена.

Что нужно : письменное заявление с описанием необходимых условий.

Кому: на имя проректора, координирующего деятельность НИУ ВШЭ по вопросу реализации основных образовательных программ высшего образования (если ты не знаешь, кто этим занимается, уточни в учебном офисе, на чье имя нужно писать документ).

Куда

Совет : заранее поинтересуйся в учебном офисе, как, когда и каким образом тебя оповестят об ответе и утвержденной процедуре.

Где описаны подробности проведения независимого экзамена по английскому: смотри Справочник учебного процесса (тебе нужен раздел ) и Приложение 10 «Регламент организации и проведения независимого экзамена по английскому языку по технологии, приближенной к международным экзаменам» к (тебе нужен пункт 4.11 Приложения).

Государственная итоговая аттестация на четвертом курсе

Если ты нуждаешься в индивидуальных возможностях проведения ГИА, необходимо следующее:

Сроки : не позднее чем за 3 месяца до начала проведения ГИА.

Что нужно: письменное заявление с описанием необходимых условий.

В заявлении указывается необходимость (при наличии таковой):

  • замены формы прохождения ГИА испытания (устная / письменная);
  • присутствия технического ассистента на гос. экзамене / защите диплома;
  • предоставления дополнительных технических средств или специального программного обеспечения;
  • увеличения продолжительности сдачи гос. экзамена / защиты диплома.

К заявлению нужно приложить ссылку на наличие медицинских документов, которые будут являться основанием для создания данных условий, в личном деле студента или сами медицинские документы, если их по какой-то причине еще нет в личном деле.

Кому : на имя академического руководителя образовательной программы.

Куда : предоставить в учебный офис своей образовательной программы.

Увеличение продолжительности

Что нужно: подать письменное заявление (смотри выше).

Продолжительность государственного аттестационного испытания может быть увеличена:

  • госэкзамен (в письменной форме) — не более чем на 90 минут;
  • подготовка к ответу на гос. экзамене (в устной форме) — не более чем на 20 минут;
  • выступление студента при защите ВКР — не более чем на 15 минут.

Где описаны подробности : смотри « (тебе нужен раздел 6).

Если по какой-то причине на твои запросы и просьбы не реагируют ни преподаватель, ни учебный офис, ты можешь обратиться к заместителю декана по учебной работе или декану (смотри сайт своего факультета). В экстренных случаях или конфликтных ситуациях следует обратиться напрямую в — к директору или курирующему проректору .

Социальные стипендии, материальная и иные виды помощи

Помимо государственной академической и социальной стипендий студент может участвовать во всех стипендиальных программах, которые существуют в университете. Все они открыты и не имеют ограничений.

Социальные стипендии

Ранее в курсе БЖД уже шла речь о социальных стипендиях. Напомним основные моменты, связанные с получением государственной социальной стипендии и повышенной государственной социальной стипендии детьми-инвалидами, инвалидами I и II групп, инвалидами с детства, инвалидами вследствие военной травмы.

Сроки : в самом начале учебного года тебе нужно внимательно изучить информацию о размере государственных социальных стипендий и порядке их получения.

Cоциальные стипендии назначаются с того дня, когда ты подашь полный комплект документов (заявление + подтверждение льготы).

Что нужно: написать личное заявление и предоставить документы, подтверждающие льготу.

Куда : обратиться к сотруднику, курирующему социальные вопросы на твоем факультете / департаменте. Смотри актуальный (внизу страницы).

Совет : как правило, документы собираются организованно, и тебя об этом уведомляют. Если по какой-то причине ты пропустил этот момент, то необходимо самостоятельно обратиться к ответственным.

Где описаны подробности: смотри раздел на сайте Центра Стипендиальных и Благотворительных программ или (тебе нужен раздел 3.3).

Контакты : если у тебя возникнут вопросы, ты можешь обратиться с ними в к менеджеру .

На всякий случай проверь свои документы — уточни, нужно ли тебе проходить переосвидетельствование или же инвалидность установлена бессрочно. Напомним, что тем, кто входит в категорию «ребенок-инвалид» и кому эта категория была установлена до совершеннолетия, по достижении возраста 18 лет необходимо пройти переосвидетельствование и обновить документы, подтверждающие инвалидность.

Материальная помощь

Два раза в год дети-инвалиды, инвалиды I и II групп и инвалиды с детства могут получить материальную помощь.

Сроки : какого-то точного срока нет, так что действуй по обстоятельствам. Вопросы оказания материальной помощи рассматриваются не реже двух раз в учебный год (весной и осенью).

Что нужно : написать личное заявление, предоставить копию паспорта и документы, подтверждающие льготу.

Куда : предоставить в Факультетскую комиссию по работе со студентами (ФКРС).

Совет : есть и другие виды материальной помощи (в том числе помощь в экстренной ситуации), поэтому заранее внимательно прочитай подробности на сайте.

Где описаны подробности: смотри раздел на сайте Центра Стипендиальных и Благотворительных программ или

Медицинская помощь

Для получения своевременной медицинской помощи и реабилитационных мероприятий ты должен быть прикреплен к поликлинике. Текущее законодательство позволяет выбрать удобное учреждение и прикрепиться к нему самостоятельно. Для этого нужно обратиться в поликлинику по месту фактического пребывания в Москве, предварительно оформив СНИЛС и полис ОМС.

В случае экстренной ситуации, когда человеку требуется срочная медицинская помощь необходимо придерживаться такого алгоритма действий:
— Незамедлительно вызвать Скорую помощь(112 или 103).
— Если в здании есть медпункт, обратиться к медицинскому работнику.
— Попросить менеджеров в учебном офисе связаться с администрацией здания, чтобы Скорая помощь смогла быстро попасть в университет.

Дополнительную информацию о медпунктах и действиях в случае экстренных ситуаций смотри на сайте в разделе .

Психологическая помощь

Знай, что в сложной ситуации ты можешь рассчитывать на получение бесплатной и анонимной квалифицированной психологической помощи.

Что нужно: записаться на консультацию через форму на сайте Центра психологического консультирования.

Контакты : по вопросам обращайся в .

Будущая карьера

Любой студент может обратиться в Центр развития карьеры за помощью в вопросах дальнейшего профессионального и карьерного развития. В том числе Центр занимается содействием трудоустройству и предоставляет условия для раскрытия потенциала студентов с инвалидностью для их успешного старта на рынке труда.

Здесь можно:

  • обсудить возможности трудоустройства в компании по квотам для людей с инвалидностью;
  • получить бесплатные индивидуальные консультации по вопросам карьеры и составления резюме;
  • получить помощь в профориентации, выборе учебных программ, а также планировании карьеры;
  • посетить тренинги, мастер-классы и деловые игры.

В добрый путь

Твой путь в Вышке только начинается, а наш небольшой маршрут тем временем завершен. Подведем его итоги:

  • Наверное, ты уже понимаешь, что университет — это взрослая жизнь, поэтому здесь нужно быть ответственным, внимательным и последовательным. В Вышке дружелюбная среда, и мы надеемся, что ты тоже сумеешь быть тактичным при решении каких-то непростых вопросов.
  • Во всех случаях, когда тебе требуются специальные условия, не стесняйся поставить о них в известность менеджера своей образовательной программы, куратора курса и / или преподавателя. Помни, что предоставление таких условий носит заявительный порядок, так что проявляй инициативу.
  • Доступность учебной среды не исчерпывается установкой пандусов и лифтов, поэтому в Вышке реализуются и другие идеи организации удобного пространства для студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Качество и скорость адаптации среды зависят и от самих студентов — от того, насколько активно они будут приобщаться к построению удобного пространства для жизни и учебы.

Создадим доступную среду вместе!

Обратная связь: если у тебя остались вопросы, ты можешь написать письмо ученому секретарю НИУ ВШЭ , отвечающей за координацию социальной сферы, либо обратиться к администрации университета через .

В настоящее время актуальным стал вопрос о внедрении инклюзивного обучения в систему высшего образования Российской Федерации. В соответствие с ратификацией РФ конвенции «О правах инвалидов» вступил в силу приказ №1309 от 9 ноября 2015 г. Минобрнауки «Об утверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи».

В соответствии с декларацией о правах инвалидов, инвалид - это любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной и (или) социальной жизни в силу недостатка, врожденного или нет, его (или ее) физических или умственных возможностей . В федеральном законе «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья» говориться, что лицо с ограниченными возможностями здоровья - лицо, имеющее физический и (или) психический недостатки, которые препятствуют освоению образовательных программ без создания специальных условий для получения образования.

По мнению Сьюзен Д. П., инклюзия -это «включенность в жизнь общества, это условие для реализации творческого потенциала личности. Вне общества невозможно развитие личности и реализация творческого потенциала» . Необходимо отметить, что под инклюзивным образованием понимается процесс обеспечения доступности в получении образования для всех студентов с особыми потребностями,создания безбарьерной образовательной среды для них.

Международный опыт показывает, что первые попытки создания инклюзии в системе образования не всегда были успешными (Австралия, Великобритания, Германия, Дания, Италия, США, Швеция). Так, зарубежные исследователи выявили ряд трудностей: 1) неготовность общества к данному процессу, неспособность и нежелание активно взаимодействовать с инвалидами или лицами, имеющими ограниченные возможности здоровья; 2) негативное восприятие педагогами своей новой роли и возлагаемой ответственности; 3) отсутствие системы специальных образовательных услуг и условий для лиц с ОВЗ.Несмотря на это в международном сообществе достаточное время апробируется инклюзия: в Дании с 1969 года вводится инклюзивное образование, с 1977 года в Италии постепенно ликвидируются специальные учебные заведения для детей с ОВЗ, а дети обучаются в общеобразовательных школах, в США отсутствуют коррекционные школы и т.д.

Важно понимать, что в России лица с ограниченными возможностями здоровья обучались всегда, например, к данной категории студентов относят лиц с соматическими заболеваниями: заболевания сердца, почек и др. Неверно говорить о том, что внимание инвалидам стали уделять лишьв начале 90-х годов. Вопросами инклюзивного образования в нашей стране занимались Крыжановская Л.М., Левченко И.Ю., Ткаченко В.С., Яковлева Н.Н. и другие.К сожалению, в нашей стране наблюдается недостаток современных научных исследований в области инклюзивного образования, а также психолого-педагогического сопровождения лиц с ОВЗ и инвалидностью. Безусловно, изменение общественной парадигмы и бурное развитие технических средств способствовали расширению возможностей для обучения лиц с ОВЗ. На сегодняшний день можно обнаружить тенденцию к расширению контингента обучающихся, причем не все из них способны усваивать программу в полном объеме, а также развивать профессиональные компетенции.

К задачам инклюзивного образования относят:

Создание равных условий для включения всех студентов в образовательный процесс;

Разработку подхода к преподаванию, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей студентов;

Развитие социальных отношенийстудентов через непосредственный опыт взаимодействия;

Создание благоприятных социально-психологических условий для преодоления «вторичных» дефектов, возникших вследствие инвалидизации;

Создание условий для личностного, интеллектуального и социального развития лиц с ОВЗ.

В зависимости от нозологии выделяют следующие группы лиц с нарушениями в развитии: лица с нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, эмоционально-волевой сферы, лица с нарушениями интеллекта, ЗПР, лица с нарушениями соматического профиля, лица с множественными нарушениями (2-3 нарушения) .

На процесс включенности студента в образовательную среду будут оказывать влияние следующие факторы: тип заболевания, время возникновения заболевания,методы лечения, конституциональные особенности личности, семейные факторы, а также обучение и воспитание на ранних этапах онтогенеза.

Большая часть лиц с ОВЗ имеют ряд особенностей:

Они зачастую медленнее своих сверстников воспринимают информацию;

Связь с семьей у них намного сильнее, чем у других студентов, причем роль родителей и их психологические особенности оказывают колоссальное влияние на процесс инклюзии;

Чаще всего лица с ОВЗ имеют сформированную позицию «беспомощного», которая формируется в семье, они нуждаются в опеке и попечительстве со стороны взрослых;

Для них свойственны манипулятивные реакции;

Их «Я-концепция» имеет отличительные особенности: при компенсаторно завышенной самооценке у них наблюдается негативное самоотношение, низкий уровень самоуважения и самоинтереса .

Физический недостаток переживается и трактуется такими студентами как дефект личности. Испытуемые, имеющие ограничения имеют нарушения в социально-психологической адаптации, они не удовлетворены своими отношениями с миром и другими людьми. Как никто другой, обучающиеся с ОВЗ нуждаются в психологической поддержке и сопровождении. Психологическое сопровождение предполагает предоставление оперативной психологической помощи в кризисных ситуациях и поддержку в самосовершенствовании, самореализации. В психологическом сопровождении нуждаются педагоги школ и вузов, им необходимы психологическое просвещение по вопросам особенностей студентов с ОВЗ и инвалидов, профилактическая работа эмоционального выгорания, повышение психологической компетентности педагогов.

С целью эффективного обучения студентов, имеющих особые потребности, преподаватели высшей школы должны знать их характерные особенности. Так, к характерным особенностям студентов, имеющих нарушения слуха, относят: сниженный объем внимания, утомляемость, эмоциональность, экстравертированность, склонность к демонстративности, хорошо развитая зрительная память, устойчивое внимание и развитое наглядно-образное мышление .Стоит сказать о положительных чертах данной категории студентов: они мотивированы к достижениям, у многих блестящая зрительная память, они многое запоминают.

Для студентов с нарушениями слуха необходима большая наглядность материала, усилители звука и сопровождение сурдопереводчиком. К слабым сторонам относят: недоразвитие письменной и связной речи. В связи с тем, что студенты с нарушениями слуха чаще прибегают к хитростям и манипуляциям, задания следует давать с четкими, жесткими инструкциями и в письменном виде. Исполнение заданий проверять следует сразу и быстро.

Преподавателю следует помнить, что общей проблемой для студентов с нарушениями слуха является быстрый темп речи, невозможность быстро воспринимать предлагаемый материал, одновременно слушать и выполнять инструкциипедагога.

Для студентов с нарушениями зрения характерны: высокий интеллект, интровертированность, ранимость, чувствительность, трудности координации движения, несогласованность движения руки и глаз.

Рабочее место для студента с нарушением зрения лучше располагать в центре аудитории на первой или второй парте. Желательно с дополнительным освещением.

Преподавателю следует говорить более медленно, ставить вопросы четко, кратко, конкретно, чтобы они смогли осознать их и вдуматься. Не следует торопить их с ответом (1-2 минуты).Темп работы у студентов с нарушением зрения замедлен, поэтому следует давать больше времени на выполнение заданий (особенно письменных). Помните, что нарушение зрения осложняет выработку красивого письма, поэтому следует снизить требования к почерку.

Материал для них следует делать крупным, хорошо видимым по цвету, контрасту, силуэту. Размешать объекты на доске следует так, чтобы они не сливались в единую линию, пятно, а хорошо выделялись по отдельности.Следует давать больше времени для знакомства с зрительными образами, для осмысления и повторного рассматривания.

Студенты с нарушением речи отличаются: меньшим объемом запоминания и воспроизведения материала, быстрой отвлекаемостью,снижением познавательной деятельности, повышенной возбудимостью, раздражительностью, замкнутостью.Следует помнить, что у таких студентов наблюдается повышенная утомляемость, быстрая переключаемость внимания. С ними необходимо широко применять наглядные средства обучения.

Больше всего студентов имеют соматические заболевания (сердца, печени, почек, эндокринные заболевания, дыхательная система и др.). Для них характерны: астенические проявления, низкая работоспособность, низкая продуктивность; ипохондрические черты характера; уклонения от страхов и ответственности.

К особенностям познавательной деятельности относят: истощаемоевнимание, неустойчивое запоминание. Для них необходимо дозировать нагрузки, отбирать самый важный материал, давать меньше заданий, но сложнее. Стоит помнить, что они усваивают только тогда, когда нет перегруза.

Больше всего студенты с нарушениями опорно-двигательного аппарата имеют ДЦП. У них наблюдаются не только двигательные нарушения, но и психические, речевые расстройства. С возрастом и под действием лечения состояние таких людей улучшается.

Студент должен чувствовать себя комфортно для того чтобы проявлять самостоятельную активность. Так как у таких людей наблюдается сенсорная сверхчувствительность, следует избегать резких внешних воздействий. Им свойственны повышенная тревожность, ранимость и обидчивость.

Необходим индивидуальный подбор заданий в тестовой форме, позволяющий не давать развернутый речевой ответ. На занятии требуется особый речевой режим: четкая, разборчивая речь без резкого повышения голоса, необходимое число повторений. Таким студентам следует давать больше времени на подготовку.

Для реализации инклюзивного образования в России следует создавать не только материальную, техническую базу, но и внедрять комплексное психолого-медико-педагогическое сопровождение студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.

Психологическое сопровождение должна осуществляться на протяжении всего обучения. Вдовузовский период сопровождение включает в себя профессиональную ориентацию абитуриентов в зависимости от нозологии и интересов . При профориентации школьников с ограниченными возможностями здоровья, следует настаивать на выборе профессии по их физиологическим и психологическим особенностям и способностям.

Таким образом, для реализации инклюзивного образования должна сложится отлаженная инфраструктура специальной психолого-педагогической помощи, необходимо создание коррекционного блока, дополняющего и тесно связанного с общеобразовательным. Психологическая поддержка и сопровождение выражаются в выявлении индивидуально-психологических особенностей каждого студента, определение его умений, ориентация на зону ближайшего развития и перспективу совершенствования профессиональных навыков.

Технология социальной адаптации – это последовательность действий и способов взаимодействия специалиста по социальной работе и инвалида с помощью индивидуальных и групповых форм социальной работы (игры, социальные тренинги и др.), способствующих развитию умений и навыков включения в среду жизнедеятельности. Социальная адаптация включает инвалида в доступную социально-профессиональную сферу и процесс приобретения умений, навыков общения в малой группе. Социальную адаптацию одновременно рассматривают как социальную технологию, процесс и результат.

Социальная адаптация кроме всего включает инвалида в малую группу и среду жизнедеятельности, содействует усвоению им сложившихся норм, отношений, образцов поведения. Человек, имеющий инвалидность, находится в поиске социальной среды, которая благоприятна для его самореализации, раскрытия ресурсов. В данном случае ближайшее окружение человека с ограниченными возможностями здоровья (семья, клубное объединение, актив общественной организации, друзья) является малой группой, которые подразделяются на формальные и неформальные. Первые создаются по разработанному регламенту для выполнения общественной, социозащитной, санкционированной со стороны государства деятельности. Такими могут быть общественные организации граждан с ограниченными возможностями здоровья, клубы, объединения семей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья, студии и др. Неофициальные малые группы возникают спонтанно под воздействием общих интересов инвалидов и здоровых граждан, их совместной деятельности и имеют стихийную организационную структуру. К данным объединениям можно отнести сообщества друзей, коллег по учебной и профессиональной деятельности и др.



Результатом социальной адаптации инвалида является появление чувства удовлетворенности жизнью, отношениями с близким окружением, рост творческой активности, достижение успеха в общении и совместной деятельности малой группы и среде жизнедеятельности.

Применение технологий социальной адаптации гражданина с ограниченными возможностями здоровья позволяет ему чувствовать себя свободно в малой группе и включаться в различные виды деятельности. Это позволяет инвалиду обогащать свой внутренний мир с помощью новых ценностей и социальных норм, использовать социальный опыт при организации деятельности в малой группе.

Выделяют несколько уровней социальной адаптации человека с ограниченными возможностями здоровья к социальной среде: высокий, средний и низкий.

Высокий уровень социальной адаптации характеризуется творческим отношением к сложившимся в среде нормам и стереотипам (он вносит предложения по улучшению общения, развитию толерантности при выстраивании межличностных отношений в малой группе). Человек с ограниченными возможностями здоровья усваивает ценности и нормы независимой жизни, принимая участие в социальных, политических и экономических процессах, свободном выборе и доступе к жилым, общественным зданиям, транспорту, средствам коммуникации, страхованию, труду и образованию. Инвалид сам способен определять и принимать решения, управлять ситуациями, у него имеются жизненные планы и перспективы. Он удовлетворен своим образом жизни, стремится изменить свои не­достатки, проявляет инициативу по их устранению, является активным участником общественной жизни. Для высокого уровня социальной адаптации инвалида характерно достижение им полного самообслуживания, высокого уровня санитарной грамотности, четкого выполнения лечебных процедур.

У инвалида со средним уровнем социальной адаптации происходит приспособление к нормам и ценностям малой группы без их изменения, усвоение общепринятых форм и способов жизнедеятельности, свойственных для данного окружения (семья, клубное объединение, друзья, актив общественной организации). Как правило, он включается в деятельность и общение с помощью другого лица (родителя, друга, специалиста по социальной работе), у него может быть незначительно или умеренно снижен уровень самообслуживания.

Для низкого уровня социальной адаптации человека с ограниченными возможностями здоровья характерно проявление самоизоляции, затворничества, ограничения контактов с людьми по причине отсутствия желания общаться, устанавливать отношения. Он не умеет вести диалог с оппонентом, вступает с ним в конфликт. У него наблюдается значительное снижение социальных умений и навыков по самообслуживанию, отсутствует или значительно ограничена досуговая, трудовая, профессиональная деятельность, в поведении отмечается зависимость от других лиц, отсутствует инициатива и самостоятельность в преодолении жизненных затруднений.

Успешной реализации технологии социальной адаптации человека с ограниченными возможностями здоровья способствуют следующие условия: во-первых, окружение человека с ограниченными возможностями здоровья содействует реализации его потребностей, развитию индивидуальности; во-вторых, когда организационная культура малой группы строится на проявлении дружеской поддержки, уважения, ответственности, заинтересованности в каждом человеке; в-третьих, окружение инвалида признает и даёт положительную оценку достигаемых им результатов; в-четвертых, обеспечивает участие гражданина с ограниченными возможностями здоровья в социальной и культурной жизни малой группы и среде жизнедеятельности.

Выбор технологии социальной адаптации инвалида во многом зависит от его жизненной проблемы. Скажем, в результате перенесенного заболевания он не всегда имеет возможность быть членом малой группы, заниматься профессиональной деятельностью, посещать театры, музеи, способствующие формированию социальных установок личности и приобщающих инвалида к культурным традициям и ценностям общества. Такие затруднения могут быть преодолены с помощью комплексной работы специалистов по социальной работе и психологов методами психологической и игровой коррекции, направленных на интеграцию человека с ограниченными возможностями здоровья в общество.

Технология социальной адаптации инвалидов может реализовываться и с помощью таких форм, как игра, социальный тренинг, экскурсия, беседа. Игра как форма технологии социальной адаптации инвалида имитирует реальную социальную среду, в которой инвалид может оказаться в действительности. В процессе социальной адаптации граждан с ограниченными возможностями здоровья широко применяются различные виды деловых игр: имитационные игры, «деловой театр» и др.

Используя игровые формы, можно имитировать профессиональную, творческую деятельность и др. С помощью имитационной игры человек с ограниченными возможностями приобретает социальный опыт взаимодействия с людьми, он осваивает новые для себя социальные роли «студента», «менеджера» и др., у него расширяется спектр социальных умений и навыков, что позволяет ему быть более подготовленным к реальной жизни. Через подражание социальной модели, заданной в игровой деятельности, инвалид приобретает формы социального поведения, которые ранее ему были недоступны.

Игра «деловой театр», как форма технологии социальной адаптации инвалида, позволяет имитировать конкретную жизненную ситуацию, поведение человека. Метод инсценировки, который применяется в данной игровой форме, обучает человека ориентироваться в различных жизненных условиях, давать объективную оценку своему поведению, учитывать интересы других людей, устанавливать с ними контакты. Для проведения игры разрабатывается сценарий, где описывается конкретная жизненная ситуация, объясняются игрокам их функции, обязанности и задачи.

В целом, в реализации игровых технологий, способствующих социальной адаптации инвалида, можно выделить несколько этапов:

I этап. Формирование группы и разработка сценария игрового сюжета. Величина группы зависит от степени тяжести последствий инвалидности и характера проблем участников, и, как правило, состоит из 2-5 человек. Состав группы определяется также стратегией подбора участников, она может быть разнородной, то есть включать участников с разной степенью инвалидности. Там, где позволяют условия учреждения социального обслуживания населения, рекомендуется подбор участников со сходной жизненной проблемой (например, одинаковая группа инвалидности, заболевание), в данном случае специалист по социальной работе будет иметь четкую направленность в выборе игровых форм и упражнений.

II этап. Проведение игры. Вводная часть занятия включает приветствие и ознакомление инвалидов с планом проведения комплекса игр и упражнений. Специалист по социальной работе встречает участников и приветливо, доброжелательно здоровается первый с каждым. Затем он планирует совместную работу, информирует собравшихся о порядке, содержании и последовательности игр и упражнений. Далее проводятся игровые упражнения в соответствии со сценарием.

III этап. Подведение итогов игры, когда происходит анализ и обобщение социальных умений и навыков, которые приобрели участники.

Закрепить полученные с помощью игровых технологий социальные умения и навыки возможно в форме социального тренинга, который помогает инвалиду освоить принятые в обществе социальные нормы, продуктивные способы поведения и взаимодействия, готовит к независимой жизни. Эффективность проведения социального тренинга можно оценивать по двум критериям. Первый из них – это уровень усвоения новых социальных умений и навыков в соответствии с поставленными в программе тренинга задачами, возможность их свободного выполнения как на тренинговых занятиях, так и в реальной жизни. Второй критерий характеризует соответствие усвоенного социального опыта жизненным целям инвалида.

Специалист по социальной работе до социального тренинга проводит индивидуальные консультации с целью помочь инвалидам определить, в какой мере новые социальные умения и навыки обеспечивают реализацию их жизненных целей.

В начале специалист по социальной работе комплектует группу и в соответствии с составом участников определяет цель, задачи и разрабатывает программу тренинга. При этом он способствует созданию положительных эмоций, которые обеспечивают желание человека приходить в эту группу и к этому тренеру постоянно до момента завершения программы. Проведение социального тренинга способствует осознанию личностных особенностей, привычек и представлений инвалидов о себе. В ходе проведения тренинга социальные умения и навыки закрепляются инвалидом в процессе игровой деятельности, когда «проигрываются» жизненные ситуации, которые нужно разрешить с помощью новых для участников социальных навыков умений. В заключение тренинга специалист по социальной работе и участники анализируют и оценивают результаты работы.

Последовательность включения гражданина с ограниченными возможностями здоровья в среду жизнедеятельности, его социальной адаптации осуществляется с помощью нескольких этапов: проведение социальной диагностики; включение в социальную группу; обучение решению проблемных ситуаций.

В целом социальная адаптация как технологический процесс, позволяет: включить инвалида в малую группу, помочь ему усвоить сложившиеся нормы, отношения, образцы поведения, развить умения и навыки общения, включится в доступную для него социально-профессиональную сферу.

Признаками социальной адаптированности инвалида являются: удовлетворенность своим положением в группе, сознательное поддержание норм и традиций, существующих в данном сообществе, стремление и готовность обогатить содержание, формы и способы взаимодействия с окружающими в объединении, толерантность.