Определение прав лиц оказавшихся в тжс. Тема: Правовая характеристика трудной жизненной ситуации

1. Профилактика трудной жизненной ситуации – деятельность по выявлению и предотвращению обстоятельств, способных нарушить жизнедеятельность гражданина, привести его в положение, представляющее опасность для жизни и (или) здоровья.

2. Профилактика трудной жизненной ситуации осуществляется путем реализации комплекса организационных, информационных, консультационных и иных мероприятий.

Почему мы должны ликвидировать таких людей? В какой-то момент нашей жизни они собираются поставить нас в сложную ситуацию, это может в конечном итоге усугубить чувства многих и даже умудряться иметь врагов, потому что они не знают, как контролировать свой язык. Многие сплетники - это небезопасные люди, которые хотят быть в центре внимания или хотят привлечь внимание, а кто не знает, отделяет реальность от спекуляций.

Их трудно идентифицировать, потому что они доминируют над искусством превращения или изменения вещей. Они всегда ищут цель и манипулируют ситуацией для ее достижения. Эти люди легко идентифицируются, поскольку они - те, кто не способен противостоять их эмоциям, в других случаях их мысли и даже сталкиваются с реальностями. Эмоционально неустойчивые люди.

3. Профилактика трудной жизненной ситуации осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенциями, с привлечением заинтересованных социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворителей и добровольцев.

4. Перечень мероприятий по профилактике трудной жизненной ситуации, а также порядок межведомственного взаимодействия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по осуществлению профилактики трудной жизненной ситуации определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Постоянно, изо дня в день, мы сталкиваемся с ситуациями, которые вызывают у нас некоторое дискомфорт, возможно, печаль, беспокойство или гнев. Иногда мы осознаем это, и мы хотели бы изменить это состояние ума, мы даже хотели бы, чтобы ситуация, в которой мы оказываемся, исчезает, поскольку это неприятно, но это часто невозможно, особенно когда мы сталкиваемся с трудными или невозможными ситуациями. изменить, например, потерю любимого человека. Похоже, что испытывать такие эмоции было чем-то нежелательным, чего мы должны избегать любой ценой.

Но разве эти реакции не являются естественными ответами на события, которые человек пережил на протяжении всей истории? Правда ли, что необходимо перестать их ощущать? И вполне логично думать, что в нашей повседневной жизни есть некоторые психологические страдания, то, что мы иногда называем дисфорией, и что мы можем суммировать как чувство беспокойства, грусти или гнева и всегда сопровождаемое определенными типами мыслей и чувства. Стоит уточнить, что этот тип «страданий» нельзя рассматривать так же, как мы, с физическим состоянием.

Основные сферы деятельности и профессиональные качества социального работника

Как профессиональная деятельность социальная работа общего профиля охватывает три широкие сферы:

1. социальная терапия на индивидуально личностном и семейном уровнях с целью социальной адаптации и реабилитации индивида и разрешения конфликтных ситуаций в контексте окружающей его среды;

Когда приходят эти мысли, чувства или болезненные чувства, мы не можем притворяться, что избавляемся от них немедленно и напрямую, поскольку эта поза приведет только к большему страданию и дискомфорту. И из-за социальных, культурных и экономических изменений мы создали время, когда «чувство пользы» является главной целью.

Что-то важное, чтобы подчеркнуть - это роль, которую играет язык, который резонирует в наших умах и через который мы видим, анализируем и судим мир, но иногда он искажает реальность. Хотя это кажется парадоксальным, тем больше мы считаем менее счастливыми, и это происходит потому, что мышление так сильно заставляет нас потерять контакт с миром. Если бы мы слушали наш внутренний голос, когда мы слышали голос другого человека, мы были бы более критическими, и нам удастся добиться большего. Значительная часть человеческих страданий порождается вторжением языка в тех ситуациях, когда оно нам не помогает, и, наоборот, это заставляет нас чувствовать себя плохо.

2. социальная работа с группой, причем группы могут классифицироваться: по возрасту (детские, молодежные или группы престарелых граждан), по полу, по интересам или схожим проблемам (конфессиональные, объединения одиноких родителей, матерей-одиночек, отцов-одиночек, группы бывших алкоголиков или наркоманов и др.). Часто социальным работникам приходится иметь дело с группировками асоциального или даже криминального характера (детская или подростковая преступность, бродяжничество, организованная проституция, наркомания, молодежные группировки асоциальной направленности и т. д.);

Пока мы пытаемся контролировать наш ум, мы фактически не контролируем его, а ментальный мир имеет разные правила для внешнего мира. Мы часто считаем, что мысль обладает способностью заставить нас чувствовать себя счастливыми, но это происходит только тогда, когда она мобилизует нас на действия. Если это не так, мышление может быть очень опасным. Это происходит, например, когда наше восприятие нас самих, иногда очень укоренившихся, отрицательно и порождает мысли такого типа: «Я глупый человек», и мы даем психическое содержание статус истины, но мы забываем об этом это «виртуальная реальность».

3. социальная работа в общине, по месту жительства. Она ориентирована на расширение сети социальных услуг, на укрепление общинных связей, создание благоприятного социально-психологического климата в местах компактного проживания людей, а также на организацию разного рода локальных инициатив, групп взаимопомощи и др.

Чтобы понять специфику социальной работы, нужно соотнести ее с благотворительностью, религиозной и светской, т. е. определить деятельность социальных работников как «профессиональную». Именно слово «профессионализм» и является ключевым при определении сути социальной работы ее элитой. В современном понимании используя термин «профессия», указывают на некий круг проблем и на набор приемов, с помощью которых эти проблемы можно выявлять и разрешать. Таким образом, каждая профессия базируется на специфической для нее системе знаний как теоретического, так и практического характера, а также на своих критериях успешного разрешения заданных проблем. Кроме того, каждая профессия вырабатывает особую систему этических принципов, задающую некие «правильные» способы взаимоотношений с клиентами, коллегами и внешними инстанциями. Образовательные учреждения и профессиональные ассоциации стоят на страже этих принципов, превращая их в правила поведения. Особенно явственно связь между операциональными и этическими компонентами деятельности выступает в тех профессиях, которые принято называть самыми гуманными. Эти профессии, самоопределяясь в духе научной объективности, часто ставят задачи «инженерии» человеческих отношений, но в любом случае все имеет конечную цель, определяемую интересами клиента. Знания, умения, понятия и нормы профессиональной деятельности передаются от поколения к поколению через систему профессиональной подготовки. Причем особое внимание уделяется выработке практических навыков, а также передаче профессиональных традиций непосредственно от опытных специалистов к новичкам.
Личность специалиста и ее профессионально-значимые качества формируются в процессе многоступенчатого отбора, под непрерывным давлением профессионального сообщества как группы людей, разделяющих общие интересы, взгляды, предрассудки, часто даже манеру выражаться и одеваться. С помощью развитой системы стимулов и санкций складываются внутренняя структура и единство профессии. Жизнеспособность профессий связана прежде всего с тем, что они обеспечивают эффективный способ решения специфических задач в условиях ограниченных ресурсов. Для индивида принадлежность к определенной профессии означает, с одной стороны, идентификацию с какой-либо значимой целью, придающей смысл всей его жизни, а с другой - являет собою некий достаточно объективный критерий личных достижений. Профессиональная организация означает, что сами специалисты осуществляют в известных пределах контроль над ресурсами и привилегиями. Это дает основания рассматривать профессиональные знания как своего рода собственность. И, наконец, нужно отметить, что каждая профессия старается четко ограничить круг вопросов, относящихся к компетенции специалиста, и в этом смысле создает нечто типа шор, сужающих его поле зрения.
Характер профессиональной деятельности требует от социального работника знакомства с широким кругом вопросов, начиная с организации системы социального обеспечения в целом и соответствующего законодательства, элементов социологии и экономики, и заканчивая конкретными, т. е. предполагающими знание прикладной психологии, приемами работы с «клиентами». Идея «профессионализма», задающая соответствующую модель и стандарт поведения, оказала огромное влияние на всю организацию социальной работы - от низовой до глобальной, поскольку создала то идейное единство, которое характеризует профессиональную группу как некое «воображаемое сообщество». Несмотря на разнообразие сфер специализации (разные категории клиентов, разные стили работы, разные теоретические подходы), во всех областях социальной работы определились некие общие особенности, которые позволяют считать этот род деятельности единой профессией, а не просто пестрым перечнем функций и организаций.
Квалифицированное содействие людям в решении их жизненных проблем определяет профессиональные особенности социальной работы. Профессия социального работника несколько тесно связана со смежными профессиями, что у кого-то могут возникнуть сомнения в ее самодостаточности как особой профессии, основательности ее претензий на равноправное положение среди «собратьев». От традиционных сфер деятельности, связанных с анализом и решением человеческих проблем (психологии, социологии, педагогики, юриспруденции и т. д.), социальная работа отличается прежде всего своим интегральным характером. Социальный работник поступает в какой-то мере и как психолог, и как социолог, и как педагог, и как юрист. Психологическими методами он пользуется, скажем, при диагностировании личностных проблем клиента или нейтрализации его сопротивления предлагаемым процедурам социальной терапии. К социологическим методам он прибегает при составлении социальной истории семьи или изучении общины. Педагогические методы применяются им при воздействии на установки и поведение клиента. Он выступает и как юрист, консультируя своего клиента по вопросам законодательства. Социальная работа близка и к медицине - не только тем, что в ней широко используется медицинская терминология (лечение, терапия, профилактика, клиника, патология и т. д.). Терминология выражает в данном случае некоторую общность в подходах к человеку. Более того, есть такие области медицины, которые с полным основанием можно отнести и к социальной работе: социальная реабилитация больных, медико-социальная помощь, социальная гигиена, патронаж. Что касается термина «патронаж», то в некоторых странах (Великобритания, Швеция) им как раз обозначается социальная работа в целом.
Социальный работник является в некотором смысле универсалом, но его универсализм имеет достаточно четкие предметные границы, задаваемые содержанием жизненных проблем клиента и возможными путями их решения. Он не подменяет психолога, социолога или педагога, равно как и те, даже вместе взятые, не могут подменить или заменить социального работника. В связи с этим укажем еще на одну принципиальную особенность социальной работы как профессии - на ее пограничный характер. Смысловое и инструментальное содержание социальной работы аккумулирует в себе пограничные элементы смежных профессий Оно не нацелено на «оккупацию» соседних территорий и их насильственное присоединение. Его вполне устраивает режим взаимного обмена информацией, инструментарием, технологиями. Методика психосоциальной работы, например, позаимствовала отдельные элементы классической психотерапии, не причинив, полагаем, ущерба ее статусу и авторитету.
Важно понять следующее отличие социального работника от педагога, психолога, социолога. Если психолог имеет дело с психикой человека, социолог - его социальными отношениями, медик - состоянием его физического и психического здоровья, а юрист - его правовым поведением, т. е. каждый из них приходит к человеку с какой-то одной, причем, «своей» стороны, то социальный работник воспринимает его как целостного индивида, в единстве его различных сторон. Можно сказать так, что в первом случае реализуется абстрактный подход к человеку, во втором - конкретный. Это целостное видение человека позволяет в какой-то степени уравнивать тенденцию его частичной «репрезентации» в отдельных науках и профессиях. Ценностная направленность действий психолога или социолога: от профессиональных ценностей к человеку как к ценности, в действиях социального работника наоборот: от человека как высшей ценности - к ценностям профессиональным.
Для социальной работы характерна ориентация на Реальных людей с их жизненными заботами и трудностями, для смежных профессий - на выполняемые ими социальные функции, реализуемые психические качества, соблюдаемые или нарушаемые нормы и т. д.
Важная особенность социальной работы как профессии, чего нет ни в одной из смежных сфер деятельности, - это ее посреднический характер.
Социальная работа немыслима без элемента посредничества, причем этот элемент оказывается не периферийным, а центральным. Посреднический характер социальной работы - это следствие ее интегральности и пограничности, направленности на целостного человека и ориентации на жизненные проблемы реальных людей. Необходимость посредничества между человеком и разного рода социальными институтами возникает тогда, когда первый не может самостоятельно реализовать свои права и возможности. В самом общем виде социальный работник выступает посредником между клиентом и социумом. Он содействует, с одной стороны, эффективной адаптации клиента в этом социуме, с другой стороны - процессу очеловечивания этого социума, преодолению его отчужденности от забот реальных людей.
При более содержательном рассмотрении посредничества можно обнаружить несколько направлений его осуществления: между клиентом и разного рода социальными институтами; между клиентом и другими специалистами (психологом, педагогом, медицинским работником, юристом); между другими специалистами, привлекаемыми к решению жизненных проблем клиента; между различными клиентами.
Эффективное осуществление посреднических функций возможно при выполнении определенных условий: понимание социальным работником проблем клиента, его способность к «тотальному вживанию» в клиента, смысл его проблем; способность социального работника к адекватному выражению и представлению (репрезентации) жизненных проблем клиента; знание посредником социальных ресурсов, которыми располагают различные учреждения и организации; знание социальным работником инструментальных возможностей смежных профессий, представители которых привлекаются к участию в решении проблем клиента; наличие общего «языка», обеспечивающего взаимопонимание разных специалистов и их эффективное сотрудничество; готовность социального работника стать по необходимости «переводчиком»; делегирование клиентом социальному работнику представительных полномочий; делегирование социальному работнику соответствующих полномочий со стороны государственных учреждений и организаций; признание права социального работника на частичное представительство смежных профессий; и, наконец, доверие сторон посреднику, что достигается благодаря его профессионализму и поддерживается безупречной работой.
Специализированная социальная работа используется в сфере труда и занятости, в здравоохранении и медико-реабилитационных службах, в системе образования, правозащиты, пенитенциарных учреждений, в вооруженных силах.
Социальная работа осуществляется через деятельность системы социальных служб и социальных учреждений, в индустриально развитых странах называемых институтом социального благосостояния. Его основная задача состоит в том, чтобы проводить в жизнь социальную политику государства, содействовать нормальному функционированию социальной среды и поддерживать социальную стабильность в обществе посредством оптимизации жизнедеятельности человека. В данный социальный институт входят: государственные учреждения, общественные и частные организации, составляющие целостную систему социальной защиты, социального обеспечения и социального обслуживания населения; высшие и средние специальные учебные заведения, готовящие специалистов для данной отрасли.
В основе социальной работы - профессии находится определенный функциональный стандарт, связанный с оказанием конкретных видов помощи разнообразным группам в соответствии с задачами и основами экономической, политической и правовой политики конкретного социально ориентированного государства. В связи с введением образовательного стандарта по подготовке социальных работников в него включен и специальный предмет - «социальная работа», задачи которого связаны с формированием профессионального самоопределения.
Социальная работа как практическая деятельность направлена на поддержку, развитие личности, реабилитацию индивидуальной и социальной субъектности человека. Она осуществляется на профессиональном и непрофессиональном уровне. Непрофессиональный уровень социальной работы - это добровольная (благотворительная) помощь. Профессиональная социальная работа реализуется через функционирование целого ряда специализаций, направленных на решение конкретных проблем человека (медицинских, юридических, экономических, воспитательных и т. д.).
Цели социальной работы, независимо от модели теоретического обоснования и практики, связаны с поддержанием личности клиента, а задачи социальной работы меняются в зависимости от сфер социальной практики, характера проблем клиентов, социально-психологических особенностей клиентов, условий конкретного социума. Поэтому в различных странах задачи социальной работы, а также средства ее осуществления различны и определяются социокультурным контекстом и традицией.
В число основных задач и профессиональных обязанностей социального работника входит:

Если ваш ответ «да», вы поймете, что то, что наиболее глубоко определяет нас, - это не те аспекты, которые мы сначала считаем теми, которые находятся на поверхности, но довольно глубокие, что остается, несмотря на изменения, которые мы можем иметь в жизни.

Представьте себя на пляже с волнами. Если мы пойдем лобовым, против них, удар, который они нам дают, может поразить нас и даже бросить нас в море. Но если мы ставим себя перед пляжем, позволяя волнам подтолкнуть нас к нему, это будет очень просто. Вышеприведенная метафора того, что значит принимать, - это открывать чувства, мысли или эмоции, а не бороться и пропускать их, не пытаясь что-либо изменить их. Принятие неизбежных мыслей, чувств или эмоций делает их, в некоторых случаях менее раздражающими, но не обязательно.

§ оказывать помощь индивидам и группам, осознавать и устранять затруднения личного, социального, экологического и духовного характера, неблагоприятно влияющие на них;

§ помогать людям справляться с этими затруднениями путем поддерживающего, реабилитирующего, защитного или корректирующего воздействия;

§ защищать беспомощных в соответствии с законом, прибегая к использованию власти;

Преимущество принятия заключается не в том, что более приятно не согласиться, а скорее отказаться от бесполезной борьбы, борьбы, которая истощает человека и даже становится его главной проблемой. Поэтому, чтобы оставить позади психологические проблемы, необходимо знать, какие области жизни они хотят восстановить и реализовать некоторые цели.

Сначала определите некоторые цели, они должны быть реальными, достижимыми, конкретными, чтобы сделать эту помощь с этой таблицей. Когнитивно-поведенческий терапевт. Специалист по поведенческой медицине.

  • Ум или жизнь.
  • Подход к приемке и приверженности терапии.
Как научиться принимать трудные решения.

§ способствовать более широкому использованию каждым клиентом собственных возможностей для социальной самозащиты;

§ использовать все средства и источники для социальной защиты нуждающихся в этом людей и др.

Рассматриваемый круг задач со всей определенностью показывает, что они включают в себя широчайший диапазон тех навыков и умений, которые потребуются социальным работникам для их выполнения. Если рассматривать в контексте с задачами социальной работы круг основных обязанностей, которые должен выполнять социальный работник как профессионал, то в основном это выглядит следующим образом: создавать и поддерживать рабочую обстановку и атмосферу; выявлять и преодолевать негативные чувства, которые влияют на людей и на него самого; опознавать и преодолевать в отношениях с людьми агрессию и враждебность; содействовать предоставлению физической заботы нуждающимся и престарелым; наблюдать, понимать и интерпретировать поведение и отношения между людьми; общаться вербально и письменно; организовывать и вести беседу в различных обстоятельствах; вести переговоры, выступать по радио и т. д.
Поле деятельности социального работника очень широко: в микрорайонах и на предприятиях он выявляет лиц, нуждающихся в социально-медицинской, юридической, психологической, материальной помощи; содействует интеграции деятельности различных государственных организаций и учреждений по оказанию социально-экономической помощи населению; помогает в семейном воспитании; проводит работу с пенсионерами, инвалидами, детьми; участвует в работе по созданию центров социальной помощи, социальной реабилитации; работает с несовершеннолетними правонарушителями и людьми, вернувшимися из заключения, и т. д.
Рассматриваемые задачи социальной работы, роли, функции и обязанности социального работника не исчерпывают всей его деятельности, но они позволяют проследить и выявить главную, стержневую идею, как бы объединяющую все остальные слагаемые трудной и крайне необходимой ныне профессии социального работника, а именно, умение, желание идти к людям, находить формы общения с ними, чтобы помочь им. То есть общение выступает как одна из главных ролей социального работника. При этом общение происходит на разных уровнях: социальный работник как представитель государства, оказывающий помощь членам общества; социальный работник - группа, и наконец, социальный работник и клиент. Последнее наиболее значимо, так как в конечном счете самым главным является конкретный человек. Поэтому овладение навыками общения считается очень важным и значимым при подготовке социальных работников. К ним относятся:

Существует много типов решений. Взрослые люди, с того времени, как мы встаем, пока не вернемся спать, сталкиваются с тысячами ежедневных решений. Научитесь распознавать, какие решения будут иметь наибольшее влияние и действовать соответствующим образом.

Решение проблемы, которое мы увидим, позволит вам улучшить свои навыки принятия решений и лучше справиться со стрессовыми ситуациями в вашей повседневной жизни. Каждое решение, которое вы делаете, создает новые события. Научитесь принимать правильные решения!

Как научиться лучше принимать решения в трудные времена. Принятие решений является постоянным в нашей жизни. Но, недооценивая маленькие ежедневные выборы, есть избранная группа решений, которые будут иметь большое значение в среднесрочной и долгосрочной перспективе в нашей жизни. По этой причине научиться решать, что нам подходит в трудных ситуациях, требует рационального и логического мышления.

§ Умение выслушать других с пониманием и целенаправленно.

§ Умение выявить информацию и собрать факты, необходимые для анализа и оценки ситуации.

§ Умение создать и развивать отношения.

§ Умение наблюдать и интерпретировать вербальное и невербальное поведение, применять знания по теории личности и диагностические методы.

Например, записаться в спортзал, записаться в университет, устроиться на работу в другом городе за сотни миль от дома, а выбор имени сына или дочери - это такие решения, которые потребуют больше усилий и времени для размышлений о наших часть. Но благодаря пластичности мозга и нашей способности учиться мы можем улучшить функции мозга и когнитивные процессы, а также изучить новые стратегии мозга, которые позволят нам принимать более правильные решения.

Человек активно вовлечен в процесс, который начинается гораздо раньше от их мотивации, чтобы столкнуться с различными ситуациями. Определите принятое решение. Позитивная ориентация на проблему. Соберите соответствующую информацию. Оценка альтернатив. Эта стратегия, обобщенная здесь в 7 простых шагах, поможет вам активировать путь рационального мышления. Рациональное мышление позволит вам более эффективно принимать более эффективные решения.

§ Умение добиться доверия подопечных.

§ Умение обсуждать острые проблемы в позитивном эмоциональном настрое. ж) Умение вести исследования или интерпретировать выводы.

§ Умение посредничать и улаживать отношения между конфликтующими индивидами, группами.

§ Умение налаживать межинституциональные связи.

§ Умение интерпретировать социальные нужды и докладывать о них в соответствующих службах, институтах.

Вы можете сделать этот процесс с более или менее шагами, пока не сможете использовать его спонтанно, когда вам это нужно. Имейте в виду, что окружающая среда и ситуации, в которых вам придется решать процесс принятия решений, будут сложными и меняющимися. Таким образом, это не безошибочная формула, которая даст вам ответ на проблему. Это схема действий.

Какое решение вы столкнулись?

Этот первый шаг может показаться совершенно очевидным, потому что мы должны быть лицом к лицу с проблемой, и мы знаем, что это такое. Однако осознание имеет два преимущества: с одной стороны, это позволит вам подойти к этой конкретной ситуации и разместить вас в настоящий момент; и, с другой стороны, он откроет двери для начала процесса принятия решений, то есть он будет служить «триггером» для остальных шагов в последовательности последовательности действий.

§ Умение активизировать усилия подопечных по решению собственных проблем.

К этическим стандартам профессионального общения социального работника можно отнести следующие:

1. Социальный работник не должен участвовать в делах, связанных с ложью, обманом, подлогом.

2. Социальный работник должен четко разграничивать свои заявления и действия как частного лица и как социального работника.

В этом решении, какова будет ваша цель или цель?

Подумайте о своих интересах в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе. Например, перед небольшим дискомфортом в зубах Какие элементы могут повлиять в краткосрочной перспективе не на стоматолога? Мы увидим, что иногда это не требует глубокого и исчерпывающего анализа или высокой интеллектуальной способности, он просто пытается расширить перспективы.

У вас есть позитивное представление о решении, с которым вам приходится сталкиваться?

Действительно, очень важно попытаться позитивно относиться. Но это не значит, что вы должны увидеть все это в розовом. Люди с позитивным отношением к принятию решений верят в свои способности и находят в каждой ситуации жизни новую возможность учиться.

3. Социальный работник должен стремиться совершенствовать свои профессиональные знания и практический опыт, ставить служебный долг превыше всего.

4. Социальный работник должен направлять усилия на предупреждение негуманных или дискриминационных действий, направленных против одного человека или групп людей.

5. Социальный работник не должен использовать профессиональные отношения для достижения личных целей.

Вы искали полезную информацию для решения проблемы?

Чтобы убедиться, что информация, которую вы оцениваете, действительно актуальна, было бы целесообразно. Избегайте рассмотрения субъективных интерпретаций и суждений с сильной эмоциональной нагрузкой.

  • Сосредоточьтесь на объективных фактах и ​​только на фактах.
  • Избегайте возможных когнитивных уклонов.
«Подтверждение подтверждения» - это тенденция консультироваться только с близкими нам людьми, которые разделяют и поддерживают наши мнения. Представьте себе, что вы ищете новые точки зрения, чтобы решить, если вы сделаете еще один шаг в отношениях с вашим партнером, и вы спросите друга, с которым вы разделяете очень похожие мнения о жизни.

6. Социальный работник, занимающийся научной или исследовательской работой, должен проанализировать и предусмотреть ее возможные последствия для людей, убедиться, что участники исследования добровольно участвуют в нем, информировать об этом заранее и не оказывать на них давления (при этом сохранять конфиденциальность и уважать достоинство участников исследования).

Могли бы вы думать о нескольких выходах, чтобы решить ту же ситуацию?

Как вы думаете, вы получите более широкое видение того, что происходит? Еще одна когнитивная предвзятость - поддерживать «стойкие убеждения», то есть мнения, основанные на предыдущем опыте, без учета текущей ситуации. И он ответил: Мой отец - банкир. Реальность заключалась в том, что его отец после 30 лет работы в банке два года был уволен и уже был на новом этапе своего жизненного цикла. Речь идет о создании вариантов или альтернатив нынешней ситуации, а также о том, как все больше и больше меняется. Пока еще не время использовать рациональное или дедуктивное мышление, поэтому вы не должны судить или отклонять какие-либо идеи изначально как сумасшедшие или абсурдные, как вы думаете. Возможно, что некоторые элементы идеи будут полезны для вас, чтобы найти решение апостериори. Примите несколько точек зрения. Для этого вы можете использовать.

Как выбрать лучший вариант

  • Вначале неважно, что они действительны, сумасшедшие или совершенные.
  • Вы пробовали «Буря идей»?
Каждый человек другой, но вы уже это знаете!

7. Социальный работник должен защищать своих подопечных от дискомфорта, вреда, угроз, лишения каких-либо прав.

8. Социальный работник, анализирующий разнообразные случаи, может обсуждать их только с профессиональной целью и только с людьми, профессионально связанными с ними.

Информация, полученная в процессе исследовательской работы, должна считаться конфиденциальной. Что касается непосредственных этических обстоятельств социального работника перед клиентом, то:

1. интересы клиента всегда должны быть на первом месте;

2. социальный работник должен работать с клиентом доброжелательно, лояльно, упорно, максимально используя профессиональные навыки;

3. никогда не использовать взаимоотношения с клиентом для достижения личной выгоды;

4. никогда не проявлять, не способствовать, не участвовать в любой форме дискриминации на основе расовых предрассудков или в связи с полом, возрастом, вероисповеданием, национальностью, семейным положением, политическими убеждениями, умственными или физическими недостатками, или по какому-либо другому признаку или личностным характеристикам, условиям, статусу;

5. социальный работник должен информировать клиента о возможном риске, правах, возможностях и обязанностях, представляемых ему социальной службой. Следует советоваться с коллегами, руководителями, если это может оказаться полезным для клиента;

6. социальный работник может прервать работу с клиентом только в особых случаях, приняв при этом меры, чтобы нанести клиенту как можно меньший ущерб;

7. социальный работник должен стараться максимально давать возможность клиенту самоопределяться, т. е. принимать решения по поводу своих проблем, методов «лечения»;

8. социальному работнику не следует участвовать от имени клиента в действии, которое нарушает или подрывает гражданские или юридические права клиента.

Что касается такого важного этического момента, как конфиденциальность, то социальный работник должен:

§ уважать личную жизнь клиента и сохранять конфиденциальность всей полученной информации;

§ информировать клиента о границах ее конфиденциальности в каждой конкретной ситуации, целях получения информации и ее использования;

§ получить согласие клиента на печатание, запись разговоров, участие третьего лица; в отношении с коллегами должен быть уважителен, справедлив, честен, корректен.

Следует сотрудничать с коллегами для эффективного осуществления профессиональных интересов; относиться с уважением к мнениям, квалификации, достижениям коллег и использовать соответствующие каналы для высказывания суждений на этот счет.
К профессиональным качествам социального работника также нужно отнести следующее:

§ Социальный работник должен придерживаться и умножать цельность, этику, знание и миссию социальной работы.

§ Социальному работнику следует защищать достоинство и цельность профессии.

§ Социальный работник должен критически оценивать и быть в центре знаний, касающихся социальной работы.

§ Социальный работник должен участвовать в накоплении знаний социальной работы, делиться результатами исследований и практическим опытом с коллегами.

Нужно также выделять личные качества социального работника, отношение к работе и его навыки общения.
Личностные особенности: доброта, заботливость, честность, отзывчивость, приветливость, терпимость, человечность, общительность, сострадание, бескорыстность, уравновешенность. Навыки общения: внимание к другим, умение выслушать, обходительность, вежливое отношение к людям. Отношение к работе: добросовестность, исполнительность, ответственность, требовательность к себе.
Неприемлемыми для социальных работников клиента считают следующие качества: личностные особенности: нервозность, корысть, душевная черствость, высокомерие, нечестность, жестокость. Навыки общения: грубость, неуважение к старым людям, брезгливость, злость, невежливость, дерзость. Отношение к работе: безразличие к подопечным, постоянная спешка, безответственность, лень, недобросовестность, нежелание помочь, легкомыслие, несобранность, вымогательство.

Модели социальной работы

Социальное Моделирование – исслед-е о.познания на его модели; процесс построения модели
Моделирование – это метод исследования объектов познания на их моделях, выступ как аналоги оригинала.
Модель – упрощ-ое представл-е о. в форме, отлич-ся от о., но отраж-й его наиболее сущ-е св-ва.
Виды моделей: 1)содержат-ая (визуально-вербализованная): текст, график, таблица, макет, схема…; 2)когнитивная; 3)концептуальная – теория в виде модели; 4)имитационная (#деловая игра); 5)формальные – математич-е и компьютерные; 6)целевые; 7)описательные; 8)объяснительные; 9)прогностич-е.

Этапы моделирования :
1. формулируется математическая модель изучаемого объекта, процесса, явления
2. модель должна быть изучена при различных параметрах и используются численные методы
3. проведение вспомогательного, мысленного эксперимента
4. математическими методами обрабатываются данные наблюдений за поведением и состоянием реального объекта

На завершающем этапе проводится анализ результатов, сопоставления с другими данными.

Методы моделирования
1. логическое моделирование – оценка специалистами развития ситуации
2. математическое моделирование (статистическая работа)
3. метод прогнозирования по общей кривой
4. эконометрические модели
5. метод противодейственных функций

Особ. моделир-я соц. процесса: модели, кот. хор. Раб-ют в одних процессах, могут быть бесполезны в др.
Модель индивидуальна под конкретные усл-я. При модел-ии необходимо указывать перечень усл.

Модели теоретического обоснования социальной работы , появившиеся к началу 90-х годов в научной литературе, отражают не только результаты научных поисков ученых разных школ, но и ее эволюцию, изменения в самом содержании и формах социальной работы.

Каждая модель предполагает вполне определенное содержание социальной работы, методы и формы содействия нуждающимся, профилактику кризисов, возникающих у клиентов.

  • 2. Социальная жизнь общества как самоорганизующаяся и управляемая система
  • 2.1. Территориальная общность как самоорганизующаяся социальная система
  • 2.2. Муниципальное образование: организация местного самоуправления и государственного управления.
  • 3. Особенности комплексного социологического анализа процессов функционирования и развития социальной сферы
  • 3.1. Теоретико-методологические предпосылки комплексного
  • 3.2. Социально-экономическое развитие местного сообщества
  • 3.3. Ситуационно-диагностический анализ социальной жизни местного сообщества
  • 4. Личность и семья в поле социологического наблюдения
  • 4.1. Личность как объект и субъект социального взаимодействия
  • 4.2. Семья в зеркале социологического наблюдения и анализа
  • 5. Человек на рынке труда: запросы, потребности, интересы
  • 5.1. Коллектив как субъект социально-трудовых отношений
  • 5. 2. Управление процессами занятости населения на рынке труда
  • 6. Культурно-духовная жизнь общества в зеркале социологического анализа
  • 6.1. Культура как фактор формирования личности и социума
  • 6.2. Анализ культурно-духовных процессов в местном сообществе
  • 7. Социальная помощь населению в трудных жизненных ситуациях
  • 7.1. Концепция, система и функции социального обслуживания
  • 7. 2. Методы и технологии социолого-аналитического обеспечения
  • 8. Социальная безопасность и защита населения – функция социальной политики
  • 8.1. Социальная политика в трансформируемом обществе: векторы и условия эффективного решения социальных проблем
  • 8.2. Анализ социальной безопасности местного сообщества как управленческая концепция
  • Раздел II. Методы и технологии социологического анализа процессов управления социальной сферой
  • 9. Информатизация и технологизация социального пространства
  • Как объекта управления
  • 9.1. Социальное и информационное пространство как объект и предмет социологического анализа
  • 9.2. Технологии социологического анализа процессов социального управления местным сообществом
  • 10. Концепция мониторингового наблюдения процессов функционирования и развития социальной сферы
  • 10.1. Принципы и технологии организации мониторингового наблюдения социальной сферы местного сообщества
  • 10.2. Сущность и механизмы автоматизации наблюдения социальных процессов в местном сообществе
  • 11. Методы и технологии моделирования, диагностики и прогнозирования социальных ситуаций и процессов
  • 11.1. Методологические основы применения технологий мониторингового наблюдения и анализа
  • 11.2. Методы и технологии разработки концепций и программ
  • Местных сообществ
  • 12. Критические ситуации и конфликты в социальной сфере
  • 12. 1. Конфликтная ситуация как объект анализа и управления
  • 12.2. Технологии анализа и регулирования социальных конфликтов
  • Логические задания и проблемные вопросы
  • 13. Корпоративная культура управления социальной сферой
  • 13.1. Сущность и функциональные проявления корпоративной культуры управления социальной сферой
  • 12.2. Корпоративная культура как форма организации управления социальной сферой
  • 14. Социальное развитие России в современном мире: ступени
  • 14.1. Глобализация: венец человеческой цивилизации или угроза её дальнейшему развитию?
  • 14.2. Россия в системе глобального мироустройства: обретения и потери
  • Программа учебно – деловой игры "вектор"
  • 1. Социальная безопасность, защищенность и развитие структуры населения города и районной территории Энска как целостного муниципального образования (группа "Социум")
  • 2. Регулирование процессов трудозанятости и безработицы, создание эффективного рынка труда, оптимизация трудового потенциала города Энска (группа "Труд")
  • 4. Оптимизация деятельности органов местного самоуправления по антикризисной стабилизации и социальному развитию населения города Энска (группа "Самоуправление").
  • Мониторингового наблюдения и анализа
  • Ваши замечания, предложения, пожелания по существу
  • Литература по учебному курсу
  • 7. Социальная помощь населению в трудных жизненных ситуациях

    Концептуально социальное управление включает в пространство своего наблюдения и регулятивных воздействий всех членов общества как субъектов социальных отношений. Однако в фокусе внимания органов управления в первую очередь оказываются люди, находящиеся в трудных жизненных ситуациях, нуждающиеся в непосредственной помощи и поддержке. Законом трудные ситуации трактуются как совокупность условий, которые объективно нарушают нормальную жизнедеятельность индивида или социальной группы, ущемляют их права и насущные интересы, требуя помощи, специального социального обслуживания и поддержки. Проблемы организации такого рода управленческой деятельности в экстремальных условиях жизни тех или иных групп и слоев населения составляют особо важный предмет заботы органов местного самоуправления и государственных структур управления социальной сферой.

    7.1. Концепция, система и функции социального обслуживания

    населения местного сообщества

    Проводимые в обществе экономические реформы обусловили радикальные преобразования элементарных основ социальной жизни общества. Вторжение рыночных отношений в сложившуюся ранее систему распределения и потребления общественного продукта, последовавшие затем изменения форм собственности вызвали бурно развивающиеся процессы социальной дифференциации населения, рост цен на товары и услуги, всплеск преступности и массовых социопатий, особенно среди молодежи. Соответственно возрос общественный спрос на различные виды социального обслуживания депривированных групп населения, гуманитарную помощь и благотворительную деятельность государственных, общественных и частных организаций.

    Вместе с тем в эти же годы начала складываться широко разветвленная, многоуровневая и многопрофильная система социального обслуживания населения , представляющая собой целенаправленную деятельность социальных служб по материальной и морально-психологической поддержке, оказанию социально-бытовых, медицинских, психолого-педагоги­чес­ких, правовых услуг и материальной помощи, обеспечению социальной адаптации и реабилитации граждан, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях (см. рис.9).Структурно учреждения и предприятия социального обслуживания населения представлены на трёх организационных уровнях управления – государственном, региональном и муниципальном. На схеме также отражены сферы компетенции учреждений социального обслуживания соответственно уровням управления.

    В принятой Коллегией Минсоцзащиты в 1993 году "Концепции развития социального обслуживания населения в Российской Федерации" отмечалось, что осуществление радикальных социально-экономических реформ, усугубив кризисные процессы в обществе и сокращение ресурсов на социальное развитие, вызвали вместе с тем резкое возрастание потребности в них со стороны общества. Сокращение государственных расходов на здравоохранение, образование, культурно- бытовое обслуживание населения одновременно сопровождалось усилением потребностей в квалифицированной помощи и социальных услугах.

    Последующий опыт функционирования системы социального обслуживания населения подтвердил её достаточно высокую эффективность, помог снять многие проблемы организации индивидуальной помощи нуждающимся и позволил приблизить Россию к общеевропейскому пониманию задач и функций управления процессами социального обслуживания населения в сложных и кризисных ситуациях.

    Принятой в тот период Концепцией предусматривалось, наряду с денежной помощью и поддержкой населения, оказание нуждающимся гражданам широкого комплекса прямых социальных услуг на базе создаваемой государством специализированной системы учреждений социального обслуживания населения. 1 При этом принималось во внимание вызванное кризисными процессами в обществе резкое сокращение государственных расходов на социальную сферу, разрушение её инфраструктуры, сокращение детских садов и лагерей отдыха. Отмечалась также тенденция значительного увеличения смертности, в том числе материнской и младенческой, распада значительного числа семей, роста беспризорничества и сирот ства, психических стрессов, неврозов и суицидов, алкоголизма и наркомании.

    Создание системы социального обслуживания призвано было снять или по крайней мере смягчить остроту этих проблем, скоординировать усилия государства и общественных, частных организаций по оптимизации социальных процессов в условиях экономических реформ.

    В Концепции содержались определения основных понятий, на которых строилась теоретическая трактовка сущности новой системы оказания социальной помощи населению. Рассмотрим некоторые из них более подробно.

    Социальная работа – профессиональная деятельность, осуществляемая профессионально подготовленными специалистами и их добровольными помощниками, направленная на оказание индивидуальной помощи человеку, семье или группе лиц, попавших в трудную для них жизненную ситуацию (информирование, диагностика, консультирование, прямая натуральная и финансовая помощь, уход и об

    Рис. 9. Система с оциального обслуживания населения РФ

    служивание больных и одиноких, педагогическая и психологическая поддержка и т.д.).

    Трудная жизненная ситуация – ситуация, которая воспринимается человеком как лично для него трудная, неприемлемая и объективно нарушающая его нормальную жизнедеятельность (падение жизненного уровня, инвалидность, безработица, распад, конфликты в семье, одиночество, насилие и другие ситуации).

    Социальная служба система государственных и негосударственных структур, осуществляющих социальную работу, имеющих в своём составе специальные учреждения для оказания социальных услуг и органы управления ими.

    Социальные услуги - действия работников социальной службы по оказанию помощи клиентам в трудной жизненной ситуации.

    Работник социальной службы – лицо, непосредственно оказывающее либо организующее помощь клиентам социальной службы и состоящее в штате социальной службы.

    Клиент социальной службы -- человек, семья или группа лиц, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации и добровольно обратившиеся в службу или поручившие службе защищать их права и интересы.

    Система социальных служб включает в свой состав государственную, муниципальную и негосударственную службы. К государственным службам относятся учреждения и предприятия социального обслуживания, органы исполнительной власти Российской Федерации и субъектов РФ, в компетенцию которых входит организация и осуществление социального обслуживания. К муниципальной службе отнесены те учреждения и предприятия, которые подведомственны органам местного самоуправления и муниципального управления. Учреждения и предприятия, создаваемые благотворительными, общественными, религиозными организациями и частными лицами, относятся к негосударственной социальной службе .

    Социальная служба ориентирована на выполнение ряда ответственных функций, в числе которых особенно важное значение имеют:

    а) Функция социальной помощи (выявление и учёт семей, отдельных лиц, групп и слоёв населения, остро нуждающихся в социальной помощи и поддержке; профилактика бедности; оказание надомных услуг семьям и одиночкам, нуждающимся в постороннем уходе, доставке продуктов и лекарств, лечении; содействие развитию нетрадиционных форм дошкольного, школьного и внешкольного обучения и воспитания; организация временного или постоянного пребывания лиц, нуждающихся в услугах стационарных социальных учреждений).

    б) Функция социального консультирования и реабилитации (консультирование специалистов – юристов, социологов, психологов, педагогов, врачей по вопросам трудоустройства и профессионального выбора, регулированию внутрисемейных отношений, медико-психологической и социальной реабилитации лиц с отклоняющимся поведением и т.п.).

    в) Функция информирования населения, анализа и прогнозирования социальных нужд (распространение среди населения рекомендаций и советов по разрешению сложных жизненных ситуаций, медико-психологических, социально-педагогических, правовых и иных знаний, изучение специалистами социальных ситуаций и проблем, а также путей их решения).

    г) Функция участия социальных служб в реализации чрезвычайных мер по преодолению последствий стихийных бедствий, техногенных аварий и катастроф, социальных конфликтов (участие социальных работников и специалистов в составе выездных бригад в кризисные районы в целях оказания непосредственной помощи населению).

    Социальная помощь может быть прямой, непосредственно адресованной обратившемуся за ней человеку (защита его прав и интересов, улучшение условий жизни, снятие стрессовых состояний и т.п.), а также и опосредованной - через работу с социальным окружением клиента (семья, члены рабочего коллектива, друзья, соседи). К оказанию помощи могут привлекаться не только государственные органы, но и общественные организации, частные лица.

    По основным видам социального обслуживания населения установлены государственные стандарты, определяющие требования к объему и качеству предоставляемых услуг, порядку и условиям их оказания. Подготовка нормативных документов, регулирующих деятельность конкретных учреждений социального обслуживания, осуществляется на местах с учётом общих государственных стандартов и на основе рекомендаций, разрабатываемых отраслевыми научно-исследовательскими учреждениями и утверждаемыми органами Министерства труда и социального развития РФ.

    На территории России действуют более тысячи стационарных учреждений социального обслуживания престарелых и инвалидов, функционируют дома-интернаты, реабилитационные и геронтологические центры. Стабильно работают свыше 1700 учреждений и служб, оказывающих социальные услуги в нестационарных и полустационарных условиях (надомное обслуживание, центры дневного пребывания и т.п.). К началу 2001 года 2444 учреждения специализированных социальных служб оказали квалифицированную помощь более чем семи миллионам человек. Число детей, охваченных организованными формами отдыха, оздоровления и занятости в 2000 г. составило около девяти миллионов человек. Большая и постоянная работа ведется по оказанию социальной помощи лицам, пострадавшим вследствие радиационных катастроф и испытаний ядерного оружия.

    В России сформированы основы реабилитационной индустрии как промышленной базы социальной защиты населения, объединяющей около 200 предприятий - производителей технических средств помощи инвалидам. Важное значение в развертывании системы социального обслуживания населения имеет подготовка квалифицированных специалистов. В системе Минтруда РФ функционируют 40 специальных учебных заведений начального и среднего профессионального образования, где обучаются свыше семи тысяч инвалидов.

    В целом в России складывается новая концепция социального образования и адекватная ей система подготовки кадров. Социальное образование реализует в нашем обществе четыре основных функции - профессиональную, духовно-нравственную, социокультурную и гуманитарную. Отечественная система социального образования носит непрерывный характер и разделяется на начальное (профессиональные и медицинские училища, лицеи), среднее специальное (колледжи, техникумы), высшее (уровень бакалавра), высшее с углубленной профессиональной подготовкой (университеты, академии), аспирантская и докторская послевузовская подготовка. В качестве базового образовательного и научно-исследовательского учреждения Министерства труда и социального развития РФ выступает Московский государственный социальный университет. Социальные работники готовятся и по программам международных проектов: только в 1999-2000 гг. российские специалисты прошли профессиональные стажировки в Великобритании, Швеции, Нидерландах, Германии и других странах.