Учет банковской гарантии в бухгалтерском учете - проводки по такой операции нужно производить в учете каждой стороны, связанной гарантийными обязательствами. Банковская гарантия в последнее время получила широкое распространение и эффективно применяется в качестве страховки для снижения платежных рисков. Поэтому востребованы и знания нюансов ее учета. Как отразить гарантию и уплаченную за нее комиссию на счетах бухучета, расскажем в нашем материале.
Банковская гарантия представляет собой письменное обещание кредитного учреждения заплатить компании (банку или иному кредитному учреждению) по договору, кредиту или долговой ценной бумаге за третью сторону, не выполнившую своих обязательств.
Банковская гарантия используется в коммерческой деятельности как инструмент страхования рисков.
Три основных определения, используемых при расшифровке термина «банковская гарантия», представлены ниже:
Каждое из указанных лиц рассчитывает на определенные бонусы при оформлении банковской гарантии:
Несмотря на то что принципал несет расходы по выплате комиссии по банковской гарантии, в некоторых случаях оформление такой гарантии — это единственная возможность получить долгосрочный и выгодный заказ.
По нормам бухучета все отражаемые на счетах операции должны подтверждаться документами. При этом не имеет значения, балансовые счета при этом задействованы или забалансовые.
Исходя из норм гл. 23 ГК РФ принципал и гарант не обязаны оформлять банковскую гарантию отдельным договором. Однако банкиры не доверяют устной форме договоренностей и описывают нюансы отношений с принципалом в отдельном документе — договоре о выдаче банковской гарантии.
Такой договор обычно содержит все необходимые данные, по которым бенефициар может произвести записи в своем учете (сумма гарантии, срок действия и т. д.).
Гарантия может быть оформлена и в электронной форме. Она составляется в виде электронного документа, который имеет такую же юридическую силу, как и бумажный аналог. Документы подписываются электронной подписью, которая и придает электронному документу юридическую силу. При необходимости бумажный вариант электронной гарантии можно запросить у банка.
С налоговыми нюансами учета банковской гарантии вас познакомят материалы:
Какими проводками банковская гарантия отражается в бухгалтерском учете, расскажем далее.
Для учета стоимости банковской гарантии у бенефициара предусмотрен забалансовый счет 008 «Обеспечения обязательств и платежей полученные». Списывается полученное обеспечение с забалансового учета по мере погашения задолженности. По каждому полученному обеспечению бенефициару необходимо вести аналитический учет.
По поводу отражения в бухучете банковской гарантии принципалом существует две позиции:
Позиция 1: принципал банковскую гарантию в своем учете не отражает.
Сторонники этой позиции объясняют свою точку зрения тем, что банковскую гарантию принципал:
Следовательно, отсутствуют основания для применения принципалом забалансовых счетов 008 «Обеспечения обязательств и платежей полученные» и 009 «Обеспечения обязательств и платежей выданные» для учета банковской гарантии.
Позиция 2: принципалу необходимо отразить банковскую гарантию за балансом.
Такой подход позволяет:
От того, насколько достоверна отражаемая на забалансовых счетах информация о банковской гарантии, зависит точность оценки внешними пользователями бухгалтерской отчетности состояния кредиторской задолженности принципала. Особое значение отражение в учете принципала банковской гарантии приобретает в том случае, если сделка крупная и подлежит раскрытию в бухгалтерской отчетности.
Что по закону признается крупной сделкой, узнайте
Принципалу не всегда удается своевременно выполнить обязательства перед бенефициаром. В таком случае бенефициар может письменно потребовать у гаранта выплату неполученной по договору суммы.
После получения от бенефициара документов и рассмотрения его требования на соответствие условиям выданной гарантии гарант принимает решение о выплате долга принципала (ст. 374-375 ГК РФ).
После признания претензии гарантом бенефициар производит в учете следующие записи:
Банк сообщает принципалу:
Получив уведомление из банка, принципал в своем учете отражает регрессные требования банка. Какие используются проводки по оплате банковской гарантии, покажем на примере.
ООО «Гринвич» оформило банковскую гарантию сроком на 1 месяц, но за этот период не сумело выплатить продавцу ООО «Коррида» предусмотренную договором купли-продажи сумму 12 378 533 руб. Банк, погасивший это обязательство за ООО «Гринвич», потребовал от него возмещения уплаченной суммы.
В учете принципала появятся две проводки:
Разобраться с тем, какие проводки применяются для учета разнообразных хозяйственных операций, помогут публикации:
Рассмотрим пример, помогающий бенефициару сориентироваться по основным проводкам в бухучете.
ООО «Трейдинг» закупило партию товаров стоимостью 1 693 461 руб. на условиях отсрочки платежа. Продавец ПАО «Поставка» затребовал в качестве обеспечения обязательства по оплате банковскую гарантию.
Проводки у бенефициара (ПАО «Поставка») после получения гарантии и поставки товара:
Покупатель в обозначенный договором срок товар не оплатил. ПАО «Поставка» направило в банк письменное сообщение о необходимости уплаты долга принципала по банковской гарантии, приложив необходимые документы.
После рассмотрения документов и их проверки банк перечислил деньги по гарантии. В учете ПАО «Поставка» произведены следующие проводки:
Если бы покупатель вовремя погасил задолженность за товар, в учете бенефициара было бы значительно меньше бухгалтерских проводок. Всё ограничилось бы отражением и списанием полученного обеспечения на забалансовом счете.
Выдача гарантии — это платная услуга. Комиссия кредитного учреждения за выдачу гарантии может устанавливаться по-разному:
Кроме того, гарант может устанавливать дополнительные условия оплаты комиссии по выдаче банковской гарантии. Он может потребовать от принципала уплатить комиссию единовременно всей суммой или выплачивать частями в течение срока действия гарантии.
Всё это оказывает влияние не только на порядок бухгалтерского учета данного вида расходов, но и требует от принципала дополнительной проработки своей учетной политики (об этом расскажем в последующих разделах).
Что учесть при составлении учетной политики в 2019 году, узнайте в этой публикации .
Поставщик дорогостоящего оборудования или продавец здания может поставить обязательным условием при заключении договора с покупателем наличие банковской гарантии. В бухучете покупателя вознаграждение гаранту будет признаваться расходом. Однако учет этого расхода будет различным в зависимости от того, в какой момент он осуществлен: до постановки купленного имущества на учет или после него. В каждом случае применяется свой набор бухгалтерских проводок по отражении комиссии за выдачу банковской гарантии.
Какие используются проводки по учету банковской гарантии у принципала в такой ситуации? Сумма вознаграждения гаранту включается в стоимость приобретенного актива, так как этот расход непосредственно связан с его приобретением (п. 6 ПБУ 5/01«Учет материально-производственных запасов», п. 8 ПБУ 6/01 «Учет основных средств»).
Для такого случая применяется следующий набор проводок:
Указанная учетная схема отражает проводки по оплате банковской гарантии и по ее отражению в составе кредиторской задолженности до момента перечисления денег принципалом.
ПАО «Современные технологии» планирует приобрести офисное здание стоимостью 150 364 199 руб. у ООО «Недвижимость+». В качестве обеспечения обязательств покупатель предоставил продавцу банковскую гарантию.
Условия предоставления гарантии:
ПАО «Современные технологии» уплатило комиссию и выкупило у продавца недвижимость. В бухучете произведены записи:
Бухгалтерские проводки |
Сумма, руб. |
||
Дебет |
Кредит |
||
6 014 568 |
Перечислена комиссия банку-гаранту |
||
6 014 568 |
Сумма вознаграждения гаранту учтена в стоимости здания |
||
150 364 199 |
Стоимость здания отражена в составе внеоборотных активов |
||
156 378 767 (150 364 199 + 6 014 568) |
Здание учтено в составе основных средств принципала |
О нюансах налогового учета банковской гарантии рассказываем в этой статье.
Здесь нормы бухучета не позволяют учесть сумму вознаграждения гаранта в первоначальной стоимости актива. После того как учетная стоимость имущества сформирована, изменять ее не разрешается.
В такой ситуации признается прочий расход и производятся проводки:
Ситуация опасная, если вознаграждение гаранту, уплаченное до того, как первоначальная стоимость актива будет сформирована, будет учтено в составе прочих расходов. Это вызовет искажение величины налога на имущество, который рассчитывается по данным бухучета. Учитывая, что с 2019 года из налогооблагаемой базы исключается стоимость движимого имущества, неправомерное списание вознаграждения гаранту в составе прочих расходов исказит базу по налогу на имущество, если покупатель приобрел недвижимость.
Каким законом отменили налог на движимое имущество с 2019 года, узнайте
Расходы на оплату вознаграждения гаранту могут возникнуть у заемщика, когда оформление гарантии является одним из условий получения заемных средств. При таких обстоятельствах требуется учесть нормы ПБУ 15/2008 «Учет расходов по займам и кредитам»:
Как заемщик будет списывать допрасходы по займам, он должен указать в своей учетной политике:
Какие проводки применяются в бухучете в таком случае, смотрите на рисунке ниже:
Какой бы способ отражения расходов по займам в виде вознаграждения гаранту ни выбрал заемщик, используемые при этом счета бухучета будут одинаковыми.
Если для исполнения обязательств по госконтракту (или госзаказу) требуется получение банковской гарантии, суммы вознаграждений гаранту могут учитываться как:
Учитывать вознаграждение гаранту единовременно или постепенно, зависит от вида обязательств компании, обеспечиваемых гарантией:
Корреспонденция счетов для учета вознаграждения гаранту аналогична вышеописанным:
С нюансами заключения и исполнения государственных контрактов вас познакомят материалы нашего сайта:
У бенефициара и принципала при отражении банковской гарантии бухгалтерские проводки используются с применением балансовых и забалансовых счетов учета. Факт получения и списания гарантии фиксируется за балансом. А при отражении расходов по оплате комиссии за ее выдачу используется корреспонденция счетов 51 «Расчетные счета» и 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». Расходы на уплату вознаграждения банку за выдачу гарантии отражаются на счетах в зависимости от вида актива, для приобретения которого она оформлена. Если первоначальная стоимость актива не сформирована, а комиссия оплачена, ее сумма увеличивает первоначальную стоимость. В остальных случаях комиссия учитывается как прочий расход и отражается в бухучете на счете 91.2 «Прочие расходы».
Хорошо, когда есть инструкция, как поступить в той или иной ситуации. Вот ошибся человек, и ему сразу же предъявили план действий - удобно, и думать не надо. Только в современном мире это не всегда срабатывает, вариативность человеческих «косяков» неиссякаемая, поэтому никогда не существовало и не будет существовать универсальных советов относительно правильного поведения. Это же касается и развития бизнеса. Каждая фирма, как и человек, индивидуальна по-своему, поэтому не удивительно, что стандартные управленческие теории канули в Лету, освободив место для ситуационного подхода.
В теорию подход внес большой вклад. Центральным моментом здесь является ситуация - некий набор обстоятельств, что влияют на деятельность организации. При использовании этого подхода руководители могут понять, какими приемами нужно пользоваться, чтобы достичь цели при определенной сложившейся ситуации.
Точно так же, как и системный, ситуационный подход - это своеобразный способ мышления об организационных проблемах и их решениях, а не свод правил и указаний. Этот подход пытается связать воедино конкретные приемы с соответствующими им ситуациями, чтобы достигать целей компании наиболее эффективным методом.
В целом, именно так можно описать этот прием в управленческой деятельности: в фирме складывается какая-то ситуация, менеджер анализирует ее, применяет методы по устранению проблем и делает работу персонала более эффективной.
К началу 60-х годов прошлого века сформировалось достаточно много научных школ управления. Каждая из них по-своему демонстрировала процесс дифференциации в сфере научных исследований проблем управления. Возможно, именно это привело к тому, что ученые стали пытаться объединить школы и направления на базе одинаковых концепций. В то время ученые пытались приостановить научных исследований, из-за которого управленческая теория превратилась в настоящие джунгли.
В 1964 году на собрании Американской академии менеджмента была принята резолюция о создании «Единой теории управления», что могла бы объяснить все явления, с которыми может столкнуться руководитель в управленческой практике. А также согласовать различные и временами противоречивые концепции, создавая основу для применения практических советов.
Единой, так называемой объединяющей теорией оказалась новая ситуационная теория управления. Ее автором стал профессор Р. Моклер (университет Сент-Джонс, Нью-Йорк). Пускай автор и говорил, что глупо считать джунглями современную теорию управления, игнорируя при этом ситуационный подход, он не признавал его чем-то принципиально новым.
О ситуационном подходе к управлению упоминал еще в 1954 году П. Дракер в книге «Практика управления», там он сформировал основные черты этой теории. Вместе с ученым и его коллегами по школе необходимость анализа ситуаций для принятия решений отстаивали и другие теоретики. Моклер полагал, что попытка рассмотреть ситуационную теорию как объединяющую концепцию является исключительно новым веянием в менеджменте. Правда, ученый утверждал, что ситуационный подход сформировался не потому, что научное сообщество решило создать единственную теорию управления, а скорее из-за необходимости переориентировать теоретические наработки в практическое русло.
Моклер пытался объяснить причины такого отношения к управленческой теории следующим образом. Ситуации, в которых приходится действовать менеджеру, настолько разнообразны, что существующие теории не могут удовлетворить практические запросы. Иметь установленные принципы правления - это хорошо, но в жизни этого мало. Именно поэтому, сколько ни разрабатывай разнообразных теорий, менеджеры не будут на все 100% обеспечены практическим руководством к действию. Намного лучше разработать условные, ситуационные принципы, которыми можно воспользоваться при необходимости.
Разработка нового ситуационного подхода стала акцентировать внимание на исследовании реальных условий, в которых находится та или иная компания. На основании этих ситуаций должны разрабатываться специфические и уникальные организационные структуры. Ситуационный подход к управлению призывал менеджеров строить теоретические модели организации, где внешние факторы характеризовались набором контекстуальных, взаимосвязанных между собой переменных
Сторонники теории ситуационного подхода говорили, что управление должно решать три задачи:
Ситуационный подход в менеджменте наиболее детально был рассмотрен в работе «Организация и окружение» П. Лоуренса и Дж. Лорша. В исходном положении их теории говорилось, что априори не существует единственного способа организации, т. к. на различных этапах развития предприятий необходимо внедрять разные организационные структуры, отвечающие действительным нуждам компаний.
Такой подход подтолкнул других специалистов к разработке специфических организационных структур. Стоит отметить, что ситуационный подход в менеджменте повлиял на все школы управления. Так, появилась работа «Теория эффективности лидерства» Ф. Фидлера. Ученый пытался определить типы и ситуации группового поведения и предложить тот стиль правления, который подходил бы больше всего.
Подобные исследования применял и У. Уайт. Он хотел выявить типы поведения сотрудников и то, как на них повлияют различные методы руководства. Такие и подобные им исследования говорят о том, что ситуационный подход стал набирать популярности. Это значило, что научное сообщество отошло от стремления сформировать универсальные принципы управленческой деятельности.
Об этой теории можно сказать следующее: она имеет свои «входы» и «выходы» и активно приспосабливается к весьма изменчивой внешней и внутренней среде. Исходя из этого, основные причины происходящего в организации нужно искать за ее пределами - там, где она реально функционирует. В этом подходе стало ключевым понятие проблемной ситуации. Стоит отметить, что теория никоим образом не оспаривает другие управленческие принципы, но утверждает, что для успешного достижения целей организация должна применять приемы не только общего характера.
Любое управленческое решение должно варьироваться в зависимости от ситуации, ведь основное искусство руководства должно заключаться в умении правильно выбирать приемы, чтобы справиться с проблемными ситуациями.
Ситуационный подход в организации опирается на четыре главных положения, и все они касаются работы руководителя. Ведь именно от него зависит судьба фирмы:
Несмотря на то что ситуационный подход, в отличие от других управленческих теорий, наглядно показывает, что нет лучшего способа управления в принципе, были ученые, которые не совсем это понимали. Они продолжали настойчиво доказывать, что нужно полагаться на науку. Но если описать вкратце действия менеджера, то становится понятно, что именно ситуационный подход применим в менеджменте, а не научные догмы со своими нерушимыми укладами.
Возьмем, к примеру, исследования одного ученого, который утверждал, что априори не может существовать науки управления, ибо руководство - это искусство, не поддающиеся правилам и не подлежащее расшифровке.
Профессор Мичиганского университета Дж. Одиорне говорил, что невозможно подвести управленческую деятельность к определенным закономерностям, нормам и правилам. Существующие теории весьма упрощенно рассматривают то многообразие ситуаций, с которым приходится сталкиваться менеджеру. Эмпиризм Одиорне сводится к неповторимому и уникальному опыту руководителей. Чтобы достигнуть этого опыта, нужно не только исследовать сложившуюся ситуацию, но и учиться выживать.
Также Одиорне отмечал, что большинство обстоятельств, окружающих менеджера, не поддаются абсолютно никакому анализу, поэтому он назвал 5 причин, почему невозможно создать науку управления:
Человек сложен по своей природе, и условия, в которых ему приходится постоянно действовать, никогда не станут настолько простыми, чтобы можно было их рассматривать в разрезе математических формул. Что касается ситуационной теории, она должна быть экзистенциалистской, поскольку ее исходным пунктом является человек - субстанция нестабильная и неоднозначная. Вот такая суть применения ситуационного подхода: только человек, его накопленный опыт и способность анализировать помогут в управленческой деятельности.
Традиционные школы управления пытались определить принципы, относящиеся к функциям управления. Этот комплекс теоретических знаний о том, как должны работать руководители, традиционно рассматривается как научный компонент управления. Применение этих принципов на практике традиционно рассматривалось как искусство, т.е. как нечто, чего можно достичь только через опыт, методом проб и ошибок. Ситуационный подход внес большой вклад в теорию управления, используя возможности прямого приложения науки к конкретным ситуациям и условиям. Центральным моментом ситуационного подхода является ситуация, т.е. конкретный набор обстоятельств, которые сильно влияют на организацию в данное конкретное время. Из-за того, что в центре внимания оказывается ситуация, ситуационный подход подчеркивает значимость «ситуационного мышления». Используя этот подход, руководители могут лучше понять, какие приемы будут в большей степени способствовать достижению целей организации в конкретной ситуации.
Ситуационный подход, разработанный в конце 60-х годов не считает, что концепции традиционной теории управления, бихевиористской школы и школы науки управления неверны.
* В оригинале contingency approach - вероятностный, зависящий от случайностей, обстоятельств, от ситуации. Используя наиболее адекватный термин «ситуационный подход», не следует путать его с «методом ситуаций» (case method), широко применяемым в обучении менеджеров путем анализа конкретных примеров, случаев из практики управления. Метод ситуаций - основа методологии обучения в Гарвардской школе бизнеса, самой престижной в США, где накоплены многие сотни глубоко проработанных ситуаций по разнообраз-ейшим аспектам управления. Такой подход характерен для весьма влиятельной и эмпирической школы в правлении, где опыту придается большее значение, чем научным методам. {Прим. научн. ред.)
Системный подход, с которым ситуационный тесно связан, пытается интегрировать различные частичные подходы14. Он также подчеркивает неразрывную взаимосвязь между управленческими функциями и не рассматривает их по отдельности.
Рассмотрение ситуации как важного явления не является чем-либо новым в управленческой теории. Идя намного впереди своего времени, Мери Паркер Фоллетт еще в 20-е годы говорила о «законе ситуации». Она отмечала, что «различные ситуации требуют различных типов знаний», и что человек, обладающий знаниями применительно только к одной ситуации, стремится быть в хорошо управляемых деловых организациях, при прочих равных условиях, калифом на час х^. Два десятилетия спустя, в 1948 г. Ральф Стогдилл (университет штата Огайо) провел тщательное и скрупулезное исследование характерных качеств лидеров и также пришел к выводу, что именно ситуация по большей части определяет, какие черты и навыки нужны лидеру
Однако, лишь в конце 60-х годов управление и смежные дисциплины социальных наук получили достаточное развитие, чтобы справиться с переменными, влияющими на организацию и на эффективность управления в различных ситуациях. Такая увязка очень важна для сравнения стилей управления в различных культурах. Например, хотя многие организации недавно предприняли попытку заимствовать японские методы управления, успех может зависеть от отбора лишь тех методов, которые соответствуют культуре людей, которыми управляют.
Ситуационный подход и процесс управления
Как и системный, ситуационный подход не является простым набором предписываемых руководств, это скорее способ мышления об организационных проблемах и их решениях. В нем также сохранена концепция процесса управления, применимая ко всем организациям. Но ситуационный подход признает, что, хотя общий процесс одинаков, специфические
приемы, которые должен использовать руководитель для эффективного достижения
целей организации, могут значительно варьировать.
Напри мер, все организации должны создавать структуры для того, чтобы добиться
своих целей. Однако, существует множество различных способов построения организационных структур. Может быть создано много или мало уровней управления. Руководители среднего и низового звеньев могут получить большую долю участия в принятии решений, или наоборот - руководители высшего звена могут резервировать за собой право принимать самые ответственные решения. Если определенный род деятельности может логически соответствовать двум различным подразделениям, руководство должно решить, кто же из них будет конкретно заниматься этим. Например, научные исследования и разработки могут осуществляться под руководством вице-президента по маркетингу или по производству, но могут рассматриваться как важная самостоятельная функция с подчиненностью непосредственно президенту компании. Руководство должно определить, какая структура или прием управления наиболее подходит для данной ситуации. Более того, поскольку ситуация может меняться, руководство должно решать, как необходимо соответственно поменять организационную структуру, чтобы сохранить эффективность организации.
Ситуационный подход пытается увязать конкретные приемы и концепции с определенными конкретными ситуациями для того, чтобы достичь целей организации наиболее эффективно.
Ситуационный подход концентрируется на ситуационных различиях между организациями и внутри самих организаций. Он пытается определить, каковы значимые переменные ситуации и как они влияют на эффективность организации. Методологию ситуационного подхода можно объяснить как четырехшаговый процесс.
1. Руководитель должен быть знаком со средствами профессионального управления, которые доказали свою эффективность. Это подразумевает понимание процесса управления, индивидуального и группового поведения, системного анализа, методов планирования и контроля и количественных методов принятия решений.
2. Каждая из управленческих концепций и методик имеет свои сильные и слабые стороны, или сравнительные характеристики в случае, когда они применяются к конкретной ситуации. Руководитель должен уметь предвидеть вероятные последствия, - как положительные, так и отрицательные, - от применения данной методики или концепции. Приведем простой пример. Предложение удвоить зарплату всем служащим в ответ на дополнительную работу, вероятно, вызовет значительное повышение их мотивации на какое-то время. Но, сравнивая прирост затрат с полученными выгодами, мы видим, что такой путь может привести к разорению организации.
3. Руководитель должен уметь правильно интерпретировать ситуацию. Необходимо правильно определить, какие факторы являются наиболее важными в данной ситуации и какой вероятный эффект может повлечь за собой изменение одной или нескольких переменных.
4. Руководитель должен уметь увязывать конкретные приемы, которые вызвали бы наименьший отрицательный эффект и таили бы меньше всего недостатков, с конкретными ситуациями, тем самым обеспечивая достижение целей организации самым эффективным путем в условиях существующих обстоятельств.
В 60-80-е гг. велись интенсивные поиски взаимосвязей между типами среды и различными формами управления. Эти поиски к ситуационному подходу в управлении .
Ситуационный подход заключается в том, что для каждой производственной ситуации присущи свои конкретные методы управления. Поскольку на организацию влияет множество внутренних факторов и факторов внешней среды, то не может быть единого «лучшего» способа ею управлять. Наиболее эффективным способом управления в конкретной ситуации является тот, который будет оптимальным для данной ситуации.
Ранее рассмотренные школы основывались на определении принципов, относящихся к функциям управления. Они вместили в себя комплекс теоретических знаний о том, как должен работать руководитель, а применение этих принципов в управлении производством рассматривалось как искусство, достигаемое опытным путем. Ситуационный подход дал возможность прямо приложить науку к конкретным условиям и ситуациям. Центральным фактором ситуационного подхода является сама ситуация, т. е. комплекс обстоятельств, влияние которых на организацию в данное конкретное время самое сильное. Ситуация находится в центре внимания руководителя, что вынуждает его мыслить ситуационно. Именно это помогает руководителю выбрать тот метод управленческого воздействия, который в данной ситуации будет в наибольшей мере способствовать достижению цели организации.
Ситуационный подход не отрицает правильности теоретических концепций управления с момента их возникновения и до настоящего времени. Его следует рассматривать как способ мышления об организационных противоречиях и их устранении. Он не отрицает концепции процесса управления, характерной для всех организаций, но утверждает, что хотя общий процесс одинаков, конкретные методы воздействия, которые использует руководитель для достижения цели организации, могут быть абсолютно разными.
Таким образом, ситуационный подход эффективно увязывает конкретные приемы и научные воззрения с конкретными ситуациями для достижения целей организации. Оптимальное решение есть функция факторов среды в самой организации (внутренние переменные) и в окружающей среде (внешние переменные). В данном подходе сделана попытка интегрировать отдельные аспекты исторически предшествующих школ управления путем сочетания отдельных приемов.
Методология ситуационного подхода может быть представлена как четырехшаговый процесс.
1. Руководитель должен быть знаком со средствами профессионального управления, которые доказали свою эффективность; системный анализ, методы планирования и контроля, количественные методы принятия решений.
2. Каждая из управленческих концепций и методик имеет свои сильные и слабые стороны или сравнительные характеристики в случае, когда они применяются к конкретной ситуации. Руководитель должен уметь предвидеть вероятные последствия, как положительные, так и отрицательные, от применения данной методики или концепции. Приведем простой пример. Предложение удвоить заработную плату всем служащим за дополнительную работу, вероятно, вызовет значительное повышение их мотивации на какое-то время. Но нередко затраты превышают полученные выгоды, что может привести к разорению организации.
3. Руководитель должен уметь правильно интерпретировать ситуацию. Необходимо правильно определить, какие факторы являются наиболее важными в данной ситуации и какой вероятный эффект может повлечь за собой изменение одной или нескольких переменных.
4. Руководитель должен уметь увязывать конкретные приемы, которые вызвали бы наименьший отрицательный эффект и имели бы меньше всего недостатков, с конкретными ситуациями, тем самым обеспечивая достижение целей организации самым эффективным путем в условиях существующих обстоятельств.
В 80-е гг. возросло значение организационной культуры как сильного инструмента управления. Зародившись в Японии, эта идея доказала свою высокую жизнеспособность не только на японских предприятиях, но и широко распространилась в США и странах Западной Европы. Культура вообще, а в частности управленческая, по силе воздействия на людей оказывает влияние, равное организации, и используется как эффективный управленческий инструмент. Главный потенциал для прогрессивных изменений заложен в самом человеке, в его сознании и культуре. Было доказано, что культурные стереотипы поведения человека в организации оказывают прямое воздействие на конечные результаты производственной деятельности.
Характерной особенностью 90-х гг. было то, что управленческая мысль развивалась в трех основных направлениях . Первая из них связана с повышением уровня материально-технической базы современного производства и оказания услуг. Во всем мире усилилось влияние научно-технического прогресса на достижение целей организации и повышение конкурентоспособности продукции. Управленческая мысль направлена на управление операциями и повышение уровня производительности путем синтеза деятельности людей и использования технологических факторов производства. В целом эту тенденцию можно характеризовать как усиление «технократизма » на новой, более совершенной технической базе.
Второе направление проявилось в усилении внимания, с одной стороны, к организационной культуре , а с другой - к различным формам демократизации управления : участие рядовых работников в доходах предприятия и в собственности, осуществление ими управленческих функций. Это направление зародилось в 30-е гг., однако в американской экономике развивалось довольно медленно. В Японии и Европе оно получило более широкое распространение. Но в настоящее время и в США оно приняло широкие масштабы и стало объективной реальностью ведения хозяйства в условиях рынка.
Третьей особенностью эволюции управленческой мысли является усиление международного характера управления - международный менеджмент . В это время большинство развитых стран перешло к открытой экономике, в результате резко усилилась международная конкуренция, повысился уровень кооперации производства, произошел рост транснациональных корпораций. Международный менеджмент ставит ряд новых проблем перед теорией и практикой управления.
Внимание управленческой мысли сейчас приковано к таким важным вопросам международного менеджмента, как определение общих особенностей и выделение специфических универсальных форм и методов управления, наиболее эффективное выполнение функций управления в условиях разных стран, приспособление к национальной местной среде и ряд других.
Вопросы для обсуждения
1. Понятие школ и подходов к управлению.
2. Научный менеджмент.
3. Сущность доктрины человеческих отношений.
4. Концепция управления с позиции науки о поведении.
Похожая информация.
Ситуационный подход к управлению является вероятностным подходом, который зависит от случайностей, обстоятельств, в целом от ситуации. Этот подход все более прочно занимает ведущие позиции в разных отраслях, поскольку он позволяет проводить установку связи различных разделов и учений науки, а также связь между практической деятельностью и рекомендациями.
Ситуационный подход в управлении дает возможность диагностировать ситуации с целью решения основных задач, проводить формулировку целей, изучать характеристики и факторы соответствующих ситуаций, влияющих на процесс принятия решений в управлении.
Центральный момент в ситуационном подходе — ситуация, которая представляет собой определенный набор обстоятельств, сильно влияющих на компанию в данное конкретное время.
По той причине, что в центре внимания подхода становится ситуация, ситуационный подход к управлению определяет значимость «ситуационного мышления». С помощью использования ситуационного подхода в управлении, менеджеры могут лучше определить совокупность приемов, которые в большей степени будут способствовать достижению цели компании в конкретных ситуациях.
Ситуационный подход к управлению был разработан в конце 60-х годов, но он не считал концепции традиционной теории управления, включая бихевиористскую школу и школы науки управления, неверными. Ситуационный подход в управлении тесно связан с системным подходом в попытках интегрирования различных частичных подходов. Также он подчеркивает неразрывную связь управленческих функций, не рассматривая их по отдельности.
Ситуационный подход в управлении нельзя считать простым набором предписываемых руководств. Он представляет собой в большей степени способ мышления об организационных проблемах и их решение. В ситуационном подходе сохраняется концепция процесса управления, которая может применяться к любой компании. При этом ситуационный подход в управлении признает, что, хотя общий процесс одинаковый, специфические приемы для использования руководителем в эффективном достижении целей, могут значительно варьироваться.
Ситуационный подход к управлению пытается связать определенные приемы и концепции с конкретными ситуациями с целью достижения целей предприятия с наибольшей эффективностью.
Ситуационный подход в управлении сконцентрирован на ситуационных различиях компаний и внутри них. С помощью данного подхода можно определить значимые переменные ситуации и их влияние на эффективность предприятия.
Методология ситуационного подхода объясняется в качестве процесса из четырех шагов:
ПРИМЕР 1
Задание | Определить особенность, характеризующую ситуационный подход к управлению:
1) Связь определенных приемов и концепций с конкретными ситуациями, |