Социальное страхование. Сходство и отличия социального страхования и социального обеспечения. Преимущества каждого вида


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение……………………………………………………………………………...3

Глава 1 Понятие обязательного социального страхования в России……………5
1.1. История развития системы обязательного социального страхования в России………………………………………………………………………………...5
1.2.Особенности российского законодательства в области обязательного социального страхования………………………………………………………..…17

Глава 2 Виды обязательного социального страхования…………………………21
2.1. Обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности……..…………………………………….…………………...21
2.2. Обязательное социальное страхование в связи с материнством……...……36
2.3. Обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний………………………………………………..…40
2.4. Обязательное медицинское страхование……………………………………42
2.5. Обязательное пенсионное страхование………………………………………45

Глава 3 Проблемы правового регулирования в сфере обязательного социального страхования……..……………………………………………………48

Заключение…...……………………………………………………………………..56
Список используемых источников…………….………………………………….58

ВВЕДЕНИЕ

Проблемы обязательного социального страхования являются важными в любом государстве и становятся в один ряд с экономическими, политическими, экологическими и др. Россия не является исключением. Решению социально-экономических проблем в России, в текущий период времени, отводится одно из первоочередных мест. В концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года, определены высокие стандарты благосостояния человека, приняты ориентиры на социальное благополучие и согласие.
Дипломная работа посвящена вопросам, связанным с обязательным социальным страхованием. В работе анализируются виды и способы осуществления обязательного социального страхования в Российской Федерации, направления социальной политики, то есть государственной политики в сфере социального развития, включая вопросы оплаты труда, уровня жизни и доходов населения.
Выбор темы дипломной работы - «Обязательное социальное страхование» - обусловлен ее актуальностью. Сфера социального страхования - это основа социального обеспечения, граждане не могут получить полный объем социальной защиты без прохождения через данную область. Ввиду этого государство, осознавая всю важность обязательного социального страхования, стремится законодательно урегулировать данную область общественных отношений.
Целью данной работы является выявление механизма правового воздействия на общественные отношения, складывающиеся в области оказания услуг в сфере обязательного социального страхования в РФ и путей его реализации.
Основными задачами дипломной работы являются:
1) сформулировать определение обязательного социального страхования;
2) проанализировать историю развития обязательного социального страхование в мире и в России;
3) определить виды обязательного социального страхования;
4) выявить основные проблемы в сфере обязательного социального страхования.
Объект исследования - социально-экономические процессы, происходящие в сфере обязательного социального страхования.
Предмет - обязательное социальное страхование.
Таким образом, для эффективного изучения обязательного социального страхования необходимо проанализировать существующее законодательство в сфере социального страхования, изучить исторический аспект обязательного социального страхования.

ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИИ

1.1. История развития системы обязательного социального страхования в России

Социальное обеспечение и социальная защита неразрывно связаны с понятием социального страхования, не зря в общей части дисциплины - право социального обеспечения эти понятия рассматриваются вместе.
Для того чтобы понять, что такое обязательное социальное страхование нужно сформулировать определения социального обеспечения, социальной защиты и социальной политики, а после, через эти понятия дать характеристику обязательному социальному страхованию.
Социальное обеспечение - гарантируемая государством и законодательством система материального обеспечения и обслуживания граждан в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, потери кормильца, а также семей, в которых есть дети и т.д.
Социальная защита - это мероприятия, которые осуществляют государственные, муниципальные и общественные организации по обеспечению гарантированных минимальных достаточных условий жизни, поддержанию жизни и деятельного существования человека.
Но, главным понятием в социальном обеспечении остается социальная политика государства - это политика, которая направлена на регулирование социально-экономических условий жизни общества, она основана на поддержании отношений справедливости и равенства в обществе, регулировании отношений между отдельными социальными группами, обеспечении условий повышения уровня жизни в обществе.
Таким образом, для того чтобы социальная политика решала стоящие перед ней задачи, необходимо обязательное социальное страхование, главная цель которого - осуществлять в соответствии с законодательством страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.
Когда мы говорим о пенсиях по старости, инвалидности и по случаю потери кормильца, в первую очередь упоминается цель этих выплат - компенсация утраченного заработка. Для того чтобы восстановить материальное положение необходимо обратиться к социальному страхованию.
Социальное страхование - это особая система защиты работающих граждан и находящихся на их иждивении членов семей от потери трудового дохода при наступлении нетрудоспособности вследствие старости, инвалидности, болезни, безработицы, материнства, смерти кормильца.
Статья 7 Конституции Российской Федерации устанавливает следующее:
«1. Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты».
То есть, обязательное социальное страхование транслирует волю государства и реализует право граждан на социальное обеспечение и защиту.
Для того, чтобы понять что же такое обязательное социальное страхование необходимо обратиться к истории развития страхования в России, то есть проследить трансформацию института страхования в элемент социального обеспечения.
Началом социального страхования можно считать возникновение коллективного страхования. Оно появилось в Европе во второй половине XIX века одновременно с профсоюзами, которые представляли интересы наемных работников перед работодателями и государством.
Смешанная форма социального страхования впервые возникла в Швейцарии. В г. Берна в 1893 году была создана касса по страхованию на случай безработицы, руководство осуществляла комиссия, в состав которой входили работодатели, представители профессиональных союзов и муниципалитета. «В кассу мог вступить только гражданин Швейцарии и после девяти месяцев уплаты страховых взносов он получал право на пособие по безработице сроком на 70 дней в течение всего года».
«Становление института социального страхования в России началось в конце XIX начале XX веков. До революции 1917 года были разработаны и приняты нормативно-правовые акты, которые предусматривали страхование на случай временной нетрудоспособности, то есть болезни, и от несчастных случаев на производстве, появились первые страховые органы. С конца ХIХ века в нашей стране началось формирование системы социального страхования. Процесс был прерван революцией 1917 года и последующим периодом социальных изменений. Система социального страхования, которую мы знаем сегодня, сформировалась вместе с появлением в XIX веке большого числа наемных работников».
В России система социального страхования, также, начала формироваться только после того, как страна вступила на путь рыночной экономики, то есть после реформ начала 60-х годов ХIX века, когда с принятием манифеста 19 марта 1861 года было ликвидировано крепостное право и начал формироваться открытый рынок труда. Именно с этого момента можно говорить об истоках обязательного социального страхования рабочих в нашей стране.
При этом следует иметь в виду, что обязательное социальное страхование рабочих является одной из форм их социальной защиты - наряду с социальной помощью, социальным обеспечением, взаимопомощью и т.д. Эти формы различаются между собой. Социальное страхование, в частности, отличается от других форм социальной защиты следующими признаками:
наличием страховщика и застрахованного лица;
прямой зависимостью размера социальных выплат от уровня заработной платы застрахованного;
обязательность страховых выплат;
наступление страхового случая является единственным основанием для страховой выплаты.
Впервые идея об обязательном страховании рабочих в России начала реализоваться в 1889 году. Тогда в Государственный совет был представлен проект закона об ответственности владельцев промышленных предприятий за трудовое увечье и смерть рабочих - это был первый документ, который предполагал социальную ответственность работодателя и соответствующие меры по социальному страхованию рабочих.
Первый закон, который вводил в России обязательное страхование рабочих, был принят 2 июня 1903 года. Он назывался «О вознаграждении потерпевших вследствие несчастных случаев рабочих и служащих, а равно членов их семейств, в предприятиях фабрично-заводской, горной и горнозаводской промышленности» (далее - Закон). Данный закон вступил в силу с 1 января 1904 года. С этого времени можно говорить о появлении обязательного страхования рабочих в России.
При этом Закон не вынуждал работодателя вести на предприятии обязательное социальное страхование. У него было право выбора одного из двух способов обеспечения рабочих: через их обязательное страхование в частных страховых обществах или через прямую ответственность предпринимателей.
Социальное страхование в качестве пути обеспечения социальной защиты работника было признано лучшим так как:
при страховании рабочих в частных страховых обществах и учреждениях за трудовые увечья, полученные ими на производстве, расчеты производило страховое общество;
сокращались издержки производства, работодатель отстранялся от расходов, связанных с ликвидацией причин несчастных случаев и экономил средства на создании безопасных условий труда;
при страховании рабочих в обществах взаимного страхования, если наступал страховой случай, то вместо индивидуального имело место коллективное несение риска работодателями.
работодатели были заинтересованы в социальном страховании и с экономической точки зрения, они заключали соглашения со страховыми организациями об участии в прибыли.
Закон 1903 года не призывал работодателей страховать рабочих от несчастных случаев в частных страховых обществах, но и добровольным страхование назвать было нельзя. Государственное принуждение к социальному страхованию стало обязательной частью трудовых отношений. Иными словами, Закон 1903 года фактически вводил в России обязательное страхование рабочих.
Важным следствием закона стал быстрый рост числа рабочих, застрахованных по требованиям Закона своими работодателями. Число застрахованных работодателями рабочих в частных страховых обществах с 1904 по 1912 годы возросло более чем в 3,5 раза.
К тому же Закон 1903 года не только вводил обязательное страхование рабочих, но и содержал в себе нормы, которые имели большое значение для становления в России социального страхования. Он вводил систему государственного управления и контроля выплат пенсий и пособий, этим занимались представители государства - фабричные инспектора и окружные инженеры. Государство сохраняло за собой право регулировать систему обеспечения рабочих путем издания законов, на основе которых строятся отношения между работодателями и наемными рабочими по их обеспечению при наступлении страхового случая, а также возможность надзирать за процессом.
При этом государство начало брать организацию социального страхования на себя. К 1912 году оно сосредоточило в своих руках надзор и контроль за выполнением правил социального страхования в России. А это стало предпосылкой для очень важного шага в развитии системы социального страхования в России - принятия Государственной Думой 23 июня 1912 года нескольких законодательных актов по обязательному государственному социальному страхованию. Это законы: «О страховании рабочих от несчастных случаев», «Об обеспечении рабочих на случай болезни», «Положение о Присутствиях по делам страхования рабочих», «Положение о Совете по делам страхования рабочих».
Исходя из вышесказанного, можно констатировать, что к 1912 году в России сформировалась система обязательного государственного социального страхования.
Система социального страхования наемных работников, действовавшая в России в 1912-1917 годы, представляла собой управленческую вертикаль, замыкавшуюся на Министерство торговли и промышленности. При Министерстве действовал Совет по делам страхования рабочих.
Вся система социального страхования была построена на принципах социального партнерства рабочих и работодателей при регулирующей роли государства. Участие рабочих в несении издержек по социальному страхованию не только давало им право на представительство в органах управления социальным страхованием, но, по расчету законодателей, и воспитывало у них ответственность за расходование средств социального страхования.
Интерес рабочих выражался в заинтересованности в получении пенсий и пособий. Что касается работодателей, то их интерес в осуществлении социального страхования также носил экономический характер и был связан с использованием качественной рабочей силы.
Очевидно, что потеря заработка вследствие болезни или утраты трудоспособности по иной причине снижает уровень доходов работника, а, следовательно, снижает его способность к дальнейшему выполнению своих трудовых функций. И если работодатель хотел иметь качественную рабочую силу и обеспечить ее воспроизводство, то он должен был заботиться о постоянном поддержании рабочих в работоспособном состоянии, в том числе через систему социального страхования.
Кроме рабочих и работодателей заинтересованность к осуществлению социального страхования имели и муниципальные органы власти - городские думы и земства, ряд функций которых был связан с функциями органов социального страхования (оказание медицинской помощи населению, помощь детям, оставшимся без попечения родителей, вдовам, инвалидам, бедным и др.).
В законах 1912 года были прописаны три уровня организационной структуры управления социальным страхованием: первичный, муниципальный (территориальный) и центральный.
На первичном уровне находились больничные кассы и страховые товарищества.
На территориальном уровне - страховые Присутствия,
На центральном уровне - Министерство торговли и промышленности. А также Совет по делам страхования рабочих.
На каждом из этих уровней в органах управления социальным страхованием были представлены работодатели, рабочие, представители местной власти и государства. Однако количество было разным, чем выше был уровень органов управления социального страхования, тем, соответственно, меньше в них было представлено рабочих. Так, в общем собрании больничной кассы рабочих было 60%, а в Совете по делам страхования рабочих -около 20%.
Советское государство в сфере социального страхования проводило в жизнь так называемую рабочую страховую программу. Она была сформулирована за три года до Октябрьского революции в виде наказа представителям рабочих в Страховом Совете и Страховых присутствиях царского правительства и опубликована в журнале «Вопросы страхования» № 8 (18) от 22 февраля 1914 года. Суть рабочей страховой программы сводилась к тому, чтобы страхование распространялось на всех без исключения рабочих, чтобы пособия и пенсии обеспечивали прожиточный минимум.
С осени 1917 года Советское Правительство начало деятельность по реформированию социального страхования на принципах рабочей страховой программы.
Во главе советской системы социального страхования стояла государственная структура. Вместо Министерства торговли и промышленности царского правительства и Министерства труда Временного Правительства во главе соцстраха Советская власть поставила Народный комиссариат труда, сохранив в его структуре отдел социального страхования. Совет по делам страхования рабочих был переименован в Страховой Совет. Его возглавлял Народный комиссар труда. Присутствия по делам страхования рабочих переименованы в Страховые присутствия. Страхование делилось по самостоятельным видам - на случай болезни, на случай безработицы и от несчастного случая на производстве. Соответственно этому делению были учреждены страховщики. Каждый вид страхования осуществлял самостоятельный страховой орган. В роли страховщиков, как и в царское время, выступали страховые товарищества и страховые кассы. Страховых касс было несколько видов. Советская власть полностью отказалась от больничных касс, создаваемых при заводах и фабриках. Учреждались общегородские и окружные больничные кассы, которые осуществляли страхование на случай болезни, беременности и родов, а также на случай смерти. Страхование на случай безработицы осуществляли кассы безработных, создаваемые по территориальному принципу, с числом жителей не менее 20-ти тысяч человек.
В первый годы Советской власти были созданы кассы безработных. Постановление Совнаркома, утвердившее «Положение о страховании на случай безработицы», было принято 11 декабря 1917 года. Его действие распространялось на всех лиц, занятых по найму в государственных и частных предприятиях, а также у частных лиц. Они имели право на пособие по безработице при невозможности найти работу за соответствующую заработную плату, устанавливаемую профсоюзами. При этом обязательным условием получения пособия была регистрация безработного на бирже труда или в профессиональном союзе, а при их отсутствии - в больничной кассе.
Следующим большое изменение в социальном страховании было связано с переходом Советского государства «военному коммунизму». В связи с ним все существующие страховые кассы и страховые учреждения упраздняются и заменяются отделами социального обеспечения при советах рабочих и крестьянских депутатов.
В апреле 1918 года был создан Народный комиссариат социального обеспечения. Средства на существование социального обеспечения формировались из взносов частных предприятий, государственных и национализированных предприятий и организаций, доходов с имущества и капитала учреждений социального обеспечения, пени. Все эти средства скапливались в Всероссийском Фонде социального обеспечения.
В условиях экономической разрухи, финансовых трудностей Советское государство не могло полностью взять на себя расходы по социальному обеспечению работников. Поэтому 15 ноября 1921 года Совнаркомом был издан Декрет «О социальном страховании лиц, занятых наемным трудом».
В 1933 году произошли важные изменения в системе социального страхования. Наркомтруд СССР был ликвидирован, а финансовыми средствами социального страхования, имевшими статус государственных, стали управлять профсоюзы. Именно они ежегодно составляли и представляли на утверждение сметы государственного социального страхования. Произошла консолидация средств бюджетов различных уровней и видов социального страхования.
С 1 мая 1937 года назначение и выплата пенсий неработающим пенсионерам из числа рабочих и служащих были переданы в ведение органов социального обеспечения.
14 июля 1956 года был принят Закон СССР «О государственных пенсиях», и Постановление Совмина СССР от 22.01.1955 N 113 «Об упорядочении выплаты пособий по временной нетрудоспособности и выдачи больничных листков». По новому законодательству был расширен круг лиц, имеющих право на пенсию, и повышены размеры пенсий. Одновременно с повышением пенсий были пересмотрены прежние страховые тарифы. Бюджет государственного социального страхования напо........

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Нормативно-правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. - 04.082014. - №31. - Ст. 4398.
2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 2001 N 197-ФЗ (ред. от 06.04.2015, с изм. от 02.05.2015) // Собрание законодательства РФ.-07.01.2002.- N 1 (ч. 1).- Ст. 3.
3. Федеральный закон от 16.07.1999 N 165-ФЗ (ред. от 2014) «Об основах обязательного социального страхования» // Собрание законодательства РФ.- 19.07.1999.-N 29.- Ст. 3686.
4. Федеральный закон от 09.07.1999 N 154-ФЗ (ред. от 02.04.2014) «О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ.- 1999.- N 28.- Ст. 3487.
5. Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ (ред. от 2014) «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» // Собрание законодательства РФ.- 03.08.1998.- N 31.- Ст. 3803.
6. Закон РФ от 02.07.1992 N 3185-1 (ред. от 2014) «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» // Ведомости СНД и ВС РФ.- 20.08.1992.- N 33.- Ст. 1913.
7. Федеральный закон от 18.06.2001 N 77-ФЗ (ред. от 2015) «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» //Собрание законодательства РФ.- 25.06.2001.- N 26.-Ст. 2581.
8. Федеральный закон от 30.03.1995 N 38-ФЗ (ред. от 2014, с изм. от 12.03.2015) «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» // Собрание законодательства РФ.- 03.04.1995.- N 14.- Ст. 1212.
9. Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ (ред. от 2014) «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» // Собрание законодательства РФ.-01.01.2007.-N 1 (1 ч.).- Ст. 18.
10. Федеральный закон от 19.05.1995 N 81-ФЗ (ред. от 2013, с изм. от 06.04.2015) «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2014) // Собрание законодательства РФ.-22.05.1995.-N 21.-Ст. 1929.
11. Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ (ред. от 2014) «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ.-17.12.2001.-N 51.- Ст. 4832.
12. Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ (ред. от 2014) «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ.- 06.12.2010.-N 49.-Ст. 6422.
13. Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 2014, с изм. от 06.04.2015) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ.- 1995.- № 48.- Ст. 4563.
14. Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ (ред. 2014) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ.- 2013. № 52 (часть I).-Ст. 7007.
15. Федеральный закон от 10.12.1995 N 195-ФЗ (ред. 2014) (утратил силу 01.01.2015 в связи с принятием Федерального закона от 28.12.2013 № 422-ФЗ) «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ.-1995-№ 50-Ст. 4872.
16. Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ (ред. 2015) «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» // Собрание законодательства РФ. - 27.07.2009. - N 30. - Ст. 3738
17. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 31.01.2007 N 74 (ред. от 05.10.2009) «Об утверждении Перечня уважительных причин пропуска срока обращения за пособием по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти.-12.03.2007.- N 11.
18. Приказ Минздравсоцразвития России от 23.12.2009 N 1012н (ред. от 2014) «Об утверждении Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей» // Российская газета.-27.01.2010..- N 15.
19. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2011 N 347н «Об утверждении формы бланка листка нетрудоспособности» // Российская газета.- 22.06.2011.- N 132.
20. Постановление Правительства РФ от 15.06.2007 N 375 (ред. от 2013 «Об утверждении Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» // Собрание законодательства РФ. - 18.06.2007. - N 25. - Ст. 3042.

2. Специальная литература:

1. Агафонов В. А. Право социального обеспечения. Учебник - М.: ЮРАЙТ, 2012 // ЭБС «Университетская библиотека Online».
2. Андреев В.С. Право социального обеспечения в СССР: Учебник. М., 1974. С. 22.
3. Бахрах Д.Н. Действие правовой нормы во времени. // Государство и право.- 1994.- № 2.- С.34-37.
4. Белякович Н.Н. Права человека: учебное пособие / Н.Н. Белякова. - Мн.: Амалфея, 2007.
5. Глушкова С.И. Права человека в России: учебное пособие / С.И. Глушкова. - М.: Юристъ, 2006.
6. Гусов К.Н. «Право социального обеспечения». - М.: Проспект, 2012.
7. Иванова Р.И., Тарасова В.А. Предмет и метод советского права социального обеспечения. - М., 1983. - С. 80.
8. Ивентьев С. И. Духовно-нравственные права и свободы человека и гражданина - М.: Директ-Медиа, 2012. // ЭБС «Университетская библиотека»
9. Кузьмина Т.М. Советское право социального обеспечения. - Саратов: Саратовский ун-т, 1982. - С. 128.
10. Лепихов М.И. Право и социальная защита населения в России (социальное право). - М. Былина, 2000. - 232 с.
11. Мачульская Е. Е. Право социального обеспечения. Учебник 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮРАЙТ, 2013// ЭБС «Университетская библиотека Online».
12. Ожегов С.И. «Словарь русского языка». - М.: Русский язык, 1984. - С. 374, 670.
13. Полное Собрание Законодательства.- Собрание третье III.- Том XXXII.- СПб.- 1915.- №37447.-С.101.
14. Право социального обеспечения: учебник / под ред. К.Н. Гусова. - М.: Проспект, 2008.
15. Савинов А.И. Организация работы органов социального обеспечения: Учебник. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2003. - 368 с.
16. Социальная политика. Под ред. Холостовой Е.И., Климантовой Г.И. - М.: «Юрайт», 2013. - 345 с.
17. Социальная работа. / Под общей редакцией проф. В.И. Курбатова. Серия «Учебники, учебные пособия». - Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. - 576 с.
18. Сулейманова Г. В. Право социального обеспечения. Учебник 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮРАЙТ, 2013// ЭБС «Университетская библиотека Online».
19. Сулейманова Г.В. Право социального обеспечения: учебник / Г.В. Сулейманова. - М.: ИТК «Дашков и К», 2006.
20. Фирсов М.В. История социальной работы: учебное пособие для высшей школы // 3-е - М.: Академический Проект; Трикста, 2009.- С.15.
21. Холостова Е.И. Социальная работа с пожилыми людьми: Учебник для бакалавров.- М.: ИТК Дашков и К, 2014 .- 340 с.
22. Шайхатдинов В.Ш. Теоретические проблемы советского права социального обеспечения. - Свердловск, 1986. - С. 5-26.
23. Этика социальной работы: /Учебное пособие/ Склярова Т.В., Ярская-Смирнова Е.Р. - Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т, 1999. - 114 с.
24. Ярская-Смирнова Е.Р., Наберушкина Э.К. Социальная работа с инвалидами. - СПб.: Питер, 2004. - 316 с.

3. Электронный ресурс:

1. Официальный сайт -Федеральной службы государственной статистики России <..> >2. Правовой сайт «Консультант-плюс» - (дата обращения: 07.05.2015г.).
3. Официальный сайт Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации - (дата обращения: 13.05.2015г.).

22. Социальное страхование в системе социальной политики государства

В соответствии со ст.39 Конституции РФ каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Законом устанавливаются государственные пенсии и социальные пенсии. Поощряется добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность».

Признавая право каждого гражданина на социальное обеспечение, Конституция РФ одновременно возлагает на государство обязанность создавать все необходимые условия для осуществления этого права. Социальная поддержка, социальная защита людей, в целом социальная работа определяется «социальной политикой государства как определенной ориентацией и системой мер по оптимизации социального развития общества, отношений между социальными и другими группами, созданию тех или иных условий для удовлетворения жизненных потребностей их представителей».

Государственное социальное страхование - государственная система материального обеспечения граждан РФ в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, потери кормильца, а так же семей, в которых есть дети.

Государственное социальное страхование находится в ведении органов законодательной и исполнительной власти, формирующих государственный бюджет и его расходную часть. Пособия и льготы, поступающие населению через эту систему, устанавливаются законодательными и нормативными актами. Они распределяются по принципу солидарности, который означает, что выплаты не зависят от уплачиваемых гражданином налогов и страховых взносов и определяются только степенью нуждаемости.

Основными видами социального обеспечения являются: обеспечение граждан РФ различными видами пособий по государственному социальному страхованию и иных социальных пособий.

Социальное страхование – это механизм реализации социальной политики государства, основа организации социальной защиты населения.

Социальное страхование является также «формой социальной защиты экономически активного населения от различных рисков, связанных с потерей трудоспособности, на основе коллективной солидарности возмещения ущерба».

Исторически определились три формы организации систем социального страхования:

Коллективное (страхование, организуемое профсоюзами);

Государственное;

Смешанное (основанное на взаимодействии государства и профсоюзов).

В России социальное страхование зародилось в начале ХХ в., одновременно с развитием системы фабричной медицины. На предприятиях создавались больничные кассы, членство в которых было добровольным. Их правления состояли из представителей рабочих и работодателей. Основной задачей таких касс являлась компенсация работникам ущерба от несчастных случаев на производстве. В 1912 г. законом Государственной Думы было введено обязательное больничное страхование работающих граждан, которое должны были осуществлять больничные кассы. В 1916 г. в России было 2043 больничные кассы, насчитывающие 1962 тысячи членов.

Наряду, собственно, с социальным страхованием, складывалась еще одна система социальной защиты населения – государственное социальное обеспечение, осуществляемое за счет налоговых поступлений в бюджет. При этом государство самостоятельно, решениями своих властных органов определяло, кому, в каких размерах и при каких условиях следует оказывать социальную помощь.

Государственное социальное страхование имеет своим объектом все население в целом или отдельные социальные группы, выделенные по критериям наличия социальных рисков. Условия государственного социального страхования устанавливаются законодательными и нормативными актами и носят обязательный характер. Управление фондами государственного социального страхования осуществляется специальными государственными финансово-кредитными учреждениями, создаваемыми при органах законодательной или исполнительной власти.

Обязательное социальное страхование - часть государственной системы социальной защиты населения, осуществляемой в форме страхования работающих граждан от возможного изменения материального и социального положения, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам. Обязательное социальное страхование образует систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством, - других категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санитарно-курортного лечения и наступления других установленных законодательством социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.

К основным принципам обязательного социального страхования относятся:

устойчивость обязательного социального страхования, поддерживаемая на основе эквивалентности страхового обеспечения и страховых взносов;

всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации страховых гарантий;

государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика;

государственное регулирование системы обязательного социального страхования;

паритетность участия представителей субъекта обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования;

обязательность уплаты страхователями страховых взносов в бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования;

Субъектами обязательного социального страхования являются страхователи - работодатели, страховщики, застрахованные лица.

Страхователи - организации любой организационно-правовой формы, а также граждане, которые должны в соответствии с федеральными законами конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы, являющиеся обязательными платежами.

Страховщики - некоммерческие организации, создаваемые для обеспечения прав застрахованных лиц по обязательному социальному страхованию при наступлении страховых случаев.

Застрахованные лица - граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам и лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или другие категории граждан, у которых возникают отношения по обязательному социальному страхованию.

Различают следующие виды социальных страховых рисков:

необходимость получения медицинской помощи;

временная нетрудоспособность;

трудовое увечье и профессиональное заболевание:

материнство;

инвалидность;

наступление старости;

потеря кормильца;

Рассмотрим процесс управления системой обязательного социального страхования.

Обязательное социальное страхование проводят страховщики, создаваемые Правительством РФ, в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. Средства обязательного социального страхования являются федеральной государственной собственностью. Страховщики осуществляют оперативное управление средствами обязательного социального страхования. Бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования на очередной финансовый год утверждаются федеральными законами. Они не входят в состав федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Средства бюджетов фондов обязательного социального страхования изъятию не подлежат.

Источники поступлений денежных средств в бюджеты обязательного социального страхования:

страховые взносы:

дотации, другие средства федерального бюджета, а также средства других бюджетов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

штрафные санкции и пени;

денежные средства, возмещаемые страховщикам в результате регрессных требований к ответственным за причинение вреда застрахованным лицам;

доходы от размещения временно свободных денежных средств обязательного социального страхования;

другие поступления, не противоречащие законодательству Российской Федерации.

Взносы во внебюджетные государственные социальные фонды начисляют по страховым тарифам, размеры которых установлены федеральным законом. В настоящее время они составляют:

в Фонд социального страхования к оплате труда, начисленной по всем основаниям – 2,9%;

в Фонд обязательного медицинского страхования -3,1%

в Пенсионный фонд - 20%

Ставка единого социального налога равна 26 %

Расчетной базой для начисления страховых взносов являются выплаты заработной платы. Страхователи начисляют страховые взносы на оплату труда, начисленную по всем основаниям, и на другие источники доходов, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. Виды выплат, на которые не начисляются страховые взносы, определяются Правительством РФ. Основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая. В частности, при нехватке денежных средств для обеспечения выплат пенсий и пособий, оплаты медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и других расходов предусматриваются дотации из федерального бюджета в размерах, позволяющих обеспечить установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования выплаты по обязательному социальному страхованию. Вложение временно свободных денежных средств обязательного социального страхования осуществляется только под обязательства Правительства РФ.

Социальное страхование - это система социальной защиты, задача которой - обеспечивать реализацию конституционного права экономически активных граждан на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, потери кормильца, безработицы .

Формы социального страхования

Исторически определились три формы организации систем социального страхования:

  • Коллективное (страхование, организуемое профсоюзами);
  • Государственное;
  • Смешанное (основанное на взаимодействии государства и профсоюзов).

История

Самую раннюю форму социальной защиты представляет собой коллективное страхование. Оно появилось в Европе во второй половине XIX века вместе с профсоюзами, отстаивающими права наёмных работников перед работодателями и государством. Характерным примером в этом отношении является Англия , где социальное обеспечение осуществлялось как коллективная самопомощь и самострахование путём создания касс взаимопомощи, больничных касс, касс по безработице.

Государственное социальное страхование, введённое в Германии в 1883 году в рамках социальных реформ, проводимых Бисмарком , стало первым в истории законодательным решением вопроса социальной защиты населения. Были изданы законы о страховании на случай болезни, затем о страховании по инвалидности и старости. Эти виды страхования должны были осуществлять больничные кассы, кассы предприятий и свободные кассы взаимопомощи. Страховые взносы устанавливались законом и уплачивались работодателями и работниками пропорционально: одна треть и две трети суммы взносов, соответственно.

Смешанная форма социального страхования впервые возникла в Швейцарии . При муниципалитете г. Берна в 1893 году была учреждена касса по страхованию на случай безработицы, управление которой осуществляла комиссия, состоящая из работодателей, представителей профсоюзов и муниципалитета. Членство в кассе было добровольным. Туда мог вступить гражданин страны и после девяти месяцев уплаты страховых взносов он получал право на пособие по безработице сроком на 70 дней в течение года.

История социального страхования в России

  • 70-е годы XIX века −1917 год - Начало российской системе социального страхования было положено в 1861 году, когда был принят закон «Об обязательном учреждении вспомогательных товариществ на казённых горных заводах». Страховые фонды формировались из взносов рабочих (2-3 % зарплаты) и взносов заводоуправления в размере, равном ежегодной сумме взносов рабочих. Собранные средства шли на выплаты пособий по болезни, пенсий инвалидам, вдовам и сиротам.

В Российской Федерации социальное страхование финансируется из государственного целевого внебюджетного Фонда социального страхования , а также других коллективных и частных страховых фондов.

На сегодняшний день в России социальное страхование может выражаться в виде государственных пенсий и государственных пособий.

Государственные пособия

Самое распространённое пособие из входящих в комплекс социального страхования - пособие по временной нетрудоспособности, получаемое на основании листка нетрудоспособности , выдаваемого в медицинском учреждении. При этом листок нетрудоспособности выдаётся не только самому больному, но и родителям больного ребёнка.

Средства государственного социального фонда расходуются исключительного на цели социальной защиты. Кроме оплаты вышеперечисленных видов пенсий и пособий, деньги могут направляться на оплату путевок в бальнеологические учреждения с целью санаторно-курортного лечения, диетическое (лечебное) питание, частичное содержание оздоровительных и санаторных детских лагерей, санаториев-профилакториев, находящихся на балансе страхователей.