Правовое регулирование льгот по системе социального обеспечения. Правовые основы социального обеспечения

Одним из важных политических и социальных событий 2004 года стало принятие Федерального закона «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В данном законе речь шла о замене льгот денежными компенсациями. Но даже в самом Правительстве Российской Федерации поняли, что данный закон поспешили привести в действие.

Монетизация льгот несколько преждевременна. Ситуация требует тщательного анализа, чтобы решить существующие проблемы. Ни общество, ни даже сама власть не были готовы к такому «эксперименту».

Основной целью нового закона являлось - «обеспечение прав и свобод человека и гражданина, повышение материального благосостояния граждан, обеспечение экономической безопасности государства и приведения системы социальной защиты граждан, которые пользуются льготами и социальными гарантиями и которым предоставляются компенсации».

Суть закона сводилась к замене льгот ежемесячными денежными выплатами - то есть монетизации. Пленкин И.С. Монетизация: уральский вариант// URL: http://www.74rif.ru/monet.html (дата обращения: 01.04.2012 20:25)

С 1 января 2005 г. вступил в силу Федеральный закон «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» о замене части натуральных льгот денежными выплатами.

Сказать, что закон вызвал ажиотаж - не сказать ничего. До сих пор всю страну лихорадит от последствий применения этого закона на практике. Беда в том, что и сами получатели льгот, и руководители, и чиновники так и не разобрались в содержании и сути этого закона.

В средствах массовой информации проблема получила широкое обсуждение также в ходе принятия законопроекта.

В связи с тем, что проблема «монетизации» была обществу во многом не ясна, а цели реформы не прозрачны, в печатных средствах массовой информации шло обсуждение того, зачем и кому нужна реформа и нужна ли она вообще.

К обсуждению активно присоединялись многие аналитики, правозащитники и общественные деятели, в результате чего «монетизация льгот» стала одним из наиболее обсуждаемых сюжетов 2004 года.

К обсуждению реализации данного закона активно присоединялись многие аналитики, правозащитники и общественные деятели, в результате чего «монетизация льгот» стала одним из наиболее обсуждаемых сюжетов 2004 года.

С точки зрения Евгения Гонтмахера (научный руководитель Центра социологических исследований и инноваций): «Реформа системы льгот, безусловна, была нужна, но не в таком виде. Необходимы поправки в законодательстве по монетизации льгот».

Станислав Бобицкий, журналист: «Льготы становятся смертельно опасными. Мне очень страшно дожить до пенсии в России. Пожалуй только в нашей стране власть так сильно не любит пенсионеров.

Монетизация льгот могла бы стать благим делом. Всего-то нужно было чиновникам подумать заранее о простой вещи: как пенсионеров не напугать. Как объяснить пользу реформы пожилым людям, которых в новейшей истории России только и делали, что «кидали».

Самое главное - как уважить стариков. Бедных стариков заставляют часами томиться в душных коридорах пенсионных фондах и социальных служб. Но кто мешает представителям власти вынырнуть из служебных иномарок и хотя бы раз выстоять льготную очередь? Нет, власть о народе не думает!»

Валерий Бутаев, журналист: «Новая безльготная жизнь оказалась не такой сладкой, как в «захлеб» обещали чиновники. Разрекламированные компенсации в замен льгот власти поторопились вручить до нового года, но многим, особенно региональным льготникам, достались гроши, которых только и хватило на килограмм - другой колбасы к праздничному столу.

А когда пришло время тратить льготные деньги по прямому назначению, тратить не чего. Люди, ранее пользовавшиеся примерно одинаковым набором одинаковых услуг, теперь получают разные компенсации. Их суммы колеблются от 150 - 2-х с лишним тысяч рублей.

На какие расчеты опиралось правительство? В спешке и неразберихе с какой проталкивали «льготную революцию», времени на подсчеты особо не было чиновники отстегнули из бюджета 170 млрд. рублей. А когда разделили на более чем 30млн. льготников, оказалось, что каждому достанутся копейки.

Социально-обеспечительные льготы

социальный пенсия компенсация льгота

В специальных исследованиях отмечается, что российская система социально-обеспечительных льгот, становление которой происходило еще в советские годы, изначально формировалась как комплекс мер по компенсации низкой заработной платы и заниженных размеров социальных выплат. В.С. Аракчеев прямо называет их данью государства своим гражданам, компенсацией «заслуженного или ущербного положения лица». М.Л. Захаров и Э.Г. Тучкова указывают на то, что льготы восполняют, пусть и не всегда в полной мере, крайне низкий уровень материального обеспечения в денежной форме. Из этого следует, что отечественные социально-обеспечительные льготы возникли и развивались как дополнение к основному источнику доходов, но сами никогда им не считались. В отличие от пенсий, которые тоже являются своего рода компенсацией утраченного материального положения гражданина, льготы никогда не обеспечивали содержание гражданина, а являлись дополнительным содействием. Именно поэтому они должны быть отнесены к разряду социально-обеспечительной помощи.

Уточним понятие льгот, тем более что смысл, вкладываемый в это понятие разными исследователями, различен. В юридической литературе по этому поводу отсутствует даже элементарное терминологическое единство - для обозначения рассматриваемого вида социального обеспечения помимо понятия «льгота» нередко используются другие обозначения - «привилегия», «преимущество», «предпочтение».

В толковом словаре С.И. Ожегова под льготами понимается облегчение, предоставляемое кому-либо как исключение из общих правил. Очевидно, что применительно к правовому статусу гражданина такое «исключение из общих правил» может быть достигнуто двумя способами: 1) путем наделения дополнительным (как правило, исключительным) полномочием; 2) посредством полного или частичного освобождения от бремени исполнения какой-либо обязанности.

В этой связи на настоящий момент в теории права социального обеспечения оформились два подхода к пониманию льгот - узкий и широкий. В рамках широкого подхода под льготой подразумевают предоставление специального права и (или) освобождение от обязанности. Так, А.В. Малько и И.С. Морозова определяют льготы как «…правомерное облегчение положения субъекта, позволяющее ему удовлетворить свои интересы и выражающееся как в предоставлении дополнительных особых прав (преимуществ), так и в освобождении от некоторых обязанностей».

В узком смысле льгота - это только лишь освобождение от исполнения обязанности (которое может быть полным или частичным). В.С. Аракчеев, Г.Г. Пашкова и другие сторонники узкого подхода рассматривают льготы в качестве средства реализации общеправового принципа социальной справедливости и одновременно отмечают, что применительно к социальному обеспечению (которое a priori должно выражать социальную справедливость) правомерно говорить главным образом об освобождении от обязанности, поскольку «определение льгот как преимуществ изначально допускает неравенство возможностей при реализации гражданами своих прав».

Немаловажным критерием социально-обеспечительной льготы является то, что она выражает не любое освобождение от обязанности, а только правомерное , установленное в правовой норме (в такой же, что устанавливает и общее правило, из которого делается исключение). Установление такого изъятия обусловлено трудным жизненным положением гражданина, который по причинам объективного характера (низкий уровень дохода, нетрудоспособность и др.) не может в полной мере исполнять возложенные на него законом обязанности (например, оплачивать жилищно-коммунальные услуги).

Выделенные признаки, с одной стороны, позволили установить принадлежность льготы к социально-обеспечительной помощи, с другой - определить ее как предусмотренное законом освобождение нуждающегося гражданина от бремени исполнения части обязанностей (которые в противном случае он должен был исполнять) в целях оказания ему дополнительного материального содействия . Таким образом, последним непроверенным на предмет включения в систему помощи видом социального обеспечения, также выражающимся в натуральной форме, остаются

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http :// www . allbest . ru /

  • Введение
  • 1. Общая характеристика льгот в системе социального обеспечения
    • 1.1 Понятие и место института льгот в системе права социального обеспечения
    • 1.2 Правовое регулирование льгот в системе социального обеспечения
  • 2. Система льгот
    • 2.1 Социальные льготы пенсионерам
    • 2.2 Социальные льготы студентам
    • 2.3 Социальные льготы малоимущим
  • Заключение

Введение

Актуальность исследования обусловлена тем, что реальная ситуация в России в настоящее время такова, что положение граждан старшего поколения и всех тех, кто живет только за счет социальных выплат, поистине плачевное. Динамическое развитие социальной системы в Российской Федерации свидетельствует о ее возрастающей востребованности. Согласно статье 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Сегодня каждый третий россиянин, имея доход ниже прожиточного минимума, находится за чертой бедности. Самой представительной группой среди бедного населения являются так называемые «новые бедные», т.е. люди, которые имеют работу, но их зарплата ниже прожиточного минимума. Наиболее социально уязвимые слои населения стали заложниками экономических реформ в стране в связи с низким уровнем пенсионного обеспечения, который не гарантирует даже необходимого физиологического минимума для выживания, ничтожным размером многих пособий и компенсационных выплат, убогим уровнем социального обслуживания. Положение усугубляется еще и тем, что на фоне обнищания населения существуют многообразные льготы для представителей структур власти независимо от уровня дохода, реализуемые через систему социального обеспечения, что делает эту систему слишком дорогой для государства (например, бесплатный проезд, льготное санаторно-курортное лечение, льготы по оплате жилья и коммунальных услуг, предоставляемые по профессиональному признаку). Кризисные явления в экономике последних лет обусловили устойчивый рост числа граждан, нуждающихся в социальной поддержке и защите со стороны государства, что и привело к непомерному расширению количества льгот и числа льготных категорий граждан. Однако дальнейшее расширение количества льгот, как показывает практика их правового регулирования, не только не решает социальных проблем, но и, напротив, усугубляет положение в силу несоответствия между системой социальной поддержки населения и социально-экономическими условиями ее реализации. Одна из ключевых проблем реформирования социальной сферы заключается в наличии значительного объема обязательств, вытекающих из действующего законодательства, но не финансируемых за счет средств государственного бюджета. Объект исследования - нормативно - правовые акты, материалы судебной практики, а также труды ученых, таких как Морозовой И. С., Землянухиной Н. С., Азаровой Е. Г., Крылатовой Е. Г., Захарова М. Л. И многих других. Предметом исследования являются такие понятия и явления, как социальная справедливость, льготы, правовая природа льгот, их функции, проблемы реализации. Цель данной работы - рассмотреть льготы в системе социального обеспечения. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: рассмотреть понятие и место института льгот в системе права социального обеспечения; рассмотреть правовое регулирование льгот в системе социального обеспечения; исследовать систему социальных льгот пенсионерам, малоимущим и студентам; выявить проблемы монетизации льгот и предложить пути их решения.

1. Общая характеристика льгот в системе социального обеспечения

1.1 Понятие и место института льгот в системе права социального обеспечения

Льготы как вид социального обеспечения - достаточно специфичное явление в праве социального обеспечения. Долгое время в науке права социального обеспечения тема льгот находилась вне сферы внимания ученых, хотя в рамках общей теории права такой элемент механизма правового регулирования анализировался многими авторами. На основе анализа различных точек зрения можно выделить основные признаки льгот:

Это исключение из общеустановленных правил;

Это правомерные исключения, законные изъятия, установленные компетентными органами;

Льготы сопровождаются более полным удовлетворением интересов субъектов, облегчением условий их жизнедеятельности. Правовые льготы необходимо рассматривать в узком (специальном) и широком смысле. В широком (общем смысле) под правовой льготой понимается улучшение положения субъекта по сравнению с обычным посредством наделения его дополнительными правомочиями либо путем освобождения от исполнения некоторых обязанностей. В узком (специальном, отраслевом) понимании льгота - это закрепленное юридическими нормами освобождение субъекта от времени исполнения (несения) части обязанностей. В праве социального обеспечения льготы понимаются именно в этом, специальном смысле. Важное практическое и теоретическое значение имеет отграничение льгот не только от иных видов социального обеспечения, но и от смежных правовых категорий, таких как «привилегия», «иммунитет», «гарантия». С теоретической точки зрения это необходимо для обеспечения четкого понятийного аппарата права социального обеспечения, с практической же стороны это дает возможность нормотворцу обеспечивать юридически обоснованное и социально справедливое правовое регулирование.) Льготы имеют сходство с привилегиями, поскольку и те и другие являются исключениями из общих правил, но есть основания для их разграничения:

Привилегия по сравнению со льготой - это более высокий уровень дифференциации. Льготы призваны облегчить положение гражданина посредством освобождения от обязанностей, а привилегии реализуются при помощи дополнительных предоставлений;

Льготы распространяются на больший круг субъектов, имеют более широкую сферу применения, чем привилегии;

Льготы характеризуют специальный статус лица, а привилегии могут устанавливаться как в специальном, так и в индивидуальном статусах (например, в отношении Президента РФ). Гарантия по сравнению со льготами является более широким по объему понятием, включающим в себя помимо льгот и другие юридические средства - поощрения, принуждение, запреты, ограничения и другие.) От льгот отличаются также иммунитеты по следующим критериям:

По целям предоставления, поскольку иммунитеты связаны с реализацией публичных (государственных) интересов лицами, которых государство наделяет своим суверенитетом в соответствии с внутригосударственным или международным правом;

По субъектам, поскольку круг лиц, обладающих правовым иммунитетом, несравнимо уже (с учетом первого критерия), чем обладателей льготного статуса;

По действию в пространстве, поскольку при иммунитетах действует экстерриториальный принцип, т.е. иммунитеты признаются иностранными государствами, а льготы устанавливаются и реализуются только внутри данного государства. С точки зрения системы права и законодательства о социальном обеспечении, правовые нормы, посвященные льготам, объединяются в институциональные образования.

Применительно к структуре права социального обеспечения в литературе высказывается мысль о том, что это относительно самостоятельный институт права социального обеспечения «сквозного» действия, т.к. льготное регулирование представлено в каждом из структурных образований данной отрасли (в пенсионном праве, в институте пособий и других). В то же время, многие нормы, посвященные льготам, содержатся в нормативных правовых актах других отраслей права, поэтому есть основание говорить о том, что льготы можно рассматривать и как комплексное межотраслевое правовое образование законодательства, определенная часть которого принадлежит праву социального обеспечения. Тем не менее, категория нуждаемости все чаще в последнее время применяется законодателем, в том числе при регулировании социально-обеспечительных отношений.

В отношении нуждаемости можно выделить три таких признака. Во-первых, нуждаемость - это достаточно продолжительное по времени состояние, причем в любой момент нуждающийся гражданин вправе рассчитывать на помощь государства. Другими словами, нуждаемость - это всегда состояние, более или менее длительное. Во-вторых, нуждаемость предполагает неспособность гражданина самостоятельно удовлетворить свои алиментарные потребности, удовлетворение которых обязуется обеспечить государство путем направления в адрес нуждающегося лица тех или иных нормированных социальных предоставлений. Для права социального обеспечения имеют значение именно потребности алиментарного порядка, иначе говоря, речь идет об общезначимой, общегосударственной обязанности по содержанию тех членов общества, которые утратили или еще не приобрели способности к самообеспечению. Высказанное в научной литературе мнение о том, что алиментарность не является признаком всех отношений, входящих в предмет отрасли права социального обеспечения, страдает неточностью. Авторы указанной точки зрения в качестве аргумента приводят социальное страхование, которое возмездное. Однако страхование - это лишь один из способов аккумулирования денежных средств на социальное обеспечение, отношения по уплате обязательных страховых взносов составляют предмет отрасли финансового права, а не права социального обеспечения. Социально-обеспечительные правоотношения всегда связаны с предоставлением нуждающемуся помощи или содержания за счет общественных либо обобществленных средств, и эти отношения носят алиментарный характер, ибо преследуют цель удовлетворения не всех, а лишь основных, жизненно необходимых потребностей. Наконец, в-третьих, нуждаться может только человек как живое разумное существо или такое объединение людей, как семья. Животные исключаются из числа субъектов права в силу отсутствия у них способности к разумному мышлению. Коллективные субъекты (организации, юридические лица) также нуждаться не могут, потому что это искусственные, созданные человеком образования, не существующие вне связи с составляющими их живыми людьми. Нуждаться, т.е. испытывать потребность, может, например, работник организации, но сама организация ни в чем не нуждается по определению, так как представляет собой лишь «правовую маску», удобную и даже незаменимую в гражданском обороте, особенно при ведении предпринимательской деятельности. Когда говорят о том, что организация в чем-то нуждается (в сырье, материалах, кадрах), термин «нужда» используется в переносном значении. Итак, нуждающимся может быть только отдельный человек или семья.

Однако при рассмотрении некоторых видов социального обеспечения может возникнуть представление о том, что принцип адресности реализуется не в полной мере. Например, лицо, достигшее пенсионного возраста, при наличии страхового стажа установленной продолжительности вправе обратиться за назначением трудовой пенсии, и государство обязано ему эту пенсию назначить и выплачивать. В данном случае совершенно не учитывается, продолжает ли гражданин работать, имеется ли у него доход от иных источников. Понятно, что далеко не каждый, кто достиг пенсионного возраста, автоматически стал нуждающимся (хотя таких, безусловно, подавляющее большинство). Аналогичная ситуация возникает и при рассмотрении других видов трудовых пенсий. Почему же в этих случаях государство не проверяет нуждаемость обращающихся граждан? Не свидетельствует ли это об обеспечении без учета нуждаемости? Ответ на первый из поставленных вопросов достаточно очевиден. Все трудовые пенсии страховые, поскольку их страховая и накопительная части формируются за счет страховых взносов. Страховые взносы согласно ст. 3 Федерального закона. Поэтому гражданин, за которого уплачиваются страховые взносы или который делает это самостоятельно, выступает своего рода кредитором по отношению к государству, выплачивающему из этих средств пенсии сегодняшним пенсионерам (в этом, кстати, находит проявление еще один принцип права социального обеспечения - принцип солидарности, в данном случае солидарности трудоспособных поколений и пенсионеров). Возмездность означает, что государство обязано полученные средства вернуть, и оно делает это как раз при назначении и выплате трудовой (страховой) пенсии. Поэтому было бы неправомерно лишать граждан трудовой пенсии, мотивируя это тем, что у них имеются иные источники дохода. Государство в этом случае не только обеспечивает нуждающихся, но и возвращает полученные страховые взносы в виде пенсий. Что касается второго вопроса, то ответ на него не столь очевиден. Действительно, достигнув пенсионного возраста или став инвалидом, человек может остаться вполне обеспеченным и не нуждаться в помощи государства. Но такие случаи являются исключением и потому не изменяют общего правила: при наступлении указанных обстоятельств лицо становится нуждающимся. То, что отдельные граждане, не надеясь на государство, сумели обеспечить себе старость самостоятельно, не может и не должно приводить к лишению их права на помощь государства, ведь они эту помощь, как уже указывалось, заработали. В данном случае речь идет о резюмируемой (предполагаемой) нуждаемости, т.е. законодательно закрепленной идее о том, что в этих и подобных им случаях человек лишь формально признается нуждающимся и вправе рассчитывать на помощь государства. Поэтому можно говорить о двух видах нуждаемости в праве социального обеспечения: фактической (действительной), когда лицо действительно не в состоянии обеспечить свои алиментарные потребности, и резюмируемой (предполагаемой), когда лицо лишь предполагается неспособным к такому обеспечению. Причем специфика данной презумпции в том, что, даже если она не соответствует действительности, она все равно не перестает быть основанием для получения социального обеспечения, т.е. не допускает ее опровержения. Примечательно, что границы между действительной и предполагаемой нуждаемостью не являются раз и навсегда данными. Они могут изменяться под влиянием государственной политики, стоящих перед обществом задач на том или ином этапе его развития, а также избранных способов решения этих задач.

1.2 Правовое регулирование льгот в системе социального обеспечения

На сегодняшний день существует огромное количество форм поддержки социально незащищенных слоев населения. Одних льгот около 430. Этими льготами охвачено почти две тысячи категорий населения. Закон «О государственной социальной помощи» делит все льготы на ряд категорий: профессиональные льготы (например, пограничники, «силовики» бесплатно ездят на транспорте, не платят за коммунальные услуги), льготы за особые заслуги ветеранам войны и труда, получившим звание Героя Российской Федерации, и льготы нуждающимся (они даются как форма социальной поддержки). Провести классификацию льгот достаточно сложно. Они предусматриваются в законах, указах Президента РФ и постановлениях Правительства РФ. Возможно разграничение льгот по целевой направленности, по условиям предоставления и субъектному составу их получателей. Думается, что можно согласиться с разграничением льгот по всем трем показателям: целевой направленности, условиям предоставления, субъектному составу. Вопрос об основаниях предоставления льгот также является не однозначным: принято считать, что в форме льгот выступает компенсация повышенных затрат определенной группе лиц, имеющим в ней потребность. Допустимо сказать, что льготой следует назвать компенсацию только повышенных затрат, связанных с удовлетворением личных потребностей. Если компенсируются затраты, совершаемые, например, по долгу службы (оплата проезда социальным работникам, милиционерам и др.), такая компенсация не является льготой. В виде льготы выступает также преимущество одной группы лиц перед другими. Анализ законодательства показывает, что термин «преимущество» употребляется чаще тогда, когда речь идет о наделении отдельных категорий граждан правом на первоочередное удовлетворение их потребностей: внеочередное, первоочередное социальное обслуживание. Социально-правовыми основаниями предоставления льгот по социальному обеспечению является наступление объективно существующих жизненных обстоятельств (инвалидность, старость, малообеспеченность и др.), которые порождают специфические потребности личности (в специальных средствах передвижения, в бытовом обслуживании на дому и др.). Для их обеспечения нуждающиеся наделяются дополнительными правами-льготами. Если эти льготы не предоставить, эти лица не смогут в полной мере удовлетворить свои жизненно важные потребности на общественно необходимом уровне. Другим основанием предоставления льгот выступает наличие у граждан особых заслуг перед обществом. Предоставление льгот по этому основанию является не только потребностью лица в особых формах социальной защиты ввиду инвалидности, старости, но и служит формой поощрения и признания заслуг перед обществом и государством (инвалиды и участники Великой Отечественной войны, инвалиды боевых действий не территории других государств и др.). Эти льготы можно назвать привилегиями.

Привилегии имеют смысл, когда существует дефицит услуг, большая очередь на предоставление услуг. В будущем, когда социальные услуги не будут дефицитными, подобные привилегии перестанут существовать. Льготы-привилегии могут выступать в виде правовых гарантий социальной защиты. Например, Федеральный закон «О ветеранах» предусматривает правовые гарантии социальной защиты ветеранов РФ, которая осуществляется путем предоставления компенсаций и льгот. В соответствии с этим Законом к мерам социальной защиты ветеранов относится предоставление им льгот по налогообложению, по получению, приобретению, строительству и содержанию жилых помещений, по оплате коммунально-бытовых услуг и торговому обслуживанию, медицинскому, протезно-ортопедическому обслуживанию, санаторно-курортному лечению, обеспечению лекарствами и изделиями медицинского назначения, по обеспечению транспортными средствами и оплате проезда, пользованию услугами учреждений связи, трудоустройству, переподготовки кадров и условиям труда. Льготой, по мнению законодателя, является освобождение от конституционной обязанности платить законно установленные налоги, сборы, пошлины для определенного круга лиц. Например, такая льгота установлена Федеральным законом. Законодательство предусматривает замену льгот компенсациями. Например, согласно Федеральному закону «О ветеранах» (ст. 14), неработающие инвалиды войны при наличии медицинских показателей обеспечиваются бесплатными путевками в санаторно-курортные организации. Для тех получателей путевок, которые по какой-либо причине не воспользовались своим правом, государство предусмотрело выплату денежной компенсации в размере не менее четырехкратного минимального размера пенсии по старости.

В социальном обслуживании система льгот должна быть боле ориентирована на специфику потребностей, регион проживания, материального и семейного положения субъектов права социального обеспечения. Льготы предоставляются отдельным категориям граждан за счет фонда, держателем которого выступает общество в целом, поэтому вопрос об определенных предпочтениях, которые общество отдает тем или иным лицам, вызывает подчас острые эмоциональные реакции в массовом сознании. Следует полагать, что льготы в социальном обеспечении - это льготы «для соответствующих категорий граждан, выделенных по определенным признакам, которые дают основания для их дополнительной социальной защиты». Большинство прав в социальном обслуживании выступает в форме льгот и привилегий для одиноких престарелых и инвалидов. Льготы заключаются в освобождении полностью или частично от оплаты бытовых услуг, предоставляемых другим гражданам за плату. В некоторых случаях само предоставлении той или иной услуги для одиноких престарелых трактуется как льгота (доставка на дом горячих обедов, помощь в приготовлении пищи, уход во время болезни и др.), в то же время такие льготы являются долгом общества перед пожилыми гражданами. «Возложение на общество обязанности содержать и поддерживать нетрудоспособных - это не акт доброй воли законодателя, а объективная необходимость социального общества». Но если речь идет об обязанностях общества, уместно ли говорить о льготах? Льготы выгодны не только личности, но и обществу в целом. Если государство не будет оказывать социальную поддержку людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, то эта обязанность ляжет на плечи семьи, которая из своей зарплаты будет вынуждена оплачивать социальные услуги. В настоящее время «семейная нагрузка» ощутима. Недооценка тех или иных потребностей личности, невозможность или неполнота их удовлетворения неизбежно ведут к замедлению темпов общественного развития, отменены и монетизированы сами льготы у большого числа категорий льготников, введено новое понятие - «социальная поддержка».

К числу типовых мер социальной поддержки отнесены: ежемесячные денежные выплаты; социальный пакет; льготы по квартирной плате; льготы по оплате коммунальных услуг; денежные выплаты и обеспечение техническими средствами реабилитации в связи с компенсацией ущерба здоровью. Все отмененные льготы можно условно разделить на 3 группы:

Монетизированные льготы;

Льготы, частично монетизированные, частично сохраненные в виде социального пакета. Так, например, ранее был предусмотрен бесплатный проезд инвалида войны и лица, сопровождающего инвалида войны I группы, на железнодорожном и водном транспорте пригородного сообщения, в то время как в социальном пакете сохранилась льгота по бесплатному проезду только на пригородном железнодорожном транспорте и только самого инвалида;

Льготы, утратившие актуальность. Многие ранее существовавшие льготы заменяются на денежные выплаты. Кроме того, закон разграничил компетенцию Российской Федерации и ее субъектов в сфере финансирования предоставляемых мер по социальной поддержке граждан. Так, к компетенции Российской Федерации отнесены меры по социальной поддержке инвалидов и участников Великой Отечественной войны, всех категорий инвалидов, а также граждан, подвергшихся воздействию радиации. Для указанных категорий граждан (по их выбору) предусматривается возможность получения ежемесячного «социального пакета», заменяющего бесплатный проезд, бесплатное обеспечение лекарственными средствами, а также санаторно-курортное лечение. Сохранены льготы по оплате коммунальных услуг, протезно-ортопедической помощи, а также по предоставлению технических средств по реабилитации. К компетенции субъектов отнесено финансирование мер по социальной поддержке жертв политических репрессий, ветеранов труда, ветеранов военной службы, пенсионеров, тружеников тыла, пенсионеров, имеющих доход ниже прожиточного минимума. В этой связи представляется целесообразным не только установить категории льготируемых граждан и виды предоставляемых им льгот, но и разделить все льготы на федеральные и региональные. Законодательство о социальном обеспечении предусматривает широкий спектр льгот для инвалидов, престарелых, семей, имеющих детей. К их числу относятся;

Бесплатный или льготный проезд на городском транспорте; транспорте пригородного сообщения, а также на железнодорожном, воздушном и водном, междугородном автомобильном транспорте;

Льготы по оплате жилья, коммунальных услуг и топлива;

Бесплатная установка телефона;

Налоговые льготы;

Предоставление ежемесячных денежных выплат;

Первоочередное бесплатное предоставление жилья;

Льготы по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение;

Льготы по предоставлению медико-социальной помощи и обеспечению лекарственными препаратами;

Обеспечение транспортными средствами;

Льготы по протезированию.

2. Система льгот

2.1 Социальные льготы пенсионерам

На пенсию выходят по достижении определенного возраста: трудовую пенсию по возрасту (по старости) получают мужчины, которые достигли возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Минимальный страховой стаж, при котором назначается трудовая пенсия по старости, должен составлять пять лет.

Какие льготы предоставляет пенсионерам государство?

Льготы для пенсионеров по оплате услуг ЖКХ.

Данный вид материальной помощи предоставляется пенсионерам, у которых размер оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги в нем в процентном отношении составляют более чем 22 % от их общего собственного дохода (либо от совокупного дохода семьи, в которой проживают пенсионеры). Такое правило установлено статьей 159 Жилищного кодекса РФ.

Субсидия на оплату предоставляется пенсионерам, которые проживают в квартире (жилом помещении), принадлежащей им на праве собственности, либо в жилом помещении по договору найма в домах государственного и муниципального жилищных фондов, а также в частном жилищном фонде.

Субсидия предоставляется также пенсионерам, являющимся членами жилищных кооперативов.

Основным условием предоставления субсидии является отсутствие у пенсионера задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальных услуг, а если такая задолженность все-таки образовалась, пенсионера обяжут заключить соответствующее соглашение о порядке и сроках ее погашения.

Для получения льготы необходимо обратиться в орган соцзащиты по месту жительства.

Пенсионеру и членам его семьи будет предоставлена одна субсидия на то жилое помещение, в котором они проживают.

Субсидия предоставляется сроком на шесть месяцев, а по истечении данного срока необходимо будет снова обращаться в органы соцзащиты с комплектом документов и подтверждать право на предоставление субсидии.

Налоговые льготы для пенсионеров

На федеральном уровне пенсионеры освобождаются от налога на недвижимость, находящуюся в их собственности, причем данная льгота предоставляется на любое количество объектов недвижимого имущества, которыми владеет пенсионер.

Местными органами власти в разных субъектах РФ устанавливаются льготы для пенсионеров по земельному налогу и льготы на транспортный налог.

В каждом регионе льготы разные, поэтому для получения информации о льготах по данным налогам пенсионеру следует обратиться в орган местной власти. Обычно пенсионеры освобождаются от уплаты этих налогов или платят по пониженным ставкам.

За получением льгот нужно обратиться в налоговую инспекцию с заявлением и предъявить пенсионное удостоверение.

Кроме того, все пенсионеры освобождаются от налога на доходы физических лиц, который предусмотрен Налоговым кодексом РФ.

Не облагаются налогом следующие доходы пенсионера:

суммы его пенсии;

суммы материальной помощи, которую оказывают пенсионеру его бывший работодатель и которые не превышают 4000 руб. в год;

суммы оплаты санаторно-курортных путевок, а также стоимости лечения и медицинского обслуживания для пенсионера, которые оплачиваются бывшим работодателем за счет собственных средств организации.

Льгота при покупке жилого помещения

Каждый человек, если он уплачивает НДФЛ, приобретая квартиру, имеет право на возврат части суммы, которую он потратил на покупку жилья (налоговый вычет).

Пенсионеры не являются плательщиками НДФЛ, однако они также могут получить налоговый вычет за приобретенное жилье, если у них за предшествующий период равный трем годам до выхода на пенсию были налогооблагаемые доходы.

Например, пенсионер вышел на пенсию и приобрел в этом же году жилье, в данном случае он сможет воспользоваться налоговым вычетом за предыдущие три года, когда он работал.

Для получения данной льготы пенсионеру следует собрать все необходимые документы на квартиру и подать их в налоговый орган.

Компенсация расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха на территории РФ и обратно

Компенсация расходов на оплату стоимости проезда

Неработающим пенсионерам, которые получают трудовую пенсию по старости и по инвалидности, и которые проживают в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях возмещают стоимость проездных билетов к месту отдыха и лечения на территории РФ (туда и обратно).

Данная компенсация предоставляется один раз в два года.

Для получения компенсации пенсионеру следует обратиться в территориальный орган Пенсионного фонда РФ.

На региональном уровне пенсионерам по возрасту могут предоставляться:

денежные выплаты: социальные пособия, субсидии - полная или частичная оплата предоставляемых гражданам социальных услуг, ежемесячные денежные выплаты;

натуральная помощь (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и др.);

Для получения компенсации пенсионеру следует обратиться в территориальный орган Пенсионного фонда РФ. Размер и условия предоставления данных выплат и помощи устанавливаются местными органами власти каждого субъекта РФ.

Социальная доплата к пенсии.

Федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается территориальным органом ПФ, в том случае если сумма материального обеспечения пенсионера ниже величины прожиточного минимума пенсионера в субъекте РФ.

Социальное обслуживание пенсионеров.

Законодательством РФ установлено, что граждане пожилого возраста и инвалиды имеют право на государственное социальное обслуживание.

Социальное обслуживание включает в себя следующие виды поддержки пожилых людей:

Социальное обслуживание на дому (Помощь пожилым гражданам в приобретении и доставке продуктов питания, медикаментов, уборке квартиры, сопровождение в лечебные организации и т.п.);

Полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания учреждений социального обслуживания (социально-бытовое, медицинское и культурное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов, организацию их питания, отдыха, обеспечение их участия в посильной трудовой деятельности и поддержание активного образа жизни);

Стационарное социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания (домах-интернатах, пансионатах и других учреждениях социального обслуживания независимо от их наименования);

Срочное социальное обслуживание (разовая помощь нуждающимся гражданам пожилого возраста - обеспечение горячим питанием, одеждой и обувью, предоставление жилья, предоставление юридических услуг и т.п.);

Социально-консультативную помощь (правовая помощь, обеспечение досуга и т.п.).

Социальное обслуживание осуществляется бесплатно для пожилых граждан (женщины - с 55 лет, мужчины - с 60 лет), которые в силу своего возраста либо болезни нуждаются в постоянной или временной посторонней помощи. Такую помощь оказывают специальные учреждения.

Региональные льготы пенсионерам по старости

Местные органы власти вправе устанавливать собственные льготы для пенсионеров в своем регионе. Например, льготы на проезд пенсионеров в городском рейсовом и пригородном транспорте.

льгота социальный малоимущий монетизация

2.2 Социальные льготы студентам

Социальные выплаты - неотъемлемая часть бюджета государств. Значительная часть государственных выплат идет на пособия для студентов. Молодое перспективное поколение также нуждается в материальной поддержке во время прохождения учебы. Социальные выплаты студентам включают в себя следующие виды материальных поощрений:

Государственная социальная стипендия;

Государственная академическая стипендия;

Материальная помощь;

Выплаты сиротам;

Повышенная стипендия для нуждающихся студентов;

Специальные и именные стипендии.

Выплаты студентам-очникам

Выплаты студентам-очникам

Порядок выплаты стипендии студентам:

Государственная социальная стипендия

Порядок выплаты социальной стипендии:

Выплаты студентам-сиротам

Материальная помощь студентам

Другие социальные выплаты студентам

Декретные выплаты студентам

Компенсационные выплаты студентам

Льготный проезд для студентов

Социальные выплаты студентам-очникам формируются из бюджетных средств РФ и стипендиального фонда учебного учреждения. Государственная академическая стипендия выплачивается только студентам очной формы обучения на бюджетной основе. Размер базовой государственной академической стипендии составляет 520 рублей. Для студентов Комсомольского филиала размер стипендии составляет: обучающимся на «отлично» - 1 200 рублей; обучающимся на «хорошо» и «отлично» - 900 рублей; обучающимся на «хорошо» - 600 рублей. Студентам нового набора государственная академическая стипендия в первом семестре не выплачивается и назначается по результатам первой зимней сессии. На государственную стипендию могут рассчитывать успевающие студенты, которые имеют хорошие и отличные результаты во время экзаменационной сессии.

Порядок выплаты стипендии студентам.

Если студенту продлили сессию по уважительной причине, и он сдал ее в срок, стипендия назначается в обычном режиме.

Если студент вернулся из академического отпуска, учитывая результаты предшествующей отпуску сессии, назначается государственная стипендия.

Государственная стипендия выплачивается студенту, который восстановился после отчисления по уважительной причине.

Если студента отчислили, государственная стипендия не выплачивается с первого числа месяца следующего за отчислением.

Социальная стипендия в 2012-2013 годах составляет 1650-15000 рублей. Следующие студенты имеют право на эту стипендию:

Дети-сироты, дети без родительского попечения;

Инвалиды I и II групп, инвалиды с детства;

Инвалиды и ветераны боевых действий;

Дети из малообеспеченных семей.

Вышеперечисленные студенты должны предоставить в стипендиальную комиссию те документы, которые подтверждают принадлежность к этим категориям.

Порядок выплаты социальной стипендии.

Если у студента во время экзаменационной сессии есть задолженность, выплата государственной социальной стипендии возобновится только после ее ликвидации с того момента, когда была приостановлена выплата;

Если студент отчислен, выплата стипендии прекращается. Социальная государственная стипендия не исключает права на получение студентом государственной академической стипендии.

Выплаты студентам-сиротам.

Помимо государственной социальной стипендии предусмотрены следующие выплаты студентам-сиротам:

Обеспечение питания (ежемесячная выплата 286 рублей);

Обеспечение одеждой, обувью и инвентарь (44590 рублей в год на 1 студента)

Единовременное денежное пособие (по окончании учебного заведения 650 рублей);

Пособие на приобретение канцелярских товаров и учебников (ежегодно 6300 рублей);

Возмещение оплаты проезда в общественном транспорте (ежемесячно 720 рублей);

Возмещение оплаты проезда до места постоянного проживания (ежегодно);

Дети-сироты имеют внеочередное право заселения в общежитие, в котором проживают без оплаты.

Начисление стипендии для студента в академическом отпуске прекращается до окончания отпуска.

Материальная помощь студентам.

Материальная помощь - это социальная поддержка студентов, которые нуждаются в денежной помощи по каким-либо серьезным причинам, в виде выплаты, которая не зависит от успеваемости студента. Материальная помощь выплачивается студенту при следующих обстоятельствах:

Смерть близких родственников (предоставить копию свидетельства о смерти);

Рождение ребенка (предоставить копию свидетельства о рождении);

В результате повреждения или утраты имущества при стихийном бедствии, аварии, пожаре, краже и других чрезвычайных обстоятельствах с большими финансовыми потерями.

Если студента признали инвалидом я I или II группы, а также для лечения с предоставлением соответствующих документов.

Если студент из многодетной и малообеспеченной семьи, где средний доход ниже прожиточного уровня.

Если в семье студента один или оба родителя инвалиды I группы.

Также среди социальных выплат студентам имеет место:

Повышенная академическая стипендия, которую назначают за один семестр по результатам стипендиальной комиссии факультета по следующим критериям:

Признание студента призером олимпиад, соревнований, которые проводились в течение двух лет до того, как назначили повышенную стипендию;

Достижения студента в общественной, научно-исследовательской, культурно-творческой и спортивной деятельности (награды, гранты, публикации, пропагандистская деятельность, спортивные награды, участие в значимых мероприятиях).Специальная государственная стипендия Правительства Российской Федерации предусмотрена для студентов, которые высоко проявили себя в учебной и научной деятельности. Ученый совет выдвигает кандидатов из студентов с третьего года обучения. Стипендия Президента Российской Федерации для обучения за рубежом. Стипендия имени Н.Н. Муравьева-Амурского присуждается на один год, ее размер составляет от 1558 до 1798 рублей в месяц в зависимости от района края. Студенты с высокими учебными показателями, участвующие в научно-исследовательской работе, могут стать кандидатами на получение этой стипендии. Претенденты на эту стипендию - студенты с выдающимися успехами в учебе, авторы открытий, изобретений, статей. Список утверждает Совет ректоров по рекомендации Ученого Совета. Студенты, имеющие выдающиеся успехи в учебе, могут рассчитывать на персональные стипендии от губернатора. Декретные выплаты студентам

Пособия по беременности выплачивают не только бюджетным, но и коммерческим студентам. У студентки, обучающейся на бюджете, которая получает государственную академическую стипендию, размер пособия такой же, как стипендия. Таким образом, стипендия удваивается. Для коммерческих студенток размер пособия не должен быть меньше размера стипендии, который установлен законом (2100 рублей). При предоставлении справки о беременности (до 12 недель), студентка может рассчитывать на дополнительное пособие.

Компенсационные выплаты студентам.

Если студент учится на бюджете и находится по медицинским показателям в академическом отпуске, то ему назначаются компенсационные выплаты. Они производятся по 50 рублей ежемесячно, а в областях с районными коэффициентами размер выплаты устанавливается с учетом соответствующего коэффициента. Фактическое пребывание получателя во время отпуска не влияет на установленный размер выплаты. Также образовательные учреждения могут выплачивать студентам дополнительные компенсации за счет средств этих учреждений.

Следующие льготы действуют на проезд для студентов:

Скидки на проезд в пригородном сообщении имеют учащиеся очной формы. Они действуют с 1 сентября по 31 декабря и с 1 января по 15 июня включительно. Студенческий билет - документ для получения льгот;

50% скидки на проезд в купейном вагоне на верхней полке поездов дальнего следования на территории РФ с 25 августа по 31 декабря;

Иногородние студенты-очники имеют право на бесплатный проезд туда - обратно железнодорожным транспортом 1 раз в год;

Студенты-заочники имеют право один раз в год на билет, который оплачивает организация-работодатель, для сдачи экзаменов;

Студенты имеют множество льгот (в том числе билеты со скидкой в бассейны, театры, кино и др.), поэтому необходимо четко знать свои права и успешно ими пользоваться.

2.3 Социальные льготы малоимущим

Российское законодательство предусматривает предоставление помощи семьям, которые по разным причинам находятся в сложном материальном положении. Такая помощь предполагает предоставление льгот и выплату пособий многодетным семьям, одиноким матерям и отцам, семьям, в которых воспитываются дети-инвалиды. Кроме того, на государственную поддержку может претендовать любая семья, если она является малоимущей.

Для расчета дохода семьи необходимо определить сумму всех денежных и натуральных доходов членов семьи за три месяца, предшествующие обращению за социальной помощью.

Учитывается не только заработная плата членов семьи, но и социальные выплаты, пособия, доходы от имущества (например, от сдачи внаем квартиры), авторские вознаграждения, доходы по акциям и т.д.

Полученную сумму нужно вначале разделить на три (количество расчетных месяцев), а затем на количество членов семьи. Если полученный результат ниже уровня прожиточного минимума по региону, то семья считается малоимущей.

Виды социальной помощи.

Социальная помощь может выражаться в денежных выплатах (социальные пособия, субсидии и др.) или в натуральной помощи (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и др.). Кроме того, для малоимущих семей предусмотрено право на получение повышенных субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, некоторые налоговые льготы, право на бесплатную юридическую помощь. Следует отметить, что малоимущие семьи не утрачивают прав, присущих всем семьям с детьми. Поэтому они могут рассчитывать на получение единовременных выплат и ежемесячных пособий, связанных с беременностью, рождением и воспитанием детей, средств материнского капитала, а также компенсаций на оплату детских садов. Малоимущие семьи могут получать материальную поддержку как на федеральном, так и на региональном уровне.

1. Жилищный кодекс РФ устанавливает право некоторых категорий граждан на получение помощи государства по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

2. Малоимущим семьям предоставляется налоговая льгота в отношении тех сумм, которые они получают от государства. В частности, освобождаются от обложения НДФЛ единовременные выплаты (в том числе материальная помощь), которые малоимущие граждане получают в виде сумм адресной социальной помощи, оказываемой за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и внебюджетных фондов. Следует подчеркнуть, что эта льгота распространяется только на помощь, получаемую в соответствии с программами, которые ежегодно утверждаются соответствующими госорганами (абз. 5 п. 8 ст. 217 НК РФ).

3. Дети из малоимущих семей получают льготы при поступлении в высшие учебные заведения. Они имеют право быть принятыми вне конкурса в государственные и муниципальные вузы. Однако при этом должно быть соблюдено несколько дополнительных условий:

В семье есть только один родитель, и он является инвалидом I группы;

Ребенок, поступающий в ВУЗ, не достиг 20 лет;

Вступительные испытания пройдены успешно. Испытание считается пройденным успешно, если поступающий наберет заранее установленное минимальное количество баллов (в рамках ЕГЭ или вступительных испытаний, проводимых вузом самостоятельно).

Данные, предоставляемые для получения социальной помощи:

О составе семьи (подтверждаются свидетельством о рождении ребенка, свидетельством о браке);

О доходах (подтверждаются справками о зарплате, стипендии, пособиях, пенсиях и т.д.);

Об имуществе, которое находится в собственности у семьи подтверждаются свидетельством о госрегистрации права собственности в отношении недвижимости. Для движимого имущества, как правило, специальных документов нет;

О получении госпомощи в виде предоставления социальных услуг.

Заключение

В заключение необходимо отметить, что льготы в праве социального обеспечения - это юридическое средство, с помощью которого создается режим благоприятствования для субъектов социально-обеспечительных отношений, т.е. нуждающихся граждан (граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации). Этот режим благоприятствования выражается в облегчении положения этих субъектов посредством полного или частичного освобождения от исполнения определенных обязанностей. На сегодняшний день суть проблемы льгот, многие из которых существуют еще с советских времен, вполне ясна. И трудно не согласиться с теми, кто говорит, что эта система неэффективна, архаична, часто социально несправедлива, не соответствует нынешнему экономическому укладу страны и убыточна для государства. Реформа здесь, конечно же, давно и вполне оправданно назрела. «Монетизация» льгот была воспринята населением наиболее социально чувствительно и вызвала бурные обсуждения в обществе. Любая реформа такого рода, затрагивающая десятки миллионов людей, требует тщательной подготовки и просчета всех возможных ее плюсов и минусов. Наконец, она должна быть предельно понятной населению, прозрачной и не допускающей разноречивых толкований. Как говорят американцы, любую реформу или закон надо уметь «продать», убедив «покупающее» их общество в том, что они не несут в себе никаких особенно негативных и тяжелых для него последствий. А вот тут как раз у тех, кто в российском правительстве отвечал за разработку и, особенно за информационное обеспечение принятия закона о «монетизации» льгот, все вышло не очень складно. Однако реформирование, как таковое, неизбежно по одной простой причине - мы живем уже в другой стране. В другой экономике, с многообразием видов собственности, в переходном периоде - от плановой экономики к рыночной. Это неизбежно. Конечно, те, кто совершает те или иные действия по реформированию любых отраслей или видов деятельности, а уж тем более реформируя социальную сферу, должны тщательнейшим образом выверить каждый шаг, согласно старинной русской поговорке: «Семь раз отмерь - один раз отрежь». Существенно выиграли от монетизации льгот жители в сельской местности: им выплатили деньги за льготы, которыми они никогда не пользовались (проезд на общественном транспорте, например). До 2005 г. льготами фактически пользовалась лишь часть граждан. Существовало своего рода «перекрестное финансирование» льготных категорий за счет «спящих» мандатов. Поэтому в ходе «монетизации» пострадали, в первую очередь, жители городов, которые раньше получали натуральные льготы в полном объеме. Зря, конечно, разделили льготников на федеральных и региональных. Понятно было сразу, что местные бюджеты не могут обеспечить такой же уровень социальной поддержки как федеральный бюджет. Тем более что на содержание регионов переданы самые многочисленные категории льготников. Практика, которая, как известно, - критерий истины, выявила изъяны этого серьезнейшего социального проекта. Явно не продуманы решения, связанные, например, с обеспечением льготников лекарствами, с оплатой транспортных расходов: их размеры оказались во много раз меньше их фактической величины. Это вызвало резкий рост социальной напряженности во многих регионах страны. Перед федеральными и региональными органами власти встает задача максимально смягчить негативные последствия переходного периода, в кратчайшие сроки поправить свои ошибки и недоработки. Это тем более важно в преддверии реформ ЖКХ и системы здравоохранения. Таким образом, Федеральный закон № 122-ФЗ - новая страница в социальной политике государства. Благодаря этому законопроекту Россия, возможно немного приблизится к моделям социального обеспечения многих европейских стран. Ведь большая часть льгот - это неспособность государства выполнять свои обязательства перед населением

Списо к использованных источников

1. Астрахан Е.И. Развитие законодательства о пенсиях рабочим и служащим. Исторический очерк (1917 - 1970 гг.). М., 1971. 378 с.

2. Долотин Б. Социальная политика должна быть прозрачной Социальное обеспечение. 1999. №11. С. 9.

3. Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения. М.: Зерцало, 2010. 714 с.

4. Интернет-источники

5. Алексеев С.А. Пенсионные льготы: http://www.finogid.ru/pensiya/178-pensionnie-lgoti Антонцев Г. Монетизация для льготников. Определение проблемы: http://ulpressa.ru/2011/02/17/article148536

6. Васнецов И.Г. Льготы студентам: http://www.examen.ru/add/grant/Lgoty-studentam

7. Витвицкий А. Льготы студентам: не в деньгах счастье: http://www.mma.ru/article/id32090

8. Колесов Г.Б. Основные понятия социальных гарантий и льгот для пенсионеров:http://www.ypensioner.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=1406:-2010-&catid=150:2010-09-10-08-50-35&Itemid=200

9. Колесов Г.Б. государственной социальной помощи: http://www.ypensioner.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=1406:-2010-&catid=150:2010-09-10-08-50-35&Itemid=200

10. Муратова Д. Льготы и пособия для малоимущих семей http://www.zdorovieinfo.ru/socialny_voprosy/stati/materinstvo/lgoty_i_posobiya_dlya_maloimuschih_semey/

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Общая характеристика льгот в системе социального обеспечения: особенности правового регулирования. Сущность социальных льгот пенсионерам, студентам, малоимущим. Проблемы монетизации льгот и пути их решения: содержание реформы, ее достоинства и недостатки.

    дипломная работа , добавлен 22.08.2012

    Исследование системы льгот как способа социальной защиты населения. Основные предпосылки и сущность системы замены социальных льгот денежными выплатами и компенсациями. Изменения действующего законодательства в области льгот по социальному обеспечению.

    курсовая работа , добавлен 28.05.2015

    Понятие и виды льгот по системе социального обеспечения в Республике Беларусь, круг лиц, пользующихся ими. Предоставление инвалидам средств передвижения и компенсация расходов на их транспортное обслуживание. Права и льготы, предоставляемые ветеранам.

    реферат , добавлен 04.12.2010

    Понятие гарантий, социальных льгот, муниципального служащего. Значимость льгот и преимуществ в системе социального обеспечения. Гарантии и льготы для муниципальных работников. Проблема создания положительного, делового имиджа государственной службы.

    курсовая работа , добавлен 11.03.2014

    Понятие и сущность льгот в сфере пенсионного обеспечения, особенности правового регулирования по действующему российскому законодательству. Льготы малоимущим, по оплате жилья и коммунальных услуг, в медицине и другие социальные льготы, пособия и выплаты.

    курсовая работа , добавлен 22.09.2014

    Проблема отнесения льгот к социальному обслуживанию. Разграничение льгот по целевой направленности, по условиям предоставления и субъектному составу их получателей. Основные задачи и направления развития пенсионной реформы в Российской Федерации.

    контрольная работа , добавлен 13.04.2013

    Теоретический анализ социальных льгот в социально-культурной сфере. Изучение сущности и дифференциации социальных льгот. Особенности таких льгот в здравоохранении, сфере образования, бытового обслуживания. Описание видов социальных льгот детей-сирот.

    курсовая работа , добавлен 31.05.2010

    Описание льгот для малоимущих семей в Российской Федерации. Семьи, причисляемые к малоимущим. Недостатки современной системы социальных льгот и попытки их устранения. Классификация пособий по различным основаниям. Субсидии для детей из малоимущих семей.

    курсовая работа , добавлен 08.04.2016

    Тема работы - налоговая система. Понятие налоговых льгот. Виды налоговых льгот в Украине. Налоговая политика Украины. Налоговые льготы как инструменты налогового регулирования. Виды налоговых льгот: освобождение, изъятие, скидки и налоговый кредит.

    контрольная работа , добавлен 18.01.2009

    Понятие, предмет, система и метод права социального обеспечения. Монетизация льгот в Тульской области. Понятие организационно-правовой формы социального обеспечения. Классификация его функций. Основные источники и правоотношения социального обеспечения.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Несколько иное определение содержалось в законе от 20 ноября 1990-го года. Согласно ст. 23 этого акта, «инвалидностью считается нарушение здоровья человека со стойким расстройством функций организма, приводящее к полной или значительной потере профессиональной трудоспособности или существенным затруднениям в жизни». Т.о. лицо, не обладающее специальными знаниями, не могло быть признано инвалидом. Да и что такое существенные затруднения в жизни, тоже не было определено.

Все эти недостатки были исправлены в Федеральном законе «О социальной защите инвалидов» от 24 ноября 1990 г. Инвалид - «лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты» (ст. 1).

Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

Т.о., в приведенном определении:

Отсутствует указание на термин трудоспособность;

Не требуется наличие полной или значительной утраты трудоспособности, достаточно обосновать факт частичной невозможности заниматься трудовой деятельностью.

Инвалидность нельзя сводить к нетрудоспособности:

1. Законодатель рассматривает инвалидность с точки зрения состояния здоровья (медицинский критерий) в качестве причины, а утрату трудоспособности - как следствие состояния здоровья человека (социальный критерий).

2. Лицо даже после назначения ему пенсии может продолжить работу (в том числе и инвалид).

Инвалидность не сводится к потере профессиональной трудоспособности, поскольку, во-первых, существуют работы, которые не требуют специальных знаний (вахтеры, уборщики помещений), а, во-вторых, многие граждане не имеют профессии и могут ее никогда не приобрести (инвалиды с детства).

Следует иметь в виду, что инвалидом признается лицо, которому этот статус устанавливается официально учреждением медико-социальной экспертизы. Однако на практике имеют место ситуации, когда фактически нетрудоспособное лицо не обращается во МСЭК по различным причинам (на рынке труда приоритет отдается здоровым людям).

Применительно к инвалидности более корректным термином будет «ограничение способности к трудовой деятельности» а не «потеря, утрата трудоспособности».

Условие о наличии ограничений к занятию трудовой деятельностью - является единственным и одновременно универсальным условием для установления пенсий по инвалидности, независимо от ее вида (трудовые, государственные или социальные), от категории, к которой относится гражданин (наемный работник, военнослужащий, БОМЖ).

Инвалидность - это одновременно:

Обязательное условие для назначения пенсии по инвалидности,

Оно входит элементом в состав, образующий основание для возникновения права на пенсию.

Инвалидность как основание на соответствующую пенсию, отлично от таких оснований как достижение преклонного возраста или потеря кормильца. Последние основания связаны либо с естественной изнашиваемостью организма, либо еще не приобретенной способностью к самообеспечению, а инвалидность - свойство неестественное, не характерное для организма, приобретенное.

В отношении инвалидности как основания на пенсию не применяется презюмирование нуждаемости. Законодатель исходит не из предполагаемой неспособности лица к самообеспечению, а из реально существующей, объективно обусловленной состоянием здоровья.

Инвалидность как основание пенсионного обеспечения - явление сугубо индивидуальное (личностное) и одновременно общественное. Индивидуальным оно является потому, что здоровье каждого человека неповторимо, а общественным - в силу того, что нарушение здоровья приводит к последствиям, признаваемым государством социально значимыми.

Длительное время для градации инвалидов использовался термин «группа». Теперь степень. Их тоже три (до 20-го года инвалидам труда устанавливались не три, а шесть групп инвалидности). Причем акцент теперь делается не на состояние здоровья, а на его последствия (т.е. степень утраты трудоспособности). Но это нововведение коснулось только трудовых пенсий.

Пенсии по случаю потери корм ильца

Особенностями пенсионного обеспечения по случаю потери кормильца являются:

1) Основание права на пенсию. Оно образуется из ряда условий:

Потеря кормильца. Это не только биологическая смерть, но и условная, признанная судом.

Родственные отношения с умершим. Не все категории родственников, причем как по восходящей, так и по нисходящей линии имеют право на эту пенсию. Родственники разбиты законодателем на 4 группы:

Дети, братья, сестры и внуки;

Отец, мать, супруг (жена или муж), если они достигли общеустановленного пенсионного возраста;

Один из родителей или супруг, а также дед или бабушка, брат или сестра, если заняты уходом за малолетними ближайшими родственниками умершего;

Дед и бабушка при условии, что нет лиц по закону обязанных их содержать.

Факт нахождения на иждивении умершего. Родственники признаются состоявшими на иждивении, если получаемое от умершего кормильца денежное содействие было для них постоянным и единственным источником средств к существованию.

Признание нетрудоспособности (достигшие пенсионного возраста, признанные инвалидами и др.). Иногда она презюмируется (напр., в отношение родственника, ухаживающего за детьми умершего).

2) Субъект-получатель. Семья в целом, либо ее отдельные члены. То, что семья - субъект пенсии свидетельствует то, что пенсия назначается семье, пенсионное удостоверение выдается на семью, оформляется одно пенсионное дело, размеры пенсии определяются не на каждое лицо, а на семью. Но в случае, когда на иждивении кормильца находился один родственник, правомерно говорить о члене семьи как субъекте права.

3) Пенсии по случаю потери кормильца занимают пограничное положение между трудовыми и социальными пенсиями. Социальными они являются потому, что их получатели не занимались общественно полезной деятельностью (или не имели источника средств к существованию по другим социально значимым причинам) и не платили страховые взносы в ПФ. Трудовыми они являются потому, что условия и уровень пенсионного обеспечения ставятся в зависимость от характера общественно полезной деятельности умершего кормильца и размера получаемого им на день смерти заработка.

4) Право на пенсию членов семьи производно от права на пенсию умершего кормильца.

5) Пенсии по случаю потери кормильца в отдельных случаях приобретают признаки права собственности. Доход кормильца - это его собственность в первую очередь и собственность членов его семьи - во вторую. В связи с этим, в ст. 16 Закона о трудовых пенсиях установлены две очереди наследников пенсионных накоплений умершего кормильца

Социально -обеспечительные компенсации

В рамках оказания населению материально-финансовой поддержки государство предоставляет натуральную помощь не только в целях поддержания их уровня жизни, но и берется возмещать утраченное по объективным причинам имущество. Ученые, рассматривающие такое имущественное возмещение в качестве самостоятельного вида социального обеспечения, используют для его обозначения термин «компенсация» (от лат. compensatio - возмещение). Законодательство не содержит легального определения компенсаций. Возможно поэтому в научной литературе они остаются практически неисследованной областью социально-обеспечительных отношений. В современных юридических исследованиях термин «компенсация» используется чаще всего для обозначения денежных выплат. Тем самым происходит смешение их с другой группой социально-обеспечительных предоставлений, имеющей уже не натуральную, а денежную форму выражения - компенсационными выплатами.

Исходя из семантического смысла, глагол «компенсировать» означает возместить, уравновесить что-либо нарушенное, восстановить утраченное. Следовательно, натуральные компенсации предоставляются в первую очередь для восстановления первоначального (до его утраты) материального положения и направлены на возмещение утраченного имущества. Причины утраты носят объективный характер и связаны со стихийным бедствием и другими чрезвычайными ситуациями, которые обычно включаются в законодательную формулировку «не по вине получателя».

На настоящий момент основной разновидностью компенсаций является предоставление гражданам жилых помещений взамен жилья, утраченного в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий. Условием назначения данной разновидности компенсаций является получение специального документа - государственного жилищного сертификата. Он выдаются в целях оказания помощи в приобретении жилья , что является достаточным основанием для включения этих предоставлений в состав социально-обеспечительной помощи. При этом на отнесение компенсаций к категории помощи не должна влиять полнота возмещения. Несмотря на всесторонний характер, они «не предназначены для предоставления средств к существованию на постоянной основе, в связи с чем не могут являться содержанием нуждающихся».

Таким образом, компенсации - направление в адрес нуждающихся граждан в установленных з а коном случаях натуральных предоставлений с целью восстановления утраченного по объективным причинам имущественного полож е ния.

Предоставление предметов первой необходимости

Предоставление предметов первой необходимости, заключается в обеспечении малоимущих граждан топливом, продуктами питания, медикаментами и др.

Интересно, что законодатель и, как следствие, многие ученые не признают предоставление жизненно необходимых товаров полновесным видом социального обеспечения, а рассматривают его в качестве разновидности поддержки малоимущих граждан. Вместе с тем, существующая социально-обеспечительная практика не дает оснований согласиться с этим. Во-первых, объемы обеспечения граждан предметами первой необходимости, составляющего в некоторых регионах страны до 70-80% от общей доли поддержки малоимущих лиц, позволяют утверждать, что данная группа предоставлений переросла качество простой разновидности государственной социальной помощи. Во-вторых, составляющие рассматриваемый вид поддержки предоставления, качественно отличаются от предоставлений, формирующих иные виды обеспечения, в том числе выражающиеся в натуральной форме (пособий, компенсаций, льгот и т.п.). К признакам, отличающим предоставление предметов первой необходимости от иных видов социального обеспечения и позволяющим его считать таковым, относятся следующие:

1) Предоставление производится исключительно в натуральной форме . Любая замена денежной компенсацией трансформирует данный вид помощи в пособие.

2) Предоставление осуществляется за счет средств бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ .

3) Субъектами-получателями выступают малоимущие семьи и малоим у щие одиноко проживающие граждане , которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины установленного в конкретном регионе прожиточного минимума (ч.1 ст. 7 Закона о социальной помощи). Тем самым, право на предоставление предметов первой необходимости российский законодатель связывает с таким основанием нуждаемости, как малообеспеченность, которое одновременно является элементом юридического состава при возникновении соответствующих отношений.

Значение натуральных предоставлений в виде пищи, одежды, медикаментов и других жизненно необходимых товаров для России, в которой к началу 2001 года доля жителей, среднедушевые доходы которых не превышали прожиточного минимума, по разным данным, составила 31-42%, сложно переоценить. Не все субъекты РФ в должной мере осознали это и в отдельных региональных актах, посвященных социальной помощи, нет даже упоминания об оказании содействия в натуральной форме.

Итак, предоставление предметов первой необходимости с учетом выявленных признаков может быть определено как обеспечение малоимущих граждан и семей топливом, продуктами питания, од е ждой, обувью, медикаментами и другими жизненно необходимыми товарами в целях поддержания их уровня жи з ни.

С оциально-обеспечительные льготы

социальный пенсия компенсация льгота

В специальных исследованиях отмечается, что российская система социально-обеспечительных льгот, становление которой происходило еще в советские годы, изначально формировалась как комплекс мер по компенсации низкой заработной платы и заниженных размеров социальных выплат. В.С. Аракчеев прямо называет их данью государства своим гражданам, компенсацией «заслуженного или ущербного положения лица». М.Л. Захаров и Э.Г. Тучкова указывают на то, что льготы восполняют, пусть и не всегда в полной мере, крайне низкий уровень материального обеспечения в денежной форме. Из этого следует, что отечественные социально-обеспечительные льготы возникли и развивались как дополнение к основному источнику доходов, но сами никогда им не считались. В отличие от пенсий, которые тоже являются своего рода компенсацией утраченного материального положения гражданина, льготы никогда не обеспечивали содержание гражданина, а являлись дополнительным содействием. Именно поэтому они должны быть отнесены к разряду социально-обеспечительной помощи.

Уточним понятие льгот, тем более что смысл, вкладываемый в это понятие разными исследователями, различен. В юридической литературе по этому поводу отсутствует даже элементарное терминологическое единство - для обозначения рассматриваемого вида социального обеспечения помимо понятия «льгота» нередко используются другие обозначения - «привилегия», «преимущество», «предпочтение».

В толковом словаре С.И. Ожегова под льготами понимается облегчение, предоставляемое кому-либо как исключение из общих правил. Очевидно, что применительно к правовому статусу гражданина такое «исключение из общих правил» может быть достигнуто двумя способами: 1) путем наделения дополнительным (как правило, исключительным) полномочием; 2) посредством полного или частичного освобождения от бремени исполнения какой-либо обязанности.

В этой связи на настоящий момент в теории права социального обеспечения оформились два подхода к пониманию льгот - узкий и широкий. В рамках широкого подхода под льготой подразумевают предоставление специального права и (или) освобождение от обязанности. Так, А.В. Малько и И.С. Морозова определяют льготы как «…правомерное облегчение положения субъекта, позволяющее ему удовлетворить свои интересы и выражающееся как в предоставлении дополнительных особых прав (преимуществ), так и в освобождении от некоторых обязанностей».

В узком смысле льгота - это только лишь освобождение от исполнения обязанности (которое может быть полным или частичным). В.С. Аракчеев, Г.Г. Пашкова и другие сторонники узкого подхода рассматривают льготы в качестве средства реализации общеправового принципа социальной справедливости и одновременно отмечают, что применительно к социальному обеспечению (которое a priori должно выражать социальную справедливость) правомерно говорить главным образом об освобождении от обязанности, поскольку «определение льгот как преимуществ изначально допускает неравенство возможностей при реализации гражданами своих прав».

Немаловажным критерием социально-обеспечительной льготы является то, что она выражает не любое освобождение от обязанности, а только пр а вомерное , установленное в правовой норме (в такой же, что устанавливает и общее правило, из которого делается исключение). Установление такого изъятия обусловлено трудным жизненным положением гражданина, который по причинам объективного характера (низкий уровень дохода, нетрудоспособность и др.) не может в полной мере исполнять возложенные на него законом обязанности (например, оплачивать жилищно-коммунальные услуги).

Выделенные признаки, с одной стороны, позволили установить принадлежность льготы к социально-обеспечительной помощи, с другой - определить ее как предусмотренное законом освобождение нуждающегося гражданина от бремени исполнения части обязанностей (которые в противном случае он должен был исполнять) в целях оказания ему дополнительного м а териального содействия . Таким образом, последним непроверенным на предмет включения в систему помощи видом социального обеспечения, также выражающимся в натуральной форме, остаются

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Понятие, задачи и правовые основы социального обеспечения. Условия назначения социальной пенсии, необходимые для ее оформления документы. Основания для выплаты и индексирование размеров социальных пенсий по возрасту, инвалидности, случаю потери кормильца.

    курсовая работа , добавлен 10.11.2013

    Законодательная база пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Назначение пенсии, перерасчет ее размера, перевод с одного вида пенсии на другой, индексация, выплата и доставка. Социальные пенсии по случаю потери кормильца, инвалидности и возрасту.

    курсовая работа , добавлен 24.11.2014

    Социальные пенсии в системе государственного пенсионного обеспечения Российской Федерации: понятие и особенности, признаки, правовое регулирование. Условия назначения и размер социального пособия по инвалидности, по случаю потери кормильца, старости.

    курсовая работа , добавлен 05.03.2015

    История возникновения пенсии. Законодательная база пенсионного обеспечения. Размеры социальной пенсии по возрасту, инвалидности, по случаю потери кормильца. Порядок ее назначения, перерасчета, индексации и выплаты. Лица, имеющие право на ее получение.

    курсовая работа , добавлен 11.12.2014

    Обязательное пенсионное страхование как особая форма социального обеспечения. Значение, сущность и виды трудовых пенсий: по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца; субъекты получения. Законодательство Российской Федерации о трудовых пенсиях.

    курсовая работа , добавлен 28.01.2014

    Пенсия как вид социального обеспечения населения. Анализ современного российского законодательство в области пенсионного обеспечения населения. Трудовая пенсия по старости, инвалидности и по случаю потери кормильца. Основные виды государственной пенсии.

    курсовая работа , добавлен 12.03.2015

    Трудовой стаж как правовой институт права социального обеспечения и трудового права РФ. Определение страховой части трудовой пенсии по старости. Общий трудовой стаж, его значение при назначении пенсии за выслугу лет. Понятие специального трудового стажа.

    дипломная работа , добавлен 17.02.2013

    Составляющие системы социальной защиты. Минимальный размер трудовой пенсии по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет. Приоритетные направления государственной социальной политики в области пенсионного обеспечения.

    презентация , добавлен 21.02.2014

    Функции общественных организаций в области социальной защиты и обслуживания. Социальные пенсии, их виды и основание. Исчисление пенсий по инвалидности и за выслугу лет. Государственные органы социальной защиты населения. Пенсии по случаю потери кормильца.

    отчет по практике , добавлен 28.12.2014

    Понятие социального обеспечения и его место в жизни государства и общества. Основная цель введения социальных пенсий, круг лиц, обеспечиваемых ими, условия назначения выплат. Начисления социальной пенсии по случаю потери кормильца и по инвалидности.