Материальные и нематериальные потоки в логистике. Финансовые потоки и их классификация. Потоки услуг. Интегрированные логистические потоки. Финансовые потоки в логистике

«Маркетологи говорят ЧТО? делать, а логисты КАК? делать».

Успех деятельности любой компании или фирмы зависит от того, насколько эффективно осуществляется управление продовольственной и материально-технической базой. Бизнес всегда требует грамотного и взвешенного подхода и просчета ситуации наперед. Здесь приходит на помощь логистика, позволяющая предприятию увеличить прибыль и сделать конкурентоспособными товары и услуги, оптимально используя материалопроводящие системы.

Потоки в логистике являются направленным перемещением в пространстве какого-либо продукта (материалов, сырья, финансов, информации и т.п.) за определенное время. Различают такие категории потоков в логистике: материальные, финансовые, информационные и услуги.

Материальный поток в логистике

Наибольшее значение в логистике занимает материальный поток. Он является материальными ресурсами, незавершенным производством и готовой продукцией, которые находятся в состоянии движения. По отношению к ним осуществляются логистические операции, которые связаны с перемещением в пространстве и времени от поставщиков ресурсов до потребителя.

Материальные потоки классифицируются по таким признакам:

1. отношение к логистической системе:

  • внешний, протекающий во внешней среде для компании (только грузы, имеющие отношение к данному предприятию);
  • внутренний – операции с грузом внутри предприятия;
  • входной – материальные поток, поступающий в систему из внешней среды;
  • выходной – материальный поток, выходящий во внешнюю среду из логистической системы;
2. натурально-вещественный состав материальных потоков:
  • одноассортиментные потоки;
  • многоассортиментные потоки;
3. количественный признак:
  • массовые материальные потоки (например, транспортировка грузов железнодорожным составом или несколькими десятками вагонов);
  • крупные материальные потоки (несколько автомобилей или вагонов);
  • мелкие материальные потоки (грузы, которые не полностью используют грузоподъемность транспортного средства и требуют совмещения с другими грузами при транспортировке, то есть грузы, перевозимые единичными автомобилями или вагонами);
4. удельный вес грузов, которые образуют материальны поток:
  • тяжеловесные (максимальное использование грузоподъемности транспорта);
  • легковесные (не полностью используют грузоподъемность транспорта);
5. консистенция грузов:
  • насыпные;
  • навалочные;
  • тарно-штучные;
  • наливные грузы;
6. степень совместимости грузов, образующих материальный поток:
  • совместимые;
  • несовместимые.

Финансовые потоки в логистике

Финансовые логистические потоки отвечают за успешно функционирование логистической системы и влияют на другие виды потоков. Благодаря финансовому потоку осуществляется перемещение какого-то количества материальных и нематериальных ценностей. Они также сопутствуют движению основных и оборотных средств.

Классификация финансовых логистических потоков:

1. назначение:

  • финансовые потоки, которые определяют процесс закупки товаров;
  • инвестиционные потоки;
  • финансовые потоки, которые связаны с материальными затратами и результатами, получаемыми в процессе производства предприятия;
  • финансовые потоки по воспроизводству рабочей силы;
2. формы расчетов:
  • денежные потоки, которые отражают движение наличных финансовых ресурсов;
  • информационно-финансовые потоки, которые обусловлены движением безналичных финансовых ресурсов;
3. виды хозяйственный связей:
  • горизонтальные потоки финансов, отражающие перемещение финансовых средств между партнерами;
  • вертикальные потоки финансов, которые характеризуют движение финансов между подразделениями компании.

Информационные потоки в логистике

Информационные логистические потоки протекают вместе с материальными и финансовыми потоками, однако при этом они могут и отставать, и опережать перемещение материальных ресурсов. Информационные потоки являются документальными или речевыми обращениями, или сообщениями, которые служат для управления материальных потоков или сопровождения их.

Различают такие виды информационных логистических потоков:

1. по виду систем, связанных с потоком:

  • горизонтальный информационный поток, относящийся только к одному уровню иерархии системы логистики;
  • вертикальный поток, движущийся от самого верхнего уровня системы, до нижнего;
2. по месту прохождения:
  • внешний информационный поток (между системой и внешней средой);
  • внутренний (движущийся внутри системы или ее элемента);
3. по направлению к логистической системе:
  • входящий;
  • выходящий;
4. по типу носителя информации: 5. по назначению:
  • управляющие;
  • учетно-аналитические;
  • нормативно-справочные;
  • вспомогательные.
Логистические потоки могут быть выражены не только движением товара, финансов или информации. Существует еще так называемый деятельностный подход. Это потоки услуг, который характеризуется количеством оказанных услуг за определенное время. Услуги являются особой деятельностью, служащей для удовлетворения как общественных, так и личных потребностей, например, консультативные услуги, транспортные услуги, информационные услуги и т.п. На данный момент наблюдается быстрое развитие потоков услуг, что обусловлено развитием индустрии сервиса, в которую вовлечено большое количество компаний.

Самыми главными параметрами логистических потоков являются пункт отправки и пункт прибытия потока, его длина и траектория. При этом должны учитываться такие параметры движения потоков, как: скорость, плотность, время и интенсивность. Дискретные и непрерывные логистические потоки характеризуются степенью непрерывности и стабильностью: стабильные и нестабильные логистические потоки. Характер производства и методы управления процессами потоков напрямую влияют на управляемость, сложность и периодичность с такими классификациями потоков.

Объектом логистического исследования и управления является система потоков. В логистике поток представляет собой совокупность объектов, существующую как процесс, и измеряемую в абсолютных единицах за определенный период времени. Основными параметрами потока являются:

Начальный, промежуточный и конечный пункты;

Траектория, длина пути, скорость и время движения;

Интенсивность - количество объектов потока, проходящих через пункты в единицу времени.

В зависимости от вида объекта потока различают материальный, трудовой, сервисный, информационный, энергетический и финансовый потоки. Наиболее значимым в логистике является материальный поток. Это находящиеся в состоянии движения материальные ресурсы, незавершенное производство и готовая продукция, к которым применяются логистические операции, связанные с физическим перемещением в пространстве и времени от поставщика ресурсов до конечного потребителя. Материальный поток имеет следующие параметры:

Номенклатура, ассортимент, количество;

Габаритные и весовые характеристики;

Финансовые характеристики (цена, тариф);

Условия договоров транспортировки и купли-продажи;

Полезность времени и места, а также потребительская полезность.

Сервисный поток представляет собой поток услуг, обеспечивающих высокий уровень обслуживания потребителей материальных потоков до продажи, во время и после продажи товаров. Каждому материальному и сервисному потоку соответствует информационный поток. Это поток сообщений в речевой, документной, магнитной и электронной формах, генерируемый исходным материальным потоком в данной логистической системе и предназначенный для реализации управляющих функций. Информационные потоки могут передаваться на бумажных, магнитных, оптических носителях и в виде видеограмм, посредством курьера, почты, телефона, факса, а также электронной почты и телекоммуникационных сетей. Информация, относящаяся к материальным потокам может быть разделена во времени на три вида: опережающая (предварительная); поступающая одновременно с материальным потоком (например, о количественных и качественных его параметрах); поступающая вслед за материальным потоком (например, различные подтверждения, претензии). Управлением информационными потоками занимается информационная логистика.

Среди сопутствующих материальному и информационному потокам большое значение в логистике имеет финансовый поток, под которым понимают направленное движение финансовых средств, циркулирующих в логистической системе, а также между логистической системой и внешней средой, необходимых для

эффективного движения данного материального потока.

28. Возможности снижения затрат на складирование грузов за счет рационализации логистики

Задачи минимизации складских затрат:

Определение оптимального числа ступеней складирования;

Определение оптимального числа складов на каждой ступени;

Установление местоположения складов, обеспечивающего минимальные общие затраты;

Нахождение рационального распределения мест поставки.

Затраты можно снизить также путем:

Грамотно организованных стеллажных систем. В частности – консольных и полочных. Они дают возможность должным образом систематизировать хранимое имущество, уменьшая время, необходимое для поиска требуемого изделия.

Грамотного проектирования и изготовления стеллажных систем под конкретное помещение. Это дает возможность обеспечить максимальную загрузку имеющихся площадей. Еще один резерв – вертикальное пространство. Здесь на выручку приходят многоярусные и мезонинные системы. С их помощью пространство склада используется от пола до крыши.

Использования гравитационных систем, которые автоматически подают товары от места хранения к точке отгрузки. Такая схема исключает просрочки и дает возможность избежать ненужных затрат.

Прямых поставок для клиентов (без завоза на склад).

Контрольная работа

по дисциплине

« Логистика »

Вариант № 3

«Потоки в логистике.

Логистические операции».

Ярославль, 2010

I. Потоки в логистике………………………………………………3

1.1. Материальный поток …………………………………… .4

1.2. Информационный поток ………………………………… . ..8

1.3. Финансовые потоки …………………………………….….11

1.4. Поток услуг (сервисные потоки)……………………….…13

II. Логистические операции……………………………………….15

III . Практическая часть………………………………………… . …17

Задача № 1. Задача назначения……………………………….…17

Задача № 2. Приближенные методы решения транспортной задачи………………………………………………….…19

Список литературы……………………………………………………22

I. Потоки в логистике.

Под потоком понимают направленное движение совокупности чего-либо условно однородного (например, продукции, информации, финансов, материалов, сырья и т.п.) .Потоки в логистике представляют собой одни или множество объектов, воспринимаемых как единое целое, существующие, как процесс на определенном временном интервале и измеряемые в абсолютных единицах.

Потоки в логистике характеризуются такими параметрами, как: начальный пункт, конечный пункт, траектория пути, длина потока и параметрами их движения (скорость, время, интенсивность, плотность).

Потоки в логистике классифицируются:

· По степени непрерывности (непрерывные, дискретные);

· По регулярности (детерминированные, стахостические);

· По стабильности (стабильные, нестабильные);

· По изменчивости (стационарные, нестационарные);

· По характеру перемещения потока (равномерные, неравномерные);

· По степени периодичности (периодические, непериодические);

· По сложности (простые и сложные);

· По управляемости (управляемые, неуправляемые);

Основными потоками в логистике являются:

· Материальный поток – грузы, ТМЦ, детали, рассматриваемые в процессе приложения к ним различных логистических операций и отнесенные к временному интервалу;

· Информационный поток – совокупность циркулирующих внутри логистической системы, между ней и внешней средой, сообщений, необходимых для управления и контроля логистических операций;

· Финансовый поток – движение финансовых средств внутри логистической системы, между ней и внешней средой, направляемое на достижение эффективного движения определенного материального потока;

· Поток услуг – особенный вид деятельности, удовлетворяющий общественные и личностные потребности.

1.1. Материальный поток.

Материальный поток - это продукция, определяемая в процессе применения к ней различных логистических или технологических операций и отнесенная к некоторому периоду времени.

Материальный поток – это материальный ресурс, незавершенная продукция, готовая продукция, рассматриваемые в процессе приложения к ним различных логистических операций (транспортировка, складирование и др.) и отнесенные к определенному временному интервалу. Размерностью материального потока является отношение размерности продукции (единицы, тонны, м 3 и т.д.) к размерности временного интервала (сутки, месяц, год и т.д.).Материальные потоки могут рассчитываться для конкретных участков предприятия, для предприятия в целом, для отдельных операций с грузом. Материальный поток, который рассматривается для заданного момента или периода времени, становится материальным запасом (МЗ).

Параметрами материального потока могут быть: номенклатура, ассортимент, количество продукции, габаритные, весовые, физико-химические характеристики груза, характеристики тары, упаковки, условия купли-продажи, транспортировки и страхования, финансовые характеристики и др.

Основные виды материальных потоков:

· внешний материальный поток - материальный поток, протекающий во внешней среде по отношению к рассматриваемой логистической системе;

· внутренний материальный поток - материальный поток, протекающий в пределах рассматриваемой логистической системы;

· входной материальный поток - внешний материальный поток, входящий в логистическую систему из внешней среды;

· выходной материальный поток - внутренний материальный поток, поступающий из рассматриваемой логистической системы во внешнюю среду;

· грузовой поток - объем грузов, перевезенного определенными видами транспорта в определенном направлении от пункта отправления до места назначения за некоторый период времени (обычно рассматривается за год).

Материальные потоки можно рассматривать как материальные ресурсы, если они имеют натурально-вещественный состав. Имея данные параметры, материальные ресурсы подразделяются на:

· сырье - материальные ресурсы;

· основные материалы - материалы, входящие вещественно в изготавливаемую продукцию и составляющие ее вещественную основу (узлы деталей, сборочные единицы и др);

· вспомогательные материалы - материалы, используемые в производстве, но не составляющие материальную основу производимой продукции;

· полуфабрикаты - сырье и материалы, частично прошедшие обработку в производстве, но еще не превратившиеся в готовую продукцию;

· комплектующие изделия - готовая продукция, которая для покупателя является составляющей частью готового изделия;

· деталь - готовая часть машин, механизмов, оборудования, которая используется при сборке готовой продукции в выпускающих цехах;

· узел - сборочная единица, состоящая из двух или большего числа готовых деталей и используемая при сборке готового изделия.

Конкретность наименований материальных ресурсов;

Четкость определения объема ресурсов (количественно характеристики их массы, объема, площади и т.д.);

Наименование поставщика материальных ресурсов и ответственных за поставку и отгрузку;

Определение места хранения материальных ресурсов, которые подлежат транспортировке;

Указание наименования организации-получателя материальных ресурсов;

Указание места назначения транспортировки материальных ресурсов;

Определение срока перемещения материальных ресурсов от места хранения у поставщика до места хранения у получателя.

Внутрицеховой материальный поток - это поток материальных ресурсов, которые перемещаются не постоянно, а с периодическими остановками на складах рабочих мест, в это время поток не перемещается, не изменяется, не расформировывается и находится в ожидании процесса обработки.

Межцеховые материальные потоки - это такие материальные потоки, которые, попадая на входной склад, расформировываются, и на выходном складе формируются в новые материальные потоки, которые перемещаются в определенном заданном направлении.

Материальные потоки различают:

1) по зависимости от номенклатуры элементов;

2) по натурально-вещественному составу. Определяет материальные потоки как одноассортиментные и многоассортиментные;

3) по степени готовности (проектируемые, планируемые, формируемые, сформированные, расформированные, ликвидированные) .

Более подробная классификация материальных потоков представлена в таблице № 1.1

Классификация материальных потоков

Признак

классификации

Вид МП Описание
Отношение к ЛС и ее звеньям Внешний Состоит из грузов, имеющих отношение к конкретному предприятию, но движущихся во внешней для предприятия среде
Внутренний Образуется в результате выполнения ЛО с грузом внутри ЛС
Входной Поступает в ЛС из внешней среды
Выходной Поступает из ЛС во внешнюю среду
Ассортимент Одноассортиментный, многоассортиментный
Количество груза Массовый Возникает при транспортировке грузов не единичным транспортным средством, а их группой, например, железнодорожным составом, колонной автомашин, караваном судов и т.д.
Крупный Возникает при транспортировке грузов несколькими вагонами, автомашинами, судами и т.п.
Средний Промежуточный между крупным и мелким МП (перевозимый одиночными вагонами, автомобилями)
Мелкий Возникает при транспортировке такого количества грузов, которое не позволяет полностью использовать грузоподъемность транспортного средства и требует при перевозке совмещения с другими грузами
Удельный вес груза Тяжеловесный В процессе его транспортировки обеспечивается полное использование грузоподъемности транспортных средств при меньшем занимаемом объеме, например, металлы
Легковесный Образуется грузами, не позволяющими полностью использовать грузоподъемность транспорта при полном использовании его объема, например, табачные изделия
Степень совместимости Несовместимые Такие МП нельзя совместно транспортировать, например, товары бытовой химии и продукты питания
Совместимые Могут совместно перевозиться на одном транспортном средстве
Консистенция груза Насыпной Перевозится без тары в специализированных транспортных средствах: открытых вагонах, на платформах, в контейнерах, в автомашинах. Их главное свойство – сыпучесть (например, зерно)
Навалочный Перевозится без тары, некоторые могут смерзаться, слеживаться, спекаться (например, уголь, песок, соль), обладают сыпучестью
Тарно-штучный Грузы в мешках, контейнерах, ящиках, без тары, которые можно пересчитать
Наливной Перевозится в цистернах и наливных судах и требует для перегрузки, хранения и других ЛО специальных технических средств
Номенклатура Однопродуктовый, многопродуктовый
Определенность Детерминированный Все параметры полностью известны
Стохастический Хотя бы один параметр неизвестен или является случайной величиной
Непрерывность Непрерывный Потоки сырья и материалов в непрерывных производственных (технологических) процессах замкнутого цикла, потоки нефтепродуктов, газа, перемещаемые с помощью трубопроводного транспорта и др.
Дискретный МП, не являющиеся непрерывными

1.2. Информационный поток.

В основе процесса управления материальными потоками лежит обработка информации, циркулирующей в логистических системах. В связи с этим одним из ключевых понятий логистики является понятие информационного потока.

Информационный поток - это совокупность циркулирующих в логистической системе между логистической системой и внешней средой сообщений, необходимых для управления и контроля логистических операций. Информационный поток соответствует материальному и может существовать в виде бумажных и электронных документов.

Поток логистической информации проходит через следующие пять модулей:

· получение заказов;

· обработка заказов;

· транспортировка и грузопереработка (отгрузка);

· распределение;

· управление запасами.

Основная база данных, служащая для информационной поддержки операций распределения, состоит из следующих файлов:

· данные о заказах;

· данные о запасах и складском хозяйстве;

· данные учета дебиторской задолженности;

· данные о плановых потребностях распределения.

Модуль управления и ввода данных включается в работу, когда поступает информация извне или когда менеджеры принимают то или иное решение. Это происходит обычно в следующих ситуациях:

· получение заказа;

· получение запроса о состоянии заказа;

· составление и согласование прогнозов;

· установление транспортного тарифа;

· поступление грузов на хранение.

Логистические информационные потоки характеризуются:

· неоднородностью (информация, используемая в логистических системах, качественно разнородна). Следует отметить, что под однородностью в линейном программировании и, в частности, в транспортной задаче понимается неограниченная возможность перевозки продукции из любого пункта отправления в любой пункт назначения. Применительно к процессу движения информации внутри логистической системы требование однородности также предполагает неограниченную возможность передачи любого документа в любое структурное подразделение аппарата управления;

· множественностью подразделений - поставщиков информации;

· множественностью подразделений - потребителей информации;

· сложностью и трудностью практической обозримости информационных маршрутов;

· множественностью числа передач единиц документации по каждому маршруту;

· многовариантностью оптимизации информационных потоков.

Методически важным с точки зрения логистики является определение взаимодействия материального и информационного потоков. Всегда считалось, что материальный поток генерирует информационный, т. е. постулировалась первичность материального потока. Однако современные информационные технологии изменили последовательность взаимодействия материального и информационного потоков, и в настоящее время различают три варианта их взаимодействия.

1. Информационный поток опережает материальный. В этом случае от информационного потока поступают сведения о достижении материальных потоков (прямое направление) или он содержит сведения о заказе (встречное направление).

2. Информация сопровождает материальный поток, движется одновременно с ним. Этим потоком идут сведения о количественных и качественных параметрах материальных потоков, что позволяет правильно и быстро оценивать их состояние и принимать необходимые регулирующие решения.

3. Информационный поток отстает от материальных потоков. В это случае информация служит только для оценки результатов.

Увеличение роли информационных потоков в современной логистике обусловлено такими основными причинами:

– для потребителя информация о статусе заказа, наличии товара, сроках поставки, отгрузочных документах и т.п. является необходимым элементом потребительского логистического сервиса;

– с позиции управления запасами в логистической цепи наличие полной и достоверной информации позволяет сократить потребность в запасах и трудовых ресурсах за счет уменьшения неопределенности спроса;

– информация увеличивает гибкость логистической системы относительно того, как, где и когда можно использовать ресурсы для достижения конкурентных преимуществ.

Основные виды информационных потоков представлены в таблице № 1.2.

Классификация информационных потоков

Признак классификации Вид информационного потока
Отношение к ЛС и ее звеньям Внутренние, внешние, горизонтальные, вертикальные, входные, выходные
Вид носителей информации На бумажных носителях, на магнитных носителях, оптические, цифровые, электронные
Периодичность использования Регулярные, периодические, оперативные
Назначение информации Директивные (управляющие), нормативно-справочные, учетно-аналитические, вспомогательные
Степень открытости Открытые, закрытые, секретные
Способ передачи данных Курьером, почтой, телефоном, телеграфом, телетайпом, электронной почтой, факсом, по телекоммуникационным сетям
Режим обмена информацией «on-line», «off line»
Направленность относительно МП В прямом направлении с МП, во встречном направлении с МП
Синхронность с МП Опережающие, одновременные, последующие

1.3. Финансовые потоки.

Финансовый поток- это совокупность циркулирующих в логистической системе, между логистической системой внешней средой финансовых ресурсов, связанных с материальными и информационными потоками. Движение финансовых потоков может проходить как внутри логистической системы, так и вне ее. Таким образом, специфика финансовых потоков в логистике заключается именно в потребности обслуживания процесса перемещения в пространстве и во времени соответствующего потока товарно-материальных или товарно-нематериальных ценностей.

Рыночная экономика при всем разнообразии ее моделей характеризуется как социально-ориентированное хозяйство, предполагающее обязательное государственное регулирование. Огромную роль в структуре рыночных отношений играют финансы. Финансовые потоки вращаются в финансовом окружении. Под финансовым окружением подразумевают внутреннюю и внешнюю среду предприятия, финансы и финансовые ресурсы (финансовые потоки), источники и потребителей ресурсов.

Финансовые отношения охватывают отношения, связанные с образованием и движением финансовых ресурсов между:

1) государством и предприятием (предприятиями);

2) между самими предприятиями;

3) между отдельными государствами.

К финансовым учреждениям государства относятся: Министерство финансов, его органы, местные финансовые отделы и управления, финансовые отделы предприятий и контрольно-ревизионные управления. Финансовая система включает следующие звенья: государственный и местные бюджеты, фонды социального страхования, пенсионные фонды, фонды личного и имущественного страхования, финансы предприятий, отраслей, различные специальные денежные фонды. Финансового потока зависит от наличия обслуживаемого товарного потока. Направленность движения финансовых потоков в логистике определяется необходимостью обеспечения перемещения соответствующего материального потока. Кроме того, размер и время движения финансового потока (в т.ч. и время начала движения) зависят от выбранной формы расчетов между фирмой-продавцом и покупателем. При этом наиболее эффективной считается форма взаиморасчетов ценными бумагами. Движение финансовых средств обязательно сопровождается соответствующими им документами, на основе которых производятся финансовые операции. Возникновение финансовых потоков, направление и перемещения зависят от условий, оговоренных в договоре купли-продажи (расчетах поставщика-покупателя), базисных условий поставки.

Одна из возможных классификаций финансовых потоков приведена в таблице № 1.3.

Классификация финансовых потоков

Признак классификации Вид финансового потока
Отношение к ЛС и ее звеньям Внутренние, внешние, входные, выходные
Назначение Обусловленные процессом закупки, инвестиционные, по воспроизводству рабочей силы, по формированию материальных затрат в процессе производства, обусловленные процессом продажи продукции
Способ переноса авансированной стоимости на товары Сопутствующие движению основных фондов, обусловленные движением оборотных средств
Вид хозяйственных связей Горизонтальные, вертикальные
Форма расчета Денежные (наличные), информационно-финансовые (безналичные), учетно-финансовые (при формировании материальных затрат в процессе производства)

1.4. Поток услуг (сервисные потоки)

Помимо материального, информационного и финансового вида потоков выделяют также поток услуг, представляющий собойколичество услуг, оказываемых за определенный временной интервал. Под услугой понимается особый вид деятельности, удовлетворяющей общественные и личные потребности (транспортные услуги, оптово-розничные, консультационные, информационные и т.п.). Услуги могут оказываться людьми и оборудованием в присутствии клиентов и в их отсутствии, быть направленными на удовлетворение личных потребностей или нужд организаций. Необходимость введения понятия потока услуг обусловлена возрастающей важностью и развитием индустрии сервиса и концентрацией в ней все большего количества компаний и населения.

Сервисные потоки - потоки услуг (нематериальной деятельности, особого вида продукции или товара), генерируемые логистической системой в целом или ее подсистемой (звеном, элементом) с целью удовлетворения внешних или внутренних потребителей организации бизнеса.

Сервис - процесс предоставления услуги - деятельность поставщика, необходимая для обеспечения услуги.

Важность логистических услуг в последнее время особенно возрастает, что объясняется многими причинами. Среди них социальные программы, принимаемые правительствами различных стран, развитие индустрии услуг и концентрация в ней все большего числа компаний и занятого трудоспособного населения, нацеленность деятельности многих фирм на конечного потребителя, развитие концепции всеобщего управления качеством в индустрии услуг.

Несмотря на важность сервиса, эффективные способы оценки его качества до сих пор отсутствуют, что объясняется рядом особенностей сервиса в сравнении с характеристиками продуктов. Такими особенностями (характеристиками сервисных потоков) являются:

1. Неосязаемость сервиса. Заключается в сложности для поставщиков сервиса объяснить и специфицировать сервис, а также трудностями оценить его со стороны покупателя.

2. Покупатель зачастую принимает прямое участие в производстве услуг.

3. Услуги потребляются в момент их производства, т.е. услуги не складируются и не транспортируются.

4. Покупатель никогда не становится собственником услуги.

5. Сервис - деятельность (процесс) и поэтому не может быть протестирован прежде, чем покупатель его купит.

6. Сервис часто состоит из системы более мелких (субсервисных) услуг, причем покупатель оценивает эти субсервисные услуги.

Указанные характеристики и особенности сервисных потоков играют важную роль в логистическом процессе.


II. Логистические операции.

Логистическая операция - это самостоятельная часть логистического процесса, выполняемая на одном рабочем месте и (или) с помощью одного технического устройства; обособленная совокупность действий, направленная на преобразование материального и (или) информационного потока.

Логистические операции могут классифицироваться на:

· внешние - направленные на реализацию функций снабжения и сбыта;

· внутренние - осуществляемые в рамках реализации функции производства;

· базисные - к ним относятся: снабжение, производство и сбыт;

· ключевые логистическиеоперации подразделяются на: поддержание стандартов обслуживания потребителей; управление закупками; транспортировка; управление запасами; управление процедурами заказов; управление производственными процедурами; ценообразование; физическое распределение;

· поддерживающие логистические операции подразделяются на: складирование; грузопереработку; защитную упаковку; обеспечение возврата товаров; обеспечение запасными частями и сервисное обслуживание; информационно-компьютерную поддержку.

Логистические операции с материальными потоками в сфере обращения представляют собой операции погрузки, разгрузки, транспортировки, комплектации, складирования, распределения, затаривания.

Логистические операции с материальными потоками в сфере производства сводятся к размещению заказов, управлению складированием, выбору оборудования, продуцентов и поставщиков, планированию и диспетчированию производственного процесса, учету и управлению запасами.

Логистические операции с информационными потоками сводятся к созданию информационных систем и осуществлению в рамках этих систем действий по сбору, хранению, обработке и передаче информации, сопутствующей материальным потокам и инициирующей эти потоки и управляющей ими. Затраты на выполнение логистических операций с информационными потоками составляют существенную часть логистических издержек.

Некоторые логистические операции являются, по существу, продолжением технологического производственного процесса, например, фасовка. Эти операции изменяют потребительские свойства товара и могут осуществляться как в сфере производства, так и в сфере обращения, например, в фасовочном цехе оптовой базы.

Логистические операции, выполняемые в процессе снабжения предприятия или сбыта готовой продукции, относят к категории внешних логистических операций. Логистические операции, выполняемые внутри логистической системы, называют внутренними. Неопределенность окружающей среды в первую очередь сказывается на характере выполнения внешних логистических операций.

Одна из возможных классификаций финансовых потоков приведена в таблице №2.1

Классификация логистических операций

III. Практическая часть.

Задача № 1

Задача назначения

Дано: А В С D E – объекты работ,

1 2 3 4 5 - бригады.

Необходимо определить пять рабочих бригад по пяти работам так, чтобы общая продолжительность выполнения работ была минимальной.

1. Осуществим приведение матрицы по строчкам. В каждой строке найдем минимальный элемент и вычитаем его значение из всех клеток строки.

I А B C D E α i II А B C D E
1 5 7 14 5 7 5 1 0 2 9 0 2
2 8 10 6 3 - 3 2 5 7 3 0 -
3 4 - 4 8 10 4 3 0 - 0 4 6
4 11 9 5 9 12 5 4 6 4 0 4 7
5 1 6 2 8 6 1 5 0 5 1 7 5

2. Аналогично приведем матрицу по столбцам.

III А B C D E IV А B C D E
1 0 2 9 0 2 1 0 0 9 0 0
2 5 7 3 0 - 2 5 5 3 0 -
3 0 - 0 4 6 3 0 - 0 4 4
4 6 4 0 4 7 4 6 2 0 4 5
5 0 5 1 7 5 5 0 3 1 7 3

β j 0 2 0 0 2

Определим предварительные затраты на выполнение работ. Для этого используем формулу:

Т=∑ α i +∑ β j

i =1 j =1

Таким образом, предварительные затраты выполнения работ составят: Т = 18+4 = 22

3. Расставим ладьи в клетках с нулями (ладья не должна «бить» другую ладью). В нашем случае, (матрица IV) расставить ладьи не получается.

4. Если провести через все нули минимальное количество пересекающихся прямых, то получиться эквивалентное преобразование.

V А B C D E
1 0 0 9 0 0
2 5 5 3 0 -
3 0 - 0 4 4
4 6 2 0 4 5
5 0 3 1 7 3

Среди открытых клеток ищется минимальный элемент (Дельта), в данном случае ∆ 1 =2.

Значение минимального элемента добавляется к общим трудозатратам:

Т 1 = 22+2 = 24

Значение ∆ вычитается из открытых клеток, прибавляется к клеткам, которые лежат на пересечении, остальные остаются без изменений.

Если вернуться к матрице, рассматриваемую в п.3, то в этом случае получается расставить ладьи.

VI А B C D E
1 2 0 11 2 0
2 5 3 3 0 -
3 0 - 0 6 2
4 6 0 0 4 3
5 0 1 1 7 1

Таким образом, можно сделать вывод, что наиболее минимальные трудозатраты при общей продолжительности работ составят бригады:

А-5, В-4, С-3, D-2, Е-1. При этом общие трудозатраты выполнения работ составили 24 дня.

Если посмотреть матрицу I и выделить ячейки согласно нашему плану работ, то видно будет, что 1+9+4+3+7=24. Соответственно, задача решена верно.

Задача № 2.

Приближенные методы решения транспортной задачи.

1 метод: «Северо-западного угла».

Согласно этому методу заполнения таблицы прикрепления следует начать с левого верхнего квадрата и с позиции этого квадрата сравнить ресурсы и потребности. Выбрать меньшее значение из них и записать в данный квадрат, который с этого момента становиться «загруженным».

Через ячейку 1/1 осуществляется перевозка, выбирая минимум из того что есть и чего надо. Далее смотрим, если вывезен весь товар из пункта отправки, то строка закрывается и рассматриваем ячейку ниже. Если же, потребность в пункте назначения полностью удовлетворена, то закрываем столбец и переходим на ячейку правее.

j 1 2 3 4
i b j 12 20 10 13
a i
1 15 16 15 12 7
12 3
2 5 9 22 5 10
5
3 17 17 7 8 4
12 5
4 5 10 14 4 12
5
5 13 16 15 11 18
13

Для определения транспортных издержек, воспользуемся формулой:

С = ∑ ∑ C ij X ij →min

Таким образом, транспортные издержки составят:

С1 = 16*12+15*3+22*5+7*12+8*5+4*5+18*13 = 725

2 метод: «Минимума по строке».

В строке ищется минимальная стоимость и через эту ячейку осуществляется перевозка. Если строка открыта, то ищем следующую клетку с минимальной стоимостью. После того как строка закрыта, переходим к следующей строке.

j 1 2 3 4
i b j 12 20 10 13
a i
1 16 15 12 7
15 2 13
2 9 22 5 10
5 5
3 17 7 8 4
17 17
4 10 14 4 12
5 2 3
5 16 15 11 18
13 10 3

Воспользовавшись формулой для определения транспортных издержек, мы получим:

С = ∑ ∑ C ij X ij →min

С2 = 12*2+7*13+5*5+7*17+10*2+4*3+16*10+15*3 = 496

3 метод: «Минимум по столбцу».

В данном случае рассматриваем столбец. Ищем в нем минимальную стоимость и осуществляем перевозку. Если столбец не закрыт, то ищем следующий минимальный элемент, а если закрыт, то переходим к следующему столбцу.

j 1 2 3 4
i b j 12 20 10 13
a i
1 15 16 15 12 7
2 3 10
2 5 9 22 5 10
5
3 17 17 7 8 4
17
4 5 10 14 4 12
5
5 13 16 15 11 18
10 3

Аналогично определяем транспортные издержки, в данном случае С3=525

4 метод: «Метод минимального элемента»

Данный метод предусматривает: в матрице выбирается минимальный элемент, через который осуществляется перевозка. Далее закрываются строки или столбцы, если это возможно. Ищется минимальный элемент среди открытых клеток и т.д.

j 1 2 3 4
i b j 12 20 10 13
a i
1 15 16 15 12 7
15
2 5 9 22 5 10
5
3 17 17 7 8 4
4 13
4 5 10 14 4 12
5
5 13 16 15 11 18
12 1

Аналогично определяем транспортные издержки, в данном случаеС4=557

Таким образом, можно сделать вывод, что минимальная стоимость перевозок получается по второму методу «Минимум по строке». Она равна 496.


Список литературы

1. Алесинская Т.В. Основы логистики. Общие вопросы логистического управления: Учеб. пособие. - Таганрог., изд-во ТРТУ, 2005

2. Гаджинский А.М. Логистика: Изд.4-е. – М.: Маркетинг, 2001

3. Логистика: Учебник / Под ред. Б. А. Аникина. - М.: ИНФРА - М, 2000.

4. Неруш. Ю.М., Логистика: Учебник для вузов. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 495 с.

5. Основы логистики: Учеб. пособие / под ред. Л.Б. Миротина и В.И. Сергеева. – М.: ИНФРА – М, 2002

6. Саркисов С.В. Управление логистикой. – М., 2004


Гаджинский А.М. Логистика: Изд.4-е. – М.: Маркетинг, 2001

Гаджинский А.М. Логистика: Изд.4-е. – М.: Маркетинг, 2001

Алесинская Т.В. Основы логистики. Общие вопросы логистического управления: Учеб. пособие. - Таганрог., изд-во ТРТУ, 2005

Алесинская Т.В. Основы логистики. Общие вопросы логистического управления: Учеб. пособие. - Таганрог., изд-во ТРТУ, 2005

Алесинская Т.В. Основы логистики. Общие вопросы логистического управления: Учеб. пособие. - Таганрог., изд-во ТРТУ, 2005

Алесинская Т.В. Основы логистики. Общие вопросы логистического управления: Учеб. пособие. - Таганрог., изд-во ТРТУ, 2005

Финансовые потоки обеспечивают движение материальных потоков и только в отдельных случаях выступают как самостоятельные субъекты товародвижения. Специфика финансовых потоков заключается, в первую очередь, в необходимости обслуживать процесс перемещения в пространстве и времени соответствующего материального потока.

Основной задачей финансового обслуживания материальных потоков в логистике является обеспечение их движения финансовыми ресурсами в необходимых объемах, в нужные сроки, и с использованием оптимальных источников финансирования.

Финансовый поток - это совокупность денежных средств, ценных бумаг и других финансовых активов, циркулирующих внутри логистической системы, между логистической системой и внешней средой и которые необходимы для обслуживания материальных (сервисных) потоков .

Финансовые потоки необходимые для возмещении логистических затрат, привлечения средств из источников финансирования, оплаты за реализованную продукцию и оказанные услуги участникам логистической цепи.

Классификация финансовых потоков приведена в табл. 4.3. Основные характеристики финансового потока: объем, время и направление. Объем потока указывается в денежных единицах. По направлению движения финансовый поток может совпадать с материальным потоком или иметь обратное направление.

Таблица 4.3. Классификация финансовых потоков логистики

Признак классификации

Вид финансовых потоков

По отношению к логистической системе и ее звеньев

внутренние и внешние; входные и выходные (например, предоплате - входной поток, а оплата поставок - выходной)

По назначению

сферы снабжения; сферы сбыта; инвестиционные; по материальным затратам в процессе производства; по воспроизводству рабочей силы

По способ переноса авансовой стоимости

потоки, сопутствующие основным фондам предприятия; потоки, обусловленные движением оборотных средств предприятия

По виду хозяйственных связей

горизонтальные; вертикальные

По источнику получения

собственные; заимствованные;

По форме расчетов

денежные (наличные) информационно-финансовые (безналичные) учетно-финансовые (при формировании материальных затрат в процессе производства)

Каждом товарном потока соответствует финансовый поток, как правило, противоположного направления, но финансовый поток может:

Опережать товар (например, предоплата, авансовый платеж):

Опаздывать (например, оплата после поставки);

Проходить через банки с использованием различных форм безналичных расчетов (например, инкассо и аккредитив, чеки и платежные поручения и т.п.).

Главной целью финансового обслуживания товарных потоков является обеспечение их движения финансовыми средствами в необходимых объемах в нужные сроки из наиболее эффективных источников финансирования. Для каждой схемы движения продукции может быть предусмотрено несколько вариантов организации финансовых потоков, различных по стоимости и риском.

Кроме материального, информационного и финансового потоков выделяют также сервисный поток.

Сервисные потоки - потоки услуг (нематериальной деятельности, особого вида продукции или товара), генерируются логистической системой в целом или ее подсистемой (звеном, элементом) с целью удовлетворения внешних или внутренних потребителей организации бизнеса.

Международный стандарт ISO 8402: +1994 определяет термин "услуга" как итоги непосредственного взаимодействия поставщика и потребителя и внутренней деятельности поставщика по удовлетворению потребностей потребителя.

Сервис - процесс предоставления услуги - деятельность поставщика, необходимая для обеспечения услуги.

Большое число звеньев логистической системы и логистических посредников являются предприятиями сервиса, в которых услуги неразрывно связаны с продуктом, распределяется, продвигаемых на рынок и продаваемым на различных участках логистической цепи. К таким звеньям относятся различные транспортные компании, оптовые и розничные торговцы, компании-дистрибьюторы и т. П. При этом стоимость услуг может значительно превосходить прямые затраты на производство продукции.

В последние годы прерогативой логистики является и управление сервисными потоками, так как большинство компаний производит не только готовую продукцию, но и предоставляют сопутствующие услуги. Кроме того, логистический подход оказался эффективным и для предприятий, предоставляющих только услуги (транспортные, экспедиторские, грузоперерабатывающие и др.)

На Западе широко используется понятие "логистики сервисного отклика» - SRL, которое определяется как процесс координации логистических операций, необходимых для предоставления услуг наиболее эффективным способом с точки зрения затрат и удовлетворения запросов потребителей.

SRL-подход чаще всего основным стратегическим элементом менеджмента многих зарубежных фирм, предоставляющих услуги. Критическими элементами этого подхода является прием заказов на услуги и мониторинг предоставления услуг. Как и материальные потоки, потоки услуг распространяются в определенной среде доставки (например, для готовой продукции - в распределительной сети), в которой существуют свои звена логистической системы, логистические каналы, цепи и т. Эта сеть должна быть построена таким образом, чтобы с максимальной эффективностью удовлетворять требования клиентов к уровню обслуживания (например, сети станций технического обслуживания и пунктов сервиса автомобилестроительных фирм, сети предпродажного и послепродажного сервиса большинства фирм, производящих промышленные электробытовые товары).

Логистическое обслуживание потребителей может осуществляться:

Самим производителем;

Торгово-посреднической структурой;

Специализированными транспортно-экспедиционными фирмами.

Это зависит от вида логистической системы, уровня требований потребителей и стратегии поставщика (производителя, торгового посредника). Характерные признаки логистических услуг:

1. Невозможность почувствовать услугу «на ощупь».

2. Неотделимость от источника. Логистические услуги как форма деятельности неотделимы от своего источника, в отличие от материального товара, который может существовать независимо от присутствия или отсутствия его источника (продуцента).

3. Изменчивость качества. Качество логистических услуг проявляет тенденцию к колебаниям в зависимости от степени совершенства логистической системы, требований клиентов, влияния многих случайных факторов.

4. Специфичность услуг. Логистические услуги предоставляются заказчику непосредственно. Это отличает их от товара в материальном виде, который выпускается, ориентируясь, как правило, не на конкретного потребителя, а на общий спрос целевого рынка.

5. Уникальность для получателя. Каждая логистическая услуга, которая предоставляется, уникальна для получателя. Другая подобная услуга будет отличаться от предыдущей по своим параметрам, срокам, условиям потребления.

6. Невозможность накопления услуг. Услуги нельзя произвести впрок, их нельзя складировать, то есть накопление их "запаса" невозможно.

7. Эластичность спроса. Преимуществом логистических услуг по сравнению с товаром в материальном виде является их большая эластичность на рынке сбыта. Темпы роста спроса на логистическое обслуживание значительно превышают его динамику на материальные товары.

8. Оперативность. В отличие от товаров в материальном виде или других видов деятельности, где скорость и стремительность выполненных работ не всегда являются положительными относительно конечного результата, логистические услуги, как правило, дают тем больший экономический эффект, чем быстрее происходит их реализация. Очень часто именно оперативность привлекает потенциальных заказчиков.

В логистических процессах выделяют потоки услуг двух видов:

С логистического обслуживания материального потока (нематериальный поток услуг, предоставляемых участникам логистической цепи и конечным покупателям отдельными фирмами и подразделениями предприятия);

Потоки в отраслях сферы услуг.

Значительное количество звеньев логистической системы являются предприятиями, которые предоставляют услуги по продвижению материального потока. К таким звеньев относятся различные транспортные компании, оптовые и розничные торговцы, компании-дистрибьюторы и другие. При этом стоимость услуг может значительно превышать затраты на производство продукции. .

Количественным показателем сервисного потока является количество услуг за определенный период времени. Существует много качественных показателей (параметров) сервисного потока, основными я которых является доступность, надежность, осязаемость; корректность. Однако эти параметры достаточно сложно измерить и количественно определить, с чем связаны трудности формирования логистики услуг.

Приведенные характеристики и особенности сервисных потоков играют важную роль в организации логистического процесса, в частности в сфере распределения.

Наряду с потоком услуг рассматривают поток объектов обслуживания. В логистике туризма это туристический поток, в таможенной и международной логистике - поток внешнеторговых грузов

Работа всех подразделений предприятия связана с движением тех или иных потоков. Обычно один и тот же подразделение может генерировать, поглощать и преобразовывать различные потоки одновременно. Отдел снабжения генерирует поток сырья, материалов, и поглощает финансовый поток платежей за эти ресурсы. Производство поглощает поток сырья, превращает его и генерирует поток готовой продукции. Отдел сбыта поглощает поток готовой продукции и генерирует поток финансов в виде платежей за эту продукцию. Все эти потоки сопровождаются соответствующими информационными потоками. Для иллюстрации взаимосвязанного и скоординированного движения логистических потоков на рис. 4.4 приведена общая схема движения потоков при осуществлении безналичных расчетов.

В конечном итоге на высшем уровне управления логистика рассматривает интегрированные логистические потоки.

Интегрированный логистический поток - это совокупность взаимосвязанных, согласованных потоков всех видов, которые рассматриваются в течение всей логистической цепи, охватывающей жизненный цикла продукта.

Рис. 4.4. Схема движения материального, информационного и финансового потоков при осуществлении безналичных расчетов

Интегрированный поток охватывает как прямые потоки от поставщика до производителя и далее до потребителя, так и обратные, связанные с возвратом тары, некачественной продукции, также потоки, связанные с послепродажным обслуживанием, переработкой упаковочных материалов, а при необходимости учитывает потоки процессов утилизации использованной продукции и захоронения отходов. Параметры логистических процессов на всех этих стадиях жизненного цикла продукта необходимо учитывать еще на стадии его проектирования.

При таком подходе уже в процессе разработки продуктов предусматриваются конкретные способы их транспортировки, возвращение от потребителей, переработки для повторного использования или полной переработки. Такой подход демонстрируют, например, компания BMW, которая проецирует свои автомобили таким образом, чтобы они легко демонтировались для переработки или замены деталей и компонентов, компания Levi Strauss & Co., которая для поддержания жизненного цикла своих продуктов перерабатывает изношенную джинсовую ткань в бумагу и гофрированный картон для коробок .

Обратные потоки являются сферой исследований логистики рекуперации. К ней относится, в частности, логистика утилизации, которая рассматривает процессы сбора, транспортировки, переработки, захоронения отходов или реализации продукции, произведенной из отходов, контроля влияния на окружающую среду в качестве единого логистического потока . Использование логистического подхода при решении проблемы отходов имеет широкие перспективы применения.

Оптимальное управление интегрированными логистическими потоками выдвигает определенные требования к ним:

Согласованность материальных, финансовых, информационных, сервисных и всех других видов потоков по всей цепи движения продукта;

Оперативность. Схемы движения потоков должны гибко и быстро изменяться при изменениях внешней среды (экономической, политической ситуации, правовых условий и т.д.) и адаптироваться к каждому участнику логистической цепи;

Оптимизация логистических затрат и логистического цикла;

Надежность источников ресурсов;

Соблюдение стандартов качества обслуживания.

Интегрированная логистика поддерживает системную устойчивость предприятия на рынке, согласовывает внутренне фирменные противоречия между закупками, маркетингом, финансами и продажей и оптимизирует межорганизационные взаимосвязи с логистическими посредниками.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Учреждение образования Федерации профсоюзов Беларуси

"Международный университет "МИТСО"

Кафедра логистики

Самостоятельная работа студента

Потоки в логистике

Гайдук Анна Михайловна

Курс 2, группа 1417

Научный руководитель:

ст. преподаватель, м.э.н.

Третьякова Марина Леонидовна

1. Потоки в логистике

Поток - один из множества объектов, воспринимаемых как единое целое, существует как процесс на определённом временном интервале, измеряется в абсолютных единицах.

Логистические потоки - сквозной материальный поток и связанные с ним информационный, финансовый и сервисный потоки, циркулирующие между поставщиками предприятия и потребителями.

Потоки в логистике и их параметры:

1. Начальный пункт потока;

2. Конечный пункт потока;

3. Траектория пути;

4. Длина потока.

Классификация потоков:

1. По степени непрерывности;

2. По степени изменчивости;

3. По степени стабильности;

4. Характеризует перемещение элементов потока;

5. По степени периодичности;

6. По степени сложности;

7. Управляемость общего потока;

8. Управляемости элементов потока.

2. Материальные потоки

Объектом изучения логистики как науки являются МП и соответствующие им ФП и ИП. При этом под потоком понимают направленное движение совокупности чего-либо условно однородного (например, продукции, информации, финансов, материалов, сырья и т.п.). Понятие МП является ключевым в логистике.

Материальный поток - это МР, незавершенная продукция, ГП, рассматриваемые в процессе приложения к ним различных логистических операций (транспортировка, складирование и др.) и отнесенные к определенному временному интервалу. Размерностью МП является отношение размерности продукции (единицы, тонны, м 3 и т.д.) к размерности временного интервала (сутки, месяц, год и т.д.). МП могут рассчитываться для конкретных участков предприятия, для предприятия в целом, для отдельных операций с грузом. МП, который рассматривается для заданного момента или периода времени, становится материальным запасом (МЗ).

Параметрами МП могут быть: номенклатура, ассортимент, количество продукции, габаритные, весовые, физико-химические характеристики груза, характеристики тары, упаковки, условия купли-продажи, транспортировки и страхования, финансовые характеристики и др. Существует большое разнообразие МР, продукции и операций с ними.

Основные виды материальных потоков:

внешний материальный поток -- материальный поток, протекающий во внешней среде по отношению к рассматриваемой логистической системе;

внутренний материальный поток -- материальный поток, протекающий в пределах рассматриваемой логистической системы;

входной материальный поток -- внешний материальный поток, входящий в логистическую систему из внешней среды;

выходной материальный поток -- внутренний материальный поток, поступающий из рассматриваемой логистической системы во внешнюю среду;

грузовой поток -- объем грузов, перевезенного определенными видами транспорта в определенном направлении от пункта отправления до места назначения за некоторый период времени (обычно рассматривается за год).

Материальные потоки можно рассматривать как материальные ресурсы, если они имеют натурально-вещественный состав. Имея данные параметры, материальные ресурсы подразделяются на:

сырье -- материальные ресурсы;

основные материалы -- материалы, входящие вещественно в изготавливаемую продукцию и составляющие ее вещественную основу (узлы деталей, сборочные единицы и др.);

вспомогательные материалы -- материалы, используемые в производстве, но не составляющие материальную основу производимой продукции; логистический поток поставщик сервисный

полуфабрикаты -- сырье и материалы, частично прошедшие обработку в производстве, но еще не превратившиеся в готовую продукцию;

комплектующие изделия -- готовая продукция, которая для покупателя является составляющей частью готового изделия;

деталь -- готовая часть машин, механизмов, оборудования, которая используется при сборке готовой продукции в выпускающих цехах;

узел -- сборочная единица, состоящая из двух или большего числа готовых деталей и используемая при сборке готового изделия.

1. конкретность наименований материальных ресурсов;

2. четкость определения объема ресурсов (количественно характеристики их массы, объема, площади и т.д.);

3. наименование поставщика материальных ресурсов и ответственных за поставку и отгрузку;

4. определение места хранения материальных ресурсов, которые подлежат транспортировке;

5. указание наименования организации-получателя материальных ресурсов;

6. указание места назначения транспортировки материальных ресурсов;

7. определение срока перемещения материальных ресурсов от места хранения у поставщика до места хранения у получателя.

3. Информационные потоки

Информационный поток - это совокупность циркулирующих в логистической системе, между логистической системой и внешней средой сообщений, необходимых для управления и контроля логистических операций. Информационный поток может существовать в виде бумажных и электронных документов.

В логистике выделяют следующие виды информационных потоков:

В зависимости от вида связываемых потоком систем:

горизонтальный (поток сообщений между партнерами по хозяйственным связям одного уровня управления) и вертикальный (поток сообщений, поступающих от руководства в подведомственные ему звенья логистической системы;

В зависимости от места прохождения:

внешний (поток, протекающий во внешней, по отношению к логистической системе, среде) и внутренний (поток сообщений, циркулирующих внутри одной логистической системы);

В зависимости от направления по отношению к логистической системе:

входной (поток сообщений, входящих в логистическую систему, либо в одну из подсистем) и выходной (поток сообщений, выходящих за пределы логистической системы, либо одной из подсистем);

В зависимости от срочности:

обычные, срочные и очень срочные;

В зависимости от степени секретности:

В зависимости от значимости почтовых сообщений:

простые, заказные, ценные;

В зависимости от скорости передачи:

Традиционные (почта), быстрые (факс, электронная почта, телеграф, телетайп, телефон);

В зависимости от области охвата:

местные, иногородние, дальние, международные.

Информационный поток характеризуется следующими показателями:

1) источник возникновения;

3) скорость передачи и приема;

4) интенсивность потока и др.

4. Финансовые потоки

Финансовый поток -- это совокупность циркулирующих в логистической системе между логистической системой внешней средой финансовых ресурсов связанных с материальными и информационными потоками. Движение финансовых потоков может проходить как внутри логистической системы так и вне ее.

Рыночная экономика при всем разнообразии ее моделей характеризуется как социально-ориентированное хозяйство предполагающее обязательное государственное регулирование. Огромную роль в структуре рыночных отношений играют финансы. Финансовые потоки вращаются в финансовом окружении. Под финансовым окружением подразумевают внутреннюю и внешнюю среду предприятия финансы и финансовые ресурсы (финансовые потоки) источники и потребителей ресурсов.

В общем виде финансовая система включает в себя:

1) различные сферы финансовых отношений в рамках данной страны;

2) совокупность финансовых учреждений страны.

Финансовые отношения охватывают отношения связанные с образованием и движением финансовых ресурсов между:

1) государством и предприятием (предприятиями);

2) между самими предприятиями;

3) между отдельными государствами.

Различают следующие виды финансовых потоков:

1) по отношению к логистической системе:

внешние финансовые потоки; внутренние финансовые потоки;

2) по направлению движения:

входящие потоки; выходящие потоки;

3) по применяемым формам расчетов:

денежные финансовые потоки (наличные средства); безналичные финансовые потоки; учетно-финансовые потоки;

4) по видам расчетов:

потоки финансовых ресурсов по рублевым счетам; потоки финансовых ресурсов по валютным счетам;

5) по назначению:

закупочные финансовые потоки; инвестиционные финансовые потоки; финансовые потоки связанные с формированием материальных затрат в процессе производства; финансовые потоки связанные с формированием трудовых затрат; финансовые потоки возникающие в процессе распределения продукции;

6) по видам хозяйственной деятельности:

вертикальные потоки; горизонтальные потоки;

7) по способу переноса авансированной стоимости на товары:

сопутствующие движению основных фондов; сопутствующие движению оборотных средств.

5. Сервисные потоки

Сервисные потоки представляют собой потоки услуг (товара особого вида), генерируемые логистической системой или ее звеном с целью удовлетворения спроса внешних или внутренних потребителей.

Сервис - это система обеспечения, позволяющая покупателю и/или потребителю выбрать оптимальный вариант приобретения и потребления товара.

Наряду с этим работу по оказанию услуг, т.е. по удовлетворению чьих-либо нужд, также принято называть сервисом или обслуживанием. Сервис неразрывно связан с процессом продажи и представляет собой комплекс услуг, оказываемых в процессе заказа, поставки покупки и дальнейшего обслуживания продукции.

Услуга - это действия юридического или физического лица, приносящее пользу, помощь другому лицу или фирме.

Характеристика сервисных потоков:

1. Сложность спецификации услуг сервисной фирмой и их оценки со стороны покупателя.

2. Покупатель может быть прямым участником процесса оказания услуг.

3. Услуги потребляются в тот же момент, когда они оказываются, т.е. не могут складироваться или транспортироваться.

4. Покупатель, приобретая услуги, никогда не становится их собственником.

5. Качество услуги не может быть протестировано до момента оплаты ее покупателем.

6. Оказание услуг часто состоит из системы более мелких (субсервисных) действий, причем покупатель оценивает все эти действия.

Указанные характеристики и особенности услуг играют важную роль в логистическом процессе.

Очень важно учитывать тот факт, что качество услуг в логистику проявляется в момент, когда поставщик услуг и покупатель встречаются "лицом к лицу".

При этом могут возникнуть две ситуации: если нет особых проблем при доведении услуг до потребителя, поставщик может действительно убедить покупателя в высоком их качестве.

Если же возникают проблемы, ситуацию, как правило, исправить нельзя, каким бы на самом деле высоким качеством ни обладал сервис.

Список используемых источников

1. Rudocs.exdat.com [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://rudocs.exdat.com/docs/index-42741.html?page=2 - Дата доступа: 03.10.2015.;

2. Logistic-info [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://logistic-info.ru/materialnyj-potok.html - Дата доступа: 03.10.2015.;

3. Logistic-info [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://logistic-info.ru/informacionnye-potoki.html - Дата доступа: 03.10.2015.;

4. LIVEJOURNAL [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://tonygcoolioff.livejournal.com/13356.html - Дата доступа: 03.10.2015.;

5. Мультипортал KM.RU [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.km.ru/referats/332957-potoki-v-logistike - Дата доступа: 03.10.2015.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Сущность финансовых и информационных, сервисных потоков, их характеристики, особенности классификации. Три стороны в логистике фирмы. Основные управленческие функции администрирования логистической системы. Функции логистического анализа и аудита.

    контрольная работа , добавлен 11.12.2010

    Основные системы материальных, информационных, финансовых и других потоков. Материальные потоки в логистике, их понятие, общая схема, единицы измерения и виды. Понятие логистического сервиса. Определение оптимального уровня логистического сервиса.

    реферат , добавлен 25.11.2010

    Виды информационных потоков в логистике, их структура. Основные задачи, решаемые с использованием различных информационных систем, принципы их построения. Использование в логистическом процессе технологии автоматической идентификации штриховых кодов.

    контрольная работа , добавлен 25.11.2009

    Классификация материальных потоков. Затраты трудовых, материальных, финансовых и информационных ресурсов. Задачи закупочной логистики. Функция снабжения на предприятии. Классификация логистических операций в процессе закупки, производства и сбыта.

    контрольная работа , добавлен 01.02.2016

    Экономические основы функционирования производственной логистической системы. Информационные потоки в логистике. Анализ действующей организационной структуры логистической службы предприятия и ее влияния на механизм осуществления логистических процессов.

    курсовая работа , добавлен 20.12.2016

    Основные экономические показатели ООО "Совлит", состав основных функций логистической службы. Характеристика материальных, финансовых и информационных потоков. Содержание логистических операций предприятия. Заготовительная и распределительная логистика.

    курсовая работа , добавлен 15.12.2010

    Понятие и виды материальных потоков в логистике. Организационно–экономическая характеристика современного торгового предприятия. Предложения по совершенствованию складирования товаров в ООО "Метро Кэш Энд Керри". Правовое, программное обеспечение проекта.

    дипломная работа , добавлен 30.04.2014

    Информационная логистика: организация потока данных, сопровождающих материальный поток. Основные виды информационных потоков, причины увеличения их роли в современной логистике. Классификация информационных систем в логистике, принципы их построения.

    реферат , добавлен 08.05.2011

    Виды информационных потоков в логистике: горизонтальный и вертикальный; внешний и внутренний; бумажный, электронный, смешанный; регулярный, оперативный, случайный, on-line, off-line. Структура информационных потоков современного промышленного предприятия.

    контрольная работа , добавлен 23.08.2013

    Создание логистических информационных систем. Их виды. Принципы построения логистических информационных систем. Информационные потоки в логистике. Дистанционная передача данных. Практические основы построения логистических цепей.