Методы оптимизации расходов на транспорте. Оптимизация расходов на корпоративный транспорт. Когда может быть эффективно

22.06.2019 Виды

Повышение логистических компетенций – одна из первоочередных задач для субъектов среднего и крупного бизнеса, а также для муниципальных и государственных структур. Оптимизированная транспортная система позволяет снизить затраты на производство и реализацию продукции, увеличить эффективность работы персонала.


Основные задачи транспортной оптимизации

Основная задача, которая стоит перед менеджерами организации в данном аспекте, это снижение затрат на перевозки без потери их качества. Про планирование логистических процессов было рассказано в отдельной статье. Рассмотрим основные типы издержек, характерных для процесса перевозки сырья, готового товара или персонала:

  1. Затраты на погрузку/разгрузку, а также доставку товара в торговую точку.
  2. Расходы на эксплуатацию, текущий и капитальный ремонт ТС.
  3. Топливные затраты.
  4. Оплата труда водителей, механиков, экспедиторов.
  5. Уплата налогов, пошлин, таможенных сборов.
  6. Затраты на проезд по платным автодорогам.

Оптимизация транспортной работы необходима при неконтролируемом росте описанных издержек. Процесс оптимизации транспортных расходов на предприятии начинается с анализа текущей логистической стратегии и сбора рекомендаций по ее коррекции.

Анализу подвергаются такие аспекты транспортной системы предприятия:

  • способ перемещения грузов;
  • выбор типа транспортного средства и его конкретной модели;
  • подбор компании-перевозчика и прочих логистических посредников;
  • схема расположения складских терминалов компании.

Коррекция текущей логистической стратегии позволит выработать эффективный методологический аппарат для оптимизации работы транспорта. Для эффективных изменений логистический отдел должен выработать «дорожную карту» и согласовать ее с руководством и финансовым подразделением.

Приоритетные задачи, которые должны быть решены в ходе оптимизации процессов транспорта:

  • развитие МТБ предприятия. Основной упор нужно делать на максимальную автоматизацию трудоемкой работы;
  • своевременное обновление и капитальное обслуживание парка транспортных средств;
  • внедрение автоматизированных логистических систем, способных предоставлять сводные данные обо всех перевозках за требуемый период. И также система должна предоставлять детализацию по каждой отдельной поездке.

В рамках «оздоровления» логистического направления предприятия нужно придерживаться таких мер, которые не скажутся на безопасности груза или пассажиров, соблюдении времени прибытия-отбытия, увеличении времени простоя на этапе погрузки/разгрузки.

Как оптимизировать транспортную работу предприятия

Существует три основных направления, нововведения в которых обеспечат снижение затрат на перевозку грузов и пассажиров:

  1. Выбор оптимальных ТС: эксплуатационные характеристики транспортного средства формируют уровень затрат на транспорт. Важно, чтобы в парке компании были негабаритные модели для перевозок в пределах населенного пункта;
  2. Подбор оптимально расположенных разгрузочно-погрузочных пунктов: склады нужно анализировать не только по уровню удобства подъезда/погрузки, но и по степени удаленности поставщиков;
  3. Анализ целесообразности владения собственным парком ТС: этот аспект актуален для субъектов малого бизнеса. Логистическое подразделение должно сопоставить затраты на владение собственным парком с расценками на услуги транспортных фирм.

После анализа приоритетных направлений логистики предприятия нужно инициировать разработку плана оптимизации транспортных расходов на предприятии. Этот план имеет, как правило, общую конфигурацию вне зависимости от типа предприятия:

  1. Постановка задачи перед группой менеджеров логистического отдела;
  2. Координация межведомственной работы, издание директив и регламентов, регулирующих взаимодействие между подразделениями;
  3. Внедрение единых показателей эффективности работы для отделов, связанных с логистикой;
  4. Привлечение топ-менеджмента для эффективной коммуникации между отделами и формирования отчетной документации;
  5. Делегирование полномочий, назначение группы работников, отвечающих за достижение плановых показателей.

После того как данные управленческие решения будут реализованы, нужно избрать эффективную методику оптимизации управления транспортными системами.


Основные методы снижения транспортных расходов

В современном логистическом менеджменте разработана методологическая база, позволяющая снизить издержки на транспортировку грузов и пассажиров. Решения в рамках данных методов принимаются на основе математического моделирования. Это могут быть алгоритмы для компьютерных расчетов или эвристические модели.

Например, широко используются такие методы оптимизации транспортных процессов:

  1. «Метод северо-западного угла»: используется для решения исключительно транспортных задач. Транспортная таблица перебирается от самого левого столбца верхней строки. В таблицу вписываются максимальные значения, при которых не будут превышены возможности поставщика и потребности покупателя. Описываемый метод не принимает в расчет такой ключевой фактор, как стоимость доставки;
  2. «Метод Фогеля»: по этому методу для каждого столбца ТТ(транспортной таблицы) нужно вычислить разницу между двумя наименьшими тарифами;
  3. Метод минимальных затрат: логист записывает отгрузку в те ячейки, которые имеет наименьший тариф на перевозку.

Данные методы реализованы в рамках CRM-системы «1С: Предприятие». Расчет транспортных задач можно вести в автоматическом режиме, активируя различные подстройки в программной оболочке.

Также для снижения затрат можно использовать «полевые методы», такие как «Способ коммивояжера», состоящий в построении такого маршрута, при котором можно минимум 1 раз пройти по территории нужных городов, а затем вернуться в точку отправления. «Метод коммивояжера» позволяет моделировать маршрут так, чтобы водитель не делал «крюков» или без надобности не проезжал по одной локации несколько раз.

Использование автоматизированных логистических систем

Предприятие с развитым логистическим направлением в своей деятельности обязано использовать программные решения, которые помогут отслеживать информацию о перевозках и формировать на ее основе базы данных с возможностью выгрузки Exel или другие программы.

Такое ПО должно иметь следующий функционал:

  • обработка заявок на перевозку;
  • подбор транспортного средства с учетом характеристик груза;
  • формирование ТТН, иной сопроводительной документации;
  • расчет стоимости перевозку.

Автоматизированные системы должны состоять не только из программного обеспечения, но и трекеров, которые передают текущее положение автомобиля, данные о расходе топлива, времени в пути, соблюдении режима труда и отдыха.

Оптимизация транспортного отдела предприятия – важнейшая задача корпоративного менеджмента, так как от этого направления зависит коммуникация с поставщиками, партнерами и конечными потребителями. Нельзя придерживаться одного аспекта совершенствования перевозок – нужно вводить инновации комплексно. Современное ПО позволяет нивелировать долю человеческого участия в моделировании перевозок, поэтому менеджмент должен быть задействован в обновлении МТБ предприятия, формировании отчетности и разработке предложений по дальнейшему совершенствованию логистики.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Основополагающие преобразования и роль в бизнесе логистики в России. Современная ситуация в управлении цепями поставок, особенности использования зарубежного опыта. Основные тенденции и перспективы развития логистики и управления цепями поставок.

    реферат , добавлен 14.08.2011

    Логистические системы и их элементы. Место транспортной логистики в логистической цепи поставок. Организационные принципы и основные функции транспортировки груза. Единообразие коммерческо-правового и документационного обеспечения транспортной логистики.

    контрольная работа , добавлен 17.09.2009

    Сущность и задачи логистической деятельности. Основные проблемы развития логистики в России. Формирование рынка логистических услуг, пути совершенствования управления цепями поставок. Приоритетные направления государственной транспортной политики.

    реферат , добавлен 08.01.2014

    Цепочка поставок для одного продукта. Предназначение и функции логистики, ее современное определение и место в бизнесе. Логистический цикл доставки груза. Пример результатов оптимизации расходов на логистику. Основные составляющие логистических систем.

    презентация , добавлен 31.10.2016

    Основы логистической системы в сфере оптовой и розничной торговли. Интеграционные процессы в логистике и их эффективность. Взаимодействие маркетинга и логистики в оптово-посреднической деятельности. Организация логистики на предприятии ООО СП "Лидер".

    курсовая работа , добавлен 21.10.2011

    Взаимозависимость показателей функционирования предприятий и базовых элементов управления цепями поставок. Подход к планированию логистики. Основные источники излишних логистических затрат. Этапы и обоснование планирования и проектирования поставок.

    курс лекций , добавлен 22.01.2016

    Сущность и содержание оптимизации логистических процессов, методик их оценки. Особенности складской логистики в системе. Анализ системы управления логистикой и эффективности функционирования логистических процессов. Внедрение механизма аутсорсинга.

    дипломная работа , добавлен 28.03.2014

    Элементы логистики, ее задачи, функции и классификация видов. Особенности сбытовой логистики. Взаимодействие функциональных подсистем логистики в ОАО "Зверохозяйство Мелковское", экспресс-диагностика ее системы. Модель управления процессом товародвижения.

    курсовая работа , добавлен 15.05.2012

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Негосударственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Институт профессиональных инноваций»

Дипломный проект

на тему: «Оптимизация затрат на примере автотранспортного предприятия ООО «Юганскавтотранс-1»

Москва, 2009

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ

1.1 Состав и характеристика затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг)

1.2 Факторы, формирующие затраты

1.3 Анализ эффективности затрат на производство продукции на предприятии

1.4 Выявление резервов снижения затрат на производство продукции на предприятии

ГЛАВА 2. ТЕХНИКО - ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ООО «ЮГАНСКАВТОТРАНС-1»

2.1 Месторасположение, географические и отраслевые особенности предприятия

2.2 Виды осуществляемой деятельности

2.3 Организационная структура предприятия

2.4 Основные технико-экономические показатели ООО «Юганскавтотранс-1» за период 2006 - 2007 годов

ГЛАВА 3. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ОПТИМИЗАЦИИ ЗАТРАТ НА ПРЕДПРИЯТИИ

3.1 Разработка мероприятий по совершенствованию управления затратами

3.2 Экономический эффект от внедрения мероприятий по оптимизации затрат

3.3 Сводка технико-экономических показателей

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

ВВЕДЕНИЕ

Любое предприятие в качестве основной цели ставит получение прибыли. Прибыль предприятия во многом зависит от цены продукции и затрат на ее производство. Цена продукции на рынке есть следствие взаимодействия спроса и предложения. Под воздействием законов рыночного ценообразования, в условиях свободной конкуренции цена продукции не может быть выше или ниже по желанию производителя или покупателя -- она выравнивается автоматически. Другое дело -- затраты, формирующие себестоимость продукции. Они могут возрастать или снижаться в зависимости от объема потребляемых трудовых и материальных ресурсов, уровня техники, организации производства и других факторов. Естественно, чем выше затраты, тем ниже прибыль и наоборот. То есть между этими показателями существует обратная функциональная связь. Следовательно, производитель располагает множеством рычагов снижения затрат, которые он может привести в действие при умелом управлении. Изучение себестоимости продукции позволяет дать более правильную оценку уровню показателей прибыли и рентабельности, достигнутому на предприятии. В обобщенном виде себестоимость продукции отражает все стороны хозяйственной деятельности предприятий, их достижения и недостатки. Можно отметить, что себестоимость является одним из основных факторов формирования прибыли и одной из основных частей хозяйственной деятельности, и соответственно одним из важнейших элементов управления. Себестоимость продукции неразрывно связана почти со всеми показателями хозяйственной деятельности предприятия, и они получают в ней свое отражение. С этой точки зрения этот показатель обобщает качество всей работы предприятия.

Важность этого показателя особенно усиливается, в связи с большим объемом производства и непрерывным его ростом, так как при этом снижение одного из элементов затрат себестоимости приводит к росту конкурентоспособности и рентабельности продукции. Известно, что снижение себестоимости на 5,9% даст такой же эффект, если бы повысить объем продаж на 33%. Снижение себестоимости является фактором повышения рентабельности, роста денежного накопления, достижения экономического эффекта и, следовательно, успеха предприятия. На средства экономии, получаемые путем снижения себестоимости, осуществляется значительная часть затрат по расширению и совершенствованию производства. Каждое предприятие должно уделять повышенное внимание анализу и управлению себестоимости продукции, понимая роль этого показателя в оценке его деятельности.

Целью данного дипломного проекта является экономическое обоснование направлений снижения затрат на предприятии. Объектом исследования является транспортное предприятие ООО «Юганскавтотранс-1». Общество создано и действует в целях извлечения прибыли посредством осуществления предпринимательской деятельности и основным направлением деятельности предприятия является оказание транспортных услуг.

В связи с вышеизложенным, можно сказать, что выбранная тема является актуальной и будет представлять интерес для широкого круга лиц. Основными задачами, которые я поставил перед собой в дипломном проекте, являются:

ѕ раскрыть особенности формирования себестоимости на предприятии;

ѕ проанализировать эффективность затрат на производство продукции;

ѕ выявить резервы снижения производственных затрат;

ѕ разработать мероприятия по совершенствованию управления затратами;

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ

1.1 Состав и характеристика затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг)

В процессе хозяйственной деятельности предприятие осуществляет затраты (материальные, трудовые, финансовые). Затраты предприятия состоят из всей суммы расходов на производство продукции и ее реализацию. Эти затраты, выраженные в денежной форме, называются себестоимостью и включаются в стоимость продукта. Таким образом, себестоимость является частью цены товара, причем она отражает большую часть стоимости продукции и зависит от изменения условий производства и реализации продукции. Себестоимость входит в число особо значимых показателей эффективности хозяйственной деятельности. Она представляет собой затраты предприятия на производство и обращение, служит основой соизмерения расходов и доходов, т.е. самоокупаемости. Если неизвестна себестоимость, то как можно определить прибыль? Или для формирования отпускной цены разве можно обойтись без себестоимости? Себестоимость показывает, во что обходится предприятию выпускаемая им продукция, сколько можно заработать на продаже продукции или какую «накрутку» сделать сверх себестоимости, то есть она является основой ценообразования. Если стоимость реализуемой продукции больше себестоимости, то имеет место расширенное производство. Если в процессе реализации продукция меньше себестоимости, то не обеспечивается даже простое воспроизводство. Без преувеличения этот показатель наиболее чутко реагирует на ситуацию, которая складывается на предприятиях, в производстве отдельных видов изделий и в целых отраслях.

В экономической литературе часто встречается определение, которое достаточно кратко и ясно выражает понятие себестоимости:

Себестоимость - это выраженные в стоимостной форме текущие затраты предприятия на производство и реализацию продукции (работ, услуг) Волков О.И., Скляренко В.К. Экономика предприятия: Курс лекций. - М.: ИНФРА-М, 2001. - с. 65.

Классификация таких затрат производится по ряду признаков:

ѕ экономические элементы затрат;

ѕ статьи расходов (статьи калькуляции);

ѕ способ отнесения затрат на себестоимость продукции;

ѕ функциональная роль затрат в формировании себестоимости

ѕ продукции;

ѕ степень зависимости от изменения объема производства;

ѕ степень однородности затрат;

ѕ зависимость от времени возникновения и отнесения на

ѕ себестоимость продукции;

ѕ удельный вес затрат в себестоимости продукции.

ѕ Классификация затрат по экономическим элементам применяется при формировании себестоимости на предприятии в целом и включает в себя пять основных групп расходов.

ѕ материальные затраты;

ѕ затраты на оплату труда;

ѕ отчисления на социальные нужды;

ѕ амортизация основных фондов;

ѕ прочие затраты.

Материальные затраты.

Один из основных элементов, отражающий стоимость приобретаемых со стороны сырья и материалов, которые входят в состав вырабатываемой продукции. При формировании данного элемента себестоимости важное значение имеет правильность стоимостной оценки приобретенных материальных ценностей и порядок списания их в производство. По общему правилу стоимость материальных ресурсов, отражаемая по элементу «Материальные затраты» формируется исходя из цен их приобретения (без учета НДС), наценок, комиссионных вознаграждений, таможенных пошлин, стоимости услуг брокерам, платы за транспортировку, хранение и доставку, осуществляемые сторонними организациями. Однако существует особенность учета материальных затрат для предприятий-производителей продукции (работ, услуг), которая освобождена от уплаты НДС. В этом случае НДС учитывается в стоимости материалов и в дальнейшем списывается на себестоимость продукции. Подобный механизм формирования стоимости материальных затрат требует раздельного учета по продукции, освобожденной от НДС, и продукции, которая от НДС не освобождена.

Затраты на оплату труда.

Основной ошибкой при формировании данного элемента себестоимости является то, что не соблюдается принцип производственной направленности затрат. В результате в себестоимость продукции очень часто включается заработная плата персонала непроизводственной сферы.

Отчисления на социальные нужды.

При рассмотрении вопроса о правомерности отнесения на себестоимость продукции отчислений на социальные нужды необходимо отметить прямую зависимость источника начисления взносов во внебюджетные фонды от источника начисления самого фонда оплаты труда.

В себестоимость продукции (работ, услуг) включаются отчисления во внебюджетные фонды от расхода труда работников, занятых в производстве продукции. Поэтому бухучет должен быть организован таким образом, чтобы было четкое разграничение заработной платы основного персонала предприятия, занятого в производстве, и заработной платы труда работников, занятых в непроизводственной сфере. Кроме того, если расходы на оплату труда осуществляются за счет чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, то источником начисления внебюджетных фондов также будет являться чистая прибыль предприятия.

Амортизация основных фондов.

Амортизационные отчисления являются одним из элементов текущих издержек производства и подлежат включению в себестоимость продукции (работ, услуг) на основании п. 9 Положения о составе затрат. Износ отражает старение действующих фондов, а амортизация представляет собой целевое накопление средств и их последующее применение для возмещения изношенных основных фондов. Действующими нормативными актами предусмотрено несколько способов начисления амортизации на полное восстановление основных производственных фондов: линейный; способ уменьшения остатка; способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования; способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ). Таким образом, у предприятия появилось право выбора способа начисления амортизационных отчислений по основным средствам в зависимости от финансово-экономического состояния. Применение одного из способов по группе однородных объектов основных средств производится в течение всего срока полезного использования и отражается в учетной политике предприятия.

Прочие затраты.

Прочие затраты в составе себестоимости продукции (работ, услуг) - это налоги, сборы, отчисления в специальные внебюджетные фонды, производимые в соответствии с установленным законодательством порядком, платежи за предельно допустимые выбросы (сбросы загрязняющих веществ), обязательное страхование имущества предприятия, учитываемого в составе производственных фондов, а также отдельных категорий работников, занятых в производстве соответствующих видов продукции (работ, услуг), вознаграждения за изобретения и рационализаторские предложения, платежи по кредитам в пределах ставок, установленных законодательством, оплата работ по сертификации продукции, затраты на командировки по установленным законодательством нормам, подъемные, плата сторонним предприятиям за пожарную и сторожевую охрану, подготовку и переподготовку кадров, затраты на организованный набор работников, гарантийный ремонт и обслуживание, оплата услуг связи, вычислительных центров, банков, плата за аренду основных производственных фондов, износ по нематериальным активам и др.

Классификация по экономическим элементам лежит в основе определения общей сметы затрат на производство продукции предприятия. Классификация затрат по статьям расходов (статьям калькуляции) используется при составлении калькуляций (расчет себестоимости единицы продукции), позволяющих определить, во что обходится предприятию единица каждого вида продукции, себестоимость отдельных видов работ и услуг. Необходимость данной классификации вызвана тем, что расчет себестоимости по вышеприведенным элементам затрат не позволяет учесть, где и в связи с чем произведены затраты, а также их характер. В то же время определение затрат по калькуляции как способ их группировки относительно конкретной единицы продукции позволяет отследить каждую составляющую себестоимости продукции (работ, услуг) на любом уровне. Данная классификация включает следующие типовые затраты:

ѕ сырье и материалы;

ѕ возвратные отходы (вычитаются);

ѕ покупные изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера сторонних предприятий и организаций;

ѕ топливо и энергия на технологические цели;

ѕ затраты на основную заработную плату производственных рабочих;

ѕ дополнительная заработная плата производственных рабочих;

ѕ единый социальный налог (взнос);

ѕ расходы на подготовку и освоение производства;

ѕ расходы на содержание и эксплуатацию оборудования;

ѕ общепроизводственные расходы;

ѕ общехозяйственные расходы;

ѕ потери от брака;

ѕ внепроизводственные расходы.

По статьям расходов затраты представляют собой деление по производственному назначению, месту возникновения в процессе производства и реализации продукции.

По способу отнесения затрат на себестоимость продукции выделяются прямые и косвенные расходы.

Прямые расходы непосредственно связаны с изготовлением конкретных видов продукции и по установленным нормам относятся на их себестоимость (сырье, материалы, топливо, энергия). Косвенные расходы обусловлены изготовлением различных видов продукции и включаются в себестоимость пропорционально показателю, установленному отраслевой инструкцией по планированию себестоимости. К ним относятся расходы на содержание и эксплуатацию оборудования, общепроизводственные, общехозяйственные и другие расходы.

По функциональной роли в формировании себестоимости продукции различают основные и накладные расходы.

Основные расходы непосредственно связаны с технологическим процессом изготовления изделий. Это расходы на сырье, материалы (основные), технологические топливо и энергию, основная заработная плата производственных рабочих. К накладным расходам относятся затраты, связанные с созданием необходимых условий для функционирования производства, с его организацией, управлением, обслуживанием. Накладными являются общепроизводственные, общехозяйственные, внепроизводственные расходы.

По степени зависимости от изменения объема производства затраты делятся на условно-переменные (пропорциональные) и условно-постоянные (непропорциональные).

Условно-переменные (пропорциональные) - это затраты, сумма которых зависит непосредственно от изменения объема производства (заработная плата производственных рабочих, затраты на сырье, материалы и т. П.).

Условно-постоянные (непропорциональные) - это расходы, абсолютная величина которых при изменении объема производства не изменяется или изменяется незначительно (амортизация зданий, топливо для отопления, энергия на освещение помещений, заработная плата управленческого персонала). В свою очередь, постоянные (непропорциональные) издержки подразделяются на два вида:

ѕ стартовые - та часть постоянных издержек, которые возникают с возобновлением производства и реализации продукции;

ѕ остаточные - та часть постоянных издержек, которые продолжает нести предприятие, несмотря на то, что производство и реализация продукции на какое-то время полностью остановлены.

Сумма постоянных и переменных издержек составляет валовые издержки предприятия.

По степени однородности затрат расходы делятся на элементные и комплексные. К элементным (однородным) относятся расходы, которые нельзя расчленить на составные части (затраты на сырье, основные материалы, амортизация основных фондов). Комплексными называются статьи затрат, состоящие из нескольких однородных затрат (расходы на содержание и эксплуатацию оборудования, общепроизводственные, общехозяйственные, внепроизводственные расходы).

В зависимости от времени возникновения и отнесения на себестоимость продукции затраты могут быть текущими, будущих периодов и предстоящими.

Текущие возникают преимущественно в данном периоде и относятся на себестоимость продукции этого периода. Расходы будущих периодов производятся на данном отрезке времени, но относятся на себестоимость продукции последующих периодов в определенной доле. Предстоящие затраты - это еще не возникшие затраты, на которые резервируются средства в сметно-нормализованном порядке (оплата отпусков, сезонные расходы и т.п.).

По удельному весу затрат в себестоимости продукции различают материалоемкую (в структуре издержек которых наибольший удельный вес занимают материальные затраты), топливоемкую (большой удельный вес занимают расходы на топливо), энергоемкую (большой удельный вес занимают расходы на энергию), фондоемкую (с большим удельным весом амортизации в общих затратах) и трудоемкую (в структуре издержек которых наибольший удельный вес занимают затраты на заработную плату) продукцию и соответственно отрасли.

В зависимости от полноты охвата калькуляционных статей расходов на промышленных предприятиях различают следующие виды себестоимости: цеховую, фабрично-заводскую (производственную), полную.

ѕ цеховая себестоимость продукции складывается из затрат цехов, участков, в частности прямые материальные затраты на производство продукции, амортизация цехового оборудования, заработная плата основных производственных рабочих цеха, социальные отчисления, расходы по содержанию и эксплуатация цехового оборудования, общецеховые расходы;

ѕ фабрично-заводская (производственная) себестоимость формируется из всех затрат предприятия, связанных с процессом производства и управления предприятием (цеховая себестоимость, общезаводские расходы (административно-управленческие и общехозяйственные затраты), затраты вспомогательного производства);

ѕ полная себестоимость включает как затраты на производство, так и затраты, связанные с реализацией продукции, и состоит из себестоимости и внепроизводственных расходов.

Кроме того, различают плановую и фактическую себестоимость. Плановая себестоимость определяется в начале планируемого года исходя из плановых норм расходов и иных плановых показателей на этот период. Фактическая себестоимость определяется в конце отчетного периода на основании данных бухгалтерского учета о фактических затратах на производство. Плановая и фактическая себестоимость определяются по одной методике и по одним и тем же калькуляционным статьям, что необходимо для сравнения и анализа показателей себестоимости.

1.2 Факторы, формирующие затраты

Величина себестоимости транспортных услуг складывается под воздействием вполне определенных экономических и других факторов. Факторы - это элементы, причины, воздействующие на данный показатель или на ряд показателей. В таком понимании экономические факторы, как и экономические категории, отражаемые показателями, носят объективный характер. Различие понятий «показатель» и «фактор» условно, так как практически каждый показатель может рассматриваться как фактор другого показателя. Методические указания по выполнению дипломных проектов для студентов специальности 06.08.04 “Экономика и управление на предприятиях ТЭК” - Москва: МГОУ, 2003.

От объективно обусловленных факторов надо отличать субъективные пути воздействия на показатели, т.е. возможные организационно-технические мероприятия, с помощью которых можно воздействовать на факторы, определяющие данный показатель.

Факторы могут классифицироваться по различным признакам. Так, факторы могут быть общими, т.е. влияющими на ряд показателей, или частными, специфическими для данного показателя. Обобщающий характер многих факторов объясняется связью и взаимной обусловленностью, которые существуют между отдельными показателями.

Исходя из задач эффективного использования бюджетных средств предприятия важное значение имеет классификация факторов, деление их на внутренние (которые, в свою очередь, подразделяются на основные и не основные) и внешние. Внутренними основными называются факторы, определяющими результаты работы предприятия. Внутренние не основные факторы, хотя и определяют работу производственного коллектива, но и связанны непосредственно с сущностью рассматриваемого показателя: структурные сдвиги в составе продукции (в нашем случае транспортные услуги), нарушение хозяйственной и технологической дисциплины. Внешние факторы - это те, которые не зависят от деятельности производственного коллектива, но количественно определяют уровень использования производственных и финансовых ресурсов данного предприятия. Здесь надо заметить, что, например, социальные факторы могут быть зависимы от деятельности производственного коллектива, поскольку они входят в орбиту планирования социального развития предприятия. То же касается природных и внешнеэкономических условий.

Ценность комплексной классификации факторов состоит в том, что на ее основе можно моделировать хозяйственную деятельность, осуществлять комплексный анализ и поиск внутрихозяйственных резервов с целью повышения эффективности производства.

Основой факторной системы хозяйственной деятельности предприятия является общая блок-схема формирования основных групп показателей, т.е. блок-схема формирования доходной и расходной части бюджета предприятия и показателей, оказывающих влияние на формирование.

Факторами, влияющими на расход денежных средств по статье «Топливо и ГСМ» будут факторы, влияющие, прежде всего, на расход топлива и ГСМ в натуральных единицах измерения:

ѕ расход топлива на прогрев двигателя в зимнее время года;

ѕ величина пробегов техники при выполнении работ у заказчика;

ѕ количество часов работы верхнего оборудования за рабочую смену у заказчика;

ѕ холостые пробеги.

Факторами, влияющими на расход денежных средств по статье «Заработная плата» и «Отчисления с заработной платы» являются:

ѕ численность работников предприятия;

ѕ средняя заработная плата работников;

ѕ фонд заработной платы.

Основным фактором, влияющим на статью «Автошины» будет пробег автомобилей на линии при работе с заказчиком техники.

Потребление и расчет необходимых финансовых ресурсов по статье «Запасные части» напрямую зависит от таких факторов, как:

ѕ объем оказываемых транспортных услуг в натуральных показателях;

ѕ пробег подвижного состава;

ѕ количество подвижного состава и его возрастной структуры.

Необходимо выяснить по какой причине произошел рост себестоимости оказанных транспортных услуг, по причине перевыполнения плана транспортных услуг или по другим причинам не связанным с ростом выпуска продукции. Для этого проведем анализ затрат на производство продукции.

1.3 Анализ эффективности затрат на производство продукции на предприятии

Общество с ограниченной ответственностью «ЮАТ-1» создано и действует в целях извлечения прибыли посредством осуществления предпринимательской деятельности. Основными видами деятельности являются: оказание транспортных и сервисных услуг в северных регионах Тюменской области.

Важную роль для улучшения работы автотранспортного предприятия (АТП) имеет анализ затрат на производство продукции. Значение анализа себестоимости продукции определяется тем, что она представляет собой важнейший качественный показатель, характеризующий экономическую эффективность производства, и что только на основе его всестороннего анализа можно выявить резервы и определить пути увеличения конечных результатов при минимальных трудовых, материальных и финансовых затратах. Анализ затрат позволяет выяснить тенденции изменения данного показателя, выполнения плана по его уровню, определить влияние факторов на его прирост и на этой основе дать оценку работы предприятия по использованию возможностей и установить резервы снижения себестоимости продукции.

В чем заключаются задачи анализа себестоимости? Во-первых, в определении, или оценке, величины затрат по конкретным продуктам, услугам или подразделениям организации. Во-вторых, в управлении стоимостью продукции, на основе получения точных данных о себестоимости продукции и использование их для принятия решений по таким вопросам, как назначение цены, состав продукции, технология производства. В-третьих, в анализе затрат, исследовании данных о затратах, представлении их в виде информации пригодной для управленческого планирования и контроля, принятия решений краткосрочного и долгосрочного действия.

Анализ себестоимости, со своей стороны, в первую очередь призван обеспечивать необходимой информацией управленческий персонал предприятия, который отвечает за планирование, за проведение контроля по хозяйственным операциям и принятия разнообразных административных решений. Анализ себестоимости продукции направлен на выявление возможностей повышения эффективности использования материальных, трудовых и денежных ресурсов в процессе производства, снабжения и сбыта продукции. Анализ себестоимости продукции дает данные необходимые для управленческих целей, определения показателей эффективности, принятия стратегических решений по ценообразованию, состава продукции, технологического процесса, разработки изделий. Именно, руководствуясь анализом, специалисты и менеджеры принимают тактические решения и действия.

Основой анализа является система показателей и аналитических таблиц, логика отбора и составление которых предполагает анализ состояния и динамики экономического потенциала исследуемого объекта, результатов и эффективности его использования. Для определения величины затрат на предприятии, необходимо детально проанализировать состав и структуру каждой статьи себестоимости в натуральном и денежном выражении, выделить наиболее весомые и быстрорастущие статьи. После чего следует проанализировать возможность и необходимость их сокращения без ущерба для производства.

Статья «Материалы» - отражает использование денежных средств, для закупки и потребления различных материалов, используемых при ремонте основных средств предприятия, т.е. при ремонте подвижного состава, зданий и сооружений.

Статья «Запасные части» - отражает использование денежных средств, для закупки и потребления запасных частей, необходимых при ремонте и своевременном ТО подвижного состава предприятия. Потребление и расчет необходимых финансовых ресурсов по этой статье напрямую зависит от объема оказываемых транспортных услуг в натуральных показателях, пробега подвижного состава, количества подвижного состава и его возрастной структуры.

Статья «Автошины» - показывает расход денежных средств на автошины для подвижного состава и напрямую зависит от структуры автопарка, пробега автотранспортных средств.

Статья «Топливо и ГСМ» - отражает расход денежных средств предприятия на топливо и ГСМ, необходимые для выполнения договорных, производственных обязательств перед заказчиками техники.

Статья «Заработная плата» - самая емкая статья затрат в финансовом выражении, отражает денежные затраты предприятия необходимые для оплаты труда работников предприятия.

Статья «Отчисления на социальные нужды» - отражает расход денежных средств предприятия на уплату налогов государству (различным государственным фондам) с выплатами по заработной плате, напрямую зависит от величины фонда заработной платы предприятия.

Статья «Арендная плата» - отражает сумму арендных платежей предприятия, все основные средства предприятия находятся в долгосрочной аренде. Арендодателем имущества является НК Роснефть.

Статья «Прочие собственные расходы» - содержит несколько подразделов:

ѕ расходы на тепло- и электроэнергию;

ѕ расходы на пользование связью;

ѕ расходы на коммунальные услуги (вода и стоки);

ѕ расходы на обучение персонала;

ѕ расходы, связанные с соблюдением норм ТБ и БДД;

ѕ расходы на оплату льготного отпуска работникам предприятия;

ѕ расходы на услуги прочих подрядчиков выполняющих различные пуско-наладочные и ремонтные работы для предприятия;

ѕ расходы на покупку различного рода лицензий;

ѕ расходы на оплату услуг контролирующих и инспектирующих государственных учреждений;

ѕ расходы на оплату услуг по ведению бухгалтерского учета на предприятии.

Статья «Налоги в себестоимости» - отражает расходы предприятия связанные с выплатой транспортных налогов и затраты связанные с уплатой денежных средств за загрязнение окружающей среды.

Анализ себестоимости транспортных услуг позволяет выяснить тенденции изменения себестоимости единицы транспортных услуг, выполнение плана по ее уровню, определить влияние различных факторов на ее прирост, установить резервы и дать оценку работы предприятия по использованию возможностей снижения себестоимости продукции.

Рассмотрим сложившуюся организацию транспортного обслуживания, опираясь на данные в предыдущих главах.

В 2007 году ООО «ЮАТ-1» было заключено 34 договора на транспортное обслуживание, из них 5 договоров с предприятиями не входящими в состав ОАО «РН-ЮНГ». Все договорные обязательства выполнены на 100,3 %. Объем оказанных услуг составил 1536,2 тыс. м.часов, т. Е. 602282,8 тыс. рублей. Приложение 2.

За анализируемый период по данному предприятию наблюдается перерасход сметы затрат на сумму 393,7 тыс.руб., однако, фактическая себестоимость 1-го м.часа снижена на 12,24 руб. Затраты на выполненные услуги приведены в таблице 1.3.1.

Анализ абсолютных показателей, приведенных в табл. 1.3.1 свидетельствует о том, что сложился перерасход денежных средств на выполненные услуги на 393,7 тыс.руб., что составило 0,7 % от плановой величины. Наибольший перерасход сложился по статье «Топливо и ГСМ» в размере (91432,8-89910,0) = 1522,8 тыс.руб. или 1,7 % (1522,8/89910,0). По статье «Материалы» вместо запланированных 3346,0 тыс.руб. было затрачено 3854,9 тыс.руб., что в конечном итоге дало перерасход на 508,9 тыс.руб. и составило 15,2 % (508,9/3346,0) от плана. Также перерасход наблюдается и по статье «Запасные части» в размере (47895,4-47621,4) = 274,0 тыс.руб. или 0,58 %

(274,0/47621,4). За счет изменения пробега автотранспортных средств перерасход по статье «Автошины» составил (7376,0-7302,5) = 73,5 тыс.руб. или 1,01 % (73,5/7302,5). Перерасход денежных средств по данным статьям произошел в связи с увеличением объема оказанных транспортных услуг. Также следует учитывать тот факт, что на эффективность транспортных услуг влияет количественный и качественный состава техники. В настоящий момент, взятая в аренду техника, старая (в эксплуатации находится более 8 лет), расход материалов на каждую единицу данной группы техники повышается на 20%.

Таблица 1.3.1 Анализ затрат на выполненные услуги

Статьи затрат

Структура затрат %

Отчетный период

Отклонение

% выполнения

Материалы, тыс.рублей

Запасные части, тыс.рублей

Автошины, тыс.рублей

Топливо, ГСМ

Заработная плата, тыс.рублей

Отчисления с зар.платы, тыс.руб

Арендная плата, тыс.рублей

Прочие расходы, тыс.рублей

Налоги в себестоимости, тыс.руб

Итого себестоимость услуг, тыс.руб

Таким образом, снижение доли данной техники в эксплуатации позволит снизить затраты по этим статьям. Перерасход по статье «Заработная плата» в сумме 191,0 тыс.руб. (190582,0-190391,0) показывает, что вместо запланированных 190391,0 тыс. руб. работникам ООО «ЮАТ-1» выплачено 190582,0 тыс. руб., что составило 0,1 % (191,0/190391,0) от плановой величины. Это произошло за счет изменения численности персонала, фонда заработной платы. В связи с этим перерасход сложился по статье «Отчисления с заработной платы» и составил (57622,0-57557,9) = 64,1 тыс. руб. или (64,1/57557,9) = 0,1 %. Экономия в размере (15211,3-18012,1) = 2800,8 тыс.руб. или (2800,8/18012,1) = 15,2 % наблюдается лишь по статье «Арендная плата». По статье «Прочие расходы» произошло увеличение на (148860,7-148696,8) = 163,9 тыс.руб., в связи с изменением потребляемой тепло- и электроэнергии в результате продолжительного периода низких температур окружающего воздуха, а также за счет изменения водоснабжения, и составило (163,9/148696,8) = 0,1 % от плановой величины. Увеличение произошло и по статье «Налоги в себестоимости» на (6396,0-6035,7) = 360,3 тыс. руб. или 5,97 %. (360,3/6035,7).

Как уже говорилось в предыдущих разделах, в зависимости от объема производства все затраты предприятия делятся на постоянные и переменные. Постоянные расходы (амортизация основных фондов; аренда помещений, налоги, которые включаются в себестоимость; заработная плата ремонтных и подсобных рабочих; заработная плата аппарата управления; отчисления с заработной платы; прочие производственные расходы) остаются стабильными при изменении объема производства, а переменные (сдельная зарплата производственных рабочих, сырье, материалы, топливо) изменяются пропорционально объему производства. Структура затрат на выполненные услуги представлена в таблице 1.3.2.

Из табл.2.3.2 видно, что сумма постоянных расходов снизилась на 2021,5 тыс. руб. (418672-420693,5) или 0,48 % (2021,5/420693,5*100), а переменных расходов увеличилась на 2379,2 тыс.руб. (150559,1-148179,9) или на 1,61 % (2379,2/148179,9*100) от плановой величины. В постоянных затратах по всем статьям сложился перерасход, кроме статьи «Арендная плата», здесь наблюдается экономия денежных средств в размере 2800,8 тыс. руб. (15211,3-18012,1) или на 15,5 % (2800,8/18012,1*100) от плана. В переменных же затратах по всем статьям произошел перерасход, за счет увеличения объема услуг.

Изменилась несколько и структура затрат: по постоянным произошло снижение на 0,46 % (73,5-73,96), а по переменным расходам структура затрат увеличилась на 0,44% (26,5-26,06).

Таблица 1.3.2 Структура затрат на выполненные услуги

Элемент затрат

Сумма, тыс руб.

Структура затрат, %

отклонение

отклонен.

Переменные затраты

Материалы

Запасные части

Автошины

Топливо, ГСМ

Итого переменных затрат

Постоянные расходы

Заработная плата

Отчисления с зар.платы

Арендная плата

Прочие расходы

Налоги в себестоимости

Итого постоянных расходов

Всего затрат на производство продукции

Графически структура затрат на выполненные услуги за отчетный период представлена на рисунке.1.1.

Анализ структуры затрат (табл. 1.3.2 и рис. 1.1) свидетельствует о том, что основную ее часть составляет заработная плата с отчислениями, прочие расходы, топливо и ГСМ. Наибольший удельный вес составляет заработная плата 33,48 % (190582,0/569231,1*100). Отчисления же с заработной платы составляют 10,12 % (57622,0/569231,1*100). Также значительную часть (148860,7/569231,1*100) = 26,15 % занимают прочие расходы. Расход топлива и ГСМ составляет 16,06 % (91432,8/569231,1*100) от общего числа затрат. Остальные затраты на выполненные услуги занимают незначительную часть в структуре себестоимости. Наименьший удельный вес в структуре себестоимости занимают материалы (3854,9/569231,1*100) = 0,7 %, чуть побольше автошины (7376,0/569231,1*100) = 1,3 %, налоги в себестоимости (6396,0/569231,1*100) = 1,12 %, арендная плата (15211,3/569231,1*100) = 2,67 %, и, наконец, запасные части составляют 8,41 % (47895,4/569231,1*100) от общего числа расходов.

Рис. 1.1 Структура затрат на выполненные услуги за отчетный период

Из анализа следует, что даже небольшой перерасход, в денежном выражении, допущенный по рассматриваемым статьям может привести к общему увеличению стоимости продукции (транспортных услуг), отрицательному финансовому результату за отчетный период работы и как, следствие изыскание дополнительных денежных ресурсов на покрытие этого финансового результата.

Определение рационализации использования бюджетных средств предприятия - это прежде всего, недопущение перерасхода денежных средств при формировании фактической себестоимости транспортных услуг в ходе текущей хозяйственной деятельности предприятия, т.е. рациональное управление расходной частью бюджета. А также поиск и реализация внутренних финансовых резервов предприятия, для получения дополнительной прибыли и более эффективного использования бюджета предприятия.

1.4 Выявление резервов снижения затрат на производство продукции на предприятии

Экономическая сущность резервов повышения эффективности производства ООО «ЮАТ-1» состоит в наиболее полном и рациональном оказании транспортных услуг при наименьших затратах на единицу продукции. Целью работы предприятия является достижение определенного уровня в денежном выражении.

Важное значение в анализе хозяйственной деятельности имеет группировка резервов по трем основным моментам:

ѕ Основные производственные показатели;

ѕ Трудовые ресурсы;

ѕ Материальные ресурсы.

Классификация резервов возможна по разным признакам, но любая классификация должна облегчать поиск резервов. Рассмотрим признак классификации производственных резервов - по источникам повышения эффективности производства, которые сводятся к трем основным группам (простым моментам процесса труда): целесообразная деятельность, или сам труд, предмет труда и средства труда. Значит, в процессе производства следует различать: материальные факторы, или средства производства и личный фактор, или рабочую силу.

Научно обоснованная организация производственного процесса требует пропорционального наличия и использования материальных и трудовых ресурсов. Объем производства лимитируется теми факторами или ресурсами, наличие которых минимально. В основном на всех предприятиях лимитируемой группой ресурсов являются средства труда. В процессе технико-экономического планирования подсчитываются производственные мощности цехов предприятия в целом, а затем определяются потребности в рабочей силе и предметах труда. В современных условиях хозяйствования тормозом в развитии производства все чаще становятся трудовые и материальные ресурсы.

Совокупный резерв повышения эффективности производства на предприятии, определяется разницей между производственным потенциалом и достигнутым уровнем выпуска продукции.

Резервы - это еще неиспользованные возможности роста производства, улучшение его качественных показателей. Различают внешние и внутрипроизводственные резервы. Использование внешних резервов, безусловно, сказывается на уровне экономических показателей предприятия, но главным источником экономии на предприятии, как правило, являются внутрипроизводственные резервы.

Классифицируют резервы по тем конечным результатам деятельности предприятия, на которые эти резервы действуют. Различают следующие резервы: повышение объема продукции (увеличение объема оказания транспортных услуг); снижение себестоимости транспортных услуг по элементам затрат, или по статьям затрат и т.д. По признаку срока использования резервы подразделяются на текущие (реализуемые на протяжении текущего года) и перспективные (которые можно реализовать в более далекой перспективе, например в течение пяти лет).

В настоящее время, в условиях рыночной экономики и неустойчивости финансового состояния Государства, наиболее эффективно выявление текущих внутрипроизводственных резервов и реализация их в течение текущего года. На данном объекте исследования дипломного проекта поиск и реализация резервов экономически выгодней проводить в направлении снижения себестоимости транспортных услуг по статьям затрат.

Для получения наиболее выгодного в финансовом отношении результата деятельности предприятия поиск и реализацию резервов, т.е. резервов по снижению затрат на оказание услуг необходимо проводить по крупным бюджетообразующим статьям себестоимости, таким как «Топливо и ГСМ», «Заработная плата», «Запасные части», «Автошины». Так как даже небольшое снижение по данным статьям расходов, даст в общем по себестоимости значительную экономию денежных средств бюджета предприятия, что скажется на чистом финансовом результате деятельности в сторону его увеличения абсолютного значения.

Затраты по статье «Топливо и ГСМ» возможно сократить при ослаблении факторов действующих на нее - это прежде всего большие холостые пробеги, прогрев и работа двигателей в холостом режиме при низкой температуре окружающего воздуха.

Затраты по статье «Заработная плата» возможно снизить - сократив персонал работающих до величины, соответствующей работающему, а не наличному парку техники, или же уменьшив заработную плату. Дополнительным положительным следствием, сокращения расходов по этой статье, явится уменьшение налогов, начисляемым на фонд оплаты труда, т.е. сокращение затрат по статье «Отчисления на социальные нужды». Вместе с тем практическое решение этого вопроса не выглядит простым, отчасти это связано с психологическими факторами. Достаточно сложно уволить работников, которые значительную часть своей трудовой деятельности посветили этому предприятию. Кроме того, реализация кампании по сокращению штатов сама по себе требует средств, так как по действующему законодательству предприятие обязано сначала выплатить выходное пособие сокращенным работникам, а затем в течение двух месяцев выплачивать каждому сокращенному работнику его среднюю заработную плату, относя эти расходы на себестоимость услуг. Практика показывает, что часто этот срок на законных основаниях растягивается до трех месяцев по справке, выдаваемой Биржей по трудоустройству.

Снижение затрат по статье «Запасные части» фактически связанно с уменьшением влияния таких факторов, как пробег автомобилей на линии, возрастной структурой парка техники.

Затраты на «Автошины» напрямую зависит от пробегов техники, т.е. чем больше пробеги тем сильнее износ колес, тем чаще необходимо закупать автошины.

На основании вышесказанного можно провести оценку снижения затрат на топливо, заработную плату с отчислениями и автошины. Для этого необходимо разработать мероприятия направленные на снижение влияния вышеперечисленных факторов на эти статьи затрат.

Одним из важных резервов регулирования деятельности предприятия является эффективное управление товарно-материальными запасами. Оно позволяет:

ѕ уменьшить производственные потери, связанные с дефицитом материалов.

ѕ свести к минимуму излишки ТМЦ, которые увеличивают стоимость операций и замораживают дефицитные денежные средства: снизить риск старения и порчи товаров, а также затраты на хранение производственных запасов.

С целью повышения эффективности управления запасами ТМЦ, необходимо предусматривать по согласованию с поставщиками экономически обоснованные материалы и партии поставок. Осуществлять заказ фиксированными партиями в рассчитанные моменты времени.

Немаловажное значение для предприятия имеют производственные запасы, контроль за состоянием, сокращением материалоемкости выполняемых работ, совершенствование материально-технического снабжения.

По результатам анализа отдельных материальных ресурсов выявляют конкретные резервы, к ним относятся:

ѕ в сфере производства - рациональная организация производственного процесса, снижение материалоемкости, увеличение объемов услуг без привлечения дополнительных оборотных средств;

ѕ в сфере снабжения - сокращение времени пребывания материалов в пути, за счет выбора более близких источников снабжения; снижение производственных запасов, за счет уменьшения сверхнормативных и ненужных предприятию запасов; улучшения нормирования оборотных средств.

Экономия ГСМ на автомобильном транспорте является одной из наиболее важных мер повышения эффективности транспортного процесса.

Проблему уменьшения расхода топлива решают на предприятии путем регулирования норм расхода за счет совершенствования эксплутационных факторов. ГСМ списывается на себестоимость по фактическому расходу, но для целей налогообложения не выше норм, утвержденных для отдельных марок автомобилей. Размер этих норм зависит от:

ѕ марки автотранспортного средства;

ѕ времени года, в которое происходит эксплуатация автомобиля;

ѕ рельефа местности, в которой происходит эксплуатация автомобиля и др.

Существует несколько вариантов нормирования расходов топлива. Одним их наиболее распространенных вариантов является применение норм расхода топливно-смазочных материалов на автомобильном транспорте, утвержденных Департаментом автомобильного транспорта.

Каждый автомобиль расходует топливо очень индивидуально - расход топлива зависит от его технической исправности, срока эксплуатации, состояния движущихся частей машины, габаритов кузова, тяжести груза и многих других факторов. На расход топлива сильно влияют погодные условия и квалификация водителя. Поэтому нормы расхода топлива могут устанавливаться самостоятельно каждым предприятием для своих автомобилей.

На специализируемом предприятии нормирование расхода топлива необходимо, прежде всего, для снижения себестоимости автоуслуг и повышения его конкурентоспособности.

Анализируя ведомости учета расхода топлива по автоколоннам, можно заметить по некоторым видам техники систематический «перерасход», а по отдельным видам техники постоянную экономию. Так как поощрение за экономию топлива на предприятии не практикуется, а возмещаются затраты только за перерасход ГСМ, водители не всегда заинтересованы в экономии топлива при эксплуатации транспортных средств. Целесообразно будет специалистам предприятия пересмотреть варианты использования норм расхода топлива и выбрать наиболее оптимальный вариант с применением нормированного коэффициента. Если автомобиль эксплуатируется в течение года в одних и тех же условиях, то изменение нормированного коэффициента происходит только при смене времени года, переходе с летних норм расхода топлива на зимнее и обратно.

Для того чтобы систематизировать выявленные резервы произведем оценку резервов снижения затрат работы предприятия (табл. 1.4.1.).

Таблица 1.4.1 Резервы снижения затрат на предприятии ООО «ЮАТ1».

Возможные мероприятия

Коэффициент использо-вания парка (КИП)

Составление договорных обязательств

Расширение сферы влияния на рынке

Себестоимость 1маш.часа

Снижение основных затрат

Доходная ставка 1 маш.ч

Исследование рынка

Сокращение складского хозяйства

Сбыт не ликвидных запасных частей и материалов

Выбор поставщиков зап.частей и материалов

Заработная плата

Сокращение численности персонала

Уменьшение заработной платы

Рационализация маршрутов

Автошины

Сокращение холостых пробегов с учетом оптимальных

маршрутов перевозок

Запасные части, материалы

Модернизация техники

Обновление парка

На основании всего вышесказанного будет целесообразно разработать мероприятия по совершенствованию управления затратами.

ГЛАВА 2. ТЕХНИКО - ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ООО «ЮГАНСКАВТОТРАНС-1»

2.1 Месторасположение, географические и отраслевые особенности предприятия

В 1977 году после создания объединения «Юганскнефтегаз» было принято решение: на базе 2-х цехов НГДУ « Юганскнефть» специальной промысловой техники создать управление технологического транспорта. На основании этого был издан приказ № 1 от 1 ноября 1977 года, а в конце декабря пришел приказ Главтюменьнефтегаза под № 717 от 14 декабря 1977 года «О создании Нефтеюганского управления технологического транспорта № 2» (НУТТ № 2, а ныне «Юганскавтотранс-1») с количеством специальной промысловой техники 284 единицы и числом рабочих 714 человек. Первый набор работников управления стал производиться с 1 - го января 1978 года, и именно это время можно считать временем рождения предприятия специальной нефтепромысловой техники.

В 1998 году НУТТ-2 было преобразовано в ООО "Юганскавтотранс-1" (ООО «ЮАТ-1») на основании решения Учредителя - Открытого акционерного общества «Юганскнефтегаз» (протокол заседания Совета директоров ОАО «Юганскнефтегаз» № 7 от «15» июля 1998 г.). С этого момента ООО «ЮАТ-1» является юридическим лицом со статусом коммерческой организации согласно праву Российской Федерации. Общество осуществляет свою деятельность на основании действующих федеральных законов и иных правовых актов, а также в соответствии с Уставом, решениями органов управления, принятыми в пределах их компетенции и в порядке, предусмотренном законом и Уставом.

Деятельность любого автотранспортного предприятия по законодательству РФ попадает под лицензирование. ООО «ЮАТ-1» обладает всеми необходимыми лицензиями на право ведения деятельности в области предоставления услуг в сфере автотранспортных перевозок.

Для осуществления своей деятельности основные средства предприятие берет в аренду. Основным арендодателем является ОАО «РН-Юганскнефтегаз».

Источниками финансирования, в том числе финансовых ресурсов предприятия, являются: прибыль (доходы), получаемые от реализации продукции, работ, услуг и другой хозяйственной деятельности; кредиты и пр.

Общество располагается в промышленной зоне г.Нефтеюганска Ханты-Мансийского Автономного округа. ООО «ЮАТ-1» является предприятием, предоставляющим автотранспортные услуги по перевозке грузов и пассажиров в основном для ОАО «РН-Юганскнефтегаз», для блока сервисных предприятий компании НК «Роснефть», а также для муниципальных предприятий г.Нефтеюганска и Нефтеюганского района. Для ООО «ЮАТ-1» (и его конкурентов) наиболее «лакомым куском» являются именно предприятия нефтедобычи, так как они имеют живые деньги, в то время как предприятия сервисного блока не отличаются высокой платежеспособностью. Основными направлениями в предоставлении автотранспортных услуг являются перевозки рабочих вахт, как автобусами междугороднего сообщения, так и вседорожной техникой. Также предоставляются легковые служебные автомобили (как с водителями, так и без них) для обслуживания инженерно-технического персонала компании Роснефть. Кроме того, предприятие оказывает автотранспортные услуги всем Муниципальным учреждениям Нефтеюганского района.

Подобные документы

    Теоретические аспекты затрат на производство, реализацию продукции в условиях рыночной экономики. Финансово-экономический анализ деятельности ООО "Предприятие "Кант". Оценка динамики затрат на производство и реализацию продукции предприятия, их снижение.

    дипломная работа , добавлен 23.03.2013

    Понятие затрат, издержек и себестоимости продукции и классификация затрат на производство продукции. Особенности проведения анализа структуры затрат на примере ОАО "Токмокский завод КСМ". Разработка путей снижения затрат на производство продукции.

    курсовая работа , добавлен 23.04.2012

    Теоретические основы формирования и учета затрат на производство и реализацию продукции предприятия. Краткая организационно-экономическая характеристика ТОО "Мука Казахстана", оценка и пути снижения его затрат на производство и реализацию продукции.

    курсовая работа , добавлен 04.03.2010

    Классификация затрат на производство товарной продукции, основные принципы их анализа. Анализ затрат ООО "Компания Строительных Изделий". Характеристика деятельности предприятия. Оптимизация затрат, определение резервов снижения себестоимости продукции.

    курсовая работа , добавлен 22.02.2017

    Выявление и изучение наиболее эффективных методов и методик анализа затрат на производство и реализацию продукции. Определение взаимосвязи затрат с объемом производства и прибылью. Управление себестоимостью, использование материальных ресурсов и труда.

    курсовая работа , добавлен 15.01.2011

    Виды и методы планирования затрат на производство и реализацию продукции, источники их финансирования. Краткая характеристика предприятия ОАО "Казаньоргсинтез". Структура себестоимости продаж по элементам затрат. Расчет затрат на рубль товарной продукции.

    курсовая работа , добавлен 12.01.2015

    Теоретические основы определения затрат на производство продукции и методов их учета. Краткая характеристика производственно-хозяйственной деятельности ОАО "Нефтекамскшина". Анализ затрат предприятия на производство покрышек по калькуляционным статьям.

    дипломная работа , добавлен 14.11.2010

    Сущность себестоимости продукции предприятия, классификация и разновидности затрат на ее производство и реализацию. Экономические показатели, характеризующие эффективность текущих затрат, пути их совершенствования, разработка соответствующих мероприятий.

    контрольная работа , добавлен 17.12.2014

    Понятие, экономическое содержание и виды себестоимости и ее классификация затрат. Анализ динамики и структуры затрат на производство и реализацию. Резервы снижения затрат на производство и реализацию продукции. Анализ эффективности использования затрат.

    курсовая работа , добавлен 22.11.2008

    Теоретические основы формирования затрат на производство и реализацию продукции и финансовых результатов деятельности организации. Прибыль как финансовый результат функционирования предприятия. Направления оптимизации затрат с целью максимизации прибыли.

Оптимизация транспортных расходов предприятия на собственный и наемный автопарк имеет как общие методы, так и некоторые отличия. Одно из отличий – это возможность непосредственного влияния на стоимость доставки (тариф). Если компания использует собственный транспорт, то вопрос оптимизации транспортных расходов полностью в ее ведении и зависит от желания его оптимизировать. Если же компания использует наемный транспорт, то степень влияния на тариф гораздо ниже. В статье мы рассмотрим, как управлять данным процессом.

По нашему опыту 2 из 3 компаний, использующих наемный автопарк имеют завышенные тарифы. И это мало зависит от того, как формируется сам тариф: он может быть самым простым – 1 рабочий день машины составляет Х денег, или рассчитываться по невероятным формулам, которые имеют базовый вариант маршрута (он же минимальная стоимость в день) и массу надбавок по стоимости.

В каждой из этих компаний есть как минимум 15% (!) потенциал по оптимизации транспортных расходов на наемный транспорт, за счет смены модели тарификации.

Разберем пример:

При заключении договора стоимость привлечения авто в день зафиксировали: 35 $/маршрут для всех маршрутов до 120 км плюс по 0,1$ за каждый следующий км.

В таких условиях понятно, что за эталон брали средний.


35$-23.5$=11,5$

Итого мы за каждый такой маршрут переплачиваем
(35$+(180-120)*0,1) — 38$ = 3$

Другими словами, компания платит больше чем получает по-факту. Возникает вопрос: Почему некоторые компании идут на такие условия?

Чтобы проиллюстрировать это давайте представим: подписали договор на поставку топлива, в котором оплата пропорциональна количеству 200 литровых бочек – по 200$ за каждую:

Теперь все просто – 4 бочки х 200$ = 800$

Но согласна ли будет оплачивать эту поставку компания, если точно знает, что внутри

Логично, что нет.

В этом все и дело – компании идут на подобные договора из-за того, что у них нет надежного инструмента контроля.

Понимая это, они строят тарифы так, чтобы иметь простую и прозрачную систему контроля оказанных услуг (4 бочки х 200$ = 800$) и ничего, что переплатим.

Другие компании находят решение в применении автоматизированных инструментов контроля, позволяющих прозрачно и точно видеть все расходы.

Рассмотрим, как это работает с ABM Rinkai TMS:

  1. Для расчета затрат на маршрут закладываются те же показатели, которые реально имеет машина. В нашем примере это 20$/день + 0.1$/km
  2. Далее система строит оптимальный маршрут и автоматически подводит итоговую сумму транспортных затрат.
  3. При выполнении маршрута водитель использует мобильное приложение к ABM Rinkai TMS , получая и навигацию по маршруту и регистрируя фактический трек по данным GPS.
  4. Кроме того, этот процесс автоматически отслеживается, как сотрудником нанимающей компании, так и, при необходимости, сотрудником владельца авто.

В результате есть понятная тарификация и эффективный инструмент контроля, который предоставляет абсолютно одинаковую информацию по маршруту (план-факт, своевременность прибытия на точки доставки, продолжительность времени в пути и на точках и т.д.). Такой формат обмена информацией априори исключает 80% трений в отношениях заказчика и исполнителя. Более того сам исполнитель получает бесплатный инструмент контроля работы своих водителей на маршруте.

Выбор тарифной модели всегда остается за заказчиком. Мы только предлагаем инструмент, позволяющий преобразовать в деньги тот потенциал, который есть при фиксированных тарифах на наемный транспорт.

1. Транспортные тарифы и правила их применения.

Расчеты за услуги, оказываемые транспортными организациями, осуществляется с помощью транспортных тарифов. Ведущим фактором, определяющим выбор перевозчика, является стоимость перевозки, а она зависит от тарифа.

Транспортные тарифы применяются на транспорте общего пользования. При использовании ведомственного транспорта возникают затраты, включаемые в себестоимость продукции в виде зарплаты водителей и обслуживающего персонала, амортизации, стоимости ремонтных услуг.

Тариф включает: - плату за перевозку грузов; - сборы за дополнительные операции, связанные с перевозкой (охрана, сопровождение, страхование). При определении размера тарифа необходимо знать правила исчисления плат и сборов на различных видах транспорта. Тариф является ценой на услуги транспортных организаций. Он должен обеспечивать транспортному предприятию возмещение эксплуатационных расходов и получение прибыли; для покупателей транспортных услуг – возможность покрытия транспортных расходов.

Транспортный тариф рассчитывается на среднюю дальность перевозки в определенных пределах; средняя дальность перевозки называется тарифным поясом . В расчетах учитываются разница в ценах на топливо и суточные расходы водителей по территориальным зонам. Тарифы рассчитываются на основе прейскурантов.

На различных видах транспорта системы тарифов имеют свои особенности :

На железнодорожном транспорте используются:

Ø общие (это основной вид тарифов, с их помощью определяется стоимость перевозки основной массы грузов);

Ø исключительные (для конкретных грузов, устанавливаются с отклонением от общих тарифов в виде специальных надбавок или скидок. Они могут быть повышенными или пониженными );

Ø льготные (для перевозок с определенной целью, а также для самих железных дорог);

Ø местные тарифы (в пределах данной дороги, устанавливают начальники отдельных дорог. В эти тарифы включают плату за перевозку грузов и ставки различных сборов).

Кроме провозной платы, железная дорога взимает с грузополучателей и грузоотправителей платы за дополнительные услуги, связанные с перевозкой грузов. Эти платы называются сборами и взыскиваются за выполнение силами железной дороги следующие операции: хранение, взвешивание или проверка веса груза, подача или уборка вагонов, их дезинфекция, экспедирование грузов, погрузочно-разгрузочные работы.

Основные факторы, влияющие на размер платы при перевозке грузов по ж/д : скорость перевозки (грузовая,большая, пассажирская); вид отправки (повагонная, контейнерная, малотоннажная, мелкая); расстояние перевозки; тип вагона (универсальные, изотермические, специализированные, цисцерны, платформы); принадлежность вагона или контейнера; количество перевозимого груза.

На автомобильном транспорте используют: сдельные тарифы, тарифы на условных платных автотонно-часов, за повременное пользование грузовыми автомобилями, километровый расчет, за перегон подвижного состава, договорные тарифы. На размер тарифной платы оказывают влияние: расстояние перевозки, масса груза, объемный вес груза, грузоподъемность автомобиля, общий пробег, время использования автомобиля, его тип, район, в котором осуществляется перевозка.

На речном транспорте тарифы на перевозки, сборы за перегрузочные работы и другие услуги определяются пароходствами самостоятельно . В основу расчета размера тарифа закладывается себестоимость услуг, прогнозируемая на период введения тарифов и сборов в действии.

На морском транспорте плата за перевозку осуществляется по тарифу либо по фрахтовой ставке (когда перевозка не связана с постоянным районом плавания, с постоянным портом погрузки и выгрузки, не ограничена определенным видом груза. Она устанавливается в зависимости от конъюнктуры фрахтового рынка и зависит от вида и транспортных характеристик груза, условий рейса и связанных с ним расходов).

2.Оптимизация транспортных расходов.

Главным принципом транспортной логистики, как и логистики в целом, является оптимизация расходов. На транспорте она достигается при соблюдении экономии за счет масштабов грузоперевозки и дальности маршрутов.

Экономия за счет масштабов грузоперевозки связана с тем, что, чем крупнее груз, тем меньше транспортные расходы на единицу веса. Точно так же более мощные виды транспорта – железнодорожный и водный – обходятся дешевле в расчете на единицу веса перевозимого груза, чем менее мощные – автомобильный и воздушный виды транспорта. Экономия за счет масштабов грузоперевозки возникает в силу того, что постоянная компонента транспортных расходов распределяется на весь груз, так что чем он больше, тем меньше удельные издержки на единицу веса.

В состав постоянных издержек входят: административные расходы, связанные с обработкой заказов на транспортировку; затраты на простой транспортного средства под погрузкой - разгрузкой; затраты на оформление платежных документов и эксплуатационные расходы.

Эти издержки считаются постоянными, так как их величина не зависит от размера грузовой отправки.

Экономия за счет дальности маршрута связана с тем, что чем длиннее маршрут, тем меньше транспортные расходы в расчете на единицу расстояния. Например, перевозка одного груза на расстояние 800 км обойдется дешевле, чем доставка двух грузов (такого же суммарного веса) на расстояние 400 км. Этот эффект также называют принципом убывания, поскольку удельные издержки на единицу пути сокращаются по мере увеличения дальности грузоперевозки. Экономия за счет дальности перевозки возникает в силу тех же причин, что и экономия за счет масштабов перевозок. Постоянные издержки, связанные с погрузкой-выгрузкой транспорта, должны быть отнесены к переменным затратам на единицу пути. Чем длиннее маршрут, тем на большее расстояние распределяются эти затраты, что ведет к сокращению транспортных расходов в расчете на единицу пути.

Эти принципы необходимо учитывать при оценке альтернативных стратегий транспортного обслуживания. Следует стремиться к максимальной загрузке транспортных средств и максимальной протяженности маршрутов грузоперевозки при обязательном удовлетворении всех сервисных ожиданий потребителей.

Оптимум транспортных издержек должен быть таким, чтобы общие логистические издержки оставались минимальными. Достигается это путем установления баланса транспортных расходов и качества транспортного обслуживания, критериями которого являются скорость и надежность перевозки. Надежность характеризуется постоянными частотой и продолжительностью перевозок, что позволяет оптимизировать уровни запасов и повышать эффективность логистики.

В таблице 2 показана структура постоянных и переменных издержек каждого вида транспорта.

Таблица № 2 «Структура издержек различных видов транспорта».

Вид транспорта Издержки
Постоянные Переменные
Железнодорожный Высокие расходы на подвижной состав, терминалы, рельсовые пути и пр. Низкий уровень
Автомобильный Низкие издержки (шоссе уже построены и поддерживаются из дорожных фондов) Средний уровень (горючее, техническое обслуживание и пр.)
Водный На среднем уровне (суда и оборудование) Низкий уровень (возможна разовая перевозка большого тоннажа)
Воздушный Низкий уровень (самолеты, погрузочно-разгрузочное оборудование, контейнеры) Высокий уровень (горючее, оплата труда, техническое обслуживание и пр.)
Трубопроводный Самый высокий уровень (земля, строительство, насосные станции, система контроля и управления) Самый низкий уровень (затраты на оплату труда крайне незначительны)

В снижение себестоимости перевозок огромную роль играет эффективная организация перевозок и комплексная механизация погрузочно-разгрузочных работ и применение прицепов, которые резко увеличивают производительность автомобиля и способствуют повышению коэффициента использования пробега.