Таможенные операции и таможенный контроль в еаэс. Таможенные операции и таможенный контроль в отношении международных почтовых отправлений и интернет-товаров стали предметом рассмотрения всероссийского семинара таможенников

Операции таможенного контроля.

Операции таможенного контроля - операции, осуществляемые субъектами (должностными лицами таможенных органов) в отношении объектов таможенного контроля (физических лиц и товаров) в различных целях Таможенное дело: Словарь-справочник / А. А. Аграшенков, М. П. Блинов, С. И. Гамидулаев и др. - СПб., 1994.. Полный перечень этих целей представлен в ст. 286 Таможенного кодекса, которые в свою очередь являются также и самими операциями таможенного контроля. Однако часть этих операций не может быть применена в отношении лиц, путешествующих с целью отдыха в силу некоммерческого характера действий, совершаемых такими лицами с товарами, которые они перевозят. Иначе говоря, если туристы и перемещают через таможенную границу товары, которые подлежат обязательному декларированию, то это, как правило, вещи, приобретённые ими за границей для личного пользования или временно вывезенные с территории Республики Беларусь, которые они использовали также в целях отдыха и развлечения (ружья, луки, ювелирные изделия и т. д.). Поэтому очевидно, что такие операции таможенного контроля, как «таможенный осмотр помещений и территорий» или «проверка маркировки товаров специальными марками» в отношении туристов не могут быть применены.

Таможенное законодательство предусматривает проведение следующих таможенных операций:

· учет товаров, находящихся под таможенным контролем;

· проверка документов и сведений;

· устный опрос;

· получение объяснений;

· таможенное наблюдение;

· таможенный осмотр;

· таможенный досмотр;

· личный таможенный досмотр Таможенный кодекс Республики Беларусь, 4 января 2007 г. № 204-З, ст. 286..

Учет товаров, находящихся под таможенным контролем. Таможенные органы ведут учет товаров, находящихся под таможенным контролем, и совершаемых с ними таможенных операций Таможенный кодекс Республики Беларусь, 4 января 2007 г. № 204-З, ст. 287.. Однако данная операция может быть применена лишь к товарам, подлежащим обязательному таможенному декларированию и не распространяется на товары, подпадающие под правило о льготном перемещении товаров.

Проверка документов и сведений. Таможенные органы проверяют документы и сведения, представленные при таможенном оформлении товаров, в целях установления подлинности документов и достоверности содержащихся в них сведений, а также правильности их оформления. Проверка достоверности сведений, представленных в таможенные органы при таможенном оформлении, осуществляется путем их сопоставления с информацией, полученной из других источников, в том числе по результатам проведения иных операций таможенного контроля, анализа сведений специальной таможенной статистики, обработки сведений с использованием программных средств, а также другими способами, не запрещенными законодательством Таможенный кодекс Республики Беларусь, 4 января 2007 г. № 204-З, ст. 288..

Примером осуществления данной операции таможенного контроля может служить проверка документов на временно вывезенное охотничье оружие, драгоценности, культурные ценности, иконы (в случае организованного паломничества к святым местам, что по классификации ВТО также относится к международному туризму Дюмулен Н.И. Всемирная торговая организация. - М.: Торгово-промышленная палата РФ, 1997.) и т. д.

Устный опрос. В ходе таможенного оформления должностные лица таможенных органов вправе проводить устный опрос физических лиц без оформления объяснений в письменной форме Таможенный кодекс Республики Беларусь, 4 января 2007 г. № 204-З, ст. 289.. Эта операция таможенного контроля характерна, например, для контроля вещей туристов, пересекающих таможенную границу, когда сотрудник таможенного органа проводит опрос на предмет выявления товаров, запрещенных к ввозу/вывозу, валюты и т.п. Российское таможенное право: Учебник для вузов / Рук. автор. коллектива Б. П. Габричидзе. - М., 1997.

Получение объяснений - получение должностным лицом таможенного органа от туриста сведений об обстоятельствах, имеющих значение для осуществления таможенного контроля. Отличается от устного опроса тем, что такое объяснение оформляется в письменной форме Таможенный кодекс Республики Беларусь, 4 января 2007 г. № 204-З, ст. 290..

Таможенное наблюдение - это гласное визуальное наблюдение уполномоченными должностными лицами таможенных органов за перевозкой товаров, находящихся под таможенным контролем Таможенный кодекс Республики Беларусь, 4 января 2007 г. № 204-З, ст. 291.. Данная операция таможенного контроля сводится к наблюдению сотрудниками таможенных органов за туристами с целью обнаружения каких-либо признаков совершения противоправных действий со стороны туристов или выявления нарушений порядка перевозки товаров.

Таможенный осмотр - операция таможенного контроля, заключающаяся во внешнем визуальном осмотре товаров, в том числе транспортных средств, участвующих в перевозке организованных групп туристов. Таможенный осмотр может сопровождаться применением технических средств контроля, собак и иных животных, специально обученных поиску наркотических средств, оружия, взрывчатых веществ и иных предметов, сокрытых от таможенного контроля. Таможенный кодекс Республики Беларусь, 4 января 2007 г. № 204-З, ст. 292.. При таможенном осмотре сотрудник таможенных органов осматривает багаж туристов и, например, автобус, на котором путешествуют туристы Гуляев В. Г. Туристские перевозки: Документы. Правила. Формуляры. - М.: Технология, 1998..

Таможенный досмотр -- операция таможенного контроля, заключающаяся в обследовании товаров, в том числе транспортных средств, участвующих в перевозке, со вскрытием багажа и грузовых отсеков таких транспортных средств Таможенный кодекс Республики Беларусь, 4 января 2007 г. № 204-З, ст. 293.. По результатам досмотра составляется акт. Данная операция таможенного контроля применяется в том случае, когда у сотрудников таможенной службы есть основания полагать, что туристы провозят товары в нарушение законодательства.

Личный таможенный досмотр также является операцией таможенного контроля, которая может быть применена к физическим лицам. Проведение личного досмотра допускается в исключительных случаях по решению начальника таможенного органа или лица, его замещающего, только при наличии достаточных оснований предполагать, что физическое лицо, следующее через таможенную границу либо находящееся в зоне таможенного контроля или транзитной зоне аэропорта, открытого для международного сообщения, скрывает при себе и не выдает по требованию должностного лица таможенного органа товары, являющиеся объектами нарушения действующего беларуского законодательства, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы. О проведении личного таможенного досмотра таможенным органом составляется акт личного таможенного досмотра в двух экземплярах Таможенный кодекс Республики Беларусь, 4 января 2007 г. № 204-З, ст. 294..

Следует также отметить, что таможенные органы могут применять несколько таможенных операций. Таможенные органы на своё усмотрение выбирают операции контроля в зависимости от объекта контроля.

В каждом государстве существуют органы, которые осуществляют надзор за ввозом и вывозом товаров через границу страны. При этом данный вид деятельности имеет не только свою специфику, но еще и определенную историю развития. Издавна люди осознали тот факт, что границы территории государства – это крайне важный атрибут любой державы. Помимо символической функции, он также выгоден во многих экономических процессах. Таким образом начало появляться понятие таможенного сбора, который взимался с товаров, которые ввозились на территорию того или иного государства. Время шло, и данная деятельность понемногу развивалась. Таможенные отношения достигли своего пика в середине XX века, после Второй мировой войны. Стало понятно, что неприкосновенность границ играет большую роль для всемирной безопасности. Помимо этого, контролируемый ввоз необходим для сохранения баланса на своем внутреннем рынке. На сегодняшний день таможенная служба есть практически в каждой стране. В РФ данное ведомство также существует. Но интерес вызывает не только сама служба, но еще и операции, которые она непосредственно осуществляет.

Понятие таможни

Таможенная служба является неотъемлемой частью любого государственного аппарата. Иными словами, данный орган попросту необходим, если учитывать развитость современного рынка. Однако мало кто понимает истинную суть таможни. Если учесть законодательную трактовку, то представленное в статье ведомство является государственным органом, который обеспечивает перемещение через границу державы товаров в определенном порядке и согласно нормативных положений. Весь процесс при этом сопровождается рядом определенных явлений. Например, таможенные органы могут осуществлять контроль товаров и иных предметов, реализуют их оформление, а также проводят специальные таможенные операции и процедуры. Все это делается для того, чтобы перемещение через границу было упорядоченным и законодательно обусловленным.

Таможенное дело

Всевозможного рода таможенные операции и таможенный контроль – это проявление одноименной сферы деятельности служащих упомянутого органа. Иными словами, перемещение через границу реализуется с использованием отдельных методов и средств. В своей совокупности эти процессы называются таможенным делом. Их главной целью является организация соблюдения всеми лицами мер тарифного регулирования, запретов, ограничений, которые непосредственно связаны с перемещением товаров через границу. Помимо этого, таможенное дело заключает в себе большое количество экономических и юридических аспектов. Прежде всего данная категория существует для того, чтобы государство могло обеспечить безопасность своей внешнеэкономической деятельности. Это, в свою очередь, возможно благодаря определённым мерам воздействия на процессе перемещения через границу. Например, в XXI веке активно используются тарифные барьеры и иные нетарифные способы регулирования внешнеэкономической деятельности.

Правовая отрасль

Все таможенное дело осуществляется в строгих юридических рамках, которые помогают избежать самоуправства и некомпетентности в процессе реализации контрольной деятельности непосредственно на границе. Главной юридической отраслью, которая непосредственно регулирует упомянутую деятельность, является административное право. В своей структуре оно имеет специфическую подотрасль – таможенную. Именно благодаря ей производится регулирование внешнеэкономической деятельности. При этом ключевым нормативным актом этой отрасли в Российской Федерации является Таможенный кодекс.

Суть таможенного контроля

Многие таможенные операции реализуются в рамках одноименной контрольной деятельности. Она подразумевает собой комплекс действий, которые направлены на проверку конкретных товаров, транспортных средств и иных предметов в процессе их перемещения через государственную границу. Иными словами, таможенная служба подобным образом фактически выполняет функции, для которых её, в принципе, создавали. Следует отметить, что контроль на границе регулируется не только соответствующим национальным законодательством, но и рядом международно-правовых нормативных актов, которые ратифицированы в России. Большое значение в данном случае имеют таможенные союзы. Подобного рода соглашения между государствами позволяют отменять большое количество пошлин при ввозе и вывозе товаров, а также создать единую торговую территорию.

Принципы и цели контроля

Таможенные операции в рамках контроля на границе государства реализуются в законодательных рамках. Помимо того, они осуществляются согласно ряду определенных целей, например:

  • для проверки законности при перемещении через границу;
  • для обеспечения строго соблюдения законодательных норм;
  • соблюдения всех нюансов отдельных процедур;

Стоит также отметить, что таможенный контроль, имеет ряд исходных положений, принципов, на основе которых он фактически производится. К ним можно отнести следующие:

  • Выборочность контроля. Это значит, что представленная деятельность может реализовать в тех формах, которые допустимы на усмотрения таможенной службы.
  • Многогранность , показывает большой ассортимент форм контроля, в которых он может производиться.

Таким образом, упомянутая деятельность представляет собой целую систему различных операций, которые производятся для осуществления определенных целей.

Понятие таможенных операций

Итак, мы выяснили, что отдельные действия, совершаемые представителями государственной службы по контролю за границей страны, играют достаточно большую роль. Их объектами являются товары, транспортные средства, иные предметы и люди. Важным аспектом является тот факт, что все перечисленные категории, должны находиться в процессе перемещения через государственную границу, то есть, соответствующие пункты пропуска. Организация таможенных операций производится непосредственно служащими таможенных органов Российской Федерации. Чтобы более детально разобраться действиях такого рода, необходимо проанализировать их классификацию.

Виды таможенных операций

Если учитывать положения законодательства, то можно представить достаточно обширную классификацию всех операций, которые реализуются при перемещении через границу. Помимо того, таможенные операции также разделяются в зависимости от конкретных задач, которые перед ними стоят, и, конечно же, задействованных субъектов. На сегодняшний день теоретики выделяют следующие виды данных действий, а именно:

1. Операции, которые осуществляются до непосредственного перемещения товаров, предметов, людей и транспортных средств через государственную границу. К числу таковых можно отнести следующие: предварительное декларирование, получение разрешение на перевозку посредством транспортных средств отдельных товаров, получение разрешение на реализацию конкретных процедур, например, переработка на территории органа.

2. Предшествующие декларированию операции. Подобного рода действия, как правило, характеризуются отсутствием стандартного документирования в силу специфики таможенного режима. Таким образом, данный вид включается в себя непосредственное прибытие товаров на таможню, транзит, а также помещение предметов в хранилище.

3. Таможенное декларирование товаров представляет собой отдельный вид операций. Он характеризуется тем, что перевозимые предметы проходят полный процесс надлежащего документального оформления при пересечении границы. Таможенное декларирование товаров позволяет максимально полно воплотить все действия, предусмотренные таможенным контролем.

4. Еще одним видом операций, являются действия, которые производятся после фактического оформления товаров. То есть они реализуются в процессе фактического вывоза предметов из области пропускного пункта.

5. Совершенно самостоятельными являются операции, которые завершают действие того или иного таможенного режима.

Представленные виды показывают важность и распространенность отдельных операций в процессе деятельности органов, которые регулируют перемещение через государственную границу.

Особенности операций

Учитывая представленную классификацию, можно сделать вывод, что таможенные действия в большей части являются проявлением контрольных функций этого органа. Однако самой главной задачей, которая обуславливает реализацию отдельных операций, является декларирование товаров. Так как именно это действие позволяет контролировать все без исключения объекты, перемещающиеся через государственную границу.

Субъектный состав операций

Как мы понимаем, порядок совершения таможенных операций осуществляется с целью влияния на отдельных субъектов. Они, в свою очередь, являются непосредственными фигурантами процесса перемещения через государственную границу. Всех субъектов, в соответствии с современным законодательством, можно разделить по группам, а именно:

1. Лица, которые отвечают за управление таможенным декларированием.

2. Лица, имеющие коммерческий интерес и реализующие предпринимательскую деятельность на границе и пунктах пропуска (владелец склада, специалист по таможенным операциям и т. д.).

3. Лица, которые, в силу сложившихся обстоятельств, стали субъектами перемещения через таможенную границу.

Заключение

Итак, в статье мы рассмотрели таможенные операции и их характерные особенности. Следует отметить то факт, что на сегодняшний день контроль за процессом перемещения через государственную границу осуществляется профессионально. Однако, как мы понимаем, нет предела совершенства. Поэтому законодательство в этой области необходимо постоянно модернизировать, дабы оно шло в ногу со временем.

На всей территории ЕАЭС осуществляется единое таможенное регулирование, нормативно-правовой базой которого является Таможенный кодекс Евразийского экономического союза и международные договора и акты. Необходимо отметить, что 11 апреля 2017 г. подписан Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза, который вступит в силу с даты получения последнего письменного уведомления о выполнении государствами-членами внутригосударственных процедур. Он заменит собой устаревшие нормативноправовые документы.

Новый Таможенный кодекс ЕАЭС включает в себя новые подходы, позволяющие поднять таможенный контроль в ЕАЭС на новый уровень. В частности, произведена кодификация всей информации, используемой в таможенных целях, детализирован порядок расчета и заявления статистической стоимости декларируемых товаров, систематизирован порядок заявления сведений о местонахождении товаров, закреплен приоритет электронного декларирования и др. Вводимые новшества позволят ускорить и облегчить движение товаров и транспортных средств по территории ЕАЭС.

Пункт 2 ст. 127 ТК ЕАЭС устанавливает 17 видов таможенных процедур используемых в целях таможенного регулирования:

  • 1. выпуск для внутреннего потребления;
  • 2. экспорт;
  • 3. таможенный транзит;
  • 4. таможенный склад;
  • 5. переработка на таможенной территории;
  • 6. переработка вне таможенной территории;
  • 7. переработка для внутреннего потребления;
  • 8. свободная таможенная зона;
  • 9. свободный склад;
  • 10. временный ввоз (допуск);
  • 11. временный вывоз;
  • 12. реимпорт;
  • 13. реэкспорт;
  • 14. беспошлинная торговля;
  • 15. уничтожение;
  • 16. отказ в пользу государства;
  • 17. специальная таможенная процедура.

Отдельные таможенные операции регламентируются специальными статьями ТК ЕАЭС. Например, перемещение припасов регламентирует глава 39, временное хранение товаров - глава 37 , а ввоз (вывоз) транспортных средств международной перевозки глава 38 ТК ЕАЭС.

Таможенный контроль товаров и транспортных средств регламентируется главами 44-46 ТК ЕАЭС. Таможенный контроль на всей территории ЕАЭС осуществляется на основе выборочное™, с применением системы управления рисками (СУР) и ограничивается применением лишь необходимых для обеспечения соблюдения законодательства форм.

Главы государств, правительств, члены правительств и их семьи, а также иные лица, определенные специальными правовыми актами, в соответствии с действующим законодательством освобождаются от таможенного досмотра личного багажа. От таможенного досмотра освобождается военное имущество, согласно специальным заявлениям, а также военные корабли, военная техника и воздушные суда, передвигающиеся самостоятельно.

В арсенале сотрудников таможенных органов находится следующий набор форм таможенного контроля:

  • получение объяснений;
  • проверка таможенных, иных документов и (или) сведений;
  • таможенный осмотр;
  • таможенный досмотр;
  • личный таможенный досмотр;
  • таможенный осмотр помещений и территорий;
  • таможенная проверка.

В соответствии с главой 46 ТК ЕАЭС таможенные органы вправе привлекать специалистов и экспертов из других государственных органов государств-членов для оказания содействия в проведении таможенного контроля.

Важную роль в осуществлении таможенного контроля играет СУР (система управления рисками). Алгоритм применения СУР, стратегия и тактика ее реализации, механизмы обмена информацией определяются законодательством государств - членов ТС. В рамках СУР таможенные органы совместно формируют информационную базу СУР, осуществляют анализ и оценку рисков, разрабатывают индикаторы рисков и меры по их минимизации или предотвращению.

Таможенная проверка может осуществляться двумя методами: камеральная таможенная проверка и выездная таможенная проверка. В случае проведения камеральной проверки проводится изучение, анализ и оценка достоверности предоставленных документов. Такая проверка не предполагает выезда к проверяемому лицу и может проводиться без ограничения периодичности. Выездная таможенная проверка может быть плановой, внеплановой и встречной внеплановой выездной и осуществляется с выездом непосредственно:

Законодательство ЕАЭС четко определяет форму решения (предписания, акта о назначении проверки).

К числу оснований для принятия решения о проведении внеплановой выездной таможенной проверки относятся:

  • информация, основанная на анализе и оценке данных, содержащихся в информационных ресурсах таможенных органов и иных государственных органов государств-членов, и свидетельствующие о возможном нарушении международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства государств-членов;
  • информация, свидетельствующая о возможном нарушении международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства государств-членов;
  • получение таможенными органами заявления на получение статуса уполномоченного экономического оператора от лица, в том числе осуществляющего деятельность в сфере таможенного дела;
  • потребность в осуществлении встречной внеплановой выездной таможенной проверки;
  • запрос компетентного органа иностранного государства об осуществлении проверки деятельности участника ВЭД, реализующего сотрудничество во внешнеэкономической сфере с иностранной организацией и др.

Выездная таможенная проверка по определению является внеплановой и может быть назначена по результатам осуществления других форм таможенного контроля.

Плановые таможенные проверки в отношении уполномоченных экономических операторов проводятся один раз в три года.

Выбор лиц, проверку которых предполагается осуществлять по плану, производится с использованием следующих критериев:

  • проверяемое лицо находится в информационной базе таможенных органов;
  • на основе данных предыдущих выездных и камеральных проверок;
  • на основании информации, полученной от государственных органов;
  • на основании информации организаций осуществляющих банковские операции;
  • на основании информации, полученной от государственных контролирующих органов стран - членов ЕАЭС;
  • на основании информации, полученной из средств массовой информации;
  • на основании информации, полученной официальным путем от других источников.

Плановая таможенная проверка начинается не ранее, чем через 15 календарных дней с момента:

  • получения проверяемым лицом уведомления о предполагаемой проверке;
  • получения таможенным органом почтового отправления с информацией о предполагаемой проверке с отметкой о невручении адресату.

Возврат почтового отправления с отметкой о невручении не является основанием для отмены проверки. Датой начала таможенной проверки является день вручения или отказа от получения документов о назначении проверки: копии решения, предписания или акта о назначении проверки. В момент вручения документа руководитель проверяемого юридического лица или ИП либо его представитель должен сделать отметку о дате и времени получения копии решения на оригинале документа. В случае отказа сотрудник таможенного органа должен сделать отметку об отказе в получении документа. Таможенная проверка не должна превышать два месяца, в случае необходимости этот срок может быть увеличен на один месяц решением таможенного органа, проводящего проверку. В случае необходимости проверка может быть приостановлена для проведения необходимых экспертиз или получения документов. Сроки и порядок приостановки регламентируются законодательством государств - членов ТС. (ИСКЛЮЧИТЬ) Завершение таможенной проверки оформляется документально в двух экземплярах и подписывается сотрудниками таможни, участвовавшими в проверке. Один экземпляр остается в материалах проверки, а второй в течение пяти дней вручается проверяемому лицу или отправляется ему почтой с уведомлением о вручении.

Проверяемое лицо имеет право отказать в доступе на проверяемый объект в случаях, когда:

  • ему не предъявлен документ о назначении проверки или служебные удостоверения сотрудников таможенного органа;
  • проверяющие не указаны в документе о назначении проверки;
  • сотрудники таможенного органа не обладают специальным разрешением для доступа на объект, если такое разрешение предусмотрено законодательством стран - членов ТС.

В случае необоснованного отказа проверяемого лица обеспечить доступ должностных лиц таможенного органа, проводящих выездную таможенную проверку, на объект проверяемого лица составляется соответствующий акт (протокол) в соответствии с законодательством государства-члена. Они также вправе входить на этот объект с пресечением сопротивления и (или) со вскрытием запертых помещений в соответствии с законодательством государств-членов.