Регуляторы финансового механизма государственных и муниципальных учреждений. Бюджетные учреждения будут сформированы в сфере науки, образования, здравоохранения, культуры и других сферах, способных функционировать на основе рыночных принципов, без их коре

Главной целью данной курсовой работы является изучение понятия и значения финансовых механизмов бюджетных учреждений, и определения его сильных и слабых сторон.

На пути достижения главной цели были поставлены следующие задачи:

1. изучить само понятие бюджетного учреждения;

2. отразить экономическое содержание финансов бюджетных учреждений;

3. изучить теоретические аспекты организации финансов бюджетных учреждений;

4. разобрать основные формы и методы планирования бюджетных учреждений в Российской Федерации;

5. изучить порядок исполнения смет бюджетных учреждений;

6. описать сильные и слабые стороны финансового механизма бюджетных учреждений;

Предметом исследования данной курсовой работы являются механизм финансирования бюджетных учреждений. Объектом являются непосредственно бюджетные учреждения в РФ.

Данная курсовая работа основана на материалах учебников отечественных авторов, нормативно-правовой документации РФ, статей из журналов, а также Интернет источниках (статистические данные).

Бюджетное учреждение – организация, созданная органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических и иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственных внебюджетных фондов на основе сметы доходов и расходов. Финансируется из бюджета любого уровня и не ведет самостоятельной хозяйственной деятельности, а имеет смету расходов бюджетных средств, получаемую от вышестоящих органов. Организации, наделенные государственным или муниципальным имуществом на праве оперативного управления, не имеющие статуса федерального казенного предприятия, в целях настоящего Кодекса признаются бюджетными учреждениями.

К бюджетным организациям относятся учреждения образования, культуры, здравоохранения, организации государственного управления, военно-промышленного комплекса и армии.

Обязательным условием отнесения организации к разряду бюджетной является бюджетное финансирование по смете и ведение бухгалтерского учета по бюджетному плану счетов и в порядке, предусмотренном инструкцией №107н.

Понятие бюджетной организации используется для обозначения всех структурных подразделений и юридических лиц, контролируемых органами власти и финансируемых за счет бюджетных средств. Понятие бюджетной организации не имеет строго юридического смысла и призвано отразить различные организационно-правовые формы, используемые в настоящее время органами власти.

Для каждой бюджетной организации установлено одно вышестоящее ведомство (вышестоящая бюджетная организации), выполняющее функции собственника от лица субъекта Российской Федерации.

Бюджетные организации классифицируются по виду оказываемых бюджетных услуг.

Деятельность бюджетных организаций субъекта Российской Федерации может быть условно разделена на ведение хозяйственной деятельности, выполнение регулирующих функций и функций по администрированию. В ряде случаев бюджетные организации совмещают различные виды деятельности (оказывают различные виды бюджетных услуг).

Для выделенных групп бюджетных организаций определяются характер взаимодействия с вышестоящим ведомством, механизм формирования бюджета и его исполнения, право на осуществление заимствований и полномочия по управлению активами

Можно утверждать, что бюджетные организации отвечают, во-первых, базовому признаку некоммерческих организаций - основная деятельность их не преследует цели получения прибыли. Во-вторых, отсутствие распределения полученной прибыли между участниками достаточно очевидно и следует из сказанного. Бюджетные организации финансируются учредившим их собственником (РФ, субъектом РФ либо органом местного самоуправления) из соответствующего бюджета. Прибыль, полученная организацией, используется на достижение целей, определенных собственником, установленных изначально учредительными документами, и, таким образом, это не может быть простым дележом между участниками хозяйственной деятельности.

Бюджетные учреждения ведут самую разную деятельность: воспитывают и учат детей, лечат людей, создают кино, занимаются концертной деятельностью, обеспечивают сохранность архивных документов и многое другое. Однако кроме этой деятельности, которая осуществляется за счет государственных средств, практически все бюджетные учреждения занимаются деятельностью, приносящей им доход помимо бюджетного финансирования.

Помимо фондов, формируемым государством, за счет которого существует организация, благодаря специфике ведения бухгалтерского учета в бюджетной организации, финансы формируются на стадии товара, работ, услуг (некоторые бюджетные организации также занимаются и предпринимательской деятельностью). В бухгалтерии начинают формировать фонды денежных средств сразу же после того, как получен товар, оказана услуга, еще не проданные или не оплаченные.

Финансы организаций – совокупность экономико-денежных отношений, связанных с созданием, распределением и использованием фонда денежных средств в процессе производства и реализации продукции (работ, услуг). В основе финансовых отношений бюджетной организации лежат отношения по поводу движения денежных средств между различными участниками общественного производства.

Финансы предприятия играют важную роль в обеспечении эффективного социально-экономического развития страны, обеспечивая непрерывность процесса производства товаров (работ, услуг), используются для регулирования отраслевых пропорций в экономике, создание производств и современных технологий.

Финансы предприятия являются основой финансовой системы страны, потому что в материальной сфере экономике создается основная масса финансовых ресурсов страны.

Основные денежные отношения, возникающие в бюджетной организации:

1. Денежные отношения внутри организации – связаны с взаимоотношением с персоналом (создание фонда оплаты труда), с формированием расходных статей и созданием, первичным распределение доходов, полученных от бюджетов различных уровней, а так же от предпринимательской деятельности (создание уставного капитала, распределение прибыли, создание других внутренних фондов).

2. Денежные отношения с вышестоящими структурами – наиболее развитые отношение в бюджетных организациях, связанные с перераспределением доходов бюджетов, средств различных спец. фондов, а так же с финансированием в порядке перераспределения средств от главных распорядителей федерального бюджета.

3. Денежные отношения со страховой компанией – связаны с уплатой страховых взносов, в выплатой страхового совмещения при возникновении риска.

4. Денежные отношения между Центральным банком РФ (по получению средств соответствующего бюджета или бюджета гос. внебюджетного фонда) и между коммерческими банками (по получению кредитных ресурсов, уплатой процентов, оплатой банковских услуг).

5. Денежные отношения с другими хозяйствующими субъектами - денежные отношения с покупателями, поставщиками, транспортными организациями, телеграфом, со строительно-монтажными организациями, связанная с расчетами с клиентами, но по объему платежей – это самая большая группа денежных отношений. Эта группа наиболее важна, потому что в ней идет формирование живых денег. При взаимодействии коммерческих предприятий создается национальный доход и выручка от реализации продукции, поступающая в распоряжение предприятия. А бюджетные организации и большинстве своем осуществляют управленческие, социально-культурные, научно-технические и иные функции некоммерческого характера. Хотя некоторые бюджетные организации и в праве заниматься и определенными видами коммерческой деятельности, однако, их вклад в национальный доход незначителен.

6. Денежные отношения с бюджетом по поводу уплаты налогов на прибыль от предпринимательской деятельности бюджетными организациями.

Основные функции финансов бюджетных организаций:

1. Распределительная

2. Контрольная

Распределение – связующее звено между деятельностью бюджетной организации и потреблением. Деятельность организации невозможна без соответствующего финансирования. В организациях осуществляется в основном вторичное распределение (формирование фондов). Контроль осуществляется на всех стадиях использования фондов. Особое место занимает контроль за целевым расходованием средств фондов Казначейством, счетной палатой, контрольно-реквизиционными комиссиями, органами налоговой инспекции (контролируют своевременность и полноту налоговых выплат). Кроме государственных служб контроля существуют ведомственные (осуществляют контрольно-реквизиционное управление), независимые (аудиторские фирмы), внутренние (бухгалтера и другие внутренние лица).

В соответствии с гражданским законодательством государственные и муниципальные уч­реждения функционируют главным образом в социально-культурной сфере, к ним также относятся органы государственной власти и органы местного самоуправления, суды, про­куратура, органы правопорядка, учреждения обороны и национальной безопасности госу­дарства и др.

В социально-культурной сфере действуют учреждения:

Образования (дошкольного, общего, среднего и высшего - детские сады, школы, кол­леджи, высшие учебные заведения и др.);

Культуры и искусства (библиотеки, музеи, учреждения клубного типа, театры, концерт­ные залы, цирки и др.);

Здравоохранения и физической культуры (больницы, поликлиники, станции скорой и неотложной помощи, переливания крови, санитарно-эпидемиологические учреждения);

Социального обеспечения (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, учреждения по обучению инвалидов и др.);

Средств массовой информации (издательства, периодическая печать, государственные телерадиокомпании и др.).

Источники формирования и направления использования финансовых ресурсов в уч­реждениях разных отраслей социально-культурной сферы и органов государственной вла­сти однотипны. Однако они имеют специфику, обусловленную, во-первых, отраслевыми особенностями деятельности учреждений, во-вторых, организационно-правовой формой, в-третьих, сочетанием применяемых методов хозяйствования (сметное финансирование и полная или частичная самоокупаемость).

Государственные и муниципальные учреждения представлены тремя типами учрежде­ний - казенными, бюджетными и автономными.

Финансовый Отличительной чертой финансового механизма казенного уч-

механизм казенных реждения является субсидиарная ответственность учредителя

учреждений в лице соответствующего органа государственной власти либо

органа местного самоуправления. Это означает, что при недо­статочности бюджетных ассигнований, предоставленных казенному учреждению для ис­полнения его обязательств перед другими организациями, по таким обязательствам отве­чает соответствующий орган государственной власти (орган местного самоуправления) в ведении которого находится казенное учреждение.

Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ на основании бюджетной сметы в соответствии с принципами сметного финансирования, изложенными в пара­графе 3.3.

Казенное учреждение осуществляет операции с бюджетными средствами только через лицевые счета, открытые ему в казначейских органах, в рамках казначейской системы ис­полнения бюджета.

И, наконец, казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятель­ность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе. Однако до­ходы, полученные от такой деятельности, перечисляются в соответствующий бюджет бюд­жетной системы Российской Федерации, из которого финансируется учреждение.

Финансовый Основными элементами финансового механизма автономных

механизм автономных и бюджетных учреждений являются:

и бюджетных отказ от финансирования содержания учреждения

учреждений по смете и перевод на финансирование государственных (муни­

ципальных) услуг путем предоставления субсидии на выполне­ние задания учредителя;

Отмена субсидиарной ответственности учредителя по обязательствам автономных и бюджетных учреждений;

Самостоятельное распоряжение доходами от приносящей доход деятельности;

Расширение прав учреждений по распоряжению любым закрепленным за ними движи­мым имуществом, за исключением особо ценного движимого имущества, перечень которо­го устанавливает учредитель учреждения.

Субсидия рассчитывается на основе нормативов финансовых затрат на оказание го­сударственных (муниципальных) услуг и количественных параметров задания учредите­ля на оказание этих услуг. Нормативы финансовых затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг должны определяться исходя из реальной стоимости оказания ус­луг (например, подготовки одного студента в учреждениях высшего профессионального образования в разрезе групп специальностей) и рассчитываться на длительный период времени (не менее чем на три года) исходя из требований среднесрочного бюджетного пла­нирования. Такой подход создает нормальные условия для функционирования автономных и бюджетных учреждений, повышения эффективности их деятельности и удовлетворенно­сти потребителей государственных (муниципальных) услуг.

До недавнего времени преобладающим источником финансирования государственных и муниципальных учреждений являлись бюджетные средства. Переход к рынку преобра­зовал систему финансового обеспечения данных учреждений в части изменения соотно­шения бюджетных и внебюджетных источников, формируемых за счет средств субъектов хозяйствования и населения, в пользу последних.

Однако проведение реформ сопровождается нарастанием социальных проблем, сниже­нием уровня и качества жизни основной части населения, уровня потребления не только материальных, но и социальных благ. В то же время растущий дефицит региональных и местных бюджетов, за счет которых финансируется преобладающее число государствен­ных и муниципальных учреждений, ведет к минимизации средств, выделяемых на соци­альные расходы. Это приводит к необходимости поиска дополнительных внебюджетных источников финансирования в основном за счет осуществления учреждениями предпри­нимательской и иной приносящей доход деятельности.

Возможность осуществления казенными, автономными и бюджетными учреждения­ми такой деятельности предусмотрена не только Гражданским кодексом РФ, но и рядом законодательных актов, регулирующих деятельность учреждений определенных отраслей социально-культурной сферы. К ним относятся: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», Закон РФ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической полити­ке». В соответствии с этими законами к предпринимательской деятельности учреждений относятся: производство и реализация продукции, работ и услуг, предусмотренных уставом учреждения, реализация и сдача в аренду основных фондов и имущества, ведение при­носящих доход внереализационных операций и др.

Исходя из этого основными источниками финансовых ресурсов государственных и му­ниципальных учреждений являются:

Бюджетные ассигнования, предоставляемые из бюджетов бюджетной системы Россий­ской Федерации (федерального, субъектов РФ и местных);

Доходы от оказания платных услуг населению. Оказание платных услуг должно быть направлено на улучшение обслуживания населения путем предоставления социально зна­чимых услуг по профилю деятельности учреждений и не должно осуществляться взамен деятельности, финансируемой из бюджета. В противном случае все средства, полученные от оказания этих видов платных услуг, изымаются в бюджет;

Выручка от реализации продукции собственного производства, покупных товаров и оборудования, творческой продукции учреждений культуры, сборы от продажи билетов на театрально-зрелищные мероприятия;

Выручка от реализации основных средств и сдачи имущества в аренду;

Добровольные взносы предприятий, учреждений, благотворительных фондов и отдель­ных граждан.

Направления использования финансовых ресурсов независимо от источника их обра­зования (бюджетных либо внебюджетных средств) определяются в строгом соответствии с подразделениями классификации операций сектора государственного управления Бюд­жетной классификации РФ, устанавливающими конкретные цели расходования средств. К ним относятся расходы на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда, по оплате работ, услуг (связи, транспортных, коммунальных услуг), по увеличению стои­мости основных средств, нематериальных активов, материальных запасов, уплату налогов и сборов в бюджеты бюджетной системы РФ и др.

Состав расходов и их соотношение различно в учреждениях разных отраслей социаль­но-культурной сферы. Общим для всех учреждений является преобладающий уровень рас­ходов на оплату труда с начислениями на нее. Однако ряд расходов характерен только для определенных учреждений. Например, расходы на выплату стипендий предусмотрены только в бюджетных сметах и планах финансово-хозяйственной деятельности учреждений профессионального образования, расходы на медикаменты - учреждений здравоохране­ния (в основном стационарных медицинских учреждений), расходы на приобретение мяг­кого инвентаря - детских дошкольных учреждений, учреждений здравоохранения и т.д. Однако в настоящее время государством за счет бюджетных средств реально финансиру­ется ограниченный состав расходов - в основном оплата труда, начисления на выплаты по оплате труда, стипендии, питание, медикаменты. Финансирование остальных видов расходов (часть коммунальных услуг, на приобретение оборудования, капитальное строи­тельство, капитальный ремонт и др.) учреждения вынуждены производить за счет внебюд­жетных средств.

В отдельных отраслях социально-культурной сферы имеются некоторые особенности.

В организациях культуры и искусства особенности организации финансов связа­ны с функционированием данных организаций не только на принципах сметного фи­нансирования, но и самоокупаемости. Значительная часть услуг таких организаций, как библиотеки, большая часть музеев, учреждений клубного типа оплачивается за счет бюджетных средств, главным образом из бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Остальные организации культуры (театры, филармонии, цирки, выставоч­ные залы и др.) оказывают большую часть предоставляемых ими услуг на платной основе.

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации №ИК-01254

Финансовые ресурсы учреждений культуры и искусства формируются также и за счет бюджетных ассигнований, и за счет внебюджетных источников. Однако направления рас­ходования бюджетных средств отражают специфику деятельности организаций культуры. К ним относятся затраты на реставрацию памятников истории, культуры и архитектуры, на создание новых постановок, представлений, на подготовку концертных программ, ор­ганизацию фестивалей, выставок, на создание и обновление композиций музеев и выста­вок, на содержание животных в цирках и зоопарках и другие расходы. При этом бюджет­ные средства должны использоваться только на осуществление основной деятельности, т.е. деятельности по предоставлению культурных благ населению, по созданию и распро­странению культурных ценностей.

Финансовые ресурсы органов государственной власти (законодательных и исполни­тельных) и органов местного самоуправления формируются в основном за счет бюджетных средств. При этом данным органам не разрешено заниматься предпринимательской дея­тельностью.

Важной составной частью финансов государственных и муниципальных учрежде­ний являются отношения, связанные с уплатой налогов. При осуществлении бюджетной и предпринимательской деятельности эти учреждения, функционирующие в социаль­но-культурной сфере, уплачивают все налоги, предусмотренные действующим законо­дательством (в частности, налог на добавленную стоимость, налог на прибыль органи­заций, налог на имущество организаций, транспортный налог, земельный налог). При этом порядок исчисления и уплаты данных налогов един для коммерческих и неком­мерческих организаций. Однако, учитывая социальную значимость услуг, оказываемых государственными и муниципальными учреждениями социально-культурной сферы, налоговое законодательство предусматривает налоговые льготы либо полное освобож­дение от уплаты налогов целому ряду учреждений - образовательным, учреждениям здравоохранения, культуры, органам государственной власти и др. Так, при исчислении налога на добавленную стоимость не подлежит налогообложению реализация медицин­ских услуг, оказываемых медицинскими организациями, за исключением косметиче­ских, ветеринарных и санитарно-эпидемиологических услуг, услуг по уходу за больными, инвалидами и престарелыми, предоставляемыми государственными и муниципальными учреждениями социальной защиты, услуг в сфере образования по проведению учебно­производственного или воспитательного процесса, услуг, оказываемых в сфере культуры и искусства, и др.

Порядок налогообложения прибыли государственных и муниципальных учреждений с введением в действие главы 25 части второй Налогового кодекса РФ стал аналогичен порядку, применяемому в отношении коммерческих организаций. Вместе с тем правовой статус этих учреждений предполагает некоторые особенности исчисления налоговой базы в части определения доходов и расходов, не учитываемых при налогообложении, начисле­ния амортизации, порядка исчисления налога и авансовых платежей, составления налого­вой декларации. Налоговое законодательство предусматривает уплату государственными и муниципальными учреждениями только квартальных авансовых платежей по итогам от­четного периода, для них также предусмотрена возможность представления в налоговые органы упрощенной налоговой декларации, возможность применения нулевой ставки на­лога на прибыль организаций для учреждений образования и здравоохранения при со­блюдении ряда условий.

Объектом налогообложения по налогу на прибыль государственных и муниципальных учреждений, как и других организаций, является прибыль, определяемая как полученный

доход, уменьшенный на величину произведенных расходов, под которыми понимают­ся обоснованные и документально подтвержденные затраты. При этом из полученных доходов (доходов от реализации товаров (работ, услуг) и внереализационных доходов) исключаются доходы, не учитываемые при определении налоговой базы, включающие средства целевого финансирования и целевые поступления. К средствам целевого фи­нансирования относятся средства бюджетов бюджетной системы РФ, полученные гранты, а к целевым поступлениям на содержание учреждений и ведение ими уставной дея­тельности - пожертвования, имущество, переходящее учреждениям в порядке насле­дования, средства, полученные в рамках благотворительной деятельности, и др. Для ис­ключения этих сумм из налоговой базы необходим раздельный учет доходов и расходов по целевым средствам.

Финансовый механизм казенных учреждений

В соответствии с гражданским законодательством государственные и муниципальные учреждения функционируют главным образом в социально-культурной сфере, к ним также относятся органы государственной власти и органы местного самоуправления, суды, прокуратура, органы правопорядка, учреждения обороны и национальной безопасности государства и др.

В социально-культурной сфере действуют учреждения:

образования (дошкольного, общего, среднего и высшего - детские сады, школы, колледжи, высшие учебные заведения и др.);

культуры и искусства (библиотеки, музеи, учреждения клубного типа, театры, концертные залы, цирки и др.);

здравоохранения и физической культуры (больницы, поликлиники, станции скорой и неотложной помощи, переливания крови, санитарно-эпидемиологические учреждения);

социального обеспечения (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, учреждения по обучению инвалидов и др.);

средств массовой информации (издательства, периодическая печать, государственные телерадиокомпании и др.).

Источники формирования и направления использования финансовых ресурсов в учреждениях разных отраслей социально-культурной сферы и органов государственной власти однотипны. Однако они имеют специфику, обусловленную, во-первых, отраслевыми особенностями деятельности учреждений, во-вторых, организационно-правовой формой, в-третьих, сочетанием применяемых методов хозяйствования (сметное финансирование и полная или частичная самоокупаемость).

Государственные и муниципальные учреждения представлены тремя типами учреждений - казенными, бюджетными и автономными .

Отличительной чертой финансового механизма казенного учреждения является субсидиарная ответственность учредителя в лице соответствующего органа государственной власти либо органа местного самоуправления. Это означает, что при недо-

статочности бюджетных ассигнований, предоставленных казенному учреждению для исполнения его обязательств перед другими организациями, по таким обязательствам отвечает соответствующий орган государственной власти (орган местного самоуправления) в ведении которого находится казенное учреждение.

Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ на основании бюджетной сметы в соответствии с принципами сметного финансирования, изложенными в параграфе 3.3.

Казенное учреждение осуществляет операции с бюджетными средствами только через лицевые счета, открытые ему в казначейских органах, в рамках казначейской системы исполнения бюджета.

И, наконец, казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе. Однако доходы, полученные от такой деятельности, перечисляются в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации, из которого финансируется учреждение.

3.4.  Особенности финансового механизма государственных и муниципальных учреждений

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации №ИК-01254

Финансовый

Основными элементами финансового механизма автономных

механизм автономных

и бюджетных учреждений являются:

и бюджетных

отказ от финансирования содержания учреждения

учреждений

по смете и перевод на финансирование государственных (муни-

ципальных) услуг путем предоставления субсидии на выполнение задания учредителя;

отмена субсидиарной ответственности учредителя по обязательствам автономных и бюджетных учреждений;

самостоятельное распоряжение доходами от приносящей доход деятельности;

расширение прав учреждений по распоряжению любым закрепленным за ними движимым имуществом, за исключением особо ценного движимого имущества, перечень которого устанавливает учредитель учреждения.

Субсидия рассчитывается на основе нормативов финансовых затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг и количественных параметров задания учредителя на оказание этих услуг. Нормативы финансовых затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг должны определяться исходя из реальной стоимости оказания услуг (например, подготовки одного студента в учреждениях высшего профессионального образования в разрезе групп специальностей) и рассчитываться на длительный период времени (не менее чем на три года) исходя из требований среднесрочного бюджетного планирования. Такой подход создает нормальные условия для функционирования автономных и бюджетных учреждений, повышения эффективности их деятельности и удовлетворенности потребителей государственных (муниципальных) услуг.

До недавнего времени преобладающим источником финансирования государственных и муниципальных учреждений являлись бюджетные средства. Переход к рынку преобразовал систему финансового обеспечения данных учреждений в части изменения соотношения бюджетных и внебюджетных источников, формируемых за счет средств субъектов хозяйствования и населения, в пользу последних.

Однако проведение реформ сопровождается нарастанием социальных проблем, снижением уровня и качества жизни основной части населения, уровня потребления не только материальных, но и социальных благ. В то же время растущий дефицит региональных и местных бюджетов, за счет которых финансируется преобладающее число государственных и муниципальных учреждений, ведет к минимизации средств, выделяемых на социальные расходы. Это приводит к необходимости поиска дополнительных внебюджетных источников финансирования в основном за счет осуществления учреждениями предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Возможность осуществления казенными, автономными и бюджетными учреждениями такой деятельности предусмотрена не только Гражданским кодексом РФ, но и рядом законодательных актов, регулирующих деятельность учреждений определенных отраслей социально-культурной сферы. К ним относятся: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», Закон РФ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике». В соответствии с этими законами к предпринимательской деятельности учреждений относятся: производство и реализация продукции, работ и услуг, предусмотренных уставом учреждения, реализация и сдача в аренду основных фондов и имущества, ведение приносящих доход внереализационных операций и др.

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации №ИК-01254

Исходя из этого основными источниками финансовых ресурсов государственных и муниципальных учреждений являются:

бюджетные ассигнования, предоставляемые из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (федерального, субъектов РФ и местных);

доходы от оказания платных услуг населению. Оказание платных услуг должно быть направлено на улучшение обслуживания населения путем предоставления социально значимых услуг по профилю деятельности учреждений и не должно осуществляться взамен деятельности, финансируемой из бюджета. В противном случае все средства, полученные от оказания этих видов платных услуг, изымаются в бюджет;

выручка от реализации продукции собственного производства, покупных товаров и оборудования, творческой продукции учреждений культуры, сборы от продажи билетов на театрально-зрелищные мероприятия;

выручка от реализации основных средств и сдачи имущества в аренду;

добровольные взносы предприятий, учреждений, благотворительных фондов и отдельных граждан.

Направления использования финансовых ресурсов независимо от источника их образования (бюджетных либо внебюджетных средств) определяются в строгом соответствии с подразделениями классификации операций сектора государственного управления Бюджетной классификации РФ, устанавливающими конкретные цели расходования средств. К ним относятся расходы на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда, по оплате работ, услуг (связи, транспортных, коммунальных услуг), по увеличению стоимости основных средств, нематериальных активов, материальных запасов, уплату налогов и сборов в бюджеты бюджетной системы РФ и др.

Состав расходов и их соотношение различно в учреждениях разных отраслей социаль- но-культурной сферы. Общим для всех учреждений является преобладающий уровень расходов на оплату труда с начислениями на нее. Однако ряд расходов характерен только для определенных учреждений. Например, расходы на выплату стипендий предусмотрены только в бюджетных сметах и планах финансово-хозяйственной деятельности учреждений профессионального образования, расходы на медикаменты - учреждений здравоохранения (в основном стационарных медицинских учреждений), расходы на приобретение мягкого инвентаря - детских дошкольных учреждений, учреждений здравоохранения и т.д. Однако в настоящее время государством за счет бюджетных средств реально финансируется ограниченный состав расходов - в основном оплата труда, начисления на выплаты по оплате труда, стипендии, питание, медикаменты. Финансирование остальных видов расходов (часть коммунальных услуг, на приобретение оборудования, капитальное строительство, капитальный ремонт и др.) учреждения вынуждены производить за счет внебюджетных средств.

В отдельных отраслях социально-культурной сферы имеются некоторые особенности.

В организациях культуры и искусства особенности организации финансов связаны с функционированием данных организаций не только на принципах сметного финансирования, но и самоокупаемости. Значительная часть услуг таких организаций, как библиотеки, большая часть музеев, учреждений клубного типа оплачивается за счет бюджетных средств, главным образом из бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Остальные организации культуры (театры, филармонии, цирки, выставочные залы и др.) оказывают большую часть предоставляемых ими услуг на платной основе.

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации №ИК-01254

Финансовые ресурсы учреждений культуры и искусства формируются также и за счет бюджетных ассигнований, и за счет внебюджетных источников. Однако направления расходования бюджетных средств отражают специфику деятельности организаций культуры. К ним относятся затраты на реставрацию памятников истории, культуры и архитектуры, на создание новых постановок, представлений, на подготовку концертных программ, организацию фестивалей, выставок, на создание и обновление композиций музеев и выставок, на содержание животных в цирках и зоопарках и другие расходы. При этом бюджетные средства должны использоваться только на осуществление основной деятельности, т.е. деятельности по предоставлению культурных благ населению, по созданию и распространению культурных ценностей.

Финансовые ресурсы органов государственной власти (законодательных и исполнительных) и органов местного самоуправления формируются в основном за счет бюджетных средств. При этом данным органам не разрешено заниматься предпринимательской деятельностью.

Важной составной частью финансов государственных и муниципальных учреждений являются отношения, связанные с уплатой налогов. При осуществлении бюджетной

и предпринимательской деятельности эти учреждения, функционирующие в социаль- но-культурной сфере, уплачивают все налоги, предусмотренные действующим законодательством (в частности, налог на добавленную стоимость, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, транспортный налог, земельный налог). При этом порядок исчисления и уплаты данных налогов един для коммерческих и некоммерческих организаций. Однако, учитывая социальную значимость услуг, оказываемых государственными и муниципальными учреждениями социально-культурной сферы, налоговое законодательство предусматривает налоговые льготы либо полное освобождение от уплаты налогов целому ряду учреждений - образовательным, учреждениям здравоохранения, культуры, органам государственной власти и др. Так, при исчислении налога на добавленную стоимость не подлежит налогообложению реализация медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями, за исключением косметических, ветеринарных и санитарно-эпидемиологических услуг, услуг по уходу за больными, инвалидами и престарелыми, предоставляемыми государственными и муниципальными учреждениями социальной защиты, услуг в сфере образования по проведению учебнопроизводственного или воспитательного процесса, услуг, оказываемых в сфере культуры

и искусства, и др.

Порядок налогообложения прибыли государственных и муниципальных учреждений с введением в действие главы 25 части второй Налогового кодекса РФ стал аналогичен порядку, применяемому в отношении коммерческих организаций. Вместе с тем правовой статус этих учреждений предполагает некоторые особенности исчисления налоговой базы в части определения доходов и расходов, не учитываемых при налогообложении, начисления амортизации, порядка исчисления налога и авансовых платежей, составления налоговой декларации. Налоговое законодательство предусматривает уплату государственными и муниципальными учреждениями только квартальных авансовых платежей по итогам отчетного периода, для них также предусмотрена возможность представления в налоговые органы упрощенной налоговой декларации, возможность применения нулевой ставки налога на прибыль организаций для учреждений образования и здравоохранения при соблюдении ряда условий.

Объектом налогообложения по налогу на прибыль государственных и муниципальных учреждений, как и других организаций, является прибыль, определяемая как полученный