Договор обязательного страхования

Каждый автовладелец, согласно законам РФ, обязан застраховать свою гражданскую ответственность. Для этого разработан свод правил. Центробанк периодически вносит в них различные поправки. На самом деле признаки и понятие у ОСАГО такие же, как у любого другого договора страхования.

Осень 2015 года с принятием постановления правительства стала точкой отсчета системы электронного страхования ответственности водителей и автотранспорта. Основные цели, преследуемые нововведением, - доступность в любом регионе страны, упрощение процедуры страхования и скорость оформления полиса.

Рассмотрим все возможные варианты.

Базовые понятия

Гражданское право, регулируя страховые отношения, выделяет две категории лиц: страхователь и страховщик. Сам договор страхования является неким соглашением между этими участниками правовых отношений.

Договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев ТС тоже заключается между страхователем и страховщиком. Однако, для того чтобы положения договора были реализованы, необходимо участие третьих лиц, задействованных в процессе страхования ответственности владельцев автомобилей.

Страховщик - это юридическое лицо, имеющее лицензию на ведение страховой деятельности.

Главная же сторона процесса страхования гражданской ответственности автолюбителей - страхователь. Практически всегда это владелец авто и/или его водитель, заключивший соглашение. По закону с ним могут быть связаны застрахованные лица, возможные потерпевшие и другие стороны договора, имеющие право на возмещение принесённого вреда.

ФЗ об ОСАГО трактует понятие «владелец» для идентификации лица, на которое в случаях, описанных в договоре, ложится деликатная ответственность. Проще говоря, страхователь - лицо, оплачивающее страховку и имеющее право вносить изменения в полис, то есть продлевать период пользования, запрашивать дубликат, вносить или удалять водителей и пр.

Правила оформления страховки подчеркивают, что страхователь - это необязательно собственник ТС, ему не нужна нотариальная доверенность от владельца авто, и в полисе он тоже может быть не записан.


В обязанности страхователя входит представить необходимые документы для ОСАГО (оригиналы и копии) и не забывать вовремя вносить произошедшие в течение страхового периода изменения.

Страховым случаем в гражданском праве называют случившееся событие, результатом которого является наступление ответственности страхователя, чей риск был застрахован.

Использование транспортного средства - это все действия, связанные с механическим движением, а также стоянка, буксировка, остановка, парковка и пр. Использовать ТС можно не только на трассах, но и на прилегающих к ним дорогах, предназначенных для передвижения транспорта, дворах, стоянках ТС, жилых массивах, АЗС и любых территориях, где возможно движение автомобиля.

Договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев ТС - соглашение между страхователем и страховщиком, по которому последний обязуется за предварительно оговоренную плату (то есть страховую премию) при наступлении события, предусмотренного договором (страхового случая), возместить причинённый третьим лицам вред (жизни, здоровью или имуществу), то есть осуществить страховую выплату в пределах прописанной в договоре суммы (страховой суммы).


Страхование ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) подчиняется Правилам страхования и Закону об ОСАГО, причем действующим на момент заключения соглашения. Ибо любое внесение изменений в законы и правила об ОСАГО после заключения договора не влечет за собой изменений в самом договоре.

Договор обязательного страхования ТС считается публичным. Он заключается на условиях, предусмотренных законодательством.

Соглашение о страховании ответственности автовладельца не распространяется на страховые случаи причинения ущерба здоровью, жизни и/или имуществу, случившиеся в любой другой стране. Не является исключением превышение размера ущерба над пределом страховой суммы по правилу «Зеленая карта».

Заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности гарантируется выданным страховым полисом.

Юридические нюансы

Неполная и/или не вовремя перечисленная страховым агентом или брокером страховая премия, несанкционированное использование бланков полиса ОСАГО не дают освобождение страховщику от выполнения условий договора.

В случае хищения бланков СК освобождается от выплат по страховым случаям, только при условии обращения страховым агентом с заявлением о пропаже бланков в уполномоченные органы.

Обязательные условия договора страхования гражданской ответственности указывают на невозможность замены в полисе срока его действия, а также страхователя. При переходе права собственности на транспортное средство новый владелец должен заключить свой договор страхования ответственности.


Основные правила

Договор обязательного страхования гражданской ответственности заключается на год. Действие полиса может распространяться не только на владельца авто. Застрахованными должны быть все лица, допущенные к управлению конкретным транспортным средством. Если использование автомобиля ограничено, то в полисе обязательно прописываются данные каждого застрахованного.

Правила разрешают страховать автомобиль без прохождения государственной регистрации и, соответственно, без внесения регистрационного знака в заявление. Но как только он получен, у владельца есть всего три рабочих дня для внесения этих данных в автоматизированную систему учета.

После того как все данные внесены и регистрация пройдена, пользователь получает документ - страховой полис. Бланк единого образца действителен на всей территории РФ. Вместе с ним в страховой компании обязаны выдать перечень офисов - представителей страховщика. В нем должна быть информация о часах работы, адресах и контактных данных работников офисов. А также два бланка на случай ДТП.

Страховой документ выдается после поступления оплаты на счет страховой компании. Правила отводят на это один рабочий день.

В случае утери бумажной версии документа страховая компания должна выдать дубликат полиса без взимания дополнительной платы.

Страховщик имеет право оформить договор обязательного страхования гражданской ответственности в любой страховой компании, и ни одна из них не имеет права отказать в запрашиваемой услуге. Документы для ОСАГО, а это паспорт владельца авто, ПТС или техпаспорт, техосмотр или диагностическая карта, водительское удостоверение и доверенность (если автомобиль не личный), можно представлять и в бумажном варианте, и в электронном. В случае пролонгации договора оригиналы документов не требуются.

Представители страховой компании имеют право осмотреть транспортное средство. В этом случае по обоюдному договору сторон выбирают место осмотра.

Получать полис по окончании срока необязательно в обслуживающей СК. Пользователь имеет право на выбор другой компании, предлагающей более выгодные условия.

Особенности электронной страховки

Главный плюс электронного полиса - нет нужды приходить в офис компании. Достаточно иметь дома гаджет с подключённым интернетом, чтобы с легкостью оформить договор обязательного страхования гражданской ответственности. Юридическая сила электронного документа такая же, как у бумажного.


Некоторым минусом, считают специалисты, является неготовность страховых компаний к этому нововведению. На официальном сайте практически каждой есть технические недоработки. На сегодняшний день чуть более 80 страховых компаний получили лицензию, дающую право оформлять ОСАГО через интернет. Но реально выдают подобные дистанционные документы только 15 страховщиков. Хотя постановление правительства обязало абсолютно все СК вести расчет стоимости ОСАГО и выдавать полисы через интернет.

Процедура проста

Оформить полис ОСАГО через интернет можно на сайте любой страховой компании. На первом этапе требуется пройти регистрацию. Следующее действие - заполнение заявки. Она обрабатывается несколько минут, после чего на телефон приходит СМС-оповещение с кодом доступа для входа в личный кабинет.

В нем можно выбрать интересующую услугу, будь то оформление нового полиса или пролонгация предыдущего договора. Также доступен расчет стоимости страхования. Для него необходимо знать год выпуска транспортного средства и мощность его двигателя.

Процесс страхования не представляет сложности. В предлагаемую форму вводятся паспортные данные автовладельца, информация с водительского удостоверения каждого из страхуемых лиц и ПТС автомобиля.

Оплатить договор обязательного страхования гражданской ответственности можно картой банка - партнера страховой компании. После поддержания оплаты информация о застрахованном и выданном полисе заносится в единую базу, а сам документ высылается на подтвержденный электронный адрес застрахованного.


Плюсы и минусы удаленного ОСАГО

Основным преимуществом договора автострахования по задумке создателей является удобство и простота оформления. В любом месте с гаджета, подключенного к интернету, должна быть доступна услуга страхования. Оформить полис ОСАГО через интернет должно стать особенно удобно жителям отдаленных регионов, не имеющим доступа к офисам страховых компаний. Хорошей новостью стала невозможность навязывания дополнительных условий страхования. Да и удобство хранения (как в электронном, так и в бумажном виде) тоже радует пользователей.

Не повезло, если так можно выразиться, владельцам новых авто. Электронная регистрация полиса автострахования для них недоступна. Причиной тому - внесение государственных регистрационных знаков в единую базу.

Специалисты считают минусом большое количество ошибок при внесении данных на сайтах страховых компаний. А любая описка делает полис недействительным. Да и не каждый сотрудник дорожной инспекции имеет необходимое оборудование для проверки подлинности электронного полиса.

Существующие недоработки

Чаще всего сегодня недоразумения возникают в случае ДТП. В этой ситуации проверить подлинность страхования достаточно трудно, поэтому даже незначительное происшествие требует вызова инспекторов дорожно-постовой службы.

Сами СК подмечают, что до сих пор не сформирована единая система проверки данных, вносимых пользователями самостоятельно. То есть мошенникам тоже доступ в базу открыт. ФЗ об ОСАГО и постановление правительства обещают в ближайшее время доработать. Будет введён единый алгоритм проверки вводимой пользователями информации и сформирована единая база данных. Страховые компании обяжут разработать систему обмена данными. Она будет необходима в случае перехода автовладельца из одной компании в другую.


После устранения недочетов все оформляемые полисы будут вноситься в единую систему учета, появятся и инструменты, позволяющие проверять подлинность страховки.

Какие страховые компании оформляют ОСАГО

Так как автострахование в нашей стране обязательно, то любая компания, имеющая лицензию на страховую детальность, оформляет полисы ОСАГО. Значимость компании легко оценить по рейтингу и отзывам на официальных сайтах компаний. Вот некоторые из них, заслуженно пользующиеся доверием владельцев ТС:

1. «Росгосстрах». Компания с государственной поддержкой, а это означает повышенную надежность. Доля СК на рынке самая высокая - почти 36 %.

3. «ВСК». На рынке страховых услуг уже более 20 лет. Клиентская база - свыше 5 млн человек. Это говорит о многом.

4. «Согласие». В ней страховка ОСАГО (отзывы автовладельцев подтверждают это) оформляется быстро и выплаты не задерживаются.

5. «Ренессанс». Компания на рынке сравнительно недавно, любима автовладельцами за низкие цены.

Расчет стоимости ОСАГО можно провести самостоятельно на любом специализированном сайте (онлайн-калькулятор ОСАГО) или официальных порталах страховых компаний. Для страховщиков действует тарифный коридор, установленный Центробанком. Стартовая цена полиса может быть в пределах от 3432 до 4118 рублей.

Важные нюансы

В случае ограниченной страховки владелец авто обязан сообщить страховой компании о доверии управлении ТС лицу, не внесенному в договор. При этом нужно иметь в виду, что заменять страхователя или автомобиль не допускается. Любые изменения требуют заключения нового соглашения.

Практически всегда вносимые изменения ведут к переоценке риска. Поэтому страховщик вправе запросить внести дополнительный взнос.

Продление договора заключается в подписании нового соглашения сроком действия один год.

Действие страхового полиса прекращается в случае смерти собственника авто, утраты ТС или ликвидации страховщика или страхователя как юридического лица.

В некоторых случаях часть страховой выплаты может быть возмещена. Если страховщик отказывается ее вернуть, ему грозит неустойка.

Страховщик имеет право досрочно прекратить действие договора, если он обнаружил данные, существенно снижающие стоимость риска. Страхователь тоже может разорвать соглашение, если у страховой компании отозвали лицензию или сменился собственник авто.

Обязательное страхование ответственности само по себе является довольно молодым и применяется во всем мире не более 100 лет. Основной особенностью таких полисов является то, что выплаты по ним может получить лишь пострадавшая сторона. В России существует несколько видов такого страхования, поговорим о них более подробно.

Автогражданка

Самая популярная и, можно сказать, «знаменитая» из всех — это ОСАГО, которая предусматривает страхование автогражданской ответственности в обязательном порядке. Владельцем такого полиса является каждый, кто имеет автомобиль. Отказаться от нее нельзя, да, собственно, и не нужно, приобретая полис «автогражданки», владелец избавляет себя от больших проблем. Как бы аккуратно вы ни привыкли ездить, от чрезвычайных ситуаций никто не застрахован.

Правила обязательного страхования гражданской ответственности обеспечивают защиту не самому транспортному средству, а именно вашим водительским навыкам. Если в результате ваших действий произойдет ДТП, то вы будете оплачивать ремонт только своего автомобиля.

Правила ОСАГО

Правила страхования ОСАГО предусматривают три варианта развития событий:

  1. Виновником аварии являетесь именно вы. В таком случае вы сообщаете потерпевшему номер полиса «автогражданки», он обращается в ту страховую компанию, где вы приобрели ОСАГО. Дальнейшее происходит без вашего участия — страховщики самостоятельно проведут оценку ущерба и оплатят ремонт пострадавшего транспорта.
  2. Виновником ДТП являетесь не вы. Тут все происходит с точностью до наоборот. Страховая организация, заключившая договор с виновником происшествия, оценит степень ущерба, нанесенного вашему авто, и выплатит компенсацию.

В обоих случаях нужно знать, что:

  • сумма причиненного вреда исчисляется с учетом износа транспортного средства — чем старше авто, тем меньше компенсация; на процент износа влияет возраст и величина пробега машины;
  • максимальная выплата, возможная по ОСАГО. равна 120 тыс. рублей; если ремонт вашего автомобиля обошелся дороже — придется обращаться в суд.


Также в судебном порядке придется разбираться и в случае наступления третьего варианта, когда в аварии виноваты оба. При этом определяется степень вины каждого из участников и уровень ответственности их друг перед другом.

Документы и стоимость

Договор на страхование ответственности по ОСАГО заключить очень просто. Для этого нужно обратиться в любую страховую организацию и предоставить такие документы:

  • гражданский паспорт собственника и страхователя (если это не одно и то же лицо);
  • права (водительское удостоверение);
  • технический паспорт транспортного средства;
  • диагностическую карту авто;
  • доверенность (если собственник машины не вы).

Стоимость полиса в этом случае не будет зависеть от того, в какую именно страховую вы обратитесь — она везде одинакова. Тарифы на ОСАГО разработаны государством и зависят от таких факторов:

  • срок оформления полиса;
  • тип транспортного средства;
  • стаж водителя;
  • место оформления (для разных регионов приняты свои тарифные ставки).


Таким образом, можно сказать, что ОСАГО страхует и не машину, и не человека, такой полис гарантирует сохранность ваших денег, так как в любом случае платить будет страховая.

Страхование ответственности перевозчика

Еще одним довольно молодым, но уже очень популярным способом сохранения собственных денег является страхование ответственности перевозчика. Суть этого вида услуги заключается в том, что ответственность за возмещение стоимости груза в случае его повреждения или уничтожения фактически берет на себя страховая компания. Денежную компенсацию можно получить в случае столкновения, падения, аварии транспортного средства, а также вследствие пожара, наводнения, взрыва, ограбления и по любой другой причине, предусмотренной договором.

Что входит в стоимость полиса


Определить в рамках этой статьи четкую стоимость полиса на страхование ответственности перевозчика просто не представляется возможным, так как на нее влияют такие факторы:

  • направления и маршруты перевозок;
  • количество транспортных средств;
  • условия транспортировки;
  • объем грузоперевозок;
  • вид и стоимость товара;
  • статистика убытков в данном регионе;
  • другие факторы;

Альтернативой такому виду обеспечения является страхование самого груза. С одной стороны, она очень выгодна, так как выгодоприобретатель получит компенсацию независимо от причины утраты или повреждения груза, но с другой — взносы могут быть весьма ощутимыми.

Страхование ответственности экспедитора

Довольно часто фирмы, транспортирующие свои товары по всему миру, пользуются услугами наемного перевозчика, а сами участвуют в процессе в качестве экспедиторов. По закону основная ответственность за груз ложится именно на сопровождающее лицо (экспедитора). Как раз в этом случае и необходимо страхование ответственности — при возникновении страхового случая экспедитор получит сумму покрытия, которое будет выплачено отправителю/получателю груза. И хотя «цепочка претензий» в этом случае становится длиннее (хозяин груза — экспедитор — перевозчик — страховая компания), для экспедитора это единственная возможность возместить убытки.

ОСГОП при пассажирских перевозках


А теперь поговорим о транспортных компаниях, для которых введено обязательное страхование ответственности. Закон предусматривает, что организации, занимающиеся транспортными перевозками, в обязательном порядке несут ответственность за своих пассажиров. Полис ОСГОП, безусловно, действует для:

  • железнодорожного транспорта как пригородного следования, так дальнего и международного назначения;
  • морского пассажирского транспорта всех видов;
  • воздушного транспорта (вертолеты, международные и внутренние авиалинии);
  • водного транспорта;
  • городского электротранспорта;
  • наземного транспорта (автобусные перевозки всех видов);
  • легкого метро;
  • монорельсового транспорта.

Исключением являются лишь легковые автомобили-такси и метрополитен.

От чего страхуют по ОСГОП

Страхование ответственности перед пассажирами предполагает выплаты в таких случаях:

  • причинение вреда здоровью/жизни пассажиров;
  • повреждение/утрата/уничтожение багажа;
  • причинение любого ущерба третьим лицам, не являющимся пассажирами;
  • задержка в прибытии пассажиров на место следования по вине перевозчика;
  • другие риски, связанные с застрахованным транспортным средством.

Застройщик защищен


Самое последнее и не менее серьезное новшество на рынке страховых услуг — страхование ответственности застройщика. Наличие такого полиса у компании, ведущей строительство, гарантирует дольщикам возмещение собственных средств в случае неполучения ими жилья в результате остановки строительства. Такие правила страхования строительных проектов с долевым участием предусмотрены новой редакцией ФЗ №214, вступившей в силу с января 2014 года. Обеспечение может быть выражено двумя основными формами:

Обеспечение страхования собственной ответственности застройщики могут также осуществлять двумя путями:

  1. Обратиться в любую страховую организацию, занимающуюся данным видом деятельности.
  2. Оформить членство в «ОВС Застройщиков» — общество взаимной поддержки, имеющее специальную лицензию на осуществление страхования и созданное исключительно в этих целях.

СТРАХОВАЯ ПРЕМИЯ И ПОРЯДОК ЕЕ УПЛАТЫ

10. Страховая сумма, в пределах которой страховщик при наступлении каждого стра-

хового случая (независимо от их числа в течение срока действия договора обя-

зательного страхования) обязуется возместить потерпевшим причиненный вред,

составляет:

В части возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью каждого по-

терпевшего, – не более 160 тыс. рублей;

В части возмещения вреда, причиненного имуществу нескольких потерпев-

ших, – не более 160 тыс. рублей;

В части возмещения вреда, причиненного имуществу одного потерпевшего, –

не более 120 тыс. рублей.

Страховая премия определяется в соответствии со страховыми тарифами, уста-

новленными Правительством Российской Федерации.

Изменение Правительством Российской Федерации страховых тарифов в тече-

ние срока действия договора обязательного страхования не влечет за собой из-

менения страховой премии, оплаченной страхователем по действовавшим на

момент уплаты страховым тарифам.

11. Расчет страховой премии по договору обязательного страхования осуществляет-

ся страховщиком исходя из сведений, сообщенных страхователем в письменном

заявлении о заключении договора обязательного страхования, с учетом инфор-

тельного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных

средств, созданной в соответствии со статьей 30 Федерального закона «Об обя-

зательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных

При изменении условий договора обязательного страхования в течение срока

его действия, а также в иных предусмотренных настоящими Правилами случаях

страховая премия может быть скорректирована после начала действия догово-

ра обязательного страхования в сторону ее уменьшения или увеличения в зави-

симости от изменившихся сведений, сообщенных страхователем страховщику.

Страхователь вправе потребовать от страховщика письменный расчет страховой

премии, подлежащей уплате. Страховщик обязан представить такой расчет в те-

чение 3 рабочих дней со дня получения соответствующего письменного заявле-

ния от страхователя.

12. Страховая премия по договору обязательного страхования уплачивается страхо-

вателем страховщику наличными деньгами или по безналичному расчету при за-

ключении договора обязательного страхования.

Датой уплаты страховой премии считается или день уплаты страховой премии

наличными деньгами страховщику, или день перечисления страховой премии на

расчетный счет страховщика.

IV. Срок действия, порядок заключения и изменения договора

ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ

13. Договор обязательного страхования заключается на 1 год, за исключением слу-

чаев, предусмотренных настоящим пунктом. Договор обязательного страхова-

ния заключается в отношении владельца транспортного средства, лиц, указанных

им в договоре обязательного страхования, или в отношении неограниченного

числа лиц, допущенных владельцем к управлению транспортным средством в со-

ответствии с договором обязательного страхования, а также иных лиц, использу-

ющих транспортное средство на законном основании.

Владельцы транспортных средств, зарегистрированных в иностранных государ-

ствах и временно используемых на территории Российской Федерации, заключа-

ют договор обязательного страхования на весь срок временного использования

таких транспортных средств, но не менее чем на 5 дней.

При приобретении транспортного средства (покупке, наследовании, принятии в

дар и т. д.) его владелец вправе заключить договор обязательного страхования

на срок следования к месту регистрации транспортного средства.

При регистрации транспортного средства его владелец должен предъявить сотруд-

нику регистрирующего органа страховой полис обязательного страхования, под-

тверждающий заключение договора обязательного страхования сроком на 1 год.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Договор обязательного страхования ответственности владельцев транспортных средств: общая характеристика обязанности застраховать ответственность, объект страхования, страховая сумма, действия страхователя и потерпевшего при наступлении страхового случая, право страховщика на предъявления регрессного требования к страхователю

Институт обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств появился в Российской Федерации 1 июля 2003 г., когда вступил в силу одноименный Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств: ФЗ от 25.04.2002 № 40-ФЗ (ред. от 07.05.2013) // СЗ., 2002. № 18. Ст. 1720; Российская газета. № 80. 07.05.2002. (далее - Закон об ОСАГО). С этого момента в Российской Федерации стало обязательным заключение договоров об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее - договоров об обязательном страховании) при возникновении права владения транспортным средством.

Основной целью введения обязательного страхования является защита прав потерпевших на возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортных средств иными лицами. Обязательное страхование основано на следующих принципах, предусмотренных ст. 3 Закона об ОСАГО:

а) гарантированности возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потерпевших, в установленных законодательством пределах. Размеры возмещения ограничиваются страховой суммой, установленной ст. 7 Закона об ОСАГО;

б) всеобщности и обязательности страхования гражданской ответственности для владельцев транспортных средств;

в) недопустимости использования на территории Российской Федерации транспортных средств, владельцы которых не исполнили обязанность по обязательному страхованию;

г) экономической заинтересованности владельцев транспортных средств в повышении безопасности дорожного движения.

Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств является разновидностью страхования ответственности за причинение вреда - подвида имущественного страхования и относится к категории обязательного страхования.

Как установлено п. 2 ст. 927 ГК РФ, в случаях, когда законом на указанных в нем лиц возлагается обязанность страховать в качестве страхователей жизнь, здоровье или имущество других лиц либо свою гражданскую ответственность перед другими лицами за свой счет или за счет заинтересованных лиц (обязательное страхование), страхование осуществляется путем заключения договоров в соответствии с правилами гл. 48 ГК РФ.

До момента вступления Закона об ОСАГО в силу данный вид страхования являлся не обязательным, а добровольным. Однако возможность применения института добровольного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства остается и сегодня. В частности, владелец транспортного средства может дополнительно в добровольном порядке достраховать свою гражданскую ответственность на случай недостаточности страховой выплаты по обязательному страхованию для полного возмещения вреда до любой страховой суммы в части, превышающей страховую сумму по обязательному страхованию. На это прямо указывает п. 5 ст. 4 Закона об ОСАГО. На российском страховом рынке подобные страховые продукты становятся все более распространенными.

Принципы построения российского института обязательного страхования соответствуют европейской модели аналогичных институтов обязательного страхования и отличаются от англо-американской модели. В частности, в европейской модели обязательное страхование осуществляется в отношении каждого из транспортных средств, имеющихся у страхователя. Напротив, в англо-американской модели обязательного страхования страхователь страхует свою ответственность лишь один раз, независимо от числа имеющихся у страхователя транспортных средств.

Обязательное страхование гражданской ответственности распространяется только на наземный транспорт, предназначенный для передвижения по автодорогам, и не распространяется на иные виды транспорта - морской, водный, железнодорожный, воздушный, космический.

Введение института обязательного страхования в Российской Федерации проходило постепенно, и законодатель посчитал недостаточным наличие установленных в гражданском законодательстве общих последствий нарушения правил об обязательном страховании. В ст. 937 ГК РФ предусмотрено три специальных последствия Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй: в 3 т. / Н.В. Бандурина, А.И. Бибиков, Е.В. Вавилин и др.; под ред. П.В. Крашенинникова. М.: Статут, 2011. Т. 3. С. 128.:

во-первых, лицо, в пользу которого по закону должно быть осуществлено обязательное страхование, вправе, если ему известно, что страхование не осуществлено, потребовать в судебном порядке его осуществления лицом, на которое возложена обязанность страхования;

во-вторых, лицо, на которое возложена обязанность страхования, не осуществило его или заключило договор страхования на условиях, ухудшающих положение выгодоприобретателя по сравнению с условиями, определенными законом, при наступлении страхового случая несет ответственность перед выгодоприобретателем на тех же условиях, на каких должно было быть выплачено страховое возмещение при надлежащем страховании;

в-третьих, суммы, неосновательно сбереженные лицом, на которое возложена обязанность страхования, благодаря тому, что оно не выполнило эту обязанность либо выполнило ее ненадлежащим образом, взыскиваются по иску органов государственного страхового надзора в доход Российской Федерации с начислением на эти суммы процентов за пользование чужими денежными средствами в порядке, предусмотренном ст. 395 ГК РФ.

В практике осуществления обязательного страхования гражданской ответственности практически не было ни одного случая применения указанных специальных правовых последствий несоблюдения требований об обязательном страховании. Да и в этом отсутствует необходимость по следующим причинам Грудцына Л.Ю., Спектор А.А. Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (постатейный). М.: ЮРКОМПАНИ, 2009. С. 65.:

Неизвестность до момента наступления страхового случая конкретного выгодоприобретателя в отношениях по обязательному страхованию гражданской ответственности. Им является любой потерпевший, которому будет причинен вред и который появится после факта причинения вреда и наступления в связи с этим гражданской ответственности застрахованного лица;

Урегулированность правовой ситуации, зафиксированной во втором правовом последствии в правовом регулировании обязательного страхования в ст. 14 и 18 Закона об ОСАГО, - когда страховая выплата потерпевшему осуществляется даже в случае невключения лица, ответственного за причиненный ущерб, в страховой полис, либо вообще при отсутствии договора ОСАГО и причинения вреда жизни или здоровью потерпевшего. Другое дело, что после осуществления страховой или компенсационной выплат у страховщика или профессионального объединения страховщиков возникнет право регрессного требования к лицу, ответственному за причинение вреда;

Отсутствие сведений у органа страхового надзора о фактах незаключения страхователями договоров обязательного страхования. В отличие от этого, для обеспечения исполнения установленной законодательством обязанности по обязательному страхованию в административном законодательстве появились специальные нормы о последствиях его неисполнения.

Страховые тарифы - это ценовые ставки, установленные в соответствии Законом об ОСАГО, применяемые страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования и состоящие из базовых ставок и коэффициентов. Закон определил, что предельные уровни страховых тарифов должны быть экономически обоснованными.

Правительство РФ вправе периодически пересматривать размер тарифов, но при этом оно должно руководствоваться следующими принципами Сокол П.В. Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств: научно-практическое пособие. М.: Деловой двор, 2013. С. 94.:

1) доля страховой премии, применяемая при расчете страховых тарифов и непосредственно предназначенная для осуществления страховых и компенсационных выплат потерпевшим, не должна составлять менее 80% от страховой премии;

2) срок действия установленных страховых тарифов не может быть менее чем шесть месяцев. Изменение страховых тарифов не влечет за собой изменение страховой премии по договору обязательного страхования в течение срока его действия, оплаченной страхователем по действовавшим на момент уплаты страховым тарифам;

3) полные или частичные компенсации отдельным категориям страхователей уплаченных ими страховых премий за счет повышения страховых премий для других категорий страхователей не допускаются.

Страховые тарифы по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Согласно правилам п. 1 ст. 9 Закона об ОСАГО страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов. Страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов.

Оформление документов о дорожно-транспортном происшествии отныне может осуществляться не только уполномоченными на то сотрудниками полиции, но и без них - в строго определенных случаях, при наличии одновременно следующих трех обстоятельств Спасибов М.Г. К вопросу об ответственности при наступлении страхового случая в договоре ОСАГО // Транспортное право. 2010. N 4. С. 4 - 5.:

В результате дорожно-транспортного происшествия вред причинен только имуществу;

Дорожно-транспортное происшествие произошло с участием двух транспортных средств, гражданская ответственность владельцев которых застрахована в соответствии с комментируемым Федеральным законом;

Обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением имущества в результате дорожно-транспортного происшествия, характер и перечень видимых повреждений транспортных средств не вызывают разногласий участников дорожно-транспортного происшествия и зафиксированы в извещениях о дорожно-транспортном происшествии, бланки которых заполнены водителями причастных к дорожно-транспортному происшествию транспортных средств в соответствии с правилами обязательного страхования.

В данном случае, когда по закону сотрудники полиции могут не привлекаться для оформления ДТП, заполненные бланки извещений о ДТП вместе с заявлением потерпевшего о страховой выплате направляются страховщику для определения размера убытков, подлежащих возмещению.

Страховщик имеет право назначить проведение независимой экспертизы причастных к дорожно-транспортному происшествию транспортных средств в случае обнаружения противоречий, касающихся характера и перечня видимых повреждений транспортных средств и (или) обстоятельств причинения вреда в связи с повреждением имущества в результате дорожно-транспортного происшествия, зафиксированных в представленных извещениях о дорожно-транспортном происшествии. Причем оформление документов о ДТП без участия сотрудников полиции возможно при условии, что размер страховой выплаты, причитающейся потерпевшему в счет возмещения вреда, причиненного его имуществу, не может превышать 25 тысяч рублей. Страховщик имеет право предъявить регрессное требование к причинившему вред лицу в размере произведенной страховщиком страховой выплаты, если:

Вследствие умысла указанного лица был причинен вред жизни или здоровью потерпевшего;

Вред был причинен указанным лицом при управлении транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного);

Указанное лицо не имело права на управление транспортным средством, при использовании которого им был причинен вред;

Указанное лицо скрылось с места дорожно-транспортного происшествия;

Указанное лицо не включено в договор обязательного страхования в качестве лица, допущенного к управлению транспортным средством (при заключении договора обязательного страхования с условием использования транспортного средства только указанными в договоре обязательного страхования водителями);

Страховой случай наступил при использовании указанным лицом транспортного средства в период, не предусмотренный договором обязательного страхования;

На момент наступления страхового случая истек срок действия диагностической карты, содержащей сведения о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств, легкового такси, автобуса или грузового автомобиля, предназначенного и оборудованного для перевозок людей, с числом мест для сидения более чем восемь (кроме места для водителя), специализированного транспортного средства, предназначенного и оборудованного для перевозок опасных грузов.

Главным субъектом авторского права является автор произведения. Основным субъектом авторских прав является автор произведения науки, литературы или искусства, т.е. гражданин, творческим трудом которого это произведение создано. Автором считается лицо, указанное в качестве автора на оригинале (например, на рукописи) или на экземпляре произведения (на книге, фонограмме и т.п.), если не доказано иное. Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части четвертой / Н.Г. Валеева, К.В. Всеволожский, Б.М. Гонгало и др.; под ред. П.В. Крашенинникова. М.: Статут, 2011. С. 241.

Автору принадлежат право авторства и другие неотчуждаемые и непередаваемые личные неимущественные права. К автору произведения науки, литературы и искусства в полной мере применимо положение о том, что исключительное право на результат интеллектуальной деятельности, созданный творческим трудом, первоначально возникает у автора. К другим лицам исключительное право может перейти только по договору или по иным основаниям, установленным законом.

Произведение может быть создано совместным творческим трудом двух и более граждан, т.е. в соавторстве. В соответствии с п. 1 ст. 1258 ГК граждане, создавшие произведение совместным творческим трудом, признаются соавторами независимо от того, образует ли такое произведение нераздельное целое (нераздельное соавторство) или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение (раздельное соавторство). Примерами нераздельного соавторства могут служить произведения, написанные И. Ильфом и Е. Петровым, братьями А. и Б. Стругацкими, книжные иллюстрации художников Г.А.В. Траугот и др. Примером раздельного соавторства может быть учебник в котором конкретные разделы написаны разными авторами.

Права на произведение, созданное в соавторстве, принадлежат соавторам совместно. Это означает, что, если иное не предусмотрено соглашением соавторов, такое произведение используется ими совместно. Если произведение образует неразрывное целое, то ни один из соавторов не вправе без достаточных оснований запретить его использование. Напротив, в случаях, когда использование части произведения, имеющей самостоятельное значение, возможно независимо от других его частей при условии, что иное не предусмотрено соглашением между соавторами, эта часть произведения может быть использована ее автором по своему усмотрению.

Соавторами осуществляется совместно также распоряжение исключительным правом на произведение, созданное в соавторстве. Вопрос об отчуждении исключительного права на произведение либо о заключении лицензионного договора о предоставлении права использования произведения, созданного в соавторстве, должен решаться всеми его авторами сообща, на основе единогласия. В случае недостижения согласия между ними спор передается на рассмотрение суда.

Доходы от совместного использования произведения, созданного в соавторстве, должны распределяться между соавторами поровну, если иное не предусмотрено соглашением между ними. В таком соглашении соавторы могут не только договориться о размере вознаграждения и порядке его распределения, но и предусмотреть иной порядок осуществления принадлежащего им исключительного права на произведение, например поручить его осуществление кому-либо из авторов или третьему лицу.

Новым является положение п. 4 ст. 1258 ГК, предусматривающее, что каждый из соавторов вправе самостоятельно принимать меры по защите своих прав, в том числе в случае, когда созданное соавторами произведение образует неразрывное целое. Введение этой нормы позволяет упростить защиту нарушенных прав соавторов, так как необходимость подачи искового заявления в суд и осуществления иных действий подобного рода от имени всех соавторов произведения на практике часто связана со многими сложностями.

Произведения науки, литературы и искусства признаются объектами авторских прав независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения. Близнец И.А., Леонтьев К.Б. Авторское право и смежные права: учебник / под ред. И.А. Близнеца. М.: Проспект, 2011. С. 213. В отличие от п. 1 ст. 6 Закона об авторском праве в ст. 1259 ГК отсутствует указание на то, что произведение должно являться результатом творческой деятельности, поскольку критерии "творчества" не могут быть точно определены. Презюмируется, что любое произведение имеет творческий характер (в противном случае оно не является произведением). Эта позиция находит отражение и в определении автора как гражданина, создающего произведение своим творческим трудом. Кроме того, в силу прямого указания закона объектами авторских прав не являются сообщения, имеющие исключительно информационный характер.

Авторские права распространяются как на обнародованные, так и на необнародованные произведения. Важно лишь, чтобы произведение было выражено в какой-либо объективной форме - например, в письменной, устной форме, в форме изображения, звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме.

Объектами авторских прав являются: литературные произведения; драматические, музыкально-драматические и сценарные произведения; хореографические произведения и пантомимы; музыкальные произведения с текстом или без текста; аудиовизуальные произведения (например, кинофильмы); произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна и другие произведения изобразительного искусства; произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства; произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства; фотографические произведения; географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам, а также иные произведения. См. там же.

Программы для ЭВМ, хотя они и обладают рядом отличий от других произведений, также признаются объектами авторских прав. Им предоставляется охрана "как литературным произведениям".

Приведенный перечень объектов авторского права носит примерный характер, поэтому результаты интеллектуальной деятельности, в нем не названные, но отвечающие общим критериям охраноспособности, предусмотренным в ст. 1259 ГК, также подлежат авторско-правовой охране.

К объектам авторских прав относятся производные произведения, представляющие собой творческую переработку другого ранее созданного произведения, а также составные произведения при условии, что они представляют собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда.

Авторско-правовая охрана распространяется не только на произведение в целом, но и на отдельные его части, включая название и персонаж произведения, при условии, что по своему характеру такие части могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора и выражены в какой-либо объективной форме.

Персонаж произведения как объект авторско-правовой охраны назван в ГК впервые. К нему следует подходить так же, как и к другим подлежащим охране частям произведения. Авторское право по своей сути направлено на охрану формы, а не содержания произведения. Поэтому и под персонажем в ГК понимается элемент формы произведения: словесное описание героя в литературном произведении, изображение артиста в роли или мультипликационного персонажа в аудиовизуальном произведении и т.д.

Авторские права возникают в силу самого факта создания произведения. Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрации произведения или соблюдения каких-либо других формальностей.

Правообладатель для оповещения о принадлежащем ему исключительном праве на произведение вправе использовать специальный знак охраны авторского права, который помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из трех элементов: латинской буквы "C" в окружности, имени или наименования правообладателя и года первого опубликования произведения. Применение знака охраны не является обязательным. В основном он предназначен для предупреждения возможных нарушений со стороны третьих лиц и облегчения процесса доказывания принадлежности исключительного права определенному лицу (или лицам) в случае судебного спора. С той же целью по желанию правообладателя в соответствии с правилами ст. 1262 ГК может осуществляться государственная регистрация программ для ЭВМ и баз данных Близнец И.А., Леонтьев К.Б. Авторское право и смежные права: учебник / под ред. И.А. Близнеца. М.: Проспект, 2011. С. 215..

Авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования. Подобные результаты интеллектуальной деятельности не охраняются авторским правом, поскольку оно направлено на охрану формы, в которой произведение выражено вовне, а творческий характер перечисленных выше результатов и их ценность заключаются в их внутреннем содержании и не зависят от внешней формы. Некоторые из них могут получить охрану как объекты других интеллектуальных прав.

Пункт 6 статьи 1259 ГК содержит перечень результатов интеллектуальной деятельности, которые, хотя и выражаются вовне в оригинальной объективной форме, все же по разным причинам не признаются объектами авторских прав.

Впервые статья 1264 ГК устанавливает пределы правовой охраны проектов официальных документов, символов и знаков. Как правило, такие документы, символы и знаки имеют авторов и до получения соответствующего статуса ничем не отличаются от обычных произведений. Право авторства на проект официального документа (в том числе официального перевода такого документа), а также на проект официального символа или знака принадлежит его разработчику, т.е. лицу, создавшему такой проект. Разработчик вправе обнародовать свой проект, если это не запрещено заказчиком - государственным органом, органом местного самоуправления или международной организацией. При опубликовании проекта разработчик вправе указать свое имя.

Получив в установленном порядке официальный статус, такое произведение меняет свой правовой режим. Автор произведения, признанного официальным документом, государственным символом или знаком, утрачивает не только исключительное право, но и личные неимущественные права на такое произведение.

Однако в общественных интересах авторские права разработчика ограничиваются законом еще на стадии разработки соответствующего проекта. В частности, предусмотрено, что проект официального документа, символа или знака может быть использован государственным органом, органом местного самоуправления или международной организацией для подготовки соответствующего официального документа, разработки символа или знака без согласия разработчика при условии, что этот проект либо обнародован разработчиком для использования этими органами или организацией, либо направлен им в соответствующий орган или организацию. Установлено также, что в проект в процессе подготовки официального документа, разработки символа или знака по усмотрению соответствующего органа или организации могут вноситься дополнения и изменения, на которые не требуется получение согласия разработчика. После официального принятия проекта к рассмотрению государственным органом, органом местного самоуправления или международной организацией проект может быть использован без указания имени разработчика.

Следует иметь в виду, что на отношения, связанные с созданием проектов официальных документов, символов и знаков, соответственно распространяются правила ГК о договорах авторского заказа, о служебных произведениях и о произведениях, созданных по государственному или муниципальному контракту. При этом права иных, чем автор, обладателей исключительного права на проект также подлежат соответствующим ограничениям.

Несколько статей главы 70 ГК содержат более подробные по сравнению со ст. 1259 ГК характеристики некоторых объектов авторского права, обладающих ярко выраженной спецификой.

В частности, статья 1260 посвящена упомянутым в п. 2 ст. 1259 ГК производным и составным произведениям. Обе эти группы произведений носят вторичный характер, так как создаются на основе других произведений. Эта черта сближает их и делает сходным их правовой режим.

Авторские права на производное или составное произведение (например, на перевод или на сборник статей) не препятствуют другим лицам переводить или иным образом перерабатывать то же оригинальное произведение, а также создавать новые составные произведения путем иного подбора или расположения тех же самых материалов. Автор произведения, помещенного в сборнике или другом составном произведении, вправе использовать свое произведение независимо от составного произведения, если иное не предусмотрено его договором с создателем составного произведения Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части четвертой / Н.Г. Валеева, К.В. Всеволожский, Б.М. Гонгало и др.; под ред. П.В. Крашенинникова. М.: Статут, 2011. С. 269..

Претерпела определенные изменения норма о правах издателей энциклопедий, энциклопедических словарей, периодических и продолжающихся сборников научных трудов, газет, журналов и других периодических изданий. Если в п. 2 ст. 11 Закона об авторском праве было закреплено, что такому издателю принадлежат исключительные права на использование соответствующих изданий, то в п. 7 ст. 1260 ГК предусмотрено, что ему принадлежит лишь право использования таких изданий.

В связи с включением в главу 69 ГК статьи 1240 о сложном объекте подверглись заметным изменениям нормы об аудиовизуальных произведениях. Аудиовизуальным произведением является произведение, состоящее из зафиксированной серии связанных между собой изображений (с сопровождением или без сопровождения звуком) и предназначенное для зрительного и слухового (при сопровождении звуком) восприятия с помощью соответствующих технических устройств. К аудиовизуальным относятся кинематографические произведения и все произведения, выраженные аналогичными средствами (теле- и видеофильмы и т.п.), независимо от способа их первоначальной или последующей фиксации.

Генеральный подрядчик обратился в арбитражный суд с иском о взыскании с заказчика установленных договором строительного подряда пеней за просрочку передачи технической документации для производства работ.

Возражая против заявленного иска, ответчик сослался на то, что, поскольку в договоре подряда отсутствует условие о сроке выполнения работ, он считается незаключенным.

КАКОЕ РЕШЕНИЕ ДОЛЖЕН ПРИНЯТЬ АРБИТРАЖНЫЙ СУД?

Для договора подряда существенным условием является установление сроков выполнения работ. Так, при отсутствии в нем срока договор не считается заключенным (ст. 432 ГК РФ). В договоре подряда обязательно нужно указать как срок начала выполнения работы, так и срок ее окончания.

Сроки могут быть определены и иным путем (например, указанием на периоды, когда работа должна быть начата и окончена, скажем, «не позднее I квартала 2008 г.»). Главное, чтобы и начало, и окончание работы были определены.

Кроме того, стороны вправе указать промежуточные сроки.

Следовательно Арбитражный суд должен отказать в иске.

Список использованной литературы

1 Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств: ФЗ от 25.04.2002 № 40-ФЗ (ред. от 07.05.2013)// СЗ., 2002. № 18. Ст. 1720; Российская газета. № 80. 07.05.2002

3 Грудцына Л.Ю., Спектор А.А. Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (постатейный). М.: ЮРКОМПАНИ, 2009. 256 с.

4 Кузнецова О.В. ОСАГО. М.: Юрайт, 2008. 187 с.

5 Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй: в 3 т. / Н.В. Бандурина, А.И. Бибиков, Е.В. Вавилин и др.; под ред. П.В. Крашенинникова. М.: Статут, 2011. Т. 3. 574 с.

6 Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части четвертой / Н.Г. Валеева, К.В. Всеволожский, Б.М. Гонгало и др.; под ред. П.В. Крашенинникова. М.: Статут, 2011. 926 с.

7 Сокол П.В. Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств: научно-практическое пособие. М.: Деловой двор, 2013. 168 с.

8 Спасибов М.Г. К вопросу об ответственности при наступлении страхового случая в договоре ОСАГО // Транспортное право. 2010. N 4. С. 4 - 5.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Понятие обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Порядок осуществления обязательного страхования автогражданской ответственности РФ. Действия страхователей и потерпевших при наступлении страхового случая.

    контрольная работа , добавлен 23.08.2010

    Особенности обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Порядок осуществления обязательного страхования. Действия страхователей и потерпевших при наступлении страхового случая. Ставки и страховые премии.

    презентация , добавлен 14.04.2015

    История развития обязательного страхования автогражданской ответственности. Договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств как основание возникновения страховых обязательств. Порядок расторжения договора.

    дипломная работа , добавлен 29.11.2010

    Роль страховой деятельности в реализации экономических и социальных общественных интересов. Задачи введения обязательного страхования автогражданской ответственности. Действия при наступлении страхового случая. Перечень документов для оформления ОСАГО.

    курсовая работа , добавлен 03.04.2016

    Обязанность по страхованию гражданской ответственности. Обязательное страхование гражданской ответственности. Объект обязательного страхования. Страховые тарифы. Размер страховой премии. Договор обязательного страхования.

    реферат , добавлен 25.09.2006

    Правовые нормы обязательного страхования гражданской ответственности, его объект, ставки тарифов и порядок расчета страховых премий. Заключение страхового договора и права его участников. Перспективы страхования ответственности автовладельцев в России.

    контрольная работа , добавлен 09.09.2010

    Динамика развития и состояния сегмента обязательного страхования автогражданской ответственности владельцев транспортных средств. Анализ актуальности используемой тарифной системы и коэффициентов расчета страховой премии с учетом текущего состояния.

    курсовая работа , добавлен 16.05.2012

    Понятие страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств как вида правоотношений и его место среди других видов страхования. Порядок и условия обязательного страхования владельцев транспортных средств.

    дипломная работа , добавлен 12.09.2006

    Значение договора страхования транспортных средств для российской экономики. Субъекты договора, особенности перемены лиц. Страховой интерес, риск. Форма, порядок заключения договора страхования. Обязанности сторон до и после наступления страхового случая.

    дипломная работа , добавлен 21.10.2014

    Роль страхования в системе экономических отношений. Порядок и условие проведения обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Страховой случай, лимиты, взносы, договор страхования, права и обязанности сторон.