Основные направления совершенствования организационной культуры предприятия. Мероприятия по совершенствованию организационной культуры. Причины изменения организационной культуры

Разработка комплекса мероприятия по совершенствованию управления организационной культурой в ОАО «Оренбургские авиалинии»

На основе проведенного анализа организационной культуры ОАО «Оренбургские авиалинии», можно предложить ряд рекомендаций по совершенствованию управления организационной культурой в данном предприятии.

В нашем случае нет необходимости проводить изменения глубинного устройства организации, так как уже четко сформирована миссия и стратегия деятельности организации, а у коллектива присутствует единое видение целей организации, также выработана оптимальная организационная структура корпорации - все это помогает эффективно работать по выбранным направлениям. Но все же некоторые вопросы остаются открытыми.

Очевидно, что даже преуспевающие компании с сильной организационной культуры нуждаются в постоянном поддержании и развитии своих культурных ценностей, так как факторы внешней среды, отбор и прием новых сотрудников, исключение сотрудников, выход на новые рынки, изменение статуса и т.п. - все это способствует изменению организационной культуры.

При изменении организационной культуры очень важно соблюдать постепенность и поэтапность нововведений, кроме того, не менее важно, чтобы элементы новой культуры не вступали в явное противоречие с существующей системой ценностей организации. Нужно, чтобы новую культуру принимали и поддерживали все высшие руководители. Только в этом случае совершенствование организационной культуры в дальнейшем будет способствовать процветанию организации

Также важно указать, что при разработке и внедрении комплекса мероприятий, направленных на совершенствование организационной культуры необходимо принять во внимание следующие обстоятельства:

Подобный объем работы может быть качественно проведен только с привлечением консультантов по процессу (нужен «свежий взгляд», эти люди не находятся внутри самой организации и при этом не связаны формальными и неформальными производственными обязательствами перед работниками);

Привлечение только специалистов самой организации для выполнения данной работы в принципе не позволяет надеяться на достижение желаемого конечного результата (это люди системы, они уже работают в заданном режиме, существует определенная субординация и т.п.).

1. Необходимо выработать четкую нормативную базу по организационной культуре (нужно разработать свой кодекс корпоративного управления, правила поведения сотрудников, положения партнерства, а также уже имеющуюся «философию» организации);

2. Необходимо разработать единый корпоративный стиль, который может включать, например, единый логотип, единый стиль одежды, единый корпоративный кодекс управления и т.д.;

3. Необходимо реализовывать программы косвенной материальной заинтересованности (например, выдача жилищных субсидий, медицинское обслуживание, и т.п.), то есть нужно внедрять разработанные формы мотивирования персонала с использованием материальной и нематериальной систем стимулирования;

4. Создание стандарта информирования персонала (какая информация, в каком отделе, с какой периодичностью, по каким каналам и кем должна доводиться до коллектива), что необходимо для большей информированности персонала о планах и действиях руководства, а, следовательно, помогает налаживанию доверительных взаимоотношений между руководством и подчиненными и создает у сотрудников ощущение сопричастности и необходимости в данной работе;

5. Разработка и осуществление комплекса коллективных мероприятий, так называемых, «программ отдыха» (совместные выезды на природу, походы в театр, на экскурсии, совместные банкеты и т.д.) для поддержания «здорового» корпоративного климата в коллективе и налаживания взаимоотношений между сотрудниками, начальством и подчиненными, которые стали бы одной из традиций ОАО «Оренбургские авиалинии».

При детальном изучении корпоративного стандарта можно выявить многие недостатки. Однако, я хотела бы остановиться на такой распространенной ошибке, как издание корпоративной газеты. Единственное правило, которое можно считать универсальным, сводится к тому, что канал связи должен быть насыщен тем, что важно и интересно получателю - кем бы он ни был, а не поставщику информации. Игнорируя это, тысячи компаний закапывают деньги в песок, выпуская никому не интересные журналы и газеты, наполнение плотными текстами о том, как «у нас все хорошо». Первоначально, по стандарту внедрений корпоративной газеты, предполагалась идея вовлечения большинства сотрудников в издание. Однако, все свелось к тому, что один сотрудник департамента корпоративных коммуникаций пишет всю газету, рассказывая о мероприятиях Аэропорта и о сотрудниках. Газеты подолгу лежат на стойках нетронутыми. . В качестве совершенствования корпоративного издательства, мною было предложена идея по улучшению газеты. В частности, газета нуждается в такой информации, как профсоюзная справка. В которой сообщалась бы информация касательно работы профсоюза организации. Ведь новичок, который приходит в Аэропорт, совершенно не ориентируется в «просторах» компании, поэтому такая информация от профсоюзов, как: «когда я буду иметь право бесплатного пролёта», «какие приятные бонусы меня ожидают», «в чем заключаются мои права и обязанности» и т.д. - всегда будет актуальна и полезна. Во время прохождении практика, я обратила внимание на то, что корпоративным издательством занимается один человек. Газету «повесили» на департамент корпоративных коммуникаций и из-за загруженности департамента периодичность газеты постоянно плавает. Первоначально планировалось, что издательство будет ежемесячно, однако, по причине того, что в Аэропорту работает около 3000 человек, описать газету и освещать интересы этой огромной аудитории должен только один человек - негативно сказывается на корпоративном издательстве. Если бы от каждого департамента поступала хотя бы минимальная информация касательно своей структуры, касательно каких-либо новшеств, которые были бы интересны не только каждому сотруднику Международного Аэропорта Владивосток, но и многомиллионным пассажирам, которых обслуживает организация, то уровень корпоративной газеты, а впоследствии и уровень корпоративной культуры, был бы на порядок выше. На мой взгляд, невозможно одному человеку качественно, а главное оперативно создать корпоративную газету на высоком уровне. В связи с этим я как раз и акцентирую внимание на первой проблеме корпоративного издательства.

Что касается внедрения стандартов, то это самый ответственный и трудоемкий этап.

Во время моей аналитической работы над кодексом корпоративных стандартов, я выявила некоторые нестыковки. Внедряя кодекс, руководство планировало уровнять всех своих сотрудников в правах и обязанностях. Идея сама по себе замечательная, потому что вырабатывается некий определенный корпоративный стиль. Однако, сам руководитель не стремится придерживаться собственно выработанного корпоративного стиля. Данное поведение хоть и не обсуждается открыто среди сотрудников, но, как минимум, вызывает недопонимание. Другая проблема, с которой я столкнулась во время моего анализа - это чрезмерно быстрое внедрение корпоративного стандарта. Дело в том, что до того как международный аэропорт был выделен в качестве самостоятельной структуры, о кодексе корпоративного стандарта не было и речи. Единого стиля в одежде придерживались только сотрудники авиакомпании и службы авиационной безопасности. Поэтому, стремительное желание нового руководства организовать в недавно созданной структуре кодекс корпоративных стандартов - вызывает недоумение. Слишком быстро вогнали в рамки сотрудников, необъясняя сути нововведений.

Как наиболее эффективные инструменты повышения заинтересованности сотрудника в результатах своего труда, мною было предложено:

· актуализировать кодекс корпоративной культуры;

· создать системную реализацию программ и процедур, полностью соответствующих планам развития организации;

· запись дисков с обучающим видеоматериалом и организация мастер-классов;

· проведение анкетирования с целью выявления отношения как внутри коллектива, так и со стороны посетителей международного аэропорта.

· организация системы контроля исполнения стандартов;

· обучение менеджеров и руководителей подразделений организации контроля в своих подразделениях;

· проведение ряда мероприятий в рамках изменения корпоративной культуры.

· материальное стимулирование (в бухгалтерских отчетах есть определенная статья, касательно пассивных активов. Резервный фонд).

Конечно, данные рекомендации не являются совершенными и достаточно полными, так как они разработаны всего лишь на основе наблюдений, изучения нормативной документации, опросов некоторых сотрудников, а также социометрическом исследовании. Конечно, они не являются панацеей от всех проблем и бед. Но мы старились уделить внимание всем наиболее важным пробелам в организационной культуре ОАО Оренбургские авиалинии», которые сумели найти и определить. И если руководство обратит на них внимание и предпримет действия к исполнению данных рекомендаций - это будет один из первых шагов на длинном и сложном пути к совершенствованию управления организационной культурой и использовании ее для дальнейшего повышения эффективности деятельности ОАО «Оренбургские авиалинии».

кадровый организационный культура менеджер

© B.C. Квагинидзе, B.C. Смирнов, 2012

В.С. Квагинидзе, В.С. Смирнов

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ КОМПАНИИ КАК ФАКТОР ЕЕ ЭФФЕКТИВНОГО И БЕЗОПАСНОГО РАЗВИТИЯ

Рассмотрены приемы совершенствования организационной структуры. Ключевые слова: организационная структура, субкультура, типы организационных культур, цикл организации.

Рассмотрение организаций как сообществ, имеющих единообразное понимание своих целей, значения и места, ценностей и поведения, вызвало к жизни понятие организационной культуры. Организация формирует собственный облик, в основе которого лежат специфическое качество производимой продукции и оказываемых услуг, правила поведения и нравственные принципы работников, репутация в деловом мире. Это система общепринятых в организации представлений и подходов к постановке дела, к формам отношений и к достижению результатов деятельности, которые отличают данную организацию от всех других.

Организационная культура - это новая область знаний, целью которой является формирование в организации благоприятной внутренней среды для более продуктивного осуществления персоналом своих обязанностей. Она выделилась из системы организационного поведения, которая изучает общие подходы, принципы, законы и закономерности в организации.

Организационная культура требует от организации сформировать ценностные установки личности, а также нормы, правила или стандарты в сфере организационного поведения. Любое поведение должно оцениваться или самооцениваться по современным нормативам и стандартам. Это довольно большая область приложения сил и для теоретиков, и для практиков, так как актуальность изучения и применения таких норм, правил и стандартов несомненна. В результате из организационного поведения была выделена организационная культура как самостоятельное научное направление.

Организационная культура - это совокупность общественно-прогрессивных норм, правил и стандартов, принятая и под-

держиваемая в области организационных отношений. Организационные отношения - это взаимодействие, противодействие или нейтральное отношение элементов организации внутри или вне ее.

Характеристика организационной культуры охватывает:

Индивидуальную автономность - степень ответственности, независимости и возможностей выражения инициативы в организации;

Структуру - взаимодействие органов и лиц, действующих правил, прямого руководства и контроля;

Направление - степень формирования целей и перспектив деятельности организации;

Интеграцию - взаимопроникновение, степень которого определяется рамками интересов участников производственного процесса, а также соответствующими целями организации;

Управленческое обеспечение - степень, относительно которой менеджеры обеспечивают четкие коммуникационные связи, помощь и поддержку своим подчиненным;

Поддержку - уровень помощи, оказываемой руководителями своим подчиненным;

Стимулирование - степень зависимости вознаграждения от результатов труда;

Идентифицированость - степень отождествления работников с организацией в целом;

Управление конфликтами - степень разрешения конфликтов;

Управление рисками - степень, до которой работники поощряются в инновациях и принятии на себя риска.

Таким образом, организационная культура - это система общественно-прогрессивных формальных и неформальных правил и норм деятельности, обычаев и традиций, индивидуальных и групповых интересов, особенностей поведения персонала отдельно взятой организационной структуры, стиля руководства, показателей удовлетворенности работников условиями труда, уровня взаимного сотрудничества и совместимости работников между собой и организацией, перспектив развития. На организационную культуру человека оказывают влияние привычки и склонности, потребности и интересы, политические взгляды, профессиональные интересы, моральные ценности, темперамент. К элементам составляющих организационной культуры относятся следующие качества личности: по-

зитивная реакция на лиц, имеющих власть, желание конкурировать, умение убеждать, стремление играть роль неформального лидера, терпимость к рутинной административной работе.

Организационная культура в организации может формироваться четырьмя путями:

Долговременной практической деятельностью;

Деятельностью руководителя или собственника;

Искусственным формированием организационной культуры специалистами консультационных фирм;

Естественным отбором наилучших норм, правил и стандартов, привнесенных руководителем и коллективом.

Особенности организационной культуры находят отражение в символике, зависящей от приоритета в организационной культуре власти, роли, поступков или личности. Организационная культура может иметь особенности в зависимости от рода деятельности, формы собственности, занимаемого положения на рынке или в обществе организации. Существует предпринимательская или рыночная, иерархическая, адхократиче-ская, клановая организационные культуры.

В зависимости от преобладания элементов того или иного уровня выделяют субъективную и объективную культуру в организации. Первая является основой формирования управленческой культуры или стиля руководства.

Организационная культура не является монолитом, а состоит из преобладающей культуры, субкультур групп и контркультур, усиливающих или ослабляющих культуру организации в целом. Сила культуры зависит от масштабов и разделяемости основных ее атрибутов членами организации, а также от ясности ее приоритетов.

Смысл организационной культуры

Ученые, занимавшиеся проблемами организации, вплоть до 80-90 г.г. XX века не уделяли должного внимания концепции организационной культуры. Но как раз эта область способна привести к установлению важного фактора, оказывающего воздействие на организационные показатели деятельности, и определяющего ориентиры для поиска путей повышения эффективности своих предприятий.

Культура дает наемным работникам ощущение их идентичности, несет в себе неписанные или просто сами собой разумеющиеся наставления о том, как в организации можно чего-то добиться, а

также способствует стабильности социальной системы, в которой ежедневно пребывают люди. Люди не осознают свою культуру, пока она не становится им помехой, пока они не прочувствуют новую культуру на собственном опыте либо пока она не проявится публично. Именно в этом заключается причина столь долгого игнорирования организационной культуры менеджерами и учеными. Часто она просто не обнаруживает себя явно.

Культура организации обнаруживается в том, что для нее ценно, каковы стиль ее лидерства, язык и символы, процедуры и нормы, как определяется успех, другими словами, все то, что определяет уникальность характера организации.

Структурные подразделения организации могут отличаться собственной уникальной культурой. Например, торможение процессов координации и интеграции или трудности в реализации организационных видов деятельности зачастую являются результатом столкновения различий культур структурных подразделений. Одна из причин этого состоит в том, что каждая структурная единица разрабатывает собственное видение перспектив, накапливает свой набор ценностей, формирует свойственную ей культуру.

Следует иметь в виду, что значительные культурные различия подразделений могут нарушить целостность организации, сделать невозможным достижение предприятием высоких уровней эффективности и способствовать возникновению конфликтных ситуаций.

Вместе с тем, каждая структурная единица несет в себе и элементы культуры, типичные для организации в целом. Субкультуры подразделений включают в себя стержневые элементы культуры предприятия в целом, одновременно обладая своими уникальными элементами. В основе всегда есть связующая сущность, ответственная за единение организации. Именно поэтому при оценке культуры организации можно оценивать либо организацию в целом как единицу анализа, либо рассматривать культуры различных ее единиц, выявляя доминирующие атрибуты подразделений и объединяя их. Независимо от объекта анализа, целью всегда является уровень, на котором культурные изменения необходимы для улучшения организационных показателей.

Развитие организационной культуры

В настоящее время ни одна организация не может ставить себе в достоинство незыблемость и постоянство. Стабильность интерпретируется как состояние застоя, а не прочности, и ор-

ганизации, которые не изменяются, воспринимаются как безнадежно закостеневшие.

Развитие организационной культуры предполагает ее формирование, поддержание и изменение. Формирование культуры происходит в условиях решения организацией проблем внешней адаптации и внутренней интеграции. На формирование культуры в организации оказывает влияние культура общества, внутри которого данная организация функционирует.

Организационная культура поддерживается тем, чему уделяется внимание, как оценивается и контролируется деятельность членов организации, способами реагирования на критические ситуации, моделированием ролей и обучением персонала, критериями мотивации, а также критериями в кадровой работе. Соблюдение ритуалов, обрядов и традиций также способствует поддержанию организационной культуры.

Изменение организационной культуры является в определенной мере прямо противоположным действием по отношению к ее поддержанию. Изменения в поведении могут привести к изменениям культуре организации, и наоборот.

Возможны три сочетания изменений в поведении и культуре организации:

Изменение культуры без изменения поведения;

Изменение поведения без изменения культуры;

Изменение поведения и культуры.

Изучение влияния культуры на организационную эффективность связано с выбором подхода и переменных. Каждая из существующих моделей влияния культуры использует свой собственный критерий формирования набора организационных переменных. Так, у В. Сате это организационные процессы, у Питера и Уотермана - ценностные ориентации, у Т. Парсон-са - функции социальной с темы, а у Квина и Рорбаха - система конкурирующих ценностей.

Успех организации предполагает высокую степень совместимости стратегии и культуры в организации.

Так, могут возникать следующие ситуации:

Игнорируется культура, максимально препятствующая эффективному выполнению выбранной стратегии;

Система управления подстраивается под существующую в организации культуру;

Делается попытка изменить культуру в соответствии с выбранной стратегией. В данном случае стратегия подстраивается под существующую культуру.

Культура организации может оказаться приемлемой для определенного периода времени и условий, но изменение условий внешней конкуренции, государственного регулирования, стремительные экономические перемены и новые технологии требуют изменений культуры организации, сдерживающей повышение ее эффективности. Для создания новой культуры организации требуется много времени, так как старая организационная культура укореняется в сознании людей, сохраняющих приверженность ей. Эта работа включает в себя формирование новой миссии, целей организации и ее идеологии, модели эффективного руководства, использование опыта предыдущей деятельности, укоренившихся традиций и процедур, оценку эффективности организации, ее формальной структуры, проектировку помещений, зданий и т. д.

На возможность изменения культуры влияет организационный кризис, смена руководства, стадии жизненного цикла организации, ее возраст, размер, уровень культуры, наличие субкультур.

Организационный кризис подвергает сомнению имеющуюся практику и открывает возможности для принятия новых ценностей. Примерами кризиса может быть ухудшение положения организации, ее финансовое поглощение другой организацией, потеря основных клиентов, резкий прорыв конкурентов на рынок.

Смена руководства. Так как высшее руководство является главным фактором в формировании культуры организации, замена ее главных руководителей способствует введению новых ценностей. Но новое руководство само по себе не является гарантией того, что работники примут новые ценности. В связи с этим пришедшие лидеры должны иметь четкое альтернативное видение того, какой может быть организация, и обладать авторитетом.

Стадии жизненного цикла организации. Изменить культуру организации сравнительно легче в переходные периоды от ее создания к росту и от зрелости к упадку. В период вступления организации в стадию роста, основные изменения организационной культуры будут необходимы.

Когда же культура организации еще не укоренилась, то работники примут ее изменения, если:

Предыдущий успех организации не отвечает современным условиям;

Работники не удовлетворены общим состоянием дел в организации;

Образ основателя (учредителя) организации и его репутация под сомнением.

Альтернативная возможность изменения культуры появляется тогда, когда организация вступает в стадию упадка. На этой стадии обычно необходимы сокращение персонала, снижение затрат и принятие других подобных мер, которые приводят в замешательство работников и свидетельствуют о том, что организация переживает кризис.

Независимо от стадии жизненного цикла организации, чем меньше ее возраст, тем менее устоявшимися будут ее ценности. Изменение культуры более вероятно в молодой организации.

Размер организации. Изменить культуру легче в малой организации, так как в ней общение руководителей с работниками более тесное, что увеличивает возможности распространения новых ценностей.

Уровень культуры. Чем шире распространена культура в организации и выше сплоченность коллектива, разделяющего общие ценности, тем сложнее изменить культуру. Слабая культура более подвержена изменениям, чем сильная.

Наличие субкультур. Чем больше существует субкультур, тем сильнее сопротивление изменению доминирующей культуры.

Для изменения организационной культуры необходима особая стратегия управления культурой в организации, основанная на:

Анализе культуры, который включает аудит культуры для оценки ее текущего состояния, сравнение с предполагаемой (желаемой) культурой и промежуточную оценку ее элементов, нуждающихся в изменении;

Разработке специальных предложений и мер.

В ситуации, когда условия для изменений благоприятны, руководителям не следует ожидать быстрой адаптации в организации новых культурных ценностей, так как процесс изменения культуры в организации может занять длительное время, ггш

Квагинидзе В. С. - доктор технических наук, профессор, «СТРОЙГОРМАШ», [email protected],

Смирнов В. С. - начальник управления промышленной безопасности «Рас-падская угольная компания».

Аннотация

В дипломном проекте представлен анализ организационной культуры на примере железнодорожной станции Карбышево-1 Омского отделения Западно - Сибирской железной дороги.

Рассмотрены теоретические аспекты темы, приведена характеристика различных подходов к процессу формирования организационной культуры предприятия. Проведен анализ организационной культуры железнодорожной станции Карбышево-1. Для решения выявленных проблем разработаны проектные мероприятия по совершенствованию организационной культуры, которые включают в себя проект Корпоративного кодекса предприятия, Программу обучения руководителей в направлении развития управленческих компетенций, типовую форму для выявления потребности в обучении сотрудников.

Страниц - …, рисунков - 15, таблиц - 17, библиография - …..., приложений – …..

Введение 6
1 Организационная культура как предмет теоретического анализа 9
1.1 Понятие и функции организационной культуры 9
1.2 Типология организационных культур 14
1.3 Методы совершенствования организационной культуры 22
2 Исследование особенностей организационной культуры на примере железнодорожной станции Карбышево-1 32
2.1 Общая характеристика железнодорожной станции Карбышево-1 32
2.2 Анализ производственно-хозяйственной деятельности станции Карбышево-1 37
2.3 Система управления персоналом на железнодорожной станции Карбышево-1 48
2.4 Анализ кадрового состава железнодорожной станции Карбышево-1 52
2.5 Качественная и количественная оценка состояния организационной культуры на железнодорожной станции Карбышево-1 58
3. Проект мероприятий по совершенствованию организационной культуры на станции Карбышево-1 80
3.1. Общая характеристика проекта 86
3.2 Проектные предложения по совершенствованию организационной культуры станции Карбышево-1 113
3.3 Экономическая оценка и социальная эффективность предложений по совершенствованию организационной культуры станции Карбышево-1 103
Список использованных источников 111
Приложения 113

Введение

Рассмотрение организаций как сообществ, имеющих единообразное понимание своих целей, значения и места, ценностей и поведения, вызвало к жизни понятие организационной культуры. Организация формирует собственный облик, в основе которого лежат специфическое качество производимой продукции и оказываемых услуг, правила поведения и нравственные принципы работников, репутация в деловом мире и т.д. Это система общепринятых в организации представлений и подходов к постановке дела, к формам отношений и к достижению результатов деятельности, которые отличают данную организацию от всех других .

В наше время развитая организационная культура не только является предметом гордости компании и средством привлечения профессионалов высокого класса, но и позволяет создать в рамках компании такое социально-экономическое пространство, которое обеспечивает наивысшую производительность, успешность компании и приверженность ей сотрудников .

Культура системна, охватывает все стороны жизни организации (поэтому она является наиболее стабильным, цементирующим ее фактором). Она есть тот контекст, в рамках и под влиянием которого протекают все организационные процессы. Влияние культуры определяется широтой и глубиной охвата ею организации, степенью признания ее основ людьми .

В успешно работающих организациях существует собственная культура, которая приводит их к достижению положительных результатов. Организационная культура позволяет отличать одну организацию от другой, создает атмосферу идентифицированности для членов организации; генерирует приверженность целям организации; укрепляет социальную стабильность; служит контролирующим механизмом, который направляет и формирует отношения и поведение работников .

Организационная культура, с одной стороны, достаточно устойчива, традиционна, но с другой – находится в постоянном развитии. Неспособность ее изменяться, как и попытки сделать это резко, насильственным путем, угрожают стабильности организации.

Таким образом, актуальность данной темы определяется необходимостью повышения управляемости социально-экономической среды организации, а как следствие этого повышение эффективности ее деятельности на основе формирования и совершенствования организационной культуры, с использованием следующих методов: системного анализа, экспертного оценивания и статистических методов.

Для достижения поставленной цели требуется решить следующие задачи.

1) рассмотреть теоретические аспекты функционирования организационной культуры на предприятии;

2) определить методы диагностики состояния организационной культуры и пути ее формирования;

3) проанализировать сложившуюся организационную культуру на предприятии на примере деятельности железнодорожной станции Карбышево 1 Омского отделения Западно-Сибирской железной дороги филиала ОАО «РЖД»;

5) провести расчет социально-экономической эффективности проектных мероприятий.

Объектом исследования является железнодорожная станция Карбышево 1 Омского отделения Западно-Сибирской железной дороги филиала ОАО «РЖД».

Предметом исследования является организационная культура предприятия.

При выполнении дипломной работы использованы следующие методы исследования: статистический нормативный, метод опроса с использованием анкеты по типологии К.Камерон и Р.Куина и многоаспектной анкете Ю.Г. Семенова .

Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

1 Организационная культура как предмет теоретического

1.1 Понятие и функции организационной культуры

Культура в общечеловеческом смысле – исторически определенный уровень развития общества и человека, выраженный в формах организации жизни, а также в создаваемых материальных и духовных ценностях.

Как не существует двух абсолютно одинаковых людей, так не существует и двух одинаковых компаний. Каждая формирует свой собственный облик, делающий ее уникальной, узнаваемой, индентифицируемой по определенным параметрам. Если можно наблюдать определенную схожесть организации в силу наличия у них одинаковых ресурсов, производственных технологий, средств транспорта и техники, то в отношении «души» компании, каковой является ее культура, такое сходство отсутствует .

Каждая организация - сложный организм, основой жизненного потенциала которого является организационная культура. Культуру нельзя разложить на составляющие, измерить или описать определенными формулами. С этим связаны сложности в определении содержания феномена организационной культуры.

Рассмотрим некоторые из определений. В.В. Томилов дает следующую трактовку: «Организационная культура – это совокупность мышления, определяющая внутреннюю жизнь организации; это образ мышления, действия и существования. Культура корпорации может рассматриваться как выражение основных ценностей в организационной структуре; системе управления; кадровой политике, оказывая на них свое влияние» .

Специалисты Санкт-Петербургского института управления и экономики считают, что организационная культура - это определенная картина более или менее однородных и согласованных друг с другом представлений, значений и обобщений, которые не всегда видны, действуют в трудовом процессе и разделяются различными категориями специалистов, ориентируя и придавая смысл их деятельности, действия, существования человека в определенной системе .

Н.С.Злобин в своих работах указывает, что организационная культура - это творческая, созидательная деятельность организации, как прошлая, воплощенная в ценностях, традициях, нормах, так и настоящая, основывающаяся на опредмечивании этих ценностей, норм и традиций .

Б.Ф.Усманов, исходя из схемы факторов, влияющих на культуру корпорации (Бруселиуса-Скаварда), приводит свое определение организационной культуры, под которой он понимает традиции и манеру поведения, в которых воплощаются основные ценности организации, ее кадрового состава .

Э.М.Коротков в своем учебнике "Организационное поведение" приводит целую серию определений организационной культуры зарубежных ученых. Автор определяет культуру предприятия как вошедший в привычку, ставший традицией образ мышления и способ действия, который в большей или меньшей степени разделяют все работники предприятия и который должен быть усвоен и хотя бы частично принят новичками, чтобы новые члены коллектива стали "своими" .

Признанный авторитет в вопросах управления персоналом С.В.Шекшня в своем учебнике пишет, что организационная культура это ценности, отношения, поведенческие нормы, характерные для данной организации. Организационная культура показывает типичный для данной организации подход к решению проблем .

З.П. Румянцева считает, что организационная культура, вырабатываемая организацией, совместные ценности, социальные нормы, установки поведения, которые регламентируют действия личности .

Н.В. Тесакова определят культуру, как признаваемые в конкретной организации правила поведения (ценности; социальные, коммуникативные и моральные догмы; ритуалы; фирменный стиль) и правила управления (организационная структура, коммуникации, кадровая политика) .

Внешние признаки организационной культуры более заметны, хотя может, и через них и не сразу видна ее сущность и особенности. О ряде из этих признаков, элементов шла речь во 2-м разделе данного проекта. Сейчас представляется целесообразным рассмотреть те традиции, обычаи и ритуалы, которые сложились в коллективе НОД-2 и которые, на наш взгляд, следует непременно сохранить, как важнейшие признаки организационной культуры и как мероприятия, способствующие укреплению корпоративной культуры.

Известно, что безопасные и комфортные условия труда - залог продуктивной работы. Этому в НОД-2 уделялось внимание. Полагаем, что данное направление следует обязательно сохранить и по возможности усилить.

Чувствуя заботу о себе, рядовой сотрудник не ведет себя отчужденно по отношению к фирме. На работе человек проводит большую часть своей жизни. От того, насколько комфортные и безопасные условия труда на предприятии, зависит и отношение к работе. Дом, офис - один из важнейших объектов, представляющих корпоративную культуру. Он негласно дает установку, формирует отношение клиентов и работников к собственному предприятию: современное здание говорит о том, что и фирма стабильна, крепко стоит на ногах, а в не соответствующих помещениях и работать хорошо не хочется.

На таких производствах как НОД-2 на первый план выходит охрана труда, ведь от нее зависит здоровье и иногда даже жизнь работников.

В дистанции уделяется первоочередное внимание этому вопросу. Коллектив НОД-2 занял второе место по уровню условий и охраны труда среди организаций Железнодорожного района Новосибирска.

На дистанции принят и реализуется комплексный план мероприятий по улучшению условий труда, ликвидации производственного травматизма и снижению заболеваемости.

Так, в 2008 году на эти цели было направлено 1млн 460,7 тыс. рублей. Средства пошли на обеспечение работников спецодеждой, спецобувью, средствами индивидуальной защиты, обеспечение работников дистанции молоком и мылом; приобретение видеодвойки в технический класс; переосвидетельствование огнетушителей; приобретение гардеробных кабинок и др.

Высокий уровень организационной культуры предполагает и высокую ответственность работников за свой труд. Именно поэтому во время аттестации работники, которые нарушают требования НОД-2, несут наказание. Так, в 2008 году на дистанции было изъято 5 талонов, привлечено к дисциплинарной ответственности 29 человек.

Помимо обеспечения безопасности, огромное значение играет создание комфортных бытовых условий на предприятии.

Внимание к внешнему виду, оформлению интерьера рабочих помещений играет серьезную роль. Многим работникам НОД-2 памятно введение новой проходной, которая отличалась от прежней своей архитектурой, комфортностью. Проходная - это как входные ворота, приближаясь к ним работник сразу настраивается на определенный лад.

В НОД-2 постоянно идет работа над улучшением быта. Производятся большие объемы капитального ремонта помещений.

Приобретаются и необходимые вещи, оборудование: мебель, оргтехника, бытовая техника, спортивный инвентарь и т.п. Например, в 2007 году в НОД-2 на хозяйственные нужды было израсходовано 63186 рублей. Для бытовых помещения профсоюзным комитетом было приобретено: электрические чайники, магнитолы, телевизоры, теннисный стол, тюли, настенные часы, искусственные деревья, чайные пары, электроплитки, зеркала, микроволновая печь и др. Однако, этого недостаточно. На многих предприятиях НОД-2 и до сих пор необходимо приобретение стульев, мебели, кабинок и многого другого. Данные вопросы должны быть во внимании коллектива, его руководства. На данные цели необходимо изыскивать средства.

Существуют и проблемы. Так, оборудование зачастую эксплуатируется небрежно, не наводится порядок. Это - пробел в организационной культуре, над которым надо работать руководству предприятий.

Важными аспектами условий труда являются организация питания на предприятии, доставка сотрудников на работу, возможность предоставления медицинской помощи, а также наличие форменной одежды.

Общественное питание - важный аспект организационной культуры предприятия. Так как на предприятии человек проводит целый день, то наличие столовой, это не просто удобно, но способствует сохранению здоровья работников. Это позволяет организовать правильное питание, экономить время на прием пищи, усиливает ощущение стабильности и защищенности у работников предприятия. Ведь если фирма - это дом, то столовая - это кухня. В отличие от обеда в кабинете, на обеде в столовой люди могут расслабиться, забыть о производственных проблемах, пообщаться друг с другом в неформальной обстановке. Кстати, неформальное обсуждение производственных проблем иногда помогает найти новые пути их решения.

На Новосибирском участке НОД-2 работает столовая, на всех участках имеются комнаты для приема пищи. В 2008 году в столовой был произведен ремонт и установлено новое оборудование.

Еще один из важных положительных моментов организационной культуры НОД-2: на предприятии организована доставка людей на работу служебным транспортом. Это вносит большой положительный вклад в дело создания сильной организации. Во-первых, сотрудник чувствует, что о нем заботятся, нему не нужно тратить деньги на проезд. Во-вторых, это действительно удобно, ведь, например, от проходной дистанции до административного здания - значительное расстояние, и пешком такая прогулка заняла бы много времени. К тому же, организованная доставка способствует четкому выполнению трудового режима: все работники появляются на своим местах без опозданий. Обновление транспорта, которое происходит в НОД-2, позволяет перевозить работников в более комфортных условиях.

Служебный транспорт выделяется по заявкам работников для их собственных нужд, один раз бесплатно, второй раз за половину стоимости. Например, в 2008 году выполнение 51 заявки обошлось НОД-2 в 22,1 тыс. рублей. В 2007 году 13 сотрудникам были выделены автомобили для личных нужд.

В фирменных ритуалах большое внимание уделяется одежде. Одежда - это материализованные установки корпоративной культуры. Форма - это внешний атрибут организационной культуры. Но воздействует она и на внутренние установки человека. Известно, что сотрудник, носящий форму, внутренне более собран, организован. Для многих людей очень важно чувство причастности к определенной группе, его также дает ношение формы. Кроме того, при введении на предприятии формы сводится на нет конкуренция в нарядах между сотрудницами, люди, которые не могут позволить себе дорогую одежду, не чувствуют себя ущемленными.

В ОАО «РЖД» особое значение придается форме, ведь раньше это ведомство было военным, и до сих пор сохранило в себе некоторые черты военной организации. В компании постоянно применяются разные виды формы - для руководящего состава, движенцев, путейцев, энергетиков. Форма и спецодежда не только транслирует принципы компании, но и разработана с учетом удобства работников разных профессий, некоторые ее виды выполняют и защитные функции.

У работников НОД-2 была введена форма среди отдельных категорий профессий (руководителей, работников инженерного состава, товарных кассиров, приемосдатчиков груза и багажа). На протяжении двух лет существования новой формы, как-то не закрепилось и не устоялось необходимостью в этой форме. Форменная одежда для наших работников нужна и все сотрудники за, просто нужно подойти к этой проблеме с другой стороны, важность и в цвете, и фасоне и т.д. Однако планируется ввести традицию ношения форменной одежды предприятия. Уже выдвигались предложения по проекту, и, возможно, в будущем форменная одежда появится. Так как внешние признаки корпоративного стиля выражаются в корпоративной символике предприятия (цвет, логотип, флаг, эмблема, форменная одежда, торговые знаки и другие элементы), отраженной в визуальном восприятии объектов предприятия, и ее персонала, а также в специальных аксессуарах. Надеемся, в ближайшем будущем этому проекту будет уделено внимание.

Остро встает проблема отслеживания изменений в организационной культуре. В наше динамичное время, условия рынка, реформирования требуют мониторинга организационной культуры. В литературе нами обнаружен такой прецедент. На Свердловской железной дороге группой ученых проведено исследование по мониторингу организационной культуры. Его данные опубликованы и могут быть на вооружении предприятий железнодорожного транспорта. (Семенов Ю.Г. Организационная культура: управление и диагностика Екатеринбург. Институт экономики УРО РАН, 2004. -254). Применительно к НОД-2 мы считаем использовать данные подходы, методики, пока рано. Утверждаем это на том основании, что корпоративная культура такого предприятия, как наше, конечно нуждается в отслеживании изменений, но никто из наших работников не сможет пока организовать настоящего мониторинга в полной мере. Это под силу какому-нибудь будущему дипломнику по специальности «Управление персоналом» под соответствующем научным руководством со стороны кафедры «Социальная психология управления», либо как заказ на выполнение хоздоговорной работы коллективу кафедры.

1. Сделать чёткий ритуал организации приёма новых сотрудников (вручение в день приёма на работу буклета об организации, пропуска, справочных телефонов; организация адаптации новичков к условиям работы в банке, включая закрепление наставников; обучение новичков).

2. Организовать конкурсы профессионального мастерства среди работников, установить особый ритуал поощрения лучших по профессии (определение “человека года” . Главное здесь - система публичного поощрения, лучше с приглашением членов семьи.)

3. Планирование карьеры сотрудников (содействие в обучении, стажировке, передвижении)

4. Расширение ассортимента услуг, оказываемых службами своим сотрудникам (юридическая служба, информационная, техническая, транспортная).

5. Установление Дня рождения НОД-2 со статусом выходного дня сотрудников (по возможности).

6. Создание собственного медицинского центра и центра отдыха.

7. Учреждение музея компании (ведение перечня интересных дел, создание видеоматериалов).

9. Создание системы сбора и реализации предложений и просьб сотрудников (порядок, сроки, соответствующие распоряжения).

организационный культура управленческий

Культурная жизнь г. Москвы - трехмерное пространство, в котором действуют агенты культурной жизни (учреждения культуры). Они создают институциональную среду, инфраструктуру, предоставляя жителям города услуги в сфере культуры. Их деятельность отражается в информационном измерении: информационные потоки тем заметнее, чем интереснее деятельность для СМИ и для жителей города. Однако сами жители Москвы больше заинтересованы во внеинституциональной культурной среде: вместо посещения домов культуры, они предпочитают проводить время с друзьями в кафе.

Предпочтения в проведении досуга москвичей мало связаны с посещением учреждений культуры, находящихся в ведомстве Департамента культуры. Множество других агентов (федеральные и частные учреждения культуры, кафе, рестораны, спортивные клубы, торговые центры и т.д.) конкурируют за свободное время жителей города. Спрос на услуги, предоставляемые большинством учреждений культуры, низок. Кроме того, культурная жизнь централизована - большинство людей, активно участвующих в культурной жизни, предпочитают проводить досуг в центре города. В пределах района свой досуг проводят пожилые люди и дети - они и оказываются основными потребителями услуг учреждений культуры Департамента.

В результате складывается парадоксальная ситуация: за исключением небольшой группы агентов, огромная разветвленная инфраструктура учреждений культуры Департамента не работает на создание районной культурной среды и сообществ. В основном учреждения культуры работают либо как социальные службы, либо как коммерческие организации, торгующие имеющимися у них ресурсами. Мы проанализировали три аспекта работы культурной инфраструктуры города: целевую аудиторию, избранные учреждениями культуры стратегии и их эффективность.

Аудитория учреждений культуры Учреждения культуры г. Москвы в ведомстве Департамента культуры работают на два типа аудитории: 20% из них - на общегородскую аудиторию (преимущественно, музеи и театры) и 80% - на локальную аудиторию (в особенности дома культуры, библиотеки, кинотеатры, парки и выставочные залы). Под общегородской аудиторией мы понимаем широкую недифференцированную аудиторию. Иными словами, работа с общегородской аудиторией - это работа со всеми возможными участниками культурной жизни. Другой тип локальности не связан с территориальными характеристиками. Специализированные учреждения культуры представляют интерес для сообществ по интересам, в т. ч. для профессиональных сообществ.

Несмотря на то, что сообщества по интересам территориально не закреплены, ориентация на конкретные группы принципиально отличается от ориентации на общегородской уровень. Важно, что специализированные учреждения работают с определенными, четко очерченными группами населения, чей культурный запрос соответствует профилю их деятельности, а не с большим количеством разнородных групп жителей. В Москве работа культурной инфраструктуры локального уровня особенно важна, поскольку позволяет децентрализовать культурную жизнь и поддерживать культурную среду во всех районах города. Не существует прямой зависимости между широтой аудитории учреждения культуры и его эффективностью. Иными словами, не так важно, насколько широка аудитория учреждений культуры, важно то, способствует ли их деятельность созданию и поддержанию сообществ.

Стартовые условия и сам профиль деятельности могут препятствовать выходу учреждений культуры на общегородской уровень предоставления услуг в сфере культуры, но успешная работа с местными сообществами или сообществами, чей культурный запрос специализирован, также делает учреждения культуры эффективными. Не бывает заведомо неэффективных учреждений культуры, бывает неэффективное использование имеющихся ресурсов. Стартовые условия, несомненно, играют определенную роль, однако, не решающую. Существует ряд стратегий, позволяющих преодолеть недостаток ресурсов. Наконец, нет универсальных стратегий эффективности, есть стратегии деятельности, применение которых успешно в тех или иных условиях.

Наш анализ эффективности учитывал а) стартовые условия и б) используемые стратегии. Эффективное учреждение - то учреждение, которое успешно применяет выбранную стратегию для максимизации отдачи от своих ресурсов. Под “отдачей” мы понимаем, в первую очередь, посещаемость учреждения и организуемых им мероприятий. Эффективное учреждение - то учреждение, которое успешно применяет выбранную стратегию для максимизации отдачи от своих ресурсов. Основные стратегии деятельности учреждения культуры На основании анализа возможных конфигураций ресурсов, деятельности и отдачи, нами были выделены основные стратегии деятельности учреждений культуры.

Стратегии не взаимоисключающи - учреждения зачастую используют комбинацию стратегий.

Использование ресурсов: открытые площадки и местные монополисты. Два типа ресурсов имеют наибольшее значение для учреждений культуры: во-первых - площадь территории и помещений, во-вторых - местоположение.

Первый тип ресурсов: территория и помещения. Во многих городских учреждениях культуры основной проблемой для успешной работы считают недостаток площадей. Тем не менее, если смотреть на картину в целом, в ведомстве Департамента культура находятся огромные площади, которые используются с разной степенью интенсивности. Поэтому наличие этого ресурса автоматически делает учреждения культуры интересными для разных агентов: других учреждений культуры, образовательных учреждений, муниципалитетов.

Второй тип ресурса - местоположение. У него есть несколько существенных характеристик:

¦ у учреждений культуры, находящихся в центре, больше шансов для привлечения широкой общегородской аудитории в связи с централизацией жизни в Москве;

¦ учреждения культуры, находящиеся рядом с другими учреждениями, могут иметь преимущества в привлечении тех или иных групп посетителей. Например, библиотеки, расположенные рядом с вузами, даже не проводя специальных мероприятий, могут постоянно привлекать большое количество студентов, которые используют их как места для самостоятельных занятий;

¦ большое значение имеет конкурентная среда.

В некоторых условиях учреждение культуры является монополистом на своей территории: предоставляет услуги, которые более никто на этой территории не предоставляет. Учреждения культуры с удачными стартовыми условиями часто предпочитают использовать стратегию «площадок»: минимизировать расходы на проведение собственных мероприятий и лишь поддерживать свои площади, а для проведения деятельности привлекать других агентов. В то же время есть учреждения культуры, для которых выход на другие площадки - эффективная стратегия. Главное - чтобы «площадки» не пустовали, на них должна проводиться постоянная и интенсивная деятельность.

Специализация деятельности: узкие ниши и уникальные услуги. В качестве следующей стратегии выступает специализация. Специализация всегда ведет к ограничению потенциальной аудитории. Специализация не означает отказ от одних видов деятельности в пользу других. Виды деятельности могут быть разнообразны, но они будут объединены либо одной темой, либо ориентацией на одну целевую аудиторию (к примеру, кинопоказы, лекции, праздники - для детей). Тематическая специализация в некоторых случаях задана изначально: например, в музеях и библиотеках она определена содержанием фондов, - и подразумевает предоставление специфических культурных услуг. Тематическая специализация возможна и в том случае, когда деятельность учреждения в меньшей степени связана с ее ресурсами. Так, некоторые выставочные залы сами определяют сферу искусства, которую они будут выставлять. Результат такой специализации зависит от активности учреждений и качества их работы. Другой тип специализации предполагает ориентацию на целевые группы. Такую стратегию выбирают в основном учреждения культуры, работающие на районном, локальном уровне.

Понимая, что для конкуренции с крупными общегородскими учреждениями за некоторые группы аудитории у них недостаточно ресурсов, они ориентируются на тех, кто предъявляет запрос на местную культурную среду: в основном ее составляют люди пожилого возраста и дети. Специализация, с одной стороны, ограничивает аудиторию, но с другой - позволяет более активно работать со “своими” группами посетителей. Специализация - это способ найти свою нишу, сузить круг конкурентов. Эта стратегия эффективна в том случае, если в результате создается постоянная активная аудитория: основным критерием здесь является посещаемость. Ориентация на многопрофильность.

Стратегия многопрофильности заключается в том, чтобы разнообразить свою деятельность. Большее разнообразие предоставляемых услуг позволяет работать с большим количеством групп потребителей и увеличивать аудиторию. Выставочные залы, библиотеки и дома культуры чаще всего используют эту стратегию. В результате многие учреждения этих типов по факту являются гибридами, занимающимися и выставками, и лекциями, проведением кружков и праздничных мероприятий и т. д. Иногда увеличение спектра услуг ведет к частичному перепрофилированию учреждений культуры. Отказавшись от попыток вести конкуренцию за посетителя, который обращается за профильными услугами, они идут по пути наименьшего сопротивления и делают ставку на услуги, вклад которых в развитие культурной жизни Москвы минимален. Тем не менее, нельзя сказать, что появление дополнительных услуг в учреждениях за рамками сферы культуры нежелателен. До тех пор, пока дополнительные услуги являются именно дополнительными, они полезны. Востребованные услуги привлекают в учреждения посетителей, которые затем могут становиться участниками культурных программ.

Следует отметить, что есть учреждения культуры, которые действуют как экономические агенты. Другие, напротив, отказываются от рыночной логики и делают свою работу в большей степени социально ориентированной. Такие агенты, например, активно работают с незащищенными слоями населения, предоставляя услуги, аналогичные тем, которые эти группы могли ли бы получить в специализированных социальных центрах. Учреждения культуры могут организовывать специальные курсы (например, курсы работы с компьютером в библиотеках для пожилых), перераспределяя собственные средства для поддержки малообеспеченных посетителей (например, организовывать бесплатное обучение детей из необеспеченных семей в кружках, как делают в некоторых домах культуры).

Сотрудничество. В случае нехватки ресурсов (площадей, финансов, человеческого ресурса, информационной поддержки), с которой учреждения культуры сталкиваются довольно часто, сотрудничество - это наиболее эффективная стратегия. Нехватка площадей может компенсироваться сотрудничеством с другими учреждениями культуры. Агенты, которые обладают помещениями, но не используют их полностью (или используют неинтенсивно), предоставляют их другим агентам, деятельность которых не умещается на их собственных площадях.

Эта стратегия позволяет оптимизировать распределение ресурсов: у одних не хватает ресурсов на заполнение пространства, у других не хватает самого пространства. Их сотрудничество позволяет компенсировать недостатки обоих агентов. То же касается человеческих ресурсов: учреждениям не всегда хватает кадров для разработки и реализации проектов. Сотрудничество позволяет учреждениям привлекать в совместные проекты работников из каждого из сотрудничающих учреждений, что снижает нагрузку на персонал и может решить проблему отсутствия в учреждении специалистов необходимых для проекта профессий.

Сотрудничество с образовательными учреждениями и социальными центрами позволяет более успешно решить проблему распространения информации о деятельности учреждений культуры: целевую аудиторию постоянно держат в курсе проводимых мероприятий. Некоторые учреждения находят спонсоров, которые помогают решать финансовые вопросы или проводить информационную кампанию, что также является примером реализации стратегии сотрудничества.

Наконец, некоторые учреждения поддерживают бартерные отношения с органами местной власти. Это позволяет учреждениям культуры решать проблемы, связанные со зданием и территорией (в том числе, осуществлять мелкий ремонт). Предоставляя муниципалитетам площадки для проведения мероприятий, они получают ответные услуги.

Для наиболее точного определения эффективности деятельности в сфере культуры решениями Правительства Российской Федерации были утверждены следующие программы развития: Государственная программа Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013 - 2020, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 317 (далее - постановление № 317), Федеральная целевая программа «Культура России (2012 - 2018 годы)», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2012 № 186 (в редакции от 24.12.2013 № 1219) (далее - постановление № 186).

Указанные программы предполагают дальнейшее развитие системы показателей эффективности деятельности в сфере культуры.

Постановление № 317 выдвигает требование на переход к качественно новому уровню функционирования сферы культуры, включая библиотечное, музейное, архивное дело, концертную, театральную и кинематографическую деятельность, традиционную народную культуру, сохранение и популяризацию объектов культурного наследия, а также значительному укреплению потенциала России в сфере культуры, в том числе для формирования положительного образа России, как в ее границах, так и за рубежом.

Состав показателей постановления № 317 увязан с основными мероприятиями и позволяет оценить ожидаемые результаты и эффективность ее реализации на период до 2020 года.

С учетом специфики сфер культуры достижение целей оценивается следующими ключевыми показателями (индикаторами):

- «количество посещений организаций культуры по отношению к уровню 2010 года».

Увеличение количества посещений организаций культуры (библиотек, музеев, театров, концертных организаций, цирков, учреждений культурно-досугового типа, парков, зоопарков и др.) является одним из целевых ориентиров развития сферы культуры. Данный индикатор отражает востребованность у населения государственных и муниципальных услуг в сфере культуры, а также удовлетворение потребностей личности в ее культурно-творческом самовыражении, освоении накопленных обществом культурных и духовных ценностей;

- «доля объектов культурного наследия, находящихся в удовлетворительном состоянии, в общем количестве объектов культурного наследия федерального, регионального и местного (муниципального) значения».

Под объектом культурного наследия в удовлетворительном состоянии понимается объект, не находящийся в аварийном состоянии и не требующий капитального ремонта;

- «прирост количества культурно-просветительских мероприятий, проведенных организациями культуры в образовательных учреждениях, по сравнению с 2012 годом».

Показатель (индикатор) демонстрирует успешность создания условий для вовлечения учащихся (воспитанников) образовательных учреждений в культурную деятельность;

- «прирост числа лауреатов международных конкурсов и фестивалей в сфере культуры по отношению к 2012 году».

Индикатор позволяет определить динамику числа лауреатов международных конкурсов и фестивалей в сфере культуры (в том числе, входящих во Всемирную федерацию международных музыкальных конкурсов (WFIMC) и в Международную федерацию балетных конкурсов (IFBC)) по отношению к 2012 году. Положительная динамика значений индикатора будет свидетельствовать о повышении уровня профессионального мастерства российских участников конкурсов и фестивалей, укреплении престижа отечественных школ в сфере культуры, расширении пространства профессионального художественного творчества, развитии потенциала отечественного искусства.

Постановление № 186 также определила показатели эффективности деятельности, важнейшими из них являются следующие:

  • - доля объектов культурного наследия, находящихся в федеральной собственности, состояние которых является удовлетворительным, в общем количестве объектов культурного наследия, находящихся в федеральной собственности;
  • - доля учреждений культуры и искусства, находящихся в федеральной собственности, состояние которых является удовлетворительным, в общем количестве учреждений культуры и искусства, находящихся в федеральной собственности;
  • - увеличение количества посещений театрально-концертных мероприятий (по сравнению с базовым годом);
  • - доля фильмов российского производства в общем объеме проката на территории Российской Федерации;
  • - доля учреждений культуры, имеющих свой информационный портал, в общем количестве учреждений культуры;
  • - увеличение количества библиографических записей в сводном электронном каталоге библиотек России (по сравнению с предыдущим годом);
  • - доля объектов культурного наследия, информация о которых внесена в электронную базу данных единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, в общем количестве объектов культурного наследия;
  • - доля субъектов Российской Федерации, в которых осуществляется мониторинг состояния и использования объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, в общем количестве субъектов Российской Федерации;
  • - доля представленных (во всех формах) зрителю музейных предметов в общем количестве музейных предметов основного фонда;
  • - посещаемость музейных учреждений (на 1 жителя в год);
  • - доля документов государственных архивов, находящихся в нормативных условиях, обеспечивающих их постоянное (вечное) хранение, в общем количестве документов государственных архивов;
  • - повышение уровня комплектования книжных фондов библиотек по сравнению с установленным нормативом (на 1 тыс. жителей);
  • - количество посещений библиотек (на 1 жителя в год);
  • - увеличение количества культурных акций, проведенных за рубежом (по сравнению с предыдущим годом);
  • - увеличение численности участников культурно-досуговых мероприятий (по сравнению с предыдущим годом);
  • - выпуск книжных изданий для инвалидов по зрению.

Отличительной чертой вышеуказанных программ является установление значений показателей (индикаторов) по годам их реализации в разрезе подпрограмм и федеральных целевых программ.

Улучшение значений целевых показателей (индикаторов) в рамках реализации программ предполагается за счет:

  • - повышения прозрачности и открытости деятельности учреждений и организаций сферы культуры;
  • - роста качества и эффективности государственного и муниципального управления в сфере культуры;
  • - повышения мотивации работников культуры;
  • - внедрения современных информационных и инновационных технологий в сферах культуры;
  • - увеличения объемов бюджетного и внебюджетного финансирования рассматриваемой сферы.

Требования к эффективности деятельности в сфере культуры также заложены в «дорожных картах», ориентирующих на повышение эффективности деятельности. При этом «дорожные карты» составляются на всех уровнях управления сферой культуры и включают федеральный, субъектовый, муниципальный, а также уровень управления учреждениями культуры.

«Дорожная карта» сферы культуры (распоряжение № 2606-р) также содержит систему показателей (индикаторов) развития сферы культуры и меры, обеспечивающие их достижение с 2012 - 2018 годы:

  • 1) увеличение количества посещений театрально-концертных мероприятий (по сравнению с предыдущим годом);
  • 2) увеличение количества библиографических записей в сводном электронном каталоге библиотек России (по сравнению с предыдущим годом);
  • 3) увеличение доли объектов культурного наследия, информация о которых внесена в электронную базу данных единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, в общем количестве объектов культурного наследия;
  • 4) увеличение доли представленных (во всех формах) зрителю музейных предметов в общем количестве музейных предметов основного фонда;
  • 5) увеличение посещаемости музейных учреждений;
  • 6) увеличение численности участников культурно-досуговых мероприятий (по сравнению с предыдущим годом);
  • 7) повышение уровня удовлетворенности граждан Российской Федерации качеством предоставления государственных и муниципальных услуг в сфере культуры;
  • 8) увеличение доли объектов культурного наследия, находящихся в удовлетворительном состоянии, в общем количестве объектов культурного наследия федерального, регионального и местного (муниципального) значения:
  • 9) увеличение доли публичных библиотек, подключенных к сети «Интернет», в общем количестве библиотек Российской Федерации;
  • 10) увеличение доли музеев, имеющих сайт в сети «Интернет», в общем количестве музеев Российской Федерации;
  • 11) увеличение доли театров, имеющих сайт в сети «Интернет», в общем количестве театров Российской Федерации;
  • 12) увеличение средней суммы одного гранта Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства;
  • 13) увеличение объема передвижного фонда ведущих российских музеев для экспонирования произведений искусства в музеях и галереях малых и средних городах России;
  • 14) увеличение количества виртуальных музеев, созданных при поддержке федерального бюджета;
  • 15) увеличение количества выставочных проектов, осуществляемых в субъектах Российской Федерации;
  • 16) увеличение количества стипендиатов среди выдающихся деятелей культуры и искусства и молодых талантливых авторов;
  • 17) увеличение доли детей, привлекаемых к участию в творческих мероприятиях, в общем числе детей;
  • 18) увеличение посещаемости учреждений культуры;
  • 19) увеличение количества предоставляемых дополнительных услуг учреждениями культуры.

Как видно из показателей (индикаторов) программ и отраслевой «дорожной карты» поставлена задача всестороннего развития отрасли. Показатели носят динамический характер, т.е. отражают изменения объема деятельности, а также численность населения, воспользовавшегося услугами учреждения культуры за период, характеризуют расширение (обновление) номенклатуры предоставляемых населению услуг (за период). Спектр, приведенных показателей, подразумевает дальнейшее установление показателей по всем видам деятельности учреждений сферы культуры всех уровней.

Приказом Минкультуры России от 15.12.2010 № 781 «Об утверждении ведомственного перечня государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) находящимися в ведении Министерства культуры Российской Федерации федеральными государственными учреждениями» утвержден ведомственный перечень государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) подведомственными федеральными государственными учреждениями, в качестве основных видов деятельности. Данный перечень содержит наименования государственных услуг по видам деятельности учреждений (театры, библиотеки, музеи и т.д.), направленность услуг по категориям потребителей (физические и юридические лица), единицы измерения государственной услуги и показатели, характеризующие качество государственной услуги.

Указанные показатели в качестве основных видов деятельности, соответствуют показателям, утвержденными постановлениями № 317 и № 186, и являются основными показателями эффективности деятельности учреждений культуры.

Приведенные в перечне показатели количественно измеряемы (значительная часть представлена в виде долей) и могут быть подвергнуты сравнению по аналогичным отчетным периодам (месяц, квартал, полугодие, год).

Также при разработке показателей эффективности предлагается обратить внимание на рекомендации № 920, в соответствии с которыми для создания региональной (муниципальной) системы показателей эффективности деятельности определен принцип формирования показателей с учетом:

соответствующих требований (пункт 5);

динамических характеристик (пункт 6);

дополнительных критерий показателей эффективности деятельности руководителей (пункт 7);

дополнительных критерий формирования показателей эффективности работников (пункт 8);

примерного перечня показателей эффективности деятельности государственных (муниципальных) учреждений культуры, их руководителей и работников по видам учреждений и основным категориям.

Принятые на федеральном уровне нормативные правовые акты нацелены на создание единой системы установления показателей эффективности деятельности в сфере культуры. Данная система определяет цели, задачи, показатели (индикаторы) развития сферы культуры Российской Федерации в целом, меры по их достижению на уровне учреждений, механизм доведения показателей деятельности до каждого работника, что соответствует принципу введения взаимоувязанной системы отраслевых показателей эффективности от федерального уровня до конкретных учреждения и работника.

В этой связи можно отметить, что система показателей эффективности деятельности включает в себя целостную систему показателей, охватывающую все уровни руководства сферой культуры (федеральный, региональный, муниципальный и уровень учреждений), все формы доведения до сферы культуры целей развития (устанавливаемых концепциями, долгосрочными и среднесрочными программами, а также годовыми заданиями), все виды деятельности, в которых сгруппированы учреждения сферы культуры. При этом система показателей должна носить сквозной характер от федерального уровня управления до управления деятельностью отдельного работника, с обязательным учетом специфики типа учреждений культуры по видам деятельности.

Достижение целевых показателей (индикаторов) развития сферы культуры обеспечивается составлением перечня мер их реализации. Такими мерами согласно отраслевой «дорожной карты» являются:

  • 1) создание механизма стимулирования работников учреждений культуры, оказывающих услуги (выполняющих работы) различной сложности, включающего установление более высокого уровня заработной платы, обеспечение выполнения требований к качеству оказания услуг, прозрачное формирование оплаты труда, внедрение современных норм труда, направленных на повышение качества оказания государственных (муниципальных) услуг;
  • 2) поэтапный рост оплаты труда работников учреждений культуры, достижение целевых показателей по доведению уровня оплаты труда (средней заработной платы) работников учреждений культуры до средней заработной платы в регионах Российской Федерации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»;
  • 3) обновление квалификационных требований к работникам, переобучение, повышение квалификации, приток квалифицированных кадров, создание предпосылок для появления в бюджетном секторе конкурентоспособных специалистов и менеджеров, сохранение и развитие кадрового потенциала работников сферы культуры;
  • 4) реорганизация неэффективных учреждений культуры.

Отраслевая система показателей (индикаторов) и меры их достижения создают необходимые условия для разработки и установления показателей эффективности деятельности для всех учреждений отрасли культуры. Эта работа проводится с учетом различий по видам деятельности, к которым относится учреждение. Выполнение показателей, установленных учреждению, должно обеспечить достижение указанных в программах и «дорожной карте» показателей (индикаторов).

Важным в развитии системы показателей эффективности деятельности в сфере культуры является установление адекватной системы показателей для оценки деятельности учреждений культуры.

Перечень критериев оценки деятельности федерального бюджетного учреждения, подведомственного Министерству культуры Российской Федерации утвержден приказом Минкультуры России от 27.11. 2008 № 208 (в редакции от 24.04.2013 № 444).

Установленные критерии оценки учреждений, среди прочих, ставят задачу перед учреждениями по выполнению целевых показателей эффективности работы учреждений, росту средней заработной платы работников учреждения в отчётном году (нарастающим итогом с начала года) по сравнению со средней заработной платой за предыдущий год и др.