Ключевые понятия социологии. Основные понятия социологии

Социология

Социология как наука . Огюст Онт тАУ основоположник социологии, наука об обществе. 1838 г. тАУ дано название науке.

Наибольший вклад в науку внесли нем мыслитель Карл Маркс, Эмиль Дюркгейм, нем социолог Маркс Вебер. Социология появилась в России в 60-е гг 19 вв. толчком явились публикации трудов О. Онта. Социологи в России: Михайловский Н.К., Ковалевский М.М. и др.

Такие теории могут относиться к конкретному предмету или модели полного общества. В программе бакалавриата сегодня применяются самые важные теории. Методы эмпирических социальных исследований - инструмент, с помощью которого социологи исследуют общество. Методами являются инструменты сбора данных, а также инструменты анализа данных, с помощью которых социологические знания собираются контролируемым образом. С помощью полученных данных можно создавать и проверять догадки. Данные также составляют основу для изучения общества.

В течение первых трех семестров будут представлены различные доступные инструменты. Помимо компетенций, связанных с основами и процедурой эмпирических исследований, область качественных социальных исследований связана с интерпретационными подходами к объяснению наблюдений. С другой стороны, количественные социальные исследования концентрируются на получении знаний посредством применения статистических методов.

Социология как учебная дисциплина . Первый курс социологии был прочитан в 1876 г. в США. Систематически стали преподавать в Европе в конце 19 в. В России в начале 20 века в ведущих университетах Москвы. В конце 20-х гг 20 века социологию объявили буржуазной лженаукой. На протяжении всего советского времени преподавалась марксистская версия социологии. было другое название исторический материализм. Преподавался курс научного коммунизма. Его сдавали в качестве гос экзамена. В 1988 г социологию восстановили в правах и постепенно она стала входить в учебные планы и с 1992 г преподается во всех вузах.

Применение приобретенных знаний к конкретным социальным явлениям обычно происходит на семинарах. Речь идет о конкретном наблюдении, описании и объяснении социальных проблем. Научные семинары призваны сыграть здесь особую роль: цель состоит в том, чтобы исследовать конкретную тематическую область и провести полный исследовательский процесс. Речь идет о том, как исследование работает определенным образом. Исследовательские семинары прошлых семестров, например, или.

Классические литературные семинары посвящены прикладным исследованиям других ученых, которые обсуждаются, сравниваются и анализируются. Тематический фокус социологического семинара предлагает широкий спектр различных тем. СМИ и коммуникации, организации, социальные сети, глобальное общество и глобализация, анализ функциональных областей современного общества. Помимо обучения студентов, исследования также проводятся на социологическом семинаре. Исследователи также предлагают мероприятия для своих проектов.

Социология как наука. Объект и предмет соц науки

Признаки науки:

В· Внешние (несущественные):

1. Наличие корпуса учёных;

2. Публикации или их наличие;

3. Организации и союзы;

4. Ученики (студенты, аспиранты);

5. Учебники.

В· Внутренние (существенные)

1. Использование научных методов

a. эмпирические

анализ документов (не обходится ни одно исследование) тАУ традиционный (изучение содержания текстов, Томас и Знаменский ВлПольский крестианин в Европе и АмерикеВ») и контент-анализ (это преимущественно количественное изучение текстовых массивов, производится подсчет смысловых единиц)

Это дает студентам понимание текущих фундаментальных исследований. На данный момент социологический семинар посвящен следующим темам. В курсе можно найти последнюю информацию о курсах. Обзор событий предоставлен серией лекций по социологии. В печатном виде эти книги доступны в зале за две недели до начала лекций перед комнатами для мероприятий на третьем этаже. Старые версии буклетов можно загрузить.

Степень бакалавра на факультете культурных и общественных наук составляет 180 кредитов в соответствии с Европейской системой передачи и накопления кредитов. Кредит соответствует средней рабочей нагрузке от 25 до 30 часов. Регулярный период обучения - 6 семестров. Курс также может быть выполнен неполный рабочий день. В этом случае продолжительность исследования увеличивается.

опрос тАУ анкетирование и интервьюирование

наблюдение тАУ включенное (это такой вид, когда исследователь участвует в наблюдаемой ситуации инкогнито или открыто) и не включенное (наблюдение со стороны)

эксперимент тАУ лабораторный (специально задаются условия, параметры ВлТюремный эксперимент Ф.ЗимбардоВ») и полевой (проведение в естественных условиях)

Социология как основной в учебном курсе

Социология может быть изучена либо в рамках основного учебного курса, либо в качестве основного или второстепенного, либо как часть интегрированного курса исследований в области культурологии. Учебные курсы состоят из основных и второстепенных. Социология может быть изучена в качестве основного или второстепенного в ходе учебного курса. На факультете культурных и общественных наук основной уровень бакалавриата обычно составляет 105 кредитов.

Эти лекции дополняются одной или двумя основными социологиями. Оставшиеся курсы первого семестра будут посещаться в несовершеннолетних или в бесплатных учебных заведениях. В период без лекции первый семинар проводится в социологии. В следующем семестре лекции по социологии коммуникации и методам будут продолжены со второй лекции. В этом семестре будет предложена лекция с сопровождающим семинаром.

b. теоретические:

функциональный тАУ в каждом соц явлении пытаются найти важные для общества функции

диалектический тАУ нужно изучать две стороны одной детали

Наличие корпуса учёных: Осипов Г.В. (академик, фронтовик отечественной войны), Кон И.С., Здравомыслов, Ядов В.А.

Публикации или их наличие : журнал ВлСоциологические исследованияВ» выпускается с 1974 г., является ежемесячным; ВлВестник московского университетаВ» серия 18, социология и политология; ВлОбщественные науки и современностьВ» , ВлСоциально гуманитарные знанияВ».

В осеннем семестре начинаются вводные лекции по социологии коммуникации и внедрению методов эмпирических исследований в области социальных и коммуникационных технологий. Если вы начнете учебу в весеннем семестре, вы начнете с двух проземинаров и лекций основных концепций социологии.

После завершения второго семестра этап оценки завершается вторым семинаром. В начале третьего семестра проводятся обсуждения ориентации, в которых дальнейший курс обучения планируется при поддержке лектора или лектора. В начале основного учебного курса студенты посещают последние обязательные курсы. Впоследствии исследовательский семинар будет посвящен впервые «избавлению от пальцев исследований». На исследовательском семинаре студенты разрабатывают собственные исследовательские вопросы и выполняют небольшой проект, который задокументирован в отчете об исследовании.

Организации и союзы : в рамках Рос Академии наук функционируют Институт социологии российской Академии Наук, ИСПИ РосАН. Немало орг-ций, которые занимаются изучением общественного мнения, т.е. проводят мониторинг общественного мнения. Их около 40. Самая известная тАУ ВЦИОМ. В кон 50 гг была создана советская соц ассоциация (ССА). После распада СССР была создано рос общество социологов. В этом году оно отмечало 40-летие. В Петербурге создано общество социологов имени М.М. Ковалевского. На каждом континенте есть ассоциации социологов. Важнее всего Международная Соц Ассоциация, кот объединяет социологов всего мира. 1 раз в 4 года проводится всемирный социологический конгресс. Последний состоялся летом 2006 г. в Южно-Африк Республике. Избирается президент МСА, сейчас им является Мишель Вевёрка,до него был Пётр Штомпка.

Во время основного исследования студенты посещают один и два из социологического семинара. После посещения основных семинаров два семинара будут написаны в период без лекций. Обзор исследования социологии в основной области представлен планом исследования. План исследования - это предложение о том, как может быть проведено исследование.

Как несовершеннолетний, каждый факультет, предлагаемый на факультете культурных и общественных наук, может считаться одним из основных. Если Университет Люцерна не предлагает определенного меньшинства, это может быть занято в другом университете. Университет Цюриха заключил соглашение о вторичных исследованиях. Вход и закрытие подчиняются положениям предлагающего факультета. Минимальный объем небольшой учебной программы - 55 кредитов.

Ученики : в Европе вузы выпускают 6000 человек социологов, в России около 2000 человек.

Учебники : их изобилие.

Монтсон: Влсоциология явл-ся наукой именно потому, что в ней есть место дискуссиям и она постоянно дает для них поводВ».

Объект тАУ это то, на что направлены усилия исследователей. В социологии они направлены на общество. О предмете невозможно говорить столь однозначно. Предмет тАУ это тот же объект, но выраженный в виде понятий, категорий, в виде специфического языка науки. Предмет тАУ это отраженная реальность. Если объект вокруг нас, то предмет там где он отражен головой или головами исследователей.

Социология как второстепенная в учебном курсе

Следующие предметы могут сочетаться с основной социологией. На факультете культурных и общественных наук младший обычно составляет 55 кредитов. В плане учебного исследования представлен обзор изучения социологии у несовершеннолетних.

Социология как основной в интегрированном курсе исследований в области наук о культуре

Социология также может быть изучена в Университете Люцерна в рамках интегрированного курса исследований в области культурологии. Интегрированные курсы обучения являются особенностью Университета Люцерна: они ориентированы на междисциплинарность и ориентированы на темы, в процессе обработки которых участвуют различные дисциплины.

Общество изучается не только социологами. Юристы, историки, экономисты. Другие науки исследуют специфические отношения. Социология исследует что-то общее для всех соц отношений или сфер. Что есть общее? Несколько подходов (парадигм) тАУ посмотреть в р.1 пособия.

Фролов: социология тАУ это наука, изучающая структуры общества, их элементы и условия существования, а также процессы, протекающие в этих структурах.

Для студентов, изучающих социологию как часть интегрированного курса исследований в области культурологии, применяются положения о курсах обучения в области культурологии. Обзор изучения культурных исследований с большой социологией представлен планом исследования.

Планирование обучения и курс обучения

Перспективы карьеры и углубленные исследования

Изучение социологии открывает широкий спектр профессиональных возможностей, но для этого требуется занятость в различных профессиональных областях и подготовка к желаемой деятельности. Социологи чаще всего активны в одной из следующих областей.

Социология тАУ стр.11 тАУ наука о закономерностях соц жизни людей в разл соц системах, обществах, институтах, процессах.


Позитивизм

Нормы создаются людьми. И когда самостоятельное значение нормы приобретают, то они оказывают на людей принудительное воздействие. В конце 19 века позитивистская методология стала подвергаться критике. Это связано с кризисом естественных наук.

Изучение социологии предназначено для обучения студентов, чтобы они могли выполнять требуемые управленческие задачи. Это включает в себя возможности решения проблем и аналитические компетенции на высоком уровне отражения. Это требует как общего, так и конкретно культурного и социологического образования, которое в первую очередь способствует рефлексивным, ориентированным на исследованиям навыкам.

Может быть полезно специализироваться в определенной предметной области в ходе учебы, пройти стажировку в области работы или работать научным помощником. В некоторых областях требуются дополнительные квалификации, которые могут быть приобретены во время или после курса.

Следом, возникает кризис методологии общественных наук, то есть тех наук которые опирались на методологию естественных наук. Но критика ещё и обусловлена тем, что обратили внимание на такой момент, общество и составляющие его индивиды существенно отличаются от природы, следовательно, их надо изучать с помощью другой методологии.

Следующие магистерские программы Университета Люцерна можно посещать со степенью бакалавра по социологии. Конечно, существует также множество других магистерских программ из университетов в Швейцарии и за рубежом. Болонская система не только позволяет студентам учиться за рубежом, но и относительно легко переходить в другие университеты Болоньи.

Курс можно взять как в осенний, так и в весенний семестр. Студенты должны зарегистрироваться на курс. Регистрация на осенний семестр. Заявитель на весенний семестр. Правила приема в Люцернском университете действительны для поступления в бакалавриат. Подробную информацию вы найдете в разделе «Регистрация и вход».

Общество состоит из индивидов, а индивиды обладают внутренним миром, имеют субъективную мотивацию своих поступков и действий. Действия наделяются символикой. Смысл значение символы это все элементы культуры. Следовательно, не является л социология наукой о культуре, тем более, что расшифровать смыслы, постичь символы невозможно с помощью естественнонаучной методологии. Позитивисты пытались объяснить социальные процессы, но вместо объяснения критики позитивизма предлагают понимание. Понимание тАУ это расшифровка внутреннего мира людей, мотивов деятельности и символов закодированных в культуре.

Правила, уведомления, формы, окончательные процедуры

Примеры учебных планов, учебных и экзаменационных постановлений, руководства

Социальный кредит, кредиты для учебы. Планы План исследования. . Степень бакалавра завершается бакалаврской диссертацией и бакалаврскими экзаменами. Зачисление производится в весеннем семестре в мае, в осеннем семестре в октябре. Данные экзамена дают вам информацию о сроках окончательной процедуры.

Для надзора за бакалаврскими диссертациями и устными экзаменами могут выступать продвинутые и ответственные члены социологического семинара. Это хорошая идея, чтобы связаться с возможными супервизорами на ранней стадии. Экзамен с исследовательским вопросом, планируемой процедурой, набросками и первой литературой облегчает контакт. Для некоторых преподавателей участие в подготовительном коллоквиуме обязательно, это следует учитывать при планировании степени.

Дельтей считал, что науки о человеке должны быть науками о духе. Его главный тезис заключается в следующим тАУ природу мы объясняем, а духовный мир тАУ понимаем.

Чтобы изучить позитивизм нужно познакомиться с трудами Дельтея.

Противоположное направление Позитивизма тАУ понимающая социология, неокантианство.

Макс вебер утверждал, что понимание человеческих действий достигается через интерпретацию присущих им значений. Значения могут быть двух видов:

Целесообразно рассмотреть лиц, которые уже знакомы с семинаров и уже подготовили семинар. Общество является объектом изучения социологии, но этот ответ не говорит нам о многом, поэтому лучше всего рассмотреть центральные темы, которые больше всего интересуются социологией.

Эта концепция основана на предположении, что реальность не хаотична, напротив, стабильность преобладает среди элементов, которые ее составляют. Такая устойчивость не должна быть связана с жесткими и статическими структурами, напротив, динамический характер преобладает в большинстве из них. В каждом человеческом обществе социальная структура может быть идентифицирована с большей или меньшей степенью сложности.

1. мотивированные значения, те значения, которые определяются самим действующим субъектом.

2. культурные значения тАУ те значения, которые определяются группой, которой принадлежит действующий субъект.

Не отвергают позитивистскую теорию, но в качестве дополнительной методологии. Что же произошло с позитивизмом после того как неокантианство приобрело такой вес и звучание, когда оно стало актуально. Был преодолен кризис позитивистской методологии и после это позитивизм стали называть неопозитивизм.

Концепция структуры может быть определена как совокупность отношений относительно стабильных единиц, эти единицы являются социальными субъектами, которые участвуют в социальной системе, играющей роли с другими участниками. Некоторые из характеристик социальной структуры можно резюмировать в следующем.

Структура понимается как система регулируемых и регулируемых общественных отношений, которые преобладают для конкретных людей и предшествуют им. Шаблонные схемы действий можно понимать как формы дела или того, которые приходят социально и соответствуют социально упорядоченным единообразиям. Социальные структуры связаны с различными стандартизованными формами упорядочивающих отношений, социальных расстояний, иерархий и зависимостей отдельных лиц и групп по отношению к другим. Общая структура общества формируется набором подструктур или конкретных структур, которые взаимосвязаны очень разнообразным образом.

Позитивизм возродился в форме коллективной рефлексологии. На какую же науку опирается коллективная рефлексология тАУ на физиологию нервной деятельности.

На западе данное направление звучит по другому - бихевиоризм.

С позиций бихевиоризма человеческое поведение укладывается в такую формулу тАУ Влстимул - реакцияВ».

Питирим Сорокин тАУ Влпреступление и кара, подвиг и наградаВ». Эта работа издавалась много раз. В ней много примеров приводится на формулу Влстимул-реакцияВ».

Социология 20 века.

1. В ней появились много новых направлений, теорий,

2. Бурное развитие приобрела эмпирическая социология

3. Центром развития социологической науки стала США, что связано с меньшим количеством препятствий, многие ученые переехали в США.

Эмпирическая социология

Толчком для развития данного направления стал труд Т. Изнаненский. Здесь использовался активно такой метод. Очень важным моментом в этом труде является приложение, где подробно излагается методика социологического исследования которое проведено. После публикации этого труда многие социологи загорелись эмпирическим трудом. Многие кинулись на изучение социального дна, об этом говорят многие названия - шайка, бродяги и другие. Но не только негатив и социальное дно изучалось, изучались также трудящиеся Элтоном Мейлом. Эксперименты проводились на ткацкой фабрике. Вначале ученые исследовали производительность труда, опираясь на традиционную методологию, определялись условия труда. Экспериментаторы меняли эти условия труда. Люди знали, что проводится эксперимент и старались. Затем применили другую методологию и были достигнуты большие результаты.

Затем активизируются новые теории. Нужно сказать что появилось два важных направления - Макросоциология и Микросоциологии. Макросоциология тАУ объективная социология. Микросоциология тАУ изучается личность, субъект деятельности, субъективная социология. В рамках макросоциологии существует множество направлений тАУ функционализм (Т. Парсонс, Мертен) тАУ социальное равновесие, теории социального конфликта (Козер, Дафендорф) тАУ основное внимание социальным изменения.

В микросоциологии существовали следующие направления тАУ символический интеракционнизм, феноналогическая социология (Джордж Мид).

Микросоциология

Для Парсонса тАУ общество это цельная система. Классы, группы и слои тАУ это структура общества. Каждая структура наделена функциями важными для общества и его членов. Все вместе взятые структуры обладают полным набором функций тАУ это означает что все потребности общества и человека удовлетворяются. Полный набор тАУ то есть функциональное равновесие, а если какая-то структура не выполняет функцию, то функциональное равновесие нарушается. Парсонс выделил главные функции социальной системы:

1. Адаптационные функции

2. Функции цели достижения

3. Функции интеграции (исполняются правовой подсистемой)

4. Функции воспроизводства структуры (обеспечиваются с помощью подсистемы социализации)

Если хочешь найти объяснение определенного общественного явления, то ищи функцию, которую оно исполняет в более широком социальном или культурном контексте.

Интеракции - межличностные отношения:

1. Символическое взаимодействие. Люди не реагируют на стимул непосредственно, а интерпретируют этот стимул.

2. Несимволическое взаимодействие. Отвечает формуле стимул-реакция.

Феноменологическая социология

Весь мир пронизан субъективным смыслом, этот смысл подлежит интерпретированию. Формула: мир таков, каков мы его представляем.

Основатель тАУ Альберт Шульц. Он обозначил проблему интерсубъективности тАУ согласованности действий. Вывод он вывел такого что существует у людей взаимность перспектив, говоря обычным языком это означает что язык один, география одна и так далее. Современными феноменологами изучается контекст интерпретации смысла.

Некоторые новые направления феноменологической социологии 21 века: глобальная социология, социология мировых систем, социология постмодерна, феминистская социология.

Понятие общества в социологии

Страна понятие географическое. Мы не редко встречаем понятие общество трезвости. Что же такое представляет собой общество. Есть различные варианты. Нет единого подхода и наверно его быть не может. С точки зрения социологии тАУ это область имперической действительности, потому что мы имеем ввиду не физические объекты, а отношения между людьми. Отношения складываются в результате взаимодействия, то есть это такая империческая реальность, которая представлена социальными отношениями. Общество тАУ это совокупность явлений коллективной жизни.

Для неокантианцев нет ничего кроме действующих и взаимодействующих индивидов. Общество тАУ это элемент, но его как бы нет. Оно есть в нашем воображении, нам так удобно мыслить. Складывается сеть отношений индивида с другими людьми. Можно образно представить эти отношения в виде паутины. Этот индивид не один единственный. Недаром эти концепции принято называть сетевые концепции общества. В середине этой паутины находится человек. Общество является взаимодействием на любом уровне с позиции неокантианства.

С точки зрения позитивизма (объективистский подход) общество тАУ это сложнейшая система состоящая из каких-то структур. Этими структурами могут являться социальные группы, организации и так далее, а также этими структурами могут являться сферы жизни. Общество можно представить как совокупность 4х сфер (экономическая, духовная и так далее). Общество это также и социальные институты. Поэтому общество можно рассматривать и как совокупность общественных институтов (семья, производство, религия, культура, есть и второстепенные институты). Общество как совокупность социальных групп. В обществе очень много групп, групп больше чем индивидов, потому что каждый индивид входит в состав десяти и более групп. Поэтому выделяют группы по признакам (возраст, пол, профессиональные группы). Таких признаков огромное множество.

Позитивисты говорят о том, что общество тАУ это такая группа людей, которая состоит из множества других групп и является самой большой группой, то есть она не является частью другой группы. Парсонс предложил такую характеристику этой самой большой группы тАУ эта группа должна быть самодостаточной (должна сама без внешнего воздействия удовлетворять все потребности). Исторически первой такой группой явилось первобытное стадо. По мере развития самодостаточными становятся другие группы, например, население какой-то страны. В чем сложность такого анализа. Признаки самодостаточной группы. Предложил Шилз. Вот некоторые из них:

1. Общая территория

2. Общая культура и история

3. Население пополняется путем деторождения

Вместе с тем Шилз называет факторы, которые создают и сохраняют общество:

1. Центральная власть

2. Согласие. Общая идея, которая всех объединяет.

3. Территориальная целостность

Если согласие, как наличие общей идеи, то сложнее говорить об обществе как таковом в России.

Глобализация несет с собой усиление различной взаимозависимости государств и различных обществ.

Всё таки есть мнения что Россия сохранилось как самодостаточное общество:

1. Россия занимает 10 процентов населения земли

2. Россия составляет 2.10 процентов населения земли

3. Большие запасы сырьевых ресурсов на относительно небольшое население.

Бесспорно одно, что люди взаимодействуют и в результате этого формируют общества.

Общество тАУ это совокупность исторически сложившихся способов взаимодействия и форм объединения людей, в котором находят выражение и взаимная зависимость друг от друга.

Типология обществ

Признаки для типологии:

По наличии письменности выделяют два вида:

1. Дописьменные общества

2. Письменные общества

По числу уровня управления и степени социального расслоения:

1. Простые общества. Число управлений минимально

2. Сложные общества.

По способу добыванию средств существования:

1. Общество охотников и собирателей. Примерно 5000 групп занимаются этим

2. Общество скотоводов и огородников. Примитивные орудия труда

3. Земледельческие или аграрные общества. Используется плуг

4. Промышленные или индустриальные общества.

По форме производства и форме собственности:

1. Первобытное

2. Рабовладельческое

3. Феодальное

4. Буржуазное

5. Коммунистическое общество. Совпадает по признаку господства с первобытным в том что общественная собственность используется на средство производства

Некоторые утверждают, что капитализм уступит место социализму.

По технико-технологическому уровню развития:

Даниэл Белл выделяет только три типа:

1. Доиндустриальное. Большинство трудится в сельском хозяйстве

2. Индустриальное. Большинство занято в промышленности

3. Постиндустриальное. Большинство заняты в сфере услуг.

Некоторые вместо постиндустриального выделяют информационное общество, сфера, где циркулирует информация. Некоторые считают, что это является 4 типом.

По политическим режимам:

3. Демократические

Они отличаются контролем за индивидом.

Х. Арендт Влистоки тоталитаризмаВ». Глобальные сети = транснациональные корпорации + национальные и международные корпорации.

По языковому признаку:

Выделять все сложнее.

Базовые элементы социальной жизни

Человек с целью удовлетворения потребностей действует каким-либо образом, но не каждое действие носит социальный характер. С точки зрения Вебора выделяется два признака:

1. Рациональность действия, его осознанность

2. Ориентация на поведение других людей.

1. Индивид открывает зонт во время дождя

2. Столкновение двух физических тел

Вебору интересно как будут действовать индивиды. Большую роль уделяют ожиданию индивидов:

1. Эпизодическое ожидание

2. Устойчивое ожидание

Те взаимодействия которые носят устойчивый и упорядоченный характер являются социальными отношениями. Их множество. С помощью каких-то типов отношений удовлетворяются потребности людей. Следовательно, эти отношения нужно закрепить. Для этого формируются социальные институты.

Социальная группы и социальные организации.

Социальная группа тАУ это совокупность индивидов взаимодействующих определенным образом на основе разделяемых ожиданий в отношении друг друга. Формируются социальные организации. Социальные организации тАУ это такая социальная группа, созданная для достижения каких-то целей и имеющая высокоформализованные структуры.

Социальная группа

Социальность тАУ это связанность людей. Люди вынуждены объединятся.

Социальная агрегация, скопление тАУ люди в метро. В результате агрегация превращается в неустойчивую эпизодическую группу.

По характеру взаимодействия выделим 2 группы:

1. Номинальные. Искусственно выделенная исследователем группа для статистического или социологического анализа. Например, телезрители.

2. Реальные

РЕАЛЬНЫЕ ГРУППЫ - Группы которые складываются объективно в силу совместного характера человеческой деятельности и благодаря схожим условиям деятельности.

Они делятся на устойчивые и неустойчивые.

l Устойчивые группы - фиксированные в социальной структуре общества. Они наиболее важны в жизни общества.

l Неустойчивые группы - не фиксированные в социальной структуре общества.

Устойчивые группы имеют множество видов:

l статусные группы (показывают на высокий статус)

l профессиональные группы (врачи, учителя)

l территориальные группы (по месту жительства)

Неустойчивые группы. Речь пойдет о массовых сообществах. Масса как неопределенное множество людей, но это множество под воздействием определенных факторов может структуироваться и приобретать империческое существование.

Массовые сообщества - такое название т. к в них входят представители разных фиксированных слоев общества (толпа: бедные и богатые, горожане и селяне).

Виды массовых сообществ:

l толпа- собрание людей, объединенных в замкнутом физическом пространстве общностью интересов и национальной настроенностью. Признаки:

1. Анонимность. Толпа как единый организм.

2. Непредсказуемость. Именно в толпе люди ведут себя расковано и не задумываются над своими действиями.

3. Неуязвимость. Поскольку индивиды чувствуют себя анонимными, то возникает признак бесконтрольности.

ВИДЫ ТОЛПЫ. В зависимости от способа формирования и их поведения.

1. Случайная толпа - собрание людей, заранее не запланированное. (появление знаменитости в людном месте, происшествие).

2. Обусловленная толпа - собрание людей, заранее планирующееся. Обусловлена в том смысле, что действия находятся под воздействием заранее обусловленных норм (футбольный матч-все знают о его проведении)

3. Экспрессивная толпа (танцующая толпа)-возникает в целях личного удовольствия и тут активность людей является целью (карнавал, массовое шествие, дискотеки). Цель: эмоциональная разрядка, участники испытывают экстаз - восторженно возбужденное состояние.

4. Действующая - действие направленно на какую-либо цель. Чаще всего действует агрессивно. Нет никаких здравых размышлений, и все как один подчиняются какому-то порыву.

МЕХАНИЗМ ОБРАЗОВАНИЯ ТОЛПЫ - Р.Тернер говорит о том что толпа возникает сиюминутно и внезапно.

Группы бывают

1. по размеру: большие (носят оперативный характер) и малые(непосредственный характер взаимодействия).Небольшое количество индивидов входящих в группу лиц и непосредственным личным контактом. Нижняя граница 2-3 человека. Верхняя -условная.

2. по характеру взаимоотношений: Первичные (основные, изначальные) и вторичные (созданные для достижения какой-либо цели).

3. по способу закрепления взаимоотношений: формальные (закреплены в официальных документах) и неформальные (отношения официально не закреплены).

l аудитория - общность людей, объединенная взаимодействием с коммуникатором (индивидом или группой, владеющей информацией и доводящей ее до общности).Например: случайно собравшиеся люди слушают уличного оратора и т.п. Аудитория это не обязательно собрание людей в замкнутом пространстве. Аудитория может быть дискретна, и распределена по всей стране, а в роли коммуникатора выступит радио или телевидение. Связь в аудитории односторонняя. Информация может быть вербальная, музыкальная.

l публика-объединение людей по духовным интересам (слушатели симфонического концерта). Публика как социальное явление возникла в 19 веке благодаря технической возможности тиражировать и относительно быстро распространять периодические издания.

l массовое движение-объединение множества людей, которое в своих действиях реализует действия социального или политического характера. Направлены либо на изменение общества либо на недопущение изменения (движения против расовой дискриминации). Характерны общие цели, осознанное членство и общие ценности.

Социальные институты

Все взаимоотношения определяются социальными аспектами. Совокупность норм в определенной сфере человеческой деятельности. Это, прежде всего устойчивая система отношений, в которой закреплены определенные нормы, правила отношений, статусы и воли, а также существует контроль за исполнением норм.

Социальные институт- это устойчивая система отношений и социальных норм, которая объединяет какие-либо общественные ценности и способствует удовлетворению основных потребностей общества.

Институционализация-процесс возникновения и формирования социального института, возникает с возникновением новой потребности.

Для воспроизведения отношений формируются нормы, правила, образцы, возникают обычаи и другие правила и чтобы исключить или минимализировать отклонения

Есть фундаментальные потребности, которые не исчезают. Альберт Иванович Кравченко называет пять таких основных институтов соответствующих пяти фундаментальным потребностям.

1. Потребность в воспроизводстве рода. Из этой потребности вырастает институт брака и семьи

2. Потребность в безопасности. Эту потребность реализуют государства и политические институты

3. Потребность к средствам существования. Институт производства материальных благ

4. Потребность к передаче жизненного опыта. Из этой потребности вырастают институты образования

5. Духовные потребности. Из него вырастает институт религии.

Кравченко выделяет ещё два вида институтов:

1. Главные.

2. Неглавные

Семья как главный институт но в его рамках развиваются неглавные институты (родства, наследования и другие).

Институт как и общество развивается, эволюционирует. С внешней импирической стороны это совокупность индивидов наделенных материальными и нематериальными средствами деятельности.

Выделяют четыре признака института:

1. Образцы поведения

2. Символы

3. Утилитарные атрибуты

4. Идеология

Функция тАУ это результат деятельности. Результаты могут быть:

В· Ожидаемыми. Если результат ожидаемый то речь идет о явных функциях

В· Неожидаемыми. Если результат деятельности неожидаемый то скрытые функции

В· Желаемый результат.

В· Нежелаемый результат. Нежелаемый результат - дисфункция

Кто первый заговорил о латентных функциях тАУ французский социолог - Ле Блен.

Социальные организации

Организация это некая группа созданная для достижения цели и высокоформализованная. Большинство социальных групп существует в виде организаций. Потому как присутсвует эффект синнергии. Синнергия тАУ это определенная эффективность, содружество. Этот эффект заключается в том что результат совместных действий, не равен сумме результатов совершенных по одиночке.

Александр Ильич:

Признаки:

1. Деятельность организации должна быть скоординирована

2. Имеет высокую степень формализации

Социальная организация это группа ориентированная на достижение взаимосвязанных специфических целей и имеющая высокоформализованные структуры. Организация сложна, поэтому выделяют элементы:

В· Социальная структура. Касается шаблонно-регулируемых аспектов поведения людей Социальная структура рассматривается через:

o нормативная система тАУ совокупность норм, циркуляров, правил и другие.

o Сантименты - привязанность и неприязнь, принятие и отторжение, различные чувства

В· Цели тАУ бесцельных организаций не бывает. Цель системы организации - Стремление сохранить организацию. Организация функционирует ради самого функционирования.

В· Члены организации или участники. Некая совокупность индивидов, каждый из которых обладает и соответствует своей должности. Все вместе индивиды представляют собой персонал.

В· Технология. Знание как использовать средства деятельности, как реализовывать эти средства и как их преобразовывать.

В· Внешнее окружение. Организация не может быть изолирована. Она вырабатывает стратегию поведения:

o Буферная стратегия, то есть стремление к изоляции. Ориентирование на самоизоляцию. Не может быть полной изоляции, однако, есть такая тенденция. Возникает некая секретность.

o ВлНаведение мостовВ». тАУ открытость, нужно знать потребности дугих организаций, контактировать с ними.

Каждая организация занята управляющей деятельностью в своей организации. Эта группа людей называется бюрократией. Бюрократия тАУ это организация состоящая из ряда лиц должности и посты которых образуют иерархию. Бюрократия произошло от слова ВлбюроВ». Бюрократия в современном мире связано с усложнением организации.

Возникает немало теорий Бюрократии.

Маркс считал - Бюрократия тАУ это эгоистическая группа которая превращает власть и государство в частную собственность. То есть использует свое положение в личных целях. Настоящее время подтвердило теорию.

Вебер тАУ исходил из того что бюрократия необходима, но требуется её совершенствовать до той степени чтобы она была максимально эффективной. Признаки эффективной бюрократии:

1. Иерархия

2. Рационализация

3. Деперсонализация

Наверху это иерархии должны быть самые квалифицированные.

Работать нужно соблюдая инструкции

Мертон тАУ подверг сомнению эту теорию. Бюрократы воображают себя элитой общества и пренебрежительно относятся к остальным.

При иерархии искажается передача информации от одного звена к другому.

Рационализация ведет к формализму. Соблюдение инструкции становится самоцелью, отсюда утрачивается творческий подход и постепенно формализм может привести к плаченым результатам.

Деперсонализация тАУ ведет к отчуждению живых людей. Инструкции и только инструкции.

Мишель Розье тАУ как сделать работу эффективной без ревизий и контроля. Он выделил основные функции бюрократии:

1. Прогноз и планирование

2. Подсчет ресурсов

3. Контроль за исполнением решений

Тенденция к росту аппарата и возникновение новых подразделений

Сколько в РФ чиновников? тАУ социологи приводят следующие данные: СССР перед распадом тАУ имело население 300 млн. человек, чиновников тАУ 400 тысяч человек. РФ тАУ 2006 года население 143 млн. человек, чиновников тАУ 1 млн. 300 тысяч человек.

Александр Зиновьев тАУ бюрократии мало было. Сколько было лиц занятых в системе управления СССР накануне распада- 10-12 процентов, что сравнительно мало.

Паркинсон : В результате за 14 исследуемых лет чиновничество возросло на 78 процентов, количество служащих и объекм работы совершенно не связано между собой.

Бюрократия нужна но в тоже время её нужно приручить.

Управление

Проблема управления персоналом всегда актуальна. Поэтому много теорий тАУ Тейлора, и теория Мейло. Тейлор тАУ обращал внимание на физические материальные стимулы. У Мейло акцент сделан на учет сантиментов человека.

Социальные изменения

Это различные перемены, происходящие в течении некоторого времени в социальных структурах. Это достаточно широкое по объему понятие и охватывает такие понятия как: эволюция, революция, прогресс, регресс, процесс, трансформация, модификация, модернизация и др. Многие из них означают переход социальной системы из одного состояния в другое.

Эволюция тАУ это постепенные количественные изменения, которые приводят к новому качественному состоянию.

Революция тАУ внезапные, коренные, фиксированные изменения, которые глубоко затрагивают основание общества. Слово ВлпереворотВ» нередко применяется в качестве синонима. В этом смысле события октября 1905 года по праву можно называть революцией. События 1991 тоже можно назвать революцией: произошла смена ценностей, но поскольку Россия после 1991 года вернулась к экономическому устройству, которое было до 1917 г., то события 1991-1993гг. можно в этом смысле назвать ВлконтрреволюциейВ» - возврат к чему-то старому. Таким образом, в понятии ВлреволюцияВ» есть элементы субъективизма.

Процесс тАУ Влэто любое изменение, любое движение трансформации, модификации революции в течении какого-либо времениВ» (Петерим Сорокин) . Определенное поступательное движение в определенном направлении. Это процесс, который неуклонно приводит социальную систему у лучшему состоянию тАУ более полной реализации важных общественных ценностей, достойное и справедливое состояние.

Регресс тАУ это процесс, который отдаляет общество от желанного состояния.

Прогрессивное изменение тАУ социальное изменение, когда социальная система усложняется. Регрессивное состояние тАУ социальное изменение, когда социальная система упрощается.

ВлПригородная революцияВ» - те, кто имеет средства и возможности тАУ переезжают жить в пригород.

Трансформация тАУ социальный сдвиг, при котором происходят радикальные изменения в основных сферах жизни общества. Социологи связывают этот термин с тектоническими сдвигами земной коры.

Концепции социальных изменений.

1. Теории линейного развития социальных систем.

ВаСторонники: К.Маркс, Конт, Спенсер, Энгельс и др. Дискутировался вопрос: Вл Какое изменение предпочтительнее? Революционное или эволюционное?В»

ВаКонт и Спенсер придерживаются теории эволюционного развития.

Маркс и Энгельс ВлМирный путь предпочтителен, но власть необходимо захватить революционным путемВ»; ВлРеволюция есть праздник угнетенныхВ»; ВлРеволюция есть локомотив историиВ» - время спрессовывается, за короткий период происходит очень много событий и процессов, которые бы в условиях социальной эволюции протекали в течении долгого времени. Общество резко вырывается вперед своим развитием.

Роль революции в значении развития общества не опроверг ни один исследователь.

Петерим Сорокин выделяет два этапа революции:

В· Разрушительный

В· Созидательный

Серьезные исследователи революции пытаются найти ответы на множество вопросов, связанных с революцией:

В· Каким образом сплетаются воедино факторы, ведущие к революционному взрыву?

В· Как получается, что годами погруженные в апатию люди выходят на улицы, строит баррикады, борются и побеждают?

В· Как из поколения в поколение передаются революционные традиции?

Только у нас в России решено: ВлРеволюция это плохоВ».

2. Теории циклических изменений

Таких теорий множество за историю человечества. Прообразом таких теорий явилась теория Николая Яковлевича Данилевского, который еще во второй половине 19 в. Написал книгу ВлРоссия и ЕвропаВ», где изложил основу своей концепции тАУ концепции ВлКультурно-исторических типовВ». Локальные цивилизации, которые проходят некий цикл развития. Полный цикл развития аналогичен развитию живого организма (зарождение-рост-расцвет-деградация-отмирание). То есть, развитию свойственен прогресс и регресс. На смену старых цивилизаций приходят новые. Автор анализирует извечную проблему отношений России и Европы и формулирует вывод: ВлРоссия всегда будет отвергаемы Европой и никогда не станет полноправным членом Европейского союзаВ».

Социологические теории циклических изменений.

В. Парето: В условиях равновесия у власти находятся те, кто действует в порядке стабильности. Но позже их заменяют те, кто склонен к риску и инновации. Таким образом, образуется цикличность.

Н.Макиавели: Лисы-сторонники риска, Львы тАУ сторонники стабильности.

Данилевский:

1. чувственный тип, когда преобладает стремление к наслаждению

2. умозрительный тип, когда господствует стремление к духовному богатству

3. идеалистический, переходный тип.

Социальный цикл тАУ определенный ряд изменений, последовательность которых образует кругооборот в течении какого-то промежутка времени.

Формы социальных циклов

2. Круговая (с-х, производственный цикл, управленческий производственный цикл)

3. По спирали - винтообразное движение элементов, которое тянет всю систему к новому состоянию

4. Волновая тАУ имеет математическое изображение (социальный конфликты, забастовки).

Продолжительность циклов меняется. Например:

1. Смена поколения людей

2. Смена поколения машин

Факторы социальных изменений

1. Демографический

2. Технологический (мобильный телефон)

3. Идеологический ВлЕсли идеи овладевают массами, они становятся материальной силойВ» К.Маркс.

4. Политический

5. Экономический и т.п

Классификация социальных изменений

1. По объему

В· Частичные

2. По значению для общества

В· Значительные (изменения в моде)

В· Незначительные (распад Союза)

3. По характеру

В· Эволюционные

В· Революционные (изменения глубинны и радикальны, затрагивают главнее ценности общества) (переход к рыночной экономике - переход к капитализму тАУ состояние депрессии)

4. По управляемости

В· Контролируемые

В· Не контролируемые (рост терроризма, наркотики)

5. По последствиям

В· Функциональные

В· Дисфункциональные

6. По форме

В· Линейные (необратимые)

В· Циклические (обратимые)

Социальная структура и социальная стратификация

1. Понятие социальной структуры и социальной стратификации. Критерии стратификации. Модели стратификации.

2. Исторические типы стратификации (готовим самостоятельно!)

3. Социальная мобильность. Факторы

4. Социальная структура и стратификация в современном обществе. Тенденции и изменения.

Социальная структура есть определенный способ связи и взаимодействия элементов социальной системы.

Неоконтианство: в качестве элементов системы выступают индивиды, но не как таковые, а их статус и роли в социальной системе, нормы и ценности на которые они опираются

Позитивисты: в качестве элементов системы выступают большие группы. В основе социальной культуры находятся признаки различия меду людьми. Есть множество социальный структур.

В· Структура по признаку пола.

1. Мужчины

2. Женщины

Каждый из нас находит место в этой структуре. Это самая простая структура.

В· Структура по признаку возраста

В· Структура по признаку профессии и т.п

В основании лежит признак и отличия. Их много (половозрастной, профессиональный, тер

Вместе с этим смотрят:









Прежде всего, необходимо выяснить: что такое социология как наука выяснить структурные компоненты и уровни социологических знаний; определить основные функции социологии.

Социология - молодая наука, которая изучает наиболее сложный, изменчивый объект - человеческое общество, его структуру, законы развития, поведение человека. Это и наука, формирует и утверждает взгляд на гражданское общество как взаимосвязанную целостность, которая постоянно находится в состоянии изменчивости и развития. Именно эта наука выясняет место и функции каждого социального явления и процесса, дает людям нужны ориентиры, помогает понять обстоятельства жизни, которые их окружают в безграничном процессе человеческих отношений. Физики, химики, биологи, кажется, знают тайны Вселенной, а социологи продолжают спорить о том: что такое общество, которое оно, почему постоянно меняется, усложняется, приобретает новые формы?

Проявления действия социологической науки мы нередко наблюдаем, она для нас не вполне новым феноменом. В последнее время стали очень популярными опрос населения по различным проблемам. С одной стороны, с развитием рыночных отношений не только в экономической сфере, но и в других (политика, культура и т. Д.) Происходит стремительный процесс появления социальных заказов на подобного рода исследований. их можно отнести к сфере маркетинговых исследований (товарный маркетинг, политический, социальный). Хотя и большинство такого рода "исследований" достаточно мало имеет общего с социологией, применяет только ее инструментарий. Это своего рода рекламные и маркетинговые мероприятия многих фирм и компаний, часто проводятся на недостаточном профессиональном уровне, чем и дискредитируют эту науку.

Но не только "социологическим опросам" определяется и определяется эта наука. Социология включает в себя «теорию» общества, выступает как теория и методология всех других общественных и гуманитарных наук. Все общественные науки, которые изучают различные аспекты жизни и деятельности общества, всегда содержат в себе так называемый "социальный аспект", то есть закономерности, которые исследуются в той или иной сфере общественной жизни, реализуются через деятельность людей. Социологию определяют как универсальную науку об обществе. Техника и методика изучения деятельности людей, методы социального измерения, разработанные социологией, необходимы и используются всеми другими общественными науками. Кроме того, сложилась целая система исследований, проводимых на стыке социологии и других наук. Эти исследования получили название "социальных исследований" (социально-экономические, социально-политические, социально-демографические и др.). (Таким же образом построена структура отраслевой социологии »).

Социология имеет много общего с различными общественными и другими дисциплинами. С одной стороны, она отражает социальную философию и историю философских учений, с другой стороны - она, на первый взгляд, очень много имеет общего с журналистикой (именно о методах сбора информации) и психологией. Иногда ее трудно отличить от статистики, демографии, математики. Для тех, кто впервые сталкивается с ней, оно так и выглядит.

Перейдем же к обзору структуры социологических знаний.

Первое подразделение - социологическая теория - дает общее представление о социологии как науке, определяет ее предмет, структуру и круг основных задач, то есть функций, определяется место социологии в системе общественных наук и ее практическая значимость. Далее начинается изучение общества по формированию отдельной личности и ее "погружения" в океан общественной жизни. Все это можно отнести к социализации личности, приобретение (освоение) ею социальных признаков и черт, которые помогают человеку жить и действовать в обществе. Рассматривается взаимосвязь личности, общества и культуры. Большое внимание уделяется и механизма социальных и межиндивидуальных взаимоотношений - социальным связям и отношениям, институциональным связям как наиболее необходимых и главных.

В разделе о социальных общности и социальной структуре идет речь об особенностях создания и функционирования групп, общностей, а также о механизме ее конфигурации и ранжирования по каждому. Социальная стратификация и социальная мобильность являются основными измерениями развития общества. Кроме того, социология объясняет и различные процессы и явления, которые происходят как в сфере поведения групп, так и в достаточно больших общностях и характеризует многообразие общественного развития.

Хотя социология - как самостоятельная наука - появилась в конце ХVШ - начале XIX в., Она считается довольно молодой и относительно недавно ее начали широко внедрять в образовательную сферу общества. Знания об обществе зарождались с давних времен. В своих философских размышлениях мыслители и Античности, и Средневековья достаточно много уделяли внимания изучению общественной жизни. Однако это знание мало достаточно мировоззренческий, мистический характер и не содержало элементов научности, "истинности". Только с формированием нового класса - буржуазии, с новыми общественными отношениями, знания об обществе начало приобретать тех элементов, на которых и базируется современная общественная наука. Именно этот аспект и изучает история социологии. Раздел истории становления и развития социологии содержит данные о возникновении, основные этапы развития и исторические формы и направления социологического знания. История социологии изучает то, как знания об обществе виокреслюються с многомерности человеческого опыта и приобретают форму эмпирически (практически) обоснованной научной теории. История социологии делится на несколько подразделов, где описываются:

■ становления социологии как науки;

■ основные течения и направления развития социологии в XIX и XX вв.;

■ развитие мировой социологии XX в., Основные современные парадигмы;

■ основные направления развития российской и отечественной социологической мысли.

Достаточно весомым разделом в структуре социологического знания является методология социологического исследования и методы сбора и анализа социологической информации, где дается изложение о:

■ программирования социологического исследования, его этапы и процедуры;

■ организацию, процедуры и особенности исследования;

■ основные методы сбора информации (опрос: анкетный, интервью, экспертное, метод наблюдения; эксперимент; социометрические и психологические методики, метод анализа документов и др.).

Именно в этой области социология напоминает журналистику и наиболее сталкивается со статистикой и математикой.

Последний подразделение в структуре социологического знания повествует об отраслях и направлениях развития социологии. Социология делится на отдельные пидтеории, которые изучают основные формы и виды деятельности людей, теории, возникающие на границе социологии и других дисциплин. В дальнейшем нашем курсе всего внимания уделяется изучению социологии труда, быта, экономической социологии, социологии политики, общественных движений, общественного мнения, социологии права, социологии воспитания и др.

Социология в переводе с латыни означает "наука об обществе" или "учение об обществе», или, иначе говоря, вся общественная наука (обществоведение). Социология - наука о законах становления и развития общества в целом, социальных отношений и социальных общностей. На первый взгляд, социолог изучает индивиды и группы. Но это не совсем так. Он изучает связи, которые создают эти различные группы. Индивид и группа - это совокупность связей, особых, социальных, которые порождают сложные социальные структуры: лицо, общество, культуру, государство, право, мораль, науку, семью и т. Д.

Таким образом, социология - это универсальная, всеобщая наука об обществе. Конечно, объектом изучения многих наук является человек, его деятельность (экономическая, историческая, политическая, культурологическая, психологическая, демографическая и др.), Общество в целом, но все они изучают общество только в определенной сфере отношений (экономических, политических, культурных и т.п.). Социология изучает общество как целостный организм во всех взаимосвязанных структурах и сферах.

Социология имеет свой чисто социологический подход, отличный от вышеуказанных наук, а именно: общество рассматривается как функционирующая система во всех сферах, проявлениях жизни. Эта система имеет структуры, институты, включает в себя общественные группы, действия конкретных лиц, которые имеют свои цели, интересы и потребности. При таком подходе человек - не какой-то абстрактной моделью.

Как и любая наука, социология обладает собственным предметом и конкретными методами исследования и занимает в системе научного знания четко определенное место. Она является универсальной всеобщей, всеобъемлющей наукой о человеке.

Объектом социологического познания является современное общество (данная реальность, которая является определенным фрагментом объективного мира).

Предмет социологии - это связи и отношения между людьми. Предмет изучения социологии, как и любой науки, - это не просто какое-то явление или процесс объективного мира, а результат теоретического обоснования, это воспроизведение эмпирической реальности на абстрактном уровне путем выявления существенных закономерных связей и отношений этой реальности. Ряд социологов (в частности, известный польский ученый Ян Щепанський) считает, что предметом социологических исследований является явления и процессы возникновения различных форм общественной жизни, структуры и разновидности различных форм человеческих общностей, силы, которые объединяют и разрушают эти общности, изменения и преобразования, что в них происходят. Зарубежные авторы по-разному высказываются относительно предмета социологии, но наиболее общепринятым является понимание, что социология - это научное исследование общества и социальных отношений, и оно опирается на данные или факты реального мира. По мнению отечественных социологов, социология как наука изучает реальную общественное сознание, во всем ее противоречивом развития - деятельность, поведение людей, которые выступают как воплощение потребностей, интересов, ценностей, знаний, установок, зафиксированных в реальной сознания, и условия, в которых развиваются и осуществляются реальная сознание, деятельность и поведение людей.

Социология изучает общественные системы в их функционировании и развитии. Общество настолько сложный объект, одной науке его изучить не под силу. Внутренний мир человека изучает психология. Поведение человека в непосредственной среде изучает социальная психология - стык социологии и психологии. И, конечно, социальный психолог способен объяснить причины изменений в общественной жизни. В зависимости от сферы деятельности человека, каждая общественная наука изучает эту сферу: политика - политическая наука, экономику - политическая экономия, культурное развитие - культурология, правовую деятельность - правовые науки, историческое развитие - история и т. Д. Но в этих науках есть нечто общее, а именно: они изучают деятельность человека, общества.

Представители различных наук по-разному воспринимают один и тот же объект. Так, если взять семью или любую организацию, коллектив как объект анализа, то, скажем, экономиста, прежде всего, будет интересовать ее бюджет - доходы-расходы; юриста - права и обязанности каждого члена семьи или коллектива; демографа - дитнисть, поло-возрастная структура семьи; психолога - разные типы личности, мотивы; политолога - восприятие политических процессов, отношение к ним и т. д. И только социолог возьмет все эти факторы во внимание в их совокупности и поставит ключевое фундаментальный вопрос: "какая сплоченность этой группы, как и почему она существует?". Социология рассматривает такую группу как систему, целостный организм с разных позиций.

Специфика социальных отношений заключается в том, что они выступают существенным аспектом всех видов общественных отношений: экономических, политических, идеологических и т. Д. В отличие от большинства наук, изучающих отдельные подструктуры общества, отдельные виды отношений, социология изучает общество как целостность, как целостный функционирующий социальный организм, развивается.

Понятие "общество" на бытовом уровне ассоциируется с понятиями: страна, государство, общество. Но эти понятия следует различать. Страна - это часть мира или территория, очерченная определенным рубежом, которая пользуется государственным суверенитетом. Государство - это политическая организация данной страны, которая требует определенного типа режима власти. Общество - социальная организация данной страны, основой которой является социальная структура.

Итак, предметом изучения социологии является общество как целостный организм, его свойства, стороны, социальные механизмы его функционирования и развития. Общество - это продукт взаимодействия людей, и цель социолога - получить достоверную истинную картину его, выявить и изучить современные имеющиеся и потенциальные общественные проблемы с целью их дальнейшего решения. Современное общество - это, своего рода, система, которая состоит из отдельных уровней социальных групп и их связей, и рассматривается с таких позиций:

■ фундаментальный уровень формирования организации общества - это человечество в целом, которое составляет свои интересы как единая цивилизация;

■ социальные институты - устойчивые, организованные формы совместной деятельности людей;

■ классы, группы, общности, слои, круги;

■ уровень отдельного индивида, личности, поскольку для социологии сама личность является предметом изучения - как субъект и объект социальных отношений.

Все они связаны с различными сферами общественных отношений (экономической, политической, культурной и т.д.).

На рис. 1 показано социальные уровне общества в сферах общественных отношений.


Рассматривая предмет и объект социологии, мы употребили термин "социальное", что выступает корнем всей социальной науки. Как следует его понимать? Как уже указывалось, социология выделяет и изучает социальные отношения между людьми и группами, действующими в данной сфере. Социальная группа представляет собой связь индивида и общества. Один и тот же индивид входит в различные социальные группы, нации, трудовой коллектив и т. Д. Он занимает в них разное положение и выполняет различные роли. Перераспределение и комбинирования статусов и ролей осуществляется благодаря специфической, а качества, "обладателем" и "носителем" которой является индивид - личность. Суть последней, как известно, характеризуется совокупностью социальных отношений. Отсюда следует, что, рассматривая социальную сферу, социология рассматривает вместе с тем и личность, его потребности, интересы, ценности, позиции, ее многочисленные связи с другими индивидами, его образ жизни. А социальная связь - это первая и необходимое условие существования общественной жизни. Наличие взаимодействия людей, взаимоотношений, взаимодействующих групп является основой для "построения" определение термина "социальное".

"Социальное" означает не что иное, как определенное качество, характеристику, которая определяет и идентифицирует взаимодействие различных обобществленных людей, способ этого взаимодействия. Каждый из нас в процессе жизнедеятельности является носителем многих характеристик, ролей, которые проявляют, идентифицируют человека. Каждый человек выполняет множество функций, прав, обязанностей в отношении друг к другу. Так, например, возьмем близкую для нас категорию «студент». Это одна из характеристик определенного лица. На первый взгляд, звучит обобщенно, абстрактно, но: это может быть студент "нашего" вуза, экономического вуза, столичного вуза, престижного вуза (по всех остальных вузов). Кроме того, "студент" для кого-то сыном или дочерью, братом или сестрой, отцом или матерью, младшим или старшим, представителем определенной национальности, работником какого-то учреждения, спортсменом, болельщиком, специалистом в определенной области, членом определенной организации и т. др. Таким образом, он проявляет себя благодаря этим характеристикам в деятельности в отношении к другим людям.

"Социальное" - от латинского "socialis" - совместный, товарищеский, общественный, - центральная категория социологии. Это понятие служит для определения сути общественной жизни, отражение специфики социальной формы движения материи. В широком смысле, социальное означает все то, что принадлежит к обществу вообще, в отличие от природного. В узком смысле, социальное означает сторону общественных отношений, из которых состоит общество и касается отношений людей друг к другу и к обществу. Если прибегнуть к более глубокому раскрытию этих значений, то следует сказать, что категория социальное отражает особую объективную и субъективную реальность, которая создается людьми непосредственно через бытие в сообществах. Эта реальность сочетает в себе черты, действия, поступки людей, взаимоотношения между ними, кстати, нормы, ценности, знаки, символы, смыслы и их значения.

Можно выделить несколько основных черт, характеризующих специфику социального:

■ это общее качество, которое присуще различным группам индивидов и является результатом интеграции ими тех или иных качеств общественных отношений;

■ оно отражает взаимное положение индивидов и их групп;

■ оно является результатом совместной деятельности различных индивидов, проявляется в их общении и взаимодействии;

На основании вышеприведенного можно дать такое определение социологии: это - наука о тенденции, законы функционирования и развития социальных систем (человек в деятельности как система, общие групповые организационные действия людей как система, процессы и явления в глобальном обществе как система). (Но ни трактовки социологии не является исчерпывающим, ключевым, вследствие характерного для нее разнообразие концепций и направлений).

Надо добавить, что социология, изучая общественную жизнь в тех или иных его формах и сферах, не ограничивается описанием и объяснением процессов социального развития. Она анализирует и указывает пути планомерной, целенаправленного воздействия на эти процессы. В этом выражается практическая направленность социологической науки, то есть ее обращенность к конкретным социальным проблемам, которые подлежат разрешению путем социального планирования и социального управления. Этот специфический "управленческий" ракурс социологической науки выражается в выработке научно обоснованных прогнозов и практических рекомендаций.