Прибыль организации экономическое содержание функции и виды. Понятие, сущность и функции прибыли. Планирование и распределение прибыли

О понятии «воспитательная организация». Воспитательные организации - одна из разновидностей соци­альных организаций, в которых наличествуют фиксированное членство, а также системы власти, социаль­ных ролей и формальных позитивных и нега­тивных санкций.

Воспитательные организации - специально создаваемые государственные и негосударственные организации, основной задачей которых является социальное воспитание опреде­ленных возрастных групп населения.

Воспитательные организации могут быть охарактеризованы по ряду относительно автономных параметров.

По принципу вхождения человека в воспитательную организа­цию можно выделить обязательные (школы), добровольные (клубы, детские и юношеские объединения и др.), принудительные (спец­учреждения для детей с антисоциальным поведением, психически­ми и иными аномалиями).

По юридическому статусу воспитательные организации могут быть государственными, общественными, коммерческими, конфес­сиональными, частными.

По ведомственной принадлежности - это организации Мини­стерства образования, других министерств (здравоохранения, обо­роны, труда и социальной защиты и т. д.), профсоюзов, спортивных союзов; по уровню подчиненности - федеральные, региональные, муниципальные.

По степени открытости-закрытости: открытые (школы), интернатные, закрытые (спецучреждения).

По длительности функционирования - постоянные и времен­ные (например, функционирующие во время каникул).

По половозрастному составу: однополые, одновозрастные, разно­полые, разновозрастные.

У всех воспитательных организаций общая задача - воспита­ние человека, но решается она каждой из них несколько по-раз­ному, и роль их не только не одинакова, но и не равна.

Через систему воспитательных организаций общество и госу­дарство стремятся обеспечить равные возможности, с одной сто­роны, для воспитания всего подрастающего поколения, а с другой стороны - для реализации каждым своих позитивных потребно­стей, способностей и интересов.

Функции воспитательных организаций в процессе социализации. В процессе социализации детей, подростков, юношей воспитательные организации игра­ют двоякую роль.

С одной стороны, именно в них осуществля­ется социальное воспитание как относитель­но социально контролируемая социализация. С другой стороны, они, как всякие человеческие общности, влияют на своих членов стихийно в процессе взаимодействия членов организации. И это влияние по своему характеру не совпадает с ценностями и норма­ми, культивируемыми в процессе социального воспитания.

Основными функциями воспитательных организаций в процессе социализации можно считать следующие: приобщение человека к культуре общества; создание условий для индивидуального раз­вития и духовно-ценностной ориентации; автономизация подрас­тающих поколений от взрослых; дифференциация воспитуемых в соответствии с их личностными ресурсами применительно к ре­альной социально-профессиональной структуре общества.

В процессе стихийной социализации воспитательная органи­зация как всякая социально-психологическая общность влияет на входящих в нее людей в ходе реальной практики взаимодействия ее членов, которая по своему содержанию, стилю и характеру не идентична, а порой существенно расходится с декларируемыми устремлениями воспитателей. Знания и опыт реальной жизни, которые при этом стихийно получают воспитуемые, в большой своей части оказываются «непрактичными» для взаимодействия в воспитательной организации с точки зрения ее основной функ­ции - воспитания, но помогают адаптироваться в жизни обще­ства.

На процесс самоизменения своих членов воспитательная орга­низация влияет в зависимости от ее быта, содержания и форм ор­ганизации жизнедеятельности и взаимодействия, которые создают более или менее благоприятные возможности для развития чело­века, удовлетворения им своих позитивных потребностей, способ­ностей и интересов. В то же время практика реальной жизни орга­низации влияет на вектор самоизменения (просоциальный, асоци­альный, антисоциальный).

В относительно социально контролируемой социализации вос­питательные организации играют ведущую роль, ибо именно в них человек в большей или меньшей мере приобретает институциализированные знания, нормы, опыт, т. е. именно в них осуществля­ется социальное воспитание.

Социальное воспитание. Социальное воспитание можно рассматри­вать как процесс относительно социально контролируемой социализации, осуществ­ляемый в специально созданных воспитательных организациях, который помогает развить возможности человека, включающие его способности, знания, образцы поведения, ценности, отноше­ния, позитивно ценные для общества, в котором он живет.

Иными словами, социальное воспитание представляет собой взращивание человека в процессе планомерного создания условий для целенаправленных позитивных развития и духовно-ценностной ориентации.

Эти условия создаются в ходе взаимодействия индивидуальных и групповых (коллективов) субъектов в трех взаимосвязанных и в то же время относительно автономных по содержанию, формам, способам и стилю взаимодействия процессах: организации соци­ального опыта детей, подростков, юношей, их образования и ин­дивидуальной помощи им.

Организация социального опыта осуществляется через организа­цию быта и жизнедеятельности формализованных групп (коллек­тивов); организацию взаимодействия членов организации, а также обучение ему; стимулирование самодеятельности в формализован­ных группах и влияние на неформальные микрогруппы.

Социальный опыт - в широком смысле - единство различного рода умений и навыков, знаний и способов мышления, норм и стереотипов поведения, интериоризированных ценностных устано­вок, запечатленных ощущений и переживаний, опыт взаимодейст­вия с людьми, опыт адаптации и обособления, а также самопо­знания, самоопределения, самореализации и самоутверждения.

Образование включает в себя: систематическое обучение (фор­мальное образование, как основное, так и дополнительное); про­свещение, т.е. пропаганду и распространение культуры (нефор­мальное образование); стимулирование самообразования.

Индивидуальная помощь реализуется в процессе: содействия че­ловеку в решении проблем; создания специальных ситуаций в жизнедеятельности воспитательных организаций для его пози­тивного самораскрытия, а также повышения статуса, самоуваже­ния и т.д.; стимулирования саморазвития.

Индивидуальная помощь - это сознательная попытка содейст­вовать человеку в приобретении знаний, установок и навыков, необходимых для удовлетворения своих позитивных потребно­стей и интересов и удовлетворения аналогичных потребностей других людей; в осознании человеком своих ценностей, установок и умений; в развитии самосознания, в самоопределении, самореа­лизации и самоутверждении; в развитии понимания и восприим­чивости по отношению к себе и к другим, к социальным пробле­мам; в развитии чувства причастности к семье, группе, социуму; в выработке стратегий адаптации и обособления в социуме.

Естественно, что мера систематичности, интенсивности, харак­тер, содержание, формы и способы организации социального опы­та, образования и индивидуальной помощи непосредственно зави­сят от возраста и пола воспитуемых, а также в определенной мере от их этноконфессиональной и социально-культурной принадлеж­ности.

Естественно также, что в различных типах воспитательных ор­ганизаций и в конкретных организациях объем и соотношение отдельных составляющих (организации социального опыта, обра­зования и индивидуальной помощи) существенно различны. Раз­личия зависят как от типа организации, так и главным образом от ценностных устремлений, установок и имплицитных концепций воспитания, которые реализуют в своей деятельности работающие в них педагоги. Последнее, в частности, определяет то, какое взаи­модействие реализуется в воспитательной организации.

Взаимодействие в процессе социального воспитания представ­ляет собой обмен между его субъектами информацией, типами и способами деятельности и общения, ценностными ориентациями, социальными установками, отбор и усвоение которых имеет из­бирательный характер. Такое взаимодействие в значительной мере социально дифференцированно, индивидуализировано и вариативно, поскольку конкретные участники взаимодействия, являясь чле­нами определенных этнических, социальных и социально-психо­логических групп, более или менее осознанно и целенаправленно реализуют во взаимоотношениях друг с другом тот тип социаль­ного поведения, который одобряется в этих группах и имеет свою специфику.

В целом взаимодействие - диалог воспитателей и воспитуемых, а также воспитуемых между собой, содержание, характер и воспи­тательная эффективность которого определяются тем, какие лич­ности в нем участвуют, в какой мере они сами ощущают себя лич­ностями и видят личность в каждом, с кем общаются.

Осуществляемое в процессе взаимодействия социальное воспи­тание создает более или менее благоприятные условия и возмож­ности для овладения человеком позитивными социальными, духов­ными и эмоциональными ценностями, а также для его самопозна­ния, самоопределения, самореализации, а в целом - для приобрете­ния опыта адаптации и обособления в обществе.

Коллектив. Организационно социальное воспитание осу­ществляется в воспитательной организации через коллективы.

В наиболее общем виде коллектив можно определить как фор­мализованную контактную группу людей, функционирующую в рамках той или иной организации.

В воспитательной организации создаются первичные коллек­тивы (классы, кружки, секции, клубы и т.п.), совокупность кото­рых образует вторичный коллектив, охватывающий всех членов организации.

Коллектив функционирует в определенной среде в ряду и во взаимодействии с другими объединениями, в которые входят его члены, что определяет его открытость по отношению к окружаю­щей действительности.

В то же время коллектив, будучи организационно оформленной общностью людей, в определенной мере функционирует независи­мо от окружающей среды, что делает его относительно автономным.

Коллектив как автономная система обладает комплексом тех или иных норм и ценностей. По источникам, учитывая, что кол­лектив в то же время является открытой системой, они разделяются на три слоя. Первый - нормы и ценности, одобряемые и культи­вируемые обществом, которые целенаправленно вносятся в кол­лектив его руководителями. Второй - нормы и ценности, специ­фические для общества, социальных, профессиональных, возраст­ных групп, не совпадающие с первыми. Третий - нормы и ценно­сти, носителями которых являются дети, подростки, юноши, входя­щие в коллектив.

В процессе функционирования коллектива все три слоя норм и ценностей превращаются в своеобразный сплав, характеризующий поле его интеллектуально-морального напряжения (термин А.Т. Ку­ракина). Это поле, специфическое для конкретного коллектива, определяет его автономность и влияние на своих членов. Поле интеллектуально-морального напряжения коллектива не однород­ный сплав. Оно распадается, как минимум, на два сектора. Один - ценности и нормы, обязательные для всех членов коллектива, ко­торые регламентируют коллективно значимое поведение лично­сти. Другой - те нормы и ценности, которые, в принципе не про­тивореча первым, предоставляют отдельным микрогруппам и чле­нам коллектива возможности для некоторой самобытности в по­ведении. Характер норм и ценностей определяет направленность влияния коллектива на те или иные аспекты развития и духовно-ценностной ориентации личности.

В любом коллективе складываются две структуры отношений - формализованная и неформализованная.

Формализованная структура коллектива создается его руково­дителями для того, чтобы организационно оформить коллектив и сделать его способным решать стоящие перед ним задачи. Фор­мализованная структура отражает деловые отношения между все­ми членами коллектива и отношения управления, которые скла­дываются между руководителями, функционерами органов само­управления и остальными членами коллектива.

Неформализованная структура коллектива отражает неофици­альные отношения его членов и имеет два слоя: межличностные отношения всех членов коллектива и сетку избирательных отно­шений приятельства и дружбы.

Характер отношений в коллективе определяется полем интел­лектуально-морального напряжения и в чистом виде может быть гуманистическим, просоциальным, асоциальным, а на практике обычно представляет собой различные их сочетания в различных соотношениях. Отношения, складывающиеся в коллективе, существенно влияют на возможности развития и духовно-ценностной ориентации его членов.

Жизнедеятельность коллектива можно рассматривать как про­цесс проигрывания его членами определенной социальной роли. При этом надо различать два аспекта в проигрывании роли: со­циальный и психологический.

Социальный аспект включает в себя те ролевые ожидания и предписания, которые диктуются содержанием и формами орга­низации жизнедеятельности коллектива и несоблюдение которых ведет к социальным последствиям (негативным санкциям). Пси­хологический аспект - это субъективная трактовка членом кол­лектива своей роли, которая может не совпадать с социальными ожиданиями к предписаниями. Это несовпадение, если оно про­является в жизнедеятельности, может вызвать негативные санк­ции, а если не проявляется, может вести к внутреннему напряже­нию, фрустрации. В оптимальном варианте это несовпадение ста­новится основой импровизационности в исполнении роли, прояв­ления творческой индивидуальности человека (человек находит нетривиальные способы исполнения роли члена коллектива, т.е. проявляет креативность).

Жизнедеятельность коллектива, будучи процессом проигрыва­ния социальной роли его членами, становится базой накопления ими социального опыта, ареной самореализации и самоутвержде­ния, т.е. создает возможности для становления человека.

Известный отечественный педагог Е.А. Аркин писал: «...когда ребенок погружается в поток коллективной жизни, тогда всплы­вают такие стороны детской индивидуальности, которые при все­возможных других условиях не могут проявиться или быть обна­ружены. В коллективе, достойном своего имени, ребенок не растворяется, а, наоборот, находит условия для выявления и расцвета своих лучших сторон».

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Высшее образование
А.В. МУДРИК СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации

Мудрик А. В.
Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 200 с. ISBN 5-7695-0640-7  

Принцип гуманистической направленности воспитания
Принципы воспитания - основные, исходные положения, на базе которых разрабатываются в теории и реализуются в практике со­держание, формы и методы воспитания. Ид

Вопросы для самоконтроля
1. В связи с чем человека можно считать объектом социализации? 2. Благодаря чему человек является субъектом социализации? 3. Покажите, какие возрастные задачи стоя

Принцип природосообразности воспитания
Идея о необходимости природосооброзности воспитания зароди­лась в античности и дошла до нас в произведениях Демокрита, Пла­тона, Аристотеля. Принцип природосооброзно

Общество
Понятие об обществе. Общество - понятие в основном политолого-социологическое. Оно характеризует совокупность сложившихся в стране социаль­ных отношений между людьми,

Государство
О понятии «государство». Государство - понятие политолого-юридическое. Государство -звено политической системы общества, которое обладает власт­ными функциями.Оно представля

Принцип культуросообразности воспитания
Идея о необходимости культуросообразности воспитания до­вольно отчетливо обозначена в трудах английского педагога Джона Локка (XVII в.), французского мыслителя Клода Гельв

Средства массовой коммуникации
О развитии средств коммуникации. Средства массовой коммуникации (СМК) - технические средст­ва (печать, радио, кинематограф, телевидение, компьютерные сети), с помощью кот

Субкультуры
О понятии «субкультура». Субкультура (от лат. sub - под и культура) - совокупность спе­цифических социально-психологических признаков (норм, ценностей, стереот

Сельские поселения
Сельский образ жизни. Несмотря на многие десятилетия миграции сельских жителей в города, более четверти населения нашей страны живет в сель­ской местности (что много больше, чем в

Малый город
Особенности малого города. Малый город, существенно отличаясь от крупных городов, создает специфические условия для социализации своих жителей, поэтому он и выделен для специальног

Поселок
Поселок - это специфический для России (а также ряда респуб­лик бывшегоСССР) тип поселения. Поселок - абсолютно или отно­сительно территориально ограниченная концентрированная фо

Муниципальная система социального воспитания
Реформы государственной структуры России, происходящие в последние годы, особое место отводят формированию муниципаль­ных органов власти. Последовательный отказ от функций центра­ли

Принцип вариативности социального воспитания
В современных обществах (модернизированных и модернизирую­щихся) вариативность социального воспитания определяется много­образием и мобильностью как потребностей и интересов личност

Семья и семейное воспитание
Современная семья. Семья - это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью; в

Соседство
О понятии «соседство». Семью, домашний очаг, условно говоря, можно рассматри­вать как первичную территорию социализации человека. Чисто «географически» следующей за ними терри­тори

Группы сверстников
Характеристика группы сверстников. Группа сверстников - это объединение не обязательно одно­годков. В нее могут входить ребята, хотя и различающиеся по возрасту на несколько лет, н

Религиозные организации и религиозное воспитание
Социализирующие функции религиозных организаций. Религия как один из социальных институтов традиционно игра­ла большую роль в жизни различных обществ. В социализации че­ловека рели

Контркультурные организации и диссоциальное воспитание
Контркультурные организации. Контркультурные организации (криминальные и тоталитар­ные - политические и квазикультовые) - объединения людей, со­вместно реализующих интересы, програ

Микросоциум
Границы микросоциума. Определить границы микросоциума не всегда просто. В сель­ских поселениях, в поселках, в малых городах эти границы, как правило, совпадают с границами конкретн

Принцип коллективности социального воспитания
Характеристика микрофакторов социализации показывает, что социализация детей, подростков, юношей происходит в большой мере в их взаимодействии с группами сверстников и старших (будь

Организация социального опыта
О понятии «опыт». Индивидуальный социальный опыт представляет собой самобыт­ный синтез различного рода запечатленных ощущений и пережива­ний; знаний, умений, навыков; способо

Быт воспитательной организации
О понятии «быт». «Жизнь - событие, а быт - лишь вечное повторение, укрепле­ние, сохранение этих событий в отлитой, неподвижной форме. Быт - кристаллизация жизни». Это образное опре

Жизнедеятельность воспитательной организации
О понятии «жизнедеятельность». Жизнедеятельность - взаимосвязанная совокупность различных видов работы, обеспечивающая удовлетворение потребностей кон­кретных человека, коллекти

Организация и обучение взаимодействию в воспитательной организации
О понятии «взаимодействие». В наиболее общем виде взаимодействие можно рассматривать как организацию совместных действий индивидов, групп и организа­ций, позволяющую им р

Образование
О понятии «образование». Образование - средство трансляции культуры, овладевая кото­рым человек не только адаптируется к услови­ям постоянно меняющегося социума, но и стано­витс

Индивидуальная помощь
Характер индивидуальной помощи. Индивидуальная помощь человеку в воспитательной органи­зации становится необходимой и должна оказываться тогда, ко­гда у него возникают проблемы в р

Локальная воспитательная система
В любой воспитательной организации происходит процесс от­носительно социально контролируемой социализации ее членов. Социальное воспитание в зависимости от типа организации, соот­ве

Принцип центрации социального воспитания на развитии личности
Идея о том, что задачей воспитания является развитие челове­ка, зародившись в античности, получило свое воплощение в тру­дах многих мыслителей от титанов эпохи Возрождения до наших

Принцип диалогичности социального воспитания
Идея о необходимости диалога воспитателей и воспитуемых, за­родившись в древней Элладе, получила свое несколько специфиче­ское развитие в методах средневекового обучения, а затем в

Принцип незавершимости воспитания
Принцип незавершимости воспитания вытекает из рассмотрен­ного выше мобильного характера социализированности, который свидетельствует о незавершимости развития личности на каждом воз

Принцип дополнительности в социальной педагогике
Принцип дополнительности сформулировал выдающийся датский физик Нильс Бор в связи с необходимостью интерпретации кванто­вой механики. Как способ описания при анализе альтер

Экономическая сущность прибыли - одна из сложных и дискуссионных проблем в современной экономической теории.

С экономической точки зрения прибыль - это разность между денеж-ми поступлениями и денежными выплатами. С точки зрения хозяйственной прибыль - это разность между имущественным состоянием предприятия на конец и начало отчетного периода.

Изучение всех аспектов, связанных с прибылью, привело к пониманию того, что прибыль, исчисленная в бухгал-ом учете, не отражает действительного результата хозя-ой деятел-ти. Поэтому следует четко разграничивать понятия «бухгалтерская прибыль» и «экономическая прибыль». Первая - результат реализации товаров и услуг, вторая - результат «работы» капитала.

Неопределенность в отношении прибыли приводит к искажению самого понятия, следствием чего становятся ошибки в распределении прибыли. Известно, что распределить и использовать можно нечто конкретное, реально существующее. Но зачастую то, что обычно называют прибылью, таковой в реальности не яв-ся. За прибыль часто принимают безусловную З/П, ренту, процент, валовой доход, даже убытки (когда расходы не уменьшают доходов, ради которых они произведены) и многое другое. Общеупотребителен самый простой подход к понятию прибыли: прибыль - это превышение расходами доходов:

Доходы - Расходы - Прибыль.

Обратное положение называется убытком. Но если вникнуть в суть прибыли как источника прироста капитала, то такая прибыль должна реально принести увеличение богатства. То есть эквивалентом прибыли у тех, кто ее получает, должен быть прирост товаров, имущества, услуг у тех, кто их покупает и оплачивает.

Прибыль - это часть добавленной стоимости, которая получена в результате реализации продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг.

Реализация других активов, поступления от внереализационных операций и прочие поступления формируют доход. Такой подход требует новой концепции налогообложения, заключающейся в раздельном налогообложении прибыли и дохода. Тем не менее в действующей системе налогообложения такое разделение не предусмотрено. Все поступления доходов фактически признаются образующими прибыль за исключением расходов.

В рыночной экономике признание доходов и расходов не зависит от факта получения или уплаты денежных средств. Денежные потоки обособляются от движения и оценки активов.

Принято различать экономическую и бухгалтерскую прибыль. Они отличаются друг от друга на сумму принимаемой оценки активов. В российской практике бухгалтерская прибыль корректируется на сумму вмененных издержек, в результате чего получается экономическая прибыль.

Прибыль предприятия выполняет ряд важнейших функций:

* служит критерием и показателем эффективности деятельности организации (предприятия);

* выполняет стимулирующую функцию;

* служит источником формирования бюджетов различных уровней;

* служит источником развития организации (предприятия) и прироста акционерного капитала.

Прибыль организации - основной фактор экономического и социального развития как самого предприятия, так и общества в целом.

В состав конечного финансового результата - прибыли организации за фин-вый период включаются прибыль от реализации продукции (товаров, работ, услуг), операционные, внереализационные и др. прочие доходы за вычетом операционных, внереализационных и чрезвычайных расходов

Прибыль – это превышение доходов от продажи товаров и услуг над затратами производство и сбыт этих товаров и услуг в денежном выражении.
По своему экономическому содержанию прибыль представляет собой финансовый результат деятельности коммерческого предприятия, цель его функционирования, а также является компенсацией за предпринимательские риски. Прибыль служит главным источником собственных средств предприятия, за счет прибыли происходит финансирование капитальных вложений, расширение производства, премирование работников, выплаты доходов участникам предприятия.
Функции прибыли
1. Оценочная функция – прибыль характеризует эффект, полученный в ходе хозяйственной деятельности. На основе прибыли могут быть рассчитаны относительные показатели, которые характеризуют эффективность деятельности предприятия – это показатели рентабельности, представляющие собой соотношение прибыли и себестоимости (рентабельность продукции), соотношение прибыли и стоимости имущества (рентабельность активов), соотношение прибыли и собственного капитала (рентабельность собственного капитала). Таким образом, прибыль – это мера эффективности производства.
2. Стимулирующая функция состоит в том, что прибыль является основным стимулом предпринимательской активности. Задача увеличения прибыли ускоряет технический прогресс, способствует поиску резервов снижения себестоимости, способствует более эффективному использованию ресурсов.
3. Обеспечивающая функция - прибыль обеспечивает принцип самофинансирования (из-за этого также необходима реальная оценка прибыли и ее планирование). Чистая прибыль – это собственный источник финансирования, который может быть направлен на определённые цели.
Виды прибыли представлены в Отчете о прибылях и убытках (форма №2) и показывают последовательность формирования чистой прибыли. Существуют следующие виды прибыли:
1. Валовая прибыль (ВП) представляет собой выручку от реализации товаров и услуг (ВР) за вычетом себестоимости реализованных товаров и услуг (С).

ВП = ВР – С

2. Прибыль от реализации (ПР), или прибыль от продаж, представляет собой валовую прибыль за вычетом коммерческих (КР) и управленческих расходов (УР).

ПР = ВП – КР – УР
Если согласно учетной политике предприятия коммерческие и управленческие расходы включены в состав полной себестоимости, прибыль от реализации равна валовой прибыли: ПР = ВП.
Если по выбранной учетной политике предприятие использует усеченную себестоимость (без управленческих и коммерческих расходов), то прибыль от реализации будет меньше валовой прибыли на их величину.
3. Налогооблагаемая прибыль (НОП) определяется прибавлением к прибыли от реализации прочих доходов (Дпр.) и вычитанием из нее прочих расходов (Рпр.).

НОП = ПР + Дпр. – Рпр.

К прочим доходам Дпр. относятся доходы, не связанные с основной деятельностью, полученные не от реализации товаров и услуг:
а) внереализационные доходы:
- суммы возмещения ущерба, полученные от виновной стороны;
- суммы кредиторской задолженности, списанные по истечении срока исковой давности (3 года) и учтенные как доход организации;
- положительные курсовые разницы по ценным бумагам или иностранным валютам.
б) операционные доходы:
- доходы от предоставления в аренду основных средств;
- доходы от продажи основных средств;
- стоимость материалов (утиль), оприходованных после демонтажа списанных объектов основных средств;
- проценты, полученные организацией от заемщиков по предоставленным им кредитам и займам.
К прочим расходам Рпр. относятся расходы, не связанные с выпуском товаров или оказанием услуг:
а) внереализационные расходы:
- штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;
- возмещение причиненных организацией убытков другим организациям или физическим лицам;
- убытки прошлых лет, признанные в отчетном году (списанная в убыток безнадежная дебиторская задолженность по истечении срока исковой давности – 3 года с момента возникновения);
- отрицательные курсовые разницы по валютам или ценным бумагам на балансе предприятия;
- суммы уценки активов (при переоценке);
- перечисление средств, связанных с благотворительной деятельностью;
- чрезвычайные расходы - последствия чрезвычайных обстоятельств (стихийного бедствия, пожара, аварии и т.п.).
б) операционные расходы –
- расходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (в аренду, лизинг) активов организации;
- расходы, связанные с продажей, выбытием и списанием основных средств (затраты на демонтаж, на поиск покупателей, продажу или утилизацию этих объектов);
- проценты, уплачиваемые организацией за предоставление ей в пользование денежных средств (кредитов, займов);
- расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями, например, консультационных или информационных услуг.
Если НОП принимает положительное значение, предприятие работает с прибылью, если отрицательное – предприятие убыточно. Тогда вместо чистой прибыли в отчетности указывают отрицательную сумму, называемую «непокрытый убыток».
4. Чистая прибыль отчетного периода (ЧП) определяется как разность между налогооблагаемой прибылью (НОП) и рассчитанным налогом на прибыль (НП). Налог на прибыль удерживается по основной ставке 20 %.
ЧП = НОП - НП

Чистая прибыль может распределяться между участниками (акционерами) пропорционально их вкладам (числу акций), либо инвестироваться в производство.
Для выявления финансового результата необходимо выручку сопоставить с затратами на производство и реализацию: когда выручка превышает затраты, тогда финансовый результат свидетельствует о получении прибыли. При равенстве выручки и затрат удается лишь возмещать затраты - прибыль отсутствует, а следовательно, отсутствует и основа развития хозяйствующего субъекта. Когда затраты превышают выручку, субъект хозяйствования получает убытки - это область критического риска, что ставит хозяйствующего субъекта в критическое финансовое положение, не исключающее банкротство.
Формирование, распределение и использование прибыли.
Чистая прибыль — часть налогооблагаемой прибыли предприятия, остающаяся в его распоряжении после уплаты налогов, сборов, отчислений и других обязательных платежей в бюджет.
Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, используется по его усмотрению по следующим возможным направлениям:
1. Создание резервного капитала. Резервный капитал - это размер имущества предприятия, который предназначен для размещения в нём нераспределённых прибылей, для покрытия убытков, погашения облигаций. Резервный капитал формируется отчислениями из чистой прибыли в размере не менее 5 % до достижения предельного размера. Размер резервного капитала имеет предел - 15% уставного капитала.
2. Создание фонда накопления, средства которого направляются на производственное развитие предприятия (финансирование строительства и обновления основных фондов, перевооружения, реконструкции, освоения новой техники и технологии).
3. Создание фонда потребления, который является источником социального развития предприятия, материального стимулирования и социальной защиты коллектива. В этом фонде можно выделять:
а) фонд материального поощрения – для выплаты премий, оплаты дополнительных отпусков;
б) фонд развития персонала - для обеспечения социального и профессионального развития персонала предприятия;
в) фонд социальной защиты (оплата путевок на отдых, для детей, питания).
Отличительная особенность фонда потребления заключается в том, что мероприятия, финансируемые из него, не приводят к образованию нового имущества предприятия, т.е. носят поощрительный, компенсационный характер.
В акционерном обществе могут быть образованы в добровольном порядке следующие фонды:
1. Фонд акционирования работников – для приобретения у акционеров акций общества для их последующего распределения среди работников предприятия с целью стимулирования и премирования высококвалифицированных специалистов.
2. Дивидендный фонд – для выплаты дивидендов по привилегированным акциям (привилегированные акции не имеют права голоса, обычно по ним уплачивается твёрдый фиксированный доход, в отличие от обыкновенной акции, дивиденд по которой колеблется в зависимости от прибыли акционерного общества. Номинальная стоимость привилегированных акций не должна превышать 25% от уставного капитала акционерного общества).

Экономическая сущность прибыли является одной из сложных и дискуссионных проблем в современной экономической науке.

Прибыль предприятия можно рассматривать с нескольких сторон:

как форму денежных накоплений;

как результат деятельности предприятия;

как источник финансирования развития предприятия;

как критерий оптимизации текущих затрат;

как критерий выбора инвестиционных проектов.

Как экономическая категория прибыль -- это чистый доход предприятия, созданный в процессе предпринимательской деятельности, являющийся основным источником самофинансирования его дальнейшего развития. Другими словами, прибыль -- это превышение доходов над расходами. Обратное положение называется убытком.

Прибыль = Доходы - Расходы.

Экономическое содержание прибыли проявляется в выполняемых ею функциях, среди которых можно выделить следующие:

Прибыль характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности организации, т. е. прибыль является показателем эффективности деятельности организации.

Стимулирующая функция прибыли проявляется в том, что прибыль выступает основным внутренним источником формирования финансовых ресурсов организации, обеспечивающих ее развитие, а также источником выплаты дивидендов ее акционерам и владельцам.

Прибыль является источником формирования доходов бюджетов. Таким образом, прибыль является источником формирования финансовых ресурсов предприятия и государства, источником расширенного воспроизводства не только в рамках предприятия, но и в масштабе всего общества, фактором экономического и социального развития государства в целом.

Главная цель управления прибылью -- максимизация благосостояния собственников в текущем периоде и в перспективе. Это означает:

получение максимальной прибыли, соответствующей ресурсам организации и рыночной конъюнктуре;

обеспечение оптимальной пропорции между уровнем формируемой прибыли и допустимым уровнем риска;

обеспечение выплаты дохода на инвестированный собственниками капитал;

получение достаточного объема инвестиционных ресурсов, сформированных за счет прибыли, в соответствии с задачами развития бизнеса;

обеспечение роста рыночной стоимости организации и эффективности программ участия персонала в распределении прибыли.

В хозяйственной практике прибылью считается превышение общей суммы доходов от реализации и прочих доходов в действующих ценах (без НДС и акцизов) над общей суммой расходов по обычным видам деятельности и прочих расходов.

Основные показатели финансовых результатов представлены в форме № 2 «Отчет о прибылях и убытках».

Выручка-нетто от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей)

Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг

Валовая прибыль

  • - Коммерческие расходы
  • - Управленческие расходы

Прибыль (убыток) от продаж

Прочие доходы

Прочие расходы

Прибыль (убыток) до налогообложения

± Отложенные налоговые активы

± Отложенные налоговые обязательства

Текущий налог на прибыль

Чистая прибыль (убыток) отчетного периода

Валовая прибыль -- это разность между выручкой (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (выручкой от реализации без учета налога на добавленную стоимость, акцизов и других косвенных налогов и сборов) и себестоимостью проданных товаров, работ и услуг. В себестоимость продукции при определении валовой прибыли включаются прямые материальные затраты, прямые расходы на оплату труда и начисления, а также косвенные общепроизводственные расходы. Валовая прибыль является показателем эффективности собственно производства (строительства, торговли).

Прибыль (убыток) от продаж -- это валовая прибыль, уменьшенная на сумму коммерческих и управленческих расходов. Тем самым прибыль от продаж есть показатель эффективности основной деятельности предприятия, т. е. деятельности, связанной с производством и реализацией продукции, выполнением работ, оказанием услуг.

Прибыль (убыток) до налогообложения (бухгалтерская прибыль) -- это прибыль от продаж, увеличенная на суммы прочих доходов (проценты к получению, доходы от участия в других организациях, доходы от продажи основных средств и т.п.), за вычетом прочих расходов (проценты к уплате, штрафы, неустойки, расходы на создание резервов и т.п.). Показатель прибыли (убытка) до налогообложения -- это показатель эффективности всей хозяйственной деятельности организации.

Чистая прибыль (убыток) отчетного периода -- это прибыль (убыток) до налогообложения, уменьшенная (увеличенная) на величину отложенных налоговых обязательств, текущего налога на прибыль и увеличенная (уменьшенная) на сумму отложенных налоговых активов за отчетный период.

Если из величины чистой прибыли вычесть величину распределенной прибыли, то получим нераспределенную прибыль отчетного периода. Данный вид прибыли отражается в форме № 1 бухгалтерской отчетности «Бухгалтерский баланс» по статье «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».

Обособление тех или иных видов прибыли осуществляется исходя из интересов лиц, имеющих отношение к предприятию, организации. Так, для собственников основным показателем является чистая прибыль. С позиций интересов государства основной финансовый показатель -- прибыль до налогообложения как база для расчета налога на прибыль.

Распределение и использование прибыли является важным хозяйственным процессом, обеспечивающим как покрытие потребностей организации, так и формирование государственных доходов. Законодательно распределение прибыли регулируется в той ее части, которая поступает в бюджет в виде налога на прибыль. Определение направлений расходования прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налога на прибыль, производится на основании внутренних положений, в том числе устава и учредительного договора.

Чистая прибыль организации по итогам отчетного периода может быть направлена:

На отчисления в резервный капитал (формирование резервного фонда). Как известно, резервный капитал может быть создан как в акционерных обществах, так и в обществах с ограниченной ответственностью (в последних создание резервного фонда носит добровольный характер).

На выплату дивидендов. Акционерное общество вправе принимать решения не только о выплате дивидендов по итогам финансового года, но и о выплате промежуточных дивидендов по результатам I квартала, полугодия, девяти месяцев финансового года (выплата (объявление) дивидендов относится к компетенции общего собрания акционеров). Однако наличие достаточной по размерам прибыли вовсе не означает, что общество вправе объявлять и выплачивать дивиденды как по обыкновенным, так и по привилегированным акциям. Законом «Об акционерных обществах» установлены определенные ограничения на выплату дивидендов:

  • а) общество не вправе принимать решение о выплате (объявлении) дивидендов до полной оплаты всего уставного капитала (для вновь создаваемых АО);
  • б) нельзя принимать решение о выплате дивидендов до выкупа всех акций, которые общество обязано выкупить у акционеров по их требованию;
  • в) нельзя принимать решение о выплате (объявлении) дивидендов, если на момент их выплаты акционерное общество отвечает признакам несостоятельности (банкротства) или указанные признаки появятся у общества в результате выплаты дивидендов;
  • г) собрание акционеров не вправе принимать решение о выплате дивидендов, если стоимость чистых активов общества меньше суммы трех величин: уставного капитала; резервного фонда; превышения над номинальной стоимостью, определенной уставом, ликвидационной стоимости размещенных привилегированных акций (либо станет меньше этой суммы в результате выплаты дивидендов).

Расходование части прибыли на выплату дивидендов акционерам повышает доходность акций, а значит -- их курсовую стоимость и привлекательность новых эмиссий акций предприятия. Все это, в конечном счете, увеличивает капитал предприятия. Вместе с тем, этот вопрос связан с принятием серьезных финансовых решений в рамках дивидендной политики предприятия.

На погашение убытков прошлых лет.

На прочие выплаты по решению акционеров (учредителей) организации. Значительная часть прибыли может быть направлена на финансирование инвестиций во внеоборотные активы и в прирост оборотных средств (капитализация прибыли). Капитализация чистой прибыли позволяет расширить деятельность организации за счет собственных источников финансирования, снижая при этом финансовые расходы предприятия на привлечение дополнительных источников, на выпуск новых акций. Наряду с финансированием развития производства прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, может быть направлена на удовлетворение социальных нужд (эксплуатация социально-бытовых объектов, находящихся на балансе предприятия, строительство объектов непроизводственного назначения, проведение оздоровительных, культурно-массовых мероприятий); на материальное поощрение (выплата премий, оказание материальной помощи сотрудникам, надбавки к пенсиям и т.п.).

ПРИБЫЛЬ КОРПОРАЦИИ (ОРГАНИЗАЦИИ)

Экономическое содержание прибыли, ее виды и функции

Прибыль занимает одно из важных мест в общей системе стоимостных взаимоотношений рыночной экономики и представляет собой важнейший элемент финансового механизма общественного воспроизводства. С помощью этого инструмента оценивается деятельность всех коммерческих организаций. Прибыль является самым важным источником финансирования расширенного воспроизводства, критерием его эффективности и одним из главных источников доходов государственного бюджета. Правильное понимание экономической природы прибыли является основой для улучшения механизма ее практического использования в современных условиях.

Проблема экономического содержания, функций и значения прибыли находилась и находится в поле зрения многих экономических школ.

Согласно марксистской теории прибыль является превращенной формой прибавочной стоимости, представляющей собой неоплаченный прибавочный труд наемного рабочего, занятого в сфере материального производства.

В неоклассической теории обосновывается иной подход. Прибыль формируется в зависимости от производительности факторов производства, каждый их владелец получает свою часть добавленной стоимости в соответствии с предельной производительностью капитала, труда, земли: прибыль, заработную плату, ренту.

Многочисленные исследования на предмет изучения соответствия прибыли, исчисленной в бухгалтерском учете, ее экономическому содержанию привели к разграничению таких понятий, как бухгалтерская и экономическая прибыль.

Под бухгалтерской прибылью понимается прибыль, исчисленная в соответствии с действующими правилами бухгалтерского учета и указываемая в отчете о финансовых результатах как разница между доходами и расходами, признаваемыми в отчетном периоде. Понятие бухгалтерской прибыли в России введено с 01.01.1999 Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства финансов РФ от 29.07.1998 № 34н .

Определения бухгалтерской прибыли базируются на двух основных концепциях:

  • ? поддержания благосостояния или сохранения капитала;
  • ? эффективности или наращения капитала.

В мировой практике признается в качестве главенствующей концепция поддержания благосостояния, согласно которой бухгалтерская прибыль есть прирост в течение отчетного периода собственного капитала (средств, вложенных собственниками) и является результатом улучшения благосостояния организации. Данную концепцию иногда называют концепцией прибыли, основанной на изменениях в активах и пассивах. Выручка от продаж или иные доходы могут быть признаны только вследствие увеличения какого-либо актива или уменьшения какого-либо обязательства, и, соответственно, расход не может быть признан, если он не вызван уменьшением актива или увеличением обязательства. Другими словами, прибыль представляет собой увеличение экономических ресурсов, находящихся в распоряжении организации, а убыток - их уменьшение.

В соответствии со второй концепцией прибыль есть разница между доходами и расходами организации и мерило эффективности ее деятельности и деятельности ее руководства. Прибыль является результатом корректного разнесения доходов и расходов по соответствующим отчетным периодам, подразумевающее соотнесение в данном отчетном периоде «усилий» (т.е. расходов) и соответствующих им «достижений» (т.е. доходов). Доходы и расходы, относящиеся к будущим периодам, будут признаны в качестве актива или пассива вне зависимости от того, представляет собой такой актив или пассив реальный будущий приток или отток экономических ресурсов. На таком подходе основана концепция двойной записи в бухгалтерском учете, посредством которой выявляется двойной финансовый результат: как наращение собственного капитала (статистическая модель баланса) и как разница между доходами и расходами (финансовая модель баланса).

Показатель бухгалтерской прибыли не лишен недостатков. В качестве основных можно выделить следующие:

  • ? в силу допущения бухгалтерскими стандартами разных стран (а иногда в рамках одной страны для разных организаций) возможности использования различных подходов при определении тех или иных доходов и расходов показатели прибыли, рассчитанные разными организациями, могут быть не сопоставимы;
  • ? изменение общего уровня цен (инфляционная составляющая) ограничивает сопоставимость данных по прибыли, рассчитанной за разные отчетные периоды;
  • ? величина прибыли, отражаемая в бухгалтерской отчетности, не позволяет оценить, был ли приумножен или растрачен капитал организации за отчетный период, так как в бухгалтерской отчетности непосредственно не признается фактор альтернативной стоимости капитала.

С экономической точки зрения капитал организации приумножается, когда выгоды, полученные ею от использования долгосрочных ресурсов, превышают экономические затраты на их привлечение. Верно и обратное: если полученные экономические выгоды меньше расчетной величины стоимости капитала, организация фактически растрачивает капитал. Это положение активно используется при принятии инвестиционных решений, в том числе и решений о приобретении акций конкретного акционерного общества. Стремление к оценке эффективности использования капитала привело к активному использованию в зарубежной практике показателя экономической прибыли.

Под экономической прибылью понимается прирост экономической стоимости организации. При этом понятие «экономическая прибыль» в последние годы в западной практике в условиях развития рынка ценных бумаг значительно трансформировалось по сравнению с первой половиной XX столетия. Существует немало разночтений в определении того, как же рассчитать экономическую стоимость, однако их объединяет принципиальное различие по сравнению с бухгалтерской интерпретацией в понимании того, какая величина по истечении отчетного периода считается соответствующей «уровню достатка» в начале периода.

Экономическую прибыль можно определить как разницу между чистой операционной прибылью после налогообложения и величиной вложенного капитала, помноженной на средневзвешенную стоимость капитала. От показателя бухгалтерской прибыли экономическая прибыль отличается тем, что при ее расчете учитывается стоимость использования всех долгосрочных и иных процентных обязательств (источников), а не только расходов по уплате процентов по заемным средствам, учитываемых при расчете бухгалтерской прибыли. Иными словами, бухгалтерская прибыль превышает экономическую на величину неявных (альтернативных) затрат или затрат упущенных возможностей (рис. 5.1).

Под альтернативными затратами (от англ, opportunity costs ) понимается упущенная выгода (в частном случае - прибыль, доход), которая могла бы быть получена, если бы капитал организации был использован наилучшим альтернативным способом. Обычно в качестве альтернативного способа вложения временно свободных денежных средств рассматривается их размещение в депозиты коммерческих банков.

Рис. 5.1.

Именно экономическая прибыль служит критерием эффективности использования ресурсов организации. Положительная ее величина означает, что компания заработала больше, чем требуется для покрытия стоимости используемых ресурсов, следовательно, создана дополнительная стоимость для тех, кто предоставил ей свой капитал.

Если складывается обратная ситуация, это свидетельствует о неспособности организации покрыть стоимость использования привлеченных ресурсов. Иными словами, организация «проедает» предоставленный ей капитал. Таким образом, отсутствие экономической прибыли может стать причиной «перетока» капитала в другие сферы использования.

Существование понятий «бухгалтерская прибыль» и «экономическая прибыль» не означает возможность прямого сопоставления их значений. У каждого показателя может быть своя сфера применения. Более корректной видится их характеристика как взаимодополняющих показателей. Использование показателя экономической прибыли может как подтвердить, так и опровергнуть выводы, сделанные на основе показателя бухгалтерской прибыли, и стать причиной дальнейшей аналитической работы. С точки зрения оценки эффекта показатель экономической прибыли дает более полное по сравнению с показателем бухгалтерской прибыли представление об использовании организацией имеющихся активов в силу того, что сравнивает финансовый результат, полученный конкретной организацией, с результатом, который обеспечит ей реальное, а не только номинальное сохранение вложенных средств. В связи с этим показатель экономической прибыли видится более емким и полезным при принятии решения инвестором о своих действиях в отношении вложений в организацию.

Экономическое содержание прибыли проявляется в ее функциях. Выделяют следующие функции прибыли.

Стимулирующая функция. Прибыль в рыночной экономике - движущая сила и источник обновления производственных фондов и выпускаемой продукции. За ней закрепляется статус цели, что предопределяет экономическое поведение хозяйствующих субъектов, благополучие которых зависит как от величины прибыли, так и от принятого в национальной экономике алгоритма ее распределения, включая налогообложение. В условиях рыночных отношений собственники и менеджеры, ориентируясь на размер прибыли, остающейся в распоряжении организации, принимают решения по поводу дивидендной и инвестиционной политики, проводимой с учетом перспектив развития организации.

Показатель эффективности деятельности организации. В рыночной экономике вложение капитала в организацию сопровождается оценкой эффективности ее функционирования. В противном случае вообще пропадает стимул этого экономического действия. Во все времена прибыль являлась признаком эффективного управления находившимися в распоряжении компании трудовыми, материальными, финансовыми и другими ресурсами. В конечном счете финансовые результаты деятельности организаций являются основой валового внутреннего продукта государства и отражают эффективность функционирования экономики страны.

Источник формирования доходов бюджетов. Прибыль поступает в бюджеты в виде налогов, а также экономических санкций и используется на различные цели, определенные расходной частью бюджета и утвержденные в законодательном порядке.

На рис. 5.2 представлена характеристика роли прибыли организации в рыночной экономике.


Рис. 5.2.

Таким образом, прибыль занимает одно из важных мест в общей системе стоимостных взаимоотношений рыночной экономики и представляет собой важнейший элемент экономического механизма управления общественным производством. С ее помощью оценивается деятельность всех предпринимательских структур. Прибыль является одним из основных источников финансирования расширенного воспроизводства, критерием его эффективности и одним из главных источников доходов бюджета. Роль прибыли в условиях рынка существенно возрастает. Прибыль - движущая сила рынка. Правильное понимание экономической природы прибыли является основой для улучшения механизма практического использования этой категории в современных российских условиях.