Мобилизация финансовых ресурсов государства. Способы и формы мобилизации финансовых ресурсов. Нужна помощь по изучению какой-либы темы

Структура и источники финансовых ресурсов предприятий Финансовые ресурсы могут выступать в таких формах, как финансовые ресурсы предприятий, некоммерческих учреждений, общественных организаций, в форме государственных финансов. Каждая из этих форм имеет свое предназначение, играет свою роль в развитии государства, деятельности предприятий и населения. Как известно, предприятие является основным звеном экономики, а финансовые ресурсы предприятии говорят о его состоятельности или несостоятельности. От результатов деятельности предприятий (от движения финансовых ресурсов, в частности) зависит экономическое положение государства, уровень жизни его граждан. Финансы предприятия составляют основу финансовой системы. Как хозяйствующий субъект, предприятие взаимодействует с поставщиками и покупателями, партнерами по совместной деятельности, с банком, бюджетом и т.д. Однако финансовые отношения возникают только тогда, когда на денежной основе происходит формирование собственных средств предприятия, его доходов, привлечение наемных источников, распределение доходов, их использование на развитие самого предприятия. Финансы предприятий - это совокупность экономических денежных отношений, связанных с формированием и использованием фонда денежных средств и накоплений предприятий, а также с контролем за формированием, распределением и использованием этих фондов накопления. Материальным носителем финансовых отношений являются финансовые ресурсы, которые находятся в распоряжении предприятий и предназначены для удовлетворения его производственных и социальных потребностей. Формирование финансовых ресурсов осуществляется из источников, которые можно подразделить на внутренние и внешние. Под внутренними и внешними источниками финансирования понимают соответственно собственные и привлеченные (заемные) средства. Известны различные классификации источников средств. Основой нормального функционирования предприятия является наличие достаточного объема финансовых ресурсов, обеспечивающих возможность удовлетворения возникающих потребностей предприятия для текущей деятельности и развития. Финансовые ресурсы предприятия- это денежные доходы и поступления, находящиеся в распоряжении хозяйствующего субъекта и предназначенные для выполнения финансовых обязательств, осуществления затрат по простому и расширенному воспроизводству и экономическому стимулированию на предприятии Формирование финансовых ресурсов предприятий осуществляется за счет собственных и заемных средств, мобилизации ресурсов на финансовом рынке и поступления денежных средств от финансово- банковской системы в порядке перераспределения. Принципиальное различие между источниками собственных и заемных средств кроется в юридической причине - в случае ликвидации предприятия его владельцы имеют право на ту часть имущества предприятия, которая останется после расчетов с третьими лицами. Основными источниками финансирования являются собственные средства: уставный капитал, прибыль, амортизационные отчисления и др. Уставный капитал представляет собой сумму средств, предоставленных собственниками для обеспечения уставной деятельности предприятия. Прибыль - основной источник формирования резервного капитала (фонда). Этот капитал предназначен для возмещения непредвиденных потерь и возможных убытков от хозяйственной деятельности, т. е. является страховым по своей природе. Порядок формирования резервного капитала определяется нормативными документами, регулирующими деятельность предприятия данного типа, а также его уставными документами. Специфическим источником средств являются фонды специального назначения и целевого финансирования: безвозмездно полученные ценности, а также безвозвратные и возвратные государственные ассигнования на финансирование непроизводственной деятельности, связанной с содержанием объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, на финансирование издержек по восстановлению платежеспособности предприятий, находящихся на полном бюджетном финансировании, и др. Еще один источник внутренних резервов - добавочный капитал -образуется в результате прироста стоимости имущества, выявленной в результате переоценки, получения эмиссионного дохода (от дополнительной эмиссии акций, продажи акций выше номинала), безвозмездного получения ценностей или имущества от других предприятий и лиц (как правило, носят строго целевой характер). В уставных документах может предусматриваться создание неделимого фонда сверх суммы уставного капитала, фонд используется как финансовый ресурс. Внешние источники финансовых ресурсов предприятия финансовых ресурсов предприятия (или заемные финансовые средства) – это поступление извне. Они образуются за счет мобилизуемых на финансовом рынке и поступающих в порядке перераспределения средств. Ресурсы, мобилизуемые на финансовом рынке, состоят из средств от продажи собственных ценных бумаг (акций, облигаций и другие) и кредитных инвестиций. Ресурсы, поступающие в порядке перераспределения, состоят из: страховых возмещений по искам; реализации страховых полисов и залоговых свидетельств; финансовых ресурсов, формируемых на паевых началах (долевое участие в текущей и инвестиционной деятельности); дивиденды, проценты по ценным бумагам других эмитентов; финансовых ресурсов, поступающих от союзов, ассоциаций, отраслевых структур; бюджетных ассигнований, субсидий и субвенций. Финансовые ресурсы, мобилизуемые на финансовом рынке, представлены денежными средствами, полученными от продажи собственных акций, облигаций и других видов ценных бумаг, а также заемными средствами или крупными инвестициями. Они состоят из правовых хозяйственных обязательств перед третьими лицами. Это долгосрочные и краткосрочные кредиты банков, облигационные займы, а также средства других предприятий в виде векселей. Эти средства передаются предприятию на основе платности и возвратности. д) Финансы некоммерческих учреждений (ФНУ)

В качестве основных этапов инвестиционного процесса можно выделить:

1) принятие решений об инвестировании;

2) осуществление и эксплуатация инвестиций.

На первом этапе ставятся цели и определяются направления инвестирования, выбираются конкретные объекты вложения средств. Формирование целей и разработка направлений инвестиционной деятельности связаны с разработкой инвестиционной стратегии предприятия. Конкретные объекты инвестирования выбираются в процессе планирования инвестиций. Содержание второго этапа может существенно различаться в зависимости от особенностей осуществления реальных и финансовых инвестиций.

В рыночном хозяйстве инвестиционный процесс реализуется через механизм инвестиционного рынка, посредством которого осуществляется кругооборот инвестиций, преобразование инвестиционных ресурсов во вложения и обеспечивается прирост капитальной стоимости.

39. Первоначальный и текущий капитал.

Первоначальный- начальный капитал, необходимый для открытия собственного дела, создания предприятия.

Текущий капитал представляет собой функционирующий капитал, участвующий во всех стадиях воспроизводственного процесса и обеспечивающий их непрерывность. Текущий капитал определяется за определенный отрезок времени (год, квартал, месяц), его состояние фиксируется в балансе компании на определенную дату (начало, конец отчетного года). Непрерывное функционирование субъекта хозяйствования зависит от размера, структуры текущего капитала, опытного маневрирования финансовыми ресурсами, их действенного использования.

42.Способы и формы мобилизации финансовых ресурсов.

Финансовый рынок - это рынок финансовых активов, форма орга низации движения денежных средств в экономике. Он функционирует как рынок ссудных капиталов, рынок ценных бумаг, валютный и стра ховой рынок. По срокам обращения на нем финансовых инструментов делится на рынок капиталов и денежный рынок.

Предпосылкой его функционирования является несовпадение по требности в финансовых ресурсах у субъектов хозяйствования с наличи ем источников удовлетворения этой потребности. Финансовый рынок предназначен для аккумулирования временно свободных денежных средств и эффективного их использования. Функциональное назначение финансового рынка состоит в посредничестве движению денежных средств от их владельцев (сберегателей) к пользователям (инвесторам) - основным его участникам.

Использование денежных средств финансового рынка, которое осуществляется с помощью таких способов как эмиссия ценных бумаг, открытие кредитной линии в банках, получение займов у других органи заций и инвестиций в ценные бумаги, позволяет предприятиям решить следующие задачи:

Обеспечить перелив капитала между его участниками, способ ствуя концентрации финансовых ресурсов в наиболее рентабельных сферах экономики;

Эмитентам мобилизовать внутренние источники финансирова ния и временно свободные денежные ресурсы для долгосрочных инве стиций и удовлетворения других потребностей;

Инвесторам сформировать свои инвестиционные портфели наи лучшим образом с точки зрения сохранности капитала от инфляции и в целях получения дополнительного дохода.

Финансовая политика государства. Мероприятия государства по мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию на основе финансового законодательства страны называются

Мероприятия государства по мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию на основе финансового законодательства страны называются финансовой политикой. Направления финансовой политики зависят от экономического состояния страны.

Кризисное положение экономики предопределяет финансовую политику, направленную, с одной стороны на прекращение спада производства и на стимулирование производства (например, в виде отдельных налоговых льгот производителям) , на мобилизацию финансовых ресурсов в целях их эффективного вложения в отдельные отрасли экономики, а с другой - на сдерживание всех социальных программ, сокращение расходов на оборону и т.д. Соответственно, при переходе экономики в другое состояние меняются направления финансовой политики.

Правильность выбранной финансовой политики, несомненно, зависит от критической оценки складывающейся в стране экономической ситуации, от соблюдения “золотого правила” экономической теории при разработке прогнозов и рекомендаций оценивать экономическую ситуацию в стране такой, какая она есть, а не такой, какой ее хотелось бы видеть. Это тем более важно, поскольку общей тенденцией развития является усиление роли правительства в регулировании национальной экономики через финансовую систему, а именно - расходы государства на программы по социальному обеспечению, на поддержание среднего уровня доходов, на здравоохранение, образование и т.д.

Между возникновением опасности, принятием решений, проведением соответствующих действий и их эффектом неизбежны временные лаги, т.е. промежутки времени, разделяющие вышеназванные ступени. В бюджетно-налоговой сфере существует лаг между возникновением шоковой ситуации и поэтапным прохождением закона через властные структуры. Таким образом, отсрочки при принятии решений часто приводят к результатам, противоположным искомым, еще более расшатывают, а не стабилизируют ситуацию.

Финансовая политика складывается из двух взаимосвязанных направлений деятельности государства: в области налогообложения и регулирования структуры государственных расходов с целью воздействия на экономику (фискальная политика) и в области регулирования бюджета (бюджетная политика).

3. Социальная политика – экономическая деятельность человека, в конечном счете, имеет целью создание материальной базы для улучшения условий жизни. Поскольку люди в своей экономической деятельности тесно взаимосвязаны друг с другом, постольку и изменение условий жизни отдельного индивида не может происходить в отрыве от изменения этих условий для других индивидов. В свою очередь, это требует согласования деятельности по обеспечению благоприятных условий жизни. Указанная деятельность и получила название социальной политики. По сути, в социальной политике выражаются конечные цели и результаты экономического роста.

Социальная политика играет, с точки зрения функционирования экономической системы, двоякую роль.

Во-первых, по мере экономического роста, накопления национального богатства создание благоприятных социальных условий для граждан становится главной целью экономической деятельности, v в этом смысле в социальной политике концентрируются цели экономического роста; все другие аспекты экономического развития начинают рассматриваться в качестве средств реализации социальной политики.

Во-вторых, социальная политика является и фактором экономического роста. Если экономический рост не сопровождается ростом благосостояния, то люди утрачивают стимулы к эффективной экономической деятельности. Одновременно, чем выше достигнутая ступень экономического развития, тем выше требования к людям, обеспечивающим экономический рост, их знаниям, культуре, физическому и нравственному развитию. В свою очередь, это требует дальнейшего развития социальной сферы.

Социальная политика осуществляется на разных уровнях экономической деятельности. Так, можно говорить о социальной политике фирмы (корпорации) в отношении своего персонала, о региональной и общегосударственной социальной политике. Учитывая тесную взаимозависимость современного мира, можно говорить о межгосударственной социальной политике (например, в решении глобальных экологических проблем, преодолении социально-экономической отсталости групп стран или даже континентов).

4. Государственное предпринимательство осуществляется в тех областях, где хозяйственность противоречит природе частных фирм или же требуются огромные вложения средств и риск. Основное отличие от частного предпринимательства состоит в том, что первоочередная цель государственного предпринимательства состоит не в получении дохода, а в решении социально-экономических задач, таких как обеспечение необходимых темпов роста, сглаживание циклических колебаний, поддержание занятости, стимулирование научно-технического прогресса и т.д. Данная форма регулирования обеспечивает поддержку малорентабельных предприятий и отраслей хозяйства, которые жизненно важны для воспроизводства. Это прежде всего отрасли экономической инфраструктуры(энергетика, транспорт, связь). К проблемам, решаемым государственным предпринимательством, относятся также предоставление населению льгот в различных областях социальной инфраструктуры, помощь жизненно важным наук и капиталоемким отраслям экономики в целях ускорения научно-технического прогресса и укрепления на этой основе позиций страны в мировом хозяйстве, проведение региональной политики - строительство в экономически отсталых районах промышленных предприятий, создание рабочих мест, охрана окружающей среды путем внедрения безотходных технологий, строительства очистных сооружений, развитие фундаментальных научных исследований, производство товаров, являющееся по закону государственной монополией.

Как правило, государственные предприятия не готовы к рыночному соперничеству, поскольку рассчитывают не только на себя, но и на особое отношение со стороны властей (дотации, налоговые льготы, гарантии сбыта в рамках госзаказов). У государственных предприятий нет обязательств перед акционерами, банкротство им обычно не грозит. Все это негативно сказывается на динамике затрат и цен, скорости освоения новых технологий, качестве организации производства и т.д.

Конкуренция в сфере коммерческой деятельности недопустима еще и потому, что частный сектор втягивается в коррупцию: через взятку чиновнику можно добиться больших результатов, чем за счет снижения издержек.

Если экономика обременена избыточным количеством государственных предприятий, в сложное положение попадают их работники. Именно они становятся первой жертвой правительственной политики, направленной на преодоление чрезвычайных ситуаций. Обычно люди, работающие в госсекторе, первыми ощущают замораживание зарплаты. Видимо поэтому волна приватизации, прокатившаяся в 80-е годы по экономикам западных стран не вызвала широких протестов со стороны основной массы занятых в государственном секторе. Люди рассчитывали, что, освободившись от государственного давления, они сумеют в полной мере использовать преимущества рыночного хозяйства, стать совладельцами частных предприятий.



5. Суть государственной антициклической политики , или регулирования хозяйственной конъюнктуры, состоит в том, чтобы во время кризисов и депрессии стимулировать спрос на товары и услуги, капиталовложения и занятость. Для этого частному капиталу предоставляются дополнительные финансовые льготы, увеличиваются государственные расходы и инвестиции. В условиях длительного подъема в экономике страны могут возникнуть опасные явления - рассасывание товарных запасов, рост импорта и ухудшение платежного баланса, превышение спроса на рабочую силу предложением и отсюда необоснованный рост заработной платы и цен. В такой ситуации задача регулирования - притормозить рост спроса, капиталовложений и производства, чтобы по возможности притормозить перепроизводство товаров и перенакопление капиталов.6. В области отраслевой и территориальной структуры государственное регулирование также играет значительную роль. Здесь при помощи финансовых стимулов и государственных капиталовложений, обеспечиваются привилегированные условия отдельным отраслям и регионам. В одном случае поддержка оказывается тем отраслям и единицам хозяйства, которые находятся в состоянии затяжного кризиса; в другом случае поощряется развитие новых отраслей хозяйства и видов производства, призванные привести к прогрессивным структурным сдвигам внутри отраслей, между отраслями и во всем народном хозяйстве, к повышению его эффективности и конкурентоспособности. Но также могут приниматься меры и по притормаживанию чрезмерной концентрации производства.Важнейшим объектом государственного регулирования экономики является накопление капитала. Производство, присвоение и капитализация прибыли всегда служат главной целью хозяйственной деятельности в рыночной экономике. Создавая дополнительные стимулы и возможности в разное время всем инвесторам или отдельным их группам по отраслям и территориям, регулирующие органы положительно воздействуют на экономический цикл и структуру экономики.7. Регулирование занятости - это поддержание нормального с точки зрения рыночной экономики соотношения между спросом и предложением рабочей силы. Соотношение это должно удовлетворять потребность экономики в квалифицированных и дисциплинированных работниках, заработная плата которых служит для них достаточной мотивацией к труду. Однако соотношение между спросом и предложением не должно вести к чрезмерному росту заработной платы, которая может негативно отразиться на национальной конкурентоспособности. Нежелательное резкое снижение занятости ведет к увеличению армии безработных, снижению потребительского спроса, налоговых поступлений, росту налогов ради выплаты пособий и опасным социальным последствиям.8. Состояние платежного баланса является объективным показателем экономического здоровья страны. Во всех странах с рыночным хозяйством государство постоянно осуществляет оперативное и стратегическое регулирование платежного баланса путем воздействия на экспорт и импорт, движение капиталов, повышение и понижение курсов национальных валют, участие в международной экономической интеграции.

Очевидно, что современная рыночная система немыслима без вмешательства государства. Однако существует грань, за которой происходят деформации рыночных процессов, падает эффективность производства. Тогда рано или поздно встает вопрос о разгосударствлении экономики, избавление ее от чрезмерной государственной активности. Существуют важные ограничения для регулирования. Например, недопустимы любые действия государства, разрушающие рыночный механизм (тотальное директивное планирование, всеохватный административный контроль за ценами и др.). Это не означает, что государство снимает с себя ответственность за неконтролируемый рост цен и должно отказаться от планирования. Рыночная система не исключает планирования на уровне предприятий, регионов и даже народного хозяйства; правда, в последнем случае оно обычно является "мягким", ограниченным по срокам, масштабам и другим параметрам, и выступающим в виде национальных целевых программ. Также следует отметить, что рынок во многом является самонастраивающейся системой, и поэтому влиять на него следует только косвенными, экономическими методами. Однако в ряде случаев, применение административных методов не только допустимо, но и необходимо. Нельзя уповать только на экономические либо только на административные меры. С одной стороны, элементы администрирования несет в себе любой экономический регулятор. Например, денежное обращение ощутит влияние такого известного экономического метода, как ставка по кредитам центрального банка не раньше, чем будет принято административное решение. С другой стороны, в каждом административном регуляторе есть нечто экономическое в том смысле, что он косвенно сказывается на поведении участников экономического процесса. Прибегая, скажем, к прямому контролю за ценами, государство создает для производителей особый экономический режим, вынуждает их пересматривать производственные программы, искать новые источники финансирования инвестиций и т.д.

Финансовыми ресурсами именуется совокупность денежных средств строго целевого использования, обладающая потенциальной возможностью мобилизации (высвобождения из оборота) или иммобилизации (дополнительной загрузки в оборот).

Полная и своевременная мобилизации финансовых ресурсов и правильное их использование обеспечивает нормальный процесс производства и расширения производственных фондов, а также увеличивает эффективность работы предприятия.

Непосредственно процесс мобилизации ресурсов начинается с того, что руководство предприятия анализирует наличие ресурсного потенциала и намеченные стратегии деятельности.

Основной вопрос мобилизации ресурсов - это их распределение по отдельным составляющим стратегии. Для эффективной реализации стратегии необходимо правильно распределить ресурсы во времени. И, для того чтобы не потерпеть крах при реализации стратегии, на стадии ее выполнения нужно организовать правильное распределение финансовых ресурсов.

Процесс мобилизации ресурсов на стадии выполнения стратегии опирается еще и на оценку и удержание источников поступления капитала. Руководство должно знать и помнить обо всех реально существующих финансовых источниках, чтобы определить наилучшие пути использования имеющихся денежных средств и, если это необходимо для осуществления стратегии, обрести новые источники поступления денежных средств.

Также предприятие может пользоваться не всеми ресурсами сразу, а лишь определенной частью или видом ресурсов. Так, например если рассматривать такие виды финансовых ресурсов предприятия как нераспределенная прибыль, кредиторская задолженность и уставный капитал, наиболее мобильным ресурсом будет нераспределенная прибыль.

За счет прибыли происходит формирование в значительном объеме бюджетных ресурсов государства, осуществляется финансирование расширения предприятий, материальное стимулирование работников, решение социально-культурных мероприятий и т. д.

Многоканальное использование прибыли усиливается с переходом экономики государства на основы рыночного хозяйства. В этих условиях хозяйствующие субъекты, получив финансовую самостоятельность и независимость, вправе решать, на какие цели и в каких размерах использовать прибыль, оставшуюся после уплаты в бюджет установленных налогов и платежей.

Использование финансовых ресурсов предприятия осуществляется по следующим направлениям:

текущие затраты на производство и реализацию продукции (работ, услуг);

инвестирование средств в капитальные вложения, связанные с расширением производства и его техническим обновлением, использованием нематериальных активов;

инвестирование финансовых ресурсов в ценные бумаги;

платежи финансовой, банковской системам, взносы во внебюджетные фонды;

образование различных денежных фондов и резервов (на развитие; поощрительного и социального характера);

благотворительные цели, спонсорство и т. п.

Затраты предприятий финансируются такими видами ресурсов как нераспределенная прибыль, кредиторская задолженность и капиталы (уставный, добавочный и т. д.).

Предприятие в процессе своей деятельности совершает материальные и денежные затраты на простое и расширенное воспроизводство основных фондов и оборотных средств, производство и реализацию продукции, социальное развитие своего коллектива и др.

Себестоимость продукции (работ, услуг) - это стоимостная оценка используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию.

Затраты, образующие себестоимость продукции (работ, услуг), группируются в соответствии с их экономическим содержанием по следующим элементам: материальные затраты (за вычетом возвратных отходов); затраты на оплату труда; отчисления на социальные нужды; амортизация основных фондов; прочие затраты.

Материальные затраты наиболее крупный элемент затрат на производство, доля которого в общей сумме затрат составляет 60 - 90% (лишь в добывающих отраслях промышленности его доля невелика). Состав материальных затрат неоднороден и включает расходы на сырье и материалы (за вычетом стоимости возвратных отходов по цене их возможного использования или реализации, учитывая, что отходы одного производства могут служить полноценным сырьем для другого). В стоимость сырья и материалов включаются комиссионные вознаграждения, оплата брокерских и иных посреднических услуг. Стоимость потребленного в процессе производства сырья и материалов включается в себестоимость продукции без налога на добавленную стоимость (НДС). Но существуют и исключения из этого правила. Так, если продукция предприятия освобождена от НДС, то оно не имеет возможности вычесть сумму уплаченного НДС из суммы налога, полученного при реализации своей продукции. В подобных случаях предприятию разрешается отнести уплаченный НДС на себестоимость продукции (т.е. в конечном счете НДС оплачивает не изготовитель продукции, а ее покупатель).


Финансовые ресурсы государства охватывают ресурсы всех секторов экономики: государственного, предпринимательского и частного.
В распоряжении государства находятся ресурсы бюджетной системы централизованных и отдельных децентрализованных фондов денежных средств, а также государственных финансовых институций (Национального банка, государственных кредитных учреждений и т. д.).
Источниками финансовых ресурсов предприятий являются уставной капитал, прибыль, амортизационный фонд, резервный фонд, фонды экономического стимулирования.
Финансовые ресурсы делятся на собственные и привлеченные. К собственным финансовым ресурсам принадлежат денежные средства, полученные в ходе финансово-хозяйственной деятельности (уставной капитал, прибыль, амортизационный фонд, другие фонды предприятий). Привлеченные ресурсы - это денежные средства, полученные в результате кредитов и займов, приобретающих характер задолженности (кредиты; финансовые ресурсы, привлеченные путем выпуска ценных бумаг; кредиторская задолженность).
Актуальным вопросом относительно усовершенствования финансовых отношений является вопрос об установлении рационального соотношения между централизованными и децентрализованными финансовыми ресурсами. Высокий уровень централизации налогов и других обязательных взносов приводит к увеличению финансовых ресурсов государственного сектора и, соответственно, уменьшению финансовых ресурсов предприятий, что негативно отражается на результатах их деятельности, подрывает материальную заинтересованность в достижении лучших показателей, а также способствует оттоку средств в теневой сектор экономики.
Источники формирования финансовых ресурсов на макроуровне:
  • стоимость валового внутреннего продукта;
  • доходы от внешнеэкономической деятельности;
  • национальное богатство;
  • привлеченные ресурсы (займы).
Источники формирования финансовых ресурсов на микроуровне:
  • собственные средства экономических ресурсов: уставной фонд предприятия;
  • средства, приравниваемые к собственным (стойкие пассивы): минимальная задолженность по заработной плате и взносы в целевые фонды; резерв платежей, которые должны быть; авансы и предоплата заказчиков;
  • привлеченные средства: прибыль, полученная на финансовом рынке от реализации ценных бумаг, полученные займы и др.;
  • средства, полученные после распределения: бюджетные ассигнования, сберегательные отчисления, поступления из целевых фондов.

Схема 3.1.

С. - стоимость потребленных ресурсов;
V - стоимость затрат живого труда; m - вновь созданная стоимость, дополнительный продукт.
Каждый из элементов участвует в формировании финансовых ресурсов общества в определенных специфических формах.
Амортизационный ресурс - форма участия элемента «С» - действует только на микроуровне по месту создания, перераспределению не подлежит.
V - участвует в создании финансовых ресурсов в формах: обязательные безвозвратные налоги и сборы в бюджет, целевые фонды; страховые взносы и другие платежи в финансовую систему; добровольные платежи на безвозвратной основе в форме прироста вкладов в сберегательных учреждениях, приобретение государственных ценных бумаг.
m - относится к финансовым ресурсам непосредственно как чистая прибыль предпринимательских субъектов и опосредованно как налоги и другие платежи в централизованные фонды на макроуровне (бюджет, целевые фонды).
Финансовые ресурсы формируются разными методами: обязательными и добровольными; кредитными и на безвозвратной основе; как результат основной деятельности и от непрофильных операций.


Схема 3.2. Использование финансовых ресурсов
Возможности удовлетворения потребностей общества могут определяться объемом финансовых ресурсов или другими факторами:
структурой национального дохода (соотношением фонда оплаты труда и чистого дохода);

Централизованные финансовые ресурсы используются на:
  • производственные инвестиции (простое и расширенное воспроизводство средств производства в государственном секторе экономики);
  • социальное обслуживание населения и содержание непроизводственной сферы;
  • военные расходы;
  • экологические расходы;
  • обслуживание государственного долга;
  • финансирование научно-технического прогресса;
  • создание резервных и страховых фондов;
  • другие цели, обеспечивающие жизнедеятельность общественного организма. Распределение централизованных финансовых ресурсов, в зависимости от возможности удовлетворять потребности, должно отвечать следующим условиям:
  1. В полном объеме следует финансировать потребности, не поддающиеся регулированию, потому что они определяются параметрами (объемом расходов на обслуживание государственного долга, на содержание Вооруженных Сил и т. п.).
  2. Нововведения в экономику определяются предусматриваемыми темпами роста, которые регулируются в зависимости от наличия ресурсов (формировать или замедлять).
  3. Расходы социального назначения мало поддаются маневрированию (образование, охрана здоровья, пенсии), но легко регулируются по объему и срокам проведения при недостатке ресурсов.
Валовой внутренний продукт в качестве источника формирования финансовых ресурсов - это:
  • чистые налоги (непрямые): акцизный сбор, налог на добавленную стоимость;
  • амортизация: амортизационные отчисления;
  • начисления соцстраха: отчисления в фонд занятости; отчисления на социальное обеспечение и социальное страхование;
  • доходы от личного подсобного хозяйствования и другие доходы населения: прирост долгосрочных вкладов населения;
  • заработная плата: налоги и платежи населения;
  • прибыль: платежи и отчисления, которые относятся на себестоимость. Направления использования ресурсов:
  • расходы на развитие экономики и расширенное производство;
  • расходы на социальное обслуживание;
Валовой внутренний продукт

Схема 3.3. Взаимосвязь финансовых ресурсов со стоимостной структурой валового внутреннего валового продукта
  • расходы на социальные гарантии населению;
  • пенсии и предоставление помощи;
  • расходы на развитие науки;
  • расходы на оборону;
  • расходы на управление;
  • расходы на внешнеэкономическую деятельность;
  • расходы на обслуживание государственного долга;
  • государственные дотации;
  • другие расходы бюджета;
  • расходы хозяйственных структур на социальные мероприятия;
  • другие расходы предпринимательских структур.
Децентрализованные финансовые ресурсы предусмотрены для финансирования потребностей производственных и непроизводственных структур, то есть по месту их создания.
В сфере производства существуют простое или расширенное воспроизводство средств и предметов труда, создание резервных (страховых) фондов и другие материальные расходы производственного назначения, материальное поощрение и финансовая помощь работающим, благотворительность и другие социальные расходы.
Движение финансовых ресурсов происходит от источников их создания до конечного использования: в процессе создания, движения и использования финансовых ресурсов проявляется их функция, то есть общественное назначение - обеспечить влияние финансов на общественное воспроизводство путем: