Правовое регулирование коммерческой деятельности. Правовое регулирование производственно-хозяйственной и финансовой деятельности сх коммерческих организаций. Правовое регулирование финансирования сельскохозяйственного производства


12.1. Экономические аспекты финансов и финансовой деятельности организаций

В современной специальной литературе фондами денежных средств субъектов хозяйствования в широком смысле слова называют их денежный капитал в целом, накопления, доходы; в узком смысле слова - резервы, запасы денежных средств, аккумулируемые для специальных целей. В западной литературе под фондами денежных средств понимают резервы денег или инвестиций, образованных в определенных целях. В широком смысле слова, рассматривая управление фондами денежных средств, имеют в виду:

Управление денежными средствами;

Обеспечение необходимого банковского обслуживания;

Получение, храпение и расходование денежных средств и ценных бумаг компании;

Управление кредитами и инкассацией;

Управление пенсионными фондами;

Управление инвестициями;

Выполнение казначейских обязанностей2.

В экономической пауке денежные отношения коммерческих организаций, направленные на формирование и использование фондов денежных средств, рассматриваются в качестве самостоятельной категории "финансы коммерческих организаций". В настоящее время представлены две основные концепции относительно сущности категории "финансы": 1) распределительная (В. П. Дьяченко, В. М. Родионова, Л. А. Дробозина, С. И. Лушин), которая связывает возникновение финансов только со стадией распределения, не отрицая, однако, взаимообусловленности последней и процессов производства, обмена и потребления, и 2) воспроизводственная (Д. С. Моляков, Е. И. Шохин), которая связывает финансы со всеми стадиями общественного производства. Следствием указанных противоположных тенденций являются различные определения фондов денежных средств как материального выражения финансов коммерческих организаций. Сторонники распределительной концепции считают, что финансами следует называть только часть денежных отношений, возникающих на стадии распределения и необходимых для формирования финансовых ресурсов. Если публичные потребности органов государственной власти и местного самоуправления предопределяют фондовый характер образования финансовых ресурсов, то финансовые ресурсы коммерческих организаций представляют собой ее накопленные или текущие доходы, остающиеся после покрытия обычных технологических расходов и обеспечения обязательных требований. Понимаемые таким образом финансовые ресурсы коммерческих организаций могут носить фондовый характер, только когда происходит обособление части ресурсов из общей суммы денежных средств. Поэтому распределительная концепция разделяет фонды денежных средств на финансовые ресурсы и денежные средства, совокупность которых не является фондами в таком понимании. Воспроизводственная концепция более "практична" и не разделяет сущности явления и его внешних форм проявления, рассматривая финансы как процесс формирования любых фондов как совокупности денежных средств (капиталов, резервов, накоплений) для финансирования необходимых расходов.

Под финансами коммерческих организаций понимается совокупность денежных отношений, возникающих по поводу формирования основного и оборотного капиталов фактических и (или) потенциальных фондов денежных средств, их распределения и использования на нужды производства или потребления. В качестве финансовых ресурсов в данном случае рассматриваются любые фонды денежных средств в их материальном понимании, аккумулирование и использование которых происходит на всех стадиях производственного процесса.

Таким образом, используя понятие "финансы коммерческих организаций (хозяйствующих субъектов)", необходимо уточнять данное понятие, связывая его либо только с распределением, либо со всеми стадиями воспроизводственного процесса. В любом случае вне зависимости от того, как рассматривать тс или иные фонды денежных средств, их формирование и использование как целевой совокупности денежных средств происходит на всех стадиях воспроизводственного процесса, опосредует реализацию всех направлений деятельности коммерческих организаций и является важнейшей стороной их деятельности. При этом образуемые фонды денежных средств в зависимости от экономической роли могут рассматриваться по-разному: как капитал, целевые накопления, резервы и т.п.

Можно выделить следующие группы отношений, в результате которых происходит формирование и использование фондов денежных средств коммерческих организаций:

Внутрихозяйственные отношения, складывающиеся при формировании собственного капитала, в процессе создания и распределения ВВП (па уровне организации), например в момент создания организации при формировании уставного (складочного) капитал, паевого (уставного) фонда;

Отношения между организацией и ее инвесторами (в том числе акционерами, участниками) по поводу привлечения инвестиций, финансирования различных проектов и т.п.;

Отношения с контрагентами, российскими и зарубежными организациями, связанные с производством и реализацией продукции (с поставщиками, покупателями; с организациями, оказывающими различные услуги, выполняющими различные работы и т.д.);

Отношения, связанные с оплатой труда работников организации и иных лиц, работающих по гражданско-правовым договорам, а также по поводу выплаты иных платежей, возникающих из трудовых отношений;

Отношения внутри объединения, членом которого является организация (ассоциации, союза, финансово-промышленной группы, холдинга и т.д.), между основной и дочерней, основной и зависимой организацией, отношения организации с се филиалами и представительствами, отношения, возникающие в процессе реорганизации юридических лиц;

Отношения между организацией и государством: связанные с уплатой обязательных платежей в целях финансового обеспечения деятельности государства и формирования бюджетных и социальных внебюджетных фондов; складывающиеся в процессе использования средств централизованных фондов, например получения бюджетных кредитов, размещения государственных инвестиций; направленные на формирование, распределение и использование целевых фондов денежных средств для обеспечения финансирования научно-исследовательских программ, осуществление инвестиционных проектов, маркетинговых исследований и т.д.;

Отношения с организациями - финансовыми институтами: банками, кредитными, страховыми организациями, инвестиционными фондами и др. - по поводу получения и погашения кредитов и ссуд, размещения и привлечения инвестиций, получения или уплаты процентов по ним, в том числе отношения с участниками рынка ценных бумаг;

Отношения, складывающиеся с различными негосударственными социальными фондами, благотворительными фондами и общественными организациями, приобретающие особую значимость в условиях социально ориентированной рыночной экономики.

Итак, вся деятельность коммерческой организации опосредована формированием и использованием фондов денежных средств. В процессе непосредственного создания и распределения ВВП (на уровне организации) происходит формирование и использование различных внутрихозяйственных денежных фондов. Их формирование начинается уже с момента создания коммерческой организации, когда за счет вкладов учредителей образуется первоначальный, стартовый капитал.

Например, после регистрации юридического лица в зависимости от вида коммерческой организации они приобретают определенную правовую форму: уставного капитала для хозяйственных обществ, складочного капитала для хозяйственных товариществ, паевого фонда для производственных кооперативов, уставного фонда для унитарных предприятий. Экономическая сущность данных фондов заключается в том, что они представляют собой средства, авансируемые учредителями (участниками) для осуществления юридическим лицом экономической деятельности в соответствии с учредительными документами. Уставный (складочный) капитал, паевой (уставный) фонд представляют собой исходную материальную базу деятельности коммерческой организации и основу се собственного капитала (в бухгалтерском понимании). В качестве вкладов учредителей (участников) могут выступать как денежные средства, так и иное имущество, включая имущественные права. Их конкретный состав и размер определяются по усмотрению учредителей коммерческой организации, исходя из характера и целей планируемой деятельности, по обязательной является денежная оценка вклада. Таким образом, сформированный денежными вкладами учредителей уставный (складочный) капитал, паевой (уставный) фонд представляет собой первоначальный фонд денежных средств (ресурс) коммерческой организации, а в случае формирования имущественными вкладами - его превращенную форму. Их стоимостное выражение закрепляется в уставе коммерческой организации, гарантируя тем самым минимальный размер имущества, которым она располагает (денежных средств или иного имущества), что подчеркивает постоянный характер данных фондов.

Понятие и сущность коммерческой деятельности как одного из видов предпринимательства.

Коммерция - вид торгового предпринимательства, который является основой цивилизованной рыночной экономики.

Коммерческая деятельность - более узкое понятие, чем предпринимательство. Предпринимательство - это организация экономической, производственной и иной деятельности, приносящей предпринимателю доход. Предпринимательство может означать организацию промышленного предприятия, сельской фермы, торгового предприятия, предприятия обслуживания, банка, адвокатской конторы, издательства, исследовательского учреждения, кооператива и т.д. Из всех этих видов предпринимательской деятельности только торговое дело является в чистом виде коммерческой деятельностью. Таким образом, коммерцию следует рассматривать как одну из форм (видов) предпринимательской деятельности.

Главная цель коммерческой деятельности - получение прибыли через удовлетворение покупательского спроса при высокой культуре торгового обслуживания. Эта цель в равной степени важна как для организаций и предприятий, так и для отдельных лиц, осуществляющих операции купли-продажи на рынке товаров и услуг.

Государственное регулирование коммерческой деятельности, основ­ ные принципы и методы.

Субъектом государственного регулирования коммерческой деятельности выступает государство, общественные организации, законодательные органы. Объектом - экономические, организационные и управленческие отношения в сфере коммерческой деятельности.

Системы методов регулирования бывают прямого и косвенного воздействия.

К прямым методам можно отнести методы административно-правового воздействия на субъекты: регулирование правил продажи товаров и услуг, лицензирование, квотирование, установление минимальных размеров уставного фонда предприятий и организаций отдельных организационно-правовых форм деятельности; управление федеральной собственностью; стратегическое планирование.

Прямые методы предполагают вмешательство государства в функционирование рыночного механизма, в частности, в процессы ценообразования, политику доходов, а именно: замораживание или допуск в определенных размерах роста цен и заработной платы, ограничений изменений показателей в кредитно-денежной системе, использование квот и других.

Косвенные методы:

кредитно-денежная политика,

таможенная политика,

налоговая политика.

Антимонопольное законодательство и его роль в развитии коммер­ ческой деятельности.

Антимонопольное законодательство - это сложная и разветвленная сеть законов, судебных решений и правовых норм, комплекс правовых актов в странах с рыночной экономикой, направленных на поддержание конкурентной среды, противодействие монополизму и недобросовестной конкуренции.

Разработка и принятие антимонопольного законодательства -одно из самых важных средств государственного регулирования экономики. В современный период главная особенность этого законодательства состоит в том, что оно направлено на защиту так называемой олигополии как рыночного механизма.

Защита прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля.

Государственный контроль в торговле заключается в надзоре за выполнением законов и установленных правил.

Функциями гос. Контроля наделены многие федеральные органы исполнительной власти, а также региональные и местные о органы, которые имеют право проверять различные направления производственной и хозяйственной деятельности торговых организаций и предприятий:

Министерство экономического развития и торговли РФ

Министерство внутренних дел РФ

Федеральная антимонопольная служба

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

Федеральная служба по техническому регулированию и метрологии и др.

Законодатели решили защитить права и интересы организаций в процессе проведения контрольных мероприятий. Принят ФЗ от 8.08.01 № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении гос. контроля (надзора).

Положения этого закона не применяются к отношениям с проведением: налогового контроля; валютного контроля; бюджетного, банковского и страхового, транспортного, таможенного, лицензионного, санитарно-карантинного и ветеринарного.

В законе формулируются основные принципы защиты прав:

презумпция добросовестности юридического лица или индивидуального предпринимателя;

соблюдение международных договоров Российской Федерации;

открытость и доступность для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, выполнение которых проверяется при проведении государственного контроля (надзора);

установление обязательных требований федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами;

проведение мероприятий по контролю уполномоченными должностными лицами органов государственного контроля (надзора);

соответствие предмета проводимого мероприятия по контролю компетенции органа государственного контроля (надзора);

периодичность и оперативность проведения мероприятия по контролю, предусматривающего полное и максимально быстрое проведение его в течение установленного срока;

учет мероприятий по контролю, проводимых органами государственного контроля (надзора);

возможность обжалования действий (бездействия) должностных лиц органов государственного контроля (надзора), нарушающих порядок проведения мероприятий по контролю, установленный настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами;

признание в порядке, установленном федеральным законодательством, недействующими (полностью или частично) нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, соблюдение которых подлежит проверке, если они не соответствуют федеральным законам;

устранение в полном объеме органами государственного контроля (надзора) допущенных нарушений в случае признания судом жалобы юридического лица или индивидуального предпринимателя обоснованной;

ответственность органов государственного контроля (надзора) и их должностных лиц при проведении государственного контроля (надзора) за нарушение законодательства Российской Федерации;

недопустимость взимания органами государственного контроля (надзора) платы с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за проведение мероприятий по контролю, за исключением случаев возмещения расходов органов государственного контроля (надзора) на осуществление исследований (испытаний) и экспертиз, в результате которых выявлены нарушения обязательных требований;

недопустимость непосредственного получения органами государственного контроля (надзора) отчислений от сумм, взысканных с юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей в результате проведения мероприятий по контролю.

В законе четко определяются требования которые предъявляют к организации и проведению мероприятий по контролю.

Указаны права юридических лиц и ИП при проведении контроля.

Субъекты коммерческой деятельности, их правовое положение, виды и классификация.

Субъект права - лицо или организация, которые наделены способностью иметь субъективные права и юридические обязанности (т. е. правоспособностью).

Субъекты коммерческого права делятся на:

индивидуальных предпринимателей;

полные и коммандитные товарищества;

общества с ограниченной и дополнительной ответственностью;

акционерные общества;

производственные кооперативы;

государственные и муниципальные предприятия;

некоммерческие организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность.

Индивидуальное предпринимательство в коммерческой деятельнос­ти. Порядок регистрации индивидуальных предпринимателей.

Индивидуальный предприниматель - физическое лицо, зарегистрированное в установленном законом порядке, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

Порядок государственной регистрации индивидуальных предпринимателей установлен Положением о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, утвержденным Указом Президента РФ от 8 июля 1994 года № 1482х; в соответствии с которым граждане - предприниматели регистрируются администрацией района, города и района в городе, поселка, села по месту постоянного жительства предпринимателя.

Гражданин, желающий зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, оформляет в администрации района по месту жительства заявление /бланки заявления выдаются в администрации.

Физические лица, получившие разрешение заниматься предпринимательской деятельностью, обязаны своевременно встать на учет в качестве налогоплательщика в налоговый орган по месту постоянного жительства в 10-ти дневный срок с момента регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. В случае несоблюдения указанного срока на предпринимателя налагается штраф от 5 000 рублей.

Постановка на налоговый учет сопровождается присвоением 12-разрядного идентификационного номера налогоплательщика (ИНН). Налоговая инспекция выдает свидетельство установленная образца.

Индивидуальный предприниматель обязан зарегистрироваться в Пенсионном фонде и в Фонде обязательного медицинского страхования в качестве плательщика страховых взносов.

Государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу с момента вынесения судом решения о признании индивидуального предпринимателя банкротом (ст. 25 ГК РФ), либо в день получения регистрирующим органом заявления предпринимателя об аннулировании его государственной регистрации в качестве предпринимателя и ранее выданного ему свидетельства о регистрации.

При заполнении заявления особенно внимательно следует подойти к перечислению видов деятельности, которые Вы хотите осуществлять.

Предприниматель вправе заниматься только теми видами деятельности, которые указаны в свидетельстве о регистрации.

Занятие отдельными видами деятельности возможно только после получения соответствующей лицензии.

Свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя оформляется в 3 экземплярах: один выдается предпринимателю, второй остается у местной администрации, а третий направляется налоговому органу по месту регистрации предпринимателя.

Так как к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила Гражданского кодекса РФ, то в сфере потребительского рынка и услуг индивидуальный предприниматель выступает на равных с юридическими лицами. В то же время предпринимательство в качестве индивидуального предпринимателя несравнимо проще в смысле финансового и налогового учета его можно вести и без специального бухгалтерского образования. Что касается использования труда других граждан, индивидуальный предприниматель имеет право привлекать их на основе договоров гражданско-правового характера (договоры подряда, поручения, комиссии, агентирования).

Понятие и виды объектов торгового оборота, их оборотоспособ ность.

Под объектами понимаются материальные и нематериальные товары, по поводу которых у субъектов коммерческих правоотношений возникают права и обязанности.

К материальные товарам относятся товары, предназначенные для продажи или обмена, имеющие вещественную форму. (металл, уголь, молоко, нефть…). Материальные товары делятся на потребительские, служащие для удовлетворения личных потребностей населения, и товары производственного назначения, используемые в производстве.

Нематериальные товары включают в себя услуги, информацию, имущественные права.

Главный признак объектов коммерческих правоотношений – их оборотоспособность, так как только в этом случае они могут быть предметом купли-продажи, мены или других процессов оборота (аренды, займа, залога, ипотеки, лизинга) и приносить выгоду.

Оборотоспособность – способность объекта товарооборота менять своих собственников.

Понятие, виды, условия действительности сделок.

Сделки – это действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей

Виды сделок:

В зависимости от числа участвующих в сделке сторон, сделки бывают односторонними, двусторонними и многосторонними. Двухсторонние и многосторонние сделки именуются договорами.

По моменту, к которому приурочивается возникновение сделки, они бывают реальными и консенсуальными. Консенсуальными признаются все сделки, для совершения которых достаточно достижения соглашения о совершении сделки. Признаются реальными те сделки, совершение которых возможно только при условии передачи вещи одним из участников.

По значению основания сделки для ее действительности различают казуальные (от лат. причина) и абстрактные.

Сделки бывают бессрочными и срочными. В бессрочных сделках не определяется ни момент ее вступления в действие, ни момент ее прекращения. Такая сделка немедленно вступает в силу. Сделки, в которых определен либо момент вступления сделки в действие, либо момент ее прекращения, либо оба указанных момента, называются срочными.

Кроме всего вышеперечисленного, выделяют биржевые сделки. Особенность этих сделок заключается в особом статусе субъектов, их совершающих, месте совершения и предмете сделки.

Условия действительности сделок.

Сделка представляет собой единство четырех элементов: субъектов – лиц, участвующих в сделке; субъективной стороны – единства воли и волеизъявления, формы и содержания.

Субъекты сделки – ими могут быть любые субъекты гражданского права, обладающие качеством дееспособности.

Воля и волеизъявление в сделке имеют значение для действительности в их единстве.

Понятие и значение представительства в коммерческой деятельности.

Под представительством понимается совершение одним лицом, представителем, в пределах имеющихся у него полномочий сделок и иных юридических действий от имени и в интересах другого лица, представляемого. Сделка, совершаемая представителем на основании его полномочий, непосредственно создает, изменяет и прекращает гражданские права и обязанности представляемого. Потребность в представительстве возникает тогда, когда сам представляемый в силу закона (например, из-за отсутствия дееспособности), или конкретных жизненных обстоятельств (например, из-за болезни, командировки, занятости) не может лично осуществлять свои права и обязанности. Но часто к услугам представителей прибегают ради того, чтобы воспользоваться специальными знаниями и опытом представителя, сэкономить время и средства, и т.п. С помощью представительства могут осуществляться не только имущественные, но и некоторые личные неимущественные права, однако не допускается совершение через представителей сделок, которые по своему характеру могут быть совершены только лично, а также других сделок в случаях, предусмотренных законом (например, только лично можно составить завещание, заключить договор пожизненного содержания и др.).

Коммерческое представительство.

Особенностью гражданского права является возможность установления и осуществления, имущественных прав и обязанностей через другое лицо - представителя.

Субъектами представительства являются три лица: представляемый, представитель, третье лицо.

Представляемый - гражданин либо юридическое лицо, от имени и в интересах которого представитель совершает сделки.

Представитель - гражданин либо юридическое лицо, наделенный полномочиями совершать юридически значимые действия в интересах и от имени представляемого.

Если юридическое лицо, обладающее общей правоспособностью, выполняет функцию представителя от имени предпринимателей в виде промысла, то такое представительство является коммерческим и на него распространяются специальные правила

Третье лицо - гражданин или юридическое лицо, с которыми, вследствие действий представителя, устанавливаются, изменяются или прекращаются субъективные права и обязанности представляемого. Третьими лицами могут быть все лица, обладающие гражданской правосубъектностью.

Цель представительства - совершение представителем сделок в интересах и за счет представляемого.

Доверенность как способ выражения полномочий представителя. Виды доверенности. Прекращение доверенности.

Доверенность - односторонняя сделка, ее совершение не требует согласия другой стороны - представителя.

Представительство чаще всего основывается на доверенности, которую закон определяет как письменное уполномочие, выданное одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами.

Однако выдача доверенности основывается на предварительной договоренности между доверителем и представителем или наличии между ними трудового договора.

Доверенность - письменный документ, для действительности которого необходимо наличие на нем обязательных реквизитов. Одним из важнейших ее реквизитов является дата ее совершения.

Другим обязательным реквизитом доверенности является подпись доверителя. Гражданин - доверитель должен расписаться собственноручно, а в случаях наличия у доверителя физического недостатка, болезни, неграмотности, доверенность может подписать рукоприкладчик с соблюдением правил.

1.генеральные (общие) доверенности - выдаются представителю для совершения разнообразных сделок в течение определенного периода времени. Пример такой доверенности - доверенность, выдаваемая руководителю филиала юридического лица.

2.специальные - выдаются на совершение ряда однородных сделок. К ним можно отнести для представительства в суде, на получение товарно-материальных ценностей от грузоперевозчика и т.п.

3.разовые - выдаются на совершение строго определенной сделки (получение стипендии).

Доверенность прекращает свое действие, в случае:

Истекания срок действия;

Отмены ее выдавшим лицом;

Отказа от нее лица, которому она выдана;

Прекращения юридического лица или смерть гражданина, названных в доверенности.

Исковая давность и особенности применения сроков исковой давно­ сти в коммерческой деятельности.

Исковой давностью понимается период времени в течение, которого лицо, чье право нарушено, должно обратиться в суд за защитой.

По общему правилу срок исковой давности составляет три года. Законодательством также предусмотрены и специальные сроки исковой давности.

Объекты промышленной собственности: изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки и знаки обслуживания, наи­ менования мест происхождения товаров, ноу-хау, их понятие и правовая охрана.

Объектами промышленной собственности являются: изобретения, полезные модели, промышленные образцы.

Изобретения защищаются патентами, выдаваемыми от имени государства Патентным ведомством. Эффективность защиты патентом на изобретение целиком зависит от формулы изобретения, поскольку именно в ее независимые пункты определяют весь объем юридической защиты.

Полезные модели называют «малыми изобретениями». По своей сути они сходны с изобретениями, однако «проигрывают» им по признаку изобретательского уровня. Кроме того, в отличие от изобретения, полезной моделью может быть только техническое устройство, но не технология или промышленный способ.

Промышленный образец - это дизайнерское решение изделия, получаемого промышленным способом. Именно оригинальный внешний вид продукции или упаковки привлекает покупателей, позволяет им отдать предпочтение товарам того или иного производителя.

Товарный знак и знак обслуживания – это обозначения, служащие для индивидуализации товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг юридических или физических лиц.

Правовая охрана товарного знака в РФ предоставляется на основании его государственной регистрации в Государственном реестре товарных знаков обслуживания, осуществляемой Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентами и товарным знакам на основании решения о регистрации.

Наименование места происхождения товара- уникальный объект интеллектуальной собственности, позволяющий в установленном законом порядке закрепить за производителями региона права на данное наименование.

Правовая охрана в РФ возникает на основании его регистрации в Федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности. Регистрация действует бессрочно.

Ноу-хау или секрет производства - это сведения любого характера (изобретения, оригинальные технологии, знания, умения и т. п.), которые охраняются режимом коммерческой тайны и могут быть предметом купли-продажи или использоваться для достижения конкурентного преимущества над другими субъектами предпринимательской деятельности.

Патентный закон РФ и Закон РФ «О товарных знаках, знаках обслу­ живания и наименованиях мест происхождения товаров».

Законом и принимаемыми на его основе законодательными актами регулируются имущественные, а также связанные с ними личные неимущественные отношения, возникающие в связи с созданием, правовой охраной и использованием изобретений, полезных моделей и промышленных образцов

1. Права на изобретение, полезную модель, промышленный образец охраняет закон и подтверждает патент на изобретение, свидетельство на полезную модель или патент на промышленный образец.

3. Патент на изобретение действует в течение двадцати лет, считая с даты поступления заявки в Патентное ведомство.

Свидетельство на полезную модель действует в течение пяти лет, считая с даты поступления заявки в Патентное ведомство. Действие свидетельства на полезную модель продлевается Патентным ведомством по ходатайству патентообладателя, но не более чем на три года.

Закон РФ «О товарных знаках, знаках обслу­живания и наименованиях мест происхождения товаров» с 01.01.2008г. вместо этого документа действует ч.4 ГК РФ.

Понятие и содержание качества торгового обслуживания населения. Обязанности органов государственной власти и торговых организаций по обес­ печению высокого качества и культуры торгового обслуживания населения.

К числу основных правовых норм, регулирующих качество и культуру торгового обслуживания населения относятся такие как право потребителей на просвещение в области защиты прав потребителей, право потребителя на информацию об изготовителе и о товарах.

Продавец в свою очередь обязан разместить на своей вывеске следующую информацию: фирменное наименование организации, место ее нахождения и режим ее работы, соответственный установленному

Обязанности органов государственной власти РФ, субъектов РФ, муниципальных органов и торговых организаций по обеспечению высокого качества и культуры торгового обслуживания

Для обеспечения высокого качества и культуры торгового обслуживания в РФ создана многоуровневая система взаимоотношений, которая включает в себя органы контроля на различных уровнях: федеральные, субъектов федерации, муниципальные и управления торговлей и торговые организации.

К органам, контролирующим работу торговли, относятся:

Государственный антимонопольный комитет;

Государственная инспекция по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей;

Органы исполнительной власти;

Федеральные органы по стандартизации, метрологии и сертификации, санитарно – эпидемиологического надзора, по охране окружающей среды и природных ресурсов, осуществляющие контроль за качеством и безопасностью товаров в пределах своей компетенции.

Основные обязанности зависят от уровня контролирующего органа.

Территориальные органы государственного антимонопольного комитета в пределах своей компетенции обязаны направлять предписания изготовителям (исполнителям, продавцам) о прекращении нарушений прав потребителей.

Государственная торговая инспекция по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей и ее территориальные управления, со своей стороны обязан контролировать выполнение торгующими организациями правил торговли, качества товаров и установления цен по некоторым группам товаров.

Помимо федеральных и местных органов контроля для. обеспечения высокого качества и культуры торгового обслуживания создаются специальные комитеты и управления по торговле которые, с одной стороны, несут в себе контрольные функции а с другой стороны выполняют функции организации, оптимизации и планирования торговли.

Закон РФ «О защите прав потребителей» - права и обязанности изго­ товителя, производителя и продавца.

Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

Статья 5. Права и обязанности изготовителя (исполнителя, продавца) в области установления срока службы, срока годности товара (работы), а также гарантийного срока на товар (работу)

1. На товар, предназначенный для длительного использования, изготовитель вправе устанавливать срок службы - период, в течение которого изготовитель (исполнитель) обязуется обеспечивать потребителю возможность использования товара (работы) по назначению и нести ответственность за существенные недостатки

2. Изготовитель (исполнитель) обязан устанавливать срок службы товара (работы) длительного пользования, в том числе комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), которые по истечении определенного периода могут представлять опасность для жизни, здоровья потребителя, причинять вред его имуществу или окружающей среде.

3. Срок службы товара (работы) может исчисляться единицами времени, а также иными единицами измерения (километрами, метрами и прочими единицами измерения исходя из функционального назначения товара (результата работы)).

Глава 4. Правовое регулирование финансовой деятельности предприятий и организаций

4.1. Понятие финансов предприятий и их правовой режим

Главным внутренним источником всех централизованных и децентрализованных фондов государства являются финансы хозяйствующих субъектов. Именно в процессе деятельности этих субъектов создается национальное богатство, которое в последующем распределяется и перераспределяется посредством воздействия властных финансовых рычагов. Бухгалтерии предприятий и организаций являются низовым звеном, непосредственно занимающимся финансами. Поэтому реальная финансовая деятельность государства отражается в бухгалтерском учете хозяйствующих субъектов.

Финансы предприятий являются основным объектом правового регулирования, поскольку они обусловливают определенный круг отношений с другими институтами финансового права: бюджетным правом, налоговым правом и др. Именно поэтому информационно-правовая база финансов предприятий и организаций чрезвычайно широка. Она охватывает: Конституцию РФ, Гражданский кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, федеральные законы и многие другие нормативные правовые акты.

Материальным выражением финансов являются денежные фонды, которые в совокупности составляют финансовые ресурсы предприятия. Финансовые ресурсы образуют собственные средства (денежные доходы и накопления), а также привлеченные и заемные средства (денежные поступления извне).

Собственные, привлеченные и заемные средства предприятия являются его имуществом, денежная оценка которого регулируется действующим законодательством. Правовая регламентация денежной оценки имущества необходима для нормального функционирования финансовой системы государства в целом. Методика оценки имущества закреплена в законодательстве по бухгалтерскому учету и конкретизирована в Учетной политике организации.

Состав средств предприятия и источников их формирования отражается в финансово-правовом акте – балансе.

Актив бухгалтерского баланса включает внеоборотные активы (основные средства, нематериальные активы, долгосрочные финансовые вложения) и оборотные средства (запасы, дебиторская задолженность, краткосрочные финансовые вложения, денежные средства). В пассиве баланса показаны величина собственного капитала (уставный капитал, добавочный и резервный капитал, нераспределенная прибыль) и величина заемных источников средств (долгосрочные займы, кредиты банков, кредиторская задолженность).

Финансы хозяйствующего субъекта, отображенные в его бухгалтерском балансе, выполняют двоякую роль.

Во-первых, часть из этих финансов подлежит перераспределению в централизованные фонды государства. Фактически полученная прибыль является тем денежным ресурсом, откуда государство стабильно получает необходимые денежные средства. Поэтому финансы предприятий (организаций) всех форм собственности составляют фундамент финансовой системы государства.

Во-вторых, финансы предприятия образуются для выполнения собственных производственных и социальных задач. При этом особенностью финансов предприятия является их сложный распределительный характер, ибо большая часть правоотношений возникает при распределении трех составляющих (элементов) финансового результата: выручки от реализации, валового дохода (прибыли) и чистой прибыли.

В связи с этим государство воздействует на финансовые отношения хозяйствующих субъектов, определяя единый порядок формирования ресурсов предприятия и организацию его фондов. Осуществляется такое воздействие посредством нормативного регулирования бухгалтерского и налогового учета.

4.2. Нормативное регулирование бухгалтерского учета и отчетности

В настоящее время фактически сложилась четырехуровневая система нормативного регулирования бухгалтерского учета:

I уровень – Федеральный закон «О бухгалтерском учете», другие федеральные законы, указы Президента РФ и постановления Правительства РФ по вопросам учета;

II уровень – положения по бухгалтерскому учету (ПБУ);

III уровень – методические указания, инструкции, рекомендации и другие подобные им документы;

IV уровень – внутренние документы конкретной организации.

Основополагающим источником права, непосредственно регулирующим бухгалтерскую практику, является Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ (ред. от 30.06.2003 г.). Отдельные нормы, относящиеся к правилам ведения учета, содержат Законы РФ «Об акционерных обществах» и «О финансовой аренде (лизинге)».

Нормативные документы Министерства финансов РФ, Центрального банка РФ и Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг многочисленны и составляют массив конкретных норм, регулирующих учетную работу. Основными нормативными документами, содержащими правила ведения бухгалтерского учета на предприятиях и в организациях, являются:

Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 г. № 34н (ред. от 30.06.2003 г.);

План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утвержденные приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 г. № 94н (ред. от 07.05.2003 г.);

Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), утвержденное приказом Минфина РФ от 6 июля

1999 г. № 43н;

Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/98), утвержденное приказом Минфина РФ от 9 декабря 1998 г. № 60н (ред. от 30.12.1999 г.);

Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2000), утвержденное приказом Минфина РФ от 16 октября 2000 г. № 91н;

Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01), утвержденное приказом Минфина РФ от 30 марта 2001 г. № 26н (ред. от 18.05.2002 г.). и др.

Нормы бухгалтерского законодательства содержатся в Гражданском кодексе РФ, согласно которому юридические лица обязаны иметь самостоятельный баланс. В бухгалтерском балансе отображаются данные о финансовых ресурсах хозяйствующего субъекта на определенную отчетную дату.

Имущество хозяйствующего субъекта и источники его формирования на начало и конец отчетного периода показаны в финансово-правовом акте – бухгалтерском балансе.

По экономическому содержанию бухгалтерский баланс представляет собой метод группировки имущества по его составу и размещению (актив), а также по источникам его формирования (пассив). Статьи актива и пассива баланса и их денежная оценка отражаются в форме № 1 бухгалтерской отчетности предприятия. Правовой режим формирования баланса и других финансовых отчетов кроме Федерального закона «О бухгалтерском учете» определен приказом Минфина РФ от 22 июля 2003 г. № 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» (ред. от 31.12.2004 г.).

Бухгалтерская отчетность как единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности составляется по правилам бухгалтерского учета. С учетных позиций преобладающая часть правоотношений хозяйствующих субъектов возникает при распределении трех составляющих (элементов) финансового результата: выручки от продажи продукции и товаров (выручки от реализации), валовой прибыли и чистой прибыли.

Выручка от реализации продукции (работ, услуг) – основной источник поступлений средств для предприятия. Выручка может определяться двумя методами: по мере оплаты и поступления денежных средств – кассовый метод; или по мере отгрузки товаров и предъявления расчетных документов покупателю – метод начислений. Согласно действующему законодательству учет выручки от реализации для составления бухгалтерской отчетности ведется только по методу начисления, а для целей налогообложения – по методу начисления либо по кассовому методу в зависимости от выбранной предприятием учетной политики.

Предприятие осуществляет разнообразные затраты на производство и реализацию продукции, на научно-исследовательские работы, подготовку и обучение кадров, социально-культурные мероприятия. Среди них затраты на производство и реализацию продукции занимают наибольший удельный вес. Выраженные в денежной форме, они составляют себестоимость продукции.

При определении себестоимости проданных продукции, работ, услуг следует руководствоваться требованиями Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99), отраслевыми инструкциями по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг).

Для целей налогообложения правовое регулирование затрат базируется на положениях гл. 25 Налогового кодекса РФ «Налог на прибыль организаций». При этом все произведенные расходы должны быть обоснованы и документально подтверждены. А некоторые виды затрат лимитируются, т. е. принимаются в налоговом учете только в пределах установленных норм. Затраты сверх норм и нормативов относятся на финансовые результаты, прибыль предприятий.

Валовая прибыль определяется как разница между выручкой от реализации продукции (без НДС и акцизов) и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции. Данный вид прибыли является учетным показателем и используется при составлении бухгалтерской отчетности.

Прибыль (убыток) до налогообложения определяется в бухгалтерском учете исходя из валовой прибыли с учетом влияния на результат коммерческих и управленческих расходов, операционных доходов и расходов, а также прочих внереализационных доходов и расходов. После уменьшения этого результата на суммы начисленных платежей по налогу на прибыль и иным аналогичным обязательствам формируется прибыль (убыток) от обычной деятельности.

Конечный финансовый результат деятельности организации принято называть чистой (нераспределенной) прибылью. Этот финансовый результат по состоянию на отчетную дату формируется исходя из прибыли от обычной деятельности с учетом влияния на результат последствий чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации и т. п.) в случае их возникновения. Если по итогам отчетного года достигнут положительный финансовый результат, речь идет о чистой (нераспределенной) прибыли, если отрицательный – о непокрытом убытке.

Порядок распределения и использования чистой прибыли на предприятии закрепляется в его уставе, а также в положениях учетной политики. Часть этой прибыли увеличивает имущество предприятия и участвует в процессе капитализации, вторая часть показывает долю прибыли, используемой на потребление.

Согласно нормативным документам, регулирующим правила ведения бухгалтерского учета, чистая прибыль является финансовым результатом, выявленным за отчетный период на основании учета всех хозяйственных операций и оценки статей бухгалтерского баланса. Порядок и источники ее формирования указаны в форме № 2 бухгалтерской отчетности «Отчет о прибыли и убытках».

Государство жестко не регламентирует распределение чистой прибыли, а через порядок предоставления налоговых льгот может стимулировать направление прибыли на капитальные вложения, благотворительные цели, содержание объектов и учреждений социальной сферы. Законодательство лишь ограничивает размер резервов, устанавливает порядок формирования резерва по сомнительным долгам.

Как отмечалось ранее, правила налогового законодательства устанавливают правовой режим прибыли, полученной налогоплательщиком. Этот режим определен Налоговым кодексом РФ (часть вторая, гл. 25 «Налог на прибыль организаций»).

Таким образом, показатели бухгалтерской прибыли до налогообложения и прибыли, полученной налогоплательщиком, не тождественны: первый используется в бухгалтерской отчетности и финансовом анализе, второй – для целей налогообложения в фискальных интересах государства. Отсюда возникает проблема оптимального варианта учета интересов субъектов бухгалтерских и налоговых правоотношений.

4.3. Взаимодействие бухгалтерского учета и налогообложения

Поскольку система бухгалтерского учета не удовлетворяет в полной мере фискальным целям, в отечественной практике существуют три подхода удовлетворения государства как пользователя информации об объектах налогообложения. Кратко охарактеризуем каждый из них.

Первый подход предусматривает, что различные налоговые показатели формируются и исчисляются лишь посредством данных бухгалтерского учета. Здесь речь идет о так называемом «бухгалтерском налоговом учете». Примером может служить налог на имущество организаций, инструкция по исчислению которого содержит перечень счетов бухгалтерского учета, остатки по которым формируют налоговую базу.

Однако для выполнения тех или иных задач налогообложения одних только данных бухгалтерского учета недостаточно. Кроме того, составы субъектов-налогоплательщиков и субъектов, обязанных вести бухгалтерский учет, не совпадают. Этим объясняется последующее употребление в российском законодательстве словосочетания «для целей налогообложения».

Второй подход предполагает формирование показателей налогового учета путем корректировки бухгалтерских данных. В этом случае различные налоговые показатели формируются и исчисляются посредством данных бухгалтерского учета, но с использованием определенных методов для целей налогообложения.

Такой «смешанный налоговый учет» применялся с момента принятия Правительством РФ постановления от 1 июля 1995 г. № 661 «О внесении изменений и дополнений в Положение о составе затрат» по налогу на прибыль предприятий и организаций.

В рамках смешанного налогового учета можно выделить несколько специальных приемов и способов:

Установление специальных учетно-налоговых показателей базируется на данных бухгалтерского учета, но используется лишь для целей налогообложения. Например, применение такого учетно-налогового показателя, как «валовая прибыль»;

Расчет специальной «налоговой себестоимости» представляет собой установление особого правила формирования учетно-налогового показателя, отличного от методики бухгалтерского учета;

Определение метода формирования налогооблагаемой базы необходимо для правильного выявления момента возникновения налогового обязательства. Используют два метода формирования налоговой базы: кассовый, или метод присвоения; накопительный, или метод начислений;

Установление налогового дисконта – поправки, на которую в целях налогообложения налогоплательщик увеличивает свои доходы. Примером является специальный расчет налогооблагаемой базы по НДС;

Определение налогового периода по каждому виду налогов имеет принципиальное значение для налогооблагаемой базы и играет большую роль при использовании санкций за налоговые правонарушения. В рамках одного налогового периода исчисление налога возможно по некумулятивной системе или по кумулятивной системе (нарастающим итогом);

Введение специальной налоговой документации – технический прием смешанного налогового учета. В составе этой документации выделяется налоговая декларация – письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налогов. Общий порядок представления деклараций и правила внесения в них дополнений и изменений определены ст. 80–81 Кодекса.

По мере развития российской налоговой системы ее информационное обеспечение постоянно развивается и совершенствуется. А учитывая наличие расхождений в бухгалтерском учете по сравнению с тем, что принимается для целей налогообложения, в законодательство может быть введен обособленный учет по отдельным налогам.

Третий подход предполагает расчет налоговой базы по правилам налогового учета отличным от правил и процедур бухгалтерского учета. Речь уже идет об абсолютном налоговом учете. Именно этот способ законодательно введен с 1 января 2002 г. для расчета обязательств по налогу на прибыль.

Правовой режим налогооблагаемой прибыли определен гл. 25 Налогового кодекса РФ «Налог на прибыль организаций». Принципиально новым является официальное признание налогового учета, который охватывает: первичные документы, аналитические регистры, расчет налоговой базы.

Следовательно, показатели, связанные с исчислением облагаемой базы по налогу на прибыль организаций, формируются по особым правилам, без участия ряда показателей системного бухгалтерского учета. Другими словами, налоговой учет по сравнению с бухгалтерским является внесистемным. Он организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности норм и правил налогового учета, изложенных в ст. 313–333 НК. Кратко охарактеризуем общие положения налогового учета.

Налоговый учет – система обобщения информации для определения налоговой базы на основе данных первичных документов; его назначение – обеспечение информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль. Налогоплательщики исчисляют налоговую базу на основе данных налогового учета, если предусмотрен порядок группировки и учета объектов и хозяйственных операций для целей налогообложения, отличный от порядка группировки и отражения в бухгалтерском учете, установленного правилами бухгалтерского учета.

Порядок ведения налогового учета устанавливается в учетной политике для целей налогообложения. Этот порядок должен быть утвержден соответствующим приказом или распоряжением руководителя организации. Решения об осуществлении новых видов деятельности, а также о любых изменениях порядка учета отдельных хозяйственных операций и объектов в целях налогообложения должны отражаться в этой учетной политике и применяться налогоплательщиком с начала нового налогового периода.

Данные налогового учета должны отражать:

Порядок формирования суммы доходов и расходов;

Порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде;

Сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах;

Порядок формирования сумм создаваемых резервов;

Сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу на прибыль. Подтверждением данных налогового учета служат первичные учетные

документы (включая справку бухгалтера), аналитические регистры налогового учета установленной формы, расчет налоговой базы. Содержание данных налогового учета является налоговой тайной.

О дополнительном стандарте бухгалтерского учета. Начиная с отчетности 2003 г. введено в действие ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль». Согласно этому стандарту на счетах отдельными бухгалтерскими проводками отражается сумма налога на прибыль организаций, которая исчислена в порядке, установленном нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету, и суммы, ее корректирующие. Это необходимо для того, чтобы пользователи бухгалтерской отчетности могли понять и оценить расхождения между суммами налога на прибыль, исчисленными по различным правилам системного и внесистемного учета.

Положение по бухгалтерскому учету 18/02 ввело правило, согласно которому на счетах отдельными бухгалтерскими проводками отражаются: а) сумма налога на прибыль, исчисленная по методике бухгалтерского учета; б) суммы, корректирующие эту прибыль. Для этого устанавливаются такие объекты бухгалтерского учета, как:

Постоянные налоговые обязательства;

Отложенный налоговый актив;

Отложенное налоговое обязательство.

Все эти объекты формируют информацию о влиянии разниц в связи с различиями в оценке активов и обязательств, времени признания доходов и расходов в целях бухгалтерского и налогового учета. Поэтому стандарт требует изменения учетной политики организации, поскольку затрагивает рабочий План счетов и систему аналитического учета.

Тем самым ПБУ 18/02 нормативно закрепляет право пользователей на информацию о причинах, размерах и характере влияния отклонений в сумме налога на прибыль, исчисленного по правилам бухгалтерского и по налоговому законодательству. По сути, исполнение требований ПБУ 18/02 призвано обеспечить наглядность и прозрачность при формировании информации о расчетах по налогу на прибыль, вводит контрольный элемент для исчисления правильности налога на прибыль.

Из книги Предпринимательское право автора Шевчук Денис Александрович

Тема 7 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1. Возникновение антимонопольного законодательства Начало развитию антитрестовского законодательства США положил антитрестовский институт штата Алабама (1883 г.). В 1889 г. этому примеру последовал штат

Из книги Коммерческое право автора Горбухов В А

4. Правовое регулирование цен предприятий-монополистов Правовое регулирование цен предприятий-монополистов создало правовую неопределенность самого понятия «монополия»: его неструктурированность по уровням (федеральному и региональному), положению в народном

Из книги Государственное управление здравоохранением в Российской Федерации автора Ерохина Татьяна Вячеславовна

Тема 10 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1. Государственное регулирование инвестиционной деятельности Понятие инвестиционной деятельности было впервые законодательно определено только в 1991 году. Несмотря на значительное количество выпущенных к

Из книги Правовое регулирование рекламной деятельности автора Богацкая Софья Германовна

2. Правовое регулирование аудиторской деятельности Нормативные документы:? Гражданский кодекс РФ.? Указ Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2263 «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации» (вместе с «Временными правилами аудиторской деятельности в Российской

Из книги Правоведение автора Магницкая Елена Валентиновна

Тема 13 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1. Таможенно-правовое регулирование внешнеэкономической деятельности Таможенный кодекс состоит из 64 глав, 455 статей. Он регулирует:1. Порядок перемещения через границу товаров и транспортных

автора Пономарева Наталья Г.

1. Таможенно-правовое регулирование внешнеэкономической деятельности Таможенный кодекс состоит из 64 глав, 455 статей. Он регулирует:1. Порядок перемещения через границу товаров и транспортных средств.2. Виды таможенных режимов и платежей.3. Порядок производства

Из книги Предпринимательское право. Шпаргалки автора Антонов А. П.

Из книги Инвестиционное право. Учебник автора Гущин Василий Васильевич

Глава 3. Правовое регулирование организации и деятельности объектов государственного управления

Из книги Вы и ЖКХ: как защитить свои интересы? автора Пономарева Наталья Г.

Из книги автора

Глава 9. Правовое регулирование банковской деятельности 9.1. Понятие банковского кредитаБанковский кредит представляет собой одну из форм движения ссудного капитала, когда временно свободные денежные средства государства, юридических и физических лиц, аккумулированные

Из книги автора

Глава 10. Правовое регулирование лизинговой деятельности 10.1. Понятие финансовой аренды (лизинга). Виды лизингаПо своему экономическому содержанию лизинг является формой кредитования без передачи права собственности на товар арендатору. Лизинг можно рассматривать как

Из книги автора

Из книги автора

100. Правовое регулирование в строительной деятельности Правовое регулирование отношений по капитальному строительству входит в компетенцию Российской Федерации. Пути совершенствования правового регулирования строительной деятельности тесно связаны с

Из книги автора

105. Правовое регулирование сельскохозяйственной деятельности Специфика сельскохозяйственных организаций и их правового положения находит проявление в статутных нормах, например, в специальном законодательстве об их отдельных видах, в их учредительных

Из книги автора

Глава 8 Правовое регулирование создания и деятельности инвестиционных

Из книги автора

Глава 2. Правовое регулирование деятельности жилищно-коммунального хозяйства Законодательное регулирование жилищных отношений в Российской Федерации в начале 21 века стало поворотным этапом в решении жилищно-коммунальных проблем.Сфера ЖКХ регулируется следующими