По методологии МОТ (методике Госкомстата РФ от 25 мая 1993 г.) | По ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации» с учетом изм. и доп. по состоянию на 10 января 2003г. |
1) Занятые – это: лица обоего пола в возрасте 16 лет и старше, а также лица младших возрастов, которые в рассматриваемый период:
| 1) Занятые – это граждане:
|
2) Проходящие общий курс обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и других образовательных учреждениях, включая обучение по направлению Федеральной государственной службы занятости населения | |
3) Временно отсутствовали на работе из-за болезни или травмы, ухода за больными; ежегодного отпуска или выходных дней; компенсационного отпуска или отгулов, возмещения сверхурочных работ или работ в праздничные (выходные) дни; работы по специальному графику; нахождения в резерве (при работе на транспорте); установленного законом отпуска по беременности, родам, уходу за ребенком; обучения, переподготовки вне своего рабочего места, учебного отпуска; отпуска без сохранения содержания или с сохранением содержания по инициативе администрации; забастовки; других подобных причин | 3) Временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой, призывом на военные сборы, привлечением к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (Альтернативной гражданской службе), исполнением других государственных обязанностей или иными уважительными причинами |
Не включаются в состав занятых зарегистрированные безработные, выполняющие оплачиваемые общественные работы, полученные через службу занятости, учащиеся и студенты, выполняющие оплачиваемые сельскохозяйственные работы по направлению учебных заведений |
*Из числа граждан, участвующих в общественных работах. Федеральный закон от 10.01.2003 г. относит к занятым: впервые ищущих работу; уволенных более одного раза в течение года за виновные действия; прекративших индивидуальную предпринимательскую деятельность; стремящихся возобновить трудовую деятельность после более чем годичного перерыва; отчисленных за виновные действия с обучения после направления туда службой занятости; отказавшихся повысить (восстановить) квалификацию по имеющейся профессии(специальности) или пройти переподготовку после окончания первого (годового) периода выплаты пособия по безработице; состоящих на учете в органах службы занятости более 18 месяцев, а также более трех лет не работавших; обратившихся в органы службы занятости после окончания сезонных работ.
Подобное, казалось бы, разночтение согласуется при рассмотрении видов и форм занятости. Дело в том, что практические потребности учета населения вызывают необходимость выделения различных видов занятости. Так, различают занятость продуктивную, социально-полезную, полную, рациональную, эффективную, скрытую и др. В пределах этих видов занятости выделяют такие формы, как частичную, временную, гибкую занятость и др.
Продуктивная занятость – это занятость населения в общественном производстве. Она характеризуется численностью занятых людей из числа экономически активного населения, определенной в соответствии с методологией учета занятости МОТ и методикой Госкомстата России.
Социально-полезная занятость определяется числом людей не только занятых в общественном производстве, на военной службе, альтернативной гражданской службе, службе в органах внутренних дел, но и обучающихся очно (в трудоспособном возрасте), занятых ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми и больными родственниками. Это понятие близко по своему содержанию понятию занятости, данному в Федеральном законе о занятости населения (за исключением занятых в домашнем хозяйстве, уходом за детьми и больными родственниками, которых этот закон занятыми не считает).
Полная занятость – это такое экономическое состояние общества, когда все желающие иметь оплачиваемую работу ее имеют, отсутствует циклическая безработица, но при этом сохраняется ее естественный уровень, определяемый фрикционной и структурной безработицей. Полную занятость населения следует отличать от полной занятости работников, которая в отличие от их частичной или временной занятости характеризуется наличием постоянной работы с нормальной продолжительностью рабочего времени.
Рациональная занятость – предполагает оптимальное распределение занятых по отраслям производства, профессионально-квалификационной структуре, регионам страны в соответствии с наличием рабочих мест и с целью выпуска необходимой обществу продукции и оказания услуг. Но рациональная занятость еще не говорит о результатах труда работника.
Эффективная занятость – теоретическое понятие, подразумевающее использование персонала без потерь рабочего времени, когда достигается наибольший экономический результат. В связи с подобным понятием уместно ставить вопрос о степени эффективности занятости как об отношении явочного фонда рабочего времени занятых к их номинальному фонду рабочего времени.
Скрытая занятость – это занятость людей, находящаяся вне сферы учета официальных органов в хозяйственных незарегистрированных структурах, которые не платят налогов. К такому виду занятости относится теневая экономика или ее неформальный сектор – нелегальные производство товаров, строительные работы, сфера бытовых услуг (ремонт квартир, бытовой техники, частные уроки, медицинские услуги, пошив одежды и др.), торговля с рук и т.п.
Частичная занятость – форма занятости, характеризующаяся сокращенным объемом недельной трудовой нагрузки. Нормальная продолжительность рабочей недели, установленная Трудовым кодексом РФ, составляет не более 40 часов. Меньшая недельная продолжительность рабочего времени установлена для работников в возрасте до 18 лет, инвалидов I или II группы, для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда. Сокращенная продолжительность рабочего времени устанавливается федеральными законами также для отдельных категорий работников (педагогических, медицинских и других). Во всех прочих случаях сокращенная по сравнению с нормальной продолжительностью трудовая нагрузка работника дает основание относить его к частично занятому.
Временная занятость – такая форма занятости, при которой люди заняты на производстве или в сфере услуг строго ограниченное трудовым договором время, которое может быть от одного дня до нескольких лет. Временные работники используются для подмены постоянных работников на определенный срок (на время болезни, декретного отпуска, профессионального обучения и др.), для выполнения разовых, случайных и не престижных работ, для работ по ликвидации сбоев в производстве, на ликвидации аварий, для выполнения сезонных работ и т.п. Временная занятость может использоваться и для работ, требующих высокой квалификации персонала, например, для разовой наладки сложного оборудования. Широкое использование формы временной занятости смягчает ситуацию с безработицей.
Гибкая занятость – форма трудоустройства с нестандартными условиями найма и труда, такими, как:
- нестандартные режимы рабочего времени, при которых продолжительность рабочего времени меньше, чем установлено государственными нормативами. К ним относятся: режим неполного рабочего времени, сокращенная рабочая неделя, сезонная работа;
- нестандартные организационные формы найма работников в виде краткосрочных трудовых договоров на работы случайного характера, трехсторонних соглашений между службой занятости, предпринимателем и временным работником;
- нестандартные способы работы и рабочие места, к которым относятся надомный труд - выполнение производственного задания в домашних условиях, работа с домашнего телефона, работа на собственном автотранспорте и др.;
- самозанятость граждан, которая осуществляется без оформления ими формальных трудовых отношений, за свой счет, путем самостоятельного или с помощью членов своей семьи выполнения работы, реализации продукции и т.п.
Иногда к гибким формам занятости относят гибкие режимы рабочего времени (гибкую рабочую смену, гибкие рабочую неделю и месяц, когда время начала и окончания работы могут регулировать сами работники), что по нашему мнению точно. Если гибкость режима рабочего времени осуществляется в условиях соблюдения нормативного суммарного рабочего времени, отрабатываемого каждым работником на стандартном рабочем месте, то такие режимы отношения к гибкой занятости не имеют. Это будет обычная форма занятости, но с гибким графиком работы.
В статистике зарубежных стран можно встретить понятие альтернативные виды занятости, под которыми понимают разновидности нестандартной, добровольной, согласованной с профсоюзами неполной занятости работающих людей. К этим видам занятости относятся: сокращенное рабочее время; рабочее место, занимаемое несколькими работниками; работа по вызову; работа по выходным дням; надомный труд и другие гибкие формы занятости.
Гибкие формы занятости заключаются в приспособлении продолжительности времени работы и места работы к возможностям и потребностям определенных категорий работников, таких, как женщины с малолетними детьми, инвалиды, пенсионеры, учащаяся молодежь. Такие формы занятости способствуют росту эффективности производства и удовлетворению материальных интересов тех категорий граждан, которые не могут в силу разнообразных причин быть заняты в стандартных условиях труда. Однако гибкая занятость имеет и негативные моменты в силу отсутствия там коллективных форм социальной защиты работников.
В экономической литературе встречается понятие избыточной занятости, которая трактуется как особенность «российского пути» в сфере занятости, проявившаяся в том, что приспособление к происходящим переменам в экономике осуществлялось не столько за счет сокращения численности занятых, сколько за счет гибкости в оплате труда, его продолжительности и интенсивности. Формами такой специфической гибкости были низкий уровень заработной платы, задержки в ее выплате, высокая дифференциация заработков, широкое использование административных отпусков, работа в режиме неполного времени, развитие вторичной занятости и др. Это было той ценой, которую платила российская экономика за поддержание относительно невысокого уровня открытой безработицы.
Занятость представляет собой особую совокупность экономических и правовых отношений, связанных с обеспечением эффективной трудовой занятости граждан, удовлетворением спроса и предложения на рабочую силу.
Субъектами отношений являются безработные граждане, работодатели и государство.
Эти правоотношения действуют в правовом пространстве Российской Федерации и ее субъектов, но может быть и конкретная территория предприятия, где осуществляется прием граждан на работу.
Из-за миграции населения правовое пространство может изменяться. Главная функция государства на рыйке труда – обеспечение его законной и цивилизованной формы.
Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» дает легальные определения важнейших понятий в сфере занятости.
Под занятостью понимается деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству РФ и приносящая им, как правило, заработок, трудовой доход. Гражданам принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к производительному, творческому труду. Принуждение к труду в какой-либо форме (физической, психологической, нравственной) не допускается, если иное не предусмотрено законом. Например, УК РФ (ст. 43) предусматривает в качестве меры уголовного наказания обязательные работы и исправительные работы. Само же наказание есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда.
Незанятость граждан не может служить основанием для привлечения их к административной и иной ответственности. К числу занятых относятся следующие граждане:
1) работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу, включая сезонную, временную работу;
2) занимающиеся предпринимательской деятельностью;
3) самостоятельно обеспечивающие себя работой;
4) занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;
5) выполняющие работы по гражданско-правовым договорам (договорам подряда), а также члены производственных кооперативов (артелей);
6) избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;
7) проходящие военную службу, а также службу в органах внутренних дел;
8) проходящие очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и других образовательных учреждениях, включая обучение по направлению федеральной государственной службы занятости;
9) временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой или иными причинами.
Какие же права имеют граждане в сфере занятости? Прежде всего, это право на выбор места работы. Это право граждане реализуют путем прямого обращения к работодателю – организации, обладающей правами юридического лица, либо физическому лицу, занимающемуся предпринимательством или нуждающемуся в обслуживании личного потребительского хозяйства. По обоюдному согласию сторон заключается трудовой договор. Наряду с этим право на выбор места Работы может быть реализовано путем бесплатного посредничества органов службы занятости или с помощью других организаций по содействию в трудоустройстве населения. Во-вторых, это право свободы договора. Содержание принципа свободы трудового договора характеризуется сотрудничеством сторон в процессе применения труда. Работник и работодатель свободны в изыскании эффективных средств повышения производительности труда, улучшения качества продукции, экономного использования сырья, энергии и т.п.
Далее граждане имеют право на бесплатную консультацию и бесплатное получение информации в органах службы занятости в целях выбора сферы деятельности, трудоустройства, возможности профессионального обучения.
Граждане имеют также право на бесплатные профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости.
И, наконец, граждане имеют право на профессиональную деятельность за пределами Российской Федерации (ст. 10 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации»).
Правовое положение граждан на рынке труда и в сфере занятости гарантируется установленным в ст. 11 этого же Закона правом граждан на обжалование решений, действий или бездействия органов службы занятости и их должностных лиц. Это право реализуется посредством обращения в вышестоящий орган службы занятости, а также в суд в порядке, установленном законодательством РФ.
Занятость населения является важной социально-экономической категорией, связанной с реализацией права человека «свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию» (Конституция РФ, статья 37, пункт 1).
Занятость населения – это обеспеченность людей общественно необходимой работой, приносящей им заработок, трудовой доход.
Занятыми считаются граждане (ст.2 Закона о занятости):
● работающие по трудовому договору, имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая временные, сезонные работы;
● самостоятельно обеспечивающие себя работой, в том числе индивидуально-трудовой деятельностью (исключая фермеров, писателей и др.), предприниматели, а также члены производственных кооперативов;
● избранные, утвержденные или назначенные на оплачиваемую должность;
● военнослужащие любых родов войск, служащие в органах внутренних дел;
● трудоспособные учащиеся любых учебных заведений очной формы, включая обучение по направлению службы занятости;
● временно отсутствующие на работе (отпуск, болезнь, переподготовка и т.п.);
● выполняющие работы по гражданско-правовым договорам (договорам подряда).
Различают следующие виды занятости.
Продуктивная занятость – это занятость на населения в общественном производстве. Она характеризуется численностью занятых людей из числа экономически активного населения, определенной в соответствии с методологией учета занятости МОТ и методикой Госкомстата России.
Социально-полезная занятость определяется числом людей не только занятых в общественном производстве, на военной службе, альтернативной гражданской службе, службе в органах внутренних дел, но и обучающихся очно (в трудоспособном возрасте), занятых ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми и больными родственниками. Это понятие близко по своему содержанию понятию занятости, данному в Федеральном законе о занятости населения (за исключением занятых в домашнем хозяйстве, уходом за детьми, больными родственниками, которых этот закон занятыми не считает).
Полная занятость – это такое экономическое состояние общества, когда все желающие иметь оплачиваемую работу ее имеют, отсутствует циклическая безработица, но при этом сохраняется ее естественный уровень, определяемый фрикционной и структурной безработицей. Полную занятость населения следует отличать от полной занятости работников, которая в отличие от их частичной или временной занятости характеризуется наличием постоянной работы с нормальной продолжительностью рабочего времени.
Рациональная занятость – определяется отношением величины продуктивной занятости к величине занятости социально-полезной. Уровень рациональной занятости – гипотетическая величина, требующая научного обоснования и имеющая, как это можно предположить, для каждого этапа экономического развития страны определенную оптимальную величину, выше и ниже которой степень рациональности понижается.
Эффективная занятость – теоретической понятие, подразумевающее использование персонала без потерь рабочего времени, когда достигается наибольший экономический результат. В связи с подобным понятием уместно ставить вопрос о степени эффективности занятости как об отношении явочного фонда рабочего времени занятых к их номинальному фонду рабочего времени. Если рациональную занятость нужно оптимизировать, то эффективную занятость нужно максимизировать.
Скрытая занятость – это занятость людей, находящаяся в не сферы учета официальных органов в незарегистрированных хозяйственных структурах, которые не платят налогов. К такому виду занятости относится теневая экономика или ее неформальный сектор – нелегальные производство товаров, строительные работы, сфера бытовых услуг (ремонт квартир, бытовой техники, частные уроки, медицинские услуги, пошив одежды и др.), торговля с рук и т.п.
Частичная занятость – форма занятости, характеризующаяся сокращенным объемом недельной трудовой нагрузки. Нормальная продолжительность рабочей недели, установленная ТК РФ, составляет не более 40 часов. Меньшая недельная продолжительность рабочего времени установлено для работников в возрасте до 18 лет, инвалидов I или II группы, для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда. Сокращенная продолжительность рабочего времени устанавливается федеральными законами также для отдельных категорий работников (педагогических, медицинских и других). Во всех прочих случаях сокращенная по сравнению с нормальной продолжительностью трудовой нагрузки работникам дает основание относить его к частично занятому.
Временная занятость – такая форма занятости, при которой люди заняты на производстве или в сфере услуг строго ограниченное трудовым договором время, которое может быть от одного дня до нескольких лет. Временные работники используются для подмены постоянных работников на определенный срок (на время болезни, декретного отпуска, профессионального обучения и др.), для выполнения разовых, случайных и непрестижных работ, для работ по ликвидации, сбоев в производстве, на ликвидации аварий, для выполнения сезонных работ и т.п. Временная занятость может использоваться и для работ, требующих высокой квалификации персонала. Широкое использование формы временной занятости смягчает ситуацию с безработицей.
Гибкая занятость – форма трудоустройства с нестандартными условиями найма и труда такими, как:
● нестандартные режимы рабочего времени, при которых продолжительность рабочего времени меньше, чем установлено государственными нормативами. К ним относятся режим неполного рабочего времени, сокращенная рабочая неделя, сезонная работа;
● нестандартные организационные формы найма работников в виде краткосрочных трудовых договоров на работы случайного характера, трехсторонних соглашений между службой занятости, предпринимателем и временным работников;
● нестандартные способы работы и рабочие места, к которым относятся надомный труд – выполнение производственного задания в домашних условиях, работа с домашнего телефона, работа на собственном автотранспорте и др.;
● самозанятость граждан, которая осуществляется без оформления ими формальных отношений, за свой счет, путем самостоятельного или с помощью членов своей семьи выполнения работы, реализации продукции и т.п.
Гибкие формы занятости заключаются в приспособлении продолжительности работы и места работы к возможностям и потребностям определенных категорий работников, таких, как женщины с малолетними детьми, инвалиды, пенсионеры, учащаяся молодежь.
В статистике зарубежных стран можно встретить понятие альтернативные виды занятости, под которыми понимают разновидности нестандартной, добровольной, согласованной с профсоюзами неполной занятости работающих людей. К этим видам занятости относятся: сокращенное рабочее время; рабочее место, занимаемое несколькими работниками; работа по вызову; работа по выходным дням; надомный труд и др. гибкие формы занятости.
В экономической литературе встречается понятие избыточной занятости, которая трактуется как особенность «российского пути» в сфере занятости. Происходившие перемены в экономике осуществлялись не столько за счет сокращения численности занятых, сколько за счет гибкости в оплате труда, его продолжительности и интенсивности. Формами такой специфической
4.4.БЕЗРАБОТИЦА: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ, МЕРЫ ПО ЕЕ СОКРАЩЕНИЮ.
Безработица – это общественно-экономическое явление, появившееся вместе с появлением наемного труда. Она характеризуется с одной стороны, желанием людей работать по найму с целью получения дохода, а с другой стороны, отсутствием такой работы. По аналогии с понятием занятости безработицу можно определить как состояние экономически активной части населения, которое характеризуется отсутствием у людей наемной работы или легитимного доходного занятия при наличии желания иметь такую работу.
В Законе РФ "О занятости населения в Российской Федерации" дается следующее развернутое определение условий признания граждан безработными.
"Статья 3. Порядок и условия признания граждан безработными
1.Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.
2. Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их
заменяющих, документов, удостоверяющих его профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности) - паспорта и документа об образовании.
3.Безработными не могут быть признаны граждане :
не достигшие 16-летнего возраста;
которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначена трудовая пенсия по старости (часть трудовой пенсии по старости), в том числе досрочно, либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению;
отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие профессии (специальности) - в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера. Гражданину не может быть предложена одна и та же работа (профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации по одной и той же профессии, специальности) дважды;
не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных;
осужденные по решению суда к исправительным работам без лишения свободы, а также к наказанию в виде лишения свободы;
Продолжительность безработицы - это период поиска работы (неделя, месяц, год), в течение которого безработный ищет работу, используя разнообразные пути (знакомства, родственные связи, объявления, частные, общественные и государственные учреждения трудоустройства и т.п.), с момента начала поиска работы до устройства на работу.
Численность граждан, обратившихся в органы государственной службы занятости по вопросам трудоустройства, включает:
Большое число лиц, потерявших по различным причинам работу и обратившихся в данный период в службы занятости за содействием в трудоустройстве;
Значительное число лиц, поставляемых потенциальным рынком труда
по экономическим причинам и прошедших стадию первоначальной профессионально-квалификационной подготовки, а также учащихся, нуждающихся в заработке в свободное от учебы время;
Значительное число лиц, занятых на работе, но желающих сменить ее
на более приемлемую работу либо желающих иметь вторую работу в сочетании с первой, т.е. иметь вторичную занятость, и др.
Численность трудоустроенных граждан - это общая численность лиц, получивших в данный период работу при содействии органов государственной службы занятости (учитывается отдельно от тех, кто трудоустроился, минуя государственную службу занятости).
Заявленная предприятиями и организациями потребность в работниках - это число вакансий, сообщенных предприятиями и организациями в органы государственной службы занятости, которое, как правило, меньше реального числа вакансий.
Виды безработицы.
Различают несколько видов безработицы: фрикционная, структурная, циклическая, скрытая, застойная, нормальная (естественный уровень безработицы), оптимальная, институциональная, хроническая и др.
Одной из причин безработицы может быть добровольное оставление человеком места работы с целью поиска более подходящего варианта трудовой деятельности. Когда поиск затягивается, человек оказывается в положении безработного. Безработным может также оказаться человек, впервые ищущий работу или ищущий новое место работы после окончания временной работы.
Безработицу, которая явилась следствием названных выше причин, называют фрикционной, ее можно было бы назвать ситуационной, т.к. она вызывается ситуацией, понуждающей людей искать другую работу.
Фрикционная безработица считается неизбежной и даже в некоторых случаях желательной, так как инициатива увольнения исходит от самого человека. В результате такой безработицы многие люди находят себе более достойное применение, решают вопросы повышения уровня оплаты труда и его содержательности, большей продуктивности.
Фрикционную безработицу можно назвать нормальной. Это преимущественно безработица неудовлетворенности содержанием и условиями труда. Она как правило кратковременна – не более одного-двух месяцев.
Структурная безработица означает, что спрос и предложение на одни и те же виды труда в различных фирмах, отраслях и регионах не совпадают. Она вызывается изменением, с одной стороны, потребительского спроса на товары, с другой – изменением структуры производства, которое реагирует на изменение потребительского спроса.
Структурная безработица – это в большей части безработица устаревших профессий.
Современные темпы развития экономики связаны с научно-технической революцией, которая непрерывно изменяет отраслевую структуру хозяйства. Возникают новые технологии во всех отраслях, изменяется их удельный вес. Сокращается число занятых в сельском хозяйстве, промышленности, и растет их число в сфере услуг, в наукоемких производствах и т.п. Поэтому структурная безработица существует в современной рыночной экономике непрерывно, ее значение в рамках рынка труда возрастает и требует поэтому расширения системы переподготовки работников. Возникает настоятельная потребность в непрерывном повышении квалификации, переподготовке персонала на предприятиях.
Циклическая безработица - это постоянно меняющийся по масштабам, продолжительности и составу вид безработицы, связанный с циклом деловой конъюнктуры. Масштабы и продолжительность ее достигают пика при спаде (кризисе) экономики и минимума при подъеме. Она приносит наиболее разрушительные последствия, вызывается неравномерностью развития экономики, резким сокращением производства в связи с циклически возникающими экономическими спадами, кризисами. В таких условиях многие предприятия сворачивают или прекращают деятельность, оказываясь банкротами. При циклической безработице издержки общества на преодоление ее негативных последствий весьма существенны.
Циклическую безработицу можно охарактеризовать как безработицу недостаточного спроса на труд, порождающего хаос в экономике.
По характеру проявления различают безработицу открытую скрытую.
Открытая б. не требует особых комментариев, она не скрывается, не маскируется, люди публично заявляют о своем желании работать и активно занимаются ее поиском.
Скрытая безработица характеризует состояние людей, которые работают по найму но:
а) неудовлетворены работой и подыскивают другое место основной или дополнительной работы;
б) имеют большую вероятность потерять работу из-за претензий работодателя, неудовлетворенного ее качеством или другими обстоятельствами, и поэтому ищущие другую работу;
в) заняты неполный рабочий день или отправлены в административный отпуск без соответствующей его оплаты, ищут и готовы перейти на другую работу.
Уровень скрытой безработицы определяется специальными обследованиями, а также экспертной оценкой руководителей крупных предприятий, органов управления, специалистов службы занятости населения, ученых.
По продолжительности безработица подразделяется на кратковременную, умеренную, длительную и застойную.
Кратковременная, безработица продолжительностью один-два месяца характерна для фрикционной ее разновидности.
Умеренная имеет продолжительность до 12 месяцев.
Застойная безработица включает в себя самый устойчивый слой безработных. Это нищие, опустившиеся, бродяги, потерявшие всякую надежду на работу (бомжи) и т.п. Иногда к застойной безработице относят работающих по найму на дому на том основании, что этот наемный труд носит сезонный характер и сами работники по состоянию здоровья или по семейным обстоятельствам не могут работать на рабочих местах фирмы. Однако вряд ли правомерно эту часть наемного труда относить к какой-либо разновидности безработицы.
Длительная безработица получила свое название в связи с продолжительным существованием работника в качестве безработного в течение 12-18 месяцев, когда фактор времени оказывает отрицательное влияние на профессиональную работоспособность и уровень квалификации, способность интенсивно работать весь рабочий день. Длительное бездействие ведет к утрате работником уверенности в себе, деградации его как личности, закомплексованности и озлобленности. С этим связаны определенные трудности возвращения работника к нормальной трудовой деятельности, требующие помощи ему со стороны специалистов - социологов и психологов, а также внимания государственной службы занятости в предоставлении ему возможностей трудоустройства.
Женская безработица - разновидность безработицы, связанная с особенностями женской рабочей силы и положением женщин на рынке труда, поскольку:
Женщины играют особую роль в воспроизводстве населения, рождении
и воспитании детей, в домашнем хозяйстве. Это является основной причиной
того, что женщины рабочих профессий имеют, как правило, менее высокий
по сравнению с мужчинами уровень квалификации;
Уровень безработицы среди женщин более высок, поскольку женщины
в силу специфики их способностей к наемному труду не могут конкурировать
с мужчинами, к которым работодатели предъявляют более жесткие требования, а это приводит к первоочередному увольнению женщин. Поэтому на
рынке труда женщины подвергаются социальной дискриминации вопреки
п.2 ст.6 Конституции РФ, ст.З Трудового кодекса РФ, Конвенции ООН
"О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин" и ряда конвенций МОТ.
Институциональная безработица порождена чрезмерными социальными выплатами пособий по безработице, различного рода вспомоществованиями, которые снижают трудовую мотивацию и культивируют иждивенческую психологию, снижая предложение рабочей силы на рынке труда и способствуя увеличению уровня безработицы. Чем больше размеры пособий по безработице, тем продолжительнее поиск работы, дающей заработок, превышающий пособие. Этот вид безработицы может быть вызван высоким гарантированным минимумом заработной платы, несовершенством системы налогообложения, если она, сокращая трудовые доходы, делает их сопоставимыми с выплатами по социальному вспомоществованию. Естественно, это ограничивает предложение наемной рабочей силы на рынке труда, поскольку некоторые не видят смысла работать, и сроки безработицы удлиняются.
Полная занятость в условиях рыночной экономии, достигается при естественном уровне безработицы. В этом суть рыночного понимания занятости, которое было сформулировано еще Дж.М.Кейнсом.
Под полной занятостью в кейнсианских работах понимается ее состояние при так называемом нормальном, естественном уровне безработицы, а отнюдь не ее полная ликвидация. Это такой масштаб безработицы (примерно 3-6% от общего числа занятых), который достаточен для выполнения функции давления на заработную плату рабочих, но который, вместе с тем, не представляет серьезной опасности для существования капитализма.
Естественная норма безработицы - это доля безработных, которая соответствует целесообразному уровню полной занятости в экономике.
Социально-экономические последствия безработицыи меры по еесокращению
Фрикционная и структурная безработицы естественны и не вызывают необходимости принятия сколько-нибудь существенных мер по их предотвращению за исключением того, что необходима организация переобучения персонала в соответствии с требованиями рынка труда.
Циклическая безработица , сопровождающаяся длительной и застойной ее формами, -- наиболее разрушительна для общества, она наносит населению значительный экономический, моральный и социальный ущерб и требует активных мер государства по.ее преодолению, недопущению застойной безработицы или сокращению ее уровня.
Одним из негативных последствий безработицы является невыпущенная продукция в силу нерабочего состояния трудоспособных граждан, имеющих желание работать, и, как следствие, -- снижение темпов экономического роста, отставание объемов производства валового национального продукта (ВНП). Американский экономист Артур Оукен обосновал и количественно выразил взаимосвязь между уровнем безработицы и объемом ВНП, согласно которому превышение уровня безработицы над ее нормальным естественным уровнем на 1% ведет к отставанию производства объема ВНП от его потенциального уровня на 2,5% (закон Оукена).
Длительная и застойная безработица оказывает негативное влияние на общественные ценности и жизненные интересы граждан, подрывается физическое и моральное здоровье общества: теряются квалификация и практические навыки, возникает психологическая депрессия, в обществе растет социальная напряженность, жестокость и преступность, увеличивается распад семей, растет число нервных, психических и сердечно-сосудистых заболеваний, возрастает количество случаев суицида и других негативных явлений.
Массовая длительная безработица оказывает сильное влияние на социально-политическое положение в странах, когда на волне всеобщего недовольства активизируют деятельность экстремистские группировки и партии, растет шовинизм, совершаются государственные перевороты. Поэтому своевременные и эффективные меры по предотвращению или снижению негативных последствий массовой длительной безработицы должны быть приоритетными в социально-экономической политике государства.
Можно измерять все те издержки, которые несут занятые наемные работники, работодатели и государство на содержание армии безработных и их семей, содержание органов занятости и других учреждений социальной поддержки безработных - это немалые средства, которые тратятся сверх потерь от того, что не производится самими безработными, и тоже относятся к ущербу, который терпит общество от безработицы.
Социальные гарантии по безработице в странах с развитой рыночной экономикой установлены законодательно. Это:
Пособия по безработице;
Помощь по безработице (денежная помощь не имеющим работы);
Показатели безработицы:
Изучение безработицы основано на системе ее показателей, получаемых на основании официальных (ежемесячных, квартальных, полугодовых, годовых) статистических материалов Госкомстата. На основе специальных выборочных обследований домашних хозяйств по проблемам занятости населения, которые проводятся с 1992 года, а также на основе статистических бюллетеней и других материалов.
Среди показателей безработицы наиболее общими являются следующие:
Уровень официально зарегистрированной безработицы как отношение числа зарегистрированных безработных к численности ЭАН на основании статистических данных, рассчитанных на определенной территории в среднемесячном, среднегодовом выражении или по состоянию на определенную дату.
УЗБ год = ЗБ год /ЭАН год *100 %
где: УЗБ год – уровень зарегистрированной на определенной территории безработицы в среднегодовом исчислении, %
ЗБ год – среднегодовая численность зарегистрированных безработных, чел
ЭАН год – среднегодовая численность экономически активного населения, чел.
Уровень общей безработицы как отношение общего числа безработных, рассчитанных на определенной территории путем выборочных обследований по состоянию на определенную дату к численности ЭАН на эту дату:
УОБод =Обод / ЭАНод * 100 %
где: УОБод – уровень общей безработицы на определенной территории по состоянию на определенную дату, %
Обод – общая численность безработных, рассчитанных на территории путем выборочных обследований по состоянию на определенную дату, чел.;
Удельный вес зарегистрированной безработицы в общем числе безработных как отношение числа зарегистрированных на определенную дату безработных к общему числу безработных, рассчитанных на территории путем выборочных обследований по состоянию на определенную дату:
УБод = ЗБод / Обод * 100 %
Коэффициент напряженности на рынке труда как отношение численности незанятых граждан, зарегистрированных в службе занятости, к количеству заявленных в службу занятости вакансий, рассчитанных на определенной территории в среднемесячном, среднегодовом выражении или по состоянию на определенную дату.
НРТод = ЗБод / ЗВод.
Похожая информация.
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Тема: Виды занятости
Для осуществления эффективной государственной политики обеспечения занятости населения в РФ необходимо четко определить понятие занятости, а также категории граждан, признаваемых занятыми. Данная работа как раз и раскрывает понятие занятости и рассматривает различные классификации занятости. Некоторые виды занятости, выделенные в законодательстве, до сих пор являются темой для споров в России.
Проблемы частичной занятости неоднократно освещались в рамках Международной организации труда и подвергаются правовому регулированию практически всеми цивилизованными странами. При этом оценка частичной занятости различными государствами происходит по-разному из-за двоякой оценки данного социального явления Бородин И.И., Минаева Л.А. Занятость, профсоюзы и незаконные увольнения с.61. .
Во многих странах стимулирование частичной занятости рассматривается правительственными органами как эффективное средство борьбы с безработицей. При этом частично занятые граждане в ряде случаев имеют право на государственное содействие в обеспечении полной занятости, а также на материальную поддержку в виде пособия по безработице. В большинстве стран пособия по безработице выплачиваются всем трудящимся, потерявшим работу, однако у частично занятых размер пособий меньше, чем у полностью занятых. В ряде государств (Бельгия, Новая Зеландия) частично занятым с определенным уровнем дохода могут выплачиваться такие же пособия, как и полностью занятым. В Норвегии частично занятые получают право на пособие, если их суммарный доход за три года равен годовому доходу полностью занятых Рекомендации Международной организации труда от 26 июня 1962 г. N 116 о сокращении продолжительности рабочего времени. .
Наиболее острой проблемой для российского рынка труда остается неэффективная занятость. Она определяет меру отставания России от развитых стран в производительности труда, безработицу, скрытую от официального наблюдения - когда фактически безработные причисляются к экономически активному населению, а также несоответствие спада производства размеру занятости (излишней рабочей силы).
Одним из открытых проявлений неэффективной занятости остается неполная занятость. Численность работников организаций (за исключением субъектов малого предпринимательства), работавших в течение года неполное рабочее время по инициативе администрации, а также находившихся в вынужденных отпусках, в 2002 году составила около 3 млн. человек, сократившись в 1998 - 2001 годах почти в 4 раза Распоряжение правительства РФ от 06.05.03 № 568-р "О Концепции действий на рынке труда на 2003 - 2005 годы" .
Закон о занятости населения Российской Федерации
(в ред. Федеральных законов от 20.04. 1996 N 36-ФЗ, от 21.07. 1998 N 117-ФЗ, от 30.04. 1999 N 85-ФЗ, от 17.07. 1999 N 175-ФЗ, от 20.11. 1999 N 195-ФЗ, от 07.08. 2000 N 122-ФЗ, от 29.12. 2001 N 188-ФЗ, от 25.07. 2002 N 116-ФЗ, от 10.01. 2003 N 8-ФЗ, от 10.01. 2003 N 15-ФЗ, с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 16.12. 1997 N 20-П)
Распоряжение правительства РФ от 06.05.03 № 568-р "О Концепции действий на рынке труда на 2003 - 2005 годы"
Основная литература:
Рынок труда. Занятость. Безработица.В.А. Павленков - М.: Изд-во МГУ, 2004
Рынок труда и занятость населения.К.Г. Кязимов. - М.: Перспектива, 2005
Социология труда. О.В. Ромашов. - М.: Гардерики, 2003
Периодические издания:
Бородин И.И., Минаева Л.А. Занятость, профсоюзы и незаконные увольнения // Юрист. - М.; Юрист, 2002. - № 10. - с.60-61
Интернет-ресурсы:
http: // www. aup. ru/docs/klasif/pop11. htm - Общероссийский классификатор информации о населении (в редакции на 1 сентября 1999 года). Дата введения 1996-07-01
Рекомендации Международной организации труда от 26 июня 1962 г. N 116 о сокращении продолжительности рабочего времени. Текст Рекомендации размещен на официальном сервере Международной Организации Труда www. ilo. ru
Понятие занятости в сфере труда. Правовой статус безработного. Гарантии государства в области занятости. Система регулирования занятости населения. Специфические особенности деятельности Федеральной службы занятости населения.
курсовая работа , добавлен 11.12.2006
Причины создания служб занятости. Цель, задачи, функции, структура и финансирование государственной службы занятости. Значение негосударственных служб занятости. Занятость населения: тенденция и перспективы. Технология деятельности служб занятости.
реферат , добавлен 08.12.2007
Теоретические основы исследования рынка труда и занятости. Формирование и развитие рынка труда. Факторы влияющие на развитие рынка труда в современной России. Возможна ли полная занятость. Виды занятости. Сущность занятости населения.
контрольная работа , добавлен 19.09.2006
Разработка рекомендаций по совершенствованию работы службы занятости населения Московской области по обеспечению занятости молодежи. Пути повышения эффективности работы службы занятости со слабозащищенными слоями населения (на примере молодежи).
дипломная работа , добавлен 21.06.2015
Общая характеристика неформальной занятости. Аутстаффинг как кадровая технология полуформальной занятости. Социально-демографические характеристики неформально занятого населения. Понятие, сущность и виды аутстаффинга, преимущества его использования.
реферат , добавлен 13.01.2011
Рынок труда, его характеристика и субъекты, особенности рынка труда и занятости в современной России. Государственная политика занятости населения, ее цели и задачи, регулирование рынка труда. Структура и основные направления развития системы занятости.
курсовая работа , добавлен 03.04.2010
Проблемы занятости населения. Иерархия трудовых мотивов населения Тюменской области. Исследование статистики занятости и безработицы. Динамика экономически активного населения. Анализ особенностей рынка труда, его тенденции и перспективы развития.
контрольная работа , добавлен 06.08.2013
Изучение истории развития государственной службы занятости населения. Определение функций (содействие в поисках работы, выплата помощи безработным) и услуг (консультация, информация, поддержка, отбор персонала) Федеральной службы по труду и занятости.
курсовая работа , добавлен 28.02.2010
Вопрос занятости и безработицы является проблемой номер 1 для всего мира. Основная характеристика тенденций развития международного рынка труда. Состояние и перспективы в сфере занятости. Безработица среди молодежи.
реферат , добавлен 22.04.2007
Рынок труда и реализация трудового потенциала в сфере занятости. Особенность и динамика рынка труда и занятости населения. Необходимость государственного контроля и регулирования, нормативно-правовые акты и организационные основы политики на рынке труда.