Какими механизмами реализуется социальная политика. Механизмы и институты формирования и реализации социальной политики. Социальная политика в ссср

Ключевые слова: охрана труда, приоритетные функции социальной политики, программа занятости, программы социального развития, социально-трудовые права, корпоративная социальная политика, триединая социальная политика.

Одним из основных инструментов реализации принципов со­циального государства является социальная политика. Различные страны выбирают разные модели социальной политики. Если же страна провозгласила себя социальным государством, то она обязана выбрать такую модель социальной политики, которая ориентирована на укрепление принципов социального государства, а ведущая роль в ее формировании и реализации должна принадлежать государству. «Взаимосвязь социального государства и его социальной политики проявляется в том, насколько полно и глубоко социальное государство проводит свою социальную политику, в какой степени эта политика выражает потребности и интересы его граждан» (Аверин А.Н. Социальная политика государства. - С. 17).

В систематизации принципов социального государства и их ре­ализации большую роль играют программы социального развития страны, а также ее регионов, разрабатываемые и реализуемые на всех трех уровнях.

В структуре социальной политики рассматриваются три уровня: федеральный, региональный, муниципальный. Большинство вопросов развития образования, здравоохранения, культуры, жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслуживания населения должны решаться на уровне органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Все три уровня находятся в непрерывном взаимодействии, взаимообусловлены и составляют неразрывное единство. Поэтому социальную политику, которая уже на этапе формирования представляет собой трехсторонний процесс выработки взаимно согласованных принципов решения социальных проблем, принято называть триединой социальной политикой. Реализация такой политики по­средством разработки и осуществления программ социального развития проводится также на всех трех уровнях, представляющих собой целостную систему.

В программах социального развития для каждой из отраслей социальной сферы определяются цели, их количественные и качественные характеристики. Объекты таких программ - экономический, правовой, культурный, демографический, национально-этнический и другие аспекты развития социальной сферы соответствующего уровня. Указанные программы способствуют реализации следующих основных принципов социальной политика:

Обеспечение предоставления гражданам социальных прав, гарантированных конституцией;

Создание условий, обеспечивающих гражданам возможности для повышения их уровня жизни собственными усилиями и средствами;



Адресность социальной помощи - предоставление такой помощи гражданам (семьям), которые по объективным причинам не имеют достаточного дохода и собственности, способной приносить доход;

Согласование интересов поколений (См.: Социальное государство: Краткий словарь-справочник. - С. 394.);

Социальная политика строится в ряде стран на принципах корпоративизма.

Так, такие страны, как Германия, Швеция, Япония, добились успехов в конце XX в. во многом благодаря использованию принципов корпоративизма. Естественно, что они трансформировались в них по-разному, учитывая исторические и природно-экономические особенности развития этих стран. Корпоративизм, основанный на «порядке и организованности», в Германии отличается от корпоративизма Японии, в основе которого лежит «японский дух» и менталитет ее народа. Тем не менее все это - различные модификации корпоративных отношений. Последние снижа­ют уровень противостояния (борьбы), присущего нерегулируемой рыночной экономике, т.к. ключевым элементом становится не борьба, а защита своих социально-экономических интересов. Корпоративный потенциал обладает огромными возможностями и при рациональном использовании способен обеспечить значительный синергетический эффект, что касается не столько экономики, сколько социальной сферы. Этот процесс можно рассматривать в качестве специальной социальной трансформации, ведущей к созданию современной сложной системы отношений, отвечающей принципам открытой рыночной социально-ориентированной экономики, росту числа фирм, корпораций, которые в формировании корпоративной культуры большое внимание уделяют социальным проблемам своих работников. Например, затраты фирм на социальные программы во Франции составляют примерно 33 фр. на 100 фр. заработной платы, в компании Procter& Gamble - до 50-52 фр. на 100 фр. зарплаты".

Функционирование производственных организаций связано со взаимодействием двух составляющих: средств производства и рабочей силы. В рамках социальной политики производственных организаций качество работы напрямую связано с удовлетворением разнообразных потребностей работников предприятий. Количественные и качественные показатели реализации социальной политики предприятий представляют собой важнейшую организационную ценность общего плана.

Помимо общих ценностей, определяющих функционирование производственных организаций, существует еще целый набор внутриорганизационных ценностей: функциональный и структурный порядок, трудовое поведение работников, включая соблюдение ими технологической дисциплины. Исполнительность, высокое чувство ответственности за выполнение своих профессиональных и статусных обязанностей являются как бы интегрирующими качествами производственной организации. Но у организаций есть потребность во внедрении новшеств, в изменении структуры, технологий, отношений, функций. Новаторство, инициатив­ность, творческие наклонности также в определенной мере представляют собой внутриорганизационные ценности.

Ценности предприятий, объективно вытекающие из условий осуществления предпринимательской деятельности, являются составной частью культуры предприятий. Однако на каждом предприятии эти ценности имеют свои модификации. Способность предприятия создать ключевые ценности, которые объединят усилия всех структур того или иного предприятия, по мнению Т. Питерса и Ф. Уотермена, является одним из самых глубоких источников процветания предприятий.

Корпоративизм - естественное стремление человека удовлетворять свои интересы при содействии других людей, причем не за их счет, а с их помощью и поддержкой, отдавая при этом свой вклад другим, через развитие взаимодействующего сообщества. Если учесть, что жизнь общество протекает в рамках, по крайней мере, двух групп отношений, складывающихся между людьми: социально-экономических, в основе которых лежат отношения собственности, и организационно-экономических, связанных с реальным взаимодействием людей в области организации деятельности и производства, методами их регулирования, хозяйствования, то кор­поративные отношения могут рассматриваться как в качестве одной из составляющих организационно-экономических отношений рыночной экономики, так и в качестве способа (метода) регулирования совместной деятельности. Каждая страна имеет собственную модификацию социально-экономического развития, которая отличается не только инструментами и механизмами, но, прежде всего, уровнем эффективности их функционирования. И появление понятий «шведская модель», «японская модель», «американская модель» обусловлено становлением определенных систем социально-экономических отношений в отдельных государствах в рамках формирования мировых рыночных отношений.

Роль и место профсоюзов по участию в выработке и осуществлении социальной политики. Исторически профсоюзы всегда выполняли и выполняют сейчас важную роль в выработке и осуществлении социальной политики, реализуя свои функции: представительские, защитные, управленческие и контрольные. В 1993 г. при обсуждении проекта Конституции России профсоюзы, опираясь на науку, оказали решающее влияние на выбор модели строительства Российского государства как социального, экономической основой которого должно стать социально ориентиро­ванное производство, направленное на обеспечение материальной базы для достойной жизни всех граждан.

Вся последующая деятельность профсоюзов показывает, что они остались единственной общественной организацией, пронизывающей все уровни и сферы системы органов, где вырабатываются и принимаются социально-экономические решения, где определяется и проводится в жизнь социальная политика государства. И сегодня, в период преодоления кризисных явлений в стране, можно с полным основанием утверждать, что профсоюзы смогли противостоять многим разрушительным процессам так называемых реформ и не допустить массовой безработицы: при спаде на 50% производства, количество безработных в целом по стране составляло 6%. Это тоже много, но не будь противостоя­ния профсоюзов, начавшаяся массовая безработица, могла бы привести к деквалификации работников, полному разрушению главной производительной силы, а это уже необратимый процесс и катастрофа, на ликвидацию которой потребовались бы десятилетия. И это не единственный пример воздействия профсоюзов на социальную жизнь страны.

Для того, чтобы в новых общественно-экономических условиях иметь реальную правовую основу для участия в отстаивании прав и интересов работников и их семей, профсоюзы как и прежде, опираясь на научный потенциал Академии груда и социальных отношений, отстояли ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», целый ряд норм, лающих возможность влиять на государственную социальную политику. Основных прав профсоюзов - тринадцать. Их реализация определяет роль и место профсоюзов по участию в выработке и осуществлении социальной политики. Прежде всего профсоюзы призваны в полной мере использовать свое право на представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов работников, что вновь подтверждено вступившим в силу в феврале 2002 г. Трудовым кодексом РФ.

Известно, что сферой социальной политики является политика доходов, в том числе заработной платы. Закон о профсоюзах гласит, что системы оплаты труда, формы материального поощрения, размеры тарифных ставок (окладов), а также нормы труда устанавливаются работодателями, их объединениями по согласованию с соответствующими профсоюзными органами и закрепляются в коллективных договорах или соглашениях. Но закон предоставил профсоюзам еще один важный канал для осуществления своей активной роли в сфере социальной политики: право выступать с предложениями о принятии соответствующими органами государственной власти законов и иных нормативных пра­вовых актов, касающихся социально-трудовой сферы. Кроме того, профсоюзы должны требовать, чтобы проекты законов, постановлений, приказов, затрагивающие социально-трудовые права работников, не принимались органами государственной власти или местного самоуправления без учета мнения соответствующего профсоюза.

Важной сферой социальной политики является обеспечение занятости. Профсоюзы, используя свое право на содействие занятости, делают немало: принимают участие в разработке программ занятости, предлагают меры по социальной защите членов профсоюза, высвобожденных в результате реорганизации или ликвидации организации, проводят профсоюзный контроль за соблюдением законодательства в области занятости. Они могут вносить на рассмотрение органов местного самоуправления предложения о переносе сроков или времени прекращения реализации мероприятий, связанных с массовым высвобождением работников, строго следить за тем, чтобы не было незаконного сокращения рабочих мест, не расторгались трудовые договоры с работником по инициативе работодатели без предварительного согласия профоргана. Практические возможности имеют профсоюзы и для влияния на другие сферы социальной политики через механизм коллективных договоров и соглашений. Задача их состоит в том, чтобы разделы коллективного договора содержали все сферы и направления социальной политики.

Применительно к такой сфере, как страхование, профсоюзы имеют равные права с другими социальными партнерами на па­ритетное участие в управлении государственными фондами со­циального страхования, медицинского страхования, пенсионным фондам и т. д., формируемыми за счет страховых взносов, о также право на профсоюзный контроль за использованием средств этих фондов. Здесь появляется возможность отстоять и необходимые средства на оздоровительные мероприятия для членов профсоюза через систему санаторно-курортного лечения, учреждения отдыха, туризма, массовой физической культуры и спорта.

Одним из важных направлением социальной политики является решение проблем в области охраны труда и окружающей природной среды. Здесь профсоюзы также имеют свои возможности активного влияния. Они вправе участвовать в формировании программ по вопросам охраны труда и окружающей природной среды, в разработке нормативных правовых и др. актов, регламентирующих вопросы охраны труда, профзаболеваний и экологической безопасности.

1. Почему социальная политика является главным инструментом установления на практике принципов социального государства?

2. В чем отличие в программах социального развития на федераль­ном, региональном и местном (муниципальном) уровнях?

3. Назовите приоритетные функции, которые выдвигаются в про­граммах социального развития и реализации социальной политики?

4. Как участвуют профессиональные союзы в решении социально-трудовых проблем?

3.3. Социальное партнерство в социальном государстве

Ключевые слова: международная организация труда, российская модель социального партнерства, российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношении, система социального партнерства, социальное партнерство, трипатризм.

Социальное партнерство - это система отношений между наемными работниками и работодателями при посреднической роли государства. Оно включает в себя систему институтов, механизмов и процедур, призванных поддерживать баланс интересов сторон, участвующих в переговорах о занятости, оплате и условиях труда, и способствовать достижению взаимоприемлемого для них компромисса ради реализации как корпоративных, так и обще-социальных целей. «Общественная значимость социального партнерства определяется широтой сферы его действия. Поскольку это тип отношений в первую очередь между работниками и работодателями, основной сферой его функционирования являются социально-трудовые отношения. В эту сферу включаются и связанные с социально-трудовыми экономические и политические отношения» (Киселев В.Н. Социальное партнерство //Социальное партнерство. Словарь-справочник.- С. 229).

Одной из основ возникновения и условием дальнейшего развития социального партнерства стало создание в 1919 г. Международной организации труда (МОТ). Система социальное партнерства активно начала развиваться после Второй мировой войны, когда в промышленно развитых капиталистических странах рабочее и профсоюзное движение стало реальной силой. При активной роли государства в большинстве европейских стран создавались национальные социально-экономические советы из представителей объединений предпринимателей, профсоюзов и государства (и Италии - Национальный совет экономики труда; в Бельгии - Центральный экономический совет, а затем Национальный совет труда; в Голландии - Экономический и социальный совет, позднее - Совет по проблемам труда; во Франции и Англии - Экономический и социальный комитет). Ныне социальное партнерство наиболее развито в Германии, Австрии, Швеции, в меньшей мере в США, Японии, Италии, Греции и Португалии. Мощный стимул развитию идеологии социального партнерства дала научно-техническая революция. Феномен социального партнерства, получивший в настоящее время юридическое закрепление главным образом через нормы трудового права, в расширенном понимании может быть рассмотрен как наиболее приемлемая форма взаимодействия в информационном обществе, как инструмент социальной политики государства, способ решения социальных проблем в условиях политических и гражданских свобод в социальном рыночном хозяйстве.

Социальное партнерство в России сегодня рассматриваемся с одной стороны, как система взаимоотношений между наемными работниками и работодателями, а в более широком смысле - как один из способов представления интересов каких-либо социальных групп в обществе. Отмеченная система взаимоотношений может строиться эффективно лишь при наличии третьего активного субъекта социального партнерства - государства, и таким образом, социальное партнерство превращается в один из принципов государства. В социальном же государстве этот принцип является одним из главных оснований укрепления «социальности». С дру­гой стороны, под социальным партнерством подразумевают способ согласования противоположных интересов, метод решения социально-экономических проблем и регулирования конфликтов между наемными работниками и собственниками. Социальное партнерство при таком понимании выступает как альтернатива социальному противостоянию, как способ согласования интересов различных социальных групп, применяемый в процессе разрешения противоречий и конфликтов.

Несмотря на то, что сторонники различных направлений признают необходимость существования социального партнерства, они по-разному определяют природу этого явления. Однако эти два подхода ни в коем случае не исключают друг друга: с одной стороны, социальное партнерство - система взаимоотношения сторон, а с другой - принцип, на котором строятся эти отношения, то есть это два взаимодополняющих условия существования системы социального партнерства.

Ф.И. Гайнуллина выделяет три основные модели социального партнерства: американскую, основанную на общем правосознании и доброй воле сторон, где системы заключения трехсторонних соглашений как таковой нет, однако широко развит институт третейского разбирательства трудовых споров; скандинавскую, базирующуюся на обширном законодательстве в области регулирования социально-трудовых отношений, где существуют постоянные органы социального партнерства, и государственная система арбитража и разрешения трудовых споров играет большую роль; европейскую, характеризующуюся наличием органов социального партнерства разного уровня, которые занимаются прежде всего «профилактической» работой, не позволяющей доводить разногласия до серьезных конфликтов (См.: Гайнулнна Ф. Трипартизм: опыт мировой и отечественный // Человек и труд. 1997. – №11. - С. 95).

В.Г.Смольков по роли субъектов колдоговорного процесса выделяет согласительную модель (в колдоговорном процессе участвуют государство, работодатели и профсоюзы), плюралистическую модель (децентрализованные колдоговорные процессы ведутся на уровне предприятий), модель индивидуализации трудовых отношений (См.: Смольков В.Г. Модели социального партнерства // Социально-политический журнал. - 1998. - № 5. - С. 156-163).

Российская модель системы социального партнерства (Социальное государство: Краткий словарь справочник. - С.164-167.)(фр. modele - меры, образец) предполагает реализацию целей, задач и принципов социального партнерства в России на базе общемировых закономерностей, международных норм и правил развития социального партнерства с учетом особенностей менталитета российского общества, исторических традиций и тенденций развития, специфики перехода страны крыночным отношениям.

Процесс становления институтов социального партнерства в России связан с началом реформирования российской экономики. Стимулом этого процесса явился подъем забастовочной активности в 1989-1992 гг. Общенациональный кризис обусловил начало формирования многоуровневой системы, ориентированной на принципы трехстороннего взаимодействия (трипартизма) в регулировании социально-трудовых отношений. Государственные органы совместно с профсоюзами и работодателями выработали формальные процедуры соглашений - генеральные соглашения, отраслевые (тарифные) соглашения, коллективные договоры. Прошла серия консультаций представителей профсоюзных объединений, объединений работодателей, и как итог, в ноябре 1991 года был издан Указ Президента РФ «О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)». Таким образом, была создана российская система социального партнерства.

Российская модель социального партнерства включает: сово­купность органов, формируемых из представителей работников, работодателей, исполнительной власти в целях регулирования социально-трудовых отношений на различных уровнях; совокупность соглашений, договоров, заключаемых этими органами; соответствующий порядок, соотношение, взаимодействие этих органов и их соглашений, договоров.

Российская модель социального партнерства, находясь в стадии становления, формируется с использованием мирового позитивного опыта регулирования социально-трудовых отношений на принципах трипартизма и собственно отечественного опыта социально-партнерских отношений. Так, например, ее спецификой, в частности, является обязательное непосредственное участие органов исполнительной власти и местного самоуправления в заключении на всех уровнях соглашений по регулированию социально-трудовых отношений; весьма сложна и разветвлена система соглашений, заключаемых на общегосударственном, региональном, территориальном, отраслевом, базовом уровнях и др. Законодательной базой модели социального партнерства являются соответствующие конвенции и рекомендации МОТ, законы РФ «О коллективных договорах и соглашениях», «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», «О порядке разрешения коллективных трудовых споров», а также законы о социальном партнерстве, принятые на уровне субъектов РФ.

Итак, сформированная российская модель социального парт­нерства имеет ряд специфических особенностей:

1) социальное партнерство было введено как способ урегулирования социально-трудовых конфликтов;

2) оно распространялось не только на сферу трудовых отношений, но и на социальную сферу;

3) из-за слабости производственного звена предприятий заключение коллективных договоров на конкретных предприятиях превалирую­щим не стало.

Все члены общества, при более широком рассмотрении, могут быть представлены как социальные партнеры. Партнерство даже на таком уровне не может успешно осуществляться во всех типах государственного устройства. Так, тоталитарное государство, в определенной мере стоящее над обществом и подавляющее интересы населения, не создает условий для развития социального партнерства. Социальное партнерство является обязательным элементом государственного устройства, а в социальном государстве - важнейшим принципом организации взаимодействия между органами власти, работниками и работодателями в социально-трудовой сфере. В реализации последнего из пе­речисленных признаков на основе системы социального партнерства, как цивилизованного механизма сохранения гражданского мира и согласия в обществе за счет достижения взаимоприемлемого баланса интересов работника, работодателя и государства при урегулировании социально-экономических и трудовых отношений важная роль принадлежит профсоюзам. Сферой особого внимания профсоюзов является и социальная политика государства, ее конкретное воздействие на положение наемного работника и членов его семьи.

Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений (РТК) призвана регулировать социально-экономические, трудовые и профессиональные интересы сторон социального партнерства на федеральном уровне и является постоянно действующим органом системы социального партнерства в России. Правовую основу деятельности РТК составляют законы РФ «О коллективных договорах и соглашениях» от 11 марта 1992 г., «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» от 1 мая 1999 г. Субъекты РТК - общероссийские объединения профессиональных союзов, общероссийские объединения работодателей, правительство Российской Федерации.

Главными функциями социального государства как института, определяющего нормативно-правовую базу социального партнерства, являются: формирование Правового пространства, обеспечивающего взаимодействие трех сторон; участие в разрешении конфликтов в области социально-трудовых отношений; примирение «враждующих» строи. В качестве полномочных представителей государства выступают Министерство труда и социального развития РФ и другие заинтересованные министерства и ведомства. Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» закрепил за профсоюзами право на представительство и защиту интересов трудящихся, ведение коллективных переговоров, заключение коллективных договоров и соглашений, а также осуществление контроля их выполнения. Работодатели пока еще не оформились в хорошо структурированную общность. В наибольшей мере их роль взяли на себя Российский союз промышленников и предпринимателей и Конгресс российских деловых кругов.

К основным задачами РТК относится:

Ведение коллективных переговоров и подготовка проекта генерального соглашения между общероссийскими объединениями профессиональных союзов, общероссийскими объединениями работодателей и правительством РФ;

Содействие договорному регулированию социально-трудовых отношений на федеральном уровне;

Проведение консультаций по вопросам, связанным с разра­боткой проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ в области социально-трудовых отношений, федеральных программ в сфере труда, занятости населении, миграции рабочей силы, социального обеспечения;

Согласование позиций сторон по основным направлениям социальной политики;

Рассмотрение по инициативе сторон вопросов, возникших в ходе выполнения генерального соглашения;

Распространение опыта социального партнерства, инфор­мирование отраслевых (межотраслевых), региональных и иных комиссий по регулированию социально-трудовых отношений о деятельности Комиссии;

Изучение международного опыта, участие в мероприятиях, проводимых соответствующими зарубежными организациями в области социально-трудовых отношений и социального партнерства, проведение в рамках Комиссии консультаций по вопросам, связанным с ратификацией и применением международных трудовых норм.

РТК формируется на основе принципов:

Добровольности участия общероссийских объединений про­фессиональных союзов и общероссийских объединений работодателей в деятельности РТК;

Полномочности сторон;

Самостоятельности и независимости каждого общероссийского объединения профсоюзов, каждого общероссийского объединения работодателей, правительства РФ при определении персонального состава своих представителей в РТК. Представительство общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей, правительства РФ в составе сторон РТК определяется каждым из них самостоятельно в соответствии с законодательством РФ и уставами соответствующих объединений.

Российская трехсторонняя комиссия функционирует всего де­сять лет. За это время она превратилась в один из важнейших инструментов реализации принципов социального партнерства в частности, и принципов социального государства в целом. Основными направлениями дальнейшего совершенствования системы социального партнерства в России являются: укрепление системы организационно-правовой базы коллективно-договорных отношений; более четкое теоретико-методологическое обоснование механизмов решения социально-трудовых проблем; усиление информационного, финансового и кадрового обеспечения функционирующей модели. Развитие социального партнерства в России, наряду с другими принимаемыми мерами, должно привести к укреплению основных принципов социаль­ного государства.

Контрольные вопросы и задания:

1. Дайте определение понятию «социальное партнерство».

2. Какой факт стал основой и важным условием для развития тео­ретико-методологических и практических основ социального партнерства?

3. Когда началось формирование современной модели социального партнерства в России?

4. В чем основная суть российской модели социального партнер­ства?

5. Какие задачи ставит российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений?

6. Назовите основные принципы функционирования трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

3.4. Особенности управления социальной сферой в

социальном государстве

Ключевые слова: отрасли социальной сферы, модели социальной сферы, показатели развития социальной сферы, социальная инфраструктура, социальная общность, социальная структура, социальная сфера, социальное развитие, социальное регулирование, социальный процесс, стратегия развития социальной сферы, условия жизнедеятельности.

В научной литературе встречаются три подхода к определению понятия социальная сфера общества». Первый подход социальную сферу отождествляет с подсистемой общества, призванной обес­печить воспроизводство, достойный уровень и качество жизни, необходимый потенциал человека. Такая подсистема включает в себя социальные институты, сформированные в виде институтов семьи, образования, труда и занятости, материального и духовного потребления, и в виде системных отраслей социальной сферы (культуры, образования, науки, здравоохранения, физической культуры и спорта) (См., например: Осадчая Г.И. Социальная сфера общества: Теория, методология и методика социального анализа: Автореферат на соиск. уч. ст. док. соц. наук. - М., 1996. - С. 20).

Второй подход под социальной сферой подразумевает систему отношений, формирующих социальную структуру общества. В качестве приоритетных отношений для рассмотрения берутся отношения между общественными группами, слоями, тендерами, а также отраслевыми и региональными социальными общностями" (См., например: Куда идет Россия? Трансформация социальной сферы и социальная политика. - М., 1998. - С. 7). Хотя второй подход, не претендуя на самостоятельную сферу деятельности общества, логично дополняет первый, в конечном счете даже взаимоувязанные подходы не рассматривают условия жизнедеятельности в качестве компонента социальной сферы.

7. Механизм реализации социальной политики

Формирование и функционирование механизма реализации и управления социальными процессами определяется объективными потребностями и тенденциями общественного развития. Именно потребности и тенденции предопределяют структуру механизма, набор и использование его компонентов.

По своей сути механизм реализации социальной политики представляет собой сложную систему институциональных и неинституциональных субъектов социальной жизни, взаимодействие которых позволяет теоретически осмыслить и оформить социальные интересы граждан, социальных групп, населения в целом, разработать социальную стратегию государства и социальные программы и организовать скоординированную предметно-практическую деятельность государственных органов, институтов гражданского общества и граждан по их реализации на основе имеющейся нормативно-правовой базы.

Механизм реализации социальной полигики в России сориентирован на решение важнейших социальных проблем. Главный смысл и содержание их изложены, например, в Послании Президента РФ Федеральному Собранию (1998) и нацелены на гармонизацию общественных отношений, обеспечение политической стабильности и гражданского согласия.

Механизм реализации социальной политики имеет сложную структуру:

субъект социальной политики – государство в совокупности всех его органов, ориентированных на регулирование социальных отношений; политические партии; общественно-политические движения и другие институты гражданского общества;

объект социальной политики – социальные процессы в обществе во всем их содержательном многообразии и разнообразных формах проявления.

Важно учитывать, что в содержательно-деятельностном аспекте каждая фаза механизма должна отражать высокий динамизм социальных отношений, разнообразие потребностей людей, уровень и содержание их социальных интересов.

Механизм социальной политики реализуется через систему социального обеспечения и социальных услуг. Социальное обес­печение - программы, связанные с выплатой денежных средств неработающим гражданам (по возрасту, в случае утраты трудо­способности, потери кормильца и пр.). Социальное обеспечение представляет собой государственную программу полного или частичного содержания нетрудоспособных. В свою очередь, сис­тема социального обеспечения складывается из социального страхования и общественного вспомоществования. Социальное страхование - система отношений по распределению и перерас­пределению национального дохода, заключающихся в формиро­вании специальных страховых фондов для содержания лиц, не участвующих в общественном труде. Система социального стра­хования - программы, включающие в себя безвозмездные пла­тежи всем членам общества независимо от их доходов по насту­плении определенного события в их жизни (выход на пенсию, инвалидность, потеря работы, беременность и роды, потеря кор­мильца и пр.). Фонды социального страхования формируются из государственных дотаций и страховых взносов, уплачиваемых работодателями и работающими гражданами. В систему соци­ального страхования входит пенсионное, медицинское, страхо­вание от безработицы и от несчастных случаев на производстве. Другая часть государственной программы социального обеспече­ния составляет общественное вспомоществование. Общественное вспомоществование - программы оказания помощи лицам, офи­циально признанным людьми, не имеющими средств к сущест­вованию, т. е. находящимися за чертой бедности. Общественное вспомоществование направлено на поддержание дохода бедней­ших слоев населения независимо от их участия в трудовой дея­тельности и выплаты страховых взносов и финансируется из на­логовых поступлений государства. Общественное вспомощество­вание может быть в виде денежных выплат и в натуральной форме (бесплатные обеды, продовольственные талоны, продажа товаров по сниженным ценам).

Система социальных услуг включает здравоохранение, обра­зование, профессиональную подготовку, службу занятости и не­которые другие сферы. Социальные услуги могут финансироваться как из государственного бюджета, так и из внебюджетных фондов, созданных за счет налоговых поступлений или взносов фирн и граждан. Наряду с государственными учреждениями социальные услуги предоставляются и частными предприятиями, как на платной основе, так и за счет финансирования части расходов государством.

Существуют различные классификации моделей социальной политики. Однако в большинстве из них определяющим крите­рием является роль и степень участия в реализации социальной политики государства, институтов гражданского общества и от­дельных граждан. Основываясь на геополитическом аспекте, вы­деляют скандинавскую, континентальную, американо-британскую и южноевропейскую модели социальной политики.

В скандинавской моделе значительную часть расходов на со­циальные нужды берет на себя государство, которое несет ос­новную ответственность за социальное благополучие своих гра­ждан и является основным производителем социальных услуг. Социальная защита понимается здесь как законное право граж­данина, и все граждане имеют право на равное, финансируемое за счет налогов социальное обеспечение. Эта модель в той или иной мере воплощается в политике таких стран, как Швеция, Финляндия, Дания, Норвегия. В рамках континентальной модели устанавливается жесткая связь между уровнем социальной защи­ты и длительностью профессиональной деятельности. В ее осно­ве лежит социальное страхование, услуги которого финансиру­ются в основном за счет взносов застрахованных. В этой модели государство, как правило, несет ответственность только за выда­чу социальных пособий получателям, т. е. за социальное обеспе­чение, но не организует социальные услуги. Этой модели следу­ют Германия, Франция, Австрия, Бельгия. Американо-британ­ская модель характеризуется минимальным участием государства в социальной сфере. Государство берет на себя ответственность лишь за сохранение минимальных доходов всех граждан и за благополучие наименее слабых и обездоленных слоев населения. В основе этой модели лежит тезис о том, что Любой человек имеет право на минимальную социальную защиту, а зависимость социальных выплат от предыдущих отчислений противоречит идее равенства людей. Социальные программы опираются, в первую очередь, на частные сбережения и частное страхование. Эта модель включает социальное страхование с достаточно низ­кими выплатами и социальную помощь, которая играет домини­рующую роль. Подобная модель социального государства харак­терна для США, Англии и Ирландии. Уровень социального обеспечения в южноевропейской модели относительно низок. В этой связи семья и другие институты гражданского общества играют значительную роль в системе социальной защиты. Эту модель социальной политики можно характеризовать как пере­ходную, поскольку в последние десятилетия под влиянием соци­ально-экономических изменений механизм социальной защиты начал совершенствоваться. Существенным стимулом для этих изменений послужили возрастающие процессы европейской ин­теграции, направленные на сближение социально-экономиче­ских параметров стран-членов Европейского Союза. Эта модель воплощается в политике таких стран, как Италия, Испания, Гре­ция и Португалия. В таблице приведены социальные индикато­ры, описывающие результаты мероприятий социальной полити­ки в странах, придерживающихся той или иной ее модели.

Введение

Социально-экономические преобразования в России в большей степени отражаются на состоянии социальной сферы, которая является важнейшим индикатором степени экономического и политического развития общества. В последние десятилетия системный кризис достаточно сильно ударил по социальной сфере, последствиями чего стали поляризация и деградация социальной структуры, обед­нение населения, падение цены труда, опасность массовой безработицы, глубокий кризис каче­ства и образа жизни, превращение российского общества в об­щество противостояния. В связи с этим в последнее время заметен отчетливый разворот государства в сторону социальной политики, реализация значительного числа социальных проектов, повышенное внимание к вопросам реформирования социальной сферы со стороны власти и общества. Это говорит об актуальности проблемы формирования оптимальной для России модели социальной политики.

Сегодня становится очевидным, что эффективная социальная политика без активного участия всего населения, различных регионов и местных сообществ невозможна. Именно на уровне региона и муниципального образования социальная политика государства приобретает конкретные черты и характер.

В настоящее время для России вопрос о характере и содержании государственной социальной политики является весьма сложным и неоднозначным. Статья 7 Конституции Российской Федерации гласит: «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». А в социальном государстве социальная политика призвана обеспечить создание условий для достойной жизни и свободного развития человека, а значит быть одной из стратегически важных сфер развития общества в целом.

Поэтому важно рассматривать социальную политику, как систему целенаправленных действий государства по регулированию отношений между различными социальными группами населения в части повышения общественного благосостояния, улучшения качества и уровня жизни, рационального использования трудового потенциала и на этой основе роста эффективности функционирования экономики страны. В широком смысле социальная политика также понимается и как система определенных взаимоотношений и взаимодействий между социальными группами, социальными слоями общества, ядром которых выступают, прежде всего, социальные интересы и благополучие человека и общества в целом.



Центральное место среди всех субъектов принадлежит государству в лице его представительных, исполнительных и судебных органов, действующих на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Они формулируют общую концепцию, определяют основные направления социальной политики, ее стратегию, тактику, формируют социальное информационные поле, обеспечивают законодательную, правовую основу, реализуют конкретные положения на местах.

Хотя государство – центральный субъект социальной политики, однако не единственный. Его роль в значительной степени подкрепляется ролью множества институтов гражданского общества, которым государство делегирует широкий спектр функций. Однако особенность, уникальность роли государства заключается в его ответственности за социальную стабильность в обществе, устойчивость социального положения граждан, семей, социальных групп, проведение политики прогрессивного развития общества. Это обусловлено самой природой государства как единственного политического и правового субъекта, обладающего всем спектром властных полномочий.

Основная цель социальной политики – создание благоприятного социального климата и подлинного социального согласия на основе сбалансированности разных социальных интересов с помощью определенных механизмов, обеспечивающих удовлетворение основных жизненных потребностей населения и роста качества жизни всех граждан. Однако, наряду с ней существует система целей, отражающая желательные результаты общественных перемен для конкретных субъектов социальной политики. Из этого проистекает ее содержание и механизмы реализации.

Обобщая задачи социальной политики, обеспечивающие нормальное развитие общества, приведенные в различной литературе, можно выделить следующие:

· социальная защита человека и его основных социально-экономических прав;

· создание условий для повышения благосостояния каждого человека и общества в целом;

· поддержание определенного статуса различных социальных групп и отношений между ними, формирование и воспроизводство оптимальной социальной структуры общества;

· развитие социальной инфраструктуры (жилищно-коммунальные услуги, транспорт и связь, образование, здравоохранение, информация);

· формирование экономических стимулов участия в общественном производстве;

· создание условий для всестороннего развития человека, удовлетворения его потребностей и возможности реализации в свободном труде.

Социальная политика выполняет ряд функций:

1. Обеспечение социальной устойчивости общества, социальной безопасности общества.

2. Обеспечение политическую устойчивость власти.

3. Обеспечение такого распределения власти в хозяйстве (собственности), которое признавалось бы большинством справедливым, не требующим борьбы за передел.

4. Налаживание такой системы распределения экономических ресурсов и экономического эффекта, которая более или менее устраивает подавляющее большинство населения.

5. -Обеспечение обществом и государством необходимого и достаточного уровня экологической безопасности.

6. Обеспечение обществом и государством необходимого и достаточного уровня социальной защищённости как населения в целом, так и каждой из его социальной групп.

Механизмы социальной политики

Для формирования и реализации социальной политики используются различные механизмы: правовые, финансовые, налоговые, административные, политические.

Правовой механизм обеспечивается законодательной ветвью государственной власти путем создания законодательной и нормативной базы, прежде всего, в части социальной защиты населения и функционирования систем социального страхования.

Нормативно-правовую базу реализации социальной политики Российской Федерации можно разделить на три группы:

1. Федеральные нормативно-правовые акты, включающие федеральные законы, правовые акты Президента РФ и Правительства РФ. Эта группа включает в себя системообразуюшие документы, составляющие основу государственной социальной политики, а также нормативные документы текущего характера, определяющие условия исполнения первых. Разрабатываются государственными органами законодательной и исполнительной власти.

2. Региональные нормативно-правовые акты, включающие региональной законодательство в указанной сфере, а также акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Данная группа включает документы, конкретизирующие условия осуществления социальной политики в конкретных субъектах РФ.

3. Нормативно-правовые акты органов местного самоуправления, определяющие специфику реализации социальной политики на местном уровне.

Следует отметить, что федеральные нормативные и правовые акты носят концептуальный характер, определяя основные направления и принципы реализации социальной политики, в то время как региональное законодательство и акты органов местного самоуправления направлены на установления конкретных механизмов осуществления социальной политики.

Так, например, важным правовым механизмом реализации социальной политики государства является система государственных минимальных социальных стандартов, которые устанавливаются на законодательном уровне.

Социальный стандарт – минимально необходимый уровень удовлетворения социальных потребностей населения (минимальный уровень оплаты труда 5965, минимальный уровень социальных пенсий (Средний размер социальной пенсии в 2015 году составляет примерно 6170 рублей)

и других социальных выплат, обязательные стандарты и программы, в пределах которых образование является бесплатным, перечень лечебно-профилактических услуг, оказываемых за счет бюджетных средств и т.д.).

В связи с этим, в задачи федерального уровня власти входит разработка и утверждение государственных минимальных социальных стандартов федерального уровня, обеспечение государственных гарантий их реализации.

Финансовый механизм представляет собой инструмент образования и использования финансовых ресурсов, предназначенных для обеспечения мероприятий социальной политики, а также деятельности структур, осуществляющих эти функции.

Налоговые механизмы социальной политики предполагают использование налоговых рычагов и стимулов для ориентации хозяйствующих субъектов на проведение адекватной социальной политики и повышение уровня экономической самостоятельности и социальной защищенности, обеспечиваемой собственными усилиями.

Административный механизм основан на реализации актов федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления муниципальных образований (сущность заключается в административном воздействии на субъекты социальной политики).

Политический механизм социальной политики включает в себя: политические решения, привлечение к реализации социальной политики политических партий, общественных и религиозных объединений, лоббистскую деятельность.

Реализация социальной политики представляет собой процесс воплощения правовых предписаний в поведении соответствующих субъектов.

Субъектами социальной политики в РФ, как уже указывалось выше, являются:

Государство

Субъекты федерации

Органы государственной власти и органы местного самоуправления

Предприятия и организации.

Именно они должны воплощать в процессе реализации социальной политики следующие правовые предписания:

1. право на свободу труда

2. право на защиту материнства, детства и семьи

3. право на социальное обеспечение

4. право на жилище

5. право на охрану здоровья и медицинскую помощь

6. право на образование.

Указанные выше права, по смыслу ст. 7 Конституции РФ, составляют содержание социальной политики нашего государства.

Важнейшими принципами реализации содержания социальной политики являются:

1. формирование системы общезначимых для большинства населения социальных ценностей и норм

2. соблюдение критериев социальной безопасности общества

3. обеспечение государством минимальных жизненных стандартов всем членом общества при любых условиях.

Механизмами реализации указанных выше предписаний в Российской Федерации являются:

1. система социальных гарантий

2. система социальной помощи

3. система социального страхования

4. создание и реализация приоритетных национальных проектов в области социальной сферы.

Рассмотрим каждый из механизмов более подробно.

Система социальных гарантий предполагает предоставление социальных благ при условии их всеобщей доступности, а распределение благ происходит по потребностям. В Российской Федерации эти гарантии целиком и полностью берет на себя государство. Это подтверждается тем, что бюджет РФ в последние годы является полностью социально - ориентированным. В этой связи, немаловажным будет отметить и то, что в условиях мирового финансового кризиса наше государство не отчуждает от себя эти обязанности. Об это свидетельствуют слова Д.А. Медведева, Президента Российской Федерации: «Даже несмотря на кризис, в условиях уменьшения расходов и корректировки бюджетов, деньги можно найти, я в этом абсолютно уверен».

Система социальной помощи действует исходя из принципа социальной заботы общества о своих социально уязвимых членах. Данный принцип в Российской Федерации реализуют:

Государство, через определение социально незащищенных категорий граждан, через создание государственной сети социальных учреждений для помощи таким гражданам, через установление государственных пособий для указанных групп населения.

Органы местного самоуправления и органы государственной власти субъектов РФ - через обеспечение деятельности объектов социального обслуживания.

Предприятия, организации и граждане - через добровольные пожертвования. Так, например, в Новгородской области уже который год действует благотворительная акция «Рождественский марафон»; ведущие предприятия города оказывают помощь своим бывшим сотрудникам - ветеранам Великой Отечественной Войны.

Таким образом, система социальной помощи полностью остается в руках государства, это его обязанность. Общество же помогает социально незащищенным категориям граждан только лишь в силу своих возможностей. Для него это не обязанность, а дозволение. Все это вытекает из полу - патерналистской сущности России как социального государства.

Третьим механизмов реализации социальной политики государства является система социального страхования.

Данная система предполагает для всех граждан обязательство уплаты страховых взносов и пропорциональную взаимосвязь между страховыми платежами и объемом получаемых социальных благ.

Основными видами социального страхования являются:

1. страхование потери трудоспособности (по старости и по инвалидности, в результате общих заболеваний и от несчастных случаев)

2. страхование от несчастных случаев на производстве

3. страхование на случай безработицы

4. медицинское страхование.

В России требуется создание трех обязательных форм страхования - общего социального страхования, профессионального и территориального социального страхования.

Обязательное общее социальное страхование должно охватывать все без исключения группы работающих независимо от форм собственности предприятий и организаций. Учет повышенного профессионального риска повреждения здоровья лежит в основе системы обязательного профессионального социального страхования. Обязательное территориальное страхование должно учитывать специфику условий труда и проживания в сложных климатических условиях.

Получатся, что данный механизм реализации государство полностью отдает обществу, тем самым, разделяя с ним ответственность за благосостояние в социальной сфере.

Несмотря на это, государство все равно контролирует этот механизм реализации. Данный контроль осуществляется через деятельность уполномоченных органов власти.

Все это еще раз свидетельствует о том, что Россия является полу - патерналистским социальным государством.

Вообще, органы государственной власти РФ и ее субъектов, органы местного самоуправления имеют достаточно обширные полномочия в социальной сфере. Так, например, они осуществляют общее управление данными отношениями, подготавливают законодательную базу социальной политики, разрабатывают программы развития социальной инфраструктуры общества, осуществляют контроль за деятельностью субъектов социальной политики, осуществляют ее финансирование, устанавливают ответственность за нарушения законодательства и за неисполнение либо ненадлежащее исполнение субъектами своих обязанностей.

Данный обширный спектр полномочий указанных выше органов стал возможен в силу того, что в Российской Федерации существуют следующие уровни реализации социальной политики:

Государственный

Региональный (существует в силу того, что регионам делегируются полномочия для гарантирования населению социальных благ)

Муниципальный (на этом уровне решаются социальные вопросы местного значения, то есть вопросы конкретного муниципального образования).

О полу - патерналистской сущности Российской Федерации говорит и система гарантий реализации социальной политики. В нее входят следующие элементы:

1. конституционные гарантии (закрепление в основном законе социальной сущности РФ как одной из основ конституционного строя, установление неотчуждаемости и признание социальных прав граждан непосредственно действующими)

2. финансовые гарантии (обширное финансирование социальной инфраструктуры из бюджетов всех уровней, признание указанных бюджетов социально - ориентированными).

В заключении следует сказать о том, что многие недостатки управления социальной политикой, возникшие еще в советское время, сегодня усугубились на всех трех уровнях управления: не сложился механизм зарабатывания средств на социальные нужды (особенно в муниципальных образованиях), все чаще не соблюдаются минимальные социальные гарантии и права населения, часто отсутствуют как стратегические, так и тактические инициативы региональной и муниципальной власти по оздоровлению социо - культурной сферы.

Замечание 1

Деятельность государства в социальной области служит механизмом снятия или предупреждения социальной напряженности, которая неизбежно возникает в рыночной экономике. Государство по отношению к социальной политике постоянно исполняет роль стабилизатора, который обеспечивает и выполняет защитные механизмы при помощи иерархии управления. В этом и кроется его основное отличие от частного сектора, который преследует только получение прибыли.

Функции социальной политики государства

Социальная политика ставит перед собой основную задачу по корректировке первичного распределения доходов с помощью системы трансфертных социальных услуг и субсидий в сочетании с налогообложением, которое необходимо для осуществления данных задач. Классы, которые не имеют доходов или получают их в минимальных размерах, имеют возможность повысить свою долю в получении благ и сделать ее более достойной и справедливой. Передачи доходов от одних лиц к другим должна осуществляться таким образом, чтобы желание получать большие доходы не исчезало, а финансовая и социальная помощь была оказана только тем, кто в ней действительно нуждается.

Социальная корректировка получения доходов с помощью распределительной политики реализуется благодаря государственному бюджету и его участию в пенсионном страховании и обеспечении. Благодаря налогообложению дохода граждан нивелируются и через финансированные налоговые выплаты выдаются тем, кто в них действительно нуждается (кто имеет низкий уровень дохода или не имеет его вовсе). К числу первичной помощи относятся выплата по безработице или частичной занятости, перечисление в фонды медицинского и пенсионного страхования в дополнении к собственным средствам, пособия на детей, социальная помощь и поддержка, субсидии на оплату коммунальных услуг, помощь на получение образования.

Замечание 2

Принципы общественного блага формулируют другой подход государства к принятию решений о реализации какого-либо социального проекта. Когда правительственные органы решают вопрос о строительстве учебного учреждения, больницы, дорог и других объектов социальной инфраструктуры , они не руководствуются только коммерческими мотивами, а должны сравнивать во время принятия решения собственную пользу и общественные издержки.

Вместе с разрешением экономических вопросов государство должно заботиться об исполнении социальных проблем (образование, занятость, здоровье, экологическая ситуация). Таким образом, при проведении социальной политики вместе с решением экономических вопросов необходимо вести учет параметров социальной эффективности.

Немаловажную роль в реализации динамического равновесия в социальной политике играет инфраструктура (отрасли обслуживания людей на социальном уровне). Пропорциональность, в которой расположены средства населения и государства, зависят от меры применения бесплатности данных услуг. К примеру, такие социальные услуги, как образование и подготовка кадров, являются бесплатными, а такие услуги, как здравоохранение и физическая культура, допускают оплату населением.

Реализация социальной политики

Зачастую социальная политика реализуется через формы социальной работы, масштабные государственные решения, а также специализированных и комплексных социальных программ. На реализацию задач и целей социальной политики ориентирован механизм ее выполнения, который структурно можно представить следующим образом:

  • государство, которое является субъектом социальной политики, представлено совокупностью всех органов, что ориентированы на урегулирование социальных взаимоотношений;
  • общественно-политические движения и партии, а также иные институты гражданского общества;
  • социальные процессы, которые являются объектом социальной политики, во всем их разнообразии и формах проявления;
  • система нормативно-правовых актов, которые регулируют отношения между объектами и субъектами социальной политики;
  • предметно-политическая деятельность, которая направлена на решение задач социальной политики на ее различных стадиях, включая оценку эффективности от реализации данных социальных программ.

Основные механизмы социальной политики

Реализация социальной политики основана на применении комплекса механизмов, основными из которых являются:

  1. Законодательно-нормативный механизм. Он сформирован с помощью законодательных органов, выявляет общие направления социальной политики и те правила, в соответствии с которыми могут взаимодействовать социальные институты. К основным законодательным актам, что напрямую связаны с социальной политикой, можно отнести законодательные своды, в том числе, гражданский, налоговый, бюджетный кодексы. Разработку законодательной базы осуществляют исполнительные и законодательные структуры. Субъектами данной деятельности являются также местные органы самоуправления. В социальной сфере огромное значение в государственной практической работе имеют нормативы финансирования объектов социальной инфраструктуры и нормативы социально-экономического развития, которые разрабатываются региональными и федеральными ведомствами.
  2. Финансово-бюджетный механизм. Он устанавливает порядок использования и образования финансовых ресурсов, которые направлены на обеспечение социальных мероприятий, а также деятельность тех структур, что реализуют данные функции. Этот механизм состоит из двух блоков, один из них регулирует финансовое обеспечение социальной политики (нормативы страховых платежей социального уровня, расходные статьи бюджетов и прочее). Второй блок формирует финансовые ресурсы, которые предназначены для поддержки производителей услуг и товаров, удовлетворяющие платежеспособный спрос граждан.
  3. Налоговые стимулы и рычаги. Данный механизм применяется исполнительными структурами с целью ориентации работодателей на осуществление социальной политики, а также членов общества для развития деятельности, что позволяет увеличить уровень социальной защищенности. В качестве примера можно привести льготное финансирование юридических лиц, которые используют труд инвалидов и пенсионеров, а также тех организаций, что способствуют удовлетворению платежеспособного спроса граждан путем реализации своей продукции.
  4. Административные решения. Данный механизм социальной политики используется органами государственного управления. К ним можно отнести решения, что трансформируют порядок социальной поддержки отдельных классов населения. Примером может быть квотирование рабочих мест для инвалидов и молодежи, которые запрещены структурами строительства или же закрытие действующих организаций, которые значительно загрязняют окружающую природную среду и ухудшают условия жизни населения.