Примеры информации по профориентации в школе. Информационный стенд по профориентации. Главные принципы профориентации в школе

Обстановка на современном рынке труда сегодня очень специфическая. В связи с особенностями современной экономики, а также политической ситуации, сам труд несколько изменил, как свой характер, так и свои цели.

Теперь к психофизиологическим особенностям человека предъявляются особенные требования, а уровень его профессиональной компетентности и выносливости должен быть более высоким.

Особое внимание во время воспитательного процесса необходимо уделять профессиональной ориентации школьников, актуальность которой также возросла в несколько раз. Она должна отталкиваться от глубоких знаний всей системы и факторов, влияющих на формирование профессиональных намерений.

Цели профориентации школьников

Основной целью профориентационной работы является помощь учащимся с выбором, как профиля обучения, так и дальнейшей профессиональной деятельности.

Любой проект по профориентации ставит перед собой цели в виде выработки сознательного и положительного отношения к труду у молодежи.

Профессиональное самоопределение, свободный, но при этом сознательный выбор, который может опираться на вполне основательные аргументы – все это и есть первоначальными целями работы по профориентации.

К задачам же можно отнести такие:

  • Получение объективных и полноценных данных об учащихся, их способностях, предпочтениях для успешного и правильного разделения их по профилям обучения.
  • Использование нестандартных методов, а также форм для профессионального самоопределения с целью дать молодежи широкий диапазон вариантов для своего выбора профессии. Такие методы должны проводиться комплексно и регулярно применяются в воспитательной работе. Сегодня существует не один инновационный метод, что дает педагогу широкое поле для выбора.
  • Поддержка школьников, у которых прогнозируются проблемы профориентации и в будущем трудоустройстве. К ним могут относиться ученики коррекционных классов, ученики с очень плохой успеваемостью и т.д.
  • Построение системы взаимодействия с городскими и районными учреждениями дополнительного профессионального образования.

Цели и задачи профориентации школьников, в зависимости от возраста

Профориентация младших школьников (1-4 класс).

Главная цель работы по профессиональному определению в младших классах – это сформировать положительное отношение к труду, показать его ценность, как для самого человека, так и для всего общества в целом. Также необходимо развить у детей интерес к обучению и познанию, включая их в различные виды учебно-познавательной деятельности, среди которых исследовательская, трудовая, игровая и т.д.

Профориентация для школьников 5-7 классов.

На этом этапе каждый ученик должен уловить личный смысл, как в познавательном опыте, так и в интересе к профессиональной деятельности. Ученики уже должны представлять собственные интересы, формировать свое собственное «Я» и иметь представление о своих возможностях. Пи этом параллельно им нужно приобрести опыт в различных сферах деятельности: культуре, технике, искусстве, медицине и т.д.

Профориентация школьников 8-9 классов.

Это один из самых ответственных этапов обучения в школе со стороны профессиональной ориентации учащихся. Ведь именно в восьмом и девятом классе преподаватели должны уточнить образовательный запрос посредством факультативных занятий, а также различных курсов по выбору будущей специальности. Есть также необходимость в проведении индивидуальных консультаций для адекватного решения о будущей профессии и другие подобные мероприятия. Главная цель – это помочь ребенку выбрать будущий профиль в соответствии с интересами, а также способностями.

Профессиональная ориентация .

Этот этап является подведением итогов предыдущей работы. Программа по профориентации в этих классах должна преследовать следующую цель: коррекция и оценка готовности к выбранной специальности, а также дальнейших планов ученика.

Направления работы по профессиональной ориентации школьников

Работа по профессиональной ориентации должна вестись непрерывно с первого года обучения в школе. И в главе всего этого процесса стоит классный руководитель, который должен проводить работу в следующих направлениях.

  • Давать детям необходимую профессиональную информацию.

Он включает в себя основные сведения о профессиях, необходимых качествах для работы по данному направлению, а также информацию об учебных заведениях и путях получения соответственного образования. И задача педагогов – донести до школьника эту информацию, используя самые разные формы работы по профориентации.

  • Профориентационное воспитание.

Задача педагога в этом случае состоит в том, чтобы побуждать в учащихся желание участвовать в разных формах как классной, так и внеклассной работы. А также склонять их к активной пробе своих сил и производительному труду. Так можно позволить ученикам на практике развивать свои склонности и формировать определённые навыки. Очень важно давать школьникам пробовать себя в различных видах деятельности. Для этого школа обязана обеспечить разнообразие видов внеклассных работ.

  • Профессиональное консультирование

Прежде чем приступать к консультации учащихся, специалист обязательно должен изучить их личности. Так как консультация чаще всего имеет индивидуальный характер, классный руководитель имеет возможность наблюдать за развитием своих учеников, изучать результаты их как учебной, так и внеучебной деятельности. Также для более подробного анализа используются анкеты, заполнение бланков с вопросами, составление психологических и педагогических характеристик, а также консультативные беседы с родителями.

Главные принципы профориентации в школе:

  1. Систематичность и постоянство. Это один из самых главных принципов, так как для хорошего результата работа должна вестись регулярно, начиная с первых классов и заканчивая выпускными. В корне неверно начинать работу по профессиональному самоопределению школьников в старших классах и придавать этому меньше внимания в младшей школе.
  2. Индивидуальный подход к ученикам. Дифференцированный подход наиболее удачен и эффективен, так как именно он позволяет правильно распределить силы, задания и выбрать правильные методы относительно каждого учащегося. Для этого педагог всегда должен быть осведомлен о сформированности интересов учеников, об их ценностях и жизненных ориентирах, и, конечно же, об уровне успеваемости.
  3. Правильное сочетание групповых занятий с индивидуальными. Индивидуальная работа с учениками имеет огромную важность, однако в совокупности с групповыми консультациями она приобретает еще больше смысла.
  4. Взаимосвязь между школой, высшими учебными заведениями и другими организациями, связанными с трудоустройством.
  5. Профориентация должна иметь прямую связь с реальной жизнью. Это значит, что для успешной работы по профессиональному самоопределению учеников педагогический персонал должен:
  • Располагать информацией о социально-экономических характеристиках профессий.
  • Владеть знаниями о перспективах предлагаемых профессий.
  • Знать профессиональные требования предлагаемых профессий.

Этапы организации профориентационной работы

  1. Пассивно-поисковой период (1-7 классы)

На этом этапе дети делают свой первый выбор относительно профессии. С первого по четвертый класс учитель должен развивать интерес, а также способности школьников, дабы сформировать потребность в профессиональном самоопределении. В 5-7 классах необходимо увеличить количество факультативов и кружков, а также привлекать школьников к творческой деятельности в коллективе. Также очень хорошо, если педагог с первого класса будет вести портфолио на каждого ребенка. Такое портфолио сопровождает ребенка до самого выпуска и помогает более полно понять, в каком профессиональном направлении подтолкнуть учащегося.

  1. Активно-поисковой период (8-9 классы)

На этом этапе учитель должен преследовать цель помочь своим ученикам сформулировать для себя конкретные цели и задачи, соотносимые с будущей профессией. Для этого необходимо обеспечить подросткам психолого-педагогическое сопровождение на пути выбора. Именно на этом этапе начинается реальное знакомство с учебными заведениями, их статусом, с положением профессии на рынке труда. В 9 классе рекомендовано устраивать тематические родительские собрания.

  1. Этап профессионального определения (9-11 классы)

Самое важное, помимо подготовки к адекватному выбору с помощью дополнительного информирования и консультаций, является также предоставление возможности ученикам углубленно изучать отдельные предметы.

Темы для классных часов по профессиональному самоопределению

Есть список тем, которые можно интерпретировать, видоизменять, но при этом они все равно должны присутствовать в процессе профориентации.

1-4 классы:

  • «Мои интересы».
  • «Каждая работа хороша по-своему».
  • «Кем работают наши родители».
  • «Профессия моей мечты».

5-8 классы:

  • «Люди и техника».
  • «Красота спасет мир» – экскурсии в салоны красоты, парикмахерские и т.д.
  • «На страже безопасности» – встреча с сотрудниками правоохранительных органов.
  • «Астрономия – удивительный мир» – экскурсия в планетарий.
  • «На страже здоровья» – экскурсия в аптеку, которая может зародить желание поступить в медицинский ВУЗ..

9-11 классы:

  • Анкетирование по теме «Главные факторы при выборе профессии».
  • Беседа о мотивах выбора профессии.
  • «Они учились у нас» – знакомство с успешными или известными учениками школы.
  • Беседа «Перспективные профессии».
  • «Психологическая» характеристика профессий.

Это только приблизительный список, помимо которого существует еще далеко не одна тема. Его можно значительно расширить и редактировать. Главное, придерживаться всех основных принципов профориентации и учитывать особенности каждого возрастного периода школьников.

Наверное, самый главный вопрос который мы задаем сами себе, это: какую профессию нам выбрать. И этот вопрос поважнее многих ведь окончательно решить это трудно, и лишь немногие из нас с самого раннего детства знают, чем хотят заниматься в жизни. Большинство же ребят уже на последних годах обучения в школе начинают задумываться над тем, какой бы профессией им бы хотелось овладеть, и в какой вуз им поступить. В этом нужна помощь, ведь все мы помним какими ветреными и переменчивыми мы были. Самостоятельный выбор Главное что должен помнить выпускник, что это его выбор с которым ему придется жить всю жизнь, что ненужно поддаваться излишнему влиянию родителей или друзей. Конечно, мнение родителей очень важно, ведь они прекрасно знают плюсы и минусы своих детей, но иногда они за счет детей стараются выполнить свою мечту в выборе профессии, надеясь, что их чадо выполнит, то, что они не сумели. Или же также возможен вариант, в котором они пытаются заставить вас пойти по их стопам. Ну, или наиболее банальный пример, это успешность ребенка друзей в той или иной профессии побуждает родителей думать, что и их ребенок сможет достигнуть тех же вершин. Поэтому выпускнику предпочтительней делать выбор института и специальности самостоятельно. Что поможет в выборе профессии? На помощь им пришли психологи, разработавшие специальную программу позволяющую выделить ключевые навыки человека и предложить ему наиболее заманчивую перспективу работы. Для этого следует изучить три основных параметра: 1)какими особенными способностями обладает абитуриент; 2) интересы и увлечения; 3) а также личностное особенности, социотип человека и т.д. Начнем с интересов, тут как бы все просто, работа должна приносить удовольствие, и стать так сказать высокооплачиваемым хобби. Но не для всех даже выбор интересов прост, многие меняют их слишком часто. Также для того чтобы достигнуть успеха в любом деле, мало одних увлечений, нужно еще и понять к какому виду людей вы принадлежите, так принято подразделять людей на «технарей» и «гуманитариев». Поэтому вы должны хотя бы определиться что вам больше по душе, так инженер должен хорошо понимать математику, физику, химию, что присуще более технарю. Но главное это не способности и увлечение, а личностные особенности человека, но также следует помнить, что важность целеустремленности и терпения в достижении цели трудно переоценить. Не стоит гнаться за наиболее престижными и высокооплачиваемыми профессиями, ведь за пять лет обучения многое может измениться. А профессия близкая вам, всегда будет приносить вам удовольствие.

Каждый человек сталкивается с проблемой профориентации, и было бы правильно подойти к этому вопросу с огромной серьёзностью и полным желанием. Мы должны сделать свой первый, очень важный выбор, который повлияет на нашу дальнейшую судьбу. Для того чтобы сделать правильный выбор, нужно, во-первых, обладать огромной информацией, как и о профессии, про которую вы думаете, так и про другие остальные профессии. Современный мир содержит огромное количество профессий и желательно выбирать по вкусу, по тому, что больше нравится. Соедините профессию с хобби и тогда вы не пожалеете от результата своего выбора. Желательно ещё определиться с желаниями и постепенно совершенствоваться в этой профессии, для начала желательно понаблюдать уже за специалистами, понаблюдать их рабочий день, обратить внимание на то, чем и как они занимаются, а уже потом делать какие-либо выводы. Если же вы затрудняетесь с выбором профессии, то желательно проконсультироваться с психологом, поговорить с родителями, посоветоваться с разными людьми, которые помогут направить вас в правильное русло. Для того чтобы определиться с профессией, следует внимательно заняться этим вопросом, следует определить все возможные варианты профессий и потом уже ориентироваться на то, как и что вам нравится больше. Нравится — это «одна сторона медали», вы должны понимать — сможете ли вы выполнять ту или иную работу, тогда вы сможете хорошо оценить свои способности насчёт определённой профессии. А также нужно определить состояние своего здоровья, чтобы вы с уверенностью знали, что противопоказаний у вас нет в соответствующей работе, а то разное в жизни бывает. Стоит выяснить перспективу профессии на той территории, на которой вы имеете желание работать, там, где вы предпочли бы работать на протяжении долгого времени. Нужно определиться, в каком образовательном учреждении, высшем заведении, техникуме и т.д. вы сможете приобрести желаемую вами профессию. Так же вы можете посмотреть различные виды профессий в интернете, их характеристики, решить для себя то, что вам больше всего подходит. Выбор профессии — это сугубо индивидуальное решение Бывают случаи, что молодые ребята и девушки поступают туда, куда идёт их друг или же подруга, с которым они проучились в школе, в лицеях, в техникумах. Если же выбирать профессию «за компанию», то впоследствии вы должны будете быть готовы, что столкнётесь с проблемой нежелания продолжать обучение, потому что профессия подходит вашему другу, подруге, а не вам. Вы окажетесь в непонятном состоянии, начнёте жалеть о своём необдуманном решении, а жалеть потом — это самое обидное и грустное, что может только быть, поэтому опирайтесь в выборе профессии только собственно на себя, прислушивайтесь к мнению других, но делайте окончательное решение самостоятельно, иначе будете жалеть. Если профессия вам нравится, то вы можете смотреть на неё с отличной позиции, вам это нравится и точка. Но куда деться, если спустя время вам разонравится, если пропадёт желание, если «жизнь пойдёт под откос»? Для этого стоит учесть разные восприятия профессии, попробуйте найти наибольшее количество информации для выбора, постарайтесь оценить свою профессию со стороны, нежели с вашего виденья. Со стороны мы можете определить недостатки профессии, которые часто незаметны тем, кто «поверхностно» оценивает свою будущую профессию. Бывает, что ваша симпатия к какому-либо человеку «напутствует» вас на выбор той же профессии, что и ваш сверстник, сверстница, но вы должны понимать, что даже если у вас совпадают интересы, даже если вам обоим это нравится, то вы должны помнить, что каждый человек — индивидуален по своей натуре, у каждого есть свои таланты и предпочтения, каждый отличается от любого человека, поэтому выбирать профессию по критерию того, что он(а) идут в это высшее заведение, и вы вместе с ним(ней), то это неправильно, потому что может ему будет удобно и он раскроет свои таланты в полную силу, а вы, наоборот, больше не захотите заниматься вашим общим делом. Выбор профессии можно осуществлять еще и по предмету. Каждый предмет ведёт за собой определённое количество профессий, и, к примеру, школьные познания обществознания и истории могут потянуть вас в направлении к юриспруденции, в отрасль права. Школьные предметы, которые вам нравятся тоже могут сыграть важную роль в выборе профессии. Труд может быть разным, как физическим, так и умственным, следовательно, вы должны определиться с выбором, какой труд вам предпочтительнее, тем более вы должны обратить внимание на медицинские показатели, сможете ли вы выполнять ту или иную деятельность? Также может быть ошибкой при выборе профессии понятие «престижности», каждый должен определить для себя: что такое престиж? Выбор профессии может быть очень трудной проблемой, но это та проблема, через которую должен пройти каждый человек. Эта проблема должна решиться именно вами, именно вашей самостоятельностью, тогда будет желаемый вами результат. Желаю успехов!

Выбор профессии – очень ответственный этап в жизни каждого человека. Ведь именно этой деятельности человек посвятит в будущем большую часть своего времени. Поэтому он выбирает не только специальность, но и образ жизни. Согласно статистике, практически в 90% случаев, на выбор профессии человека повлияли родители. И результаты этого фактора не всегда положительные. Так, одни с печалью вспоминают, как когда-то учились несколько лет только из-за того, что «отец настаивал на этой специальности». И только спустя много лет эти люди могут взять жизнь в свои руки и начать делать то, что хотелось когда-то раньше. Но ведь утраченные годы назад не вернуть. Печально и от того, что теперь не так просто получить второе образование и полностью изменить свой привычный образ жизни. Но есть и случаи, когда люди искренне благодарны родителям за то, что они настояли когда-то на выборе «именно этой специальности». Часто такие люди только потом осознают, какой близкой и родной стала для них эта профессия. Такие истории имеют что-то общее: «Я тогда был совсем юнцом, никак не мог определиться, какой будет моя будущая профессия. И если бы тогда мать меня не остановила и не заставила пойти учиться на финансовый факультет, то я даже боюсь подумать, что сейчас было бы с моей жизнью». Так все же стоит надеяться на слова родителей, если вы решили выбрать определенную специальность, или лучше довериться только себе? Ведь, если подумать – это твоя личная жизнь, твой путь. Но и родители – не чужие нам люди. И кто, как не они желают нам добра. Мнения разошлись. Поэтому давайте разберемся с этим вопросом. Рассмотрим все аргументы родителей на счет своей точки зрения, и какие реакции это вызывает. «Ты никогда не сможешь заработать денег в этой профессии» Вы остановились на одной профессии, но родители настаивают на выборе другой специальности, обусловливая это тем, что вы не сможете хорошо зарабатывать. Тут важно сразу понять, какую финансовую прибыль вы рассчитываете получить от работы. На жизнь и основные потребности можно заработать в любых сферах. И не важно, насколько востребованные профессии в них. А вот отдыхать каждый год в теплых странах, ездить на дорогом авто и систематически посещать рестораны – это, и правда, прелесть не каждой профессии. Вы должны провести тщательную оценку уровня желаемой зарплаты. Поэтому лучше иногда прислушаться ко мнению родителей, ведь свои потребности порой не так просто оценить. Но не стоит забывать – родители не всегда владеют достаточной информацией по конкретному вопросу, хоти и обладают большим опытом жизни. Проверить такую информацию очень просто – можно изучить информацию о конкретной профессии в интернете, посмотреть доски объявлений, и взглянуть на средние зарплаты таких специалистов. «У меня не получилось пойти на эту работу, но у тебя может выйти» Такие аргументы делают те родители, которые, будучи в вашем возрасте, не сумели реализовать свои планы. Они видят свое продолжение в вас, поэтому, хотят, чтобы именно вы реализовали их мечты. Выбирая этот путь, хочется как можно качественнее оправдать ожидания родителей, но к такому решению стоит подойти очень серьезно. Ведь одно дело, когда вам действительно передались какие-то умения по наследству от родителей, и совершенно другое, когда таковых нет. Если это ваша ситуация – поговорите с родными. Узнайте, почему они советуют вам именно эту специальность. Объясните, что вы – другой человек, и у вас могут быть совершенно другие планы на жизнь. «У тебя попросту не выйдет» Родные утверждают, что выбор профессии, которая вам нравится, закончится сложностями и разочарованием. Мол, у вас попросту не получится выучиться, так как это очень сложно. В силу могут вступить доводы по типу: «Ты ведь помнишь, как наш сосед учился там, и даже не перешел на второй курс». К таким доводам нужно прислушаться, и хорошо представить себе то, что действительно вас ожидает в будущем. Вы должны тщательно взвесить все «за и против», свои силы и возможности. Но возможен и такой вариант, что родные дают некачественную оценку вашим способностям, особенно, если вы заметили аналогичные доводы и для других профессий. «Мы лучше знаем, что именно тебе нужно» Скорее всего, на первых порах такие утверждения – это не что иное, как выражение родными протеста. Но резко реагировать не нужно. Лучше попросите родителей обосновать свои мысли. Возможно, они сумели разглядеть в вас какие-то другие качества и особенности, и вы их попросту не видите. Часто это заметно в том случае, когда вы еще не полностью изучили всевозможные профессии, подходящие для вас. Поэтому родные люди могут дать дельный совет, ведь, во-первых, со стороны часто и в правду лучше видно, и, во-вторых, кто, как не ваши родители лучше всех вас знают. Вы должны подумать о том, как хорошо вас знают родные. Насколько близкие у вас с ними отношения, на каком уровне доверия они построены. Возможно, они еще относятся к вам, как к ребенку, но вы уже не являетесь таковым. «Без связей и денег ничего не выйдет» Некоторым доводам родных нужно уделять самое пристальное внимание. Наиболее подходящий пример – вы выбрали ВУЗ с платным и дорогим обучением, и ваша семья попросту не сможет покрыть расходы на обучение. Аналогичная ситуация может возникнуть, если вы собираетесь учиться в другом городе. Тут главное – компромисс. Вам нужно либо найти другой ВУЗ, где обучают этой же профессии, но дешевле, либо идти туда, куда вы решили. Во втором случае вам нужно договориться с родителями о том, что часть расходов на обучение вы берете на себя. Второй пример – «без знакомых тебя не примут в этот ВУЗ». Увы, есть и такие места учебы, куда попросту не возьмут «первого попавшегося». И родители действительно могут намного лучше разбираться в этом моменте. В таком случае лучше вместе с родителями заняться поиском компромиссных решений. «Зачем все усложнять – добивайся того же, что и я» Родители могут изо всех сил отговаривать идти обучаться на того специалиста, которого вы выбрали, а рекомендуют идти по их стопам. Конечно, к их мнению нужно прислушиваться, ведь они намного лучше знают эту сферу деятельности. Попросите отца/мать описать все недостатки и преимущества их профессии, тонкости и нюансы. А потом спроецируйте их на себя. При этом помните, что очень многое может зависеть от места работы, независимо от профессии. Если недостатки, которые описали вам родители, связаны именно с местом работы, а не со специальностью, то вы имеете возможность идти по этой же профессиональной дорожке, но по-другому, своими шагами. А мать и отец станут отличными советниками на этом пути. «Тут проще всего» Иногда родители могут настаивать на самых легких специальностях. И это могут быть даже востребованные профессии. Предлагают выбрать ВУЗ, где выучиться легче всего, и так же легко найти работу по специальности. Разумеется, это избавит вас от многих проблем, но перед тем, как принять такое решение, дайте себе ответ на вопрос, готовы ли вы ради легкости и простоты отказаться от своих желаний, идей и представлений о профессии? Что на данный момент наиболее ценное для вас? Не делите при этом на хорошее и плохое. Все зависит лишь от того, будете вы чувствовать себя самореализованным или же наоборот – будете испытывать постоянное чувство нереализованности. «Если ты пойдешь туда учиться, я тебе ничем не помогу» Родители часто чувствуют тревогу, когда их ребенок выбирает специальность, далекую от их деятельности. К примеру, отец – учитель, а его сын хочет пойти учиться на врача. Во-первых, такая тревога – это ни что иное, как чувство беспомощности, возникающее у родителей. Часто незнакомая для родителей профессия может быть окутана мифами и недостоверной информацией. Они могут представлять ее, как очень сложную, невыгодную или невостребованную. Если это так, тогда познакомьте родителей с вашей профессией. Расскажите, чем вы будете заниматься каждый день на работе, какую зарплату будете получать. Подводя итог Выбирая ВУЗ и будущую специальность, вы не должны непрекословно следовать советам родителей. Вы должны рассматривать их советы, как вспомогательный источник данных. И важно помнить, что только этот источник является самым доброжелательным. Но с этой информацией, как и с любой другой, нужно уметь работать. Что имеется ввиду? Вы должны серьезно поговорить с отцом/матерью, разузнать обо всех тонкостях и причинах, по которым они рекомендуют вам принять то, или иное решение. Не стоит при этом выражать чувство протеста – «Я все знаю сам». Это самый плохой советчик. Помните, слова родных – это не единственный источник данных, и он не должен быть таковым при выборе вашей будущей профессии. Очень важно изучить мнение тех специалистов, которые уже трудятся в понравившейся вам профессии. Также важно узнать все о выбранном ВУЗе, факультете. И только после это принимать взвешенное решение. Получать информацию нужно всеми доступными способами. При этом родители – один из самых лучших источников. Но окончательное решение все равно остается только за вами. Только вы вправе выбирать свою судьбу. Но вы всегда должны быть благодарны своим родителям за неравнодушное отношение к вам. В любом случае просите родителей поддерживать ваш выбор, ваш самый первый выбор на пути во-взрослую жизнь. Тогда вы с уверенностью сможете сказать – «Моя будущая профессия – это лучшее решение». Успехов!

Вот и пришла весна. Воздух наполнился волнительной радостью, мечтами и ожиданием теплого лета. Но у старшеклассников немного другие заботы. Ведь их ждут выпускные экзамены и необходимость сделать нелегкий выбор будущей профессии, то есть подобрать ВУЗ, где будет проходить их обучение. Легче всего тем, кто читает эти предложения, и думает: «Разве это проблема, ведь я давно уже знаю, какой будет моя будущая профессия, в какой ВУЗ я поступлю, и что вообще ждет меня дальше в жизни». Но, увы, многие школьники в старших классах сталкиваются с большими трудностями при выборе будущего ВУЗа и профессии. Выбор профессии – важный шаг в жизни каждого, и чтобы принять именно то решение, которое подходит вам, необходимо проделать некоторую работу: Этап 1. Составьте перечень профессий, которые вам больше всего нравятся, к которым лежим душа, есть желание и интерес. Этап 2. Составьте перечень того, что у вас получается лучше всего. Начать можно со школьных предметов, в которых есть наибольший успех: химия или физика? Математика или русский язык? Рисование или музыка? Подумайте над тем, как вы проводите свое время – сидите дома за чтением книг, или ищете что-то новое в интернете? Какие телепередачи и фильмы любите смотреть? Какие тематики книг вас привлекают больше всего? Если будет трудно самому определить, к чему у вас лежит душа, и какие склонности и к чему у вас развиты наиболее, тогда можно обратиться к психологу. При это можно выбрать как своего школьного консультанта-психолога, так и профессионала из центра профориентации. В последнем случае сеанс консультации по профориентации будет проведен поэтапно: первый этап – тесты, второй – непосредственно консультация. С помощью этих тестов психолог сможет сделать анализ ваших склонностей, интересов и способностей, определить некоторые черты характера. Но помните, специалист не сможет сделать выбор за вас – все только в ваших руках! Этап 3. Впишите отдельно самые востребованные профессии, которые будут в будущем. Согласно мнению экспертов, в ближайшие несколько лет, одними из самых востребованных специалистов станут инженеры. Ведь на всех производствах уже пару лет, как чувствуется острая нехватка кадров. В данный список специалистов попали также веб-дизайнеры и веб-разработчики, специалисты в сфере продаж и маркетинга. Конечно, востребованными всегда останутся медработники и врачи, учителя и работники сферы сельского хозяйства. Этап 4. Составив эти три списка, проведите анализ и сравните, какие специальности вошли и в первый, и во второй списки. Их может быть несколько. Этап 5. Разузнайте как можно больше о тех специальностях, которые вы выделили. Проанализируйте, какую работу выполняют эти специалисты, какие отрасли существуют в этих профессиях, какие обязанности возлагаются на плечи этих людей и т.д. Будет здорово, если кто-либо из ваших знакомых трудится в этих сферах. Расспросите его о профессии, а еще лучше – побудьте несколько дней вместе с ними на работе. Так вы сможете откинуть иллюзии, касающиеся выбранной профессии, что поможет принять взвешенное и правильное решение в будущем. Такой прием хорошо показал себя в тех случаях, когда выбирать предстоит из двух, трех профессий. Но в любом случае, обдумывая выбор будущей профессии, выделяйте те, к которым у вас есть внутреннее влечение. Не стоит делать акцент на престижности или мнении кого-то постороннего. Постарайтесь сделать выбор ВУЗа сами, без сторонней помощи и совета. Также не нужно выбирать профессию и думать, что этот выбор будет окончательным и «на всю жизнь». Подготовьтесь к тому, что вы должны будете постоянно развиваться и совершенствовать свои навыки, а, возможно, и поменяете работу. Этого не нужно бояться. Ведь каждый год появляются совершенно новые вакансии и направлении, которые могут вызвать у вас интерес. После того, как решение будет принято, вы должны определить, в каком ВУЗе вы сможете получить данную специальность. Расслабляться некогда, ведь это ваша жизнь, и ваш путь. При этом не забывайте – все только в ваших руках! Несколько полезных рекомендаций для родителей Рекомендация №1. Помните, что на выбор профессии и ВУЗа школьника могут влиять самые различные факторы: учителя, друзья, СМИ и т.д. Поэтому важно очень внимательно отнестись к выбору вашего ребенка Рекомендация №2. У вас больше опыта и знаний. Поэтому старайтесь помочь своим детям, дать им как можно больше объективной информации по определенной профессии. Делайте акцент на особенностях сферы, ее характеристиках Рекомендация №3. Не навязывайте свою точку зрения, дайте ребенку возможность самому проанализировать и принять судьбоносное решение Востребованные профессии есть всегда, но их список часто меняется, пополняется новыми специальностями. Обусловлено это стремительным ростом рынка и развитием технологий. При этом возникают совершенно новые профессии. Именно поэтому стоит сосредоточиться на том, что вам больше всего нравиться, к чему есть интерес. Нужно использовать любую возможность попробовать что-либо новое, испытать себя в других сферах. Только так можно с уверенностью сделать выбор и сказать: «Эта специальность поможет мне раскрыться, и поможет определить, какой будет моя будущая профессия».


Человеческий мозг любит структурировать окружающую его информацию — это свойство нашей психики, и нам действительно так проще жить. Пусть мы и не побеждаем хаос окончательно, но расставленные перед самим собой ориентиры, «маячки» дают желанные спокойствие и уверенность в завтрашнем дне. Хотя бы ненадолго. Даже если мы понимаем, что это только иллюзия контроля. Типирование личности — это как раз история про «разложить по полочкам» и сделать себя (да и окружающих людей) немного понятнее. О, существует множество систем, в которых вы можете себя найти. Это и гороскопы всевозможных мастей, и — наверняка знакомая вам — соционика, и многочисленные наборы «архетипов» (не путать с архетипами Юнга), и даже… веды! И что же, это действительно работает? Достаточно просто определить свой тип личности, чтобы получить свою «инструкцию по эксплуатации»? Не станем долго держать интригу: стопроцентного попадания никогда не состоится. Но можем вас утешить — типирование личности, в первую очередь, дает нам мощное оружие — вектор, направление, в котором действительно стоит продолжать искать свое истинное предназначение. А, кроме того, подумайте здраво — разве хотелось бы вам по собственной инициативе лишать себя чудесных возможностей, ориентируясь только на чужие слова? Поэтому наш совет — берите на вооружение полученный результат, но всегда проверяйте его опытным путем. «Бальзак» ли вы, «Афродита», «Кшатрий-воитель» или «Купец» — попробуйте примерить на себя эти типы личности и прислушаться: где «жмет»? Чего не хватает для полного счастья? А что, наоборот, откликается как близкое и родное? Кстати, в своих курсах по профориентации специалисты PROFChoice тоже используют этот инструмент. Например, мы обязательно используем методику типирования личности Майерс-Бриггс (а выбрали ее за надежность и валидность). Результат ее применения сможет подсказать, например, направлены вы внутрь себя или ориентированы на окружающий мир; нацелены на результат или вам важен процесс; как вы принимаете решения и многое другое. Есть, конечно, и много других методик в нашем «арсенале». Интересно попробовать? Приходите, чтобы узнать, какие есть у вас индивидуальные особенности личности, и как это знание помогает в выборе профессии!

Практически каждая семья рано или поздно сталкивается с решением задачи – выбора будущей профессии для своего ребенка. Финансовое положение семьи, наличие или отсутствие того или иного учебного заведения по месту проживания, преемственность поколений — эти и другие причины, так или иначе влияют на выбор дальнейшего пути ребенка, его будущей профессии. Для кого-то, определенные перспективы, являются стимулом для принятия решений, другие, сталкиваясь с множеством проблем, вносят коррективы в свои планы. Постигая азы науки за школьной партой, многие молодые люди не задумываются о своей будущей профессии вплоть до выпускного вечера, их будущее им рисуется образно и туманно. В детстве все мечтают стать докторами, потому что доктор лечит, учителями – потому что учитель ставить оценки, знаменитым артистом или крутым бизнесменом. Но к моменту окончания школы все становится более серьезным, реальность жизни расставляет приоритеты. Перспективность выбора специальности Выбирая будущую профессию, каждый должен руководствоваться перспективой, после окончания учебного заведения, устроится на работу, и получать за свой труд достойную зарплату. То есть, находясь перед выбором профессии нужно изучить рынок востребованных специальностей. Насколько реально после получения того или иного диплома устроится на работу по своей квалификации. Выбор учебного заведения Второй, немало важный момент – выбор учебного заведения. Нужно изучить рейтинг вузов, отзывы и тому подобное. Насколько конкурентным на рынке труда будет полученный со временем диплом. Значительное количество будущих студентов проживает в небольших городах или селах. Поэтому, выбирая ВУЗ, в котором будет учиться ребенок, мы выбираем тот город, который станет для него на какое-то время домом. Насколько готовы дети и родители к такому шагу? Ведь это серьезная перемена в жизни ребенка: новая обстановка, новые люди, другие ценности. Так же следует подумать и о самом месте проживания: общежитии, или квартире. В данном случае важны условия и цена. Кроме того, насколько далеко от дома находится город, в котором ребенок планирует учиться, как часто у него будет возможность приезжать домой? Все эти, казалось бы, мелочи, на самом деле существенно влияют на внутренне состояние ребенка и на его жизненный успех. Психологи говорят, что такие перемены в жизни ребенка – это стресс для него. И не стоит говорить о том, что они уже достаточно взрослые в таком возрасте и самостоятельные. Лишь небольшой процент детей безболезненно переживает момент таких серьезных изменений в их жизни. Важный стимулирующий фактор – это стипендия. Ее получение повышает ответственность, интерес к учебе, в крайнем случае, к конечному результату – сдаче сессии. У ребенка появляются собственные деньги, заработанные интеллектуальным трудом, повышается, что немало важно, самооценка. Отсюда вывод – нужно стремиться поступить на бюджет. Кроме того, бесплатное обучение даст возможность сэкономить приличные деньги, родителям не придется платить за учебу, они не будут «отдавать последнее», дабы дать образование своему чаду. И в принципе, любой ответственный ребенок, который понимает, насколько сложно будет родителям дать ему платное образование, будет сам стремиться поступить на обучение на бесплатной основе. Желание самого ребенка Все эти моменты, безусловно, нужно учитывать при выборе профессии. Изучая материалы в социальных сетях, общаясь с другими родителями, кто уже прошел эту «школу», взвешивая все «за» и «против» накапливаются определенные знания, которые в дальнейшем и могут существенно повлиять на решение в выборе дальнейшей профессии для ребенка. Но все же, самое главное во всем этом вопросе – желание самого ребенка. Даже если он четко и определенно не знает, что хочет в этой жизни, какую профессию выбрать, чему отдать предпочтение, все равно у каждого молодого человека к этому возрасту уже сформированы какие-либо приоритеты, интересы, знания. В любом случае у каждого из них есть свои интересы, привилегии, тяга к определенным отраслям, внутреннее ощущение — «это мое». Стоя перед выбором, следует действовать методом исключения. Для начала исключить то, что категорически не подходит, затем действовать по принципу исключения того, что можно было бы отметить как вариант. И всегда, перед подачей документов иметь несколько подходящих вариантов, желательно равнозначных. Родители всегда хотят, чтобы их дети жили лучше. Именно следуя такому принципу, направлены все их действия в отношении своих детей. Учеба – не исключение. Их помощь в этом вопросе очень важна, ведь у них есть собственный, бесценный жизненный опыт. Но, несмотря на это, все же, последнее слово должно быть за тем, кто будет сдавать эти самые экзамены, проходить тестирования, кто будет постигать вершины знаний. Выбор за теми, кому после нескольких лет обучения придется реализовывать полученные навыки и знания по выбранной специальности. Выбор за нашими детьми. Именно потому, чтобы работа была в удовольствие.

Каждый из нас хотя бы один раз переживал состояние, когда дело в руках спорилось и, словно живое, само стремилось к завершению. В психологической литературе в таком случае ещё применяется термин «поток». Я думаю, это очень точная метафора: поток подхватывает тебя и несёт практически без твоих усилий. А специалисты НЛП называют это ресурсным состоянием. То есть состоянием, в котором у человека достаточно сил и энергии, чтобы достичь поставленную перед собой цель. Ресурсное состояние – это и про физический, и про психологический аспект. С физическим ресурсом все более-менее понятно: не выспавшийся, больной, расстроенный человек будет крайне непродуктивен. А вот с психическим ресурсом не все так просто. Вы знаете, в каком состоянии лучше всего решаете поставленные перед вами задачи, или трудно ответить вот так, сразу? Самая интересная часть истории заключается в том, что ресурсное состояние – это не обязательно про бушующую энергию внутри. Ресурсное состояние – когда вы практически без усилий, эффективно и продуктивно решаете свои задачи, даже самые сложные. Как узнать, какое из ваших состояний является ресурсным? Постарайтесь вспомнить свои самые-самые победные ситуации в жизни и восстановить в памяти: что и как вы переживали в эти моменты в душе, как вы добились победы, благодаря какому своему качеству? Позовите на помощь подсознание. Возьмите игральный кубик и загадайте одну его грань. А теперь пробуйте кидать этот кубик – вам нужно добиться выпадения загаданной грани – с различным настроем (например, «активное желание», «вопрос», «безразличие»). То состояние, в котором выпадет нужная вам грань, скорее всего и есть ваше ресурсное. Правда, ещё очень важно понимать, что знать свое ресурсное состояние – мало, главное – уметь быстро (и вовремя) в него войти. НЛП-психологи шутят: настоящий мастер не входит в ресурсное состояние, он в нём живёт. В этой шутке есть большая доля правды! Хотя мы все понимаем, что это невозможно – быть стопроцентно эффективным. Как же настроиться на нужную волну? «Якорение». Снова приходят на помощь инструменты НЛП. Еще раз вспомните те победные ситуации, которые могут послужить вам источником сил и позитивного опыта. Постарайтесь снова пережить их и запомнить: как вы себя ощущаете, кем вы были в эти моменты; «снимите слепок» с себя-ресурсного, поставьте «якорь» на этом настрое. Теперь для того, чтобы настроиться на ресурсное состояние, вам достать будет задействовать этот «якорь». Моделирование ресурсного состояния. Действуйте так, как будто у вас уже есть эти ресурсы: улыбайтесь, двигайтесь легко, примерьте на себя ощущения всемогущества, в мыслях смоделируйте себя-ресурсного и «оживите» эту модель, приведите ее в движение. Обязательно следите за тем, чтобы физический ресурс был также полон! Иногда лучше дать себе отдохнуть, чем тратить время на низкоэффективный труд в истощенном состоянии. Вспомните девиз Скарлет О’Хара: «Я подумаю об этом завтра». Съешьте шоколадку. Потанцуйте. Займитесь чем-то любимым, что давно ждет. Проведите день для себя. А, уже подзарядив внутренние батарейки, потом принимайтесь за свои задачи!

Для того чтобы стать успешным и состоятельным человеком, очень важно правильно выбрать себе профессию. Человек должен заниматься не просто прибыльным, но еще и любимым делом, которое легко ему дается и приносит удовольствие. Поэтому к вопросу профессионального самоопределения стоит подходить очень серьезно. Профессиональные задатки Определить склонности к какому-либо виду деятельности и профессиональные задатки человека, можно уже в детском возрасте, когда ребенок еще учится в школе. Кому-то может показаться, что в школьные годы еще рано думать о профессии, но на самом деле - это первый и очень важный этап в выборе вектора развития и будущей сферы деятельности. Так как школьники крайне редко серьезно подходят к вопросу о своем будущем занятии, на данном этапе ответственность лежит на родителях и педагогах. Они должны правильно выявить и подметить интересы ребенка, а также те сферы, в которых ребенок обладает наилучшими способностями. В старших классах у школьников зачастую вырисовывается устойчивый интерес к какому-либо занятию. К моменту поступление в средне-специальное или высшее учебное заведение, многие абитуриенты уже имеют четкое представление о своей будущей профессии. Тем же, кто никак не может определиться со своим выбором, рекомендуется прохождение специальных психологических тестов на профориентацию, а также посещение ярмарок профессий, которые устраиваются при участии служб занятости и образовательных учреждений. Личные качества Выбирая будущий род своей деятельности, важно проанализировать свои личностные качества, такие как: психологические особенности (тип темперамента, стрессоустойчивость, подверженность внешним влияниям, степень раздражительности, поведение в обществе и другие); профессиональные знания и навыки (уровень образование, глубина знания предмета, умение обращаться с оборудованием, спецтехникой и электроникой, умение общаться с людьми, скорость принятия решений, квалификация и так далее); физические качества (состояние здоровья, физические возможности, вредные факторы). Вопрос трудоустройства Немаловажным критерием выбора профессии является востребованность тех или иных специалистов на рынке труда и уровень заработной платы. Не всегда представителям «модных» специальностей (экономисты, менеджеры, юристы, маркетологи) удается найти высокооплачиваемую работу (или хоть какую-нибудь работу). В последнее время наметилась тенденция к нехватке представителей рабочих специальностей, инженеров, узких специалистов. Если вы только собираетесь поступать в высшее или среднее учебное заведение, поинтересуйтесь, какие профессии, вероятнее всего, будут востребованы через 4, 5 или 6 лет, когда для вас станет актуальным вопрос трудоустройства. Для того чтобы работать максимально продуктивно и с наименьшими эмоциональными нагрузками, свою работу нужно любить и быть увлеченным ею. На работе человек проводит не менее трети своей жизни, поэтому важно проводить это время с удовольствием. Идеально, если источником вашего заработка будет ваше хобби. Если же работу по душе вам найти не удается, запрограммируйте себя на то, что нелюбимая работа – это временная вынужденная мера. Ни в коем случае не останавливайтесь в поисках своего идеального рабочего места, или попытайтесь начать собственное дело. Выбирая для себя будущую профессию, помните, что она станет неотъемлемой частью вашей жизни. Конечно, стоит прислушиваться к советам родителей, педагогов и друзей, но окончательное решение должно быть принято добровольно и самостоятельно. И не бойтесь выходить за рамки шаблонов. Помните, что правильный выбор профессии – это фундамент вашего будущего успеха.

В Германии на государственном уровне принята ориентация на интересы и потребности школьника. Главный вопрос, который задают себе подростки — что может позволить мне моя профессия, и как это сочетается с моими личными планами на жизнь? Школьники проводят разведку интересов в 4 профессиональных полях: услуги и социальные профессии; профессии администрации и логистики; технические и ремесленные профессии; строительные и зеленые профессии. При желании, профориентированием детей в игровой форме можно заняться с маленьких лет — в “Домах маленького исследователя”. Отчасти, это оправдано — если увлечения выявляются ярко, то имеет смысл после начальной школы озаботиться выбором хорошей гимназии по своему направлению. Но чаще к выбору профессии школьники приходят в подростковом возрасте. Здесь принято дважды (в 8 и в 10-11 классе) проводить двухнедельные учебные пробы профессий. Интересно, что это обязательный пункт школьной программы по закону. Можно попробовать себя в роли помощника аптекаря, косметолога или парикмахера, экономиста — ограничений нет. Есть волонтерские занятия, которые устраивают родители: они презентуют свою профессию. Крупные организации часто устраивают дни открытых дверей. Есть помощь и от местных Агентств по труду занятости: это и специальные семинары, и просветительские кабинеты. Немецкие родители, по крайней мере мы это очень часто встречали, считают, что ребенок сам должен выбирать профессию, сам взрослеть, сам решать свои задачи, самоопределяться. В любом случае, на ребенка не принято давить — не редка ситуация, когда молодежь определяется с желаемой профессией и получает высшее образование в 27-30 лет, и это воспринимается с пониманием. Но, с другой стороны, ситуация с выбором работы в Германии не слишком хороша на сегодня — недовольны и выпускники (каждый третий затрудняется с выбором профессии), и предприятия (кадровый голод), и правительство. Предпринимаются меры, и, как нам кажется, недалек в Германии приход к идеям такой же качественной и всесторонней психологической диагностики, а затем — профориентации, как это сейчас происходит в PROFChoice. А как вы считаете, должны ли родители помогать ребенку с выбором профессии, или должны полностью довериться его воле?

Что такое профориентация для школьников?

Профориентация для школьников - это процесс поиска ответа на вопрос "кем быть школьнику". Для того, чтобы этот ответ найти, нужно исследовать данного школьника на предмет его способностей, потребностей, ценностей, умений и знаний.

Это профориентолог делает в присутствии родителей и с участием родителей. Это глубокая совместная работа. Конечно, школьнику будут даны задания, чтобы определить свойства его интеллекта и личности.

У нас в центре ПрофГид всё это делает не компьютерная программа, а живой человек. Мы считаем, что это принципиально ценно для принятия точного решения о судьбе ребёнка.

В каком возрасте уже можно выбирать профессию?

В 14-15 лет человеку можно определить профессию достаточно безошибочно. Но сделаем оговорку: если он готов к работе по выбору профессии. Это значит, что если у него достаточно опыта взаимодействия с разными сторонами реальности, если он готов не согласиться с утверждением взрослого человека, если у него есть привычка к умственному и физическому труду и если он психически здоров.

А до 12 лет возможна профориентация?

До 12 лет профессию можно выбрать далеко не каждому, и очень приблизительно. Причин две. Во-первых, ребёнок ещё не изучал химию, физику, биологию в школе. Во-вторых, у него маленький социальный опыт. Поэтому в этом возрасте не стоит ребёнка ограничивать, загоняя в определённые сферы. Пусть он развивается всесторонне, изучая себя и мир вокруг себя.

И всё же к 12 годам основные направления возможного развития и основные ограничения в способностях уже просматриваются. Важно очень аккуратно выявить эти ограничения, свойства ребёнка — как личностные, так и интеллекутальные. Можно и нужно разработать план интеллектуального и личностного развития до 15 лет, определить специализацию класса, школы, направить ребёнка в кружки и секции, дать список книг, необходимых к прочтению и список умений, которыми он должен овладеть к 14-15 годам.

Этим занимается нейропсихолог Анна Андреева, выявляя способности детей до 12 лет и разбирая сложнейшие случаи .

Когда проходят консультации?

Мы можем принять вас в любой удобный для вас день. Профориентация начинается в 10, 13, 16 и в 19 часов по московскому времени.
Профориентация возможна как в офисе в Москве, так и онлайн (skype, viber).

А по интернету консультация не хуже?

Консультация по скайпу или вайберу не хуже, если хорошая связь и мы видим и слышим друг друга. Как правило, связь хорошая.

Конечно! Это очень важная часть профориентации. Мы стараемся найти вузы и колледжи, подходящие вам по месту расположения (город, страна), по цене, по баллам ЕГЭ, по набору предметов, по тому, есть ли военная кафедра, общежитие, по другим параметрам.

А если мой ребёнок совсем не знает, чего он хочет?

Так не бывает, чтобы подросток ничего не хотел. Он не хочет только то, что вы ему предлагаете. Но для него существуют очень приятные подарки судьбы. Просто вы про это пока не знаете. Мы всегда находим приятную для ребёнка деятельность. Всегда.

Обычно на профориентацию старшеклассники приходят с полной неразберихой в умных своих головах. Отчего неразбериха? А вот от чего. Неизвестно, чем руководствоваться, выбирая профессию. Самое очевидное: школьные предметы.

От них, что ли, плясать? Хорошо идет обществознание - пойду туда, где его сдают. А это экономические вузы. А хочешь ли ты работать экономистом? Нет? А кем же? Вот и разбираемся. Или: хорошо идет физика с математикой - пойду в инженерный вуз. А хочешь ли ты потом с этим работать? С чертежами, расчетами? В конструкторском бюро? Или на заводе или на стройке? Нет? Значит, надо разбираться.

Всю "карту ребенка" разложить на столе и увидеть сильные стороны и склонности (интересы). Склонности могут быть до такой степени странными и разными - что, ну, просто ничего не понятно. ни старшекласснику, ни его родителям. Всё хочет ребенок. И вот сидим разбираемся. Это надо сделать, надо. Со всех сторон всё рассмотреть, всё увидеть и принять обоснованное решение. Нет людей ни к чему непригодных. Нет. И в вашем ребенке - клад. Давайте вместе искать клад.

При выборе будущей профессии старшеклассникам важно не просто иметь информацию о ней, но и уметь соотнести требования профессии со своими личными склонностями, ценностями, своими способностями и ожиданиями от жизни.

Предлагаемые задания и упражнения помогут школьникам проанализировать свои предпочтения и мотивы выбора, лучше узнать самих себя.

Вводная часть

Занятие рассчитано на учеников 8–10-х классов. Время проведения – полтора часа.

Встреча начинается со вступительного слова учителя. Классный руководитель напоминает ребятам, что перспектива высокой заработной платы – не единственный критерий выбора будущей профессии. А значит, старшеклассникам необходимо понять: что же главное в выборе профессии? Что вообще означает для человека работа, карьера, труд?

Но поскольку уровень дохода – один из важных критериев выбора профессии для современных подростков, учитель предлагает поразмышлять, сколько же нужно человеку денег для счастья?

Старшеклассники разделяются на группы любым удобным способом. Затем каждая группа получает текст для анализа (Приложение 1). Задание состоит в том, чтобы ответить на вопросы.

Вопросы для первой группы:

  • Почему пожелание иметь как можно больше денег звучит так часто?
  • К какой группе вы бы хотели относиться: материалистов или идеалистов? Почему?

Вопросы для второй группы:

  • Выскажите свое мнение о прочитанном тексте. С какими позициями вы согласны, с какими – нет? Почему?
  • К какой группе вы отнесли бы себя? Почему?
  • Прокомментируйте позиции каждой из групп.

Вопросы для третьей группы:

  • Выскажите свое мнение о прочитанном тексте. С какими позициями вы согласны, с какими – нет? Почему?
  • Что мешало герою с самого начала быть счастливым и делать то, что ему больше всего хотелось?
  • Что было истинным счастьем для героя – его высоты или то, что он все-таки стал делать то, что хотел?

Вопросы для четвертой группы:

  • Выскажите свое мнение о прочитанном тексте. С какими позициями вы согласны, с какими – нет? Почему?
  • Почему богач считает бедняка счастливым человеком?
  • Считает ли бедняк себя счастливым человеком? Почему?

Вопросы для пятой группы:

  • Выскажите свое мнение о прочитанном тексте. С какими позициями вы согласны, с какими – нет? Почему?
  • Чем вызваны метания героя? Почему каждый раз он чувствовал себя несчастным?
  • Что действительно было счастьем для героя?

Вопросы для шестой группы:

  • Выскажите свое мнение о прочитанном тексте. С какими позициями вы согласны, с какими – нет? Почему?
  • Может ли седой человек считать свой выбор деятельности счастливым? Почему?

Фрагменты из фильмов

Если есть техническая возможность, желательно с помощью видеопроектора показать участникам отрывки из кинофильмов «Коммунист», «Председатель» и других советских фильмов о трудовых подвигах.

Затем в классе в свободной форме обсуждаются вопросы:

  • Как вы относитесь к показанным трудовым подвигам?
  • Что означало для героев фильма такое отношение к труду?

Упражнения

Учитель предлагает старшеклассникам несколько упражнений, которые помогут им исследовать мир профессий. В зависимости от выбора ведущего задания можно выполнять как в группах, так и индивидуально.

Цепочка профессий

Участникам предлагается по кругу поиграть в игру типа «Города», только называть по последней букве нужно будет профессию или специальность.

Можно усложнить задачу, предложив ребятам комментировать названные профессии по какому-нибудь признаку или взаимозависимости.

Перечень по алфавиту

Школьники должны назвать как можно больше профессий по алфавиту. Более сложный уровень задания – выполнять его на скорость.

Желательно предложить ученикам написать все имеющиеся профессии и специальности на карточках, которые потом будут использоваться при выполнении других упражнений. Также можно использовать карточки, подготовленные заранее (Приложение 2).

Формирование образа

У большинства школьников имеется свой образ будущей профессии. Участникам предлагается на листах бумаги постараться оценить в процентном отношении, какие факторы оказали влияние на формирование этого образа.

Возможные варианты:

  • Профессии родителей, близких людей, хороших знакомых.
  • Опыт общения с людьми той или иной профессии.
  • Художественная литература.
  • Документальные или художественные фильмы.
  • Книги о профессиях.
  • Журнальные статьи, очерки.

Критерии выбора

Каждая профессия в большей или меньшей степени способна удовлетворить потребность человека в деньгах, успехе. Старшеклассникам предлагается оценить известные им профессии, расположив их в соответствующие группы – в зависимости от того, в какой мере они могут приносить те или иные блага (Приложение 3).

Варианты критериев:

  • Деньги (официальные и неофициальные заработки).
  • Власть (подчинение других людей).
  • Здоровье (возможность сохранения и улучшения).
  • Азарт жизни (приключения, путешествия).
  • Престиж (признание окружающих и возможность хвалиться своей профессией и местом работы).
  • Духовный поиск (возможность саморазвития и познания идеалов добра, справедливости, истины).
  • (больше возможности для построения взаимоотношений на работе).

Цвета и ассоциации

Может ли профессия иметь какой-либо цвет, ассоциироваться с каким-нибудь звуком, запахом? Ведущий предполагает, что это возможно. Используя карточки с названиями профессий, школьники должны рассказать, с чем ассоциируется у них то или иное занятие. Если позволит время, желательно коротко обсудить в классе, какие чувства и вызывают эти ассоциации у других участников.

Создание предметов

Ведущий предлагает рассмотреть какой-нибудь предмет в классе или на картинке и определить, представители каких именно профессий приняли участие в его появлении. Например, для того чтобы была сделана парта, лесники вырастили дерево, а лесорубы его спилили. Водители вывезли бревна из леса на машине, рабочие распилили части дерева на пилораме, художник по мебели нарисовал эскиз, чертежник расчертил и так далее – до появления стола в классе.

Портфель профессионала

Участники, разделившись на группы или индивидуально, должны собрать воображаемый деловой портфель для работника той или иной профессии. В него необходимо поместить наиболее нужные для работы предметы и инструменты труда.

Ведущий просит учеников называть инструменты и комментировать, для чего они нужны.

Вопросы наугад

Предложенные ниже вопросы записываются на карточках, которые прячутся в конверт. Участники по очереди наугад достают вопросы и отвечают на них.

  • Стоит ли в наше время честно трудиться? Почему?
  • Зачем учиться после школы, если можно просто найти работу?
  • Кем вы мечтаете стать по профессии через 20–30 лет? Как согласуется ваша профессиональная мечта с другими важными для вас пожеланиями – личными, семейными, связанными с хобби? Нет ли противоречий между вашей мечтой и этими желаниями?
  • Какие 3–5 основных этапов вы можете выделить на пути к вашей профессиональной мечте?
  • Какие ваши собственные недостатки могут помешать вам на пути к профессиональной цели?
  • Как вы собираетесь работать над собой и готовиться к будущей профессии?
  • Как и что может вам помешать в реализации ваших профессиональных планов (люди, обстоятельства)?
  • Есть ли у вас резервные варианты выбора профессии на случай неудачи по основном варианту?
  • Что вы уже сейчас делаете для подготовки к избранной профессии и для поступления в соответствующее учебное заведение?
  • Ради чего вы собираетесь прожить свою жизнь?

Шаги к успеху

Участникам предстоит сделать условный выбор интересной для них профессии и затем определить пять наиболее важных шагов для того, чтобы овладеть ею. Для выполнения задания используются специальные бланки (Приложение 4).

Это упражнение можно усложнить, разделив достижения на этапы. Тогда для получения профессии сначала нужно поставить пять целей, а затем каждую из них достигать в пять шагов.

После выполнения задания в классе сообща обсуждаются и анализируются возможные препятствия для достижения целей, уточняются сами цели и конкретизируются шаги, необходимые для решения поставленных задач.

Самоанализ

В заключение старшеклассникам предлагается исследовать свои личные предпочтения по следующей схеме:

  • Составьте список профессий, которые вам нравятся, интересны, которые вам подходят.
  • Составьте список своих требований к выбираемой профессии, используя критерии: – выбираемая профессия и мои сегодняшние проблемы; – выбираемая профессия и мои склонности и способности; – желательные содержание, характер и условия работы; – профессия и реальное трудоустройство по специальности; – профессия и жизненные ценности; – профессия и жизненные цели.
  • Определите, насколько все перечисленные требования значимы. Может быть, есть менее важные требования, которые, по большому счету, можно и не учитывать.
  • Кроме тех требований, которые есть у вас к профессии, существуют и требования самой профессии. Проанализируйте, развиты ли у вас профессиональные качества, отвечают ли ваши интеллектуальные способности, психологические особенности, состояние здоровья требованиям данной профессии.
  • Проанализируйте, какая профессия из всего списка больше других подходит вам по всем пунктам.
  • Чтобы убедиться в правильности ваших размышлений, обсудите свое решение с друзьями, родителями, учителями, психологом, профконсультантом.

Тематическая экскурсия

Возможным продолжением классного часа может стать тематическая экскурсия, чтобы пробудить интерес школьников к той или иной деятельности. Организовать экскурсию можно в самые неожиданные места.

Примерные темы экскурсий:

  • «Город профессий» (экскурсии по предприятиям города, в различные городские организации и учреждения, по улицам города).
  • «Мы выбираем…» (экскурсия в мэрию и городское собрание, в муниципальные ведомства).
  • «Знания – сила» (экскурсия в библиотеку; желательно в такую, где можно познакомиться с книгами о разных профессиях).
  • «Профессии мира» (виртуальная экскурсия по профессиям мира для знакомства с ними).
  • «Маршрут дня» (индивидуальная экскурсия, например, вместе с шофером маршрутного такси, троллейбуса в течение дня с целью оценки его работы в целом).
  • «Стройки века» (виртуальная экскурсия по уникальным архитектурным сооружениям страны и мира).

После проведения экскурсии важно проанализировать полученные школьниками впечатления и выводы из них – в том числе в форме диспутов, «круглых столов», подготовки материалов для информационного стенда в классе.

Выбор специальности считается одной из главных задач, которые приходится решать в юном возрасте. Определиться в этом вопросе помогают мероприятия по профориентации.

Статистика

Человека, который выбирает специальность, называют оптантом (от латинского слова optacio - "избрание, желание"). В результате его действий должно сформироваться достаточно четкое и реалистичное представление о профессиональной общности, к которой он себя отнесет в будущем. Как показывают результаты разнообразных исследований, детям в юном возрасте, к примеру, известно только 20-25 специальностей. В этой связи профориентация подростков зачастую отличается стихийным характером. Исследование мотиваций выбора той или другой специальности показало, что существенная роль в этом принадлежит окружающим. Так, порядка 25 % отдают предпочтение профессии под влиянием более самостоятельного друга, 17 % руководствуются советами взрослых, 9 % - сведениями из СМИ. Выбор еще 9 % обуславливается разными несущественными факторами (например, незначительная удаленность вуза от дома). Только 40 % школьников ориентируются на содержание будущей работы.

Актуальность проблемы

Выбирая специальность, человек в юном возрасте обычно в первую очередь учитывает собственные интересы, склонности. Однако вместе с этим во внимание не принимается соответствие личных качеств требованиям той либо другой В частности, не учитывается психофизиологические возможности и пр. Для многих детей ситуация, в которой необходимо делать такой выбор, становится стрессовой. Это обуславливается главным образом тем, что, с одной стороны, подростку еще тяжело брать на себя ответственность за свои действия. С другой же стороны, он попросту не знает, как ему правильнее поступить, как сделать так, чтобы специальность полностью совпадала с его целями и интересами.

Решение проблемы

Для правильного выбора необходимо изучить наиболее распространенные, востребованные специальности. Кроме этого, нужно ознакомиться с требованиями, которые предъявляются к кандидатам. Также важно изучить собственные особенности, специфику мышления, характера, темперамента, нервной системы. Полученные выводы следует сопоставить и с требованиями той или иной сферы деятельности. Необходимо отметить, что чем раньше будет проделана работа по профориентации, тем результативнее она будет в итоге.

Что такое специальность?

Она представляет собой необходимую для общества ограниченную (ввиду разделения труда) сферу приложения духовных и физических сил человека. Она дает возможность получать средства для существования и развития. Профессия представляет собой группу родственных специальностей. К примеру, существуют токари-расточники, токари-универсалы и пр. Эти специальности объединены в группу, именуемую "токарная профессия".

Классификация

Сегодня существует огромное количество специальностей. Чтобы стала полезной для детей, необходимо четко разграничить направления их возможной деятельности в будущем. Классификация осуществляется по различным критериям. Например, это может быть разделение по отраслям, уровню квалификации, психологическим требованиям и пр. Определить направленность интересов можно, пройдя тест на профориентацию. В настоящее время разработаны самые разные опросные листы. Тест на профориентацию поможет выявить способности человека в той или иной области, приоритет конкретной сферы деятельности. Довольно распространенным является разделение на типы взаимодействий человека с:

  1. Природой.
  2. Техникой.
  3. Человеком.
  4. Художественными образами.
  5. Знаками.

В каждой из этих сфер присутствуют конкретные специальности, из которых ребенок может выбрать наиболее подходящую.

Человек и природа

Если анкета по профориентации показала приверженность ребенка к этому направлению деятельности, то, скорее всего, у него есть определенные успехи в таких предметах, как биология, анатомия, зоология, ботаника, физиология. Особенностью категории специальностей "человек-природа" считается то, что все они нестандартны, изменчивы и имеют определенную сложность. Их трансформация подчиняется внутренним законам естественной среды. В этой связи занятие по профориентации в этом случае должно включать в себя задания на выявление инициативности, самостоятельности при решении конкретных поставленных задач. Специалист в этой сфере должен не только много знать, но и обладать способностью предвидеть те или иные изменения. Здесь, кроме прочего, важны творческие навыки, отзывчивость, заботливость. Специалист должен помнить, что многие изменения в организмах могут стать необратимыми.

Специфика деятельности

Профориентация учащихся в определенной степени должна подготовить их к возможным сложностям в той или другой сфере. Например, говоря о специальностях типа "человек-природа", необходимо сказать, что многие из них связаны с техникой. Например, растениеводы, агрономы используют разнообразное оборудование. Сложная техника присутствует и в работе микробиологов. Аналогичная ситуация и с животноводческими специальностями. В настоящее время они все больше переводятся на индустриальную основу. В рамках коллектива они также занимаются установлением межличностных отношений. Кроме того, зачастую им приходится вникать в тонкости учета, анализировать экономические результаты собственной деятельности. Некоторые специальности требуют художественных навыков. Например, это характерно для таких профессий, как флористы, озеленители.

Важный момент

Когда проводятся мероприятия по профориентации, дети должны видеть не только положительные, но и отрицательные стороны той или иной профессии. Необходимо, чтобы они поняли и оценили свое личное, действительное отношение к будущей деятельности. Например, для специальностей типа "человек-природа" важно отграничивать обычную любовь к окружающей среде от стремления внести в нее что-то важное, нужное, решить какую-то проблему, улучшить состояние системы. Выбирая такую профессию, нужно знать, что для специалиста природа - это не место отдыха. Она выступает как мастерская, где он будет отдавать свои силы и время.

Техническое направление

В нем труд специалистов связан с механизмами, машинами, энергией в разных ее видах. Это направление подойдет для детей, успешных в физике, математике, черчении, химии. Техническое направление следует рассматривать широко, не сводить его к одним "железкам". Специальности могут быть связаны и с неметаллическими объектами. Например, это может быть пищевое сырье, ткани, пластмасса, полуфабрикаты. Особенностью объектов труда является то, что их можно точно измерить, охарактеризовать по многим признакам. Соответственно, при их перемещении, обработке, изменении от специалиста потребуется определенность действий.

Особенности технической сферы

Профориентация молодежи должна показывать возможности той или иной области деятельности. Например, техническое направление - это огромное поле для изобретательства и новаторства. Следовательно, ключевым условием успеха в этой сфере является наличие тяги к моделированию, способности разъединять и соединять объекты и их элементы. При этом изобретать можно не только инструменты и прочие предметы труда, но и технологии, способы выполнения операций. Еще одним важнейшим условием успеха в данной области выступает наличие высокой дисциплинированности.

Сфера "человек-человек"

Специальности в этой области связаны с воспитанием, обучением, руководством, обслуживанием. Такую деятельность, как правило, выбирают те дети, которые успешны в таких предметах, как литература, история, обществознание и пр. Ключевой особенностью этой сферы является то, что суть труда в ней заключается во взаимодействии между людьми. Еще одна немаловажная особенность состоит в том, что от специалиста требуется двойная подготовка:

  1. Необходимо уметь формировать и поддерживать взаимоотношения с людьми, разбираться в их психологии, понимать их.
  2. Нужно иметь подготовку в тех или иных областях искусства, техники, производства, науки и пр.

Категория специальностей "человек и знаковая система"

Эта сфера деятельности связана с обработкой данных, представленных в виде формул, цифр, текстов. Неотъемлемыми элементами современного мира считаются разнообразные знаковые системы. Сегодня ежедневно активно используются всевозможные чертежи, топографические карты, схемы, таблицы, условные сигналы, формулы и так далее. От специалистов, занятых в сфере знаковых систем, требуются особые умения и склонности. В процессе работы необходимо выполнять контроль, учет, обработку информации. От специалистов часто требуется разработать новые знаковые системы.

Человек и художественный образ

Все специальности в этой сфере условно разделяются на несколько категорий. Критериями выступают исторически обособившиеся виды художественного изображения реальных событий. Так, выделяют профессии, связанные с:

  1. Изобразительным искусством.
  2. Литературой.
  3. Музыкой.
  4. Актерско-сценической деятельностью.

Эти категории не имеют четких границ, они находятся в том или ином взаимодействии. В качестве одной из особенностей специальностей этой сферы выступает то, что большая часть трудозатрат работников скрыта от посторонних. Во многих случаях даже предпринимаются специальные меры для создания эффекта непринужденности, легкости результата деятельности. К примеру, выступление артиста на сцене может длиться несколько минут. Но чтобы оно состоялось, он каждый день по нескольку часов совершенствует свое мастерство, репетирует, соблюдает режим.

Программа профориентации для старшеклассников - что это такое?

Как выше было сказано, сегодня существует множество руководств и методических материалов как для детей, так и для взрослых. Между тем их изучение далеко не всегда приносит желаемый результат. У многих детей не только не формируется ясное представление о специальностях и возможных сферах деятельности, но и, наоборот, проблема выбора только усугубляется. Именно поэтому в образовательных учреждениях проводится День профориентации. Внеклассная деятельность по разъяснению детям специфики трудовых отношений в той или иной сфере сегодня недостаточно развита. Профориентация для школьников является мощным и эффективным инструментом, способствующим решению актуальной для них проблемы. Ее целью является содействие в формировании у детей устойчивой потребности в саморазвитии и реализации своего потенциала в трудовой сфере. В качестве одной из ключевых задач выступает создание необходимых условий для самостоятельной деятельности каждого ребенка. Профориентация для школьников позволяет детям выявлять свои индивидуальные особенности, склонности, предрасположенность к какой-либо деятельности.

Ключевые элементы

Профориентация в 9 классе предполагает поэтапное ознакомление с разными областями трудовой деятельности. В форме теоретических знаний, игр, творческих упражнений развивается самосознание детей. В ходе взаимодействия с преподавателями и другими специалистами формируется устойчивая система ценностей. Дети начинают моделировать свое будущее. Это основные задачи, которые выполняет профориентация. 11 класс - период, когда дети вплотную подходят к вопросу выбора. К этому времени большинство из них должны уже иметь четкие представления о своем будущем, составить "идеальный образ" специалиста.

Введение

На первом этапе проводится подготовка к ознакомлению с материалом, касающимся трудовой сферы. Она включает в себя этапы формирования профессиональной деятельности, способы выбора специальности. Дети знакомятся с ключевыми понятиями, определениями, с источниками информации о будущей трудовой сфере.

Основные стадии

Темы по профориентации не сводятся исключительно к описанию тех или других специальностей. Процесс включает в себя:

  1. Развитие понятий и представлений, связанных с миром трудовой деятельности.
  2. Активизацию самосовершенствования и самопознания.
  3. Формирование умений определять ключевые качества для той или другой профессии.
  4. Развитие представлений о специальном образовании.

План

Профориентация старшеклассников предполагает, что к концу года дети освоят ключевые образовательные навыки. К ним, в частности, относят умения познавать себя, особенности эмоционально-волевой сферы, характера, темперамента. Учащиеся составляют план по самоконтролю, развитию воли, регулированию эмоций. Это позволит им сформировать умения строить свою жизнь по своему усмотрению и желанию. На следующем этапе профориентация старшеклассников включает в себя ознакомление с требованиями, предъявляемыми той или иной трудовой деятельностью, квалификационными характеристиками, наличие которых позволит овладеть специальностью и добиться определенных успехов в выбранной сфере занятости. На третьем этапе принимается конкретное решение, изучается информация о путях и возможностях получения соответствующего образования.

Профориентация старшеклассников включает в себя ознакомление с психологией труда в той или иной сфере. Это обусловлено физиологическими и возрастными особенностями детей. В процессе ознакомления с основными направлениями деятельности учащиеся усваивают суть работы по той или иной специальности. В результате дети осознают, что такое взаимное соответствие человека его будущей специальности.

Нормативная база

Профориентация старшеклассников проводится по плану, разработанному в соответствии с:

  1. Положением о порядке госаккредитации и аттестации.
  2. ФЗ "Об образовании".
  3. Типовым положением об учреждении дополнительного обучения.

При разработке плана принимаются во внимание Минобрнауки и Требования к оформлению и содержанию учебных программ по доп. образованию детей.

Разделы плана

В рамках программы по профориентации детям предлагается изучение следующих понятий:

  1. Потребности, мотивы, цели и смысл деятельности.
  2. Неуспех и успех в работе, оценка, уровень достижений.
  3. Движения и действия человека, умения, навыки, знания.
  4. Виды деятельности, социальные мотивы, особенности труда.
  5. Профессии, специальности занятий, их психологические характеристики.

Детям также разъясняются особенности общения в рамках трудовой деятельности. Дополнительно описываются психологические характеристики работы в экстремальных условиях. В заключение предполагается подведение итогов внеклассной деятельности, обобщение результатов, доведение их до детей, родителей и педагогов.

Условия реализации

Для проведения занятий по профориентации в образовательном учреждении должно быть выделено просторное помещение, в котором дети смогли бы получать теоретические знания. Кроме этого, обустраивается комната для творческой деятельности. В образовательном учреждении должна быть библиотека с читальным залом, где можно найти всю необходимую литературу по интересующим темам, а также компьютерный класс, помещение для просмотра видеозаписей. Детям предлагается участие на добровольной основе. Как показывает практика, желающих посещать занятия по профориентации достаточно много. Дети приводят своих друзей и единомышленников, что способствует свободному общению, увлеченности и совместной деятельности.

План рассчитан на последовательное прохождение этапов и получения необходимых знаний. Такая практика позволяет детям усвоить социально-значимые аспекты. В частности, они получают навыки и умения в прикладном творчестве, исследовательской работе. Дети изучают особенности межличностного общения в психологическую специфику той или иной деятельности. В результате старшеклассники расширяют свой кругозор в сфере профессий, получают информацию об учебных заведениях своего города или района.

Несомненно, многое будет зависеть от педагога. Поэтому он должен быть подготовленным к выполнению самых разных задач, предъявлять к себе соответствующие четкие требования. Основная его задача - увлечь детей, вызвать у них желание разобраться в мире профессий, выявить свой потенциал, оценить его применительно к той или другой специальности. Планомерная внеклассная деятельность позволит изучить трудовую сферу с самых разных сторон. Наличие этих знаний позволит старшекласснику без проблем выбрать ту профессию, в которой он сможет себя полностью реализовать.

Заключение

Должна приносить человеку удовлетворение. Для этого необходимо воспитать в себе реалистичное представление об уровне притязаний на признание в обществе. Проще говоря, не стоит рассчитывать на большую похвалу, чем человек заслуживает по фактическим результатам своей деятельности. Зачастую молодые специалисты получают несоразмерное их навыкам и умениям признание. Это может крайне негативно отразиться на их дальнейшей деятельности. Так, человек, у которого развито нереалистичное представление о притязаниях, отодвигает мысль о том, что громкий успех отсутствует по причинам, скрытым в нем самом. Такой человек начинает объяснять неудачи действиями других (вокруг все мешают, завидуют, замедляют деятельность и пр.). Во избежание таких ситуаций, в рамках программ по профориентации детям разъясняются все стороны той или другой трудовой деятельности.

Выбирая должен быть готов не только к успеху, но и к трудностям, с которыми ему придется столкнуться. Он должен обладать соответствующими навыками, умениями, знаниями, психологическими качествами. Когда выпускник поступает в институт или иное профильное учреждение, у него должно быть сформировано четкое представление о своем будущем. Занятия по профориентации помогают смоделировать события своей жизни. Важнейшая роль в этом процессе принадлежит взрослым. Профессия оказывает значительное влияние на жизнь человека вне трудового коллектива. Это воздействие должно быть положительным.