Можно ли продлить результаты аттестации рабочих мест. Новый порядок аттестации рабочих мест. Случаи, когда спецоценка не нужна

До июня 2016 г. у нас действует аттестация работников. Поэтому, мы на данный момент исчисляем страховые взносы в ПФР по дополнительному тарифу за вредные условия по ставке 2%. В июне, наша аттестация по срокам уже будет недействующая. Спецоценку в этом году мы провести не сможем. В данном случае, нам с месяца, когда наша аттестация будет недействующая надо будет начислять страховые взносы по дополнительному тарифу за вредные условия уже по повышенному тарифу? И что грозит предприятию, если мы не сможем своевременно провести спецоценку?

Если до 1 января 2014 года в организации была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, то в общем порядке специальную оценку условий труда в отношении таких рабочих мест можно не проводить в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации. Результаты данной аттестации можно использовать для исчисления страховых взносов по доптарифу по работникам-вредникам. При условии, что аттестация проведена в соответствии с требованиями законодательства до 01.01.2014 и срок ее действия не истек.

Т.о. компания вправе применять дифференцированный тариф допвзносов до даты истечения срока действия аттестации рабочих мест. Если до этого момента организация не проведет спецоценку, то со дня истечения сроков действия аттестации взносы нужно уплачивать согласно ч.1-2 ст.58.3 Закона от 24.07.2009 №212-ФЗ.

Если организация не проведет спецоценку в установленные Законом сроки, это будет являться нарушением требований охраны труда. За такое нарушение предусмотрена административная ответственность в виде (ст.5.27.1 КоАП РФ):



– штрафа от 60 000 до 80 000 руб. – для организаций.

Дополнительные тарифы

Как следует начислять

Начислять страховые взносы по дополнительным тарифам в Пенсионный фонд РФ нужно на выплаты сотрудникам, которые заняты:

  • на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах (подп. 1 п. 1 ст. 30 Закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ , список № 1 , утвержденный постановлением Кабинета министров СССР от 26 января 1991 г. № 10);
  • на определенных видах работ , указанных в подпунктах 2–18 пункта 1 статьи 30 Закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ. Если какие-то из этих работ включены в списки профессий, должностей и организаций , дающих право на досрочную пенсию, начислять страховые взносы по дополнительным тарифам нужно только с доходов сотрудников, указанных в них.

В каком размере платить дополнительные взносы

Размер дополнительных тарифов зависит от того, проведена ли в организации или аттестация рабочих мест . Методика проведения специальной оценки условий труда утверждена приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н .

Если на выплаты некоторым сотрудникам организация обязана начислять дополнительные пенсионные взносы , то такие взносы рассчитывайте без учета предельной величины выплат. То есть со всех начисленных этим сотрудникам выплат, которые облагают страховыми взносами.

Такой порядок следует из положений части 3

Если в организации не проводилась ни специальная оценка условий труда , ни аттестация рабочих мест, применяйте дополнительные тарифы страховых взносов, которые установлены частями и статьи 58.3 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

В организации проведена специальная оценка условий труда и по ее результатам установлены определенные классы (подклассы) условий труда? Тогда применяйте дифференцированную шкалу дополнительных тарифов , установленную частью 2.1 статьи 58.3 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Начислять взносы по дифференцированной шкале нужно с даты утверждения отчета о проведении специальной оценки. Например, если отчет о специальной оценке был утвержден 15 июня, применять дифференцированную шкалу тоже нужно с 15 июня. С выплат, начисленных c 1 по 14 июня включительно, взносы начисляйте на прежних условиях. Об этом сказано в письме Минтруда России от 13 марта 2014 г. № 17-3/В-113 .

К результатам специальной оценки условий труда приравнивают итоги проведенной ранее аттестации рабочих мест . До 31 декабря 2018 года их тоже можно использовать, определяя особые дополнительные тарифы. Для этого необходимо соблюсти три условия:

  • аттестация рабочих мест проведена, и ее результаты оформлены по правилам, утвержденным приказами Минздравсоцразвития России от 26 апреля 2011 г. № 342н или от 31 августа 2007 г. № 569 ;
  • результаты аттестации оформлены не позднее 31 декабря 2013 года (письмо Минтруда России от 13 марта 2014 г. № 17-3/В-113);
  • по результатам аттестации условия труда на рабочем месте признаны вредными или опасными;
  • срок действия результатов аттестации рабочих мест не истек.

Такой порядок предусмотрен частью 5 статьи 15 Закона от 28 декабря 2013 г. № 421-ФЗ.

Внимание: начиная с 1 января 2014 года определять степень безопасности рабочих мест можно исключительно в форме специальной оценки условий труда согласно . Документы, которые регулируют порядок аттестации рабочих мест, когда проводят специальную оценку условий труда, не применяют (письмо Минтруда России от 8 апреля 2014 г. № 15-4/В-366).

Применять результаты прежних аттестаций рабочих мест, определяя размеры дополнительных тарифов, разрешено потому, что сама классификация условий труда с выходом Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ не менялась. То есть в правильно оформленных картах аттестации рабочих мест должны быть указаны те же классы и подклассы условий труда, которые предусмотрены частью 2.1 статьи 58.3 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Следовательно, на выплаты сотрудникам, занятым на этих рабочих местах, пенсионные взносы нужно начислять по дифференцированным дополнительным тарифам. Если условия труда признаны опасными (класс 4), выплаты облагают дополнительными пенсионными взносами по тарифу 8 процентов. Если условия труда признаны вредными, то в зависимости от подкласса условий труда (3.1–3.4) начисляйте взносы по тарифам от 2 до 7 процентов.

Внимание: если условия труда признаны оптимальными или допустимыми по результатам аттестации прошлых лет, дополнительные пенсионные взносы начисляйте по фиксированным тарифам 6 или 9 процентов. Применять нулевые тарифы дополнительных пенсионных взносов в такой ситуации нельзя.

Льготой можно воспользоваться, только если оптимальные или допустимые условия труда подтверждены результатами специальной оценки, проведенной согласно Закону от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ . Это следует из положений части 5 статьи 15 Закона от 28 декабря 2013 г. № 421-ФЗ и подтверждено в разъяснениях Минтруда России от 7 марта 2014 г. и в письме Пенсионного фонда РФ от 12 февраля 2014 г. № НП-30-26/1707 .

Как провести специальную оценку условий труда

Ситуация: нужно ли проводить специальную оценку условий труда, если на 1 января 2014 года в организации проведена аттестация рабочих мест

В общем случае не нужно.

Если до 1 января 2014 года в организации была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, то в общем порядке специальную оценку условий труда в отношении таких рабочих мест можно не проводить в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации. Результаты данной аттестации можно использовать для целей специальной оценки условий труда. То есть если в организации плановую аттестацию проводили, к примеру, в 2013 году, то условия труда нужно будет оценить по новым правилам только в 2018 году. Исключением являются случаи , когда у работодателя возникнет необходимость провести внеплановую оценку (п. 1 ст. 17 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).

Кроме того, работодатель вправе по собственной инициативе провести специальную оценку условий труда и до истечения срока действия имеющихся результатов аттестации рабочих мест. Например, если захочет пересмотреть гарантии сотрудникам с вредными и опасными условиями труда и предоставить их в соответствии с новым порядком.

Об этом говорится в пункте 4 статьи 27 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.

Ответственность

Нарушение порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах является нарушением требований охраны труда. Если организация не проведет обязательную специальную оценку условий труда, это будет являться нарушением требований охраны труда.

За такое нарушение предусмотрена административная ответственность в виде:

– предупреждения или штрафа в размере от 5000 до 10 000 руб. – для должностных лиц;
– штрафа от 5000 до 10 000 руб. – для предпринимателей;
– штрафа от 60 000 до 80 000 руб. – для организаций.

За повторное нарушение предусмотрено наказание в виде:

– штрафа в размере от 30 000 до 40 000 руб. или дисквалификации на срок от одного года до трех лет – для должностных лиц;
– штрафа от 30 000 до 40 000 руб. или административного приостановления деятельности на срок до 90 суток – для предпринимателей;
– штрафа от 100 000 до 200 000 руб. или административного приостановления деятельности на срок до 90 суток – для организаций.

Такая ответственность предусмотрена Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Истечение срока действия аттестации рабочих мест, условия труда на которых по результатам такой аттестации были признаны вредными и (или) опасными, само по себе не освобождает работодателя от обязанности предоставлять работникам, в том числе и вновь принимаемым на работу, предусмотренные трудовым законодательством гарантии и компенсации в связи с занятостью на работах в таких условиях.

Обоснование вывода:
До 01.01.2014 наличие на рабочих местах вредных и (или) опасных условий труда устанавливалось по результатам аттестации рабочих мест. С 01.01.2014 аттестацию рабочих мест по условиям труда заменила специальная оценка условий труда (Федеральный закон от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", далее - Закон N 426-ФЗ).
По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах (ч. 2 ст. 3 Закона N 426-ФЗ). Результаты проведения специальной оценки условий труда применяются для установления работникам предусмотренных ТК РФ гарантий и компенсаций (ст. 7 Закона N 426-ФЗ).
В соответствии с частью первой ст. 212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. В рамках выполнения этих обязанностей работодатель должен обеспечить в том числе проведение специальной оценки условий труда (часть вторая ст. 212 ТК РФ).
Частью первой ст. 219 ТК РФ закреплено право работника на получение достоверной информации об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов. Та же норма предусматривает, что каждый работник имеет право на гарантии и компенсации, установленные в соответствии с ТК РФ, коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором, если он занят на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
Согласно части второй ст. 219 ТК РФ размеры, порядок и условия предоставления гарантий и компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливаются в порядке, предусмотренном ст.ст. 92 , и ТК РФ.
Частью четвертой той же статьи определено, что в случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда, подтвержденных результатами специальной оценки условий труда или заключением государственной экспертизы условий труда, гарантии и компенсации работникам не устанавливаются.
Таким образом, трудовое законодательство предусматривает предоставление работникам гарантий и компенсаций в связи с их занятостью на работах с вредными и (или) опасными условиями труда. Такие гарантии и компенсации не устанавливаются в случае, если по результатам специальной оценки условий труда на рабочих местах подтверждено наличие безопасных условий труда.
Статьей 27 Закона N 426-ФЗ предусмотрены переходные положения в связи с введением специальной оценки условий труда как правового механизма определения условий труда на рабочих местах. Согласно ч. 4 этой статьи в случае, если до дня вступления в силу Закона N 426-ФЗ в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, указанных в ч. 1 ст. 17 того же федерального закона. При этом для целей, определенных ст. 7 Закона N 426-ФЗ, используются результаты данной аттестации, проведенной в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу этого федерального закона порядком.
На наш взгляд, по смыслу этой нормы она предписывает проведение специальной оценки условий труда не позднее чем по истечении пяти лет со дня завершения аттестации рабочих мест по условиям труда, но не указывает на то, что по окончании этого срока результаты такой аттестации не могут использоваться для целей, определенных ст. 7 Закона N 426-ФЗ, в том числе для установления работникам предусмотренных ТК РФ гарантий и компенсаций (п. 6 упомянутой статьи). Заметим, что ранее действовавший Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 N 342н) также не содержал положений, из которых следовало бы, что квалификация условий труда на рабочих местах как вредных или опасных утрачивает силу по истечении пятилетнего срока с даты завершения проведения предыдущей аттестации.
Приведенные нормативные правовые акты связывают предоставление работникам гарантий и компенсаций, обусловленных работой во вредных или опасных условиях, не непосредственно со сроком действия результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, а с признанием условий труда на рабочих местах вредными и (или) опасными. Как мы уже отметили, такие гарантии и компенсации не предоставляются лишь в случае подтверждения безопасности условий труда на рабочих местах по результатам специальной оценки условий труда.
Как следует из изложенного, квалификация условий труда на рабочих местах как вредных и (или) опасных в равной мере приводит к необходимости предоставления работникам соответствующих гарантий и компенсаций и к возникновению у работодателя иных обязанностей, предусмотренных законодательством в связи с занятостью его работников на работах с вредными и (или) опасными условиями. Истечение срока действия результатов аттестации рабочих мест, условия труда на которых признаны вредными и (или) опасными, не может привести, например, к освобождению работодателя от обязанности обеспечивать работников необходимыми средствами индивидуальной защиты (часть первая ст. 221 ТК РФ) или соблюдать нормативные ограничения на привлечение отдельных категорий работников к выполнению работ с вредными и (или) опасными условиями труда (ст. 224, часть первая ст. 265, часть пятая ст. 282 ТК РФ), если работники фактически трудятся на таких рабочих местах и в отношении этих рабочих мест не подтверждено наличие безопасных условий труда.
В письме Минтруда России от 26.12.2014 N 15-0/10/В-9074 также указывается, что в целях определения объема и фактического предоставления гарантий и компенсаций работникам за работу во вредных и (или) опасных условиях труда необходимо использовать имеющиеся у работодателей действующие результаты ранее проведенной в установленном порядке аттестации рабочих мест по условиям труда до даты завершения процедуры специальной оценки условий труда вне зависимости от того, когда завершился пятилетний срок действия карт ранее проведенной аттестации рабочих мест по условиям труда.
Вывод о том, что истечение срока действия результатов аттестации рабочих мест по условиям труда само по себе не приводит к прекращению предоставления работникам гарантий и компенсаций, связанных с работой во вредных и (или) опасных условий, содержится и в разъяснениях специалистов Роструда (смотрите ответ на вопрос 1, ответ на вопрос 2, размещенные на информационном портале Роструда "Онлайнинспекция.РФ").
В решении Верховного Суда РФ от 14.10.2014 N АКПИ14-918 применительно, в частности, к положениям ст. 27 Закона N 426-ФЗ отмечается, что пересмотр предоставляемых компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, возможен лишь по результатам специальной оценки условий труда в случае улучшения этих условий.
В рассматриваемом случае, как мы поняли из вопроса, в отношении рабочих мест, по которым ранее было установлено наличие вредных и (или) опасных условий труда, безопасность условий труда по результатам специальной оценки условий труда не подтверждена. Следовательно, до момента проведения такой оценки работникам, которые трудятся на этих рабочих местах, в том числе и вновь принятым на работу, должны предоставляться предусмотренные трудовым законодательством гарантии и компенсации в связи с работой во вредных и (или) опасных условиях труда, несмотря на истечение срока действия результатов ранее проведенной аттестации рабочих мест.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Воронова Елена

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

  • 15.09.17

    Какие гарантии и компенсации полагаются работающим во вредных условиях? Как быть, если должность названа в списке производств, цехов и должностей, работа в которых дает право на сокращенный рабочий день и дополнительный отпуск, а по результатам спецоценки условия труда на этой должности признаны допустимыми? Как понизить гарантии и компенсации? Какие документы оформить? 5 521
  • 31.05.17

    Какие классы и подклассы условий труда на рабочих местах могут устанавливаться при специальной оценке условий труда? Какие гарантии в соответствии с этими классами предоставляются работникам? Какие гарантии действуют по результатам аттестации рабочих мест? Какими нормативными документами руководствоваться работодателям, которые провели спецоценку, а какими – тем, у кого еще действуют результаты аттестации рабочих мест? 8 188
  • 16.12.16

    Как определяется перечень сотрудников, которые должны проходить предварительные и периодические медицинские осмотры? Должны ли такие осмотры проходить все сотрудники организации, даже те, у которых отсутствуют вредные факторы на рабочих местах, например работники бухгалтерии? 4 696
  • 14.11.16

    Компания компенсировала работникам стоимость молока за вредные условия труда на основании коллективного договора и приказов генерального директора. По результатам выездной проверки ПФ доначислил на эти суммы страховые взносы, сославшись на отсутствие результатов аттестации рабочих мест и заключения государственной экспертизы условий труда. Суд первой инстанции (дело № А65-25414/2015) признал законным решение фонда, указав, что денежные... 823
  • 18.10.16

    В сентябре 2011 года в компании приказом утвержден перечень профессий с вредными условиями труда, при которых работники имеют право на бесплатное получение молока в профилактических целях. Решением комиссии по охране труда бесплатная выдача молока для таких работников сохранена на пять лет. В дальнейшем в компании проведена аттестация рабочих мест, по итогам которой составлены отчеты в ноябре 2012 и декабре 2013 года. По результатам выездной... 792
  • 18.10.16

    Какие сроки установлены для оценки условий труда на рабочих местах? В каких случаях работодатель должен провести внеплановую проверку? В отношении кого может проводиться поэтапная спецоценка? Какая ответственность предусмотрена за нарушения порядка проведения оценки? 33 224
  • 06.10.16

    Работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, выдаются молоко или другие равноценные пищевые продукты. Рассмотрим проблемные вопросы налогообложения по данным операциям. 13 388
  • 12.08.16

    По результатам аттестации рабочих мест, проведенной в 2012 году, организация отнесла условия труда врачей-рентгенологов и рентгенолаборантов по степени вредности и опасности ко 2 классу (допустимые). По результатам выездной проверки за 2012-2014 годы ПФ доначислил страховые взносы по дополнительным тарифам, пени и штраф, не признав результаты проведенной аттестации, поскольку с 1 января 2014 года вступил в силу федеральный закон 426-ФЗ "О... 1 040
  • 26.02.16

    Письмо Роструда от 20.11.2015 № 2628-6-1 4 358
  • 24.03.15

    Компания провела аттестацию рабочих мест, после чего 31 января 2012 года приказом некоторым рабочим местам был присвоен класс вредности от 3. Работники были ознакомлены с приказом 2 февраля 2012 года. По иску профсоюза суд 23 апреля 2013 года принял решение обязать компанию установить для рабочих мест с классом условий труда от 3 компенсации в виде сокращенной продолжительности рабочего времени – не более 36 часов в неделю; ежегодного... 2 304
  • 12.01.15

    В письме от 08.12.2014 № 15-1/В-1829 Минтруд напомнил, что если до дня вступления в силу закона о спецоценке была проведена аттестация рабочих мест, то спецоценка в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения аттестации. Исключение составляют случаи, когда требуется внеплановая спецоценка. В отношении некоторых рабочих мест спецоценка может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее... 3 611
  • 30.12.14

    Письмо Минтруд от 08.12.2014 № 15-1/В-1829 5 909
  • 26.12.14

    Суды также указали, что районный коэффициент применяется на начальном этапе расчета пособия по временной нетрудоспособности - к МРОТ и к среднему дневному заработку. 5 874
  • 30.09.14

    Организация изменила свое местонахождение - переехала в другое здание, в котором для работников организованы новые рабочие места. Таким образом, работники выполняют ту же работу, но по другому адресу. По прежнему месту нахождения организации проводилась аттестация рабочих мест. В какие сроки необходимо провести специальную оценку условий труда в связи с перемещением работников на новые рабочие места? 8 262
  • 04.09.14

    1 274
  • 29.08.14

    Предприятие находится в Крыму. В 2013 году в соответствии с законодательством Украины предприятие провело аттестацию рабочих мест. Должно ли предприятие после перерегистрации проводить специальную оценку условий труда в соответствии с российским законодательством, или же её проведение потребуется только после истечения срока аттестации рабочих мест, проведенной в 2013 году? 2 522
  • 22.08.14

    Необходимо ли указывать подробную характеристику рабочего места (с конкретным указанием степени вредности (классы и подклассы)) в каждом трудовом договоре согласно карте аттестации рабочего места? Если да, то нужно ли заключать дополнительные соглашения со всеми работниками или только с теми, которые были приняты на работу после 01.01.2014? 13 200
  • 11.07.14

    В опубликованном на днях письме от 25 февраля 2014 г. N 17-3/В-76 Минтруд сообщил о том, как влияет на необходимость исчисления взносов по доптарифам факт занятости работника на "вредных" работах, перечисленных в законе о трудовых пенсиях (173-ФЗ), и как - результаты аттестации рабочих мест или спецоценки. Если работник не занят на видах работ, указанных в подпунктах 1 - 18 пункта 1 статьи 27 закона 173-ФЗ, то взносы по дополнительным... 1 1 636
  • 11.07.14

    Письмо Минтруда России от 25.02.2014 N 17-3/В-76 2 370
  • 09.07.14

    Письмо Минтруда России от 18.04.2014 N 17-3/В-171 1 949
  • 30.05.14

    В письме от 26 марта 2014 г. N 17-3/10/В-1579 Минтруд дал очередные разъяснения о доптарифах в ПФ, о документальном подтверждении степени (подкласса) вредности условий труда рабочего места, а также о дате применения результатов специальной оценки условий труда. Если до 1 января 2014 года в отношении рабочих мест была проведена аттестация, то спецоценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со... 2 046
  • 29.05.14

    Письмо Минтруда от 26.06.2014 г. N 17-3/10/В-1579 4 595
  • 20.05.14

    С 2014 года применяется специальная методика оценки условий труда. Если они будут признаны оптимальными или допустимыми, то предприятие сможет применять нулевой тариф дополнительных взносов в ПФР. 5 335
  • 20.05.14

    В письме от 08.04.2014 № 15-4/В-366 Минтруд напомнил, что с 1 января 2014 года проведение оценки условий труда на рабочих местах в целях, предусмотренных трудовым законодательством, может осуществляться исключительно в форме специальной оценки условий труда. Порядок аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденный приказом Минздравсоцразвития от 26 апреля 2011 года N 342н, будет признан утратившим силу, когда закончится регистрация... 1 940
  • 28.04.14

    С 01.01.2014 дополнительный тариф взносов в ПФР был дифференцирован в зависимости от класса условий труда по результатам спецоценки, введенной вместо аттестации рабочих мест. В то же время установлено, что до проведения спецоценки для этих целей применяются результаты аттестации. 4 655
  • 25.04.14

    В письме от 21.03.2014 № 15-1/В-298 Минтруд разъяснил некоторые аспекты применения законодательства, связанные со спецоценкой условий труда и с возможностью вместо нее использовать результаты аттестации. В статью 92 Трудового кодекса были внесены изменения, согласно которым при некоторых условиях, в том числе при наличии письменного согласия работника, продолжительность его рабочего времени может быть увеличена, но не более чем до 40... 1 692
  • 25.04.14

    Письмо Минтруда от 21.03.2014 № 15-1/В-298 14 316
  • 23.04.14

    Письмо Минтруда от 21.03.2014 № 15-2/ООГ-242 8 511
  • 11.04.14

    Минтруд дал ряд разъяснений по применению дополнительных тарифов страховых взносов в различных ситуациях, в том числе при наличии спецоценки или аттестации рабочих мест, если спецоценка завершена в середине месяца, если работник трудится на разных рабочих местах или по совместительству. 2 4 521
  • 11.04.14

    Письмо Минтруда от 13.03.2014 № 17-3/В-113 5 593
  • 10.04.14

    В письме от 31.03.14 № 03-03-РЗ/13985 Минфин выскался о налогообложении при бесплатной выдаче молока работникам, занятым на работах с вредными условиями труда. Вопрос касался ситуации, когда срок действия прошлой аттестации рабочих мест в компании истек в декабре 2013 года. И компания была вынуждена вновь провести аттестацию незадолго до вступления в силу норм о спецоценке. На некоторых рабочих местах, которые были признаны "вредными" ... 1 103
  • 03.04.14

    В нынешнем году вступил в силу закон о спецоценке условий труда - проверить, сталкиваются ли работники на службе с вредными и опасными факторами, должны все предприятия. Впервые это касается и офисов, казалось бы, далеких от каких бы то ни было отклонений от нормы. Зачем нужна спецоценка, что она дает, "РГ" рассказал замруководителя Роструда Иван Шкловец. 7 7 865
  • 01.04.14

    За I квартал 2014 года всем компаниям и ИП нужно отчитаться по новой форме-4 ФСС. Крайний срок для сдачи - 15 апреля. Быстро разобраться во всех изменениях и заполнить без ошибок новые таблицы формы поможет данная статья. 19 450
  • 01.04.14

    С 1 января начали действовать новые доптарифы по взносам в ПФР. Но чиновники опять готовят изменения. Разъяснить спорные вопросы по новым тарифам и рассказать о готовящихся поправках мы попросили Людмилу Чикмачеву, директора Департамента Минтруда России. 3 789
  • 31.03.14

    Оплата дополнительного отпуска по результатам спецоценки может учитываться в расходах. Как быть, если такой отпуск предоставляется по пока еще действующим результатам аттестации, не известно. Вместе с тем, начисление (а значит - и возможность учета в расходах) повышенной оплаты труда "за вредность" к спецоценке не привязано. 2 697
  • 27.03.14

    Комментарий к письму ПФ РФ от 12.02.2014 N НП-30-26/1707 "О дополнительных тарифах страховых взносов". 3 997
  • 13.03.14

    В письме от 12.02.2014 г. № НП-30-26/1707 ПФ разъяснил, как исчисляются дополнительные взносы по итогам проведенной аттестации рабочих мест и как - в случае наличия спецоценки условий труда. Если имеется только аттестация, и установлен оптимальный и (или) допустимый класс условий труда, то исчисление допвзносов не зависит от этого класса, нормы п 2.1. статьи 58.3 212-ФЗ не применяются. Напомним, если рабочее место присутствует в одном из... 2 525
  • 13.03.14

    Письмо ПФР от 12.02.2014 г. № НП-30-26/1707 16 367
  • 11.03.14

    Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 11.02.2014 г. N 94н "О внесении изменений в приложения N 1 и 2 к приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19 марта 2013 г. N 107н "Об утверждении формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения и Порядка ее заполнения" 14 757
  • 28.02.14

    Письмо Минтруда России от 22.01.2014 N 15-1/В-30 4 372
  • 14.02.14

    Как всем известно, результаты аттестации были бессрочными. То есть проведя аттестацию рабочего места один раз, работодатель в дальнейшем мог не проходить аттестацию (за отдельными исключениями). Теперь же с 1 января 2014 года аттестация отменена, и на ее смену пришла спецоценка труда. И возникает вопрос: нужно ли сейчас проводить спецоценку тех рабочих мест, в отношении которых ранее была проведена «бессрочная» аттестация? В 2014 году... 2 288
  • 22.11.13

    Проведенная до конца 2013 года процедура аттестации рабочих мест не утратит свою силу и будет действительна в течение 5 лет. Об этом на конференции, посвященной вопросам охраны труда, заявил начальник отдела политики охраны труда Департамента условий и охраны труда Министерства труда и социальной защиты РФ Владимир Солдунов. 1 649
  • 25.09.13

    Минтруд подготовил проекты федеральных законов, которые должны упростить механизм оценки рабочих мест для тех компаний, работа в которых является безопасной. О том, что представляет из себя новый механизм оценки рабочих мест, "РБГ" рассказал первый заместитель министра труда и социальной защиты РФ Сергей Вельмяйкин. 1 787
  • 20.09.13

    До 15 октября включительно компаниям надо сдать отчетность по взносам в ФСС за девять месяцев. Мы выяснили у специалистов фонда, как без ошибок заполнить таблицу 10 в форме 4 ФСС, в которой пишут сведения об аттестации рабочих мест и медосмотрах. Как оказалось, во время отчетной кампании за полугодие многие компании запутались с таблицей 10 расчета. Одни просто о ней забыли, другие сдали нулевую, третьи привели неверные показатели. Как мы... 3 303
  • 13.08.13

    Свыше 56 тысяч несчастных случаев на производстве произошло в 2012 году, почти три тысячи из них - со смертельным исходом. Изменить эту статистику должен предлагаемый Минтрудом переход от аттестации рабочих мест к специальной оценке условий труда. О том, почему работодателям будет выгодно проводить спецоценку и как это отразится на пакете льгот для работников вредных и опасных производств, в интервью РИА Новости рассказал первый заместитель министра труда и социальной защиты России Сергей Вельмяйкин. 1 2 623
  • 08.08.13

    При этом тем работникам, чьи права действительно ущемлены, полезно знать, что суд приравнял срок на обжалование действий работодателя в трудинспекцию к сроку, установленному Трудовым кодексом для обращения в суд (три месяца с момента, когда работник узнал о нарушении своих прав). К тому же, 2-й класс вредности условий труда не является основанием для доплат и сокращенного рабочего времени. 1 2 846
  • 29.07.13

    Минтрудом представлена последняя версия законопроекта "О специальной оценке условий труда", а также поправки к законодательству, связанному с ней. В нем ведомство предложило условия, на которых с 2014 года работодатели смогут избежать дополнительных взносов в Пенсионный фонд (ПФР) за работников на опасных производствах. Это - новая оценка условий работы на таких местах, а затем - добровольный перевод досрочных пенсий в систему... 1 1 277
  • 22.07.13

    Решение Верховного Суда РФ от 04.06.2013 N АКПИ13-411 4 193
  • 09.07.13

    Согласно ст. 209 ТК РФ вредным производственным фактором является производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию. 3 757
  • 04.06.13

    В письме от 08.04.13 № 15-1-859 Минтруд привел цепь рассуждений, из которых последовал вывод: приказ об отмене обязательной аттестации офисных рабочих мест, изданный ведомством в декабре прошлого года, ничего не изменил. Минтруд начал с цитаты из Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда. На рабочих местах с наличием производственных факторов и работ, при выполнении которых обязательно проведение предварительных и... 1 5 967
  • 03.06.13

    Государство больше не хочет отвечать за пенсии граждан, работающих на вредных производствах - на стройках, в малярных и стекольных цехах, в шахтах и других опасных для здоровья местах. Из бюджета им будут выплачивать только пособие по инвалидности, о пенсию должен позаботиться работодатель или Фонд социального страхования 1 029
  • 31.05.13

    Письмо Минтруда РФ от 08.04.2013 № 15-1-859 9 22 404
  • 23.05.13

    Если ваши сотрудники более 50 процентов времени проводят перед компьютером, то его рабочее место по-прежнему надо аттестовывать. Такие пояснения дали в Минтруде России в ответ на запрос редакции "Главбуха". Подробности - в письме от 08.04.2013 г. № 15-1-859. Свой вывод чиновники пояснили так. С 26 февраля 2013 года проверять офисные рабочие места не обязательно. Но это общее правило нельзя применять, если по результатам предыдущего... 11 8 384
  • 19.04.13

    Несколько сотрудников работают на компьютерах в помещении без окон при освещении лампами дневного света в течение всего рабочего дня. Положен ли им укороченный рабочий день или сокращенная неделя? 3 22 659
  • 17.04.13

    По статье 147 Трудового кодекса оплата труда лиц, занятых на указанных работах, должна устанавливаться в повышенных размерах. Минимальный размер повышения заработка и другие льготы для упомянутых сотрудников определены постановлением Правительства РФ. 27 433
  • 11.04.13

    Минтруд внес изменения в Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (далее - Порядок), нацеленные на ослабление "аттестационного" бремени. Рассмотрим основные новеллы. 8 223
  • 11.02.13

    Приказ Минтруда от 12.12.2012 г. N 590н 11 194
  • 25.12.12

    Письмо Минфина от 11.12.2012 № 03-03-06/1/645 1 838
  • 25.12.12

    Аттестацию рабочих мест по условиям труда должны проводить все работодатели независимо от форм собственности. От процедуры аттестации освобождаются только работодатели – физические лица, которые не являются индивидуальными предпринимателями. Аттестация является строго формализованной процедурой и проводится в порядке, установленном законодательством. 5 30 113
  • 23.11.12

    Возможно ли единовременное признание затрат организации на приобретение спецодежды, выдаваемой работникам в соответствии с требованиями законодательства, в бухгалтерском и налоговом учете? 1 6 755
  • 15.10.12

    Приказ Иинтруда от 02.10.2012 г. N 216 2 326
  • 04.10.12

    Письмо ФСС от 02.10.2012 г. N 15-03-11/07-12612 8 843
  • 03.10.12

    Информация Минтруда от 01.10.2012 года "Разъяснения о порядке предоставления работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда сокращенной продолжительности рабочено времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда, в соответствии с п.1 постановления Правительства РФ от 20 ноября 2008 Г. N 870" 3 937
  • 14.09.12

    В каком случае работников, занятых на работах с ПЭВМ, следует направлять на медицинские осмотры? Какая ответственность предусмотрена для работодателя за необеспечение прохождения такими работниками медицинских осмотров и отсутствие аттестации рабочих мест? 18 43 308
  • 06.09.12

    Приказ Минтруда России от 01.08.2012 N 39н "Об утверждении Методики расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" 2 874
  • 14.06.12

    Ежедневно суды принимают большое количество решений по налоговым вопросам хозяйственной деятельности организаций и предпринимателей. Отследить их все довольно сложно, однако для того чтобы принять верное решение, необходимо знать тенденции разрешения спорных ситуаций. 1 321
  • 24.05.12

    Перед вами дополнительный материал к отчету о семинаре"Оптимизируем налоги: как не надо" (лектор Дыбов А.И. - заместитель главного редактора издания «Главная книга. Конференц-зал»). Опубликовано в издании "Главная книга.Конференц-зал" 2012, № 05. 2 934
  • 18.05.12

    Заключение об экспертизе приказа Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 г. N 342н "Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда" 2 465
  • 11.05.12

    Вышло два важных документа, касающихся охраны труда. В соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 1 марта 2012 г. № 181н все компании должны утвердить перечень мероприятий по охране труда. Среди них обучение, покупка средств индивидуальной защиты, аттестация рабочих мест. А как провести аттестацию за счет ФСС РФ, говорит приказ Минздравсоцразвития России от 10 февраля 2012 г. № 113н. 6 335
  • 24.04.12

    При наличии вредных производственных факторов предприятия могут выдавать работникам молоко. Данные расходы можно учесть при расчете единого налога при «упрощенке». Это подтвердили судьи (постановление ФАС Уральского округа от 13 марта 2012 г. № Ф09-1132/12). 2 566
  • 28.03.12

    Каковы обязанности работодателя, если в компании имеются рабочие места, труд на которых по итогам соответствующей аттестации признан вредным или опасным? Какие гарантии и льготы необходимо предоставить работникам в данном случае? 39 725
  • 27.02.12

    В каком случае работодатель может попасть под проверку ФСС? - Например, если он часто корректирует расчеты по страховым взносам. Будет ли ГИТ проверять аттестацию каждого рабочего места? - Да, будет. Обратит ли ПФР внимание на кадровые документы, проверяя факт уплаты страховых взносов? - Да, обратит (например на трудовой договор работника, приказ о выплате премии и т. д.). 7 482
  • 30.12.11

    Размеры страховых взносов на травматизм на 2012 год остались прежними. Однако изменился порядок получения скидки (надбавки) к ним. Теперь он напрямую зависит от результатов аттестации рабочих мест в турфирме и обязательных медосмотров работников. 6 001
  • 19.12.11

    С 1 января 2012 года компании обязаны сообщать о результатах аттестации рабочих мест и обязательных медосмотрах работников в ФСС РФ. Эти сведения повлияют на расчет скидок и надбавок к тарифам страховых взносов на травматизм. Cкидки и надбавки будут рассчитываться по итогам работы за последние три года, а не один. Новшества вводит Федеральный закон от 6 ноября 2011 г. № 300-ФЗ. Он изменил статьи 17 и 22 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ. 1 11 692
  • 16.12.11

    В 2012 году следует применять новые правила проведения обязательных предварительных и периодических медосмотров для работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда. 61 87 899
  • 16.12.11

    Законодатели подкорректировали порядок получения скидки (надбавки) к страховым взносам на травматизм. Теперь он напрямую зависит от результатов аттестации рабочих мест в компании и обязательных медосмотров работников. Чиновники ФСС России в свою очередь усложнили процедуру получения филиалами индивидуального страхового тарифа. 1 11 049
  • 25.11.11

    Отчитаться по доходам работников за 2011 год надо по новым правилам... С 2012 года уменьшить взносы на травматизм станет сложнее... Расходы в налоговом учете подтвердить счетами-фактурами нельзя... 6 079
  • 26.09.11

    4 570
  • 16.09.11

    Письмо ФНС от 6.09.2011 г. N ЕД-4-3/14453@ "О порядке учета в целях налогообложения затрат по аттестации рабочих мест и компенсационных выплат" 2 597
  • 25.08.11

    Хотелось бы сделать пару уточнений по нашей теме, чтобы слушатели четко понимали, о чем мы будем говорить. Главное, хочу конкретизировать, что именно в ходе семинара я буду понимать под ошибками, которых желательно избегать. К этому могут быть разные подходы: одни считают что-то за ошибку, другие – нет. Под ошибкой в рамках нашего сегодняшнего нашего разговора мы будем понимать то, что вызывает споры с налоговыми инспекциями. Исходным критерием для определения ошибки для нас будет позиция налоговиков, независимо от того, правы ли они. Мы с вами понимаем, что в области налогообложения вопрос о том, как правильно, хоть и важен, но носит подчиненный характер. Главная задача – избежать финансовых рисков для компании, минимизировать потери, связанные с претензиями инспекций. 1 5 821
  • 22.08.11

    С 1 сентября 2011 года аттестацию рабочих мест, то есть оценку гигиенических условий труда, травмобезопасности, компании будут проводить в соответствии с новым Порядком. Он утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 26 апреля 2011 г. № 342н. Старый порядок, утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 31 августа 2007 г. № 569, действует до конца лета. 4 967
  • 17.08.11

    Работодатель обязан проводить аттестацию рабочих мест по условиям труда каждые пять лет. С 1 сентября 2011 года руководствоваться придется новыми правилами. Для чего нужна аттестация? Кому поручить ее проведение? Какая ответственность грозит за несоблюдение требований законодательства? 14 695
  • 16.08.11

    Наш читатель прошел три инстанции, чтобы доказать право компании платить главбуху и другим управленцам компенсацию за вредность, которая не облагается НДФЛ. Причем обошлось без дорогостоящей аттестации рабочих мест. 4 376
  • 12.08.11

    1 сентября 2011 года вступает в силу новый Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда. Рассмотрим нововведения в статье… 32 951
  • 03.08.11

    В статье обосновывается целесообразность разработки и внедрения на предприятиях производственных норм продуктивности, практическое применение которых рано или поздно приведет к значительному улучшению использования их производственного и производительного потенциала и соответствующему повышению экономической эффективности хозяйственной деятельности этих объектов. Указан круг юридических и физических лиц, заинтересованных в выполнении такой работы и лиц по мере своих сил тормозящих ее проведение. Перечислены первоочередные меры, осуществление которых будет способствовать решению актуальных задач стратегического и тактического развития предприятий, повышению качества разрабатываемых ими бизнес-планов. 6 007
  • 01.08.11

    В данной статье рассмотрены основы построения, наиболее важные задачи, сущность процедуры и перспективы развития аудита эффективности менеджмента предприятий, основная цель которого состоит в выявлении имеющихся резервов производственной мощности, повышении товаро-, доходо- и прибылепроизводительности предприятий внешними независимыми, а иногда и внутренними управленческими аудиторами и, как следствие такой работы, повышения результативности и экономической эффективности, а также текущей рыночной стоимости бизнес-объектов. 7 027
  • 27.07.11

    Минздравсоцразвития России утвердило новый Порядок аттестации рабочих мест. Он вступает в силу с 1 сентября. 2 22 692
  • 19.07.11

    С 1 сентября аттестацию рабочих мест все без исключения компании будут проводить по новому Порядку. Но лучше уже сейчас заняться подготовительными мероприятиями, так как они, возможно, позволят сэкономить. Алгоритм действий следующий. 1 4 947
  • 06.07.11

    Стало ясно, как уточнять персонифицированную отчетность по пенсионным взносам... С 1 сентября проводить аттестацию рабочих мест надо по-новому... Забалансовые статьи в бухгалтерской отчетности обязательно раскрывать лишь по итогам года... Доверить получение товаров компания вправе кому угодно... Если в лицензии отказано, госпошлину не вернут... Розничная продажа товаров из давальческого сырья не всегда подпадает под ЕНВД... Специалисты финансового ведомства полагают, что в случае передачи третьим лицам имущества, полученного безвозмездно от учредителя, компания должна учесть его стоимость в доходах. Данное требование распространяется на все виды передачи имущества третьим лицам независимо от перехода прав собственности на него. Однако, на наш взгляд, существует и исключение. 2 608
  • 03.12.10

    Что обычно становится поводом для выездной внеплановой проверки ГИТ? – Жалоба работников. Можно ли назначить ответственного за охрану труда без предварительного обучения? – Нет. Обязательно ли кадровику изучать охрану труда? – Да, если он будет обучать персонал. 48 070
  • 11.11.10

    Ежедневно суды принимают большое количество решений по налоговым вопросам хозяйственной деятельности организаций и предпринимателей. Отследить их все довольно сложно, однако для того чтобы принять верное решение, необходимо знать тенденции разрешения спорных ситуаций. 1 153
  • 07.10.10

    Кто имеет право на лечебно-профилактическое питание? – Работники с особо вредными условиями труда, должности которых указаны в специальном перечне. Как выдавать лечебно-профилактическое питание? – В столовой, в виде горячих завтраков или обедов. Можно ли заменить выдачу молока денежной компенсацией? – Да, по заявлению работника. 14 224
  • 21.09.10

    В последнее время становится рискованно вести деятельность без аттестации рабочих мест, так как трудинспекторы стали уделять ей особое внимание и даже через суд обязывают компании ее провести. Начинать надо с издания приказа о назначении такой аттестации. К нему предъявляют особые требования (п. 9 Порядка, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 31.08.07 № 569). 8 16 124
  • 06.08.10

    В организации сокращено рабочее время в связи с превышением температуры воздуха предельно допустимой. Как должна производиться оплата труда работников: пропорционально отработанному времени или заработная плата должна быть выплачена исходя из среднего заработка за всю смену, даже если работник отработал неполное рабочее время? Или как-то по-другому? 2 223
  • 06.12.07

    Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31 августа 2007 г. N 569 "Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда" (документ в формате rtf). Зарегистрировано в Минюсте РФ 29 ноября 2007 г. Регистрационный N 10577 1 7 383

С 1 января 2014 г. вместо аттестации рабочих мест введена специальная оценка условий труда, которая должна проводиться в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 426-ФЗ. Соответственно, результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, оформленные после 31 декабря 2013 г., использоваться не могут (п. 2 Письма Минтруда России от 13.03.2014 N 17-3/В-113). Напомним, что в силу ч. 12 ст. 209 ТК РФ в старой редакции аттестация проводилась в порядке, утвержденном Приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 N 342н (далее - Порядок аттестации). Специальная оценка условий труда ранее была предусмотрена ч. 4 ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ как основание освобождения от уплаты страховых взносов по дополнительным тарифам. Часть 4 ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ утратила силу 1 января 2014 г. (подп. "г" п. 4 ст. 13 Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ).

По аналогии с результатами аттестации итоги специальной оценки условий труда применяются, в частности, для предоставления работникам гарантий и компенсаций, предусмотренных Трудовым кодексом РФ, а также для установления дополнительных тарифов страховых взносов в ПФР, расчета надбавок (скидок) к тарифу взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний и обоснования финансирования мероприятий по улучшению условий охраны труда (ст. 7 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ).

Специальная оценка проводится в отношении условий труда всех сотрудников, кроме надомников, дистанционных работников и тех, которые трудятся у физлиц, не являющихся предпринимателями (ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ). Особые положения предусмотрены для государственных гражданских и муниципальных служащих. Напомним, что в п. 4 Порядка аттестации были установлены иные исключения (в частности, аттестация могла не проводиться в отношении рабочих мест, на которых сотрудники были заняты только работой на персональных компьютерах).

Методика проведения специальной оценки условий труда (ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ) утверждена Приказом Минтруда России от 24.01.2014 N 33н. В ней установлены требования к реализуемым в рамках спецоценки процедурам: к идентификации потенциально вредных или опасных производственных факторов, их исследованию и измерению, отнесению условий труда на рабочем месте к определенному классу (подклассу) и оформлению результатов (п. 1 Методики).

По общему правилу оценка условий труда проводится не реже чем один раз в пять лет, если нет оснований для внеплановой оценки (ч. 4 ст. 8 и 17 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ). Отметим, что в соответствии с п. 8 Порядка аттестации в отношении тех рабочих мест, условия труда на которых были признаны допустимыми или оптимальными, повторная аттестация могла не проводиться.

Существенным нововведением является установление в ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ классификации условий труда. По степени вредности и (или) опасности они подразделяются на четыре класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные (1, 2, 3 и 4-й классы соответственно). В свою очередь, вредные условия могут быть четырех степеней (подклассов). Следует отметить, что в названной статье разъясняется, какие именно условия труда относятся к каждому классу (подклассу).

Согласно ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и специализированной организацией, которая соответствует требованиям, приведенным в ст. 19 данного Закона. Часть 2 ст. 4 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ устанавливает обязанности работодателя, в частности по обеспечению проведения такой оценки и предоставлению специализированной организации необходимых сведений, документов и информации.

Обратим внимание на следующее. Если в отношении рабочих мест была проведена аттестация, оценка условий труда может не проводиться в течение пяти лет с даты окончания аттестации, за исключением случаев назначения внеплановой оценки (ч. 4 ст. 27 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ). Предусмотрены и другие переходные положения, касающиеся юрлиц, которые были аккредитованы в качестве организаций, оказывающих услуги по аттестации рабочих мест, до 1 января 2014 г. Так, они вправе проводить специальную оценку условий труда до истечения срока действия имеющихся на день вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ аттестатов аккредитации испытательных лабораторий (центров), но не позднее чем до 31 декабря 2018 г. включительно (ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ). Результаты аттестации используются для применения дополнительного тарифа страховых взносов в ПФР с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте. В п. 4 Письма от 13.03.2014 N 17-3/В-113 Минтруд России подчеркнул, что это обязанность, а не право плательщика страховых взносов.

Если в результате аттестации рабочего места, проведенной до 1 января 2014 г. условия труда признаны вредными или опасными, то в отношении данного рабочего места применяется дополнительный тариф страховых взносов, установленный ч. 2.1 ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, в размере от 2 до 8 процентов в зависимости от подкласса условий труда (ч. 5 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ, Письмо Минтруда России от 18.04.2014 N 17-3/В-171). В связи с этим Минтруд России разъяснил следующее: если налогоплательщик не может документально подтвердить подкласс вредных условий труда, в отношении аттестованного рабочего места применяется дополнительный тариф, равный 7 процентам, который соответствует подклассу условий труда 3.4 (п. 2 Письма Минтруда России от 26.03.2014 N 17-3/10/В-1579).

Как начисляются страховые взносы по дополнительным тарифам при наличии у организации актуальных результатов аттестации только части рабочих мест, Минтруд России указал в п. 3.5 Письма от 13.03.2014 N 17-3/В-113. Если по результатам аттестации условия труда работника, занятого на работах, указанных в подп. 1 - 18 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ, признаны вредными и опасными, то страховые взносы начисляются по дополнительным тарифам, предусмотренным ч. 2.1 ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ. Если условия труда признаны оптимальными или допустимыми либо результаты аттестации рабочего места отсутствуют, то страховые взносы начисляются по дополнительным тарифам, предусмотренным соответственно ч. 1 или 2 ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.

Кроме того, в п. п. 7, 8 данного Письма Минтруд России отвечает на вопрос, как определить сумму страховых взносов по дополнительным тарифам при частичной занятости физического лица в течение месяца на работах по подп. 1 - 18 п. 1 ст. 27 Закона N 173-ФЗ с разными классами (подклассами) условий труда. В такой ситуации страховые взносы начисляются по каждому дополнительному тарифу пропорционально количеству отработанных дней (часов) на соответствующих рабочих местах в общем количестве дней (часов) (с учетом работы сверхурочно, в выходные, праздничные дни) в данном месяце. Рассматриваемые страховые взносы начисляются на всю сумму выплат и вознаграждений, которые начислены в пользу данного работника в течение месяца, независимо от того, за какие периоды производятся выплаты.

Если к специализированным организациям, аккредитованным на проведение аттестации рабочих мест, относятся испытательные лаборатории (центры), срок действия аттестатов аккредитации которых истекает в 2014 г., эти компании могут проводить оценку без учета требований, касающихся количества и состава экспертов до 31 декабря 2014 года включительно (ч. 2 ст. 27 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ).

Кодекс РФ об административных правонарушениях также дополнен новыми нормами. Часть 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ предусматривает ответственность работодателя за нарушение порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение. В этом случае применяется мера в виде предупреждения или штрафа (в частности, для юрлиц - от 60 до 80 тыс. руб.). Ответственность специализированной организации за нарушение порядка проведения специальной оценки условий труда устанавливается ст. 14.54 КоАП РФ. Изменения, внесенные в Кодекс РФ об административных правонарушениях, вступят в силу с 1 января 2015 г. (ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ).

В дополнение следует добавить, что расходы на проведение специальной оценки условий труда не учитываются в целях УСН (Письмо Минфина России от 30.06.2014 N 03-11-09/31528 (направлено Письмом ФНС России от 30.07.2014 N ГД-4-3/14877)). Позиция финансового ведомства не является бесспорной. Подробнее см. Новые документы для бухгалтера. Выпуск от 20.08.2014.

Также отметим, что эти расходы можно возместить за счет начисленных в ФСС РФ взносов на травматизм (п. 3 Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами (утв. Приказом Минтруда России от 10.12.2012 N 580н в редакции Приказа Минтруда России от 20.02.2014 N 103н)).

В организации в ноябре 2015 года закончился срок действия аттестации рабочих мест. На основании завершения срока действия аттестации рабочих мест организация перестала начислять компенсации работникам, работающим на рабочих местах, условия труда на которых были признаны вредными. 28 июля 2016 года была проведена специальная оценка условий труда, которая установила вредные условия труда на рабочих местах.
С какого времени работодателю следует предоставлять гарантии и компенсации за работу во вредных условиях труда?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Включить в трудовой договор условия о гарантиях и компенсациях, связанных с работой во вредных условиях труда, и предоставлять соответствующим работникам такие гарантии и компенсации работодатель должен со дня утверждения отчета о специальной оценке условий труда.

Обоснование вывода:
Для работников, занятых на работах с вредными и опасными условиями труда, трудовым законодательством предусмотрены такие дополнительные гарантии и компенсации, как дополнительный оплачиваемый отпуск, оплата труда в повышенном размере и сокращенная продолжительность рабочего времени и ежедневной работы ( , ТК РФ).
Для установления работникам предусмотренных ТК РФ гарантий и компенсаций за работу во вредных и опасных условиях труда применяются результаты проведения специальной оценки условий труда либо результаты проведенной до 1 января 2014 года аттестации рабочих мест по условиям труда (до истечения срока действия таких результатов) ( , Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее - Закон N 426-ФЗ)).
Таким образом, в силу действующего законодательства Российской Федерации основанием для предоставления работникам компенсаций в связи с работой во вредных или опасных условиях труда являются конкретные условия труда на рабочих местах, определяемые по результатам специальной оценки условий труда (решение Верховного Суда РФ от 14.10.2014 N АКПИ14-918, письмо Минтруда России от 21.03.2014 N 15-1/В-298, п. 12 Информации Минтруда России от 29.10.2014 "Типовые вопросы и ответы по специальной оценке условий труда"), либо результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с действовавшим до 1 января 2014 года порядком ( Закона N 426-ФЗ).
Результаты проведения специальной оценки условий труда оформляются в виде отчета, к которому прилагаются в том числе карты специальной оценки условий труда, содержащие сведения об установленном экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда, классе (подклассе) условий труда на конкретных рабочих местах ( Закона N 426-ФЗ, п. 95 Методики проведения специальной оценки условий труда, утвержденной Министерства труда и социальной защиты РФ от 24.01.2014 N 33н). Эти документы содержат обезличенную информацию о том, на каких конкретно рабочих местах занятость должна сопровождаться предоставлением гарантий и компенсаций. На основании именно этих документов у работодателя возникает обязанность по предоставлению этих льгот и гарантий любому сотруднику, занятому на соответствующем рабочем месте.
Характеристика условий труда на рабочем месте, а также гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, являются обязательными для включения в трудовой договор (часть вторая ТК РФ). Если при заключении трудового договора в него не были включены какие-либо условия из числа предусмотренных частью второй ТК РФ, трудовой договор должен быть дополнен недостающими условиями. Для этого заключается письменное соглашение сторон, которое становится неотъемлемой частью трудового договора (часть третья ТК РФ). Во исполнение указанных норм трудовые договоры всех сотрудников, которые на основании карт специальной оценки условий труда имеют право на гарантии и компенсации, необходимо дополнить информацией об этом.
Согласно , Закона N 426-ФЗ отчет о проведении специальной оценки условий труда подписывается всеми членами комиссии и утверждается работодателем. Как следует из этих норм, датой завершения специальной оценки условий труда является день утверждения работодателем отчета о её проведении. Условия труда признаются вредными с момента утверждения работодателем отчета о проведении специальной оценки условий труда, содержащего соответствующие выводы.
Следовательно, трудовые договоры должны быть дополнены условиями о предоставлении гарантий и компенсаций после утверждения работодателем отчета о проведении специальной оценки. Однако независимо от того, когда были внесены соответствующие изменения в трудовые договоры с работниками, последние имеют право на предоставление льгот и компенсаций именно с момента утверждения работодателем отчета о проведении специальной оценки, по результатам которой условия их труда признаны вредными.
Таким образом, обязанность предоставлять работникам гарантии и компенсации за работу во вредных условиях труда появляется у работодателя именно с момента утверждения работодателем отчета о проведении специальной оценки условий труда. Поскольку обязанность работодателя на работах с вредными условиями труда предоставлять гарантии и компенсации установлена РФ, отказ в их предоставлении по причинам отсутствия в трудовом договоре соответствующих условий, если условия труда работников являются вредными, не допустим.

К сведению:
Обращаем Ваше внимание, если по результатам проведенной аттестации рабочих мест работникам были установлены гарантии и компенсации за работу во вредных условиях труда, то работодатель вправе изменить уровень предоставляемых работникам таких гарантий и компенсаций в рамках установленных действующим трудовым законодательством пределов или отменить их, если по результатам специальной оценки зафиксировано улучшение условий труда. В этом случае соответствующие условия трудового договора могут быть изменены либо по соглашению сторон ( ТК РФ), либо по инициативе работодателя ( ТК РФ) (смотрите, например, ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ на Вопрос: "Согласно аттестации рабочих мест 2011 года сотрудник получал доплату за вредность, молоко и дополнительные дни к отпуску (условия труда на рабочем месте сотрудника считались вредными - подкласс 3.1). Согласно проведенной спецоценке условий труда в 2015 году класс вредности изменился, условия труда признаны допустимыми (2 класс), доплата за вредность, молоко и дополнительные дни к отпуску больше сотруднику не полагаются (хотя сотрудник выполняет ту же работу в тех же условиях). Как следует произвести отмену компенсаций работникам?").

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Наумчик Иван

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Комарова Виктория

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.