Кто впервые ввел термин социология. Институционализация социологии в России. Основания классификации, сосуществование теорий и школ

С одной стороны, социологические знания имеют древние корни, уходящие в область социальной философии как предшественницы социологической науки, а с другой стороны - социология относительно молодая наука, ей нет еще и двухсот лет. Впервые термин "социология" употребил в 1839 г. в 47-й лекции шеститомного "Курса позитивной философии" французский мыслитель Огюст Конт (1798–1857). Изначально введенный им в научный оборот термин "социология", образованный из сочетания латинского слова societas (общество) и греческого logos (учение), был тождественен выражению "социальная физика". Согласно О. Конту, социальная физика - это часть естественной философии, которая относится к позитивному изучению совокупности фундаментальных законов, свойственных социальным явлениям. "Биография" социологии начинается с О. Конта, но идея социологии как самостоятельной науки возникла объективно под воздействием целого ряда условий, которые способствовали созданию предпосылок возникновения социологии. Предпосылки возникновения: 1) влияние промышленной революции, материально-экономического положения людей на социальные отношения, которые объясняются в контексте идеи "естественного" социального порядка (обладая собственной рациональностью он не может быть подчинен "государству" как политически институциональному порядку, а противостоит ему и считается отдельным от него); 2) альтернативность конструирования социальной практики в контексте коллективизма (авторитаризма) и индивидуализма (либерализма) в рамках развития рыночной экономики, носителем которой является не государство, а "гражданское общество"; 3) культивирование идей историзма как основы интереса к смыслу и направленности общественно-исторического процесса, то есть к антропо-социокультурогенезу (возникновению, функционированию и развитию человека, общества и культуры); 4) формирование научного сознания под воздействием немецкой классической философии, английской политической экономии, французского обществоведения, что обусловило разработку современной концепции науки и научного прогресса.

В этом классе рассматриваются классические этнографические сочинения, а также недавние попытки экспериментальной этнографии. Эти этнографии обсуждаются в свете влияющих на них теоретических тенденций, а также социально-исторических условий их создания. Акцент делается на «литературный поворот» в антропологии, который анализирует этнографические тексты с использованием методов литературной критики.

Этот класс будет стремиться отслеживать различные стратегии и пути формирования идентичности, фокусируясь, однако, на том, как эти процессы протекают против собственных собственных пределов, порождая летальные различия и контр-идентичности. Мы постараемся объединить различные последствия, возникающие из-за недовольства идентичности, а также от навязчивого страха быть притязательными на любую личность, выделив новые режимы нормализации и сопротивления, связанные с ними.

социология как наука сформировалась под воздействием объективных предпосылок и социальных сил, инициирующих необходимость научного объяснения конструирования социального мира в обществе.

Расширить и углубить представление о социологии как науке помогает изучение истории ее становления и развития. Естественно возникает вопрос: когда и при каких условиях она возникает, что послужило побудительным толчком для формирования новой науки об обществе? Ответ на этот вопрос не совсем простой, поскольку определенные представления об обществе развивались в течение многих столетий. Развитие учения об общественной жизни мы находим уже в античной философии IV века до нашей эры в работах Платона Законы, О государстве, в Политики Аристотеля и др. Еще активнее эта проблематика разрабатывается в Новое время в работах Макиавелли, Руссо, Гоббса и др. Можно ли считать, что тогда уже существовала социология как самостоятельная наука? Вероятно, нет. Здесь более уместно говорить о социальной философии как предшественнице социологии. Для ответа на вопрос о времени появления социологии мы должны опираться на критерии, выдвигаемые науковедением. А оно утверждает, что для решения этого вопроса, прежде всего, необходимо иметь в виду, с какого времени социология в качестве отдельной специальной науки начала признаваться научным сообществом. История свидетельствует, что это произошло в 40-х годах XIX в. после опубликования О. Контом третьего тома его важнейшей работы Курс позитивной философии в 1839 году, где он впервые использовал термин социология и выдвинул задачу изучения общества на научной основе. Именно эта претензия - поставить учение об обществе на научную основу - и явились тем отправным фактом, который привел к формированию и развитию социологии. Как же конкретно обосновывает О. Конт необходимость и возможность появления этой новой науки? В системе О. Конта это обоснование осуществляется на основе сформулированного им закона о трех последовательных стадиях интеллектуального развития человека: теологической, метафизической и позитивной. На первой, теологической, стадии человек объясняет все явления на основе религиозных представлений, оперируя понятием сверхъестественного. На второй, метафизической, стадии он отказывается от апелляции к сверхъестественному и пытается все объяснить при помощи абстрактных сущностей, причин и других философских абстракций. Задача второй стадии - критическая. Разрушая прежние представления, она подготавливает третью стадию - позитивную, или научную. На этой стадии человек перестает оперировать абстрактными сущностями, отказывается раскрывать причины явлений и ограничивается наблюдением за явлениями и фиксированием постоянных связей, которые могут устанавливаться между ними. Переход от одной стадии к другой в разных науках совершается последовательно, но не одновременно. И здесь действует один принцип -- от простого к сложному, от высшего к низшему. Чем проще объект изучения, тем быстрее там устанавливается позитивное знание. Поэтому позитивное знание сначала распространяется в математике, физике, астрономии, химии, затем в биологии. Социология же - это вершина позитивного знания. Она опирается в своих исследованиях на позитивный метод. Последний означает опору теоретического анализа на совокупность эмпирических данных, собранных в наблюдении, экспериментах и сравнительном исследовании, данных - надежных, проверенных, не вызывающих сомнения. Другой важный вывод, приведший О. Конта к необходимости формирования науки об обществе, связан с открытием им закона разделения и кооперации труда. Эти факторы имеют огромное позитивное значение в истории общества. Благодаря им появляются социальные и профессиональные группы, растет разнообразие в обществе и повышается материальное благосостояние людей. Но эти же факторы ведут к разрушению фундамента общества, поскольку они нацелены на концентрацию богатства и эксплуатацию людей, на однобокую профессионализацию, уродующую личность. Социальные чувства объединяют только лиц одинаковой профессии, заставляя враждебно относиться к другим. Возникают корпорации и внутри-корпоративная эгоистическая мораль, которые при известном попустительстве способны разрушить основу общества - чувство солидарности и согласия между людьми. Способствовать установлению солидарности и согласия и призвана, по мнению О. Конта, социология. О. Конт, в соответствии со своими представлениями о развитии, делит социологию на две части: социальную статику и социальную динамику. Социальная статика изучает условия и законы функционирования общественной системы. В этом разделе контовской социологии рассматриваются основные общественные институты: семья, государство, религия с точки зрения их общественных функций, их роли в установлении согласия и солидарности. В социальной динамике О. Конт развивает теорию общественного прогресса, решающим фактором которого, по его мнению, выступает духовное, умственное развитие человечества.

В курсе рассматриваются процессы модернизации и экономического развития. Опыт современных западных обществ сравнивается с опытом обществ так называемого «третьего мира», а также с опытом обществ позднего развития. Курс начинается с обзора классических социологических и антропологических подходов к религии. Существенный вопрос заключается в том, объясняет ли антропология религию или отвергает ее. Можно ли подойти к религиозным явлениям с помощью антропологической точки зрения, или это прежде всего вопросы, связанные с эзотерическими, мистическими переживаниями?

Дюркгейм был убежденным рационалистом. Это соответствовало духу научных традиций французской научной школы, восходившим еще к Декарту. Так, работа «Правила социологического метода», являющаяся манифестом дюркгеймовской социологии, созвучна во многом с трудом Декарта «Рассуждения о методе».

У обоих трудов одна цель – найти рациональные принципы и приемы, которые позволяют выявить истину независимо от всякого рода мнений, предрассудков.

Другие поднятые вопросы: что такое магия? Неужели мир неизбежно движется к секуляризму? Является ли религия средством угнетения или сопротивления? Как можно объяснить современные секты и движения Новой Эры? В курсе рассматриваются социальные аспекты этнической принадлежности и построение национальной идентичности. Основное внимание уделяется развитию национализма, этнических отношений, формированию национального государства и производству, а также потреблению националистической идеологии. Акцент делается на мировой арене, но систематические ссылки также касаются кипрского общества.

Дюркгейм считал предшественником научной социологии Шарля Монтескье, который обосновал идеи социальной науки. Это идеи, связанные с принципом детерминизма и внутренней законосообразности развития социальных явлений. Ж.Ж. Руссо Дюркгейм рассматривал через призму идей общественного договора и общей воли.

Непосредственные предшественники Дюркгейма – Сен-Симон и Огюст Конт.

Он фокусируется на следующих проблемах: власть и власть, стратификация и неравенство, идеология, насилие, политическая роль ритуала и религии, сопротивление, политическая идентичность и национализм. Основные теоретические школы будут обсуждаться на основе классических этнографий, представляющих каждую школу. Никогда прежде многие люди не пересекали национальные границы и в настоящее время живут за пределами своей страны происхождения. Новые иммигранты поддерживают свои культурные и другие связи со своими странами происхождения.

Новые иммигранты или «переселители» поддерживают свои связи со своими родинами и приобретают многообразие, в соответствии с которыми культурные и гражданские аспекты наследника вновь приобретаются в качестве резидентов в принимающих странах. Постоянное плетение этих транснациональных отношений является наиболее ярким примером транснационального опыта во всем мире. Создаются новые трансантионные сообщества, которые связывают деревни, отдельные лица, государства, регионы и движения через границы и создают новую динамику во множестве областей, включая религию, семью, экономическое развитие и т.д.

Конт по Дюркгейму – отец социологии. Дюркгейм подчеркивал преемственность и связь своих идей с его теорией. Дюркгейм руководствовался тем же идеалом позитивной социологии, что и Конт. Тоже считал, что нет разницы между познанием общественной жизни и природной среды. Хотя Дюркгейм отвергал то, что его социология позитивистская.

Курс представляет собой систематическое введение в основные концепции, методологию и эмпирическое исследование социологии здоровья. Особое внимание уделяется социальной относительности болезни, а также тому, как организованное общество и особенно государство обеспечивают здоровье людей.

Курс является систематическим введением в социологию городской жизни и урбанизации. Развитие городов рассматривается в сравнительной исторической перспективе, и основное внимание уделяется тем процессам урбанизации, которые связаны с более широким феноменом модернизации. Акцент делается на воздействии урбанизации на широкий круг других социальных процессов - экономических, политических и культурных.

Также Дюркгейм рассматривал естественные науки как образец для социальных наук, что выразилось в девизе «социальные факты надо изучать как вещи».

Однако Дюркгейм далеко не все разделял в воззрениях Конта. Скептически относился к закону трех стадий. Конт провозгласил отказ от причинного объяснения событий. Он ориентировал принципы познания не на вопросе «почему это происходит?», в отличие от Дюркгейма.

Курс представляет собой систематическое внедрение в социологию технологии, анализ влияния технологического развития на социальную жизнь. Рассматриваются различные теоретические подходы, как из классической, так и из современной социологии, всегда с точки зрения анализа эмпирических данных как из кипрского, так и из других обществ.

Курс представляет собой систематическое введение в концепции, методологию и эмпирическое исследование социологии знания. Анализ отношения между знаниями и обществом рассматривается в классической социологии и более поздней и более систематической социологии знания, которая развивается из мысли Шеллера, Мангейма, Шутца, Бергера и Лакмана. Особое внимание уделяется взаимосвязи между сознанием и современностью, идеологическим мышлением и сознанием повседневной жизни. Также предоставляется обширное введение в социальную феноменологию.

Хотя социология Дюркгейма была направлена против биологической интерпретации, тем не менее, он испытывал влияние Герберта Спенсера (органическое направление). Многие концепции Дюркгейма развиваются в полемике с идеями Спенсера. Индивидуализму Спенсера противостоит идея Дюркгейма о приоритете общества над личностью. Но в исследованиях Дюркгейма проявилось влияние Спенсера. Это относится к структурно-функциональной стороне в социологии, касается анализа общества как целого, где каждый элемент играет определенную роль в поддержании целостности. Как и Спенсер, Дюркгейм рассматривает сложные типы обществ как комбинацию простых.

Курс является систематическим введением в социологию труда, анализируя историческую эволюцию концепции работы и профсоюзного движения. Рассматриваются различные теоретические подходы как из классической, так и современной социологии, а ученики знакомятся с эмпирическими исследованиями в социологии труда.

Курс рассматривает широкий круг социальных проблем в кипрском и других обществах. Цель состоит в том, чтобы использовать базовые концептуальные рамки из социологии, чтобы проанализировать значение этих проблем и их влияние на общественную жизнь. Введение в экономическое развитие и социальную экспансию Европейского Союза.

На Дюркгейма оказали большое влияние и идеи Карла Маркса. Дело в том, что в то время марксизм был чрезвычайно популярен, и все мало-мальски заметные мыслители считали своим долгом выступить с критикой марксизма. Дюркгейм тоже обратился к нему. Он отрицал влияние Маркса и интерпретировал его идеи в духе экономического рационализма. Дюркгейм считал, что идея экономического детерминизма никак не связана с социалистическим движением. По Дюркгейму, социализм не связан неразрывно с классовой борьбой. Социализм может быть объектом научного анализа, но сам не является научной теорией.

Под пост-материалистическим созвездием ценностей, которые все чаще характеризуют современные обстоятельства, социальная теория призвана исследовать кризис городской и природной среды в условиях кризиса антропоцентрической морали, исторически выраженного утилитаризмом и институционализированного неолиберальной теорией свободного рынок, который выдвигал на первый план и оценивал инструментальное отношение к удовлетворению человеческих интересов и потребностей. Важнейшим вопросом, который необходимо решить, является вопрос о том, могут ли современные тенденции в социальной теории отступить от антропоцентризма к биоцентрической социологической повестке дня, которая изменит социальный контракт в контексте городской и природной среды.

Дюркгейм проявлял интерес к социализму, изучал его теорию, был дружен с Ж.Ж.Жоресом, крупнейшим французским социалистом.

В 1895 году, будучи профессором университета г. Бордо, прочитал курс лекций о социализме.

Долгое время его концепция социализма была важной частью политического сознания левых кругов интеллигенции.

Таким образом, Дюркгейм - социалист, но не марксист. Противодействовал марксистской интерпретации социализма. Дюркгейм не принимал в марксизме:

Этот курс будет посвящен влиятельному, но пренебрегаемому вкладу психоанализа в эволюцию социальной теории. Будучи одним из основных ответов на кризис современности и ее различные проявления субъективности, психоанализ хорошо подходит для теоретических инвестиций в направлении расширения и обновления социологических проблем. Помимо любых терапевтических претензий психоанализом, социальная теория стремится учесть ее в терминах герменевтической теории субъективности, а также теории социального воспроизводства, действующей на стыке общества, культуры и субъективности.

1) Не верил в плодотворность насильственных мер в решении социальных проблем. 2) И, следовательно, отказывался рассматривать классовую борьбу как существенную черту современного ему общества и тем более как движущую силу исторического прогресса.

Дюркгейм считал, что конфликты между рабочими и предпринимателями есть плохой организации производства и социальных проблем в обществе, но не более того.

В этом классе мы будем рассматривать кино как текстовую систему, перечитывая концепции психоаналитической, марксистской и постструктуралистской социальной теории в контексте кино. Мы будем рассматривать кино как отрасль, институт и как систему представительства, которая переписывает предметы в их социальных положениях.

Этот курс расширяет знание качественных методов и применяет его к конкретным контекстам. Студенты получают углубленные знания об участниках и наблюдениях за пределами участников, фокус-группах, семиотике, анализе контента, углубленном интервью и этнографии с применением этих методов на практике. Используя один или несколько непрерывных проектов, студенты, как ожидается, будут выполнять все основные этапы качественных исследований, что станет одним из дополнительных отчетов об исследованиях.

Для Дюркгейма проблема не сколько экономическая, сколько моральная. Социализм представлялся ему как лучшая основа жизни, где индивид интегрирован полностью в общество.

Также считал, что корпорации должны взять на себя моральные и социальные функции.

Дюркгейм испытывал влияние идей Э.Канта, которые легли в основу его моральной концепции.

Этот курс расширяет знание количественных методов и применяет его к анализу наборов данных. Используя соответствующие статистические пакеты, учащиеся будут проводить конкретные упражнения, призванные помочь им понять, как использовать количественные методы в прикладных социальных исследованиях.

Из дискуссий относительно Холокоста и Нюрнбергского процесса к нынешним дебатам «Истина, справедливость и примирение», подобным южноафриканскому «Комитету по установлению истины и примирению», этот класс сравнивает ключевые усилия, которые имели место в различных обществах. Основные направления дискуссий связаны с четырьмя вопросами: правосудие, примирение, память и историческая правда. Эти темы рассматриваются с социологическим акцентом на взаимосвязь таких усилий с широкой общественностью в отношении планирования, участия и результатов.

Предметом социологии по Дюркгейму являются социальные факты, которые не сводятся к другим сферам – психологической, биологической, физической, они имеют собственное содержание. Эти социальные факты существуют вне индивида, носят индивидуальный характер, но не могут быть отнесены к индивидуальным проявлениям психики индивида. Они оказывают на индивида принудительное воздействие. Дюркгейм выражает социальные факты и социальную сферу через термин «институты».

Ключевые слова: государства отрицания, Стэнли Коэн. Историческая социология использует исторический рекорд в качестве средства для разработки конкретных обобщений о человеческих обществах. Поле охватывает весь человеческий рекорд, но, как правило, освещение фокусируется на факторах и процессах, связанных с процессом модернизации общества. Конкретные подпокрытия включают: сравнительно-историческую социологию, мировой системный анализ, социальную историю, всемирную историю, образную социологию и т.д.

Некоторые конкретные темы включают степень, в которой сближаются восточное и западноевропейские общества, процессы европеизации и американизации и их последствия, а также дискуссии о границах Европы. Этот класс рассмотрит сравнительную конституцию политических обществ и федеральных систем посредством гражданских войн, международных конфликтов и классовых конфронтаций, определяющих роль общин, партий, церковных организаций, экономических основ, теологических и идеологических споров в процессе государственного образования и федерализация.

Дюркгейм пишет: «Социологию можно определить как науку об институтах, их генезисе и функционировании».

Дюркгейм – один из первых исследователей, который на теоретическом и методологическом уровне пытался показать, что есть предмет социологии и как он должен исследоваться. Понимание социологической концепции Дюркгейма основывается на теории социального факта. Цель Дюркгейма – доказать, что социология может и должна развиваться как объективная наука. Т.е. социология должна иметь свой собственный предмет и он должен быть доступен для наблюдения и объяснения. Это определение ведет к двум формулам, которыми обычно резюмируют учение Дюркгейма:

Главная цель - принять конституционный вызов создания новых федеративных государств вместе со случаем Ципра и разместить их в сравнительных рамках теоретических дискуссий. Этот курс открыт для основных тем социологического исследования, в зависимости от человека, преподающего его. Это продвинутый курс, целью которого является углубленный анализ и исследование по определенной теме.

«Новая философия» семнадцатого века продолжает объясняться главным образом на ее собственных терминах: как важный философский оборот. Модернизм ХХ века гордился местом больших идей и укрепил тенденцию объяснять рост науки в свете новых идей. Такие ориентации подчиняли медицине наукам, которые казались более теоретическими. В попытках убедить историков науки в важности медицины многие авторы использовали подход, утверждая, что основные изменения в истории медицины в ходе так называемой научной революции возникли из философских обязательств.

1) Социальные факты следует рассматривать как вещи. 2) Отличительный признак социального факта – принудительное воздействие на индивида.

Дюркгейм разделил социологию на три основные отрасли:

1) Социальная морфология. Она исследует материальную основу общества (его форму, структуру), географическую основу жизни, народонаселение, объем и проч. 2) Социальная физиология. Она исследует жизненные проявления общества. Охватывает ряд частных социальных наук – социология религии, морали, эстетическая, юридическая и т. д. 3) Общая социология. Она подобна общей биологии. Осуществляет теоретический синтез и устанавливает общие законы.

Социальные факты всеобщи. Т. к. носят коллективный характер В них сосредотачивается коллективная энергия и коллективное действие. Дюркгейм считает, что социальным фактом является любой устоявшийся или нет способ сделать индивида восприимчивым к внешнему воздействию, и оказывающий принудительное воздействие на человека.

Абсолютизация социального факта давала повод обвинить Дюркгейма в том, что его социальные факты существуют независимо от человеческой воли и имеют особое бытие, навязанное человеку извне.

В качестве обобщающего понятия, которое выражает основной принцип теории и методологии Дюркгейма выступает понятие «социологизм».

В этом понятии следует различать 2 аспекта:

1) Онтологический аспект (отвечает на вопрос «что исследуется?»). 2) Методологический аспект («как используется?»).

Касаясь первого аспекта, можно выделить несколько теоретических позиций, которые раскрывают специфику социологизма.

1) По Дюркгейму, социальная реальность в общественный порядок и так же реальна, как и другие – духовная, политическая сферы и т.д. Поэтому она развивается в соответствии с определенными законами. 2) Общество – реальность особого рода, не сводится к другим ее видам. Речь в данном случае идет о признании автономии социальной реальности, и, прежде всего, индивидуальной биопсихической реальности отдельного индивида. При этом общество и индивид выступают в роли дихотомических пар.

Свою социологию М. Вебер, а за ним его последователи и исследователи, определяет как понимающую. Почему? Идея немецкого социолога состоит в следующем. Объясняя явления природы, люди прибегают к суждениям, подтвержденным человеческим опытом, чтобы иметь ощущение того, что они их понимают. Здесь понимание достигается через определение понятий и установление связей между ними, так сказать, "опосредованным" путем. Тем более, что сами эти явления природы, как таковые, смысла не имеют. Другое дело - человеческое поведение. Здесь понимание оказывается непосредственным: профессор понимает поведение студентов, слушающих его лекции; пассажир понимает, почему шофер такси не едет на красный свет. Человеческое поведение, в отличие от "поведения" природы, представляет собой внешне проявленную осмысленность, связанную с тем фактом, что люди наделены разумом. Социальное поведение (социальное действие) содержит осмысленное построение, которое социологическая наука в состоянии понять и исследовать. Принцип понимания оказывается критерием, с помощью которого сфера, важная для социолога (имеющая для него существенное значение, релевантная), отделяется от той, что не может быть предметом его исследования. Поведение индивида социолог понимает, а "поведение" клетки - нет. В равной степени, по Веберу, социолог не понимает "действия" народа или народного хозяйства, хотя вполне может понять действия составляющих -народ индивидов. Другими словами, возможности социологического понимания ограничиваются действиями и поведением индивидов.

В целерациональном действии для Вебера смысл действия и самого действующего совпадает: понять смысл действия - это и значит, в данном случае понять действующего индивида, а понять его - значит понять смысл его поступка. Такое совпадение Вебер считал идеальным случаем, от которого должна отправляться социология как наука. В понимающей социологии Вебера важное место занимает проблема ценности и оценки. В этом вопросе на него оказали значительное влияние неокантианцы, в первую очередь Г. Риккерт. Вебер разграничивает два акта - отнесение к ценности и оценку. Оценка имеет субъективную природу, тогда как ценность превращает наше индивидуальное мнение в объективное и общезначимое суждение. Наука, по Веберу, должна быть свободна от оценочных суждений. Но значит ли это, что социолог (или иной ученый) должен вообще отказаться от собственных оценок и суждений? Нет, не значит, но они не должны "вторгаться" в его собственный научный анализ, а высказывать их он может лишь как частное лицо (но не как ученый). Отсюда у Вебера родилось понятие ценности как интереса эпохи. Что такое интерес эпохи и установка эпохи как ценность? Это нечто более устойчивое и объективное, чем частный интерес того или иного социолога. Это некий "абсолют" времени. Каждое время рождает свои ценности, свои "абсолюты". В этом смысле они историчны, изменчивы и относительны. Разграничивая оценочное (ценностное) суждение и отнесение к ценности, Вебер имел в виду, что первое - это субъективное утверждение морального или жизненного порядка, тогда как второе - содержание объективной науки. В этом разграничении можно увидеть разницу между политической и научной деятельностью и одновременно - общность интересов политика и ученого. На индивидуально-личностном уровне, в рамках собственной жизненной судьбы Вебер хотел быть ученым, но в то же время, он стремился и к политической деятельности. Поскольку узловой категорией понимающей социологии является понимание, представляет интерес его веберовская трактовка. В ней выделяется непосредственное понимание и объясняющее понимание. Первое означает рациональное непосредственное понимание мыслей и предполагаемого смысла действия. Мы непосредственно понимаем действие дровосека, рубящего лес, Или охотника, прицеливающегося, чтобы выстрелить в зверя. Объясняющее понимание означает выявление мотивационного смысла действий. Мы понимаем действия того, кто рубит дрова или прицеливается перед выстрелом, не только непосредственно, но и мотивацией, объясняя, для чего человек делает это, а не то, делает так, а не иначе и т.д. Трактуемое таким образом понимание, считает Вебер, означает интерпретирующее постижение: а) реально предполагаемого в отдельных случаях (если речь идет об историческом анализе событий); б) предполагаемого, взятого в среднем и приближенном значении (если речь идет о социологическом рассмотрении массовых явлений); в) смысла или смысловой связи в научно конструируемом чистом типе какого-либо часто повторяющегося явления. Далее Вебер указывает: "Подобными идеально-типическими конструкциями служат, например, разработанные чисто теоретическим экономическим учением понятия и "законы". Они показывают, каким было бы определенное человеческое поведение, если бы оно носило строго целерациональный характер, было бы свободно от заблуждений и аффектов и если бы оно ориентировалось на совершенно однозначную цель (экономику). Реальное поведение чрезвычайно редко (например, в ряде случаев на бирже), и то только приближенно, соответствует конструкции идеального типа"

Социологическая мысль в России развивается как часть общемировой социологической науки. Испытывая влияние со стороны различных течений западной социологии, она вместе с тем выдвигает оригинальные теории, в которых отражается своеобразие развития российского общества. В развитии социологической мысли в России исследователи выделяют три основных этапа. Первый- с середины XIX в. до 1918 г.XXв., второй- с начала 20-х гг. до конца 50-х гг., третий- с начала 60-х гг. до наших дней. Кратко охарактеризуем каждый из них.

Первый этап прежде всего связан с творчеством таких крупных социальных мыслителей, как П. Л. Лавров (1829-1900) и Н. К. Михайловский (1822 - 1904).Развиваемое ими направление социальной мысли получило название субъективной социологии. Основополагающие идеи этого направления были впервые сформулированы в знаменитых “Исторических письмах” П. Л. Лаврова (1870).

Сущность общественного развития, по Лаврову, состоит в переработке культуры, а именно в переработке традиционных, склонных к застою общественных форм в цивилизацию, характеризующуюся гибкими, динамичными структурами и отношениями. Цивилизация истолковывается субъективными социологами как сознательное историческое движение.Это движение осуществляется прежде всего критической мыслью. Но поскольку мысль реально осуществляется только через действия личности, постольку, рассуждают они,главной движущей силой общественного развития выступают критически мыслящие личности, передовая интеллигенция.

H. К. Михайловский определял социализм как творчество личного начала при посредстве начала общинного.В связи с этим, в субъективной социологии значительное внимание уделяется разработке вопроса об особом пути России к социализму, при котором должны быть учтены особенности российского опыта. В связи с этим, субъективные социологи развивали учение о некапиталистическом пути развития России, в основе которого лежала идея о переходе к социализму через использование и преобразование коллективистских традиций докапиталистических форм устройства труда и быта - общины (“мира”), артели и др.

В тесной связи с общесоциологической теорией находилась и методология субъективной социологии. В ней подчеркивалась мысль о существовании принципиального различия между природным и общественными явлениями. Природные- это закономерные, повторяющиеся явления,общественные- неповторимые, индивидуальные, изменяющиеся. На основе этого разграничения утверждалась необходимость использования различных методов познания - научного и социологического.Естественно-научный метод в своей основе - объективный метод.Социологический же должен быть субъективным методом. Обоснование необходимости использования субъективного метода в социологии строилось по такой схеме: основной единицей общества является не класс, группа, а личность.Социальную деятельность личности определяют не какие-то внешние факторы, а ее субъективные помыслы и цели. Познать объективными методами эти помыслы и цели невозможно.

Яркими представителями психологического направления социологии, которое сложилось в России в 1890-х гг., являются Е. В. Де Роберти и Н. И. Кареев, которые изучали важнейшие проблемы развития общества: изначальных причин и движущих сил; основного содержания и направленности развития общества; прогресса и регресса; роли масс и личности в истории и т. д. Проблемы общественного развития решались исходя из признания главной роли в поведении людей их индивидуальной и коллективной психологии.

Параллельно с субъективной социологией и позитивизмом М. М. Ковалевского, в борьбе с ними в России развивалась социология марксизма, представленная двумя основными теориями.Ортодоксальный марксизм в тот период представляли две ведущие фигуры - Г. В. Плеханов и В. И. Ленин. Так называемый легальный марксизм П. Б. Струве, М. И. Туган-Барановский, Н. А. Бердяев и др. Основные принципы марксистской методологии были изложены в предыдущем разделе, и представители ортодоксального марксизма в России в целом их разделяют.

Второй период развития социологической мысли в России характеризуется нарастанием процессаинституционализации, приобретением социологической наукой статуса социального института. В 1918-1919 гг. в Петроградском и Ярославском университетах были созданы кафедры социологии, введена ученая степень по социологии. В 1919 г. был учрежден Социологический институт. В 1920 г. в Петроградском университете при факультете общественных наук было создано социологическое отделение, во главе которого стал Питирим Александрович Сорокин (1889-1968), - крупный ученый и общественный деятель, внесший существенный вклад в развитие отечественной и мировой социологии, о чем шла речь выше.

В 1930-х гг.марксизм окончательно утвердился в качестве идеологической основы общества, социология была объявлена философской наукой. Было провозглашено, что исторический материализм - это и есть социология марксизма и, следовательно, эмпирические конкретно-социологические исследования, как несовместимые со спецификой философской теории, выводились за пределы социологии.Это была теоретическая предпосылка разгрома социологии и ее полного упадка в СССР.

Возрождение социологии как науки начинается в конце 1950-х - начала 1960-х гг., на волне “хрущевской оттепели”. В этот период были проведены масштабные социологические исследования по изучению влияния научно-технического прогресса на социальную и профессиональную структуру работников, их отношения к труду. Большое распространение получило социальное планирование, составление планов социального и экономического развития промышленных предприятий, колхозов и совхозов и даже некоторых городов. В ходе этих исследований был накоплен богатый фактический материал, отработаны методики социологического исследования, приобретены навыки проведения социологических исследований большим количеством социологов-самоучек.

В 1960-х гг.социология вновь восстанавливает статус социального института. В середине 1960 г. было создано первое социологическое учреждение - отдел социологических исследований в Институте философии АН СССР и лаборатория социологических исследований при Ленинградском госуниверситете. В 1962 г.была создана Советская социологическая ассоциация, а в 1964 г. на философском факультете МГУ - кафедра конкретно-социологических исследований. В 1969 г. был создан институт конкретно-социологических исследований АН СССР с отделениями в союзных республиках и крупных региональных центрах: Свердловске, Новосибирске, Ленинграде. С 1974 г. начал выходить специализированный журнал “Социологические исследования”. С 1988 г. образованы социологические факультеты в Московском, Ленинградском, Свердловском, Киевском университетах.В настоящее время существует ряд академических, вузовских и независимых социологических центров, проводящих широкие эмпирические и теоретические исследования в самых различных областях общественной жизни.

Материалистическое понимание истории заключало в себе важнейшее для социальной науки положение о том, что общества и группы нельзя объяснять теми представлениями, которые они сами о себе создают, что за разного рода идеологиями необходимо стремиться обнаруживать глубинные основания социальной реальности. Сведение этой реальности к экономической подсистеме было безусловно ошибочным. Но включение этой подсистемы в социальную систему, анализ ее взаимосвязей с другими подсистемами общества были несомненно плодотворны. В ряде своих работ Маркс исследовал не одностороннее воздействие базиса на надстройку, а взаимодействие экономических и неэкономических институтов и взаимодействие последних между собой. Тем не менее, экономика, а также политика всегда представлялись ему более «реальными» («материальными») сущностями, чем, например, мораль, право или религия. Рассмотрим подробнее материалистическое учение об обществе К. Маркса и Ф. Энгельса. § 1. Материалистическое понимание истории в теории К. Маркса 1.1. Особенности социально-философского учения Маркса Не смотря на то, что Маркс никогда не считал себя социологом, негативно относился к этой науке и был противником позитивного метода, сегодня он считается одним из классиков данной дисциплины. Во-первых, это связано с более широким пониманием социологии в наши дни, по сравнению со временем жизни Маркса, когда она неразрывно связывалась с позитивизмом. Во-вторых, практически все аспекты социально-философского учения Маркса в той или иной степени оказались использованы различными социологическими школами. Поэтому, если быть точными, следует говорить не о социологической концепции Маркса, а о его социально-философских взглядах, а также о том влиянии, которое отдельные элементы его учения оказали на развитие социологической мысли. Влияние же это было огромным. Учение Маркса подвергалось бесчисленному количеству интерпретаций, связанных, в частности, с посмертной публикацией его обширного рукописного наследия. Поэтому, необходимо четко отделять собственные взгляды Маркса от его позднейших трактовок, в том числе, данных в марксистской литературе. Свой основной вклад в развитие социальной теории Маркс связывал с созданием материалистического понимания истории (исторического материализма), с чем впоследствии согласилось и большинство его комментаторов.

Уровень развития социологической науки коррелирует с уровнем развития общества. Великая французская революция породила основателей социологии – О. Конта, Э. Дюркгейма. Промышленная революция в Германии сделала ее центром социологического знания. С начала ХХ века финансово-экономические успехи США создали прочную базу для развития американской социальной науки. Октябрьская революция 1917 года в России дала толчок активной деятельности П.А. Сорокина и других отечественных исследователей. Социология в обществе востребована настолько, насколько в нем развита демократия и существует бережное отношение к человеческим ресурсам. Поэтому не случайно в эпоху сталинизма действовал фактический запрет на социологическую науку.

Хрущевская демократизация ("оттепель") положила начало возрождению социологических исследований. Гласность и перестройка М.С. Горбачева привели к институциализации социологии в СССР в 1988 году и дальнейшему ее развитию в 90-е годы. Культивирование идеологии и практики военно-религиозного общества, переход от демократической к авторитарной модели модернизации закономерно привели к снижению статуса социологии в системе образования и возникновению барьеров на пути научного социологического анализа российского общества в начале ХХ1 века. Степень востребованности социологии в социуме – лакмусовая бумажка уровня зрелости и прогрессивности его эволюции.

Социология в России возникает в процессе перехода к индустриальной стадии социальной эволюции. Модернизируемое общество испытывает естественную потребность в строгом социальном знании. Однако в силу существования феодально-крепостнических порядков и слабости гражданского общества объективная потребность в науке о социуме не воспринималась элитными группами. В первые десятилетия становления социологии ее представители преследовались и подвергались дискриминации.

К концу Х1Х века Европа покрылась сетью социологических обществ. Социологи начинают испытывать потребность в научных контактах с коллегами разных стран, в соединении усилий кафедр и факультетов, возникает идея создания международных социологических центров, специальных журналов. Институциализаия социологии в России шла с отставанием. Долгое время в России не было специальных исследовательских учреждений, обязательных курсов, кафедр в университетах, журналов. В конце Х1Х века в Петербурге, Харькове и Варшаве социология начинает эпизодически преподаваться в качестве курса по выбору. Неоднократные просьбы ряда факультетов МГУ и Петербургского университета о создании профессиональных кафедр или факультетов социологии наталкивались на отказ министерства просвещения. В ответ на официальные запреты в ряде университетов страны, создаются социологические студенческие кружки с довольно высоким уровнем работ . Вплоть до свержения царизма не было официальных учебников по социологии кроме первого обзора Н.И. Кареева "Введение в изучение социологии".

Другие особенности. Социология в России стала ареной индивидуальных творческих поисков: не было научных коллективов и сообществ, не выпускалось ни одного журнала. Социологическая литература в России долгое время была публицистична.

В 1908 году под давлением общественности Николай II принял решение о создании первой социологической кафедры в частном Психоневрологическом институте (ее возглавили М. Ковалевский, Е.В. де Роберти, работали К. Тахтарев, П. Сорокин). В 1912 году в Петроградском университете открыта социологическая секция.

Развитие социологии в России наталкивалось на серьезное сопротивление как со стороны представителей традиционных наук об обществе, так и со стороны официальной власти, политических движений. Представители существующих научных традиций препятствовали внедрению в исследование общества новых методов. С опасением относилась к социологии и церковь, считая, что социологическая наука, претендующая на роль одного из регуляторов общественной жизни, может вызвать девальвацию или даже разрушение традиционных духовных ценностей. Царское правительство вместе с Министерством просвещения рассматривало новую науку как носителя идей, подрывающих стабильность общества. Все социологические работы отечественных и западных ученых подвергались строгой цензуре в России, преподавание социологии долгое время запрещалось, организации социологических обществ всячески препятствовали. М.М. Ковалевский писал, что до тех пор пока в сознание правителей не проникнет убеждение, что опасно предоставлять управление государством тем, кто не знает и не понимает, что прогресс и порядок зависят от закона, который лежит в основе взаимодействия государства с обществом, экономикой, правом, становление социологии будет сталкиваться с трудностями. Только после смерти М.М. Ковалевского состоялось учреждение Русского социологического общества в Петрограде.

История социологии в России включает несколько этапов:

  1. 1860-1890 гг. – развитие социологии идет в рамках позитивизма.
  2. Середина 90-х гг. – нач. 20 в. – зарождение субъективно-психологического направления, возникновение ортодоксального (Г. Плеханов, В. Ленин) и легального марксизма (Н. Бердяев, М. Туган-Барановский, П. Струве), появление многофакторной концепции М. Ковалевского.
  3. Первая четверть 20 в. – ведущей школой в социологии становится неопозитивизм (А. Звоницкая, М. Тахтарев, П. Сорокин). Наблюдается идеологизация ортодоксального марксизма.
  4. В 20-е – 30-е гг. ХХ в. происходит окончательное размежевание марксистской и немарксистской социологии. Часть немарксистских социологов была выслана из страны (С.Н. Булгаков, Л.И. Петражицкий, П.А. Сорокин, С.Л. Франк, П.П. Струве и др.) Вскоре слово "социология" исчезает из научного лексикона, вместо нее в вузах преподается исторический материализм, научный коммунизм. Диктатура Сталина не нуждалась в объективном научном познании общества. Идеологическим орудием тоталитарного режима стала социальная мифология, которая возведена в степень науки, а социология объявляется лженаукой.
  5. В эпоху правления Н.С. Хрущева наблюдается второе рождение социологии (1953-1964). Оно было прервано очередным объявлением социологии буржуазной наукой. Чтобы как-то выжить, ученые-социологи (Ю.А. Левада и др.) соглашаются на ограничение социологии эмпирическими исследованиями. В 1960 году при Институте философии АН СССР впервые был открыт отдел конкретных социальных исследований, переименованный в 1972 году в институт социологических исследований. С середины 60-х гг. создаются лаборатории социологических исследований при МГУ, Ленинградском, Свердловском и Казанском университетах, Уфимском авиационном институте (Н.А. Аитов). В 1974 году начинает издаваться первый специализированный журнал "Социологические исследования".
  6. С конца 80-х – 90-е гг. ХХ в. – окончательное признание социологии как самостоятельной науки. Рассмотрение вопроса о социологии на Политбюро ЦК КПСС, возглавляемом М.С. Горбачевым в 1988 году, положило начало процессу институциализации социологической науки. Появляются первые учебники, социология начинает преподаваться в вузах.

В истории российской дореволюционной социологии можно выделить три этапа эволюции.

Первый этап (60-80-е годы Х1Х в.) – позитивистский (синтетический). Для него характерны оптимистические представления о возможности познания всех социальных законов и проблем. Социология понималась как позитивная социальная наука по аналогии с естественными дисциплинами. Ведущие принципы исследования на данном этапе – эволюционизм, детерминизм и натуралистический или психологический редукционизм. Основные направления: натурализм (географизм, органицизм), психологизм, субъективная школа.

Географический детерминизм представлен концепциями Л.И. Мечникова, С.М. Соловьева, В.О. Ключевского. Л.И. Мечников (1838-1888) считал, что социология может стать точной наукой при условии установления специфических законов социальной жизни. Ведущим фактором развития общества является сотрудничество, а не борьба как в природе. Солидарность может быть добровольной и принудительной.

Степень свободы при образовании кооперации Мечников считал главным показателем прогресса.

Органицизм (А.И. Стронин, П.Ф. Лилиенфельд, Я.А. Новиков). Общество рассматривалось ими как организм, социальные институты – части организма, органы (правительство как мозг), индивиды – клетки, а социальные изменения как процессы, аналогичные жизнедеятельности природных организмов.

Психологическое направление (Н.И. Кареев, Н.М. Коркунов, В.Е. де Роберти) рассматривало социальные явления и институты как проекцию психологических состояний общества.

Субъективная школа представлена теоретиками народничества: П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский, С.Н. Южаков. Главной социологической проблемой, которой они занимались, было обоснование особого пути развития России, минуя капитализм, опираясь на институт общины и революционную деятельность . П. Лавров и Н. Михайловский сформулировали субъективный метод в социологии. Субъективисты считали личность главной социальной силой.

Аналитический этап развития российской социологии (1890-1900) был реакцией на ограниченность натурализма, жесткого редукционизма, не позволяющего выявить специфику социального. Господствующим типом исследования становятся ценностные модели общества. Основные направления: теория культурно-исторических типов, религиозный идеализм, неокантианство.

Теория культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского (1822-1885). Позитивистская социология построена по преимуществу на идеях эволюционизма: общие природные и социальные условия вызывают к жизни одинаковые обычаи, нравы, институты. Данилевский исходил из невозможности общей теории общества, так как нет общей системы норм, приемлемой для всех. Каждая культура уникальна, что обусловлено национальным характером. В его лице мы видим одного из предшественников структурно-функционального анализа в сочетании с генетическим подходом. По Данилевскому, культурно-исторический тип выступает как интеграция существенных признаков определенного социального организма. Российский социолог сформулировал закон непередаваемости цивилизации. Эта теория представляла собой одну из первых попыток сформулировать новый взгляд на развитие общества как на нелинейный многовариантный процесс.

Многофакторная концепция М.М. Ковалевского (1851-1916) основана на идее о том, что социальная жизнь едина и многоуровнева и в ней одновременно действует множество факторов. Объясняя проблемы общества, необходимо рассматривать всю совокупность и взаимодействие географических, психологических, экономических, антропологических и других факторов. Ковалевский создает свою социологическую концепцию, которую называет генетической социологией. Основной задачей социологии является установление законов и тенденций общественного развития. Российский социолог выдвинул идею смены стадий общественного развития. Основным законом социальной жизни Ковалевский считал социальный прогресс как расширение сферы солидарности между социальными группами и классами. Он является родоначальником этносоциологии. В научном мире он известен как основоположник русской аналитической традиции в социологии.

Социальные теории российского религиозного идеализма (В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев, С. Булгаков). Н.А. Бердяев (1874-1948) понимал социальное как психическое взаимодействие индивидов, смысл жизни которых заключается в реализации высшего предназначения. Главным социальным регулятором он считал культуру и религию. Между экономикой и духовной сферой существует не причинная, а функциональная зависимость. Бердяев выступал за неполитические формы социального регулирования и против революционного сознания.

Аналитико-синтетический (неопозитивистский) этап (начало – 20-е гг. ХХ в.). На основе четкого аналитического подхода выдвигается идея взаимодополнения конкретных школ. Социальная закономерность понимается как функциональная связь . Интроспекция отвергается в пользу точных и объективных методов, подобных естественнонаучным. Социологический неопозитивизм представлен концепциями А.С. Звоницкой, К.М. Тахтарева, П.А. Сорокина.

П.А. Сорокин (1889-1968) определил объект социологии как поведение взаимодействующих лиц. Общество – это система взаимодействий. Сорокин различал 2 типа групп. Первые объединяют индивидов на основе одного признака: язык, территория, возраст, пол, профессия . Другие сложные группы объединяют индивидов на основе нескольких признаков. Сложные группы неоднородны, в них различают "низы" и "верхи" ( страты ).

Ключевые термины:

Субъективно-психологическая школа многофакторная концепция аналитическая социология органицизм географическая школа теория культурно-исторических типов

Основные парадигмы современной социологии: функционализм, конфликтологическая теория, теория обмена, интеракционизм, социологический неопсихологизм, этнометодология, феноменология, эмпирическая социология, теории информационного и коммуникативного общества, постмодернизм.

Функционализм (Т. Парсонс, Н. Смелзер, Р.Мертон) – одно из основных направлений в современной социологии, берущее начало с теорий О. Конта, Г. Спенсера, Э. Дюркгейма. Функционализм относят к одной из двух основных теорий макросоциологии. Его сторонники рассматривают общество как живые организмы, составленные из многих частей (институтов), каждая из которых выполняет свою функцию. Так, отклонение от социально одобряемых целей и ценностей общества имеет определенное позитивное значение . Структурно-функциональный подход (Т. Парсонс, Р. Мертон, К. Дэвис, Н. Смелзер) состоит в определении частей общества, выявлении их положительных и отрицательных функций, в таком их объединении, которое складывается в картину общества как органического целого. Социальные системы сохраняют устойчивость , поскольку в них существуют внутренние механизмы контроля. Дисфункции преодолеваются сами по себе или укореняются в обществе. Изменения обычно имеют постепенный, а не революционный характер. Социальная интеграция формируется на основе согласия большинства граждан страны следовать единой системе ценностей.

Нормальным состоянием общества представители функционализма считают отсутствие конфликта, отклонений от социальных функций. Так, позитивизм считает конфликт социальной болезнью. Конфликт может возникнуть лишь тогда, когда целостность нарушается. Чем сильнее конфликт , тем выше социальная патология. В целом функциональная парадигма склонна рассматривать конфликты и девиации как социальные аномалии, как негативное, разрушительное явление. По мнению функционалистов в обществе доминирует сотрудничество, взаимопомощь, разделение труда и функций.

Т. Парсонс (1902-1979) – американский социолог, создатель теории действия и системно-функциональной школы. Механизм поведения личности он объяснил с позиции структурно-функционального анализа. Т. Парсонс выделяет 4 основных фактора, которые в своем взаимодействии определяют характер и направленность социального действия личности. Это биологический организм (как источник энергии в процессах действия), система личности (деятель), социальная система (как система взаимодействующих индивидов) и система культуры. Теория Парсонса позволяет в схематической форме понять механизм детерминации, социального действия личности. Личность предстает человеком, интегрированным в своих действиях в социальную и культурную систему. Социальная система является системой действия, т.е. мотивированного человеческого поведения, а не системой культурных норм. Личность в своих действиях выступает не только субъектом, но и объектом воздействия социума и культуры.

По Парсонсу личность специализируется на выполнении функции целедостижения, социальная система обеспечивает интеграцию множества действий индивидов, культура содержит наиболее общие образцы действий, организм обеспечивает функцию адаптации и дает физические и энергетические ресурсы.

Развитие общества определяется повышением адаптивной способности в результате функциональной дифференциации и усложнения социальной организации.

Р. Мертон (1910-2003) внес значительный вклад в разработку теории и методологии структурного функционализма. Он считал, что социальные явления могут иметь различные последствия – функциональные и дисфункциональные. Дисфункциональные – это те последствия, которые ослабляют саморегуляцию данной системы и ее приспособление к среде.

Мертон ввел понятия явной и скрытой функции. Явная функция осознается участниками ситуации. Скрытая (латентная) функция не планируется и не осознается участниками. Социология должна в первую очередь изучать латентные функции социальных систем.

Мертон выделил 5 типов поведения – адаптации личности. В основе данной типологии лежит отношение личности в своем поведении к одобряемым в обществе целям (ценностям) и средствам их достижения: конформизм, инновация , ритуализм, ретретизм, мятеж.

Теория социального конфликта – еще одна парадигма макросоциологического уровня. Основные черты конфликтологической парадигмы сводятся к следующим выводам. Социальные конфликты выполняют в обществе позитивные функции, являясь факторами социального обновления. Основой конфликта является борьба за политическую власть и экономические блага. Социальные конфликты приводят не к революциям, а к реформам. В целом эта парадигма представляет тип социологического мышления, рассматривающего социальные конфликты как норму, как закономерное явление в развитии общества.

Конфликтологическая парадигма берет начало с К. Маркса. Позднее ее развивали немецкий социолог Р. Дарендорф, американские социологи Л. Козер, К. Боулдинг, К. Томпсон, российские – А.В. Дмитриев, В.Н. Иванов, М.М. Лебедева, А.В. Кудрявцев, Ф.М. Бородкин, Г.С. Котандин и др. Подход, основанный на позитивной функциональности конфликта в социальных системах. Он лежит в основе современных методик по разрешению конфликтных ситуаций. Суть управления конфликтом в организации: придать конфликтному процессу определенную форму, минимизировать его экономические, социальные и политические потери, максимизировать его приобретения.

Две макросоциологические парадигмы – конфликтология и функционализм – различаются тем, что первая делает акцент на борьбе, конкуренции, динамике, вторая – на сотрудничестве. Но оба компонента взаимодействия постоянно присутствуют в общественной жизни в разных сочетаниях.

Концепции социокультурной динамики и социальной стратификации П.А.Сорокина (1989-1968) – американский социолог, начинавший свою научную деятельность в России. Он выделил 3 культурно-исторических типа общества: чувственное, умозрительное и идеалистическое. В отличие от Н. Данилевского и А. Тойнби, Сорокин полагал, что эти три типа общества будут в будущем интегрироваться в единую систему.

Социальную систему общества Сорокин рассматривал, прежде всего, как социальную стратификацию и мобильность. Стратификацию он рассматривал в трех основных формах: политическая, экономическая, профессиональная. Социальная мобильность включает в себя перемещения индивидов, групп и ценностей, и различается по направленности, форме, интенсивности.

Социология П.А. Сорокина получила еще одно название – интегральная. Он обосновывает неизбежность перехода к смешанному, интегративному обществу. Сорокин – один из авторов теории конвергенции, отвергающей будущее как советского социализма, так и американского капитализма и исходящей из идеи создания новой социальной системы, вбирающей в себя положительные черты обоих обществ. Первая группа аргументов носит социально-философский характер. В плане формационной теории он полагает, что социализм и капитализм сойдут с исторической арены и уступят место смешанному обществу. В контексте разработанной им теории ступеней развития цивилизации показано, что смешанная цивилизация выступает как синтез трех цивилизаций.

Второй аргумент вытекает из теории конвергенции. Развитие однотипной техники и технологии ведет к одинаковым изменениям, к усилению схожести в экономической, социальной и других сферах общества. Большую общенаучную значимость имеют аргументы, связанные с биологическими основами социального поведения человека, а также анализом сближения духовных ценностей на основе науки и образования.

Социологический неопсихологизм представлен именами К.Г. Юнга, Э. Фромма, К. Хорни, М. Мид, ДЖ. Морено.

К.Г. Юнг (1875-1961) – швейцарский психиатр и социолог. Он отказался от идей пансексуализма и сексуальной этиологии неврозов. Это повлекло разрыв с З. Фрейдом и отход от традиционного психоанализа. К. Юнг – создатель аналитической психосоциальной теории. Он подчеркивал, что надо установить различие между объективным знанием и эмоциональными оценками. Это положение имеет важное методологическое значение в социологическом познании.

Структура личности, по Юнгу, состоит из четырех универсальных элементов: личного сознания, коллективного сознания, личного бессознательного, коллективного бессознательного. Коллективное бессознательное – разум древнейших предков, отражение в душе индивида исторического опыта всех предшествовавших поколений. Иными словами речь идет о культуре. Коллективное бессознательное обладает многоуровневой структурой: семейное, национальное, расовое, общечеловеческое. Оно транслируется от поколения к поколению через структуры мозга и играет важную роль в жизнедеятельности общества.

Коллективно наследуемые стороны бессознательного восприятия являют собой некие "архетипы". Они представлены в виде огромного количества образов и символов (мать, отец, ребенок, старик, правитель и т.д.) – закодированные образцы и программы поведения человека. Архетипы составляют материал сновидений, мифов, религии, искусства, в опосредованных формах являют себя в философии, социологии, политике.

Если традиционный психоанализ ограничивал развитие личности к 5-7 первым годам жизни, то, по Юнгу, социализация – пожизненный процесс.

Юнг подчеркивал мощь и опасность архаического культурного наследия человечества. По его мнению, психологически люди все еще пребывают на стадии детства. Трагический разрыв между природой и культурой породил универсальный человеческий невроз – отказ от своего природного предназначения.

Юнг – автор теории типов личности, классификации личностей на основе их отношения к социальной среде. Эта типологизация стимулировала интерес социологов к взаимоотношениям личности и социальной среды. Структурная типология личности Юнга в конце ХХ века стала основой теории интертипных отношений и возникновения новой науки – соционики (СССР, 1978).

Дж. Морено (1892-1974) – американский социолог, внесший вклад в развитие социометрии – изучение межличностных математическими методами. Социометрия позволяет описать обобщенную картину симпатий и антипатий в группе, выделить лидеров и отверженных. По Морено, источником социальной напряженности является несоответствие микро- и макроструктур группы или общества. Соционический анализ (социоанализ), проведенный в 90-х годах ХХ века в странах бывшего СССР, показал: идея Морено о том, что в социально здоровом обществе и коллективе все должны симпатизировать друг другу на уровне личностных предпочтений, является заблуждением. Отбор кадров по методу социометрии приводит к созданию "теплых компаний", а не работоспособных и эффективных групп. Морено пытался придать подсобным, эмоциональным факторам и методам исследования непомерно большое значение , в чем проявился утопизм его концепции.

Концепция социального обмена понимает функционирование человека и общества как обмен различными социальными благами и качествами личности. Корни этой теории – в утилитарной экономике и бихевиоризме. По мнению американского социолога Дж. Хоманса, поведение людей есть постоянный обмен всем, что имеет социальную значимость . Так, физическая привлекательность обменивается на благосостояние, интеллект – на материальное благополучие и свободное время. Ценность каждого человека складывается из качеств, подлежащих обмену. Личностные различия обусловливают социальное неравенство .

Теория символического интеракционизма анализирует символические социальные взаимодействия. Как и концепция обмена, относится к теориям микросоциологического уровня. Сторонники символического интеракционизма считают, что люди не реагируют на воздействия внешнего мира непосредственно как животные. Вместо этого люди наделяют воздействующие на них стимулы определенным значением и реагируют в первую очередь на эти значения или символы, а не на сами стимулы внешнего мира. Примеры символов: слова, предметы, дистанция между людьми, выражение лица, статусы, поступки.

Основоположник данной теории – американский социолог Дж. Мид (1863-1931). Межличностное взаимодействие предполагает определенное тождество значений. Отказ участвовать в военных действиях для одного человека означает мужество, для другого – трусость, для третьего – пацифизм. Межличностное взаимодействие сводится к перениманию ролей, копированию действий социального партнера. Так происходит и передача социальной информации; т.е. познание индивида, значений и ценностей других индивидов.

Этнометодология – теоретическое и методологическое направление в американской социологии, превращающее методы этнографии и социальной антропологии в общую методологию социальных наук. Основатель направления Г. Гарфинкель различал два уровня познания – повседневный опыт и социологическую теорию. Предмет этнометодологии – способы объяснения, интерпретации акторами своих и чужих действий. Этнометодологи игнорируют возможность существования иных особенностей ситуации, не связанных со "смыслопорождением". И, следовательно, других факторов (классовых интересов, статусных различий и др.)

Феноменологическая социология.

Австрийский философ и социолог А. Шюц (1899-1959) выдвинул собственную концепцию понимающей социологии. Он утверждал, что наше знание о мире являет собой определенный набор типологических конструкций. Если значимость не присуща природе, то социальный мир наполнен смыслом, это мир значений, выступающих в форме типических представлений об объектах этого мира.

Научное мышление предполагает использование конструкторов – совокупности абстракций, обобщений, формализаций, идеализаций . Феноменологическая концепция социологии акцентирует момент субъективности, объективность мира игнорируется. Общество постоянно воссоздается в духовном взаимодействии индивидов. Социальная жизнь – взаимодействие типических представлений в сознании индивидов.

Теории информационного и коммуникативного общества.

Концепция коммуникативного общества и самореферентной системы Н. Лумана (р. в 1927 г.). Предмет социологии по Луману – социальные системы. Связь элементов системы понимается как коммуникация. В рамках коммуникации особое значение приобретает не столько сигнал, как сообщение, сколько расшифровка этого сигнала, его понимание и интерпретация . Действие – элементарные акты самой коммуникации.

Самореферентные системы – такие системы, которые способны отличать себя от внешней среды. Согласно Луману, элементами сложной системы социального типа выступают не человек или группа , а коммуникации, распадающиеся на действия или события. Социальные системы – это системы коммуникации, взаимопроникновение людей в системы коммуникаций друг друга.

Концепция социального действия и социального пространства П. Бурдье (Франция, р. в 1930 г.). Французский социолог видит системообразующий элемент в практике. Понятие структуры дополняется понятием хабитус. Функция хабитуса состоит в ограничении субъективных устремлений человека, в определении пределов, в рамках которых индивид совершает свои действия и поступки. Сходство условий существования определяет сходство хабитусов, социальное разнообразие дополняется социальным единообразием.

Теория коммуникативного действия Ю. Хабермаса (Германия, р. в 1929г.) Ю. Хабермас различает жизненный мир и системный мир. Жизненный мир – языковое общение, нацеленное на понимание и взаимопонимание. В жизненном мире воспроизводятся социальные и личные отношения, работа, семья. Системный мир образован из анонимных, безличных отношений, мир политических и экономических институтов, деловых, официальных отношений. Прогресс общества Хабермаса видит в дальнейшей рационализации жизненного мира, который выступает основой коммуникативного действия.

В жизненном мире господствует коммуникативная рациональность, в системном мире – инструментальная рациональность. Основа коммуникативной рациональности – взаимопонимание. Основа инструментальной рациональности – деньги, власть, богатство и прочие внешние атрибуты. Коммуникативное действие – действие, ориентированное на достижение согласия и взаимопонимания.

Концепция действия в динамической социологии А. Турена (Франция, р. в 1925г.). Действие Турен понимает как действие социального субъекта ( группа , общность). Главные факторы общественного устройства не экономические, а социокультурные: экономика разных стран может иметь одинаковый характер, а их историческая судьба будет весьма отличаться.

По Турену, индустриальное общество характеризуется борьбой рабочих и капиталистов. В постиндустриальном обществе на первый план выходят отношения между "технократами" (господствующий класс ) и профессионалами (научно-техническая интеллигенция и студенчество).

Теория постмодернистского общества Э. Гидденса (Англия, р. в 1938г.) В своей концепции британский социолог опирается на субъективацию всех социальных процессов. В современном обществе возрастает свобода деятельности социальных субъектов и их роль, культурная активность социальных общностей. Э. Гидденс обосновывает тезис о принципиальном разнообразии всех культур в пространстве и во времени. Социолог, по его мнению, должен освободиться из прокрустова ложа мышления исключительно с точки зрения того типа общества, которое мы знаем. Все истины имеют коммуникационный характер.

Характеристики постмодернистского общества: плюрализм, центральная роль потребления и удовольствий, массовая коммуникация, массовая мобильность, новые механизмы интеграции, демассификация, дестандартизация (индивидуализация), информатизация , рост толерантности.

Если индустриальное общество в качестве главной цели имело обеспечение целей физического выживания человека, то постиндустриальное ставит в повестку дня вопрос о качестве жизни. Новые формы неравенства базируются скорее на интеллектуальных, чем на материальных условиях. Место социальных институтов все чаще занимают самодостаточные и автономные сообщества. Интенсификация образа жизни: люди сочетают труд с удовольствием, отдых с образованием. Человеческие контакты становятся все более множественными и поверхностными.

Постмодернизм проявляется в зарубежной и отечественной социологии. Его черты: междисциплинарность, эклектизм, децентрализация, плюрализм, отказ от авторитетов, снижение значимости первоисточников, акцент на уникальности социальных фактов, релятивизация реальности, умножение интерпретаций, резкое сокращение ссылок на других авторов.

В теории структурации Э. Гидденс рассматривает структуру не в качестве статичной системы как некой кристаллической решетки. Структура – это своеобразный набор правил или программ, определяющих трансформацию практик. Эти правила отличаются дуальностью: они одновременно являются результатом и условием действия индивидов.

Э. Гидденс пишет об отличиях социологии от естественных наук. Первое заключается в двойной включенности индивидов и социальных институтов: мы создаем общество, но в то же время общество создает нас самих. Социальные системы – определенные модели отношений. Их Гидденс сравнивает со зданиями, которые перестраиваются самими строительными блоками, из которых они состоят. Отсюда вытекает вторая особенность социологии: социальные процессы не управляются неизменными законами. То, что напоминает законы природы, на самом деле является результатом деятельности людей, а сами социальные законы меняются. Поэтому мы должны рассматривать альтернативные варианты будущего.

В целом теория постмодернизма дополняет концепцию постиндустриального общества.

Краткие итоги:

  1. Социология представляет собой интеллектуальный продукт 19 века, что дало повод некоторым специалистам назвать её идеологией индустриального общества.
  2. Основателем социологии считают Огюста Конта, который первоначально называл новую науку социальной физикой
  3. Теоретическая основа классической социологии - позитивизм.
  4. Основные этапы в становлении социологии: натурализм(естественнонаучная школа), психологизм, социологизм.
  5. Основателями социологии в узком, специализированном смысле можно считать Э.Дюркгейма, М.Вебера, Г.Зиммеля, Г.Спенсера.
  6. Первый проект познания общества – сциентистски ориентированный, отталкивающийся от идеалов строгого естествознания, называется позитивистким. Второй проект социального познания, который начинается с понимающей социологии, можно обозначить как духовно-гуманистический, развивается на стыке с социальной психологией, философией, культурологией. В современной социологии все стадии и ветви социологического познания: натурализм, психологизм.социологизм и личностноориентированный гуманизм имеют своё продолжение в разработках своих последователей. Это служит доказательством их жизнеспособности и научной равноправности.
  7. В России социологическая мысль связана с именами М.Ковалевского, Н.Кареева, П.Сорокина, Н.Данилевского и др. Большое влияние на развитие российской и советской социологии оказали труды К.Маркса, Ф.Энгельса и В И.Ленина.
  8. Основные парадигмы современной социологии – структурный функционализм, конфликтология, символический интеракционизм, социологический неопсихологизм, этнометодология, феноменология, эмпирическая социология, теории постиндустриального, информационного и постмодернистского общества.

Набор для практики

Вопросы :

  1. Почему развитие социологии связывается с развитием среднего класса?
  2. Кто первым ввёл в научную лексику термин социология?
  3. Что вы понимаете под принципами позитивизма?
  4. Какова взаимосвязь развития общества и социологической науки?
  5. Как происходила институциализация социологии?
  6. Кто является основоположником социологической теории конфликта?
  7. Почему Г.Спенсер был противником революции?
  8. В чём отличие позитивистской и духовно-личностной ориентацией в социологии?
  9. В чём, по Дюркгейму, состоит отличие механической солидарности от органической?
  10. Какие социологические концепции получили развитие в 20-21 веках?
  11. Как вы можете оценить качественные методы в социологическом исследовании?

Темы для курсовых работ, рефератов, эссе :

  • Современный этап развития понимающей социологии.
  • Интерпретативная социология
  • Феноменологическая социология
  • Символический интеракционизм
  • Драматургическая социология
  • Этнометодология как разновидность понимающей социологии
  • Количественная методология в социологии
  • Статистические и социальные факты
  • Специфика американской социологической школы
  • Эмпирическая социология в работах чикагской школы
  • Античные социальные философы как предшественники социологической науки
  • Развитие социологии в дореволюционной России
  • Социология в СССР в 1923-1953 гг.
  • Социология в СССР в период правления Н.Хрущёва и Л.Брежнева: общность и различия
  • Социология в СССР в период перестройки М Горбачёва
  • Вклад в социологию К.Маркса и Ф.Энгельса
  • Социология Г.Спенсера