Пособия соц страхования. Что такое государственное социальное страхование

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Тема: Характеристика органов, осуществляющих обеспечение граждан пособиями по обязательному социальному страхованию в Российской Федерации

Введение

Глава 1 Сущность социального страхования.

1.3 Деятельность органов, осуществляющих обеспечение граждан пособиями по обязательному социальному страхованию в Российской Федерации

Глава 2 Современное состояние органов, осуществляющих обеспечение граждан по обязательному социальному страхованию.

2.1 Организация работы органов Фонда социального страхования в Российской Федерации.

2.2 Проблемы и пути решения органов, осуществляющих обеспечения граждан по обязательному социальному страхованию Российской Федерации.

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Система социальной защиты - это сфера жизненно важных интересов населения, которая является необходимым элементом социально-экономической системы общества. Её качественные и количественные характеристики свидетельствуют об уровне социального, экономического, правового и культурного развития государства и общества. Вопрос устройства национальной системы социальной защиты во многом определяет порядок в стране, степень согласия в обществе, устойчивость и динамику экономического и социального развития.

Обязательное (по закону) социальное страхование является институтом социальной защиты экономически активного населения от рисков утраты дохода (заработной платы) из-за потери трудоспособности (болезнь, несчастный случай, старость) или места работы. Финансовые источники - страховые взносы работодателей, работников (иногда государства), организованные на принципах солидарной взаимопомощи и самоответственности. Исключение составляют системы страхования в связи с несчастными случаями на производстве, которые финансируются только за счёт взносов работодателей.

Таким образом, каждый из вышеперечисленных институтов социальной защиты имеет свои отличительные черты, функции и сферу применения, при этом базовым, определяющим (по объёму финансовых средств, массовости охвата, разнообразию и качеству услуг), является институт обязательного социального страхования пенсионного и медицинского, от несчастных случаев на производстве и в связи с безработицей).

Актуальность курсовой работы обусловлена той ролью, которую играет страхование в жизни общества. Для современного гражданина необходимо иметь представление о том, какую роль играет страхование и каким образом его можно использовать для защиты от возможных убытков в процессе хозяйственной деятельности и в личной жизни.

Целью данной курсовой работы является рассмотрение сущности и содержания основных направлений реабилитации инвалидов в Российской Федерации, а также изучить современное состояние реабилитации инвалидов и проанализировать какие существуют проблемы и пути их решения в сфере реабилитации инвалидов.

В связи с обозначенной целью в работе были поставлены следующие задачи:

Определить сущность и характеристику государственных внебюджетных фондов;

Изучить систему органов осуществляющих обеспечение граждан пособиями по обязательному социальному страхованию в России.

Объектом исследования является деятельность органов, осуществляющих обеспечение граждан пособиями по обязательному социальному страхованию в Российской Федерации.

Предметом является социальное страхование в Российской Федерации.

При написании курсовой работы использовались теоретические труды и практические разработки отечественных авторов в сфере социальной защиты, таких как: Савинов А.Н., Бронников В. А., Дементьева Н.Ф., а также нормативно правовые акты - это Конституция Российской Федерации, законодательные акты Российской Федерации, нормативные и инструктивные материалы и статистическая отчетность Министерства труда и социальной защиты РФ.

Структура данной курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Объем работы составил: 25 страниц.

Глава 1 . Сущность социального страхования

1.1 Сущность и характеристика государственных внебюджетных фондов

Внебюджетные фонды государства представляют собой совокупность финансовых средств, находящихся в распоряжении центральных или местных органов власти и имеющих целевое назначение. Они являются важным звеном финансовой системы. Порядок их образования и использования регламентируется финансовым правом.

С переходом России к рыночной экономике появлялась необходимость в создании внебюджетных фондов. Основными причинами образования этих фондов является необходимость:

Социальной защиты населения в условиях спада производства, роста безработицы, инфляции, дефицита бюджета, роста внутреннего и внешнего государственного долга;

Целевого использования средств этих фондов;

Оперативного решения социальных проблем, что в силах сделать внебюджетные фонды, находящиеся в распоряжении исполнительных органов власти;

Новых методов перераспределения средств в условиях перехода к рыночной экономике;

Финансирования территориальных нужд.

В России действуют следующие государственные внебюджетные фонды:

Пенсионный фонд Российской Федерации;

Фонд социального страхования Российской Федерации;

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

Фонд занятости и др. внебюджетные фонды, на данный момент их число достигло 40

Доходы внебюджетных фондов включают:

Специальные целевые налоги и сборы, установленные для соответствующего фонда;

Отчисления от прибыли предприятий, учреждений, организаций;

Средства бюджета;

Прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондом, как юридическим лицом;

Займы, полученные фондом у ЦБ РФ или коммерческих банков.

Другие доходы, предусмотренные соответствующими законодательными актами.

Кроме того, материальным источником внебюджетных фондов, как и других звеньев финансовой системы, является национальный доход. Преобладающая часть фондов создается в процессе перераспределения национального дохода.

Особенности внебюджетных фондов:

Внебюджетные фонды планируются органами власти и управления и имеют строгую целевую направленность;

Денежные средства внебюджетных фондов используются для финансирования государственных расходов, не включенных в бюджет;

Формируются, в основном, за счет обязательных отчислений юридических и физических лиц;

Страховые взносы во внебюджетные фонды и взаимоотношения, возникающие при их уплате, имеют налоговую природу, тарифы взносов устанавливаются государством и являются обязательными;

На отношения, связанные с исчислением, уплатой и взысканием взносов во внебюджетные фонды, распространено большинство норм и положений Закона РФ «Об основах налоговой системы РФ»;

Денежные ресурсы фонда находятся в государственной собственности, они не входят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом;

Расходование средств из фондов осуществляется по распоряжению Правительства РФ или специально уполномоченного на то органа (правление фонда).

Таким образом, внебюджетные фонды - одна из форм перераспределения и использования национального дохода государства на определенные социальные и экономические цели.

Значение внебюджетных социальных фондов состоит в том, чтобы поддерживать существование лиц, нуждающихся в помощи, то есть обеспечить минимальный гарантированный уровень доходов инвалидам, пенсионерам, безработным, малоимущим и так далее. Все это осуществляется в нашей стране с помощью средств, поступающих во внебюджетные социальные фонды.

1.2 Система органов осуществляющих обеспечение граждан пособиями по обязательному социальному страхованию в Российской Федерации

Оперативное управление средствами обязательного социального страхования, санаторно-курортными учреждениями на территории субъектов Российской Федерации осуществляют отделения ФСС России (региональные отделения ФСС России).

Бюджеты региональных отделений ФСС России и отчеты о расходовании бюджетных средств после рассмотрения правлением ФСС России утверждаются председателем фонда.

Региональное отделение ФСС России является юридическим лицом, имеет гербовую печать со своим наименованием и штамп. Руководство региональными отделениями осуществляют управляющие, которые несут персональную ответственность за их работу.

Структура регионального отделения фонда в основном выглядит следующим образом: управляющий отделением и его заместители; отделы: финансов, бухгалтерского учета и отчетности; контрольно-ревизионный; организационно-кадровой работы; экспертизы нетрудоспособности и оздоровительно-профилактической работы; правового обеспечения; информационно-технический; планово-экономический; страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний; хозяйственного обеспечения и др. Наименования отделов отражают основные направления деятельности регионального отделения фонда.

В наиболее крупных субъектах Российской Федерации имеются филиалы или отделы регионального отделения фонда. Как правило, они создаются в промышленно развитых районах, удаленных от республиканских, областных (краевых) центров.

Рассмотренная организационная линейно-функциональная структура регионального отделения (и ее вертикальная подчиненность вышестоящему - на федеральном уровне - ФСС России) представляется как наиболее рациональная. Вертикальная подчиненность обеспечивает эффективность управления, а также влияет на качественное развитие горизонтального взаимодействия (имеется в виду связь регионального отделения ФСС России с налоговыми, правоохранительными и иными органами на региональном уровне).

Региональные отделения фонда проводят проверки правильности расходов страхователями средств самостоятельно, тесно взаимодействуя с налоговыми органами ФНС России в регионе.

Страхователи самостоятельно расходуют средства на цели социального страхования и уплачивают страховые взносы для зачисления в фонд за минусом произведенных расходов. Правильность их расходования продолжает контролировать контрольно-ревизионная служба ФСС России путем проведения выездных и камеральных проверок страхователей.

В отдаленных районах и крупных городах отдельных регионов страны некоторые функции ФСС России выполняет уполномоченный сотрудник отделения фонда (уполномоченный ФСС России).

Уполномоченный ФСС России является штатным работником регионального отделения и осуществляет свою деятельность в пределах прав, предоставленных ему распоряжением управляющего отделением. На уполномоченного ФСС России могут быть возложены следующие обязанности: регистрация, учет страхователей, выдача им регистрационного удостоверения (по установленной форме), подготовка и представление в региональное отделение фонда информации по всем категориям страхователей.

ФСС России вправе осуществлять финансовое обеспечение оплаты стоимости путевок в санаторно-курортные учреждения отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде соответствующей социальной услуги - инвалидам, детям-инвалидам, участникам Великой Отечественной войны и др. Средства на оплату таких путевок перечисляются ФСС России в форме дополнительных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.

Деятельность по обеспечению граждан социальными страховыми пособиями в районах и крупных городах могут осуществлять филиалы или уполномоченные регионального отделения ФСС России (филиал ФСС России).

Филиал ФСС России является обособленным подразделением регионального отделения и действует на основании положения о филиале, утверждаемого управляющим региональным отделением фонда. Директор же филиала назначается на должность и освобождается от должности управляющим региональным отделением фонда и действует на основании его доверенности.

Положением о филиале может предусматриваться осуществление всех или части функций отделения ФСС России; формирование банка данных по всем категориям страхователей; обеспечение полноты, своевременности уплаты ими взносов на социальное страхование и взаимодействие в этой работе с органами налоговой службы; установление для них нормативов расходов, необходимых для обеспечения государственных гарантий по обязательному страхованию работников. По финансовым вопросам филиал может осуществлять следующие функции:

Разработку проектов бюджета и сметы расходов на содержание филиала с учетом финансирования деятельности его структурных подразделений на очередной финансовый год;

Обеспечение исполнения доходной и расходной частей бюджета филиала;

Подготовку и представление на утверждение руководству отделения фонда отчета об исполнении бюджета и сметы расходов;

Производство расчетов со страхователями, органами фонда с иными организациями;

Инвестирование части временно свободных средств.

Филиал участвует в разработке и финансировании региональных и отраслевых программ охраны здоровья работников.

На филиалы возложена также работа с комиссиями (уполномоченными) по социальному страхованию, действующими на предприятиях.

Филиалы систематически обобщают предложения по совершенствованию социального страхования и представляют их вышестоящим органам ФСС России.

Филиалы в обязательном порядке регулярно информируют о своей деятельности и состоянии дел в сфере обязательного социального страхования в районе (городе) вышестоящие органы ФСС России, главу местной исполнительной власти, профсоюзные организации.

Руководство работой филиала осуществляет его директор. Он несет персональную ответственность за выполнение возложенных на филиал функций, распределяет обязанности между работниками филиала. На основании поручения вышестоящих органов ФСС России директор открывает (закрывает) счета филиала в банках, представляет вышестоящим органам на утверждение структуру, штатное расписание, смету расходов (включая фонды оплаты труда и др.) и отчет о ее исполнении; ведает кадровыми вопросами в филиале. В пределах своей компетенции директор принимает постановления, издает приказы и распоряжения, представляет интересы ФСС России в районе (городе).

Выплата социальных страховых пособий, оплата путевок работникам и членам их семей в санаторно-курортные учреждения, финансирование других мероприятий по социальному страхованию в организациях осуществляется через бухгалтерию работодателя. Ответственность за правильность начисления и расходования средств социального страхования несет администрация страхователя в лице руководителя и главного бухгалтера.

Работу по обязательному социальному страхованию в организациях осуществляют комиссии или уполномоченные по социальному страхованию (комиссия, уполномоченный соцстраха).

Комиссия соцстраха образуется в организациях и иных хозяйствующих субъектах (независимо от форм собственности), которые зарегистрированы в качестве страхователей в региональном отделении или филиале отделения ФСС России.

Комиссия соцстраха в структурных подразделениях организации осуществляет свою деятельность на основании общего положения о комиссии соцстраха в организации. Работник организации независимо от формы собственности как застрахованное лицо по окончании временной нетрудоспособности (в связи с болезнью, травмой, уходом за ребенком, беременностью и родами и в других случаях) оформленный надлежащим образом листок нетрудоспособности сдает не в свою организацию, а напрямую в местный орган ФСС РФ.

Работник местного органа ФСС РФ принимает от работника данный листок нетрудоспособности и производит необходимый расчет и начисление соответствующего пособия. Сумма начисленного пособия по заявлению застрахованного лица перечисляется по его желанию либо на его счет в уполномоченном банке, либо денежным переводом через отделение почтовой связи по месту его жительства.

На комиссию соцстраха возложены и обязанности: в случае выявления фактов нарушения законодательства о социальном страховании информировать администрацию организации и отделение (филиал) ФСС России; представлять материалы о своей работе по запросам отделения (филиала) ФСС России; представлять общему собранию и администрации отчет о своей деятельности не реже 1 раза в год и по истечении срока полномочий; рассматривать в 10-дневный срок заявления (жалобы) работников организации по вопросам социального страхования.

Председатель комиссии избирается из числа членов комиссии большинством голосов. Заседания комиссии соцстраха проводятся по мере необходимости, но не реже 1 раза в месяц. Решения комиссии (уполномоченного) по социальному страхованию оформляются протоколом.

Контроль за работой данной комиссии осуществляет отделение (филиал отделения) ФСС России.

1.3 Деятельность органов, осуществляющих обеспечение граждан пособиями по обязательному социальному страхованию в Российской Федерации

государственный внебюджетный социальный страхование

Государственная система социального обеспечения населения по видам обеспечения, включает в себя: пенсионную систему; систему социальных пособий и компенсационных выплат; систему социальных услуг (социального обслуживания); систему социальной медицинской помощи и лечения; систему социальной помощи; систему социальных льгот и преимуществ.

Обязательными участниками (субъектами) отношений по непосредственному социальному обеспечению каким-либо видом социального материального блага считаются, с одной стороны, имеющие право или притязающие на него граждане, с другой - компетентные органы и организации, предоставляющие тот или иной вид социального обеспечения и которые определены законодательством.

Пенсионная система состоит из двух относительно самостоятельных систем - страховой и бюджетной. Значит, работник завода по поводу своей пенсии должен будет обратиться в местный орган ПФР. А если у него есть накопительная пенсия, которую он передавал в управление негосударственному пенсионному фонду, то он может обратиться и к данному фонду. Военнослужащий в свою очередь обращается через военный комиссариат по месту жительства в пенсионный орган Минобороны России. На этом примере отчетливо видно различие пенсионных органов, куда указанным лицам следует обращаться по поводу своей пенсии. Разграничивающими критериями здесь выступают формы организации пенсионного обеспечения - обязательное пенсионное страхование и государственное пенсионное обеспечение; виды государственных пенсий - страховая и бюджетная; источники финансирования - бюджет ПФР и бюджетные ассигнования и др.

Таким образом, не всегда имеющиеся критерии, например формы и виды социального обеспечения, могут прямо указывать на орган, предоставляющий тот или иной вид обеспечения.

Теперь выясним, какими могут быть компетентные органы в зависимости от такого вида социального обеспечения, как социальные пособия, и каковы категории их получателей. Наиболее типичный пример - предоставление пособия по беременности и родам.

Федеральным законом от 19 мая 1995 г. «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» устанавливается право на пособие по беременности и родам разным категориям женщин. Например, такое пособие выдается женщинам, подлежащим социальному страхованию; обучающимся с отрывом от производства в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, в учреждениях послевузовского профессионального образования; проходящим военную службу по контракту, службу в качестве лиц рядового и начальствующего составов в органах внутренних дел и в других случаях.

По действующим правилам указанным категориям женщин рассматриваемое социальное пособие назначается и выплачивается соответственно по месту их работы, учебы или службы. Но есть исключение. Так, это пособие назначается и выплачивается женщине по последнему месту работы (службы), если отпуск по беременности и родам наступил в течение месячного срока после увольнения с работы (службы). Таким образом, в дело вступят различные органы, обязанные выплачивать это пособие.

Помимо органов, непосредственно предоставляющих какой-либо вид социального обеспечения, существуют и другие. К их числу, так или иначе имеющих отношение к вопросам социального обеспечения, можно отнести, например, федеральные органы законодательной, исполнительной и судебной власти, соответствующие органы субъектов РФ и местного самоуправления, фонды обязательного социального страхования, некоммерческие и иные организации, администрацию организаций и учреждений.

Правительство РФ является федеральным государственным органом исполнительной власти общей компетенции, который следует считать главным инструментом исполнения конституционных норм, реализации основных направлений политики государства, в том числе и в социальной сфере. Для этого правительство наделено широкими полномочиями во всех областях жизни населения. На него также возложена ответственность за обеспечение прав и свобод граждан, включая и их социальное обеспечение. Само же федеральное правительство тоже не имеет прямого контакта с гражданами по поводу непосредственного предоставления им социального обеспечения.

Таким образом, существуют органы, входящие в систему государственной исполнительной власти. Они в зависимости от своего положения (иерархического уровня по властной вертикали) могут иметь или не иметь прямую связь с гражданами по поводу их социального обеспечения. Все связи между указанными государственными органами (по вертикали - сверху вниз) основаны на принципе подчинения друг другу, т. е. отношений подчинения и власти. (Эти отношения регулируются нормами административного права. Они складываются в сфере деятельности исполнительной власти, например между органами, подведомственными Минздравсоцразвития России.)

Таким образом, в сфере социального обеспечения существуют различные органы и организации. Принимая во внимание объем правомочий органов, степень их участия в социальном обеспечении населения, можно выделить основные классы органов, осуществляющих свои функции по социальному обеспечению.

Первый класс - органы государственной власти и органы муниципальных образований. Под ними также подразумеваются органы различных федеральных министерств и ведомств, например Минтрудсоцзащиты России, МВД России, Минобороны России и пр.

Второй класс - органы обязательного социального страхования. В данном случае речь идет об органах, входящих в структуру ПФР, ФСС России, ФОМС, начиная с федерального и заканчивая местным уровнем.

Третий класс-негосударственные органы, например негосударственные пенсионные фонды. Им государство передало некоторые полномочия по накопительным пенсиям.

Таким образом, участие и роль этих органов в социальном обеспечении населения различна и зависит от того, какими полномочиями они наделены согласно действующему законодательству. Несмотря на имеющиеся различия, у них есть одна общая и объединяющая их цель - социальное обеспечение граждан. Названные выше органы и осуществляют в целом социальное обеспечение в стране.

Следовательно, социальное страхование, предполагает активную роль профессиональных союзов, других общественных организаций в формировании и использовании соответствующих целевых фондов. Важнейшая задача социального страхования заключается в создании необходимых условий для воспроизводства трудовых ресурсов. Оперативное управление средствами обязательного социального страхования, санаторно-курортными учреждениями на территории субъектов Российской Федерации осуществляют отделения Фонда социального страхования России. Деятельность по обеспечению граждан социальными страховыми пособиями в районах и крупных городах могут осуществлять филиалы или уполномоченные регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации.

Глава 2 . Современное состояние органов, осуществляющих обеспечение граждан по обязательному социальному страхованию

2.1 Организация работы органов Фонда социального страхования в Российской Федерации

Деятельность по обеспечению граждан социальными страховыми пособиями в районах и крупных городах могут осуществлять филиалы или уполномоченные регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации.

На Рис. 2.1 указана структура Фонда социального страхования Российской Федерации

В фонд социального страхования Российской Федерации входят органы управления, исполнительные органы и контролирующие.

Органы фонда социального страхования можно разделить на три группы: исполнительные; руководящие; контролирующие.

Исполнительными органами ФСС являются: региональные подразделения фонда, которые распоряжаются его средствами на территории субъектов федерации; центральные подразделения, которые управляют средствами организации в различных хозяйственных отраслях; филиалы центральных и отраслевых отделений ФСС. Руководит деятельностью внебюджетной организации председатель фонда. Он и его 5 заместителей отбираются на должности правительством.

В управленческую структуру ФСС входят коллегиальные и совещательные органы: для самого фонда - это правление (далее - ПФСС), а для его отраслевых подразделений - координационные советы. Заседания правления ФСС проводятся по необходимости. В его состав входят 35 лиц, которые утверждаются Правительством на основе поданного представительства председателя организации. Руководит правлением председатель фонда. Региональные подразделения фонда создаются на территории отдельных субъектов федерации. Центральные отделения - в разных хозяйственных отраслях. Руководство данными подразделениями осуществляют назначенные на должность управляющие.

Организационная структура фонда социального страхования РФ дополняется региональными и отраслевыми координационными советами Фонда. Это совещательные органы, которые занимаются рассмотрением вопросов, связанных с обязательной страховой деятельностью. В состав комитетов делегируются лица, которые отбираются ПФСС. Председателями координационных советов на местах являются управляющие региональных элементов организационной структуры.

Рис.2.2 Развернутая организационная структура ФСС

Фонд социального страхования предоставляет гражданам право на получение путевки в санаторно-курортное учреждения. Право на получение социальной услуги, в виде путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, при наличии соответствующих медицинских показаний, имеет гражданин, включенный Пенсионным фондом Российской Федерации в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи.

Количество граждан получивших путевки в санаторно-курортное учреждения указан в Таблице -1

Таким образом, ежегодно выделяются путевки гражданам, нуждающимся в социальной помощи путевок в санаторные учреждения. Количество инвалидов с каждым годом растет, а значит и количество путевок увеличивается по сравнению с ветеранами боевых действий.

Все поступающие в бюджет Фонда средства расходуются на:

Оплату пособий;

Путевок и проезда (частично или в полном объеме);

Компенсацию расходов (частично), затраченных на лечение в оздоровительных учреждениях (санаторного типа) и обучений в детско-юношеских спортивных школах;

Другие цели, стоящие перед Фондом (сформулированные в его задачах);

Финансовую поддержку Фонда и его подразделений на территории субъектов государства.

Структура показателей бюджета ФСС РФ в период с 2012-2015 гг. диаграмма- 1.

Анализируя диаграмму 1 можно сделать следующий вывод, что ФСС в последние два года стал выходить на стабильный уровень превышения доходов над расходами, что положительно сказывается на бюджете Российской Федерации. Данные результаты говорят о том что количество нуждающихся в социальном обеспечении сокращается, а значит и государство повышает уровень социальной защищенности населения.

Ежегодно количество граждан получивших пособие меняется. В 2016 году резко уменьшилось количество граждан получающих пособие от несчастных случаев на производстве.

Количество граждан в г. Уфе получающих пособий отображено в таблице -2.

Вид пособия

Количество граждан

По временной нетрудоспособности

Пострадавшим от несчастных случаев на производстве

По беременности и родам

При усыновлении ребенка

вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности

Единовременное пособие при рождении ребенка

На погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня услуг по погребению

Таким образом, характерной чертой социального страхования является финансирование социальных выплат за счет взносов. При «обеспечении» финансирование материальной помощи осуществляется за счет налогов независимо от сделанных ранее взносов. Форма попечительства представляет финансирование из бюджета и ориентацию на индивидуальную нуждаемость. Форма социального страхования является доминирующей в странах рыночной экономики.

2.2 Проблемы и пути решения органов, осуществляющих обеспечения граждан по обязательному социальному страхованию Российской Федерации

Социальное страхование -- одна из основных форм социального обеспечения граждан, представляющая собой систему (государственную и общественную) денежного и материального обеспечений граждан при достижении ими пенсионного возраста, в случае временной или постоянной утраты трудоспособности, в целях охраны их здоровья.

Социальное страхование распространяется на активное, занятое население и финансируется за его счет, а также за счет работодателей. Переход к рыночной экономике существенно меняет социально-экономическую среду. В общественное сознание возвращается понятие «социальный риск» -- вероятность материальной необеспеченности трудящихся вследствие потери возможности участвовать в экономическом процессе. В связи с этим в сфере страхования возникает ряд проблем.

Во-первых, остро стоит проблема с квалифицированными кадрами, которые должны быть переведены на работу в территориальные органы Фонда социального страхования. Проблема заключается в том, что работники органов социальной защиты населения, занимающиеся назначением и выплатой государственных пенсий, имеют статус государственных служащих и соответствующие этому статусу льготы; работники же Пенсионного фонда России подобного статуса не имеют.

Решение данной проблемы, должно заключаться либо в наделении статусом государственных служащих работников Пенсионного фонда, либо увеличением заработной платы, чтобы заинтересовать сотрудников органов социальной зашиты населения, дабы не потерять ценные кадры.

Для этого уже сейчас проводятся совещания-семинары с работниками органов социальной защиты населения, органами Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, Министерства труда и социального развития Российской Федерации по обмену опытом и решению вопросов, возникающих при реализации нового пенсионного законодательства.

Во-вторых, существует проблема оказания гражданам помощи из-за отсутствия современных технологий в каждом учреждении по предоставлению социальной помощи. Для решения данной проблемы необходимо:

Для застрахованных граждан:

Обеспечение правильности начисления пособий;

Отсутствие зависимости от работодателя по выплате пособий;

Самостоятельный выбор способа получения пособий (либо на банковский счет, либо почтовым переводом);

Сокращение конфликтных ситуаций с работодателем.

Для страхователей:

Освобождение от функций по расчету пособий.

Для Фонда социального страхования Российской Федерации:

Возможность контроля за всеми оплачиваемыми листками нетрудоспособности;

Сокращение случаев страхового мошенничества

Оптимизация расходов.

Для медицинских учреждений:

Введение листка нетрудоспособности;

Сокращается время, которое тратилось на бумажную работу;

Переход на электронный листок нетрудоспособности;

В-третьих, проблемой является неблагоприятные демографические тенденции, которые связаны с сокращением доли населения в трудоспособном возрасте.

Реформирование системы ОСС должно осуществляться на основе соблюдения конституционных прав граждан Российской Федерации и четкого определения целей, задач и источников финансирования по различным видам социального страхования, соблюдения страховых принципов и развития персонифицированного учета во всей системе ОСС, адекватности уровня социальной защиты размерам страховых платежей, устранения дублирования функций и создания условий для достижения финансовой устойчивости системы ОСС.

Реализация указанных принципов потребует осуществление целого комплекса мероприятий. В частности, необходимо продолжить формирование институциональных условий для эффективного функционирования системы ОСС Правительству Российской Федерации потребуется сосредоточить усилия на следующих направлениях:

1) проведении анализа законодательной и нормативной правовой базы (федеральной и региональной) в сфере ОСС, ведомственных актов, регулирующих вопросы социального страхования;

2) ревизии перечня выплат и расходов, осуществляемых в системе ОСС, и подготовке предложений по установлению четких границ для страховых и нестраховых выплат и расходов, определении источников финансирования для каждого их вида;

3) осуществлении мер, направленных на приведение порядка, условий и размеров страхового обеспечения в соответствие с социально-экономическим положением страны;

4) определении потребности системы ОСС в финансовых средствах;

Кроме этого, необходимо предпринять шаги, направленные на повышение эффективности администрирования расходов, предназначенных для страхового возмещения социальных рисков.

Введение персонифицированного учета всех застрахованных граждан позволит избежать случаев получения страхового возмещения по одному и тому же основанию из разных источников, а также сделать систему социальной защиты более адресной.

Заключение

Государственный внебюджетный фонд -- это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан и удовлетворения некоторых потребностей социального и экономического характера.

Внебюджетные фонды -- одна из форм перераспределения и использования национального дохода государства на определенные социальные и экономические цели.

Обязательное социальное страхование представляет собой часть государственной системы защиты населения. Спецификой его работы является страхование работающих граждан от разного рода рисков, связанных с изменением их материального или социального положения. Если говорить просто, в случае потери трудоспособности Фонд должен помочь застрахованным работающим гражданам сохранить достигнутый ими уровень и качество жизни, а также их социальный статус.

Существует многообразие органов, непосредственно предоставляющих социальное обеспечение. Чтобы выяснить, какой именно орган предоставляет тот или иной вид социального обеспечения, в каждом конкретном случае необходимо анализировать многочисленные нормативные правовые акты. Их исследование показывает следующее.

Помимо органов, непосредственно предоставляющих какой-либо вид социального обеспечения, существуют и другие органы. К их числу, так или иначе имеющих отношение к вопросам социального обеспечения, можно отнести, например, федеральные органы законодательной, исполнительной и судебной власти, соответствующие органы субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, фонды обязательного социального страхования, некоммерческие и иные организации, администрацию организаций и учреждений.

Существующие проблемы негативно влияют на организацию работы органов социальной защиты по оказанию социального обеспечения, для улучшения системы обеспечения социальной помощи необходимо осуществить меры по решению данных проблем.

Решением данных проблем является улучшение качества работы персонала, улучшить системы мер предоставления социальной помощи гражданам, а также следует создать единую информационную базу по всем видам ОСС, разработать систему присвоения гражданам единого социального номера и выдачи персональных карточек социального страхования.

Внебюджетные фонды - одна из форм перераспределения и использования национального дохода государства на определенные социальные и экономические цели.

Значение внебюджетных социальных фондов состоит в том, чтобы поддерживать существование лиц, нуждающихся в помощи, то есть обеспечить минимальный гарантированный уровень доходов инвалидам, пенсионерам, безработным, малоимущим и так далее.

Таким образом, можно сделать вывод, что совершенствование системы социального страхования является сейчас насущной необходимостью. Пусть у внебюджетных фондов и существуют свои проблемы, но путем принятия новых нормативных актов, реализацией различных проектов они вполне могут быть решены, пусть не в короткие сроки, но с действительной перспективой улучшенного функционирования и положительных результатов в дальнейшем.

Список использованной литературы

1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с поправками от 30 декабря 2008 г. 5 февраля, 21 июля 2014г.) // Электронный ресурс: СПС Гарант

2. Федеральный закон Российской Федерации от 28.01.2013№ 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (ред. от 21.07.2014) // Электронный ресурс: СПС Гарант

3. Федеральный закон Российской Федерации от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (ред. от 21.07.2014)

4. Федеральный закон Российской Федерации от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» (ред. от 29.06.2015) // Электронный ресурс: СПС Гарант

5. Федеральный закон Российской Федерации от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (ред. от 29.06.2015) // Электронный ресурс: СПС Гарант

6. Федеральный Закон Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (ред. от 29.06.2015) // Электронный ресурс: СПС Гарант

7. Федеральный закон Российской Федерации от 09.01.1997 № 5-ФЗ «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда, Героям Труда Российской Федерации и полным кавалерам ордена Трудовой Славы» (ред. от 28.12.2013, с изм. от 06.04.2015) //Электронный ресурс: Консультант Плюс

8. Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ред. от 13.07.2015) // Электронный ресурс: Консультант Плюс

9. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 22 января 2015 г. №-35н «Об утверждении Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации»

10. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 30 октября 2012 г.№-353н «Об утверждении Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации»// Электронный Ресурс: СПС Гарант

11. Галаганов В.П. Организация работы органов социального обеспечения: учебное пособие - 6-е издание // Издательство: Академия (Academia)//2014г.-192с.

12. Савинов А.Н. Организация работы органов социальной защиты: учебное пособие - 2-е издание // ООО «Издательский центр «Академия»// 2013г.-192с.

13. Сулейманова Г.В. Право социального обеспечения: учебное пособие-3-е издание // М.: Издательство «Юрайт»// 2013г.-576с.

14. www.socialnaya-podderzhka.ru- социальная поддержка населения

15. www.pfrf.ru - официальный сайт Пенсионного Фонда Российской Федерации

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Основные задачи деятельности Фонда социального страхования. Виды страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию, осуществляемые за счет Фонда. Обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

    отчет по практике , добавлен 23.10.2010

    Понятие и назначение обязательного медицинского страхования, его отличительные особенности и порядок заключения соответствующего договора, принципы. Виды страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию, их законодательное обоснование.

    контрольная работа , добавлен 16.11.2010

    Механизм социального страхования в Российской Федерации, его основные отрасли. Характеристика взносов и выплат по социальному страхованию. Пенсионный фонд Российской Федерации. Фонды обязательного медицинского страхования и социального страхования.

    контрольная работа , добавлен 11.12.2015

    Виды страхования, их краткая характеристика, документальное оформление и порядок расчётов. Объекты, принципы и источники финансирования обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Размеры страховых возмещений.

    курсовая работа , добавлен 17.09.2014

    Фонд социального страхования Российской Федерации как один из государственных внебюджетных фондов, созданный для обеспечения обязательного социального страхования граждан России, анализ функций. Рассмотрение особенностей формирования бюджета фонда.

    презентация , добавлен 03.01.2014

    Литературное, нормативно-правовое обеспечение проверки объекта контроля. Общая характеристика РУП "Учхоз БГСХА" Горецкого района Могилевской области. Организация и методика расчета ревизии, аудита по социальному и имущественному страхованию и обеспечению.

    курсовая работа , добавлен 25.12.2011

    Формирование социального страхования как правовой, организационной и финансовой системы. Основные виды и формы социального обеспечения: обеспечение граждан различными видами пособий по государственному социальному страхованию и иных социальных пособий.

    реферат , добавлен 11.03.2010

    Право граждан на обеспечение по общеобязательному государственному социальному страхованию. Функции страхования и его содержание как экономической категории. Виды материального обеспечения и социальных услуг в связи с временной потерей трудоспособности.

    реферат , добавлен 27.03.2009

    Обязательное и добровольное медицинское страхование, финансирование и оказание медицинской помощи, определяемой обязательными страховыми программами. Образование фондов добровольного медицинского страхования. Сбор платежей по обязательному страхованию.

    контрольная работа , добавлен 10.04.2010

    Формы проведения медицинского страхования граждан в Российской Федерации, их назначение и направления реформирования. Участники обязательного и добровольного медицинского страхования. Специфика медицинского страхования граждан, выезжающих за рубеж.

Социальное страхование – это ряд мероприятий, направленных на социальную защиту населения в случае потери трудоспособности или иных факторов, которые препятствуют возможности самостоятельного обеспечения. Такая услуга позволяет поддерживать те слои населения, которые по тем или иным причинам нуждаются в финансовой помощи. Что такое социальное страхование? Сегодня разберем в этой статье.

Социальное страхование реализуется в виде пенсий, пособий, льгот и прочих выплат, сформированных как в натуральном, так и в денежном выражении. Разделяют как государственные фонды, так и коллективные (профсоюзные), а также есть и смешанные формы фондов по социальной защите населения.

Бюджет таких фондов пополняется за счет средств трудоспособного населения, т. е. физических лиц, и за счет любых форм организаций, осуществляющих коммерческую деятельность на территории Российской Федерации.

В современном мире, пожалуй, не существует государства, которое бы не осуществляло внутреннюю политику по социальной защите населения. Существует как обязательное страхование, так и добровольное. Говоря простым языком, социальная страховка – это сознательное гуманное решение общества о взаимовыручке и поддержке друг друга. Осуществляя небольшие выплаты в специализированные организации, люди помогают тем, кто нуждается в финансовой помощи. Как реализуется такая деятельность именно в России, рассмотрим более подробно.


Страховка граждан обеспечивает защиту населения в случае резкого изменения материального положения. Существуют разные аспекты рисков, связанных со страховым покрытием, обеспечивающихся выплатами из различных фондов. К таким видам рисков относятся:

  1. Больничные листы. В случае временной нетрудоспособности первые три дня по больничному листу оплачиваются работодателем, остальная часть денежных средств выплачивается из медицинского фонда соцзащиты.
  2. Связанные с материнством и детством. Сюда входят выплаты по рождению детей – как разовые, так и на постоянной основе, можно отнести оплату по декретному отпуску, материнский капитал и прочее.
  3. Выплаты по смерти кормильца или пособия по инвалидности.
  4. Коллективное страхование на вредном или опасном производстве. Каждое юридическое лицо, входящее в данную категорию, выплачивает страховую премию в фонд страхования для обеспечения социальной защиты. И если любое физическое лицо получило вред здоровью на опасном производстве, то фонд компенсирует деньги на восстановление здоровья. Сюда же можно отнести и экологические сборы.
  5. Медицинское страхование. Граждане Российской Федерации могут пользоваться бесплатными медицинскими услугами за счет фонда медицинского страхования.
  6. Пенсионное страхование. Люди, достигшие пенсионного возраста, также имеют право на получение пенсии и других льгот.
  7. Прочие льготы в натуральном или денежном выражении, относящиеся к участникам различных боевых действий или участникам ликвидации Чернобыльской атомной электростанции.


Обязательное страхование в России закреплено федеральным законом 165-ФЗ, а также иными актами, относящимися к такому виду страхования. Этот закон состоит из пяти глав. К первой части относятся терминология, применяемая в сфере обязательного страхования, а также виды и формы страхования.

Во второй главе описываются взаимоотношения между субъектами и объектами страхования. Устанавливаются права, обязанности и ответственность страховщиков, страхователей и застрахованных лиц. В третьей главе закреплены вопросы по управлению данной сферой, регламентированы действия контрольных органов.

Четвертая глава описывает источники финансирования, разграничивает понятие бюджетных и внебюджетных фондов. Устанавливает тарифы, ставки, сроки пополнения страховых премий, которые выплачивают страхователи и застрахованные лица, формирующие бюджет фондов.

Пятая глава регламентирует описание действий по страховым выплатам, а также сроки исковой давности и разрешение споров.


В России обязательное страхование обеспечивается тремя основными фондами:

  1. ФОМС – Фонд обязательного медицинского страхования.
  2. ПФР – Пенсионный фонд России.

Рассмотрим деятельность этих организаций в отдельности.


Это внебюджетное формирование было учреждено в 1991 году. Оно обеспечивает соцзащиту во многих сферах, а именно:

  • выплаты по больничным листам, единовременные выплаты по рождению ребенка, а также выплаты на ежемесячной основе по уходу за ребенком, выплаты при беременности и родам;
  • выплаты при получении профессиональных производственных травм;
  • льготы на санитарно-курортное лечение для восстановления здоровья;
  • обеспечение инвалидов вспомогательными медицинскими принадлежностями;
  • принятие мер по предупреждению профессиональных заболеваний на производстве.

Фонд обязательного медицинского страхования


Был организован в 1993 году. Эта организация обеспечивает получение бесплатной медицинской помощи. Также занимается организацией различных целевых программ, вакцинацией населения. В обязанности этой организации входят контроль и соблюдение всех целевых программ, а также хранение и перенаправление денежных средств для обеспечения бесплатной медицинской помощи либо льготных условий для различных категорий населения. Фонд является также внебюджетным.

Пенсионный фонд Российской Федерации


Это самое масштабное объединение. Оно является внебюджетной организацией. Фонд был организован в 1990 году с целью выплат пенсий, а также соцзащиты населения. Организация выполняет множество направлений и является ключевой для поддержки населения. Основные функции:

  1. Выплата пенсий людям, достигшим пенсионного возраста.
  2. Выплата пособий по инвалидности, а также героям РФ И СССР, участникам боевых действий, ветеранам труда.
  3. Оплата материнского капитала.
  4. Контроль движения денежных средств.
  5. Контроль за пополнением пенсионного фонда, взаимодействие с коммерческими организациями, осуществляющими выплаты премий.
  6. Учет всех участников программы путем присвоения уникального идентификационного номера.
  7. Поддержка программ по добровольному пенсионному накоплению.
  8. Контроль и внедрение доплат по пенсиям для повышения общего материального положения пенсионеров.


Формирование бюджета таких организаций происходит за счет страховых премий, которые оплачивают страхователи, т. е. деньги на реализацию тех или иных целей поступают из доходов населения или коммерческих компаний. Только в случае, если в бюджете фондов недостаточно средств, он дополнительно финансируется из доходов государства.

Сумма пополнения бюджета определяется тарифами, закрепленными законодательством. Различные фирмы и организации производят выплаты в зависимости от дохода работников на предприятии. Денежные средства поступают в региональные отделения фондов. Некоторые выплаты в пользу рабочих на предприятии освобождаются от удержания перечисления денежных средств в фонды. К ним относятся:

  • материальная помощь в случае терактов, стихийных бедствий, прочих ситуаций, подтвержденных справкой из органов полиции или ЖЭКа, например ограблений, затоплений квартиры. Также мат. помощь в ситуациях потери кормильца;
  • выплаты по рождению ребенка или усыновлению. Должны не превышать 50 тыс. рублей и при условии, что перевод денежных средств осуществляется не позднее чем через год после наступления события;
  • оплата суточных, если это предусмотрено регламентом организации;
  • оплата в других случаях, но сумма не должна превышать 400 тысяч рублей.


Эти организации, в зависимости от направления деятельности, обеспечивают социальную защиту населения. Формируют и оплачивают пенсию, листы нетрудоспособности. На деньги таких фондов содержатся санитарно-курортные комплексы, детские и оздоровительные лагеря.

На бюджет этих организаций осуществляются выплаты по безработице. А также формируются средства на погребение и другие выплаты. Если человек имеет финансовые затруднения по тем или иным причинам, то имеет смысл обратиться в один из фондов для получения социальной помощи.


За пополнения фондов внутри организаций отвечают сотрудники бухгалтерии. На каждого сотрудника компании формируется индивидуальный счет, в котором отражаются все выплаты организации – как окладной части, так и различных премий, в зависимости от формы формирования заработанной платы.

Работодатель обязан перевести денежные средства в фонды не позднее 15-го числа в месяце, который следует за отчетным. При этом контролируют этот процесс ФСС И ПФР. Обязанности этих организаций разграничены. ФСС отвечает за выплаты, связанные:

  1. С оплатой больничных листов.
  2. Страхованием от профессиональных заболеваний.
  3. Материнством.

Пенсионный фонд контролирует взносы по медицинскому страхованию и пополнению пенсионного фонда.

Таким образом, функционирование данных организаций жизненно необходимо для проведения внутренней политики по социальной защите населения. Внебюджетные фонды имеют децентрализованный характер и закреплены за каждым субъектом Российской Федерации. Благодаря их функционированию происходит стратегическое перераспределение доходов государства. И каждый человек застрахован от большинства обстоятельств, которые могут являться следствием потери трудоспособности.

Все работники подлежат обязательному государственному социальному страхованию.

Государственное социальное страхование является основной формой практической реализации вашими работниками своего права на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности.

Средствами государственного социального страхования управляет Фонд социального страхования РФ.

Все предприятия обязаны делать отчисления в данный фонд.

Размеры страховых взносов и порядок их уплаты устанавливаются законом.

Следует иметь в виду, что неуплата работодателем взносов на государственное социальное страхование не лишает его работников права на обеспечение за счет средств государственного социального страхования.

За нарушение установленного законом порядка уплаты взносов на социальное страхование или же за неуплату этих взносов по отношению к работодателю могут быть применены конкретные финансовые санкции.

В данной статье речь пойдет о существующих видах пособий по государственному социальному страхованию и условиях их выдачи вашему персоналу.

2. Виды обеспечения по государственному социальному страхованию

Работники подлежат государственному социальному страхованию независимо от того, выполняют они работу постоянно, временно, сезонно, состоят в штате предприятия или нет.

За счет средств государственного социального страхования предоставляются следующие виды пособий:

  • по временной нетрудоспособности;
  • по беременности и родам;
  • за постановку на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
  • по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;
  • по случаю рождения ребенка;
  • на погребение.

    За счет средств государственного социального страхования работники обеспечиваются пенсиями по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, а некоторые категории работников — также пенсиями за выслугу лет.

    Средства государственного социального страхования используются также в установленном порядке на:

  • оплату санаторно-курортного лечения, отдыха, лечебного (диетического) питания застрахованных;
  • содержание оздоровительных лагерей для их детей и др.

    Давайте в самом общем виде рассмотрим порядок и условия выплаты перечисленных выше пособий по государственному социальному страхованию. Если Вы захотите более основательно проработать данный вопрос, вам следует прочитать Положение о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию.

    3. Пособие по временной нетрудоспособности

    Этот вид пособия предоставляется при:

  • болезни;
  • трудовом или ином увечье (в том числе при бытовой травме);
  • при уходе за больным членом семьи;
  • карантине;
  • протезировании.

    Пособие по временной нетрудоспособности выдается с первого дня утраты трудоспособности и до ее восстановления или до установления врачебно-трудовой экспертной комиссией (ВТЭК) инвалидности, даже если в это время работник был уволен.

    При наступлении временной нетрудоспособности в период спора о правильности увольнения пособие выдается в случае восстановления на работе. При этом пособие выдается со дня вынесения решения о восстановлении на работе.

    При наступлении временной нетрудоспособности во время следования к месту работы пособие выдается, если за это время работник имел право на заработную плату или суточные или оплату расходов по переезду.

    При бытовой травме пособие выдается начиная с шестого дня нетрудоспособности. Однако если травма имела место в результате какого-нибудь стихийного бедствия (например, землетрясения, урагана, наводнения, пожара и т.д.) или же анатомического дефекта пострадавшего, пособие выдается за весь период нетрудоспособности по общим правилам.

    При временной нетрудоспособности у временных и сезонных работников от трудового увечья или профессионального заболевания пособие выдается на общих основаниях, а при временной нетрудоспособности от других причин — не более, чем за 75 календарных дней.

    На практике временная нетрудоспособность зачастую наступает не только в период работы, но и тогда, когда работник находился в ежегодном отпуске. В этом случае пособие выдается за все дни освобождения от работы, удостоверенные больничным листком.

    Если же временная нетрудоспособность наступила в период отпуска без сохранения заработной платы или частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком, то в этом случае пособие не выдается.

    Пособие не выдается также при временной нетрудоспособности от заболеваний или травм, наступивших вследствие опьянения.

    Среди оснований обеспечения пособием по временной нетрудоспособности наибольший практический интерес, помимо заболевания или увечья, представляет освобождение работника от выполнения трудовых обязанностей в связи с необходимостью ухода за больным членом семьи.

    Независимо от возраста заболевшего пособие должно выдаваться в следующих случаях:

  • установление факта, что отсутствие ухода грозит опасностью для жизни или здоровья заболевшего;
  • нет возможности при наличии показаний поместить заболевшего в больницу;
  • среди членов семьи заболевшего нет другого лица, кроме самого работника, которое могло бы ухаживать за больным (исключение установлено для матерей при заболевании ребенка в возрасте до 2 лет: им пособие выдается независимо от того, есть ли другой член семьи, способный ухаживать за больным ребенком).

    Пособие по уходу за заболевшим членом семьи выдается не более, чем на 3 календарных дня. Продление срока выдачи пособия сверх 3 календарных дней производится лишь в исключительных случаях в зависимости от тяжести заболевания члена семьи и бытовой обстановки и не более, чем до 7 календарных дней в общей сложности.

    Пособие по уходу за больным ребенком, не достигшим 14 лет, выдается за период, в течение которого ребенок нуждается в уходе, но не более, чем на 14 календарных дней.

    Пособие работающему лицу, занятому уходом за ребенком в возрасте до 3 лет или ребенком-инвалидом в возрасте до 16 лет, выдается в случае болезни матери на период, когда она не может осуществлять уход за ребенком.

    Размеры пособия по временной нетрудоспособности дифференцированы в зависимости от причины ее возникновения, длительности непрерывного трудового стажа, числа несовершеннолетних детей-иждивенцев и ряда других обстоятельств.

    При временной нетрудоспособности от трудового увечья или профессионального заболевания пособие выдается в размере 100% заработка.

    В других случаях (например, общее заболевание, бытовая травма, карантин, уход за больным членом семьи и др.) пособие работникам выдается в следующих размерах:

  • имеющим непрерывный трудовой стаж
  • имеющим на своем иждивении трех или более детей, не достигших 16 (учащихся —18) лет — 100% заработка независимо от длительности непрерывного трудового стажа;
  • работающим инвалидам Отечественной войны и другим инвалидам, приравненным в отношении льгот к инвалидам Отечественной войны, — 100% заработка во всех случаях временной нетрудоспособности.

    Минимальный размер пособия по временной нетрудоспособности составляет 90% минимальной оплаты труда.

    Попробуйте определить размер пособия по временной нетрудоспособности для каждого сотрудника с учетом стажа его работы. Например: И.А.Иванов, стаж работы — 6 лет, размер пособия по временной нетрудоспособности — 80% заработка.

    4. Пособие по беременности и родам

    Некоторые правила обеспечения данным видом пособия аналогичны тем, которые установлены для обеспечения пособием по временной нетрудоспособности (например, о выдаче пособия в случае наступления отпуска по беременности и родам в период спора о правильности увольнения).

    Вместе с тем имеется и ряд особенностей. Так, например, при предоставлении отпуска по беременности и родам во время пребывания женщины в отпуске по уходу за ребенком (в том числе без сохранения заработной платы) пособие выдается за все дни отпуска по беременности и родам, удостоверенные больничным листком.

    При этом за период частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком женщинам выдается по их выбору либо пособие по беременности и родам, либо пособие по уходу за ребенком.

    Женщинам предоставляются оплачиваемые пособием отпуска по беременности и родам продолжительностью

  • 70 календарных дней до родов (в случае многоплодной беременности — 84 дня);
  • 70 (в случае осложненных родов — 86, а при рождении двух и более детей — 110) календарных дней после родов.

    Отпуск по беременности и родам исчисляется суммарно и предоставляется женщине полностью независимо от числа дней, фактически использованных до родов.

    Размер пособия по беременности и родам составляет 100% заработка.

    В случае предоставления отпуска по беременности и родам в период, когда женщина не работала вследствие отстранения от работы (должности) с приостановкой выплаты заработной платы, пособие не выдается.

    Если отпуск по беременности и родам продолжается и после допуска к работе, пособие выдается со дня, когда она должна была приступить к работе.

    При выкидыше, наступившем по истечении 196 дней беременности, пособие по родам выдается на общих основаниях.

    5. Пособие по случаю рождения ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет

    Единовременное пособие по случаю рождения ребенка по общему правилу выдается определенному кругу лиц в установленных действующим законодательством размерах.

    Правом на указанное пособие пользуются работающие и учащиеся женщины.

    Если женщина уволилась с работы в период отпуска по беременности, в течение которого она получала пособие по беременности и родам, единовременное пособие выдается на общих основаниях.

    Пособие по случаю рождения ребенка не выдается, если ребенок родился мертвым. Кроме того, указанный выше круг матерей пользуется правом и на ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

    В случае смерти матери данное пособие может выдаваться отцу ребенка или другому лицу, фактически воспитывающему ребенка, на основании письменного заявления.

    Размер пособия по уходу за ребенком дифференцирован в зависимости от местности.

    Составьте список сотрудниц, имеющих право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. Например: Л.В.Сидорова, 30 сентября 1997 г.

    6. Пособие на погребение

    В случае, если погребение осуществлялось за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего, им выплачивается социальное пособие на погребение в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, установленному законодательством, но не превышающем 1000 рублей.

    Размер пособия на погребение дифференцирован в зависимости от местности, в которой происходят похороны, и возраста умершего.

    7. Назначение и выплата пособий

    По общему правилу назначение пособий производится по месту работы рабочего или служащего (там, где находится его трудовая книжка).

    Вы плата пособий по социальному страхованию, оплата путевок работникам и членам их семей в санаторно-курортные учреждения, финансирование других мероприятий по социальному страхованию на предприятиях, в организациях, учреждениях и иных хозяйствующих субъектах независимо от форм собственности осуществляется через бухгалтерии работодателей. Ответственность за правильность начисления и расходования средств государственного социального страхования несет администрация страхователя в лице руководителя и главного бухгалтера.

    После назначения пособия выплата его производится администрацией предприятия в счет взносов на социальное страхование, причитающихся со страхователей.

    Пособия назначаются и выплачиваются по месту работы рабочего или служащего и в том случае, если нетрудоспособность наступила вне места нахождения предприятия (например, во время командировки, в период отпуска и др.).

    Пособие по временной нетрудоспособности выплачивается в сроки, установленные для выплаты заработной платы.

    Пособие по беременности и родам выплачивается единовременно за весь период отпуска независимо от числа дней, фактически использованных до родов.

    Для получения единовременного пособия по случаю рождения ребенка родитель, обратившийся за пособием, обязан представить справку о рождении, выданную загсом.

    Для получения пособия на погребение представляется справка о смерти, выданная загсом для получения указанного пособия.

    Начисленное, но не полученное пособие, выплачивается работнику в течение сроков, установленных для выплаты неполученной заработной платы.

    Суммы пособий, излишне выплаченные, могут удерживаться с получателя в том случае, если переплата произошла в результате счетной (арифметической) ошибки или из-за злоупотребления со стороны получателя (например, из-за подлога, подчистки в документах и т.д.).

    Удержание производится при последующих выплатах пособий или из заработной платы. Однако всякий раз может удерживаться не более 20% суммы, причитающейся работнику при данной выплате.

    Пособия по социальному страхованию могут выплачиваться по доверенности, оформленной в установленном порядке, либо по заявлению работника перечисляться в сберегательную кассу или пересылаться по почте (в том числе и по временному месту жительства).

    Расходы по пересылке пособия оплачиваются за счет суммы пособия.

    Главный бухгалтер предприятия наряду с профсоюзной организацией несет ответственность за правильное расходование средств на выплату пособий.

    8. Пенсионное обеспечение

    Основополагающими законодательными актами, которые устанавливают нормы и условия пенсионного обеспечения, являются следующие:

    Федерадбный закон от 15.12.01 №166-ФЗ "О госудасрвтенном пенсионном обеспечении в Российской Федерации";

    Федеральный закон от 17.12.01 №173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";

    Федеральный закон от 15.12.01 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"
    Согласно новому пансионному законодательству пенсии подразделяются в зависимости от источника финансирования:

  • трудовые пенсии, финансирование которых осуществляется за счет средств страхователей;
  • пенсии по государственному обеспечению, финансирование которых осуществляется за счет средств федерального бюджета.
    В зависимости от причин получения, пенсии подразделяются на
  • пенсии по старости;
  • пенсии по инвалидности;
  • пенсии по случаю потери кормильца

    Трудовая пенсия российского гражданина будет состоять из трех частей: базовой, страховой и накопительной. Размер базовой части устанавливается государством и гарантирован всем, застрахованным в системе госудасрвтенного пенсионного обеспечения по достижении пенсионного возраста. Пенсионный возраст для мужчин равен 60 годам, женщин - 55 годам. Второе условия назначения базовой пенсии это наличие не менее пяти лет страхового стажа. Речь идет о пяти годах, учтенных в системе пенсионного обеспечения и оплаченных страховыми взносами. Источником финансирования базовой части пенсии является федеральный налог. В настоящее время механизмом обеспечивающим сбор средств на эти цели, является единый социальный налог.

    Размер страховой части зависит от величины пенсионных отчислений и устанавливается исходя из суммы страховых взносов, уплаченных за застрахованное лицо в течение его трудовой деятельности.

    Размер накопительной части трудовой пенсии зависит от суммы страховых взносов, уплаченных за застрахованное лицо и инвестиционного дохода. Накопительныя часть пенсии сродни страховой. она финансируется за счет части страхового тарифа, выделяемой для более молодых возрастных групп из страхового взноса.Как и в страховой части, размер накопительной отчислений различен для различных возрастных групп.

    Трудовая пенсия по инвалидности устанавливается в случае наступления инвалидности при наличии ограничения способности к трудовой деятельности III, II или I степени, определяемой по медицинским показаниям.Трудовая пенсия по инвалидности устанавливается независимо от причины инвалидности (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи), продолжительности страхового стажа застрахованного лица, продолжения инвалидом трудовой деятельности, а также от того, наступила ли инвалидность в период работы, до поступления на работу или после прекращения работы.

    Право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении. Одному из родителей, супругу или другим членам семьи, указанная пенсия назначается независимо от того, состояли они или нет на иждивении умершего кормильца. Семья безвестно отсутствующего кормильца приравнивается к семье умершего кормильца, если безвестное отсутствие кормильца удостоверено в установленном порядке.Трудовая пенсия по случаю потери кормильца устанавливается независимо от продолжительности страхового стажа кормильца, а также от причины и времени наступления его смерти, за исключением случаев, предусмотренных законом.

    При установлении тарифа страховых взносов на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии законодатель исходил из разделения всех застрахованных лиц по возрастному и половому признаку на группы

    Каждый предприниматель обязан делать отчисления в Фонд социального страхования.

    Эти средства используются для выплаты различных видов пособий наемным работникам.

    Прочитав эту брошюру, Вы узнали, каковы условия и порядок обеспечения персонала тем или иным видом пособия по социальному страхованию.

    Следует помнить о том, что за правильность и своевременность уплаты взносов в Фонд социального страхования отвечают руководитель предприятия и главный бухгалтер.

    В случае нарушения установленного законодательством размера и порядка уплаты взносов на нужды социального страхования против вас могут быть применены конкретные финансовые санкции.

    Твердо зная, в каких случаях пособия работникам выплачиваются, а в каких — нет, Вы, с одной стороны, сможете соблюсти все требования закона, а, с другой стороны, получите возможность избежать необоснованных денежных затрат.