Мероприятия государства по мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию на основе финансового законодательства страны называются финансовой политикой. Направления финансовой политики зависят от экономического состояния страны.
Кризисное положение экономики предопределяет финансовую политику, направленную, с одной стороны на прекращение спада производства и на стимулирование производства (например, в виде отдельных налоговых льгот производителям) , на мобилизацию финансовых ресурсов в целях их эффективного вложения в отдельные отрасли экономики, а с другой - на сдерживание всех социальных программ, сокращение расходов на оборону и т.д. Соответственно, при переходе экономики в другое состояние меняются направления финансовой политики.
Правильность выбранной финансовой политики, несомненно, зависит от критической оценки складывающейся в стране экономической ситуации, от соблюдения “золотого правила” экономической теории при разработке прогнозов и рекомендаций оценивать экономическую ситуацию в стране такой, какая она есть, а не такой, какой ее хотелось бы видеть. Это тем более важно, поскольку общей тенденцией развития является усиление роли правительства в регулировании национальной экономики через финансовую систему, а именно - расходы государства на программы по социальному обеспечению, на поддержание среднего уровня доходов, на здравоохранение, образование и т.д.
Между возникновением опасности, принятием решений, проведением соответствующих действий и их эффектом неизбежны временные лаги, т.е. промежутки времени, разделяющие вышеназванные ступени. В бюджетно-налоговой сфере существует лаг между возникновением шоковой ситуации и поэтапным прохождением закона через властные структуры. Таким образом, отсрочки при принятии решений часто приводят к результатам, противоположным искомым, еще более расшатывают, а не стабилизируют ситуацию.
Финансовая политика складывается из двух взаимосвязанных направлений деятельности государства: в области налогообложения и регулирования структуры государственных расходов с целью воздействия на экономику (фискальная политика) и в области регулирования бюджета (бюджетная политика).
3. Социальная политика – экономическая деятельность человека, в конечном счете, имеет целью создание материальной базы для улучшения условий жизни. Поскольку люди в своей экономической деятельности тесно взаимосвязаны друг с другом, постольку и изменение условий жизни отдельного индивида не может происходить в отрыве от изменения этих условий для других индивидов. В свою очередь, это требует согласования деятельности по обеспечению благоприятных условий жизни. Указанная деятельность и получила название социальной политики. По сути, в социальной политике выражаются конечные цели и результаты экономического роста.
Социальная политика играет, с точки зрения функционирования экономической системы, двоякую роль.
Во-первых, по мере экономического роста, накопления национального богатства создание благоприятных социальных условий для граждан становится главной целью экономической деятельности, v в этом смысле в социальной политике концентрируются цели экономического роста; все другие аспекты экономического развития начинают рассматриваться в качестве средств реализации социальной политики.
Во-вторых, социальная политика является и фактором экономического роста. Если экономический рост не сопровождается ростом благосостояния, то люди утрачивают стимулы к эффективной экономической деятельности. Одновременно, чем выше достигнутая ступень экономического развития, тем выше требования к людям, обеспечивающим экономический рост, их знаниям, культуре, физическому и нравственному развитию. В свою очередь, это требует дальнейшего развития социальной сферы.
Социальная политика осуществляется на разных уровнях экономической деятельности. Так, можно говорить о социальной политике фирмы (корпорации) в отношении своего персонала, о региональной и общегосударственной социальной политике. Учитывая тесную взаимозависимость современного мира, можно говорить о межгосударственной социальной политике (например, в решении глобальных экологических проблем, преодолении социально-экономической отсталости групп стран или даже континентов).
4. Государственное предпринимательство осуществляется в тех областях, где хозяйственность противоречит природе частных фирм или же требуются огромные вложения средств и риск. Основное отличие от частного предпринимательства состоит в том, что первоочередная цель государственного предпринимательства состоит не в получении дохода, а в решении социально-экономических задач, таких как обеспечение необходимых темпов роста, сглаживание циклических колебаний, поддержание занятости, стимулирование научно-технического прогресса и т.д. Данная форма регулирования обеспечивает поддержку малорентабельных предприятий и отраслей хозяйства, которые жизненно важны для воспроизводства. Это прежде всего отрасли экономической инфраструктуры(энергетика, транспорт, связь). К проблемам, решаемым государственным предпринимательством, относятся также предоставление населению льгот в различных областях социальной инфраструктуры, помощь жизненно важным наук и капиталоемким отраслям экономики в целях ускорения научно-технического прогресса и укрепления на этой основе позиций страны в мировом хозяйстве, проведение региональной политики - строительство в экономически отсталых районах промышленных предприятий, создание рабочих мест, охрана окружающей среды путем внедрения безотходных технологий, строительства очистных сооружений, развитие фундаментальных научных исследований, производство товаров, являющееся по закону государственной монополией.
Как правило, государственные предприятия не готовы к рыночному соперничеству, поскольку рассчитывают не только на себя, но и на особое отношение со стороны властей (дотации, налоговые льготы, гарантии сбыта в рамках госзаказов). У государственных предприятий нет обязательств перед акционерами, банкротство им обычно не грозит. Все это негативно сказывается на динамике затрат и цен, скорости освоения новых технологий, качестве организации производства и т.д.
Конкуренция в сфере коммерческой деятельности недопустима еще и потому, что частный сектор втягивается в коррупцию: через взятку чиновнику можно добиться больших результатов, чем за счет снижения издержек.
Если экономика обременена избыточным количеством государственных предприятий, в сложное положение попадают их работники. Именно они становятся первой жертвой правительственной политики, направленной на преодоление чрезвычайных ситуаций. Обычно люди, работающие в госсекторе, первыми ощущают замораживание зарплаты. Видимо поэтому волна приватизации, прокатившаяся в 80-е годы по экономикам западных стран не вызвала широких протестов со стороны основной массы занятых в государственном секторе. Люди рассчитывали, что, освободившись от государственного давления, они сумеют в полной мере использовать преимущества рыночного хозяйства, стать совладельцами частных предприятий.
Очевидно, что современная рыночная система немыслима без вмешательства государства. Однако существует грань, за которой происходят деформации рыночных процессов, падает эффективность производства. Тогда рано или поздно встает вопрос о разгосударствлении экономики, избавление ее от чрезмерной государственной активности. Существуют важные ограничения для регулирования. Например, недопустимы любые действия государства, разрушающие рыночный механизм (тотальное директивное планирование, всеохватный административный контроль за ценами и др.). Это не означает, что государство снимает с себя ответственность за неконтролируемый рост цен и должно отказаться от планирования. Рыночная система не исключает планирования на уровне предприятий, регионов и даже народного хозяйства; правда, в последнем случае оно обычно является "мягким", ограниченным по срокам, масштабам и другим параметрам, и выступающим в виде национальных целевых программ. Также следует отметить, что рынок во многом является самонастраивающейся системой, и поэтому влиять на него следует только косвенными, экономическими методами. Однако в ряде случаев, применение административных методов не только допустимо, но и необходимо. Нельзя уповать только на экономические либо только на административные меры. С одной стороны, элементы администрирования несет в себе любой экономический регулятор. Например, денежное обращение ощутит влияние такого известного экономического метода, как ставка по кредитам центрального банка не раньше, чем будет принято административное решение. С другой стороны, в каждом административном регуляторе есть нечто экономическое в том смысле, что он косвенно сказывается на поведении участников экономического процесса. Прибегая, скажем, к прямому контролю за ценами, государство создает для производителей особый экономический режим, вынуждает их пересматривать производственные программы, искать новые источники финансирования инвестиций и т.д.
Схема 3.1.
С. - стоимость потребленных ресурсов;
V - стоимость затрат живого труда; m - вновь созданная стоимость, дополнительный продукт.
Каждый из элементов участвует в формировании финансовых ресурсов общества в определенных специфических формах.
Амортизационный ресурс - форма участия элемента «С» - действует только на микроуровне по месту создания, перераспределению не подлежит.
V - участвует в создании финансовых ресурсов в формах: обязательные безвозвратные налоги и сборы в бюджет, целевые фонды; страховые взносы и другие платежи в финансовую систему; добровольные платежи на безвозвратной основе в форме прироста вкладов в сберегательных учреждениях, приобретение государственных ценных бумаг.
m - относится к финансовым ресурсам непосредственно как чистая прибыль предпринимательских субъектов и опосредованно как налоги и другие платежи в централизованные фонды на макроуровне (бюджет, целевые фонды).
Финансовые ресурсы формируются разными методами: обязательными и добровольными; кредитными и на безвозвратной основе; как результат основной деятельности и от непрофильных операций.
Схема 3.2. Использование финансовых ресурсов
Возможности удовлетворения потребностей общества могут определяться объемом финансовых ресурсов или другими факторами:
структурой национального дохода (соотношением фонда оплаты труда и чистого дохода);
В качестве основных этапов инвестиционного процесса можно выделить:
1) принятие решений об инвестировании;
2) осуществление и эксплуатация инвестиций.
На первом этапе ставятся цели и определяются направления инвестирования, выбираются конкретные объекты вложения средств. Формирование целей и разработка направлений инвестиционной деятельности связаны с разработкой инвестиционной стратегии предприятия. Конкретные объекты инвестирования выбираются в процессе планирования инвестиций. Содержание второго этапа может существенно различаться в зависимости от особенностей осуществления реальных и финансовых инвестиций.
В рыночном хозяйстве инвестиционный процесс реализуется через механизм инвестиционного рынка, посредством которого осуществляется кругооборот инвестиций, преобразование инвестиционных ресурсов во вложения и обеспечивается прирост капитальной стоимости.
Первоначальный- начальный капитал, необходимый для открытия собственного дела, создания предприятия.
Текущий капитал представляет собой функционирующий капитал, участвующий во всех стадиях воспроизводственного процесса и обеспечивающий их непрерывность. Текущий капитал определяется за определенный отрезок времени (год, квартал, месяц), его состояние фиксируется в балансе компании на определенную дату (начало, конец отчетного года). Непрерывное функционирование субъекта хозяйствования зависит от размера, структуры текущего капитала, опытного маневрирования финансовыми ресурсами, их действенного использования.
Финансовый рынок - это рынок финансовых активов, форма орга низации движения денежных средств в экономике. Он функционирует как рынок ссудных капиталов, рынок ценных бумаг, валютный и стра ховой рынок. По срокам обращения на нем финансовых инструментов делится на рынок капиталов и денежный рынок.
Предпосылкой его функционирования является несовпадение по требности в финансовых ресурсах у субъектов хозяйствования с наличи ем источников удовлетворения этой потребности. Финансовый рынок предназначен для аккумулирования временно свободных денежных средств и эффективного их использования. Функциональное назначение финансового рынка состоит в посредничестве движению денежных средств от их владельцев (сберегателей) к пользователям (инвесторам) - основным его участникам.
Использование денежных средств финансового рынка, которое осуществляется с помощью таких способов как эмиссия ценных бумаг, открытие кредитной линии в банках, получение займов у других органи заций и инвестиций в ценные бумаги, позволяет предприятиям решить следующие задачи:
Обеспечить перелив капитала между его участниками, способ ствуя концентрации финансовых ресурсов в наиболее рентабельных сферах экономики;
Эмитентам мобилизовать внутренние источники финансирова ния и временно свободные денежные ресурсы для долгосрочных инве стиций и удовлетворения других потребностей;
Инвесторам сформировать свои инвестиционные портфели наи лучшим образом с точки зрения сохранности капитала от инфляции и в целях получения дополнительного дохода.
Финансы выполняют несколько важных функций в социально-экономическом развитии страны. К ним относятся:
1) мобилизация ресурсов;
2) распределение привлеченных ресурсов;
3) организация рационального использования экономических ресурсов;
4) контроль за формированием и использованием привлеченных ресурсов
Мобилизация ресурсов заключается в том, что с помощью финансовых рычагов субъект деятельности привлекает необходимые ресурсы с целью решения определенных задач. Мобилизация - это привлечение, получения, приобретения рес ресурсов. Такие операции осуществляются при наличии различных условий и возможностей. Мобилизация ресурсов проводится с использованием различных инструментов. Даже в случаях, когда мобилизация ресурсов. Видеовызов юеться в товарной форме, финансы играют важную роль, поскольку оценивание ресурсов, а также их обращение происходят в денежной форме. При этом формируются определенные финансовые активы и соответственно, обязывает. Ання между участникамиками.
Например, с целью формирования ресурсов для обеспечения деятельности предприятия в форме общества с ограниченной ответственностью (ООО) учредители должны создать уставный капитал, который формируется пу яхом получения взносов участников. Они могут осуществляться в материальной, нематериальной и денежной формах. При этом активы передаются от учредителей в предприятия как юридического лица, а. ООО принимать имеет себя соответствующие обязательства перед основателямми.
Мобилизация экономических ресурсов субъектами хозяйственной деятельности может проводиться с использованием различных способов привлечения средств, например выпуска и размещения ценных бумаг, привлечение кредите ей, использование части прибыли с целью увеличения собственного капитала тощ.
Мобилизация средств для финансирования государственных расходов производится государственными органами управления. Источники мобилизации устанавливаются законодательством и утверждаются. Законом о государственном бюджете на текущий год. К ним, в частности, относятся: налоги, сборы и обязательные отчисления, продажу ресурсов, получение дивидендов на государственные пакеты акций, арендной платы от переданного в аренду государственного имущества и др.. С целью финансирования дефицита государственного бюджета используются доходы, полученные от приватизации государственного имущества, поступления от размещения государственных ценных бумаг, привлечения кредите в тощощо.
С переходом к рыночной экономике процесс мобилизации ресурсов для субъектов значительно усложняется. Так, привлечение средств в. Государственный бюджет имеет определенные границы и требует отлаженной системы исполнения. Вот содержания ресурсов путем эмиссии и размещения ценных бумаг предусматривает изучение потребностей рынка, спроса инвесторов, гарантий обслуживания эмиссий. Получению дивидендов предшествует активная деятельная ость в управлении предприятием путем участия в работе общего собрания акционеров, наблюдательного совета, правления и других органов управления. ОАО. Значительно усложняются условия получения кредита необходимо в обеспечить целевое и прибыльное использование привлеченных средств, предоставить соответствующие гарантии кредитору, провести погашения и обслуживания предоставленных кредитов в сроки, предусмотренные кредитным соглашениямгодою.
Распределение привлеченных ресурсов - это разделение мобилизованных ресурсов по различным направлениям использования с целью обеспечения определенной деятельности. Так, распределение ресурсов на уровне государства в процессе выполнения государством авного бюджета предусматривает использование доходов бюджета по установленному назначению. Это - финансирование образования, здравоохранения, органов государственного управления, проведения регулирования экономики, осуществлен ния государственных инвестиций и др.. Субъекты предпринимательской деятельности подразделяют мобилизованные ресурсы в фонды, которые используются с целью формирования и пополнения внеоборотных и оборотных активов. Каждый из следующих элементов имеет определенную структуру, которая определяется в процессе деятельности предприятийства.
Финансовые ресурсы распределяются между различными группами населения. Растет объем движения финансовых и экономических ресурсов между государствами. В процессе распределения средств используются различные способы. Это - бюджетами. Тне регулирования, предоставления кредитов, создание совместных предприятий, финансовых групп, холдинговых компаний и др.. Распределение ресурсов между группами граждан проводится путем предоставления государственных дотаций, помо вания, кредитования (как потребительского, так и предпринимательского), финансирование создания дополнительных рабочих мест, проведение переподготовки кадров и иа ін.
С помощью финансов осуществляют организацию рационального и эффективного использования привлеченных экономических ресурсов. Когда ресурсы не дают необходимой отдачи, это приводит к возникновению убытков и дес стабилизирует хозяйственное развитие предприятия. Тогда возникает необходимость проведения существенных изменений как в структуре, так и способах использования привлеченных ресурсов. Анализ использования ресурсов оказывает на прями их оптимизации. На государственном уровне распределение расходов между распорядителями ресурсов автоматически не предполагает их рационального использования. Задача достижения финансовых результатов в деятельности субъектов объектов заключается в целевом и эффективном применении ресурсов при выполнении государственной программыограм.
Функция контроля за формированием и использованием ресурсов состоит в том, что с помощью финансовых рычагов и показателей осуществляется контроль за деятельностью субъекта. Такой контроль предполагает изучение я и принятия решений о целесообразности и эффективности выполнения функций мобилизации, распределения и использования экономических и финансовых ресурсов. Контрольную функцию осуществляют различные субъекты: владельцы п идприемства, государственные органы управления, общественные организации и иін.
Владельцы контролируют деятельность правления, анализируя отчеты и показатели, отражающие результаты работы предприятия. На основе такого анализа разрабатываются и внедряются мероприятия, д. рямовани на осуществление влияния на правление с целью повышения эффективности его деятельности. Государственный контроль - это контроль государственными органами управления финансовой деятельности государственных учреждений, юридических ичних лиц различных форм собственности, граждан и др.. Важная роль в проведении контроля принадлежит и общественным организациям. Например, профсоюзы заинтересованы в выполнении финансовых операций с учетом интересов работников и служащих, которых привлекают на условиях наемайму.