Структура и функции территориальных центров социального обслуживания. Система социальной работы: основные характеристики

Социальное обслуживание населения:

Кто занимается всем этим?

Территориальный центр социального обслуживанияобщее название. (у нас Томский ТЦСОН). Координация, организация и практическая деятельность показания различных видов помощи детям инвалидам, престарелым граждан, инвалидам и другим. Содержание бюджетное. Подчиняется местному департаменту.

Структура центра:

  1. Отделение дневного пребывания. Людей привозят или они сами приезжают. Для детей, престарелых, инвалидов. Предназначено для осуществления бытового, медицинского (работают много врачей) или культурного обслуживания пожилых. Организация их отдыха. Поддержание активного образа жизни. Рассчитано, как правило, на 25 клиентов.
  2. Социальная помощь на дому. Самая тяжкая форма работы. Для тех людей, которые не пожелали попасть в интернат для престарелых, находятся дома в своей квартире. Бытовое обслуживание. Индивид нуждается в помощи. Отделение создается для обслуживания 40 пенсионеров – в сельской местности. И 80 – в городских условиях. Задачи отделения: учет пенсионеров, организация социально-бытового обслуживания пенсионеров на дому, поддержание их социального статуса, осуществление мероприятий по представлению пенсионерам льгот и преимуществ, социальный работник должен быть в этом плане грамотным и побегать по учреждениям чтобы оформить ему соответствующие документы. Нормы: они нарушаются довольно часто. На одного социального работника 8 человек в городе, 4 в сельской местности. Зарплата не высокая. Обязанности: уборка жилья, мытье окон (2 раза в год), пенсионеры лежачие – мытье тела пенсионера, стрижка ногтей, в том числе на ногах, смена постельного и нательного белья и прочее.
  3. Служба срочной социальной помощи. Предназначена для оказания неотложной социальной помощи разового характера. Помощь не массовая, только для отдельных категорий населения. Предоставление талонов питания, постельного белья, денежная помощь, в сельской местности – помощь в сборке урожая например. Многие не знают об этих отделениях. Мотивы, почему обращаются люди: 1) желание общаться. 2) получение бесплатного или льготного питания. 3) возможность получить досуг интересный и содержательный. Посещение театров, экскурсий, танцевальных вечером и т.д. развлечений много бывает. Иногда выдают замуж или женят.

Могут быть плюс лечебно-оздоровительные заведения, комнаты (соляная пещера), какие-то комнаты для услуг реабилитационных, сестринского ухода и т.д. и даже возможно создание производственных мастерских, где можно поработать и что-то поделать, если у человека есть силы.

Кто может попасть туда?

Первоочередное право – одинокие нетрудоспособные граждане, инвалиды (и взрослые, и дети), участники ВОВ, приравненные к ним лица (участники тыла), малообеспеченные пенсионеры, семьи инвалидов и т.д. Довольно большая группа людей.

Как туда попадают? Есть разные возможности: можно получить путевку на 21 день (оплачивается государством), частная инициатива, т.е. кто-то заплатил за кого-то и др.

Там хорошо кормят, развлекают, занимаются чем-то.

Возможно и снять с учета.

Основания:

  1. Истечение сроков времени обслуживания.
  2. Перевод в стационарное учреждение. Для престарелых, в лесную дачу, например.
  3. Выявление заболеваний, которые являются противопоказанными к социальному обслуживанию.
  4. Уникальные основания: агрессивность клиента, прежде всего. Неуживчивость, слабая коммуникация, особенно у тех, кто употребляет алкоголь.
  5. Нарушение договорных обязательств – в случае частной инициативы.

Социальная работа как особый вид деятельности представляет собой целостную си­стему, состоящую из следующих элементов (ком­понентов):

  1. объекты и субъекты социальной работы;
  2. институты социальной работы;
  3. основные сферы социальной работы;
  4. методы и формы социальной работы.

Объектом социальной работы в ее широкой трактовке, по мнению В.П. Павленка, являются все люди. Это объясняется тем, что жизнедеятельность всех групп и слоев населения зависит от тех условий, которые в значительной мере предопределяются уровнем развития общества, состоянием социальной сферы, со­держанием социальной политики, возможностями ее реализации .

В более узком значении объект социальной работы в литературе характеризуется с помощью различных понятий: «трудная жизненная ситуация», «человек в проблемной ситуации, когда нарушается его жизнедеятельность». Каждый член общества, попавший в трудную жизненную ситуацию, может стать клиен­том социальной службы. Однако чаще всего под понятием «кли­ент» понимаются определенные категории населения, нуждаю­щиеся в различных видах помощи для решения их жизненных проблем.

В качестве клиентов могут выступать любая отдельная лич­ность, группа, семья, социальные структуры, организации, общи­ны (например, секта) или население какой-либо территории пол­ностью или частично. Как правило, это - клиент, находящийся в трудной жизненной ситуации, который не способен решить свои проблемы самостоятельно, он исчерпал имеющиеся у него воз­можности и ресурсы и ориентирован на социальную помощь и социальные услуги. В то же время клиент службы должен обла­дать свободой выбора, нести ответственность за предоставляемые ему ресурсы и услуги, быть ориентированным на самопомощь.

Жизненная ситуация клиентов рассматривается как уникаль­ная. Действительно, каждый человек имеет только ему свойст­венные потребности, жизненный опыт, возможности и цели жиз­ни. На его судьбу оказывает влияние социальное окружение. Практика социальной работы показывает, что типичными индиви­дуальными проблемами клиентов являются семейные и внутриличностные конфликты и кризисы (потеря работы, трудности общения, конфликты с ближайшим социальным окружением). Такие проблемы, как бедность, нищета, отсутствие работы, не только порождают эмоциональные переживания, но и приводят к проблемам социальной неадекватности, нарушению нормальной жизнедеятельности клиентов.

Для обозначения общих проблем, объединяющих обративших­ся за помощью людей, введено понятие «целевая группа» как обобщенное понятие «клиент». К клиентским группам можно от­нести женщин, детей, людей пожилого возраста, инвалидов, лю­дей с различными формами зависимостей.

В практике социальной работы выделяют более 30 клиентских групп, имеющих сходные жизненные проблемы, в связи с кото­рыми им предоставляются социальные услуги.

В процессе оказания помощи социальный работник выступает как «проводник перемен». Перемены могут быть связаны с изме­нениями поведения клиента, его отношений с окружающими, обусловленными новыми жизненными ценностями. Социальный работник должен побуждать клиента к максимальным усилиям по решению его жизненных проблем. Изучение условий жизни кли­ента и его личности позволяет ему более четко определить харак­тер необходимой помощи. Задачи, которые социальный работник может поставить перед клиентом, определяются следующим образом:

  1. клиент должен воспринимать социального работника как временного агента, помогающего ему в решении одной или нескольких проблем;
  2. клиент должен видеть в социальном работнике специа­листа, знания и умения которого он может использовать в своих интересах;
  3. клиент должен видеть в социальном работнике партнера в решении проблемных ситуаций.

Однако социальный работник руководит процессами оказания помощи, а не самим клиентом. Он помогает клиенту анализиро­вать различные пути решения проблемы. Окончательный вариант ее решения должен выбрать сам клиент. Ответственность за при­нятие решений социальный работник должен брать на себя толь­ко в исключительных случаях (недееспособность клиента, заболе­вание или возраст). Таким образом, объектом социальной работы выступает трудная жизненная ситуация клиента, которую он не может разрешить самостоятельно в силу отсутствия знаний, опы­та, недостаточных ресурсов или иных причин.

В качестве объектов социальной работы иногда рассматриваются сферы жизнедеятельности, среди которых важнейшими являются:

  1. сфера производства;
  2. сфера здравоохранения;
  3. сфера образования;
  4. сфера культуры;
  5. культурно-досуговая сфера;
  6. силовые структуры;
  7. пенитенциарная система;
  8. социально-этническая среда;
  9. сфера бытового обслуживания.

Субъектами социальной работы могут выступать:

  1. организации, учреждения, в том числе государство со сво­ими структурами, социальные службы различного подчи­нения; администрации государственных предприятий, организаций, учреждений, вузов и т.д. и их подразделе­ния;
  2. общественные, благотворительные организации и их уч­реждения;
  3. специалисты различных социальных служб, а также пред­ставители общественных, благотворительных организа­ций и частных социальных служб, профсоюзов;
  4. преподаватели социальных учебных заведений и их под­разделений;
  5. научные работники (исследователи).

В качестве ведущего субъекта социальной работы на феде­ральном уровне выступает Министерство здравоохранения и со­циального развития , которое определяет социальную политику, разрабатывает социальные программы и формирует источники их финансирования.

Среди субъектов социальной работы можно выделить админи­стративно-управленческие структуры, которые на различных ста­диях государственной иерархии формируют и осуществляют со­циальную политику.

Важное значение имеет деятельность различных обществен­ных объединений на местах, которые активно решают соци­альные проблемы как группы самопомощи.

Институты социальной работы включают в себя весь спектр социальных служб и учреждений, в которых осуществляется по­мощь населению (официального, неофициального, государствен­ного, негосударственного, добровольно-общественного характе­ра). Каждый социальный институт имеет свои специфические за­дачи.

К специально созданным институтам помощи и защиты (фор­мализованные институты социальной работы) относят: государ­ственные институты социальной защиты населения, образова­ние, здравоохранение, учреждения культуры, Вооруженные силы и т.д.

Негосударственные формализованные институты социальной работы включают в себя: церковь, общественные организации, благотворительные фонды, производственные предприятия.

Как неформальные институты помощи рассматриваются семья (родственники), соседство, приятельство, частные благотворители. Они могут действовать как самостоятельно, так и оказывать со­действие государственным и негосударственным организациям.

Существует и другое деление институтов социальной работы - на общепрофильные и специализированные.

К общепрофильным институтам относят учреждения, открыва­емые для обслуживания жителей конкретной общины, коммуны, муниципалитета и других малых административно-территориаль­ных единиц (коммьюнити центры в США, бюро социальных услуг в Швеции, социальные отделения в Германии, отделы социальной защиты в России). Цель и задачи данных учреждений - оказывать первичную социальную помощь всем нуждающимся, находясь в непосредственной близости к месту проживания населения.

Специализированные учреждения предоставляют социальные услуги определенным категориям населения с учетом специфики их проблем (социальные гостиницы, дома ночного пребывания, консультационные центры и т.д.).

Специалисты социальных служб призваны решать различные задачи. Поэтому формы социальной помощи могут носить харак­тер как отдельных социальных акций, так и долгосрочных про­грамм. В эти программы могут быть включены меры по защите трудоспособного и нетрудоспособного населения; сохранение рабочих мест, поддержка многодетных и неполных семей, детей- сирот, инвалидов, лиц пожилого возраста и т.д.

Основные сферы социальной работы - это те области, где выполняются конкретные задачи по оказанию помощи и поддерж­ки населению. Так, социальная работа активно развивается в здравоохранении, в Вооруженных силах, в сфере производства, в образовании, в сфере культуры, в пенитенциарной системе, в социально-этнической среде и т.д. В каждой из этих сфер решаются вопросы создания нормальных условий жизнедеятельности, осуществления позитивной социализации различных групп и сло­ев, отдельных личностей, их социальной защиты и поддержки.

Методы и формы социальной работы с клиентами включают в себя методы, ориентированные на создание условий для реше­ния задач социальной работы. Решение основных задач социаль­ной работы непосредственно связано с необходимостью органи­зации взаимодействия социального работника с клиентом. Спосо­бы взаимодействия существенно различаются в зависимости от того, кто является клиентом: индивид, группа или общность. Со­ответственно, выделяются методы индивидуальной, групповой и общинной социальной работы.

В системе социальной работы принято выделять различные уровни, от которых зависят ее задачи, формы и методы решения проблем клиентов. Выделяются следующие уровни практической социальной работы:

  1. макроуровень - социально-административный;
  2. мезоуровень - групповой;
  3. микроуровень - индивидуальный.

На микроуровне социальная работа строится на основе за­просов клиентов по конкретному случаю (case work). Здесь соци­альная работа рассматривается в большей степени как практиче­ская психосоциальная деятельность.

На мезоуровне реализуется территориальная (коммунальная, общинная) социальная работа совместно с органами местного самоуправления. Она разворачивается на базе профильных соци­альных служб, осуществляющих социальное обслуживание про­блемных групп населения. Данный уровень предполагает ее со­вмещение с территориальной социальной политикой, направлен­ной на реализацию конкретных социальных программ местного масштаба. Приоритеты социальной поддержки могут устанавли­ваться отдельными благотворительными организациями.

На макроуровне социальная работа выступает как социальная политика. Перед специалистами макроуровня стоят задачи целе­направленного влияния на формирование и реализацию социаль­ной политики на всех уровнях (от муниципального до федераль­ного) с целью обеспечения социально здоровой среды жизнеобитания и жизнедеятельности населения. Эффективность реализа­ции социальных программ обеспечивается взаимодействием госу­дарственных, общественных, благотворительных учреждений в сфере социальной защиты граждан.

На макроуровне социальная работа связана с социальным ад­министрированием, с решением вопросов законодательного ха­рактера, с организацией инфраструктуры помощи, определения комплекса мер по регулированию социальных проблем. Важней­шими направлениями деятельности являются:

  1. обеспечение должного уровня благосостояния населе­ния;
  2. развитие системы социального обслуживания;
  3. профилактика социальных отклонений и патологий;
  4. проведение социально-политических акций, направлен­ных на регулирование общественных отношений в ситу­ациях социальной напряженности.

Условием действенного влияния социальных служб на обще­ственные процессы является активное вторжение в социальную среду с целью раннего выявления социальных недугов и реализа­ции профилактических мер по их предупреждению.

Важнейшими институциональными признаками социальной службы являются:
1) правовой статус или правовое закрепление деятельности учреждений социальной защиты с помощью типовых и оригинальных (основанных на типовых) положений, регламентов;
2) организационное построение учреждений социальной защиты, помощи, которое может быть типовым или оригинальным, в котором отражается специфика условий, какие-то особенности;
3) практическое выполнение определенных функций социальной защиты, помощи, поддержки, исходя из правового статуса и организационной структуры.

Таким образом, в институциональной основе сфокусированы три важнейшие составляющие: правовой статус, организационная структура и функции.

К середине 90-х годов в Российской Федерации сложились такие виды социальных служб: государственные; коммерческие; смешанные; службы, работающие при благотворительных фондах, религиозных и общественных организациях. В целом ими выполняются следующие разновидности социального обслуживания: материальная помощь; помощь на дому; постоянное обслуживание в условиях стационара; предоставление временного приюта; организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания; консультативная помощь; социальный патронаж семей, детей и отдельных граждан; социальная адаптация и реабилитация граждан, являющихся инвалидами; социальная реабилитация граждан, в том числе несовершеннолетних, с девиантным поведением, лиц, вернувшихся из мест лишения свободы; социальная помощь детям, оставшимся без попечения родителей; организация торгового обслуживания, социально-бытовых и ритуальных услуг.

Государственные социальные службы имеют различные направления деятельности, концентрируя свое внимание на таких категориях, как семья, престарелые, одинокие, пенсионеры, инвалиды и дети.

Типичной государственной территориальной социальной службой является центр социального обслуживания (ЦСО), структура и масштаб деятельности которого зависят от контингента обслуживаемых. Обычно ЦСО включает отделения социальной помощи на дому, отделение дневного пребывания для пенсионеров и инвалидов, отделение срочной социальной помощи.

Поскольку речь идет об институциональных основах управления, то в качестве примера приведем «Положение о ЦСО «Нагатинский затон» (г. Москва), которое сохраняет контуры данного вида регламента, рекомендованного в свое время Министерством социальной защиты населения РФ как типового. Однако форма представляемого положения более новая и имеет следующие разделы:

1. Общие положения.
2. Основные цели и задачи.
3. Организационная структура.
4. Имущество и финансы.
5. Управление.
6. Статус и задачи отделения дневного пребывания.
7. Статус и задачи отделения социальной помощи на дому.
8. Статус и задачи отделения срочной помощи.
9. Реорганизация и ликвидация. 10. Порядок внесения изменений.

ПОЛОЖЕНИЕ
О Центре социального обслуживания
«Нагатинский затон»

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Центр социального обслуживания «Нагатинский затон», именуемый в дальнейшем «Центр», создается на основании и во исполнение приказа по Комитету социальной защиты населения Москвы от 7 июня 1994 г. № 137.
1.2. Центр является юридическим лицом (государственным муниципальным предприятием по законодательству Российской Федерации) - учреждением социальной защиты населения, осуществляющим на территории муниципального округа «Нагатинский затон» организационную и практическую деятельность по оказанию различных видов социальной помощи престарелым гражданам, инвалидам и другим наименее защищенным группам населения.
1.3. Центр имеет самостоятельный баланс, расчетный и другие счета в банках на территории Российской Федерации, штампы, бланки, круглую печать с изображением в ее центральной части герба города Москвы, указанием своего юридического статуса и наименования по двум концентрическим окружностям, другие необходимые реквизиты.
1.4. Центр от своего имени имеет право совершать любые не запрещенные законодательством сделки, необходимые для достижения целей, предусмотренных настоящим Положением, приобретать имущественные и личные неимущественные права, быть истцом и ответчиком в суде, арбитражном и третейском судах.
1.5. Центр может образовывать в своем составе структурные подразделения, а также совместно с российскими и(или) иностранными юридическими и(или) физическими лицами создавать совместные предприятия, деятельность которых может способствовать достижению указанных в гл. 2 настоящего Положения целей.
1.6. По своим обязательствам Центр отвечает своим имуществом. Центр не отвечает по обязательствам государства, а государство не отвечает по обязательствам Центра.
1.7. Центр несет ответственность за сохранность управленческих, финансово-хозяйственных и других документов, обеспечивает их передачу на хранение в архив Управления социальной защиты ЮАО г. Москвы в соответствии с согласованным перечнем, хранит и использует в установленном порядке документы по личному составу.
1.8. В своей деятельности Центр руководствуется законодательными и нормативными актами Российской Федерации, Министерства социальной защиты населения РФ, Правительства Москвы, приказами местных территориальных органов управления, муниципальных органов социальной защиты населения и социальной помощи, настоящим Положением.
1.9. Права юридического лица Центр приобретает с даты государственной регистрации.
1.10. Срок деятельности Центра не ограничен.
1.11. Юридический адрес Центра: 115142, Москва, ул. Коломенская, дом 5, корп. 3.

2. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

2.1. Центр образован в целях оказания социальной помощи, психологической разгрузки и восстановления престарелым гражданам, инвалидам и другим наименее защищенным группам населения муниципального округа «Нагатинский затон».
2.2. Основными задачами деятельности Центра являются:
- выявление престарелых, инвалидов и других лиц, нуждающихся в социальной поддержке;
- определение конкретных видов и форм помощи лицам, нуждающимся в социальной поддержке;
- дифференцированный учет всех лиц, нуждающихся в социальной поддержке, в зависимости от видов и форм требуемой помощи, периодичности ее предоставления;
- предоставление различных социально-бытовых услуг разового характера лицам, нуждающимся в социальной поддержке;
- разработка перспективных направлений социально-бытового обслуживания наименее защищенных групп населения;
- внедрение в практику новых видов и форм социальной помощи;
- привлечение различных государственных, общественных и коммерческих структур к решению вопросов по оказанию социально-бытовой помощи нуждающимся группам населения и координация их деятельности в этом направлении.

3. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА

3.1. Центр состоит из четырех структурных подразделений;
- дирекция Центра;
- отделение дневного пребывания;
- отделение социальной помощи на дому;
- отделение срочной социальной помощи.

4. ИМУЩЕСТВО И ФИНАНСЫ

4.1. Центр содержится за счет бюджетных средств г. Москвы, выделенных на решение социальных программ города, пожертвований государственных, общественных и коммерческих предприятий и организаций и частных лиц, а также за счет прибыли, получаемой Центром при оказании платных услуг, выполнении договорных работ и других видов хозяйственной деятельности.
4.2. Имущество Центра составляют основные и оборотные средства, в том числе здания, сооружения, инвентарь и денежные средства, переданные Центру в оперативное управление вышестоящими органами, а также имущество, приобретенное Центром за счет отчислений от хозяйственной деятельности, либо полученное в виде пожертвований.
4.3. Центр осуществляет учет результатов своей финансовой и хозяйственной деятельности и представляет в установленном порядке статистическую и бухгалтерскую отчетность.
4.4. Финансовый год в Центре начинается 1 января и заканчивается 31 декабря. Первый финансовый год деятельности Центра начинается с даты его регистрации.
4.5. Годовой отчет о результатах деятельности Центра и его баланс представляются в Управление по социальной защите населения ЮАО г. Москвы.

5. УПРАВЛЕНИЕ

5.1. Центр возглавляет директор, который на основе единоначалия руководит всей деятельностью и организует работу Центра в целях выполнения возложенных на него задач.
5.2. Директор Центра назначается на должность и освобождается руководителем муниципального органа социальной защиты населения по согласованию с Комитетом социальной защиты населения г. Москвы.
5.3. Директор Центра без доверенности действует от имени Центра, представляет его во взаимоотношениях с юридическими и физическими лицами, организациями и органами государственной власти и управления.
5.4. Директор Центра несет персональную ответственность за текущую деятельность Центра перед Управлением социальной защиты населения ЮАО г. Москвы и Комитетом социальной защиты населения г. Москвы.
5.5. В пределах сметы расходов директор Центра самостоятельно принимает решения по всем статьям расхода, сверх сметы расходов - согласовывает свои намерения с вышестоящим органом.
5.6. Директор Центра в соответствии с действующим законодательством осуществляет прием и увольнение работников, издает приказы и распоряжения о поощрении сотрудников и наложении на них взысканий, о предоставлении отпусков, о направлении сотрудников и внештатных работников в командировки и по другим вопросам кадровой политики и хозяйственной деятельности, разрабатывает и утверждает внутренние регламентные документы, конкретизирующие и дополняющие настоящее Положение.
5.7. Директор Центра открывает расчетный и иные счета в банках.

6. СТАТУС И ЗАДАЧИ ОТДЕЛЕНИЯ
ДНЕВНОГО ПРЕБЫВАНИЯ

6.1. Отделение дневного пребывания, далее именуемое «отделение », является структурным подразделением Центра социального обслуживания «Нагатинский затон».
6.2. Отделение возглавляет заведующий, назначаемый на должность и освобождаемый директором Центра.
6.3. На отделение возлагаются задачи по обслуживанию пенсионеров и инвалидов независимо от их семейного положения,
сохранивших способность к самообслуживанию и активному передвижению, в следующих направлениях:
- бытовое:
организация питания;
организация рабочих мест для выполнения при их заинтересованности и согласии посильной работы;
- медицинское:
предоставление доврачебной и содействие во врачебной медицинской помощи;
психологическая разгрузка и моральное восстановление;
- культурное:
организация массового досуга и отдыха; организация кружковой и клубной деятельности по интересам.
6.4. Основанием для зачисления в отделение являются:

- справка из медицинского учреждения об отсутствии противопоказаний к пребыванию в общественных местах;
- наличие пенсионного удостоверения.

7. СТАТУС И ЗАДАЧИ ОТДЕЛЕНИЯ
СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ НА ДОМУ

7.1. Отделение социальной помощи на дому, далее именуемое «отделение», является структурным подразделением Центра социального обслуживания «Нагатинский затон».
7.2. Отделение возглавляет заведующий, назначаемый на должность и освобождаемый директором Центра.
7.3. На отделение возлагаются задачи по выявлению и социально-бытовому обслуживанию в надомных условиях пенсионеров и инвалидов, нуждающихся в посторонней помощи в результате частичной утраты способности к самообслуживанию в следующих направлениях:
- доставка на дом продуктов питания, обедов, товаров народного потребления первой необходимости, медикаментов, благотворительной и других видов помощи;
- оказание услуг по оплате жилья, электроэнергии, телефона и т.п.;
- оказание услуг по сдаче и доставке личных вещей и предметов домашнего обихода на предприятия коммунально-бытового обслуживания;
- содействие в получении необходимой медицинской и лечебно-профилактической помощи, посещение обслуживаемых лиц в стационарных лечебных учреждениях;
_ содействие в предоставлении нотариальных услуг и правовой помощи;
- содействие в размещении в стационарные учреждения органов социальной защиты населения, в организации ритуальных услуг и в погребении одиноких граждан.
7.4. Основанием для зачисления в отделение является:
- личное заявление пенсионера или инвалида на имя директора Центра;
- акт материально-бытового обследования;
- справка о размере получаемой пенсии;
- медицинское заключение о состоянии здоровья и отсутствии противопоказаний к обслуживанию на дому

8. СТАТУС И ЗАДАЧИ ОТДЕЛЕНИЯ СРОЧНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ

8.1. Отделение срочной социальной помощи, далее именуемое «отделение», является структурным подразделением Центра социального обслуживания «Нагатинский затон».
8.2. Отделение возглавляет заведующий, назначаемый на должность и освобождаемый директором Центра.
8.3. На отделение возлагаются задачи по оказанию остро нуждающимся в социальной поддержке гражданам неотложной социальной помощи разового характера следующих видов:
- срочная доврачебная помощь (выдача лекарственных препаратов, перевязка пациентов, измерение температуры и давления, обеспечение срочной связи с медицинскими учреждениями);
- информационная и консультативная помощь по социальным вопросам;
- выделение одежды, обуви и других товаров народного потребления первой необходимости;
- обеспечение горячим питанием и (или) продуктовыми наборами;
- оказание материальной помощи;
- оказание экстренной психологической помощи, в том числе и по телефону доверия.
Установление тесных связей и расширение сотрудничества на договорных условиях с государственными, общественными и коммерческими организациями, специализирующимися на медицинском обслуживании, оказании услуг правового характера, занимающихся благотворительной деятельностью, включая религиозные общины, а также с предприятиями торговли, общественного питания и службы быта.

9. РЕОРГАНИЗАЦИЯ И ЛИКВИДАЦИЯ

9.1. Реорганизация и ликвидация Центра осуществляется на условиях и в порядке, предусмотренном законодательством РФ.
9.2. Центр может быть ликвидирован по решению органа, его создавшего, по решению суда, арбитражного и третейского судов.
9.3. При реорганизации Центра все его права и обязанности переходят к правопреемнику.
9.4. При ликвидации и реорганизации Центра увольняемым работникам гарантируется соблюдение их прав в соответствии с законодательством РФ.
9.5. Имущество ликвидируемого предприятия после обязательных расчетов с кредиторами передается органу, его образовавшему.

10. ПОРЯДОК ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ

10.1. В случае если какой-либо пункт настоящего Положения перестанет соответствовать законодательству РФ, это не прекращает действия остальных пунктов и Положения в целом.
10.2. В настоящее Положение могут вноситься изменения и дополнения в установленном порядке.
Наряду с государственными социальными службами, входящими в систему Министерства труда и социального развития Российской Федерации, имеются различные социальные службы ведомственной, межведомственной подчиненности, а также смешанные - государственные и коммерческие.
Наиболее известная из них - социально-психологическая служба Ленинского района г. Санкт-Петербурга. Ее оргструктура включает административно-хозяйственную службу, информационно-аналитический отдел, отделение практических психологов-консультантов, отделение социальных работников, приют для женщин и детей, подвергающихся насилию, и др. Финансируется служба за счет средств, выделяемых управлением социальной защиты мэрии города, управлением и районным комитетом народного образования, спонсорских поступлений и коммерческой деятельности (например, платная психологическая помощь работникам различных фирм).
Появившиеся в начале 90-х годов коммерческие социальные службы, главным образом психологического профиля, действовавшие на основе Закона РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности», вскоре реально ощутили последствия налогового бремени, недостаток средств у населения для оплаты социально-психологических услуг. Поэтому большая часть коммерческих социальных служб распалась, а сохранившиеся немногие из них работают в так называемом «сильно усеченном режиме».