Курс лекций «ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ»
Лекция 1. Динамика индивидов и организаций.
1. Сущность, предмет и методы организационного поведения.
2. Научные подходы к организационному поведению.
Сущность, предмет и методы организационного поведения.Организационное поведение.
Поведение - это множество действий, характерных в определенных условиях для определенной личности.
Действие - это разовый контакт с окружающим миром, выход субъекта во внешний мир. Профессиональные действия в организации образуют общее профессиональное поведение, или деятельность. Организационное поведение проявляется в действиях (технологических, творческих и т.д.); отношениях к себе, коллегам, руководству, организации и т.п.
Следовательно, дисциплина организационное поведение изучает поведение индивидуумов, групп и организаций с целью понять, предсказать и усовершенствовать индивидуальное исполнение работы и функционирование организаций.
Таким образом Организационное поведение рассматривает три уровня поведения: личностный, групповой, организационный .
В организационном поведении широко рассматриваются психологические аспекты.
Знание основ организационного поведения позволяет описать поведение персонала, объяснить причины его поступков, прогнозировать поведение, и соответственно, управлять им в организации, а также полнее раскрыть потенциал персонала организации.
Факторы, обусловливающие определенное организационное поведение:
1) личностные параметры работника организации: социально-психологические качества личности;
2) параметры организации: организационно-технические параметры, условия труда, стиль и методы управления;
3) параметры внешней среды: законы, культура, нравственность.
Основные силы, определяющие организационное поведение - это организация, стимулирование, группа, контроль.
Особенности организационного поведения обусловлены четырьмя группами изменений: человеческого капитала, ожиданий клиентов, организаций, процессов управления.
Одной из особенностей организационного поведения в современной России является повышение эффективности межличностных отношений.
Психологическая структура организации - это неформальные (неофициальные) связи и отношения, не имеющие регламентированных правовых предписаний. Они складываются между работниками в процессе их деятельности под влиянием совпадения интересов, мнений и взглядов по различным вопросам, взаимной симпатии и доверия, общности увлечений (спорт, охота, музыка и др.).
Основа организационного поведения - использование социально-психологических методов управления, направленых на управление социально-психологическими процессами, протекающими в коллективе, для оказания воздействия на них в интересах достижения поставленных перед организацией целей.
Пути осуществления социального воздействия:
целенаправленное формирование персонала организации;
моральное стимулирование работников;
использование методов управления индивидуальным поведением;
осуществление коллективной деятельности работников и использование их социальной активности.
Способы психологического воздействия:
использование методов психологического побуждения (мотивации);
учет индивидуальных особенностей работников (темперамент, характер, способности, направленность личности, потребности человека);
учет психологических аспектов деятельности человека (внимание, эмоции, воля, речь, умения и навыки).
Научные подходы к организационному поведению.
Организационное поведение как научная область опирается на два направления: школу человеческих отношений, концепцию поведенческих наук.
Ее основные элементы - когнитивный подход, бихевиористский подход, подход социального научения.
Когнитивный (когнитив - с фр. «понимать», «сознавать») подход - направление в психологии, исходящее из признания первичности умственной деятельности человека.
Бихевиоризм (с англ. «поведение») - направление в американской психологии, в котором человеческое поведение понимается как физиологические реакции на стимулы.
Теория социального научения сочетает и интегрирует бихевиористскую и когнитивную концепции. Она утверждает: возможно научение на основе подражания, самоконтроля и учета такого параметра личности, как самоэффективность.
Самоэффективность - это восприятие личностью того, насколько она способна справляться с проблемами по мере их возникновения, и стремление личности к реализации своих возможностей.
Кроме того, применяются следующие подходы к изучению организационного поведения: подход, предполагающий накапливание жизненного, управленческого опыта; подход, связанный с овладением теоретическими знаниями и практическими навыками; психологический подход; мотивационный подход.
Базисные теоретические подходы. О пирается на фундаментальные понятия о природе человека и организаций. Мы будем опираться на основные теоретические подходы: на человеческие ресурсы , ситуацию, результаты и системы.
Ориентация на человеческие ресурсы. П редполагает анализ личностного роста и развития индивидов, достижение ими все более высоких уровней компетенции, творческой активности и исполнительности, поскольку человек - основной ресурс организации и общества. Традиционный подход к управлению предполагает, что решение о цели принимается менеджером, который жестко контролирует выполнение задания работником, т.е. директивный и контролирующий характер. Ориентированный на человеческие ресурсы подход является поддерживающим. Предполагается, что задача менеджмента состоит в обеспечении возможностей совершенствования навыков работников, повышении их чувства ответственности, создании атмосферы, благоприятствующей увеличению их вклада в достижение целей организации.
Природа человека. Принято выделять шесть основных, характеризующих любого индивида понятий: индивидуальные особенности, восприятие, целостность личности, мотивация поведения, стремление к соучастию и ценность личности.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ . Между людьми достаточно много общего, но каждый индивид отличается от других людей миллионом характерных черт. Наличие индивидуальных особенностей предопределяет тот факт, что наиболее эффективная мотивация работников предполагает специфический подход менеджера к каждому из них. Положение об уникальности каждого человека обычно называется законом индивидуальных особенностей.
ВОСПРИЯТИ Е. Каждый из нас индивидуально воспринимает происходящие вокруг с80
обытия. Причины, определяющие неодинаковое восприятие сотрудниками «мира труда», различны. Мы имеем дело с так называемым процессом селективного восприятия, когда внимание человека привлекают прежде всего те особенности рабочей среды, которые сообразны или усиливают его индивидуальные ожидания.
Руководители должны учиться анализировать особенности восприятия сотрудников, их эмоциональность и находить индивидуальный подход к каждому работнику.
ЦЕЛОСТНОСТЬ ЛИЧНОСТИ . Каждый из нас - целостное человеческое существо. Реализация ОП предполагает, что администрация организации нуждается не просто в квалифицированных сотрудниках, но в развитых личностях. Наша трудовая деятельность во многом определяет и наши индивидуальные черты, а значит, менеджеры должны задуматься о влиянии работы на личность в целом.
МОТИВИРОВАННОЕ ПОВЕДЕНИЕ . Одно из основных положений психологии гласит, что нормальное поведение человека формируется под воздействием определенных факторов, которые могут быть связаны с потребностями индивида и/или последствиями его поступков.
Мотивации сотрудников - обязательный атрибут любой организации. Вне зависимости от находящихся в ее распоряжении технологий и оборудования, ресурсы эти не могут быть использованы до тех пор, пока к ним не приложится труд предварительно мотивированных людей.
ЦЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ . Сегодня в «моде» высокая ценность квалификации и способностей, возможности для саморазвития каждого работника.
Природа организаций . Фундамент организационной концепции образуют положение о том, что организации представляют собой социальные системы .
СОЦИАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ . Одна из них - формальная (официальная) социальная система, другая - неформальная. Социальная система предполагает, что окружающая среда организации подвержена динамическим изменениям, все ее элементы взаимозависимы и каждый из них подвержен влиянию любого другого элемента.
Системный подход к организации и управлению является способом мышления, дает целостное представление о системе, основанное на ее взаимодействии с внешней средой, является способом взаимосвязи отдельных составляющих в единую композицию.
Ситуационный подход. Использование ситуационного подхода предполагает обращение к расширенному кругу научных дисциплин, системность и ориентацию на исследования. Таким образом, он способствует практическому применению всех имеющихся в «арсенале» менеджеров знаний о поведении людей в организациях.
Ориентация на результаты. Каждая организация стремится к производству каких-то конкретных продуктов или достижению определенных результатов. Ключевые факторы успеха организации находятся в двух сферах – внешней и внутренней. Доминирующей целью для многих является ориентация на результаты . Понятие производительности .
Лекция 2. Модели организационного поведения
Рассмотрим четыре модели ОП, разработанные на основе разных теорий поведения человека и используемые в разные исторические периоды: авторитарную, опекунскую, поддерживающую и коллегиальную .
АВТОРИТАРНАЯ МОДЕЛЬ . Авторитарная, основывающаяся на власти модель ОП доминировала в эпоху Промышленной революции. Для того чтобы требовать от подчиненного «ты обязан сделать это - или...», менеджер должен обладать соответствующими властными полномочиями, позволяющими подвергнуть штрафным санкциям не подчиняющегося приказам работника.
В определенных условиях авторитарная модель демонстрирует высокую эффективность; не следует полностью отказываться от нее. Авторитарная модель оценивалась как приемлемая в отсутствие альтернативных подходов и до сих пор адекватна определенным условиям (например, для находящейся в кризисе организации).
МОДЕЛЬ ОПЕКИ. В конце ХIХ - начале ХХ вв. в некоторых компаниях начали реализовываться программы социального обеспечения. Родилась модель опеки ОП. Успех модели опеки зависит от экономических ресурсов.
Опека приводит к усилению зависимости работника от организации. То, что его еженедельный заработок зависит от непосредственного начальника, работник чувствует, понимая: его безопасность и благосостояние в значительной степени зависят от организации.
Модель опеки предполагает, что сотрудникам компании постоянно внушаются мысли об экономических поощрениях и льготах и в результате такого рода психологической обработки они чувствуют себя вполне довольными жизнью. Однако чувство удовлетворения отнюдь не является сильным стимулом, оно вызывает пассивное сотрудничество. Поэтому эффективность модели опеки лишь ненамного превосходит показатели производительности, достигаемые при авторитарном подходе. Модель опеки хороша тем, что она внушает работнику чувство безопасности, и все же - это только основа для перехода к следующей ступени.
ПОДДЕРЖИВАЮЩАЯ МОДЕЛЬ . Поддерживающая модель ОП базируется на «принципе поддерживающих взаимоотношений». Поддерживающее поведение не требует привлечения значительных денежных ресурсов. Речь идет, скорее, о стиле поведения менеджмента организации, проявляющемся в обращении руководителей с людьми. Роль менеджера заключается в оказании помощи сотрудникам в решении возникающих проблем и выполнении рабочих заданий. Поддерживающая модель ОП особенно эффективна в странах с высоким уровнем благосостояния, поскольку она отвечает стремлению работников к удовлетворению широкого спектра потребностей.
КОЛЛЕГИАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ . Коллегиальная модель представляет собой дальнейшее развитие поддерживающей модели ОП. Термин коллегиальный относится к группе стремящихся к достижению общей цели людей. Успех коллегиальной модели определяется возможностью формирования (под руководством менеджмента) у работников чувства партнерства, ощущения своей необходимости и полезности.
К чувству партнерства приходят разными путями. Некоторые организации отменяют специальные места на автостоянках для руководителей высшего звена, другие запрещают употребление таких слов, как «босс» и «подчиненный», считая, что они разделяют менеджеров и остальных сотрудников, третьи отменяют регистрацию времени прихода на работу, образуют «комитеты по проведению досуга оплачивают турпоходы для служащих или требуют от менеджеров еженедельных «выходов в народ». Все эти мероприятия способствуют формированию в организации партнерской атмосферы, когда каждый сотрудник вносит максимальный вклад в достижение общих целей и высоко оценивает усилия своих коллег.
Управление такой организацией ориентировано на командную работу, когда к руководителю относятся, как к тренеру который создает команду победительницу. Реакция работника на такую ситуацию - чувство ответственности, когда рабочее задание выполняется на высоком уровне не потому, что так приказал менеджер, и не под угрозой наказания, а потому, что сотрудник испытывает ощущение своей обязанности добиться высочайшего качества.
СИТУАЦИОННОЕ ПРИМЕНЕНИЕ МОДЕЛЕЙ . Несмотря на то, что в то или иное время обычно превалирует какая-то одна модель, возможности использования других сохраняются. Менеджеры обладают разными знаниями и различными навыками; различаются и ролевые ожидания работников, определяемые культурным контекстом и историческими особенностями. Различны политика и культура организаций, но самое главное - особенности их производственных процессов. Некоторые виды работ требуют рутинного, неквалифицированного, жестко запрограммированного труда, жестко контролируются менеджментом, а их выполнение гарантирует преимущественно материальное поощрение и чувство защищенности (условия авторитарной и опекунской модели). Интеллектуальные же, не поддающиеся регламентации виды труда требуют командной работы и самомотивированных сотрудников. Работники, занятые такого рода трудом, наиболее чутко откликаются на поддерживающий и коллегиальный подходы.
Лекции 3-4. Коммуникативное поведение в организации.
1. Двусторонний коммуникативный процесс.
2. Коммуникативные барьеры и символы общения.
Двусторонний коммуникативный процесс.
Процесс коммуникации – это контакт, связь с целью обмена идеями, мнениями и информацией в устном или письменном виде при помощи символов или действий.
Основная цель коммуникационного процесса - обеспечение понимания, принимающим, информационного сообщения.
Коммуникация в организации - это обмен информацией, на основе которой руководитель получает сведения, необходимые для принятия решений, и доводит это решение до исполнителей. Т.е., организационные коммуникации – это специфические процессы, посредством которых происходит движение и обмен информацией внутри организации.
Обмен информацией встроен во все основные виды управленческой деятельности (функции управления). Поэтому коммуникации называют связующим процессом .
Виды обмена информацией:
а) между фирмой и внешней средой;
б) между иерархическими уровнями управления фирмы (по вертикали);
в) между подразделениями одного уровня (по горизонтали);
г) между руководителем и подчиненными (составляет 2/3 общего объема);
д) неформально между работниками фирмы (слухи, уровень точности которых может быть довольно высок).
Для обмена информацией в фирме используют разные средства: деловые беседы, обсуждения, совещания, телефонные разговоры, собрания, служебные записки, отчеты, справки и подобную документацию, циркулирующую внутри фирмы, которая зачастую является реакцией на возможности или проблемы, создаваемые внешним окружением.
Коммуникации должны: осуществляться в нужное время (своевременно), быть достоверными (не должны расходиться слово и дело), быть достаточно полными (чрезмерные коммуникации вредны).
Эффективно работающие руководители - это люди, которые эффективны в деловом общении. Они понимают суть коммуникационного процесса, обладают развитым умением устного и письменного общения, представляют, как среда влияет на обмен информацией.
Эффективные коммуникации подразумевают, что смысл, вкладываемый источником сообщения, и значение, воспринимаемое получателем, практически совпадают.
Если коммуникации налажены плохо, то и решения могут оказаться ошибочными, люди могут неверно понимать, чего от них хочет руководство, наконец, от этого могут страдать межличностные отношения.
По субъекту и средствам виды коммуникаций в организации различают: межличностные, коммуникации с помощью технических средств, коммуникации с помощью информационных технологий.
По типам коммуникативное поведение бывает : письменное – устное, официальное – неофициальное, опосредованное (косвенное) – непосредственное (прямое).
Рассмотрим двусторонний коммуникативный процесс . Двусторонний коммуникативный процесс представляет собой способ, посредством которого сообщение отправителя достигает получателя.
Основными элементами процесса коммуникации являются отправитель, сообщение, канал и получатель. Любой индивид (сотрудник), имеющий определенные идеи, намерения, информацию и цель коммуникации, есть отправитель. Информация, которую отправитель передает желаемому получателю, формируется в результате кодирования, есть сообщение. Индивид, воспринимающий сообщение отправителя, есть получатель. Коммуникативный канал – это путь, по которым передается сообщение.
Коммуникативный процесс включает в себя восемь шагов .
РОЖДЕНИЕ ИДЕИ. Шаг 1 - рождение идеи, которую хотел бы передать получателю без него не может быть самого сообщения.
КОДИРОВАНИЕ. На втором шаге идея зашифровывается (преобразуется в удобную для передачи форму) с помощью подходящих слов, диаграмм, других символов, используемых для передачи информации. На этом этапе отправитель определяет и способ передачи, наиболее адекватный порядок слов и символов.
ПЕРЕДАЧА. Шаг 3. После определения формы сообщения, осуществляется его передача. Отправитель выбирает коммуникационный канал и передает сообщение, учитывая фактор времени.
ПОЛУЧЕНИЕ. Шаг 4. Осуществление передачи позволяет адресату принять сообщение. На этом этапе инициатива переходит к получателю, который должен настроиться на восприятие сообщения. Если это устное сообщение, получатель должен быть хорошим слушателем. В тех случаях, когда адресат не готов к принятию сообщения, его содержание в значительной мере утрачивается.
ДЕКОДИРОВАНИЕ. Шаг 5. Процесс превращения сообщения в имеющую смысл форму называется декодированием. Отправитель стремится к тому, чтобы получатель адекватно воспринял сообщение точно так, как оно было отправлено.
Например, если отправитель «передает квадрат, а после расшифровки получается круг, сообщение получено, но понимания достичь не удалось».
Понимание может быть реализовано только в сознании получателя. Коммуникатор может заставить другую сторону выслушать его сообщение, но не имеет возможностей заставить понять его. Понимание полученного сообщения - исключительная прерогатива получателя. Коммуникация не может считаться успешно завершенной до тех пор, пока не возникнет понимание, данный процесс известен как «доведение сообщения до получателя.
ПРИНЯТИЕ. Шаг 6. После того как получатель получил и расшифровал сообщение, он может принять его или отвергнуть. Отправитель, конечно, хотел бы, чтобы адресат принял сообщение и адекватно отреагировал на него, но принятие - вопрос выбора и склонности; так что именно получатель определяет, принять ему сообщение в целом или частично. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ. Шаг 7 - использование информации получателем, который может никак не реагировать на сообщение; выполнить задачу в соответствии с указаниями; сохранить информацию на будущее или сделать что-нибудь еще. Данный шаг является решающим и зависит, прежде всего, от адресата.
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ (шаг 8) – это сообщение, высланное реципиентом (принимающим) обратно отправителю. Она отражает то, что человек испытывает по поводу сказанного или сделанного другим. Демонстрация реакции на полученное сообщение – это обратная связь.
Характеристики обратной связи: намерение, конкретность, описательность, полезность, своевременность, готовность, ясность, достоверность, конструктивность, четкость выражения, понятность получателю.
Виды коммуникаций в организации классифицируются по следующим признакам: по субъекту и средствам коммуникаций, по форме и каналам общения, по направленности общения, по пространственному расположению каналов.
По форме общения виды коммуникаций в организации различают: вербальные (слова), невербальные (жесты).
По каналам общения виды коммуникаций в организации различают: формальные и неформальные.
По организационному признаку виды коммуникаций в организации различают: вертикальные, горизонтальные и диагональные .
По направленности общения виды коммуникаций в организации различают: нисходящие и восходящие.
Коммуникации, осуществляемые между людьми в ситуациях «лицом к лицу» и в группах с помощью слов и несловесных средств общения, есть межличностные коммуникации .
Факторы, влияющие на межличностные коммуникации: компетентность и совместимость, доверие и статус, обратная связь и социокультурная среда, ожидания.
Коммуникации, осуществляющие работниками отделов и подразделений различных уровней иерархии - это диагональные.
Коммуникации, направленные на координацию и интеграцию деятельности сотрудников различных отделов и подразделений на одних и тех же уровнях иерархии для достижения целей организации - это горизонтальные.
Коммуникации, направленные снизу вверх от подчиненных к руководителю, - это восходящие.
Коммуникации, направленные сверху вниз от руководителя к подчиненным - это нисходящие вертикальные.
Сложные проблемы лучше всего решают группы, использующие общеканальную коммуникационную сеть.
Предпосылки эффективного подхода к коммуникациям в организации заключаются в следующем. Во-первых, менеджеры должны развивать положительное отношение к коммуникациям; убедить себя, что это важнейшая часть их работы. Во-вторых, необходимо работать над получением информации, которая будет интересна работникам. В-третъих, менеджеры должны сознательно планировать коммуникации. А также менеджеры призваны завоевать доверие, которое является важнейшим условием коммуникаций всех видов.
2. Коммуникативные барьеры и символы общения . Даже если получатель получает сообщение и честно пытается его декодировать, понимание может быть ограничено целым рядом помех или барьеров, которые могут возникать либо в физическом окружении, либо в сфере эмоции человека, участвующего в коммуникационном процессе.
Все то, что вносит искажение процесс коммуникации называется шум, т.е. это любые помехи, нарушающих передачу сообщения и мешающих в процессе коммуникации. Выделяют 6 источников «шума»: 1)физические искажения; 2)семантические продлемы – неудачный выбор слов или неуместное их использование, а также применение смешанных сообщений, и здесь необходимо применять KISS (придерживайтесь простоты и краткости) – принцип коммуникаций; 3)смешанные сообщения – имею место в тех случаях, когда слова «говорят» одно, а невербальные сигналы – другое; 4)отсутствие обратной связи; 5) эффекты статуса-MUM – эффект- заключается в том, что люди не желают сообщать плохие новости; 6) культурные различия.
Коммуникативные помехи, препятствия, любые вмешательства в процесс коммуникации налюбом из его участков, искажающие смысл сообщения, есть барьеры. Коммуникационные помехи возникают в зависимости от следующих факторов: организационные барьеры, различие в статусе и нежелание делиться информацией, культурные и временные барьеры, коммуникативные перегрузки.
Коммуникативные помехи, возникающие вследствие языковых различий отправителя и получателя – это языковые барьеры. Коммуникативные помехи, возникающие вследствие неправильного понимания значения символов, используемых в коммуникациях, есть семантические барьеры. Коммуникативные помехи, обусловленные личностными характеристиками отправителя и / или получателя, есть личностные барьеры.
Коммуникативные помехи, возникающие в материальной среде коммуникаций, есть физические барьеры.
СИМВОЛЫ ОБЩЕНИЯ. Выделяют три символа общения: слова, действия, рисунки. Коммуникации, осуществляемые с помощью речи как системы кодирования, есть вербальные коммуникации. Слова - основной используемый в процессе труда коммуникативный симнол. Основная проблема использования слов - их многозначность, обусловленная тем, что мы пытаемся «отразить» бесконечную сложность мира, используя ограниченное число слов. Многие значения слов абсолютно различны. Сложности языка возрастают, когда в контакт пытаются вступить люди, имеющие разные уровни образования, этнические традиции или культуру.
Контекст позволяет уточнить значение слов с помощью сигналов, которые человек получает из внешней социальной среды. Социальные сигналы могут нести как положительную, так и отрицательную информацию, влияющую на реакции участников коммуникаций. К социальным относятся должности, одежда или принятое в конкретном регионе или этнической группе значение слов. Наша восприимчивость к влиянию таких сигналов изменяется в зависимости от степени доверия к источнику, уровня знакомства с вопросом, характера сигнала и индивидуальных отличий (таких, как культурные традиции). Предварительное знание социальных сигналов имеет важное значение, потому что использование определенных слов в неадекватном контексте создает семантический, с который, как и настоящий, вызывает раздражение наших органов чувств и негативно отражается на точности ощущений.
РИСУНКИ. К коммуникативным символам относятся и рисунки, используемые для пояснения словесных сообщений - проекты, графики выполнения работ, образцы, схемы, карты, наглядные пособия в программах обучения, масштабные чертежи, и т. п. Рисунки могут предоставлять мощное визуальное средство изображения (один раз увидеть чем сто раз услышать»). Однако для достижения максимальной эффективности они должны сочетаться с тщательно подобранными словами и действиями.
ДЕЙСТВИЕ (НЕВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ). Третий вид коммуникативных символов - действия или невербальное общение. Невербальные коммуникации – это сообщения, посланные отправителю без использования слов как системы кодирования, с помощью жестов, поз, мимики, взглядов, манер и тому подобное. Язык тела представляет собой существенное дополнение к вербальному общению.
Очень важное значение в рабочих ситуациях имеет выражение глаз собеседника, визуальный контакт глаз, их движения, улыбки, а также движения бровей
Невербальные сигналы могут быть либо непроизвольными, либо намеренными, что существенно осложняет процесс коммуникации. Язык тела включает в себя так же физическое прикосновение, движения рук, наклон тела вперед или назад, скрещивание рук или ног, вэдох или зевок. Невербальные сигналы полезны, но их интерпретация субъективна и заранее несет в себе возможность ошибки.
Способами общения между индивидами считаются: реакция, мимика и жесты, слушание.
К невербальным средствам общения относятся: кинесика, просодика и экстралингвистика, проксемика и такесика.
Зрительно воспринимаемые движения другого человека, выполняющие выразительно-регулятивную функцию в общении, (выразительные движения, визуальный контакт) есть кинесические средства. Кинесика – это изучение собеседника по его жестам, мимике, позам, походке, взглядам. Здесь же выделяется динамические прикосновения: рукопожатие, поцелуй, похлопывание.
Просодические и экстралингвистические (характеристики голоса и речи) признаки – это: интонация, громкость, тембр, темп речи, ритм, дикция, модуляция, высота, тональность, паузы.
Визуальный контакт (взгляд): направление, длина паузы, частота контакта.
Выделяется пространственная структура общения, которая включает: ориентацию и угол общения партнеров и дистанцию.
В процессе коммуникаций применяют приемы аттракции, предназначенные для того, чтобы убедить собеседника в чем-то.
Убеждение осуществляется через информирование, доказательство, разъяснение, опровержение.
Коммуникация является одним из способов воздействия на собеседника. Способность воздействовать на других людей, их поведение, отношения различными способами называется - влияние.
Особенности коммуникаций в организации.
Внешние коммуникации руководителя появляются во взаимоотношениях с: партнерам и поставщиками. Внутренние коммуникации руководителя появляются во взаимоотношениях с: подчиненными по статусу работниками, высшим руководством и коллегами – руководителями и ведущими специалистами.
Центром коммуникативного пространства руководителя является должность.
Кроме того, можно выделить такие процессы в организации, как коммуникативные перегрузки и коммуникативные потребности.
1. КОММУНИКАТИВНЫЕ ПЕРЕГРУЗКИ. Иногда менеджеры передают работникам огромное потоки информации до тех пор, пока сотрудники не обнаруживают, что обладание огромными массивами разного рода данных отнюдь не способствует осмыслению. Данная ситуация получила название коммуникативной перегрузки, когда объем коммуникативных входов существенно превышает возможности их реальной потребности. Условия эффективной коммуникации – время и качество информации.
2.КОММУНИКАТИВНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ.
К коммуникативным потребностям в организации принято относить: рабочий инструктаж, обратную связь по результатам деятельности, новости, социальную поддержку. Рассмотрим каждую потребность в отдельности.
РАБОЧИЙ ИНСТРУКТАЖ. Одной из коммуникативных потребностей сотрудников организации является инструктаж по поводу выполнения рабочих заданий, предполагающий в рамках объективных требований формулировку инструкций менеджерами. Последствия неадекватных рабочих инструкций плачевны. Менеджерьт должны соотносить осуществляемые коммуникации с характером рабочих заданий, выполнение которых они контролируют.
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Кроме того, работники остро нуждаются в ответной реакции менеджмента по поводу результатов выполнения рабочих заданий. Устойчивая обратная связь позволяет им оценить правильноёть выбранного направления и отслеживатьдвижение к собственным целям, показывает, насколько заинтересованы в результатах их деятельности другие люди. В случае достижения положительных показателей обратная связь повышает самооценку работника и его ощущение собственной компетентности. В общем случае обратная связь по результатам деятельности приводит как к повьнлению показателей производительности труда, таки к улучшению отношений между сотруднйками и менеджерами.
НОВОСТИ. Нисходящие сообщения должны носить характер оперативных новостей, а не запоздалых подтверждений полученной из других источников информации.
СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА. К коммуникативным потребностям сотрудников органи относится и социальная поддержка, т. е. стремление индивида к ощущению заботы и уважению со стороны окружающих, их высокой оценке. Не имеет значения, осуществляются ли такие коммуникации по поводу определения рабочих задач, продвижения по службе или по личным вопросам. В любом случае сотрудники ощущают повышенный уровень социальной поддержки.
Способы совершенствования обмена информацией, которые руководитель должен научиться использовать в своей повседневной деятельности.
1. Руководитель должен оценивать качественную и количественную стороны своих информационных потребностей и потребностей своих подчиненных и коллег.
2. Руководитель должен регулировать потоки информации с помощью личных встреч, совещаний и т.д.
3. Руководитель должен проверять информированность своих подчиненных для выяснения информированности о целях их деятельности.
4. Руководитель должен способствовать изданию информационных бюллетеней, которые содержат информацию для всех работников.
Лекция 4. Коммуникативное поведение в организации (Продолжение).
Формальное коммуникативное поведение в организации.
2. Неформальное коммуникативное поведение в организации.
3.Деловое общение.
Формальное коммуникативное поведение в организации.
Поток сообщения с нижних уровней на верхние называется восходящими коммуникациями. И наоборот.
Если двусторонний информационный поток ослабевает в силу ограниченности восходящих коммуникации руководство компании начинает испытывать нехватку данных необходимых для принятия взвешенных решений утрачивает представление о потребностях сотрудников, а значит, утрачивает возможность обеспечить эффективное выполнение своих функций и социальную поддержку.
Осуществление восходящих коммуникаций сопряжено с преодолением специфических трудностей. Первая - задержки, т. е. медленное восхождение информации на высокие уровни организаций менеджер не рискуют поднимать проблемы, поскольку опасаются нега реакции руководства. Вторая, это – фильтрация, т.е. определенная форма «цензуры» снизу. И наконец, в восходящих коммуникациях возможны искажения или сознательное изменение сообщения таким образом, чтобы оно способствовало достижению чьих-то личных целей.
МЕТОДЫ ВОСХОДЯЩИХ КОММУНИКАЦИЙ. Исходная точка совершенствования восходящих коммуникации - формулирование принципов политики в отношении обращении сотрудников, которые могут включать в себя области ответственности высшего руховодства, спорные темы, вопросы по которым требуются мнение менеджеров или рекомендуемые изменения.
ВОПРОСЫ К СОТРУДНИКАМ. Один из практических методов - вопросы менеджеров к сотрудникам, демонстрирующие интерес руководства к мнениям работников, его желание получить дополнительную информацию, оценку роли подчиненных.
УМЕНИЕ УСЛЫШАТЬ. Умение активно слушать, а не просто слышать. Эффективные «приемники» владеют искусством восприятия не только «чистой» информации, но и эмоционального сообщения отправителя. Не менее важно, чтобы внимательно слушающий сотрудника менеджер регулярно посылал в «эфир» сигналы о своей заинтересованности предметом разговора.
СОБРАНИЯ РАБОТНИКОВ. Один из самых действенных методов развития восходящих коммуникации - проведение встреч менеджеров с небольшими группами сотрудников, на которых работники имеют возможность высказаться по актуальным рабочим проблемам, методам управления, рассказать о своих потребностях.
ПОЛИТИКА ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ. Политика открытых дверей предполагает, что обращения сотрудников компании к непосредственным начальникам (прежде всего) или руководителям более высокого ранга по любым волнующим их вопросам поощряются высшим менеджментом организации, что позволяет разблокировать восходящие коммуникации.
УЧАСТИЕ В СОЦИАЛЬНЫХ ГРУППАХ. Неформальные, нередко носящие развлекательныи характер мероприятия, предоставляют исключительные возможности для осуществления «сверхплановых» восходящих контактов. Такой спонтанный обмен информациеи позволяет менеджерам осознать реальную ситуацию в компании гораздо быстрее, чем при формальном общении.
Латеральные коммуникации координируют проблемы, потребности, консультации, обратную связь.
Коммуникации можно подразделить на формальные и неформальные. Коммуникации формальные позволяют упорядочивать и ограничивать информационные потоки, исходя из организационной структуры и положений об отделах и службах. Коммуникации неформальные - это социальные взаимодействия между людьми, выражение человеческой потребности в общении.
Группы внутри организации демонстрируют в работе различные интерактивные модели и используют различные коммуникационные сети.
Коммуникационные сети. В некоторых организациях работывключает в себя создание интерактивных групп, члены которых работают над выполнением заданий бок о бок и которые характеризуются координацией деятельности. Такая модель взаимодействия ведет к возникновению детентрализованнойкоммникативной сети, в которой все члены группы осуществляют непосредственные коммникации друг с другом и свободно обмениваются информацией. Иногда такую структуру называют общеканальной или коммникативной сетью типа «звезда».
Вторая схема организации работы – совместно действующие группы, члены которых работают над выполнением задания независимо, хотя и связаны друг с другом посредством цетральной координации. Информация стекается к центральной фигуре, а затем распределяется между членами. Это создает централизованную коммуникационную сеть, центральная фигура которой выступает в качестве «оси колеса». Иногда такую фигуру называют информационной сетью, построенной по типу колеса или цепи. Центральная коммуникационная сеть связывает членов группы посредством центральной контрольной точки.
Ограниченные коммуникационные сети связывают противоборствующие подгруппы, ипытывающие разногласия друг с другом по какому-нибудь вопросу.
ДРУГИЕ ФОРМЫ КОММУНИКАЦИЙ.
ЭЛЕКТРОННЫЕ КОММУНИКАЦИИ.
ЭЛЕКТРОННАЯ ПОЧТА.
ТЕЛЕКОММУНИКАТИВНЫЕ СИСТЕМЫ. Исследования показывают, что преимущества телекоммуникаций для работников заключаются в отсутствии отвлекающих моментов, уменьшении затрат времени и денег на общение, возможности снизить расходы на рабочую одежду и проводить боль ше времени с членами семьи или обеспечить уход за ними. Выгоды для корпораций состоят в повышении производительности труда (иногда на I5-25 %), в снижении потребности в рабочих площадях, в возможности привлечения талантливых людей, которые живут в отдаленных городах, в повышении уровня лояльности работников, поскольку работодатель «прошел лишнюю милю», установив систему предоставления работы инвалидам или людям с хроническими заболеваниями Выигрыш сообществ - снижение интенсивности транспортных потоков и вредных выбросов, уменьшение числа безработных из числа людей, не имеющих возможностей для работы вне дома. Более того, в «обмен» на домашний комфорт некоторые индивиды увеличивают свой рабочий день и интенсивность труда.
Вследствие физической изоляции работающие в телекоммуникативных сетях работники нередко чувствуют себя оторванными от обычных (социальных) сетей. Они лишаются интеллектуальных стимулов со стороны равных по положению коллег, неформальных каналов общения и чувствуют себя изолированными от большинства источников социальной поддержки. Эмоциональные затраты могут оказаться неприемлемо высокими, поэтому задача работодателя состоит в поддержке «телесотрудников», обеспечении их оперативной информацией, поощрении активных контактов, участии, по мере возможности, в проводимых компанией мероприятиях. Очевидно, что технический прогресс в области коммуникаций неизбежно сопряжен с определенными издержками и организационными усилиями.
ВИРТУАЛЬНЫЕ ОФИСЫ. Технический прогресс в коммуникативных процессах имеет как положительные, так и отрицательные последствия. Некоторые компании создают виртуальные, не нуждающиеся в помещениях и рабочих столах офисы. ОСНОВНЫМИ средствами производства являются компактные средства - электронная почта, сотовые телефоны, диктофоны системы звуковой почты, портативные компьютеры, факсимильные аппараты, модемы и системы проведения видеоконференции. «Вооруженные» ими сотрудники могут выполнять работу не только на дому, но практически в любом месте - в автомобилях, в ресторанах, в офисах заказчиков или в аэропортах. Коммуникации, осуществляющиеся посредством электронных средств, позволяют работодателям значительно уменьшить рабочие площади, приходящиеся на одного работника. Однако не следует забывать о риске утраты возможностей социальных взаимодействий, ибо сотрудникам необходимо общение в неформальной обстановке, обмен идеями и опытом при личных встречах, определение новых направлений командной работы.
2. Неформальное коммуникативное поведение в организации. Неформальную систему коммуникаций часто называют: «виноградной лозой» - передает информацию посредством сети друзей и знакомых. Данный термин применяется к любым неформальным коммуникациям. Неофициальная информация распространяется, как правило, устно, однако встречаются и коммуникации в письменной форме. Иногда используются написанные вручную или напечатанные записки, но в современном электронном офисе эти сообщения обычно высвечиваются на экранах компьютеров, создавая новую эру «электронной виноградной лозы», существенно повышающую скорость распространения информации. Однако она никогда не сможет заменить «виноградную лозу личного общения» по двум причинам: (1) не каждый работник имеет доступ к сети персональных компьютеров и (2) многие сотрудники предпочитают личные социальные взаимодействия.
«СОРТА ВИНОГРАДА». Нередко у менеджеров создается впечатление, что «виноградная лоза» организована по принципу цепочки, в которой А говорит Б, который сообщает новость В, передающему ее Г, и т. д. до тех пор, пока через 28 человек информация не доходит до Я - со значительным опозданием и в весьма искаженном виде. Выделяют несколько сортов винограда: 1) гроздевая цепь потому что каждая связь в цепи стремится проинформировать коллег, а не одного из них.
2).Однонаправленная цепочка. 3). Сплетня. 4).Вероятностная цепочка.
В каждом конкретном случае распространения информации в «виноградной лозе» активно участвует лишь определенная часть сотрудников. Из 87 служащим не больше 10-15 сотрудников. Людей, активно участвующих в передаче информации посредством «винограднои лозы» называют связными
АКТИВНОСТЬ «ВИНОГРАДНОЙ ЛОЗЫ
«Виноградная лоза» является продуктом скорее ситуации, нежели чьей-то личной инициативы. Это означает, что в определеннои ситуации и при соответствующеи мотивации в неи может принять участие любой сотрудник. В ней в равной мере участвуют как мужчины, так и женщины.
СЛУХИ. Основная проблема «виноградной лозы» – передача слухов. Слух - это информация переносимая «винограднои лозой», которая распространяется без предоставления общепринятых свидетельств достоверности. Иногда она подтверждается, но в большинстве случаев оказывается ложной.
Возможность появления слухов определяется двумя факторами - заинтересованностью и неопределенностью. Обычно слух подвергается фильтрации, посредствомкоторои он сводится к нескольким основным положениям которые легко запомнить и передать другим. Нередко для того, чтобы выразить свои собственные ощущения и соображения, связные добавляют к слухам новые «подробности», полностью искажающие первоначальный смьсл, такой процесс называется дополнением.
ТИПЫ СЛУХОВ. Некоторьте слухи имеют исторические корни и легко объяснимы, так как означают попытку индивидов уменьшить степень неопрёделенности, с которой они столкнулись. Другие более спонтанны, ориентированы на действие. Иногда слухи носят негативный характер, «вбивая клин» между индивидами или группамиСуществование разных типов слуховнапоминает менеджерам о том, что не стоит предавать их проклятию скопом, даже если иногда они создают управленческие проблемы.
УПРАВЛЕНИЕ СЛУХАМИ.
Устраняйте причины появления слухов.
Обратите особое внимание на противодействие серьезным слухам.
Опровергайте слухи фактами.
Начинайте противодействие слухам как можно раньше.
Уделите особое внимание личному предоставлению фактов, если необходимо, в письменной форме.
Предоставляйте факты из надежных источников.
Воздержитесь от пересказа слуха при его опровержении.
Поощряйте помощь неформальных и профсоюзных лидеров, если они выражают желание сотрудничать.
Прислушивайтесь ко всем слухам, чтобы понять, что они могут означать.
Динамические аспекты функционирования организации рассматриваются достаточно популярной дисциплиной, называемой "Организационное поведение" (Ф. Лютенс, 1999, Hellriegel, D. et al., 1995, Robbins, S.P.,2002).
Организационное поведение - это систематическое изучение поведения людей внутри организаций, а также отношений внутри организации. Поведение людей в организации не случайно. Каждый человек уникален, но отношения и поведение сотрудников в организации можно объяснить и даже предсказать, если анализировать его на трех уровнях: индивидуальном, групповом и организационном. Одно из самых популярных определений организационного поведения было предложено Стивеном Коссеном: « …дисциплина, изучающая поведение людей и их взаимоотношения в организации с целью объединения нужд и устремлений каждого сотрудника в отдельности с нуждами и целями организации в целом» (Kossen, S., 1994).
В последние годы наибольшее развитие получили две конкурирующие парадигмы поведения организации. Первая из них основана на теории систем. Ее представители рассматривают организацию, прежде всего, как систему и принимают большинство положений, сформулированных в теории систем.
Второе направление, получившее название "модель участвующих сторон", представляет организации как сети взаимозависимых групп сотрудников, находящихся в отношениях сотрудничества и конкуренции.
У. Мастенбрук (1996) приводит таблицу, содержащую основные различия, принимаемые во внимание представителями первого и второго направлений.
Таблица 1. Различия между моделью систем и моделью участвующих сторон.
Модель систем | Модель участвующих сторон | ||
1 | Что является основным предметом анализа? | Организация как сущность с определенными функциональными требованиями | Субгруппы с заинтересованностью в собственной выгоде |
2 | Насколько прочной является организация? | Стабильной, с деятельностью, направленной на сохранение | Нестабильной, в лучшем случае, «сообществом интересов» |
3 | Каким движущим силам придается особое значение? | Смыслу норм и связности | Санкциям и вознаграждению |
4 | Каким предполагается имидж человека? | Проявляющим беспокойство об интересах организации | Равнодушным, расчетливым, проявляющим беспокойство о личной выгоде |
5 | Каким является анализ в эмоциональном отношении? | Идеалистичным | Циничным, реалистичным |
Мастенбрук предлагает свой вариант - "модель участвующих сторон", с его точки зрения, объединяющую положительные качества описанных выше моделей, одновременно опирающуюся как на сетевые, так и на поведенческие свойства организаций.
Одна из традиционных логик построения учебных пособий по организационному поведению следующая. Сначала рассматриваются явления, минимальные по масштабу – индивидуальные различия работников, особенности их индивидуального поведения, нюансы общей и трудовой мотивации. Затем читателю предлагается перейти к изучению систем более значительного размера – малых и больших групп. После этого рассматриваются явления организационного порядка. Указанная логика характерна для подавляющего большинства вариантов учебной дисциплины «Организационное поведение». Чтобы убедиться в сказанном, достаточно познакомиться с одним из классических американских учебников, изданных на русском языке – «Организационном поведении» Ф. Лютенса. В рамках указанной логики построено и данное учебное пособие. Читателю будет полезно, прочитав параграф, попробовать ответить на контрольные вопросы, чтобы проверить себя.
В приложении к пособию даны некоторые психологические тесты, которые достаточно часто используются в практике организационного консультирования. Автору кажется, что их заполнение и обдумывание результатов тестирования также будет небезынтересно читателю.
Огромную благодарность я выражаю моим аспирантам и дипломникам, внесшим вклад в подготовку данного пособия Е.Будай, М.Ярушину, Ю.Петрову и Е.Королеву.
Организационное поведение влияет на все процессы управленческого характера в компании. Наладить продуктивные внутренние отношения поможет развитие организационной культуры.
Организационное поведение обозначает поведение сотрудников в компании, в результате которого устанавливаются и поддерживаются производственные отношения персонала друг с другом, с руководством и внешней средой. Оно является частью предприятия и описывает различные аспекты взаимоотношений людей на работе.
Скачайте документы по теме:
Сущностью организационного поведения является поведение работников в условиях совместной деятельности для достижения эффективного результата.
Проводите анализ поведения каждого члена коллектива, отдельной группы и всего предприятия для выявления их влияния на функционирование компании. Согласно теории, на организационное поведение влияют психологические, социально-психологические и организационно-экономические факторы.
Какие факторы влияют на организационное поведение?
Уровни организационного поведения:
С одной стороны предприятие оказывает на работников воздействие, изменяя их стремления, мотивацию, навязывая нормы поведения. С другой - индивид влияет на организацию и ее окружение, совершая поступки и высказывая мысли. Таким образом выражается двойственность сущности организационного поведения .
HR-менеджеру в такой ситуации необходимо решить, как обеспечить сотрудничество работников в компании и предотвратить конфликты в организационной сфере.
HR-менеджеру следует формировать и развивать определенную управленческую систему, осуществляющую балансировку организационного поведения.
В нее входят следующие цели:
Благодаря знанию основ организационного поведения можно:
Выбор правильной модели организационного поведения для конкретного коллектива и предприятия имеет принципиальное значение. Так как каждая модель оказывает разное мотивирующее воздействие на деятельность сотрудников.
Основные модели организационного поведения:
Для успешного управления организационным поведением необходимо целенаправленно воздействовать на сотрудников коллектива. Для этого в процессе работы нужно показать, каким образом работники должны сотрудничать друг с другом для достижения производственных целей.
Сотрудников при этом можно распределять на отдельные группы или отделы в соответствии с выполняемыми ими задачами. В ряде случаев эффективным решением оказывается создание самоуправляемых рабочих команд.
Все используемые методы организационного поведения должны обеспечивать активизацию человеческого ресурса предприятия: навыки, умения и способности персонала.
Для этого в процессе руководства:
При управлении организационным поведением, отслеживайте и оценивайте индивидуальные и групповые показатели труда. Это позволит определить эффективность работы персонала и понять, в какой мере им достигаются поставленные цели. При их достижении сохраняйте и улучшайте показатели. Если эффективности работы нет, корректируйте менеджмент организационного поведения.
Подобная функция контроля позволит оценить качество выполнения функции планирования, организации и управления. Нередко члены рабочей группы не взаимодействуют должным образом друг с другом, из-за чего страдает эффективность совместной деятельности. Проведите анализ такой особенности организационного поведения. Чаще всего она возникает из-за личностных конфликтов между членами группы, плохого проектирования работ или неправильного подхода руководителя.
Вывод
Важной задачей HR-специалиста является развитие организационной культуры и налаживание тесных и продуктивных внутренних связей. Для повышения эффективности деятельности компании важно обеспечивать активизацию человеческого потенциала внутри предприятия с учетом психологических особенностей персонала.
Попова Е. П.
Организационное поведение: социологическая перспектива
Попова Елена Павловна - Кандидат социологических наук, доцент кафедры теории организаций департамента государственного и муниципального управления факультета социальных наук Национального исследовательского университета “Высшая школа экономики”, Москва, Россия, [email protected]ID статьи на сайте журнала: 6269
Попова Е. П. Организационное поведение: социологическая перспектива // Социологические исследования. 2016. № 7. С. 57-65
Анализируется состояние организационного поведения в контексте структурно-функционального подхода. Сделан вывод о том, что в нынешнем состоянии организационное поведение претендует на синтез двух базовых управленческих наук - теории управления и теории организаций. Но в действительности в нем преобладает психологический подход. В этом случае оно теряет свою предметную специфику и “сливается” с психологическими дисциплинами. Перспективы развития организационного поведения автор связывает с социологическим подходом при анализе поведения индивидов и групп в организации. Это позволяет понять природу организации, без чего невозможно выполнение управленческой наукой прогностической функции.
организационное поведение; теория организаций; социология организаций
Гринберг Дж., Бэйрон Р. Организационное поведение: от теории к практике. М.: ООО “Вершина”, 2004.
Дафт Р. Теория организации. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.
Джордж Дж.М., Джоунс Г.Р. Организационное поведение. Основы управления. Учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
Доблаев В.Л. Организационное поведение. М.: ЭКСМОС, 2002.
Красовский Ю.Д. Организационное поведение. Учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ, 2001.
Литвинюк А.А. Организационное поведение. Учеб. для академич. бакалавриата. 2-е изд. М.: Изд-во Юрайт, 2015.
Лютенс Ф. Организационное поведение. М.: ИНФРА-М, 1999.
Ньюстром Дж.В., Дэвис К. Организационное поведение: поведение человека на рабочем месте. 10-е изд. СПб.: Питер, 2000.
Пригожин А.И. Методы развития организаций. М.: МЦФЭР, 2003.
Роббинз С.П. Основы организационного поведения. 8-е изд. М.: Изд. дом “Вильямс”, 2006.
Управление человеческими ресурсами: менеджмент и консультирование / Под ред. В.В. Щербины. М.: Независимый институт гражданского общества, 2004.
Филонович С.Р. Предисловие научного редактора перевода // Лютенс Ф. Организационное поведение. М.: ИНФРА-М, 1999. С. XXI-XXIV.
Шермерорн Дж., Хант Дж., Осборн Р. Организационное поведение. 8-е изд. СПб.: Питер, 2004.
Щербина В.В. Социальные теории организации. Словарь-справочник. М.: ИНФРА-М, 2000.
Щербина В.В. Средства социологической диагностики в системе управления. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1993.
Щербина В.В. Существует ли сегодня наука социология? // Социологические исследования. 2012. № 8. С. 31-41.
Щербина В.В., Садовникова Л.Б. Социолого-психологическое обеспечение работы с кадрами. Кишинев, 1989.
Hannan M.T., Freeman J. Organizational Ecology. Cambridge, 1989.
Показаны все записи. Оставить последние 10
Здравствуйте!
Пожалуйста, укажите название статьи, журнал, номер.
Здравствуйте!
Полные тексты статей номера публикуются с задержкой в 3 месяца.
Здравствуйте!
Тексты статей публикуются через три месяца после выхода номера.
Здравствуйте! Как получить текст статьи?
Парламентаризм и правительственная система - определение и разграничение. – Полис. Политические исследования. 1992. № 3. С. 38
Алёна, здравствуйте!
К сожалению, электронной версии статьи - Парламентаризм и правительственная система - определение и разграничение. – Полис. Политические исследования. 1992. № 3. С. 38, нет
Алена,
Если у Вас есть возможность посетить редакцию журнала, то имеется печатный вариант статьи. Вы можете ее получить.
Уважаемые редакторы!!!
Текст статьи не открывается, а переводит гиперссылкой на страничку Дня Победы...
Уважаемая Ирина Владимировна,
Спасибо, ошибку исправили.
Уважаемая Наталья, здравствуйте!
Полный текст статьи Булдаков В. П. Российская многопартийность: иллюзии прошлого, химеры современности (электронную версию) Вы можете приобрести в Полисмаге. Информацию об этом Вы можете найти на странице статьи на официальном сайте журнала. http://www.politstudies.ru/article/5157
Иван, здравствуйте!
На сайте журнала выложены только сведения о статье. Электронная версия статей этого номера не была опубликована.
Любовь Александровна, здравствуйте!
Приносим свои извинения, ошибка исправлена.
Уважаемый Александр, здравствуйте! Спасибо, что указали на ошибку. Исправили.
Добрый день, имеет ли статья Установки студентов Сербии и Республики Сербской о современной России (Кошарац Р. Б., Вулич М. Т., Анджелкович М.)номер DOI?
Здравствуйте!
Спасибо, что заметили ошибку. DOI статьи Установки студентов Сербии и Республики Сербской о современной России опубликован.
Уважаемая София, здравствуйте!
Редакция направила запрос издательству. Ждем ответа.
Ответ издательства: 7 номер журнала Социологические исследования выгружен в систему, в ближайшее время появится на сайте.