Источники финансирования малого бизнеса. Источники финансирования малых предприятий. Потребительский кредит в банке

Для любой стадии жизненного цикла бизнеса существуют наиболее подходящие источники и методы финансирования. Обобщая различные классификации, основными методами финансирования для малого и среднего бизнеса принято считать:

  • - самофинансирование;
  • - кредитное финансирование (долговое);
  • - лизинг;
  • - государственное финансирование (бюджетное);
  • - венчурное финансирование;
  • - смешанное финансирование;
  • - проектное финансирование;
  • - иные инструменты.

Самофинансирование. Предусматривает осуществление инвестирования за счет собственных средств. Основными источниками самофинансирования любого коммерческого предприятия является чистая прибыль, амортизационные отчисления и внутрихозяйственные резервы. Каждое предприятие должно стремиться к самофинансированию, так как при его использовании не возникает проблемы поиска источника финансирования и снижается риск банкротства. Кроме того, самофинансирование означает хорошее финансовое состояние предприятия и наличие определенных конкурентных преимуществ. Но следует иметь в виду, что в условиях высоких темпов инфляции при сложившейся системе переоценки основных фондов происходит обесценение этого источника. Данный метод финансирования в большей степени подходит уже для действующего предприятия.

В развитых рыночных странах на предприятиях с высоким уровнем самофинансирования удельный вес собственных средств достигает 70% и более. Доля собственных источников в общем объеме инвестиций российских предприятий соответствует уровню развитых рыночных стран. Однако общий объем денежных средств достаточно низкий и не позволяет осуществлять серьезные инвестиционные программы.

Достоинства самофинансирования:

Доступность;

Снижение риска неплатежеспособности;

Более высокая прибыльность ввиду отсутствия процентных выплат по заемным средствам;

Сохранение собственности и управления за учредителями. Недостатки самофинансирования:

Ограниченность объемов;

Отвлечение средств из хозяйственного оборота;

Отсутствие независимого контроля за эффективностью использования средств.

В настоящее время далеко не все коммерческие организации способны реализовать этот принцип. Организации ряда отраслей, выпуская продукцию и оказывая услуги, необходимые потребителю, по объективным причинам не могут обеспечить их рентабельность. К ним относятся отдельные предприятия городского пассажирского транспорта, ЖКХ, сельского хозяйства, оборонной промышленности, добывающих отраслей. Такие предприятия по мере возможности получают государственную поддержку в форме дополнительного финансирования из бюджета на возвратной и безвозвратной основе.

Кредитное финансирование. Кредит - ссуда в денежной или товарной форме на условиях возвратности, срочности и платности. Основной объем ссудного капитала обычно предоставляется коммерческими банками в виде банковских ссуд.

Кредиты различаются по разнообразным признакам, основная классификация: по типу кредитора; по форме предоставления; по цели предоставления; по сроку действия. Основные формы кредита: срочный, контокоррентный, онкольный, учетный и акцептный. В качестве специфических методических инструментарий можно выделить - методы оценки (обоснования) верхнего предела цены кредита, методы построения кредитных линий и схем возврата долга и процентов.

Преимущество кредитной формы заключается в независимости применении полученных денежных средств. Предприятие, получая средства, может расходовать по своему выбору без каких-либо специальных условий. Организация раскрывает свою финансовую и управленческую отчетность только одному банку-кредитору на условиях полной конфиденциальности.

Недостатки: заемщику необходимо позаботиться о залоге, стоимость которого в 1,5 - 2 раза превышает объем получаемых средств, банк очень низко оценивает залоговое имущество, для получения денег за заложенное имущество банку придется обращаться в суд, при неисполнении обязательств заемщиком банк, стремясь быстрее реализовать имущество должника, продает его не по максимальной цене.

Кредитное финансирование на начальном этапе жизненного цикла предприятия используется, но не каждый коммерческий банк возьмет на себя риски по выдаче кредита на открытие бизнеса, и не каждое малое предприятие способно эффективно выполнить кредитные обязательства. Для использования этого источника зачастую необходима государственная поддержка.

Условия кредитования малого бизнеса нельзя назвать благоприятными. Высокие процентные ставки (до 30 % и выше) такие условия, как поручительство третьих лиц, наличие залогового имущества, расчетный счет в банке-кредиторе приводят к тому, что лишь 10-15% необходимых сумм кредитов удается получить. Причина такой низкой удовлетворенности спроса в том, что кредитование малого бизнеса рассматривается банками как рискованное из-за отсутствия ликвидного залогового имущества у предприятия.

Высокая стоимость кредита складывается также из ставок рефинансирования целевых кредитов (13%) и ставки привлечения беззалоговых кредитов Центрального Банка (до 20%). Снижение стоимости целевых кредитов ЦБ для банков-кредиторов малого бизнеса может оказать реальную поддержку малому бизнесу. Малые предприятия, успешно преодолевшие, начальный этап своего развития, и впоследствии оказываются под влиянием множества негативных факторов. Опрос, проведенный в 2012 году организацией «Опора России», показал, что среди наиболее серьезных препятствий развитию руководители компаний выделяют низкую доступность персонала, высокий уровень налогов и низкую доступность финансов.

Банки пытаются минимизировать риски, и их можно понять. Связанные, с одной стороны, жесткими требованиями Центробанка, с другой - погоней за высокой доходностью собственного бизнеса, они готовы финансировать малорискованные и высокоприбыльные проекты. Само собой, кредитование малого бизнеса к таковым не относится.

Как и в случае с потребительским кредитованием, микрофинансовые организации готовы вступить на территорию риска и неопределенности. На начальном этапе развития бизнеса они оказываются ценным союзником предпринимателя. Но это не значит, что в этой области между банками и МФО существует какая-то борьба. Скорее наоборот - есть тесная взаимосвязь и сотрудничество.

В сегменте финансирования малого и среднего бизнеса МФО и банки сегодня практически не конкурируют. Микрофинансовые организации являются своеобразным мостиком для предпринимателей между полной "финансовой изоляцией" и банковским кредитованием.

Формируется устойчивая схема: первые шаги бизнеса финансируются МФО, и если он показывает устойчивость, за него принимаются банки. К сожалению, из этой схемы очень часто выпадает государство. Во всем мире банки разделяют риски, связанные со стартапами, с отраслевыми специализированными фондами поддержки малого бизнеса или государством.

Лизинг. Лизинг как один из способов обеспечения эффективной инвестиционной деятельности, понимается как вид предпринимательской деятельности, направленной на инвестирование временно свободных или привлеченных финансовых средств, когда по договору финансовой ренты (лизинга) арендодатель (лизингодатель) обязуется приобрести в собственность, обусловленное договором имущество у определенного продавца и предоставить это имущество арендатору (лизингополучателю) за плату во временное пользование для предпринимательских целей. Приобретаемые техника и оборудование должны быть ранее не эксплуатировавшимися. Субсидирование осуществляется при наличии в договоре лизинга условия об обязательном последующем приобретении предмета лизинга в собственность. Субсидии на возмещение затрат по уплате процентов, начисленных и уплаченных по просроченной задолженности, не предоставляются.

Преимущества лизинга: стопроцентное финансирование приобретения необходимых основных фондов, не требующее быстрого возврата заемных средств; договор лизинга оформляется с учетом особенностей и специфических требований; позволяет реализовывать крупные проекты без вложения первоначальных значительных денежных ресурсов; процедура оформления лизинга намного проще и быстрее, чем процедура оформления банковского потребительского кредита.

Основные недостатки: полная материальная ответственность за техническое состояние лизингового имущества; итоговая стоимость лизинговых платежей значительно превышает в цене стоимость объекта лизинга; колебания процентных ставок по лизинговым операциям увеличивают стоимость лизингового займа, тем самым негативно отражаясь на платежеспособности.

По данным статистики, рынок лизинга в России близок к стагнации, если не к сокращению. До конца декабря еще возможны крупные сделки, которые изменят статистику, но базовый прогноз агентства, все же, заключается в нулевых темпах прироста. В отсутствие новых «точек роста» и с учетом стагнации в экономике и в 2014 году прирост рынка лизинга, согласно "Эксперт РА", вряд ли превысит 5% даже в оптимистичном сценарии.

Важным сдерживающим фактором выступает российский менталитет: бизнесмены в нашей стране предпочитают иметь оборудование в собственности, а не брать его в аренду. На первое место среди факторов, негативно влияющих на лизинговый рынок, участники опроса «Эксперт РА» поставили нехватку платежеспособных «качественных» клиентов. Проблема недостаточного спроса со стороны клиентов, хоть и есть (4 место в десятке факторов), но она, очевидно, менее остра.

Бюджетное финансирование. Финансирование за счет бюджетных средств имеет большую долю в предприятиях государственного управления и обеспечения военной безопасности, социального страхования; операциях с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг; здравоохранением и предоставлением социальных услуг.

В современных условиях экономического развития реализация инвестиционных проектов с целью удовлетворения общественных потребностей опирается на поддержку государства. Прямое участие государства в инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, осуществляется путем: разработки, утверждения и финансирования инвестиционных проектов, осуществляемых Российской Федерацией совместно с иностранными государствами, а также инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств федерального бюджета и средств бюджетов субъектов Российской Федерации; предоставление на конкурсной основе государственных гарантий по инвестиционным проектам за счет средств федерального бюджета, а также за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации; налоговых льгот; защиты российских организаций от поставок морально устаревших и материалоемких, энергоемких и не наукоемких технологий, оборудования, конструкций и материалов и пр.

Как и все методы финансирования у бюджетного финансирования выделяют достоинства и недостатки. К достоинствам относятся: низкая стоимость привлечения; возможность длительного неоднократного использования. Недостатки: ограниченность объема ресурсов; сложность и трудоемкость привлечения; ограниченный доступ из-за жесткой системы требований; повышенное внимания со стороны государства; целевой характер расходования полученных средств.

Венчурное финансирование.

Процесс венчурного финансирования делится на два этапа:

  • * поиск и отбор компаний;
  • * «Тщательное наблюдение» или «изучение». Эта стадия завершается принятием решения об осуществлении инвестиций или отказе от них. Рассматриваются все стороны компании и бизнеса. По результатам данного исследования, в случае принятия положительного решения, оформляется инвестиционное предложение или меморандум, где суммируются все выводы и формулируется предложение для инвестиционного комитета, который выносит окончательное решение.

Преимущества: позволяет привлечь необходимые средства для реализации высокорисковых, но перспективных и потенциально высокодоходных проектов; не требует залогов и прочих видов обеспечения; может быть предоставлено в короткие сроки; не предусматривает промежуточных выплат (процентов, дивидендов). Недостатки: сложность привлечения; необходимость выделения доли в капитале; возможность неожиданного выхода инвестора из проекта либо реализации им своей доли сторонним субъектам; максимальные требования к раскрытию информации; возможность вмешательства инвестора в управление проектом или фирмой. В Алтайском крае венчурное финансирование не развито.

С точки зрения инвестора любой «стартап = венчур». Не каждый инвестиционный проект подходит для венчурного финансирования. Венчурное финансирование применимо для проектов, которые планируют заниматься инновационной деятельностью или научными разработками.

Венчурный капитал является важнейшим источником формирования инновационного потенциала, увеличения предпринимательской активности и получения прибыли. Развитие малого бизнеса в сфере инноваций связано с высоким риском финансирования НИР и ОКР и инвестиций в создание новых предприятий. Экономическая значимость частных инвесторов венчурного капитала, другими словами «бизнес-ангелов», проявляется в поддержке венчурных компаний на ранних стадиях их развития, в динамике финансирования, направленного в инвестирование акционерного капитала, кредитных ресурсов или их комбинацию.

В настоящий момент усиливается роль государства в развитии инфраструктуры и поддержке малых инновационных компаний. Основной интерес государства в продвижении венчурного финансирования состоит в том, что венчурный капитал решает сразу две задачи: поддерживает развитие инновационного сектора экономики и внедряет инновационные технологии в производственные процессы страны, а переход к экономике, основанной на производстве интеллектуального капитала, является приоритетом для государства.

Несмотря на то, что венчурное финансирование инновационной деятельности очень специфично, в связи с недостаточным развитием российского фондового рынка, отечественный венчурный капитал в Российской Федерации значительно вырос за последние годы.

Чтобы лучше понять перспективы получения подобной поддержки следует обратить внимание на мнение специалистов, работающих в таких фондах. По их утверждениям, основной проблемой начинающих и развивающихся предприятий в России является их малая приспособленность к реальным действиям в рыночных условиях. Если говорить более точно, то они отмечают слабую проработку бизнес проектов, недостаточный учет в них всех важных факторов, отсутствие альтернативных планов развития ситуации в будущем. Суммируя их пожелания, можно отметить, что для положительного ответа от предпринимателя требуется не просто гениальная идея, но детально разработанный проект, в котором необходимо обязательно уделить должное внимание его коммерческой составляющей.

Анализируя состояние венчурного финансирования в экономике России, можно утверждать, что, несмотря на увеличение объемов венчурных вложений в последние годы, значительный научно-технический потенциал в сфере технологий и интеллектуальный потенциал, существуют факторы, ограничивающие развитие венчурного предпринимательства в России. К ним можно отнести:

* Правовая и экономическая среда не стимулируют учреждение венчурных фондов в РФ, практически отсутствуют нормативные правовые акты, обеспечивающие функционирование венчурного финансирования малого инновационного бизнеса;

Приоритет на развитие малого и среднего бизнеса отсутствует;

Недостаток отечественных инвестиционных ресурсов (российские банки, пенсионные фонды, страховые организации не участвуют в работе венчурных компаний) и, как следствие, слабое формирование российского инвестиционного портфеля;

Использование преимущественно иностранного венчурного капитала при минимальном участии российского, что резко снижает привлекательность данной сферы для зарубежных инвесторов;

Неэффективное использование средств венчурных фондов;

Неразвитость инфраструктуры, способной обеспечить эффективное сотрудничество субъектов венчурной индустрии и малых инновационных фирм, появление новых и развитие действующих малых и средних инновационных предприятий;

Отсутствие экономических стимулов для привлечения прямых инвестиций в предприятия высокотехнологичного сектора, обеспечивающих приемлемый риск для венчурных инвесторов, отсутствие гибкой системы налогообложения венчурного бизнеса;

  • * Отсутствие квалифицированного менеджмента, недостаточное количество квалифицированных управляющих венчурными фондами;
  • * Низкая прозрачность российского рынка интеллектуального капитала и отечественных предприятий для венчурных инвесторов, что приводит к значительным трудностям с поиском предприятий-реципиентов и инновационных проектов под венчурные инвестиции.

Смешанное финансирование. Основывается на различных комбинациях вышеперечисленных методов и может быть использовано для всех форм инвестирования. Самым распространенным в условиях становления и развития финансового и фондового рынков становится смешанный метод финансирования.

Иногда также выделяют источники смешанного финансирования: например, облигации, конвертируемые в акции, или долговые обязательства, дающие право кредитору на участие в прибыли компании. К гибридным инструментам зачастую относят и привилегированные акции.

Проектное финансирование. Это разновидность инвестиционного кредита; способ кредитования проектов, при котором возврат денежных средств осуществляется за счет денежного потока, генерируемого самим проектом, то есть без привлечения на цели погашения иных источников денежных средств. Проектное финансирование основано на прогнозах будущего развития проекта и проектной компании, зависит от эффективности функционирования проектной компании и эффективной реализации проекта. В проектном финансировании важны стратегия развития соответствующего бизнеса и стратегический менеджмент проекта.

Основные черты проектного финансирования:

  • - адаптация платежей по кредиту (поток денежных средств связывают с необходимостью обслуживания кредита);
  • - расщепление проектных рисков - согласованное распределение рисков между участниками финансирования проекта;
  • - финансирование с забалансовых счетов. Финансирование с забалансовых счетов позволяет спонсорам участвовать в реализации капиталоемких проектов даже в условиях ухудшения финансовых показателей.

Основные принципы проектного финансирования: анализ динамики показателей бизнес-плана; ограниченная ответственность клиента; пессимистичность прогноза; компенсация повышенного риска за счет увеличения размера маржи; увязка механизма финансирования с отраслевыми особенностями проекта; сочетание основного и дополнительного обеспечения; оценка запаса прочности проекта.

Финансовая прозрачность проектной компании достигается за счет ее обособления от инициатора, что позволяет рассматривать конкурентную среду страны реализации проекта как основной фактор, определяющий нормативы резервирования средств и порядок принятия управленческих решений при необходимости перехода к альтернативным вариантам достижения целевых показателей бизнес-плана.

Финансирование под проект имеет массу преимуществ, среди них: привлечение больших объемов инвестиций; реализация проектов на стадии «start up»; минимизация рисков и распределение их между участниками проекта и инвесторами; отсрочка погашения основного долга до начала производства на полную мощность.

Минусы проектного финансирования: длительность периода рассмотрения заявки; большие расходы на подготовку документации; высокие комиссионные расходы при оценке проекта; риск потери независимости предприятия; контроль инвестора за деятельностью предприятия и реализацией проекта. Данный метод финансирования может рассматриваться для применения на начальной стадии жизненного цикла предприятия, так как он в свою очередь включает в себя элементы методов представленных выше, но уже с особенностями проектного финансирования.

В настоящее время, несмотря на наличие различных источников финансирования, существует малая доступность ко многим их видам, недостаточная гибкость условий кредитования; бюджетное финансирование обладает определенной целевой направленностью и определяется выбором стратегических приоритетов для государства и прочие.

Таким образом, на начальном этапе жизненного цикла предприятия малого бизнеса приоритетными реальными источниками стартового капитала являются собственные источники. Также стоит отметить, что в настоящее время для начинающих предпринимателей становятся привлекательными бизнес-инкубаторы, и не стоит забывать о бизнес-ангелах (состоятельные люди, готовые вкладывать деньги в высокорискованные предприятия и в предпринимателей).

Используемые в конкретных условиях методы должны обеспечить решение следующих задач:

  • - надежности финансирования в соответствии с графиком реализации инвестиционного проекта на протяжении всех его фаз: прединвестиционной, инвестиционной и эксплуатационной;
  • - минимизация инвестиционных издержек в экономически целесообразных границах и роста дохода на собственный капитал;
  • - финансовой устойчивости проекта и предприятия, где он реализуется.

Факторинг и форфейтинг. Факторинг - это одна из форм финансирования оборотных средств поставщика. Услуга эта краткосрочного характера, то есть она предназначена для обеспечения финансами текущей деятельности фирмы, организации. Заключается данная услуга в том, что поставщик уступает задолженность своих дебиторов (покупателей) в пользу интересов факторинговой компании, которая в обмен на это предоставляет финансовые ресурсы. Другими словами, вместо покупателей за поставленные товары расплачивается перед продавцом фактор-организация, которая затем взыскивает самостоятельно долги за отгруженный товар. Комплекс факторинговых услуг помимо финансирования текущей деятельности поставщика включает учет дебиторской задолженности поставщика и управление ею, а также страхование рисков.

Самый существенный недостаток факторинга - это его дороговизна. В нашей стране за проведение операций факторинговой компанией с продавца взимается комиссия, которая может доходить до 15-20 % от суммы долга. Кроме того, на сумму выплаченного поставщику предварительного платежа ежедневно начисляются проценты.

Поэтому при всей своей простоте проведения, факторинг - далеко не дешевое «удовольствие». Но множество достоинств с лихвой покрывают этот, пожалуй, его единственный недостаток.

Форфейтинг, как и факторинг, является операцией по продаже дебиторской задолженности. Однако существуют и заметные различия между этими операциями. Суть операции форфейтинга заключается в следующем:

Продавец, предоставляя отсрочку по платежам, может потребовать от покупателя выписать долговую расписку (вексель). По векселю продавец получает бесспорное право получения платежа по векселю при наступлении срока исполнения обязательства. Вексель с отсроченным платежом, называется векселем с оборотом. Для уменьшения риска продавец может требовать гарантий третьего лица исполнения обязательств по векселю. Гарантия третьего лица на векселе называется авалем, а вексель -авалиро ванным.

Вексель - вид ценной бумаги. По своим свойствам вексель можно квалифицировать, как частный случай бескупонной облигации. Вексель можно в любой момент продать третьему лицу (форфейтеру) надписав его. Передаточная надпись на векселе называется индоссаментом. Продавая вексель, его владелец переуступает форфейтеру право требования долга. Таким образом, продав вексель, поставщик может получить деньги до наступления срока платежа.

При продаже векселя его владелец не платит комиссии. Интерес форфейтера заключается в скидке, предоставляемой владельцем векселя, от номинала. Эта скидка называется дисконт, её размер оговаривается сторонами при заключении сделки и зависит от текущих процентных ставок и рисков.

Оба метода кредитования по-своему уникальны и востребованы экономиками разных стран.

бизнес экономика грант закупка

Цель статьи – дать ясное и наглядное представление о том, где взять деньги для открытия своего дела или дальнейшего развития бизнеса.

У предприятия есть три базовых источника финансирования (кредитования) своих планов развития бизнеса и вытекающих потребностей в денежных ресурсах (см. рис. 1).

Нераспределённая прибыль

Нераспределенная прибыль в достаточных количествах, как правило, есть только у зрелых и успешных (крупных) предприятий. У малого и среднего бизнеса, особенно на этапе интенсивного развития своего дела, она есть только на бумаге (бизнес-план).

Внешнее финансирование

Вот оно – поле для выбора и действий. Большое количество участников и инструментов делают рынок финансовых ресурсов поистине многообразным. Вариантов выбора (в теории) – очень много: различные формы и иностранных инвестиций, и государственных инвестиций (поддержка малого предпринимательства, развитие промышленных предприятий и так далее), и частных инвестиций, и разнообразные кредиты в банках (которые все, в основном, сводятся в итоге к кредитованию под залог) и другое. Чтобы разобраться во всём этом рыночном великолепии, давайте посмотрим, кто осуществляет финансирование (инвестиции, кредитные ресурсы) и какие финансовые инструменты используются.

Основные участники рынка финансовых ресурсов

Представим систему участников графически (см. рис. 2).


Дадим краткий комментарий по рисунку выше.

Участники-источники / кредиторы / банки

Основной поставщик бизнес- и других кредитов.

Участники-источники / кредиторы / лизинговые компании

Профессиональный поставщик лизинговых услуг.

Участники-источники / кредиторы / государство

Дополнительный, «редкий, да меткий», поставщик бизнес- и других кредитов, а также субсидий.

Участники-источники / инвесторы / инвестиционные компании

Профессиональный «поставщик» инвестиций, функция – инвестиционная деятельность (управления инвестициями).

Участники-источники / инвесторы / «непрофессиональные» инвесторы

Физические и юридические лица (частные и корпоративные инвесторы), которые не являются инвестиционными компаниями, но вкладывают финансовые ресурсы в те или иные инвестиционные проекты.

Участники-источники / инвесторы / венчурные фонды

Инвестиционные компании, которые делают финансовые и другие вложения в инвестиционные проекты со средней и высокой степенями риска и соответствующей рентабельностью.

Участники-источники / инвесторы / страховые компании

Дополнительный опосредованный «поставщик» инвестиций.

Участники-источники / инвесторы / государство

Поставщик долгосрочных инвестиций под инвестиционные проекты, как правило, стратегического масштаба (инфраструктурные и другие).

Мы вкратце разобрались с основными участниками рынка финансовых ресурсов – источниками инвестиций. Теперь давайте посмотрим, какие финансовые инструменты можно использовать для финансирования (кредитования) своих планов развития бизнеса и вытекающих потребностей в денежных ресурсах (см. рис. 3).

Основные инструменты рынка финансовых ресурсов

Кратко охарактеризуем элементы, представленные на рисунке выше.

Инструменты / кредиты

Видов кредитов большое множество. В абсолютном большинстве случаев кредиты даются под залог (оборотных средств предприятия, приобретаемого имущества и так далее). Вы не делитесь ни с кем прямыми управленческими полномочиями, но, по сути, банк становится таким партнёром по бизнесу, от которого зависят не только перспективы вашей организации, но и подчас сама возможность её существования (в особенности актуально для промышленных предприятий).

Инструменты / инвестиции

Инструменты / лизинг

Долгосрочная аренда (собственности, производственного оборудования и так далее). При определённых условиях лизинг может дать налоговые льготы и тому, кто сдаёт имущество, и тому, кто его арендует.

Инструменты / субсидии

Разовые «вспоможения» в натуральной или денежной форме. Могут быть прямыми или косвенными. Например, снижение налоговой нагрузки при участии, скажем, малого и среднего бизнеса в программе поддержки предпринимательства, или снижение ставки по кредитам (так называемое, льготное кредитование).

Статьи по теме

Причины конфликтов учредителей совместного бизнеса

Одна голова хорошо, а две – совместное предприятие. (Толковый и надёжный) партнёр в малом и среднем бизнесе – бесценно. Найти партнёра гораздо труднее, чем его потерять. Тем не менее, расставания соучредителей предприятий происходят сплошь и рядом. Разберёмся, в чём же причины конфликтов партнёров по бизнесу.

Как превратить совместную деятельность в стратегическое партнёрство

Мы разобрались в причинах конфликтов между соучредителями малого и среднего бизнеса. Время переходить к главному: как обеспечить эффективность совместного предприятия в долгосрочной перспективе, как сократить количество острых углов в отношениях между партнёрами по бизнесу, как превратить совместную деятельность в стратегическое партнёрство.

Порядок получения кредита для малого и среднего бизнеса в России

Как получить кредит на открытие своего дела или дальнейшее развитие бизнеса, на реализацию каких целей банки дают кредиты, с какими проблемами можно столкнуться при желании взять деньги в кредит (кредит наличными)? Разберёмся, как на практике работает система банковского кредитования малого и среднего бизнеса в России.

Анализ внешнего окружения или проверка бизнес-идеи на состоятельность.

У вас есть желание и воля начать свой бизнес, более того, у вас уже есть бизнес-идея. Самое время сделать предварительную оценку бизнеса и понять, насколько состоятелен общий замысел вашего проекта под названием «начать своё дело». Для этого необходимо осознать, в каких условиях внешнего окружения будет работать ваш новый бизнес и как эффективно встроить вашу бизнес-идею в эти условия.

Алгоритм продажи бизнеса

Продажа готового бизнеса всегда проходит по алгоритму: определение рыночной цены бизнеса, предпродажная подготовка, создание подробного описания, поиск покупателя и совершение сделки. Подробно об алгоритме «Продажа бизнеса» читайте в этой статье.

Купить готовой бизнес или начать «с нуля»?

У вас есть желание и финансовые ресурсы вложиться в подходящий инвестиционный проект? Возможно, пришло время задуматься о создании нового предприятия. Или вас интересует покупка готового бизнеса? Купить производство или купить бизнес в сфере услуг? Давайте взвесим альтернативы: купить готовой бизнес или начать «с нуля».

Алгоритм покупки бизнеса

Покупка готового бизнеса, как и его продажа, тоже проводится по алгоритму. Его соблюдение позволит вам купить бизнес без риска быть впоследствии разочарованными. Обязательно ведение сравнительного списка предприятий и их детальная проверка.

Инвестиционный меморандум

Прямые инвестиции, которые частный инвестор готов направить на развитие предприятия или его покупку, требуют наличия у собственника предприятия инвестиционного меморандума. Следовательно, меморандум является инструментом продажи бизнеса для собственника и характеризует инвестиционную привлекательность проекта для инвестора.

Алгоритм инвестирования

Вы - частный инвестор, и у вас есть желание заняться инвестиционной деятельностью. Практика показывает, что прямые инвестиции в России работают по той же схеме, что во всем мире. Рассмотрим алгоритм инвестирования в предприятие более подробно.

Различия в продаже бизнеса в России и на Западе

Еще недавно в России под понятием «продажа бизнеса» подразумевалось нечто абстрактное. Однако за последние годы ситуация приближается к западным странам, где ежегодно своих хозяев меняют миллионы предприятий. Поговорим об отличиях в продаже бизнеса в России и на Западе.

3. Источники финансирования малых предприятий

Финансирование малых предприятий в странах с развитой рыночной экономикой осуществляется за счет как внутренних, так и внешних источников. Согласно российскому законодательству, в качестве внешних источников финансирования могут использоваться целевые банковские вклады, паи, акции, технологии, машины, кредиты, товарные знаки, интеллектуальные ценности. Основными внутренними источниками привлечения средств являются финансовые ресурсы и внутрихозяйственные резервы предпринимателя-инвестора, то есть прибыль, а также амортизационные отчисления, денежные накопления и сбережения предпринимателей, средства от страхования деятельности, денежные суммы, получаемые в качестве неустоек, штрафов и т.п. К неформальному рынку ссудных капиталов (внутренний источник финансирования) относится заем денег у родных и знакомых. Этим источником пользуются свыше 1/3 предпринимателей в нашей стране.

Согласно Федеральной программе поддержки предпринимательства на 1998-1999 годы финансирование и развитие инфраструктуры малого бизнеса должны осуществляться через Фонд поддержки предпринимательства и развития конкуренции при Государственном комитете РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур. Участие Фонда в финансировании - долевое. Один из главных принципов его деятельности - условие возвратности средств. Фонду дано право выступать залогодателем, поручителем, гарантом по обязательствам предприятий.

Кратко опишем механизм кредитования малых предприятий. Вначале производится отбор представленных в Фонд проектов и программ. На этом этапе главная задача - выявить проекты, которые отвечают государственным экономическим приоритетам. В дальнейшем операции непосредственно по кредитованию и контроль за их использованием осуществляются Фондом совместно с Межэкономсбербанком и его банками-агентами на местах. Межэкономсбербанк взял на себя определенные обязательства, позволяющие: предоставлять банковские гарантии малым предприятиям для получения кредитов в коммерческих банках; увеличивать ресурсы для кредитования малого бизнеса за счет средств генерального банка; управлять банковской системой поддержки предпринимательства; получать дивиденды на вложенный капитал.

Банк-агент выделяет кредитные ресурсы строго в соответствии с перечнем проектов, утвержденным в установленном порядке Фондом, и в пределах средств кредитной линии, открытой Межэкономсбербанком. Размер маржи, взимаемой банком-агентом, устанавливается в межбанковском договоре с Межэкономсбербанком и не может превышать 5%.

Временное положение от 25 ноября 1993 г. содержит основные требования, которые будут предъявляться при рассмотрении заявок на получение кредита. В частности, предусмотрено, что удельный вес кредита в общей сумме финансирования проекта должен, как правило, составлять 50% (но не более 70%). Остальную часть средств изыскивает предприниматель за счет других источников, в первую очередь собственных. Чем больше доля инвестора в финансировании проекта, тем ниже процентная ставка по кредиту. Максимальный срок реализации проекта и погашения кредита - 1,5 года (для отдельных проектов - до 2 лет).

Заключая договоры с банками-агентами на предоставление кредитных ресурсов, Межэкономсбербанк в целях обеспечения своевременного возврата кредита и уплаты процентов запрещает использовать полученные банком-агентом кредитные ресурсы для зачисления на депозитные счета, осуществления операций по межбанковскому кредитованию, покупки свободно конвертируемой валюты, а также отвлекать средства на другие цели, не предусмотренные договором. Для получения кредита субъекты малого предпринимательства предоставляют соответствующие документы в региональные органы, которые в месячный срок, проведя независимую экспертизу проекта, выносят заключение о целесообразности выделения на него средств. Затем на их основе формируется региональная программа, которая направляется в исполнительную дирекцию Фонда.

Недостатком системы предоставления кредитов через Фонд является ее громоздкость. Целесообразно, на наш взгляд, создать при Фонде совещательно-рекомендательный совет из представителей общественных объединений малых предприятий в лице Торгово-промышленной палаты РФ, банковских структур, заинтересованных министерств и ведомств.

Учитывая общее состояние российской экономики и значительный дефицит государственного бюджета, единственным реальным внешним источником финансирования малого бизнеса в настоящее время является банковский кредит. Для объектов малого предпринимательства из-за высоких рисков, связанных с предоставлением кредита, кредитные сделки следует оформлять под какой-либо залог: недвижимости, товаров, ценных бумаг. Нужно более широко использовать и нетрадиционные виды финансовых услуг. Приблизительная схема финансирования малого предприятия при помощи лизингового кредита заключается в следующем: предприятие хочет приобрести новое оборудование; банк оплачивает эту услугу, то есть 100% стоимости оборудования; предприятие либо берет его у банка в аренду, либо использует лизинговый кредит с последующим выкупом. Срок подобного кредита составляет от 2 до 6 лет. Существует также лизинг недвижимости: строительство здания банком и сдача его в аренду предприятию с условием его последующего выкупа. При факторинговых операциях при неоплате требований плательщиком они переуступаются факторинговому отделу банка, и последний платит определенный в договоре процент от суммы требований. Таким образом, в данном случае происходит переуступка просроченной задолженности.

Функционирование малых предприятий и кредитных учреждений в рыночной экономике, с одной стороны, требует решения проблемы выработки критериев платежеспособности заемщика, а с другой -проведения анализа условий предоставления кредитов и принципов их использования. Кредитное учреждение должно быть уверено в наличии у кредитуемого предприятия средств для расчетов, в его способности к своевременному погашению кредита. На основании данных бухгалтерского баланса можно оценить, насколько прибыльна деятельность предприятия и каков размер риска, принимаемого на себя банком.

При расчете кредитоспособности предприятия используются следующие показатели его финансово-хозяйственной деятельности: коэффициент финансового покрытия - он характеризует общую кредитоспособность предприятия - отношение текущих активов к текущим обязательствам; коэффициент текущей ликвидности - отношение денежных средств, средств в расчетах и оборотных активов предприятия к текущим обязательствам; коэффициент абсолютной ликвидности - отношение денежных средств предприятия к текущим обязательствам; коэффициент соотношения собственных средств и привлеченного капитала - он характеризует финансовую устойчивость предприятия; коэффициент оборотных средств - отношение собственных средств к итогу баланса.

Класс кредитоспособности клиентов определяется путем сопоставления значений финансовых коэффициентов, полученных на основе показателей баланса, с критериальным уровнем, характерным для данного класса их рейтинга. В качестве показателей таких уровней должны использоваться среднеотраслевые значения финансовых коэффициентов.

На основании представленных досье клиентов и их гарантий коммерческим банкам последним необходимо разрабатывать собственные планы финансирования мелких и средних предприятий, устанавливая объем и сроки их кредитования. Возможен следующий порядок предоставления им кредитов:

Составление досье клиента;

Разработка плана финансирования;

Сопоставление кредита с результатами деятельности предприятия, если ссудой покрывается 50-80% его расходов;

Определение класса кредитоспособности предприятия;

Выбор ставки процента за кредит (она может быть постоянной или переменной);

Расчет срока окупаемости кредита;

Принятие решения о сроке кредитования;

Определение регулярности возмещения кредита;

Составление контракта (договора о возврате);

Проверка и контроль различных этапов выполнения контракта;

В случае задержки выполнения или невыполнения условий контракта - совместные действия по исправлению ситуации.

Создание специальной сети коммерческих банковских структур для финансирования малых предприятий - одна из насущных проблем. Для повышения заинтересованности банков в такой деятельности необходимо предусмотреть, помимо общих (уменьшение ставки процента в 1,5 раза согласно Указу президента РФ от 22 декабря 1993 г.), дополнительную систему льгот и приоритетов, например, рекомендовать полное или частичное освобождение от налогов прибыли банков, полученной от вложения средств в малый бизнес, а также определить совместно с Центральным банком России порядок компенсации коммерческим банкам льгот по целевым кредитам для предприятий малого бизнеса.

Стимулировать коммерческие банки к посредничеству и предоставлению кредитов малому бизнесу будет появление организации по переучету займов. Программы такого переучета привлекательны тем, что они приводят к росту портфеля займов без излишней нагрузки на собственные ресурсы банков.

Внешним внебюджетным источником финансирования малого бизнеса, помимо коммерческих банков, является частное или спонсорское финансирование. На Западе нередко за малой фирмой стоит крупная частная корпорация, заинтересованная в результатах работы тех или иных предприятий, например, венчурных компаний, которые берут на себя риск конструкторской, технологической и проектной разработки принципиально новых технологий, опытного и промышленного их освоения.

Главный стимул венчурного инвестирования - прибыль от прироста стоимости акций компании. Кредитор рассчитывает на то, что последняя, быстро достигнув стадии серийного производства новой оригинальной продукции, станет приносить повышенную прибыль. В этом случае финансист, предоставивший кредит в обмен на акции новой фирмы, сможет с большой выгодой реализовать свою долю ценных бумаг. Несмотря на то, что многие венчурные фирмы терпят неудачу (и соответственно средства, предоставленные им, приходится списывать в убытки), прибыль, полученная от успешных проектов, с лихвой оправдывает риск. Использование венчурного капитала пока не получило широкого распространения в российской предпринимательской практике, хотя отечественное законодательство предусматривает возможность участия в инвестиционной деятельности как частных лиц, так и предприятий различных организационно-правовых форм.

Еще одним внешним внебюджетным источником финансирования малых предприятий может служить совместное инвестирование. Например, в ФРГ банками и страховыми компаниями создаются специальные фирмы, участвующие и капитале мелких и средних предприятий. Совместное инвестирование в нашей стране возможно через договоры-подряды по финансированию какой-либо разработки. В зависимости от характера выполняемых работ и достигнутых между сторонами договоренностей финансирование производится путем частичной предварительной оплаты (финансирования) или предоплаты.

Особый интерес представляет такой внешний источник финансирования, как привлечение капиталов с помощью выпуска и размещения акций и иных ценных бумаг при посредничестве инвестиционных институтов. Существенным недостатком акционирования в качестве способа привлечения дополнительных средств является возможность частичной или полной утраты финансируемым предприятием-эмитентом самостоятельности.

Коммерческие банки могли бы организовывать сотрудничество между отечественными финансово-промышленными группами и малым и средним бизнесом с помощью контрактных, субподрядных, арендных отношений. Это позволило бы соединить мобильность, гибкость, инициативу малого производства и мощь и влияние крупных предприятий. В результате возрастет конкуренция в сфере малого и среднего бизнеса за контракты с корпорациями.

Финансированию малого бизнеса могут содействовать кредитные программы и многочисленные региональные, городские, целевые фонды. Поскольку деятельность самих малых предприятий ориентирована главным образом на местный рынок, многие финансовые вопросы необходимо решать с участием местных органов власти. Последние должны определить основные направления поддержки предпринимательства, разработать комплекс необходимых мероприятий, изыскать материально-технические и финансовые ресурсы для их реализации за счет региональных источников.

Согласно Федеральной программе государственной поддержки малого предпринимательства в РФ на 1998-1998 гг. доходы от деятельности Федерального фонда поддержки малого предпринимательства, преобразованного из Фонда поддержки предпринимательства и развития конкуренции и находящегося в ведении Государственного комитета РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства, государственных и муниципальных фондов остаются в их распоряжении, не подлежат налогообложению и направляются на реализацию целей и задач, предусмотренных федеральным законом.

Большую роль в организации финансирования малого бизнеса в регионах могли бы сыграть общества взаимного кредита и торгово-промышленные палаты, выступающие в качестве гарантов кредита. Общество взаимного кредита - объединение страховой организации и банка для финансирования малых предприятий. Ему предоставляется право производить все краткосрочные банковские операции, кроме выдачи целевых кредитов, прежде всего товарно-комиссионные, учет и обеспечение векселей. Названные общественные структуры должны также давать коммерческим банкам или городским фондам свои рекомендации по кредитованию отдельных предприятий после соответствующей проверки их финансового состояния. В этих случаях кредит может выдаваться без залога.

III. Заключение: Перспективы малого бизнеса в России

Одно из решающих направлений развития российской экономики - структурная перестройка индустрии, призванная обеспечивать, в частности, развертывание сети малых промышленных предприятий. Роль этого сектора действительно велика, поскольку он способствует рыночно ориентированному выпуску инвестиционных и потребительских товаров, восстановлению технологических кооперационных “цепочек”, стимулирует дух предпринимательства, инновационную активность, а в конечном счете обеспечивает рост ВВП, доходов бюджетов и занятости, решение других социально-экономических проблем. В регионы с благоприятными условиями для развития малых предприятий, например, в Москве, структурная перестройка уже принесла положительные результаты.

Развитие российских малых промышленных предприятий (в том числе исследовательских и конструкторских, нацеленных на технологические инновации) имеет некоторые особенности. В числе последних обычно называют вынужденную диверсификацию деятельности, стремление к максимальной самостоятельности (включая пассивное отношение к участию в союзы, ассоциациях, объединениях, обществах взаимного кредитования и в других формы предпринимательской самоорганизации), ориентацию на производство конечного продукта, слабость менеджмента, неразвитость инфраструктуры поддержки, и др. Со всем этим нельзя не согласиться, однако не менее специфичен и вопрос о том, кто именно в условиях России является или в ближайшем будущем сумеет выступить в качестве инициатора, организатора и инвестора промышленных проектов в сфере малого предпринимательства. Думается, на эти роли могут в принципе претендовать три основные категории физических или юридических лиц.

Речь идет, во-первых, о носителях тех научно-технических знаний, которые имеют перспективу реализации в продукции высокого рыночного спроса. Как правило, это работники научно-технических организаций и промышленных предприятий (иногда и коллективы отдельных их подразделений), обладающие “ноу-хау”, научно-техническими заделами и т.п., приобретенными в предшествующий период. Подобного рода “итээровские” специалисты обладают, конечно, неким потенциалом осуществления инновационных промышленных проектов, однако на практике он реализуется далеко не всегда в связи с хорошо известными финансовыми, организационными, маркетинговыми, юридическими н иными многочисленными проблемами, с преодолением которых сопряжено открытие в России малого предприятия.

Реальной помощью со стороны федеральных и местных органов в реализации промышленных проектов для этой группы лиц способно выступить развертывание системы бизнес-инкубаторов, предоставляющих лабораторно-производственные площади и оказывающих технические, организационные, информационные и прочие необходимые услуги начинающим предпринимателям. Однако в условиях острейшего дефицита бюджетного финансирования нужд развития малого предпринимательства соответствующие надежды весьма слабы. Ныне бездействуют даже многие из уже созданных бизнес-инкубаторов (в Зеленограде – 70 %).

Во-вторых, инициаторами создания малых промышленных предприятий могут выступать крупные производственные организации, а также финансово-кредитные институты. Однако многие из первых ныне сами испытывают весьма серьезные финансовые затруднения, и их интересы подчас вынужденно лежат совсем в других сферы. Кроме того, в отличие от ситуации в странах с развитой рыночной экономикой (особенно в Японии, где корпорации, как известно, оказывают весьма ощутимую поддержку малому бизнесу, причем не только финансовую, но и в части технологии менеджмента, маркетинга, контроля качества и т.п.) российские крупные производства склонны к поглощению, инкорпорированию малых предприятий в свои структуры. Положению, характерна для второй половины 80-х годов, когда крупные предприятия создавали малые “при себе), зачастую (извлекая при этом нелегальные доходы, ныне в корне изменилось. Даже сравнительно успешно работающие предприятия не проводят и, по-видимому, еще долго не будут проводить политику “отпочкования” своих структурных подразделений в самостоятельные производственные единицы (исключая, конечно, посреднические организации или хотя бы линию на поощрение подобных инициатив со стороны. Действительная поддержка малого промышленного предпринимательства со стороны крупных производств, как известно, базируется на реальных связях по кооперации (поставках комплектующих, нестандартного технологического оборудования и т.п.); между тем многолетняя ориентация отечественных крупных предприятий на собственные силы, а не на межпроизводственную кооперацию, можно полагать, сохраняются в течение длительного времени.

Для коммерческих банков в настоящее время характерны процессы укрупнения капиталов путем слияний, поглощений и т.п. Опыт показывает, что кредитование малых предприятий не входит в круг интересов мощных коммерческо-банковских структур; еще менее склонны они заниматься самостоятельным поиском и отбором инвестиционных проектов в сфере малого предпринимательства (то же можно сказать и о других финансово-кредитных институтах). Что касается выдачи малым предприятиям кредитов на реализацию промышленных проектов под гарантии правительственных органов, то подобного рода механизмы пока еще совершенно не отработаны.

В-третьих, в контингент потенциальных организаторов и инвесторов малого промышленного предпринимательства входят, думается, сами малые и средние предприятия, функционирующие как в сферах торговли и посреднических услуг, так и непосредственно в производстве. В силу интенсификации конкуренции и естественного ужесточения внешних условий функционирования малые предприятия в этих сферы обнаруживают стремление к диверсификации, расширению профильности, переводу инвестиционных потоков в новые отрасли. В этом плане производственная сфера начинает представлять для рассматриваемых потенциальных инвесторов существенный интерес.

Основания для подобного вывода таковы.

Во-первых, торговые и посреднические предприятия могут быть заинтересованы в том, чтобы самостоятельно производить профильную для своей деятельности продукцию (или непосредственно контролировать производство), экономя тем самым на трансакционных операциях, определяя номенклатуру и качество, а в известном смысле и монополизируя сети распределения данного товара.

Во-вторых, наличие в промышленности незагруженных или недогруженных производственных мощностей, причем зачастую вполне современных по своим технологическим возможностям и характеристикам, позволяет достаточно выгодно использовать их либо на правы аренды, либо выкупая у собственника.

В-третьих, производство той или иной продукции может быть обеспечено необходимыми материалами и комплектующими изделиями при весьма благоприятных договорных условиях, если производители этих материалов испытывают трудности со сбытом. В-четвертых, не единичны случаи, когда некоторые ресурсы, прежде всего природные (продукция первичных отраслей), непосредственно реализуемые на внутренних или внешних рынках, даже при неглубокой степени переработки могут иметь существенно более высокую цену. В-пятых, малый бизнес, как известно, особо адаптирован к регионами, где он функционирует. В связи с этим большое влияние на его развитие оказывает политика местных администраций, которая, как и предусматривает госпрограмма поддержки и развития малого предпринимательства, адаптирует задаваемые федеральными законами параметры к условиям соответствующих регионов. Так, в 1997 г. более чем в 40 регионах России созданы соответствующие фонды поддержки, развивается инфраструктура, реализуются поддерживающие программы и т.д. Для многих региональных администраций активизация малого промышленного производства является предпочтительной, позволяя прежде всего решать проблемы занятости квалифицированных работников, высвобожденных в связи с остановкой крупных индустриальных предприятий. Надо иметь в виду: малые промышленные предприятия контролируются значительно легче, чем организации, скажем, торговли и общественного питания, что упрощает сбор налогов и других платежей.

Рассматриваемая третья группа потенциальных организаторов является и наиболее состоятельной в инвестиционном плане. Малые предпринимательские структуры располагают реальными средствами для создания основных и оборотных фондов, обеспечивающих стартовые условия маломасштабного промышленного производства. Наличие таких средств позволяет структурам, о которых идет речь, перераспределять потоки финансовых ресурсов между сферами деятельности, что способствует эффективности реализация промышленных проектов. Существенно, далее, следящее: действующие малые предприятия имеют устоявшиеся схемы взаимодействия с финансово-кредитными учреждениями, а также собственность в виде объектов недвижимости и запасов товарно-материальных ценностей, что облегчает получение ими кредитов, необходимых для выполнения инвестиционных промышленных проектов. Наконец, важнейшим преимуществом данной группы инвесторов, готовых диверсифицировать свою предпринимательскую активность, является тот опыт практического менеджмента, которого обычно столь недостает в начальный период бизнес-деятельности.

Вышеизложенное позволяет утверждать, что в обозримой перспективе инициативы по созданию и инвестированию малых промышленных предприятий будут исходить прежде всего от небольших организаций непроизводственной и производственной сфер. Из этого утверждения следует минимум два основных вывода относительно содержания действий, направленных на поддержку подобных инициатив.

Первый состоит в том, что государству в лице его федеральных и региональных органов власти и управления, следует создать условия для перелива частных капиталов в реализацию малых промышленных проектов. Здесь существует ряд возможностей, таких, в частности, как приоритетное гарантирование кредитов под эти программы и введение налоговых каникул на период их осуществления, снижение или отмена налогов на часть прибыли, направляемой на инвестиционные цели. Перечень мер подобной политики может быть продолжен на основе обобщения и первого отечественного опыта, и богатой зарубежной практики поддержки малого предпринимательства со стороны государственных органов (Администрации малого бизнеса и ее региональных органов США, Агентства малого и среднего предпринимательства Министерства внешней торговли и промышленности Японии, палат ремесел Германии и Франции, и т.д.).

Второй вывод касается выбора промышленных проектов, т.е. вопроса о том, каким образом инициаторы создания малых промышленных предприятий могут определять оптимальные сферы приложения их предпринимательских усилий, места размещения, масштабы деятельности и т.п. Решению этой проблемы вряд ли может помочь изучение зарубежного опыта, хотя данные об отраслевой специализации малого бизнеса регулярно публикуются соответствующими национальными и международными организациями (слишком уж существенны различия экономики России и стран с развитыми рыночными системами). Малые предпринимательские структуры не имеют ни организационных, ни финансовых возможностей для формирования экспертных комиссий, способных (по численности и уровню квалификации своих членов) оценить приоритеты проектов по необходимому набору критериев. Хуже того, задача подчас заключается не столько в выборе лучшего проекта из имеющихся альтернатив, сколько в поиске самих альтернативных проектов.

Каким же может быть адаптированный к российским реальностям алгоритм поиска промышленных проектов, посильных малым предпринимательским структурам. Исходным пунктом должно стать определение основных факторов, ограничивающих зоны возможных решений: ресурсный потенции, приоритеты, риски, рынки. В состав фактора “ресурсный потенциал” входят возможности: использования собственных средств, получения кредита и льгот, долевого участия других инвесторов. Фактор “приоритеты” раскрывается следующим образом: наличие платежеспособного спроса, высокая доходность, короткие сроки реализации, высокая ликвидность, вхождение в состав приоритетов промышленной политики. Фактор “риски” охватывает политические, экономические, конкурентные и технологические риски, а фактор “рынки” - внутренний монопольный, региональный монопольный и экспортный монопольный рынки, рынки импортозамещающие и свободные. Определение факторов и их состава позволяет построить двухмерную матрицу решений и субъективно оценить важность значений ее строк и столбцов. Выявленные таким образом приоритеты инвестирования указывают на зоны поиска потенциальных проектов.

Предлагаемый подход к решению задачи выбора инвестиционных проектов в сфере малого предпринимательства основан на субъективной оценке факторов и их состава. Однако эту оценку можно было бы существенно объективировать при определенных организационных усилиях госорганов поддержки предпринимательства. Они могли бы, во-первых, разрабатывать перечни приоритетных проблем отраслевого или регионального характера. Во-вторых, определение состава факторов и раскрытие содержания их элементов, необходимые для выбора промышленных проектов, можно было бы организовать путем проведения представительных опросов (на добровольной основе) - руководителей предпринимательских структур и публикаций соответствующих усредненных значений. Тем самым потенциальные инвесторы имели бы возможность получать достоверные исходные данные для выбора промышленных проектов в сфере малого предпринимательства.

Зависимы от региональных и местных администраций, чем крупные и средние предприятия. Поэтому рассмотрение региональных особенностей развития малого предпринимательства в России на сегодняшний день представляется актуальным. В каждом регионе предпринимательство развивается по-своему, в зависимости от физико-географической структуры, экономической составляющей, политико-административной структуры...

Малого предпринимательства участников конференции ознакомил заместитель губернатора Краснодарского края Александр Ремезков: в целом Краснодарский край по показателям развития малого бизнеса входит в двадцатку по России и лидирует по югу России. Было сказано об основных проблемах тормозящих развитие предпринимательства и конкретных мероприятиях, призванных устранить их. Во-первых, необходимо...

Быть ничего удивительного или неожиданного: именно слабость, неопределенность, робость такой поддержки (особенно если иметь в виду не декларации, а реальные дела) является одним из важнейших факторов, не позволяющих малому бизнесу в России обрести твердую почву под ногами и тем самым создать важную опору для выхода страны из сковывающего ее затяжного экономического кризиса. В пользу акцента на...

Малые формы организации производства отличаются высокой мобильностью, обеспечивая перемещение трудовых, материальных и финансовых ресурсов в сферы повышенного спроса. В конечном счете, это способствует оптимизации структуры экономики, увеличению доходной части бюджета, повышению уровня занятости, снижению социальной напряженности, формированию среднего класса общества. Однако для успешного функционирования малых предприятий необходимы достаточные объёмы их финансирования.

Основными источниками финансовых поступлений при организации деятельности малых предприятий являются: самофинансирование, заёмные и (или) привлечённые средства, государственная поддержка малых предприятий, а также микрофинансирование.

Так, например, самофинансирование осуществляется при использовании накоплений прибыли, накопленного амортизационного фонда и создаваемого резервного фонда.

Основными видами заемных средств являются банковский кредит, коммерческий кредит, форвардные контракты.

Банковский кредит - это выданные банком предприятиям и физическим лицам денежные средства на определенный срок и определенные цели, па возвратной основе и обычно с уплатой процентов. Банк имеет специальное разрешение (лицензию) на проведение банковских операций. Порядок выдачи и погашения кредитов определяется законодательством и составляемыми на его основе кредитными договорами. В договорах указывают объекты кредитования, условия и порядок предоставления кредита, сроки его погашения, процентные ставки, порядок их уплаты, права и ответственность сторон, формы взаимного обеспечения обязательств, перечень и периодичность представления соответствующих документов и т. п.

В зависимости от целевого назначения и сроков предоставления различают краткосрочный и долгосрочный кредиты.

Краткосрочный кредит выдается на нужды текущей деятельности предприятий (необходимые для выполнения плана) и предоставляется, как правило, на срок до одного года. Долгосрочный кредит используется на цели производственного и социального развития предприятия (для строительства и приобретения объектов основных средств, расширения и совершенствования производства и др.) и выдается на срок свыше одного года.

Для получения кредита предприятие направляет банку заявление с приложением копий учредительных документов, расчетов, бухгалтерских и статистических отчетов и других данных, подтверждающих обеспеченность кредита и реальность его возврата.

Банки и другие кредитные учреждения определяют процентные ставки за кредит для предприятия дифференцированно - в зависимости от срока пользования ссудой, а также с учетом складывающегося спроса и предложения на кредитные ресурсы. Конкретные процентные ставки за пользование кредитами, порядок уплаты процентов и другие условия кредитования предусматриваются в кредитном договоре. На договорной основе между банком и предприятиями по остаткам на расчетных, текущих и других счетах предприятиям могут выплачиваться проценты за хранение денежных средств в банке.

Банковский кредит во многих странах является одним из основных источников финансирования малого бизнеса. Однако в России банковское кредитование малого бизнеса не получило должного развития. Спрос на кредитные ресурсы со стороны 2 млн. потенциальных заемщиков малого предпринимательства составляет по разным оценкам 20-30 млрд руб., удовлетворяется же он всего на 20-30% Шеремет А.Д. Малое предпринимательство: организация, экономика, управление. - М., 2009. С. 13, 125 с.. Кредитные ставки являются чрезмерно высокими, как правило, выше 15%.

Вместе с тем следует отметить положительную тенденцию увеличения кредитования малых и средних предприятий некоторыми крупными банками. В настоящее время лидерами этого бизнеса являются ВТБ24, КМБ, Россельхозбанк и Импэксбанк Шеремет А.Д., Негашев Е.В. Методика финансового анализа деятельности коммерческих организаций. М, 2008. С.157 всего 225 с. Наиболее распространенным является коммерческий кредит, предоставляемый поставщиками материальных ресурсов малым и средним предприятиям при покупке ими сырья, материалов, полуфабрикатов и другого имущества в рассрочку или с отсроченным платежом. При этом ставка исчисления процентных денег, взимаемых за отсрочку платежа, как правило, существенно ниже ставки по кредитованию либо вообще отсутствует. Одним из видов коммерческого кредита являются форвардные контракты на поставку осваиваемой продукции со значительно отсроченным сроком поставки и при наличии авансовых платежей. Данный вид кредитования особенно широко используется применительно к сельскохозяйственным предприятиям.

К привлеченным средствам относят средства акционеров-учредителей (участников) и средства от размещения на фондовом рынке новых выпусков акций, займов, лизинга. По договору займа одна сторона (заимодавец) передает в соответственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить заимодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества. Договор займа считается заключенным с момента передачи денег или других вещей.

Заимодавец имеет право на получение с заемщика процентов на сумму займа в размерах и в порядке, определенных договором. При отсутствии в договоре условия о размере процентов их размер определяется существующей в месте его нахождения ставкой банковского процента (ставкой рефинансирования) на день уплаты заемщиком суммы долга или его соответствующей части.

Договор займа предполагается беспроцентным, когда по договору заемщику передаются не деньги, а другие вещи, определенные родовыми признаками (если в договоре не предусмотрено иное).

По договору финансовой аренды (лизинга) арендодатель обязуется приобрести в собственность указанное арендатором имущество и предоставить его арендатору за плату во временное владение и пользование для предпринимательских целей. Выбор продавца и приобретаемого имущества может осуществляться как арендодателем, так и арендатором (в соответствии с договорными условиями).

В России из перечисленных привлеченных средств к наиболее перспективным относят лизинг. Остальные источники финансирования используются незначительно. В последние годы лизинговые компании проявляют все больший интерес к работе с малым бизнесом. Доля удовлетворенных заявок малых предприятий составляет 67% Кондраков Н.П. Малый бизнес в России. - М., 2010. - 640 с. С.27. При заключении договоров лизинга лизинговые компании широко практикуют поручительство юридических лиц, гарантии физических лиц, залог, авансовые платежи (от 20 до 30% от суммы сделки), анализ финансового положения малого предприятия.

Основными видами государственной поддержки малого предпринимательства являются:

  • - агентское государственное кредитование;
  • - государственное кредитование в форме банковского кредита;
  • - инновационное кредитование;
  • - предоставление государственных и муниципальных гарантий;
  • - бюджетные кредиты;
  • - налоговые кредиты;
  • - микрофинансирование.

При агентском государственном кредитовании в реализации государственного кредитования принимают участие коммерческие банки в роли агентов Правительства РФ. Примером может служить деятельность Россельхозбанка. За два с половиной года в Россельхозбанке кредиты получили более 400 тыс. владельцев личных подсобных хозяйств. При этом федеральное правительство возмещает им 95% процентной ставки.

При государственном кредитовании в форме банковского кредита банки, участвующие в государственном кредитовании, вначале получают кредит в Центральном банке, а затем предоставляют его заемщикам. В бюджете на ближайший год в поддержку малых и средних предприятий дополнительно выделено 30 млрд руб. Эти деньги получит Российский банк развития (РосБР), а проводниками денежных средств на местах станут его региональные банки-партнеры. Ставится задача снижения процентных ставок по кредитам, выдаваемым банками-партнерами (сейчас РосБР выдает кредиты под 12,5% годовых, а банки-партнеры - под 17-18%) Трушин Ю. Банк на селе - не экзотика, а историческая необходимость // Аргументы и факты. 2012. Малые предприятия могут получить государственные кредиты при наличии поручительства других кредитных организаций, залогового обеспечения в виде векселей и прав требования по кредитным договорам организаций.

Малые предприятия могут получить льготный, беспроцентный или невозвратный кредит под разработку, имеющую экономическую или социальную значимость (разработки по информационно-телекоммуникационным технологиям и электронике, производственной технологии, новым материалам и химическим технологиям, технологиям живых систем и др.). Указанный кредит выдается после рассмотрения конкурсной заявки по объявленному тендеру. Помимо заявки малые предприятия обязаны предоставить: нотариально заверенную копию выписки из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ), содержащую требуемые сведения, реквизиты компании на фирменном бланке, подписанные руководителем и главным бухгалтером, технические задания на выполнение НИОКР, смету затрат и календарный план выполнения НИОКР, расшифровку статей "Прочие расходы", "Оплата работ соисполнителей", "Оплата работ сторонних организаций", плановые показатели развития. Указанные документы (кроме копии выписки из ЕГРЮЛ) предоставляются по прилагаемым формам на бумажном носителе и в электронном виде и, как правило, в двух экземплярах.

Инновационный кредит выдается малым и средним предприятиям на цели модернизации основных средств, освоение новых технологий, развитие инновационной деятельности, экспортных операций и импортозамещения, а также другие виды технологических инноваций. Инновационные кредиты выдаются при наличии обеспечения исполнения кредитного договора (имуществом, государственной гарантией субъекта РФ, поручительства третьих лиц и др.), положительной кредитной истории или отсутствия отрицательной и соблюдения ряда других условий, определенных банком.

Возможно также предоставление государственных и муниципальных гарантий. При данной форме бюджетного финансирования используются государственные и муниципальные гарантии по кредитам коммерческих банков под проекты создания и развития малых предприятий. Указанный порядок кредитования малых предприятий позволяет увеличить количество кредитуемых предприятий, более эффективно использовать средства гаранта, увеличить надежное размещение актинон банка, изменить их структуру в сторону перевода средств в реальный сектор экономики.

Бюджетные кредиты в соответствии с Бюджетным кодексом России предоставляются юридическим и физическим лицам на условиях возмездности на основании договора, заключенного в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации. Кредиторами по бюджетным кредитам являются государственные органы, органы местного самоуправления или бюджетные учреждения. Бюджетные кредиты выдаются при предоставлении заемщиком обеспечения исполнения обязательства по возврату кредита. Способами исполнения обязательств могут быть залог имущества, в том числе акций, иных ценных бумаг, банковские гарантии, поручительства в размере не менее суммы предоставляемого кредита.

Кроме того, финансовыми органами или по их поручению уполномоченными органами осуществляется предварительная проверка финансового состояния получателя бюджетных кредитов. Уполномоченные органы могут также осуществлять проверку получателя бюджетных кредитов в любое время действия кредитов и их целевое использование. Операции по получению, начислению процентов и погашению бюджетных кредитов отражаются в бухгалтерском учете таким же образом, как и по кредитам банков.

Немаловажным источником финансирования малых предприятий служит налоговый кредит, суть которых заключается в отсрочке платежа по налогам и сборам, имеющей целевой характер и оформленной кредитным договором. Различают текущие и инвестиционные налоговые кредиты. Текущие налоговые кредиты предоставляются обычно на срок от трех месяцев до одного года, а инвестиционные - на срок от одного до пяти лет.

Налоговые кредиты предоставляются, как правило, предприятиям, своевременно выполняющим свои обязательства по уплате налогов. Для получения налоговых кредитов предприятия подают заявление в соответствующий уполномоченный орган (Минфин России, финансовые органы субъектов РФ, Государственный таможенный комитет, Роспатент, внебюджетные фонды и др.). При получении согласия на предоставление налогового кредита стороны заключают договор, в котором оговариваются сумма кредита, срок действия сделки, порядок погашения долга, способ его обеспечения, ответственность сторон и другие необходимые данные.

Текущие налоговые кредиты являются источником пополнения оборотного капитала предприятия. Они предоставляются по любому налогу и сбору при наличии следующих оснований:

  • - причинение ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;
  • - задержка финансирования из бюджета или оплаты выполненного государственного заказа;
  • - возможность банкротства в случае единовременной уплаты налогов и сборов.

Инвестиционные налоговые кредиты предоставляются по налогу на прибыль и всем региональным и местным налогам для поддержки социально значимых инвестиционных проектов (по НИОКР, особо важным заказам по развитию региона, оказанию услуг населению и т. п.). Для получения указанного кредита предприятия представляют в соответствующие уполномоченные органы наряду с заявлением инвестиционный проект с расчетом потребности в заемных средствах и оценкой эффективности использования кредитов.

Порядок и условия предоставления инвестиционного кредита определяются кредитным договором. При этом сумма кредита не может превышать 50% налога на прибыль, исчисленного с учетом полагающихся по закону льгот. Возникновение обязательств по инвестиционному кредиту происходит в момент начисления соответствующих налогов. Затраты по обслуживанию инвестиционных кредитов относят на стоимость инвестиционных активов. Микрофинансирование малых предприятий осуществляется кредитными кооперативами, центрами поддержки малого предпринимательства и частными микрофинансовыми организациями. В настоящее время в России действует более 1500 организаций микрофинансирования, а в 2013г. на микрокредиты для открытия собственного дела предполагается выделить ещё 500 млн руб. Трушин Ю. Банк на селе - не экзотика, а историческая необходимость // Аргументы и факты. 2012. В сложившейся экономической ситуации, когда возникает необходимость изыскания внутренних источников для экономического роста хозяйствующих субъектов малого предпринимательства, важную роль играет анализ эффективности деятельности предприятия.

Краткое содержание

Классификация видов и источников финансирования малого и среднего предпринимательства. Общие принципы оказания финансовой поддержки малому и среднему бизнесу. Льготное кредитование малого и среднего бизнеса. Кредитные риски. Кредитные союзы. Лизинг. Франчайзинг. Венчурное финансирование. Микрофинансирование.

Учебные цели

В рамках данной темы у обучаемых формируются: понимание основных принципов финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства; знание организаций, осуществляющих финансирование малого и среднего бизнеса.

КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ И ИСТОЧНИКОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Финансы - обобщающий экономический термин, означающий как денежные средства, финансовые ресурсы, рассматриваемые в их создании и движении, распределении и перераспределении, использовании, так и экономические отношения, обусловленные взаимными расчетами между хозяйствами-субъектами, движением денежных средств, денежным обращением, пользованием денег 1 .

Финансирование - процесс образования капитала фирмы во всех его формах , обеспечение денежными средствами (денежное обеспечение) потребностей расширенного воспроизводства .

Необходимо отметить, что понятие «финансирование» тесно связано с понятием «инвестирование». Однако они не тождественны. Если финансирование - это формирование денежных средств, то инвестирование - это их использование (вложение). Оба понятия взаимосвязаны, однако первое предшествует второму.

Классификацию видов финансирования можно провести по нескольким основаниям.

  • 1. В зависимости от источника получения денежных средств финансирование бывает:
    • внутреннее - образование финансовых ресурсов в процессе хозяйственной деятельности организации. В состав внутренних источников финансирования входят прибыль, в том числе внереализационные доходы за вычетом расходов на их осуществление, амортизационные отчисления, средства от страхования деятельности и т.д.;
    • внешнее - это получение безвозмездной финансовой помощи из бюджетных и внебюджетных источников, привлечение банковских и небанковских кредитов и т.д. Внешние источники финансирования, в свою очередь, подразделяются на бюджетные и внебюджетные.
  • 2. В зависимости от субъекта финансирования:
    • самофинансирование;
    • государственное;
    • банковское;
    • кооперативное;
    • партнерское и др.
  • 3. В зависимости от способа финансирования:
    • прямое - предоставление кредита, безвозмездной финансовой помощи и т.д.;
    • косвенное - передача денежных средств происходит опосредованно, через определенные операции (например, лизинг, франчайзинг, гарантии и т.д.).

Вышеприведенные виды финансирования имеют соответствующие источники.

  • 1. Самофинансирование:
    • накопленная капитализированная прибыль (за счет фонда развития фирмы);
    • накопленный амортизационный фонд и текущие амортизационные отчисления;
    • резервный фонд для покрытия временных текущих убытков, планируемых на период, предшествующий выходу предприятия на проектные показатели объемов выпуска и продаж;
    • уставный капитал (при превышении им действующего норматива поддержания определенной величины уставного капитала).
  • 2. Заемные средства:
    • банковские кредиты;
    • средства, выручаемые от размещения на биржевых или внебиржевых фондовых рынках облигаций предприятия;
    • коммерческий кредит поставщиков материальных ресурсов (запасов сырья, полуфабрикатов, комплектующих изделий, услуг контрагентов и пр.) при покупке их в рассрочку или с отсроченным платежом;
    • лизинг.
  • 3. Привлеченные средства:
    • от акционеров - учредителей (участников) и тех, кто приобрел акции предыдущих дополнительных эмиссий (выпусков акций);
    • от размещения на фондовом рынке новых выпусков акций;
    • франчайзинг.
  • 4. Прочие смешанные или нетрадиционные источники финансирования:
    • выпуск и размещение конвертируемых акций и облигаций;
    • инновационный кредит;
    • получение форвардных контрактов на поставку осваиваемой продукции со значительно отсроченным сроком поставки и при наличии от заказчика авансовых платежей.