Финансово кредитная поддержка малого предпринимательства. Финансово-кредитная поддержка малого и среднего предпринимательства как основной фактор реализации политики импортозамещения. Государственная поддержка малого бизнеса

1

Петров С.М. 1

1 Самарский филиал Московского городского педагогического университета, Самара

Существующая система общеэкономического и банковского статистического учета не дает четкого и полного представления о динамике развития рынка малого предпринимательства, объемах его финансовой поддержки, в том числе и кредитной. Все это создает трудности для выработки адекватных управленческих решений и является отчасти одной из причин, отрицательно влияющих на оценку объективного состояния данного сегмента экономики. Поэтому для решения проблем, стоящих перед малым и средним бизнесом, необходимы соответствующие изменения, как в банковской отчетности, так и в системе статистического учета. Статья посвящена проблемам финансово-кредитной поддержки малого и среднего бизнеса в регионе и отражает один из важнейших факторов в современных условиях рыночных отношений, как потребность малых предприятий в банковском финансировании. О недостаточности объемов кредитных вливаний в этот сегмент экономики свидетельствует и место, занимаемое Россией по уровню кредитования малого бизнеса, которая находится по этому показателю во второй сотне в мире. В статье раскрываются проблемы формирования механизма финансово-кредитной поддержки малого и среднего бизнеса, создание положительного имиджа предпринимателей, бюджетные инвестиции в сфере малого и среднего предпринимательства. Рассматриваются проблемы государственной программы финансово-кредитной поддержки малого и среднего предпринимательства в рамках федеральных программ. Выявлены причины, влияющие на ограниченное развитие рынка кредитных услуг малого и среднего предпринимательства, проблемы формирования механизма развития малого и среднего бизнеса.

малый и средний бизнес

финансово-кредитная поддержка

организационно-правовая форма

саморегулирование

1. Аганбегян А.Г. Экономика России на распутье. Выбор посткризисного пространства. – М.: Апрель, 2010.

2. Агеев С.В. Экономическая стабильность и контрольные механизмы ее регулирования в регионе. – М.: Академия ХХI, 2008.

3. Гарина Е.И. Основы предпринимательской деятельности / Е.И. Гарина, О.В. Медведева, Е.В. Шпилевская. – Ростов н/Д.: Феникс, 2010.

4. Агеев С.В. Развитие малого предпринимательства как фактор модернизации и инновационного развития страны // Экономика строительства. – 2011. – № 2. – С. 9–12.

5. Гасанов, Н. Поддержка малого предпринимательства в регионе // Экономика. – 2010. – № 2. – С. 74–78.

6. Алклычев А.М. Малый и средний бизнес в строительстве: есть ли перспективы // Эко. – 2009. – № 4. – С. 107–113.

Потребность малых предприятий в банковском финансировании удовлетворяется все еще не в полной мере. О недостаточности объемов кредитных вливаний в этот сегмент экономики свидетельствует и место, занимаемое Россией по уровню кредитования малого бизнеса. По экспертным оценкам, наша страна находится по этому показателю во второй сотне в мире.

С целью повышения уровня правовой защиты субъектов малого и среднего предпринимательства, сокращения и предупреждения нарушений действующего законодательства со стороны предпринимателей и контролирующих органов при проведении мероприятий по государственному контролю в Самарском регионе запущен проект «Неотложная правовая помощь малому предпринимательству Самарской области».

Рассматривая многие причины, влияющие на ограниченное развитие рынка кредитных услуг, в качестве основных банки отмечают высокий уровень риска и отсутствие залогового имущества. По данным исследований, проведенных Ассоциацией российских банков, почти 40% кредитных организаций считали основным препятствием в кредитовании малого бизнеса отсутствие надежных заемщиков. Как уже отмечалось, в первую очередь, это вызвано недостаточностью либо отсутствием залогового обеспечения и поручителей у потенциальных заемщиков, что вполне объяснимо, так как для создания весомых, основных, быстрореализуемых фондов необходимо 10-15 лет работы. Для того чтобы иметь платежеспособных поручителей, необходимо создать положительный имидж компаний, для чего также необходимо хотя бы 5-7 лет работы.

Немаловажным фактором, который сдерживает предоставление кредитов малым и средним предприятиям, является низкая финансовая грамотность представителей этого бизнеса, так как в данных фирмах из-за их малочисленности отсутствуют экономисты, а сами руководители во многих случаях не являются специалистами данных отраслей и не проходят курсы переподготовки по финансово-экономическим направлениям. Необходимо отметить, что в регионах центры по повышению квалификации экономистов из-за их невостребовонности практически отсутствуют, в связи с чем следует активизировать их работу.

Также улучшению кредитования не способствует непрозрачность бюджета, которая еще больше выросла с увеличением страховых взносов до 34% в 2011 г., в 2012 г. - 30% и некачественное ведение отчетности из-за желания скрыть получаемую прибыль. Данные факторы отрицательно влияют на формирование имиджа, заведомо создают мнение о них как о неблагоприятных партнерах. Негативное влияние на расширение кредитования малого и среднего бизнеса также оказывает размер процентной ставки, предлагаемой банками малому бизнесу, которая постоянно возрастает, что объясняется ростом ставки рефинансирования ЦБ России. По мнению представителей малого бизнеса, ставка кредитования была бы более приемлема, если бы она превышала ставку рефинансирования на два - три пункта.

Определенные надежды представители малого и среднего бизнеса связывают с получением финансовых средств, выделяемых для поддержания малого и среднего предпринимательства в рамках федеральных программ. В настоящее время государственная программа финансовой поддержки малого бизнеса реализуется через двухуровневую процедуру, включающую в себя Российский банк развития и региональные банки. Первый уполномочен представлять ресурсы региональным банкам, которые, в свою очередь, кредитуют субъекты малого и среднего предпринимательства. Однако требования, предъявляемые к банкам, достаточно жесткие, отсекающие от участия в программе малые и средние банки. Большинство банков, работающих с малым бизнесом, не удовлетворяют критерию величины собственного капитала.

В целях развития малого предпринимательства многие банки предоставляют такой продукт, как «Кредит на развитие индивидуального предпринимательства». Параметры и порядок представления данного продукта показан в табл. 1.

Таблица 1

Кредит на развитие индивидуального предпринимательства

Индивидуальный предприниматель

Целевое назначение кредита

Пополнение оборотных средств

Валюта кредита

Российские рубли

Размер и срок кредита без залога имущества

от 50 00 до 150 000/6-12 месяцев

Размер и срок кредита с залогом имущества

от 50 000 до 500 000/6-18 месяцев

Комиссия за предоставление кредита

130 долл. США

Обеспечение при кредитовании на сумму до 150 000 руб.

Поручительство супруга(и) ИП

Обеспечение при кредитовании на сумму до 500 000 руб.

Поручительство супруга(и) ИП

Залог имущества (допускается залог имущества третьих лиц):

    Недвижимость

    Личное имущество

    Товар в обороте (до 75% в общей структуре залога)

    Транспорт

    Оборудование

    Векселя Банка

    Гарантийный депозит

Процентная ставка

от 15% годовых

Форма предоставления кредита

Единоразовая выдача

Погашение

Аннуитеты-ежемесячно в соответствии с графиком, формируемым в автоматизированном режиме

Наличие (открытие) расчетного счета

Необходимо

В то же время следует подчеркнуть, что именно местные банки являются «локомотивом» в кредитовании малого и среднего бизнеса, основу их клиентской базы составляют предприятия малых форм. Эти банки имеют преимущества при оценке потенциального ссудозаемщика, поскольку все деловые отношения по движению денежных средств, контакты претендента на получение кредита и вся другая деловая информация являются для данных банков практически общедоступными. Поэтому назрела необходимость изменить существующие подходы к небольшим банкам и пересмотреть требования допуска таких банков к системе рефинансирования через Российский банк развития, опираясь главным образом на их финансовую устойчивость.

Непосредственно Поволжский банк Сбербанка России предлагает финансовую поддержку для развития малого и среднего предпринимательства кредиты на пополнение оборотных средств, на приобретение, капитальный (текущий) ремонт объектов недвижимости, выкуп земельных участков под объектами недвижимости, используемыми в хозяйственной деятельности, а также на приобретение транспортных средств и оборудования для целей производства или оказания услуг. Основные условия кредитования представлены в табл. 2.

Таблица 2

Основные условия кредитования

Кредиты на пополнение оборотных средств

Кредиты на приобретение объектов недвижимости, капитальный (текущий) ремонт, выкуп земельных участков, приобретение транспортных средств, оборудования

Предприниматель без образования юридического лица или малое предприятие с объемом годовой выручки не более 50 млн руб. с учетом НДС

Опыт работы

Не менее 6 месяцев

Сумма кредита

Не ограничена

Не более 30% от объема годовой выручки

Срок кредита

Обеспечение

Не менее 25% суммы кредита (с учетом процентов) обеспечивается залогом имущества; кроме того, предоставляются личные поручительства владельцев малых предприятий или членов семьи предпринимателя на всю сумму кредита

Погашение

Ежемесячно, равными долями

Ежемесячно, равными долями (возможно предоставление отсрочки погашения основаного долга на срок до 6 месяцев)

Для сельхозпроизводителей график погашения может быть установлен с учетом сезонного характера деятельности

Сроки рассмотрения

Не более 8 дней (при наличии полного пакета документов)

Как следствие, в условиях возрастающих рисков, только государство может обеспечить необходимые предпосылки для наращивания объемов кредитования малого и среднего бизнеса, приняв на себя часть риска путем предоставления гарантий по исполнению ссудозаемщиками своих обязательств. Вместе с тем успешное решение проблем малого бизнеса может обеспечить только объединение усилий государства, банковского сектора и, главная составляющая, - представителей малого предпринимательства, но при одном условии, что они будут вести бизнес в рамках Российского законодательства.

В дальнейшем перспективы развития сектора малого и среднего бизнеса будут определяться готовностью банков так выстраивать свои взаимоотношения с малым бизнесом, чтобы не только сохранить клиентов среди предпринимателей данной категории, но и дать им надежду на их дальнейшее развитие.

Сегодня особую остроту приобрела проблема невозврата кредитов, в том числе для малого и среднего бизнеса.

Данный вопрос частично можно решить через реструктуризацию имеющихся задолженностей. С этой целью необходимо провести тщательный анализ кредитной истории, оценить состояние дел на предприятии, наличие договоров и их исполнение, движение денежных потоков. И только после этого возможно предоставить отсрочку в погашении долга. Конечно, это требует определенных усилий со стороны кредитных организаций. Надо признать, что ряд банков уже работают в этом направлении и имеют соответствующие программы реструктуризации, предусматривающие увеличение погашения основного долга, пересмотр графика платежей по ссудам и процентам по ним. В конечном счете, от этого выиграет и кредитная организация, поскольку стабильная клиентская база - во многом залог успеха банковского бизнеса. Следует отметить, что от степени развития малого бизнеса могут напрямую зависеть глобальные экономические показатели в масштабах государства, регионов и муниципальных образований, а, следовательно, поддерживать предпринимателей финансами в банковском секторе жизненно необходимо. В настоящее время основной акцент должен быть сделан на обеспечение занятости населения. Применительно к малому и среднему бизнесу это означает, в первую очередь, повышение доступности кредитных ресурсов, базирующихся на взаимном доверии между банковским сектором и предпринимательством и активной поддержке со стороны государства.

Как отметил президент РФ Д.А. Медведев в одном из своих выступлений, «Основной причиной медленного роста малого бизнеса продолжает оставаться чрезвычайный административный прессинг, давление, которое сегодня существует на всех стадиях малого предпринимательства».

В последние годы принят ряд решений по резкому ограничению возможностей проверок деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства. В соответствии с внесенными в законодательство поправками, в настоящее время органы надзора могут проводить проверки предпринимательской сферы малого бизнеса не чаще одного раза в три года. За разрешением проводить внеплановую проверку полиция должна сначала обратиться в прокуратуру. Подключить малые предприятия к энерго-, газо- и водоснабжению стало проще и дешевле. Все чаще такие предприятия привлекают к выполнению государственных заказов, активизируется борьба с рейдерством. После длительной дискуссии отменили норму об обязательном применении кассовых аппаратов для предприятий, уплачивающих единый налог на вменяемый доход.

Значительные шаги предприняты в расширении поддержки субъектов малого и среднего бизнеса. Торгово-промышленные палаты стали больше внимания уделять работе предприятий малого и среднего бизнеса, создаются объединения предпринимателей, центры и агентства по развитию различных форм предпринимательства, региональные фонды поддержки малого и среднего бизнеса, фонды содействию кредитованию, правовые центры, муниципальные и региональные технопарки, бизнес-инкубаторы, агентства по содействию внешнеэкономических связей. Во многих регионах налажено информирование, консультирование и обучение субъектов малого бизнеса, реализуютсяпроекты развития межрегиональныхи международных связей, проводятся деловые миссии малых предприятий среди регионов.

Пока значительная часть бюджетных инвестиций в сфере малого и среднего бизнеса до предпринимателей не доходит. Даже нынешние крупномасштабные вливания в эту сферу не могут компенсировать издержки, связанные с неблагоприятным предпринимательским и инвестиционным климатом в России.

Серьезной проблемой малого и среднего предпринимательства в строительстве является значительное административное давление. Очень часто органы государственной власти, местного самоуправления и контроля издают нормативно-правовые акты, которые вступают в противоречие с федеральными, в частности, и в сфере строительства. Много проблем возникает в сфере разрешительных и регистрационных полномочий. У представителей малого бизнеса выработалось какое-то особое отношение к саморегулируемым организациям. Они не могут выполнить требования по обеспечению организации специалистами, внести в компенсационный фонд один миллион рублей, застраховаться на 700 тыс. рублей.

Как справедливо отмечают эксперты, все это способствует появлению региональных саморегулируемых организаций-монополистов.

В заключение отмечается, что существующая система общеэкономического и банковского статистического учета не дает четкого и полного представления о динамике развития рынка малого предпринимательства, объемах его финансовой поддержки, в том числе и кредитной. Все это создает трудности для выработки адекватных управленческих решений и является отчасти одной из причин, отрицательно влияющих на оценку объективного состояния данного сегмента экономики. Поэтому для решения проблем, стоящих перед малым и средним бизнесом, необходимо внести соответствующие изменения, как в банковскую отчетность, так и в систему статистического учета.

В сложившейся ситуации при формировании политики в отношении малого и среднего бизнеса требуется учитывать то, что бездумное копирование зарубежного опыта ведет к растранжириванию бюджетных средств.

Условия развития российского малого и среднего бизнеса станут существенно лучше, чем в настоящее время, если будет обеспечена реальная защита прав собственности, повысится эффективность судебной и правоохранительной систем, возникнут действенные механизмы контроля общества за деятельностью чиновников.

Формируя благоприятную среду деятельности малых и средних предприятий, важно обеспечить каждому субъекту возможность эффективного развития, тогда меры поддержки малого и среднего предпринимательства окажутся более эффективными.

Рецензенты:

    Ермолаев Е.Е., д.э.н., профессор, заведующий кафедрой «Экономика и управление в городском хозяйстве» ФГБОУВПО «Самарский государственный архитектурно-строительный университет», г. Самара;

    Плеханов А.Г., д.э.н., профессор кафедры «Экономика и менеджмент в строительстве» ФГБОУВПО «Самарский государственный архитектурно-строительный университет», г. Самара.

Работа поступила в редакцию 15.05.2012.

Библиографическая ссылка

Петров С.М. ФИНАНСОВО-КРЕДИТНАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РЕГИОНЕ // Фундаментальные исследования. – 2012. – № 6-3. – С. 748-752;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=30115 (дата обращения: 31.03.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

1. Финансово-кредитная поддержка малого предпринимательства 3
2. Отчисления в государственные внебюджетные фонды 10
3. Ведение бухгалтерского учета и отчетности субъектов малого предпринимательства 16
Задача № 43 19
Список литературы 21
Приложение 22

1. Финансово-кредитная поддержка малого предприниматель-ства
Финансирование малых предприятий в странах с развитой рыночной эко-номикой осуществляется за счет как внутренних, так и внешних источников. Согласно российскому законодательству, в качестве внешних источников фи-нансирования могут использоваться целевые банковские вклады, паи, акции, технологии, машины, кредиты, товарные знаки, интеллектуальные ценности. Основными внутренними источниками привлечения средств являются финан-совые ресурсы и внутрихозяйственные резервы предпринимателя-инвестора, то есть прибыль, а также амортизационные отчисления, денежные накопления и сбережения предпринимателей, средства от страхования деятельности, денеж-ные суммы, получаемые в качестве неустоек, штрафов и т.п. К неформальному рынку ссудных капиталов (внутренний источник финансирования) относится заем денег у родных и знакомых. Этим источником пользуются свыше "/^ пред-принимателей в нашей стране.
Согласно Федеральной программе поддержки предпринимательства, при-нятой в апреле 1994 г., финансирование и развитие инфраструктуры малого бизнеса должны осуществляться через Фонд поддержки предпринимательства и развития конкуренции при Государственном комитете РФ по антимонополь-ной политике и поддержке новых экономических структур. Участие Фонда в финансировании -долевое. Один из главных принципов его деятельности - ус-ловие возвратности средств. Фонду дано право выступать залогодателем, поручителем, гарантом по обязательствам предприятий.
Кратко опишем механизм кредитования малых предприятий. Вначале про-изводится отбор представленных в Фонд проектов и программ. На этом этапе главная задача - выявить проекты, которые отвечают государственным эконо-мическим приоритетам. В дальнейшем операции непосредственно по кредито-ванию и контроль за их использованием осуществляются Фондом совместно с Межэкономсбербанком и его банками-агентами на местах. Межэкономсбербанк взял на себя определенные обязательства, позволяющие: предоставлять банков-ские гарантии малым предприятиям для получения кредитов в коммерческих банках; увеличивать ресурсы для кредитования малого бизнеса за счет средств генерального банка; управлять банковской системой поддержки предпринима-тельства; получать дивиденды на вложенный капитал.
Банк-агент выделяет кредитные ресурсы строго в соответствии с перечнем проектов, утвержденным в установленном порядке Фондом, и в пределах средств кредитной линии, открытой Межэкономсбербанком. Размер маржи, взимаемой банком-агентом, устанавливается в межбанковском договоре с Ме-жэкономсбербанком и не может превышать 5°о.
Временное положение от 25 ноября 1993 г. содержит основные требования, которые будут предъявляться при рассмотрении заявок на получение кредита. В частности, предусмотрено, что удельный вес кредита в общей сумме финан-сирования проекта должен, как правило, составлять 50% (но не более 70%). Ос-тальную часть средств изыскивает предприниматель за счет других источников, в первую очередь собственных. Чем больше доля инвестора в финансировании проекта, тем ниже процентная ставка по кредиту. Максимальный срок реализа-ции проекта и погашения кредита - 1,5 года (для отдельных проектов - до 2 лет).
Заключая договоры с банками-агентами на предоставление кредитных ре-сурсов. Межэкономсбербанк в целях обеспечения своевременного возврата кредита и уплаты процентов запрещает использовать полученные банком-агентом кредитные ресурсы для зачисления на депозитные счета, осуществле-ния операций по межбанковскому кредитованию, покупки свободно конверти-руемой валюты, а также отвлекать средства на другие цели, не предусмотрен-ные договором. Для получения кредита субъекты малого предпринимательства предоставляют соответствующие документы в региональные органы, которые в месячный срок, проведя независимую экспертизу проекта, выносят заключение о целесообразности выделения на него средств. Затем на их основе формирует-ся региональная программа, которая направляется в исполнительную дирекцию Фонда.
Недостатком системы предоставления кредитов через Фонд является ее громоздкость. Целесообразно, на наш взгляд, создать при Фонде совещательно-рекомендательный совет из представителей общественных объединений малых предприятий в лице Торгово-промышленной палаты РФ, банковских структур, заинтересованных министерств и ведомств.
Учитывая общее состояние российской экономики и значительный дефицит государственного бюджета, единственным реальным внешним источником фи-нансирования малого бизнеса в настоящее время является банковский кредит. Для объектов малого предпринимательства из-за высоких рисков, связанных с предоставлением кредита, кредитные сделки следует оформлять под какой-либо залог: недвижимости, товаров, ценных бумаг.
Нужно более широко использовать и нетрадиционные виды финансовых услуг. Приблизительная схема финансирования малого предприятия при помо-щи лизингового кредита заключается в следующем: предприятие хочет приоб-рести новое оборудование; банк оплачивает эту услугу, то есть 100% стоимости оборудования; предприятие либо берет его у банка в аренду, либо использует лизинговый кредит с последующим выкупом. Срок подобного кредита состав-ляет от 2 до 6 лет. Существует также лизинг недвижимости: строительство зда-ния банком и сдача его в аренду предприятию с условием его последующего выкупа. При факторинговых операциях при неоплате требований плательщи-ком они переуступаются факторинговому отделу банка, и последний платит определенный в договоре процент от суммы требований. Таким образом, в дан-ном случае происходит переуступка просроченной задолженности.
Функционирование малых предприятий и кредитных учреждений в рыноч-ной экономике, с одной стороны, требует решения проблемы выработки крите-риев платежеспособности заемщика, а с другой проведения анализа условий предоставления кредитов и принципов их использования. Кредитное учрежде-ние должно быть уверено в наличии у кредитуемого предприятия средств для расчетов, в его способности к своевременному погашению кредита. На основа-нии данных бухгалтерского баланса можно оценить, насколько прибыльна дея-тельность предприятия и каков размер риска, принимаемого на себя банком.
При расчете кредитоспособности предприятия используются следующие показатели его финансово-хозяйственной деятельности: коэффициент финансо-вого покрытия - он характеризует общую кредитоспособность предприятия - отношение текущих активов к текущим обязательствам; коэффициент текущей ликвидности - отношение денежных средств, средств в расчетах и оборотных активов предприятия к текущим обязательствам; коэффициент абсолютной ли-квидности - отношение денежных средств предприятия к текущим обязательствам; коэффициент соотношения собственных средств и привлеченного капи-тала - он характеризует финансовую устойчивость предприятия; коэффициент оборотных средств - отношение собственных средств к итогу баланса.
Класс кредитоспособности клиентов определяется путем сопоставления значений финансовых коэффициентов, полученных на основе показателей ба-ланса, с критериальным уровнем, характерным для данного класса их рейтинга. В качестве показателей таких уровней должны использоваться среднеотрасле-вые значения финансовых коэффициентов.
На основании представленных досье клиентов и их гарантий коммерческим банкам последним необходимо разрабатывать собственные планы финансиро-вания мелких и средних предприятий, устанавливая объем и сроки их кредито-вания. Возможен следующий порядок предоставления им кредитов:
- составление досье клиента;
- разработка плана финансирования;
- сопоставление кредита с результатами деятельности предприятия, если ссудой покрывается 50-80% его расходов;
- определение класса кредитоспособности предприятия;
- выбор ставки процента за кредит (она может быть постоянной или пере-менной);
- расчет срока окупаемости кредита;
- принятие решения о сроке кредитования;
- определение регулярности возмещения кредита;
- составление контракта (договора о возврате);
- проверка и контроль различных этапов выполнения контракта;
- в случае задержки выполнения или невыполнения условий контракта - со-вместные действия по исправлению ситуации.
Создание специальной сети коммерческих банковских структур для финан-сирования малых предприятий - одна из насущных проблем. Для повышения заинтересованности банков в такой деятельности необходимо предусмотреть, помимо общих (уменьшение ставки процента в 1,5 раза согласно указу прези-дента РФ от 22 декабря 1993 г.), дополнительную систему льгот и приоритетов, например, рекомендовать полное или частичное освобождение от налогов при-были банков, полученной от вложения средств в малый бизнес, а также опреде-лить совместно с Центральным банком России порядок компенсации коммерческим банкам льгот по целевым кредитам для предприятий малого бизне-са.
Стимулировать коммерческие банки к посредничеству и предоставлению кредитов малому бизнесу будет появление организации по переучету займов. Программы такого переучета привлекательны тем, что они приводят к росту портфеля займов без излишней нагрузки на собственные ресурсы банков.
Внешним внебюджетным источником финансирования малого бизнеса, по-мимо коммерческих банков, является частное или спонсорское финансирова-ние. На Западе нередко за малой фирмой стоит крупная частная корпорация, заинтересованная в результатах работы тех или иных предприятий, например, венчурных компаний, которые берут на себя риск конструкторской, технологи-ческой и проектной разработки принципиально новых технологий, опытного и промышленного их освоения.
Главный стимул венчурного инвестирования - прибыль от прироста стои-мости акций компании. Кредитор рассчитывает на то, что последняя, быстро достигнув стадии серийного производства новой оригинальной продукции, ста-нет приносить повышенную прибыль. В этом случае финансист, предоставив-ший кредит в обмен на акции новой фирмы, сможет с большой выгодой реали-зовать свою долю ее ценных бумаг. Несмотря на то что многие венчурные фирмы терпят неудачу (и соответственно средства, предоставленные им, при-ходится списывать в убытки), прибыль, полученная от успешных проектов, с лихвой оправдывает риск. Использование венчурного капитала пока не получи-ло широкого распространения в российской предпринимательской практике, хотя отечественное законодательство предусматривает возможность участия в инвестиционной деятельности как частных лиц, так и предприятий различных организационно-правовых форм.
Еще одним внешним внебюджетным источником финансирования малых предприятий может служить совместное инвестирование. Например, в ФРГ банками и страховыми компаниями создаются специальные фирмы, участвую-щие в капитале мелких и средних предприятий. Совместное инвестирование в нашей стране возможно через договоры-подряды по финансированию какой-либо разработки. В зависимости от характера выполняемых работ и достигну-тых между сторонами договоренностей финансирование производится путем частичной предварительной оплаты (авансирования) или предоплаты.
Особый интерес представляет такой внешний источник финансирования, как привлечение капиталов с помощью выпуска и размещения акций и иных ценных бумаг при посредничестве инвестиционных институтов. Существенным недостатком акционирования в качестве способа привлечения дополнительных средств является возможность частичной или полной утраты финансируемым предприятием-эмитентом самостоятельности.
Коммерческие банки могли бы организовывать сотрудничество между оте-чественными финансово-промышленными группами и малым и средним бизне-сом с помощью контрактных, субподрядных, арендных отношений. Это позво-лило бы соединить мобильность, гибкость, инициативу малого производства и мощь и влияние крупных предприятий. В результате возрастет конкуренция в сфере малого и среднего бизнеса за контракты с корпорациями.
Финансированию малого бизнеса могут содействовать кредитные програм-мы и многочисленные региональные, городские, целевые фонды. Поскольку деятельность самих малых предприятий ориентирована главным образом на местный рынок, многие финансовые вопросы необходимо решать с участием местных органов власти. Последние должны определить основные направления поддержки предпринимательства, разработать комплекс необходимых меро-приятий, изыскать материально-технические и финансовые ресурсы для их реа-лизации за счет региональных источников.
Согласно Федеральной программе государственной поддержки малого предпринимательства в РФ на 1996-1997 гг. (утвержденной правительством РФ 18 декабря 1995 г.) и Закону РФ "О государственной поддержке малых пред-приятий" от 14 июня 1995 г., доходы от деятельности Федерального фонда под-держки малого предпринимательства, преобразованного из Фонда поддержки предпринимательства и развития конкуренции и находящегося в ведении Государственного комитета РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства (создан в соответствии с указом президента РФ от 6 июня 1995 г.), государственных и муниципальных фондов остаются в их распоряжении, не подлежат налогообложению и направляются на реализацию целей и задач, пре-дусмотренных федеральным законом.
Большую роль в организации финансирования малого бизнеса в регионах могли бы сыграть общества взаимного кредита и торгово-промышленные пала-ты, выступающие в качестве гарантов кредита. Общество взаимного кредита - объединение страховой организации и банка для финансирования малых пред-приятий. Ему предоставляется право производить все краткосрочные банков-ские операции, кроме выдачи целевых кредитов, прежде всего товарно-комиссионные, учет и обеспечение векселей. Названные общественные струк-туры должны также давать коммерческим банкам или городским фондам свои рекомендации по кредитованию отдельных предприятий после соответствую-щей проверки их финансового состояния. В этих случаях кредит может выда-ваться без залога.

Скачать бесплатно

2.3. Финансово-кредитная поддержка малого бизнеса

В соответствии с законодательством финансово-кредитная поддержка малого бизнеса осуществляется Федеральным фондом поддержки малого предпринимательства, фондами субъектов РФ и муниципальными фондами с привлечением заинтересованных организаций. Финансовое обеспечение фондами государственных и муниципальных программ поддержки малого бизнеса организуется ежегодно за счет бюджетов всех уровней, а также средств, поступающих от приватизации государственного и муниципального имущества, доходов от собственной деятельности фондов, добровольных взносах физических и юридических лиц, в том числе иностранных, доходов от выпуска и размещения ценных бумаг, а также по процентам от льготных кредитов, выделенных на конкурсной основе субъектами малого бизнеса.

Фонды поддержки малого предпринимательства всех уровней осуществляют следующие мероприятия по финансированию субъектов малого предпринимательства: предоставление субъектам малого предпринимательства льготных кредитов, беспроцентных ссуд, краткосрочных займов без приобретения лицензии на банковскую деятельность; предоставление финансовой помощи на возмездной и безвозмездной основе при осуществлении программ демонополизации, перепрофилирования производства в целях развития конкуренции и насыщения товарного рынка в соответствии действующим законодательством; выполнение функций залогодателя, поручителя, гаранта по обязательствам малых предприятий; долевое участие в создании и деятельности хозяйствующих субъектов, обеспечивающих развитие инфраструктуры рынка, специализированных систем поддержки малого предпринимательства и развитие конкуренции, систем потребительской экспертизы и сертификации товаров и услуг; финансирование мероприятий по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров для малых предприятий, поддержке новых экономических структур, защите прав потребителей; финансирование научных исследований, научно-практических конференций, симпозиумом, совещаний, в том числе международных, связанных с деятельностью фондов.

К основным направлениям кредитно-финансовой и инвестиционной поддержки малого предпринимательства относится банковское финансирование, а также освоение новых механизмов финансово-кредитной и инвестиционной поддержки малых предприятий, включающих создание межрегиональных, региональных и муниципальных гарантийных фондов, развитие финансового лизинга, франчайзинга, предоставление государственных льготных инвестиционных кредитов и гарантий Правительства РФ по иностранным инвестиционным кредитам для быстро окупаемых инвестиционных проектов малых предприятий в сфере материального производства и инновационной деятельности.

Участие в финансировании и кредитовании субъектов малого бизнеса в РФ принимают такие международные организации как Европейский банк реконструкции и развития, Агентства международного развития США, Фонд «Евразия», ТАСИС и другие.

2.4. Имущественная поддержка субъектов малого предпринимательства

Имущественная поддержка субъектов малого предпринимательства является важным фактором и условием их дальнейшего развития; осуществляется в соответствии со ст. 7 Федерального закона «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», а на региональном уровне - в соответствии с законодательными актами, принимаемыми органами власти субъектов РФ.

На федеральном уровне в качестве одной из первоочередных задач в организации имущественной поддержки предусматривается разработка параметров (условий, правил) предоставление субъектам малого бизнеса на конкурсной основе государственного имущества: путем его продаж, сдачи в аренду или безвозмездного пользования. Так МАП РФ (Министерство по антимонопольной политике и поддержки предпринимательства) совместно с другими заинтересованными министерствами разработало программу продажи и сдачи в аренду субъектам малого предпринимательства имущества ликвидируемых предприятий и научно-исследовательских институтов, незавершенных объектов производственного назначения, высвобождаемого имущества военных городков и объектов инфраструктуры. Программа предусматривает предоставление производственным малым предприятиям не используемых либо не эффективно используемых производственных помещений и оборудования, находящихся в федеральной собственности. МАП РФ совместно с Минимуществом РФ разработало критерии, определяющие эффективное использование федерального имущества, предоставляемого субъектам малого бизнеса:

Увеличение числа рабочих мест;

Сокращение числа безработных;

Увеличение поступлений доходов в бюджеты всех уровней;

Развитие приоритетных видов предпринимательской деятельности, особенно в производственной сфере;

Условия использования федерального имущества (аренда, выкуп, передача оборудования на условиях лизинга).

В решении проблемы улучшения имущественной поддержки малого предпринимательства важнейшая роль принадлежит субъектам РФ и органам местного самоуправления, которые имеют большую возможность в предоставлении малым предприятиям государственного и муниципального имущества на различных условиях. В субъектах РФ функционируют и активно работают многие лизинговые компании, занимающиеся предоставлением по договорам малым предприятиям оборудования в лизинг. Только на основе лизинга может быть решена проблема нехватки высокотехнологичного оборудования, активной части основных средств у малых предприятий, которые не имеют необходимого первоначального капитала при создании собственного дела, и достаточных средств в процессе его функционирования. Малые предприятия, не прибегая к привлечению дорогостоящих кредитов (заемных средств), могут использовать новое прогрессивное оборудование и технологии на относительно льготных условиях, заключая договоры лизинга с местными лизинговыми компаниями.

В Федеральном законе «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» говорится, что государственная поддержка союзов (ассоциаций) субъектов малого предпринимательства осуществляется путем содействия в обеспечении их на льготных условиях помещениями и средствами связи, необходимыми для деятельности указанных союзов (ассоциаций) и создаваемых ими предприятий, учреждений и организаций, а также для проведения организованных ими публичных мероприятий, связанных с поддержкой малого предпринимательства.


ной работы использованы Гражданский кодекс РФ и федеральное законодательство. 1. ПОНЯТИЕ И ОСНОВНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЩЕСТВ С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ Общество с ограниченной ответственностью (общепринятое сокращение - ООО) - учрежденное одним или несколькими юридическими и/или физическими лицами хозяйственное общество, уставный капитал которого разделён на доли; участники общества не...

Предприятие становится полным правопреемником всех прав и обязанностей преобразованной компании в соответствии с передаточным актом. Согласно гражданскому законодательству общество с ограниченной ответственностью может преобразоваться в акционерное общество, общество с дополнительной ответственностью или производственный кооператив. Слияние – это создание на базе двух или нескольких фирм (в том...

Об обществах обязывает общество в течение года преобразоваться в открытое акционерное общество или производственный кооператив либо сократить число участников до установленного законом предела. Общества с ограниченной ответственностью с числом участников более пятидесяти, которые существовали на момент вступления в силу Закона об обществах, должны были преобразоваться в акционерные общества или...

Как исключительную, общество вправе осуществлять только разрешенные виды деятельности и им сопутствующие. ОДО вправе открывать банковские счета на территории РФ и за ее пределами. В соответствии с п. 2 ст. 87 ГК РФ общество с дополнительной ответственностью имеет свое фирменное наименование, которое должно содержать указание на его организационно-правовую форму. Устав общества, речь о котором...