Действует Редакция от 14.08.1995
ПРИКАЗ ГТК РФ от 14.08.95 N 500 "О СОЗДАНИИ ОТДЕЛОВ ТАМОЖЕННОГО ОФОРМЛЕНИЯ И ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ"
ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОТДЕЛЕ ТАМОЖЕННОГО ОФОРМЛЕНИЯ И ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ
1. Общие положения
1.1. Отдел таможенного оформления и таможенного контроля (далее - отдел) является структурным подразделением таможенного органа и подчиняется заместителю начальника таможенного органа по организации таможенного оформления и таможенного контроля.
1.2. Отдел в своей работе руководствуется законодательством Российской Федерации о таможенном деле, нормативными актами ГТК России, актами регионального таможенного управления и таможни, а также настоящим Положением.
1.3. Отдел является основным подразделением таможни по производству таможенного оформления и проведению таможенного контроля.
Выпуск товаров и транспортных средств производится исключительно должностными лицами таможенных органов, являющимися сотрудниками указанного отдела.
2. Основные задачи отделаОсновными задачами отдела являются:
2.1. Реализация таможенной политики Российской Федерации.
2.2. Обеспечение соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации, принятие мер по защите прав и интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций при производстве таможенного оформления и проведении таможенного контроля.
2.3. Защита в пределах своей компетенции экономических интересов Российской Федерации, содействие развитию внешнеэкономических связей регионов, предприятий, учреждений, организаций и граждан.
2.4. В пределах своей компетенции производство таможенного оформления и проведение таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации.
2.5. Организация и осуществление в пределах своей компетенции взаимодействия с другими подразделениями таможенного органа, иными контролирующими и правоохранительными органами Российской Федерации, перевозчиками, лицами, перемещающими товары и транспортные средства Российской Федерации, декларантами, включая декларантов на договорной основе (таможенными брокерами), иными лицами, обладающими полномочиями в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации.
3. Основные функции отделаОтдел в соответствии с возложенными на него задачами выполняет следующие основные функции:
3.1. Проводит аналитическую работу, обобщает материалы и готовит предложения по совершенствованию таможенного оформления и таможенного контроля.
3.2. В пределах своей компетенции, в т.ч. и с применением средств вычислительной техники, определяет схемы таможенного оформления и таможенного контроля, исходя из необходимости выполнения задач, стоящих перед таможенными органами Российской Федерации, и реализует их.
3.3. Принимает уведомления о намерении вывезти товары и транспортные средства и назначает время и место, куда товары и транспортные средства должны быть доставлены для осуществления дальнейшего таможенного оформления.
3.4. Помещает товары и транспортные средства под процедуру доставки и принимает уведомления о доставке товаров и транспортных средств в установленные места.
3.5. Проверяет оборудование транспортных средств, предназначенных для перевозки товаров под таможенным контролем.
3.6. Контролирует помещение товаров и транспортных средств на склады временного хранения, таможенные склады, свободные таможенные склады, а также соблюдение установленного порядка хранения и выдачи товаров и транспортных средств с указанных складов.
3.7. Принимает от перевозчиков краткие декларации, а от декларантов - таможенные декларации и иные документы, необходимые для проведения таможенного оформления и осуществления таможенного контроля.
3.8. Применяет средства идентификации товаров.
3.9. Производит основные операции таможенного оформления и выпуск товаров и транспортных средств в соответствии с условиями заявляемых таможенных режимов.
3.10. Контролирует:
Соблюдение лицами, перемещающими товары и транспортные средства, а также иными лицами, обладающими полномочиями в отношении товаров и транспортных средств, установленных мер экономической политики и иных ограничений на ввоз и вывоз;
Соблюдение указанными лицами валютного законодательства и нормативных актов по валютному регулированию и валютному контролю;
Классификацию товаров в соответствии с ТН ВЭД;
Правильность таможенной оценки товара;
Обоснованность предоставления тарифных преференций;
Обоснованность предоставления тарифных и налоговых льгот;
Начисление и уплату таможенных платежей.
3.11. Производит досмотр товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем.
3.12. Принимает меры по профилактике, выявлению и пресечению таможенных правонарушений.
3.13. Оказывает содействие другим подразделениям таможенного органа при проведении ими таможенного и валютного контроля, а также иным правоохранительным и контрольным органам при осуществлении ими своей деятельности.
3.14. Составляет протоколы о таможенных правонарушениях, а также оказывает отделам по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил и дознания необходимую помощь в проведении производства по делам о нарушении таможенных правил и осуществлении ими дознания по уголовным делам о таможенных преступлениях.
3.15. Участвует в формировании таможенной статистики, осуществляя электронный прием данных, ведя учет товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, а также документов и сведений, используемых в таможенных целях.
3.16. Осуществляет в пределах своей компетенции, а также совместно с другими подразделениями таможенного органа профессиональную подготовку должностных лиц отдела.
4. Права отделаДля выполнения возложенных на него задач отдел вправе:
4.1. Привлекать в соответствии с законодательством Российской Федерации специалистов и экспертов при осуществлении таможенного контроля.
4.2. Брать пробы и образцы товаров, а также разрешать лицам, обладающим полномочиями в отношении товаров, осматривать товары и отбирать их пробы и образцы.
4.3. Требовать от лиц, перемещающих товары и транспортные средства, декларантов, владельцев складов, перевозчиков и иных лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров и транспортных средств, производства грузовых и иных операций, предусмотренных Таможенным кодексом Российской Федерации.
4.4. Требовать от декларантов и иных лиц, располагающих документами и сведениями, необходимыми для производства таможенного оформления и осуществления таможенного контроля, представления этих документов и сведений, а также устанавливать сроки их представления.
4.5. Требовать от декларантов оказания содействия в производстве таможенного оформления.
4.6. При проведении таможенного контроля использовать те его формы, которые являются достаточными для обеспечения соблюдения законодательства Российской Федерации о таможенном деле, иного законодательства Российской Федерации и международных договоров Российской Федерации, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы Российской Федерации.
4.7. Принимать от заинтересованных лиц документы, необходимые для производства таможенного оформления и проведения таможенного контроля, составленные на иностранном языке.
4.8. Применять меры по обеспечению соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации о таможенном деле при перевозке товаров и документов на них при таможенном оформлении.
4.9. Предоставлять отсрочку в подаче краткой декларации.
4.10. В случаях, предусмотренных нормативными актами ГТК России, а также при необходимости рассмотрения отдельных вопросов, связанных с таможенным оформлением конкретных товаров и транспортных средств, требующих углубленного контроля, передавать имеющиеся в его распоряжении документы, сведения, образцы и т.п. на заключение в другие специализированные подразделения таможенного органа.
5. Заключительные положения5.1. Место расположения отдела, его штатное расписание и режим работы определяются начальником таможни в зависимости от количества товаров и транспортных средств, подлежащих таможенному оформлению и таможенному контролю, исходя из необходимости максимального приближения таможенного оформления и таможенного контроля к местам концентрации предприятий, организаций и граждан, перемещающих товары и транспортные средства через таможенную границу Российской Федерации, а также разделения документального контроля и фактического досмотра.
5.2. Структура отдела включает группы:
Приема и регистрации деклараций;
Документального контроля;
Досмотровая.
Старшими групп могут быть должностные лица таможенных органов Российской Федерации, занимающие должности не ниже ведущих инспекторов.
Допускается производство одним должностным лицом отдела не более двух этапов таможенного контроля.
5.3. Отдел комплектуется из числа квалифицированных специалистов, как правило имеющих высшее образование, прошедших специальную подготовку, аттестованных руководителями специализированных отделов таможни и допущенных приказом начальника таможни к производству таможенного оформления и проведению таможенного контроля. Порядок аттестации и допуска устанавливается начальником таможни.
Права, обязанности и ответственность должностных лиц отдела определяются должностными инструкциями, утверждаемым начальником таможни.
Должностные лица отдела несут персональную ответственность за производство таможенного оформления и проведение таможенного контроля на порученных участках работы.
Должностные лица отдела обязаны в порядке взаимозаменяемости знать и применять на практике вопросы, входящие в компетенцию не менее чем двух разных специалистов, реализующих различные стадии таможенного оформления и таможенного контроля.
5.4. Отдел возглавляет начальник, назначаемый на должность и освобождаемый от нее в порядке, установленном ГТК России.
Начальник отдела:
Несет персональную ответственность за организацию таможенного оформления и таможенного контроля, выполнение возложенных на отдел задач, осуществление его функций и реализацию прав;
Руководит должностными лицами отдела;
В пределах своей компетенции осуществляет подбор и расстановку кадров, включая, при необходимости, перераспределение должностных обязанностей с учетом взаимозаменяемости должностных лиц отдела и заключения соответствующих специализированных отделов;
Принимает окончательное решение по вопросам, входящим в компетенцию отдела;
Применяет к подчиненным должностным лицам меры поощрения и дисциплинарного воздействия.
5.5. В зависимости от объема работы начальник отдела может иметь одного или более заместителей.
5.6. При выполнении отделом стоящих перед ним задач не допускается загружать его другой работой, включая представление различного вида отчетов по направлениям деятельности специализированных подразделений таможенного органа.
Отдел таможенного оформления и таможенного контроля (далее – Отдел) является структурным подразделением таможенного поста Аэропорт Шереметьево (пассажирский) Шереметьевской таможни и непосредственно подчиняется заместителю таможенного поста. 6
Отдел производит таможенное оформления и таможенный контроль, а также осуществляется выпуск товаров в соответствии с заявленным таможенным режимом.
Структура Отдела включает следующие функциональные группы:
приём, регистрации и учёта грузовых таможенных деклараций;
документального контроля
контроля за доставкой и транзитом товаров
Основной задачей отдела является проведение в пределах своей компетенции таможенного оформления и таможенного контроля товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации.
Выделяют следующие основные функции отдела:
Проводить таможенное оформление и таможенный контроль товаров, перемещаемых воздушным транспортом через таможенную границу Российской Федерации в сопровождаемом багаже юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, а также физическими лицами для коммерческих целей, следующими через Терминал-1,2,С Аэропорта Шереметьево, терминала авиакомпании «АВКОМ – Коммерческая Авиация» и АВК «ЛУКОЙЛ»;
Проводит таможенное оформление и таможенный контроль товаров, реализуемых в торговых залах магазинов беспошлинной торговли, расположенных в зоне таможенного контроля международной транзитной зоны Аэропорта Шереметьево и СВХ, которые находятся в Терминалах- 1,2 Аэропорта Шереметьев;
При осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля товаров использует СУР при выборе форм таможенного контроля для определения товаров и лиц, подлежащих проверке и степени такой проверки;
Контролирует в пределах своей компетенции правильность декларирования кода товара в соответствии с ТНВЭД России;
Контролирует в пределах своей правильность метода определения таможенной стоимости товаров;
Контролирует в пределах своей компетенции обоснованность завяленных декларантом тарифных преференций, тарифных и налоговых льгот;
Контролирует перемещение товаров, транспортных средств и лиц через границы зон таможенного контроля и в их пределах в регионе деятельности таможенного поста.
Представляет на регулярной основе в информационно-аналитический отдел таможенного поста информацию, необходимую для составления отчётов о перемещении товаров, их количества, стоимости и других показателей;
Осуществляет в пределах своей компетенции, а также совместно с другими подразделениями таможенного поста профессиональную подготовку должностных лиц отдела.
Отчетный период характеризуется дальнейшим ростом количества пассажиров, следующих через пункт пропуска в Международном аэропорту Шереметьево и, как следствие, увеличением количества мест таможенного оформления и таможенного контроля. Полностью функционирует терминал С Международного аэропорта Шереметьево. В тоже время должностные лица таможенного поста продолжают нести службу и в терминале 1 (оформление трансферных пассажиров, ЦДА).
Несмотря на серьезные трудности осуществления контрольных функций таможенным постом, возникшие в первые месяцы работы терминала С, все они были преодолены.
В настоящее время штатная численность таможенного поста составляет 292 должностных лица (5 сотрудников, 287 федеральных государственных гражданских служащих). На 31 декабря 2007 года на таможенном посту 26 вакантных должностей, что является основной проблемой, касающейся кадров не хватка кадров влечёт за собой меньшей коэффициент выработки.
В 2007 году через пункт пропуска в Международном аэропорту Шереметьево проследовало 10 015 000 пассажиров , что на 14% больше соответствующего показателя 2006 года (8 635 649 пассажиров ). При этом, увеличение пассажиропотока не повлекло за собой увеличение штатной численности таможенного поста. Для сравнения, через Международный аэропорт Домодедово проследовало 10 787 908 пассажиров.
В 2008 году через пункт пропуска в Международном аэропорту Шереметьево проследовало 10 021 181 пассажиров , что выше показателя 2007 года чуть менее 1% (10 015 000 пассажиров ).
Основными направлениями международных пассажирских перевозок, по-прежнему, остаются: Германия, Франция, США, Италия, Нидерланды, Турция и Китай.
Рост пассажиропотока произошел за счет увеличения регулярных рейсов зарубежных и российских авиакомпаний в расписании аэропорта. В частности, выросли объемы перевозок российских авиакомпаний "Аэрофлот-Норд", "Аэрофлот-Дон", "Пулково". Зафиксировано увеличение пассажиропотока у зарубежных авиаперевозчиков "Czech Airlines" (Чехия), "Delta Air Lines" (США), а также у недавно перешедших на обслуживание в аэропорт Шереметьево авиакомпаний "Austrian" (Австрия), "Slovak Airlines" (Словакия).
Крупнейшим зарубежным перевозчиком в Международном аэропорту является авиакомпания Люфтганза, которая на регулярной основе осуществляет 48 рейсов в неделю.
Это было связанно прежде всего с тем, общий рост пассажиропотока в аэропортах страны повышением реальных доходов граждан и динамикой их передвижений по стране и за рубеж, хорошая тенденция наблюдается в 2008 году, хотя год являлся кризисным. Аэроэкспресс увеличивает интенсивность движения электропоездов в Шереметьево. Это еще раз показывает, что люди начали привыкать к хорошим и быстрым перелётам. Однако, как я уже отмечал ранее, произошло существенной увеличение нагрузки на должностных лиц таможенного поста в условиях сплошного таможенного контроля на рейсах, прибывающих из стран риска.
Несмотря на это таможенный пост Аэропорт Шереметьево (пассажирский) демонстрирует положительную динамику, выразившуюся в конкретных цифрах.
Приоритетным направлением деятельности таможенного поста Аэропорт Шереметьево (пассажирский) во все отчётные периоды являлось своевременное обнаружение и пресечение правонарушений при перемещении товаров через таможенную границу России физическими лицами, в частности - совершенствование работы, направленной на выявление контрабанды товаров с высокой таможенной стоимостью и особо опасных видов контрабанды.
В 2007 году должностными лицами таможенного поста выявлено 380 фактов 270 484 616 рублей (в 44-х случаях стоимость предметов правонарушений не устанавливалась). Для сравнения, в 2006 году были выявлены 332 факта 234 095 416 рублей (в 56 случаях стоимость предметов правонарушений не устанавливалась). Таким образом, по сравнению с предыдущим годом, количество выявленных правонарушений выросло на 14% 16% .
В 2008 году должностными лицами таможенного поста выявлено 1 238 фактов незаконного перемещения товаров через таможенную границу России. Общая стоимость предметов правонарушений составила 369 785 842 рублей . Для сравнения, в 2007 году было выявлено 380 фактов незаконного перемещения товаров, общей стоимостью предметов правонарушений 270 484 616 рублей . Таким образом, по сравнению с предыдущим годом, количество выявленных правонарушений выросло на 325% , т.е. более чем в 3 раза , а общая стоимость предметов выявленных правонарушений - на 37% . Для сравнения, таможенным постом Аэропорт Домодедово (пассажирский) выявлено 489 правонарушений.
Большинство правонарушений выявлено на «зеленом канале» (344 случая), что свидетельствует об умышленном совершении пассажирами административных правонарушений и преступлений.
Таким образом можно сказать что, количество правонарушений больше всего было выявлено в 2007 году, так как в связи с большим товарооборотом и недобросовестность физических лиц, как было выше сказано, что больше всего правонарушений было вывялено на «зеленом канале», возросло кол-во правонарушений. Что касается 2008 года, как мы можем видеть из диаграммы количество НТП составило 25% от общих правонарушений за весь анализируемый отчётный период, что является достаточно благоприятной картиной.
Благодаря совместной работе с другими подразделениями Шереметьевской таможни, таможенным постом ведется активная работа по пресечению контрабанды наркотиков, особенно положительная динамика наблюдается в 2008 году. Всего пресечена 51 попытка контрабанды наркотических веществ и их прекурсоров. Фактически рост задержаний наркотиков составил почти двукратное увеличение по сравнению с 2007 годом (26 попыток ).
Говоря о структуре выявляемых правонарушений, необходимо отметить значительное увеличение количества случаев и сумм недекларирования и недостоверного декларирования валюты и валютных ценностей, перемещаемых физическими лицами. Так, по сравнению с 2006 годом, количество таких фактов выросло на 32% (155 и 117 случаев соответственно), сумма валюты и валютных ценностей в рублевом эквиваленте выросла на 24% (144 647 246 и 116 747 348 рублей соответственно). Также можно говорить об увеличении на 27% количества выявленных случаев контрабанды изделий из меха и кожи (одежды, обуви, сумок и аксессуаров) (2007 год - 56 фактов, 2006 год - 44 факта), на 50% - мобильных телефонов и коммуникаторов (2007 год - 15 фактов, 2006 год - 10 фактов). Данный рост стал следствием активной аналитической работы соответствующего подразделения таможенного поста (информационно-аналитического отдела), направленной на выявление пассажиров, следующих из стран Западной Европы, Китая, ОАЭ и Турции, чаще одного раза в месяц пересекающих таможенную границу России.
Совместно с другими подразделениями Шереметьевской таможни, таможенным постом ведется активная работа по пресечению контрабанды наркотиков. Всего пресечено 26 попыток контрабанды наркотиков (ОСТП № 1 - 5, ОСТП № 2 - 12, ОСТП № 3 - 6, ОСТП № 4 - 3). Среди крупных задержаний можно выделить два случая единовременного пресечения контрабандного ввоза на территорию России 3 кг гашиша и 5 кг марихуаны.
Взимание таможенных платежей также оставалось одним из важнейших направлений деятельности таможенного поста 2006-2008году.
В 2007 году должностными лицами оформлено 4 474 ТПО на общую сумму 52 092 901 рублей. Средний платеж составлял 11 643 рубля. Для сравнения, в 2006 году было оформлено 4 395 ТПО , на общую сумму 43 932 366 рублей. Средний платеж составлял 9 996 рублей.
В 2008 году оформлено 2 659 ТПО на общую сумму 59 747 293 рублей. Средний платеж составлял 22 470 рублей. Для сравнения, в 2007 году было оформлено 4 474 ТПО , на общую сумму 52 092 901 рубль. Средний платеж составлял 11 643 рубля. То есть произошло уменьшение количества оформленных ТПО, но вместе с тем удалось улучшить их качество.
Соответственно, количество ТПО, по сравнению с 2006 годом, выросло на 2% , общая сумма таможенных платежей увеличилась на 19% , а средний платеж вырос на 16% . Соответственно, по сравнению с 2007 годом, общая сумма таможенных платежей увеличилась на 15% , а средний платеж вырос более чем в два раза .
Как мы можем видеть из вышесказанного динамика работы отдела в данном направлении является положительной, что связано, прежде всего с высокой квалификацией сотрудников данного отдела.
Проведенный сравнительный анализ деятельности ОСТП № 1-4 показал, что отсутствует явный лидер по вышеуказанным показателям. Это свидетельствует о стабильной работе отделов. Вместе с тем, не исчерпан резерв возможностей для дальнейшего улучшения качества работы. Повышение квалификации должностных лиц, обучение и подготовка новых кадров на базе Шереметьевской таможни, обмен положительным опытом с другими таможенными органами и совершенствование взаимодействия с другими правоохранительными и контролирующими органами, позволят повысить показатели деятельности по итогам 2008 года.
Еще одним направлением деятельности таможенного поста является таможенное оформление и таможенный контроль товаров, перемещаемых физическими лицами для предпринимательской и иной коммерческой деятельности.
За 2007 год должностными лицами ОТО и ТК таможенного поста было оформлено 1 200 ГТД и 1 931 Карнет-АТА . По сравнению с 2006 годом количество ГТД выросло на 5% (2006 год - 1 144), а Карнетов-АТА - на 31% (2006 год - 1 473). Сумма взысканных таможенных платежей составила 17 704 600 рублей, что на 17% больше показателя 2006 года (15 072 044 рублей). Таможенное оформление в ОТО и ТК прошло 75 участников ВЭД, в состав которых входят добросовестные предприниматели и государственные органы. Об этом свидетельствует возросшая сумма взысканных таможенных платежей, при небольшом увеличении оформленных ГТД.
ОТО и ТК таможенного поста при осуществлении таможенного контроля использует систему управления рисками. Применено 17 профилей риска, что повлекло за собой вынесение определений о недостоверном декларировании и доначисление таможенных платежей. По сравнению с 2006 годом количество выявленных должностными лицами отдела правонарушений возросло более, чем в 2 раза (21 и 8 случаев соответственно).
За 2008 год должностными лицами ОТО и ТК таможенного поста было оформлено 1 016 ГТД и 1 937 Карнет-АТА . По сравнению с 2007 годом количество оформленных ГТД снизилось на 8% (2007 год - 1 200), а Карнетов-АТА - практически в том же объеме. Сумма взысканных таможенных платежей составила 15 733 360 рублей, что на 9% меньше показателя 2007 года (17 704 600 рублей).
ОТО и ТК таможенного поста при осуществлении таможенного контроля использует систему управления рисками. Применено 10 профилей риска, что повлекло за собой вынесение определений о недостоверном декларировании и доначисление таможенных платежей. По сравнению с 2007 годом количество выявленных должностными лицами отдела правонарушений сократилось на 62 % (13 и 21 случаев соответственно). Таможенное оформление в ОТО и ТК прошло 75 участников ВЭД, в состав которых входят добросовестные предприниматели и государственные органы. Об этом свидетельствует снижение количества выявленных правонарушений при почти постоянном составе участников ВЭД.
Как мы можем видеть из вышеуказанного графика, динамика оформленных КАРНЕТ-АТА достаточно положительная, так как данное сотрудничество является взаимовыгодным благодаря таможенному режиму временный ввоз, что говорит о благоприятной работе отдела в данном направление. Повышение качества предоставления услуг таможенными органами, сокращение издержек участников внешнеэкономической деятельности и государства, связанных с таможенным оформлением и таможенным контролем.
Что касается количества оформленных ГТД, то как мы можем видеть в 2006 году кол-во оформленных ГТД составило 1473 штуки по сравнению с 2007 году показатели были ниже – 1931 штука, это связано, прежде всего с выявленными профилями рисками и проблемой умышленного занижения таможенной стоимости и некорректного выявление признаков товаров, относящихся к категории не для личного пользования. В 2008 году этот показатель снизился на 184 штуки (всего оформлено 1016 шт.) это было связано, прежде всего, что конец 2008 года обуславливался проблемой мирового экономического кризиса, и кол-во участников ВЭД резко сократилось, не хватка средств для хранения товаров на СВХ и подорожание содержания товаров, повлекло за собой также резкое снижение товарооборота.
2.3 Основные проблемы и пути их решения путём совершенствования результатов деятельности подразделений таможенных органов, осуществляющих таможенный контроль и таможенное оформление на примере таможенного поста Аэропорт Шереметьева (пассажирский)
Среди основных проблемных вопросов, возникающих в повседневной деятельности таможенного поста, можно выделить следующие.
Остро стоит вопрос занижения таможенной стоимости товаров и их недостоверное декларирование физическими лицами. В соответствии с частью 3 статьи 288 Таможенного кодекса Российской Федерации «при отсутствии документов и сведений, подтверждающих правильность определения таможенной стоимости, заявленной физическим лицом, таможенный орган может самостоятельно определить таможенную стоимость товаров на основании данных, указываемых в каталогах иностранных организаций, осуществляющих продажу товаров, либо на основе иной ценовой информации, имеющейся в распоряжении таможенного органа в отношении подобных товаров. При использовании указанной ценовой информации таможенный орган производит корректировку таможенной стоимости в зависимости от качества товаров, их репутации на рынке, страны происхождения, времени изготовления и других факторов, влияющих на цену». Данная норма закона не получила свое развитие в подзаконных актах. Не определен порядок и правила корректировки таможенной стоимости таких товаров. Также не разработан порядок и сроки доведения и использования ценовой информации о товарах в таможенных постах, непосредственно осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль товаров, перемещаемых физическими лицами;
В соответствии с частью 3 статьи 288 Таможенного кодекса Российской Федерации «при отсутствии документов и сведений, подтверждающих правильность определения таможенной стоимости, заявленной физическим лицом, таможенный орган может самостоятельно определить таможенную стоимость товаров на основании данных, указываемых в каталогах иностранных организаций, осуществляющих продажу товаров, либо на основе иной ценовой информации, имеющейся в распоряжении таможенного органа в отношении подобных товаров. При использовании указанной ценовой информации таможенный орган производит корректировку таможенной стоимости в зависимости от качества товаров, их репутации на рынке, страны происхождения, времени изготовления и других факторов, влияющих на цену». Данная норма закона не получила свое развитие в подзаконных актах. Не определен порядок и правила корректировки таможенной стоимости таких товаров. Также не разработан порядок и сроки доведения и использования ценовой информации о товарах в таможенных постах, непосредственно осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль товаров, перемещаемых физическими лицами;
Как уже говорилось ранее одной из проблем является недобросовестность физических лиц, это видно из ситуации, которая твориться на «зелёном канале». Так же не оснащённость данного канала специальными техническими средствами ведёт к такому большому кол-ву правонарушений;
Не выработан потенциал по оформлению возможных ГТД;
До настоящего времени остается нерегламентированным порядок и способы распоряжения товарами, срок временного хранения которых истек, ввиду отсутствия Порядка, определяемого Правительством РФ;
Остро стоит проблемы с профилями рисками СУР – это прежде говорит о не совершенности данного программного обеспечения
В целях упрощения порядка проведения и фиксирования результатов таможенного досмотра багажа и ручной клади пассажиров считаем целесообразным предложить ФТС России разработать специальную форму акта таможенного досмотра товаров, перемещаемых физическими лицами для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд (далее - для личного пользования). В такой форме возможно ограничиться несколькими пунктами: место, дата и время начала и окончания досмотра, установочные данные физического лица, декларанта или владельца товара (ФИО, паспортные данные), путь следования, наименование и количество товаров). Вместе с введением новой формы необходимо также упростить саму процедуру таможенного досмотра таких товаров. К примеру, решение о проведении таможенного досмотра может принимать таможенный инспектор с обязательным составлением акта. Это позволит сократить среднее время таможенного досмотра, так как до половины времени уходит на доклад руководству и получение письменного поручения на таможенный досмотр. Данная процедура актуальна при досмотре партии товаров, перемещаемой участником внешнеэкономической деятельности, но совершенно нецелесообразна при проведении таможенного досмотра багажа и ручной клади пассажиров;
ОТО и ТК совместить 100% пограничный контроль с выборочным таможенным контролем, основанном на системе управления рисками, удалось бы серьезно продвинуться в решении проблемы так называемой «челночной» торговли;
ФТС разработать нормативно-правовых актов, регламентирующих корректировку таможенной стоимости;
Сотрудникам отдела в условиях применения конклюдентной формы декларирования товаров физическими лицами («зеленый» канал) и реализации принципа выборочности при проведении таможенного контроля, отслеживать частоту пересечения таможенной границы всеми физическими лицами;
Сотрудникам ОТО и ТК ужесточить контроль на «зеленом канале»;
ГУТО обеспечить положенную оснащенность «зеленного канала» техническими средствами;
Участникам ВЭД наладить схему распоряжения товарами с истекшими сроками хранения, что будет способствовать улучшению имиджа таможенной службы;
Усилить контроль за оформлением ГТД
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Об утверждении типовых положений об отделе (отделении) таможенного оформления и таможенного контроля и об отделе (отделении) таможенного досмотра таможенного поста
Документ с изменениями, внесенными:
приказом ФТС России от 1 сентября 2010 года N 1603 .
____________________________________________________________________
В целях совершенствования процедур таможенного оформления, повышения эффективности таможенного контроля за товарами и транспортными средствами, перемещаемыми через таможенную границу Российской Федерации, и на основании приказа ГТК России от 07.03.2001 N 245 "Об утверждении типовых структур таможенных постов"
приказываю:
1. Утвердить типовое положение об отделе (отделении) таможенного оформления и таможенного контроля таможенного поста и типовое положение об отделе (отделении) таможенного досмотра таможенного поста (далее - отделы) (приложение 1, 2).
____________________________________________________________________
Приложение 2 утратило силу на основании . - Примечание изготовителя базы данных.
____________________________________________________________________
2. Начальникам таможен:
- где в подчиненных таможенных постах созданы оба указанных отдела, в месячный срок со дня подписания приказа на основании указанных в пункте 1 типовых положений организовать разработку и утвердить положения об отделах, а также внести изменения в должностные инструкции сотрудников этих отделов и технологические схемы таможенного оформления и таможенного контроля;
- где в подчиненных таможенных постах не созданы оба таких отдела, в месячный срок со дня подписания настоящего приказа направить в ГТК России предложения об их создании согласно порядку, установленному нормативными правовыми актами ГТК России.
3. Не применять типовое положение об отделе таможенного оформления и таможенного контроля , утвержденное приказом ГТК России от 14.08.95 N 500 "О создании отделов таможенного оформления и таможенного контроля" , в отношении отделов таможенного оформления и таможенного контроля, входящих в структуру таможенного поста, с момента утверждения положений, указанных в части 1 пункта 2 настоящего приказа, но не позднее 01.01.2002.
5. Контроль за исполнением настоящего приказа осуществлять первому заместителю председателя ГТК России В.И.Мещерякову.
Председатель Комитета
генерал-полковник
таможенной службы
М.В.Ванин
Приложение 1
к приказу ГТК России
от 09.10.2001 N 974
1. Типовое положение об отделе (отделении) таможенного оформления и таможенного контроля разработано в соответствии с (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации, 1993, N 31, ст.1224; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 26, ст.2397; 1996, N 1, ст.4; 1997, N 30, ст.3586; N 47, ст.5341; 1999, N 7, ст.879), Законом Российской Федерации "О таможенном тарифе" ("Российская газета", N 107, 05.06.93; Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации, 10.06.93, N 23, ст.821), (Собрание законодательства Российской Федерации, 28.07.97, N 30, ст.3586; "Российская газета", N 146, 31.07.97) и нормативными правовыми актами ГТК России.
2. Отдел (отделение) таможенного оформления и таможенного контроля (далее - отдел) является структурным подразделением таможенного поста, производящим предварительные операции, не указанные в типовом положении об отделе (отделении) таможенного досмотра таможенного поста, основное таможенное оформление и таможенный контроль, а также осуществляющим выпуск товаров и транспортных средств в соответствии с заявленным таможенным режимом.
3. Отдел при выполнении своих функций руководствуется Конституцией Российской Федерации , Таможенным кодексом Российской Федерации , Федеральным законом "О службе в таможенных органах Российской Федерации" , законодательными актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами ГТК России, в том числе и принятыми во исполнение законов Российской Федерации, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы Российской Федерации, иными правовыми актами, а также настоящим типовым положением.
4. Обеспечение соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации, принятие сотрудниками отдела мер по защите прав и интересов граждан и организаций при производстве основного таможенного оформления и таможенного контроля.
5. Защита в пределах своей компетенции экономических интересов Российской Федерации.
6. Проведение в пределах своей компетенции основного таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации.
7. Выявление и принятие мер в пределах своей компетенции по пресечению нарушений таможенных правил, а также иных нарушений законодательства Российской Федерации и международных договоров Российской Федерации, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы Российской Федерации.
8. Принимает уведомления о намерении вывезти с таможенной территории Российской Федерации товары и транспортные средства и при необходимости назначает время и место для проведения таможенного досмотра товаров.
9. Принимает уведомления о прибытии в место доставки товаров и транспортных средств или о пересечении таможенной границы Российской Федерации в случае, если эта функция не возложена на отдел (отделение) таможенного досмотра.
10. Осуществляет осмотр прибывших транспортных средств с учетом особенностей проведения таможенного контроля и таможенного оформления таможенными постами.
11. Оформляет процедуру доставки товаров под таможенным контролем в случае отсутствия в структуре таможенного поста отдела (отделения) контроля за доставкой и транзитом товаров.
12. Контролирует формы декларирования, порядок заполнения декларации в соответствии с заявленным таможенным режимом и сроки подачи декларации.
13. Осуществляет прием и регистрацию таможенных деклараций и документов, необходимых для таможенного оформления и таможенного контроля.
14. Осуществляет контроль за достоверностью и достаточностью сведений, содержащихся в документах, представляемых для таможенных целей, и проверку соблюдения порядка проведения предварительных операций.
15. Ведет учет таможенных деклараций, по которым таможенное оформление не завершено, и осуществляет сбор и хранение в соответствии с порядком, определенным нормативными правовыми актами ГТК России, таможенных деклараций и прилагаемых к ним документов после завершения таможенного оформления.
16. Контролирует в пределах своей компетенции правильность декларирования кода товара в соответствии с ТН ВЭД России , страны происхождения товара, а также соблюдение законодательства Российской Федерации, устанавливающего запреты и ограничения, предусмотренные , , , 130 Таможенного кодекса Российской Федерации .
17. Контролирует в пределах своей компетенции соблюдение законодательства Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле, о регулировании внешнеторговых бартерных сделок, а также о драгоценных металлах и драгоценных камнях.
18. Контролирует в пределах своей компетенции правильность выбора метода определения таможенной стоимости товаров.
19. Контролирует в пределах своей компетенции правильность заявления таможенной стоимости товаров в соответствии с выбранным методом определения таможенной стоимости и документами, ее подтверждающими, а также анализирует сведения, содержащиеся в документах, представленных для подтверждения заявленной таможенной стоимости товаров, с точки зрения их достоверности и достаточности для подтверждения всех составляющих таможенной стоимости.
20. Осуществляет контроль в процессе таможенного оформления за обеспечением соответствия данных по количеству товаров, их фактурной, таможенной стоимости, содержащихся в таможенных документах на бумажных носителях, данным в электронных копиях.
21. Производит в пределах своей компетенции корректировку таможенной стоимости, таможенных платежей и временную (условную) оценку товаров в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами ГТК России.
22. Формирует и направляет пакет документов, необходимых для принятия решения по таможенной стоимости товаров, согласно распределению компетенции по таможенной стоимости товаров между таможенными органами различных уровней, для принятия решения в соответствии с порядком, установленным нормативными правовыми актами ГТК России.
23. Контролирует обоснованность заявленных декларантом тарифных преференций, тарифных и налоговых льгот.
24. Контролирует правильность начисления и уплаты таможенных платежей.
25. Принимает к уплате таможенные платежи, уплачиваемые с применением таможенных карт.
26. Обеспечивает в пределах своей компетенции контроль наличия у лица, ответственного за уплату таможенных платежей, задолженности по уплате таможенных платежей, процентов за использованную отсрочку или рассрочку уплаты таможенных платежей по ранее произведенным поставкам, суммы штрафов при нарушении таможенных правил, пеней за просрочку уплаты таможенных платежей.
27. Принимает меры по профилактике, выявлению и пресечению правонарушений таможенного законодательства Российской Федерации в пределах своей компетенции.
28. Выдает поручение на проведение таможенного досмотра, при необходимости с отбором проб и образцов.
29. Осуществляет выпуск товаров и транспортных средств в соответствии с заявленным таможенным режимом.
30. Контролирует в пределах своей компетенции соблюдение лицами, обладающими полномочиями в отношении товаров и транспортных средств, требований, условий и ограничений при условном выпуске товаров и транспортных средств.
31. Оказывает содействие структурным подразделениям таможенного поста и таможни согласно порядку, установленному нормативными правовыми актами ГТК России, при проведении ими таможенного и валютного контроля, а также территориальным подразделениям правоохранительных и контролирующих органов при осуществлении ими своей деятельности.
32. Ведет учет товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, а также документов и сведений, представляемых для таможенных целей согласно порядку, установленному нормативными правовыми актами ГТК России, в том числе с использованием программных средств.
33. Представляет на регулярной основе в специализированные подразделения таможенного органа информацию, необходимую для составления отчетов о перемещении товаров и транспортных средств, их количестве, стоимости и других показателях.
34. Осуществляет в пределах своей компетенции, а также совместно с другими структурными подразделениями таможенного органа профессиональную подготовку сотрудников отдела.
35. Осуществляет в пределах своей компетенции взаимодействие с другими подразделениями таможенного поста и таможни, контролирующими и правоохранительными органами Российской Федерации.
36. Для реализации возложенных на отдел задач и функций отдел имеет право:
- требовать от лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров и располагающих документами и сведениями, необходимыми для целей таможенного оформления и осуществления таможенного контроля, представления этих документов и сведений;
- требовать от лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров, оказания содействия в производстве таможенного оформления;
- определять достаточность применяемых форм таможенного контроля для обеспечения соблюдения законодательства Российской Федерации о таможенном деле, иного законодательства Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы Российской Федерации, но не менее, чем определено нормативными правовыми актами ГТК России, правовыми актами вышестоящих регионального таможенного управления и таможни;
- проводить корректировку таможенной стоимости, таможенных платежей и временную (условную) оценку товаров согласно порядку, предусмотренному нормативными правовыми актами ГТК России;
- направлять по согласованию с начальником таможенного поста на заключение в другие специализированные подразделения таможенного органа в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами ГТК России, а также при необходимости рассмотрения отдельных вопросов, связанных с таможенным оформлением конкретных товаров и транспортных средств, требующих дополнительного контроля, заверенные копии имеющихся в его распоряжении документов, сведения, образцы и т.п.
37. Место расположения и режим работы отдела устанавливается таможней по согласованию с региональным таможенным управлением и обязательным информированием Главного управления организации таможенного контроля ГТК России в зависимости от количества товаров и транспортных средств, подлежащих таможенному оформлению и таможенному контролю, исходя из необходимости его максимального приближения к местам концентрации организаций и граждан, перемещающих товары и транспортные средства через таможенную границу Российской Федерации.
Штат отдела определяет ГТК России согласно порядку, установленному нормативными правовыми актами ГТК России.
38. Отдел комплектуется из числа специалистов, отвечающих квалификационным требованиям по уровню профессионального образования и стажу службы (работы), согласно порядку, установленному нормативными правовыми актами ГТК России.
Права, обязанности и ответственность сотрудников отдела определяются должностными инструкциями, утвержденными начальником таможни.
39. Сотрудники отдела отвечают за выполнение функциональных обязанностей, обусловленных поэтапным проведением основного таможенного оформления и совершением предварительных операций.
Сотрудники отдела не вправе при проведении основного таможенного оформления принимать участие в осуществлении таможенного досмотра.
40. Отдел возглавляет начальник, назначаемый на должность и освобождаемый от нее приказом по таможне по согласованию с ГТК России (для таможен, непосредственно подчиненных ГТК России) или по согласованию с РТУ (для таможен, подчиненных РТУ). Начальник отдела непосредственно подчиняется заместителю начальника таможенного поста (по организации таможенного контроля).
Начальник отдела:
- руководит деятельностью отдела на основе принципов единоначалия;
- контролирует соблюдение служебной дисциплины, правопорядка и выполнение сотрудниками отдела положений Федерального закона "О службе в таможенных органах Российской Федерации" , Дисциплинарного устава и несет за это ответственность;
- несет персональную ответственность за организацию таможенного оформления и таможенного контроля, выполнение возложенных на отдел задач, осуществление его функций и реализацию прав;
- принимает решение о выпуске товаров в соответствии с заявленным таможенным режимом в случаях, определенных нормативными правовыми актами ГТК России;
- принимает окончательное решение по вопросам, входящим в компетенцию отдела.
41. Количество заместителей начальника отдела регламентируется структурой таможенного поста.
42. При выполнении отделом стоящих перед ним задач не допускается возлагать на него иные задачи и функции, не предусмотренные настоящим типовым положением.
Заместитель начальника
Главного управления организации
таможенного контроля
полковник таможенной службы
А.К.Коровин
Приложение 2
к приказу ГТК России
от 09.10.2001 N 974
____________________________________________________________________
Приложение утратило силу на основании
приказа ФТС России от 1 сентября 2010 года N 1603 . -
См. предыдущую редакцию
____________________________________________________________________
Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ от 9 октября 2001 г. N 974 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ОБ ОТДЕЛЕ (ОТДЕЛЕНИИ) ТАМОЖЕННОГО ОФОРМЛЕНИЯ И ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ И ОБ ОТДЕЛЕ (ОТДЕЛЕНИИ) ТАМОЖЕННОГО ДОСМОТРА ТАМОЖЕННОГО ПОСТА В целях совершенствования процедур таможенного оформления, повышения эффективности таможенного контроля за товарами и транспортными средствами, перемещаемыми через таможенную границу Российской Федерации, и на основании Приказа ГТК России от 07.03.2001 N 245 "Об утверждении типовых структур таможенных постов" приказываю: 1. Утвердить Типовое положение об отделе (отделении) таможенного оформления и таможенного контроля таможенного поста и Типовое положение об отделе (отделении) таможенного досмотра таможенного поста (далее - отделы) (Приложения 1, 2). 2. Начальникам таможен: - где в подчиненных таможенных постах созданы оба указанных отдела, в месячный срок со дня подписания Приказа на основании указанных в пункте 1 Типовых положений организовать разработку и утвердить положения об отделах, а также внести изменения в должностные инструкции сотрудников этих отделов и технологические схемы таможенного оформления и таможенного контроля; - где в подчиненных таможенных постах не созданы оба таких отдела, в месячный срок со дня подписания настоящего Приказа направить в ГТК России предложения об их создании согласно порядку, установленному нормативными правовыми актами ГТК России. 3. Не применять Типовое положение об отделе таможенного оформления и таможенного контроля, утвержденное Приказом ГТК России от 14.08.95 N 500 "О создании отделов таможенного оформления и таможенного контроля", в отношении отделов таможенного оформления и таможенного контроля, входящих в структуру таможенного поста, с момента утверждения положений, указанных в части 1 пункта 2 настоящего Приказа, но не позднее 01.01.2002. 4. Считать настоящий Приказ вступившим в силу со дня его подписания. 5. Контроль за исполнением настоящего Приказа осуществлять первому заместителю председателя ГТК России В.И. Мещерякову. Приложение 1 к Приказу ГТК России от 9 октября 2001 г. N 974 ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОТДЕЛЕ (ОТДЕЛЕНИИ) ТАМОЖЕННОГО ОФОРМЛЕНИЯ И ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ТАМОЖЕННОГО ПОСТА I. Общие положения 1. Типовое положение об отделе (отделении) таможенного оформления и таможенного контроля разработано в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации, 1993, N 31, ст. 1224; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 26, ст. 2397; 1996, N 1, ст. 4; 1997, N 30, ст. 3586; N 47, ст. 5341; 1999, N 7, ст. 879), Законом Российской Федерации "О таможенном тарифе" (Российская газета, N 107, 05.06.1993; Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации, 10.06.1993, N 23, ст. 821), Федеральным законом "О службе в таможенных органах Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 28.07.1997, N 30, ст. 3586; Российская газета, N 146, 31.07.1997) и нормативными правовыми актами ГТК России. 2. Отдел (отделение) таможенного оформления и таможенного контроля (далее - отдел) является структурным подразделением таможенного поста, производящим предварительные операции, не указанные в Типовом положении об отделе (отделении) таможенного досмотра таможенного поста, основное таможенное оформление и таможенный контроль, а также осуществляющим выпуск товаров и транспортных средств в соответствии с заявленным таможенным режимом. 3. Отдел при выполнении своих функций руководствуется Конституцией Российской Федерации, Таможенным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "О службе в таможенных органах Российской Федерации", законодательными актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами ГТК России, в том числе и принятыми во исполнение законов Российской Федерации, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы Российской Федерации, иными правовыми актами, а также настоящим Типовым положением. II. Основные задачи отдела 4. Обеспечение соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации, принятие сотрудниками отдела мер по защите прав и интересов граждан и организаций при производстве основного таможенного оформления и таможенного контроля. 5. Защита в пределах своей компетенции экономических интересов Российской Федерации. 6. Проведение в пределах своей компетенции основного таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации. 7. Выявление и принятие мер в пределах своей компетенции по пресечению нарушений таможенных правил, а также иных нарушений законодательства Российской Федерации и международных договоров Российской Федерации, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы Российской Федерации. III. Основные функции отдела 8. Принимает уведомления о намерении вывезти с таможенной территории Российской Федерации товары и транспортные средства и при необходимости назначает время и место для проведения таможенного досмотра товаров. 9. Принимает уведомления о прибытии в место доставки товаров и транспортных средств или о пересечении таможенной границы Российской Федерации в случае, если эта функция не возложена на отдел (отделение) таможенного досмотра. 10. Осуществляет осмотр прибывших транспортных средств с учетом особенностей проведения таможенного контроля и таможенного оформления таможенными постами. 11. Оформляет процедуру доставки товаров под таможенным контролем в случае отсутствия в структуре таможенного поста отдела (отделения) контроля за доставкой и транзитом товаров. 12. Контролирует формы декларирования, порядок заполнения декларации в соответствии с заявленным таможенным режимом и сроки подачи декларации. 13. Осуществляет прием и регистрацию таможенных деклараций и документов, необходимых для таможенного оформления и таможенного контроля. 14. Осуществляет контроль за достоверностью и достаточностью сведений, содержащихся в документах, представляемых для таможенных целей, и проверку соблюдения порядка проведения предварительных операций. 15. Ведет учет таможенных деклараций, по которым таможенное оформление не завершено, и осуществляет сбор и хранение в соответствии с порядком, определенным нормативными правовыми актами ГТК России, таможенных деклараций и прилагаемых к ним документов после завершения таможенного оформления. 16. Контролирует в пределах своей компетенции правильность декларирования кода товара в соответствии с ТН ВЭД России, страны происхождения товара, а также соблюдение законодательства Российской Федерации, устанавливающего запреты и ограничения, предусмотренные статьями 19, 20, 21, 130 Таможенного кодекса Российской Федерации. 17. Контролирует в пределах своей компетенции соблюдение законодательства Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле, о регулировании внешнеторговых бартерных сделок, а также о драгоценных металлах и драгоценных камнях. 18. Контролирует в пределах своей компетенции правильность выбора метода определения таможенной стоимости товаров. 19. Контролирует в пределах своей компетенции правильность заявления таможенной стоимости товаров в соответствии с выбранным методом определения таможенной стоимости и документами, ее подтверждающими, а также анализирует сведения, содержащиеся в документах, представленных для подтверждения заявленной таможенной стоимости товаров, с точки зрения их достоверности и достаточности для подтверждения всех составляющих таможенной стоимости. 20. Осуществляет контроль в процессе таможенного оформления за обеспечением соответствия данных по количеству товаров, их фактурной, таможенной стоимости, содержащихся в таможенных документах на бумажных носителях, данным в электронных копиях. 21. Производит в пределах своей компетенции корректировку таможенной стоимости, таможенных платежей и временную (условную) оценку товаров в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами ГТК России. 22. Формирует и направляет пакет документов, необходимых для принятия решения по таможенной стоимости товаров, согласно распределению компетенции по таможенной стоимости товаров между таможенными органами различных уровней, для принятия решения в соответствии с порядком, установленным нормативными правовыми актами ГТК России. 23. Контролирует обоснованность заявленных декларантом тарифных преференций, тарифных и налоговых льгот. 24. Контролирует правильность начисления и уплаты таможенных платежей. 25. Принимает к уплате таможенные платежи, уплачиваемые с применением таможенных карт. 26. Обеспечивает в пределах своей компетенции контроль наличия у лица, ответственного за уплату таможенных платежей, задолженности по уплате таможенных платежей, процентов за использованную отсрочку или рассрочку уплаты таможенных платежей по ранее произведенным поставкам, суммы штрафов при нарушении таможенных правил, пеней за просрочку уплаты таможенных платежей. 27. Принимает меры по профилактике, выявлению и пресечению правонарушений таможенного законодательства Российской Федерации в пределах своей компетенции. 28. Выдает поручение на проведение таможенного досмотра, при необходимости с отбором проб и образцов. 29. Осуществляет выпуск товаров и транспортных средств в соответствии с заявленным таможенным режимом. 30. Контролирует в пределах своей компетенции соблюдение лицами, обладающими полномочиями в отношении товаров и транспортных средств, требований, условий и ограничений при условном выпуске товаров и транспортных средств. 31. Оказывает содействие структурным подразделениям таможенного поста и таможни согласно порядку, установленному нормативными правовыми актами ГТК России, при проведении ими таможенного и валютного контроля, а также территориальным подразделениям правоохранительных и контролирующих органов при осуществлении ими своей деятельности. 32. Ведет учет товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, а также документов и сведений, представляемых для таможенных целей, согласно порядку, установленному нормативными правовыми актами ГТК России, в том числе с использованием программных средств. 33. Представляет на регулярной основе в специализированные подразделения таможенного органа информацию, необходимую для составления отчетов о перемещении товаров и транспортных средств, их количестве, стоимости и других показателях. 34. Осуществляет в пределах своей компетенции, а также совместно с другими структурными подразделениями таможенного органа профессиональную подготовку сотрудников отдела. 35. Осуществляет в пределах своей компетенции взаимодействие с другими подразделениями таможенного поста и таможни, контролирующими и правоохранительными органами Российской Федерации. IV. Права отдела 36. Для реализации возложенных на отдел задач и функций отдел имеет право: - требовать от лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров и располагающих документами и сведениями, необходимыми для целей таможенного оформления и осуществления таможенного контроля, представления этих документов и сведений; - требовать от лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров, оказания содействия в производстве таможенного оформления; - определять достаточность применяемых форм таможенного контроля для обеспечения соблюдения законодательства Российской Федерации о таможенном деле, иного законодательства Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы Российской Федерации, но не менее чем определено нормативными правовыми актами ГТК России, правовыми актами вышестоящих регионального таможенного управления и таможни; - проводить корректировку таможенной стоимости, таможенных платежей и временную (условную) оценку товаров согласно порядку, предусмотренному нормативными правовыми актами ГТК России; - направлять по согласованию с начальником таможенного поста на заключение в другие специализированные подразделения таможенного органа в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами ГТК России, а также при необходимости рассмотрения отдельных вопросов, связанных с таможенным оформлением конкретных товаров и транспортных средств, требующих дополнительного контроля, заверенные копии имеющихся в его распоряжении документов, сведения, образцы и т.п. V. Заключительные положения 37. Место расположения и режим работы отдела устанавливаются таможней по согласованию с региональным таможенным управлением и обязательным информированием Главного управления организации таможенного контроля ГТК России в зависимости от количества товаров и транспортных средств, подлежащих таможенному оформлению и таможенному контролю, исходя из необходимости его максимального приближения к местам концентрации организаций и граждан, перемещающих товары и транспортные средства через таможенную границу Российской Федерации. Штат отдела определяет ГТК России согласно порядку, установленному нормативными правовыми актами ГТК России. 38. Отдел комплектуется из числа специалистов, отвечающих квалификационным требованиям по уровню профессионального образования и стажу службы (работы), согласно порядку, установленному нормативными правовыми актами ГТК России. Права, обязанности и ответственность сотрудников отдела определяются должностными инструкциями, утвержденными начальником таможни. 39. Сотрудники отдела отвечают за выполнение функциональных обязанностей, обусловленных поэтапным проведением основного таможенного оформления и совершением предварительных операций. Сотрудники отдела не вправе при проведении основного таможенного оформления принимать участие в осуществлении таможенного досмотра. 40. Отдел возглавляет начальник, назначаемый на должность и освобождаемый от нее приказом по таможне по согласованию с ГТК России (для таможен, непосредственно подчиненных ГТК России) или по согласованию с РТУ (для таможен, подчиненных РТУ). Начальник отдела непосредственно подчиняется заместителю начальника таможенного поста (по организации таможенного контроля). Начальник отдела: - руководит деятельностью отдела на основе принципов единоначалия; - контролирует соблюдение служебной дисциплины, правопорядка и выполнение сотрудниками отдела положений Федерального закона "О службе в таможенных органах Российской Федерации", Дисциплинарного устава и несет за это ответственность; - несет персональную ответственность за организацию таможенного оформления и таможенного контроля, выполнение возложенных на отдел задач, осуществление его функций и реализацию прав; - принимает решение о выпуске товаров в соответствии с заявленным таможенным режимом в случаях, определенных нормативными правовыми актами ГТК России; - принимает окончательное решение по вопросам, входящим в компетенцию отдела. 41. Количество заместителей начальника отдела регламентируется структурой таможенного поста. 42. При выполнении отделом стоящих перед ним задач не допускается возлагать на него иные задачи и функции, не предусмотренные настоящим Типовым положением. Приложение 2 к Приказу ГТК России от 9 октября 2001 г. N 974 ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОТДЕЛЕ (ОТДЕЛЕНИИ) ТАМОЖЕННОГО ДОСМОТРА ТАМОЖЕННОГО ПОСТА I. Общие положения 1. Типовое положение об отделе (отделении) таможенного оформления и таможенного контроля разработано в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации, 1993, N 31, ст. 1224; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 26, ст. 2397; 1996, N 1, ст. 4; 1997, N 30, ст. 3586; N 47, ст. 5341; 1999, N 7, ст. 879), Законом Российской Федерации "О таможенном тарифе" (Российская газета, N 107, 05.06.1993; Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации, 10.06.1993, N 23, ст. 821), Федеральным законом "О службе в таможенных органах Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 28.07.1997, N 30, ст. 3586; Российская газета, N 146, 31.07.1997) и нормативными правовыми актами ГТК России. 2. Отдел (отделение) таможенного досмотра (далее - отдел) является структурным подразделением таможенного поста, производящим предварительные операции, не указанные в Типовом положении об отделе (отделении) таможенного оформления и таможенного контроля, и таможенного досмотра. 3. Отдел при выполнении функций руководствуется Конституцией Российской Федерации, Таможенным кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации "О таможенном тарифе", Федеральным законом "О службе в таможенных органах Российской Федерации", нормативными правовыми актами ГТК России, в том числе и принятыми во исполнение законов Российской Федерации, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами, а также настоящим Типовым положением. II. Основные задачи отдела 4. Обеспечение соблюдения таможенного законодательства при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации, а также при помещении товаров под заявленный таможенный режим. 5. Проведение таможенного досмотра товаров и транспортных средств, контроль за помещением, порядком хранения и выдачей товаров из зон таможенного контроля (складов временного хранения, таможенных складов, свободных складов, свободных таможенных зон и магазинов беспошлинной торговли и других мест, где могут находиться товары и транспортные средства, подлежащие таможенному контролю), учет товаров и транспортных средств, устный опрос физических и должностных лиц, проверка системы учета и отчетности, осмотр территорий и помещений, где созданы зоны таможенного контроля. 6. Обеспечение сбора и обобщения сведений, полученных в результате проведения досмотровых операций. 7. Защита в пределах своей компетенции экономических интересов Российской Федерации. 8. Выявление и пресечение в пределах своей компетенции нарушений таможенных правил, а также иных нарушений законодательства Российской Федерации и международных договоров Российской Федерации, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы Российской Федерации. III. Основные функции отдела 9. Принимает уведомления о прибытии в место доставки товаров и транспортных средств или о пересечении таможенной границы Российской Федерации в случае, если эта функция не возложена на отдел (отделение) таможенного оформления и таможенного контроля. 10. Контролирует помещение товаров и транспортных средств в зону таможенного контроля. 11. Принимает от отдела таможенного оформления и таможенного контроля поручение на проведение таможенного досмотра. 12. Осуществляет осмотр грузовых отделений прибывших транспортных средств, в случае необходимости - снятие и наложение средств идентификации с учетом особенностей проведения таможенного контроля и таможенного оформления таможенными постами. 13. Производит в установленные сроки и в необходимом объеме таможенный досмотр в случаях, установленных таможенным законодательством Российской Федерации, а также в соответствии с поручением на таможенный досмотр, и составляет акт таможенного досмотра согласно порядку, установленному нормативными правовыми актами ГТК России. 14. Увеличивает объем и степень таможенного досмотра при наличии оснований полагать, что объем и степень таможенного досмотра, установленные в поручении на таможенный досмотр, не достаточны для соблюдения требований таможенного законодательства. 15. Производит идентификацию товаров согласно порядку, установленному нормативными правовыми актами ГТК России. 16. Принимает решение о необходимости производства грузовых и иных операций с товарами и транспортными средствами. 17. Выявляет и пресекает попытки незаконного перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации. 18. Контролирует установленный нормативными правовыми актами ГТК России порядок хранения и выдачи товаров из зон таможенного контроля. 19. Осуществляет осмотр территорий и помещений складов временного хранения, таможенных складов, свободных складов, свободных таможенных зон и магазинов беспошлинной торговли и других мест, где могут находиться товары и транспортные средства, подлежащие таможенному контролю. 20. Ведет учет товаров и транспортных средств. 21. Контролирует обеспечение режима зоны таможенного контроля. 22. Осуществляет действия, обеспечивающие получение в таможенных целях сведений о товарах, сокрытых от таможенного контроля, тайниках, средствах сокрытия. 23. Осуществляет в пределах своей компетенции взаимодействие с другими подразделениями таможенного поста и таможни, территориальными подразделениями контролирующих и правоохранительных органов Российской Федерации. 24. Осуществляет в пределах своей компетенции, а также совместно с другими структурными подразделениями таможенного органа профессиональную подготовку сотрудников отдела. IV. Права отдела 25. Для реализации возложенных задач и функций отдел имеет право: - требовать от лиц, перемещающих товары и транспортные средства, предъявления их для проведения таможенного досмотра и содействия в проведении таможенного досмотра; - увеличивать объем, степень таможенного досмотра при наличии оснований полагать, что объем и степень таможенного досмотра, установленные в поручении на таможенный досмотр, не достаточны для соблюдения требований таможенного законодательства; - использовать при проведении таможенного досмотра технические средства таможенного контроля; - определять достаточность применяемых форм таможенного контроля для обеспечения соблюдения законодательства Российской Федерации о таможенном деле, иного законодательства Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы Российской Федерации, но не менее чем определено нормативными правовыми актами ГТК России, правовыми актами вышестоящих регионального таможенного управления и таможни; - брать пробы и образцы товаров, находящихся под таможенным контролем, для проведения исследования согласно таможенному законодательству Российской Федерации; - разрешать брать пробы и образцы товаров, находящихся под таможенным контролем, для проведения исследования лицам, обладающим полномочиями в отношении этих товаров, в присутствии сотрудников отдела; - требовать от лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров и транспортных средств, производить для осуществления фактического таможенного контроля: взвешивание, пересчет количества предметов в грузовых местах; замеры и определение характеристик товаров; вскрытие грузовых мест (разрезание, распиливание, сверление, стачивание и иные способы); иные грузовые операции, предусмотренные Таможенным кодексом Российской Федерации; - вносить предложения руководству таможенного поста о необходимости привлечения специалистов правоохранительных и контролирующих органов, организаций, а также экспертов для оказания содействия в установлении наименования товара; - требовать при проведении таможенного досмотра обеспечения техники безопасности от владельцев складов временного хранения, таможенных складов, свободных складов и других мест расположения зон таможенного контроля. V. Заключительные положения 26. Место расположения и режим работы отдела устанавливаются таможней по согласованию с региональным таможенным управлением и обязательным информированием Главного управления организации таможенного контроля ГТК России в зависимости от количества товаров и транспортных средств, подлежащих таможенному оформлению и таможенному контролю, исходя из необходимости его максимального приближения к местам концентрации организаций и граждан, перемещающих товары и транспортные средства через таможенную границу Российской Федерации. Штат отдела определяет ГТК России согласно порядку, установленному нормативными правовыми актами ГТК России. 27. Отдел комплектуется из числа специалистов, отвечающих квалификационным требованиям по уровню профессионального образования и стажу службы (работы), согласно порядку, установленному нормативными правовыми актами ГТК России. Права, обязанности и ответственность сотрудников отдела определяются должностными инструкциями, утвержденными начальником таможни. Сотрудники отдела не вправе при проведении таможенного досмотра принимать участие в осуществлении основного таможенного оформления. 28. Отдел возглавляет начальник, назначаемый на должность и освобождаемый приказом по таможне по согласованию с ГТК России (для таможен, непосредственно подчиненных ГТК России) или по согласованию с РТУ (для таможен, подчиненных РТУ). Начальник отдела непосредственно подчиняется заместителю начальника таможенного поста (по организации таможенного контроля). Начальник отдела: - руководит деятельностью отдела на основе принципов единоначалия; - контролирует соблюдение служебной дисциплины, правопорядка и выполнение сотрудниками отдела положений Федерального закона "О службе в таможенных органах Российской Федерации", Дисциплинарного устава и несет за это ответственность; - несет персональную ответственность за организацию досмотра и таможенного контроля, выполнение возложенных на отдел задач, осуществление его функций и реализацию прав; - принимает окончательное решение по вопросам, входящим в компетенцию отдела. 29. Количество заместителей начальника отдела регламентируется структурой таможенного поста. 30. При выполнении отделом стоящих перед ним задач не допускается возлагать на него задачи и функции, не предусмотренные настоящим Типовым положением.