Финансовая система ее уровни и субъекты. Участники финансовой системы. Финансовая система: основные субъекты и вспомогательные структуры


понятие линвестиционная деятельность трактуется следующим образом: линвестиционная деятельность - вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта. Это официальная трактовка понятия линвестиционная деятельность. В научной литературе приводятся и другие определения этого понятия. На наш взгляд, под инвестиционной
  • 1.3. Предпринимательство как особая форма экономической активности
    понятия, как лриск, лнестабильность, лнеопределенность, ланализ рисков, луправление рисками появились недавно и в большей степени в приложении к финансовому рынку. Лишь последние несколько лет эти понятия, объединив накопленный международный опыт и российскую теоретическую базу, законодательно закреплены и стали обязательной составляющей любого бизнес-плана инвестиционного проекта.
  • 1.5. Цели предпринимательской деятельности
    понятным без дополнительного объяснения. Имеющее, казалось бы, самоочевидный смысл, оно в действительности относится к числу сложных категорий социологии, философии, экономики, управления. Цель - идеальное мысленное предвосхищение результата предпринимательской деятельности. Это предмет устремления, заранее намеченный конечный замысел, ожидаемый результат действия предпринимателя. Родоначальник
  • 2.2. Сетевые объединения в инвестиционно- строительной сфере
    понятие строительный комплекс на федеральном (макро) уровне становится, в известной мере, экономической 53 абстракцией, равно как и федеральный рынок строительства, и, особенно, федеральный рынок строительных материалов и конструкций. Итак, под региональным ИСК подразумевается региональная локализация инвестиционно-строительной деятельности, организовавшаяся в сообществе участников, связанных
  • 2.4. Инновационные предпринимательские сети: технологические парки, полисы
    понятие лнаучно-технологический парк используется в качестве обобщающего определения мощной инновационной структуры. Сюда относят исследовательские центры и парки, инкубаторы идей, научные парки, инновационные центры, центры передовых технологий, технологические центры и парки, технологические полисы. Все они составляют основу специализированных инновационных объединений, которые созданы в
  • Тестовые вопросы
    понятия в зарубежной практике для характеристики мощной инновационной структуры: а) научно-технический полис; б) технический парк; в) научно-технологический парк. 29. Виды технопарков: а) научные и научно-исследовательские; б) научно-технические и технологические; в) а и б. 30. Основные направление работы отечественной ассоциации Технопарк: а) научно-методическое сопровождение
  • 4.1. Принципы и методы оценки эффективности предпринимательской деятельности
    субъекты предпринимательской деятельности реализуют взаимные интересы и функционируют в условиях конкуренции, занимая определенную долю рынка (сегмент). Увеличение занимаемой доли рынка, приращение конкурентных преимуществ обусловливают устойчивость стратегических позиций субъекта предпринимательской деятельности. Появляются дополнительные возможности для реализации задач, способствующих
  • ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИЙ И СТРУКТУРНАЯ ПОЛИТИКА
    понятия лвложения в ценные бумаги. Так, например, диле ры на рынке ценных бумаг называются инвестиционными диле рами, к которым относятся инвестиционные банки, торговые ком пании, фондовые дома и т.д. Вложение имущественных и интеллектуальных ценностей в тот или иной инвестиционный проект может осуществлять как юри-дическое, так и физическое лицо, называемое инвестором. В роли инвесторов,
  • 2.2 Ответственность за нарушение законодательства
    понятие пол ной материальной ответственности работника, а ст. 243 классифи цирует случаи ее наступления. При совместном выполнении работниками отдельных видов ра бот, связанных с хранением, отработкой, продажей (отпуском), пе ревозкой, применением или иным использованием переданных им ценностей, когда невозможно разграничить ответственность каждо го рабочего за причинение ущерба и заключить с
  • Термины и понятия к разделу I
    субъект управления. Ор-ганизация как субъект может представлять собой аппарат управле ния предприятия либо объединения предприятий. Организация как объект выступает таковой в единстве всех структурных единиц про изводства и хозяйства или иных видов деятельности. В соответст вии с Гражданским кодексом РФ (ст. 48) организация - это юри дическое лицо, которое имеет в собственности, хозяйственном ве
  • Финансовая система – это система форм и методов образования, распределения и использования фондов денежных средств государства и других хозяйствующих субъектов. Потребности в финансах есть и у домашнего хозяйства, но экономическая наука не всегда рассматривает домашние хозяйства как самостоятельный субъект финансовой системы. Финансовую систему можно представить в виде рис. 48.

    Наличие финансов у хозяйствующих субъектов (предприятий, учреждений, организаций) обусловлено потребностью в ресурсах, обеспечивающих их нормальную деятельность: им нужны оборотные средства, инвестиции в основной капитал. Выручка за реализованную продукцию (валовой доход) распределяется на удовлетворение их потребностей в финансовых ресурсах.

    Особенно значительны потребности в деньгах у государства. Благодаря финансам, государство участвует в регулировании экономики, в содержании социально-культурной сферы, в защите природы, обеспечивает безопасность страны и граждан.

    Поскольку основой рыночных отношений является частная собственность, существует необходимость её страхования , которое образует самостоятельную сферу финансов. При этом в страховании есть как личные так и общественные потребности для защиты от случайностей и неблагоприятных условий. С этой целью создаются финансовые ресурсы страхования.

    Свободные денежные капиталы аккумулирует система кредитования, которая затем предоставляет их в ссуду фирмам, правительству, гражданам.

    В кредитной системе также создаются финансовые отношения между хозяйственными субъектами.

    На рис. 49. стрелками обозначены многочисленные финансовые потоки, которыми связаны хозяйственные субъекты – носители финансовых отношений.

    Государство воздействует на финансы своей политикой. Главная цель финансовой политики государства – обеспечить финансовыми ресурсами материальную базу любых преобразований в обществе.

    Финансовая политика – это совокупность государственных мероприятий по мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию для выполнения государством своих функций.

    В периоды стабильного развития экономики финансовая политика (внутренняя и внешняя) обеспечивает развитие и сокращение существующей хозяйственной системы. В период революционных изменений, в переходный период финансовая политика направлена на формирование новой системы хозяйственных отношений на основе нового перераспределения финансовых ресурсов.


    Рис. 49. Финансовые потоки субъектов финансовой системы.

    3. Государственный бюджет и финансовое регулирование экономики

    Мировая практика развития рыночных отношений настоятельно доказывает необходимость государственного регулирования экономики: обострение социальных проблем, необходимость инвестиций нерентабельных, но необходимых для общественного воспроизводства предприятий, кризисы, безработица, конкуренция на мировом рынке.

    Основную роль в государственном регулировании выполняют государственные финансы.

    Государственные финансы в виде централизованных денежных фондов есть государственный бюджет.

    Государственный бюджет отражает денежные отношения, которые складываются у государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода в связи с образованием и использованием средств для финансирования хозяйства, осуществления социальной политики, развития науки, культуры, образования, обеспечения обороны страны и управления обществом.


    Рис. 50. Функции бюджета

    Бюджет дает возможность сосредоточить финансовые ресурсы государства на важнейших участках экономики. Сущность бюджета реализуется через его функции.

    Распределительная роль бюджета состоит в концентрации денежных ресурсов в руках государства и их использовании для удовлетворения общегосударственных потребностей.

    Контрольная – заключается в том, что бюджет путем использования денежных средств отражает экономические процессы, которые осуществляют структурные звенья экономики страны.

    При этом между предприятиями, учреждениями и населением на основе доходов и расходов государственного бюджета складываются финансовые отношения, а точнее это – бюджетные отношения .

    Доходная и расходная части бюджета – это особые экономические формы, при помощи которых идет перераспределение финансовых ресурсов.

    Доходы государственного бюджета – это отношения государства с предприятиями, организациями и гражданами при формировании бюджетного фонда страны: это различные платежи и сборы в виде денежных средств, собираемых в бюджетный фонд.

    Налоги – это обязательные платежи в определенных законом размерах и сроки.

    В современных условиях налоги выполняют двоякую роль: фискальную и экономическую.

    Фискальная функция состоит в сборе денежных средств для создания государственных фондов и материальных условий для функционирования государства.

    Экономическая функция налогов означает, что они как перераспределительное средство влияют на воспроизводство: стимулируют или сдерживают его темпы, усиливают или ослабляют накопление капитала, расширяют или сокращают платежеспособный спрос населения.

    В результате этих финансовых отношений складывается налоговая система , которая включает виды налогов и порядок их сбора, это так называемый налоговый механизм. Кроме налогов в бюджет поступают сборы: за право торговли, за парковку автотранспорта, курортные сборы и др.

    Доходная часть бюджета регулирует экономические процессы через установление налоговых ставок и налоговых льгот. Проблема установления налоговых ставок и льгот стоит перед любым правительством. Существует зависимость дохода государства от величины налоговой ставки. Графическое изображение этой зависимости называют «Кривой Лаффера».

    Согласно кривой Лаффера до точки М большее значение налоговой ставки будет обеспечивать большую величину налоговых поступлений. Однако дальнейшее увеличение налоговой ставки приведет к снижению стимулов производства. В результате чего величина национального дохода, облагаемого налогом, сократится до такого уровня, когда величина налоговых поступлений снизится. Из этого следует, что при ставке налога большей О m , снижение налогов приведет к росту налоговых поступлений.


    Рис. 51. Кривая Лаффера

    Государственный бюджет имеет и расходную часть.

    Расходы бюджета – это экономические отношения, существующие в связи с распределением денежных средств государства их расходованием на нужды хозяйства и на выполнение государственных функций.

    Бюджетные средства расходуются:

    На нужды народного хозяйства;

    На социально-культурные программы;

    На оборону;

    На управление.

    Расходы на нужды народного хозяйства включают финансирование из бюджета экономических программ развития и совершенствования производства, инвестиции на природоохранные мероприятия, на новые технологии.

    Расходы бюджета на социально-культурные мероприятия включают развитие образования, культуры, медицинского обслуживания населения, социальное обеспечение нуждающегося в этом населения страны.

    Основное место в расходах на оборону составляют закупки вооружения и военной техники, затраты на содержание вооруженных сил, финансирование научно-исследовательских и конструкторских работ, на военное строительство.

    Есть расходы и госаппарата управления по выполнению своих функций, а также управленческие расходы государственных предприятий, организаций, учреждений.

    Расходная часть бюджета имеет цель финансового регулирования экономики через систему государственных расходов. Имеется целевое направление средств бюджета, предусмотренное финансовыми планами. Основные государственные расходы составляют в:

    Коммерческой сфере – капитальные вложения и финансирование оборотных средств;

    Некоммерческой – зарплата, затраты на текущее содержание, капитальные вложения, социальные выплаты и т.д.

    В целом бюджет призван регулировать экономику через его доходы и расходы.

    4. Государственный долг

    Он имеет прямое отношение к бюджету государства, т.к. возникает по поводу превышения расходов над доходами и составляет дефицит бюджета .

    Современная экономическая теория рассматривает его с разных позиций.

    Экономисты-кейнсианцы утверждают, что умеренный бюджетный дефицит существует во благо экономики, т.к. позволяет увеличить совокупный спрос путем финансирования расходов государства.

    Другие экономисты считают дефицит бюджета нежелательным, т.к. он означает неудовлетворенность общественных потребностей, которая порождает негативные экономические последствия.

    Рассмотрим главные причины дефицита бюджета:

    1. осуществление крупных государственных вложений в экономику, с чем связано государственное регулирование экономики;

    2. чрезвычайные обстоятельства, стихийные бедствия, войны.

    Дефицит бюджета по этим двум причинам называют еще структурным дефицитом .

    3. Циклическое падение производства, кризисные явления в экономике, неспособность правительства контролировать финансы в стране.

    Это так называемый циклический дефицит . В целом бюджетный дефицит существует во всех странах. Для преодоления бюджетного дефицита используются следующие меры:

    Сокращение бюджетных расходов;

    Эмиссия денег;

    Изыскание дополнительных источников доходов;

    Внешний долг;

    Внутренний долг.

    Одалживание денег есть государственный кредит , поэтому государственный долг есть сумма непогашенного государственного кредита, накопленная за все время существования страны.

    Последствия государственного долга – это необходимость выплаты внутреннего и внешнего долгов, что означает сокращение потребления для населения данной страны. Долг приводит к вытеснению частного капитала, что ограничивает дальнейший рост экономики. Долг приводит к увеличению налогов для расчета государства, а это является стимулом для экономической активности участников производства.

    Государственный долг способствует перераспределению доходов в пользу держателей только государственных облигаций. Поэтому существует необходимость управления государственным долгом . Под этим понимается совокупность действий государства по выплате и регулированию суммы государственного кредита и по привлечению новых заемных средств.

    Погашение государственных займов и выплата процентов производятся или из бюджетных средств, или за счет рефинансирования – выпуска новых государственных займов затем, чтобы рассчитаться с держателями облигаций старого займа. Управление государственным долгом осуществляют методами конверсии и консолидации.

    Конверсия – это изменение условий займа в смысле доходности, т.е. уменьшения или увеличения размеров выплачиваемых процентов по займам.

    Консолидация – это изменение условий займа, связанное со сроками, т.е. может быть превращение краткосрочных обязательств в средне- и долгосрочные.

    В целом крупные бюджетные дефициты и государственный долг могут создать много серьезных проблем в экономике. Поэтому правительства большинства стран в настоящее время перешли от политики дефицитного финансирования (накачивание финансами экономики за счет бюджетного дефицита) к политике, основанной на неоклассической теории. Суть её в том, что государство использует национальный доход неэффективно, в отличие от частного сектора. Поэтому масштабы перераспределения национального дохода через бюджет должны сокращаться, должны замедляться темпы роста доходов и расходов бюджетов. Здесь особое внимание уделяется сбережениям, поиску стимулов для их роста. Одним из путей является снижение налогов, переход от прогрессивного налогообложения к пропорциональному. С этой целью во многих странах мира были проведены налоговые реформы. Стимулирует рост сбережений переход от подоходного налога к налогам на потребление, которые касаются только части дохода, идущего на потребление, а доход, используемый для сбережений, не облагается налогом. Такая политика направлена на сокращение государственных расходов.

    Основные понятия и термины

    Финансы

    Финансовые ресурсы

    Финансовая система

    Государственный бюджет

    Налоговая система

    Ставка налога

    Бюджетный дефицит

    Государственный долг

    Управление государственным долгом

    Вопросы для самопроверки

    1. Чем отличаются финансы от других экономических категорий?

    2. Каким образом государство через бюджет регулирует экономику?

    3. В чем взаимосвязь бюджетного дефицита и государственного долга?

    Литература

    1. Курс экономической теории: Учебник – 4-е дополнительное и переработанное издание – Киров: «АСА», 1999.

    2. Макконнелл К., Брю С. Экономикс. Т.1. – М., 1992.

    3. Самуэльсон П. Экономика. Т.1. – М., 1992.

    4. Хейне П. Экономический образ мышления. – М.: Новости, 1991.

    ТЕМА 6. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ

    1. Необходимость государственного регулирования в рыночной экономике. Кейнсианская теория.

    2. Антициклическое регулирование. Распределение доходов. Социальные программы.

    1. Необходимость государственного регулирования в рыночной экономике. Кейнсианская теория

    Ответы на глобальные вопросы: почему нужно управлять национальным хозяйством страны? Какова цель государственного управления, экономического регулирования в целом? – дает макроэкономика.

    В макроэкономике выделяют три основных объекта управления:

    1) совокупное производство, т.е. общее производство всех предприятий, которые создают материальные блага;

    2) совокупный общественный продукт, т.е. все блага (продукты и услуги), изготовленные в стране за определенный период;

    3) совокупные потребности всех членов общества.

    Эти «три кита» представляют макроэкономическую структуру общества, что отражено в рис. 52.

    Между этими объектами существует прямая и обратная связь. Главной целью макроэкономического регулирования является постоянное поддержание народнохозяйственных пропорций .


    Рис. 52. Макроэкономическая структура общества.

    Важнейшими являются 2 взаимосвязанных пропорции макроэкономики.

    1) Равенство объемов :

    Производства всех благ;

    Совокупного общественного продукта;

    Совокупных потребностей общества.

    2) Соответствие друг другу структур :

    Общественного производства (его отраслевой состав);

    Совокупного общественного продукта (его деление на все виды благ);

    Общественных потребностей (все виды).

    Нарушение этих пропорций по объему или по структуре приводит экономику к разного вида кризисам (перепроизводства, дефицита, структурным). Необходимость поддержания этих пропорций подтверждает наличие в макроэкономике закона о пропорциональном развитии. Независимо от воли и желания людей существует условие стабильного развития хозяйственной системы. Этим условием является постоянное поддержание соответствия друг другу объемов и структуры совокупных величин – производства, общественного продукта и потребностей. В этом - содержание закона пропорционального развития. Нарушение указанных пропорций проявляется в:

    Структурных кризисах;

    Экономических кризисах;

    Массовой безработице;

    Инфляции.

    Именно для постоянного поддержания этих пропорций в экономике необходим особый хозяйственный механизм или регулятор.

    Макроэкономический регулятор – это способ организации и регулирования национального хозяйства. Регулирование предполагает:

    Объединение хозяйства нации в единую систему;

    Направление производственной деятельности всех низовых звеньев экономики;

    Распределение труда и средств производства по отраслям в соответствии с общественными потребностями;

    Стимулирование эффективного хозяйствования.

    В условиях развитого товарного производства появилась рыночная система регулирования национальной экономики. Закон пропорционального развития здесь проявляется как закон равновесия спроса и предложения.

    Механизм рыночного саморегулирования имеет ограниченные возможности действия, т.к. он в состоянии действовать только при определенных условиях:

    1) наличии на рынке массы мелких и независимых товаропроизводителей;

    2) развитии свободной конкуренции;

    3) полном саморегулировании рыночных цен.

    Однако в начале XX в. на рынке свободная конкуренция была заменена монополией и олигополией. Механизм рыночного регулирования был разрушен, т.к. действие законов спроса и предложения в ценообразовании перешло к установлению монопольных цен на подавляющую часть продукции. Таким образом, рынок уже не может оказывать регулирующего воздействия на производство через рыночные цены. Монопольные цены подорвали равновесие между совокупным спросом и совокупным предложением. На страны Запада в 1929-1933 гг. обрушился мировой экономический кризис. Экономисты предполагают что «короткая волна» обычного экономического цикла слилась с «длинной волной» (повторяющейся примерно один раз в 50 лет) и в результате случилось удвоенное по глубине падение производства.

    Так, например, выпуск промышленной продукции сократился на 40%, безработица возросла, а реальные доходы населения снизились на 60%. Поэтому теория о рыночном саморегулировании, прежде всего производства и потребления на уровне макроэкономики, была подвергнута критике. Кризис перепроизводства показал, что стихийная рыночная экономика не может обеспечить равновесия совокупного предложения и спроса, не избавляет общество от кризисов, от безработицы. Кроме того, в начале XX в. на смену «совершенной» или «чистой» конкуренции пришла «несовершенная», т.е. монополии и олигополии стали господствовать в отраслях промышленности и сферы услуг. На практике появилась необходимость создавать новый механизм выравнивания совокупного спроса и предложения. Стало очевидным, что национальная экономика нуждается в ином, кроме рыночного, макрорегуляторе. В это время английский экономист Джон Кейнс (1883-1946) в своей книге «Общая теория занятости, процента и денег» (1936 г.) обосновал новую теорию о необходимости государственного регулирования экономики. Главный принцип теории: регулятором национальной экономики является не рынок, а государство. Кроме своих политических функций оно осуществляет и экономические функции.

    Государство само становится ведущим субъектом рыночной экономики. Для этого различными путями создается государственный сектор в экономике:

    Путем национализации (огосударствления) собственности через выкуп её у других субъектов;

    Через создание новых предприятий в отраслях промышленности за счет инвестиций государства.

    Созданная крупная собственность в решающих отраслях промышленности сегодня позволяет государству стать ведущим рыночным субъектом.

    Второй принцип в теории Кейнса: прогнозирование и планирование национальной экономики.

    Основной государственного регулирования считаются научные прогнозы развития страны на год (краткосрочные), на 3-5 лет (среднесрочные) и 10-20 лет (долгосрочные). В таких прогнозах заложены народнохозяйственные пропорции, которые определяются с помощью национальных счетов и межотраслевых балансов. Существует к тому же ещё и государственный план, который выражает стратегическое направление и основные задачи социально-экономического развития страны.

    По степени обязательности в рыночной экономике различают два вида планов:

    Директивный или строго обязательный для выполнения его государственными предприятиями;

    Эти планы даются частным фирмам через государственные заказы, которые обеспечиваются ресурсами и, кроме того, являются весьма прибыльными. Государство на конкурсной основе выбирает фирмы, которые получают эти заказы.

    Теоретические выводы Дж. Кейнса были использованы для выхода из кризиса сначала в США, затем в других странах. Сегодня, например, Япония имеет 30-летний опыт государственного планирования в условиях рыночной экономики. Большинство японских компаний строят свою производственно-коммерческую деятельность в соответствии со средне- и долгосрочными планами социально-экономического развития, которые являются индикативными. С 1956 г. в Японии успешно выполнены 10 таких планов. В 1987 г. японское государство утвердило «комплексные планы национального развития», которые имеют цель «обеспечивать основу сбалансированного развития страны». Пример Японии убедительно доказывает, что и в условиях рыночных отношений государственное регулирование в виде планирования является эффективным и важным условий стабильного экономического роста.

    Таким образом, произошло соединение силы государства и монополистического капитала на уровне макроэкономики. При этом важной задачей государственного регулирования по теории Дж. Кейнса является обеспечение высокого объема «эффективного спроса», который приводит к росту доходов. Государство способствует развитию двух видов спроса:

    1) спрос населения на предметы потребления;

    2) спрос предпринимателей на средства производства.

    Результатом роста того и другого видов спроса является повышение занятости и благосостояния населения, а также увеличение прибылей частных фирм. Государство при этом с ростом спроса увеличивает расходы на экономику. Из бюджета как планируемые расходы. Такие расходы государства составляют сумму, которую само государство, фирмы и домашние хозяйства планируют израсходовать на товары и услуги. Эти расходы можно выразить в формуле:

    где E – сумма расходов;

    С – сумма потребления;

    I – инвестиции;

    G – государственные закупки.

    Структура подобных расходов в разных странах показана в таблице 9.

    Таблица 9

    Планирование расходов в некоторых странах, в %

    Интересно, что Дж. Кейнс не признавал неизбежности массовой безработицы при регулировании государством национальной экономики.

    2. Антициклическое регулирование. Распределение доходов. Социальные программы

    Государство регулирует экономику и через распределение правительством дефицитного сырья и оборудования, через контроль над ценами и заработной платы, над капиталовложениями, через увеличение военных заводов и заказов. Такие экономические меры государства помогают монополиям выходить из кризисных ситуаций с наименьшими потерями. Монополии используют государственные ресурсы в целях своего обогащения: они продают государству товары, услуги, а получают выгодные государственные заказы, пользуются льготными кредитами и субсидиями. Кроме того роль государства проявляется и в регулировании сельского хозяйства. Государство скупает у фермеров сельскохозяйственные «излишки» и создает свой государственный рынок, который нужен для многих товаров.

    Являясь активным участником денежно-кредитных отношений, государство имеет в своей собственности банки, выпускающие государственные банкноты, займы, дает монополиям кредиты. Государственный сектор в экономике является гарантией выполнения социально-экономических программ на уровне макроэкономики.

    Принципы кейнсианской теории государственного регулирования использовались правительствами США, Англии и других западных стран с 50-х гг. до середины 70-х гг. Эта политика получила название планируемого и регулируемого капитализма. Она обеспечила наибольший период бескризисного развития мировой капиталистической экономики за послевоенное время.

    В либеральной рыночной экономике каждая фирма стремится получить максимальную прибыль в ущерб социальной справедливости. После второй мировой войны макроэкономические задачи в странах Запада определялись самим государством. Правительства впервые объявили своей целью на уровне национальной экономики «борьбу против бедности» и достижение «всеобщего благосостояния». В итоге в западных странах в современную эпоху информационного общества сложился новый вариант рыночной экономики – социально-ориентированной.

    В чем основные отличия такой экономики? Каким образом в ней распределяются доходы?

    Во-первых, в отличие от свободной рыночной экономики, которая основана на господстве частной (единоличной) формы собственности, в социально-ориентированной рыночной экономике необходимым считается наличие разных форм собственности, в том числе – государственной.

    Во-вторых, в социально-ориентированной экономике все граждане наделены по закону основными социальными правами и свободами, которые они могут отстаивать по суду. Правительство существует для гарантии всем гражданам таких прав и содержится за счет средств всех налогоплательщиков. Поэтому граждане через демократические суды имеют возможность влиять на политику правительства, защищать тем самым свои законные социально-экономические интересы.

    В-третьих, в социально-ориентированной экономике государство создает и гарантирует условия для лучшего удовлетворения наиболее важных общественных потребностей в интересах всего населения страны. Для этого государство содержит и развивает социальную инфраструктуру: образование, здравоохранение, культуру и многие другие отрасли нематериального производства и услуг. Поэтому государство добивается роста расходов на новые социальные программы. Например, правительство США для борьбы с бедностью с 1964-1984 гг. израсходовало 66 млрд. долл. только на пособия в натуральной форме или 1,7% ВНП, сократив бедность примерно в 2 раза.

    Во многих западноевропейских странах расходы на социальные выплаты и программы еще более значительны. В настоящее время в ООН рассчитывается обобщающий показатель – индекс человеческого развития. Этот показатель есть средняя из трех величин:

    1) валового внутреннего продукта на душу населения;

    2) продолжительности жизни;

    3) уровня образования людей 25 лет и старше.

    Причем, этот расчет идет в каждой стране по отношению к уровню этих трех показателей, достигнутых как наивысшие в мире. Например, наивысшая продолжительность жизни в 1990г. была в Японии 78 лет, среднее число лет обучения в Северной Америке – 12 лет. По таким наивысшим показателям рассчитанный в 1990г. индекс человеческого развития лучшим был в Канаде (+0,982), на втором месте Япония (0,98) и на 33-м месте СССР (0,875).

    В-четвертых, государство перераспределяет с помощью налогов личные доходы граждан. Оно осуществляет вторичное распределение доходов в целях некоторого выравнивания уровней жизни населения страны, особенно той части, которую рыночная экономика бросает на произвол судьбы (многодетные семьи, инвалиды, безработные).

    В-пятых, социальной опорой такого общества в настоящее время является средний класс населения (по доходам). Причем, семьи делятся на 3 основных класса:

    1) богатый класс, составляет 10-15%;

    2) средний класс – 70-80%;

    3) бедный класс – 15-20%.

    Именно такое соотношение обеспечивает социальную стабильность в обществе. Причем, эту стабильность государство поддерживает созданием так называемых социальных фондов: страхования, пенсий по старости и инвалидности, всю социальную инфраструктуру, куда входят учреждения здравоохранения, образования, переподготовка работников, выплаты и услуги ветеранам. Например, в бюджете США расходы на социальные нужды составляют 40%.

    В современных условиях государство в странах Запада эффективно участвует в перераспределении национального дохода через свой бюджет. В руках государства сейчас сосредоточены как налоги с доходов граждан, так и взносы на все социальные программы. В доходах промышленного рабочего Запада доля социальных взносов составляет от 9-17%, доля прямых налогов 19-20%. Однако, большая часть этих средств возвращается населению в виде трансфертных платежей, т.к. на эти средства государство обеспечивает бесплатное школьное образование, бесплатное или частично оплачиваемое здравоохранение, дешевое государственное жилье, пенсии, пособия по болезни, по безработице и другую государственную помощь населению.

    В нашей стране в условиях СССР социальная инфраструктура имела форму общественных фондов потребления – материальных, культурных благ и услуг, которые поступали в совместное или индивидуальное потребление сверх оплаты по труду. В 1990г. такие выплаты в среднем на одного рабочего и служащего составили 40% к уровню зарплаты промышленного рабочего. Хозяйственный опыт многих стран мира доказывает, что социальные фонды государства имеют решающую роль в создании научного, социального и культурного потенциала общества для его будущего развития. Здесь реально государство обеспечивает демократическую направленность национального хозяйства, социальную защиту нетрудоспособности членов общества, решение социально-демографических задач (укрепление семьи, помощь многодетным, качество образования и медицинского обслуживания).

    Кроме удовлетворения общественных потребностей в «коллективных благах», перераспределения доходов, разделения и содержания социальной инфраструктуры государство выполняет функцию обеспечения экономики нужным количеством денег и регулирования «внешних» (или побочных) эффектов деятельности участников рыночных отношений. Деятельность производителей и потребителей порождает внешние для рынка эффекты , которые могут не иметь денежной оценки, но реально влияют на благосостояние всего общества. Внешние эффекты могут как положительными так и отрицательными: например, строительство водоканала окажется благоприятным для посевов других сельскохозяйственных культур, а строительство газопровода грозит опасностью взрывов для других. Регулирование внешних для рынка эффектов берет на себя государство. Важнейшее значение имеет регулирование внешних эффектов, связанных с экологией. Рыночная экономика, ориентированная на спрос, столетиями стимулировала вовлечение все больших природных ресурсов в хозяйственный оборот. Понадобились специальные меры государства для уменьшения негативных последствий воздействия рыночной конкуренции на окружающую среду.


    Рис.53. Экономические регуляторы

    Итак, если сгруппировать основные функции государства в регулировании экономики, то они следующие:

    1) Правовые регуляторы. Государство обеспечивает на основе правового законодательства эффективное регулирование производства. Здесь играет роль атимонопольная деятельность государства, обеспечение условий развития рыночной конкуренции.

    2) Административные регуляторы. Они достаточно ограничены, их применение должно быть минимальным.

    3) Экономические регуляторы. Это государственное ориентирование общественного производства с вариантом социально-экономического развития. С этой целью осуществляется экономическое программирование или индикативное (рекомендательное) планирование.

    Кроме выполнения функций регулирования государство действует в рыночной экономике как самостоятельный хозяйствующий субъект на основе собственности или государственного сектора. Это совокупность предприятий различных отраслей. Проблема функционирования государственного сектора в его низкой эффективности, т.к. госпредприятия гораздо меньше зависят от рыночной конкуренции и обеспечены экономической поддержкой государства во все периоды. Поэтому поиски оптимальных пределов огосударствления собственности, а также проблема разгосударствления (приватизации) остаются общими проблемами большинства стран мира.

    В последние десятилетия сформировалась смешанная экономика, – которую представляют государственно-частные предприятия и корпорации.

    Иногда государство, не являясь единственным собственником, осуществляет жесткий контроль над смешанной собственностью. Этот новый сектор в макроэкономике называют «третьим», т.к. он является и не частным и не государственным.

    Основные понятия

    Закон пропорционального развития макроэкономики

    Макроэкономическое равновесие рынков

    Рыночный механизм саморегулирования

    Кейнсианство

    Государственное регулирование экономики

    Перераспределение доходов

    Прогнозирование

    Трансфертные платежи

    Вопросы для самопроверки

    1. Какое состояние рыночной экономики можно назвать нормальным?

    2. Осуществлена ли в России модель рыночного саморегулирования?

    Литература

    1. Теоретическая экономика. Политэкономия /Под ред. Г.П. Журавлевой, Н.Н. Мельчаковой. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.

  • IХ.Унифицированная система внешнеторговой документации.
  • Lt;variant>система взаимосвязанных, объединенных общей целью заданий, обеспечивающих реализацию целей производственной системы
  • V. Педагог и обучающийся как субъекты образовательной деятельности
  • V. ПЕРИОД КЛАССИЧЕСКОЙ ХИМИИ V.1. ПЕРИОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ХИМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ Систематизация элементов. Периодический закон.
  • V2:Тема 4.10 Мочевыделительная система. Мужская половая система

  • Объективная необходимость существования финансов объясняется потребностью субъектов хозяйствования (предприятий, организаций, учреждений), а в какой-то части и домашних хозяйств и государства в ресурсах, обеспечивающих их нормальную деятельность. Такая потребность в денежных ресурсах не могла бы быть удовлетворена без финансов. Благодаря финансам в процессе хозяйствования обеспечивается потребность производства в оборотных средствах, в осуществлении инвестиций для расширения основного капитала. Поступающая хозяйствующим субъектам денежная выручка за реализованную продукцию (валовой доход) распределяется таким образом, что удовлетворяются потребности в различных финансовых ресурсах.

    В составе потребностей в денежных средствах большое место занимают государственные потребности. Государство выполняет важную роль в регулировании структуры производства, в развитии социально-культурной сферы, в защите окружающей среды, в обеспечении безопасности страны и граждан. Именно благодаря функционированию финансов у государства появляется возможность иметь бюджетные и внебюджетные денежные фонды, за счет которых и удовлетворяются общегосударственные потребности. Но не функционирование государства является причиной, порождающей финансы. Финансы объективно необходимы не потому, что есть государство. Они возникают из-за потребности в общественном развитии и в затратах денежных средств на это развитие. Разумеется, государство своей деятельностью активно влияет на развитие финансовых отношений. Тем не менее оно не создает и не отменяет эти отношения, возникающие и отмирающие тогда, когда для этого имеются объективные предпосылки. Таким образом, общественные условия, объективные экономические процессы служат основой существования финансов, а государство выступает в роли активного участника финансовых отношений и их регулятора.

    Ряд экономистов преувеличивает роль государства в возникновении и поддержании финансовых отношений. Идеология главенствующей роли государства в этих отношениях была свойственна административной системе управления. По мере перехода к рыночным отношениям точка зрения на формирование финансовых отношений меняется.

    Финансы необходимы на разных уровнях хозяйствования; в низовом звене - предприятиям, организациям, учреждениям и межхозяйственным объединениям, ассоциациям, концернам, а также на государственном уровне управления экономикой. Допустимо утверждать, что потребность в финансах есть и у домашних хозяйств, хотя экономическая наука и практика не всегда рассматривают домашние хозяйства как самостоятельный субъект финансовой системы.

    Финансовая система в широком смысле слова представляет собой совокупность финансовых отношений, существующих в рамках данной экономической формации, в узком смысле слова - это система финансовых учреждений, социально-экономическое содержание, функции и структура которых определяются политикой государства, включающая в себя финансовые организации и все структурные подразделения Государственной налоговой службы.

    В основу построения финансовой системы положены три основополагающих элемента: 1) функциональное назначение, проявляющееся в том, что каждое звено системы выполняет свои задачи; например, государственный бюджет выражает распределительные отношения между государством, предприятиями, населением, обусловленные формированием и использованием общегосударственного фонда финансовых ресурсов. Имущественное и личное страхование - один из методов создания резервных фондов для граждан. Финансы предприятий выражают отношения по созданию и использованию денежных фондов, предназначенных для обеспечения многообразных потребностей первичных звеньев общественного производства, выполнению обязательств перед государственным бюджетом и коммерческими банками; 2) территориальность - каждая область, республика имеют соответствующий аппарат финансовых и страховых органов; 3) единство финансовой системы пре

    допределяется единой экономической и политической основой государства. Это обусловливает единую финансовую политику, проводимую государством через центральные финансовые органы, единые цели. Управление всеми звеньями происходит на единых основных законодательных и нормативных актах.

    Финансовая система включает в себя общегосударственные, отраслевые и общественные финансовые отношения. В целом финансовая система представлена на рис. 17.3.1.

    Рис. 17.3.1. Схема финансовой системы

    Поскольку финансы являются носителем распределительных отношений, то это распределение происходит прежде всего между различными субъектами. Поэтому в общей совокупности финансов, образующих финансовую систему, выделяются три крупные сферы (не считая домашних хозяйств):

    Финансы предприятий, учреждений, организаций, так как они обслуживают основное звено общественного воспроизводства. Им присущи, с одной стороны, черты, характеризующие экономическую природу финансов в целом, а с другой - особенности, обусловленные функционированием финансов в разных сферах общественного производства. Финансы предприятий представляют собой денежные отношения, связанные с формированием и распределением денежных доходов и накоплений у субъектов хозяйствования и их использованием на выполнение обязательств перед финансово-банковской системой и финансирование затрат по расширенному воспроизводству, социальному обслуживанию к материальному стимулированию работающих;

    Страхование, значительная часть финансовой системы, связанная с перераспределением денежных средств, поступающих от юридических и физических лиц. Такая деятельность связана с наличием вероятности наступления внезапных, непредвиденных и непреодолимых событий, влекущих за собой нанесение ущерба, который впоследствии «раскладывается» между участниками страхования;

    Государственные финансы, представляющие собой денежные отношения по поводу распределения и перераспределения стоимости общественного продукта и части национального богатства, связанные с формированием финансовых ресурсов государства и его предприятий и использованием государственных средств на затраты по расширению производства, удовлетворению растущих социально-культурных потребностей членов общества, нужд обороны страны и управления.

    Каждая из этих сфер состоит из менее крупных звеньев.

    Например, в первой сфере выделяют финансы предприятий, функционирующих на коммерческих началах. Источником финансовых ресурсов таких предприятий выступает стоимость реализованной продукции, и они формируются в основном из прибыли, амортизационных отчислений, выручки от реализации выбывшего имущества, устойчивых пассивов, целевых поступлений, продажи акций и других ценных бумаг, кредитов и достаточно редко за счет бюджетных субсидий. Основным направлением использования финансовых ресурсов таких предприятий выступают платежи органам финансово-банковской системы (налоги, проценты, погашение кредитов, страховые платежи), инвестирование в капитальные затраты (реинвестирование), связанное с расширенным воспроизводством, техническим обновлением, инвестирование в ценные бумаги (покупка на финансовом рынке акций, облигаций, государственных ценных бумаг), образование социальных фондов и благотворительность; финансы учреждений и организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность, оказывающих услуги социального характера. Основная часть данных предприятий финансируется за счет средств государственного бюджета. В целом же ресурсы некоммерческих предприятий - это денежные средства, мобилизуемые из различных источников на осуществление деятельности. В частности, к таким источникам относят помимо средств из государственного бюджета денежные средства государственных и муниципальных, частных и кооперативных предприятий, населения, уплачиваемые за выполненные работы, поступления от оказания платных услуг, арендная плата за сданное в аренду имущество, добровольные взносы и безвозмездно передаваемые материальные ценности, прочие денежные поступления. Все поступившие средства образуют фонд финансовых ресурсов и используются на заработную плату, возмещение затрат, расчеты с другими учреждениями и банками, создание социальных фондов. Мобилизация и использование финансовых ресурсов на таких предприятиях осуществляется в зависимости от методов ведения хозяйства на основе сметного финансирования и полной самоокупаемости.

    Финансы общественных организаций включают денежные отношения между общественными объединениями и их членами, общественными объединениями и предприятиями, внутри общественного объединения по формированию и использованию фондов. Источником финансовых ресурсов выступают собственные средства, полученные за счет взносов членов организаций, поступлений от государства, доходов от деятельности. Все ресурсы используются на общее обслуживание.

    Во второй, страховой, сфере можно выделить в качестве звеньев: социальное страхование, имущественное и личное страхование, страхование ответственности, страхование предпринимательских рисков.

    В сфере государственных финансов в качестве звеньев, соответственно, выделяются: государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит. Если рассмотреть финансовую сферу государственных финансов развитых стран Запада, то в ней выделяется 4 звена: государственный бюджет, местные финансы, специальные фонды, финансы государственных корпораций (ФРГ, Англия, Франция, Италия).

    Каждое звено финансовой системы в свою очередь можно подразделить на подзвенья в соответствии с внутренней структурой содержащихся в нем финансовых взаимосвязей. Так, в составе финансов, функционирующих на коммерческих началах, в зависимости от отраслевой направленности могут быть вычленены финансы промышленных, сельскохозяйственных, торговых, транспортных предприятий и т. д., а в зависимости от форм собственности - финансы государственных предприятий, кооперативных, акционерных, частных и других. В составе финансов общественных организаций выделяют финансы профсоюзов, политических партий и общественных движений, специальных, целевых и благотворительных фондов. В сфере страховых отношений каждое из звеньев, представленное особой отраслью страхования, подразделяется по видам страхования, например имущественное страхование подразделяется на страхование личного имущества, транспортное страхование... В составе государственных финансов группировка финансовых отношений внутри звеньев осуществляется в соответствии с уровнем государственного управления (федеральный, субъектов федерации, местный).

    Финансовая система характеризуется не только составом входящих в нее частей но и потоками финансовых ресурсов (финансовыми потоками), связывающими главных агентов финансовых отношений. Такими агентами следует считать государственный бюджет, предприятия и предпринимательские структуры, домашние хозяйства. Кроме того, финансовые потоки связывают этих агентов с кредитной системой и с иностранными государствами в лице их правительств, фирм, фондов, банков. В результате возникает система взаимных финансовых связей и потоков, в упрощенном виде изображенная на рис. 17.3.2.

    Рис. 17.3.2. Схема финансовых связей в экономике

    1.2 Функции финансов. Субъекты финансовой системы

    Сущность финансов проявляется в их функциях. Под функциями понимается та «работа», которую выполняют финансы. Вопрос о количестве и содержании функций спорный. Некоторые известные финансисты, как, например, А. М. Бирман, выделяли три основные функции финансов: обеспечение процесса хозяйствования денежными средствами, контроль руб­лем, распределительную. А. М. Александров и Э. А. Воз­несенский утверждали, что финансы выражаются в формиро­вании денежных фондов, использовании денежных фондов и контроле. И. Т. Балабанов считает, что с переходом к рыноч­ным отношениям финансы потеряли свое распределительное назначение.

    Однако никто не отрицает, что финансы - это совокуп­ность денежных отношений, организованных государством, в процессе которых осуществляется формирование и исполь­зование фондов денежных средств. И на вопрос, что является источником формирования многочисленных фондов на разных уровнях, ответ бывает, как правило, один - валовой внутрен­ний продукт. Осуществить процесс распределения ВВП можно с помощью финансовых инструментов: норм, ставок, тарифов, отчислений и т. д., установленных государством.

    Пример. Предприятие реализовало определенный объем продукции. Выручка поступила на расчетных счет, но из этой суммы предприятие должно перечислить в бюджет установленные налоги. Из оставшейся суммы предприятие должно выделить часть, возмещающую потребленные средства производства, обеспечивая тем самым непрерывность процесса производства. Она определяется исходя из установленной госу­дарством нормы амортизационных отчисления, стоимости основных фондов, норм расхода предметов труда и их стоимости. Далее выделяется часть, связанная с оплатой труда (ФОТ), опять-таки через нормы затраченного труда и систему его оплаты. По нормативам, установленным к фонду оплаты труда, выделяется часть стоимости созданного продукта для перечисления в пенсионный фонд, фонд занятости и др. Нако­нец, остается прибыль. Произошло как бы распределен- пер­вого порядка. Но ФОТ, прибыль подлежат дальнейшему рас­пределению, т.е. распределению второго порядка. ФОТ делит­ся между трудящимися, бюджетом и пенсионным фондом по нормам, установленным государством. Прибыль делится меж­ду предприятием, его вышестоящей организацией и бюджетами разных уровней.

    Распределительные процессы имеют место и внутри пред­приятия. Например, прибыль, являясь источником формиро­вания таких децентрализованных фондов, как фонд производ­ственного и социального развития, резервного фонда и других, выступает объектом распределения третьего порядка. На этом уровне можно говорить о некотором снижении государственного регулирования распределительных отношений, но никак не об их отмене. Да, предприятия самостоятельно распределяют прибыль по децентрализованным фондам, однако формирование резервного фонда регулируется через размер уставного капитала, минимальных и максимальных значений прибыли, перечисляемой в данный фонд. Поэтому можно отметить, что распределительная функция финансов не зависит от экономических отношений, сложившихся в тех или иных условиях, она связана с сущностью финансов, а потому органически им присуща.

    Если рассматривать финансы в целом, то, видимо, следует считать, что они выполняют две основные функции: распределительную и контрольную.

    Действие распределительной функции финансов вытекает из сущности финансов: обеспечение отношений, связанных с распределением и перераспределением совокупного общественного продукта, национального дохода и чистого дохода; формирования доходов и накоплений; создания фондов денежных средств.

    Конкретный механизм действия распределительной функции вытекает из сущности финансов как отношений по распределению и перераспределению той части обще­ственного продукта, действие которого происходит в ус­ловиях разделения, отрыва и раздвоения стоимостной и вещественной форм общественного продукта и нацио­нального дохода.

    Распределительная функция финансов отражает экономические отношения, обусловленные движением чистого дохода, а также его влиянием на составные части и элементы совокупного продукта (создавая тем самым условия для последующей реализации этого продукта в натурально-вещественной форме через совершение актов купли и продажи).

    Финансы через чистый доход не только опосредуют весь процесс общественного производства, но и сами активно участвуют в кругообороте средств на всех его стадиях, непосредственно обеспечивая процесс расширен­ного воспроизводства.

    Чистый доход обеспечивает кругооборот фондов с уче­том их расширенного воспроизводства, через чистый до­ход происходит обслуживание процесса расширенного воспроизводства, движение совокупного общественного продукта. В этом качестве, чистый доход представляет форму практического использования в отношениях вос­производства, т. е. отражает его конкретную роль, кото­рая и составляет суть финансов.

    Если одна часть чистого дохода обеспечивает процесс расширенного воспроизводства, то его другая часть пере­распределяется и направляется в централизованные де­нежные фонды государства. В результате перераспреде­лительных процессов и изъятия части чистого дохода образуются доходы государства, финансовые ресурсы, необходимые для выполнения возложенных на него фун­кций.

    Итак, общественное назначение распределительной функции финансов состоит, во-первых, в распределении и перераспределении части стоимости совокупного обще­ственного продукта, главным образом чистого дохода, в денежной форме в целях обеспечения расширенного вос­производства; во-вторых, в формировании потенциальных возможностей для создания финансовой основы функционирования государства и всей экономической системы любой общественно-экономической формации.

    Распределение непосредственно затрагивает коренные интересы государства, хозяйствующих субъектов, учреждений и отдельных членов общества. Характер распределения является важнейшим показателем экономической зрелости общества. В сфере распределения переплетаются политические, экономические и социальные интересы всех социальных групп общества.

    Распределительная функция финансов реализуется в процессе первичного и вторичного распределения (перераспределения) части совокупного продукта (чистого дохода). Но прежде чем начать процесс распределения необходимо определить форму и границы движения совокупного общественного продукта. Без такого определения нельзя рассматривать распределительные процессы, поскольку они носят абстрактный характер и их практическое применение невозможно.

    Формой выражения движения совокупного общественного продукта является цена. Однако цена не является формой выражения тех финансовых отношений, которые опосредуют движение составных элементов совокупного общественного продукта и являются финансовыми. Но поскольку основной объект финансовых отношений - чистый доход активно воздействует на все элементы и составные части совокупного общественного продукта, обеспечивая им расширенное воспроизводство, в этой роли цену можно рассматривать как форму выражения финансовых отношений. Без решения проблемы взаимо­действия и взаимосвязи цены и финансов невозможно определить сущность и функции финансов. Традицион­ные рассуждения о сущности, функциях, природе и месте финансов не востребованы практикой, ибо они носят самый общий характер.

    Цена является не только количественной формой выражения опосредованного финансовыми отношениями движения совокупного продукта, но и основой первичного распределения всех элементов совокупного общественного продукта. Государством или через механизм рынка определяется цена, в которой заложены все элементы движения совокупного продукта. В цене заложен и основной объект финансовых отношений - чистый доход, размеры которого должны обеспечить процесс расширенного воспроизводства всех элементов совокупного продукта хозяйствующего субъекта и формирование централизованного фонда государства в установленных размерах. Те хозяйствующие субъекты, у которых чистый доход менее общественно необходимого уровня, пользуются режимом государственной финансовой поддержки или дол­жны объявляться финансово несостоятельными или бан­кротами. В данном случае чистый доход, заложенный в цену, отвечает тем признакам первичного распределения совокупного продукта, в которых есть место всем его составным элементам с учетом их расширенного воспро­изводства и формирования централизованных фондов де­нежных средств.

    Вторичное распределение (или перераспределение) начинается в момент отщепления части чистого дохо­да и направления его в денежные фонды на расши­ренное воспроизводство фонда возмещения израсходо­ванных средств производства в воспроизводства рабочей силы.

    Для другой части чистого дохода началом перераспре­деления является момент, отчислений из чистого дохода налогов и других платежей в централизованный фонд денежных ресурсов государства (в госбюджет и во внебюджетные фонды).

    Через уровень цен государство производит распредели­тельные и перераспределительные процессы, влияя на уровень издержек и накопления. В осуществлении финансовой политики государства цена выступает как важней­ший рычаг распределения и перераспределения части совокупного общественного продукта (чистого дохода). Практика показывает, что в зависимости от конкретных экономических условий в отдельные периоды государстве в большой мере прибегали к регулированию распредели­тельных процессов с помощью цен (период индустриали­зации и кризисных явлений, социальных конфликтов и войн и т.д.). Цена, выступая как денежное выражение стоимости опосредует, процесс распределения стоимости, выступав как исходное, базовое условие, определяющее в процессе распределения доходы и расходы участников обществен­ного производства. Цену следует рассматривать как фак­тор, непосредственно влияющий на содержание распреде­лительных отношений, на удовлетворение экономиче­ских интересов участников производства.

    Финансы и форма их выражения - цена удовлетворя­ют в системе распределительных отношений одинаковые общественные потребности, т. е. без них нельзя осущест­вить сам процесс распределения стоимости общественного продукта, соизмерить удовлетворение экономических ин­тересов между его участниками.

    Но первичное распределение совокупного продукта через цену удовлетворяет не только потребности расши­ренного воспроизводства, но и служит предпосылкой и основой для вторичного распределения (перераспределе­ния) и создания централизованных денежных фондов государства (госбюджета), достаточных для развития при­оритетных отраслей и производств, обеспечения обороно­способности, а также развития непроизводственной сфе­ры, где общественный продукт не создается (развитие культуры, просвещения и науки, здравоохранения, госу­дарственного управления, социального страхования и со­циального обеспечения и др.).

    Перераспределение части совокупного общественного продукта необходимо также для межтерриториального и межотраслевого перераспределения средств, перераспре­деления доходов между различными социальными груп­пами населения.

    Дальнейший ход перераспределительного воспроизводственного процесса, его структуру определяет государство. Существует много стадий и отношений перераспределения. Оторвавшись от стадии первичного распределения, где был создан совокупный общественный продукт и его чистый доход, происходят перераспределительные процессы по их стадиям. Сначала следует стадия мобилизации и формирования денежных фондов (доходов) госбюджета, затем стадия использования этих же фондов (доходов) - направление части на развитие приоритетных отраслей хозяйства, социально-культурные мероприятия, управление и т.д. Каждая стадия движения финансовых ресурсов несет свои отдельные перераспределительные функции. Отсюда вытекают отношения вторичного третичного и т. д. порядков перераспределения. Пройдя длительный перераспределительный цикл, одна часть перераспределяемых денежных ресурсов через механизм бюджетного финансирования приоритетных отраслей попадает опять в сферу материального производства с тем чтобы начать новый цикл первичного распределения совокупного общественного продукта с его последующим перераспределением; другая часть перераспределяемых денежных ресурсов переходит в сферу потребления (просвещение, здравоохранение, культура, наука, оборона госуправление и т.д.).

    Наряду с распределительной функцией финансы играют контрольную функцию. Контрольная функция порождена распределительной функцией и проявляется в контроле за распределением совокупного общественного продукта, национального дохода и чистого дохода по соответствующим денежным фондам и их целевому расходованию. Если сущность, природа и содержание финансов обусловлены движением части совокупного общественного продукта, главным образом чистого дохода, его распределением, созданием денежных фондов и последующим направлением на расширенное воспроизводство товарооборота фондов в процессе материального производства, с одной стороны, и создание централизованных денежных фондов государства, с другой стороны, то и контрольная функция финансов соответствующим образом обслуживает как весь воспроизводственный процесс сферы материального производства, так и процесс формирования и использования централизованного фонда денежных ресурсов государства. В этом состоит диалектическое единство н взаимосвязь двух функций финансов.

    Контрольная функция количественно через движение финансовых ресурсов отображает экономические процес­сы, связанные с распределением и перераспределением совокупного общественного продукта. Уже отмечалось, что распределение общественного продукта осуществля­ется в стоимостной (денежной) форме, получает выра­жение в образовании финансовых ресурсов, формирова­нии и использовании денежных фондов целевого назначения. Вместе с тем движение финансовых ресурсов в конкретных формах является основой для контроля со стороны государства за процессами стоимостного распре­деления общественного продукта. Без такого контроля не может быть обеспечено сбалансированное развитие экономики.

    Контрольная функция обусловлена нормативным ха­рактером денежных отношений. Распределительный ха­рактер денежных отношений характеризуется их предва­рительным планированием, определением конкретных субъектов, объемов и сроков осуществления, целевым использованием денежных ресурсов в закреплением в нормативных актах. Нормативные акты регламентируют как условия распределения доходов и прибыли, направляемых на расширенное воспроизводство, так и условия платежей в бюджет (установление категорий плательщиков, объектов, единиц обложения, ставок, фондов льгот по платежам, порядок их исчисления и т. д.), финанси­рования из бюджета (порядок открытия бюджетного фи­нансирования и его использования), кредитования, фор­мирования и использования различных денежных фондов хозяйствующих субъектов. Именно контроль за соблюде­нием нормативных актов, выражающих суть распредели­тельной функции финансов, отражает в свою очередь содержание контрольной функции финансов. В этом со­стоит диалектическая и неразрывная взаимосвязь двух функций финансов.

    При этом первичной в их взаимодействии является распределительная функция финансов и вне ее контрольная функция не существует, поскольку нет объекта контроля. Среди многообразия денежных отношений, выра­жающих сущность финансов, нет ни одного, которое не было бы связано с контролем и использованием фондов денежных средств. Например, открытие бюджетного фи­нансирования обслуживается финансами в распредели­тельной функции. Но все эти факторы составляют основу контроля. Отсюда следует специфика контрольной функции - контрольная функция является производной распределительной функции.

    Формой реализации контрольной функции финансов является финансовая информация, которая выражает финансовые показатели.

    Реализуется контрольная функция финансов с по­мощью стоимостных показателей, используемых для из­мерения и оценки различных экономических процессов. Поскольку чистый доход является основным источником расширенного воспроизводства всех элементов совокупно­го общественного продукта, то объектом контроля явля­ется показатель себестоимости производства, выступаю­щий денежным выражением затрат живого и овеществ­ленного труда. Особенность этого показателя - в способ­ности сигнализировать о состоянии воспроизводственного процесса на любой его фазе и соответственно в возможно­сти его использования в качестве средства контроля. Объектом контроля являются нормы текущих расходов на содержание учреждений просвещения, здравоохране­ния, культуры, науки и т.д.

    Роль контрольной функции финансов в воспроизвод­ственном процессе может быть реализована и связана с состоянием финансовой дисциплины, соблюдением уста­новленных норм и правил, выполнением финансовых обязательств. Финансовая дисциплина основана на со­блюдении государственной задолженности с применени­ем к ее нарушителям финансовых санкций.

    Контрольная функция финансов реализуется в процессе практической деятельности через осуществление финансового контроля, рассматривая его как форму проявления и специального использования контрольной функции финансов.

    Важнейшей задачей финансового контроля является проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетом, налоговой службой, внебюджетными фондами, банками, а также взаимных обязательств хозяйствующих субъектов по расчетам и платежам.

    Финансовый контроль на практике осуществляется через деятельность финансовых органов, налоговых служб.

    Объективная необходимость существования финансов объясняется потребностью субъектов хозяйствования (предприятий, организаций, учреждений), а в какой-то части и домашних хозяйств и государства в ресурсах, обеспечивающих их нормальную деятельность. Такая потребность в денежных ресурсах не могла бы быть удовлетворена без финансов. Благодаря финансам в процессе хозяйствования обеспечивается потребность производства в оборотных средствах, в осуществлении инвестиций для расширения основного капитала. Поступающая хозяйствующим субъектам денежная выручка за реализованную продукцию (валовой доход) распределяется таким образом, что удовлетворяются потребности в различных финансовых ресурсах.

    Ряд экономистов преувеличивает роль государства в возникновении и поддержании финансовых отношений. Идеология главенствующей роли государства. в этих отношениях была свойственна административной системе управления. По мере перехода к рыночным отношениям точка зрения на формирование финансовых отношений меняется.

    Финансы необходимы на разных уровнях хозяйствования; в низовом звене - предприятиям, организациям, учреждениям и межхозяйственным объединениям, ассоциациям, концернам, а также на государственном уровне управления экономикой. Допустимо утверждать, что потребность в финансах есть и у домашних хозяйств, хотя экономическая наука и практика не всегда рассматривают домашние хозяйства как самостоятельный субъект финансовой системы. Финансовая система в широким смысле слова представляет собой совокупность финансовых отношений, существующих в рамках данной экономической формации, в узком смысле слова- это система финансовых учреждения, социально-экономическое содержание, функции и структура которых определяются политикой государства, включающая в себя финансовые организации и все структурные подразделения Государственной налоговой службы.

    В основу построения финансовой системы положены три основополагающих элемента: 1)функциональное назначение, проявляющееся в том, что каждое звено системы выполняет свои задачи; например, государственный бюджет выражает распределительные отношения между государством, предприятиями, населением, обусловленные формированием и использованием общегосударственного фонда финансовых ресурсов. Имущественное и личное страхование - один из методов создания резервных фондов для граждан. Финансы предприятий выражают отношения по созданию и использованию денежных фондов, предназначенных для обеспечения многообраз­ных потребностей первичных звеньев общественного производства, выполнению обязательств перед государственным бюджетом и коммерческими банками; 2) территориальность - каждая область, республика имеют соответствующий аппарат финансовых и страховых органов; 3) единство финансовой системы предопределяется единой экономической и политической основой государства. Это обусловливает единую финансовую политику, проводимую государством через центральные финансовые органы, единые цели. Управление всеми звеньями происходит на единых основных законодательных и нормативных актах.

    Финансовая система включает в себя общегосударственные, отраслевые и обще­ственные финансовые отношения. В целом финансовая система представлена на рис 1.1.

    Рисунок 1.1 Схема финансовой системы


    Поскольку финансы являются носителем распределительных отношений, то это распределение происходит прежде всего между различными субъектами. Поэтому в общей совокупности финансов, образующих финансовую систему, выделяются три основные сферы (не считая домашних хозяйств):

    Финансы предприятий, учреждений, организаций, так как они обслуживают основное звено общественного воспроизводства. Им присуши, с одной стороны, черты, характеризующие экономическую природу финансов в целом, а с другой особенности, обусловленные функционированием финансов в разных сферах общественного производства. Финансы предприятий представляют собой денежные отношения, связанные с формированием и распределением денежных доходов и накоплений у субъектов хозяйствования и их использованием на выполнение обязательств перед финансово-банковской системой и финансирование затрат по расширенному производству, социальному обслуживанию и материальному стимулированию работающих;

    Страхование, значительная часть финансовой системы, связанная с перераспределением денежных средств, поступающих от юридических и физических лиц. Такая деятельность связана с наличием вероятности наступления внезапных, непредвиденных и непреодолимых событий, влекущих за собой нанесение ущерба, который впоследствии «раскладывается» между участниками страхования;

    Государственные финансы, представляющие собой денежные отношения по поводу распределения стоимости общественного продукта и части национального богатства, связанные с формированием финансовых ресурсов государства и его предприятий и использованием государственных средств на затраты по расширению производства, удовлетворению растущих социально-культурных потребностей членов общества, нужд обороны страны и управления.

    Каждая из этих сфер состоит из менее крупных звеньев. Например, в первой сфере выделяют финансы предприятий, функционирующих на коммерческих началах Источником финансовых ресурсов таких предприятий выступает стоимость реализованной продукции, и они формируются в основном из прибыли, амортизационных отчислений, выручки от реализации выбывшего имущества, устойчивых пассивов, целевых поступлений, продажи акций и других ценных бумаг, кредитов, и достаточно редко за счет бюджетных субсидий. Основным направлением использования финансовых ресурсов таких предприятий выступают платежи органам финансово-банковской системы (налоги, проценты, погашение кредитов, страховые платежи), инвестирование в капитальные затраты (реинвестирование), связанное с расширенным воспроизводством, техническим обновлением, инвестирование в ценные бумаги (покупка на финансовом рынке акций, облигаций, государственных ценных бумаг), образование социальных фондов и благотворительность; финансы учреждений и организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность, оказывающих услуги социального характера. Основная часть данных предприятий финансируется за счет средств государственного бюджета. В целом же ресурсы не коммерческих предприятий это денежные средства, мобилизуемые из различных источников на осуществление деятельности. В частности, к таким источникам относят помимо средств из государственного бюджета денежные средства государственных и муниципальных, частных и кооперативных предприятий, населения, уплачиваемые за выполненные работы, поступления от оказания платных услуг, арендная плата за сданное в аренду имущество, добровольные взносы и безвозмездно передаваемые материальные ценности, прочие денежные поступления. Все поступившие средства образуют фонд финансовых ресурсов и используются на заработную плату возмещение затрат, расчеты с другими учреждениями и банками, создание социальных фондов. Мобилизация и использование финансовых ресурсов на таких предприятиях осуществляется в зависимости от методов ведения хозяйства на основе сметного финансирования и полной самоокупаемости.

    Финансы общественных организаций включают денежные отношения между общественными объединениями и их членами, общественными объединениями и предприятиями, внутри общественного объединения по формированию и использованию фондов. Источником финансовых ресурсов выступают собственные средства, полученные за счет взносов членов организаций, поступлений от государства, доходов от деятельности. Все ресурсы используются на общее обслуживание.

    Во второй, страховой, сфере можно выделить в качестве звеньев: социальное страхование, имущественное и личное страхование, страхование ответственности, стра­хование предпринимательских рисков.

    В сфере государственных финансов в качестве звеньев, соответственно, выделяются: государственный бюджетные и внебюджетные фонды, государственный кредит. Если рассмотреть финансовую сферу государственных финансов развитых стран Запада, то в ней выделяется 4 звена: государственный бюджет; местные финансы, специальные фонды, финансы государственных корпораций (ФРГ, Англия, Франция, Италия).

    Каждое звено финансовой системы в свою очередь можно подразделить на подзвенья в соответствии с внутренней структурой содержащихся в нем финансовых взаимосвязей. Так, в составе финансов, функционирующих на коммерческих началах, в зависимости от отраслевой направленности могут быть вычленены финансы промы­шленных, сельскохозяйственных, торговых, транспортных предприятий и т.д., а в зависимости от форм собственности - финансы государственных предприятий, кооперативных, акционерных, частных и других. В составе финансов общественных организаций выделяют финансы профсоюзов, политических партий и общественных движений, специальных, целевых и благотворительных фондов. В сфере страховых отношений каждое из звеньев, представленное особой отраслью страхования, подразделяется по видам страхования, например имущественное страхование поя­вляется на страхование личного имущества, транспортное страхование... В составе государственных финансов группировка финансовых отношений внутри звеньев осуществляется в соответствии с уровнем государственного управления (федеральный, субъектов федерации, местный).

    Финансовая система характеризуется не только составом входящих в нее частей, но и потоками финансовых ресурсов (финансовыми потоками), связывающими главных агентов финансовых отношений. Такими агентами следует считать государственный бюджет, предприятия и предпринимательские структуры, домашние хозяйства. Кроме того, финансовые потоки связывают этих агентов с кредитной системой и с иностранными государствами в лице их правительств, фирм, фондов, банков. В результате возникает система взаимных финансовых связей и потоков, в упрощенном виде изображенная на рисунке 1.2.

    Рисунок 1.2 Схема финансовых связей в экономике


    За каждой из указанной на схеме стрелок стоит множество разнообразных финансовых связей, потоков, отношений. Основываясь на общей схеме финансовых потоков между экономическими агентами, рассмотрим отдельные, наиболее представительные связи и финансовые отношения на разных уровнях. К ним относятся: “государство-предприятие” (ГП), “предприятие-государство” (ПГ), “государство-государство” (ГГ), “предприятие-население” (ПН), “население-государство” (НГ), “население-предприятие” (НП), “предприятие-предприятие” (ПП), “население-население” (НН), “государство-население” (ГН). Связь “государство-государство” характеризует перераспределение, переток денежных средств из одних каналов государственного бюджета в другие. Связь “предприятие-предприятие” отражает финансовые потоки между предприятиями, а связь “население-население” определяет движение денежных средств между отдельными группами населения.

    Изменяется система управления финансами: вместо единого органа управления возникает несколько самостоятельных специализированных органов. 3.Неокласическая. Концепция этого типа финансовой политики не отказывалась от регулирующей роли государства, но ограничивала степень его вмешательства в экономику и социальную сферу. В действительности степень вмешательства государства не уменьшалась, а...



    Венчурная компания). В приложении 2 указаны основные бенефициары наиболее значимых перераспределительных антикризисных мер РФ. Заключение Данная курсовая работа была направлена на изучение темы «Финансы и финансовый механизм в современной России. Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что финансовая система государства - это один из тех секторов экономики, где наиболее...

  • II. Цель и задачи государственной политики в области развития инновационной системы
  • IV. Механизмы и основные меры реализации государственной политики в области развития инновационной системы
  • SCАDA-системы: основные блоки. Архивирование в SCADA-системах. Архитектура системы архивирования.
  • Финансовая система РФ - совокупность различных сфер финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве. Финансовая система РФ включает в себя:

    1. Государственную бюджетную систему;

    2. Внебюджетные специальные фонды;

    3. Государственный и банковский кредит (все вышеозначенные институты относят к централизованным финансам, которые используются для регулирования экономики и социальных отношений на макроуровне);

    4. Фонды страхования (имущественного и личного);

    5. Финансы хозяйствующих субъектов и отраслей, относящиеся к децентрализованным финансам, которые используются для регулирования и стимулирования экономики и социальных отношений на микроуровне.

    Возглавляет систему финансовых органов РФ Министерство финансов РФ , которое является исполнительным органом , обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики и осуществляющим общее руководство организацией финансов в РФ. Функции финансовой деятельности выполняют также органы государственного управления РФ и субъектов РФ . Система финансово-кредитных органов - система органов, специально созданная для управления финансами и осуществления контроля в данной сфере (в нее входят Министерство финансов РФ и финансовые органы субъектов РФ).

    Центральный банк РФ является органом государственного управления и осуществляет государственное руководство в области банковской деятельности .

    Счетная палата РФ является органом финансового контроля за своевременным исполнением всех статей федерального бюджета . Федеральное казначейство контролирует проведение бюджетной политики в целом. Министерство РФ по налогам и сборам входит в систему центральных органов государственного управления. Таможенная служба является источником пополнения государственной казны, и возглавляет ее Государственный таможенный комитет .

    Финансовые институты:

    1. Бюджетные фонды (БФ).

    2. Внебюджетные фонды ВБФ.

    3. Децентрализованные Фонды (ДФ).

    4. Страховые фонды.

    5. Государственный и муниципальный кредит.

    6. Валютно-денежная система (ВДС).

    7. Финансы предприятий различных форм собственности.

    3) Иван Посошков

    Ива́н Ти́хонович Посошко́в (1652, село Покровское, близ Москвы - 1 февраля 1726 года, Петропавловская крепость, Санкт-Петербург) - выдающийся русский экономист, публицист, предприниматель и изобретатель. Первый русский экономист-теоретик. Основное сочинение - социально-экономический трактат «Книга о скудости и богатстве» (1724, опубликована в 1842 году).

    Сторонник военных и экономических преобразований Петра I. Придерживался меркантилистских взглядов. Выступал за развитие промышленности и торговли, реформу налоговой системы (сокращение и упорядочение налогов) и денежного обращения (предлагал сделать его основой медные деньги, вместо серебра и золота), рациональное использование природных ресурсов, увеличение исследований месторождений полезных ископаемых. Впервые выступил с инициативой законодательной регламентации повинностей крепостных крестьян. Репрессирован (1725). Посошков скончался в Петропавловской крепости, причиной его ареста был, вероятнее всего, написанный им «Трактат о скудости и богатстве», выступавший за ограничение дворянского землевладения. Кроме того, Посошкову принадлежат «Завещание отеческое» и «Зерцало суемудрия раскольнича».

    Вклад в экономическую экономику


    В лице Посошкова русская экономическая мысль конца XVII - начала XVIII в. прочно стояла на уровне мировой экономической мысли того времени.

    И. Т. Посошков был первым последовательным институционалистом в истории экономических учений. Он пишет о невещественном богатстве страны - набором гражданских основ - институтов, способствующих здоровому функционированию экономики и общества.

    Он впервые поднимает вопрос о вещественном богатстве, как не о денежной массе, находящейся в стране, а о материальных благах, находящихся в руках государства и народа. Что в настоящее время можно отождествить с валовым продуктом.

    Особенно большое внимание Посошков уделял вопросам развития русской промышленности, проблемы которой и в настоящее время являются актуальными. В числе мер, направленных на её развитие, он предлагал строить заводы за государственный счет и передавать их затем в частные руки.

    Поддерживая идеологию купечества, Посошков вместе с тем выражал и интересы крестьянства. Не требуя открыто отмены крепостного права, он стремился ограничить власть помещиков определенными рамками. Заслуга И. Т. Посошкова состоит в том, что он сумел правильно, в пределах своей эпохи, понять основные задачи России.