Что нас ждет в связи с отменой ЕСН: обзор нового закона

С 1 января 2010 г. вступил в силу Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ (за исключением отдельных положений), который регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов, а гл. 24 "Единый социальный налог" НК РФ утратила силу ( ч. 2 ст. 24 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ). Страховые взносы должны перечисляться отдельно в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и фонды обязательного медицинского страхования (федеральный и территориальный). Действие нового Закона не распространяется на взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, а также на обязательное медицинское страхование неработающего населения, уплата которых регулируется специальными федеральными законами ( ч. 2 ст. 1

В связи с принятием Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ были внесены изменения в целый ряд законодательных актов РФ, а некоторые акты утратили силу (Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ).

С 2011 г. планируется значительное увеличение тарифов страховых взносов, но в 2010 г. действуют пониженные ставки. При этом для некоторых категорий плательщиков на период 2010 - 2014 гг. предусмотрен постепенный переход к применению общеустановленных тарифов.

Плательщиками страховых взносов являются организации, индивидуальные предприниматели и физические лица, не признаваемые таковыми, которые производят выплаты и перечисляют иные вознаграждения физлицам. К плательщикам относятся также индивидуальные предприниматели, адвокаты и нотариусы, занимающиеся частной практикой, которые не осуществляют выплат физлицам, т.е. те же лица, которые до 1 января 2010 г. в соответствии с гл. 24 НК РФ уплачивали ЕСН ( ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).

С 2010 г. расчеты по страховым взносам плательщики должны подавать по месту своего учета в территориальные органы ПФР и ФСС. При этом следует обратить внимание, что ст. 59 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ предусмотрено, что плательщики пенсионных взносов должны представить в налоговый орган декларацию по этим взносам за 2009 г. в срок не позднее 30 марта 2010 г. по форме, утвержденной Минфином России. Согласно ст. 38 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ права и обязанности налогоплательщиков в отношении налоговых периодов по ЕСН, истекших до 1 января 2010 г., осуществляются в порядке, который установлен гл. 24 НК РФ в ранее действовавшей редакции. Поэтому в 2010 г. плательщики ЕСН, осуществляющие выплаты физлицам, должны подать декларацию по единому социальному налогу за 2009 г. в обычный срок - не позднее 30 марта ( п. 7 ст. 243 НК РФ), а индивидуальные предприниматели, адвокаты и частнопрактикующие нотариусы - не позднее 30 апреля ( п. 7 ст. 244 НК РФ). Такие разъяснения дала и ФНС России в Письме от 16.09.2009 N ШС-22-3/717@.


"Кадровик. Трудовое право для кадровика", 2010, N 2

О том, что с 1 января 2010 г. единый социальный налог (ЕСН) отменили, теперь уже знают все. Вместо него компании, применяющие как общий, так и специальный режим налогообложения, платят страховые взносы в четыре внебюджетных фонда:

В ПФР - на обязательное пенсионное страхование;

В ФСС РФ - на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

В Федеральный и территориальный ФОМС - на обязательное медицинское страхование.

Реформа единого социального налога бурно обсуждается в средствах массовой информации и профессиональных кругах, поскольку вызывает множество вопросов, которые отныне не регулируются Налоговым кодексом РФ. Так что же изменилось для компаний в связи с заменой ЕСН страховыми взносами?

Прощай, налог, прощай...

Единый социальный налог просуществовал 9 лет. Он был введен с 1 января 2001 г. Федеральным законом от 05.08.2000 N 118-ФЗ и заменил собой страховые взносы, уплачиваемые в государственные внебюджетные фонды. Целью введения этого налога было упрощение процедур исчисления и уплаты обязательных социальных платежей за счет сокращения оформляемых документов и уменьшения числа контролирующих органов. Однако на практике система налогового администрирования внебюджетных взносов себя не оправдала. Поэтому от нее решили отказаться, вновь вернув раздельный порядок, действовавший ранее.

Итак, основная цель вносимых в законодательство изменений - это замена единого социального налога на страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования в связи с проводимой пенсионной реформой. Предполагается, что с 1 января 2010 г. пенсионная система должна перейти от налогового к страховому принципу. Таким образом, она должна быть более адаптирована к рыночной экономике, должна стать самодостаточной, перестать зависеть от бюджетных вливаний.

Отныне регулировать отношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов, будет Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), вступивший в силу с 1 января 2010 г. (за исключением отдельных положений). Из Налогового кодекса РФ исчезает гл. 24 "Единый социальный налог".

Новый порядок

Вводимый порядок расчета и начисления страховых взносов в большей степени дублирует единый социальный налог. В основном текст Закона N 212-ФЗ построен на положениях части первой Налогового кодекса РФ и исчезнувшей гл. 24 НК РФ. Таким образом, никаких радикальных изменений в расчете налогооблагаемой базы не произошло.

Обратите внимание: обязательных взносов на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний вносимые изменения не коснулись. Порядок расчетов по ним по-прежнему устанавливает Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (ред. от 28.11.2009, далее - Закон N 125-ФЗ). Поэтому в 2010 г. (если не будет принято каких-либо нововведений относительно этих взносов) их придется платить в том же порядке, как и прежде.

Тарифы страховых взносов

Одно из главных нововведений - это постепенное увеличение общей ставки страховых взносов до 34%. В 2010 г. налоговая нагрузка останется прежней: 26% - для компаний с общим режимом налогообложения и 14% - для компаний на спецрежимах. И только с 2011 г. она возрастет (независимо от применяемого режима налогообложения) до 34% (табл. 1).

Таблица 1

Поэтапное изменение тарифов страховых взносов

в 2010 - 2015 гг.

Режим
налогообложения

Общий
размер
взносов, %

Тариф страховых взносов, %

Общая система
налогообложения

Упрощенная система
налогообложения и
ЕНВД

Сельскохозяйственные
производители, не
применяющие ЕСХН

Единый
сельскохозяйственный
налог

Организации и
индивидуальные
предприниматели,
имеющие статус
резидента технико -
внедренческой особой
экономической зоны

Все организации
(независимо от
режима
налогообложения),
кроме тех, для
которых установлены
льготы

2011 -
2014 гг.

Все без исключения
организации

Переходный период и пониженные тарифы установлены лишь для отдельных категорий налогоплательщиков (в частности, для резидентов особых экономических зон, организаций, использующих труд инвалидов, и т. д.). В 2011 - 2012 гг. общий размер взносов для них составит 20,2%, в 2013 - 2014 гг. - 27,1%. И только в 2015 г. произойдет отмена всех льгот: абсолютно все страхователи будут уплачивать взносы по единой ставке 34%: в ПФР - 26,0%, в ФСС - 2,9%, в ФФОМС - 2,1%, в ТФОМС - 3,0%.

Плательщики страховых взносов

В число лиц, обязанных вносить страховые взносы, попали организации, применяющие специальные налоговые режимы (упрощенную систему налогообложения, единый налог на вмененный доход, единый сельскохозяйственный налог, резиденты технико-внедренческой особой экономической зоны). Согласно Закону N 212-ФЗ, они являются плательщиками страховых взносов во все внебюджетные фонды, а не только в ПФР.

Администрирование страховых взносов

С 1 января 2010 г. администрированием страховых взносов будут заниматься не налоговые органы, как сейчас, а сами внебюджетные фонды. Так, контроль за исчислением и уплатой взносов в ПФР, ФФОМС, ТФОМС будет осуществлять Пенсионный фонд РФ, а взносы в ФСС РФ, как и раньше, будет контролировать Фонд социального страхования РФ. Они же будут проводить камеральные и выездные проверки, доначислять суммы страховых платежей, применять штрафные санкции и начислять пени. При этом по итогам проверки проверяющие составят два акта - от ПФР и от ФСС РФ, а в случае обнаружения нарушений - и два решения.

Камеральные проверки расчетов. В целом правила камеральных проверок расчетов по страховым взносам такие же, как и правила налоговых камеральных проверок. Они установлены в ст. 34 Закона N 212-ФЗ.

Период проведения камеральной проверки - три месяца со дня представления расчета. Так же как и налоговые инспекторы, проверяющие вправе потребовать от компании письменные объяснения, если по сданному расчету возникнут вопросы.

Кроме того, проверяющие наделяются правом истребовать у компании документы, подтверждающие правильность исчисления и перечисления страховых взносов (как при камеральных, так и при выездных проверках). А специалисты ФСС РФ могут проконтролировать и обоснованность расходов компании на выплату пособий по обязательному социальному страхованию.

Выездные проверки. Выездные проверки сотрудники ПФР и ФСС РФ будут проводить совместно на основании ежегодного плана проверок (ч. 3 ст. 33 Закона N 212-ФЗ). При этом координировать свой график проверок с налоговыми органами они не обязаны.

Обратите внимание: ПФР вправе проводить выездные проверки, во время которых он будет проверять не только правильность исчисления взносов и своевременность их уплаты, но и представление сведений персонифицированного учета.

Проверять компанию можно будет не чаще чем раз в три года. Максимальный срок проверки - два месяца. При этом выездной проверкой может быть охвачен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором принято решение о проведении проверки (ч. 9 - 11 ст. 35 Закона N 212-ФЗ). Продлевать проверку Закон N 212-ФЗ не позволяет, но ее можно приостановить. Основания для этого перечислены в ч. 15 ст. 35 Закона N 212-ФЗ:

Для истребования документов (информации), относящихся к предмету проверки, в соответствии со ст. 37 Закона N 212-ФЗ;

Для получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации;

Для перевода на русский язык документов, представленных плательщиком страховых взносов на иностранном языке.

Общий срок приостановления проведения выездной проверки не может превышать шести месяцев (по второму основанию шестимесячный срок может быть продлен еще на три месяца).

Обратиться с обжалованием решения по проверке можно будет либо в вышестоящий орган (ПФР или ФСС РФ), либо сразу в суд. Обязательного досудебного урегулирования споров, которое сейчас действует в отношении решений налоговых инспекций, Законом N 212-ФЗ не предусмотрено. Как не предусмотрено и право блокировать счета компании из-за нарушений сроков сдачи отчетности или уплаты взносов.

С 1 января 2010 г. компании вправе будут получать необходимые разъяснения действующего законодательства относительно страховых взносов не в Минфине России, а в Пенсионном фонде РФ и Фонде социального страхования РФ. Со своими проблемами компаниям надо будет обращаться в Минздравсоцразвития России, которое отвечает за методологию применения данного законодательства.

Налогооблагаемая база: нововведения и отличия от ЕСН

Определение налогооблагаемой базы для начисления страховых взносов в целом совпадает с налогооблагаемой базой по единому социальному налогу.

Как и в случае с ЕСН, страховыми взносами по-прежнему облагаются выплаты в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг. Изменения коснулись налогообложения выплат по авторским договорам. Так, объектом по ЕСН в том числе являются также выплаты по авторским договорам (п. 1 ст. 236 НК РФ). А вот возникновение обязанности начислять страховые взносы связано с выплатами по договорам авторского заказа и договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства (ч. 1 ст. 7 Закона N 212-ФЗ).

Это обусловлено тем, что после вступления в силу с 1 января 2008 г. части четвертой Гражданского кодекса РФ, введенной Федеральным законом от 18.12.2006 N 230-ФЗ, понятие авторского договора исключено из гражданского законодательства. Соответственно, объекты налогообложения страховыми взносами приведены в соответствие с нормами ГК РФ.

С вознаграждений по договорам гражданско-правового характера, в том числе по договору авторского заказа, договору об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательскому лицензионному договору, лицензионному договору о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, не нужно платить взносы в ФСС РФ (п. 2 ч. 3 ст. 9 Закона N 212-ФЗ). Такой же порядок применялся и ранее в отношении выплат по гражданско-правовым и авторским договорам (п. 3 ст. 238 НК РФ).

Отменяется регрессивная шкала расчета взносов. С 2010 г. установлен предел налогооблагаемой базы - 415 000 руб. на каждого работника (нарастающим итогом с начала расчетного периода). Таким образом, все суммы выплат и иных вознаграждений, превышающих установленный предел, освобождены от обложения страховыми взносами (ч. 4 ст. 8 Закона N 212-ФЗ). Начиная с 2011 г. указанная предельная величина базы для начисления страховых взносов будет ежегодно индексироваться в соответствии с ростом заработной платы в Российской Федерации в порядке, определяемом Правительством РФ (ч. 5 ст. 8 Закона N 212-ФЗ). До 1 января 2010 г. по максимальной ставке облагались выплаты в пределах 280 000 руб. Таким образом, со следующего года сумма платежей с выплат работникам возрастет.

Изменен порядок начисления взносов при выплате вознаграждений в натуральной форме. Так, если в 2010 г. работодатель будет производить выплаты работникам в натуральной форме - в виде товаров, работ или услуг, то при расчете базы для начисления страховых взносов будет учитываться цена этих товаров (работ, услуг), указанная сторонами договора (ч. 6 ст. 8 Закона N 212-ФЗ). В 2009 г. в аналогичной ситуации должна учитываться рыночная стоимость соответствующих товаров, работ, услуг (п. 4 ст. 237 НК РФ). Если же цены (тарифы) на товары (работы, услуги) подпадают под государственное регулирование, то, как и прежде, надо брать государственные регулируемые розничные цены.

Введены льготы по выплатам временно пребывающим иностранным гражданам и лицам без гражданства. Страховые взносы во внебюджетные фонды не нужно начислять на выплаты и иные вознаграждения по трудовым и гражданско-правовым договорам, а также по договорам авторского заказа в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих на территории Российской Федерации (Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", ред. от 28.06.2009). Основание - п. 15 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ. В случае с ЕСН таких льгот не было (ст. 238 НК РФ). Следовательно, начиная со следующего года, возможно, работодателям будет выгоднее привлекать трудовых мигрантов, чем брать на работу своих соотечественников.

Перечень не облагаемых страховыми взносами выплат пополнился и суммами расходов на медицинское обслуживание работников по договорам, которые заключены на срок не менее года с лицензированными медицинскими организациями, а также суммами пенсионных взносов плательщика страховых взносов по договорам негосударственного пенсионного обеспечения (п. 5 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ).

В налогооблагаемую базу по страховым взносам включены выплаты, ранее не облагавшиеся ЕСН. Так, взносами теперь будут облагаться выплаты, не отнесенные к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде (например, разные премии непроизводственного характера и выплаты к праздникам и юбилеям, не предусмотренные трудовыми и коллективными договорами). Ранее такие выплаты облагались ЕСН (п. 3 ст. 236 НК РФ). Таким образом, страховые взносы теперь будут начисляться на выплаты физическим лицам вне зависимости от того, пойдут эти выплаты в уменьшение налога на прибыль или не пойдут.

Кроме того, следует обратить внимание на следующее обстоятельство. В 2009 г. на основании норм п. 3 ст. 236 НК РФ не подлежала обложению ЕСН любая материальная помощь, оказываемая работодателем работникам и признаваемая в составе расходов, не уменьшающих налогооблагаемую прибыль. С 2010 г. суммы материальной помощи не будут облагаться страховыми взносами только в пределах 4000 руб. на одного работника за расчетный период (пп. 11 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ). Правда, для отдельных чрезвычайных ситуаций (при выплате материальной помощи в связи со смертью членов семьи работника и т. д.) освобождение от взносов предусмотрено в полной сумме.

Также теперь компаниям придется платить страховые взносы с компенсаций за неиспользованный отпуск при увольнении (пп. "д" п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ), с материальной помощи при рождении ребенка (до 50 000 руб.), если деньги не были выданы в течение первого года после рождения (пп. "в" п. 3 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ), с компенсации за тяжелую работу, работу с вредными и (или) опасными условиями труда, кроме молока или других равноценных пищевых продуктов (пп. "и" п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ). В части ЕСН такого требования не было.

Расчетный период вместо налогового

Для страховых взносов предусмотрено два вида периодов: расчетный и отчетный.

Таким образом, с 1 января 2010 г. в отношении страховых взносов вводится новое понятие "расчетный период", которое по своей сути аналогично понятию "налоговый период". Расчетным периодом по страховым взносам будет являться календарный год, а отчетными, так же как и раньше, останутся первый квартал, полугодие, 9 месяцев и календарный год (ст. 10 Закона N 212-ФЗ). Если организация была создана после начала календарного года, первым расчетным периодом для нее является период со дня создания до окончания данного календарного года. Если организация была ликвидирована или реорганизована до конца календарного года, последним расчетным периодом для нее является период с начала этого календарного года до дня завершения ликвидации или реорганизации. Если организация, созданная после начала календарного года, ликвидирована или реорганизована до конца этого календарного года, расчетным периодом для нее является период со дня создания до дня завершения ликвидации или реорганизации (ч. 3 - 5 ст. 10 Закона N 212-ФЗ).

Уплата страховых взносов

Срок уплаты страховых взносов такой же, как и ЕСН, - до 15-го числа месяца, следующего за отчетным (ч. 5 ст. 15 Закона N 212-ФЗ). Для каждого из четырех фондов - ПФР, ФСС, ФФОМС, ТФОМС - нужно оформлять отдельное платежное поручение.

Обязанность компании перечислить страховые взносы будет считаться исполненной с момента предъявления в банк платежного поручения при условии, что на ее счете достаточно денежных средств (п. 1 ч. 5 ст. 18 Закона N 212-ФЗ). Такое же правило действует и сейчас в отношении налоговых платежей. Однако нужно обратить внимание на важное уточнение: при ошибке в коде бюджетной классификации - КБК (а не только в счете Федерального казначейства и наименовании банка получателя) - обязанность по уплате страховых взносов не будет считаться исполненной, даже если деньги попали в нужный фонд (п. 4 ч. 6 ст. 18 Закона N 212-ФЗ).

Уплачивать страховые взносы компании необходимо по месту своего учета.

Зачет (возврат) переплаты

Во многом правила зачета (возврата) излишне уплаченных страховых взносов воспроизводят положения ст. ст. 78 и 79 НК РФ. Однако есть и отличия: если налоги можно зачесть между собой по соответствующим видам, то зачесть переплату по страховым взносам, перечисленным в один внебюджетный фонд, в счет платежей, причитающихся в другой внебюджетный фонд, нельзя (ч. 21 ст. 26 Закона N 212-ФЗ). Также нельзя будет зачесть переплату в счет налоговых платежей. Надо сказать, что и раньше разные взносы между собой зачесть было невозможно.

Отчетность по страховым взносам

Ежеквартально компании придется сдавать два отчета: один - в отделение ПФР (по пенсионным и медицинским взносам), второй - в отделение ФСС РФ (по взносам на социальное страхование и выплате пособий), причем в разные сроки.

До 1-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, в территориальный орган ПФР необходимо будет подать расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование в фонды обязательного медицинского страхования. В территориальный орган ФСС РФ до 15-го числа календарного месяца, следующего за отчетным периодом, необходимо сдать расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в ФСС РФ, а также по расходам на выплату обязательного страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования, произведенным в счет уплаты этих страховых взносов в ФСС РФ.

Если в компании среднесписочная численность физических лиц, в пользу которых производятся выплаты и иные вознаграждения, за предшествующий расчетный период (2009 г.) составляет более 100 человек, такая компания в 2010 г. должна представить отчеты в оба внебюджетных фонда в электронном виде с электронной цифровой подписью. А с 1 января 2011 г. электронную отчетность необходимо будет сдавать уже всем организациям со среднесписочной численностью сотрудников более 50 человек (ч. 10 ст. 15 Закона N 212-ФЗ).

Штрафы за несвоевременное представление отчетов установлены по аналогии с порядком, приведенным в ст. 119 НК РФ. Но не во всем.

В отличие от налогового законодательства, согласно ст. 46 Закона N 212-ФЗ, штраф может быть взыскан по итогам каждого отчетного периода, а не только по итогам года (ст. 46 Закона N 212-ФЗ). Период просрочки будут рассчитывать в календарных днях, а не в рабочих.

Ответственность за несвоевременное представление расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам теперь устанавливается в процентах от суммы взносов к уплате. При этом четко установлен минимальный размер штрафа при опоздании с отчетом более чем на 180 дней - 1000 руб. (в НК РФ такой минимум не определен).

Напомним, что раньше ответственности за непредставление расчетов и деклараций по пенсионным взносам на обязательное пенсионное страхование не было предусмотрено вообще. Ни налоговое, ни пенсионное законодательство ответственности за несвоевременное представление декларации по пенсионным взносам не предусматривало (п. 8 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 14.03.2006 N 106). А за просрочку с подачей расчетной ведомости по взносам в ФСС РФ штраф был установлен ч. 1 ст. 19 Закона N 125-ФЗ, санкция за допущенное впервые нарушение срока подачи ведомости составляет 1000 руб. Повторное нарушение в том же календарном году наказывается штрафом в 5000 руб.

Персонифицированный учет

Изменены сроки представления в ПФР индивидуальных сведений для персонифицированного учета. Сейчас компании должны сдавать их один раз в год не позднее 1 марта следующего года (п. 2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", ред. от 23.07.2008). То есть индивидуальные сведения за 2009 г. нужно будет представить до 1 марта (включительно) 2010 г.

В дальнейшем отчитываться придется чаще:

За 2010 г. - дважды: за первый отчетный период (полугодие) - до 1 августа 2010 г. и за второй отчетный период (календарный год) - до 1 февраля 2011 г. (п. 12 ст. 37 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования");

С 2011 г. - ежеквартально - до 1-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом.

Е. Орлова

Директор

департамента внутреннего аудита

1 января 2010 года начнут действовать два Федеральных закона, регулирующих вопросы уплаты страховых взносов во внебюджетные фонды вместо единого социального налога (ЕСН). Проекты данных законов были разработаны Правительством РФ и содержат важные положения, которые затрагивают вопросы заработной платы, пенсий, различных социальных пособий.

Что будет вместо ЕСН

В настоящее время все работодатели с начисленной работнику заработной платы отчисляют единый социальный налог в виде процента от заработной платы. Поступления от ЕСН распределяются между тремя внебюджетными фондами: Пенсионным Фондом РФ, Фондом социального страхования РФ и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования в определенном соотношении.

Теперь , который отменяется с 1 января 2010 года, отчисления будут идти напрямую в каждый из внебюджетных фондов в виде установленного процента. При этом фонды получают право осуществлять контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов.

Определен верхний предел налоговой базы, с которой работодатель обязан начислять страховые взносы. Этот предел установлен в размере 415 000 рублей нарастающим итогом с начала расчетного периода. Таким образом работодателей стимулируют увеличивать заработную плату.

Сейчас каждая начисленная работнику заработная плата обходится работодателю дороже на 26 %, которые составляют ЕСН. Работодатель не заинтересован в повышении зарплаты, ведь тогда возрастут его расходы на уплату ЕСН.

С 2010 года, если в течение года общая сумма начисленной работнику зарплаты превысит 415000 рублей, обязанность делать отчисления во внебюджетные фонды за этого работника у работодателя прекращается. Размер отчислений по сравнению с ЕСН увеличен и составит уже 34%. Это должно способствовать тому, что работодателям станет более выгодно увеличивать заработную плату работникам.

Изменения в выплате пособий по временной нетрудоспособности и материнству

Перечень пособий, которые оплачиваются за счет средств Фонда обязательного социального страхования РФ, будет сокращен. В него войдут следующие пособия для работающих граждан:

  • пособие по временной нетрудоспособности;
  • пособие по беременности и родам;
  • единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
  • единовременное пособие при рождении ребенка;
  • ежемесячное пособие по уходу за ребенком;
  • социальное пособие на погребение.

Остальные пособия, а также вышеперечисленные пособия неработающим гражданам будут выплачиваться из бюджетных средств.

С 2010 года отменяется ограничение размера пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком. Согласно новым правилам, пособия будут исчисляться в размере 100% от фактического заработка застрахованного лица, на который начисляются страховые взносы на обязательное социальное страхование. Максимальный размер пособий будет соответствовать максимальной заработной плате, при которой осуществляются отчисления на социальное страхование. В 2010 году эта сумма составит 34583 рубля.

Валоризация пенсий

Для улучшения материального положения пенсионеров вводится механизм валоризации (повышения) денежной оценки пенсионных прав пенсионеров, вышедших на трудовую пенсию в годы существования СССР.

Трудовые пенсии по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца будут повышены путем увеличения доли расчетного пенсионного капитала на 10 процентов и сверх того на 1 процент за каждый полный год общего трудового стажа, приобретенного до 1 января 1991 года. Это позволит более оперативно пересчитывать размер пенсий.

До начала нынешнего, 2010 года, в Российской Федерации существовал единый социальный налог (ЕСН), предназначенный для сбора средств на реализацию права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение, а также на медицинскую помощь. То есть, российская бесплатная медицина и выплаты пенсий существовали за счет единого социального налога.

Плательщиками ЕСН были все организации, выплачивающие зарплату как штатным, так и нештатным сотрудникам в той или иной форме (то есть, те, кто производил выплаты физическим лицам). Это могла быть зарплата по штатному расписанию, вознаграждение по авторскому договору и т.д. - все подпадало под выплату единого социального налога. ЕСН платили индивидуальные предприниматели, кроме плательщиков ЕНВД или УСНО, а также физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями. В среднем ЕСН составлял около 26% от Фонда оплаты труда.

Начиная с 1 января 2010 года единый социальный налог прекратил свое существование. Теперь бывшие плательщики ЕСН будут отчислять на все те же нужды, для которых был предназначен налог, страховые платежи (страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, медицинское и социальное страхование по временной нетрудоспособности, беременности и родам). Причем, проценты отчислений увеличиваются до 34%. Кроме того, тариф отчислений теперь будет единым для всех предприятий (работодателей), вне зависимости от того, к какой отрасли они принадлежат (ранее существовали определенные льготы для некоторых отраслей).

Правда, еще год, до 2011 года, тарифы страховых взносов, которые теперь предприятия должны будут платить вместо единого социального налога, будут сохранены на уровне ставок:ЕСН. И не на уровне среднестатистической ставки, а той, которую данное предприятие (работодатель, плательщик ЕСН) отчисляло в 2009 году. Дело в том, что Минэкономразвитие сочло повышение налогов на бизнес несвоевременным - на фоне финансового кризиса (хотя считается, что Россия пик кризиса уже миновала, последствия такого удара по экономике будут ощущаться еще достаточно продолжительное время). Кроме того, те категории налогоплательщиков, которые пользовались льготами до отмены ЕСН, будут до 2011 года платить страховые взносы по пониженным тарифам. А для таких налогоплательщиков, как сельхозтоваропроизводители, резиденты особых технико-внедренческих экономических зон, общественные организации инвалидов и некоторые другие льготники, установлен переходный период не до 2011 года, а до 2015, и их пониженные тарифы будут повышаться поэтапно.

Индивидуальные предприниматели, адвокаты и нотариусы, которые не нанимают сотрудников и не производят выплаты физическим лицам, должны перечислять страховые взносы только за себя - в размере стоимости страхового года.

Уплата страховых взносов должна производиться каждый месяц, не позднее 15-го числа того месяца, который следует за месяцем начисления работнику выплат и взносов. Система же подачи отчета об уплате страховых взносов остается такой же, как и при уплате единого социального налога - ежеквартальной.

Отмена единого социального налога связана прежде всего с тем, что при существующей системе налогообложения пенсионная система постепенно попадала в зависимость от тарифов и федерального бюджета (к 2050 году эта зависимость составила бы 86%). То есть, пенсионное финансирование становилось бюджетной системой. Теперь же, вместо того, чтобы увеличивать нагрузку на бюджет и резервные фонды (именно из них планировалось покрывать недостаток средств пенсионного фонда), принято и претворяется в жизнь решение увеличить нагрузку на предпринимательский сектор.

При этом, если ЕСН распределялся таким образом: 6% - в федеральный бюджет на базовую часть пенсии, 14% - формирование страховой и накопительной части в Пенсионном фонде, 6% - медицинское и социальное страхование, - то нынешние страховые отчисления полностью будут отходить Пенсионному фонду. И администрировать страховые взносы будет Пенсионный фонд совместно с Фондом социального страхования - до 2010 года эти фонды, выполняя некоторые обязанности по контролю за уплатой страховых взносов, не могли осуществлять ни зачет, ни возврат излишне уплаченных взносов, так как не являлись администраторами платежей. Пенсионный фонд будет курировать сбор взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, а Фонд социального страхования - взносы на обязательное социальное страхование по временной нетрудоспособности, беременности и родам.

Пока неизвестно, даст ли новая система положительные результаты. При принятии закона об отмене единого социального налога высказывались мнения, что увеличение налоговой нагрузки предприятий приведет к тому, что увеличится часть «теневого» бизнеса - предприятия попросту «уйдут в подполье», зарплата начнет выплачиваться не официальным образом, а «в конвертах». Кроме того, возможно полное закрытие ряда предприятий. То, что еще год не будет увеличиваться сумма выплат, может удержать бизнес от ухода в «тень», однако, так как произошли изменения в системе администрирования налогообложения, прогнозируется увеличение числа административных проверок предприятий (проверки по отчислениям страховых взносов). При этом должно возрасти число администрирующих сотрудников (по прогнозам - на 30,5 тыс.), а их зарплата выплачивается из федерального бюджета, в котором попросту не предусмотрено средств на увеличение штатной численности.

С другой стороны неоднократно отмечалось, что бизнес вовсе не против перехода на выплаты по социальному страхованию вместо единого социального налога. Единственная проблема - в настоящее время увеличение налоговой нагрузки может привести к убыточности ряда предприятий. Но пока сохраняется все та же процентная ставка налога, проблем не ожидается. Остальное же будет зависеть от успешности выхода страны из кризиса к 2011 году.

София ВАРГАН


17 июля Госдума приняла в третьем чтении два закона, которые серьезно изменяют налоговое законодательство и законодательство о социальном страховании.

Первый закон называется «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», второй закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»

Основная цель вносимых в законодательство изменений - замена единого социального налога на страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (далее ПФ), Фонд социального страхования Российской Федерации (далее ФСС) и фонды обязательного медицинского страхования (далее ФФОМС и ТФОМС). Т.е. на самом деле возврат к тому, что было до принятия главы 24 Налогового кодекса.
В основном текст закона о страховых взносах взят из первой части Налогового кодекса и главы 24 НК. Глава 24 будет исключена из НК с 1 января 2010 года.

Закон, вносящий изменения в отдельные законодательные акты затрагивает несколько десятков нормативных документов. Некоторые изменения весьма значительны. Так, в частности, почти полностью переписан закон «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию», он даже сменил название и теперь будет называться "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".
Что же изменится для налогоплательщиков с принятием этих законов?

В 2010 году:

  • Отмена ЕСН и замена его взносами в Пенсионный фонд, ФСС, ФФОМС и ТФОМС
  • Налоговые органы контролировать уплату взносов не будут. Контроль за исчислением и уплатой взносов в ПФ и в фонды медицинского страхования будет осуществлять Пенсионный фонд, взносы в ФСС как и раньше будет контролировать ФСС.
  • Отчет по начисленным и уплаченным взносам в ПФ и в ФОМСы будет сдаваться в ПФ ежеквартально до 1 числа второго месяца следующего за отчетным кварталом. Сроки сдачи расчетов в ФСС останутся прежними.
  • Ставки для работодателей в 2010 году остаются на уровне 2009 года: в ПФ 20%, в ФСС 2,9%, в ФФОМС 1,1%, ТФОМС 2,0%. При этом изменяется размер взносов в ПФ на страховую и накопительную часть: для лиц 1966 года рождения и старше на финансирование страховой части трудовой пенсии 20%, для лиц 1967 года рождения и младше на финансирование страховой части 14%, на финансирование накопительной части 6%.
  • Отменяется регрессивная шкала расчета взносов. Однако при этом с сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, превышающих 415 000 рублей нарастающим итогом с начала расчетного периода, страховые взносы взиматься не будут. Предельная величина базы для начисления страховых взносов будет ежегодно индексироваться (с 2011 года)
  • Взносы будут начисляться на выплаты физлицам вне зависимости от того, пойдут эти выплаты в уменьшение налога на прибыль или не пойдут.
  • Не будут облагаться взносами никакие выплаты в пользу временно пребывающих иностранцев и лиц без гражданства.
  • Статья про необлагаемые взносами выплаты практически полностью переписана со ст. 238 НК. Однако под шумок из неё пропали некоторые необлагаемые доходы - компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении, компенсации за тяжелую работу, работу с вредными и (или) опасными условиями труда (кроме молока и т.п.) будут облагаться взносами по полной программе. Также уточнено, что матпомощь по рождению ребенка (до 50 000 руб) не облагается взносами только в случае выплаты её в первый год после рождения.
  • Индивидуальные предприниматели, нотариусы и адвокаты будут уплачивать не только фиксированные взносы в ПФ, но и взносы в ФФОМС и ТФОМС.
  • Начнут действовать новые статьи в КоАП за нарушение законодательства об обязательном социальном страховании
  • Для расчета пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам будет применяться новый максимум среднедневного заработка - он исчисляется исходя из предельной величины базы для начисления страховых взносов. В 2010 году максимальный среднедневной заработок составит 415000 / 365 = 1136.99. Но одновременно с поднятием лимита из ст.255 НК убрали пункт про доплату до реального среднедневного заработка, т.е. учесть такие доплаты при расчете налога на прибыль будет нельзя. Так же изменится размер максимальных выплат по пособиям по уходу за ребенком. В 2010 году он составит 415000 / 12 * 40% = 13833.33
  • Отменены драконовские штрафы в ФСС за неподачу расчетов. Теперь ответственность устанавливается в процентах от суммы взносов к уплате. Но не менее 100 рублей (до 180 дней просрочки) и 1000 (если прошло более 180 дней). Т.е. теперь не надо будет при опоздании на пару дней с нулевым отчетом платить 1000 рублей в ФСС.
  • При ошибке в КБК взносы не будут считаться уплаченными, даже если они попали в нужный фонд.
  • ПФ вправе проводить выездные проверки, во время которых он будет проверять не только правильность исчисления взносов и своевременность их уплаты, но и предоставление сведений персонифицированного учета. Но есть и маленький плюс - выездная проверка не может проводиться чаще, чем раз в три года.
В 2011 году:
  • Повышение ставок взносов до 34%, кроме некоторых категорий страхователей. Так же вырастут ставки фиксированных платежей у индивидуальных предпринимателей.
  • Пониженные тарифы страховых взносов в 2011-2014 годах действуют только для сельхозпроизводителей, плательщиков ЕСХН, общин малочисленных народов, резидентов технико-внедренческих особых экономических зон и организаций инвалидов
  • К ежеквартальному отчету по начисленным и уплаченным взносам добавится ежеквартальная персонифицированная отчетность в ПФ!
  • Страхователи со среднесписочной численностью более 50 человек за предыдущий календарный год обязаны сдавать отчетность с 2011 года только в электронном формате с электронной цифровой подписью.
В 2015 году:
  • Отмена всех льгот. Все страхователи будут уплачивать взносы по одинаковым ставкам. Даже организации инвалидов.
Вот основные изменения, которые ожидают клерков в связи с принятием новых законов.
В обзоре не рассматривались изменения, связанные с начислением трудовых и иных пенсий.