Виды блок схем бизнес процессов. Схема бизнес-процесса. Группа обеспечения желаемого протекания процесса

Введение

Экономическая эффективность - результат использования и распространения нововведений, выражающихся в приросте конечного общественного продукта и национального дохода.

Актуальность данной темы - внедрение новой техники и технологии на предприятии - заключается в том, что для того чтобы выжить в условиях конкуренции на рынке, предприятие должно постоянно вводить новшества во все сферы своей деятельности. Поэтому научные исследования и разработки и их внедрение в производство становятся в настоящее время важным элементом предпринимательской деятельности, а инновационная деятельность является неотъемлемым условием эффективного развития предприятия Васильева Н.А., Матеуш Т.А., Миронов М.Г. Экономика предприятия: конспект лекций. - М.: Юрайт-Издат, 2007. - 191 с., с. 183.

Составляющие инновации - это научно-техническая новизна, производственная применимость и коммерческая реализуемость.

В современных условиях экономическая наука должна разработать более эффективные методы ценообразования, цены должны быть увязаны с экономическим эффектом от внедрения новой техники.

Целью данной контрольной работы является изучение экономической эффективности внедрения новой техники и технологии на предприятии.

Объектом исследования выступает совокупность теоретических и практических аспектов технологий грузовой переработки товарных потоков.

Предметом исследования выбрано оптовое торговое предприятие ООО «МЕТРО Кэш энд Керри».

Из данной темы вытекает ряд задач, которые необходимо рассмотреть:

· значение и основные направления внедрения новой техники и технологии на предприятии;

· технико-экономическая характеристика предприятия и уровень развития на нем новой техники и технологии;

· экономическая эффективность мероприятий по новой технике и технологии.

Значение и основные направления внедрения новой техники и технологии на предприятии

Согласно теории производственных факторов экономический рост системы любого уровня (от отдельного предприятия до народного хозяйства в целом) определяется будущими ресурсными возможностями и оптимальными решениями их использования Экономика предприятия: Учебник для вузов / под ред. проф. В.Я.Горфинкеля. - 5-е изд., перераб. и доп.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 767 с., с. 438.

Но уже в настоящее время следует объективно признать: время неограниченных ресурсов прошло. Постоянно возникают проблемы их эффективного использования, решение которых требует вовлечения в общественное производство новых знаний.

Сейчас, когда в мире постоянно уменьшаются материальные и другие ресурсы, научно-технический прогресс (НТП) является условием решения основной экономической проблемы.

НТП также является наиболее важным фактором, определяющим характер и развитие экономики всех без исключения стран мира. Он привел к улучшению условий труда, сокращению продолжительности рабочей недели, росту производства продукции и услуг и качественному их улучшению.

Научно-технический прогресс - это взаимосвязанное поступательное развитие науки и техники.

Превращение науки, научных знаний в непосредственную производительную силу общества свидетельствует о том, что наука самым существенным образом, и в позитивном плане, влияет на каждый элемент производительных сил общества, тем самым, преобразуя и усиливая их. Ибо результаты научных исследований в конечном итоге приводят к совершенствованию и появлению принципиально новых орудий и предметов труда, к повышению уровня знаний и квалификации рабочей силы, что, в свою очередь, является основной для преобразования и возрастания производительных сил общества, а в конечном итоге для развития экономики.

В хозяйственном управлении производством весь комплекс, охватываемый понятием «научно-технический прогресс», можно условно разделить на три этапа:

1) фундаментальные научные поиски и разработки;

2) прикладные научные исследования, проектно-конструкторские и опытно-экспериментальные разработки;

3) техническое развитие производства на базе достижений науки и техники.

НТП влияет на производительность труда за счет внедрения новой техники, увеличения количества машин и эффективного их применения, а также посредством воздействия науки и техники на другие факторы производства, которые способствуют росту продукции в единицу рабочего времени. Среди этих факторов важное место отводится изменению содержания и условий труда, его организации, уровню развития рабочей силы и характера ее использования.

Под эффективностью НТП понимают соотношение эффекта и вызвавших его затрат. Эффективность - относительная величина, измеряемая в долях единицы или процентах и характеризующая результативность затрат. Критерий эффективности - максимизация эффекта при заданных затратах или (чаще) минимизация затрат на достижение заданного эффекта.

По эффективности, НТП различается по содержанию, уровню и этапам процесса. По содержанию выделяются информационная (научно-техническая), ресурсно-экологическая, экономическая и социальная эффективности НТП.

Экономическая эффективность определяется как превышение стоимости оценки результатов над затратами за весь научно-производственный цикл. Совокупные затраты на НТП - единовременные и текущие расходы на создание и освоение соответствующих нововведений. Единовременные затраты включают капитальные вложения для создания и освоения нововведений.

Текущие затраты на новую технику включают калькуляционные статьи затрат.

Мировая экономика показывает, что к новой технике следует относить:

Многофункциональность машины, ее «гибкость» и способность к переналадке на выпуск продукции разных модификаций;

Многократный рост единичной мощности;

Оснащенность электроникой, дающей возможность контроля и саморегулирования машины и выполнения сложного цикла взаимосвязанных операций;

Изменение характера воздействия на предмет труда, применение лучевых, звуковых, биохимических (лазерное излучение, ультразвук, взрывные волны и пр.) процессов;

Более высокая экономичность.

Все эти признаки определяют способность машины интенсифицировать процессы производства.

Для анализа новую технику и технологию делят на три категории:

1) Принципиально новая техника, не имеющая аналогов. Она требует для конструирования и изготовления больших финансовых затрат и длительного времени (5 - 10 лет). Как правило, эта техника резко повышает производительность труда, экономит ресурсы. Ее приобретение предприятию обходится дорого, но при эффективной эксплуатации такие машины позволяют совершить технологический рывок, опередить конкурентов и окупаются довольно быстро.

2) Новая техника и технология современного научно-технического уровня, но имеющая аналоги. Эта категория техники, как правило, заимствована из других отраслей или стран и требует для изготовления и «привязки» к конкретному производству 3 - 4 года.

3) Новая техника как результат модернизации и рационализаторской работы. Эта техника требует для внедрения относительно небольших затрат и короткого времени (0,5 - 2 года). Новая техника, прогрессивная технология позволяют поднять производительность труда, качество выпускаемой продукции на более высокий уровень.

В мировой практике применяются многочисленные показатели, позволяющие анализировать технический уровень производства, экономичность новой техники, эффективность использования техники. Однако данные показатели допустимо свести к трем группам характеризующим воздействие новой техники на динамику и эффективность интенсификации производства, т.е. на снижение материальных и трудовых затрат на единицу производства.

Первая группа. Оценивает воздействие орудий труда на техническую оснащенность производства. К ним относятся: коэффициент обновления выбытия техники; коэффициент механизации; коэффициент физического износа техники; средний возраст оборудования; фондоотдача.

Вторая группа. Оценивает воздействие новой техники на предметы труда. К этой группе показателей относятся: материалоемкость, показатель удельного расхода сырья, материалов, топлива, энергии;

Третья группа. Оценивает воздействие новой техники на рабочую силу. К этой группе показателей следует отнести: техническую вооруженность труда, коэффициент механизации труда, удельный вес ручных работ, электровооруженность труда, рост производительности труда.

Обобщающими показателями экономической эффективности новой техники и технологии являются:

Срок окупаемости капитальных затрат на новую технику;

Коэффициент эффективности затрат на новую технику, т.е. показатель, обратный сроку окупаемости.

В России нормативный коэффициент эффективности новой техники установлен для народного хозяйства 0,15, что предполагает срок окупаемости до 6,6 лет.

При переходе к рынку в состав калькуляционных затрат дополнительно включают амортизационные отчисления на полное восстановление основных фондов, учитывая ускоренную амортизацию их активной части, отчисления в ремонтный фонд, отчисления по обязательному медицинскому страхованию, страхование имущества, плату по процентам за краткосрочные кредиты банков.

Амортизационный фонд нередко становится основным источником приобретения нового оборудования, затрат на внедрение новой технологии, необходимых для осуществления инновационной деятельности. За счет фонда развития производства можно приобретать новое оборудование, финансировать затраты по техническому перевооружению, осуществлять реконструкцию производства Экономика предприятия (организаций): Учебник для вузов / под ред. проф. В.Я.Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 608 с., с. 446.

Также по источникам финансирования различают затраты госбюджетные (фундаментальные научно-исследовательские разработки), за счет банковского кредита, продажи акций.

Внедрение новой техники и анализ эффективности ее внедрения очень важны для финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Внедрение новой техники позволяет снизить себестоимость продукции, а значит увеличиться прибыль предприятия, а также анализ внедрения новой техники позволяет руководству предприятия принимать наиболее оптимальные и точные управленческие решения.

Прирост прибыли, полученной благодаря расширению объемов производства, является, также как и прирост прибыли от снижения себестоимости продукции, частью эффекта полученного от внедрения новой техники.

Итак, целью внедрения новой техники и технологии является уменьшение стоимости товара, а значит и цены товара, удешевление его, т.е. сокращение рабочего времени на производство единицы товара, сокращение материальных затрат, увеличение мощности основных фондов и т.п. В условиях рынка, внедрение новой техники способствует выполнению основной задачи предприятия - получение максимальной прибыли при минимальных затратах.

Рыночные условия развития экономики постоянно выдвигают требования не только количественных, но и качественных преобразований. Эти преобразования можно осуществить, используя самую передовую технику, технологию, непрерывно развивая научно-исследовательскую базу в целях обеспечения высокого качества нововведений.

Ни одно предприятие не сможет сколько-нибудь долго существовать, не внося заметных усовершенствований в свою работу. Прежде всего, повышается качество изделий, и прогрессируют их характеристики, а также совершенствуются средства, методы и организация производства.

Задачи комплексного совершенствования техники и организации производства напрямую увязываются с потребностями рынка. В первую очередь определяется продукция, которую предприятию следует осваивать, ее потенциальные потребители и конкуренты. Эти вопросы решаются инженерами, маркетологами и экономистами, которые разрабатывают стратегию развития предприятия и его техническую политику. На основе этой политики определяются сектор рынка, на котором предприятие собирается закрепиться и направление технического развития производства.

При использовании новых инженерных решений производство вынуждено опираться на научные разработки в области экономики, социологии, математики, биологии и других наук. Тем самым, понятие «внедрение новой техники», которое до недавнего времени использовали специалисты, расширилось и вошло составной частью в понятие «научно-технический прогресс», характеризующее развитие науки и техники и их практическое применение для решения поставленных социально-экономических и политических задач.

В роли основных направлений НТП выступают комплексная механизация и автоматизация, химизация, электрификация производства.

На современном этапе одним из важнейших направлений НТП является комплексная механизация и автоматизация производства. Под этим понимается широкое внедрение нового смежного и дополняющего друг друга оборудования на всех участках производства, операциях и видах работ. Она способствует интенсификации производства, росту производительности труда, сокращению доли ручного труда в производстве, облегчению и улучшению условий труда, снижению трудоемкости продукции.

Под механизацией труда понимается замена ручных средств труда машинами и механизмами с применением для их действия различных видов энергии, тяги в отраслях материального производства или процессах трудовой деятельности. Механизация производства охватывает также сферу умственного труда Основные цели механизации - повышение производительности труда и освобождение человека от выполнения тяжёлых, трудоёмких и утомительных операций. Механизация способствует рациональному и экономному расходованию сырья, материалов и энергии, снижению себестоимости и повышению качества продукции. Наряду с совершенствованием и обновлением технических средств и технологии механизация производства неразрывно связана с повышением уровня квалификации и организации производства, изменением квалификации работников, использованием методов научной организации труда. Механизация производства является одним из главных направлений технического прогресса, обеспечивает развитие производительных сил и служит материальной основой для повышения эффективности общественного производства, развивающегося интенсивными методами.

Уровень механизации производства оценивается различными показателями.

Коэффициент механизации производства - величина, измеряемая отношением объема продукции, выработанной с помощью машин, к общему объему продукции.

В современных условиях состоит задача завершить комплексную механизацию во всех отраслях производственной и непроизводственной сфер, сделать крупный шаг в автоматизации производства с переходом к цехам- и предприятиям-автоматам, к системам автоматизированного управления и проектирования.

Основными показателями, характеризующими уровень механизации, являются:

а) коэффициент механизации производства (работ):

Кма = Vм(а) / Vобщ,

где Кма - коэффициент механизации производства продукции (работ);

Vм(а) - объем продукции (работ), произведенной с помощью машин и механизмов, в стоимостном или натуральном исчислении;

Vобщ - общий объем продукции (работ), произведенной на предприятии, в стоимостном или натуральном исчислении;

Под автоматизацией производства понимается процесс в развитии машинного производства, при котором функции управления и контроля, ранее выполнявшиеся человеком, передаются приборам и автоматическим устройствам. Автоматизация производства - основа развития современной промышленности, генеральное направление технического прогресса. Ее цель заключается в повышении эффективности труда, улучшении качества выпускаемой продукции, в создании условий для оптимального использования всех ресурсов производства.

Среди направлений комплексной автоматизации - внедрение роторных и роторно-конвейерных линий, автоматических линий для массовой продукции и создание автоматизированных предприятий, а также создание комплексно-автоматизированных участков станков и управления ими с помощью ЭВМ, что повышает производительность во много раз

Автоматизация производства не означает безусловное полное вытеснение человека автоматами, но направленность его действий, характер его взаимоотношений с машиной изменяется; труд человека приобретает новую качественную окраску, становится более сложным и содержательным. Центр тяжести в трудовой деятельности человека перемещается на техническое обслуживание машин-автоматов и на аналитически-распорядительную деятельность.

Колоссальное значение комплексной автоматизации производства играет компьютеризация производства.

Компьютеризация есть процесс расширенного внедрения электронно-вычислительной техники во все сферы жизнедеятельности человека, который развернулся в середине 20 в. с началом научно-технической революции и ознаменовал собой наступление эры информатизации. Компьютеризация - это основа технического перевооружения производства, необходимое условие повышение его эффективности.

Автоматизация производства является одним из основных факторов современной научно-технической революции, открывающей перед человечеством беспрецедентные возможности преобразования природы, создания огромных материальных богатств, умножения творческих способностей человека.

Научно-технический прогресс - процесс непрерывный. Сегодня ключевыми направлениями развития собственно НТП являются следующие:

Ш комплексная автоматизация производства, включающая развитие гибкого автоматизированного производства;

Ш широкое применение роботов, систем автоматизированного проектирования;

Ш создание безлюдных производств;

Ш компьютеризация на базе микропроцессорной техники и широкого спектра электронных устройств;

Ш развитие энергетики, в первую очередь атомной, а также поиск и использование новых источников энергии;

Ш создание новых средств транспорта и связи;

Ш освоение мембранной, лазерной, плазменной и других технологий;

Ш быстрое развитие биотехнологии, создание новых продуктов Экономика предприятия: Учебник для вузов/ Под ред. проф. В.П. Грузинова. - М.: Банки и Биржи, ЮНИТИ, 2003. - 535 с., с. 296.

Под техническим перевооружением отдельного предприятия или его подразделения обычно понимают такую форму обновления производственного аппарата, когда перманентно происходит замена старой производственной техники и технологии на новую, с более высокими технико-экономическими показателями. Причем такая замена осуществляется без существенного расширения производственной площади.

К реконструкции, как правило, относятся мероприятия, связанные как с заменой морально устаревших и физически изношенных машин и оборудования, так и с совершенствованием и перестройкой зданий и сооружений. Реконструкция предприятий, как правило, проводится в связи с диверсификацией производства и освоением выпуска новой продукции, что позволяет значительно сэкономить капитальные вложения, использовать имеющуюся квалифицированную рабочую силу для освоения новых изделий, не привлекая дополнительных рабочих. Реконструкция направлена на рост технического уровня производства и продукции и способствует более быстрому (по сравнению с новым строительством) освоению производственных мощностей.

Реконструкция и техническое перевооружение производственных предприятий более эффективны, чем новое строительство и отличаются долее прогрессивной структурой капитальных вложений, без существенных затрат на строительство зданий и сооружений.

Мировой опыт показывает, что устойчивое развитие производства в долгосрочном периоде в большей степени зависит не столько от реальных ресурсных возможностей, сколько от инновационного характера предпринимательства в этой сфере. Стратегические задачи развития формируют новые подходы к предпринимательству. Для их решения необходим предприниматель-новатор, действующий профессионально в условиях повышенных рисков, которые объективно возникают при внедрении новых знаний в сферу производства. Именно инновационные изменения создают основы экономического роста и перехода системы в новое качество.

Под инновацией (англ. «innovation» - нововведение, новшество, новаторство) понимается использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, новых форм организации производства и труда, обслуживания и управления. Понятия «новшество», «нововведение», «инновация» нередко отождествляются, хотя между ними есть и различия.

Под новшеством понимается новый порядок, новый метод, изобретение, новое явление. Словосочетание нововведение в буквальном смысле означает процесс использования новшества. С момента принятия к распространению новшество приобретает новое качество и становится нововведением (инновацией) Грибов В.Д., Грузинов В.П. Экономика предприятия: Учебник. Практикум. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2004. - 336 с., с. 193

Инновация - конечный результат внедрения новшества в целях изменения объекта управления и получения экономического, социального, экологического, научно-технического или другого вида эффекта.

Инновационная деятельность - это процесс, направленный на внедрение результатов научных исследований и разработок в предпринимательскую деятельность. Этот процесс может идти по следующим направлениям:

ь модернизация выпускаемой продукции и освоение новых видов продукции;

ь внедрение в производство новых прогрессивных технологий, оборудования, материалов;

ь внедрение в производство и управление информационных технологий;

ь применение новых методов и средств организации производства, труда и управления Васильева Н.А., Матеуш Т.А., Миронов М.Г. Экономика предприятия: конспект лекций. - М.: Юрайт-Издат, 2007. - 191 с., с. 184.

Основные направления внедрения новой техники и технологии на предприятии охватывают следующие направления деятельности предприятия:

Создание, освоение, повышение качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции;

Внедрение прогрессивной технологии, механизации и автоматизации производства;

Совершенствование организации производства, труда и технологии;

Экономию материалов, энергии, топлива;

Обновление, капитальный ремонт и модернизацию основных производственных фондов;

Подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров;

Совершенствование системы мотивации труда;

эффективное управление денежными потоками, ценными бумагами, повышение ликвидности активов.

Вывод: Инновационная деятельность направлена на использование и коммерциализацию результатов научных исследований и разработок по расширению и обновлению номенклатуры и улучшению качества выпускаемой продукции, совершенствование технологии их производства с последующей реализацией на внутреннем и зарубежных рынках.


Блок-схема представляет собой графическое описание потока действий в бизнес-процессе. Ценность блок-схемы заключается в том, что обычно гораздо проще понять что-либо, рассматривая графическое представление объекта, чем изучая его словесное описание. Известна поговорка: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».
Существует много способов графического представления блок-схем. Они описаны в книге Б. Андерсеном и П. Петтерсеном. Самый распространенный - использование различных символов для обозначения различных действий. Стрелки нужны для обозначения связей между различными действиями. Если говорить о самих символах, то и для их изображения есть много вариантов: от сложных рисунков до элементарных прямоугольников и линий. Нет смысла утверждать, что в данном конкретном случае одно обозначение лучше другого. Важно общее понимание смысла символов блок-схемы пользователем. Далее на рис. 3.3 показаны наиболее часто встречающиеся символы блок-схем:
(J точка начала или конца операции;
[ J шаг или действие процесса;
lt;0 точка принятия решения;
/ 7 вход или выход;
[_. | документ.
В дополнение к самому символу блок-схемы в нем можно сделать надпись, чтобы указать требуемые ресурсы или оборудование, или определить условия, в которых выполняется рассматриваемое действие. Возвращаясь к процессу из примера, для которого ранее была построена карта взаимосвязей, построим для него блок-схему, например, в виде, представленном на рис. 3.3.
По-видимому, эта блок-схема могла бы быть более детальной, если, например, включить в нее поставщиков процесса, проведение соответствующих переговоров с поставщиками и потребителями и т.д. Однако приведенная блок-схема достаточна для иллюстрации принципов ее построения. Можно, конечно, возразить, и вполне обоснованно, что из этой блок-схемы неясно, кто и какую задачу выполняет. Для этого существуют специальные межфунщионалъные блок-схемы. Они обсуждаются в следующем параграфе.
Пример.
Группа секретарей государственного учреждения испытывает большие трудности при работе с документами и другими материалами.
Уже после того, как документы оформлены, их бывает трудно найти, когда надо. У сотрудников секретариата было подозрение, что некоторые из них пользовались при сортировке иными критериями, чем остальные. Поэтому было принято общее решение совместно провести

Рис. 3.3. Блок-схема процесса поставки

точный анализ того, как ведется делопроизводство сейчас и как действительно нужно его организовать. Для этих целей было решено построить блок-схему.
Сотрудники секретариата собрались в зале совещаний и вооружились белой доской и маленькими листочками желтой клейкой бумаги. Скоро стало ясно, что все действовали приблизительно одинаково при заполнении документов, но были разные мнения по поводу того, где следует хранить заполненные документы. После жарких дебатов удалось придти к соглашению по обоим вопросам: и как правильно заполнять документы и как правильно их сортировать. Представленная на рис. 3.4 блок-схема - результат этого обсуждения.


Рис. 3.4. Блок-схема сортировки оформленных документов

Владимир Репин

Генеральный директор ООО «Владимир Репин Менеджмент»

Член ABPMP Russia

Консультант по управлению

Бизнес-тренер

Кандидат технических наук

В статье рассмотрены вопросы выбора нотации для описания процессов с целью последующей регламентации. Сравниваются между собой часто используемые нотации Work Flow, такие как: «Простая блок-схема » в MS Visio, «Процедура» Business Studio, нотация ARIS eEPC и другие. При сравнении нотаций основное внимание уделяется вопросам создания простых и понятных сотрудникам организации схем процессов.

Для бизнес-аналитиков компаний тезисы, обсуждаемые в статье, — это серьезный повод задуматься, насколько эффективны используемые ими подходы к разработке графических схем процессов организации.

Введение

Одной из важнейших целей формирования графических схем процессов является последующее их использование в регламентирующих документах организации. По этим схемам, как правило, работают сотрудники, которые не обучены сложным нотациям, не имеют навыков системного анализа и т. п. Для них очень важна простота и наглядность схем. Сложные, запутанные схемы, содержащие много различных условных обозначений, плохо воспринимаются людьми, что затрудняет их практическое использование. Поэтому для практических целей важным является корректный выбор и использование нотации (методики) описания процессов. По каким критериям следует выбирать такую нотацию? Как сравнивать разные нотации между собой? Рассмотрим несколько примеров описания бизнес-процесса при помощи популярных нотаций и попытаемся ответить на эти вопросы.

Сравнение нотаций

Для сравнения были выбраны следующие нотации описания процессов:

  1. «Простая блок-схема » (с отображением движения документов, с использованием блока «Решение»);
  2. «Простая блока-схема » (без отображения движения документов, без использования блоков «Решение»);
  3. «Процедура» системы Business Studio (один из возможных вариантов представления);
  4. ARIS eEPC.

В качестве тестового примера был выбран простой и интуитивно понятный процесс. Результаты описания этого процесса представлены на Рис. 1-4.

Рис. 1. Схема процесса в нотации «Простая блок-схема » в MS Visio (с движением документов, с использованием блока «Решение»)

На схеме, представленной на Рис. 1, последовательность выполнения операций процесса во времени показана при помощи жирных стрелок, а движение документов — при помощи тонких пунктирных стрелок. Блоки «Решение» использованы классическим образом. Они отображают информацию (вопросы), от которых «зависит» последующий ход процесса. Такой подход к использованию «ромбиков» является весьма распространенным. Но фактически, вся логика принятия решений и формирования тех или иных выходов (документов) должна заключаться внутри операций процесса. Если задуматься, то ценность (смысл) рисования этих «ромбиков» не является очевидным. Что это за объекты: операции процесса, события? Вроде бы, ни то, и ни другое. Это скорее операторы принятия решения по какому-либо условию. Но ведь мы разрабатываем схему процесса для людей, а не пишем компьютерную программу на специальном языке. В компьютерной программе «ромбик» был бы полноценной операцией сравнения условий и т. п. Но на схеме процесса нужно показывать реальные объекты — процессы, выполняемые людьми, документы, информационные системы и т. п. Задумайтесь, корректно ли показывать «ромбики» отдельно от операции процесса на схеме? Вместо этого можно:

  • Описать логику принятия решения в виде последовательность операций на схеме рассматриваемого процесса;
  • Описать логику в виде схемы шагов соответствующего подпроцесса, переходя на уровень ниже;
  • Описать логику текстом (в текстовых атрибутах операции) и в последующем вывести в регламент выполнения процесса.

Сформулируем «плюсы» и «минусы» рассмотренного выше (Рис. 1) способа использования «ромбиков».

«Простая блок-схема » в MS Visio (с движением документов, с использованием блока «Решение»)

На Рис. 2 показан пример того же самого процесса, только описанного без использования блоков «Решение» и документов. Легко проверить, что на этой схеме на 24 графических элемента меньше, чем на схеме Рис. 1. Схема Рис. 2 выглядит гораздо проще. От графических элементов не рябит в глазах, а с точки зрения информативности эта схема вполне понятна и доступна конечному пользователю. Если для каждой операции процесса описать требования к ее выполнению текстом, то комбинируя табличную и графическую формы представления, можно вполне адекватно описать порядок исполнения процесса для сотрудников компании.

Рис. 2. Схема процесса в нотации «Простая блок-схема » в MS Visio (без движения документов, без использования блока «Решение»)

«Плюсы» и «минусы» графического представления процесса в форме, представленной на Рис. 2, показаны ниже.

«Простая блок-схема » в MS Visio (без движения документов, без использования блока «Решение»)

В целом, применение схем в формате, подобном представленному на Рис. 2, является удобным как для разработчиков, так и для сотрудников, работающих по этим схемам.

На Рис. 3 представлена схема процесса, сформированная в нотации «Процедура» среды моделирования Business Studio. Схема имеет несколько особенностей. Во-первых, блоки «Решение» использованы нестандартным образом — не как графический элемент для отображения вопроса и ветвления, а как полноценная операция процесса, связанная с принятием решений. В Business Studio «ромбик» обладает почти всеми атрибутами полноценного процесса, но не может быть декомпозирован (возможно, разработчики системы со временем сделают такую возможность). Использование «ромбика» (вместо четырехугольника) делает схему нагляднее. При этом в атрибуты «ромбика» можно внести любую текстовую информацию: описание, начало, завершение, требование к срокам и т. п.

Второй особенностью схемы процесса, представленной на Рис. 3, является применение стрелок. Для отображения последовательности операций можно использовать стрелку с одним наконечником — стрелку «предшествования». Для отображения движения документов можно использовать стрелку с двумя наконечниками. Однако в Business Studio можно обойтись использованием только одного типа стрелок — стрелками «предшествования». При этом к именованным стрелкам можно привязывать необходимое количество документов, которые определены в справочнике объектов деятельности.

Такой подход дает возможность:

  • Существенно сократить количество графических элементов на схеме процесса, и при этом;
  • Вывести в регламент процесса необходимую информацию о входящих и исходящих документах.

Таким образом, не загромождая схему лишними элементами, мы можем, тем не менее, полно описать процесс и выгрузить в регламент всю необходимую информацию.

Тот факт, что название стрелки не зависит от документов, которые к ней привязаны, позволяет именовать стрелки на схеме максимально понятным и удобным для сотрудников образом. Например, к стрелке предшествования «Подготовлен комплект отчетов» можно привязать комплект конкретных документов. Название стрелки в этом случае указывает исполнителю на событие, завершившее предыдущую операцию под названием «Сформировать отчет по инкассации за день». (Заметим, что в методологии компании «СТУ» стрелка после операции процесса — это сущность, а не событие. После блока «Решения» можно показывать возможные результаты решения).

Рис. 3. «Процедура» системы Business Studio (вариант с нетрадиционным использованием блоков «Решение»)

«Плюсы» и «минусы» графического представления процесса в форме, представленной на Рис. 3, показаны ниже.

«Процедура» системы Business Studio (вариант с нетрадиционным использованием блоков «Решение»)

В случае применения Business Studio, нотация «Процедура» может быть использована несколько по-разному. Автор статьи склоняется к подходу, представленному на Рис. 3.

На Рис. 4 представлена схема рассматриваемого процесса, разработанная в нотации ARIS eEPC. Заметим, что на схему не поместились некоторые операции процесса. Эта неполная схема простейшего процесса, выполненная в нотации ARIS eEPC, содержит четыре оператора логики и восемь событий! Сотрудник, читающий схему, должен уметь правильно интерпретировать все эти логические операторы. Без специального обучения и наличия некоторых навыков чтения подобных схем, рядовой сотрудник вряд ли сможет понять логику рассматриваемого процесса без подробного текстового описания или помощи квалифицированного бизнес-аналитика.

Заметим, что схема процесса в нотации ARIS eEPC занимает существенно больше места, чем схемы, представленные на Рис. 1-3. Трудоемкость формирования такой схемы также существенно выше.

Рис. 4. Схема процесса в нотации ARIS eEPC (построена в Business Studio)

Схема процесса в нотации ARIS eEPC (построена в Business Studio)

В целом, если Вы не собираетесь покупать SAP R/3, то выбор и использование нотации ARIS eEPC не является, с точки зрения автора статьи, оптимальным решением. Стоит обратить внимание на более наглядные и интуитивно понятные исполнителям нотации описания процессов. Впрочем, кому-то нотация ARIS eEPC может показаться более наглядной и понятной. До определенной степени, это вопрос вкуса.

Описание процесса для целей последующей автоматизации

Интересно рассмотреть приведенный выше пример описания бизнес-процесса в случае, если он представлен в нотации BPMN 2.0. Это нотация предназначена для описания «исполняемых» процессов, т. е. процессов которые поддерживает система BPM.

Своим мнением об использовании BPMN 2.0. делится А. А. Белайчук — Генеральный директор компании «Бизнес-консоль»:

«На Рис. 5 изображен тот же процесс в нотации BPMN. Как мы видим, этот рисунок похож на Рис. 1: в нотации BPMN задачи изображаются прямоугольниками, развилки — ромбами, данные — пиктограммой, похожей на документ. Потоки управления — сплошные линии, потоки данных — пунктирные.

Надо учитывать, что на этой диаграмме задействована только малая часть нотации BPMN: только один вид развилок из 5 имеющихся в палитре, один вид задач из 8. Помимо более широкой палитры, эту нотацию отличает возможность моделировать не только изолированный поток работ, но также несколько процессов, взаимодействующих друг с другом через сообщения или данные. Кроме того, эта нотация более строгая: в ней определены не только значки, но и правила, по которым они могут сочетаться друг с другом. Необходимость таких правил диктуется тем, что нотация BPMN ориентирована не только на то, что ее будут читать люди, но и на непосредственное исполнение специальным программным обеспечением — „движком“ BPM-системы.

В то же время, как показывает данный пример, при использовании ограниченного подмножества палитры BPMN оказывается не сложнее привычной блок-схемы. Ну, а тем, кто хочет освоить BPMN профессионально, мы рекомендуем специализированные тренинги bpmntraining.ru .»

Рис. 5. Схема процесса в нотации BPMN 2.0

Практика жизни

На Рис. 6 показан фрагмент схемы процесса, разработанный бизнес-аналитиками вполне конкретной компании в придуманной ими нотации. Схема построена с применением принципов «Простой блок-схемы » — применяется блок «Решение» в своем классическом варианте. Кроме этого, на схеме представлено множество других условных обозначений, использованных не совсем стандартным образом.

Рис. 6. Примеры схемы процесса одной из компаний

При формировании схемы Рис. 6, бизнес-аналитики очевидно, «боролись» за наглядность и максимальную понятность для рядового пользователя. Они стремились свести к минимуму, или вообще отказаться от текстового комментария к схемам процессов. Исполнителям просто печаталась схема формата А3, при чтении которой все сразу становилось понятно: что делать, как, какие документы использовать и т. п.

Рассматриваемая схема не является, конечно, образцом простоты и наглядности. Но она была сформирована, чтобы донести максимум полезной информации для исполнителей процесса.

Выводы

Итак, очевидно, что при описании процессов нужно стремиться к простоте и понятности для сотрудников.

Использование сложных, формализованных нотаций при описании процессов приводит к:

  • Трудностям при использовании (интерпретации) схем рядовыми сотрудниками;
  • Невозможности (сложности) организации работ по описанию процессов силами сотрудников подразделений, не прошедших специальное обучение;
  • Значительному увеличению трудозатрат бизнес-аналитиков на формирование схем;
  • Дополнительным сложностям при документировании схем (большой объем и т. п.).

Поэтому не стоит загромождать схему процесса различными графическими элементами. Но уже если их использовать, то лучше, чтобы они несли полезную информацию для сотрудников, а не были просто следствием формального применения нотаций моделирования.

http://finexpert.ru/ — среда общения профессионалов http://bpm3.ru/ — процессы, проекты, эффективность

Схема бизнес процесса отражает его суть и механизм работы. Создать схему, само по себе не очень сложно. Достаточно понимать на какие вопросы должна отвечать схема и придерживаться алгоритма создания. Если вам не терпится приступить к созданию моделей или вы не знаете с чего начать – эта статья для вас.

Хочу напомнить, что перед тем, как начать описывать бизнес процессы, необходимо . компании – платформа, с которой необходимо начинать.

Алгоритм, который я здесь привожу, будет полезен тем, кто только собирается описывать бизнес-процессы. Для тех, кто проходил у меня обучение, статья будет отличным повторением пройденного))))

Схема бизнес процесса – инструкция для нетерпеливых

1 – Задайте границы процесса

Каждый бизнес процесс начинается и заканчивается с события. Первое, что необходимо сделать, это обозначить события начала и окончания.

2 – Нарисуйте основные блоки процесса

Расположите основные блоки (подпроцессы, операции) , в том порядке, в котором они выполняются.

Не усложняйте схему на данном этапе. Отобразите блоки так, будто процесс выполняется идельно.

3 – Добавьте развилки и другие события

А вот теперь пора немного усложнить. Добавьте основные варинты развития процесса и основные промежуточные события. Дополните схему недостающими операциями.

4 – Обозначьте роли участников процесса

В бизнес процессах нет должностей или конкретных сотрудников. Вместо этого используется понятие – роль. Одни сотрудник может выполнять множество ролей. Одну роль может выполнять множество сотрудников. Из набора ролей складывается должность.

По необходимости добавляйте недостающие операции.

5 – Разместите на схеме документы

Документ, это не обязательно официальная бумага с семью подписями. С точки зрения управления бизнес процессами, документ это информация на любом информационном носителе. Электронное письмо, доклад, презентация, СМС – все это документы.

Иногда необходимо отобразить промежуточные продукты. Это заготовки, полуфабрикаты или просто важные части работы, которые переходят из одного блока процесса в другой. Добавьте их на этом этапе. По необходимости.

6 – Добавьте используемые программы и базы данных

Процесс должен отражать, какие программы и базы данных в нем используются.

7 – Расположите инструменты и материалы

Если в процессе используются инструменты и/или материалы, это также нужно отобразить. Основные моменты можно обозначить на схеме бизнес-процесса. Детальное описание лучше дать в комментариях и специальных разделах описания. Отличный вариант – составить схему, ориентированную именно на использование инструментов и материалов. В подобной схеме упор делается не на поток работ, а на то, как, в каком количестве и какие материалы используются в бизнес-процессе.

8 – Определите показатели эффективности в бизнес-процессе

Расположите на схеме бизне-процесса показатели эффективности, которые тем или иным способом учитываются в системе.

9 – Свяжите полученную схему с другими процессами

Каждый бизнес-процесс, это лишь часть большой системы. Все процессы связаны между собой. По сути, связь является чем то, чем процесс обменивается с другими процессами. Обратите внимание – необходимо указать ппроцессы, с которыми связан текущий процесс и то, чем они обмениваются.


10 – Проверьте полученную модель бизнес-процесса

В принципе, схема готова. Схема бизнес-процесса должна отвечать на следующие вопросы:

  • С чего начинается и чем заканчивается бизнес-процесс?
  • С какими процассми он связан? Чем обменивается?
  • Какие операции выполняются? В каком порядке?
  • Кто выполняет операции в процессе?
  • Какие документы используются и появляются в процессе? В каких операция эти жокументы используются/появляются?
  • Какие интсрументы, материалы, ПО и базы данных используются в процессе и в каких операциях?
  • Какие показатели эффективности и где именно фиксируются в бизнес-процессе?

Качественно подготовленная схема должна быть проста для восприятия и достаточно информативна.
Схема бизнес-процесса должна быть понятна «человеку с улицы».
Схема бизнес процесса, на этапе описания, должна отражать то, как процесс выполняется в реальной жизни.

Данный алгоритм, позволит вам довольно просто и быстро описать необходимые бизнес-процессы. Далее я буду подробно рассказывать об описании бизнес-процессов. Оставайтесь на связи.

Ключевые вопросы

Краткая характеристика и показатели хозяйственной и иной деятельности

Блок-схемы технологических процессов

Раздел «Сведения о хозяйственной и иной деятельности» проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее — ПНООЛР), по сути, является той «печкой», от которой надо «плясать» при разработке ПНООЛР. И если раздел «Расчет и обоснование предлагаемых нормативов образования отходов в среднем за год» — это «сердцевина» ПНООЛР, то анализируемый раздел — самое что ни на есть «ядро», из которого должны появиться и «сердцевина», и все остальные разделы и таблицы.

Не случайно в ранее действовавших Методических указаниях по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных Приказом Минприроды России от 11.03.2002 № 115 (далее — МУ-2002), аналогичный раздел назывался «Характеристика производственных процессов как источников образования отходов».

Требования действующих Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных Приказом Минприроды России от 05.08.2014 № 349 (далее — Методические указания), недостаточно конкретизированы, что на практике иногда приводит к проблемным ситуациям при согласовании ПНООЛР.

Извлечение
из Методических указаний

[…]
19. В разделе «Сведения о хозяйственной и иной деятельности» ПНООЛР в текстовой форме приводится краткая характеристика и показатели хозяйственной и иной деятельности , в процессе которой образуются отходы .
По каждому структурному подразделению (цеху, участку и другим объектам), информация по которым включена в ПНООЛР, представляются блок-схемы технологических процессов, включающие в виде отдельных блоков:
используемые сырье, материалы, полуфабрикаты, иное ;
производственные операции (без детализации производственных процессов);
производимую продукцию (оказываемые услуги , выполняемые работы );
образующиеся отходы (по происхождению или условиям образования);
, включающие их накопление, использование, обезвреживание, размещение, а также по передаче отходов другим структурным подразделениям или другим хозяйствующим субъектам.
[…]

Вот и все требования. И если разработчиков ПНООЛР такие формулировки могут устроить (чем меньше формальных требований, тем легче в работе), то у служащих Росприроднадзора при рассмотрении ПНООЛР могут возникнуть (и, как правило, возникают!) вопросы, отвечать на которые все равно придется разработчику ПНООЛР.

С недавних пор вопросы могут возникать и у служащих органов власти субъектов Российской Федерации, поскольку согласно ст. 6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. от 03.07.2016; далее — Федеральный закон № 89-ФЗ) к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами отнесено в том числе установление нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, порядка их разработки и утверждения применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору .

В этой же статье закона к полномочиям субъектов Российской Федерации также отнесено утверждение методических указаний по разработке ПНООЛР (применительно к указанным объектам), однако, насколько мы можем судить, во многих регионах органы власти субъектов Российской Федерации пошли проторенной дорожкой и, не мудрствуя лукаво, взяли за основу Методические указания — либо напрямую отсылают к ним в своих нормативных актах, либо — чуть-чуть скорректировав терминологию и дополнив некоторыми требованиями — выпускают собственные методические рекомендации, почти дословно повторяющие Методические указания.

В общем, требования Методических указаний к оформлению данного раздела — то, что называется «не всяко слово в строку пишется». Но краткость не всегда сестра таланта, и формулировки Методических указаний вызывают многочисленные вопросы, особенно у тех, кто впервые сталкивается с разработкой ПНООЛР.

Например, насколько краткой (или, наоборот, подробной) должна быть характеристика деятельности предприятия? Какие показатели деятельности указывать в характеристике? Что такое блок-схемы и как конкретно их нужно составлять?

Попробуем разобраться с этими вопросами.

Краткая характеристика и показатели хозяйственной и иной деятельности

Требования Методических указаний распространяются на хозяйственную деятельность организации. Какая именно деятельность имеется в виду?

Согласно ГОСТ Р 52104-2003 «Ресурсосбережение. Термины и определения» хозяйственная деятельность — деятельность, осуществляемая в ходе производственной деятельности индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, независимо от формы собственности и от того, носит она коммерческий или некоммерческий характер.

Существует и более широкое толкование, например: «Хозяйственная деятельность представляет собой деятельность по производству продукции, осуществлению работ и оказанию услуг» .

Таким образом, хозяйственная деятельность — это основная деятельность любой организации (как коммерческой, так и некоммерческой).

Но важно уточнить, что требования Методических указаний распространяются не только на «хозяйственную», но и на «иную» деятельность, т.е. вообще на любую деятельность , которую так или иначе осуществляет данная организация, безотносительно к тому, связано это с производством продукции, выполнением работ, оказанием услуг, получением прибыли или нет; ведется ли деятельность по желанию самой организации или она вынуждена (обязана) это делать.

Какие же показатели хозяйственной и иной деятельности должны быть приведены? Методические указания не содержат никаких рекомендаций на сей счет. Не будучи специалистами в области производства, экономики и финансов, разработчики ПНООЛР зачастую вынуждены при оформлении данного раздела обращаться за помощью к профильным сотрудникам предприятия .

Отметим, на наш взгляд, главное. По содержанию показатели хозяйственной деятельности делятся на количественные и качественные:

Количественные — объем производимой продукции, количество работников, площадь посевов, поголовье скота и т.п.;

Качественные — производительность труда, себестоимость продукции, рентабельность, урожайность культур и т.п.

По источникам формирования (способам получения) выделяют показатели:

Нормативные — нормы расхода сырья, материалов, топлива, энергии, нормы амортизации, цены и др.;

Плановые — данные и сведения из планов экономического и социального развития предприятия, плановые задания подразделениям и т.п.;

Учетные — данные бухгалтерского, статистического, оперативного учета;

Отчетные — данные бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности;

Аналитические (оценочные) — определяемые в ходе анализа хозяйственной деятельности предприятия для оценки результатов и эффективности его работы.

Поскольку Методические указания не конкретизируют требования к показателям хозяйственной и иной деятельности (какие именно, за какой период), у разработчиков ПНООЛР в этом смысле «развязаны руки» — можно внести в раздел показатели по своему усмотрению.

НА ЗАМЕТКУ

Если мы бросим ретроспективный взгляд на то, как раньше формулировались требования к этому разделу, то обнаружим, что в Методических указаниях по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных Приказом Ростехнадзора от 19.10.2007 № 703 (далее — МУ-2007), требований было больше, но они во многом были логичны и более конкретны.
Например, что касается показателей деятельности: «Для видов экономической деятельности, направленной на производство продукции, указывается информация об основных видах сырья, производимой продукции, производственной мощности объектов.
Для видов экономической деятельности, направленной на оказание услуг, указываются виды и объемы оказываемых услуг (объемы перевозимого груза, количество посещений, койко-мест и др.)».
Нам представляется, что эти рекомендации можно взять на вооружение при оформлении раздела ПНООЛР и сейчас (а тем, кто разрабатывает ПНООЛР давно, «не снимать» с вооружения!).

В первую очередь желательно приводить такие показатели, от которых зависит образование отходов :

Объем производимой продукции (среднегодовой или с разбивкой по годам);

Объем оказываемых услуг (в тех величинах, в которых ведется учет, — количество обслуживаемых автомобилей, количество посетителей, количество приготавливаемых блюд и т.д.);

Количество закупаемого сырья и материалов (возможно, с конкретизацией по видам);

Количество и виды используемого технологического оборудования;

Количество и виды находящегося на балансе или в пользовании автотранспорта, годовой пробег (для предприятий, самостоятельно обслуживающих автотранспорт);

Количество работающих человек;

Площади помещений (торговые, складские, производственные и др.), территории;

Фактическое количество койко-мест (для гостиниц, общежитий), посадочных мест (для предприятий общественного питания), машиномест (для предприятий автосервиса) и т.п.

Обратите внимание: многие (если не все!) из этих показателей могут быть использованы (и используются) в дальнейшем расчете нормативов образования отходов. Поэтому их указание в данном разделе поможет и разработчику сразу перейти к расчетам нормативов, и служащему государственных органов верифицировать расчеты.

Из Методических указаний неясно, должна ли быть взаимосвязь между краткой характеристикой деятельности и дальнейшим составлением блок-схем. Но очевидно, что, не зная и не понимая структуры предприятия и производственных процессов, блок-схемы составить не удастся. Поэтому на первом этапе необходимо составить структуру предприятия .

Здесь многие разработчики сталкиваются с проблемами. Например, на крупных предприятиях организационная структура может быть такой сложности и иерархичности, что одно только ее описание займет не одну страницу. При этом может быть много подразделений, где образуются одни и те же виды отходов (а могут быть и такие, где отходов вообще не образуется). Более того, все эти подразделения могут располагаться в одних и тех же помещениях.

По нашему мнению, чрезмерная детализация структуры предприятия при разработке ПНООЛР не требуется . Разумеется, необходимо обязательно указывать те подразделения, в которых возможно образование отходов. Саму структуру организации желательно давать в таком разрезе, в каком на предприятии ведется учет образования и движения отходов. Это облегчит в дальнейшем и ведение этого учета, и составление технического отчета по обращению с отходами.

Например, если на предприятии есть много подразделений, занимающихся административной и офисной деятельностью, и при этом в каждом из них образуются только отходы от уборки помещений и/или отходы оргтехники, которые учитываются на предприятии в целом, то, на наш взгляд, такие подразделения можно объединить при описании структуры предприятия и составлении блок-схем в дальнейшем (назвав эти объединенные подразделения, скажем, «административные службы»).

К слову, в МУ-2007 при описании структуры организации рекомендовалось указывать производственные подразделения, подразделения технического обслуживания и ремонта приборов, аппаратуры, машин, оборудования, транспортных средств и т.д., объекты социальной инфраструктуры (включая объекты общественного питания, магазины и др.) и т.п.

Сейчас прямое требование приводить описание структуры организации отсутствует. Но поскольку в Методических указаниях есть конкретные требования к составлению блок-схем — которые должны быть представлены для каждого структурного подразделения , упоминаемого в ПНООЛР, — то все-таки желательно указать эти подразделения в той или иной форме.

Итак, разработчик ПНООЛР представил структуру предприятия (с подразделениями), привел показатели деятельности. Далее остается вопрос о краткой характеристике деятельности. Может быть, уже достаточно перечня показателей деятельности? Если следовать букве закона, то зачастую этого может быть достаточно: например, информация о количестве обслуживаемых автомобилей, количестве закупаемого сырья, объеме продукции и т.п. уже кратко характеризует деятельность организации.

Но, конечно, дух закона не будет соблюден. Ведь, характеризуя деятельность предприятия, важно указать все источники образования отходов . А для этого необходимо дать более детальное описание технологических процессов при изготовлении продукции; более детальное описание оказываемых услуг и выполняемых работ (например, для автосервисных предприятий: какие детали/узлы/жидкости заменяются). Но насколько подробно все это должно быть указано? Четких рекомендаций в Методических указаниях нет, и здесь приходится полагаться на здравый смысл и на собственный опыт (получаемый порой методом проб и ошибок).

Нам не раз приходилось слышать, как служащие Росприроднадзора формулируют свои требования к оформлению этого раздела. Они говорили примерно следующее: читая этот раздел, мы должны четко и однозначно увидеть и понять:

Описание процесса производства (оказания услуг, выполнения работ, в т.ч. вспомогательных — по ремонту, обслуживанию оборудования и т.д.);

Описание применяемого оборудования, используемого сырья и материалов;

Все образующиеся в результате отходы;

Все ли отходы учтены.

При этом государственные служащие могут не быть специалистами в том или ином виде производства. И — как ни странно это прозвучит — именно поэтому разработчику ПНООЛР нужно максимально ответственно подходить к оформлению данного раздела ПНООЛР, дать в нем всю нужную информацию по всем источникам образования отходов (и подробно объяснить, почему в данном подразделении или на данном этапе технологического цикла не образуются отходы ), ибо из-за недостатка информации при рассмотрении ПНООЛР может закрасться подозрение, что какие-то отходы не были включены в номенклатуру образующихся на предприятии отходов.

Но бывает и наоборот — сотрудники государственных органов зачастую оказываются специалистами в определенных областях и, зная вид производства или сферы услуг, сразу понимают, какие отходы могут образоваться. А те из сотрудников, кто рассматривает ПНООЛР, уже достаточно поднаторели в своей области (а многие из них еще и участвовали в выездных проверках). Так что разработчикам ПНООЛР не следует уповать на то, что удастся обмануть государственных служащих, утаить (скрыть) какие-то отходы или указать не те, что реально образуются.

И, кстати, это не в долгосрочных интересах самих предприятий. Если, допустим, при разработке ПНООЛР какие-то отходы не были учтены и при рассмотрении ПНООЛР это по какой-то причине не заметили, то при проведении выездной проверки может всплыть наличие неучтенных отходов. И это приведет и к административному штрафу, и к необходимости заново разработать и согласовать ПНООЛР, т.к. внесение дополнительных видов отходов в ПНООЛР законодательством не предусмотрено.

Блок-схемы технологических процессов

Переходя от требований Методических указаний в отношении краткой характеристики деятельности к блок-схемам производственных процессов, мы понимаем, что, по сути, это две стороны одной медали.

В МУ-2007 это было выражено совершенно четко: «Сведения о производственных процессах как источниках образования отходов представляются в текстовой форме или в виде блок-схем по каждому производственному участку».

То есть раньше разработчики ПНООЛР имели свободу выбора: описывать все процессы — как производственные, так и непроизводственные — в текстовом виде или представить блок-схемы.

А еще раньше, согласно МУ-2002, требования были даже более конкретизированы: «В разделе "Характеристика производственных процессов как источников образования отходов" приводится краткая характеристика технологии производства и технологического оборудования, в процессе использования которых образуются отходы. Сведения представляются в текстовой форме или в виде блок-схем производственных процессов по каждому участку. […] Индивидуальные предприниматели или юридические лица, не имеющие в своей деятельности технологических процессов, блок-схемы не составляют и все сведения приводят в текстовой форме».

То есть в МУ-2002 также была свобода выбора, при этом при отсутствии технологических процессов блок-схемы не требовались .

Сейчас же согласно Методическим указаниям блок-схемы технологических процессов — обязательное требование .

И здесь мы сталкиваемся с тем, что не все разработчики ПНООЛР понимают, что же такое блок-схема. Требования Методических указаний заключаются лишь в том, что в виде отдельных блоков должны быть представлены:

Используемые сырье, материалы, полуфабрикаты, иное;

Производственные операции;

Производимая продукция (оказываемые услуги, выполняемые работы);

Образующиеся отходы;

Операции по обращению с отходами.

При отсутствии других требований каждый из разработчиков ПНООЛР действует кто во что горазд, в меру своего понимания.

Вот, например, какие, с позволения сказать, «блок-схемы» нам встречались в различных ПНООЛР (рис. 1):

Но прежде чем критиковать подобные «блок-схемы», попробуем разобраться, что такое, товарищи, «блок» и что такое, товарищи, «схема» ? В шутку перефразировав цитату известного литературного персонажа, можно было бы сказать, что схема — это человеческая мысль, облеченная в логическую форму (и это было бы не так далеко от истины). Но шутки в сторону! Вопрос, на самом деле, достаточно серьезный.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Блок-схемы — это часть ПНООЛР, которая должна показать все процессы , происходящие в организации, и все отходы , образующиеся в ней. И ошибки в представлении блок-схем могут привести к проблемам при рассмотрении ПНООЛР в государственных органах.

Очевидно, что блок-схема — это схема, состоящая из блоков. К сожалению, в законодательстве такого понятия, как «блок-схема», нет, поэтому обратимся за помощью к справочным изданиям и технической нормативной литературе.

Согласно статье из словаря с хема — это: «1. Совокупность взаимосвязанных частей какого-н. устройства, прибора, узла […]. 2. Изложение, описание, изображение чего-н. в главных чертах» .

Наиболее близкое для нас определение понятия «блок» : «Часть механизма, прибора и т.п., представляющая собой совокупность функционально объединенных, нередко однотипных элементов, частей» . В нашем случае «и т.п.» — это технологический процесс, в результате которого образуются отходы.

В технической и справочной литературе есть и определения понятия «блок-схема» :

. «Структурная схема (блок-схема) определяет основные функциональные части изделия (установки), их назначение и взаимосвязи » ;

. «Блок-схема представляет собой графический документ, дающий представление о порядке работы алгоритма» ;

. «Блок-схема — схема, определяющая взаимосвязь блоков» ;

. «Блок-схема условное изображение алгоритма решения задачи, документооборота, последовательности выполнения рабочих операций или процедур с помощью стрелок, соединительных линий и геометрических фигур различной формы, содержащих внутри символы управления или тексты».

В этих определениях ключевые слова — графическое описание, взаимосвязи, последовательность выполнения. Обобщив, дадим такое определение понятия «блок-схема» применительно к ПНООЛР: блок-схема технологического процесса графическое описание последовательности осуществления технологического процесса и процессов образования отходов, представляющее собой совокупность взаимосвязанных блоков различной формы, соединенных между собой линиями и стрелками и изображающих сырье (материалы, полуфабрикаты, иное); производственные операции; производимую продукцию (услуги, работы); отходы; операции по обращению с отходами.

Что же не так в так называемых «блок-схемах» на рис. 1?

Прежде всего (и это главное), на рис. 1а и 1б представлены не блок-схемы , а таблицы . Последовательность технологических процессов, приводящих к образованию отходов, из них не видна. На рис. 1в мы уже видим стрелки (т.е. направление процесса образования отходов), но, по сути, это тоже таблица, состоящая из строк, в каждой из которых по одному блоку. Из этой «схемы» нельзя получить целостной картины осуществляемых на предприятии процессов, в частности:

В один процесс могут быть вовлечены несколько видов сырья/материалов;

С одним видом сырья/материалов могут быть осуществлены (последовательно или параллельно) несколько видов операций;

Один вид отхода в одном производственном процессе может быть образован при осуществлении разных производственных операций;

В результате одной операции может быть образовано несколько видов отходов;

Несколько видов отходов (после их образования) могут накапливаться и подвергаться другим операциям как раздельно, так и в смеси;

Операции дальнейшего обращения с отходами могут включать в себя несколько этапов (например, один отход может сначала накапливаться, а потом уже транспортироваться с территории предприятия, другой — после образования сразу подлежит транспортированию, третий — сначала накапливается, а потом утилизируется на самом предприятии).

И если для некоторых процессов такая «линейная» схема (как на рис. 1в) может подойти, то как систему ее рекомендовать нельзя.

КСТАТИ

В МУ-2007 кроме рекомендаций по представлению блок-схем были и требования к составлению таблиц, аналогичных показанным на рис. 1 . Вероятно, разработчики ПНООЛР еще не успели «перестроиться» и вместо блок-схем по-прежнему ваяют таблицы.
Правда, возможно, кого-то отпугивает сложность «рисования» блок-схем, ведь таблицы средствами текстовых редакторов делать легче. Но на самом деле это все вопрос времени и опыта, надо только понять принципы.
Для составления блок-схем подойдут встроенные графические средства текстовых редакторов. Можно использовать графические редакторы или специальные программные средства для создания блок-схем. В конце концов, можно нарисовать (начертить) блок-схемы от руки и отсканировать.

Итак, отметим очевидные ошибки в блок-схемах на рис. 1:

При образовании загрязненных отходов (обтирочный материал, щебень) кроме используемых материалов необходимо указать источники загрязнения (вещества, материалы, иное), иначе непонятно, откуда вдруг появляются загрязненные отходы;

. прочерков в блоке «Сырье, материалы, полуфабрикаты, иное» быть не должно . Мы живем в материальном мире, из пустоты отходы образоваться не могут.

Так, в примере на рис. 1б для того, чтобы образовался отход «Растворы буровые при бурении нефтяных скважин отработанные малоопасные», очевидно, были применены буровые растворы (которые, в свою очередь, могут быть получены в результате смешивания нескольких компонентов). В примере на рис. 1в мусор от офисных и бытовых помещений — отход потребления, образованный из использованных материалов, а также пыли и, возможно, песка;

Если в результате одного процесса образуется несколько видов отходов (как в примере на рис. 1б — при проведении сварочных работ), то из блока «Производство сварочных работ» должно быть две стрелки , ведущие, соответственно, к образующимся отходам «Шлак сварочный» и «Остатки и огарки стальных сварочных электродов», которые, в свою очередь, могут накапливаться раздельно друг от друга, что также должно быть отражено на блок-схеме;

. операции по обращению с отходами должны быть представлены во всей полноте . Если после образования отхода он сразу подлежит утилизации, или если сначала отход накапливается на территории предприятия, или если известны дальнейшие этапы обращения с отходами (транспортирование, обработка, обезвреживание, утилизация, размещение) — это надо указать.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Методические указания были утверждены до изменения терминологии в Федеральном законе № 89-ФЗ, поэтому в них говорится об «использовании» (а не об «утилизации») и отсутствует «обработка отходов». Конечно, все операции по обращению с отходами должны быть указаны в соответствии с требованиями федерального законодательства.

Недоумение может вызвать то, что Методические указания рекомендуют включать в блок-схемы «производственные операции (без детализации производственных процессов)». Как известно всем, кто мало-мальски разбирается в производстве и в экономике предприятия, производственная операция — это часть производственного процесса (а не наоборот!). Авторов Методических указаний, а также всех, кому это интересно, отсылаем к специальной литературе, в которой черным по белому написано, что «производственный процесс [...] распадается на множество элементарных технологических процедур, которые совершаются при изготовлении готового изделия. Эти отдельные процедуры называются операциями» . Поскольку уточнение «без детализации производственных процессов» противоречит здравому смыслу, то оставим это на совести авторов Методических указаний.

Судя по всему, в экологи редко идут специалисты, имеющие образование в области информатики. Иначе не возникали бы такие казусы, как на рис. 1, потому что программистам, например, известен ГОСТ 19.701-90 «ЕСПД. Схемы алгоритмов, программ, данных и систем. Обозначения условные и правила выполнения», в котором даны правила выполнения блок-схем алгоритмов, программ, данных и систем; определены графические символы для изображения каждого конкретного вида данных, способа ввода, видов операций, связей между всеми блоками, т.е. конкретные правила построения блок-схем.

Как мы уже отметили, к сожалению, Методические указания не дают никаких правил построения блок-схем производственных процессов, поэтому для экологов эта задача — говоря словами того же литературного персонажа — «quasi una fantasia» , т.е. каждый разработчик ПНООЛР в меру своей фантазии и опыта сам вправе определять графические символы для изображения видов блоков, связи между блоками и в целом общий вид блок-схем. Ну а кто сказал, что профессия эколога не творческая?!

Совершенно не претендуя на абсолютную истину, выскажем свой подход к формированию блок-схем. На рис. 2 мы представили типичную блок-схему. Для каждого из блоков, рекомендованных Методическими указаниями, избран отдельный графический символ. Тонкими стрелками показан технологический процесс — от поступления, использования материалов, сырья и т.п. до удаления отхода с территории предприятий или до утилизации/обезвреживания/размещения на территории предприятия (операции по удалению отхода показаны отдельной фигурой, хотя можно было бы в одном блоке указать все операции по обращению с соответствующим отходом).

Можно выбрать различные графические символы для сырья, материалов, полуфабрикатов, иного , но на нашей схеме все эти блоки представлены прямоугольниками . Для наглядности изображения иногда можно представить сначала группы операций, а потом — сами операции, хотя можно все операции показывать отдельно. Отходы, накапливаемые в смеси, представлены соответствующим образом.

Для продукции мы выбрали один графический символ , для работ, услуг другой . Для вспомогательной деятельности предприятия (уборка помещений/территорий, списание оборудования и т.п.), как нам кажется, указание в соответствующей блок-схеме отдельных блоков «продукция, услуги, работы» бывает лишено смысла, т.к. сами по себе эти операции, по сути, и являются осуществляемыми работами/услугами. В остальных случаях, когда основной деятельностью предприятия является выпуск продукции, выполнение работ, оказание услуг, эти блоки, вероятно, должны быть обязательно и, кроме того, отличаться от блоков «операции».

По нашему мнению, в некоторых случаях можно вводить и новые элементы , если это поможет более наглядно представить производственный процесс, например оборудование (хотя под словом «иное» из Методических указаний можно понимать и используемое оборудование).

Для некоторых видов производств можно все технологические процессы представить на одной блок-схеме. Возможно, она окажется сложной для исполнения, но зато вся картина производственного процесса будет видна как на ладони. В некоторых случаях можно выделять какие-то процессы или цепочки операций из общей блок-схемы (например, операции по обслуживанию оборудования, другие вспомогательные операции; производственные операции, если их представление на одной блок-схеме слишком трудно для восприятия).

Главное, чтобы блок-схемы позволяли увидеть полную картину осуществляемых на предприятии процессов, в результате которых образуются отходы.

На рис. 3-5 представлены примеры блок-схем основных технологических процессов на предприятии, осуществляющем изготовление медной и алюминиевой проволоки, токопроводящих жил. На рис. 3 показана блок-схема производственных процессов, на рис. 4 — процессов и операций по обеспечению производства (обслуживанию оборудования), на рис. 5 — процессов вспомогательной деятельности (обеспечение освещения и уборки помещений, работы делопроизводства).

Заключение

Итак, как мы увидели, требования Методических указаний к разработке раздела «Сведения о хозяйственной и иной деятельности» ПНООЛР и к представлению блок-схем технологических процессов сформулированы только в общем виде. Оформление этого раздела при всей кажущейся простоте не лишено подводных камней. В случае необходимости рекомендуем к разработке этого раздела привлекать профильных специалистов предприятия (технологов, экономистов, сотрудников отдела кадров), чтобы производственная структура предприятия, все осуществляемые процессы и операции были наглядно представлены и описаны.

При отсутствии четких требований в Методических указаниям рекомендуем руководствоваться здравым смыслом и проявлять творческий подход там, где это необходимо. Надеемся, что высказанные нами размышления и советы помогут при разработке ПНООЛР.

Пользуясь случаем, хотели бы обратиться к представителям органов власти субъектов Российской Федерации, реализующим свои полномочия в области обращения с отходами: коль скоро Федеральный закон № 89-ФЗ наделил вас полномочиями утверждать методические указания по разработке ПНООЛР — пожалуйста, будьте критичны к Методическим указаниям. Конечно, не надо отбрасывать то ценное, что там есть. Но брать оттуда требования и положения, противоречащие законодательству и здравому смыслу, на наш взгляд, не нужно. На страницах «Справочника эколога» не раз высказывались критические замечания к Методическим указаниям и предложения по их улучшению (в т.ч. и автором этих строк), которые, как нам кажется, заслуживают рассмотрения.

А вообще, было бы неплохо организовать что-то вроде «круглого стола» (хотя бы «виртуального»), за которым собрать представителей всех регионов России, чтобы обсудить действующие Методические указания и выработать общие подходы по их улучшению. Это будет на пользу как предприятиям, так и служащим всех уровней и ветвей государственной власти.

О методах расчета нормативов образования отходов нами была подготовлена целая серия статей, не потерявших своей актуальности и сейчас:

- Прохоров И.О. Нормативы и годовые нормативы образования отходов, правовая основа методов расчета нормативов // Справочник эколога. 2014. № 7. С. 44-57;

- Прохоров И.О. Выбор метода расчета нормативов образования отходов // Справочник эколога. 2014. № 8. С. 75-84;

- Прохоров И.О. Методы расчета нормативов образования отходов: метод расчета по материально-сырьевому балансу и расчетно-аналитический метод // Справочник эколога. 2014. № 9. С. 93-104;

Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учеб. пособие. Мн.: Новое знание, 2002.

Можно, конечно, попытаться по-прежнему не приводить блок-схемы, ссылаясь на отсутствие технологических процессов (например, указать, что уборка помещений, списание оборудования и т.п. не являются технологическими процессами), но тогда надо понимать, что бремя доказывания отсутствия блок-схем в ПНООЛР будет лежать на его разработчике, и не факт, что государственные служащие, рассматривающие ПНООЛР, эти доказательства безоговорочно примут.

Поэтому мы все же рекомендуем наряду с текстовой краткой характеристикой деятельности приводить блок-схемы, тем более что при отсутствии в Методических указаниях жестких требований к текстовой части можно все процессы образования отходов более наглядно представить как раз в виде блок-схем.

ВСН 514-89 «Требования к проектированию объектов по производству минеральных удобрений с применением блоков. Технология производства».