Коммуникации как главный элемент системы управления. Эффективность и качество коммуникационной связи. Обоснование и актуальность выбранной темы

Принципы хозяйственного права – его основополагающие начала – распространяются на весь комплекс правовых норм, обеспечивающих регулирование хозяйственной деятельности. Для данной отрасли права характерны следующие принципы.

  • 1. Принцип целенаправленности воздействия на достижение обоюдных интересов в результате хозяйственной деятельности субъектов хозяйственных правоотношений.
  • 2. Принцип равноправия субъектов хозяйственных правоотношений независимо от уровня, который они занимают в народно-хозяйственном комплексе: нормы нрава, регулирующие их хозяйственные отношения, в равной мере распространяются на всех участников этих отношений.
  • 3. Принцип экономической свободы и поощрения предпринимательского поведения хозяйственных организаций.
  • 4. Принцип поощрения добросовестной конкуренции и защиты от монополизма и недобросовестной конкуренции.
  • 5. Принцип комплексности государственного воздействия на хозяйственные отношения путем сочетания экономических, организационно-административных и политических механизмов, позволяющих целенаправить мотивацию деятельности различных социальных групп (предпринимателей, менеджеров, специалистов, непосредственных участников производственно-хозяйственных процессов – рабочих) на достижение общественно необходимых хозяйственных результатов.
  • 6. Принцип законности. В условиях рыночной экономики в основу оценки законности ставится достижение экономической эффективности деятельности в интересах государства и общества без нарушения запретов закона и прав других лиц.

Под методом правового регулирования , применяемым в конкретной отрасли права, понимается совокупность способов и приемов регулирования отношений между субъектами, складывающихся вследствие особых свойств предмета правового регулирования. Обычно считается, что каждой отрасли права присущ свой, особый, метод регулирования. В гражданском праве эта особенность выражается в юридическом равенстве взаимодействующих субъектов, в административном – в наличии отношений власти и подчинения. Однако наряду с этим в науке права широко обсуждается вопрос о единстве метода правового регулирования, в котором правовое воздействие принимает характер дозволения , предписания и запрета .

Предмет хозяйственного права имеет ряд особенностей, которые должны быть учтены при определении метода правового регулирования. К ним относятся:

  • большое разнообразие реальных хозяйственных отношений, имеющих место в силу разнообразия деятельности участвующих в этих отношениях субъектов хозяйствования, а также в силу разнообразия научно-технического, экономического, социального и организационного потенциалов этих субъектов;
  • самостоятельность субъектов хозяйствования в выборе и определении организационно-правовой формы предприятия, характера деятельности, ассортимента выпускаемой продукции и услуг, рынков снабжения и сбыта, производственной кооперации, системы управления, стратегии развития и т.п.;
  • рыночный характер отношений между субъектами хозяйствования;
  • организация деятельности и управления на основе разнообразных по своей природе механизмов;
  • возможность создания субъектами хозяйствования собственных (акционерных) механизмов взаимодействия и их усиления по мере развития акционерного предпринимательства.

Все это не позволяет встроить правовое регулирование в рамки какого-либо одного метода. Да и сама отрасль хозяйственного права имеет комплексный характер, и, следовательно, ей присущи методы, используемые в других отраслях права.

Метод хозяйственного права должен обеспечивать:

  • 1. Трансформацию правоотношений в мотивацию деятельности и в воздействия экономической, организационно-административной и политической природы в соответствии с природой факторов, на которые осуществляются эти воздействия.
  • 2. Различные режимы воздействия: властное или диспозитивное (не предусматривающее наказание или поощрение) воздействия. Последнее реализуется в форме договорных или рациональных отношений, устанавливаемых самими субъектами хозяйствования в соответствии с рекомендациями правовой нормы.
  • 3. Правовой характер воздействия, выражающийся в форме дозволения, или (и) предписания, или (и) запрета, содержащихся в правовой норме.

Этим требованиям к методу правового регулирования соответствует пространственная модель воздействия на предмет регулирования (объект управления), следование которой обеспечивает разнообразие регулирующих правовых воздействий и их синтез в правовой механизм в составе комплексного механизма управления (рис. 1.12).

Разнообразие правовых воздействий создает возможность формирования альтернатив в хозяйственных правоотношениях. В силу этого правовое регулирование приобретает итеративный характер (рис. 1.13). С установлением реальных хозяйственных отношений производится отбор правовых норм, которыми руководствуются субъекты этих отношений и, таким образом, определяется одна из альтернатив правоотношений (связь 1–2). При этом может потребоваться коррек-

Рис. 1.12.

Рис. 1.13.

тировка реальных хозяйственных отношений (связь 2–1). Целесообразно при формировании пары (реальные хозяйственные отношения, хозяйственные правоотношения) сформировать ряд альтернатив и выбрать наиболее рациональную из них. Далее в соответствии с выбранной альтернативой необходимо включить сформированные правоотношения в комплексный механизм управления (связь 2–3) и определить управляющие воздействия мотивационного, экономического, организационно-административного и политического характера. Чем шире и разнообразнее совокупность факторов, присущих реальным хозяйственным отношениям, тем разнообразнее должна быть природа воздействий. Искусство формирования конкретного механизма управления является важнейшим достоинством менеджера и требует от него определенных качеств. Овладение этим искусством возможно лишь в том случае, если менеджер освоит метод синтеза основополагающих категорий управления в сложные категории. Один из таких методов был показан ранее (см. рис. 1.2). Формирование пары [хозяйственные правоотношения, управляющие воздействия] дополняет этот метод (рис. 1.13). Не исключено, что данный процесс потребует корректировки правоотношений (связь 3–2). При оценке эффективности устанавливаемых правоотношений следует в первую очередь оценить возможное влияние правовой нормы на мотивацию деятельности субъектов данных хозяйственных отношений: безусловно недопустимо снижение плотности мотивации в достижении поставленных целей под влиянием установленной нормы. Правовая норма выполняет свою роль только в случае, если ее реализация усиливает мотивацию целенаправленной общественно необходимой деятельности. Таким образом, формирование этой пары носит также итеративный характер.

Однако окончательно оценку эффективности правового регулирования хозяйственной деятельности можно дать лишь по полученному результату (результатам), так как в хозяйственные отношения всегда вступает несколько субъектов хозяйствования. Если получаемые результаты устраивают, то задача правового регулирования выполняется (выполнена) успешно. Если же полученные результаты не устраивают, то необходимо на последующем этапе хозяйственной деятельности или вновь пересмотреть правоотношения (связь 5-2), или установить новые хозяйственные отношения, возможно, с иными субъектами хозяйствования (связь 5–1).

Не исключено, что некоторые существующие хозяйственные правовые нормы не позволяют получить нужный хозяйственный результат, так как сдерживают (ограничивают) использование имеющихся возможностей. В этом случае хозяйственник может воспользоваться принципом: законно все, что позволяет получить нужный общественно необходимый эффект и прямо не противоречит закону, хозяйственному обычаю и нормам нравственности.

Под источником права понимается государственная воля, выраженная в акте компетентного государственного органа. Этими актами в хозяйственном праве являются:

  • Конституция РФ – главный источник всей системы права;
  • кодексы Российской Федерации;
  • федеральные законы – основной вид источника;
  • указы Президента РФ, издаваемые в дополнение или развитие законов, при наличии в них пробелов и при необходимости оперативного установления правовых норм;
  • постановления Правительства РФ, издаваемые в пределах его компетенции в развитие и исполнение законов;
  • технические регламенты на продукцию; процессы производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации; на выполнение работ или оказание услуг;
  • акты министерств и ведомств, направленные на исполнение законов, указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ. Для хозяйственного права наибольшее значение имеют акты органов, действующих непосредственно в экономической сфере (Минфина России, Минэкономразвития России, Банка России и др.);
  • акты региональных органов власти и управления, издаваемые в пределах их компетенции в соответствии с разграничением полномочий между Российской Федерацией и субъектами РФ;
  • акты местных органов власти и управления, имеющие хозяйственно-правовое содержание.

В правовой системе действует принцип непротиворечивости : правовые акты органов власти и управления нижестоящего уровня не должны противоречить соответствующим правовым актам органов вышестоящего уровня. В противном случае действует правовой акт органов вышестоящего уровня. Так, федеральные законы и указы Президента РФ должны соответствовать Конституции РФ, иначе действуют нормы, установленные Конституцией РФ.

Постановления Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ по вопросам хозяйственного права не являются источниками права и служат руководством по правильному и единообразному применению судами соответствующих законов и других правовых актов.

Особенность хозяйственного права как отрасли права в значи­тельной степени определяется его источниками.

Источники хозяйственного права - внешняя форма выра­жения правил поведения в сфере хозяйствования, обеспечиваю­щая их общеобязательность и регулятивное действие.

Источники права форма выражения существования юридических норм.

К источникам хозяйственного права Украины относятся:

1. хозяйственное законодательство;

2. нормативные договоры;

3. судебная практика;

4. деловые обычаи;

5. юридическая доктрина.

В своей совокупности источники хозяйственного права опреде­ляют рамки юридически значимого поведения субъектов хозяй­ствования.

Виды источников права:

2. Нормативный договор - это соглашение двух или нескольких субъектов (членов корпорации, корпораций, госу­дарств и т. д.) которые устанавливают права и обязанности как об­щие правила поведения на будущее (неопределенное) время для неопределенного (неперсонифицированного, кроме участвующих в заключении соглашения) круга субъектов.

Нормативные договоры можно условно разделить на внутриго­сударственные и межгосударственные.

Внутригосударственные нормативные договора (типичные договора, примерные уставы, учредительные договора о создании хозяйственных обществ, уставы хозяйственных обществ и др.);

К внутригосударственным нормативным договорам относят­ся договоры присоединения, рассматриваемые в литературе как формулярное право. Такие договоры основываются на волеизъяв­лении экономически сильного субъекта хозяйствования, выра­женном в формуляре или иной стандартизованной форме, когда договор заключается путем присоединения другой стороны к этим условиям без возможности предложить свои условия (ч. 1 ст. 634 ГК). К таким договорам относятся, например, правила биржевой торговли и биржевого арбитража, договоры на поставку энергоре­сурсов, договоры перевозки, договоры банковского счета и т.п.

Межгосударственные (международные) нормативные договора (соглашения, конвенции, пакты и др.).

Межгосударственные нормативные договоры занимают особое место в системе источников хозяйственного права. Согласно ст. 9 Конституции Украины действующие международные договоры, согласие на обязательность которых дала Верховная Рада Украи­ны, становятся частью национального законодательства Украины.

Наиболее важными для хозяйственного права являются такие межгосударственные договоры, как:

1. Конвенция о защите прав и основных свобод человека 1950 г.;

2. Конвенция ООН 1980 г. о международном договоре купли-продажи;

3. Женевская конвенция 1930 г., устанавливающая Единооб­разный закон о переводном и простом векселе;

4. Парижская конвенция 1965 г. об охране промышленной собственности;

5. Вашингтонская конвенция 1965 г. об урегулировании инве­стиционных споров между государствами и лицами других государств и другие.

3. Судебная практика как источник хозяйственного права

Вопрос о судебной практике как источнике хозяйственного пра­ва является дискуссионным. Господствующая доктрина не призна­ет судебный прецедент в качестве источника права.

Судебный прецедент - решение по конкретному делу суда или административного органа, которое приняло норму для решения будущих аналогичных дел.

В то же время практические исследования и многие ученые отмечают активное воздействие судебных решений на формирование общеобязатель­ных правил поведения, в том числе в сфере хозяйствования. Приве­дем лишь некоторые обстоятельства, свидетельствующие в пользу мнения последних.

1.Решения Конституционного суда устраняют пробелы в праве.

Норма, которая подлежит проверке на конституционность Кон­ституционным судом Украины, является всегда конкретной нор­мой, но выводы суда имеют, как правило, более общее значение и могут быть распространены на аналогичные по юридическому со­держанию нормы других актов законодательства. В связи с этим правовые позиции, сформулированные Конституционным судом Украины, могут рассматриваться как судебные прецеденты, кото­рые заполняют пробелы в законодательстве и формируют судеб­ную практику, обеспечивая ее одинаковость.

2.Являясь участником Европейской конвенции «О защите прав и основных свобод человека», Украина согласилась с при­менением процессуальных механизмов, принятых в деятельно­сти судебных органов, обеспечивающих применение конвенции. В свою очередь данные процессуальные механизмы допускают использование прецедентов в качестве источников права.

Так, при рассмотрении дела о нарушении права собственности по иску «Совтрансавто-Холдинг» к Украине Европейский суд по правам человека «руководствовался своим прецедентом, впервые сформулированным в решении по делу «Спорронг и Леннрот про­тив Швеции» и применяемом впоследствии в своих решениях, ка­сающихся защиты права собственности».

3.Законодательство Украины имеет оценочные понятия и дру­гие неоднозначные категории, которые должны быть истолкованы судами общей юрисдикции.

К таким категориям относится, в частности, «публичный поря­док», «интересы», «добросовестность» и т.п. «Содержание таких понятий определяется не законодателем при принятии соответс­твующей нормы, а при ее применении». Поэтому решения судов, в особенности высших инстанций, по определению данных оце­ночных понятий становятся неотъемлемой частью правил осу­ществления хозяйственной деятельности.

4. Большинство писем, решений высших судебных инстанций, разъяснений Пленума ВСУ (Верховного суда Украины) и правовые позиции ВСУ фактически являются источником права при рассмотрении дел для всей систе­мы судебных органов по принципу: аналогичные дела Хозяйственное процессуальное законодательство в ряде слу­чаев прямо предписывает использование в процессуальной де­ятельности судебных прецедентов.

Так, в ст. 111-15 ХПК Украины одним из оснований пересмотра Верховным Судом Украины в кассационном порядке постановле­ний Высшего Хозяйственного Суда Украины называется «выявле­ние разного применения Высшим хозяйственным судом Украины одного и того же положения закона или иного нормативно-право­вого акта в аналогичных делах».

6.Наконец, дальнейшая дифференциация и непрекращающее­ся, порой бессмысленное увеличение количества актов хозяйствен­ного законодательства, нередкое отсутствие системного подхода к нормированию экономического уклада, приводят к практической необходимости судебного прецедента для формирования обще­ственного представления о реальном содержании хозяйственных правоотношений.

Объем настоящего курса не позволяет раскрыть значение юри­дической доктрины как источника хозяйственного права. Соот­ветствующие положения подробно рассмотрены в хозяйственно-правовой литературе.

4. Под деловым обычаем понимается правило поведения, сложившееся вследствие его фактического применения в течение длительного времени. Обычай становится правовым, обязательным, если он санкционирован нормативно-правовыми актами или воспринят судебной практикой.

В ст. 7 ГК Украины дается общее легальное определение обы­чая. Под обычаем понимается правило поведения, которое не установлено актами гражданского законодательства, но яв­ляется устоявшимся в определенной сфере гражданских отно­шений.

Это правила поведения, широко применяемые в какой-либо области предпринимательской деятельности, не предусмотренные законодательством:

Могут использоваться только в сфере предпринимательской деятельности;

Не должны противоречить действующему законодательству;

Должны быть широко известны сторонам в силу многократного применения;

Особенно широко применяются в международном праве.

Особенно велика роль обычаев в хозяйственном (торговом) праве.

О применении обычая в хозяйственном праве свидетельствуют специальные указания норм права типа «торговые и иные честные обычаи» (ст. 32 ХК Украины), «профессиональная этика» (ст. 38 ХК), «условия, необходимые для договоров данного вида» (ст. 180 ХК Украины), «требования, которые обычно предъявляются» (ст. 193 ХК Украины), «виды обеспечения исполнения обяза­тельств, которые обычно применяются в хозяйственном (деловом) обороте» (ст. 199), «обычный уровень качества» (ст. 268 ХК Укра­ины), «банковские обычаи» (ст. 344 ХК Украины) и т.п.

Учитывая, тот факт, что хозяйственное право в ряде случаев допускает использование норм ГК Украины для регулирования диспозитивных отношений, следует выделять случаи соответствую­щего санкционирования обычаев со стороны ГК Украины. Так, ГК Украины указывает на «обычай делового оборота» в ст.ст. 213, 526,529,538,627,630,652 и др.

Косвенно на необходимость применения обычаев в хозяйствен­ных отношениях указывают также такие оценочные понятия, как «добросовестность» (ст. 162 ХК), «своевременные меры» (ст. 211 ХК), «непреодолимая сила» (ст. 218 ХК) и др.

Обычай применяется также в тех случаях, когда необходимо определить «разумные критерии» сроков, качества, количества и других общепринятых характеристик обязанности стороны. На­пример, согласно ч. 1 ст. 298 ХК Украины коммерческий агент должен уведомлять субъекта, которого он представляет, о каждом случае его посредничества. В данном случае уведомление должно поступить в разумный срок, хотя ХК об этом прямо не говорит.

В ряде случаев ХК Украины санкционирует возможность офор­мления торговых и других честных обычаев. В частности, согласно ст. 38 ХК Украины субъекты хозяйствования при содействии за­интересованных организаций могут разрабатывать правила про­фессиональной этики в конкуренции для отдельных сфер хозяй­ствования и определенных областей экономики. Эти правила со­гласовываются с Антимонопольным комитетом Украины и могут использоваться при заключении договоров, разработке учреди­тельных и других документов субъектов хозяйствования. В ст. 7 ГК Украины также говорится о том, что обычай может быть зафик­сирован документально.

Проблемным является вопрос о юридической силе обычаев в иерархии иных источников хозяйственного права и хозяйственных договоров. Обычай применяется в большинстве стран субсидиарно , когда нет источников права более высокого порядка. ХК Украины не содержит прямых указаний на этот счет. В то же время, исходя из смысла ст.ст. 5, 7 этого Кодекса, а также руководствуясь прави­лом о субсидиарном применении к регулированию хозяйственных договоров норм ГК Украины (ч. 7 ст. 179 ХК Украины), можно сде­лать вывод о том, что обычай, противоречащий актам хозяйствен­ного законодательства или договору, в хозяйственных отношениях применяться не может (ч. 2 ст. 7 ГК Украины).

Но нередко формализованный обычай становится в один ряд с законом. Так, в ст. 265 ХК Украины говорится, что условия дого­воров поставки должны излагаться сторонами в соответствии с требованиями Международных правил толкования коммерческих терминов «Инкотермс». Тем самым обычай наделяется силой нор­мативно-правового акта.

Важно учитывать, что для эффективного использования обы­чаев в судебном споре они должны быть представлены в письмен­ном виде: подтверждаться опросами общественного мнения, за­ключениями торгово-промышленных палат, кодификациями, осуществленными общественными объединениями предпринима­телей и т.п.

5. Юридическая доктрина - это научные правовые идеи, принципы, теории, что концептуально сформированные и содержатся в трудах, а также устных речах ученых-юристов, официально признанные в виде общеобязательных положений (норм) для осуществления юридической практики;

Тема 5. Правовой статус предприятий

План

1. Предприятие как основной хозяйствующий субъект

2. Государственные и коммунальные унитарные предприятия

3. Понятие и виды предприятий коллективной собственности

4. Частные предприятия и другие виды предприятий

5. Объединения предприятий: понятия, виды, особенности

правового положения

6. Холдинговые компании

7. Кредитные союзы

8.Торгово-промышленные палаты.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Господарський кодекс України: Закон України № 436-ІV вiд 16.01.2003 р.

2. Цивiльний кодекс України: Закон України № 435-IV вiд 16.01.2003 р.

-

/. Понятие источников хозяйственного права.
Акты федеральных органов.
Акты субъектов Российской Федерации.
Акты органов местного самоуправления.
Акты органов бывшего СССР.
Международные акты.

1. Источники хозяйственного права - это юридические акты различных государственных органов, в которых содержатся правовые нормы. В зависимости от юридической силы актов, содержащих правовые нормы, источники хозяйственного права можно разделить на следующие группы:
акты федеральных органов;
акты субъектов Российской Федерации;

Акты органов местного самоуправления;
акты органов бывшего СССР;
международные акты.

2. Акты федеральных органов подразделяются на законы Российской Федерации и подзаконные федеральные акты.
Законы Российской Федерации:
а)Конституция Российской Федерации. Конституция обладает высшей

Юридической силой и является базой текущего законодательства;
б)акты Федерального Собрания Российской Федерации:
федеральные конституционные законы;
федеральные законы;
акты Федерального Собрания (декларации, положения, постановления и др.).
Подзаконные федеральные акты:
указы, распоряжения Президента Российской Федерации;
постановления, распоряжения Правительства Российской Федерации;

Нормативные акты министерств и других центральных органов;
приказы, постановления, инструкции иных федеральных органов исполнительной власти.

3. Акты субъектов Российской Федерации подразделяются па законы и подзаконные акты субъектов Российской Федерации.
Законы субъектов Российской Федерации:
конституции, уставы субъектов Российской Федерации;
законы субъектов Российской Федерации.

Подзаконные акты субъектов Российской Федерации:
указы, распоряжения президентов (губернаторов);
постановления, распоряжения правительств субъектов Российской Федерации;
нормативные акты министерств субъектов Российской Федерации;
приказы, постановления иных органов субъектов Российской Федерации.

4. Акты органов местного самоуправления - нормативные акты местной администрации, которые действуют только на территории края, области, города, района, сельской местности.
Виды актов местного самоуправления:
распоряжения;
решения.

5. После распада Советского Союза на территории Российской Федерации продолжают действовать союзные акты (акты органов бывшего СССР). Это обусловлено тем, что еще не приняты соответствующие нормативные акты Российской Федерации или союзные акты не противоречат российскому законодательству.
К союзным актам, продолжающим действовать в Российской Федерации, относятся:
законы СССР;
указы Президиума Верховного Совета;
постановления и распоряжения Совета Министров СССР;
приказы, постановления, инструкции министерств и других государственных комитетов бывшего СССР.
6. Нормы международных актов имеют преимущество перед внутренним российским законодательством, в связи с чем их роль в регулировании хозяйственных отношений чрезвычайно высока.

Нормальное функционирование хозяйственной деятельности возможно лишь при условии обеспечения надлежащего ее правового регулирования. Необходим отлаженный и безупречно функционирующий механизм правового обеспечения экономики, представляющий собой совокупность законов и подзаконных (общих и специальных) нормативных актов, регулирующих основные направления хозяйственной деятельности. Эти акты и составляют источники хозяйственного (предпринимательского) права.

Под источниками права в российском законодательстве понимается государственная воля, выраженная в актах компетентных органов государственной власти. Этими актами в хозяйственном праве являются:

  • · Конституция Российской Федерации -- основной источник всей системы права. Нормы Основного закона определяют основы экономической, политической и социальной системы общества, компетенцию органов государственной власти всех уровней, принципы хозяйствования, гарантии предпринимательства и конституционные ограничения;
  • · Кодексы Российской Федерации. Поскольку хозяйственное (предпринимательское) право является комплексной отраслью права, то для регулирования правовых отношений с участием хозяйствующих субъектов оно сочетает нормативные правовые акты ряда фундаментальных отраслей права. В частности, нормы гражданского права, регулирующие имущественные, и также связанные с ними неимущественные частноправовые отношения участников экономического оборота, основанного на товарно-денежной форме; нормы административного, бюджетного, земельного, налогового, уголовного, трудового, экологического права, которые регулируют соответствующие правоотношения, и определяют ответственность за дисциплинарные проступки и правонарушения в хозяйственной сфере;
  • · Федеральный конституционный закон, называемый иногда также органическим, представляет собой нормативный правовой акт высшей юридической силы, принимаемый в особом порядке по сравнению с федеральным законом. Он обладает более высокой юридической силой по сравнению с федеральш.ш шкопом. Федеральный закон не может противоречить федеральному конституционному закону. Эта норма закреплена в ч. 3 ст. 76 Конституции РФ. Федеральный конституционный закон не может быть отклонен Президентом РФ. Федеральный конституционный закон регулирует основополагающие, устойчивые общественные отношения, обладает повышенной стабильностью и более широкой сферой действия по сравнению с другими законами. Федеральные конституционные законы в соответствии с ч. 1 ст. 108 Конституции РФ принимаются исключительно по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ;
  • · Федеральный закон -- нормативный правовой акт высшей юридической силы по отношению к иным актам, содержащий первичные нормы права, принятый в установленном порядке палатами Федерального Собрания РФ, либо путем всенародного голосования. Наряду с Конституцией РФ федеральный закон занимает центральное место в иерархии нормативных актов и является основой для указов Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, актов субъектов РФ и иных актов. Федеральный закон -- продукт законотворческого процесса и представляет собой властное предписание государства, подлежащее обязательному исполнению всеми гражданами, государственными и общественными организациями, хозяйствующими субъектами и должностными лицами, на которых эти предписания распространяются. В Российской Федерации установлено верховенство закона, т. е. все издаваемые акты должны соответствовать федеральным законам;
  • · Указы Президента РФ -- нормативные акты, издаваемые в пределах компетенции Президента РФ, в том числе в дополнение или развитие законов при наличии в них пробелов и при необходимости оперативного установления правовых норм;
  • · Постановления Правительства РФ -- нормативные акты, издаваемые в пределах его компетенции в развитие и во исполнение законов;
  • · Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти, действующие в экономической сфере, -- Министерства Финансов РФ, Министерства экономического развития и торговли РФ, Министерства природных ресурсов РФ, Министерства промышленности и энергетики РФ, Министерства сельского хозяйства РФ, Министерства транспорта РФ, Федеральной антимонопольной службы, Федеральной службы по финансовым рынкам, Центрального банка РФ и др.;
  • · акты органов государственной власти субъектов РФ, издаваемые в пределах их компетенции в соответствии с разграничением полномочий и предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами;
  • · акты органов местного самоуправления, касающиеся хозяйственной деятельности на своих территориях.

Правовые акты органов государственной власти и управления нижестоящего уровня не должны противоречить соответствующим правовым актам органов вышестоящего уровня.

В качестве источника хозяйственного права выступают решения Конституционного Суда РФ. Конституционный Суд РФ занимается толкованием Конституции РФ и ее норм. Нормативное толкование Конституционного Суда РФ рассчитано на неоднократное применение, осуществляется в отношении широкого круга общественных отношений, в том числе и хозяйственных, является официальным и обязательным. Правовая позиция суда, выраженная в решении по конкретному делу, распространяется не только на участников спора, в связи с которым она была сформулирована, но и на неограниченный круг юридических и физических лиц. Поэтому прецеденты, создаваемые Конституционным Судом РФ, как и акты толкования, имеют нормативно регулирующее значение и в этом смысле также являются высшими по своей юридической силе правовыми нормами.

В качестве источника хозяйственного (предпринимательского) права приобретает все большее значение арбитражная и судебная практика. Она по форме выражается в решениях по отдельным делам, обобщенных и зафиксированных в постановлениях пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ по определенным направлениям. Эти документы выполняют функцию толкования норм закона и условий договоров, но порой под видом толкования создаются новые нормы права. И надо сказать, что это оправданно, потому что арбитражные суды и суды общей юрисдикции повседневно рассматривают тысячи конкретных дел, связанных с хозяйственной деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

В качестве примеров можно привести следующие совместные постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного суда РФ:

  • · от 8 октября 1998 г. № 13/14 «О практике применения положений Гражданского кодекса Российской Федерации о процентах за пользование чужими денежными средствами»;
  • · от 11 июня 1999 г. № 41/9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации»;
  • · от 4 декабря 2000 г. № 33/14 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с обращением векселей»;
  • · от 12 ноября 2001 г. № 15 и от 15 ноября 2001 г. № 18 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности».
  • · Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 февраля 2005 г. № 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан и юридических лиц».

В связи с предстоящим вступлением Российской Федерации во Всемирную торговую организацию (ВТО) особое значение приобретают нормы международного права и обычаи делового оборота для регламентации предпринимательской деятельности в стране.

Правда, нормы международного права применяются к хозяйственным отношениям в результате их преобразования в нормы внутригосударственного права. Такая трансформация осуществляется путем ратификации международных договоров в форме федеральных законов. Нормы международного права включаются также в нормативные правовые акты Российской Федерации.

Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ и ст. 7 ГК РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Более того, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены российским законодательством, то применяются правила международного договора. Следовательно, за нормами международного договора, участником которого является Российская Федерация, признается более высокая юридическая сила.

Нормы международного права в сфере хозяйственной (предпринимательской) деятельности имеют существенное значение.Их удельный вес постоянно возрастает, что объясняется неуклонным стремлением России войти в мировую экономику, стать равноправным членом мирового сообщества. В настоящее время Российская Федерация является участником многих международных договоров.

Большое значение в регулировании хозяйственных отношений в Российской Федерации приобретают обычаи делового оборота. Обычаем делового оборота признается «сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе» (ст. 5 ГК РФ).

Признаки обычая делового оборота сводятся к трем моментам:

  • · Это правило поведения, не предусмотренное законодательством, применяется, если не противоречит обязательным для участников хозяйственного оборота положениям закона или договору.
  • · Это правило поведения, сложившееся и широко применяемое на практике, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо нормативном акте. Статья 431 ГК РФ указывает, что при толковании условий договора судом принимаются во внимание все соответствующие обстоятельства, включая обычаи делового оборота.
  • · Это правило поведения, применяемое исключительно в сфере предпринимательской деятельности.

Обычай хозяйственного оборота -- это разновидность обычая вообще. Так, в ст. 309 ГК РФ установлено, что «обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований -- в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями».

К группе источников хозяйственного (предпринимательского) права относятся локальные акты субъектов хозяйственной деятельности. Это прежде всего нормативные акты, которые разрабатываются самими хозяйственными организациями, но обязательно подлежат государственной регистрации. К ним относятся уставы и другие документы, в которых фиксируется правовое положение конкретной организации, а также акты о службах, подразделениях, филиалах, должностные инструкции работников.

В своей практической деятельности руководители и служащие хозяйственных организаций обязаны строго руководствоваться не только вышеперечисленными источниками права, но и нормами нравственности. Сейчас ведется разработка Кодекса деловой чести. Он будет содержать стандарты и этические нормы корпоративного управления. На его основе хозяйственные компании смогут разрабатывать собственные внутренние документы.

Безусловно, законодательство регулирует основную часть хозяйственных отношений, однако существуют ситуации, которые не подпадают под сферу действия правовых норм, но оказывают сильное влияние на экономику страны. Речь идет о корпоративной этике. Кодекс корпоративного поведения вынудит хозяйственные (предпринимательские) организации еще больше заботиться о собственной репутации. Хозяйственная организация, не выполняющая правил эффективного корпоративного управления, будет наказана не санкциями со стороны государства, а потерей репутации на рынках, уменьшением инвестиционной привлекательности и снижением котировок акций, а следовательно, уменьшением доходов.