Аттестация рабочих мест изменения в году. Периодичность аттестации рабочего места по условиям труда. Законодательная база в этой сфере включается в себя

16.06.2019 Снилс

До конца года всем работодателям нужно завершить проведение спецоценки условий труда: в противном случае им грозят серьезные санкции. Однако в некоторых случаях этой обязанности можно избежать.

Из статьи вы узнаете:

Аттестация рабочих мест на предприятии

Работники имеют право на безопасные условия труда. Такое право предоставлено им Конституцией Российской Федерации и действующим трудовым законодательством. В целях обеспечения этого права работодателям вменяется в обязанность проведение аттестации рабочих мест по условиям труда. Порядок ее организации урегулирован специальным нормативным документом. Речь идет о , который вступил в силу в 2014 году.

Скачайте документы по теме:

Специальная оценка условий труда

Строго говоря, процедура аттестации рабочих мест по условиям труда на сегодняшний день отменена. Ее порядок устанавливался . Данный нормативный документ перестал действовать после того, как был принято 426-ФЗ. Он ввел новый механизм проверки реальных условий труда работников предприятий, который получил название специальной оценки условий труда (СОУТ).

Ее проведение является обязательным для всех без исключения предприятий, включая офисные организации, производственные компании, логистические центры и проч. Немногочисленные исключения из состава этого требования перечислены в ст. 3 закона 426-ФЗ. Список, приведенный в этой статье, включает в себя места следующих групп работников, в отношении которых проведение спецоценки не является обязательным:

  • надомные работники;
  • удаленные работники;
  • работники, для которых в роли работодателя выступает физическое лицо.

Следует отметить, что если в компании работают специалисты одной из перечисленных категорий, спецоценка отменяется только в отношении этих работников. Рабочие места других сотрудников предприятия проходят процедуру оценки в полном объеме.

Порядок организации спецоценки

Проведение аттестации рабочих мест в форме СОУТ предполагает, что работодатель должен привлекать к выполнению таких работ специализированную организацию, имеющую соответствующие разрешительные документы. Проведение данной процедуры силами самой компании не допускается в целях обеспечения объективности проводимого обследования. осуществляется заказчиком по собственному усмотрению, за исключением тех случаев, когда в роли заказчика выступает государственная организация.

Требования к исполнителю работ

Тем не менее, при выборе исполнителя заказчик должен убедиться, что компания, предлагающая свои услуги, соответствует ряду обязательных требований. Их полный список приведен в ст. 19 426-ФЗ. Он включает в себя следующие условия:

  • проведение аттестации по условиям труда в форме СОУТ является для компании основным видом деятельности в соответствии с ее уставом. Допускается также, чтобы это направление было указано в качестве одного из основных в работе предприятия;
  • наличие необходимого количества квалифицированных экспертов в области проведения спецоценки. Их число должно составлять не менее пяти, причем при определении этого количества не учитываются специалисты, работающих по гражданско-правовому договору. Дополнительным требованием является наличие специального профильного образования хотя бы у одного специалиста. Профильным считается образование, полученное по одному из следующих направлений: гигиена трудовой деятельности, общая гигиена, проведение лабораторных исследований санитарно-гигиенической направленности;
  • наличие в составе предприятия измерительной лаборатории, которая имеет свидетельство об аккредитации, выданное в соответствии с требованиями действующего законодательства. При этом важно, чтобы область аккредитации такого подразделения включала в себя проведение обследований условий производства и замеров негативных факторов окружающей среды на предприятии. В случае, если такая лаборатория в компании отсутствует, или область ее аккредитации не совпадает с нужным направлением, допускается привлечение к выполнению работ сторонней организации по договору.

Проведение аттестации рабочих мест по условиям труда

Процедура проведения аттестация рабочих мест по охране труда в форме СОУТ предполагает последовательную реализацию нескольких этапов:

  • работодатель создает специальную комиссию по СОУТ, которая определяет круг рабочих мест, подлежащих спецоценке, и составляет полный перечень таких мест для предоставления исполнителю;
  • исполнитель разрабатывает программу выполнения мероприятий по СОУТ и согласовывает ее с работодателем;
  • исполнитель проводит идентификацию наличия на производстве негативных факторов, которые могут оказывать вредное влияние на здоровье сотрудников;
  • в случае выявления таких факторов специалисты организации проводят измерения интенсивности их воздействия;
  • по результатам проведенных замеров с использованием методики, утвержденной , производится присвоение конкретным рабочим местам определенного класса опасности;
  • результаты спецоценки оформляются в установленном порядке и согласовываются с заказчиком;
  • работодатель и исполнитель работ по СОУТ выполняют свои обязанности в части использования результатов, предусмотренные положениями закона № 426-ФЗ.

Определение рабочих мест для проведения СОУТ

В соответствии с требованиями законодательства по аттестации рабочих мест по условиям труда процедура СОУТ проводится в отношении всех мест работы за исключением тех, которые перечислены в ст. 3 426-ФЗ. Однако при проведении данной процедуры следует учитывать возможности, предоставленные действующим законодательством. Первая из них заключается в праве организации провести спецоценку лишь для части рабочих мест, сэкономив таким образом время и деньги. Такое право предоставляется ей в случае, если на производстве имеется большое количество мест работы с полностью одинаковыми характеристиками. В соответствии со ст. 9 426-ФЗ они называются идентичными. В случае, если параметры таких мест совпадают по критериям, указанным в данной статье, работодателю разрешает проводить СОУТ лишь в отношении 20% таких позиций. Для остальных полученные результаты будут применяться автоматически. При этом перечень аналогичных рабочих мест для указанной цели составляется комиссией работодателя по СОУТ.

Еще одна дополнительная возможность предоставляется работодателям, которые по тем или иным причинам не в состоянии единоразово провести спецоценку на своем предприятии в полном объеме. Например, это может быть связано с ограничениями бюджета компании или ее большими масштабами. В этом случае СОУТ может быть проведена в несколько последовательных этапов, однако в первую очередь ее в отношении рабочих мест, где имеется негативное влияние на сотрудников. Плохая новость заключается в том, что такое послабление действует только до 31 декабря 2018 года: к этой дате организациям необходимо полностью завершить процедуру спецоценки.

Периодичность аттестации рабочего места по условиям труда

Статья 8 426-ФЗ устанавливает, что процедура спецоценки проводится не реже одного раза в пять лет. Течение данного периода отсчитывается с даты утверждения предыдущего отчета о проведении СОУТ. При этом в случае наступления особых обстоятельств, например, несчастного случая, произошедшего в компании, спецоценка должна быть проведена во внеплановом порядке.

Вместе с тем, для рабочих мест, на которых отсутствует негативное влияние на сотрудников, предусмотрен облегченный порядок проведения аттестации. Так, по итогам первичного мероприятия работодатель оформляет декларацию, в которой указывает, что вредные факторы на данных рабочих местах не выявлены, то есть они относятся к категории допустимых или оптимальных. В случае, если в течение пятилетнего периода существенных изменений в данном вопросе не произошло, действие декларации автоматически продляется еще на пять лет. Однако если в компании изменились условия труда или произошел несчастный случай, действие декларации автоматически приостанавливается, и заново.

Результат аттестации рабочих мест по условиям труда

По результатам проведения спецоценки организация-исполнитель составляет полный отчет, в котором фиксирует все итоги проведенной работы. Форма такого документа утверждена приказом Минтруда № 33н. Данный отчет передается работодателю для утверждения. После этого исполнитель работ обязан передать сведения об условиях труда в компании в федеральную систему учета данных о проведенных процедурах СОУТ.

Ряд обязанностей по итогам СОУТ возлагается и на работодателя. В их число входят:

  • информирование работников о результатах спецоценки - в течение 30 дней с даты утверждения отчета;
  • размещение результатов СОУТ на официальном сайте компании - в течение 30 дней с даты утверждения отчета;
  • предоставление данных об в федеральную систему учета - если исполнитель работ по каким-либо причинам не в состоянии выполнить эту обязанность.

Проверочный тест

1. Какова периодичность проведения спецоценки условий труда

  1. Один раз в пять лет
  2. Один раз в три года
  3. Один раз в год

2. Какая доля аналогичных рабочих мест должна подвергаться процедуре СОУТ?

3. В каких случаях работодатель может не проводить аттестацию рабочих мест?

  1. Если у него работают только офисные сотрудники
  2. Если он имеет статус ИП
  3. Если у него работают надомные работники

4. В какой срок работодатель должен проинформировать сотрудников о результатах СОУТ?

  1. 10 рабочих дней
  2. 30 календарных дней
  3. Шесть месяцев

29.09.2016 10:00:00

В предлагаемом вашему вниманию статье рассмотрена специальная оценка условий труда в 2017 году (последние изменения): новые сроки для внеплановой спецоценки, больше поводов для декларации соответствия, критерии организаций, проводящих спецоценку...

В предлагаемом вашему вниманию статье рассмотрена специальная оценка условий труда в 2017 году (последние изменения): новые сроки для внеплановой спецоценки, больше поводов для декларации соответствия, критерии организаций, проводящих спецоценку. Спецоценка - это комплекс последовательных мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных производственных факторов и оценке уровня их воздействия на работника. По результатам спецоценки устанавливают классы и подклассы условий труда на рабочих местах (ст. 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ). Если не проведена специальная оценка условий труда, штраф для компаний — от 60 000 до 80 000 руб., а для руководителя и предпринимателя — от 5000 до 10 000 руб. (ст. 5.27.1 КоАП РФ).

ДЛЯ КОГО СПЕЦИАЛЬНАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ТРУДА В 2017 ГОДУ ОБЯЗАТЕЛЬНА

Плановая спецоценка. В самые кратчайшие сроки нужно провести спецоценку «вредных» рабочих мест. Речь о рабочих местах, по которым, во-первых, досрочно назначается трудовая пенсия по старости. Во-вторых, если работающим на них сотрудникам положены гарантии и компенсации за работу с вредными или опасными условиями труда. Спецоценку этих рабочих мест можно отложить, только если компания меньше пяти лет назад провела по ним аттестацию (ч. 4 ст. 27, п. 3 ч. 6 ст. 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ). Все остальные рабочие места можно оценивать постепенно. Главное успеть до 31 декабря 2018 года (ч. 6 ст. 27 Закона № 426-ФЗ). А рабочие места сотрудников, которые трудятся на дому или дистанционно, оценивать вообще не надо (ч. 3 ст. 3 Закона № 426-ФЗ).

Внеплановая спецоценка. Важно помнить о нескольких особых условиях. Во-первых, есть ситуации, когда проводят внеплановую спецоценку (ст. 17 Закона № 426-ФЗ). Вот они:

Ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;
- изменение технологического процесса, замена производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
- получение работодателем предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой специальной оценки условий труда в связи с выявленными нарушениями требований Закона № 426-ФЗ;
- изменение состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
- изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способное оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
- произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявленное профессиональное заболевание, причинами которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов;
- наличие мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда.

В первых двух случаях на спецоценку есть 12 месяцев, в остальных — шесть месяцев. Срок отчитывается с даты наступления этих случаев.



КАК СОЗДАЕТСЯ КОМИССИЯ ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА В 2017 ГОДУ

Для организации и проведения специальной оценки условий труда работодатель образует специальную комиссию и утверждает график проведения специальной оценки условий труда.

В комиссию должны войти:

Представители работодателя, в том числе специалист по охране труда. Помимо специалистов по охране труда в состав комиссии могут быть включены руководители структурных подразделений, кадровые специалисты, медицинские работники;
- представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа сотрудников (при наличии).

На малых предприятиях в качестве представителей от работодателя в состав комиссии должны быть включены:

Руководитель организации или индивидуальный предприниматель лично;
- другие полномочные представители работодателя, в том числе специалист по охране труда.

Возможно, что в компании штатный специалист отсутствует. Тогда в комиссию включают представителя организации или эксперта, который занимается вопросами охраны труда по гражданско-правовому договору. Возглавляет комиссию руководитель организации или его представитель. Конкретный состав и порядок деятельности комиссии директор компании утверждает приказом.

КАК ОТБИРАЮТ РАБОЧИЕ МЕСТА ДЛЯ СПЕЦОЦЕНКИ-2017: АНАЛОГИЧНЫЕ РАБОЧИЕ МЕСТА

Перечень рабочих мест, на которых будет проведена специальная оценка условий труда в 2017 году (в том числе аналогичные рабочие места), определяет комиссия (ст. 16 Закона № 426-ФЗ). Аналогичными признают рабочие места, которые одновременно имеют следующие признаки (ст. 9 Закона № 426-ФЗ):

- одинаковое расположение объектов (производственного оборудования, транспортных средств и т. п.) на рабочем месте;
- использование однотипных систем вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения;
- работа в одном или нескольких однотипных помещениях;
- использование однотипного производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья;
- выполнение одних и тех же профессиональных обязанностей при ведении однотипного технологического процесса в одинаковом режиме работы;
- профессии или должности одного наименования;
- одинаковая обеспеченность средствами индивидуальной защиты.

При выявлении аналогичных рабочих мест специальную оценку условий труда достаточно провести в отношении 20 процентов от общего числа таких рабочих мест, но не менее чем двух, а затем результаты оценки распространить на все выявленные аналогичные рабочие места. На аналогичные рабочие места заполняют одну карту специальной оценки условий труда и разрабатывают единый перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда сотрудников.

Если в ходе проведения специальной оценки выявят хотя бы одно рабочее место, которое не соответствует признакам аналогичности, из числа рабочих мест, ранее признанных аналогичными, то спецоценку проводят на всех рабочих местах, признанных ранее аналогичными.



ЭКСПЕРТЫ КАКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ МОГУТ ПРОВОДИТЬ СПЕЦОЦЕНКУ В 2017 ГОДУ

Проводить специальную оценку своими силами нельзя. Обязательно нанимать по гражданско-правовому договору стороннюю организацию. Причем она должна быть независимой по отношению к вашей компании. В частности, спецоценку не может проводить дочернее предприятие или если сотрудники вашей компании и оценочной организации являются близкими родственниками.

Организации, которые ранее были аккредитованы в качестве организаций, оказывающих услуги по аттестации рабочих мест, вправе проводить специальную оценку условий труда до истечения срока действия имеющихся у них аттестатов аккредитации испытательных лабораторий и центров, но не позднее чем до 31 декабря 2018 года включительно. Посмотреть список предприятий, которые могли проводить аттестацию, можно на официальном сайте Минтруда России (rao.rosmintrud.ru). Требования же к оценочным организациям перечислены в статье 19 Закона № 426-ФЗ.


Вот они:

В уставных документах организации в качестве основного вида деятельности или одного из видов ее деятельности должно быть указано проведение специальной оценки условий труда;
- в организации не менее пяти экспертов, имеющих сертификат на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, в том числе не менее одного эксперта, имеющего высшее образование по специальности «Общая гигиена», «Гигиена труда» или «Санитарно-гигиенические лабораторные исследования»;
- организация и эксперты должны занесены в специальный реестр;
- есть испытательная лаборатория (центр), которая аккредитована на проведение исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса.


В качестве экспертов в организации, которая проводит специальную оценку условий труда, допускают лиц, прошедших аттестацию на право выполнения работ по спецоценке и имеющих сертификат эксперта. Чтобы получить сертификат эксперта, необходимо иметь:

Высшее образование;
- дополнительное профессиональное образование, программа которого предусматривает изучение вопросов оценки условий труда в объеме не менее чем 72 часа;
- опыт практической работы в области оценки условий труда, в том числе в области аттестации рабочих мест по условиям труда не менее трех лет.

ПО КАКИМ ПРАВИЛАМ ПРОХОДИТ СПЕЦИАЛЬНАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ТРУДА В 2017 ГОДУ

Специальную оценку условий труда проводят в соответствии с методикой, изложенной в приказе Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н. К некоторым рабочим местам применяют особый порядок проведения оценки (Перечень утвержден постановлением Правительства РФ от 14 апреля 2014 г. № 290).

При проведении специальной оценки условий труда эксперты организации, которая проводит оценку, сопоставляют и устанавливают совпадения имеющихся на рабочих местах факторов производственной среды и трудового процесса с факторами производственной среды и трудового процесса, предусмотренными классификатором вредных и (или) опасных производственных факторов. Если вредные и (или) опасные производственные факторы на рабочем месте идентифицированы, комиссия принимает решение о проведении исследований (испытаний) и измерений данных факторов.

Исследования (испытания) и измерения фактических значений вредных и (или) опасных производственных факторов осуществляют испытательная лаборатория (центр), эксперты и иные работники организации, которая проводит специальную оценку условий труда. При этом методы исследований и методики, методы измерений вредных и (или) опасных производственных факторов, состав экспертов и иных работников, проводящих данные исследования и измерения, организация, проводящая специальную оценку условий труда, определяет самостоятельно.

Результаты проведенных исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов оформляют протоколами в отношении каждого из этих вредных и (или) опасных производственных факторов, подвергнутых исследованиям (испытаниям) и измерениям.

По результатам проведения исследований и измерений эксперт относит условия труда на рабочих местах по степени вредности и (или) опасности к классам (подклассам) условий труда.


Условия труда по степени вредности и опасности подразделяют на четыре класса:

1-й класс - оптимальные условия труда. К нему относят условия труда, при которых воздействие на сотрудника вредных и (или) опасных производственных факторов отсутствует или уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами условий труда и принятые в качестве безопасных для человека, и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности сотрудника.

2-й класс - допустимые условия труда. Это такие условия, при которых на сотрудника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами условий труда, а измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается во время
регламентированного отдыха или к началу следующего рабочего дня (смены).

3-й класс - вредные условия труда. Сюда относят такие условия труда, при которых уровни воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов превышают уровни, установленные нормативами условий труда.

4-й класс - опасные условия труда. Речь идет об условиях труда, при которых на сотрудника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых в течение всего рабочего дня (смены) или его части способны создать угрозу жизни работника, а последствия воздействия данных факторов обусловливают высокий риск развития острого профзаболевания в период трудовой деятельности.

В 3-м классе вредных условий выделяют следующие подклассы:

Подкласс 3.1 - вредные условия труда 1-й степени. Сюда входят условия труда, при которых на сотрудника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, после воздействия которых измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается, как правило, при более длительном, чем до начала следующего рабочего дня (смены), прекращении воздействия данных факторов и увеличивается риск повреждения здоровья.

Подкласс 3.2 - вредные условия труда 2-й степени. К нему относят условия труда, при которых на сотрудника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию начальных форм профзаболеваний или профзаболеваний легкой степени тяжести (без потери профессиональной трудоспособности), возникающих после продолжительной работы в таких условиях: 15 и более лет.

Подкласс 3.3 - вредные условия труда 3-й степени. Сюда входят условия труда, при которых на сотрудника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию профзаболеваний легкой и средней степени тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) в период трудовой деятельности.

Подкласс 3.4 - вредные условия труда 4-й степени. К нему относят условия труда, при которых на сотрудника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны привести к появлению и развитию тяжелых форм профзаболеваний (с потерей общей трудоспособности) в период трудовой деятельности.



КАК ОФОРМЛЯЮТ РЕЗУЛЬТАТЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА В 2017 ГОДУ

Отчет о проведении спецоценки. Организация, которая проводила специальную оценку условий труда, составляет отчет о ее проведении, в который включает:


- перечень рабочих мест, на которых проводилась оценка, с указанием вредных и (или) опасных производственных факторов, которые идентифицированы на данных рабочих местах;
- карты специальной оценки условий труда, содержащие сведения об установленном классе и подклассе условий труда на конкретных рабочих местах;
- протоколы проведения исследований (испытаний) и измерений идентифицированных вредных и (или) опасных производственных факторов;
- протоколы оценки эффективности средств индивидуальной защиты;
- сводная ведомость специальной оценки условий труда;
- перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась оценка;

В отношении рабочих мест, на которых вредные или опасные производственные факторы не идентифицированы, в отчете указывают:

Сведения об организации, которая проводила спецоценку, с приложением копий документов, подтверждающих ее соответствие установленным требованиям;
- перечень рабочих мест, на которых проводилась оценка, с указанием вредных и опасных производственных факторов, которые идентифицированы на данных рабочих местах;
- заключения эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда.

Форма отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкция по его заполнению приведены в приказе Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н.

Отчет о проведенной оценке подписывают все члены комиссии и утверждает председатель. Каждый член комиссии, не согласный с результатами проведения оценки, имеет право изложить в письменной форме мотивированное особое мнение, которое прилагают к этому отчету.

С результатами проведенной оценки работодатель обязан ознакомить сотрудников, в отношении рабочих мест которых проводилась специальная оценка условий труда в 2017 году. Сделать это нужно под подпись в течение 30 календарных дней с даты утверждения отчета. В указанный срок не включают периоды временной нетрудоспособности, отпуска, командировки и междувахтового отдыха работника.

Информация о спецоценке на сайте работодателя. Сводную информацию о результатах проведенной оценки нужно разместить на официальном сайте в Интернете. Размещать данные следует с учетом требований законодательства о персональных данных и государственной или иной охраняемой законом тайне. То есть опубликовать требуется не полный отчет, а только сведения в части установленных на рабочих местах классов и подклассов условий труда, а также перечень запланированных мероприятий по улучшению условий и охраны труда. Разместить сведения нужно в течение 30 календарных дней с даты утверждения итогового отчета о результатах оценки.

Разногласия по вопросам проведения специальной оценки условий труда, в том числе несогласие сотрудника с ее результатами, а также жалобы работодателя на действия или бездействие организации, которая проводила оценку, рассматривают трудовые инспекции. При этом их решения могут быть обжалованы в судебном порядке. Работодатель или сотрудник, профсоюз либо иной представительный орган работников вправе обжаловать результаты проведения спецоценки и в обход трудовой инспекции, сразу направив свои претензии в суд. Также в случае несогласия с результатами спецоценки можно обратиться в Минтруд России для проведения экспертизы качества оценки условий труда (ст. 26 Закона № 426-ФЗ).



КОГДА ПОДАЕТСЯ ДЕКЛАРАЦИЯ СООТВЕТСТВИЯ УСЛОВИЙ ТРУДА ПО СПЕЦОЦЕНКЕ - 2017

Организация, которая проводила специальную оценку условий труда, обязана результаты ее проведения, в том числе в отношении рабочих мест, условия труда на которых подлежат декларированию, передать в Роструд (ст. 18, п. 3 ст. 28 Закона № 426-ФЗ).

Организация-работодатель подает в трудовую инспекцию по месту своего нахождения декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Правда, только в том случае, если специальная оценка условий труда в 2017 году не выявила вредных или опасных факторов или подтвердила, что условия труда оптимальные или допустимые. Форма и порядок подачи такой декларации утверждены приказом Минтруда России от 7 февраля 2014 г. № 80н.

Декларацию надо подать не позднее чем через 30 рабочих дней с даты утверждения отчета о спецоценке. Если компания не уложится в срок или вообще не сдаст декларацию, возможен штраф от 60 000 до 80 000 руб., штраф для директора — от 5000 руб. до 10 000 руб. (ст. 5.27.1 КоАП РФ).

Декларация соответствия действительна в течение пяти лет со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда. Но если в период действия декларации с сотрудником, занятым на рабочем месте, в отношении которого принята данная декларация, произошел несчастный случай на производстве не по вине третьих лиц или у него выявлено профзаболевание, причиной которого явилось воздействие на сотрудника вредных и (или) опасных производственных факторов, в отношении такого рабочего места данная декларация прекращает свое действие и организация должна провести внеплановую специальную оценку условий труда.

Решение о прекращении действия декларации соответствия нормативным требованиям охраны труда принимает трудовая инспекция по местонахождению организации. Запись о таком решении вносят в специальный реестр деклараций не позднее 10 календарных дней с момента наступления несчастного случая на рабочем месте или выявления профзаболевания с учетом вышеназванных условий.

По истечении срока действия декларации и в случае отсутствия в период ее действия несчастных случаев и профзаболеваний срок ее действия считается продленным на следующие пять лет (ст. 11 Закона № 426-ФЗ).



КАК ИСПОЛЬЗОВАТЬ РЕЗУЛЬТАТЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА В 2017 ГОДУ

Результаты проведения специальной оценки условий труда могут применяться для целей, указанных в статье 7 Закона № 426-ФЗ. Это следующие мероприятия:

Разработка и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников;
- информирование работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения их здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и о полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях;
- обеспечение работников средствами индивидуальной защиты, а также оснащение рабочих мест средствами коллективной защиты;
- контроль за состоянием условий труда на рабочих местах;
- организация обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников;
- установление работникам предусмотренных Трудовым кодексом РФ гарантий и компенсаций;
- установление дополнительного тарифа страховых взносов в ПФР с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте;
- расчет скидок (надбавок) к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний;
- обоснование финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда, в том числе за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний;
- подготовка статистической отчетности об условиях труда;
- решение вопроса о связи возникших у работников заболеваний с воздействием на работников на их рабочих местах вредных и (или) опасных производственных факторов, а также расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- рассмотрение и урегулирование разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда, между работниками и работодателем и (или) их представителями;
- определение в случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, и с учетом государственных нормативных требований охраны труда видов санитарно-бытового обслуживания и медицинского обеспечения работников, их объема и условий их предоставления;
- принятие решения об установлении предусмотренных трудовым законодательством ограничений для отдельных категорий работников;
- оценка уровней профессиональных рисков;
- иные цели, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.



КАК СПЕЦИАЛЬНАЯ ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ТРУДА В 2017 ГОДУ СНИЖАЕТ РАСХОДЫ

Компания, в которой проведена специальная оценка условий труда в 2017 году, может сэкономить дополнительные взносы в Пенсионный фонд и взносы на травматизм.

Как уменьшить дополнительные взносы в ПФР. Дополнительные тарифы по взносам на обязательное пенсионное страхование у компаний, которые не провели спецоценку и аттестацию рабочих мест, выше. Имеются в виду взносы, которые надо начислять на выплаты работникам с вредными профессиями из списков 1 и 2 (утв. постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10). Тарифы составляют 9 и 6 процентов (ч. 1, 2 ст. 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Для компаний, которые провели спецоценку, установлены дифференцированные тарифы - от 2 до 8 процентов. А с выплат сотрудникам с допустимыми и оптимальными условиями труда дополнительные взносы в ПФР платить не надо. Все тарифы для компаний, у которых есть результаты спецоценки, можно посмотреть в таблице ниже.


Компаниям, у которых есть результаты аттестации, тоже выгодно провести спецоценку. С выплат сотрудникам на вредных и опасных работах такие организации вправе платить взносы по дифференцированным тарифам. Но если условия труда допустимые или оптимальные, чиновники требуют применять повышенный тариф — 6 или 9 процентов (письмо ПФР от 12 февраля 2014 г. № НП-30-26/1707). В то время как при таких же условиях, но со спецоценкой компании вправе вообще не платить дополнительные взносы.

Как уменьшить взносы на травматизм. От безопасности условий труда зависит скидка к тарифу взносов от несчастных случаев на производстве. Максимальный размер скидки составляет 40 процентов от общего тарифа, установленного ФСС РФ для компании (п. 2 Правил, утв. постановлением Правительства РФ от 30 мая 2012 г. № 524). Но на скидку могут рассчитывать только те компании, у которых есть действующие результаты аттестации рабочих мест или которые провели спецоценку.

Скидку на 2017 год получить уже невозможно. Обращаться за скидкой на 2017 год надо было во втором полугодии 2016 года. К этому моменту у вас на руках должны быть результаты спецоценки.

Кроме того, в счет взносов на травматизм можно зачесть расходы на спецоценку (п. 2 Правил, утв. приказом Минтруда России от 10 декабря 2012 г. № 580н). Зачесть можно до 20 процентов от суммы взносов, начисленных за 2017 год. Или за три предшествующих года, если численность работников компании меньше 100 человек и в течение двух прошлых лет она не получала из ФСС РФ средства на финансирование мероприятий по улучшению условий труда. Чтобы ФСС РФ разрешил зачесть расходы на спецоценку в счет взносов на травматизм, надо подать заявление в фонд. Крайний срок - 1 августа.

Сокращение расходов на персонал. Компания должна платить работникам надбавки за вредные условия труда, выдавать молоко, заменять его деньгами и т.д. Но если спецоценка покажет, что в действительности на рабочем месте оптимальные или допустимые условия труда, то все эти гарантии и компенсации можно отменить. Например, если о денежной компенсации за молоко издавался приказ, то надо издать еще один - о том, что работникам на такой-то должности молоко больше не положено. Если условие о надбавках было включено в трудовой договор, то надо заключить дополнительное соглашение к нему.


Аттестация рабочих мест является одной из форм защиты прав работника на работу в безопасных условиях и костью в горле для недобросовестных работодателей.

Аттестация или специальная оценка?

С 01.01.2014 в законодательство об охране труда был внесен ряд изменений, в соответствии с которыми понятие "аттестация" рабочих мест по условиям труда было заменено понятием "специальная оценка".

Указанная оценка в современной трактовке — это комплекс мер по выявлению неблагоприятных производственных факторов, оценке их воздействия на работника, а также выработке и применению мер защиты последнего.

В данном материале будем называть интересующий нас процесс аттестацией, имея в виду установленную современным законодательством оценку.

Общие положения

  • В 2017 году аттестация рабочих мест регулируется Законом от 28.12.2013 N 426-ФЗ , который установил порядок ее проведения, а также права и обязанности всех ее участников.
  • Постановлением Правительства от 14.04.2014 N 290 утвержден перечень рабочих мест, аттестация которых проводится с учетом предусмотренных законодательством особенностей.
  • Проведение аттестации обязательно для всех работодателей, имеющих работников. Исключение составляют рабочие места надомников и сотрудников, трудящихся дистанционно.
  • Предусмотренная указанным законом аттестация должна быть проведена всеми без исключения работодателями к 31.12.2018.

Подготовка к проведению аттестации

Законом предусмотрено проведение плановых и внеплановых аттестаций условий труда на рабочем месте. По общему правилу плановая аттестация проводится раз в пять лет. Поводы для проведения внеплановой — установлены ч. 1 ст. 17 указанного выше Закона.

Аттестация проводится специализированной организацией на основании заключенного с работодателем договора.

Инициирует ее проведение работодатель, для чего создает комиссию, в состав которой, помимо прочих, должны быть включены специалист по охране труда и представитель профсоюза.

При проведении проверки у работодателя, являющегося субъектом малого предпринимательства, в состав комиссии включатся он сам, а специалист по охране труда может быть привлечен к участию в аттестации на основании сделки гражданско-правового характера.

Комиссия утверждает перечень аттестуемых рабочих мест с указанием аналогичных (понятие аналогичности приведено в ч. 6 ст. 9 регулирующего аттестацию Закона) рабочих мест, а работодатель — график проведения проверки.

Аттестация проводится в отношении одной пятой аналогичных рабочих мест (но мне менее двух), а ее результаты считаются применимыми ко всем рабочим местам из данного перечня, в отношении которых заполняется одна карта оценки условий труда, разрабатываются единый комплекс мер для улучшения условий труда.

Если в ходе аттестации будет выявлено несоответствие хотя бы одного рабочего места условиям аналогичности, то экспертиза условий труда будет проводится в отношении всех рабочих мест, включенных в указанный выше перечень.

Декларация соответствия

В отношении рабочих мест, условия работы на которых являются неопасными или признаны допустимыми, работодатель подает декларацию соответствия условий труда в федеральную инспекциею труда по месту нахождения, которая вносит декларацию в соответствующий реестр.

Форма и порядок представления указанной декларации установлены Приказом Минтруда от 07.02.2014 N 80н .

Декларация считается действительной в течение пяти лет. Если в течение этого срока не произошло одно из событий, описанных в следующем абзаце, срок ее действия продлевается еще на пять лет.

В случае выявления у работника, трудящегося на рабочем месте, в отношении которого работодателем была подана декларация, профессионального заболевания или получения им на таком рабочем месте травмы, декларация прекращает свое действие и в отношении него назначается внеплановая аттестация.

Ответственность за нарушение порядка аттестации

В настоящее время КоАП предусмотрена ответственность за нарушение указанного порядка, причем как для работодателя — ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ , так и для организации, проводившей аттестацию — ст. 14.54 КоАП РФ .

В первом случае работодателю придется уплатить штраф в размере от 60 000 до 80 000 рублей, а его должностному лицу — от 5 000 до 10 000 руб.

Во втором случае должностным лицам и экспертам специализированной организации придется заплатить штраф в размере от 20 000 до 30 000 руб., а самой организации - от 70 000 до 100 000 руб.

На начало 2019 года в Российской Федерации насчитывалось более 70 миллионов трудоустроенных граждан и около 35 миллионов рабочих мест. В российское законодательство были внесены некоторые изменения и поправки по аттестации условий труда, выполнять которые обязано каждое предприятие в стране.

Оценка условий труда в теории

Обязательная аттестация рабочих мест по условиям труда была отменена с начала 2014 года. Сегодня предприятия и организации обязаны проводить специальную оценку условий труда. Если рассматривать эти процедуры по целям и заданиям в сфере труда и его охраны, они обе схожи.

Что это?

В российской законодательной базе специальная оценка условий труда определена так: это сочетание мер, которые осуществляются поэтапно для выявления потенциально вредных и опасных факторов на производстве.

Подлежит исследованию с целью выявления и ликвидации негативного воздействия на персонал. При этом учитываются фактические отклонения от действующих норм, которые прописаны в трудовом законодательстве.

Кто проводит?

Ответственность по проведению процедуры по оценке условий труда, как гласит законодательство России, полностью возложена на работодателей. Из ст. 212 Трудового Кодекса РФ следует: все индивидуальные предприниматели и компании, в штате которых по документам работает наемный персонал (даже 1 человек) обязаны регулярно проводить спецоценку.

Следует отметить, что физические лица не зарегистрированные как индивидуальные предприниматели аттестацию не проводят.

Работодатель имеет право заказать процедуру у организаций. Только для этого необходимо заключать . Статья 19 закона № 426-ФЗ выдвигает ряд требований к таким организациям, которым они в обязательном порядке должны соответствовать. Одно из них – это наличие не менее 5 сотрудников, у которых есть сертификат эксперта, согласно которому они имеют право на выполнение услуг подобного рода.

Производить данное мероприятие работодатель может самостоятельно. Разрешено делать это совместно со специализированной организацией либо доверив полностью все нюансы стороннему персоналу.

Цель

Главной целью специальной оценки можно назвать приведение существующих условий труда на предприятии/организации в соответствие с нормами, которые установлены на законодательном уровне.

Таким образом, проводится проверка условий труда на соблюдение стандартов.

После, при необходимости, разрабатывается комплекс мероприятий для их улучшения и постепенно внедряются на производстве. Таким образом, обеспечивается безопасность и комфорт трудящихся. Также оценка помогает освободить работодателей от лишних затрат.

Какие рабочие места подлежат аттестации?

С 1 января 2019 года были внесены изменения в законодательство, в частности по поводу перечня подлежащих аттестации рабочих мест. До этого сюда не включались такие, где персонал занят выполнением однотипных видов работ исключительно на компьютерах, копировальной и прочей офисной технике.

Теперь требуется проводить оценку всех без исключения рабочих мест работодателя, в том числи офисного персонала.

Не проводят процедуру только в 2-х случаях для:

  • сотрудников, работающий удаленно, то есть дистанционно;
  • надомных сотрудников.

Нормативы аттестации рабочих мест по условиям труда

Законодательство

Законодательная база в этой сфере включается в себя:

  1. Закон №426-ФЗ «О специальной оценке труда»;
  2. Закон №421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием закона №426-ФЗ»;
  3. Трудовой Кодекс РФ;
  4. ГОСТы по нормативам уровня шума, освещенности, загрязненности и т. д.;
  5. Кодекс об административных правонарушениях РФ.

Частота и сроки

Специальную оценку необходимо осуществлять минимум один раз на протяжение пяти лет.

Итоги проведенной аттестации до 1 января 2019 года имеют законную силу пять лет с даты ее завершения. Но не более чем до конца 2019 года.

По инициативе работодателя можно провести процедуру ранее этого срока. Статьей 17 закона №426-ФЗ предусмотрены случаи для внепланового проведения оценки. К ним относятся: изменений технологического процесса на производстве, сырьевой базы, машин, станков на производстве и прочие нововведения, которые могут повлиять на степень воздействия на работников факторов, угрожающих их здоровью.

При возникновении несчастного случая или профзаболевания, работодатель обязан незамедлительно провести повторную оценку. Также выполнить её вне графика можно по постановлению инспектора труда или предложению от профсоюзов. Сроки проведения могут быть прописаны в коллективном договоре у работодателя, но реже установленных законодательно.

Порядок проведения

Организационные мероприятия

Для начала проведения оценки работодатель должен выпустить приказ о создании специальной комиссии, разработать график проведения каждого этапа работ. При необходимости можно нанять подрядчика, который будет проводить мероприятия.

Членами вышеупомянутой комиссии должны стать представители работодателя вместе с инспектором по охране труда и глава профсоюза.

Для малых предприятий к членам комиссии другие требования. В ее состав должен войти, помимо перечисленных, руководитель предприятия лично. Как бы то ни было, возглавить эту комиссию должен работодатель или его уполномоченный представитель.

После утверждаются конкретные рабочие места, по которым будет проводиться оценка. Затем эксперты идентифицируют выявленные негативные факторы на производстве. После проводят их изучение. Если негативные факторы не обнаружены, это не требуется. По результатам рабочим местам присваиваются классы.

Методика проведения спецоценки труда устанавливает чёткие требования к процедурам, выполнение которых обязательно:

  • идентификации негативных факторов и их исследованию;
  • присвоению класса условиям труда;
  • оформлению отчетности.

Проведение исследований

Во время исследований специалисты измеряют и анализируют 4 фактора:

  1. Физические. Оцениваются температура в помещениях, вибрация, освещение, магнитные и электрические поля, шум и т.д.
  2. Химические. Это смеси и вещества, которые образуются в ходе химического синтеза.
  3. Биологические. Это различные микроорганизмы, которые содержатся в препаратах.
  4. Напряженность и тяжесть труда. Анализируются нагрузки на органы чувств, позвоночник, нервную и другие функциональные системы организма человека.

Все испытания проводятся экспертами нанятой организации или сотрудниками предприятия, которые участвуют в процедуре.

Присвоение класса условиям труда

По результатам оценки трудовой среде присваиваются классы и подклассы. Они зависят от уровня вредности или опасности факторов на производстве.

На данный момент предусмотрено 4 класса условий труда:

  1. оптимальный;
  2. допустимый;
  3. вредный (Класс делится на 4 степени);
  4. опасный.

Для каждого класса установлен определенный уровень таксы страховых взносов от несчастных случаев и профзаболеваний. Для вредного – 2-7% , для опасного – 8% .

Экспертиза

Экспертиза – это комплексное оценивание обстоятельств производственной среды, которые влияют на здоровье человека.

Существуют 4 вида:

  1. Государственная (проводят органы, которые занимаются регулированием сферы охраны труда).
  2. Отраслевая.
  3. Муниципальная (проводится органами местного самоуправления).
  4. Независимая (осуществляется профсоюзами, общественными организациями). Большинство работодателей выбирают независимый тип экспертизы.

Итоговый отчёт

Инструкцию по заполнению отчета о проведении оценки и его бланк можно найти в методике.

Комиссия указывает в нем ряд сведений:

  • краткую информацию об организации;
  • перечень тех рабочих мест, на которых были обнаружены потенциально вредные и опасные факторы;
  • протоколы о проведенных исследованиях и измерениях;
  • экспертное заключение и т. д.

После документ должен быть подписан всеми членами комиссии и утвержден ее главой. Форму и порядок подачи итогового отчета утверждает Министерство труда РФ.

Фонд социального страхования (ФСС) на основании результатов оценки устанавливают размер скидки или надбавки для работодателей. Для этого необходимо заполнить форму №4. Правда, на данный момент, в бланке нет полей для результатов спецоценки. Остались графы для результатов аттестации.

Ознакомление работников

Каждый работодатель при проведении процедуры специальной оценки обязан ознакомить в письменном виде под роспись каждого работника в течение месяца (30 дней ) с дня утверждения итогового отчета.

В это время всю информацию, полученную в ходе оценки, необходимо огласить, например, разместить её на официальном сайте компании.

Сотрудники, в свою очередь, не обязаны ставить роспись, если они не согласны с результатами проведенной оценки.

Важные аспекты оценки труда 2019

Стоимость процедуры

На стоимость процедуры могут влиять множество факторов:

  • специфика предприятия;
  • число рабочих мест на предприятии, по которым необходимо провести оценку. Их сложность и территориальное расположение;
  • количество и виды оцениваемых параметров;
  • регион страны и т. д.

Цена в разных организациях, которые проводят процедуры отличается.

Проводки, КОСГУ, ОКВЭД, ОКПД

Бухгалтерские проводки по затратам на проведение этого мероприятия возможно проводить несколькими способами, в зависимости от того, за чей счет она проводилась:

  • за счет работодателя;
  • за счет страховых взносов от несчастных случаев и профзаболеваний.

Если оценка была проведена полностью за счет работодателя, проводка будет включать:

дебет 20 р . (23, 25, 26, 29 или 44) и кредит 60 р . (76, 70 или другие). В таком случае будут учтены все затраты.

Если оценка проведена за счет взносов необходимо сначала начислить заработную плату за месяц и уплатить взносы на страхование от профзаболеваний и несчастных случаев. После уменьшить задолженность перед ФСС на соответствующую сумму и отразить в доходах средства, которые направлены на финансирование предупредительных мер. Предварительно необходимо получить разрешение на проведение специальной оценки за счет страховых взносов. Сумму определяет ФСС.

С финансовой точки зрения процедура рассматривается, как закупка услуг по оценке условий труда. Соответственно необходимо формализировать предмет закупки по классификатору ОКПД. В большинстве случаев специалисты применяют код 74.3 (услуги в области технических испытаний и исследований).

С организацией обязательно должен быть подписан гражданско-правовой договор. Только заказчик имеет право на действия с информацией о проведенной оценке. Такого ОКВЭД нет. Если стоимость услуг превышает 500 тысяч рублей, работодатель обязан провести аукцион или конкурс.

По КОСГУ расходы на проведение спецоценки относят к 226 статье.

Штрафы

Величина карательных мер за нарушения в проведении процедуры оценки по условиям труда определены ст. 5.27.1 (части 2 и 5) КоАП РФ. Согласно нему нарушения порядка в проведении оценки влечет за собой предупреждение или наложение штрафа для ответственных лиц в размере 5-10 тысяч рублей;

  • для юридических лиц – 60-80 тысяч рублей ;
  • на предпринимателей без прав юридического лица15-25 тысяч рублей .

Необходимо отметить, что данные штрафы начнут применяться только с 1 января 2019 года (закон №421-ФЗ, ст.15).

Если в организации произошел несчастный случай, а результатов оценки нет, то работодателя могут привлечь в зависимости от уровня последствий к уголовной ответственности.

На данный момент в Госдуме России на рассмотрении находится законопроект про административные нарушения. В нем отдельной статьей вынесен вопрос о непроведении аттестации рабочих мест по условиям труда. Согласно новому законопроекту планируются изменения в размерах штрафов. Они увеличатся почти в 20 раз, некоторые достигнут суммы в 600 тысяч рублей.

Данные меры необходимы для усиления ответственности работодателей за несоблюдения установленных законодательством норм об охране труда. За некоторыми компаниями нарушения наблюдаются систематически.

Штрафы за неправильную подачу информации в налоговые органы поражают!Смотрите,

Всю ответственность за деятельность ООО несёт его генеральный директор согласно должностной инструкции. Что ещё должно быть в этом документе? Читайте в

Нужна ли директору предприятия доверенность на получение ТМЦ? Узнайте

Выгода для предприятия

К сожалению, многие российские работодатели считают проведение специальной оценки невыгодным занятием. Государство оказывает поддержку, поскольку проведение мероприятия позволяет сократить затраты на страховые взносы от несчастных случаев и профзаболеваний на производстве. Тарифы могут быть уменьшены до 40%. От результатов проверки при установлении классов их могут дифференцировать.

Регулярное проведение оценки позволяет скорректировать издержки на профилактические меры от травматизма и профессиональных заболеваний персонала на производстве.

При установлении классов доплаты и компенсации за работу при вредных и опасных условиях разрешено включить в список расходов по оплате труда. Так можно уменьшить размер прибыли, который облагается налогом.

Учитывая, что процедура является обязательной, это поможет избежать административных штрафов. Эксперты считают, что улучшение условий труда, способствует увеличению производительности персонала.

Отмена обязательной аттестации не избавила работодателей от проведения этой процедуры, а лишь внесла в нее корректировки.