Социально педагогическое направление в дополнительном образовании. Социально-педагогическая деятельность

Цели деятельности социального педагога -- содействие саморазвитию личности, организация профилактической работы и защита прав ребенка.

В каждом образовательном учреждении имеется такая ставка. Продолжительность рабочей недели социального педагога составляет 36 часов. Отпуск -- 42 календарных дня. Разрядная система такая же, как и у других педагогов. Специалист имеет право на повышение квалификации один раз в 5 лет.

Основные направления социально-педагогической работы в образовательном учреждении определяются проблемами, возникающими в процессе обучения и воспитания детей.

Хотя направления работы и перечислены в квалификационной характеристике, но практически их круг значительно шире. Социальный педагог должен быть главным посредником между ребенком и теми, кто его окружает: учителями, классным руководителем, администрацией, представителями милиции, суда, других ведомств, а иногда и родителями или опекунами.

Основные направления деятельности социального педагога:

· Постановка социального диагноза. Определение социокультурной ситуации, социальных и личностных проблем детей и взрослых, попадающих в сферу влияния социального педагога. Информация может быть из разных источников (педагогическая, родительская, психологическая, медицинская, другая). Выявление запросов, потребностей детей и разработка мер помощи конкретным учащимся с привлечением специалистов из соответствующих учреждений и организаций.

· Помощь семье в проблемах, связанных с учебой, воспитанием, присмотром за ребенком. Посредничество между различными специалистами и организациями (учреждением образования, здравоохранения, социальной защиты, культуры и пр.).

o Помощь ребенку в устранении причин, негативно влияющих на его успеваемость и посещение учебного учреждения. Распознавание, диагностирование и разрешение конфликтов, проблем, трудных жизненных ситуаций, затрагивающих интересы ребенка. Предотвращение серьезных последствий развития сложных для ребенка событий.

o Профилактика правонарушений, девиантного поведения детей и подростков, в том числе алкоголизма, наркомании, курения, ранних интимных связей. Пропаганда здорового образа жизни.

o Привлечение детей, родителей, общественности к организации и проведению социально-педагогических мероприятий, акций. Организация разнообразной социально-значимой деятельности детей в социуме (досуг, отдых, воспитательные мероприятия). Включение в процесс творчества, поддержка социальной инициативы.

o Индивидуальное и групповое консультирование детей, родителей, педагогов и администрации по вопросам разрешения проблемных ситуаций, конфликтов, воспитания детей в семье.

o Организация взаимодействия различных групп детей и взрослых, содействие налаживанию нормальных межличностных взаимоотношений в семьях, детских и взрослых коллективах. Помощь педагогам в разрешении конфликтов с детьми.

o Пропаганда и разъяснение прав детей, семьи и педагогов. В качестве особой функции может быть выделена защита прав ребенка на основе конвенции о правах ребенка и других правовых документов. Социальный педагог имеет полномочия быть представителем образовательного учреждения в суде, на конфликтных комиссиях, где решается судьба ребенка.Важно, чтобы были охвачены все основные направления социально-педагогической работы, независимо от ставок специалистов. Но, в связи с тем что круг и объем обязанностей широк, для более результативной работы целесообразно иметь в учреждении несколько социальных педагогов и распределять их обязанности по профилю деятельности: охрана здоровья и гигиена, профилактика школьной и социальной дезадаптации, культурно-досуговая деятельность, педагогическое просвещение и работа с родителями, опека и попечительство и т.д. Либо разделение обязанностей может идти по классам, группам, параллелям в зависимости от количества учащихся, это -- так называемая кураторская система.

Руководитель направления - Малахова Лариса Васильевна.

Направление включает в себя включает в себя 1 отделение и 6 творческих объединений:

Отделение дошкольного воспитания:

    • Объединение "Теремок сказок", развивающее обучение для малышей - для детей 3 - 5,5 лет;
    • Объединение "Маленькие гении", развивающее обучение для малышей (школа дошколят) - для детей 5 - 7 лет;

Вниманию родителей!

Экспериментальная программа по дошкольному воспитанию вашего ребёнка.

В последние годы необходимость в специальной подготовке детей к школе особенно возросла.

Хорошо известно, насколько сложна и объемна программа начальных классов и как порой трудно не умеющему читать ребенку, осваивать ее курс. И особенно трудно приходится первокласснику. По-другому чувствуют себя уже умеющие читать дети. Они легче вписываются в процесс обучения, им комфортнее на новой ступени образования.

Существует много способов научить ребенка читать до школы, и каждый из них хорош по-своему. Но при этом очень важно учитывать следующее: во-первых, система обучения должна быть согласована со школьными программами и обязательно иметь познавательную основу; во-вторых, необходимо использование игровых приемов, не утомляющих и не напрягающих ребенка.

По утверждению Л.А.Венгера и С.В.Мухиной: «… дети пятилетнего возраста наиболее восприимчивы к обучению грамоте», поскольку их отличает острота и свежесть восприятия, любознательность и яркость воображения. Однако память и внимание малышей весьма неустойчивы, а поэтому необходимо многократно возвращаться к уже знакомому, чтобы знания стали прочными.

Психолого-педагогические особенности развития детей среднего и старшего дошкольного возраста.

В дошкольном возрасте начинается формирование личности, ее нравственной направленности. Важность этого периода неоднократно подчеркивалась многими педагогами и психологами: Л.А. Венгер, Л.С.Выгодским, В.В.Давыдовым, В.С.Мухиной, Д.Б.Элькониным. В дошкольном возрасте происходит не только интенсивное усвоение знаний и умений, но и формируются черты характера, складываются взаимоотношения ребенка с окружающими. Психолого-педагогическая характеристика среднего и старшего дошкольного возраста говорит о том, что к 5-6 годам дети в процессе общения со сверстниками взрослыми усваивают многие нормы и правила ведения, которые становятся личностными. В дошкольном возрасте развиваются мышление, память, воображение, восприятие, мотивационная сфера. Появляются вопросы: как?, почему?

В условиях общественного дошкольного воспитания особое значение придается формированию коллективизма, умению жить и трудиться в обществе сверстников. В этот период очень важно придать отношениям детей друг с другом и со старшими дух доброжелательности, развить стремление и умение помогать взрослым, сверстникам, оказывать сопротивление плохим поступкам, общими усилиями достигать поставленной цели.

В задачи воспитания входит формирование такой мотивации поведения, при которой ведущими становятся положительные, общественно направленные мотивы, т.е. Ребенок стремится сделать приятное, полезное для себя и других. Необходимость привить дошкольникам навыки общественного поведения, дружеских взаимоотношений, моральные представления о добре, честности, справедливости. Взаимовыручке, дружбе. В то же время рекомендуется воспитывать отрицательное отношение к проявлениям жестокости, эгоизма, жадности.

Педагоги и психологи – Н.Д.Левитов, Л.С.Славина, Б.Т.Лихачев и др. – указывают на необходимость своевременного правильного воспитания и как можно более раннего выявления, предупреждения отрицательного поведения детей, не дожидаясь, пока сформируются устойчивые черты личности. Эти положения полностью подтверждают исследования, посвященные различным аспектам поведения и взаимоотношений детей среднего и старшего дошкольного возраста. Педагогам дошкольных объединений очень важно строить воспитательно-образовательный процесс с учетом психолого-физиологических и индивидуальных особенностей развития детей разных возрастных категорий, способствуя таким образом полноценному многогранному их развитию.

Комплекс развивающих и адаптационных занятий в основном ориентирован на работу с детьми, не посещающими дошкольные образовательные учреждения и имеющими адаптационные проблемы (так называемые домашние дети). Занятия помогут ослабить внутреннюю напряженность, будут способствовать развитию личностной автономии, помогут ребенку адаптироваться в ситуации группового общения и обучения.

В основу данной программы заложен принцип развивающего обучения. Подобран материал для каждого занятия так, чтобы у педагога или у родителей была возможность выбора исходя из потенциальных возможностей ребенка. Очень важно серьезно и творчески подходить к каждому занятию, заранее подбирая наглядный дидактический и пр. необходимый материал, без которого невозможно активизировать мышление детей и поддерживать их интерес и внимание на протяжении всего занятия. Во время одного занятия меняется несколько видов деятельности, логически связанных одной темой. Продолжительность занятий каждого вида 20-30 минут.

Цель – подготовить ребенка к начальной школе, способствовать полноценному развитию его личности.

Задачи:

Образовательные обучить основным умениям и навыкам, необходимые для начальной школы; Познакомить с богатствами отечественной и мировой культуры через различные формы искусства; научить бережному отношению к природе; познакомить с историей родного края;

Развивающие - формировать мотивацию учения, ориентированную на удовлетворение познавательных интересов. Радость творчества; развить творческое мышление, воображение, способность к самовыражению; научить детей видеть и анализировать прекрасное, высказывать и обосновывать свои суждения.

Воспитательные привить нравственно-этические основы поведения в общественных местах, в семье, общения со сверстниками взрослыми, повысить коммуникабельность детей, воспитывающихся вне детского коллектива, научить детей видеть и анализировать прекрасное, высказывать и обосновывать свои суждения.

Поставленные цели и задачи реализуются через работу с детьми по следующим направлениям:

Дошкольная подготовка: ознакомление с основными математическими представлениями, навыками письма и чтения, художественной литературой;

Сюжетно-ролевые, дидактические, театрализованные, музыкальные игры;

Изобразительное искусство, флористика;

Музыкальное развитие, народная культура и традиции;

Английский язык.

Выбор этих направлений не случаен. Занятия по изобразительному и декоративно-прикладному творчеству развивают художественный, эстетический вкус, учат творить и ценить прекрасное. Ручной труд развивает мелкую моторику. Музыка и драматизация. Развивающие игры – это не только огромная радость для ребенка, но и общение с окружающим миром, где развиваются мышление, память, воображение, способность к самовыражению.

Базовую программу дополняют комплексные занятия по музыкально-эстетическому развитию (в сопровождении фортепиано); занятия по основам театральной, игровой и художественной деятельности, проводимые педагогами по индивидуальным программам. Важным компонентом является работа педагога-психолога с детьми и родителями, а также проведение общих праздников.

Количество детей в группе 6-7 человек. Такая форма работы позволяет обратить внимание на восприятие и индивидуальные особенности каждого ребенка. В группах собираются дети с разным уровнем способностей, восприятия и подготовки. Массовый набор осуществляется в начале учебного года, возможно, что в течение года могут подключаться отдельные дети.

Программа экспериментальная, рассчитана на 1 год обучения. Занятия организованы 5 раз в неделю (дневные и вечерние группы). Каждый ребенок посещает 2 занятия в неделю в удобное для него время, Каждое занятие в обязательном порядке комбинируется, включая в себя различные компоненты программы, что способствует активному обучению ребенка, умению переключаться с одного вида деятельности на другой. Важно отметить, что с дошкольниками занимается не один педагог, а коллектив педагогов. Гармоничное сочетание музыкальных занятий в сопровождении живой музыки с постановкой спектаклей по мотивам народных сказок, песен, разучивание стихов с игровыми занятиями делают развитие ребенка гармоничным и полноценным.

Программа предусматривает также индивидуальную форму занятий. Так как каждый ребенок обладает присущими только ему способностями, которые должны быть учтены в воспитательном процессе. Эти занятия также направлены на развитие тех детей. которым необходима дополнительная индивидуальная помощь педагога в полноценном усвоении учебного материала.

Учебно-тематический план раздела «Музыкальное развитие»

Название тем

Теор.

Практ.

Всего

1.Упражения на развитие слуха.

2. Разучивание песен

3. Работа над метро-ритмом с двигательными упражнениями под музыку.

4. Беседы о музыке и музыкальных инструментах.

5. Прослушивание кассет с детскими песнями

6. Работа над инсценировкой изучаемых песен.

Итого: 36 ч.

Содержание тем:

1.Тема: «Упражнения на развитие слуха». Какие бывают звуки. Звуки высокие и низкие. Песня «Сидит кукушка на суку» поем низким, средним и высоким голосом.Музыкальная гамма. Музыкальные и немузыкальные звуки. Звуки окружающего мира. Работа над интонированием.

2.Тема: «Разучивание песен». Простейшие русских народных попевок (Ходит кот у ворот», «Ходит сон по сеничкам», «Баба – Яга», «Жили у бабуси», «Петушок-петушок» и др.) Песни на стихи А.Барто. Простейшие песни на английском языке. Разучивание логопедических песен по пособию «Веселый логопед» Т.Чуровой. Разучивание более сложных детских песен.

3. Тема: «Работа над метро-ритмом с двигательными упражнениями под музыку ». Работа проводится по сборнику А.Н.Зиминой «Образные упражнения и игры в музыкально-ритмическом развитии детей 4-8 лет», А также песня игра «Едет паровоз», «Мишка с куклой», «Два маленьких гусенка» и д.р.

4. Тема: « Беседы о музыке и музыкальных инструментах». Используется мини-энциклопедия в картинках «Музыкальные инструменты». На праздники приглашаются дети, играющие на разных инструментах.

5. Тема: «Прослушивание кассет с детскими песнями.» Прослушивание песен и сказок в хорошем исполнении прививает хороший эстетический вкус и должно стать примером для подражания. Подбираются песни из репертуара из детской песенной классики.

6. Тема: «Работа над инсценировкой изучаемых песен». Занятие инсценировкой песен включает двигательные движения, танцевальные движения, умение выражать эмоции, будит инициативу и развивает воображение.

Методическое обеспечение

Основной метод обучения дошкольников – игра и сказки. Главное внимание уделяется развитию музыкального слуха.

Методические установки можно свести к трем основополагающим принципам.

1. На начальном этапе обучения следует опираться на знания ребенка об окружающем мире. Сказка, мир фантазии, природа, животные – это та образная сфера, которая является естественной средой развития детей этого возраста.

2. На данном этапе трудно определить границы каждого предмета. Например, артикуляционные. Дикционные упражнения, упражнения на правильное дыхание присутствуют и на уроке развития музыкальных способностей, и на уроке развития речи.

3. В этот же период необходимо максимальное включение в занятия двигательных упражнений. Являющихся вспомогательным средством для выработки двигательных упражнений, являющихся вспомогательным средством для выработки правильной артикуляции, устранения метроритмических трудностей.

Список литературы

1.Арисменди А.Л. Дошкольное музыкальное воспитание. М., 1989.

2. Ванюхина Занимательное пособие для дошкольников. – Екатеринбург, 1993.

3. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология. – М., 1993.Комиссарова Л.Н. 4.Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников. _ М., 1986.

5.Назайкинский Е.О. О психологии музыкального восприятия, - М., 1972

6.Торшилова Е.М. Развитие эстетических способностей детей 3-7 лет. – М., 1994.

7. Чистякова М.И. Психогимнастика. – М., 1991.

Подготовка к выступлению на форуме

Основные направления социально-педагогической работы в МОУ СОШ поселка Солидарность определяются проблемами, возникающими в процессе обучения и воспитания детей, без разрешения которых трудно добиться хороших результатов. Круг направлений работы социального педагога очень широк. Это объясняется необходимостью сотрудничества всех, кто воспитывает ребенка: учителей, классного руководителя, администрации, родителей, ближайших родственников, а иногда и других лиц, занимающихся воспитанием по должности или из чувства человеческой солидарности. Цели деятельности социального педагога разнообразны. Это помощь семье в проблемах, связанных с учебой, воспитанием, присмотром за ребенком; помощь ребенку в устранении причин, негативно влияющих на его успеваемость и посещение образовательного учреждения; привлечение детей, родителей, общественности к организации и проведению социально-педагогических мероприятий, акций; распознавание, диагностирование и разрешение конфликтов, проблем, трудных жизненных ситуаций, затрагивающих интересы ребенка, на ранних стадиях развития с целью предотвращения серьезных последствии; индивидуальное и групповое консультирование детей, родителей, педагогов, по вопросам разрешения проблемных ситуаций, конфликтов, снятия стресса, воспитания детей в семье; выявление запросов, потребностей детей и разработка мер помощи конкретным учащимся с привлечением специалистов из соответствующих учреждений и организаций; помощь педагогам в разрешении конфликтов с детьми, в выявлении проблем в учебно-воспитательной работе и определении мер их преодоления; проектирование, разработка планов и программ по раз­личным направлениям деятельности образовательного учреждения;, пропаганда и разъяснение прав детей, семьи, педагогов;, решение практических вопросов обеспечения учебно-воспитательной работы за пределами расписания учебных занятий.

В центре внимания социального педагога - социализация ребенка, его успешная интеграция в общество. Работа с детьми в микрорайоне поселка Солидарность начинается с их рождения. Неразрывная связь социального педагога с работниками амбулатории поселка позволяют следить за развитием детей от 0 до 18 лет. Сразу после рождения мы знаем, в какой семье растет и развивается наш будущий ученик. Если в этом возникает необходимость, то сразу же данная семья по определенной категории ставится на учет.(Фрагмент №1 - категории семей) Если семья неполная, многодетная, малообеспеченная, неблагополучная, то работа с данными родителями и ребенком ведется сразу же в неразрывной связи с причастными службами. (Фрагмент№2 - все причастные службы). Поэтому, когда ребенок из проблемной семьи приходит в школу, то у нас имеется вся полная информация об особенностях воспитания и развития маленького человека. Социальным педагогом разработана своя методика по определению уровня социальной адаптации дошкольника, которая позволяет составить общий портрет будущего первоклассника, учесть все особенности его индивидуальности и помочь ему адаптироваться в новой обстановке. Вашему вниманию предлагается фрагмент вопросов определения уровня социальной адаптации. (Фрагмент №3 - вопросы социальной адаптации) Все годы обучения детей в школе поселка Солидарность проходят под непосредственным контролем администрации, классных руководителей, социального педагога, психолога, которые успешно внедряют в жизнь

технологию социализации обучающегося, помогают ему интегрироваться в то общество, в котором ему предстоит жить. Проблема адаптации ребенка в школе часто возникает с теми детьми, которые переходят учиться в нашу школу. Эти обучающиеся зачастую не просто вливаются в слаженный коллектив, но и это быстро разрешается, поскольку ни один ученик нашей школы не остается без пристального внимания педагогов, которые призваны его обучать и воспитывать.

К сожалению, в последние годы уровень нашей жизни резко снизился, и это дало свои негативные результаты. Дети, наше будущее, попали в общество, в котором теперь каждому нужно захватывать место под солнцем. Но не все семьи, где воспитываются обучающиеся, к сожалению, могут предоставить им комфортные условия для развития. Для примера, нужно сказать, что из всех обучающихся нашей школы - 116 человек - из неполных семей, то есть одна треть не воспитывается отцами. Дети из неблагополучных семей (а их у нас три) ежедневно видят либо нетрезвых родителей, либо эти мамы и папы вообще забывают о своих родительских обязанностях. Поэтому социальный педагог ежедневно контролирует буквально все, что связано с такими семьями. Посещения семей, материальная помощь, ежедневный контроль за посещаемостью, успеваемостью, да и вообще пребыванием детей из неблагополучных семей в школе и вне школы - все это только часть общей работы, которая ведется нами. Результат этой деятельности всегда только положительный. Проблемные дети любят общаться с учителями, классным р социальным педагогом, психологом. Они рассказывают о своих трудностях. Всегда с желанием посещают все школьные мероприятия, очень любят, когда для них организуются экскурсии. Так, в прошедшем учебном году мы неоднократно вывозили детей на экскурсии не только в Елец, но и в другие города и поселки Липецкой области. Фрагмент №4 - посещение поселка Лев Толстой и экскурсия на Знаменский монастырь города Ельца с детьми из неблагополучных, неполных, малообеспеченных семей. Социализация обучающихся зависит от многих факторов, поэтому в школе существует своеобразный тандем «социальный педагог - классный руководитель», и итог данной работы всегда позитивен.

Среди главных задач деятельности социального педагога важное место занимают:

Создание условий для психологического комфорта и безопасности ребенка; -удовлетворение его потребностей с помощью социальных, правовых, психологических, медицинских, педагогических механизмов предупреждения;

Преодоление негативных явлений в семье, школе, ближайшем окружении и других социумов.

В школе созданы все условия для психологического комфорта и безопасности ребенка и контроль за этим ведется со дня первого появления ребенка в школе и до дня его выпуска. В течение двух лет социальный педагог практикует следующую форму работы: на каждого обучающегося,

который приходит в первый класс, составлена глубокая психолого-педагогическая характеристика, ежегодно пополняющаяся. Эта форма работы позволяет следить за изменениями в поведении, обучении, развитии ребенка. Таким образом, каждый обучающийся 1-2 классов уже имеет свой социальный паспорт и это очень помогает в работе с детьми. Нужно сказать, что налажена большая и крепкая связь социального педагога с медсестрой школы, работниками амбулатории поселка, медицинскими работниками районной больницы поселка Ключ Жизни. Медосмотры, работа с детьми-инвалидами, помощь в получении медицинских справок для индивидуального обучения, для пребывания в лагерях - все это входит в сферу деятельности социального педагога. Мы разработали схему классификации факторов, влияющих на здоровье школьника. Работа по данной схеме помогает нам четко отслеживать уровень физического развития ребенка и вовремя помогать ему быть здоровым и работоспособным. Фрагмент №5 - схема факторов, влияющих на здоровье школьника. Ежемесячные рейды в семьи различных категорий с привлечением представителей РОВД, администрации сельского поселения Солидарность, школы позволяют преодолевать негативные явления в семьях обучающихся, своеобразно дисциплинирует родителей, заставляет их помнить о своих родительских обязанностях. В школе налажена работа родительского лектория, на которых всегда охотно выступают представители РОВД врачи, работники сельской администрации. Фрагмент №6 - фото родительского собрания. Свой положительный результат приносят заседания комиссии поделам несовершеннолетних при администрации сельского поселенияСолидарность, на которые бывают приглашены обучающиеся или же родители. Это очень действенная воспитательная мера. Фрагмент №7 -фото заседания КДН в администрации. Учителя школы постоянно дежурят на дискотеках, дети никогда не остаются без внимания педагогов. Сбор необходимой информации о социальной инфраструктуре микрорайона, о составе проживающего в нем населения, в том числе и детях, о их нуждах и потребностях очень помогает в работе социального педагога. Поэтому необходимы различные информационные карты и матрицы. Мною ведется 7 видов диагностических карт на обучающихся школы. Эти карты не только дают информацию о ребенке, но и помогает прогнозировать поведение обучающегося

Ежегодно в плане работы социального педагога предусмотрено проведение занятий и бесед во всех классах школы по различным социальным проблемам. Дети младших классов очень любят, когда все это проходит в игровой форме. Тематика этих занятий самая разнообразная:

    Здравствуйте, это я!

    Мои ощущения.

    Если посмотреть вокруг

    Что такое чувства

    Что такое «моя радость»?

    Когда ко мне приходит грусть?

    Инте-инте-интерес.

    Что у меня вызывает злость и страх?

    Обучающиеся второй ступени с удовольствием участвуют в занятиях и

    беседах, где применяется тестирование. Им интересно потом узнавать

    результаты, тем более что методика проведения тестов связана с игрой и

    рисунком. Например:

    Тест «Кто Я?»

    Тест «Кто ты?»

    Тест «Отношения с окружающими» по методике Люшера

    Тест «Мои тревоги»

    Усвоению знаний о здоровом образе жизни и негативных явлениях нашей

    действительности помогает применение мною на таких занятиях

    наглядности. Вашему вниманию предлагается Фрагмент №8 с разрезными

    картами занятия «Что такое хорошо и что такое плохо?»

    В старших классах с обучающимся проводятся занятия и беседы, связанные

    с развитием правовой грамотности, с профилактикой вредных привычек.

    Темы говорят сами за себя:

    Что такое личность?

    Социальные факторы развития человека.

    Среда и воспитание.

    Семья и её основные функции.

    Детский алкоголизм и его причины.

    Проблема наркомании. Классификация наркотиков.

    Причины подростковой наркомании.

    Проституция как форма девиантного поведения детей.

    Правонарушения среди несовершеннолетних.

    ВИЧ и закон.

    В моем распоряжении имеется большое количество слайдов, наглядных

    пособий, раздаточного материала с информацией по данным темам. Ребята

    внимательно слушают рассказы по данной тематике.

    Результаты тестирований в 2005-2006 году среди обучающихся третьей

    ступени по алкоголизму, курению, наркомании были обработаны и можно

    сказать, что 100 % юношей и девушек знают о вреде, который причиняет

    организму наркотик и поэтому у них нет желания употреблять эту отраву. А

    вот с курением и алкоголизмом картина хуже. 23 % обучающихся 9-И

    классов курят, причем 14% - это девушки. С алкоголем почти все

    тестируемые познакомились в собственных семьях, где его употребляют по

    праздникам и выходным дням. Постоянно употребляющих алкоголь в

    высоких градусах не выявлено, хотя 11 % признались, что пьют пиво. Вот

    такие грустные цифры. Мы довели их до сведения родителей, но сами они

    достаточно спокойно относятся к этому. А вот в школе мы стараемся

    всячески бороться с этим.

    В течение прошедшего учебного года в школе был только один случай оформления опеки, когда бабушка детей оформила документы в связи с лишением родительских прав матери. Проверка опекунских семей

    проводится социальным педагогом ежемесячно, составляются акты посещений, ведется контроль за расходованием средств на опекаемых. В школе обучается 11 детей из опекунских семей, круглых сирот - 2, у остальных один родитель жив. В учреждения господдержки в прошедшем учебном году никто определен не был.

    Социальный педагог должен обеспечивать детей информацией по вопросам социальной защиты, помощи и поддержки, деятельности социальных служб и спектра оказываемых ими услуг. В школе практикуется обращение обучающихся и их родителей, а также лиц, их заменяющих, к социальному педагогу для получения информации по вопросам социальной защиты, помощи и поддержки. У социального педагога налажена тесная связь с органами опеки и попечительства Елецкого района и города Ельца, так как в школе обучаются дети, которые проживают на территории города, с отделами социальной защиты города и района, с Пенсионным Фондом. Обращающиеся получают у социального педагога консультацию по нужным вопросам, а потом социальный педагог направляет их в нужную инстанцию. Социальный педагог осуществляет контроль за соблюдением прав ребенка в школе, дома, в социуме. Ежегодно в апреле проводится месячник правовых знаний, в течение которого дети получают консультации по жилищным, правовым, гражданским, трудовым вопросам. Все обучающиеся четко знают об уголовной ответственности за различные правонарушения. В данный момент трое обучающихся стоят на учете, двое из них в РОВД и КДН, один -в школе на профилактическом учете. Со всеми ними ведется постоянная профилактическая работа, направленная на преодоление негативного поведения.

    К сожалению, дети иногда попадают в трудную жизненную ситуацию, тогда на помощь приходит социально-психологическая служба школы. Мы обращаемся за помощью в реабилитационный центр села Ериловка и специалисты центра сразу же реагируют на наш запрос. Дети в центре получают реабилитационные услуги, восстанавливают психологическое, эмоциональное, моральное состояние и здоровье. Социальный педагог контролирует получение пособий, компенсаций, единовременных выплат, адресной помощи, материальной поддержки детей-сирот, подопечных, детей из многодетных, малообеспеченных семей. За последнее время задержки с выплатами не наблюдается, так как правительством, областными и районными организациями все производится вовремя. В 2005-2006 учебном году на учете у социального педагога в школе находилось 8 детей - инвалидов. Четверо из них обучались индивидуально на дому. Фрагмент №9 - занятие с Кутневым А. Дети- инвалиды круглогодично обеспечены бесплатными путевками в самые лучшие санатории и профилактории России. Контроль состояния их здоровья осуществляет медицинский работник школы. Эти дети окружены постоянным вниманием и заботой со стороны родителей и учителей.

    Тесная связь у социального педагога существует с отделами социального обеспечения Елецкого района и города Ельца, так как одна девочка-инвалид проживает на городской территории.

    Социально-психологическая служба школы призвана создавать благоприятный микроклимат в семье и микросоциуме, устранять негативные воздействия в доме, школьном коллективе, затруднения взаимоотношений с окружающими, в профессиональном и личном самоопределении; Специфика работы социального педагога такова, что нам приходится посещать разные семьи и увы, иногда о благоприятном микроклимате в таких семья можно только мечтать. Но нужно сказать, что мы удачно справляемся с проблемами в семьях, так как действуем совместно с работниками сельской администрации, представителями РОВД, работниками отдела образования и районной администрации.

    Работа социального педагога и классного руководителя направлена на создание необходимых условий для реализации права родителей на воспитание детей; преодоление педагогических ошибок и конфликтных ситуаций во взаимоотношениях детей с родителями, сверстниками, учителями, предупреждение конфликтных ситуаций, порождающих детскую беспризорность и безнадзорность; обеспечение развития и воспитания детей в семьях «группы риска». Чтобы работа была успешной, необходимо глубокое знание нормативно-правовой базы деятельности (законов, подзаконных актов, постановлений, распоряжений, инструкций, социально-правовых и социально-экономических основ, системы учреждений, оказывающих помощь ребенку; теории и истории социальной педагогики; методик и технологий социально-педагогической деятельности по работе с различными категориями в разных социумах; возрастной психологии, изучающей личность ребенка, его физическое, духовное и социальное развитие, нормальное и отклоняющееся поведение; социологии, изучающей объединения и группировки людей (семья, малая группа, школьный коллектив, коллектив сверстников и др.) методов социального управления и планирования профессиональной исследовательской деятельности. Каждый день перед социальным педагогом встают проблемы аналитические (теоретический анализ процессов, происходящих в социуме и оказывающих негативное влияние на состояние и развитие ребенка, состояния ребенка и окружающего его социума, проблем ребенка и совместной деятельности с ним социального педагога по устранению этих проблем); прогностические (прогнозирование решения проблем ребенка посредством вовлечения его в специально организованную социально-педагогическую деятельность, прогнозирование личности ребенка с учетом возникшей перед ним проблемы); проективные (определения конкретного содержания деятельности, осуществление которой обеспечит планируемый результат);рефлексивные (самоанализ собственной деятельности социального педагога на каждом из её этапов, осмысление положительных и отрицательных сторон и степени влияния полученных результатов на

Основными направлениями социально-педагогической деятельности являются:

деятельность по профилактике явлений дезадаптации (социальной, педагогической, психологической), повышению уровня социальной адаптации детей посредством их личностного развития;

деятельность по социальной реабилитации детей, имеющих те или иные отклонения от нормы.

Поскольку проблема ребенка, требующая разрешения, как правило, имеет и внутренние, личностные, и внешние аспекты, социально-педагогическая деятельность обычно включает две составляющие:

непосредственную работу с ребенком;

посредническую деятельность во взаимоотношениях ребенка со средой, способствующую их социально-культурному становлению и развитию.

По содержанию социально-педагогическая деятельность чрезвычайно многообразна. Выделение ее разновидностей с точки зрения содержания имеет важное значение не только для развития науки и практики, но и для профессиональной подготовки социальных педагогов, так как это даст надежный критерий и для выделения специализаций. Однако в настоящее время эта задача непростая, поскольку сфера практической социально- педагогической деятельности находится в стадии становления и не охватывает все потенциально-возможные ее применения.

Теоретически можно предположить, что профилактическая деятельность должна осуществляться во всех учреждениях и организациях, где проводится массовая работа с детьми.

С этой точки зрения могут быть выделены следующие виды социально-педагогической деятельности, имеющие свою специфику:

социально-педагогическая деятельность в образовательных учреждениях;

социально-педагогическая деятельность в детских общественных объединениях и организациях;

социально-педагогическая деятельность в учреждениях творчества и досуга детей;

социально-педагогическая деятельность в местах летнего отдыха детей;

социально-педагогическая деятельность в конфессиях.

Основные направления социально-педагогической работы в школе определяются прежде всего проблемами, возникающими в процессе обучения и воспитания детей, без решения которых сложно добиться хороших результатов. Возникающие проблемы разрешаются при условии сотрудничества всех, кто обучает и воспитывает ребенка: учителей, классного руководителя, администрации, родителей, ближайших родственников, а иногда и других лиц, занимающихся воспитанием по должности или из чувства человеческой солидарности. Умение сотрудничать с различными людьми на благо конкретного ребенка, считаю одним из основных условий формирования положительного педагогического опыта и накопления положительных результатов в своей деятельности.

Основные направления моей социально-педагогической работы в школе:

Помощь семье в проблемах, связанных с учебой, воспитанием, присмотром за ребенком;

Помощь ребенку в устранении причин, негативно влияющих на его успеваемость и посещение школы;

Распознание, диагностирование и разрешение конфликтов, трудных жизненных ситуаций, затрагивающих интересы ребенка;

Индивидуальное и групповое консультирование детей, родителей, педагогов;

Выявление запросов, потребностей детей и разработка мер помощи конкретным учащимся с привлечением специалистов из соответствующих учреждений;

Помощь педагогам в разрешении конфликтов с детьми;

Пропаганда и разъяснение прав детей, семьи, педагогов.

Для реализации этих направлений применяю различные методы социально-педагогической деятельности, которые подбираю в зависимости от проблемы, стоящей перед ребенком, от особенности его личности, от состояния семейных взаимоотношений, от уровня социальной адаптации, от тех возможностей, которыми располагаю.

Наиболее часто использую следующие методы:

Методы диагностики личности, семьи, социума;

Словесные методы (рассказ, беседа, объяснение, дискуссия, лекция);

Методы воспитания (убеждение, приучение, внушение, поощрение и наказание, мотивация и приобщение к действию;

Организационно- распорядительные методы (инструктирование, нормирование, контроль и проверка исполнения, критика);

Связь с организациями и общественностью.

В процессе моей профессиональной деятельности решаются следующие задачи:

Работать над повышением уровня воспитанности (патриотизм и культура общения);

В течение учебного года эта задача решалась через различные мероприятия, проводимые мной, а также при сотрудничестве с коллегами. В частности:

·· Проводилась большая индивидуальная работа с учащимися, не соблюдающими нормы общения (ссоры, драки, оскорбления и другие нарушения школьной дисциплины, совершающиеся учащимися).

· Индивидуальная работа с родителями, через которых проводились воспитательные воздействия на детей по развитию их патриотизма и культуры общения).

· Различные общешкольные мероприятия с воспитательным воздействием.

· Совместные мероприятия воспитательного характера с участковым инспектором и инспектором ПДН.

Работать над созданием системы физического совершенствования учащихся, охрана здоровья.

Борьба с курением и профилактика алкоголизма.

Примерный перечень вопросов для подготовки к экзамену

Понятие социальной педагогики, ее предмет, функции и задачи. Связь социальной педагогики с другими науками.

Термин социальная педагогика включает в себя 2 понятия: социальный и педагогика.

Педагогика – это наука о закономерностях обучения, воспитания и развития человека.

Социальный (лат. - общественный) – специфическое свойство, характеризующее взаимодействие людей в процессе общения в трудовой и творческой сфере деятельности.

Социальная педагогика – это одна из отраслей педагогической науки, развивающей основные закономерности обучения, воспитания и развития человека на всех этапах социального развития (от рождения до смерти) с учетом социального окружения, их условий, проблем и задач конкретной окружающей системы.

Предметом социальной педагогики – выступает учебно–педагогический процесс, включающий элементы развития, воспитания, обучения, коррекции, реабилитации и перевоспитания.

Функции социальной педагогики:

Исследовательская - Аналитико-проектная - Просветительско-образовательная -

Организаторская - Прогностическая –

задачи социальной педагогики :

Развитие чувства собственного достоинства, самостоятельности, уверенности в себе у клиента социального педагога.

Развитие стремления познавать окружающий мир, другого человека, его уникальность, физические и духовные особенности, права и обязанности в обществе.

Привитие желания и умения общения с окружающими людьми, в малых и больших группах, в семье, в школе, в трудовом коллективе, в семейно-соседском обществе и т.д. Научить разрешать конфликты между людьми, личностью и обществом, опираясь на нравственные и правовые нормы общественных отношений, окружающей человека среды.



Воспитание в сознании человека морально-нравственных понятий: добра и справедливости, любви к ближнему, ко всему живому, творчеству, взаимопониманию.

Постановка цели самостоятельного выхода из кризиса, поиск пути выхода, определение цели и смысла жизни.

Социальная педагогика занимает междисциплинарное место в системе наук о человеке. Будучи интегративной научной дисциплиной, она синтезирует философские, медико-биологические, психолого-коррекционные знания о человеке как о био-социально-природо-космическом существе. Строящая свое содержание на антропологической основе, социальная педагогика широко использует достижения других наук, занимающихся проблемами человековедения: философии, этнографии, экономики, социологии, психологии, этики, культурологии, медицины, правоведения, а также естественных наук. Опираясь на знания этих наук, она организует и интегрирует знания в личностно-средовом контексте, применительно к своему предмету исследования.


Общая характеристика категориально-понятийного аппарата социальной педагогики.

Система знаний науки отражается в ее понятиях и категориях.

Цель – помощь в социализации ребенка, адресная помощь. Учреждения: образовательные, социально-педагогические, социальные службы.

Социальное обучение – целенаправленный процесс передачи социальных знаний и формирования социальных умений и навыков, способствующих социализации ребенка. В процессе обучения в школе или другом образ.учрежд.ребенок получает прежде всего академические занания и необходимые для их усвоения умения. Но одновременно с этим он должен приобретать определенные социальные знании. Умения и навыки, которые обеспечат ему более успешное освоение социальных норм. Установок. Ценностей. Ролей.

Нравственные воспитание ребенка – одна из важнейших и сложнейших задач педагог.деятельности.Однако этот процесс не всегда бывает достаточно эффективным. У ребенка должны быть сформированы определенные социальные знания, умения и навыки.

Под социальным воспитание понимается целенправленный процесс формирования социально значимых качеств личности ребенка, необходимых ему для успешной социализации.


Социально-педагогическая деятельность, сущность, структура, своебразие.

Социально-пед.деятельность – это разновидность проф.деят.. направленная на оказание помощи ребенку в процессе его социализации, освоения им социокультурного опыта и на создание условий для его самореализации в обществе.

Всегда является адресной, направленной на конкретного ребенка и решение его индивидуальных проблем, возникающих в процессе социализации, посредством изучения личности ребенка и окружающей его среды..

Осуществляется в различных учреждениях: образовательные, социально-педагогические, социальные службы.

Направлениями соц.-пед.деят. являются: деятельность по профилактике явление дезадаптации, повышению уровня социальной адаптации детей посредством их личностного развития; деятельность по социальной реабилитации детей, имеющих те или иные отклонения от нормы.

Профилактическая деятельность осуществляется во всех учреждениях и организация: соц.-пед. Деят. в образовательных учреждениях; соц.-пед. деят. в детских общественных объединениях и организациях; соц.-пед.деят. в местах летнего отдыха детей; соц.-пед.деят.в конфессиях.

Работа по соц.реабилитации детей, имеющих отклонения от нормы, должна содержательно ориентирована на различные категории: соц.-пед.деят. с детьми, имеющими отклонения в развитии; соц.-пед. деят.с детьми, имеющими пед.отклонения; соц.-пед.деят. с тедьми, оставшимися без попечения родителей; соц.пед.деят.с детьми отклоняющегося поведения.

В Посреднической работе особое значение имеет соц.-пед.деят. с семьей. Именно семья в процессе социализации ребенка является ближайшим социумом.

Своеобразия социально-педагогической деятельности является то, что целью является помощь в социализации ребенка, деятельность адресно и локально, объектом является ребенок с проблемами социализации.


направления и виды социально-педагогической деятельности.

Направлениями соц.-пед.деят. являются: деятельность по профилактике явление дезадаптации, повышению уровня социальной адаптации детей посредством их личностного развития;

деятельность по социальной реабилитации детей, имеющих те или иные отклонения от нормы. онадолжна содержательно ориентирована на различные категории: соц.-пед.деят. с детьми, имеющими отклонения в развитии; соц.-пед. деят.с детьми, имеющими пед.отклонения; соц.-пед.деят. с тедьми, оставшимися без попечения родителей; соц.пед.деят.с детьми отклоняющегося поведения.

Виды соц.-пед.дят.: соц.-пед.деят. в образовательных учреждениях; соц.-пед. деят. в детских общественных объединениях и организациях; соц.-пед.деят. в местах летнего отдыха детей; соц.-пед.деят.в конфессиях.