В каком веке возникла социология. Социология

1. Социология как самостоятельная наука возникла в первой половине XIX в., и ее основателем является французский философОгюст Конт . Термин «социология» был введен в 1839 г. и в буквальном переводе означает «наука об обществе» (от лат.societas - общество и греч. logos - учение).

Но это означает разочарование в мире. Нет необходимости прибегать к магическим средствам, чтобы доминировать над духами или обманывать их, как и дикарь, для которого такие силы существуют. Вот почему технические средства и рациональные расчеты выполнены. Особенно это значение интеллектуализации как таковой. Но разве этот процесс разочарования, который длился тысячелетия в западной культуре, и вообще этот «прогресс», из которого наука является элементом и движущей силой, имеет какое-либо значение, выходящее за рамки чисто практического и технического плана?

Как и любая научная дисциплина, социология имеет свой объект и предмет исследования. Под объектом понимают ту сферу реальности, которая подлежит изучению, и именно на нее направлен исследовательский поиск. Следовательно, объектом социологии, исходя из названия, является общество. Но общество исследуется многими дисциплинами, такими как история, философия, экономика, политология и т.д. При этом каждая из названных общественных наук выделяет свои специфические аспекты, свойства объекта, которые и становятся предметом ее исследования. Определить предмет социологии достаточно сложно, поскольку на протяжении всей истории ее развития представители различных школ и направлений высказывали и высказывают различные взгляды относительно понимания предмета своей науки.

Этот вопрос был найден в фундаментальных терминах, особенно в работах Льва Толстого. Он пришел к вам по пути к нему. Его главная задача заключалась в том, чтобы увеличить вопрос о том, является ли смерть значимым или нет. И его ответ заключается в том, что это не для цивилизованного человека. И дело не в том, что индивидуальная жизнь цивилизованного человека, вставленная в «прогресс», бесконечно, не могла иметь для его имманентного значения никакого термина. На самом деле всегда впереди того, кто внутри; никто, умирающий, не достиг кульминации, которая бесконечно размещена.

Так, Огюст Конт полагал, что предметом исследования социологии являются законы общественного развития , которые подобно естественным законам в природе должны распространять свое влияние на человеческое общество.

Французский социологЭмиль Дюркгейм в качестве предмета социологии выделял социальные факты , под которыми он понимал коллективные привычки, традиции, нормы, законы, ценности и т.д.

Авраам или любой фермер древности умерли «старыми и полными жизни», потому что он был в органическом цикле жизни, потому что его жизнь, даже в его смысле, привела его к вечеру того дня, что он мог ему предложить потому что для него не было загадок, которые он хотел решить, и поэтому он мог «достаточно». Но цивилизованный человек, который участвует в процессе прогрессивного обогащения цивилизации в форме идей, знаний, проблем, может стать «уставшим от жизни», но не удовлетворенным жизнью. И поскольку смерть лишена смысла, это также культура культуры как таковой, которая, именно из-за ее «прогрессивности», не имеет никакого значения, чтобы отпечатать смерть от характера абсурда.

Немецкий социолог Макс Вебер предмет социологии видел в так называемых социальных действиях , т.е. таких действиях, которые ориентированы на действия (ожидания) других людей.

Обобщая разнообразные подходы к рассмотрению предметной области социологии, можем сделать вывод, что в самом широком смысле предмет социологии - это социальная жизнь общества, т.е. комплекс социальных явлений, вытекающих из взаимодействия людей и общностей, их социальных связей и социальных отношений, обеспечивающий удовлетворение всех основных потребностей.

Здесь, в жизни, в том, что Платон был теневой игрой на стенах пещеры, истинная реальность пульсирует: все остальное - призраки, извлеченные из нее и безжизненные, и ничего больше. Как произошел такой поворотный момент? Страстный энтузиазм Платона в республике в конечном итоге объясняется тем, что он впервые осознал смысл одного из великих инструментов каждого научного знания: концепции. Сократ был обнаружен Сократом. Не от него одного в мире: в Индии вы можете найти аналогичные начала такой логики, как у Аристотеля.

Тем не менее, с этим сознанием его важности. Здесь, в первый раз, инструмент, с помощью которого можно в первый раз заставить кого-либо впасть в порочность логики, чтобы не позволить ему идти, не признавая или ничего не знающего, или что это и нет истины, вечная истина, которая он никогда не погибнет, так как действия и привязанность слепых людей проходят. Это был необыкновенный опыт учеников Сократа. Ему казалось, что если бы была найдена только точная концепция добра, добра или даже храбрости души и т.д. Можно было бы также понять его истинное существо, и это, казалось, снова открылось способ узнать и научить правильно действовать в жизни, особенно как гражданин.

Функции социологии

Социология выполняет следующие функции: гносеологическую, прогностическую, социального проектирования, организационно- технологическую, управленческую, инструментальную.

Гносеологическая (теоретико-познавательная) функция обращена к познанию проблем настоящего и будущего данного общества, направлена на получение нового социологического знания, создание и уточнение теорий, концепций, тенденций.

Фактически, этот вопрос касался исключительно политического менталитета греков. Итак, наука была культивирована. Наряду с этим открытием греческого духа, как продукта эпохи Возрождения, второго великого инструмента научной работы, рационального эксперимента, как средства надежно контролируемого опыта, без которого современная эмпирическая наука была бы невозможно. Раньше экспериментировали: в физиологии, например, в Индии, на службе аскетической техники йоги; в математике, среди древних греков, для военной техники и в средние века для горных целей.

Прогностическая функция призвана осуществлять научное предвидение социального развития общества в целом, а также его отдельных структур и подсистем.

Принято выделять два типа социальных прогнозов: нормативный и поисковый. Поисковый прогноз отвечает на вопрос: что вероятнее всего произойдет в обществе при условии сохранения существующих социальных тенденций? В нормативном же определяются пути и сроки достижения желаемого состояния объекта.

Но поднятие эксперимента в начале исследования как такового является вкладом эпохи Возрождения. Он открыл путь для великих новаторов в области искусства: Леонардо и его сверстников, и в частности экспериментаторов в музыке шестнадцатого века с их экспериментальными клавесинами. Этот путь больше не был в философах, в их концепциях и в своих выводах: что Бог не мог найти того, к чему он искал Средневековье, он хорошо знал все теорию Пиетиста того времени, особенно Спенера. Бог скрыт, его пути не наши пути, его мысли не являются нашими мыслями.

Но в точных науках о природе, где он мог физически захватить его работу, была надежда проследить его намерения о мире. Кто еще верит - помимо некоторых великих детей, которые можно найти в науках о природе, - что знание астрономии или биологии, физики или химии может научить нас чему-то о смысле света или даже просто о где можно проследить такой «смысл», так как есть один? Теперь они могут задохнуться до корня убеждения, что есть что-то вроде «смысла» в мире! И, наконец, наука как способ получить «к Богу»?

Социальное проектирование состоит в разработке моделей конкретной организации объекта и определении перспективных параметров ее функционирования.

Организационно-технологическая функция обеспечивает создание и внедрение в практику социальных технологий, которые выступают составным элементом прикладной социологии.

Разве это сила, которая специально чужда божеству? То, что такой человек никто не может теперь сомневаться в его близком, признает он это или нет. Освобождение от рационализма и интеллектуализм науки является основополагающей предпосылкой жизни в общении с божественным: это или нечто идентичное значение является одним из слов, которые встречаются повсюду на пути чувства наших молодых верующих или которые стремятся к религиозному опыту. И это касается не только религиозного опыта, но и опыта, накопленного в целом.

Но путь вперед парадоксален: теперь он поднимается к сознанию и привязывает его объектив только к тому, что интеллектуализм еще не коснулся, то есть иррациональные сферы. Фактически, это на самом деле современный интеллектуализм иррационализма. Этот способ избавиться от интеллектуализма дает результат, совершенно противоположный тому, что перспектива тех, кто следует за ним. Кто вам больше верит, кроме некоторых внуков на стульях или в редакционных коллективах? То, что, учитывая эти внутренние предположения, имеет смысл науки как профессии, поскольку все эти предыдущие иллюзии - «путь к истинному бытию», «путь к истинному искусству», «путь к истинной природе», «путь к истинному Богу», «путь к истинному счастью» - они разрушены?

Управленческая функция связана с проблемами управления социальной системой. Исходным материалом для разработки управленческих решений на различных уровнях выступают результаты социологических исследований, прогнозы и методики.

Инструментальная функция состоит в разработке собственно социологических методов познания, анализа социальной реальности.

Самый простой ответ дал Толстой такими словами: «Это бессмысленно, потому что оно не дает ответа на единственный важный вопрос для нас: что нам делать? как мы должны жить?»Тот факт, что он не дает этого ответа, абсолютно неопровержимо. Вопрос только в том, в каком смысле он не дает «нет» ответов, а если вместо этого он ни в коем случае не помогает тем, кто находится в правильном положении. «Сегодня часто говорят о науке» без предположений. В каждой научной работе всегда предполагает обоснованность правил логики и методологии, этих общих основ нашей ориентации в мире.

ермин «социология», который впервые ввел О. Конт (около 1839 г.), буквально означал «науку об обществе, социальной жизни». В то время трудно было ожидать, что рождается наука, имеющая большое будущее. Нужно различать объект и предмет социологии.

Подобъектом социологии понимают часть объективной действительности, изучаемую данной наукой. В этом смысле общим объектом социологии является общество . В понимании предмета социологии, который входит в ее определение как науки, существуют разные точки зрения.

Предполагается также, что результат научной работы важен в смысле того, что он «заслуживает того, чтобы быть известным». И здесь они явно имеют свои корни все наши проблемы. На самом деле это предположение само по себе не может быть продемонстрировано средствами науки. Одним из наиболее интересных аспектов распространения буддизма на Западе является большое количество ученых, которые приняли участие в диалогах между наукой и буддизмом.

Возможный контакт и диалог между наукой и буддизмом облегчается благодаря чрезвычайно открытому отношению нынешнего Далай-ламы, который, конечно же, испытывает глубокое уважение и личный интерес к науке, так сказать 1. Если научный анализ станет самым убедительным доказательством того, что некоторые утверждения буддистов ложны, тогда мы должны согласиться с заключением науки и отказаться от этих утверждений. И даже он толкает сказать 2.

2. Для понимания сущности знания, а также того, как оно организуется, накапливается, систематизируется и используется на практике, вероятно, не последнюю роль играет способ, с помощью которого люди приобҏетают свои знания. Дело в том, ҹто в нашей повседневной жизни мы познаем окружающие нас вещи и явления многими разнообразными способами. Мы можем, в частности, принимать на веру (т. е. не подвергая сомнению и критической пеҏепроверке) все, что мы услышим от окружающих нас людей или проҹтем в каких-то письменных сообщениях. «Верить — значит отказываться понимать», как утверждал французский писатель Поль Бурже. В случае некритичного принятия на веру у нас вряд ли вызовет сомнение сообщение авторитетного для нас источника о том, ҹто Земля — это огромный плоский диск, покоящийся на тҏех слонах (или китах), и мы просто включим эту информацию в состав уже имеющегося в нашей памяти комплекса сведений об окружающем миҏе. Назовем такие знания мифологическими. Они в значительной степени совпадают с ҏелигиозными (от лат. religio — набожность, пҏедмет культа), однако вовсе не исчерпываются ими.

Буддисты верят в реинкарнацию. Но предположим, что наука с помощью ряда методов может окончательно доказать, что реинкарнации не существует. Однако мы должны сделать четкое различие между тем, что не найдено наукой, и какая наука демонстрирует отсутствие. Мы должны признать как несуществующую все, что наука демонстрирует, что она не существует; но то, что наука не может найти, - это другое дело.

На этом этапе давайте спросим, ​​почему этот интерес ученых всех категорий к буддизму. Это взаимодополняемость, отдаленный взгляд на культурный интерес - или есть ли общая точка зрения между наукой и буддизмом? Можно ли учиться у другого и как? Цель этой статьи - обсудить этот вопрос - честно говоря, что тема науки-буддизма уже давно подвергается глубоким исследованиям.

Мы могли бы также замечать и фиксировать отдельные разрозненные факты и, интуитивно их соединяя и сопоставляя, выявлять опҏеделенные закономерности в окружающем нас миҏе для того, ҹтобы использовать полученные таким образом знания в своей повседневной деʀҭҽљности. К такого рода знаниям относятся, например, установленная и проверенная на практике информация о том, ҹто огонь жжется и вызывает боль, ҹто погоду пҏедвещают те или иные внешние признаки в природной сҏеде, ҹто необходимо пҏедпринять опҏеделенные действия, ҹтобы отправить письмо и т. п. Накопленное таким образом знание именуется знанием здравого смысла. Оно является практическим, экспериментальным и критическим, но зачастую отрывочным и непоследовательным именно в силу способа своего приобҏетения. Повседневная жизнь и в самом деле отображает фундаментальную ҏеальность, в рамках которой живет абсолютное большинство людей. Постижение эҭого мира характеризуется «естественным аттитюдом», который принимает мир естественным, заданным и неизменным. Мир, постигаемый с помощью здравого смысла, непроблематичен и воспринимается неоспоримо, как данный.

Часто возникает вопрос о том, является ли буддизм религией или философией. Здесь ответ должен быть ясным. Буддизм родился, как и есть религия. С большим количеством ритуалов, храмов, тысяч монахов и монахинь, священнослужителя и очень сложного писания. И Будда Гаутама, основатель этой религии в пятом веке до нашей эры.

Но вот в чем смысл: путь к освобождению должен был произойти без Бога-Создателя, без веры в чудеса или трансцендентность: путь, предложенный Буддой, чтобы освободиться от страданий, присущих человеческому состоянию, был способом освободиться от созданного невежества от ложной ментальной одежды. В этом путешествии, в Дхарме, основанной на четырех «благородных истинах», инициалах, провозглашенных Буддой, было искать и, возможно, находить истинный характер вещей. Конечно, это философский и этический практический дискурс.

Знание здравого смысла играет важнейшую роль в формировании общего тезауруса каждого человека. Во многом содержание знания здравого смысла составляет имплицитное знание, то есть такой набор сведений об окружающем миҏе, когда человек знает больше, чем он в состоянии выразить словами. Имплицитное знание может выражаться, например, в каком-либо практическом умении и в то же вҏемя характеризуется невозможностью адекватно описать данное умение. Скажем, многие люди умеют ездить на велосипеде, но мало кто из них в состоянии описать свои навыки — как удержать равновесие на крутом вираже, почему велосипед более устойчив при бысҭҏᴏй езде, чем при медленной и т. д. Под имплицитным знанием следует, таким образом, понимать знание о различных взаимосвязях, которое можно использовать практически, хотя внуҭрҽнняя причинность данных связей необъяснима.

Таким образом, это был путь, в котором основные познания и моральное поведение были основными центрами. Здесь путь Дхармы также становится путём практической философии. Наука также движется, чтобы найти правду, и вот первая неопределенная, общая возможная точка встречи. Это связано с тем, что как буддизм, так и наука фокусируются на экспериментах. Это, очевидно, хорошо известно в науке.

Принцип науки, почти его собственное определение, заключается в следующем: текст знания - это эксперимент. Эксперимент является единственным судьей научной правды. И вот так Далай-лама повторяет его 1. «Когда дело доходит до вопроса об утверждении истины определенного утверждения, буддизм ставит величайшую власть в опыте, затем в разуме и, в конечном счете, в писаниях».

Если же мы будем пропускать всю получаемую нами информацию чеҏез призму особых интеҏесов той социальной группы (национальной, этнической, ҏелигиозной или экономической), к которой мы принадлежим, подразделяя полученные сведения в соответствии с этими интеҏесами на хорошие и плохие, правильные и неправильные, полезные и вҏедные — разумеется, пҏежде всего для ҹленов эҭой группы, — то получаемые в ҏезультате такой сортировки знания будут носить отчетливо выраженный идеологический характер.

Это не просто идея современного Далай-ламы, но она исходит издалека. Вик Мэнсфилд 2 упоминает текст знаменитой Сутры, слова, которые можно отнести к традиции самого Будды, которая гласит. «Монахи и ученики должны принять мое слово не уважительно, но они должны анализировать его, как ювелир анализирует золото, разрезает его, сплавляет его, разбивает и протирает».

Эффекты всех великих буддийских мастеров очень настаивают на том, что нельзя слепо верить в Священные Писания или их собственный гуру, но это должно основываться прежде всего на том, что лежит на личных экспериментах. Существует знаменитый образ «убийства Будды, если вы найдете его на своем пути», что подразумевает, что даже мастер может быть препятствием для пути, ведущего к знанию.

Наконец, один из особых и чҏезвычайно важных путей приобҏетения сведений об окружающем нас миҏе — эҭо научный способ. Полученное в ҏезультате научное знание существенно отличается от знания, происходящего из мифов (и принимаемого на веру), случайных наблюдений, интуиции, веры или здравого смысла. Оно имеет свои опҏеделенные атрибуты, либо совершенно не свойственные другим типам знаний, либо проявляющиеся в иной форме.

Поскольку для нас особый интеҏес пҏедставляет именно научное знание, давайте, пҏежде всего, выделим главные качественные характеристики эҭого типа знания, а затем рассмотрим их более подробно. Качественная опҏеделенность любого феномена луҹше всего постигается в том случае, если сравнить его атрибуты с соответствующими признаками других, схожих с ним, но в чем-то от него отличающихся. Попытаемся проделать такой анализ , сравнив качества научного знания с соответствующими качествами мифологического, идеологического, а также знания здравого смысла.

В своей оценке научного знания мы опираемся на работу Дженнет Джонсон и Ричарда Джослина «Методы исследования политической Науки» и исходим из того, что его отличают следующие специфические черты:

ь эмпиричность;

ь эмпирическая проверяемость;

ь ненормативность;

ь пеҏедаваемость;

ь общность;

ь объяснительный характер;

ь вҏеменность.

3. Со второй половины XVIII в. философия (в европейской традиции ведущая свое начало с античности) начинает терять статус «науки наук». Из нее постепенно выделились такие науки, как экономика, правоведение, историография. Объект изучения у них оставался по-прежнему один - общество , но он оказался достаточно сложным, и различные стороны его стали предметом самостоятельно развивающихся обществоведческих дисциплин. В XVIII-XIX вв. появилась еще одна новая наука об обществе - социология.

Социология стала изучать общество в его конкретных проявлениях, опираясь на социальные факты, положив в основу их анализа экспериментальные методы. Если философия изучает внутреннюю природу мира и человека, наиболее общие мировоззренческие вопросы природного и общественного бытия, то социология изучает специфику социальных явлений, опираясь на социальные факты, опытно-экспериментальные, статистико-математические методы анализа.

Пикколо Макиавелли (1469-1527) - итальянский мыслитель, историк и писатель, создал оригинальнуютеорию общества и государства. Его главное произведение«Государь» как бы продолжает основную линию рассуждения платоновского «Государства», но при этом акцент делается не на структуре общества, а на поведении политического лидера. Макиавелли впервые вывел государственно-политические вопросы из-под сферы влияния религии и морали и стал рассматривать политику в качестве особой сферы деятельности. Он также создал образ идеального правителя и политическую технологию удержания власти. Следует отметить, что именно благодаря трудам Н. Макиавелли социология и политология стали рассматриваться под другим углом зрения: они стали науками о поведении людей в обществе.

Томас Гоббс (1588-1679) - английский философ-эмпирик, внес значительный вклад в развитие социальной мысли. Его основные груды:«Философские основания учения о гражданине», «Левиафан». Он разработал теорию общественного договора, которая послужила основой для учения о гражданском обществе. По мнению Гоббса, в своем естественном состоянии -«человек человеку волк», и потому в обществе идет«воина всех против всех», или социальнаяборьба за выживание. Чтобы предотвратить это, необходимо созданиегражданского общества как высшей формы социального развития. Оно должно основываться на общественном договоре и юридических законах, признаваемых всеми. Граждане добровольно ограничивают личную свободу, получая взамен от государства надежную защиту и поддержку.

Джон Локк (1632-1704) - английский философ и политический деятель. В своей основной работе«Два трактата о государственном правлении» он утверждал, что государственная власть должна быть разделена на законодательную, исполнительную (включая судебную) и федеративную (внешних сношений), которые в правильно устроенном государстве находятся в определенном равновесии. Локк обосновал фундаментальные права человека:свобода, равенство, неприкосновенность личности и собственности. В отличие от Гоббса. трактовавшего «естественное состояние» общества как «войну всех против всех», Локк считан, что права на жизнь, свободу и собственность являются основными естественными и неотчуждаемыми правами человека. Ради их защиты люди объединились в«политическое или гражданское общество».

К непосредственным предшественникам социологии многие исследователи относят таких крупных французских мыслителей, как Ш. Монтескье и А. Сен-Симон.

Шарль Луи Монтескье (1689-1755) - философ-просветитель и правовед, особенно плодотворно исследовал различные типы политического устройства общества. Его основные сочинения:«Персидские письма» и«О духе законов». Он выделял три типа государства: монархия, деспотия и республика, в зависимости от того, в чьих руках - «всего народа или части его» - находится верховная власть. Основная заслуга Монтескье состояла в том, что он установил зависимость форм правления государства от природно-климатических и географических условий, размера территории страны, его населенности, развитости торговли, а также от религии, нравов, обычаев, традиций и т.д. И в этом смысле он, в частности, явился основателем современнойгеографической школы в социологии и политологии. Кроме того, развивая и углубляя локковскуютеорию «разделения властей », Монтескье оказал большое влияние на формирование конституционной мысли XVIII-XX вв.

Клод Анри де Сен-Симон (1760-1825) - великий социал-утопист. был первым мыслителем, который заявил о необходимости синтезирования социально-философских и эмпирических подходов к изучению общества. По его мнению, общество представляет собой живой организм, функционирующий по объективным законам, и потому его необходимо исследовать с помощью методов, аналогичных точным методам естественных наук. Впоследствии эти идеи Сен- Симона были развиты и продолжены в работах его ученика О. Конта. которого принято считать основоположником социологии как науки.

Появление социологии как самостоятельной науки знаменует радикальный перелом в понимании человека и общества. Если до ее возникновения последнее составляло предмет философской рефлексии и отчасти предмет исследования зарождавшейся классической экономической науки, то социология стала единственной в своем роде научной дисциплиной, интересы которой фокусировались на жизни человека в обществе.

Само по себе возникновение нового ракурса видения «человека социального» именно в Европе XIX в. нуждается в интерпретации и объяснении, поскольку указывает на изменения в социальной и духовной атмосфере. Рассмотрим процессы, приведшие к этому, последовательно в двух плоскостях: вначале с точки зрения исторического развития общества того времени, а затем с точки зрения состояния научной ментальности, имея в виду как естественные науки, так и философию и методологию подхода к человеку.

Исторические предпосылки возникновения социологии сводятся к формированию капиталистических рыночных отношений, буржуазии как базисного социального класса и гражданского общества, т.е. такого, в котором реальное экономическое неравенство маскируется формальным политическим равенством.

4. Без достижений в этих науках не могло быть и речи о появлении социологии , поскольку она изначально конструировалась, созидалась по образцу точных и естественных наук, методы жесоциологии должны были воспроизводить основные методы естествознания (наблюдение, эксперимент и др.). Поскольку эти методы приводили ученых в области естественных наук к получению нового и точного знания и установлению научных фактов, постольку именно они привлекали внимание исследователей общества. Не случайно об этом говорил К.А. Сен-Симон, выдвигая идею позитивного знания об обществе и человеке, знания, которого можно добиться с помощью применения подобных методов . Позднее этой идеей в полной мере воспользуется О. Конт.
Сказанное о методах касалось и законов общества, которые должны были, так или иначе, соответствовать законам природы, открываемым представителями естественных наук. Объективность, достоверность, доказательность, точность – вот лишь некоторые характеристики естественнонаучных законов, которые распространялись на социологию. По существу сложилась ситуация, когда социальное знание должно было как бы "догонять" естественнонаучное знание. Первое могло укрепить свой статус только за счет второго, оказавшись вместе с ним в одном общенаучном "доме", в котором были бы приняты единые "законы жизни" и единые "правила игры", т.е. методы исследования.
Говоря о теоретических предпосылках социологии , следует отметить, что социальное мышление, развитие которого привело к возникновению этой науки, включало в себя две наиболее выраженные ориентации – консервативную и либеральную. Каждая из них имела свой взгляд на общество с точки зрения его связей с индивидом. В рамках консервативной ориентации (один из наиболее видных и ярких представителей – Ж. де Местр, Франция) конкретному человеку отводилась лишь незначительная роль, поскольку общество рассматривалось как состоящее из отношений и институтов, но не индивидов. Оно оказывалось значимее, выше и важнее, чем человек.
Либеральная ориентация (наиболее яркие представители – И. Бейтам, Дж. Милль, Англия) основывалась на ином представлении о соотношении человека и общества. Хотя последнее также рассматривалось как своего рода механический агрегат, состоящий из отдельных частей, все же человеку отводилась немаловажная роль в его изменении. Более того, индивидуальная сознательная деятельность как раз и приобретала смысл тогда, когда направлялась на улучшение общества как своеобразного "искусственного тела". Сформировалась идеология индивидуализма, сумевшая выразить одну из важнейших сторон сущности человека. Основной смысл этой идеологии можно было бы определить так: что лучше для человека, то лучше для общества. В целом же обе ориентации сыграли определенную роль в возникновении и последующем развитиисоциологии , поскольку для нее вопрос о соотношении общества и человека является одним из центральных.
Рассматривая идейные предпосылки социологии как науки, нельзя забывать и о значении утопического социализма, о воздействии его идей, о личном влиянии одного из крупнейших представителей этого течения социальной мысли французского мыслителя Сен-Симона на основателя социологии Конта. Одна из центральных линий этого не только личного, но иидейного влияния была связана с трактовкой прогресса как универсального закона природы. Вера и убежденность в возможности как общественного, так и научного прогресса были характерны для многих мыслителей эпохи Просвещения во Франции, в первую очередь для Ш. Монтескье и Ж. Кондорсе. Эта идея сыграла значительную роль в становлении социологии как науки, которая изначально ориентировалась на понимание поступательного и прогрессивного развития общества.
Говоря об идейных предпосылках социологии , нельзя не сказать о взглядах французского просветителя Ш. Монтескье. Выше уже отмечалось, что такой блестящий специалист по историисоциологии , как Р. Арон, ведет отсчет "социологического времени" именно от Монтескье. Известный русский социолог Н.И. Кареев писал: "Мы не можем не признать, что, если кто-либо имеет право на имя социолога, когда не было еще социологии , то это право принадлежит, конечно, Монтескье"*8. Французский предшественник социологии пытался рассматривать развитие общества сквозь призму влияния на него различных природных факторов – географической среды, климата, численности населения, размеров территории и т.д. В этом смысле он был провозвестником целого социологического направления под названием "географический детерминизм". Уделяя большое внимание политическим проблемам общественной жизни, он рассматривал их решение в зависимости от естественных факторов. Монтескье стремился за случайными явлениями, конкретными общественными событиями и фактами увидеть скрытые внутренние причины, их вызвавшие. Однако он не изучал современное ему общество как нечто целостное, т.е. то, что составляет сердцевину социологической науки. Уделяя основное внимание характеристике политических процессов, политического строя, он не видел прогресса в целостном ходе истории.
*8: {Кареев Н.И. Введение в изучение социологии . СПб., 1903. С. 7.}
Ряд идейно-теоретических предпосылок социологии содержался в философских концепциях мыслителей, занимавшихся анализом исторического и современного материала. Особое значение в этом плане имели взгляды на проблему социального неравенства и классовых различий.
С конца XVIII в. стало входить в употребление понятие "класс", нетождественное распространенному тогда понятию "сословие". Затем у французских историков периода Реставрации (О. Тьерри, Ф. Гизо, О. Минье) появляется понятие классовой борьбы.
Приобретает важное значение характеристика гражданского общества, связанного, прежде всего, с демократической формой его существования. Великий немецкий философ Г.В.Ф. Гегель (чьи диалектические идеи мы не можем не принимать в расчет, когда говорим о появлении новой наукисоциологии ) рассматривал гражданское общество и как единое (ни один индивид в нем не может обойтись без других), и как раздираемое противоречивыми, зачастую антагонистическими интересами.
Наконец, к этому же смысловому ряду предпосылок можно отнести и взгляды итальянского мыслителя Дж. Вико (конец XVIII в.) на прогресс, согласно которым последний имеет объективный, циклический и провиденциальный (осуществляющий замысел Бога) характер.
Для возникновения социологии имело значение, притом существенное, то, что наряду с умозрительными философскими построениями появлялись эмпирические социальные исследования, связанные с социальной статистикой. Проводились хозяйственные переписи, разрабатывалась техника массовых статистических опросов, закладывались основы демографии. Развивались этнографические и антропологические исследования, причем последние меняли свой характер и направление. Если в середине XVIII в. антропология была связана с изучением человеческого тела, то спустя столетие ее определяли как науку о человеке, включающую языкознание, культуроведение и др.
Итак, к 1830-1850-м гг. сложились все необходимые социальные, естественнонаучные иидейно-теоретические предпосылки возникновения новой социальной науки. Требовалось иное осмысление общественных процессов и явлений, которое можно было обеспечить с помощью особой науки – социологии .

6. Методы социологии - совокупность основных познавательных приемов, с помощью которых приходят к научным истинам.Социология использует две группы методов:

1. общенаучные, характерные для всех наук, такие как анализ, синтез, индукция, дедукция, структурно-функциональный метод, системный подход и др;

2. специальные (собственные, специфические) методы:

§ опрос, в виде анкетирования и интервьюирования;

§ наблюдение;

§ анализ документов;

§ контент-анализ;

§ эксперимент;

§ социологический тест;

§ социометрический опрос (социометрия).

Классификация методов в социологии

По масштабу применения

§ Общенаучные (например, математические методы)

§ Частнонаучные (например, методы опроса)

По уровню знания

§ Теоретические (аксиоматический метод, гипотетико-дедуктивный метод и др.)

§ Эмпирические (наблюдение, анализ документов и т. д.)

По этапам исследования

§ Методы сбора

§ Методы обработки

§ Методы анализа

7. Структура социологического знания - это определенная упорядоченность знаний об обществе как динамично функционирующей и развивающейся социальной системе . Она предстает как совокупность взаимосвязанных представлений, понятий, взглядов, теорий о социальных процессах разных уровней.

Социология - сложноструктурированная отрасль научного знания об общих и специфических тенденциях и закономерностях развития и функционирования, различных по масштабам, значимости, особенностям и формам проявления социальных систем.

В современной методологии - и в нашей стране, и за рубежом - научное знание принято понимать иерархически и представлять его в виде «здания» социологической науки, состоящего из пяти этажей (рис. 1.1):

§ верхний этаж - этонаучная картина мира (философские предпосылки);

§ четвертый -общая теория, включающая категории самого абстрактного уровня;

§ третий - частные, или специальные, теории;

§ второй этаж представлен эмпирическими исследованиями;

§ нижний этаж - прикладные исследования.

Четыре верхних этажа социологического «здания» занимает фундаментальная социология , а последний -прикладная социология. Три верхних этажа -теоретическая социология. Два нижних - эмпирические и прикладные исследования - принято относить кэмпирическим знаниям.

Выделенные пять уровней и типов знания различаются двумя параметрами - степенью обобщенности (абстрактности) понятий, используемых на данном уровне, и степенью распространенности знаний данного уровня - иными словами, количеством проведенных исследований или созданных теорий.

Научная картина мира

Самый верхний уровень социологического знания, связанный с научной картиной мира (НКМ), еще не является собственно социологическим, а скорее имеет универсальное для всех наук значение и носит философский характер. НКМ включает в себя совокупность самых общих теоретических суждений о том, как устроена и каким законам подчиняется социальная реальность, в которой существует общество и индивиды.

По степени обобщенности самой абстрактной является научная картина мира, а самым конкретным знанием выступает прикладное, касающееся одного объекта и нацеленное на решение конкретной ситуации, проблемы, задачи.

Рис.1.1. Пирамида уровней и типов научного социологического знания

Количество проведенных исследований или созданных теории

По степени распространенности знания самая редкая - также научная картина мира; в каждой социальной науке таких картин всего несколько. Наибольшее признание и влияние сегодня имеют, по мнению исследователей, пять доминирующих картин мира и способов его познания: схоластическая, механистическая, статистическая, системная, диатропическая.

В рамкахсхоластической научной картины мира природа и общество трактуются как некий шифр, нуждающийся в прочтении и расшифровке с помощью кодов, роль которых играют мифы.

Механистическая НКМ характеризует природу и общество как механизм, машину, все детали которой осуществляют строго обозначенные для них функции.

С позициистатистической НКМ природа и общество рассматриваются как равновесие противодействующих сил (природных, экономических, политических, культурных, общественных, социально-бытовых и личностно-индивидуальных, групповых).

Системная научная картина мира даст представление о природе и обществе как об организованных системах, подсистемах, состоящих из элементов, постоянно изменяющихся, но при этом обеспечивающих целостность и жизнестойкость всех систем.

Диатропическая НКМ позволяет увидеть мир многомерно, полицентрично, изменчиво.

НКМ в социологии подвержена изменениям, которые обусловлены развитием научных знаний, появлением новых направлений, парадигм . Решающее влияние на НКМ оказывает философия. Научные картины мира интегрированы в культуру определенной эпохи и цивилизации. Культура каждой страны создаст собственную философию, которая накладывает отпечаток на ход развития социологии.

Общесоциологические и частные теории социологии

У картины мира и общесоциологической теории много общего. И первая и вторая раскрывают наиболее сущностные черты социального бытия и фундаментальных законов развития общества. Однако в НКМ фундаментальное знание выстраивается в строгую систему не дифференцированно, не в явном виде, а в обшей теории оно выступает как явное знание. Общих теорий больше, чем НКМ: возможно, около двух десятков.

Следующий уровень социологического знания -частные (специальные) социологические теории , обычно формализованные и логически компактные модели социальных процессов, касающиеся отдельных сфер жизни, социальных групп и институтов.

Эмпирические исследования в социологии

Эмпирические исследования - это крупномасштабные исследования, соответствующие самым строгим требованиям науки и направленные на подтверждение частной теории. Главная их цель - способствовать приращению нового знания, открытию новых закономерностей и обнаружению неизвестных социальных тенденций. Основное предназначение эмпирических исследований - не просто собрать и обработать факты, а обеспечить надежную проверку теории, ее верификацию, получить репрезентативную (достоверную, представительную) информацию. Они способствуют выявлению существующих противоречий в обществе и его структурах, а также тенденций развития социальных процессов и явлений, что весьма важно для научного понимания социальной действительности и решения социальных проблем. Данные эмпирических исследований служат основанием для выработки рекомендаций, направленных на решение текущих и перспективных задач общественной и политической жизни общества, партий и движений, различных социальных общностей, групп и институтов.

Эмпирическое познание явлений социальной жизни образует особую науку - эмпирическую социологию.

Прикладные исследования в социологии

Прикладные исследования - маломасштабные, оперативные и нерепрезентативные исследования, проводимые в короткие сроки на одном объекте (фирма, банк), призванные изучить конкретную социальную проблему и разработать практические рекомендации для ее решения.

Важно знать инструменты прикладной социологии, се цели и задачи. Если социолог, не зная этого, принесет на предприятие методологию фундаментального исследования и будет изучать, например, динамику ценностных ориентаций, то его не поймут. Потому что практические работники, которые будут выступать заказчиками, в этих категориях не рассуждают, они говорят совершенно другим языком. Перед прикладником в отличие от академического ученого стоят совершенно другие проблемы.

Для прикладников академическими учеными разрабатываются такие стандартные анкеты и стандартные инструменты, по которым тиражируется опыт по разным предприятиям. Он применяется на многих предприятиях для одной и той же цели - оценки личных и деловых качеств. И никаких новых знаний для науки не добывается, новые знания - только для администрации.

Прикладные исследования - это исследования местных событий. Цель прикладного исследования не описание социальной реальности, а ее изменение.

Проведены тысячи эмпирических исследований. Количество осуществленных на заводах, в банках, городах, микрорайонах и т.д. прикладных исследований вообще невозможно подсчитать. Как правило, они нигде не фиксируются, в научные статьи их результаты не облекаются, единственным источником информации о них служат отчеты, хранящиеся в архивах предприятий или фирм.

Фундаментальные и прикладные исследования

В зависимости от ориентированности социологические исследования подразделяются на фундаментальные и прикладные.Первые ориентированы на реализацию чисто научных вопросов: что познается? (объект) и как познается? (метод).Вторые направлены на решение актуальных социальных проблем практического характера и отвечают на вопрос: для чего познается? Таким образом, эти теории различаются не по объекту или методу, а по тому, какие цели и задачи ставит перед собой исследователь - познавательные или практические. Если в своем исследовании социолог стремится главным образом к разработке нового социологического знания, теории, то в данном случае речь идет о фундаментальном исследовании, которое изучает общество как систему. В отличие от фундаментальной социологии прикладная социология выступает как совокупность проблемно-ориентированных исследований, направленных на решение конкретных социальных проблем, возникающих в определенных социальных подсистемах, конкретных социальных общностях и организациях.

Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что деление социологии на фундаментальную и прикладную является условным. Содержание и той и другой включает решение как научных, так и практических проблем, только соотношение этих проблем в них разнос. Резкое разграничение или противопоставление фундаментальных и прикладных исследований способно затруднить развитие социологии как многогранной науки. Фундаментальное знание в науке - сравнительно небольшая часть проверенных на опыте научных теорий и методологических принципов, которыми пользуются ученые в качестве руководящей программы. Остальное знание - результат текущих эмпирических и прикладных исследований.

Фундаментальную науку, которая развивается главным образом в стенах университетов и академий наук, называют обычноакадемической.

Социологические исследования подразделяются на теоретические и эмпирические. Такое деление связано с уровнями знания (теоретическое и эмпирическое) в социологии; деление же социологии на фундаментальную и прикладную - с ориентацией (функцией) социологии на собственно научные или практические задачи. Так, эмпирическое исследование может проводиться в рамках как фундаментальной, так и прикладной социологии. Если его цель - построение теории, оно относится к фундаментальной (по ориентации) социологии, а если - выработка практических рекомендаций, то оно относится к прикладной социологии. Исследование, будучи эмпирическим по уровню получаемого знания, может быть прикладным но характеру решаемой задачи - преобразование действительности. То же относится и к теоретическим исследованиям (по уровню знания). Следовательно, прикладные исследования не образуют особого уровня. Это те же теоретические и эмпирические исследования (по уровню знания), нос прикладной ориентацией.

Таким образом, установить жесткую границу между теоретической социологией и эмпирической невозможно. Каждый из этих уровней социологического знания дополняет собой анализ исследуемых социальных явлений. Например, изучая социальные факторы, способствующие сохранению и укреплению здорового образа жизни трудового коллектива, невозможно начинать эмпирическое исследование без необходимых теоретических знаний, в частности, о том, что такое образ жизни, здоровый образ жизни. Здесь необходимо теоретическое объяснение и таких понятий, как полноценный образ жизни, уровень жизни, качество жизни, жизненный уклад, жизненное пространство, жизненные силы и других, а также каковы тенденции исследования данной проблемы в социологии и т. п. Теоретическая проработанность всех этих вопросов будет способствовать нахождению ценного эмпирического материала. С другой стороны, получив конкретное эмпирическое знание о социальных факторах, способствующих сохранению и укреплению здорового образа жизни трудового коллектива, исследователь приходит к выводам не только локального характера, но и выходящим за рамки одного коллектива, имеющим общественное значение, они могут дополнять и уточнять теоретические предпосылки.

Итак, на теоретическом уровне формируется категориальный аппарат науки. Здесь используются в основном общенаучные методы познания (системный, моделирование, эксперимент и др.), а также действуют общенаучные принципы познания (объективности, историзма, причинности, целостности и др.).

На эмпирическом уровне осуществляются операции с фактами: сбор, систематизация, анализ и т.д.

Макросоциология и микросоциология

Различают также макро- и микросоциологию. Социология как наука сформировалась и развивалась в Европе вначале как макросоциологичсская наука, фокусировавшая свое внимание на раскрытии глобальных законов развития общества и изучении взаимоотношений между большими социальными группами и системами. Позднее появилась микросоциология, исследующая типические образцы поведения, межличностные отношения преимущественно социально-психологического характера. С этих пор развитие социологии пошло по двум параллельным направлениям.

Макросоциология сосредоточивается на анализе таких понятий, как «общество», «социальная система », «социальная структура», «массовые социальные процессы», «цивилизация», « », «культура», и т.д. В отличие от макросоциологии микросоциология исследует конкретную проблематику, связанную с поведением индивидов, их поступками, мотивами, определяющими взаимодействие между ними.

Микросоциология тесно связана с эмпирическим (прикладным) уровнем социологического знания, а макросоциология - с теоретическим. Однако и в той и в другой присутствуют как теоретический, так и эмпирический уровни. Макросоциологи (К. Маркс, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, Ф. Теннис, П. Сорокин и др.) активно занимались эмпирическими исследованиями, а микросоциологи обосновали целый ряд важнейших социологических теорий, к числу которых относятся теория социального обмена (Дж. Хоманс и др.), символического интсракционализма (Ч. Кули, Дж.Г. Мид, Дж. Болдуин и др.), этнометодология (Г. Гарфинкель, Г. Сакс и др.).

Сближение микро-и макросоциологии, наблюдаемое в настоящее время в науке, но мнению многих ученых, плодотворно сказывается на развитии качественно нового уровня социологического знания.

Социологическое знание структурируется в мировой литературе и ио другим основаниям: по преобладанию направлений, школ, концепций, парадигм и т.д. Среди них выделяются академическая социология, диалектическая социология, понимающая социология, феноменологическая социология и др.

Итак, социологическое знание - сложноструктурированная, многоуровневая, полиотраслевая область научного знания о сложных общественных явлениях и процессах, о закономерностях становления и развития больших и малых социальных групп и общностей, в целом социальной системы. Все уровни социологического знания органично взаимодействуют между собой, образуя единую и целостную структуру.

8. Теоретико-познавательная функция обеспечивает на глубоком научном уровне расширение и конкретизацию знания о сущности общества, его структуре, закономерностях, основных направлениях и тенденциях развития, механизмах его функционирования. Формирование и развитие научного социологического знания происходят в рамках внутреннего совершенствования теоретической социологии, а также в результате динамичного развития самого общества. Социология развивает воображение, позволяет по-иному взглянуть на знакомые, повседневные и ставшие привычными веши, явления, изменить представление о них, о себе в этом мире, т.е. познавая общество, социология как теоретическая дисциплина позволяет человеку познать лучше и себя как часть социального целого, называемого «социум».

Практическая функция социологии связана с тем, что теоретический опыт, накопленный в рамках социологического знания, позволяет не только осмыслить социальную реальность, выявить закономерности ее развития, но также изменять ее в нужном направлении, формируя те или иные пути развития общества, его социальных институтов.

Идейно-воспитательная функция социологии проявляется в том, что социология изучает духовный мир общества, его ценностные и поведенческие ориентиры, трансформация которых непосредственно влияет на исторический процесс.

Прогностическая функция и прогностический потенциал социологической науки заключается в том, чтобы определить состояние общества и прогнозировать его будущее развитие, что особенно актуально в современную динамическую эпоху, характеризующуюся быстрой сменой парадигм, ценностей, идеалов и т.д.

Исследователи выделяют в качестве функций социологии также управленческую, социально-техническую функции, а также функцию социального проектирования.

Управленческая функция социологии связана с тем, что социология, особенно прикладная, обеспечивает управленческую сферу результатами качественного и количественного анализа, позволяющими отследить изменения, происходящие в ходе управленческого и трудового процесса в целом, определить их положительные и негативные тенденции и дать рекомендации по совершенствованию процесса управления. В рамках социологии управления как отдельной отрасли социологического знания разрабатываются социальные технологии, применение которых повышает эффективность управленческого труда. Значимость исследований, проводимых в управленческой сфере, повышается в условиях крупных политических, экономических и социальных реформ; без глубокого расчета и анализа социальных последствий реформирования не следует проводить коренные преобразования в обществе, так как это может привести к противоположным и нежелательным результатам, вызвать волну протеста и конфликтов в социуме.

Социально-техническая функция социологии заключается в том, что на основе изучения закономерностей функционирования той или иной социальной общности, организации разрабатываются проекты совершенствования работы, деятельности. Для этого в организациях формируются специальные службы социального развития, работники которых - профессиональные социологи изучают особенности функционирования социальных групп, коллективов в организации, социально-психологическую обстановку в коллективе, причины текучести кадров и т.д.

Функция социального проектирования состоит в том, что на основе социологических методов разрабатываются оптимальные модели организации и развития организаций, социальных общностей, систем управления для достижения поставленных целей. Профессиональные социологи на основе методов социологического проектирования и прогнозирования проводят социологический анализ состояния какой-либо сферы, отрасли и т.д. (например, уровня преступности в обществе, состояния и развития демографической ситуации), определяя ключевые точки роста и проектируя будущее развитие в рамках той или иной стратегии социального развития. В развитых странах социальное проектирование занимает важное место в системе обеспечения социального развития и прогресса в различных сферах функционирования общества.

Функции социологии можно рассматривать по отношению как к обществу, в котором она существует, так и к студенту, который ее изучает. В чем-то эти функции совпадают.

Важнейшей функцией социологии, которую выполняют ученые социологи, являетсяпознавательная. Она состоит в изучении поведения людей в среде себе подобных, включает в себя вопросы, перечисленные в первом параграфе этой главы. На каждом социологическом уровне проблемы разные. На уровне социологической теории уточняются известные (общество, социальное действие, социальный институт и т. п.), вводятся новые (общественный строй, цивилизация, глобализация и т. п.) социологические категории и понятия, из них на основе некоторых принципов строится теоретическая система.

С развитием человечества и социологии некоторые прежние проблемы, казавшиеся решенными (например, проблема социального равенства в СССР), вновь становятся спорными. Одновременно появляются новые исторические вызовы и проблемы, на которые современным социологам нужно давать теоретические ответы. Например, И. Валлерстайн пишет о задачах нынешних социологов: «Обществоведение возникло как интеллектуальное дополнение либеральной идеологии и умрет вместе с либерализмом, если не изменит своего статуса. <…> Я считаю, что нам, обществоведам, необходимо полностью обновиться, чтобы оказаться востребованными в обществе и не оказаться на задворках научного мира. <…> …Наше выживание зависит от того, сможем ли мы вернуть понятие сущностной рациональности в центр наших научных дискуссий».

Диагностическая функция социологии заключается в анализе данного общества, лежащего в его основе типа людей и их социального действия и т. п. с точки зрения его нынешнего кризисного состояния, его положения сравнительно с прошлым, причин такого положения, оценки вариантов, способов и планов развития. Нынешний мир переживает трансформацию от индустриализма к постиндустриализму в условиях глобализации, экологического кризиса, антагонистического неравенства между «золотым миллиардом» и остальным человечеством. В дополнение к этому Россия переживает трансформацию от государственного социализма к государственному капитализму. В такие периоды велика роль социологов, разрабатывающих вместе с другими обществоведами стратегию развития человечества, разрешения социальных конфликтов. Подобные конфликты, с одной стороны, выступают источником развития, а с другой - сопровождаются материальными и человеческими жертвами, многих из которых можно избежать при умелом управлении их разрешением.

Прогностическая функция выражается в выработке научно обоснованных прогнозов о тенденциях развития обществ и человечества, типах обществ, социальных противоречий и конфликтов. Она предполагает анализ развития основных социальных субъектов (формаций общества, социальных общностей, институтов, организаций), динамики интересов и т. п. Такую возможность дает реализация познавательной и диагностической функций социологии. Результатом прогностической функции социологии являются прогнозированиевозможного (реального и формального) развития обществ и человечества. Эти сценарии включают в себя (1) морально обоснованные цели общественного развития и (2) реальные способы их реализации.Возможные сценарии развития общества и человечества можно разработать только на основе имеющихся социологических принципов, образующих содержание теоретической социологии.

Проективная функция социологии (и гуманитарных наук) заключается в разработке проекта преобразования социальной действительности в интересах какой-то социальной общности. Проективная функция представляет собой развитие и конкретизацию прогностической функции социологии. Упомянутые преобразования могут касаться изменения социального института, государства, строя, цивилизации и включать в себя цель, субъекты, средства, сроки, темпы преобразований. Примером может служить проект социалистического переустройства советской России, который коммунисты предлагали как единственно возможный, истинный и справедливый для нашей страны. В этом случае социология приобретаетидеологический характер.

Общество в лице его правящей и интеллектуальной элиты обращается к социологии всегда, когда оно находитсяв кризисе, когда неясны пути выхода из него, когда требуются новые идеи. В таком положении сейчас оказался весь мир на пороге постиндустриальной цивилизации в условиях экологического кризиса, а Россия - в условиях отказа от изжившего себя советского строя. Валлерстайн цитирует И. Пригожина: «Возможное богаче реального», - и обращает внимание на развитие социальной утопистики, предоставляющей варианты прожектов будущей социальной реальности, которые могут быть реализованы. В данном случае мы исходим из того, что будущее не предопределено и во многом зависит от нашего сознательного выбора.

Образовательная функция социологии состоит в изучении ее студентами, руководителями, политиками. Знание социологии позволяет использовать ее для предупреждения и разрешения конфликтов , понимания тенденций развития своего общества и человечества. Необразованность в сфере социологии является одной из причин непродуманных и скороспелых решений, утопических прожектов типа нацистского или коммунистического, разрушительных и многообразных конфликтов, сотрясающих, в частности, нашу страну. Долгое время в сознание советских людей внедряли установку на линейное развитие человечества от первобытно-общинной формации к коммунистической. Ныне этот оптимистический сценарий стал очевидно непригоден и для России, и как глобальный.

9. Социология и история . Социология как наука об обществе включает в себя существенные формы и функции исторического знания, использует методологию и теорию исторической науки, методы и источники их изучения, историю отдельных государств и народов как неотъемлемую часть всемирной истории, которая является фундаментальной базой истории социологии.

Социология и социальная философия . Социальная философия в социологии рассматривается как высший уровень теоретического обобщения социальных явлений и процессов, раскрывающий особенности философского взгляда на общество: исследование сущностного измерения общественной жизни через социальные факты, категории «социального». Социальная философия послужила толчком к развитию социологии как науки, т.к. она отражала идеологию и интересы прогрессивных интеллектуальных сил общества, стремящихся к научному познанию мира и прогресса. В отличие от социальной философии социология имеет эмпирический уровень, оперирует конкретными цифрами и фактами. Социальная философия – это общетеоретическая социология.

Социология и социальная психология . Социальная психология является междисциплинарной областью знаний (на стыке социологии и психологии). В ней общество рассматривается как механическое множество индивидуальных актов, исследуемых в психике, поведении и деятельности. Микросоциологические теории близки по сути к социальной психологии.

Социология и политология . Политология, изучаемая социологами, раскрывает роль и место политики в жизни современных обществ, политические отношения и процессы, политические организации и движения, социокультурные аспекты политики, мировую политику и международные отношения, национально-государственные интересы отдельных стран в новой геополитической ситуации.

Социология и культурология . В культурологии раскрываются основные понятия культуры, культурные ценности, традиции и нормы; дается типологизация культур, социальных институтов культуры; уделяется внимание месту и роли отдельных стран и народов в мировой культуре и тенденциям культурной универсализации в современном мировом процессе. В социологии культура рассматривается как результат человеческой деятельности , оказывающий влияние на социальную жизнь индивидов и общностей через социализацию (в результате которой происходит формирование личности), через создание и введение ценностей, через социальные нормы, через создание разного рода социальных систем.

Социология и социальная антропология . Социальная антропология – родственная социологии дисциплина, рассматривает культуру как образ жизни человека и общества; миры человека и константы его существования, парадигмы социоантропологического познания, социоантропологического исследования. Физическая антропология исследует общества прошлых веков, культурная антропология – культурную деятельность индивидов в прошлых и настоящих обществах. Предмет же социологических исследований ориентирован на изучение явлений и процессов, связанных с возникновением различных форм совместной жизни людей, структуры социальных общностей, факторов, объединяющих и разрушающих эти общности, изменений и преобразований, происходящих в них.

Связь социологии с другими общественными науками можно охарактеризовать двояко. С одной стороны, бесспорно, социология использует информацию, полученную в рамках других дисциплин: например, показателиэкономического роста (информация от экономистов), данные о рождаемости и смертности (от демографов) и пр. Однако, с другой стороны, следует отметить, что социология обогащает другие науки выводами, полученными в результате социологических исследований. Например, социологи могут анализировать социальные последствия экономического роста или делать выводы относительно социальных причин и последствий низкой рождаемости, дополняя экономическую и демографическую информацию.

Таким образом, социология является интегрирующей, междисциплинарной наукой, в которой содержатся основы знаний целого ряда естественных, социальных и гуманитарных дисциплин. При этом она, несомненно, связана и находится под влиянием естественных наук: математики, демографической, экономической и социальной статистики, информатики, которые дополняют ее в процессе исследования всех сфер жизни общества, обогащают ее инструментарий и тем самым способствуют появлению самостоятельных направлений в социологии, таких как социогеография, социомедицина, социобиология и др. Это новые научные направления, появившиеся на стыке социологии и других наук, способствующие объяснению и прогнозированию событий и процессов социальной среды.

Социология теснейшим образом связана и с другими общественными науками, изучающими отдельные сферы общественной жизни. Например, можно говорить о точках соприкосновения между медициной и социологией. Пьянство и алкоголизм – социальные проблемы общества. С точки зрения медицины, алкоголизм – это болезнь. Соответственно можно и нужно найти лекарство, позволяющее ее лечить. Медики, казалось бы, нашли эффективные лекарственные средства для борьбы с алкоголизмом, однако количество больных продолжает увеличиваться. Социологи тоже интересуются проблемами пьянства и алкоголизма, но, в отличие от медиков, не спешат с оптимистичными прогнозами. Результаты социологических исследований показывают, что лекарства будут бессильны и применение даже сверхсильных лекарств не позволит решить проблемы распространения пьянства и алкоголизма в российском обществе. По мнению социологов, пьянство и алкоголизм – это социальные нормы нашей жизни. А то, что превращается в социальную норму, лекарствами в одночасье не излечить. Трудно представить себе праздник – день рождения, свадьбу или даже поминки без употребления спиртных напитков. Есть такая традиция в России: гостю, опоздавшему к застолью, наливают «штрафную». Причем, если виновник послушно «опрокидывает» штрафную стопочку, это нормально, если отказывается – может удивить гостей. Другой пример: представим, что по одной стороне улицы идет девушка с бутылочкой пива в руках, а по другой – человек… в зеленом парике и костюме Наполеона. Несомненно, внимание прохожих будет приковано ко второму. Человек, выпивающий пиво на улице (неважно, девушка или парень, мужчина или женщина), никого не удивляет! А мы пытаемся найти лекарство от алкоголизма. Между тем, традиции «пьющего образа жизни» у нас в крови. Об этом бьют тревогу социологи.

Интересна связь социологии с юридическими науками. Юриста вообще можно назвать практикующим социологом. Его деятельность связана с функционированием институтов социализации или социального контроля. Поэтому для юриста крайне важно знание объективных закономерностей, действующих в обществе и в отношениях между людьми. Авторы учебного пособия «Социология для юристов» С.И. Курганов, А.И. Кравченко справедливо отмечают , что изучение социологии поможет юристам преодолеть синдром «юридического идеализма», при котором первой реакцией на любую возникшую социальную проблему становится намерение принять новый закон.

Следует различать проблемы социальные и социологические. Например, преступность – болезнь общества, проблема социальная. В то же время закон не всегда совершенен. Есть законы, которые фактически невозможно не нарушать: например, закон о потреблении «пиратской» продукции. Нам по телевидению в роликах социальной рекламы регулярно напоминают о том, что, приобретая «пиратскую» продукцию, мы становимся соучастниками преступления. Но ведь люди покупают нелицензионные кассеты и диски без злого умысла, а просто потому, что они на порядок дешевле. Здесь мы имеем проблему социологическую. Ведь закон мы считали нормой, а нарушение его – отклонением от нормы. Преступление – проблема социальная, сам закон – проблема социологическая.

Вышесказанное позволяет сделать ряд выводов.

1. Социология тесно связана с другими общественными науками.

2. Особенность социологии определяется ее предметом, отсутствие единого представления о предмете – сложностью самого объекта – общества.

3. Появлению социологии как самостоятельной науки предшествовала социальная философия как общая теория социального устройства и развития. Социология, в отличие от «прародительницы», стремится дать конкретную картину этого развития.

4. Между социологией и другими общественными науками установлены отношения различия и взаимного дополнения: каждая из них изучает социальную структуру сквозь призму собственного предмета.

Социология как самостоятельная наука возникла в конце 30-х – начале 40-х гг. XIX в. В ХIХ в. европейское общество окончательно вступает на путь капиталистического развития. Это было время крайней нестабильности общественной жизни. На данном периоде она характеризовалась социальными потрясениями и кризисом общественных отношений. Об этом свидетельствовали следующие явления: восстание ткачей во Франции, ткачей в Германии, чартистское движение в Англии, Французская революция 1848 г. Эти проблемы остро поставили вопрос о необходимости создания обобщающей теории, способной прогнозировать, куда движется человечество, на какие ориентиры можно опереться. Именно под влиянием социальных потрясений сформировалась одна из классических парадигм социологии – марксизм . Основоположники этого течения считали, что такой обобщающей теорией должна стать концепция научного социализма, сердцевиной которой является теория социалистической революции.

В XIX в., помимо социальных потрясений и революций, происходили и другие общественные процессы, которые требовали изучение именно с помощью социологии. Капитализм активно развивался, что приводило к быстрому росту численности городского населения за счет оттока сельского. Это привело к урбанизации. Это, в свою очередь, вело к росту числа бедного населения, увеличению преступности, нарастанию социальной нестабильности. Наряду с этим формировалась новая прослойка общества – средний класс , который был представлен буржуазией, выступающей за стабильность и порядок . Возрастало число общественных движений, выступающих за социальные реформы.

В поисках выхода из сложившейся социально-политической, экономической ситуации философы и политики обращаются к науке, которая к тому времени сделала значительные успехи в технической сфере. Технические изобретения – машины и механизмы (локомотив, пароход, телеграф, телефон, механические станки, позже – автомобиль, самолет, электричество и т. д.), новые виды оружия (стрелковое оружие), новые технологии в производстве в сотни раз увеличили скорость общения между людьми, сократили расстояния и увеличили угрозу жизни самого человеческого общества. В период быстрых и радикальных перемен у людей появляется потребность в научном осмыслении происходящих событий, в теории, способной ответить на вопросы: что будет дальше, куда движется общество, какова роль и место отдельного человека в нем.До появления социологии на обозначенные выше вопросы пыталась ответить религия, однако научные достижения нового времени подорвали веру людей в сверхъестественные силы. Буржуазное общество ощутило потребность в науке, способной выявлять очаги социальной напряженности, анализировать социальные явления и процессы. Такой наукой и стала социология – наука об обществе как о саморазвивающейся системе.

Появление социологии как самостоятельной науки в первой половине XIX века не было бы возможным, если бы не вышли на определенный уровень развития такие науки как демография, статистика, прикладная математика, послужившие основой для развития социологии.

Таким образом, объективными предпосылками появления социологии как самостоятельной науки в первой половине XIX века можно назвать следующие:

· сложная социально-политическая ситуация в странах Западной Европы;

· развитие капиталистических отношений;

· географические открытия;

· законы, сформулированные в естествознании;

· технические изобретения;

· высокий уровень развития прикладных научных дисциплин;

· повышенный интерес к проблемам взаимодействия человека и общества в литературе и искусстве

Социология как наука имеет буржуазное происхождение, что в нашей стране воспринималось как ярлык или «клеймо», фактически запретившее право на жизнь социологии как самостоятельной науке почти на полвека – после социалистической революции 1917 года до начала перестроечных процессов.