Меры социальной поддержки инвалидов. Социальная помощь инвалидам

А сколько
стоит написать твою работу?

Тип работы Дипломная работа (бакалавр/специалист) Курсовая с практикой Курсовая теория Реферат Контрольная работа Задачи Эссе Аттестационная работа (ВАР/ВКР) Бизнес-план Вопросы к экзамену Диплом МВА Дипломная работа (колледж/техникум) Другое Кейсы Лабораторная работа, РГР Магистерский диплом Он-лайн помощь Отчёт по практике Поиск информации Презентация в PowerPoint Реферат для аспирантуры Сопроводительные материалы к диплому Статья Тест Часть дипломной работы Чертежи Срок 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 Сдачи Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь цену

Вместе с оценкой стоимости вы получите бесплатно
БОНУС: спец доступ к платной базе работ!

и получить бонус

Спасибо, вам отправлено письмо. Проверьте почту.

Если в течение 5 минут не придет письмо, возможно, допущена ошибка в адресе.

Социальная помощь инвалидам

И лицам пожилого возраста.

Введение

Сейчас в России на учете в органах социальной защиты населения состоит 7.284 млн. инвалидов (данные на 1 января 1997 года). В стране ежегодно впервые признается инвалидами свыше одного миллиона человек, из них более 50% - трудоспособного возраста. Наблюдается также ежегодный рост числа детей-инвалидов. Эффективное решение проблем инвалидности и инвалидов требует формирования единства взглядов на понятия “инвалид” и “инвалидность”.

Нетрудоспособные граждане в каждой стране составляют предмет заботы государства, которое социальную политику ставит во главу угла своей деятельности. Основной заботой государства по отношению к пожилым людям и инвалидам является их материальная поддержка (пенсии, пособия, льготы и т.д.). Однако нетрудоспособные граждане нуждаются не только в материальной поддержке. Важную роль играет оказание им действенной физической, психологической, организационной и другой помощи. До 80-х годов в России наиболее очевидная социальная помощь инвалидам и старым немощным людям оказывалась в домах-интернатах. Эта сложившаяся традиционная форма медико-социальной помощи нетрудоспособным гражданам помимо положительных имеет и отрицательные стороны (монотонный образ жизни, необходимость изменения жизненного стереотипа для пожилого человека и др.). Эти обстоятельства делают дома-интернаты малопривлекательными для пожилых людей и инвалидов, заставляя их "не торопиться" с переездом в дом-интернат. Возможность как можно дольше оставаться в привычных домашних условиях представилась со времени появления должности социального работника в системе учреждений социальной защиты. Именно эти реальные лица стали оказывать социально-бытовые услуги нетрудоспособным гражданам, в которых они постоянно нуждались. На первых этапах развития социальной помощи нетрудоспособным гражданам акцент был сделан на надомное обслуживание. С учетом этого обстоятельства была разработана квалификационная характеристика социального работника, определены его должностные обязанности. Вместе с тем в реальной социальной помощи нуждаются и пожилые люди и инвалиды, находящиеся в домах-интернатах. До последнего времени организация медико-социальной помощи в этих учреждениях возложена преимущественно на медицинских работников, которые в ущерб организации медицинского обслуживания осуществляют несвойственные им функции по социально-бытовой, социально-психологической и социально-средовой адаптации лиц, находящихся в домах-интернатах. В связи с указанными обстоятельствами возникла необходимость очертить круг обязанностей социальных работников в домах-интернатах и на основании этого показать целесообразность введения этой категории работников в стационарных учреждениях Минсоцзащиты России. На данном этапе развития социальной помощи нетрудоспособным гражданам, проживающим вне стационарных учреждений, деятельность социальных работников сводится к оказанию социально-бытовых услуг. Между тем функции их гораздо шире. По мере создания института социальных работников со специальным образованием нетрудоспособные граждане получат более квалифицированную и разнообразную социальную помощь и поддержку.

История развития и современное состояние социальной помощи инвалидам и лицам пожилого возраста.

Социальная работа в нашей стране как направление и содержание деятельности определенной категории лиц в последние 10 лет стала привычным термином. Некоторыми исследователями приоритет в этой области отводится зарубежным странам. Между тем, России всегда была присуща социальная поддержка нуждающихся в ней граждан. Известны указы Ивана Грозного, Петра I о помощи "сирым и убогим", которые пользовались кровом и пищей в монастырях и богадельнях. В послереволюционный период в России был узаконен патронаж психически больных, находящихся в семьях. История оказания маломобильному населению социальной помощи в России тесно связана с деятельностью Российского Общества Красного Креста. Впервые оно возникло в 1867 году как филантропическое Общество попечения о раненых, больных воинах и военнопленных. В 1879 году оно было переименовано в Российское Общество Красного Креста (РОКК) и в своей деятельности руководствовалось принципами и Уставом Международного Красного Креста, согласно которым было призвано оказывать помощь раненым, больным и военнопленным вне зависимости от их гражданства или подданства, а также оказывать помощь лицам, пострадавшим в результате стихийных бедствий, эпидемий, голода и других событий. Общество было самостоятельной, не зависимой от государства организацией и существовало на пожертвования населения, которые поступали не только в виде денежных средств, но и в виде натуральных видов (одежда, продовольствие, белье и другие предметы первой необходимости).

Общество объединяло 94 общины, в которых на общественных началах трудились 2780 сестер милосердия, занималось подготовкой младшего медицинского персонала, оказывало правовую помощь раненым и военнопленным. Во время первой мировой войны широкое распространение получило новое направление деятельности Общества - бюро справок о военнопленных и отдел, информирующий население о раненых, больных и воинах, пропавших без вести После Октябрьской революции в деятельности Красного Креста произошли серьезные изменения. С 1918 года деятельность РОКК определяется уже не международными принципами, а прежде всего политическими, классовыми задачами государства. Декретом от 6 января 1918 гола все имущество Красного Креста на территории России было объявлено государственной собственностью. С 1919 года, согласно Положения ВЦИК и СНК, РОКК был обязан сосредоточить свою деятельность на " восстановлении здоровья раненых бойцов Красной Армии", что предусматривало сугубо классовый подход. Это повлекло изоляцию РОКК от международного сообщества и превратило его в придаток государственной системы здравоохранения. Деятельность РОКК в военные и послевоенные годы свидетельствует о том, что медико-социальное обслуживание носило, в основном, характер шефства над лицами, проживающими в домах-интернатах, домах для детей-сирот и пр. В отношении отдельных граждан (в основном, инвалидов войны 1 группы) это осуществлялось в виде предоставления одноразовой материальной помощи, в приобретении путевок на санаторно-курортное лечение. Активная работа проводилась по содействию в усыновлении детей-сирот. Начиная с 1960 года при комитетах обществ Красного Креста было создано "Бюро медицинских сестер по обслуживанию больных на дому" в целях оказания помощи органам здравоохранения в медицинском обслуживании и уходе за одинокими престарелыми больными, которые нуждаются в постельном режиме, но не госпитализированы в лечебные учреждения. Для такой работы были организованы специальные курсы, на которых медицинские сестры в течение 2-4 недель проходили специальную подготовку. К каждой районной поликлинике прикреплялось не менее двух патронажных медицинских сестер Красного Креста. Оплата их труда производилась обществом Красного Креста, контроль да их работой осуществлялся старшей медицинской сестрой поликлиники. Задачами патронажных медицинских сестер являлось: выполнение назначений участковых врачей, наблюдение за состоянием здоровья больного, оказание помощи в умывании, приеме пищи, смене белья. Патронажные сестры оказывали также социальные услуги: покупали лекарства, продукты питания, приготавливали пищу, оплачивали коммунальные услуги и пр. Согласно нормативным документам, рабочий день патронажной медицинской сестры составлял 6,5 часов и за это время она была обязана обслужить 5-6 больных.

Однако социально-бытовое обслуживание, осуществляемое санитарными активистами на общественных началах, развивалось слабо. В связи с этим в 1969 году была сделана попытка привлечения к этой работе учащихся медицинских училищ и студентов медицинских институтов, которая на какое-то время оказалась полезной. Потребность в надомном обслуживании постоянно росла, ежегодно увеличивалась численность патронажных медицинских сестер и, кроме того, в 1977 году было принято решение о выделении должностей руководителей групп патронажных медицинских сестер, в примерный перечень обязанностей которых включалось осуществление деловых контактов с соответствующими организациями по решению социально-бытовых вопросов (доставка на дом продуктов, горячих обедов, белья, пенсионные вопросы, устройство престарелых в дома-интернаты, больницы и т.д.). Кроме того, руководители групп непосредственно обслуживали на дому четырех человек, а обязанности активистов Красного Креста были возложены на так называемых младших медицинских сестер, должности которых были введены в штат обществ Красного Креста. В этот период произошло важное событие в системе государственного социального обеспечения. В середине 70-х годов в порядке эксперимента впервые организуется надомное обслуживание пенсионеров в ряде областей силами работников домов-интернатов для престарелых и инвалидов Министерства социального обеспечения (в Свердловской, Ивановской, Куйбышевской областях, Северо-Осетинской АССР). Эта деятельность регламентировалась “Временным положением о порядке организации надомного обслуживания пенсионеров домами-интернатами”.

С этою времени можно говорить о возникновении и развитии новой государственной формы социального обслуживания, а именно социально-бытового обслуживания нетрудоспособных на дому. Для зачисления на надомное обслуживание требовался ряд документов, в том числе справка лечебного учреждения об отсутствии хронических психических заболеваний в стадии выраженного дефекта или глубокой умственной отсталости; туберкулеза в открытой форме; хронического алкоголизма; венерических и инфекционных заболеваний, бактерионосительства. Дом-интернат, на который было возложено обслуживание граждан на дому, должен был оказывать следующие виды услуг:

доставку продуктов по предварительно разработанному набору один-два раза в неделю (при возможности могла быть организована доставка раз в день горячего обеда и полуфабрикатов на завтрак и ужин);

стирку и смену постельного белья не реже одного раза в 10 дней, для чего дом-интернат выделял на каждого обслуживаемого три комплекта белья;

уборку жилого помещения и мест общего пользования;

доставку медикаментов, оплату коммунальных услуг сдачу вещей в прачечную и химчистку, обувь - в ремонт.

В Положении специально оговаривалось, что "медицинское обслуживание граждан, принятых на надомное обслуживание, производится лечебно-профилактическими учреждениями в общеустановленном порядке". Кроме того, в Положении определялась дифференциация в оплате стоимости оказываемых услуг: лица получавшие пенсию до 50 руб., от оплаты освобождались полностью.

Поскольку надомное обслуживание являлось несвойственной домам-интернатам функцией, вызвавшей разного рода организационные трудности у этих учреждений, возникла необходимость создания самостоятельной службы по оказанию социально-бытовой помощи нетрудоспособным гражданам со специальными структурными подразделениями. Такими структурными подразделениями стали отделения социальной помощи на дому одиноким нетрудоспособным гражданам, которые были организованы при районных отделах социального обеспечения. Их деятельность регламентировалась "Временным положением об отделении социальной помощи на дому одиноким нетрудоспособным гражданам". В положении оговаривалось, что помимо ставших уже традиционными видов социально-бытовой помощи социальные работники должны были при необходимости оказывать помощь в соблюдении личной гигиены, выполнять просьбы, связанные с почтовыми отправлениями, содействовать в получении необходимой медицинской помощи, принимать меры к погребению умерших одиноких пенсионеров. Услуги предоставлялись без взимания какой-либо платы. Положение предусматривало тесное взаимодействие с комитетами Красного Креста с целью организации шефства над одинокими пенсионерами, нуждающимися в медицинском уходе. Социальный работник, входящий в штат отделения социальной помощи, должен был обслуживать на дому 8-10 нетрудоспособных пенсионеров или одиноких инвалидов 1-2 группы. Отделения создавались при наличии не менее 50 нетрудоспособных, нуждающихся в надомном обслуживании. В 1987 году новым нормативным актом были внесены некоторые изменения в деятельность отделений социальной помощи. В основном изменения касались вопросов организации отделений социальной помощи на дому. Более четко был определен контингент лиц, подлежащих надомному обслуживанию, а также предусматривалось, что лица, получающие пенсию в максимальных размерах, вносят плату, составляющую 5 процентов пенсии. Зачисление на надомное обслуживание осуществлялось на основании личного заявления и заключения медицинского учреждения о нуждаемости в таком обслуживании. Таким образом, сложилась ситуация, когда функции социального обслуживания нетрудоспособных на дому одновременно выполняли две организации: государственная - отделения социальной помощи, и в меньшей степени общественная - служба милосердия Красного Креста. При этом во многом совпадали как виды оказываемых социальных услуг, так и круг лиц, которым эти услуги оказывались одновременно и государственной, и общественной организациями.

Таким образом, исторически складывалось, что общественные организации осуществляли те виды деятельности, которые государство в силу отсутствия экономических, материально-технических и организационных причин не имело возможности выполнять. Об этом свидетельствует история развития службы медико-социальной помощи нетрудоспособным гражданам: в послевоенные годы, когда у государства не было сил и средств для развития службы надомного обслуживания, оно развивало систему домов-интернатов для престарелых и инвалидов. В значительной степени развитие индивидуального надомного обслуживания сдерживалось порочными идеологическими установками, согласно которым отдавалось предпочтение развитию коллективных форм предоставления социального обслуживания. Удовлетворение потребности населения в надомном обслуживании частично взяло на себя общество Красного Креста.

Безусловно, служба милосердия снимала остроту проблемы, однако, не решала ее полностью. С годами в результате увеличения абсолютного числа и относительной численности престарелых в обществе, потребность в социально-бытовой помощи этой категории граждан приобрела значительные масштабы: дома-интернаты не могут вместить всех нуждающихся; возрастает число нетрудоспособных, проживающих отдельно от своих родственников; демографические перспективы предполагают дальнейшее увеличение доли лиц старческого возраста в населении - все это обусловило решение задач социального обслуживания нетрудоспособных на государственном уровне, создания государственной системы, государственной службы, непосредственно занятой предоставлением медико-социальных и бытовых услуг на дому.

Социальная работа в России также основана на ряде нормативных актов, регламентирующих порядок работы, объем и виды услуг, нормативы штатов и времени по оказанию услуг. Кроме того, в связи с обострением социально-экономической ситуации в стране, ухудшением материального положения малоимущих граждан был издан Указ Президента Российской Федерации от 26 декабря 1991 года "О дополнительных мерах по социальной поддержке населения в 1992 году", согласно которому были образованы республиканский и территориальные фонды социальной поддержки населения, определен порядок адресного направления гуманитарной помощи и создание территориальных служб срочной социальной помощи. В соответствии с данным Указом приказом Министра социальной защиты населения Российской Федерации от 04.02.1992 г. за № 21 было утверждено "Положение о территориальной службе срочной социальной помощи". Этим документом определялось содержание работы данной службы, которая предназначалась для оказания безотлагательных мер, направленных на временное поддержание жизнедеятельности граждан, остро нуждающихся в социальной поддержке, путем предоставления им различных видов помощи, включающей обеспечение питанием, медикаментами, одеждой, временным жильем и другими видами помощи. К лицам, могущим воспользоваться службой срочной социальной помощи, были отнесены: одинокие граждане, утратившие средства к существованию, одинокие инвалиды и престарелые, несовершеннолетние дети, оставшиеся без надзора и попечения родителей или лиц, их заменяющих, многодетные и неполные семьи и др. В России подготовлены проекты двух законов: "О социальной защите инвалидов" и "О социальном обслуживании лиц пожилого возраста и инвалидов". С принятием этих законов будет обеспечена законодательная база в отношении нетрудоспособных категорий населения. Таким образом, в каждой стране существует ряд нормативных документов, согласно которым осуществляется социальная помощь инвалидам и лицам пожилого возраста. В указанных документах

Похожие рефераты:

Развитие благотворительности в России во второй половине XIX – начало ХХ века. Императорское Человеколюбивое Общество. Ведомство Учреждение императрицы Марии Федоровны. Российское общество Красного Креста. Развитие общественной благотворительности.

Социальные проблемы бывших осужденных в современном российском обществе. Принцип законности в деятельности социальных работников. Направления деятельности Центра социального обслуживания граждан пожилого возраста, освободившихся из мест заключения.

Инвалиды как наиболее социально незащищенная категория населения. Понятие инвалидности, ее разновидности. Механизм реализации государственной политики в отношении инвалидов. Основные принципы работы с инвалидами. Содержание и виды реабилитации инвалидов.

Изучение проблемы ограничения жизнедеятельности пожилых людей и инвалидов. Основные задачи гериатрической помощь в адаптации к старости. Особенности проведения социальной работы в домах-интернатах для престарелых и обслуживания пожилых людей на дому.

Особенности деятельности психологической службы муниципального учреждения социального обслуживания населения Заельцовского района г. Новосибирска. Психологическая профилактика и социально-психологическая поддержка. Психологическая диагностика и коррекция.

Понятие и принципы социального обслуживания. Характеристика и специфика социального обслуживания в специализированных медицинских учреждениях: описание полустационарного и стационарного обслуживания, условия его предоставления гражданам государства.

ПЛАН 1 ВВЕДЕНИЕ 2 СОЦИАЛЬНОЕ ПРОБЛЕМЫ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ, РОЛЬ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В ИХ РАЗРЕШЕНИИ 13 МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ 21 РОЛЬ РЕАБИЛИТАЦИОННЫХ ЦЕНТРОВ 28

Настоящий Закон на основании Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов, законов и иных правовых актов города Москвы регулирует отношения, связанные с предоставлением инвалидам и другим лицам с ограничениями жизнедеятельности дополнительных мер социальной поддержки по медицинской, профессиональной и социальной реабилитации, обеспечению техническими средствами реабилитации, воспитанию и образованию, содействию их занятости (далее - меры социальной поддержки). Глава 1. Общие положения Статья 1. Сфера действия настоящего Закона 1. Действие настоящего Закона распространяется на граждан Российской Федерации, имеющих место жительства в городе Москве, указанных в части 1 статьи 4 настоящего Закона. 2. Настоящим Законом не регулируются правоотношения, связанные с предоставлением мер социальной поддержки иностранным гражданам, а также лицам без гражданства, проживающим в городе Москве. Статья 2. Основные принципы деятельности по реализации мер социальной поддержки 1. Деятельность по реализации мер социальной поддержки, установленных настоящим Законом, строится на принципах: 1) сохранения ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан и постоянного его повышения; 2) предоставления гражданам возможности адаптироваться к новым условиям в связи с изменениями федерального законодательства, регулирующего вопросы социальной поддержки граждан. Статья 3. Цели настоящего Закона Целями настоящего Закона являются: 1) создание условий для восстановления способностей инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности к бытовой, общественной и профессиональной деятельности; 2) возможно полное удовлетворение потребностей указанных лиц в реабилитации; 3) улучшение качества и уровня жизни указанных лиц. Статья 4. Граждане, которым предоставляются меры социальной поддержки 1. Настоящим Законом устанавливаются меры социальной поддержки следующим гражданам: 1) инвалидам I, II, III групп (независимо от причины инвалидности); 2) детям-инвалидам; 3) лицам, не признанным в установленном порядке детьми-инвалидами и инвалидами I, II, III групп, но имеющим временные или постоянные ограничения жизнедеятельности и нуждающимся в мерах социальной поддержки. 2. Под ограничением жизнедеятельности понимается полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться, заниматься трудовой деятельностью. Статья 5. Реализация мер социальной поддержки 1. Меры социальной поддержки, установленные настоящим Законом, предоставляются без оплаты или на льготных условиях. 2. Порядок предоставления мер социальной поддержки устанавливается . 3. Меры социальной поддержки, установленные настоящим Законом, предоставляются гражданам по месту их жительства на основании личного заявления или заявления их законных представителей. Глава 2. Предоставление мер социальной поддержки Статья 6. Меры социальной поддержки, предоставляемые инвалидам и другим лицам с ограничениями жизнедеятельности Гражданам, указанным в части 1 статьи 4 настоящего Закона, в дополнение к утвержденному Правительством Российской Федерации федеральному перечню реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг предоставляются следующие меры социальной поддержки: 1) услуги по медицинской, профессиональной и социальной реабилитации (в том числе создание необходимых условий для воспитания и обучения детей-инвалидов, профессиональной подготовки), включая обеспечение техническими средствами реабилитации и протезно- ортопедическими изделиями, согласно перечню, утверждаемому ; 2) содействие в обеспечении трудовой занятости; 3) обеспечение доступа к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур города Москвы; 4) другие государственные гарантии, установленные законодательством города Москвы. Статья 7. Предоставление инвалидам и другим лицам с ограничениями жизнедеятельности реабилитационных услуг 1. В целях обеспечения потребностей инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности в комплексной реабилитации уполномоченные органы исполнительной гарантируют предоставление подведомственными им учреждениями и организациями услуг в сфере медицинской, профессиональной и социальной реабилитации, а также взаимодействуют для этого с негосударственными реабилитационными организациями. 2. Координация деятельности в городе Москве в сфере реабилитации инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности осуществляется уполномоченным органом исполнительной в области социальной защиты населения. 3. Организация и оказание инвалидам и другим лицам с ограничениями жизнедеятельности квалифицированной медицинской помощи, включая медицинскую реабилитацию, осуществляются уполномоченными органами исполнительной в области здравоохранения и подведомственными им организациями в соответствии с федеральным законодательством и законодательством города Москвы в рамках государственных стандартов медицинской помощи в городе Москве. Статья 8. Предоставление инвалидам и другим лицам с ограничениями жизнедеятельности технических средств реабилитации и протезно-ортопедических изделий 1. Технические средства реабилитации и протезно-ортопедические изделия предоставляются инвалидам и другим лицам с ограничениями жизнедеятельности исходя из медицинских показаний с учетом социальных критериев. 2. Медицинские показания инвалидам определяются в порядке, установленном федеральным законодательством, другим лицам с ограничениями жизнедеятельности - лечебно-профилактическими учреждениями. 3. Социальными критериями являются: 1) степень ограничений жизнедеятельности; 2) уровень реабилитационных возможностей; 3) возможность социальной интеграции. 4. Социальные критерии определяются уполномоченным органом исполнительной в области социальной защиты населения на основе потребностей инвалида или лица с ограничениями жизнедеятельности для восстановления прежнего или приобретения нового социального статуса путем получения профессиональных знаний, навыков и умений, социальной адаптации, занятий физической культурой и спортом, удовлетворения духовных потребностей. 5. Решение об обеспечении инвалида или другого лица с ограничениями жизнедеятельности техническими средствами реабилитации и протезно-ортопедическими изделиями принимается уполномоченными органами исполнительной . Статья 9. Воспитание и образование инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности 1. Органы исполнительной создают специальные условия инвалидам, включая детей-инвалидов, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации и другим лицам с ограничениями жизнедеятельности (на основании медицинского заключения) для воспитания, получения образования и профессиональной подготовки с учетом индивидуальных особенностей их психофизического развития, здоровья и ограничений жизнедеятельности в порядке, установленном федеральным законодательством и правовыми актами города Москвы. 2. Предоставление дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального, среднего, высшего профессионального и дополнительного образования лицам, указанным в части 1 статьи 4 настоящего Закона, является расходными обязательствами города Москвы. 3. С учетом потребностей и возможностей детей-инвалидов, инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности образовательные программы осваиваются в следующих формах: в образовательных учреждениях - в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной; в форме семейного образования, самообразования, экстерната, надомного обучения, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий по полной общеобразовательной или индивидуальной программе. 4. При освоении программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, высшего профессионального и дополнительного образования с использованием дистанционных образовательных технологий лицам, указанным в части 1 статьи 4 настоящего Закона, предоставляются средства компьютерной техники, связи и программное обеспечение за счет бюджета города Москвы. 5. Порядок воспитания и обучения детей-инвалидов самостоятельно на дому (в соответствии с индивидуальной программой реабилитации) и размеры компенсации затрат родителей (законных представителей) на эти цели определяются правовыми актами города Москвы и являются расходными обязательствами города Москвы. Статья 10. Обеспечение занятости инвалидов 1. Органы государственной в пределах своей компетенции обеспечивают дополнительные гарантии занятости инвалидов путем разработки и реализации целевых программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая организации для труда инвалидов), резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов, установления квоты для приема на работу инвалидов, предоставления услуг по профессиональной ориентации и адаптации, посредством организации обучения по специальным программам, а также другими мерами. 2. Инвалиды в первоочередном порядке проходят профессиональную подготовку, переподготовку и повышают квалификацию. 3. Инвалиду в целях обеспечения гарантий трудовой занятости предоставляется работа с созданием необходимых условий труда в соответствии с его индивидуальной программой реабилитации. Статья 11. Доступ инвалидов к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур города Москвы 1. Правовые, организационные и экономические отношения, связанные с созданием условий для пользования инвалидами и другими лицами с ограничениями жизнедеятельности объектами социальной, транспортной и инженерной инфраструктур города Москвы, регулируются федеральным законодательством, Законом города Москвы от 17 января 2001 года № 3 и другими правовыми актами города Москвы. 2. Соответствующие мероприятия осуществляются на стадиях разработки технического задания, строительства объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктур города Москвы, ввода их в эксплуатацию, а также в процессе их эксплуатации. Разработка проектных решений на новое строительство зданий, сооружений и их комплексов без согласования с соответствующими органами исполнительной и учета мнения общественных объединений инвалидов не допускается. Статья 12. Механизм реализации мер социальной поддержки инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности В целях реализации установленных настоящим Законом мер социальной поддержки инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности органы исполнительной обеспечивают: 1) дальнейшее развитие сети подведомственных им учреждений и организаций, осуществляющих деятельность в сфере медицинской, профессиональной и социальной реабилитации инвалидов; 2) разработку и выполнение целевых городских программ по вопросам социальной интеграции инвалидов; 3) функционирование и дальнейшее развитие комплексной автоматизированной информационной системы по вопросам реабилитации инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности; 4) содействие производству технических средств реабилитации и развитию негосударственных организаций, предоставляющих реабилитационные услуги инвалидам и другим лицам с ограничениями жизнедеятельности; 5) содействие деятельности общественных объединений инвалидов и их предприятий, в том числе путем предоставления им необходимых помещений для осуществления уставных целей. Статья 13. Общегородской специальный регистр получателей мер социальной поддержки инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности 1. Общегородской специальный регистр получателей мер социальной поддержки инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности (далее - Регистр) содержит следующие персонифицированные сведения о гражданах, имеющих место жительства в городе Москве и обладающих правом на получение установленных настоящим Законом мер социальной поддержки: 1) фамилия, имя, отчество; 2) дата рождения; 3) пол; 4) адрес места жительства; 5) серия и номер паспорта или удостоверения личности, дата выдачи указанных документов, на основании которых в Регистр включены соответствующие сведения, наименование выдавшего их органа; 6) дата включения в Регистр; 7) сведения о документах, подтверждающих право на получение гражданином мер социальной поддержки; 8) сведения об объеме и дате получения мер социальной поддержки; 9) иные сведения, определяемые . 2. Ведение Регистра осуществляется органами социальной защиты населения города Москвы в порядке, установленном правовыми актами города Москвы. Указанные органы обеспечивают в соответствии с федеральным законодательством уровень и режим защиты, обработки и использования информации. 3. Регистр является составной частью информационного ресурса города Москвы - банка данных, который имеет статус официального источника городской информации. Статья 14. Финансирование мер социальной поддержки Меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, являются расходными обязательствами города Москвы. Статья 15. Вступление в силу настоящего Закона 1. Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования. 2. Действие настоящего Закона распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 года. П.п. Мэр Москвы Ю.М.Лужков Москва, Московская городская Дума 26 октября 2005 года № 55

В Российской Федерации по статистике проживают около 13 млн инвалидов. Из них 65% пенсионного возраста, 30% трудоспособного возраста и около 5% детей.

Когда на должность министра здравоохранения вступила Татьяна Алексеевна Голикова, через некоторое время Россия подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов». Это событие можно считать первым шагом на пути к изменению отношения к инвалидам и людям с ограниченными возможностями здоровья в нашей стране. Еще одним серьезным шагом является внесения на рассмотрение Министерством здравоохранения и социального развития закона «О ратификации Конвенции о правах инвалидов».

Процедура определения инвалидности и статус инвалида

Что же конкретно изменилось после принятия этого закона? Во-первых, были предприняты действия по усовершенствованию процедуры медико-социальной экспертизы. Результатом этого стало более простое прохождение инвалидами всех необходимых инстанций. И это действительно очень важно, потому что ранее, например, человеку с ампутированной ногой приходилось предъявлять соответствующие документы и регулярно проходить повторные обследования.

Пересмотр правовых актов, которые касаются инвалидов, начался еще в 2008 г. Тогда был затронут такой вопрос, как определение группы инвалидности. В первую очередь, это касалось тех, кто имеет необратимые заболевания или морфологические изменения, различные дефекты конечностей и костно-мышечной системы, аномалии нервной системы. По новым законам им не требуется регулярно проходить повторные обследования.

Кроме этого для детей, страдающих различными формами лейкоза, решено было продлить сроки переосведетельствования. Необходимо только пройти повторное обследование через год, а после достижения первой ремиссии устанавливается инвалидность сроком на пять лет. В случае осложнений и рецидивов при достижении шестилетнего возраста ребенок сразу получает инвалидность до 18 лет.

Определенные изменения нормативно-правовых актов позволили добиться реальных результатов: упростились процедуры определения статуса инвалидности и присвоения группы, получения необходимых документов для устройства на работу, если это необходимо инвалиду. И это реально упрощает жизнь многим инвалидам и людям с ограниченными возможностями здоровья.

Используемые методы и средства реабилитации

Еще один важный вопрос — реабилитация. Татьяна Алексеевна Голикова на должности министра здравоохранения не раз высказывалась по поводу того, что необходимо предпринимать определенные шаги для улучшения условий реабилитации. Каждый инвалид нуждается в лекарствах и технических средствах. По статистике в этом вопросе заметен определенный прогресс. Важные изменения:

· увеличение финансирования на технические средства реабилитации (ТСР);

· заключение контрактов с различными компаниями, в том числе и европейскими, на поставку ТСР;

· ужесточение контроля качества ТСР.

Ранее на закупку технических средств реабилитации выделялось около 12 млрд руб. С 2010 г. эта сума выросла до 23 млрд руб., что позволило удовлетворить потребности в ТСР на 98%.

Министр здравоохранения выдвинула инициативу о заключении контрактов с немецкой компанией ОТТО БОКК ХелсКер, производящей высококачественные ТСР, для использования передового опыта ФРГ в медицине для решения российских проблем. При заключении данного контракта были обговорены условия о воспроизведении производства на базе «АвтоВАЗ».

Специальный законопроект, который выдвинуло на рассмотрение Министерство здравоохранения и социального развития, призван ограничить поставки некачественных ТСР. Были разработаны стандарты, которые учитывают все требования инвалидов. В это же время была принята программа, которая призвана обеспечить инвалидам бесплатный транспорт.

Обеспечение необходимых условий

С 2010 г. Министерство здравоохранения и социального развития и различные общества слепых начали разрабатывать программу «Доступная среда», которая рассчитана до 2015 г. Эта программа призвана помочь в решении такой проблемы, как интеграция инвалидов в современное общество. Ее основной девиз звучит так: «Учимся жить вместе». Конкретной задачей программы является обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к наиболее важным объектам и услугам: медицина, транспорт, культура, информация и коммуникация, на что правительством было выделено порядка 47 млн руб.

Равные условия во всем

Первым шагом на пути создания равных условий является создание доступных школ для всех. В 2010 г. только 2,5% школ могли принять инвалидов, в 2011 г. их число возросло до 4,6%. К 2016 г. планируется увеличить это показатель до 20%. Правительством выделяется около 9 млн руб. на создание необходимой инфраструктуры.

Возможность работать — это еще один значимый фактор естественной социализации инвалидов. В целях помощи инвалидам в трудоустройстве были разработаны специальные программы. Различные общественные организации получили субсидии для создания рабочих мест для инвалидов. На данный момент каждый работодатель получает компенсацию в размере 50 тыс. руб. за создание и оснащение рабочего места для инвалида. Благодаря этому каждый год создаются несколько тысяч новых рабочих мест для инвалидов.

В рамках программы «Доступная среда» был создан интернет-портал «Учимся жить вместе» (http://zhit-vmeste.ru), на котором регулярно появляются новости о продвижении законопроектов, связанных с инвалидами, и результатах развития программы. Также на сайте представлены разнообразные полезные информационные статьи и материалы.

Министерство здравоохранения и социального развития для участия в программе «Доступная среда» привлекает разнообразные объединения инвалидов и общественные организации, выделяя соответствующие средства для их финансирования.

В 2011 г. были выделены средства в размере 490 млн руб. на финансирование:

· Всероссийского общества слепых;

· Центра реабилитации Всероссийского общества слепых;

· Центра восстановительной терапии им. М.А.Лиходея;

· Российской специализированной школы дрессировки собак-поводырей.