Составить смету на проектные работы. Порядок разработки проектов и смет. Как осуществляется разработка сметы бюджетной в таможенных органах? Пример составления сметного отчета

Смета проекта , нужна ли смета проекта , зачем платить за расчет этого документа? Ранее такие вопросы никто бы и не задал, потому что смета входила в состав проектной документации, о необходимости столько важного документа никто не задумывался. Надо, значит, надо. Кто рискнет открыть свое дело без тщательного расчета всех трат и рисков. Точно так же никто не возьмет в руки лопату для рытья фундамента без основного финансового документа — сметы проекта .

Смета проекта: данные полученные из документа

Важность сметной документации можно подкрепить данными, которые заказчик получает из сметного расчета:

  1. Основное назначение сметы проекта — получить информацию о стоимости всего строительства. Первым делом сюда входит цена на основные строительные материалы, которые заложены в проекте. Добавляется стоимость вспомогательных материалов. Перечень составляется на основании укрупненных расчетов, правила выполнения которых определяются методикой составления сметной документации.
  2. Сметная документация включает величину затрат на выполнение всех этапов стройки. Профессионализм сметчика проявляется в умении предусмотреть все операции и правильно их выбрать из предложенного перечня. Эти данные напрямую влияют на окончательную стоимость проекта.
  3. Из сметной документации получают сведения о количестве требуемых для выполнения строительства специалистов и профессиональном уровне их подготовки.
  4. Суммированный расчет дает информацию о времени, которое потребуется для строительства как всего дома, так и выполнения каждого этапа.

Приведенные данные включены в смету проекта и позволяют не только предусмотреть бюджет для выполнения строительства. После получения сметной документации открывается вся скрытая финансовая информация по стройке:

  • Нанимая строительную подрядную организацию можно не гадать о сумме, которая потребуется на оплату их услуг, она уже рассчитана.
  • Анализируя все статьи затрат легко определить пути их снижения, найти возможности уменьшения стройки без ущерба для качества. Видны пути снижения затрат и уменьшения времени на строительство.
  • Все транспортные расходы, выделенные в одном разделе документа, дают информацию о необходимости выделения бюджета требуемого для оплаты транспорта, в том числе для вывоза строительного мусора.

Смета проекта: можно ли доверять документу?

Скептику получив столько объемную информацию самое время возмутиться, насколько сметные данные достоверные, а сама смета проекта достойна доверия?

Каждая страна по-своему подходит к составлению сметы. Важность документа трудно переоценить, он используется для расчета между организациями, по нему определяется правильность вложения денежных средств и рациональное расходование бюджета. Смета проекта позволяет из нескольких претендующих на строительство организаций выбрать наиболее выгодную. С ее помощью можно проанализировать статьи затрат и оценить пути получения экономии.

На постсоветском пространстве сметная документация рассчитывается на основании методики укрупненных расчетов, которые базируются на опыте не одного поколения строителей и максимально отражают действительность. Все то, что в нашем постоянно меняющемся времени предусмотреть невозможно, выделяется в статью непредвиденные расходы, доля которых определяется в процентах.

В самом широком спектре хозяйственных отраслей применяются сметы. Они задействуются в бюджетной системе, деятельности частных корпораций. Сметы — в числе самых часто используемых документов в строительной сфере. Их разработка и экспертиза могут осуществляться как в соответствии с локальными внутрикорпоративными нормами, так и с учетом положений официальных источников права, действующих на различных уровнях. В каких разновидностях чаще всего представлены сметы? В чем заключается специфика их составления в российской бюджетной системе?

Что представляет собой смета?

Прежде чем рассматривать то, каким образом осуществляется разработка сметы, изучим, что она может представлять собой. В соответствии с распространенной точкой зрения под сметой следует понимать план расходов (в ряде случаев — также доходов) в рамках какого-либо проекта или направления хозяйственной деятельности.

Рассматриваемый документ может также применяться в контексте решения бухгалтерских задач. В этом случае основной частью сметы может быть план поступления, а также расходования средств, которые используются в целях финансирования различных хозяйственных задач предприятия. Есть сметы бюджетных учреждений, представляющие собой финансовый план, по которому денежные средства должны поступать в распоряжение государственной или муниципальной организации, а также расходоваться. Как правило, данная смета применяется в целях оценки итогов будущих финансовых операций.

Сметная стоимость

Следует различать рассматриваемый термин и понятие «сметная стоимость». В чем его специфика?

Смета — это документ, форма которого имеет структуру, адаптированную к финансовым задачам в рамках реализации того или иного проекта или плана расходования средств. Сметная стоимость — это сумма денежных средств, которые необходимы в целях реализации проекта с использованием заданного перечня материалов и привлечением запланированных работ — то есть, фиксируемая в форме рассматриваемого документа. Очевидно, сметная стоимость — неотъемлемая часть сметы. Без нее она фактически выступает лишь формой.

Разработка смет практически всегда предполагает исчисление соответствующей стоимости. При этом в целях решения данной задачи фирма может потратить наибольший объем ресурсов — технических, кадровых. Стоит отметить, что в некоторых случаях в сметах — как формах, отражается не вся стоимость проекта. Иногда она бывает зафиксирована с учетом лимитов, а не фактических показателей. Первые, как правило, не удовлетворяют назначению сметы — как документа, позволяющего достоверно оценить расходы (или доходы) в рамках реализации проекта.

Применение смет

В числе самых распространенных сфер применения данного документа — строительство, обязательств. Как правило, в сметах не отражается график, в соответствии с которым решаются конкретные хозяйственные задачи. Поэтому многие предприятия предпочитают не применять соответствующего типа документы при работе с большими проектами, поскольку в этом случае есть вероятность допустить неточности в планировании.

Однако разработка сметы может быть незаменима, если отражение сведений о доходах или расходах в рамках проекта требуется исходя из структуры договора, в соответствии с которым фирма-исполнитель содействует решению задач заказчика по проекту. В этом случае смета будет неотъемлемой частью контракта. Потребуется ее заверение со стороны обоих участников правоотношений.

Во многих случаях смета представлена не одним, а несколькими документами: как правило, это обусловлено задачами, характерными для строительных и промышленных предприятий. В свою очередь, небольшие проекты, свойственные для хозяйственной деятельности малых фирм, например, оказывающих индивидуальные услуги для граждан, могут быть представлены одним источником, имеющим простую структуру.

Разработка сметы — типичная задача для бюджетного учреждения. Данный документ будет отражать доходы и расходы организации в соответствии с предписаниями вышестоящих органов или положениями регулирующего законодательства.

Чем отличается смета от проекта?

Существует близкий к смете по назначению, а в ряде случаев и по структуре тип документа — проект. Прежде всего можно отметить, что смета может быть частью проекта, и эта схема совместного использования рассматриваемых источников имеет широкое распространение. Порядок разработки проектов и смет в этом случае может фиксироваться в общих локальных нормативных источниках в силу того, что оба типа документа могут быть взаимосвязаны.

Проект, как правило, более содержательный и сложный по структуре источник. В нем могут приводиться, в частности, обоснования тех или иных статей расходов, или разъяснения касательно источников доходов. Смета же только фиксирует те и другие.

Проект является документом, требующим обычно более сложных процедур согласования, поскольку формулировки, приведенные в нем, могут касаться самых разных сторон реализуемого мероприятия, причем не всегда связанных с его финансовым обеспечением. В свою очередь, разработка сметы проекта обычно предполагает прохождение соответствующим документом меньшего количества инстанций при согласовании.

Классификация смет

Собственно, какими бывают сметы? Есть большое количество критериев, по которым могут быть классифицированы данные источники. Методы разработки или оказание услуг будут в первую очередь зависеть от конкретного типа документа.

Есть источники локального типа. В них фиксируются затраты, как правило, по довольно узкому перечню работ или услуг, заказанных в рамках проекта. Но сведения, отраженные в локальной смете, как правило, являются максимально подробными. В этом суть рассматриваемого документа — предельная детализация издержек. Разработка сметы локального типа чаще всего необходима в связи с потребностью показать участникам проекта промежуточные цифры по его стоимости на начальном этапе реализации, когда более подробное отражение показателей затруднительно.

Есть объектные сметы. Фактически они объединяют документы, относящиеся к локальным, что коррелируют с каким-либо определенным объектом — например, зданием или сооружением, если речь идет о строительной смете. Примечательно, что объектный документ во многих случаях позволяет учесть фирме косвенные затраты, которые могут быть связаны, к примеру, с сезонным ростом цен на какие-либо материалы или работы.

Если локальный источник чаще всего разрабатывается фирмой самостоятельно, то договор на разработку сметы объектного типа уже может быть заключен со сторонней специализированной организацией, которая предоставляет услуги по составлению соответствующих документов.

Следующий тип документов, в которых отражаются доходы и расходы — сводный расчет. В нем отражаются сведения по всем существующим сметам, которые позволяют достоверно оценить платежную нагрузку предприятия, связанную с реализацией проекта.

Разработка объектных, а также тех, что относятся к сводным источникам, может осуществляться как по внутрикорпоративным регламентам, так и с учетом правовых норм, зафиксированных в федеральном законодательстве.

Еще один распространенный критерий классификации смет — отнесение их к той или иной хозяйственной отрасли. Так, может быть осуществлена разработка смет транспортных расходов или, к примеру, относящихся к финансовым услугам.

В числе самых востребованных документов соответствующего типа — те, что применяются в сфере строительства, а также в деятельности бюджетных учреждений. Рассмотрим их особенности подробнее.

Строительные сметы

Данного типа сметы разрабатываются в целях определения объема денежных средств, которые необходимы для реализации строительных проектов — как правило, относящихся к категории капитальных. Сметы в строительстве составляются с учетом предпочтений заказчика, который оплачивает соответствующие расходы, и приоритетов застройщика. Предполагается нахождение некоторого компромисса между данными сторонами правоотношений. Разработка сметы — процесс в данном случае фактически совместный. Достижение компромиссных показателей при согласовании документа чаще всего осуществляется посредством:

Детального обсуждения каждой из статей сметы с учетом стоимости работ и материалов;

Конкурсной разработки документа — когда заказчик, направив устраивающие его условия по смете нескольким застройщикам, ждет, пока среди них найдутся те, которые согласятся работать по соответствующему перечню затрат;

Подключения третьей стороны к обсуждению сметы — как посредника (в ряде случаев принимающего волевое директивное решение, если имеет место субординация между данным субъектом и сторонами правоотношений в рамках строительного проекта).

Для формирования смет в сфере строительства свойственна классификация соответствующих документов по тем критериям, которые мы рассмотрели выше. То есть, они могут принадлежать к категории локальных, объектных и сводных.

Разработка таким образом, может осуществляться с учетом положений внутрикорпоративных нормативных актов, а также официальных стандартов и правовых норм, что установлены в законодательстве. В ряде случаев следование положениям локальных и официальных источников права может быть обусловлено проведением экспертизы документов, о которых идет речь. Изучим данный аспект подробнее.

Экспертиза смет

Разработка сметы на строительство того или иного объекта или же в целях применения в иной хозяйственной сфере может предполагать появление у предприятия необходимости привлечь внешнюю экспертизу в отношении рассматриваемых документов. В чем заключаются ее особенности?

Экспертиза смет — один из ключевых этапов реализации коммерческих проектов. Он проводится как промежуточный между планированием расходов и непосредственно выполнением работ (или пользованием услугами). Рассматриваемая экспертиза представляет собой процедуру последовательного анализа документов, которые формируют смету (выше мы отметили, что их может быть несколько, а в ряде случаев они могут быть представлены в большом количестве). Данные процедуры осуществляются в соответствии с локальными нормативами, иногда — официальными стандартами и иными правовыми актами.

Разработка смет на проектные работы может сопровождаться необходимостью определения особых алгоритмов для экспертизы отдельных элементов документации по проектам, в которую могут входить разные источники. Отметим, что привлечение экспертизы рассматриваемых документов осуществляется не всегда. Чаще всего она требуется, если:

Необходимо по возможности исключить несоответствие проектов положениям нормативных актов;

Предположительно есть ошибки в определении показателей плановой себестоимости работ и материалов, коэффициентов изменения цен в силу инфляционных процессов и иных рыночных закономерностей;

Экспертиза, которая оценивает то, насколько качественно проведена разработка сметы затрат на производство или строительство объектов, может быть частной и государственной. Первый тип процедуры чаще всего задействуется уже при подготовке проектных документов. Второй тип экспертизы может быть задействован на любом этапе реализации проекта. Изучим специфику обоих процедур подробнее.

Особенности негосударственной экспертизы смет

Данный тип экспертизы проводится главным образом в целях оценки обоснованности статей, зафиксированных в смете, а также экономической целесообразности расходов, которые отражены в документе. Безусловно, к важнейшим вопросам частной экспертизы относится определение соответствия положений сметы требованиям законодательства РФ, в юрисдикции которого — правоотношения между заказчиком и застройщиком. Также в расчет может браться социальная значимость проекта.

Между фирмой, заказывающей экспертизу, и организацией, которая ее предоставляет, заключается отдельный договор, в котором фиксируются конкретные вопросы, что должны быть рассмотрены в рамках соответствующей процедуры. Стоимость экспертизы качества смет определяется исходя из рыночных показателей или на договорной основе.

Особенности государственной экспертизы смет

Главная задача государственной экспертизы — оценка того, насколько качественно соблюден порядок разработки смет и иных документов в рамках проекта исходя из установленных законодательных стандартов. Как правило, при рассмотрении данных источников компетентное госучреждение учитывает категорию строительных объектов (условимся, что речь идет об этой хозяйственной сфере). Таковые могут быть в данном случае классифицированы исходя из их принадлежности:

К опасным объектам;

К технически сложным сооружениям;

К уникальным объектам.

Таким образом, государственная экспертиза показывает то, подходит ли проектная документация для объекта, относящегося к определенной категории, требованиям законодательства, что установлены для данного типа зданий и сооружений.

Стоимость государственной экспертизы смет и сопутствующих им определяется в отдельных нормативных актах. Чаще всего расходы на проведение данной процедуры представлены особыми государственными пошлинами.

Итак, мы изучили то, каким образом составляются сметы и сопутствующие им проектные документы в строительной сфере. Можно отметить, что в целом по схожим принципам соответствующие источники формируются и применяются в других крупнейших отраслях бизнеса. Разработка смет транспортных расходов, к примеру, реализуется примерно по тем же алгоритмам. Но есть и нюансы, характеризующие данную процедуру. Порядок разработки проектов и смет может существенно различаться при сопоставлении деятельности отдельных фирм, если рассматривать те сферы, в которых они развиваются, с точки зрения законодательного регулирования, специфики хозяйственных процессов на уровне отрасли или конкретного предприятия.

Другая отрасль, в которой распространено использование подобных источников — деятельность бюджетных организаций. Таковые могут быть представлены в самом широком спектре — соотносительно с многочисленными органами власти, функционирующими в РФ на различных уровнях. Можно для примера рассмотреть специфику работы с бюджетными сметами в Федеральной таможенной службе. Данное ведомство регулярно решает задачи, связанные с разработкой соответствующей документации.

Сметы в бюджетных организациях: регламенты ФТС

Разработка бюджетной сметы в таможенных органах осуществляется на основе положений приказа ФТС России № 1627, принятого 27.12.2007 года. Данный нормативный акт утвердил порядок составления, принятия и ведения смет таможенными структурами в рамках исполнения федерального бюджета в соответствии с требованиями БК РФ, а также приказами Минфина.

Главная задача органов, подотчетных ФТС — составить сметы корректно, обеспечить равномерное и целевое использование денежных средств, которые отражены в данных бюджетных документах. Изучим то, каким образом осуществляется непосредственно разработка сметы затрат, а также их утверждение в рамках деятельности таможенных структур.

Разработка и утверждение смет в ФТС

Сущность составления бюджетных смет в органах, подотчетных ФТС, заключается в установлении величины, а также распределения расходования финансовых средств исходя из доведенных до таможенных структуры лимитов обязательств по издержкам, которые можно использовать в целях обеспечения функционирования соответствующих органов.

Сметы в данном случае составляются исходя из установленных расчетных показателей по использованию средств бюджета, а также доверенной величины лимитов обязательств. Рассматриваемый финансовый документ может быть утвержден только в случае обоснования ответственным за его составление органом плановых показателей.

Бюджетная смета ФТС составляется непосредственно получателем денежных средств из бюджета и утверждается в течение 10 дней после принятия расходного расписания. Один из экземпляров соответствующего документа направляется в вышестоящую структуру ФТС в целях контроля.

Показатели по смете должны формироваться с использованием установленных кодов бюджетной классификации. Содержательная область документа должна выглядеть в виде таблицы, в которой отражаются коды каждой из строк, названия направлений расходования бюджетных средств, коды бюджетной классификации, а также суммы по каждой статье затрат таможенного органа.

Ведение смет в ФТС

Итак, разработка бюджетной сметы в таможенных органах осуществляется в порядке, установленном отдельным приказом ведомства. Аналогично определен алгоритм ведения соответствующих документов в структурах, подотчетных ФТС. Рассмотрим его подробнее.

Ведение сметы в ФТС представляет собой процедуру, в рамках которой осуществляется внесение корректировок в соответствующий документ, опять же, в пределах установленных лимитов обязательств в рамках бюджетных перечислений. Данные изменения вносятся в смету посредством корректировки объемов назначений по бюджетным сметам. В случае если осуществление подобных процедур требует изменения лимитов, то лица, ответственные за составление сметы, согласуют свои действия с вышестоящими структурами ФТС.

Утверждение корректировок в рассматриваемом бюджетном документе осуществляется ответственным лицом, который до того утвердил соответствующую смету для таможенного органа или же конкретного учреждения. В приказе ФТС также сказано, что изменение в смете не должно сопровождаться формированием кредиторских долгов, коррелирующих с отдельными видами кодов классификации хозяйственных операций в бюджетной системе РФ.

Составление сметы на проектно-изыскательские работы (ПИР) можно отнести к одному из специфических видов сметных расчетов. Стоимость проведения проектных работ рассчитывается не по сборникам единичных расценок, к которым относятся ТЕРы, ФЕРы, и даже не по элементным расценкам (ГЭСНы), т.е. они в каком-то смысле стоят особняком от общестроительных, пусконаладочных, ремонтных и прочих работ, сметы на которые разрабатываются на основе перечисленных сборников. Сметные расчеты на проектно-изыскательские работы, как правило, считаются по справочникам базовых цен (СБЦ), разработанных под каждую отрасль экономики: газовую, коммунальную, металлургическую, машиностроительную и пр. При расчете стоимости смет на ПИР по сборникам СБЦ сметчики обычно используют формулу: (А+В*Х)*K, в которой показатели А и В представляют собой указанные по каждому виду проектных работ фиксированные нормативы, величина Х – основной количественный показатель проектирования (км, шт. и другие единицы размерности), К – коэффициенты перевода базовой стоимости проектных работ в цены текущего периода с учетом возможных корректировок. Рассмотрим образец сметы на ПИР, разработанный на основе справочника цен на проектные работы по коммунальным и инженерным сетям и сооружениям с переводом с текущие цены 2 квартала 2013 года по Краснодарскому краю.


№ пп Виды работ по предприятиям, зданиям или инфраструктурным объектам Номера части, главы или таблицы с указанием процентов и показателей к разделам СБЦ на проектные работы Формула расчета стоимости: ПИР Стоимость ПИР, тыс. руб.
1 2 3 4 5
1 Наружное освещение улиц длиною свыше 1000 до 3000 п.м. СБЦ (сборник) проектирования коммунальных инженерных сетей и сооружений ред. 2012 г. Таблица 2. Наружное освещение на улицах, проездах, площадях, магистралях, парках, скверах, бульварах, пр. А = 75.97 тыс. руб., В = 0.013 тыс. руб. Количественный показатель на проектные работы Х=1750 п.м. Коэффициент (Ктц) перевода в цены 2 кв. 2013 года Ктц = 3.6 (индекс по II кв. 2013 года к 01.01.2001г.). Коэффициент, отражающую долю рабочей документации в общей стоимости проектных работ Крд = 0.6 Наличие контактной сети трамвая согласно п. 2.2.7 СБЦ по проектированию инженерных коммуникаций применяется коэффициент К=1.05 (А + В * Х) *Ктц*Крд*К (75.97+0.013*1750)*3.6 *0.6*1.05 223.897
2 Кабельные линии с интервалами протяженностью свыше 500 м до 1000 м СБЦ по проектным работам для коммунальных сетей, зданий и сооружений редакции 2012 г. Таблица 17. Кабельные уличные и квартальные электросети А = 8.265 тыс. руб., В = 0.041 тыс.руб. Основной показатель для расчета стоимости проектных работ Х=570 м. Коэффициент перевода в текущие цены 2 кв. 2013 года Ктц = 3.6 - индекс за II кв.2013 г.к базовому 01.01.2001г.) Коэффициент относительной доли рабочей документации в стоимости проектирования Крд = 0.6 (А + В * Х) * Ктц * Крд (8.265+0.041*570)*3.6 *0.6 68.332

Расчет стоимости проектных работ в примере осуществляется по СБЦ - официальному изданию Минрегиона, внесенному в реестр общепринятых сметных нормативов. Помимо этого есть целый ряд других отраслевых сборников, которые в тех или иных случаях могут быть использованы для составления смет на ПИР. В числе таких сборников СБЦ «Объекты энергетики», включающий в себя методику определения цены проведения проектных работ, таблицы цен базисного года и удельных стоимостей разработки РД (рабочей документации) по видам строительных и монтажных работ, относящихся к энергообъекту. Образец сметы, составленной по сборнику «Объекты энергетики»:


№ пп Виды строительных работ по зданиям и инфраструктурным объектам Номера части, таблицы с указанием показателей и процентов к разделам СБЦ «Объекты энергетики» на проектные работы Формула расчета цен на ПИР по формуле а + в* х либо в % от стоимости СМР Стоимость ПИР в базовых ценах, тыс. руб.
1 2 3 4 5
1 ВЛ от 0,4 до 20 кВ со стоимостью строительства в ценах базового года: до 3 млн.руб. СБЦ по проектированию объектов энергетики. Таблица 11. Определение базовых цен на проектные работы в %-ах от стоимости СМР на устройство ЛЭП (0,4-20 кВ) Коэффициент, отражающий применение СИП (самонесущих проводов) – 2,4 (примечание 1) С учетом проектирования электросетей в районах интенсивной старой застройки применяется корректирующий коэффициент К = 1.2 (примечание 4) К=0,2–распределение стоимости ПИР по табл.14 СБЦ ОЭ 75*2.4 *1.2*0.2 43.2

В указанных примерах составления сметы на проектные работы стоимость строительства энергетических и прочих объектов указывалась в исходных данных. Между тем, цены на возведение сложных объектов СМР не всегда известна заранее или является спорной. В этом случае вместо расчета стоимости строительства энергетических объектов можно использовать укрупненные показатели их стоимости, взятые из специальных сборников. Образец расчета сметы на проектные работы по данной методике демонстрирует необходимость перевода базисной стоимости работ в текущую в два шага: сначала от 2000 года к 2001 году переводится стоимость СМР, а затем к текущему периоду - проектирование.



Пояснения к сметам.

При рассмотрении смет на ПИР, фрагменты которых размещены в тексте, составлены на основе расценок из нескольких сборников, только часть из которых имеется в реестре общеупотребительных сметных нормативов. Сборники, не включенные в реестр, практически не используются при составлении смет на проектные работы в ФЕР, но довольно часто употребляются для разработки смет ПИР альтернативными способами, которые могут более точно учитывать конкретные условия и особенности проведения проектно-изыскательских работ.

Что означает аббревиатура ПСД? Расшифровка ее малопонятна для людей, далеких от строительства. В нашей статье мы поговорим о проектно-сметной документации, разберём смысл этого понятия и состав документов, входящих туда. Данная тема заинтересует тех, кто планирует возведение индивидуального жилья или просто интересуется строительной тематикой.

Что такое ПСД. Расшифровка

Любое строительство требует массы бумаг производственно-технического назначения. Под (такова расшифровка ПСД) понимается перечень тех документов, которые установлены в нормативном порядке для обеспечения реализации проекта и раскрытия его сущности.

Вся она состоит из материалов, имеющих текстовую форму либо существующих в виде схем (чертежей). Задача ее - определить все виды решений - архитектурных, функционально-технологических, конструктивных, инженерно-технических - в целях обеспечения процесса строительства (реконструкции) объектов либо их частей, а также в целях проведения капитальных ремонтных работ.

Данное определение содержится в положениях Градостроительного кодекса (ГК) РФ. На протяжении всего жизненного цикла возводящегося или ремонтируемого объекта ПСД является важнейшим моментом, с которым имеет дело строительная организация. Начало любого процесса строительства, реконструкции либо ремонта - разработка, согласование и экспертиза ПСД.

Когда она требуется, а когда - нет?

Наличие ее совершенно необходимо в случае ведения строительства, реконструкции или ремонта. Под исключение попадают объекты ИЖС (жилые дома, стоящие отдельно, имеющие не более трех этажей, назначение которых - проживание одной семьи). В данном случае в законодательном порядке составлять ПСД не требуется, но по инициативе застройщика она может быть подготовлена.

Для справки: согласно определению ГК РФ, объектами капитального строительства считаются здания (строения), а также сооружения на стадии незавершенного строительства, исключая постройки временного характера, киоски, навесы и т. п.

Что входит в эти понятия

К зданиям относятся строительные системы, обладающие объемом, состоящие из надземной и (или) подземной части, в составе которых - помещения, инженерные сети и системы. Предназначение их - проживание и деятельность людей, размещение производства, хранение продукции либо содержание животных.

Сооружение - система объемного, плоскостного либо линейного вида. Оно может также состоять из наземных, надземных, а также подземных частей. Составляют его несущие и ограждающие строительные конструкции, предназначенные для выполнения процессов производства разного вида, хранения грузов или продукции и временного пребывания.

В качестве общего понятия для зданий и сооружений используется такой термин, как строение. Иногда он несёт второстепенное значение. Подразумеваются хозяйственные постройки, расположенные главным образом на дачных участках либо предназначенные для содержания домашних животных или для вспомогательных целей.

ПСД на строительство: законодательная база

Контракт (по-другому - договор подряда) - тот важный документ, который регламентирует отношения между заказчиком и подрядчиком (строительной организацией). В нём определяется необходимый объем работ и условия их производства, в том числе и стоимость ПСД. В контракте (его приложениях) обычно есть ссылка на перечень имеющейся по данному объекту проектной документации. Там же определяется ответственность за невыполнение условий.

Даже в случае отсутствия таких ссылок подрядчик должен четко представлять себе, что по закону он обязан соблюдать любые проектные решения по ходу строительства. Статья 743-я ГК недвусмысленно предписывает ему строго придерживаться технической документации, определяющей содержание и объем работ, а также прочих требований, включая смету на ремонт или строительство.

Если иные указания в договоре подряда отсутствуют, предполагается выполнение абсолютно всех указанных в и смете работ. Согласно закону, подрядчик несет ответственность за допущенные им отступления от предусмотренных в ПСД требований. Если в ходе строительства обнаруживаются дополнительные неучтенные работы, необходимость их проведения оговаривается отдельно с составлением соответствующей сметной документации.

Отклонение от параметров объекта строительства или ремонта, указанных в проектной документации, допускается лишь на базе вновь утверждённого варианта со внесенными в надлежащем порядке изменениями (статья 52-я Градостроительного кодекса).

Состав ПСД - расшифровка обязательного перечня

Требования к тому, что должно содержаться в каждом разделе ПСД, определяются на законодательном уровне. Регламентирует это также Градостроительный кодекс. Все важнейшие виды деятельности (строительство, реконструкция, ремонтные работы) обязаны сопровождаться строго нормированным видом и количеством документов технического характера, перечень которых определён Постановлением Правительства РФ номер 87, принятым в феврале 2008 года.

Также данную информацию содержит Упомянутое Положение распространяется на объекты и производственного назначения, и непроизводственного, и касается, кроме того, линейных объектов (трубопроводов, железных и автодорог, линий электропередач и т. п.)

Вышеупомянутое положение подразделяет всю проектно-сметную документацию на проектную и рабочую. Подразумеваются не отдельные стадии проектирования, а различные виды технических документов. Согласно принятым нормам, проектирование ведется в одну или же в две стадии. Смысл второго варианта - в поэтапном составлении необходимых для строительства документов.

Что это за стадии

Первый этап состоит из выбора типа объекта, проработки его основных решений, как архитектурно-планировочных, так и конструктивных. Также выбирается способ строительства и принципиальные схемы всех основных технологических процессов, прорабатываются решения, касающиеся инженерного оборудования, ведется сводный сметный расчёт, решаются основные вопросы касательно организации строительного производства.

После разработки документация отправляется на государственную экспертизу с получением общей оценки и необходимых замечаний. Затем проектировщик устраняет выявленные недостатки и передает проект на рассмотрение или утверждение заказчику (инвестору).

Вторая стадия проектирования состоит из разработки рабочей документации (РД). Именно здесь бывают уточнены и детализованы решения, принятые предварительно. Составляются все необходимые рабочие чертежи, сметы локального характера и прочие документы, нужные для непосредственного производства.

Какой метод лучше

К рабочей документации (РД) относятся непосредственно чертежи, а также текстовый материал, использование которого предусматривается в условиях стройплощадки. Как правило, документация, разработанная на первой стадии, непосредственному исполнителю не передается.

Преимущество двухстадийного проектирования заключается в минимуме затрат в случае необходимости переработки проектной документации (если общее решение оказалось неудачным). В настоящее время данный метод проектирования служит основным.

В отличие от него, в случае одностадийного проектирования весь объём ПСД принято подготавливать сразу же. Она содержит все вопросы, как общие, так и частные. Такой вариант удобен в случае небольшого объема проектных работ, для несложных объектов или в качестве типового проекта массового и повторного предназначения.

Роль рабочей документации

Задача рабочей документации в составе ПСД - обеспечение в строительном процессе разработанных технических, архитектурных и технологических решений. Последовательность разработки Положением строго не регламентируется. То есть возможно выполнить её либо одновременно с подготовкой всей ПСД, либо после того.

Состав, объем и содержание определяет заказчик (застройщик) в зависимости от того, какая степень детализации ему требуется. Полностью комплект ПСД на капитальный ремонт или строительство состоит из проектной и рабочей документации, дополняющих одна другую. Рассмотрим, что же входит в состав каждой из них.

Основные разделы проектной документации

Она состоит из пояснительной записки, проекта организации строительства, противопожарных мероприятий, сметы на ремонт или строительство и других основных разделов организации строительного процесса. В составе РД - необходимые для работы чертежи с документами и спецификациями. На основе ее реализуются принятые проектные решения.

Упомянутым выше Положением установлен обязательный состав ПСД в виде 12 разделов - пояснительной записки, схемы планировки земельного участка, архитектурных решений, а также конструктивных и объемно-планировочных, сведений об инженерном оборудовании и инженерных сетях с перечнем соответствующих мероприятий и нужных решений систем электроснабжения, водоснабжения и водоотведения, тепловых сетей, отопления, вентиляции с кондиционированием воздуха, а также сетей связи, системы газоснабжения и подраздела, касающегося технологических решений.

Оставшиеся разделы проектной документации касаются содержания проекта организации строительства (сноса, демонтажа), перечня мероприятий по сохранности окружающей среды и противопожарных мер. Ниже мы приводим образец ПСД - договор на разработку документации (1 лист).

Второстепенные разделы

В дополнительных разделах предусматриваются мероприятия, обеспечивающие доступ инвалидов и соблюдение нужных требований по оснащенности возводящихся объектов приборами по учету расхода энергетических ресурсов.

Один из важнейших разделов (номер 11) представляет собой сметную документацию на строящийся объект. К заключительному разделу относится все прочее, не вошедшее в основной перечень и предусмотренное по закону.

Если речь идет о сооружении то в составе проектной документации можно найти 10 аналогичных разделов. Содержание их - от проекта полосы отвода, технологических и конструктивных решений линейного объекта вместе со зданиями и сооружениями, входящими в его инфраструктуру, до проекта организации строительных работ с необходимостью сноса (демонтажа) имеющихся конструкций.

Точно так же предусмотрены мероприятия, связанные с охраной окружающей среды и пожарной безопасностью. Разумеется, в числе завершающих и наиболее важных разделов присутствует смета на строительные работы.

О стоимости ПСД

На стоимость строительно-монтажных работ влияет огромное число всевозможных факторов - от региона строительства, размера возводимого объекта до конкретных расценок подрядчика. Перед составлением сметы определяется перечень работ и рассчитываются необходимые объемы. Для этого желательно обладать максимально просчитанной спецификацией, которая не всегда бывает выполнена полностью и в срок.

Располагая подобным документом, специалист составит смету без особого труда. В самом общем случае (при любом предполагаемом объеме) стоимость работы по расчету ПСД в ценовом отношении составит 10 % от полной стоимости всех работ. При этом минимальная сумма, в которую обойдется разработка любого документа, начинается от 3000 руб.

Составление сметного расчета может идти согласно перечисленных в спецификации позиций или же в расчете на определенный объем строительства. В последнем случае примерную стоимость ПСД можно представить в виде предлагаемой ниже таблицы.

Возможен и такой вариант: имеются необходимые проектные решения, но отсутствует определенность по числу предполагаемых позиций. В этом случае услуги по составлению смет могут указываться согласно следующей форме:

Если строительство ведется поэтапно

При необходимости в случае инициативе заказчика проектная документация может быть разработана на каждый из отдельных этапов процесса строительства или реконструкции (статья 48-я Градостроительного кодекса). Это должно быть указано в задании на проектирование.

Объем проектной документации для каждого этапа строительства разрабатывается с учетом необходимости его осуществления. Весь состав и содержание ее разделов обязаны отвечать требованиям, установленным основным Положением.

Лекция «Финансирование, смета и бюджет проекта»

1. Финансирование проекта.

2. Разработка сметы проекта.

3. Разработка бюджета проекта.

1. Финансирование проекта должно обеспечить выполнение двух основных задач:

Обеспечить такую динамику инвестиций, которая дола бы возможность выполнения проекта соответственно временным и финансовым (денежным) ограничениям;

Уменьшить затраты финансовых ресурсов и проектные риски за счет оптимизации структуры инвестиций и максимизации налоговых льгот.

Для любого инвестиционного проекта необходимо согласовывать потоки средств во времени в каждый временной период (месяц, квартал, год) в распоряжение предприятия должно поступать больше средств, чем ему необходимо оплачивать (для возвращения инвестиций, оплаты процентов по ним, оплаты налогов и т. д.). Если в каждый временной период сальдо дополнительное, то финансовая стабильность инвестиционного проекта обеспечена.

Финансирование проекта предусматривает четыре этапа:

Предшествующее изучение жизнеспособности проекта;

Разработка плана его реализации;

Организация финансирования;

Контроль за выполнением плана и придерживания условиям финансирования.

Предшествующий анализ жизнеспособности проекта осуществляют для того, чтобы определить стоит ли проект затрат времени и ресурсов, которые связаны с ним и будет ли поток ресурсов достаточен для покрытия всех затрат и получения средней прибыли.

Планирование реализации проекта охватывает процесс от предшествующего изучения его жизнеспособности до организации финансирования. На этом этапе оценивают все показатели и риски проекта, анализируя возможные варианты развития экономической, политической и других ситуаций, прогнозируют влияние на жизнеспособность проекта таких показателей, как процентные ставки по кредитам, темпы инфляции, валютные риски.

После завершения первых двух этапов разрабатывают предложения по организации схемы финансирования проекта, а на стадии его реализации осуществляют Контроль по выполнению плана и условиям финансирования.

Средства и источники финансирования проекта.

Различают такие Средства финансирования проекта:

Акционерные инвестиции (внесение средств, оборудования, технологий);

Финансирование с государственных источников (непосредственно за счет инвестиционных программ через прямое субсидирование на платных и бесплатных условиях);

Лизинговое финансирование (на основе долгосрочной аренды имущества со сбережением права собственности за арендодателем);

Ипотека (залог недвижимого имущества с целью получения денежного займа);

Долговое финансирование (за счет кредитов банков и долговых обязательств юридических и физических лиц). Каждая из этих форм имеет определенные преимущества и недостатки, поэтому правильно оценить последствия применения разных средств финансирования можно только после сравнения альтернативных вариантов.

Источники финансирования проектов:

Собственные финансовые средства (прибыль, амортизационные отчисления, средства, которые выплачивают страховые компании как возмещение), а также другие виды активов (основные фонды, земельные участки и т. п.) и привлеченные средства (средства от продажи акций, благотворительные и прочие внесения, средства, которые выделяют по уровню холдинговые или акционерные компании, промышленно-финансовые группы на бесплатной и льготной основе);

Ассигнования с государственного, региональных и местных бюджетов, фонда поддержки предпринимательства, предоставленные на бесплатной основе;

Иностранные инвестиции, предоставленные в форме финансового или прочего участия в уставном капитале общих предприятий, а также в форме прямых денежных внесений международных организаций и финансовых учреждений, государств, предприятий и организаций разных форм собственности;

Разные формы заемных средств, в частности кредиты, предоставленные государством на обратной основе; кредиты иностранных инвесторов; облигационные кредиты; кредиты банков, инвестиционных фондов и компаний, страховых обществ, пенсионных фондов; вексели и т. д.

Отдельные банки предоставляют специальную услугу – анализируют предложенный проект, доводят его до уровня, который дает возможность успешно организовывать его финансирование, проводят переговоры с целью выявления возможных кредиторов и передают заказчику (на коммерческих условиях) сформированный вариант проекта с конкретными рекомендациями. В этом случае кредиторы имеют дополнительную гарантию жизнеспособности проекта.

Бюджетное финансирование. Централизованные инвестиции, которые финансируются с государственного, регионального и местного бюджетов, концентрируются на приоритетных направлениях развития экономики. Перечень инвестиционных проектов, которые осуществляются за счет государственных инвестиций, формируют в строгом соответствии целям и приоритетам инвестиционной политики. Централизованные инвестиции с бюджета в производственную сферу выделяются, как правило, на платной и обратной основе, в порядке, которое определяет правительство. Долгосрочные кредиты, в том числе и льготные, которые предоставляются предприятиям для реализации инвестиционных проектов, должны быть возвращены в установленном порядке.

Акционерное финансирование. Одной из распространенных форм финансирования проектов является получение финансовых ресурсов через выпуск акций и облигаций. Акционерный капитал, который базируется на эмиссии акций, может иметь форму денежных внесений, техники и технологии, а также услуг, документации, имущественных прав, прав пользования ресурсами и т. д. Предпочтение акционерной формы финансирования состоит в том, что основной объем необходимых ресурсов поступает на начало или во время реализации проекта. Эта форма дает возможность перенести расчеты с инвесторами на поздние сроки, когда повышается способность проекта генерировать прибыли. Одновременно проекты финансируются через выпуск как акций, так и долговых обязательств.

Долговое финансирование. Источниками долгового финансирования проектов являются долгосрочные кредиты в коммерческих банках, кредиты в государственных учреждениях, ипотечные займы, частное размещение долговых обязательств, в частности, в случае осуществления проектов на действующих предприятиях. Варианты финансирования проекта нужно выбирать с учетом возможности погашения кредита и выплаты процентной ставки. На успешность реализации проекта влияет правильный выбор источников кредитования, которыми могут быть международные финансовые организации, специализированные кредитные агентства, коммерческие банки, финансовые, инвестиционные и лизинговые компании, сбербанки, богатые частные лица. Чаще всего основным источником кредитов являются коммерческие банки. В кредитовании берут участие и финансовые организации. Банковские учреждения анализируют варианты проекта, организовывают финансирование проекта, выполняют функции финансового консультанта, разрабатывают схемы распределения рисков, осуществляют связь с прочими кредиторами. Долговые обязательства – эта одна из форм привлечения средств для наращивания собственного капитала, то есть обязательства предприятия вернуть кредитору определенную сумму средств через фиксированный период времени с соглашенной премией в виде части прибыли от проекта. Другими словами, это заем. Следует отметить, что этот способ привлечения средств связан с определенным риском. Поэтому даже повышенная процентная ставка не делает их финансово привлекательными. Для того, чтобы условия финансирования были наиболее приемлемыми, к долговым обязательствам добавляют ценные бумаги должника – гаранты, облигации с фиксированной процентной ставкой, конвертированные и субординарные конвертированные облигации.

Альтернативы финансирования. Финансирование проектов в виде кредитов целесообразнее для привлечения инвестиций в эффективно действующие предприятия. От таких предприятий не требуют повышенной платы за кредит из-за незначительного риска; кроме того, у них есть материальное обеспечение кредита, так как они имеют активы. При создании новых предприятий, реализации новых инвестиционных проектов самый лучший источник финансирования - акционерный капитал. Для таких проектов получение кредита связано с большим риском, поскольку создает введение жесткой системы платежей с целью обеспечения возвращения основного долга и процентов. Придерживание сроков оплаты может оказаться для новых предприятий тяжелым из-за медленного увеличения суммы прибыли. Проблемы с ликвидностью в первые годы функционирования объекта в такой ситуации могут оказаться не развязанными даже для перспективных проектов, способных в будущем обеспечить получение значительной прибыли. В мировой практике основной формой привлечения средств для инвестирования является расширение для акционерного капитала, а также ссуды и выпуск облигаций. Предпочтение этой формы состоит в том, что прибыль на акцию зависит от результата деятельности предприятия, а выпуск акций в отрытую продажу повышает их ликвидность; при помощи акций капитал привлекается на неопределенный срок и без обязательств возврата; ОАО имеет больше возможностей для привлечения капитала, чем ЗАО. Однако существуют определенные проблемы: увеличение количества акционеров затрудняет управление предприятием, а выпуск акций приводит к раздроблению прибыли между большим количеством участников; открытая продажа акций может привести к потери контроля над собственностью. Основное отличие между собственными и привлеченными финансовыми ресурсами состоит в том, что в случае привлечения последних проценты по кредитам отчисляются от оплаты налогов, то есть включаются в валовые затраты, в то время как дивиденды выплачиваются из прибыли, которая остается в распоряжении предприятия. Это обстоятельство является источником дополнительной выгоды для предприятия.

Лизинговое финансирование. Если предприятие не имеет свободных средств, чтобы купить оборудование, оно может обратиться в лизинговую компанию. Вместо займа финансовых средств предприятие может взять оборудование или прочие производственные активы в аренду. Такое финансирование называется лизинговым. Соответственно составленного договора лизинговая компания полностью оплачивает производителю (или собственнику) стоимость оборудования и сдает его в аренду с правом выкупа в конце аренды. Таким образом, предприятие получает долгосрочную ссуду от лизинговой фирмы, которую постепенно оплачивает в результате отнесения платежей по лизингу на себестоимость продукции. Лизинг дает возможность предприятию получить оборудование и начать его эксплуатацию, не извлекая средства из оборота.

Ипотека – это ссуда под заставу недвижимости. Ипотека является одним из важных источников финансирования проектов в странах с рыночной экономикой. Объектом заставы могут быть строения, сооружения, дома, земля и прочие виды недвижимости, которые пребывают в собственности предприятий и физических лиц. Для финансирования проектов применяют такие формы ипотечных ссуд: стандартную – оплата долга и выплата процентов равными частями; с ростом платежей – на начальном этапе увеличение внесений с определенным постоянным темпом, а дальше выплата их постоянными суммами; со сменной суммой выплаты – выплата в льготный период только процентов без увеличения основной суммы долга; с заставным счетом – открытие специального счета, на который должник вносит определенные денежные средства для подстраховки выплаты внесений на этапе реализации проекта.

В последние годы развитые страны мира широко применяют проектное финансирование как один из видов долгового. Такое финансирование состоит в том, что банк-кредитор анализирует предложенный инвестиционный проект, доводит его до уровня, что дает возможность организовывать его успешное финансирование, ведет переговоры с кредиторами, передает на коммерческих условиях заказчику сформированный вариант с конкретными выводами и предложениями. В этом случае инвесторы имеют существенную гарантию жизнеспособности и эффективности проекта. Отделы проектного финансирования входят в состав многих ведущих банковских учреждений.

Финансирование с полным регрессом на заемщика Самая распространенная форма проектного финансирования. Предпочтение отдается из-за быстроты и простоты получения средств, необходимых для финансирования проекта. Стоимость этой формы ниже, чем стоимость двух последних. Применяют эту форму в таких случаях:

Для финансирования малоприбыльных или некоммерческих проектов, заказчики которых имеют возможность оплатить кредиты за счет прочих прибылей заемщика, например проектов, которые имеют социальную направленность;

Когда средства предоставляются в форме экспортного кредита; много специализированных агентств по предоставлению таких кредитов имеют возможность брать на себя риски проектов без дополнительных гарантий третьих сторон;

Регресс – это требование о возмещении предоставленной в долг суммы.

Для проектов с недостаточно надежными гарантиями, даже если они и покрывают все риски;

Для небольших проектов, очень чувствительных к незначительному увеличению затрат.

В случае Финансирования без регресса на поставщика Кредитор не имеет от него никаких гарантий и берет на себя почти все риски, связанные с реализацией проекта. Такая форма финансирования имеет высокую стоимость для заемщика, поскольку кредитор надеется получить соответствующую компенсацию за высокую степень риска. Без регресса на поставщика финансируются высоко прибыльные проекты, которые дают в результате реализации конкурентоспособную продукцию. Для того, чтобы кредиторы рискнули вложить средства в такой проект, необходимы такие условия:

Применение хорошо отработанной технологии, которая дает возможность выпускать конкурентоспособную продукцию;

Возможность оценки рисков строительства, выхода на проектную мощность, а также связанных с функционированием проекта;

Возможность оценки рынка продукции, которая должна быть реализована, чтобы заранее определить ценовые риски;

Надежные договоренности с поставщиками сырья, комплектующих деталей, энергоносителей и определенные цены на эти ресурсы.

Сейчас быстро распространяется проектное Финансирование с ограниченным регрессом на поставщика . В этом случае при финансировании проекта оценивают все связанные с его реализацией риски, которые распределяются между участниками проекта таким образом, чтобы каждый мог взять на себя риски, которые зависят от него. К преимуществам этой формы относится его умеренная цена и максимальное распределение рисков по проекту для поставщика. При этом заинтересованные в реализации проекта стороны берут на себя конкретные коммерческие обязательства.

Контроль за соблюдением условий финансирования осуществляют путем регулярных ревизий по таким аспектам: фактические затраты; поток реальных денег; финансовое состояние проекта и компании, которая реализует проект; отчетность; управление финансами; ошибочные затраты. Эффективность работы руководителя проекта оценивают преимущественно по тому, как он организовывает контроль над затратами на проект.

2. Разработка сметы проекта.

Планирование затрат на проект – важнейшая составляющая успешной его реализации. Все участники проекта – поставщики, банки, подрядчики – должны учитывать стоимостные показатели проекта при планировании собственной деятельности. План затрат по проекту называют сметой. Это комплекс документальных расчетов, необходимых для определения размера затрат на проект. Смета имеет двойное значение: это документ, который определяет стоимость проекта; это инструмент контроля и анализа затрат средств и ресурсов на проект.

Назначение смет. На основе смет определяют объем капиталовложений, в которые входят затраты на приобретение технологического, энергетического, подъемнотранспортного и прочего оборудования, приборов, инструмента и производственного инвентаря, необходимых для функционирования предприятия; на строительные работы; монтажные работы; на осуществление технического и авторского осмотра; на разработку проектной документации и прочее.

Правильное определение сметной стоимости проекта имеет большое значение. От того, как точно смета отражает уровень необходимых затрат, зависит оценка экономичности проекта, планирование капиталовложений и финансирование. Точность сметы зависит от точности определения комплекса работ, связанных с проектом. Сметы составляют в процессе проектирования на основе графических материалов, спецификаций к ним и пояснительных записок. Потом определяют затраты, связанные с реализацией проекта. На основе сметной стоимости проекта определяют договорные цены и составляют контракты (договоры) между заказчиками и подрядчиками, генеральным подрядчиком и субподрядчиками. Показатели сметной стоимости применяют для оценки вариантов организации работ, выбора наиболее экономически целесообразный, а также для сравнения вариантов организации работ, выбора конструктивных и планируемых решений, оборудования и материалов. На основе сметы и календарного плана составляют бюджет проекта и ведут учет затрат, готовят отчетность и оценивают деятельность заказчика и подрядчика. Поэтому сметная стоимость должна не только покрывать затраты, но и обеспечивать получение запланированной прибыли. Сравнение сметной стоимости работ и фактических затрат – основа для выявления источников прибыли и причин убыточности работ. Но в любом случае, смета дает только прогноз конечной стоимости проекта, и поэтому остаточная стоимость становится известной только тогда, когда финансирование проекта будет завершено. Все затраты по проекту, которые должны быть отображены в смете проекта, можно учитывать к одной из таких категорий:

Основные затраты, связанные с инвестиционным проектом; резервные фонды на случай увеличения затрат;

Затраты, связанные с созданием начального оборотного капитала;

Проценты по принятым на период реализации проекта обязательствам.

Методы определения сметной стоимости. Для определения сметной стоимости проекта и отдельных его этапов применяют ресурсный и базисно-компенсационный методы. Базисно-компенсационный метод сводится к упорядочению сметной документации при помощи существующих сметных норм. Стоимость проекта и отдельных его этапов при этом формируется с учетом фактических затрат и окончательно может быть определена только после завершения проекта. Ресурсный метод определения стоимости состоит в калькуляции в текущих или прогнозируемых ценах и тарифах элементов затрат (ресурсов), необходимых для реализации проекта. Себестоимость (будущие затраты на производство) калькулируют на основе выраженных в натуральных измерителях потребностей в оборудовании, материалах, изделиях и конструкциях, данных об их местонахождении и способы доставки, затраты энергоносителей на технологические цели, время эксплуатации оборудования и машин, их состава, затрат труда работников. Для определения потребности в ресурсах используют сведения ведомости потребности в материалах, которые составляют во время проектирования; данные о затратах труда работников и о времени использования оборудования, машин и механизмов; производственные нормы затрат материалов; сборники ресурсных сметных норм. Ресурсы, на основании которых определяют стоимость соответствующих работ, обсчитывают по проекту вообще или по его части. После этого оценивают итоговые (суммарные) ресурсные показатели. С этой целью рекомендуется предварительно составить локальную ресурсную ведомость, где отражают объем ресурсов по каждому виду работ, связанному с проектом.

Типы смет. Сметную стоимость проектов, их частей и видов работ определяют при проектировании в составе проектов и рабочей документации. Для этого составляют сведенный сметный расчет стоимости проекта, объектные и локальные сметы, локальные ресурсные сметные расчеты, сметы на исследовательские, проектные и разведочные работы.

Сведенный сметный расчет является основным документом, по которому определяют стоимость проекта. Составляют его на основе объектных и локальных смет, а также сметных расчетов на дополнительные затраты, не рассчитанные в объектных и локальных сметах;

Объектные сметы разрабатывают на основе локальных смет на отдельные конструктивные элементы и виды работ (затраты на оборудование, строительные, монтажные и другие виды работ, на организацию производства и другие связанные с объектом затраты, а также часть резервных средств на непредвиденные работы и затраты);

Локальные сметы составляют по рабочим чертежам на каждый вид работ. В них определяют сметную стоимость конструктивных элементов и видов работ. Объемы работ берут с соответствующих ведомостей и определяют по рабочим чертежам. Обсчитывают их по схемам, поэтому легко проследить процесс расчетов, последовательность их выполнения и необходимые формулы.

Структура сметной стоимости. Сметная стоимость – это общая сумма затрат, связанных с реализацией проекта. В этой стоимости должны быть учтены затраты на строительные работы, монтаж оборудования, приобретения материалов, оборудования, инструмента и инвентаря, прочие капитальные затраты, а также резерв на непредусмотренные расходы.

Сметная стоимость материалов, конструкций, деталей и полуфабрикатов включает их стоимость, затраты на упаковку, реквизиты, доставку, а также заготовительно-складские затраты.

Затраты на эксплуатацию машин и механизмов включают затраты на доставку машин к месту реализации проекта, их монтаж и демонтаж, амортизационные отчисления; затраты, необходимые для капитальных и текущих ремонтов и технического обслуживания машин; зарплату обслуживающего персонала; стоимость горюче смазочных материалов, сменных деталей и приспособлений.

Накладные затраты предусмотрены для организации, управления и обслуживания процесса материализации проекта. В отличие от прямых затрат накладные не связаны с выполнением работ и отражают затраты на создание необходимых условий для нормального функционирования процесса материализации проекта.

Сметная прибыль – это средства, необходимые для покрытия отдельных (общих) затрат, которые относятся на себестоимость работ. Сметная прибыль охватывает затраты на оплату налога на прибыль, развития производства, стимулирования работников и развитие социальной сферы.

К составу Затрат на приобретение оборудования, приборов, инструмента и производственного инвентаря Входят затраты на приобретение предусмотренного проектом технологического, подъемно транспортного, энергетического и прочего оборудования, которое подлежит и не подлежит монтажу; упаковку и доставку, тару, а также на приобретение или изготовление приборов, инструмента и инвентаря, без которых невозможно эксплуатировать объект.

Прочие капитальные затраты , которые входят в сметную стоимость, - это затраты на выполнение научно-исследовательских, проектно-конструкторских и проектно-разведывательных работ, в строительстве – затраты на освоение строительной площадки, плату за отведение земельных участков, возмещение стоимости отчужденных под строительство земель, переселения в связи со строительством, подготовку эксплуатационных кадров для предприятия; разнообразные компенсации и доплаты работникам.

Резерв на непредусмотренные работы и затраты предназначен для компенсации стоимости работ и затрат, которые не всегда можно предусмотреть при проектировании, но они могут вникнуть при детальной отработке проектных решений и выполнении работ, связанных с реализацией проекта. Определенный резерв средств рассчитывается в процентах от общей сметной стоимости и зависит от объекта и отрасли. Этот резерв должен быть таким, чтобы обеспечить выполнение проекта без дополнительной денежной помощи.

На основании сметной стоимости определяют договорную цену, что является основой для подрядных торгов, а после окончательного ее соглашения – основой для составления контракта.

3.Разработка бюджета проекта.

Планировать затраты нужно таким образом, чтобы они могла удовлетворить потребности в финансовых ресурсах на протяжении всего периода реализации проекта. Для этого составляют бюджет проекта – план, который выражается в количественных показателях и отображает затраты, необходимые для достижения поставленной цели. В бюджете отражаются оцененные результаты скорректированного календарного плана и стратегии реализации проекта. Бюджет инвестиционного проекта необходимо составлять так, чтобы все его компоненты можно легко анализировать и проверять. Общий бюджет отражает затраты средств на проект по годам на протяжении всего периода его реализации. При этом бюджет первого года с поквартальным и помесячным распределением определяют с большой степенью точности, а бюджеты следующих лет могут изменяться со сменой цен. На общем бюджете базируются планы отдельных исполнителей. Бюджет проекта, как и смета, имеет двойное значение: это план действий, а также инструмент для управления и контроля. Правильно сложенный бюджет проекта направлен на развязывание двух основных заданий: обеспечение такой динамики инвестиций, что будет содействовать реализации проекта соответственно ко временным и финансовым ограничениям; уменьшение объема затрат и снижение степени риска проекта за счет соответствующей структуры инвестиций и максимальных налоговых льгот.

Порядок планирования затрат проекта. Исходной информацией для планирования затрат является сметная документация проекта и его календарный план. Перед планированием затрат выполняют такие работы: на основе календарного плана составляют перечень работ, которые необходимо выполнять в каждый временной период (год, квартал, месяц); со сметной документации определяют стоимость этих работ; рассчитывают себестоимость работ по статьям затрат (сырье и материалы, оборудование, заработная плата, накладные затраты). При составлении бюджета проекта затраты планируют от общего к конкретному. Кроме перечня основных затрат бюджет проекта должен иметь дополнительный календарь, степень точности которого зависит от характерных признак проекта, объемов капиталовложения, а также специфических требований, предложенных организациями – кредиторами. В календаре информация делится по разным периодам (месяц, квартал, полугодие, год) и может быть составлен как для проекта в целом, так и отдельных его компонентов. Составляющие календаря проекта: календарь затрат (включая даты платежей); условия платежей, в основном для основных категорий затрат; критические моменты реализации проекта и средства снижения, связанных с ним рисков. Календарь реализации проекта имеет три уровня.

Основные задания бюджетного контроля Получение точных оценок затрат, их распределение во времени, подтверждение затрат, своевременность отчетности о затратах, выявление ошибочных затрат, подготовка отчета о финансовом состоянии проекта, прогноз затрат. Контроль над затратами финансовых средств осуществляет специальная группа контроля при руководителе проекта. Контроль над затратами направлен на определение отклонений от плана, поэтому бюджетный контроль проекта сконцентрирован на выполнении начального бюджета и выявлении отклонений от него, а не на поиск экономии затрат. Планы и бюджеты составляют на год вперед, но контроль их выполнения осуществляют регулярно. Бюджетный контроль предусматривает детальный анализ информации о выполнении и состоянии работ по проекту. Осуществляют контроль в такой последовательности: определяют объемы выполненных работ и их сметную стоимость; сравнивают сметную стоимость выполненных и запланированных работ; определяют остатки сметной стоимости и фактические затраты на выполненные работы; сравнивают фактические затраты со сметной стоимостью выполненных работ; определяют экономию или затраты финансовых средств.

Подготовка отчетности о затратах. Во время бюджетного контроля данные о затратах проекта берут с бухгалтерских счетов. Затраты на проект связаны с перечислением средств на оплату материалов, оборудования, работ и услуг. Затраты, которые приходятся на отчетный период, называют текущими. Различают еще и производственные затраты, связанные с процессом производства, и непроизводственные (выбытие основных фондов, списание не затребованной дебиторской задолженности и т. д.). Выбирая счета контроля над затратами на проект необходимо учитывать связь между проектом и бухгалтерским учетом. Информацию бухгалтерских счетов используют с целью подготовки внутренней отчетности для ежедневного планирования, мониторинга, контроля и стратегического планирования, а также внешней отчетности для собственников и прочих внешних организаций. Отчет о состоянии дел проекта по данным бухгалтерского учета – основное средство контроля стоимости проекта. Для разных пользователей, которые берут участие в реализации проекта, готовят отчеты с разной степенью детализации и по разным статьям. Внешние отчеты имеют специальную форму и предусматривают специфическую процедуру обсчета, их подготовка связана с принятой системой бухгалтерского учета.

Система бюджетного контроля. Постоянное сравнение фактических результатов с запланированными дает возможность руководителю проекта оценить результативность реализации проекта и выявить степень его соответствия начальному плану. Если в результате бюджетного контроля выявлено, что бюджет выполняется и отклонений нет, то работы выполняются соответственно плана. Если фактические показатели бюджета не соответствуют плановым, необходимо выявить причины и источник отклонений. Если бюджет реальный, то вероятная причина его невыполнения – недостаточный уровень контроля. В этом случае необходимо скорректировать выполнение работ, приведя их в соответствие календарному плану и бюджету. В случае смены общей ситуации (например, смены цен) или выявления ошибок, допущенных во время планирования и выполнения работ, реализовать запланированный бюджет невозможно, его необходимо пересмотреть и привести в соответствие к обстоятельствам. Значит, бюджетный контроль состоит в сравнении фактических затрат с прогнозируемыми, а последнего прогноза – с начальным бюджетом. На основании такого сравнения определяют параметры, к которым должен быть приведен начальный бюджет, чтобы соответствовать изменчивым обстоятельствам.

Смена календарного плана и бюджета . Если реальное состояние дел имеет отклонения от плана, необходимо составить новый календарный план и внести изменения к бюджету. Работа над календарным планом и бюджетом длится весь период реализации проекта. Ожидаемые изменения стоимости оборудования, материалов и заработной платы необходимо рассчитывать при прогнозировании стоимости будущих работ. Без учета этих изменений календарные планы и бюджеты будут становиться все более неэффективными. Одновременно прогнозируемые оценки продолжительности и стоимости работ можно проверить только после выполнения работ. В реальном проекте его продолжительность реализации и стоимость всегда взаимосвязаны. В процессе реализации проекта задержки влияют на стоимость, а проблемы бюджета могут повлиять на регулирование календарного плана. Проблемы интеграции информации о стоимости и календарного плана связаны с тем, что на практике их разрабатывают разные группы исполнителей с разной степенью детализации. Поэтому самый простой способ определения связи между длительностью реализации проекта и его стоимостью состоит в определении элементов затрат, связанных с работами проекта.


Финансирование, смета и бюджет проекта - 3.3 out of 5 based on 3 votes