История возникновения социального обеспечения. Тема: Законодательство России о социальном обеспечении. · реорганизация государственного социального обеспечения отдельных категорий граждан

На протяжении развития человеческого общества люди сталкивались с проблемой содержания стариков, инвалидов, детей. В условиях первобытно-общинного строя немощные и больные члены рода были обречены на смерть, поскольку человек еще с трудом добывал себе пищу, а содержать больных община была не в состоянии. Однако привилегией в этом смысле пользовались беременные женщины и малолетние дети. Ученые объясняют этот факт инстинктом сохранения рода.
С появлением огня старики стали заботиться о его поддержании, помогали женщинам в приготовлении пищи и уходе за детьми. В обмен на это община стала их включать в объект своей заботы, обеспечивая пищей и всем необходимым.
В рабовладельческий период содержание стариков, женщин и детей осуществлялось главным образом семьей (взрослые дети обязаны были содержать своих престарелых родителей, а родители - своих малолетних детей). Однако, как утверждает историческая наука, в I веке до н.э. в Риме уже появляются прообразы отдельных элементов социального обеспечения. Здесь существовали так называемые коллегии самопомощи для средних и бедных слоев свободных граждан Рима. За счет средств этих организаций выделялось денежное содержание больным, старикам и лицам, получившим увечья.
Однако эти коллегии основывались на личном обеспечении самих работников и рабовладельцы не принимали в них никакого участия.
Весьма распространенным явлением в рабовладельческих государствах являлось также обеспечение увечных и старых воинов, вдов, сирот в связи со смертью воинов. Воины, как правило, награждались земельными наделами. А старые военные получали диплом о привилегиях, в соответствии с которым сам бывший воин и вся его семья освобождались от уплаты налогов, торговых пошлин и всех повинностей.
Вместе с тем ни в период первобытно-общинного строя, ни в период рабовладения ни один из существовавших прообразов современного социального обеспечения не был формально закреплен в каком-либо правовом источнике.
Лишь в эпоху развития феодальных отношений появляются правовые акты, относящиеся к вопросам социального обеспечения. В России первым таким источником явился Судебник Ивана IV (1589 г.). В нем указывалось, что бездетная вдова после смерти мужа имела право на получение обратно приданого и пенсии («полетное») - «две гривны в год».
Соборное уложение 1649 г. содержит уже значительно большее количество статей, посвященных социальному обеспечению. В нем закреплялось Право на прожиток, т.е. часть поместья, выделяемого после смерти его владельца на содержание вдовы, детей и престарелых родителей. Размер его зависел от величины оклада и причины смерти кормильца (от военной травмы,
в полку на государственной службе, вне службы). Дворяне имели право на получение прожитка в случае отставки или увечья, а также при отсутствии прямых наследников в размере полного оклада. Никаких положений об оказании помощи крестьянам в Соборном уложении не содержалось. Однако в период царствования Елизаветы получили распространение « приходы», которые осуществляли попечение детей-сирот, стариков и инвалидов. Такое содержание производилось за счет специального налога в пользу бедных.
С развитием цехового производства в России появляется так называемое цеховое страхование. Суть его состояла в обеспечении ремесленников в случае их болезни,
инвалидности, старости, производственного увечья, смерти кормильца. Однако средства на такое обеспечение образовывались за счет взносов самих ремесленных рабочих, поэтому его нельзя было назвать социальным. Оно являлось, по своей сути, организованной формой самообеспечения трудящихся в рамках ремесленной корпорации.
Р.И. Иванова, исследуя историю развития социального обеспечения, справедливо подчеркивает, что при рабовладельческом и феодальном способах производства, несмотря на определенные различия между разными формами материального обеспечения (кроме самопомощи), социально-правовую сущность их составили доброхотство, облагодетельствование, основанные на пожертвовании частных лиц, хозяина- рабовладельца или феодала, родственных связях либо на вспомоществовании государства. Даже материальное обеспечение, выступающее как право-привилегия имущих слоев населения, было не обязанностью государства, а милостью царя-императора. Несмотря на то, что предоставление средств существования было в ряде случаев формально закреплено в правовых источниках, ни один из них не обеспечивал права на безусловное получение содержания.
В условиях развития капитализма в России буржуазия старается по-прежнему переложить на плечи самих работников бремя их содержания в случае старости, инвалидности, увечья, потери кормильца. Появляются кассы рабочей взаимопомощи. В Германии, Франции, Италии, Австрии средства этих касс состояли не только из взносов самих рабочих, но и из определенных доплат предпринимателей (правда, их доля была незначительной).
В России появились «обязательные» кассы для государственных служащих, средства которых создавались за счет обязательных отчислений из жалованья государственных служащих. Из этих касс осуществлялось пенсионирование государственных служащих, уволенных в отставку, а также выплачивались пособия вдовам и сиротам.
Социальное обеспечение низших служивых людей осуществлялось через «эмерительные» кассы (создавались за счет взносов самих чиновников), а полным инвалидам, уволенным со службы и не имеющим средств к существованию (в случае их смерти - членам их семей), назначалась пенсия в размере 3 руб. в месяц.
В соответствии с Законом Российской империи от 8 марта 1861 г. на горных казенных заводах стали создаваться горнозаводские товарищества обеспечения (кассы взаимопомощи), из средств которых осуществлялось обеспечение рабочих в случае получения ими увечья на производстве, а также обеспечивались семьи погибших рабочих.
С развитием машинного производства во всем мире (в том числе и в России) участились несчастные случаи на производстве, что привело к увеличению числа инвалидов. В Германии появляются Законы Бисмарка (1871-1884 гг.) « Об ответственности предпринимателей» и Закон «О страховании при несчастных случаях». В соответствии с этими документами рабочий, получивший увечье на производстве, получал возмещение на лечение, а также ренту (пенсию) на весь период утраты трудоспособности. Обеспечение производилось из специальных фондов за счет уплаты предпринимателем взносов, размер которых исчислялся в процентах от заработной платы работника.
Свод Законов Российской империи содержал аналогичные нормы об ответственности работодателя за увечье, причиненное работнику. Однако и в этом документе, а также в принятом в 1903 г. Законе «О вознаграждении потерпевших рабочих вследствие несчастных случаев» речь шла не о страховании, а о гражданско-правовой ответственности предпринимателя; более того, понятие несчастного случая трактовалось очень узко (в него не включалось профессиональное заболевание или увечье, полученное
не на производстве; предприниматель освобождался от возмещения ущерба, если работник получил увечье вследствие умысла либо грубой неосторожности).
В связи с Законами « О страховании рабочих от несчастных случаев» и « Об обеспечении рабочих на случай болезни» от 23 июня 1912 г. были созданы Советы по делам страхования рабочих при Министерстве торговли и промышленности, а в наиболее крупных городах - страховые присутствия, на крупных предприятиях - больничные кассы и страховые товарищества. Мелкие предприятия объединялись для создания общей страховой кассы. Из средств касс выплачивались пособия по болезни, в связи с родами, по инвалидности (в связи с увечьем) а также по случаю потери кормильца.
Устанавливалось право рабочих на врачебную помощь (амбулаторное лечение, родовспоможение, лечение в стационаре (больнице), включая содержание и обеспечение лекарствами). Оплата пребывания в больнице производилась за счет средств больничной кассы, состоящих из взносов ее членов.
Таким образом, в период развития капитализма в России сложились и функционировали следующие виды социального обеспечения: пособия по беременности и родам; по временной нетрудоспособности; пенсии по инвалидности (от трудового увечья); по случаю потери кормильца. Для военнослужащих и чиновников предусматривалась пенсия в случае их выхода в отставку. Кроме того, начинает развиваться система. медицинской помощи и лечения.
Создавались специальные фонды кассы за счет взносов самих застрахованных рабочих и работодателей. Лица, не являвшиеся членами кассы, имели право на обеспечение только в случае трудового увечья.
Однако единой государственной системы социального страхования в России в тот период не существовало.
На VI Всероссийской конференции, проходившей в Праге, Российская социал- демократическая рабочая партия разработала проект государственной системы социального страхования, куда вошла программа о страховании рабочих.
С победой Великой Октябрьской революции эта программа стала последовательно проводиться в жизнь, при этом существенно изменились принципы социального обеспечения. Отныне рабочие должны были обеспечивать во всех случаях утраты ими трудоспособности (увечье, болезнь, старость, инвалидность, беременность и роды, вознаграждение вдов и сирот после смерти добытчика) или в случае потери заработка вследствие безработицы. Обеспечению подлежали все лица наемного труда и их семьи; застрахованные должны были обеспечиваться по принципу возмещения полного заработка, причем расходы по страхованию падали на предприятие и государство. Всеми видами страхования должны были ведать страховые организации построенные по территориальному принципу и на началах полного самоуправления застрахованных. Эти принципы вошли в историю под названием « ленинских». Все последующее законодательство о социальном обеспечении в СССР развивалось на их основе.
В Положении о социальном обеспечении трудящихся, утвержденном Советом Народных Комиссаров 31 октября 1918г., устанавливались следующие виды обеспечения: по случаю временной нетрудоспособности; постоянно! нетрудоспособности, вызванной увечьем, болезнью, старостью и т. п.; в случае безработицы. Обеспечению подлежали все лица наемного труда. Соци- альное обеспечение осуществлялось при полном самоуправлении застрахованных при участии профессиональных союзов.
В первый послереволюционный год правительство России издало ряд; декретов, которые заложили программную юридическую основу для создания в будущем всей системы социального обеспечения трудящихся: 30 октября 1917 г. (по старому стилю)
было обнародовано правительственное сообщение о социальном страховании; 8 ноября 1917 г. - издан декрет « Об увеличении пенсий»; 11 декабря 1917 г. - декрет « О страховании на случай безработицы»; 22 декабря 1917 г. - декрет « О страховании на случай болезни». Эта декреты провозглашали, что социальному страхованию подлежат все без исключения наемные рабочие, а также городская и сельская беднота Социальное страхование распространялось на все виды потери трудоспособности (болезнь, увечье, инвалидность, старость, материнство, вдовство, сиротство, а также безработица). В случае утраты трудоспособности и безработицы возмещался по крайней мере полный заработок. Рабочие и служащие освобождались от уплаты страховых взносов.
Однако в первых декретах о социальном страховании и обеспечении излагались главным образом программные положения политики государства по этим вопросам, так как гарантировать реальное обеспечение граждан в размерах и формах, провозглашаемых декретами, молодое советское государство в то время, естественно, еще не могло. Вместе с тем за период с 1917 по 1922 г. государством была проделана большая работа по изданию нормативных актов по социальному обеспечению. Более того, обилие этих нормативных актов по отдельным видам обеспечения диктовало необходимость проведения кодификации действующего законодательства. К одному из первых актов отраслевой кодификации следует отнести Положение о социальном обеспечении трудящихся от 31 октября 1918 г., в котором содержались нормы, регулирующие все виды социального обеспечения, существовавшие в тот период (на случай временной нетрудоспособности, старости, инвалидности, потери кормильца).
Первым актом видовой кодификации явилась Сводка правил о выдаче пособий и пенсий трудящимся подотделами социального обеспечения и охраны труда отделов труда, утвержденная Наркомом труда 15 августа 1919 г. В ней, как и в двух других Сводках, изданных позднее, воспроизводились нормы, уже принятые ранее государственными органами, а также устанавливались ведомственные нормы, которые уточняли и развивали отдельные положения этих актов.
27 июля 1920 г. был издан второй кодификационный акт - Сводка правил по выдаче пособий и пенсий, утвержденная Наркомсобесом. В конце 1920 г. появилась Сводка правил по выдаче пособий и пенсий, изданная Наркомсобесом. Принятые сводки были первыми попытками видовой кодификации законодательства о социальном обеспечении. Они явились прообразом сводок, изданных в конце 20- х годов, когда практика принятия подобных актов кодификации стала более распространенной. Кодификационная работа, таким образом, достигла уже в эти годы значительного уровня. Завершением ее должен был стать Кодекс законов о социальном обеспечении. В 1920 г. проект его был разработан и рассмотрен на междуведомственном совещании, а затем внесен в Совнарком. Однако этому проекту не суждено было стать законом, так как уже в 1921 г. социальное обеспечение было заменено социальным страхованием.
Таким образом, в 1917-1922 гг. были заложены основы республиканской системы социального обеспечения трудящихся, издано новое законодательство о социальном обеспечении и страховании. В изданных декрета? прослеживалась линия государства на установление единых страховых законов для всех трудящихся. Другим направлением политики государства при издании нормативных актов по социальному обеспечению и страхованию являлось стремление к комплексным законам, которые охватывали бы сразу
несколько видов обеспечения, а также к сводным кодификационным нормативным актам, регулирующим все вопросы, касающиеся обеспечения граждан тем или иным видом социального обеспечения и страхования.
Новый этап развития источников права социального обеспечения связан с образованием СССР. Конституция СССР 1924 г. закрепила компетенцию Союза ССР и союзных республик в области социального обеспечения. Установление основных законов
о труде и здравоохранении было отнесено к ведению Союза ССР. Республиканскими органами государственного управления социальным обеспечением по-прежнему являлись народные комиссариаты социального обеспечения союзных республик. Постепенно стала создаваться система общесоюзных органов социального обеспечения. В начале 1925 г. при НКТ СССР был создан межведомственный орган - Союзный Совет социального страхования (СССС), а при НКТ союзных республик - республиканские советы социального страхования. СССС осуществлял общее направление деятельности центрального управления социальным страхованием, рассматривал все разработанные НКТ СССР и другими ведомствами проекты нормативных актов по социальному страхованию, подлежащие внесению в законодательные органы СССР, и давал заключение по этим проектам, рассматривал и утверждал разработанные ЦУССТРАХом в развитие действующего законодательства общие правила и инструкции, касающиеся привлечения к страхованию отдельных категорий работающих по найму, разъяснял действующие законоположения СССР о социальном страховании и изданные в их развитие распоряжения и инструкции.
Таким образом, с 1925 г. нормативные акты по применению законов СССР и постановлений Правительства СССР по вопросам пенсионного обеспечения рабочих и служащих и их семей стали издаваться СССС. Его постановления и правила заняли значительное место в пенсионном законодательстве.
В этот период продолжает проводиться работа над кодификацией законодательства о пенсиях рабочих и служащих. 28 августа 1925 г. ЦИК и СНК СССР утвердили союзный закон о пенсиях по социальному страхованию: Положение об обеспечении в порядке социального страхования инвалидов труда и членов семейств умерших или безвестно отсутствующих застрахованных и инвалидов труда. Это был первый общесоюзный акт о пенсиях по социальному страхованию. Он заменил собой два постановления, относящихся к обеспечению инвалидов труда и членов семей умерших или безвестно отсутствующих застрахованных, - постановление РСФСР « О социальном обеспечении инвалидов» от 8 декабря 1921 г. и постановление ВЦИК СНК РСФСР « Об обеспечении дефективных членов семей рабочих и служащих» от 9 марта 1925 г.
Утвержденное ЦИК и СНК СССР 14 марта 1928 г. Положение об обеспечении в порядке социального страхования по случаю потери кормильца заменило собой еще три нормативных акта, в том числе и Положение от 28 августа 1925 г. Союзный Совет социального страхования на основе Положения от 14 марта 1928 г. издает сводные Правила обеспечения в порядке социального страхования по инвалидности и по случаю потери кормильца. Этими Правилами было отменено 40 правовых актов Наркомтруда СССР и СССС. С юридической точки зрения Правила 1928 г. представляли собой специфический нормативный акт, выходящий за рамки видовой кодификации. В отличие от предыдущих кодификационных актов они касались сразу нескольких видов и форм социального обеспечения. Регламентации подвергались: пенсии по инвалидности; пенсии по случаю потери кормильца; пенсии по старости; пособия по временной нетрудоспособности; пособия по случаю рождения ребенка; пособия на погребение; пособия по безработице. Рассматривались также вопросы о порядке назначения, выдачи и лишения пенсий и пособий.

Эта социальная теория предполагает, что конфликт между старшим и младшим поколениями происходит по мере того, как они конкурируют за ресурсы и рабочие места. Конфликтная перспектива старения - это линия общей социологической теории конфликтов, которая является теорией, которая рассматривает конфликт как нормальный аспект общественной жизни, а не как ненормальное явление.

На пересечении поколений: конфликт или сотрудничество?: Согласно теории конфликта, поколения людей конкурируют друг с другом за власть и ресурсы. Может ли это произойти даже на микроуровне? Таким образом, конфликтная перспектива старения подчеркивает конкуренцию между поколениями. По мере того, как рабочие места становились все более скудными, молодые и старшие поколения испытывали давление, чтобы конкурировать за имеющиеся ресурсы, обеспечивая конкуренцию между поколением.

Таким образом, в конце 20-х годов была осуществлена деятельность по межвидовой кодификации подзаконных общесоюзных актов о пенсиях и пособиях по социальному страхованию. Эта работа по сравнению с первыми актами кодификации была проведена на более высоком уровне, в значительно большем объеме и затронула сразу несколько видов и форм обеспечения.
Поворотным пунктом в развитии всей системы социального обеспечения явилась передача функций по управлению социальным страхованием из НКТ СССР в профсоюзы. В связи с этим на них возлагались контроль и руководство работой всех профсоюзных и межсоюзных органов социального страхования, составление и представление на утверждение СНК СССР сводного бюджета социального страхования СССР; разработка и представление на утверждение СНК СССР законов о социальном страховании и тарифов страховых взносов, издание инструкций, правил и разъяснений в развитие законов о социальном страховании. Безусловно, главным определяющим фактором рассматриваемого исторического этапа является то, что за профсоюзами было закреплено право на издание правовых нормативных актов по социальному страхованию. Сначала это право принадлежало лишь ВЦСПС. Однако с конца 40- х годов к участию в правотворческой деятельности начинали привлекаться и центральные комитеты профсоюзов. В пределах предоставленной им компетенции они принимали акты, касающиеся особенностей обеспечения по социальному страхованию работников соответствующих отраслей народного хозяйства.
В Конституции СССР 1936 г. были закреплены и гарантированы широкие социальные права граждан (право на материальное обеспечение граждан СССР в старости, при нетрудоспособности, в случае болезни).
Тяжелое экономическое положение страны, вызванное Великой Отечественной войной, не изменило существенно условий и норм обеспечения. Более того, размеры отдельных видов пенсий и пособий были повышены. Для этого периода весьма характерной была строгая централизация правотворческого процесса вообще и по социальному обеспечению в частности. Почти все нормативные правовые акты издавались в то время Советом Народных Комиссаров, а после 1945 г. - Советом Министров СССР.
В 50- е годы завершилось создание системы социального обеспечения рабочих и служащих. 5 февраля 1955 г. Президиум ВЦСПС утвердил Положение « О порядке назначения и выплаты пособий по государственному социальному страхованию». июля 1956 г. был принят Закон « О государственных пенсиях». Указанные правовые акты явились результатом внутриотраслевой кодификационной работы в общесоюзном масштабе. Видовая кодификация законодательства на таком уровне и в таком объеме была проведена в нашей стране впервые. В отличие от предшествовавших
видовых форм кодификации, которые заключались в объединении нормативных актов по отдельным видам обеспечения, Закон 1956 г. в комплексе объединил все основные виды пенсий и установил единые правила и порядок их назначения и выплаты. С принятием этих комплексных кодифицированных актов законодательство о социальном обеспечении стало более концентрированным, полным и доступным для широких масс трудящихся. Вследствие введения в действие нового Закона о пенсиях было отменено около тысячи ранее изданных актов.
В 1955 г. при Совете Министров СССР был образован Государственный комитет по труду и заработной плате. Госкомтруд СССР стал издавать постановления по вопросам социального обеспечения, а также разъяснения о применении действующего законодательства по этим вопросам. Постановления и разъяснения издавались этим органом, как правило, совместно или по согласованию с ВЦСПС, а в случаях, предусмотренных действующим законодательством, - с другими заинтересованными органами. Нормативные акты Госкомтруда занимали значительное место в системе источников права социального обеспечения.
Руководство делом социального обеспечения в союзных республиках было возложено на соответствующие министерства социального обеспечения.
Завершением создания целостной системы социального обеспечения граждан явилось распространение социального страхования и пенсионного обеспечения на колхозников. Принятые Закон о пенсиях и пособиях членам колхоза (1964 г.) и Положение о порядке назначения и выплаты пособий по социальному страхованию членов колхозов (1970 г.) в значительной мере отразили - и по содержанию и по форме влияние Закона о государственных пенсиях, а также Положения о порядке назначения и выплаты пособий по государственному социальному страхованию.
Принятая в 1977 г. Конституция СССР закрепила право граждан СССР на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, а также потери кормильца. Более того, в Конституции устанавливались организационные и юридические гарантии осуществления этого права.
Довольно интенсивно развивалась в этот период система социальной реабилитации для инвалидов (от домов-интернатов до трудоустройства, обеспечения транспортными средствами, протезирования). Отдельные категории граждан приобретали право на различные льготы - по обеспечению лекарственными препаратами, оплате проезда на транспорте, санаторно-курортному лечению, оплате коммунальных услуг, предоставлению жилья, обеспечению продуктовыми заказами, бесплатному предоставлению автомобиля и т.д.
Таким образом, на момент распада СССР сформировались практически все основные виды социального обеспечения граждан, которые продолжают развиваться в новой России с учетом изменившейся социально-экономической ситуации, новых социальных приоритетов, перспектив социального развития на ближайшие годы, не отступая от позитивных начал, заложенных прежним законодательством о социальном обеспечении.

Развитие современного законодательства о социальном обеспечении в россии

Таким образом, экономический климат эпохи, в которой развивалась теория, влиял на содержание самой теории. Конфликтная перспектива старения связана не только с приобретением ресурсов. Скорее, ресурсы стоят за власть. Эта точка зрения на старение утверждает, что любое поколение, как правило, среднего возраста в любой момент времени, является самым мощным по сравнению со старым и молодым. Члены мощного поколения выступают в роли привратников и организуют распределение ресурсов и полномочий в соответствии с их собственными интересами, часто за исключением потребностей других людей и поколений.

В условиях формирования российской государственности существенно меняются подходы к социальному обеспечению граждан.
Важным этапом в развитии российской системы пенсионного обеспечения явился Закон РФ « О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20 ноября 1990 г. Впервые законодательно было закреплено право граждан на социальные пенсии. Коренным образом были изменены условия назначения пенсий и порядок определения их размеров. Так, размеры пенсий увязывались со стоимостью жизни и оплатой труда. В соответствии с принятыми изменениями в названный Закон с 1 февраля 1998 г. пенсии могут теперь просчитываться на основе индивидуального коэффициента пенсионера.
Особые условия назначения пенсий для военнослужащих, работников органов внутренних дел, КГБ, ФСК, ФСБ были установлены Законом РФ « О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей» от 12 февраля 1993 г.
Рассмотрим круг лиц, имеющих право на пенсию по случаю потери кормильца.
Законом Российской Федерации от 21 мая 1993 г. предусмотрено право на пенсионное обеспечение родителей погибших военнослужащих, проходивших военную службу по призыву.
Существенные изменения произошли и в системе пособий. Так, в соответствии с Законом РФ « О занятости населения» от 19 апреля 1991 г. лица, считающиеся безработными, приобрели право на получение соответствующего пособия. Единая система государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием была установлена Федеральным законом от 19 мая 1995 г. « О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».
Принятый 12 января 1996 г. Федеральный закон «О погребении и похоронном деле» закрепил право лиц, осуществляющих похороны, на получение соответствующего пособия либо (по их выбору) на бесплатные услуги по погребению в размере, не превышающем пособие.
Существенным шагом в развитии российской системы социального обеспечения явилось страхование целого ряда компенсационных выплат:
S за время вынужденного отпуска без сохранения заработной платы;
S матерям или другим родственникам, фактически осуществляющим уход за ребенком;
S лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы;
S лицам, достигшим 80-летнего возраста;
S престарелым гражданам, нуждающимся в уходе по заключению врача;
S студентам и аспирантам, находящимся в академических отпусках по медицинским
показаниям;
S неработающим женам военнослужащих, проживающим вместе с мужьями в
местностях, где они не могут трудоустроиться;
S на детей, находящихся под опекой и попечительством в приемной семье;
S беженцам и вынужденным переселенцам;
S на питание детей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях.

Что должен сделать следующий президент, чтобы сделать Социальное обеспечение более устойчивым?

Эта напряженность и последующая конкуренция именно то, что рассматривается конфликтной перспективой старения. Стало клише говорить, что социальное обеспечение неустойчиво, но это тоже правда. Администрация социального обеспечения прогнозирует, что она сможет полностью оплачивать своих бенефициаров до тех пор, пока Конгресс не будет действовать, пособия будут сокращены для миллионов пенсионеров, которые уже внесли свой вклад в этот план.

С 1993 г. начинает создаваться реальная база для закрепления права граждан РФ на охрану здоровья. Так, 22 июля 1993 г. были приняты Основы законодательства РФ « Об охране здоровья граждан».
Правовой статус инвалидов определяется Федеральным законом « О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г.
Право граждан на социальное обслуживание, его виды и содержание установлены Федеральными законами «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 15 ноября 1995 г. и « О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 2 августа 1995 г.
Однако, несмотря на такое бурное развитие, законодательство о социальном обеспечении до сих пор, к сожалению, не соответствует должным образом реалиям сегодняшнего дня (инфляция, рост числа безработных, обнищание большей части населения, демографическая ситуация и т. д.), поэтому назрела необходимость в его реформировании. Так, разработанная Концепция пенсионной реформы предполагает создание в России пенсионной системы, которая будет состоять из трех уровней.
Первый - базовая (государственная) пенсия, которая заменит социальную. Второй трудовая (страховая) пенсия, которая будет ядром пенсионной системы. Размер пенсии будет поставлен в зависимость от продолжительности уплаты страховых взносов и их величины. Третий- негосударственные пенсии. Речь идет о дополнительных пенсионных системах отдельных организаций или территорий или о личном накоплении гражданина на свое дополнительное пенсионное обеспечение.
Изложенная Концепция нацеливает на дальнейшее развитие законодательства о социальном обеспечении, воплощение которого мы получим в ближайшем будущем.
Контрольные вопросы Раскройте социальную необеспеченность трудящихся в царской России. Что представляло собой социальное обеспечение в переходный от капитализма к социализму период? Какова роль Конституции СССР 1936 г. в области социального обеспечения? Чем знаменовалось социальное обеспечение в 50-е годы XX в.? Как формировалась система социального обеспечения на момент распада СССР? Охарактеризуйте пенсионную систему начала 90-х годов в России.
Литература Андреев В. С. Право социального обеспечения в СССР. Учебник. М., 1987. Астров П. И. Юридические предпосылки рабочего права. М., 1911. Быков А. Н. Страхование рабочих как фактор промышленности и русские страховые законы. СПб., 1913. Вагнер А. Социальный вопрос. СПб., 1906. Забелин Л. В. Теория социального обеспечения. М., 1924.
Забелин Л. В. Теоретические основы социального страхования. М., 1926. Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения. М., 1998. Новгородцев П. И. Право на достойное человеческое существование. М., 1911. Шайхатдинов В. Ш. Право социального обеспечения Российской Федерации: Учеб. пособие. Вып. I. Екатеринбург, 1996.

Это предложение привлекло ограниченную двухпартийную поддержку, но вряд ли это продвинется в Палате. Все, что создает впечатление попыток разобраться в «всеобъемлющем пакете защиты», опирающемся на «опасные и перипетии жизни», равносильно политическому самоубийству. Хиллари Клинтон заявила, что она не хочет отказываться от пособий по социальному обеспечению. Фактически, она хочет расширить программу. Между тем Дональд Трамп не представил каких-либо конкретных политических моментов в отношении социального обеспечения, но он сказал, что он выступает против любых сокращений пособий.

Еще по теме Глава 6. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О СОЦИАЛЬНОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ:

  1. ГЛАВА 6 ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О СОЦИАЛЬНОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ
  2. ГЛАВА I ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О КОРПОРАЦИЯХ В США
  3. 4.3. Научное обеспечение развития уголовно-исполнительного законодательства России
  4. 3.2. История развития российского законодательства в информационной сфере
  5. Глава I. Социально-криминологические основы и развитие норм об освобождении от уголовной ответственности в связи с примирением с потерпевшим в отечественном и зарубежном законодательстве

XX столетие ознаменовалось становлением и развитием отраслей права, обеспечивающих социальные права и устанавливающих гарантии на достойную жизнь граждан России. Это - право социального обеспечения, жилищное, медицинское, экологическое, образовательное право и др.

Являются ли наиболее популярные в обществе реформы социального обеспечения - повышение пенсионного возраста, реформирование корректировок стоимости жизни или расширение подоходного налога - справедливое для пенсионеров и работников? Если нет, что нужно сделать для обеспечения устойчивого развития программы?

Друкера в Школе менеджмента в Кэрролле Бостонского колледжа. Несмотря на то, что будущее социальной защиты мало внимания уделялось в ходе этой кампании, следующий президент должен будет решить, как подойти к проблемам программы. Ни один из кандидатов не рекомендовал сократить пособия по социальному обеспечению. Действительно, несколько факторов выступают против сокращения льгот. Потребность в доходе на пенсию возрастает, потому что люди живут дольше, а расходы на здравоохранение высоки и растут. Планы пенсионного обеспечения, спонсируемые работодателем, также все чаще представлены в форме 401 с очень скромными балансами, а половина персонала частного сектора не участвует ни в каком типе спонсируемого работодателем плана в любой момент времени.

Социальная политика российского государства направлена на реализацию установок по обеспечению достойной жизни и свободного развития человека. Важным ее элементом является социальное обеспечение граждан, представляющее собой комплексный государственный, правовой и общественный институт, выступающий в качестве формы распределения материальных благ с целью удовлетворения жизненно необходимых личных потребностей нуждающихся в этом членов общества. Социальное обеспечение призвано удовлетворять потребности стариков, больных, детей, нетрудоспособных иждивенцев, потерявших кормильца, безработных, всех членов общества в целях охраны здоровья и нормального воспроизводства рабочей силы за счет специальных фондов, создаваемых в обществе на страховой основе, или за счет ассигнований государства в случаях и на условиях, установленных в законе.

Проще говоря, все больше и больше американцев просто не хватает на пенсию. С другой стороны, социальное обеспечение сталкивается с 75-летним дефицитом, равным 66 процентам заработанных рабочих доходов. То есть, если бы ставка налога на заработную плату была немедленно повышена примерно на 66 процентных пункта - на 33 процентных пункта каждая на сотрудника и на работодателя - правительство смогло бы выплатить текущий пакет пособий всем, кто достигнет пенсионного возраста, по крайней мере, через Но повышение налога на заработную плату, которое не имеет вычетов или изъятий, налагает существенное бремя на работников с низкой заработной платой.

Право социального обеспечения – это самостоятельная отрасль права, совокупность правовых норм, регулирующих пенсионные и иные отношения по материальному обеспечению и социальному обслуживанию нетрудоспособных членов общества, предоставлению им льгот и преимуществ, а также тесно связанных с ними процессуальных отношений по разрешению споров и процедурных отношений по установлению юридических фактов. Таким образом, предметомправа социального обеспечения является совокупность общественных отношений, регулируемых данной отраслью права, таких как: отношения по пенсионному обеспечению, социальному обслуживанию, выплате пособий и др.

Другой альтернативой, заслуживающей рассмотрения, является перенос бремени расходов, связанного с унаследованным долгом задолженности Социального страхования, который накапливается за счет выплаты пособий более ранним поколениям, намного превышающим их взносы. Например, первый получатель, женщина по имени Ида Май Фуллер, работала под социальным обеспечением менее трех лет и в итоге получала пособия в течение 35 лет. Многие из ранних бенефициаров сражались в Первой мировой войне или понесли потери в Великой депрессии, поэтому решение могло быть разумным.

На Руси, издревле существовала забота о «сирых и убогих», и с принятием христианства становится русской традицией. Так, некоторые нормы права социального обеспечения, прослеживаются еще в памятниках права Древнерусского государства. Как свидетельствует «Повесть временных лет» (начало XII в.), князь Владимир велел «всякому нищему и убогому приходить на княжеский двор, брать кушанье, питье и денег из казны». В дальнейшем, уже на Стоглавом Соборе 1551 г. было решено для действительно нуждающихся, прокаженных и престарелых устраивать богадельни, содержащиеся на добровольные пожертвования. Здоровым нищим проживать в них запрещалось и предписывалось, чтобы они «питались ходячи по дворам от боголюбцев якоже и до днесь». В первой половине XVII в. управление делами призрения было сосредоточено в Патриаршем приказе, а в 1670 г. учреждается особый Приказ строения богаделен.

Но стоимость этого решения заключалась в том, чтобы отказаться от накопления целевого фонда, чьи накопленные проценты могли покрыть значительную часть сегодняшних выгод. Теперь вопрос заключается в том, следует ли предлагать текущим и будущим работникам выплачивать более высокий налог на заработную плату, вытекающий из решения о выделении целевого фонда, или следует ли им в принципе попросить заплатить просто за то, что им пришлось бы внести в полностью финансируемый система. Можно было бы утверждать, что унаследованное бремя должно нести общее население, пропорциональное способности каждого налогоплательщика платить по федеральному подоходному налогу с населения.

Указом 1682 г., все бедные, нуждающиеся в призрении, были разделены на нетрудоспособных («увечные и старухи») и здоровых нищих. Первым предписывалось давать бесплатный приют и «по смерть кормить». Здоровые же нищие должны были «хлеб свой заживать работою или каким ремеслом к общей пользе». Примечательно, что в Указе предполагались и превентивные меры против нищенства: учить грамоте детей нищих, причем мальчиков отдавать на учение мастерам, а девочек - по монастырям. Этот Указ можно назвать первым российским нормативным правовым актом общественного призрения. Старых, увечных и вдов предполагалось содержать за счет казны пожизненно, а молодых и здоровых привлекать к труду. В той или иной степени эти положения дублировались Указами 1700, 1710 и 1712 гг. В 1720 г. в Москве началось строительство госпиталя для незаконнорожденных, с последующей отдачей его пациентов в учение.

Долгосрочный долг должен выплачиваться так или иначе, но подоходный налог является более справедливым механизмом, чем налог на заработную плату. Если унаследованный долг переводится на подоходный налог, наши текущие налоги с заработной платы будут покрывать запланированные выплаты.

История развития законодательства о социальном обеспечении в РФ.doc

Хронология социальной помощи была разработана и поддерживается Алексом Маккензи, главным аналитиком Министерства социального развития. Со временем он расширился, включив в него изменения в пособия по социальному обеспечению, военные пенсии, пенсии по старости, налоговые меры, семейную помощь, благосостояние детей, жилье, поддержку студентов и программы на рынке труда. В нем также описываются административные процедуры и порядок предоставления услуг. Источником информации являются, прежде всего, файлы, хранящиеся в документах Министерства социального развития, хранящихся в Национальном архиве и в историческом законодательстве.

Регламенты Главного магистрата и Духовной коллегии (1721 г.) предполагали устройство трех видов заведений общественного призрения: «смирительных домов» для здоровых нищих; «прядильных домов» для «непотребного и неистового женского пола», т.е. для нищих женщин; «гошпиталей» для убогих больных, увечных и престарелых обоего пола. С 1763 г. в Шляхетский кадетский корпус стали приниматься дети-сироты из дворянских семей.

Хотя хронология, несомненно, неполна и может содержать некоторые неточности и упущения, она предназначена только в качестве краткой справочной или отправной точки для тех, кто исследует или кто заинтересован в развитии и развитии программ социальной помощи в Новой Зеландии.

Однако в некоторых местах хронология, возможно, вышла за рамки этого, и любое толкование или суждение остается исключительно в отношении автора. Хронология социальной помощи была начата одновременно с историей социального развития Социального развития. Чтобы помочь исследователю, мы разрушили хронологию на исторические эпохи, которые в целом совпадают с главами в социальных событиях. Однако важно отметить, что Хронология имеет гораздо более широкую сферу, чем Социальные события. Многие из этих программ не предоставляются Министерством социального развития.

Учреждения для управления губерний (1775 г.), ввело организацию общественного призрения, сохранявшуюся почти на протяжении века. В каждой губернии для заведования этим делом были учреждены Приказы общественного призрения под председательством губернатора и с участием представителей всех сословий. Они ведали практически всей социальной сферой: народными школами и сиротскими домами, больницами и богадельнями, домами для неизлечимо больных и для сумасшедших, работными и смирительными домами. Примечательно, что неимущие могли бесплатно обучаться в народных школах, содержались в богадельнях и домах сумасшедших. В конце XVIII в. богадельни были впервые открыты не только в городах, но и деревнях.

Основные этапы становления

Министерство социального развития намерено обновить хронологию социальной помощи для учета будущих изменений в программах социальной помощи и устранения ошибок или упущений. Предлагаемые исправления и дополнения могут быть отправлены. Учитывая общенациональный импорт этой обязанности, стимулирование инициатив в области социального обеспечения является одной из конституционных обязанностей федерального правительства. Социальное обеспечение - это механизм совместного обслуживания, предназначенный для покрытия непредвиденных обстоятельств и других условий отсутствия безопасности из-за лишений или непредвиденных обстоятельств.

Члены императорской семьи принимали на себя попечение над Воспитательным обществом благородных девиц и мещанским его отделением, а затем над воспитательными домами для младенцев, мещанскими и коммерческими училищами. Этим было положено начало Ведомству учреждений императрицы Марии (1796 г.).

В 1823 г. учреждались Духовные попечительства о бедных духовного звания. В России создавались первые благотворительные общества, наиболее значимыми из которых было учрежденное в 1802 г. несколькими частными лицами Филантропическое общество. В 1816 г. оно было реорганизовано и получило новое наименование «Императорское человеколюбивое общество», и просуществовало до начала ХХ в. Его целями являлось учреждение заведений для призрения «дряхлых, увечных, неизлечимых и вообще к работе неспособных», а также «доставления неимущим, кои в состоянии работать, приличных упражнений» и «воспитания сирот и детей бедных родителей».

Он широко практикуется во всем мире. Однако они не были выполнены удовлетворительно. Ниже приведены некоторые из видных схем социального обеспечения, созданных федеральным правительством на протяжении многих лет. Эта цель заключалась в том, чтобы обеспечить компенсацию работникам травм, полученных в ходе их работы. Хотя это показалось похвальным, оно применялось только к неквалифицированным и низкоуровневым сотрудникам. Эта схема была направлена ​​на защиту сотрудников частного сектора, работодателями которых в основном были транснациональные корпорации, от финансовых трудностей в случае старости, прекращения трудоустройства, недействительности или смерти. Это тем более, что большинство работодателей не имеют таких положений в трудовых договорах со своими работниками. К сожалению, сотрудники, которые внесли взносы по схеме, не получили предполагаемых льгот, поскольку средства были в основном недоступны.

Общественное призрение носило двоякий характер: как сфера государственного управления и как сфера деятельности общественных организаций по призрению бедных, но в рамках государственной регламентации и под публичным контролем.

В 1835 г. в столице был учрежден Комитет для разбора и призрения нищих и изыскания способов к искоренению нищеты. Он должен был определять задержанных полицией действительно впавших в нищету лиц, изыскивать средства для учреждений заведений призрения, и отделять их от праздношатающихся, а также приобщать последних к труду. Сначала Комитет был учрежден на три года, а затем продолжил работу «до распоряжения правительства».

По этой схеме часть вознаграждений государственных служащих была вычтена и выплачена в пенсионные фонды. Ввиду кажущейся нехватки вышеупомянутых схем федеральное правительство Нигерии в течение последних 10 лет перешло к обновлению систем социального обеспечения путем введения нового законодательства и создания необходимых институтов. Обновленная энергичность привела к значительным улучшениям и предоставила проблеск надежды для рабочих в Нигерии. Ниже приводится недавнее законодательство, принятое федеральным правительством для укрепления системы социального обеспечения в Нигерии.

В результате земской (1864 г.) и городской (1870 г.) реформ функции общественного призрения были разделены между земскими и городскими учреждениями, сословными обществами и полицией. Учреждения общественного призрения, перешедшие в ведение земских учреждений, могли устанавливать в необходимых случаях сборы на общественное призрение. Было издано Положение о приходских попечительствах при православных церквах, предполагавшее первоначальное обучение детей, сбор средств и распределение их среди нуждающихся через церковные приходы (1864 г.). Призрение неимущих крестьян возлагалось на крестьянскую общину. В городе оно также носило сословный характер (для мещан, купцов и дворян).

Основные моменты улучшения включают. Он охватывает, медицинское лечение в случае аварии без инвалидности, реабилитации и выплаты компенсации за инвалидность и смерти. Мандат также охватывает лечение и выплату компенсации сотрудникам, которые страдают от профессиональных заболеваний, заключенных по контракту во время работы. Ожидается, что все работодатели и сотрудники получат выгоду от этой схемы.

Становление системы социального обеспечения в дореволюционной России

Существует общее мнение о том, что вышеупомянутые инициативы являются важными шагами в правильном направлении. Это должно дополняться устойчивым просвещением общественности и информированием общественности, особенно в неформальном секторе. В том же духе необходимо расширить сферу охвата социального обеспечения гражданами в этом секторе. Кроме того, случаи совершения должностных преступлений в управлении пенсионными фондами должны привлекать всю полноту закона с точки зрения уголовного преследования и наказания.

Предпринимались попытки стимулировать благотворительность посредством гражданского законодательства. В этом контексте особенно интересны положения Закона 1882 г. об освобождении от наследственной пошлины имущества, завещанного в пользу благотворительных, ученых и учебных учреждений, а равно монастырей и церквей. В пореформенный период дальнейшее развитие получили и частные благотворительные общества и учреждения, число которых в одной Москве в конце ХIХ в. доходило до 200, а в Петербурге было в 2 раза больше.

Одной из задач Великой российской революции (1905-1922 гг.) было правовое обеспечение социальной защищенности трудящегося народа. На первом этапе революции (становление конституционной монархии) 23 июня 1912 г. были приняты законы: «Об учреждении Присутствия по делам страхования рабочих», «Об учреждении Совета по делам страхования рабочих», «Об обеспечении рабочих на случай болезни», «О страховании рабочих от несчастных случаев». Эти законы не только внесли свою лепту в развитие российского трудового законодательства, но и обращением к проблеме социального страхования послужили определенным этапом в становлении права социального обеспечения.

Сложившаяся система общественного призрения, совмещавшая публичные и частные начала, существенно изменилась в условиях военных и революционных катаклизмов начала XX в. В начале Первой мировой войны (1914-1918 гг.) была налажена система пособий семьям, единственный кормилец которых был призван в армию. Помощь оказывалась многодетным семьям и вдовам погибших на фронте. Для нуждающихся открывались бесплатные столовые, а для сирот и детей из неполных семей - приюты и ясли. На втором этапе революции (формирование республиканской формы правления) Временное правительство заявило, что отказывается от существенного реформирования социальной сферы до созыва Учредительного собрания.

В период становления советской государственности (завершающем этапе Великой российской революции) упразднялись все ранее существующие благотворительные заведения и общества, но в ноябре 1917 г. был создан Наркомат государственного призрения. В его функции входило оказание помощи несовершеннолетним и престарелым гражданам, инвалидам войны и их семьям. Вопросами охраны материнства и детства занималась специальная коллегия. В марте 1918 г. на Наркомат были возложены также вопросы, связанные с выплатой пенсий и пособий, а при Народном банке РСФСР учреждался Учетно-ссудный комитет социального обеспечения. Наркомат государственного презрения был переименован в Наркомат социального обеспечения, органы которого ведали содержанием домов для престарелых и инвалидов. Согласно принятому в октябре 1918 г. Положению о социальном обеспечении оно осуществлялось за счет государства и распространялось на всех лиц, источником существования для которых был труд. В первые годы Советской власти было принято более 30 декретов по вопросам социального обеспечения рабочих, крестьян, военнослужащих и их семей.

При Наркомате социального обеспечения существовали самостоятельные, полномочные и межведомственные организации: Комиссия несовершеннолетних (1918-1919 гг.), занимавшаяся организацией борьбы с детской преступностью; Комиссия по назначению персональных пенсий (1926-1930. гг.) и др.

С 1920 г. функции Наркомата соцобеспечения начали ограничиваться. После Гражданской войны государственный характер сохранило обеспечение инвалидов войны и семей красноармейцев. На рабочих распространялась система социального страхования, а крестьяне обеспечивались в порядке самопомощи. С этой целью 3 мая 1921 г. Декретом СНК РСФСР учреждались крестьянские общества взаимопомощи. Они организовывали проведение общественной запашки и уборку полей, сбор средств в пользу нуждающихся.

Кроме государственных в советской России действовали и общественные организации благотворительного характера. Так, помощь ветеранам войны осуществлял Всероссийский комитет помощи инвалидам войны, больным и раненым красноармейцам и семьям лиц, погибших на войне. Он содействовал государственным органам в оказании помощи красноармейцам в период лечения, организовывал заготовку необходимых вещей и др.

Материальную помощь инвалидам оказывала кооперация инвалидов. В 1923 г. возникла Всероссийское общество слепых, в 1926 г. - Всероссийское общество глухонемых. Помощь научным работникам оказывала Петроградская комиссия по улучшению быта ученых (Петрокуба), действовавшая в 1919-1923 гг. Она выдавала установленные правительством академические пайки, содействовала улучшению медицинского обслуживания, улучшению труда и быта. С 1921 г. аналогичные функции, но уже в масштабах страны выполняла Центральная комиссия по улучшению быта ученых.

В дальнейшем в дело социального обеспечения внедрялся принцип целесообразности и приоритет государственных интересов. Так, по экономическим причинам пенсии по старости так и не стали всеобщими. Впрочем, лица старше 50 лет, утратившие трудоспособность и имеющие восьмилетний стаж наемного труда, имели право на пенсию в порядке социального страхования.

Согласно постановлению ВЦИК и СНК СССР от 2 июля 1931 г. впервые было введено понятие «социально-бытовая помощь». Соцстрах брал на себя все расходы на санаторно-курортное лечение, а также финансирование яслей, детских садов, молочных пунктов, пионерских и молодежных лагерей, бань, прачечных. Слияние Наркомата труда СССР и ВЦСПС (Всесоюзный центральный совет профессиональных союзов) в 1933 г. означало не только огосударствление профсоюзов, но и перенос всех социальных расходов на государственный бюджет. Постановлением СНК СССР и ВЦСПС от 23 марта 1937 г. все органы социального обеспечения и здравоохранения финансировались только за счет бюджета.

В годы и по окончанию Великой отечественной войны 1941-1945 гг. государство предпринимало серьезные меры по искоренению детской безнадзорности, помощи инвалидам и ветеранам войны.

14 июля 1956 г. был принят Закон СССР «О государственных пенсиях», которым предусматривались пенсии по старости, по инвалидности и в случае потери кормильца. В законе закреплялись основные принципы советской пенсионной системы: гарантированные государственные пенсии без каких-либо вычетов из заработка трудящихся; выплата пенсии за счёт средств общесоюзных фондов; единые основания пенсионного обеспечения (старость, инвалидность, потеря кормильца); единый возраст (60 лет для мужчин и 55 для женщин) и единые требования к трудовому стажу (25 и 20 лет соответственно), необходимому для назначения пенсии; единый порядок исчисления размера пенсии из заработка с преимуществом для невысокооплачиваемых категорий работников. Законом СССР от 15 июля 1964 г. «О пенсиях и пособиях членам колхозов» пенсионное обеспечение было распространено и на сельское население.

В 1970-1980-х гг. принимался ряд нормативных актов, направленных на повышение уровня социального обеспечения в целом и отдельных его видов: предоставлялись дополнительные льготы инвалидам-слепым при пользовании транспортом; повышались нормы расходов на питание детей в детских дошкольных учреждениях и домах ребёнка и др. Продолжала совершенствоваться система пенсионного обеспечения: повышались минимальные размеры пенсий для рабочих, служащих и членов колхозов; для последних вводился аналогичный с рабочими и служащими порядок исчисления пенсий. Таким образом, к концу 1980-х гг. в СССР в основном сформировалась государственная система социального обеспечения. Так, если до начала 1970-х гг., отношения по социальному обеспечению регулировались в рамках административного, гражданского, трудового и колхозного права, то в конце 1980-х гг. право социального обеспечения выделилось в самостоятельную отрасль права.

Как указано в Конституции РФ 1993 г., Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст.7).

Особое внимание в Российской Федерации уделяется пенсионному обеспечению граждан. Осуществление пенсионной реформы в России связано с принятием Закона от 20 ноября 1990 г. «О государственных пенсиях в Российской Федерации», во исполнение которого был создан Пенсионный Фонд России как самостоятельная внебюджетная кредитно-финансовая система. Закон закрепил равную для пенсионного обеспечения правовую оценку всех видов трудовой деятельности и оплаты за нее; механизм сохранения реальной оценки пенсии путем защиты ее от инфляции предотвращая таким образом снижение уровня жизни пенсионеров. В первоначальной редакции закон закреплял принципиальное положение, в силу которого минимальный размер пенсий не может быть ниже прожиточного минимума. Однако, единая пенсионная система в России сохранялась недолго. С 1993 г. Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел и их семей» обособил пенсионное обеспечение данных категорий граждан.

Федеральный закон от 15.12.2001 «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» установил современные принципы пенсионного обеспечения в нашей стране. В соответствии с Конституцией РФ были определены основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее назначения.

Пособия по беременности и родам регулировалось Законом от 4 апреля 1992 г. «О дополнительных мерах по охране материнства и детства», нормы которого затем были инкорпорированы в ФЗ от 19 мая 1995 г. «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», в связи с чем закон от 4 апреля 1992 г. был признан утратившим силу.

Впервые в нашей стране устанавливалось пособие по безработице. Оно вводилось в России законом от 19 апреля 1991 г. «О занятости населения в РСФСР».

Законом от 12 марта 1992 г. «О ритуальном пособии» впервые в России вводилось ритуальное пособие, которое назначалось любому лицу, взявшему на себя похороны умершего. В последствии нормы этого закона инкорпорировались в Федеральный Закон от 12 января 1996 г. «О погребении и похоронном деле», который вводил бесплатные ритуальные услуги всему населению, а если такие услуги не предоставлялись, то лицам, взявшим на себя похороны умершего, выплачивалось социальное пособие на погребение.

Вводился ряд других новых пособий: единовременные пособия предусмотрены для лиц, пострадавших в связи с участием их в борьбе с терроризмом; для медицинских работников, заразившихся ВИЧ-инфекцией при выполнении своих обязанностей; при возникновении поствакционального осложнения у граждан; для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей.

Законодательное закрепление получила и система социального обслу­живания пожилых граждан, инвалидов, семей с детьми. Федеральными зако­нами от 2 августа 1995 г. «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», от 24 ноября 1995 г. «О социальной защите инва­лидов», от 10 декабря 1995 г. «Об основах социального обслуживания на­селения в Российской Федерации» предусматривалось социальное обслужи­вание на дому пожилых и инвалидов, нуждающихся в постоянной помощи. Общая характеристика современной российской системы социального обеспечения была бы неполной без учета социальных льгот. Основной закон, который регулирует предоставление льгот по системе социального обеспечения, это ФЗ «О ветеранах», принятый в 1994 г. и изложенный в новой редакции ФЗ от 2 января 2000 г.

Право социального обеспечения развивающая, постоянно модернизирующаяся отрасль права. Ее совершенствование направлено на обеспечение достойной жизни наиболее нуждающийся категории населения, нетрудоспособных граждан России.

Таким образом, право социального обеспечения развивающая, постоянно модернизирующаяся отрасль права. Ее совершенствование направлено на обеспечение достойной жизни наиболее нуждающийся категории населения, нетрудоспособных граждан России.